Понятие и особенности источников трудового права – Понятие источников трудового права и их особенности

Понятие источников трудового права и их особенности

Источники трудового права — это нормативно-правовые акты и отдельные нормы, которые призваны регулировать отношения, входящие в предмет трудового права.

Об источниках трудового права необходимо говорить в двух аспектах. Первый из них означает формальное проявление источников трудового права. В формальном понимании под источниками трудового права следует понимать весь массив нормативно-правовых актов и норм, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права. Действительно, вначале правовым нормам придается определенная форма. Но придание данной формы вовсе не означает, что источнику права гарантирована реализация в отношения, для регулирования которых он создавался. Материализуются источники трудового права при реализации в конкретные отношения, превращая их в категорию правоотношений, то есть отношений, урегулированных нормами права. Сказанное позволяет говорить о материальном аспекте источников трудового права. Изучение источников права в материальном аспекте предполагает рассмотрение процесса их реализации в отношения, входящие в предмет трудового права. Только после перехода указанных отношений в категорию правоотношений можно сделать вывод о материальном проявлении источников трудового права.

Таким образом, между формальным и материальным проявлением источников трудового права находится процесс реализации.

В связи с чем источники трудового права необходимо изучать не только с точки зрения содержащихся в них правил поведения. Изучение процесса реализации источников трудового права позволяет выявить как способы, которые не привели нормы права в соответствующие отношения, так и способы, обеспечивающие реализацию норм трудового права. Рассмотрение материального аспекта источников трудового права позволяет выделить нормы, применение которых не вызывает затруднений, а также нормы, не преодолевшие путь от формального к материальному выражению. Выявление таких норм позволяет совершенствовать либо их содержание, либо процесс их реализации.

Источники трудового права имеют особенности. Во-первых, они издаются на различных уровнях правового регулирования труда: федеральном, региональном, местном и локальном. Во-вторых, источники трудового права могут быть приняты не только государственными органами, но и по их поручению органами местного самоуправления, субъектами трудового права. В-третьих, источники трудового права отражают как общие, так и специальные формы регулирования труда. В-четвертых, источники трудового права могут применяться не только исходя из приданной им юридической силы, но и по принципу отражения в них интересов работников. Нормативный акт, содержащий дополнительные льготы для работников, применяется и в том случае, когда такие льготы отсутствуют в вышестоящем по юридической силе нормативном правовом акте.

В-пятых, многие источники трудового права не могут преодолеть путь от формального к материальному выражению. Причем в правоприменительной деятельности нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, заменяется актом, изданным работодателем, который не желает предоставлять работникам предусмотренные в нем льготы. Имеющиеся способы реализации норм трудового права связаны с подачей жалобы работника на работодателя. Далеко не каждый работник способен жаловаться на своего работодателя. В силу чего нормы трудового права остаются без исполнения. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что нормы трудового права должны иметь дополнительные способы реализации, обеспечивающие их переход от формального к материальному выражению. Такие способы могут появиться лишь благодаря созданию Трудового процессуального кодекса РФ (ТПК РФ), который должен предусматривать гораздо больше способов защиты трудовых прав работников, чем дает действующий ГПК.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

источники трудового права

hr-portal.ru

Тема 2 источники трудового права россии

§ 1. Понятия источников трудового права и их системы

Источником трудового права называется Закон и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли. Источник представляет собой форму выражения норм трудового права, и эта форма может быть различной в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт. Источник трудового права надо отличать от актов правоприменения трудового законодательства, которые могут издавать как органы власти и управления (например Указы Президента о персональных награждениях), так и работодатели (приказы о дисциплинарной ответственности, приеме на работу, переводах и т. д.), а также суд, своим решением восстанавливающий работника на прежнем месте работы.

Источник трудового права является результатом нормотворче-ской деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.

Система источников трудового права включает все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, соглашений, классифицированных не только по предмету, но и по подчиненности, субординации актов. Все источники в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.

Система источников строится по системе отрасли трудового права, а последняя построена по предмету данной отрасли.

Весь комплекс источников трудового права называется трудовым законодательством, или законодательством о труде, которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обществе, а также в международно-правовом регулировании труда,так как трудовое право исключительно динамичная отрасль права. С принятием нового Трудового кодекса ряд положений будет пересмотрен и в науке трудового права.

§ 2. Особенности системы источников трудового права

Для системы источников трудового права России характерны следующие особенности:

1. В создании актов трудового законодательства активно участвуют сами работники через свои трудовые коллективы, профсоюзы и другие представительные органы, а также работодатели.

2. В систему источников трудового права России, обусловленную федеральным характером нашего государства, входят нормативные акты не только федерального ранга, но и акты субъектов Российской Федерации, а также нормативная часть социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, международно-правовые акты по труду, ратифицированные нашей страной (Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., конвенции и декларации Международной организации труда).

Вся система источников трудового права РФ состоит из: федерального законодательства,регионального (субъектов Федерации),локального (на предприятии, в организации) имеждународных актов, которые имеют преимущество перед национальными актами в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ.

3. В этой системе – не только федеральные централизованные акты (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.), определяющие минимальный уровень гарантий трудовых прав, как общих для всех работников, так и специальных для некоторых категорий, но и конституции, законы и иные акты о труде субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права и расширяющие указанные гарантии, повышающие их уровень. Все они должны соответствовать по содержанию их норм Трудовому кодексу РФ (ст. 5 ТК) и не снижать, а лишь повышать уровень его гарантий.

4. Эта система состоит из общего трудового законодательства, относящегося ко всем работникам всей территории России, и специального, отражающего дифференциацию его норм, распространяющегося на определенные категории работников. В общих актах (ТК и др.) могут быть и специальные нормы (о труде на вредных, опасных работах, труде женщин, подростков и т. д.). Конституция РФ, Трудовой кодекс и федеральные законы о труде имеют верховенство на всей территории России.

5. Вся система делится на законы и подзаконные акты. Законы делятся на основные (Конституция), конститутивные (Декларация прав и свобод человека и гражданина (Ведомости РСФСР, 1992, № 52, ст. 1865) и текущие (например Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»). Законы о труде могут быть кодифицированными, например ТК РФ, и текущими по отдельным институтам трудового права, как указанный Закон «О коллективных договорах и соглашениях». Следует отметить, что текущие российские законы появились лишь с 1990 г., а до того на территории России действовали в основном союзные законы о труде (кроме КЗоТ РСФСР). В настоящее время их действие продолжается лишь по тем вопросам, которые не урегулированы еще российскими законами. К

подзаконным актам относятся все, кроме законов, нормативные акты трудового законодательства (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и приказы нормативного характера министерств, ведомств как России, так и ее субъектов, нормативная часть социально-партнерских соглашений и коллективных договоров).

6. В системе источников трудового права есть и нормативные акты по труду, охране труда специализированных органов (Министерства труда и социальной защиты), а также приказы, правила, инструкции специализированных государственных и профсоюзных инспекций, осуществляющих надзор и контроль за трудовым законодательством, охраной труда (Гострудинспек-ции, Госпромтехнадзора, Атомнадзора, Санэпидемнадзора и др.).

studfiles.net

Понятие и общая характеристика источников трудового права

Нормы права всегда имеют носителей, которыми являются нормативные акты т.е должны быть закреплены в нормативных актах. Они традиционно рассматриваются как источники права. Подобно объединению норм институтов отраслей в системе права, нормативные акты также образуют систему источников права. Одним и вопросов системы источников является правильное определение юридического значения того или иного источника в иерархии источников т.е. определение большей или меньшей юридической силы того или иного источника по сравнению с иными источниками.

Примечание. Нужно различать систему законодательства в узком и широком значении. См. выше.

Система источников законодательства рассматривает как внешнее выражение системы права, она носит вторичный, по отношению к системе права, характер (зависит от нее).

Таким образом, система источников ТП – это нормативные акты т.е. акты носящие неперсонофицированный характер и неоднократно применяемое, регулирующее трудовые и непосредственно связанные с трудовыми общественные отношения обязательные для всех или отдельных категорий работников и работодателей и защищенное возможностью применения государственного принуждения.

Соответствующие источники трудового права можно объединить в три больших блока различные по своему юридическому значению, порядку реализации и применения.

  1. Нормативные акты ТП, непосредственно относящиеся к законодательству о труде РФ и субъектов РФ, акты органов местного самоуправления а также нормативные акты отдельных организаций – работодателей. Данный блок можно обозначить как национальное законодательство о труде. К нему относятся большинство действующих нормативных актов.

  2. При определенных условиях и по определенным правилам, предусмотренным ст 423 ТК могут применяться нормативные акты прежнего союза СССР и трудового законодательства РСФСР и РФ, принятое до введения в действие нового ТК.

  3. Общепризнанные принципы и нормы международного трудового права, международные договоры с участием РФ в сфере труда.

Характеристика национального законодательства о труде (законодательных и подзаконных нормативных актов в сфере труда)

Система источников российского трудового права содержит законодательные и подзаконны нормативные акты, различающиеся по юридической силе, сфере действия, органами, которые их приняли, порядком принятия. Ст.5 ТК подчеркивает, то регулирование отношений, входящих в предмет отрасли осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.

Ст. 5 содержит общие перечень видов источников отрасли и относит к ним ТК, ФЗ, законы субъектов федерации, содержащие нормы ТП, а также включают категорию иных, т.е. подзаконных актов, также содержащих нормы ТП. Подчеркивается наличие в системе ТП указов президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Как отдельная разновидность источников рассматривается правовые акты органов местного самоуправления.

Кроме того, как отдельный вид источников рассматриваются коллективные договоры, соглашения (нормативные договоры по терминологии лектора) и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права т.е. акты, принимаемые непосредственно в организациях работодателя.

К числу важных вопросов реализации и применения источников ТП на сегодняшний день, в частности относится практическое разграничение полномочий РФ и субъектов РФ в регулировании трудовых отношений, иерархия (приоритетное юридическое значение одних нормативных актов по отношению к другим нормативным актам), коллизии между ТК и иными ФЗ (иногда встречаются на практике).

Иерархию источников ТП также устанавливает ст.5 ТК. В частности ст.5 устанавливает следующее важное правило. Нормы трудового права, содержащиеся в иных ФЗ должны соответствовать настоящему кодексу. В случае противоречий между настоящим кодексом и иным ФЗ, содержащим нормы ТП, применяется настоящий кодекс. Если вновь принятый ФЗ, содержащий нормы ТП противоречит настоящему кодексу, то этот ФЗ применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий кодекс (либо, как подчеркивает лектор, изменения вносятся в ФЗ и он приводится в соответствии с кодексом).

Таким образом, кодекс не просто остается кодифицированным федеральным законодательным актом, он приобретает приоритетную юридическую силу не только по отношению к подзаконным нормативным актам, но и по отношению к иным, неконституционным законам, регулирующим, отношения в сфере труда. При возникновении противоречий между ТК и каким-либо обычным ФЗ дата принятия этого ФЗ уже не будет иметь значение. ФЗ может быть принят позже кодекса, но нормы кодекса будут обладать юридическим приоритетом.

ТК также устанавливает иерархию таких подзаконных нормативных актов, как указ президента, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы ТП. Указы президента РФ, содержащие нормы ТП не должны противоречить настоящему кодексу и иным ФЗ. Постановления Правительства РФ не должны противоречить ТК и иным ФЗ и указам президента РФ. Нормативные акты федеральным органам исполнительной власти соответственно не должны противоречить вышеуказанным источникам ТП.

Также ст. 5 предусматривает то, что законы субъектов РФ не должны противоречит Тк и иным ФЗ. Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречит ТК, иным ФЗ, указам Президента РФ и нормативно-правовым актам федеральный органов исполнительной власти.

Примечание. С точки зрения лектора редакция ст.5 ТК в этой части ее содержания является достаточно несовершенной, неудобной с практической точки зрения. Как можно видеть в данной редакции ст.5 ТК остается открытым вопрос о приоритете нормативный актов в случае противоречия между законом субъекта РФ и подзаконным нормативным актом федерального органа государственной власти.

Ст.6 ТК разграничивает полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ при регулировании ими трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Перечень вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти содержится в части 1 ст.6 ТК. Данный перечень достаточно широк и к нему отнесены наиболее важные вопросы правовой организации труда (регулирования трудовых отношений).

К полномочиям федеральных органов государственной власти, в частности, относится порядок заключения и расторжения трудовых договоров, порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения, порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровья работников, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей и другие. Полномочия субъектов РФ определяются ТК по остаточному принципу.

Ч.2т.6 ТК устанавливает, органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы ТП по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

В тоже время ст.6 устанавливает несколько исключений. Анализ содержания ст.6 ТК позволяет выделить три исключения т.е. три случая, когда вопрос формально юридически отнесен к ведению РФ, но тем нимение может разрешаться субъектом РФ:

  1. Субъект федерации в праве нормативным образом регулировать трудовые отношения по вопросам, отнесенным к полномочиям федеральным органам государственной власти в случае пробела в праве и отсутствия необходимого федерального нормативного акта.

  2. В случае первоначального принятия нормативного акта субъектом федерации, последующего принятия нормативного акта федеральным органом власти и сохранения действия прежнего нормативного акта субъекта федерации при приведении его в соответствии с ФЗ или иным федерально-нормативным актом (по мнению лектора это самый распространенный случай на сегодняшний день)

  3. В случае улучшения положения работника по сравнению с федеральным законодательством за счет средств соответствующего бюджета

После изменений, внесенных в ТК 30 июня 2006г. значительную сложность представляет правильное определение соотношения ст.6 ТК и ст.252 ТК. Ст.252 ТК в настоящее время устанавливает особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда, всеми физиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, а также других оснований устаналивающимися трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Таким образом, следует, что дифференцируемые нормы, относящиеся к специальной части ТП могут устанавливаться практически любым источником трудового права на федеральном уровне, уровне субъекта РФ и даже на локальном уровне. Подобная норма резко противоречит по мнению лектора, приведенным выше правилам разграничения предмета ведения РФ и субъектов РФ и формально юридически позволяет решать вопросы отнесенные ст.6 компетенции федеральных органов РФ не только органов государственной власти субъектов но и даже на локальном уровне. С точки зрения ст.6 подобное регулирование в принципе невозможно.

Так например, ни один суд не воспринял бы как легитимным особый порядок рассмотрения спора для женщин имеющих детей, который бы установил на локальном уровне какой-либо работодатель поскольку порядок рассмотрения индивидуально трудовых споров предусмотрен федеральным законодательством (ТК). Подобную коллизию норм (ст 2 и ст252) по мнению лектора необходимо рассматривать как существующее системное противоречие допущенное в ТК в редакции от 30 июня 2006 г. Ст.5. характеризует нормативные акты органов местного самоуправления и устанавливает их компетенцию при регулировании трудовых отношений. Ст.5 предусматривает право органов местного самоуправления принимать нормативно-правовые акты, содержащие нормы ТП, подчеркивая при этом, что принимать подобные акты они могут в пределах своей компетенции в соответствии с ТК, другими ФЗ, иными нормативно-правовыми актами РФ, законами, иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

studfiles.net

Понятие источников трудового права россии, их основные особенности

«Источник права» — условное юридическое обозначение смысл, которого может быть раскрыт исходя из исторического подхода к вопросу о происхождении права вообще. С точки зрения возникновения права его источником являются матери­альные условия жизни общества, господствующий тип произ­водственных отношений. В сфере материального производства возникают общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании. Происходит процесс формирования права (правотворчество), который завершается формулирова­нием соответствующих правил поведения, юридических норм, выраженных в форме государственных актов (законов) или иных актов, издаваемых по поручению или с санкции высшего органа государственной власти (законодателя). Изучение про­цедуры и формы выражения права представляет собой само­стоятельный раздел юридической науки.

Конкретные формы выражения права могут быть различ­ными в зависимости от степени важности регулируемых Обще­ственных отношений, отраслевой принадлежности, компетен­ции нормотворческого органа. Это могут быть законы, указы, постановления, приказы и другие нормативно-правовые акты.

Применительно к конкретной сфере общественных отноше­ний нормативные акты являются источниками права в фор­мальном смысле, т. е. выраженными в определенной форме. Именно в этом смысле термин «источник права» используется в юридической науке при изучении конкретных правовых систем и правоотношений, регулируемых данной системой права.

В этом специфическом понимании термин «источник пра­ва» является синонимом таких юридических выражений, как «законодательство», «нормативные акты», «форма права», «внешняя форма права». Все они выражают одно и то же яв­ление: форму, в которую облекается результат нормотворчества, воля законодателя. В настоящей работе термин «ис­точник трудового права» будет использоваться именно в на­званном смысле, т. е. для обозначения конкретных форм выражения правовых предписаний в сфере трудовых отноше­ний, исходящих, как от государственных органов власти (зако­нодателя), так и от органов государственного управления, из­дающих нормативные акты в пределах своей компетенции, на основе и во исполнение действующего законодательства.

Трудовое право как система юридических норм, регулирую­щих общественно-трудовые отношения, состоит из множества нормативных актов: законов, указов, постановлений правительства, различных ведомственных актов, а также локальных норм, действующих в конкретных производственных и непроиз­водственных структурах—предприятиях, объединениях, инсти­тутах, кооперативах, учреждениях и т. д. Все они должны быть подчинены единым конституционным принципам обществен­ной организации труда, находиться между собой в определен­ной субординационной зависимости.

При изучении источников трудового права следует обратить внимание на некоторые особенности формирования трудового законодательства и иных нормативных актов о труде, обуслов­ленные сложностью и исключительной важностью социальной роли трудового права в обществе.

Во-первых, трудовое право России должно отражать федеративный характер государства, действующего в условиях раз­граничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной, власти России и органами власти входящих в ее состав республик. Во-вторых, трудовое право России формируется при широком участии трудовых коллективов и профсоюзов. Именно в трудовом праве, единственном в общей системе права страны, большое значение имеет локальное нормотворчество, т. е. нормотворчество самих трудящихся в лице их трудовых коллекти­вов и профсоюзных организаций. Локальные нормы права при­званы обеспечить наибольшую эффективность трудового зако­нодательства в конкретных условиях производства. Локальные нормы права позволяют использовать инициативу трудового коллектива в решении производственных и социальных про­блем, возникших в его жизни. Участие трудящихся в разра­ботке локальных норм права — одна из форм привлечения их к управлению делами предприятий и осуществления контроля за деятельностью администрации и предпринимателей.

При изучении трудового законодательства следует обратить внимание на некоторые особенности современного состояния законности вообще и в регулировании трудовых отношений в частности. Последние 20 лет трудовое законодательство рес­публик, входивших в СССР, формировалось в строгом соответ­ствии с Основами законодательства СССР и союзных респуб­лик о труде. Поэтому единство трудового законодательства в масштабах Союза было неизбежно и вполне объяснимо. Каж­дая республика придерживалась единых принципов в подходе к регулированию трудовых отношений. Она могла включать в свой кодекс незначительные детали, не меняющие суще­ства правового предписания, более удачные формулировки. Теперь же, после распада СССР и в связи с принятием Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР от 25 сентября 1992 r. применение на территории России основ законодательства о труде СССР и союзных республик исклю­чено.

Закон от 25 сентября 1992 г. воспринял все положения за­конодательства СССР, приемлемые в условиях перехода России к рыночным отношениям. Именно поэтому упоминание о законо­дательстве СССР в новом тексте КЗоТ РФ полностью отсутст­вует. Иначе говоря, все, что представлялось ценным в законо­дательстве СССР, включено в содержание КЗоТ РФ. Исклю­чена, естественно, и ст. 256 КЗоТ РСФСР, устанавливающая приоритет законодательства СССР перед законами РФ.

Трудовое законодательство России обладает большой сте­пенью дифференциации в правовом регулировании труда в за­висимости от ряда объективных и субъективных особенностей применения общих норм права к отдельным категориям ра­ботников.

С учетом сказанного можно рекомендовать следующее опре­деление источника трудового права: под источниками трудового права сле­дует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельно­сти компетентных органов государства в сфере регулирования тру­довых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.1

Источники трудового права, таким образом, могут быть отождествлены с понятием нормативно-правовых ак­тов, регулирующих рынок труда, отношения по организации и применению труда наемных работников.

Источники —нормативные акты, относящиеся к трудовому праву России, составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Такую систему обычно именуют системой трудового законодательства, подразумевая, од­нако, в одних случаях совокупность всех нормативных актов — источников трудового права, в других —только законы о труде. Иначе говоря, различают понятие трудового законодательства в широком и узком смысле слова.

Из теории права известно, что в отличие от других право­вых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное при­менение при описанной в них ситуации, т.е. они содержат нормы права. Так, есть Указы Президента РФ нормативные, а есть и не нормативные, а правоприменительные. Например, Указы о пер­сональном награждении, присвоении почетных званий — это правовые акты правоприменительного характера, а Указ Прези­дента РФ от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов) — это нормативный акт трудового права.

Источники трудового права, содержащие нормы трудового законодательства, надо отличать от правовых актов применения трудового законодательства. Решение суда по конкретному тру­довому спору — это акт применения норм трудового законода­тельства, а не источник права.

В источниках трудового права России отражены матери­альные условия жизни нашего общества и с их изменением ме­няются и источники трудового права. Ныне это происходит часто, в связи, с чем трудовое законодательство быстро обнов­ляется. С изменением в настоящий период производственных отношений, трансформацией форм собственности, разгосу­дарствлением государственных и муниципальных предприятий изменяются трудовые отношения в них. Меняется и трудовое законодательство, и его источники в направлении большего их соответствия возникающим рыночным отношениям. Устаревшие нормативные акты трудового права отменяются или исправля­ются, дополняются, а новые появляются.

«Источники трудового права не следует путать с актами тех же органов, изданными и процессе правоприменительной деятельности. Так, постановление правительства РФ от 10 июля 1988 г. «О составе комиссии Правительства Рос­сийской Федерации по экономической реформе» или отдельные указы Президента РФ о награждении за заслуги перед государством тех или иных лиц правовых норм не содержат, а вот Указ Президента РФ от 5 мая 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов» носит правовой характер, ибо обладает нормативным содержанием.1

Нормы трудового права могут быть закреплены в актах, явля­ющихся по своему основному содержанию источниками других отраслей права, например государственного. Так, в Конституции РФ, которая является юридической базой текущего законодатель­ства, закреплены основные права и обязанности граждан в сфере труда».2

studfiles.net

Классификация и особенности источников трудового права

Понятие источников трудового права

Определение 1

Источник права – это форма выражения и регламентация правовых норм.

Источники права это прежде всего акты государственных органов в которых содержится нормативно правовое регулирование трудовых и связанных с ними отношений.

Источник трудового права представляет собой форму выражения воли законодателя в трудовой сфере в определенном законодательном акте. В данных актах может содержаться различные положения трудового права, а также нормы межотраслевого характера. Так, в Верховном законе страны содержатся основные положения многих отраслей права.

Источник трудового права может быть принят любым уполномоченным на то органом согласно его компетенции. Теория государства и права говорит, что нормативные акты включают в себя нормы права и предусматривают неоднократное применение.

Необходимо отличать источники трудового права и акты правоприменения, такие как Указы президента о присвоении почетных званий либо назначения на должность. Постановления и решения суда также считаются правоприменительными актами в трудовом праве, Постановления Пленумов являются актами толкования права. Следовательно, указанные акты нельзя относить к источникам трудового права.

В источниках трудового права отражена экономическая сторона жизни общества, в связи с ее изменение меняются и источники трудового права. Источники трудового права представляют собой стройную систему законодательных актов, которые связаны между собой и представлены определенной иерархией.

Замечание 1

Таким образом, источник трудового права – это нормативно-правовой акт, который регулирует общественные отношений в области труда, а также вытекающие из них связанные отношения.

Классификация

Нормативно-правовые акты следует рассматривать по их юридической силе. Так, законы в сравнении с иными источниками обладают большей юридической силой.

  • Международные конвенции и договора,
  • Верховный закон (Конституция),
  • Федеральные конституционные законы,
  • Федеральные законы (в том числе и кодифицированный акт в трудовой сфере – Трудовой кодекс РФ),
  • Законы (например, Федеральный закон «О прожиточном минимуме» или Федеральный закон «О занятости населения»),
  • Постановления и распоряжения Правительства страны (такие как Постановление «Об утверждении списка работ, на которых не допускается труд лиц, которые моложе восемнадцати лет») и Указы президента,
  • Ведомственные акты (например, постановления Министерства труда или Министерства здравоохранения),
  • Нормативные акты, которые приняты органами местного самоуправления.

Все источники трудового права можно разделить на три большие группы:

  • Нормативные договора и соглашения (могут быть трехсторонними либо двухсторонними),
  • Нормативно-правовые акты,
  • Судебная и правоприменительная практика, которая сложилась в трудовой сфере либо с связанными общественными отношениями.

Особенности

К особенностям источников трудового права следует относить:

  • Соотношение единства и разграничения в юридическом регулировании. То есть регулирование трудовых отношений связано с иными отношениями и представлено единством законодательства по данным вопросам.
  • Обильное количество международно-правовых актов,
  • Сочетание централизованного, территориального, регионального и местного регулирования.
  • Непосредственное формирование системы источников трудового права самими работниками и работодателями.

Замечание 2

Особенное место в системе источников трудового права занимают Конституция РФ и Трудовой кодекс. Связано это с тем, что в основном законе регламентированы базовые начала трудового права, а в Трудовом кодексе собраны все положения, которые важны для регулирования трудовых отношений.

spravochnick.ru

§ 2. Особенности системы источников трудового права. Трудовое право




Для системы источников трудового права России характерны следующие особенности:

1. В создании актов трудового законодательства активно уча­ствуют сами работники через ϲʙᴏи трудовые коллективы, проф­союзы и другие представительные органы, а также работодатели.

2. В систему источников трудового права России, обуслов­ленную федеральным характером нашего государства, входят нормативные акты не только федерального ранга, но и акты субъектов Российской Федерации, а также нормативная часть социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, международно-правовые акты по труду, ратифицированные на­шей страной (Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., конвенции и декларации Международ­ной организации труда).

Вся система источников трудового права РФ состоит из: фе­дерального законодательства, регионального (субъектов Федера­ции), локального (на предприятии, в организации) и международ­ных актов, кᴏᴛᴏᴩые имеют преимущество перед национальными актами в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ.

3. В ϶ᴛᴏй системе—не только федеральные централизован­ные акты (законы, указы Президента РФ, постановления Прави­тельства РФ и др.), определяющие минимальный уровень гаран­тий трудовых прав, как общих для всех работников, так и спе­циальных для некᴏᴛᴏᴩых категорий, но и конституции, законы и иные акты о труде субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права и расширяющие указанные гарантии, повышающие их уровень. Все они должны ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать по содержанию их норм Трудовому кодексу РФ (ст. 5 ТК) и не сни­жать, а исключительно повышать уровень его гарантий.

4. Кстати, эта система состоит из общего трудового законодательст­ва, ᴏᴛʜᴏϲᴙщегося ко всем работникам всей территории России, и специального, отражающего дифференциацию его норм, рас­пространяющегося на определенные категории работников. В общих актах (ТК и др.) могут быть и специальные нормы (о труде на вредных, опасных работах, труде женщин, подро­стков и т. д.). Конституция РФ, Трудовой кодекс и федеральные законы о труде имеют верховенство на всей территории России.

28

5. Вся система делится на законы и подзаконные акты. За­коны делятся на основные (Конституция), конститутивные (Декларация прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина (Ведомости РСФСР, 1992, № 52, ст. 1865) и текущие (например Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»). Законы о труде могут быть кодифицированными, например ТК РФ, и текущими по отдельным институтам трудового права, как указанный Закон «О коллективных договорах и соглашениях». Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ текущие российские законы появились исключительно с 1990 г., а до того на территории России действовали в основном союзные законы о труде (кроме КЗоТ РСФСР). Сегодня их действие продолжается исключительно по тем во­просам, кᴏᴛᴏᴩые не урегулированы еще российскими законами. К подзаконным актам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся все, кроме законов, норматив­ные акты трудового законодательства (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и приказы нормативного характера министерств, ведомств как России, так и ее субъектов, нормативная часть социально-партнерских со­глашений и коллективных договоров).

6. В системе источников трудового права есть и норматив­ные акты по труду, охране труда специализированных органов (Министерства труда и социальной защиты), а также приказы, правила, инструкции специализированных государственных и профсоюзных инспекций, осуществляющих надзор и контроль за трудовым законодательством, охраной труда (1острудинспек-ции, Госпромтехнадзора, Атомнадзора, Санэпидемнадзора и др.).

Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал — Трудовое право — В.Н. Толкунова. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «§ 2. Особенности системы источников трудового права») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Трудовое право — В.Н. Толкунова. в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Трудовое право — В.Н. Толкунова., 2015. § 2. Особенности системы источников трудового права.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai