Понятие форм источников права – Понятие и виды форм (источников) права

Форма (источник) права: понятие, виды | Теория государства и права вики

Понятие «источник права» используется в науке в 3-х основных значениях:

в материальном – это общественные отношения, которые необходимо урегулировать правом.
в идеологическом – это правосознание, от уровня развития которого зависят нормы права.
в формально-юридическом – это форма внешнего выражения правовых норм.

Понятия «форма права» и «источник права» в формально-юридическом смысле тождественны.

Формы источников праваПравить

1) Правовой обычай – это санкционированное и обеспечиваемое государством, исторически сложившееся правило поведения, регулирующее общественные отношения.

Обычай становится правовым после его санкционирования государством.

Государство санкционирует только те обычаи, которые выражают единообразную и устойчивую общественную практику и соответствуют государственной политике.

Государство санкционирует обычаи двумя способами:

а) путем общей / генеральной отсылки к обычаю (текстуального закрепления обычая в НПА в данном случае нет),
б) путем восприятия обычая правоприменительной практикой, когда решения по делу выносятся на основе обычая.

Совокупность правовых обычаев образует обычное право.

Чертами правовым обычаев являются множественность, локальный характер, постоянность соблюдения и консервативность.

Правовые обычаи являются древнейшими источниками права. В период зарождения государства обычное право представляло почти все право в государстве. В рабовладельческих и феодальных государствах правовой обычай был важнейшим источником права. По мере появления и распространения других источников права роль и значение правовых обычаев снижается. 

В правовых государствах вес правовых обычаев в источниках правах очень мал. Они играют второстепенную роль в регулировании общественных отношений.

2) НПА – это принятый уполномоченным субъектом правотворчества официальный письменный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

В рабовладельческих и феодальных государствах НПА были немногочисленны. По мере развития государства и права роль и значение НПА в системе источников права возрастает. Они становятся важнейшими источниками права, а в государствах, входящих в романо-германскую правовую семью, становятся основными источниками права.

Достоинством НПА как источника права является возможность его оперативного принятия, изменения и отмены. Это позволяет адекватно реагировать на изменение общественных отношений и обеспечивать максимальную эффективность правового регулирования.

3) Правовой прецедент – это конкретное судебное или административное решение по конкретному делу, за которым государство признает общеобязательный характер.

а) судебный (создается судебными органами),
б) административный (создается несудебными органами).

Судебный прецедент является обязательным для судов той же и низших инстанций. При этом обязательной является «сердцевина дела», т.е. суть правовой позиции суда, на основе которой вынесено решение. Правовой прецедент является древнейшим источником права.

Прецедентный путь формирования права был характерен для большинства стран. В Великобритании был основным, поэтому правовой прецедент стал основным источником права в Великобритании и других странах, вошедших в англо-саксонскую правовую семью. В романо-германской семье на рубеже 18-19 веков правовой прецедент перестал признаваться источником права. Во второй половине 20 века в некоторых странах романо-германской правовой семьи прецедентный характер стал признаваться за решениями высших судебных органов.

Признание правового прецедента источником права означает признание наличия у суда правотворческой функции.

4) Нормативный договор

– это двустороннее или многостороннее соглашение, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права.

Нормативный договор имеет много общих черт с НПА. Главное отличие состоит в следующем: НПА является результатом одностороннего волеизъявления уполномоченного субъекта правотворчества, а НД – это результат взаимного согласованного волеизъявления сторон.

Нормативный договор следует отличать от индивидуального договора.

Индивидуальный договор – это двустороннее или многостороннее соглашение, устанавливающее, изменяющее или отменяющее права и обязанности участников правоотношения.

Наибольшее значение НД как источник права имеет в международном праве, где он является основным источником права. Во внутригосударственном праве его удельный вес невелик. Наибольшее распространение он получил в конституционном, административном, трудовом и муниципальном праве.

Возрастание роли нормативного договора в системе права является отображением процесса децентрализации правового регулирования.

5) Религиозные тексты — это своды религиозных правил, содержащихся в религиозных книгах, а также в актах, принимаемых органами управления религиозных организаций.

Во всех рабовладельческих и феодальных государствах роль религии в жизни общества была велика. Она оказывала существенное влияние на государственную политику, в том числе на области правотворчества.  Религиозные организации имели огромное влияние, поэтому государство, не желая вступать в противостояние с ними, нередко придавало юридическую силу религиозным нормам, которые тем самым приобретали религиозный характер.

В современном мире религиозные организации являются источниками права в мусульманских странах (Коран), в индусских (Шастры, Веды), в Ватикане (Библия). Однако и в этих странах все большее распространение получает НПА.

6) Правовая доктрина – это правовые позиции ведущих ученых юристов, содержащиеся в их научных трудах, на основе которых правоприменительные органы выносят решения по конкретным делам.

Как правило, в современных государствах правовая доктрина не является источником права, хотя юридическая наука играет большую роль в правотворческой деятельности, являясь источником права в идеологическом смысле.

В III веке на отдельные положения работ юристов классиков стали ссылаться как на тексты законов. В начале V века император Валентиан издал закон «О цитировании юристов». Этим законом положениям работ наиболее известных юристов придавалась обязательная юридическая сила. Это означало, что решение по делу суд мог выносить не только на основе законов, но и ссылаясь на работы юристов.

В эпоху Средневековья трактаты известных юристов также выступали в качестве источников права. В Англии в 18 веке обязательными для судов были работы Блэкстоуна. В 19-20 веках значение юридической науки как источника права падает и в большиснтве стран они перестают признаваться источниками права.

В государствах, входящих в религиозную правовую семью и, прежде всего, в мусульманских правовая доктрина является важнейшим источником права, т.к. суды в решении конкретных дел ссылаются не на положения Корана непосредственно, а на разъяснения, которые даны ведущими мусульманскими богословами и юристами.

7) Правосознание – это правовые позиции субъектов правоприменительной деятельности, на основе которых выносятся решения по конкретным делам.

Как правило, правосознание не является источником права, хотя играет большую роль в правоприменительной деятельности.  На отдельных этапах развития общества и государства правосознание может быть источником права.

В России источниками права признаются НПА, НД и правовые обычаи.

ru.the-theory-of-state-and-law.wikia.com

Понятие источника (формы) права


⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 25Следующая ⇒

В юридической литературе понятия источника и формы права, как правило, используются в качестве тождественных (синонимов). Однако смысл этих понятий относительно права не всегда одинаков. Во-первых, они имеют разную этимологическую природу, а именно: источник характеризует происхождение, генезис какого-либо явления, своего рода его «производящее начало»; форма же характеризует способ организации содержания, его внешнее проявление. В связи с этим уточним: «источник» означает исходное начало или основание, корень, причину, исходный импульс, существенно воздействующий на формирование закона или иного нормативного правового акта. Форма права понимается как способ выражения государственной воли или как способ, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила.

Понятие «источник права» в правоведении многозначно, используется в нескольких смысловых значениях.

1. Источник права в материальном смысле – это развивающиеся общественные отношения (экономические, социальные условия жизни общества и др.), которые выступают соответствующей правообразующей силой. Так, формирование рыночной экономики в современной России обусловило принятие многих законов экономической направленности. Соответственно, Конституция и Гражданский кодекс РФ устанавливают и регулируют различные формы собственности; расширен круг субъектов рыночной экономики (частные предприятия, акционерные общества, банки, биржи и т.д.), определена их правосубъектность, предоставлена свобода предпринимательства.

Итак, источники права в материальном смысле – это материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности, оказывающие существенное влияние на формирование и действие права.

2. Источник права в идеальном смысле – правовые идеи, взгляды, правосознание, теории, формирующие определенное правопонимание, оказывающие значительное влияние на правотворческую и правоприменительную практику. Напомним, в послеоктябрьский период в нашей стране советские суды и административные органы руководствовались в основном «революционным правосознанием». Результаты такой юридической практики хорошо известны. В настоящее время в России приоритетны идеи формирования правового государства и гражданского общества, положительного отношения к праву, признание личности высшей социальной ценностью и др.

3. Источник права в формально-юридическом смысле, понимаемом, как форма юридического закрепления и внешнего выражения правового предписания. По сути, имеется в виду форма права, т.е. официальный нормативный правовой акт, откуда мы получаем, «черпаем» сведения о юридических нормах, необходимых для решения конкретного юридического дела. Именно с этой точки зрения выделяют такие разновидности источников, как юридический прецедент, правовой обычай, нормативный правовой акт и нормативный договор.

Следовательно, когда говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, закрепления правовых норм (закон, указ, постановление и т.д.). Существенно то, что именно здесь происходит совпадение формы и источника права. Форма указывает на то, как, каким образом выражена во вне государственная воля, а источник содержит сведения о том, какие юридические нормы закрепляет, фиксирует эта форма, откуда мы можем получить информацию о юридических предписаниях. Итак, источник права в названном аспекте – это форма внешнего выражения правового предписания, понятие, отображающее содержащиеся в нем нормы права. В этом видится главная причина отождествления источника и формы в отечественном правоведении.

 

65. Виды форм (источников) права (правовой обычай, нормативный договор и др.)

Итак, источник права в названном аспекте – это форма внешнего выражения правового предписания, понятие, отображающее содержащиеся в нем нормы права.

К основным формам (источникам права в формально-юридическом смысле) относятся: правовой обычай, правовой прецедент, договор нормативного содержания, нормативный правовой акт.

Правовой обычай – сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, признанное и санкционированное государством. Следовательно, не каждый обычай является правовым и выступает в качестве источника права. Правовыми становятся лишь те обычаи, которые признаются государством, получают его одобрение и защиту

Правовой обычай – исторически первый источник права. Так, «Русская правда» — важнейший источник права Древней Руси, включающий законодательство князей, основанное на обычном праве и судебной практике.

В настоящее время обычаи в качестве формы права имеют место в гражданском и других отраслях права. Примером одобренного государством обычая является обычай делового оборота, закрепленного в ст. 5 ГК РФ. Это правило предоставляет возможность договаривающимся сторонам самостоятельно определить условия заключаемой сделки, если это не противоречит действующему законодательству.

Правовой прецедент — решение суда или административного органа по конкретному юридическому делу, используемое в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел, как правило, того же уровня либо нижестоящими органами.

Наибольшее распространение правовой прецедент имеет в странах общей правовой семьи – Англия, США, Канада и др.

В Российской Федерации на официальном уровне прецедент не признается источником права. Вместе с тем, в юридической литературе и на практике прецедентными признаются акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, а также постановления Пленума Верховного Суда, обязательные для нижестоящих судов. Правовые положения, выработанные Верховным Судом, нередко компенсируют отставание норм права от развивающихся общественных отношений.

Договоры нормативного содержания — соглашения различных субъектов права, заключаемые для решения определенных задач, имеющие юридическое значение для договаривающихся субъектов. Здесь обязателен элемент добровольности в принятии на себя обязанности следовать установленным в договоре правовым нормам. В отличие от обычая, который складывается исторически, договор нормативного содержания представляет собой акт волеизъявления людей, акт их сознательного поведения

Обязательное условие договора – равенство, согласие участников по всем существенным аспектам соглашения, взаимная ответственность сторон.

В юридической литературе выделяют следующие виды нормативных договоров:

договоры о разграничении компетенции;

договоры о сотрудничестве, взаимодействии;

договоры о разрешении вопросов, связанных с распоряжением государственной или иной собственностью и др.

Договор как особый источник правовых норм применяется в основном в следующих областях:

— в конституционном праве – такой договор характеризуется тем, что его стороны добровольно вступают в него и возлагают на себя обязанности, вытекающие из его содержания. Примером такого соглашения могут служить договоры между Федеральным Центром и регионами, например по вопросам о разграничении компетенции;

— в трудовом праве – нередко трудовые отношения регулируются коллективными договорами и соглашениями. Трудовой кодекс РФ в ст. 40 содержит определение коллективного договора как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения в организации, и заключаемого работниками и работодателем в лице их представителей. По-видимому, примером договора нормативного содержания с участием индивидуального субъекта может быть трудовой договор (контракт).

— в международном публичном праве – такими договорами определяются отношения между государствами.

Нормативный правовой акт – наиболее значимая разновидность юридического акта. Это письменный официальный документ уполномоченного органа, внешнее выражение определенной воли (законодателя и др.) в виде юридических норм. Или: нормативный правовой акт – это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом (органом государственной власти, органом местного самоуправления и др.), содержащий нормы права.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Понятие и виды форм источников права, их соотношение

Государство устанавливает правовые нормы или правила поведения. Они изложены в соответствующих документах, которые помогают ознакомить с их положениями широкие слои населения. Правовые нормы должны иметь формальную определенность, которая помогает им существовать и выполнять регулирование взаимоотношений между гражданами государства. Когда они становятся правовой нормой, то официально признаются источниками права. А формой права является способ внедрения государственной воли.

Термин «источник права»

Под общепризнанным определением с правовой точки зрения под «источником» следует понимать силу, которую это право создает. Власть государства является этой движущей силой. Определенные государственные органы принимают решения, контролируют их выполнение и тем самым участвуют в общественной жизни, учитывая потребности граждан и их возможности.

Правовая норма является лишь одним из правил поведения, для ее осуществления надо, чтобы она была законной со стороны государства и охранялась им. В результате чего любая форма, закрепляющая правовые нормы должна быть официальной, иначе она всего лишь желаемое, а не действительное право.

Понятие источников права многогранно и может рассматриваться с трех сторон:

  • идеологической;
  • материальной;
  • юридической.

Под первый раздел подпадают доктрины, правовые учения и правосознание. Ко второму относятся материальные условия, потребности общества и их формы собственности. С юридической стороны выступает форма права. Она имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю. Последняя состоит из нормативных предписаний, отраслей и институтов права. Внешняя ее сторона включает в себя целое объединение юридических источников, закрепляющих правовые явления. Они позволяют формально ознакомиться с ними и использовать их как правовую основу.

На видео-понятие и виды форм источников права:

Виды

Сейчас в ТГП выделяют пять разновидностей правовых норм:

  1. нормативный акт;
  2. правовой прецедент;
  3. правовой обычай;
  4. нормативный договор;
  5. постулаты юридической науки (идеи и доктрины).

Нормативный акт содержит права и нормы, которые помогают регулировать общественные отношения. Он выступает доминирующим документом в любом государстве. Как пример: в каждой стране мира есть своя Конституция, в которой указаны все права и обязанности граждан, а затем уже на ее основе формируются соответствующие законы и создается правовая база.

Этот акт носит государственный характер и выражает его волю. К его основным признакам относятся:

  • он обладает юридической силой;
  • находится под защитой государства, его выполнение может происходить в принудительном порядке;
  • издается уполномоченными государственными органами или гражданами в установленной последовательности;
  • акт занимает свое место в иерархии системы права;
  • он имеет документальную основу, выполнен в установленной форме. На нем присутствуют все необходимые реквизиты: время и место его принятия, подписи нужных должностных лиц. В таком документе содержатся четкие предписания о его действии.

Юридический прецедент – является эталоном или образцом судебного решения аналогичных дел. Он выступает примером разъяснения закона. К таким показателям относятся толкования-постановления Арбитражных судов и конституционного.

Этот источник был известен еще с древности, но по мере формирования общества в него вносились поправки и в разных странах он имеет свои толкования.


Если говорить кратко, то для него характерно:

  • Множественность. Юридический прецедент создают многие инстанции, поэтому существует большое количество прецедентного права.
  • Казуистинность. Прецедент рассматривает определенную ситуацию – казус.
  • Противоречивость и гибкость. Так как решение по сходному делу в разных судебных инстанциях могут быть разным, то вполне закономерны их противоречия друг другу. Это влечет за собой гибкость в трактовке любого закона и принятого решения, согласно ему.

Из данной статьи можно узнать всё про международный договор как источник международного права.

Что собой представляет международно правовой обычай как источник международного права, подробно указано в данной статье.

Более подробно про понятие и виды источников международного частного права, можно узнать здесь: http://ruleconsult.ru/mezhdunarodnoe/publichnoe/ponyatie-vidy-istochnikov-mezhdunarodnogo-prava.html

Существует два вида юридического прецедента: административный и судебный. Их разделение обусловлено тем, что в государстве есть как административные, так и судебные органы.

Правовой обычай – многократное повторение правила, применяющегося для определенных ситуаций, и которое было переведено на правовую основу. Это исторически сложившийся источник, который появился раньше всех остальных.

Ему свойственны такие отличительные черты:

  • продолжительное формирование и существование;
  • устный характер. Этот источник права передается каждому последующему поколению с разъяснением о последствиях его применения;
  • носит локальный характер, то есть распространяется только на определенной территории;
  • имеет юридическую силу только в случае признания его государственными органами.

Нормативный договор содержит правовое правило, которые обязаны выполнять лица, участвующие в этом соглашении.

Для его вступления в силу нужно:

  • согласованность желаний двух или большего количества лиц;
  • взаимное принятие волеизъявления всех участников договора;
  • осуществимость содержания воли.

Нормативным договором закрепляются выраженные добровольные волеизъявления сторон, пришедших к соглашению. Этот документ не издается правотворческими органами, но содержит правовые нормы.

Юридические доктрины представляют собой свод правил, которые определяют обязательные нормы поведения в обществе. Примером может служить: Библия, Коран и другие подобные писания.

Соотношение понятий

Чаще всего эти два термина отождествляются между собой, но на самом деле они разные.

Под источниками права понимаются обязательства, которые стимулируют появление права и определяющие его действия. К ним относится волеизъявление государства и народа, а также отношения в обществе.

А форма права – способ, помогающий формировать правовые взаимоотношения. В большинстве случаев он помогает формировать сознание людей и подводит к их принятию соответствующих общепризнанных норм общения друг с другом.

Возможно вам так же будет интересно узнать про предпринимательское право, понятие, предмет, а так же  метод принципы источники. Вся информация подробно расписана в данной статье.

Возможно вам так же будет интересно узнать про понятие источников права социального обеспечения.

Всё что нужно знать про предмет принципы и источники семейного права, указано в данной статье.

Так же интересно будет узнать про понятие предмет метод источники гражданского процессуального права.

В современном государстве четко ограничено, что является обязательным, а что нет. Собирательный термин «источники права» устанавливает эти границы, а с помощью форм они доносятся до граждан государства и устанавливают определенные рамки, без которых жизнь в обществе была бы неопределенной.

ruleconsult.ru

Понятие и виды форм (источников права) — Мегаобучалка

Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех cfpaH. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т. д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio dcidendi». Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.



Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках,

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.

Итак, нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Правотворчество

 

Правотворчество — одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы — законам и иным нормативным актам — судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций. Подобных норм и правил очень не хватало советскому обществу, однако эта нехватка была вызвана не недостаточной разработанностью теории и практики правотворческой деятельности, а другими, далекими от науки причинами.

Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных-нормативных актов — постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права. «Потребителями» законов являются люди, общество, и нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан. Можно привести немалое число фактов из отечественной истории, когда наша экономика, социальная и духовная сферы пострадали от непродуманных, научно не обоснованных и грубых правовых решений. Чего, например, стоили признание «тунеядцами» лиц, занимающихся творческой или иной индивидуальной деятельностью, или знаменитый Перечень № 1 категорий работников, трудовые споры которых разрешались вышестоящими организациями, но никак не судом! Мировая история права тоже не свободна от ошибок законодателя. Достаточно привести факт законодательного запрещения в США в период «великой депрессии» производства и потребления спиртного, что вызвало рост контрабанды, мафии и преступности в целом.

Может создаться впечатление, что знание основ право-творчества полезно только тем, кто его осуществляет,— депутатам парламента, членам правительства и т. д. Однако это не так, ибо создание правовых норм — удел государственных органов любых уровней — от высших до местных. Поэтому юристы, выпускники юридических вузов должны во всех тонкостях знать теорию и практику правотворческой работы.

Осуществляя властные полномочия, государство использует разные приемы и методы руководства — оперативное управление, правосудие, надзор и контроль, но эти направления деятельности государства не порождают норм права, хотя и осуществляются на его основе.

Следует иметь в виду, что правотворчество не особая функция государства, а правовая форма, правовая «оболочка» государственной деятельности. Например, парламент утверждает государственный бюджет. Рассматривая его по существу, анализируя все статьи доходов и расходов страны, он завершает процесс принятием закона о государственном бюджете.

Таким образом, «акт правотворчества» имеет два значения. Это деятельность компетентных органов государства по изданию норм права и результат данной деятельности, выражающийся в виде юридического документа, закона и пр.

Одна из важнейших характеристик правотворчества заключается в том, что это государственная деятельность, т. е. деятельность главным образом органов государства. Они принимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы. Но иногда право создается по уполномочию органов государства общественными организациями (в отечественной правовой системе), непосредственно в результате прямого правотворчества народа (на вече в средневековом Новгороде) или суда (в англосаксонской правовой системе).

Смысл и значение правотворчества состоят в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуются учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения (закон, указ, постановление, билль, статут, регламент и пр.).

Государство ведет свою законодательную политику на основе изучения потребностей общества и познания тенденций общественного развития. Основным импульсом к созданию закона или иного нормативно-правового акта служит общественно значимая проблема, острая социальная ситуация, нерешенный вопрос, имеющий значение для большого числа людей, для государства в целом. Искусство законодателя в том и состоит, чтобы, во-первых, вовремя, а, во-вторых, точно, адекватными правовыми средствами отреагировать на общественный «вызов», «снять» остроту ситуации. История права знает большое число как удачных нормативно-правовых решений (Французский гражданский кодекс 1804 г., действовавший почти два столетия), так и решений ошибочных, поспешных (в 1927 г. Турция заимствовала Швейцарский гражданский кодекс, которым, в частности, устранялось многоженство. Мусульманское население Турции было не готово к этому, что и вызвало сопротивление многих слоев турецкого общества).

Главная роль в определении времени принятия, содержания и формы правового решения должна принадлежать правовой науке. Именно наука обладает таким научно-познавательным инструментарием, который позволяет почти безошибочно выявлять проблемы общественного развития и юридические средства их решения. Конечно, уровень развития того или иного государства влияет на содержание принимаемых законов. Если для США актуальной является борьба за безопасность на автострадах, а также за чистую окружающую среду, то в России во главе угла находятся защита прав человека, борьба с мафией и преступностью, вопросы федеративного устройства и т.д.

megaobuchalka.ru

Понятие и виды форм (источников) права

Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же, как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других — источниками, а в третьих случаях их именуют одновременно и формами, и источниками права.

В настоящей работе «форма права» будет рассматриваться как синоним «источника права». Здесь не придается принципиального значения тем незначительным по своему характеру смысловым нюансам, оттенкам и различиям, которые имеют термины «форма» и «источник» права.

Однако в юридической литературе дореволюционных лет и в современных научных произведениях не все авторы эту точку зрения разделяют. Так, признавая тот факт, что «различные формы, в которых выражается право, носят издавна название источников права», Г. Шершеневич, тем не менее, считал, что данный термин является «малопригодным ввиду своей многозначности».

Развивая эту мысль, он вполне справедливо отмечал, что под термином «источник права» понимаются:
а) силы, творящие право. Например, источником права считают «волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, государственную власть»;
б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства. Этот смысл источника права используется, например, тогда, когда констатируют, что римское право послужило источником при подготовке германского гражданского кодекса или что труды ученого Потье использовались при разработке Кодекса Наполеона;
в) исторические памятники, которые «когда-то имели значение действующего права». Например, о таких правовых памятниках, как об источниках права, говорят, когда пользуются в исследованиях Corpus juris сivilis, русской правдой и т.п.;
г) средства познания действующего права. Этот смысл источника права используется, когда говорят, что право можно познать из закона.

Разнообразие значений, придаваемых выражению «источник права», вызывает необходимость обойти его и заменить другим выражением — «формы права». Под этим именем следует понимать различные виды права, отличающиеся по способу выработки содержания норм».

Определяя свое отношение к рассматриваемому вопросу и высказанному мнению, следует обратить внимание на то, что термин «источник права», кроме названных, имеет и другие смысловые значения. Например, в качестве источников права можно трактовать те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания или изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также — правовой системы в целом. Констатируя тот факт, что современная правовая система западных стран «полностью изменилась со времен средневековья» под воздействием изменившейся социально-экономической, политической и иной, именуемой обобщенно — «материальной», среды, американский правовед Л. Фридмэн весьма образно описывает возникшую ситуацию следующим образом.. Когда мы смотрим на все эти изменения, то сразу становится ясным, что сквозь века «правовая система была перенесена громадными волнами социальных сил. Общественные движения перекатывались через них с силой могущественного моря. Правовая система кажется столь же могущественной, как и крейсер, когда он находится в доке, но, если он выходит в море, его мощь уже не кажется столь значительной, когда сравниваешь ее с мощью океана, ветра и природы».

В данном образном сравнении весьма доходчиво проводится мысль о неразрывной взаимозависимости правовой системы и общественно-политической среды, а также идея о том, что последняя выступает в качестве естественной движущей силы и своеобразного «материального» источника по отношению к первой.

Кроме материального «источник права» имеет и другие смысловые значения, например, такие, как философский смысл, который указывает на то, какие по своему характеру (либеральные, консервативные и пр.) философские идеи легли в основу той или иной правовой системы. Однако это не меняет дела. Множественность смысловых значений термина «источник права» лишь подтверждает верность тезиса Г. Шершеневича о невозможности использования его самого по себе в качестве термина, адекватного «внешнему выражению права».

Но однозначно смысловым по своему содержанию термин «форма права», к которому апеллирует автор и который рекомендуется использовать для внешнего выражения права, не является. Даже самое приближенное ознакомление с термином и понятием «форма», с которыми ассоциируется понятие «форма права», содержащимися в отечественных и зарубежных философских, толковых и иных словарях, убеждает в этом.

Так, в одних случаях категория «формы» (права, нравственности и т.п.) рассматривается как выражение «внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями» В других случаях — просто как «внешнее выражение какого-либо содержания». В третьих же случаях понятием формы охватывается вся совокупность средств, методов и способов, с помощью которых в обществе решаются те или иные задачи, касающиеся в том числе государства и права. Только в одном, широко известном на Западе толковом словаре Вебстера содержится около 20 различных смысловых значений и оттенков понятия «форма»*(736), ставящих под сомнение тезис о целесообразности использования термина «форма права» вместо «источник права» лишь на том основании, что он не допускает многочисленных и разноречивых толкований.

С учетом сказанного, а также исходя из того, что форму права (закон, декрет, указ и т.п.) саму можно рассматривать в качестве «юридического» источника права, наиболее логичным и целесообразным является их использование как синонимов, как идентичных терминов и понятий. Именно в этом, «юридическом смысле» форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубежными государствоведами и правоведами как тождественные понятия во всех тех случаях, когда они рассматриваются в виде «способа выражения государственной воли», «способа установления правовых велений» или «способа, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила».

В научных и учебных изданиях форму (источник) права как способ закрепления правовых велений или способ выражения «возведенной в закон воли господствующего класса» иногда рассматривают в виде внешней формы права. Наряду с ней выделяют также и внутреннюю форму. Последняя рассматривается как система или структура, внутреннее строение права, как «распределение правовых норм по отраслям и институтам соответственно характеру регулируемых ими отношений и отчасти методу правового регулирования».

Какие же формы (источники) права существовали и существуют? Все когда-либо имевшие место формы (источники) права трудно перечислить, но наиболее важными и широко известными из них являются следующие. Это — правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты. Важными источниками римского права были деловые обыкновения, представлявшие собой правила, вырабатывавшиеся повседневной деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для романо-германской правовой семьи характерным источником права в течение длительного времени считалась и считается правовая доктрина.

В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран — священная книга ислама, Сунна, или традиции, связанные с посланцем Бога, иджма, или «единое соглашение мусульманского общества», и кияс, или суждение по аналогии.

Следует особо отметить, что представление об источниках права, так же, как и их виды, никогда не оставалось неизменным. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли.. Третьи же, утратив свою какую-либо значимость, сохранили лишь историческую ценность. Среди последних можно выделить, например, сочинения римских юристов, имевших обязательную силу для судей и фактически выступавших в качестве закона; правовые акты, принимавшиеся в Древнем Риме народными собраниями и сенатом (сенатусконсульты), и др.

Разумеется, формы (источники) права варьировались и варьируются не только в зависимости от этапов развития общества, государства и права, но и в зависимости от особенностей самих правовых систем. Так, например, при анализе современной правовой системы Великобритании исследователями называются, как правило, три «основных источника права». Это — прежде всего «статутное право», возникающее в результате законодательной деятельности парламента; «делегированное законодательство», исходящее от «всех трех государственных органов», которым частично делегируется законодательная власть со стороны парламента, и «обычное право», которое появляется в результате «правотворческой деятельности различных судебных инстанций».

Применительно к правовой системе Австралии выделяются четыре основных источника права. Среди них в первую очередь называется «обычное право», а затем — «статутное право», делегированное законодательство и обычаи. В австралийских научных исследованиях нередко поясняется, что наиболее распространенный здесь «источник» — это «обычное право». Оно представляет собой совокупность правил, развиваемых благодаря решениям отдельных судей и судебных органов, принимаемых ими при рассмотрении конкретных дел. При этом добавляется, что то, из чего собственно складывается «обычное право», есть не столько «решения по каждому конкретному делу, сколько принципы, на основе которых выносятся эти решения». Некоторые пояснения касаются и статутного права — продукта правотворческой деятельности представительных государственных органов страны. Обращается внимание, в частности, на то, что статутное право может исходить как от парламента всей страны, так и от парламентов отдельных штатов. В силу этого термины «акт парламента» и «статутное право» взаимозаменяемы.

Относительно правовой системы Японии зарубежными авторами указывается на такие «конкретные» источники права, как Конституция 1947 г., «заменившая» собой Конституцию японской империи 1889 г., известную под названием конституции Мейджи; акты парламента, принимаемые в большинстве своем «по инициативе кабинета и его отдельных органов»; правительственные указы, издаваемые кабинетом и его различными ведомствами в целях «проведения в жизнь положений, содержащихся в конституции страны и в текущих законах»; ордонансы, принимаемые местными представительными органами, имеющими право на установление санкций за их нарушение в виде тюремного заключения или штрафа», «правила процедуры судопроизводства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в судах, а также правила управления судебными делами», устанавливаемые, в соответствии со ст. 77 Конституции Японии, Верховным судом этой страны; правовые обычаи и «юридические» прецеденты.

Анализ юридической литературы и правовой жизни различных стран показывает, что в каждой правовой системе, а тем более в каждой современной правовой семье существует огромное разнообразие форм или источников права. И, естественно, не все они имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.

Сравнивая между собой, например, романо-германскую правовую семью и семью общего права, известный французский юрист — теоретик права Р. Давид не без оснований отмечал, что если в странах романо-германской правовой семьи «стремятся найти справедливые юридические решения, используя правовую технику, в основе которой находится закон», т.е. в системе правовых регулятивных средств выделяются прежде всего акты высших законодательных органов — парламентов, то в странах, относящихся к семье общего права, «стремятся к тому же результату, основываясь в первую очередь на судебных решениях»*(743). Прецеденты, судебные решения как источник права и регулятивные средства политической власти выступают при этом на первый план.

Известная иерархия форм или источников права прослеживается не только в правовых семьях, охватывающих многие страны, но и в правовых системах отдельных стран. Причем прослеживается как в сугубо юридическом, так и в фактическом плане. Небезынтересны в связи с этим рассуждения австралийских авторов Д. и К. Гиффордов о том, что, хотя «статутное право» Австралии в представлении большинства граждан этой страны занимает «очень важное место» среди других источников права и весьма распространено, тем не менее в практическом плане оно как источник занимает лишь третье место после «общего права» и «делегированного законодательства».

Несмотря на то, что в формально-юридическом плане, согласно классической теории парламентаризма, «статутное право» как продукт деятельности высших органов государственной власти — парламентов должно иметь несомненный приоритет и занимать ведущее место, практически же оно, как это подтверждает практика, не имеет никаких приоритетов и занимает лишь ведомое место. Приоритет же отдается актам, принимаемым судебными органами, на базе правотворческой деятельности которых формируется общее право, и актам органов государственного управления, которые формируют массив делегированного законодательства.

Подобная картина наблюдается не только в правовой системе Австралии, но и в правовых системах ряда других современных стран. Основная разница при этом заключается лишь в том, что в правовых системах одних стран ведущее положение вместо актов высших органов государственной власти фактически занимают акты органов управления, изданные в порядке делегирования правотворческих функций парламента, в то время как в правовых системах других стран ведущее положение занимает «судебное», или «общее, право».

Типичными примерами функционирования ярко выраженного делегированного законодательства в системе регулятивных средств осуществления власти в той или иной стране могут служить правовые системы Франции, ФРГ, Швейцарии, Италии и других стран.

Наиболее характерным примером ярко выраженного доминирования общего (обычного или прецедентного) права в системе регулятивных средств осуществления власти может служить правовая система Великобритании. С формально-юридической точки зрения, высшей юридической силой и «непререкаемым приоритетом» в ней обладают акты парламента. Это обусловлено тем, что теоретически парламент по сравнению со всеми остальными правотворческими органами обладает «полным и неограниченным суверенитетом внутри страны», является «высшим творцом» всего действующего права. Однако в практическом плане все обстоит далеко не так. Как в количественном отношении (удельный вес в законодательном массиве), так и в качественном (с точки зрения иерархии различных источников права) пальма первенства в правовой системе Великобритании неизменно принадлежит обычному (прецедентному) праву. Закон же (статут) «по традиции» играет в английском праве второстепенную роль, «ограничиваясь лишь внесением корректив или дополнений в прецедентное право».

Правда, в настоящее время, как свидетельствуют исследования в области английского права, ситуация постепенно меняется в пользу законодательства. Но тем не менее «обычное право» продолжает играть в английской правовой системе доминирующую роль. Важнейшее значение по-прежнему имеют судебные прецеденты, доктрины, обычаи, традиции. Доказательством этого является уже то, что только на основе традиций и обычаев в современной Великобритании по-прежнему решаются многие важнейшие вопросы политической и социальной жизни страны, в частности, вопросы назначения и ухода в отставку премьер-министра, определения прерогатив короны, определения правительственной программы, характера поведения монарха и др.

Таким образом, в разных правовых системах различные формы (источники) права всегда играли и продолжают играть далеко не одинаковую, регулятивную и иную роль, обусловленную характером и местом каждой из них в конкретной правовой системе. Однако, несмотря на это, все они постоянно являлись и являются, по сравнению с неправовыми средствами, весьма важными рычагами воздействия на общественные отношения и различные общественно-политические институты.

psyera.ru

Понятие и классификация форм (источников) права

Для того, чтобы регулировать общественные отношения, право должно получить внешние положения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются термином – источники права. В качестве синонима выступает понятие формы права.

Таким образом, источники (формы) права – это способы официального выражения и закрепления правовых форм, а также придания им общеобязательной юридической силы.

Однако, термин источник права, кроме внешнего выражения права, также обозначает:

1)            Источники права в материальном смысле – объективные условия жизни общества, которые влияют на формирования права и необходимость правового регулирования.

2)            Источники знания о праве (тексты законов прошлых эпох, источники, исторические хроники).

3)            Источники права в идеологическом смысле (правосознание, идеи, доктрины).

В различных правовых системах существуют следующие источники права:

•             Правовой обычай

•             Нормативный правовой акт

•             Юридический прецедент

•             Нормативный договор

•             Общие принципы права, идеи, доктрины

•             Религиозный текст

Каждая правовая система признает одновременно несколько источников права.

В РФ источниками права являются:

•             Нормативные правовые акты

•             Нормативные договоры

•             Обычаи делового оборота как разновидность правового обычая

I.             Правовой обычай – это исторически первая форма права.

Под правовым обычаем понимается правило поведения сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального строя. Ряд источников права представляли собой систематизированные записи наиболее важных правовых обычаев. По мере развития и укрепления государственной власти, сфера применения обычая сужается.

Государственное санкционирования обычая производится двумя способами:

1)            Путем указания на возможность применения обычая в определенной ситуации в тексте нормативного правового акта (отсылка к обычаю), при этом часто правила поведения (сам обычай) в тексте нормативного правового акта не производится.

2)            Использование обычаев в качестве нормативной основы судебного решения.

В том случае, если правила, обычаи полностью воспроизведены в тексте нормативного правового акта, это правило становится частью законодательства и перестает быть самостоятельным источником права.

В настоящее время велико значение обычая в развивающихся странах Азии и Африки.

Конвенция «О международной купле-продаже товара» 1980 г. признает обычай источником права (международного права).

В РФ источником права является обычай делового оборота.

ГК РФ устанавливает возможность применения делового оборота в том случае, если общественные отношении не урегулированы нормами нормативных правовых актов.

Обычай делового оборота – правило поведения не представленное законодательством, но сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательских отношений независимо от того, закреплено ли оно в каком-либо документе.

II.            Нормативный правовой акт – выраженный в письменной форме юридический документ, принятый компетентным органом или на референдуме и содержащий            общеобязательные правила поведения.

Нормативно-правовые акты, как правило, являются систематизированными, т.е. регулируют определенный круг общественных отношений.

Признаки нормативно-правового акта:

1)            Содержит общеобязательные правила поведения

2)            Представляет собой письменный документ

3)            Всегда применяется с соблюдением установленной процедуры

4)            Принимается с соблюдением требований юридической техники

5)            Является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой (иногда принимается и на референдуме)

Нормативные правовые акты следует отличать от другой разновиности правовых актов – от актов применения права.

Акты применения права – индивидуальные решения по конкретному делу, спору (например, решение суда, которое выносится в отношении конкретных лиц).

Акты применения права и правовые акты имеют общую юридическую природу, содержат государственно значимые предписания, но у актов применения права эти предписания носят индивидуальный характер по субъектам и по содержанию.

Виды нормативных правовых актов:

1)            Законы

2)            Подзаконные нормативные правовые акты

Закон – это нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или на референдуме регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Признаки закона:

1)            Принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума. В РФ закон принимается государственной думой, одобряется советом федерации, подписывается президентом и вступает в силу после его официального обнародования.

2)            Закону присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права.

3)            Принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке.

4)            Регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные отношения и устанавливает основные начала правового регулирования

5)            В нем выражается государственная воля, которая формируется исходя из интересов общества в целом

6)            Исключительно нормативен, т.е. содержит общеобязательные правила поведения, а не индивидуально властные предписания.

В РФ законы делятся на:

•             Обыкновенные

•             Конституционные

В иерархии  закона конституционные законы стоят выше обыкновенного.

 Конституционные:

1)            Конституция

2)            Законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конституции

3)            Законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией РФ.

Ст. 108 Конституции РФ устанавливает, что ФКЗ принимаются по вопросам предусмотренным Конституцией РФ.

Так ст.118 устанавливает, что судебная система РФ устанавливается Конституцией и ФКЗ.

В целом, Конституция предусматривает издание 14 конституционных законов.

Конституционные законы имеют более сложную, чем обыкновенные законы процедуру принятия. Для их принятия необходимо непростое, а квалифицированное большинство депутатских голосов.

Обыкновенные законы:

•             Кодификационные

•             Текущие

В федеративном государстве законы:

•             федеральные

•             законы субъектов РФ

Субъекты федерации могут принимать законы только по тем вопросам, которые отнесены к Конституции РФ, к совместному ведению РФ и в субъектах или к ведению исключительно субъектов.

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются во исполнении закона и для развития и конкретизации положения закона.

Подзаконные акты не должны противоречить закону.

В РФ действует следующая система подзаконных нормативных правовых актов:

1)            указы президента РФ

2)            постановления РФ

3)            нормативные акты органов исполнительной власти (распоряжение министерств, служб, агентств)

На уровне субъектов также могут приниматься нормативные акты органов исполнительной власти,  кроме того органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Особой разновидностью нормативных правовых актов являются локальные акты, действующие только в пределах конкретной организации, учреждения, предприятия.

Таким образом, подзаконные нормативные правовые акты в силу высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений признаны развивать и конкретизировать положения закона полностью соответствуя нормам закона.

III.          Юридический прецедент – решение судебного или административного органа, которое служит образцом при рассмотрении аналогичных дел.

 В сфере управленческой деятельности источником права может быть:

•             административный прецедент, т.е. решение выше стоящего должностного лица, которое берется за основу при вынесении решений по аналогичным делам

•             судебный прецедент – судебное решение, фактически используемое в качестве образца при аналогичных обстоятельствах.

Судебный прецедент является основным источником права в странах англосаксонской правовой семьи (Англия, США, Канада).

В этих странах публикуются судебные отсчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах.

В Англии действую следующие правила судебного прецедента:

1.            решения, вынесенные палатой лордов (вышестоящая судебная инстанция ) обязательны для всех судов

2.            решения, принятые апелляционным судом, обязательны для всех нижестоящих судов

В США правила прецедента не действуют так жестко в силу особенностей федеративного устройства:

1.            Верховный Суд США и Верховные Суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут изменить свою практику

2.            Штаты не зависимы и правила прецедента относятся к компетенции штатов лишь в пределах  судебной системы конкретного штата.

В странах романо-германской правовой семьи,  в том числе и в России судебное решение  играет важную роль, но не является источником права. Однако в целях единообразного применения и толкования права норм права высшие судебные инстанции России такие как Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд выносят постановление о практике применения отдельных норм права. Такие постановления являются нормативными правовыми актами отдельными источниками, но являются обязательными для всех нижестоящих судов.

IV.          Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, содержащие нормы права.

Нормативный договор необходимо отличать от правового договора как индивидуального юридического акта, который устанавливает права и обязанности конкретных субъектов, например, договор купли-продажи в ГП устанавливает правила поведения только для сторон договора, не является источником права.

Нормативным является лишь тот договор, который устанвливает общеобязательные правила поведения.

К числу нормативных договоров относятся:

•             международный длоговор

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, междунаордные договоры ратифицированы РФ, обладают юридической силой, т.е. стоят над всеми законами внутри государства.

•             Кроме того, в РФ в качестве нормативного договора выступает коллегиальный договор в ТП

•             Федеральный договор также является видом нормативного договора

V.           Идеи, доктрины и общие принципы права.

В некоторых странах своеобразным источником права признаются общие принципы, т.е. исходные начала , на которых строятся законодательства.

Например, юристы стран континентального общего права при отсутствии законодательной нормы обязательного прецедента или обычая ссылаются на принципы справедливости, доброй совести и социальной направленности права.

Например, ГК Греции запрещает осуществление какого-либо права, если оно превышает пределы, установленные доброй совестью или социальной и экономической целью права.

ГК РФ запрещает злоупотребление права, т.е. использование правомочий с целью причинить вред другому лицу, а также злоупотребление права в иных формах. Указание на возможность ссылаться на принципы права при решении дела установлено и в ГК Испании, который среди источников права прямо называет общие принципы, вытекающие из испанских кодексов и законов.

Общие принципы права отнесены к числу источников международного права ст. 38 Статута международного суда: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права применяет общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.

Роль правовой доктрины в современных условиях чрезвычайно важна в совершенствовании законодательства, в создании правовых понятий и в методологии, толкования законов.

Правовая доктрина, т.е. мнения ведущих ученых и юристов не являются источником права.

В наше время известны случаи, когда доктрина воспринимается как источник права. Так в англосаксонских странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых.

VI.          Религиозные тексты являются источником права в странах мусульманского права.

students-library.com

Понятие формы и источника права. Виды форм (источников) права — Мегаобучалка

В отечественной теории государства и права понятие формы права (так же, кстати, как и понятие формы государства) принято раскрывать, опираясь на философское учение о форме как внутренней организации содержания и его внешнего выражения. Исходя из этого, различают внутреннюю и внешнюю форму права. Внутренняя форма права — это его структура, т.е. внутреннее строение, внутренняя организация его структурных элементов и прежде всего норм права. Внешняя же форма права — это его проявление вовне, которое характеризуется формами внешнего выражения юридических норм. Внешне юридические нормы могут быть выражены в различных формах. Они могут быть выражены в форме обычаев, санкционированных государственной властью в качестве общеобязательных правил поведения, в форме правил, установленных государственными или негосударственными органами и организациями, в форме положений, сформулированных учеными-юристами и признанных государством в качестве норм права, и т.д. Формы внешнего выражения юридических норм в юриспруденции именуют также источниками права, понимая под ними не вообще источники права, а источники права в формальном, юридическом смысле. Дело в том, что понятие «источник права» не имеет однозначного толкования и может употребляться в гносеологическом, материальном, идеологическом, политическом, формальном и некоторых других смыслах. В частности, под источником права в гносеологическомсмысле понимают источник познания права, т.е. то, из чего люди получают знания, сведения как о действующем праве, так и о праве прошлых времен. Источниками права в этом смысле могут выступать и действующие нормативно-правовые акты (конституции, кодексы и т.д.), и акты, утратившие силу и прекратившие свое действие (например, Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.), и исторические памятники права (например, законы Ману, законы Хаммурапи, Русская Правда). Под источником права в материальном смысле обычно понимают материальные условия жизни общества (способ производства материальных благ, уровень развития экономики, формы собственности и т.д.), в которых, как принято считать, коренится позитивное право и которые составляют его социальную основу. Иногда под источником права в материальном смысле понимают сами общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Источник права в идеологическом(по-другому — в идеальном) смысле — это правосознание, точнее правовая идеология, т.е. правовые идеи, взгляды на право, представления о праве, играющие немаловажную роль в процессе формирования позитивного права. Под источником права в политическом смысле понимается государство, поскольку нормы позитивного права либо устанавливаются, либо санкционируются государством и в связи с этим без государства, без его воли вообще не могут появиться на свет. Наконец, источник права в формальном(или юридическом) смысле — это способы (формы) внешнего выражения и закрепления юридических норм, т.е. то, что фактически выступает в качестве внешних форм позитивного права. Таким образом, внешние формы позитивного права, они же формы внешнего выражения юридических норм, есть не что иное, как источники права в формальном, юридическом смысле. Вследствие этого их часто обозначают термином «формы (источники) права», имея в виду, что речь идет именно о внешних формах позитивного права и одновременно его источниках в формальном, юридическом смысле. Отсюда формы (источники) права можно определить как способы внешнего выражения и закрепления норм позитивного права.А это значит, что формы (источники) права показывают, каким образом нормы позитивного права выражены вовне, каковы способы их внешнего существования, бытия и в каких юридических источниках они закреплены. В различных государствах, а также в каждом отдельно взятом государстве, позитивное право может приобретать самые разные формы своего внешнего выражения. Следовательно, могут существовать и разные юридические источники права. Ими могут быть санкционированные государственной властью обычаи, юридические (судебные или административные) прецеденты, правовая доктрина, нормативные договоры, нормативные правовые акты и т.д. Наиболее распространенными, начиная с древнейших времен, являются санкционированные обычаи, юридические прецеденты, нормативные договоры и нормативные правовые акты. Это дает отдельным авторам основание рассматривать данные формы и источники права в качестве основных, что, на наш взгляд, является не совсем правильным. Санкционированные обычаи, юридические прецеденты, нормативные договоры и нормативные правовые акты можно рассматривать в качестве основных форм и источников права лишь в сопоставлении с другими формами (источниками) права и безотносительно к конкретным государствам. Что же касается конкретных государств, то в них существуют свои основные и неосновные формы (источники) права. Причем к неосновным могут относиться и те, которые причисляются к разряду основных. Например, в нашей стране основными формами (источниками) права являются только нормативные правовые акты. Санкционированные же обычаи и нормативные договоры считаются уже неосновными формами (источниками) права, а юридические прецеденты в их классическом виде отсутствуют вообще.

 

megaobuchalka.ru