Политика понятие – Понятие политики и ее основные характеристики. Происхождение и сущность политики. Эволюция политики?

§ 1. Понятие политики

Одной из значимых сфер жизнедеятельности людей в обществе является политика. Политика как явление общественной жизни основательно изучается многими науками: философией, политологией, социологией, историей, социальной психологией. Все эти науки (естественно, каждая в соответствии со своим предметом исследований) представляют систему знаний, в которой определяется содержание, характер и формы политической деятельности и политических отношений, способы организации и осуществления политической власти, возможные и действительные средства политического выбора и ориентаций людей. Конечно, серьезный анализ политики возможен лишь при определенном отстранении от существующей политики. Во всяком случае, не дело науки оправдывать существующую политику, подводя под нее теоретические основы. Назначение всякой науки, исследующей политику, заключается в том, чтобы проливать свет на действия политиков, устанавливать глубинные связи между человеком и историей, прогнозировать политические процессы. Задача эта непростая. Более того, политологические исследования часто бывают и опасными для тех, кто в своих выводах о политике не очень считается с власть предержащими. В этом смысле показателен совет, данный некогда античным философом Антисфеном. На вопрос о том, как обращаться с политикой, он ответил, что с ней надо обращаться точно так же, как люди обычно обращаются с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть.

В научной литературе сложилась более или менее однозначная трактовка политики.

В широком смысле «политика» — это всякая программа действий, это все виды деятельности по самостоятельному руководству чем или кем-либо. Соответственно, в этом значении мы можем говорить, например, о валютной политике банка, о школьной политике городских муниципалитетов, о семейной политике жены в отношении мужа и детей и т.д. Однако в науках, которые специально изучают политику, термин «политика» обычно используется в своем собственном (категориальном) значении. Политикой в этом случае называют специфическую сферу противодействующих интересов в деятельности и отношениях различных групп людей в

396

обществе относительно вопроса об общественной власти. В этом смысле можно сказать, что политика — это стремление к участию во власти (ее удержанию, использованию, захвату, ниспровержению) или к оказанию влияния на распределение власти между группами людей внутри государства или между государствами. (Кстати, именно по этому основанию политику обычно делят на внутреннюю и внешнюю.)

Таким образом, политика — это деятельность и, складывающиеся на ее основе, отношения между большими группами людей (классами, нациями, народами, объединениями) в одной стране или между странами в связи и через посредство решения вопроса об организации и осуществлении власти в обществе. Политика всегда направлена на изменение, преобразование или сохранение условий жизни людей в обществе, а поэтому служит удовлетворению потребности людей в регулировании и управлении общественными процессами.

Для понимания политики, определения ее сущности необходимо обратить внимание на две исключительно важные ее особенности.

Во-первых, политика фиксирует и выявляет противоположность интересов людей относительно общественной власти и тем самым разделяет их как бы на группы сторонников и противников, друзей и врагов в отношении и друг друга, и существующей власти. Иначе говоря, различные социальные интересы людей, принадлежащих к различным классам, создают условия их политического противопоставления, а соответственно, и разделения на политические группы и партии. При этом, что особенно важно для понимания политики, каждая из противоборствующих групп стремится представить свой интерес как всеобщий (выразить его в общей форме), как интерес всего народа и всего государства, а поэтому пытается убедить всех в этом или даже принудительно навязать эти свои интересы обществу, используя нередко различные силовые методы воздействия на людей.

Во-вторых, политика — это не только совокупность идей о том, как организовать осуществление людьми своих интересов в жизни, но и их конкретные реальные действия по формированию и использованию общественной власти в своих целях. Соответственно, это означает, что политика — это сложное и серьезное дело. Понятно, что от того, как организована общественная власть, устраивает или не устраивает она людей, очень многое зависит в существовании и развитии любого общества. Именно поэтому о политике следует говорить всегда серьезно и ответственно к ней относиться. Ведь серьезная, истинная политика, по общему правилу, принципиально отклоняет всякие частные интересы. Она должна считаться только с верными и справедливыми интересами всего народа, социальных классов, нации, всех граждан государства. Именно поэтому серьез-

397

ная политика (на это верно указывал еще В.И. Ленин) начинается не там, где тысячи, а там где миллионы и десятки миллионов людей, общий интерес которых она обязательно должна учитывать и реализовать. Если же в политике превалируют лишь частные вожделения отдельных граждан и небольших групп людей, то такая политика, конечно, никогда не может рассматриваться ответственной и серьезной, ибо она всегда проводится в ущерб подлинным интересам широких масс людей. Это значит, что никто не может и не должен находиться вне политики, вне участия в формировании и развитии общественной власти, ибо, как понятно, от выбора всех и каждого из людей зависит характер власти, зависит общественное развитие. (Надо помнить, что если сам ты в политике не участвуешь, то за тебя ее делают другие и часто не в твоих интересах.)

Политика как особая сфера деятельности и отношений людей, естественно, связана со всеми другими сферами их разносторонней деятельности в обществе. Особенно тесно она связана с экономикой. Марксизм, например, рассматривает ее в качестве концентрированного выражения экономики. Действительно, экономические отношения обусловливают и соответствующую политику, поскольку формы собственности, распределения, обмена и потребления в обществе изначально разделяют потребности и интересы людей. Политика оформляет эти интересы в формы стремлений и действий людей, она пытается организационно (с помощью институтов власти) их закрепить и реализовать или, наоборот, исключить из жизни общества. Выполняя эту функцию, политика выступает важным средством организации всей общественной жизни людей. Некоторые даже считают, что политике принадлежит в этом главная роль. Так, например В.И. Ленин отмечал, что политика не может не иметь первенства над экономикой. Конечно, политическая власть, используя мощные рычаги государства, способна в значительной мере влиять на все стороны жизнедеятельности людей, в том числе и в сфере их экономических взаимоотношений. Более того, политика действительно пронизывает все отношения людей в обществе, нередко определяя сам характер и способ их функционирования и развития. Однако все же было бы не совсем правильным абсолютизировать роль политики в жизни общества, сводить все к ней, видеть в ней единственное и исключительное средство решения всех проблем человека и человечества.

Нельзя забывать, что политика, как специфическая сфера деятельности и отношений людей по поводу устройства общественной власти, есть в то же время и особое искусство гибко и последовательно реализовывать свои интересы. Вполне понятно, что это умение основывается на глубоком и всестороннем знании всех обстоятельств в решении вопросов жизнедеятельности людей, и обязательно включает в себя:

398

— умение увязывать частные вопросы с общими;

— умение идти на необходимые компромиссы;

— умение так представлять и проводить свою политическую линию, чтобы не было несоответствия между словом и делом;

— умение честно и открыто исправлять допущенные ошибки.

Только такая политика может быть признана нравственной политикой, то есть политикой, которая отвечает подлинным интересам людей. Если же политика строится на беспринципных соглашениях, если в ней имеет место лицемерие, сокрытие правды, обман и демагогия, то такая политика вполне справедливо называется людьми грязной и аморальной. По-видимому, прав был Н.А. Бердяев, когда призывал людей преодолеть диктатуру политики, от которой, как он полагал, мир задыхается и исходит кровью. Ведь в данном случае он, конечно, прежде всего имел в виду именно аморальную политику, то есть политику, которая основана исключительно на насилии, обмане, хитрости и подлости. Несомненно, такая политика не приемлема, и она обязательно потерпит поражение, как только отношения людей друг с другом станут более прозрачными и искренними. Однако это отнюдь не означает, что политика, политические отношения в обществе когда-либо исчезнут вообще. Общество не может существовать и развиваться без, обусловливающих его консолидацию, управления и власти.

studfiles.net

Понятие политики

Термин «политика» первым ввел в обиход Аристотель в своем трактате под таким же названием. Понятие политики, во-первых, обозначает всю сферу человеческих отношений. Задача ее  − регулировать отношения между самыми широкими группами людей с учетом интересов каждой из них. Однако довольно часто интересы одной группы могут противоречить интересам другой, а то и полностью исключать их.

Во-вторых, понятие политики подразумевает все виды влияния, которое может оказывать руководитель или группа людей. В связи с этим можно говорить о политике Президента или редакции определенного издания, политике партии, конфессии, дирекции предприятия.

Обычно политикой считают непосредственно распорядительство или управление. Отношения, которые развиваются между людьми с целью организации государственной власти, ее функционирования, называют политическими.

Понятие политики неразрывно связано с понятием власти. Оба эти явления не могут существовать раздельно, кроме того, они сильно взаимозависимы.

Политику можно разделить на внешнюю (отношения между странами или государствами) и внутреннюю (к ней относятся финансовое, церковное, социальное, торговое и пр. направления).

Понятие социальной политики обозначает сложную государственную деятельность, направленную на повышение жизненного уровня всех членов общества данного государства. Сюда входит создание условий для повышения материального уровня населения, поиск стимулов для трудовой деятельности, обеспечивающей благосостояние, поддержание внутри государства социальной справедливости.

Основными направлениями социальной политической деятельности являются:

  • Разработка специальных программ, регулирующих занятость населения, а также направленных на предупреждение или устранение потенциальных социальных конфликтов.

  • Создание информационно-правовой базы для урегулирования трудовых взаимоотношений, государственный мониторинг соблюдения трудового законодательства на территории страны.

  • Совершенствование и развитие системы социального страхования (включая пенсии по старости и инвалидности, выплаты многодетным, ветеранам, малообеспеченным и пр.)

  • Улучшение качества жизни путем справедливого распределения доходов, получаемых различными слоями населения.

Понятие финансовой политики подразумевает совокупность многих государственных мероприятий по использованию финансов, направленных на выполнение государством своих функций.

Содержание финансовой политики многообразно:

  • Она разрабатывает и выстраивает общую концепцию финансовых отношений, их цели, задачи, направления.

  • Создает и совершенствует финансовые механизмы, отвечающие интересам государства.

  • Управляет финансами государства и всех его экономических субъектов.

Задачами государственной финансовой политики считаются:

  • Обеспечение оптимальных условий для накопления максимальных финансовых ресурсов.

  • Их целесообразное расходование и распределение.

  • Создание механизмов регулирования и стимулирования при помощи финансов.

  • Создание грамотной системы финансового управления.

Финансовая и социальная политика тесно связаны между собой и являются составными частями государственной политики в целом.

Естественно, что понятие политики не ограничивается только финансовой или социальной стороной. Кроме них, общее значение этого термина включает такие виды политической деятельности, как антикоррупционная (направленная на борьбу с коррупцией), денежно-кредитная, таможенная, бюджетная, инвестиционная, налоговая и пр.

Цель политики − создание идеального образа желаемого будущего, максимально комфортного для всех членов общества. 

fb.ru

§ 1. Понятие политики — Политология: Учебник

§ 1. Понятие политики

Понятие «политика» – одно из древнейших. В современные языки и культуры термин «политика» вошел как заимствование из древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция).

Политика традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями, государствами. Она включает функционирование политических институтов и организаций, политические нормы и традиции, властно-управленческую и организаторскую деятельность людей, их социально-политические интересы и потребности, политические идеи и взгляды.

Политика неотделима от психических состояний и свойств человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью. Она формируется и реализуется в определенной институциональной, социокультурной и цивилизационной среде, испытывает воздействие разнообразных факторов. Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне» сферы определенного типа политическое системы. В этом смысле мир политики неизбежен.

Политика – многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации и коммуникационных связей между классами и социальными группами по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают прежде всего большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.

Общество состоит из своеобразного комплекса взаимосвязанных, но и в значительной степени самостоятельных сфер: хозяйственно-экономической, социальной, политической и духовной. [c.7] Каждая из них имеет свои границы, свою специфику:

• производственная сфера обеспечивает материальную инфраструктуру;

• социальная сфера охватывает совокупность общностей и устойчивых отношений между ними, обусловленных рядом социокультурных, цивилизационных и формационных факторов;

• духовная сфера включает производство идей, знаний, художественных ценностей и т.д.;

• политическая сфера общества представляет собой совокупность феноменов самого разного плана, непосредственно связанных с властью, таких как политические институты, организации, отношения, нормы, идеи, программы, интересы и т.п. Она призвана обеспечить инфраструктуру государственно-политической организации и интересы всего сообщества.

Политическая сфера общества отличается от других сфер тем, что она в определенном смысле слова выполняет верховенствующую роль по отношению к ним. Такое положение политической сферы обусловлено обязательностью выполнения принятых в ее рамках законов, решений, указов, предписаний, инструкций всеми другими общественными сферами. В силу этого политическая сфера имеет, особенно в переходные и неординарные периоды развития общества, соответствующие приоритеты. В то же время сфера политики тесно связана со всеми другими сферами общества, зависит от них, «черпает» в них исходный материал.

Роль политики обусловлена ее универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на любые события общественной жизни: от масштаба государства до проблем личности. Соответственно, политика теснейшим образом связана с экономикой, правом, культурой, моралью.

Особенность политической сферы общества состоит и в том, что она имеет своеобразный, «пульсирующий» характер. Ее основное ядро – политическая организация общества –Относительно постоянно. В то же время, в зависимости от тех или иных причин, некоторые вопросы и явления могут приобретать политический характер, если они попадают в центр общественных интересов, в «юрисдикцию» политических органов. В принципе любе социальное явление может «получать» или «терять» политические признаки, политическое звучание в зависимости от степени и уровня его сопряжения с властью Все «политическое» в обществе всегда является социальным, но далеко не все социальное является или становится «политическим».

Под политическим понимается все то, что имеет отношение к явлениям, институтам и отношениям в обществе, за которыми стоят власть и авторитет, существующие в обществе для сохранения порядка и решения других важных задач. [c.8] Известный германский юрист К. Шмитт обращал внимание, на то, что политика возникает, формируется прежде всего там, где нарастает степень концентрации интересов, действий, усилий групп людей и их организаций, а также там, где углубляется размежевание, обостряются антагонизмы между людьми и организациями, выражающими их интересы. «Политическое может извлекать свою силу из различных сфер человеческой жизни, из религиозных, экономических, моральных и иных противоположностей; политическое означает степень интенсивности ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными, хозяйственными или же мотивами иного рода. Реальное разделение на группы друзей и врагов столь сильно и имеет столь определяющее значение, что такое группирование, отставляет на задний план свои предшествующие критерии и мотивы: «чисто» религиозные, «чисто» хозяйственные «чисто» культурные и оказывается в подчинении у совершенно новых, своеобразных условий и выводов уже политической ситуации. Например, группирование, ориентирующееся на серьезный, военный оборот дел является политическим всегда»1.

Политика во многом зависит от своего времени, от конкретно-исторических и цивилизационных условий, от господствующих в обществе идеологии, моральных и религиозных норм, от уровня развития самого человека, его миропонимания и культуры. Каков человек, каково общество людей, каковы в нем господствующие политические институты, нормы и традиции – такова и политика в целом.

Содержание политики определяется интересами ведущих социальных групп, классов или сил общества. Ареал политики охватывает все, что связано с властными отношениями, с проведением той или иной общественной линии поведения, выражающей коренные интересы тех или иных социальных групп, организаций, людей. Содержание политики выражается в ее целях, программах и ценностях, в проблемах и задачах, которые она решает, в мотивах, механизмах, способах и методах принятия и реализации политических решений. Соответственно политика может быть демократической и авторитарной, передовой и традиционной, революционной и реформаторской, публичной и закрытой, проводимой от имени того ли иного класса или социально-политического блока и т.д.

По сути дела, политика представляет собой регулирование общественных отношений посредством их ориентирования, направления развития во многих областях или во всей их совокупности. [c.9] Какова будет политика, т.е. в каком направлении, с какой целью и с использованием каких средств будут осуществляться властные усилия, зависит от степени развития каждого общества, от его социальной структуры, соотношения классовых сил, особенностей исторического развития, традиций и культуры.

В основе политики лежат либо сотрудничество, кооперация и взаимопомощь людей, либо их конфронтация, вражда, насилие и конфликты между ними, а также организациями, выражающими их интересы.

Политика дифференцируется по видам и направлениям. Так, выделяют внутреннюю и внешнюю политику – курс государства, партии, социальных групп, индивидов внутри государства или в международных делах. По направлениям политика подразделяется в зависимости от сферы или субъекта приложения: экономическая, социальная, национальная, демографическая, молодежная, студенческая, аграрная, образовательная, техническая, научная, правовая, экологическая, военная и др.

Толкования политики разнообразны, поскольку многомерно и само это явление. Известный французский политолог Р. Арон, выделял следующие трактовки политики:

Во-первых, понятие «политика» используется для обозначения концепции, программы действия по поводу власти, а то и самого действия. Так, говоря о политике Ришелье, имеют в виду его взгляды на интересы страны, цели, к которым он стремился, а также методы, которыми он пользовался. Термин «политика» в его первом значении – это программа, метод действия или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то одной проблеме или к совокупности проблем, стоящих перед сообществом. На английском языке это содержание политики обозначается как «policy». В этом смысле политика обозначает и управление. Данное понятие употребляется в смысле управления, когда следует за названием объекта и представляет область действий: «молодежная политика», «образовательная политика» и др.

В другом смысле слово «политика» относится к той области, сфере общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические направления. Политика-область, политика-сфера – это некая совокупность, внутри которой борются личности или группы, имеющие свои собственные интересы и мировоззрение. Данный смысл этого понятия на английском языке обозначается как «politics».

В третьем смысле термин «политика» означает институциональное измерение, установленное с помощью конституции, правового порядка и традиций, определенный властный строй сообщества, способ его властной организации. Политика – это особая система, определяющая правителей и способ реализации власти; но одновременно это и способ взаимодействия личностей внутри каждого сообщества. [c.10] По-английски институциональноправовое измерение политики обозначается как «polity»2.

Важным является представление о политике как о ценностном суждении: «моральная» или «аморальная», «хорошая» или «плохая», «прогрессивная» или «реакционная» политика.

Какую бы важную сферу общественной жизни мы не взяли: работу, быт, средства массовой информации (не говоря уже о государстве и партиях), все они в той или иной степени сопряжены с политикой. Так, разве наше благосостояние не зависит от государственной политики, скажем, в области .приватизации или курса рубля по отношению к доллару? А можно ли считать, что телевидение и печать свободны от политических пристрастий или интересов?

Политика является наукой и искусством. Наукой она стала с тех пор, как человечество познало тенденции политического развития, политические приемы, технологии и средства, которыми можно целенаправленно влиять на политическую жизнь. В то же время политика является и искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной политических процессов и предполагает использование опыта, интуиции, творческой смелости.

В целом политика отражает потребности людей в организации общественной жизни и является отражением социально-экономического развития общества; определяется на основе идеологических ценностей и интересов больших социальных групп; испытывает непосредственное воздействие всего комплекса национально-этнических отношений; зависит от характера общественного сознания и политической культуры; в той или иной степени подвержена воздействию внешних факторов.

Основополагающая задача политики – интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и его стабильности на базе поиска баланса интересов различных сил, диктуемых потребностями общества в целом, выработки и реализации передовой стратегии развития. Разработка и осуществление оптимального политического курса развития страны предопределяет ее успешное развитие на десятилетия вперед.

politics.ellib.org.ua

Понятие политики | Мой онлайн Универ

Политика, возможно, – наиболее употребительное слово в общественном лексиконе. Мы говорим о политике государства, о политике партии, о политике тех или иных государственных деятелей, политике отдельных людей и даже о политике жены в отношении мужа, или наоборот. Означает ли это, что во всех перечисленных случаях мы говорим об одном и том же, или существует разница в содержании термина политика применительно к каждому из них? И да, и нет; положительный или отрицательный ответ зависит от того, применяем ли мы понятие политики в обиходном или научном смысле слова. Надо заметить, что эти два смысла нередко смешиваются, притом не только в обыденном, но и в научном сознании, отчего нередко получается форменный конфуз.

Если взять обиходное использование понятия политики, то во всех упомянутых выше случаях общим для них будет одно из ее значений,

предлагаемое, к примеру, «Толковым словарем» Вл. Даля и означающее «уклончивый и самотный образ действия». Исходя из него, Даль дает и значение производного от нее слова «политик»; это, по его определению, «умный и ловкий

(не всегда честный) государственный деятель; вообще скрытный и хитрый человек,

умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать»[1]. Надо думать, на основе данного значения и возникло расхожее суждение, что политика – «дело грязное», нечестное, корыстное, хотя и не лишенное своего авантюристического романтизма. Однако не об этой стороне политики предполагается тут говорить. Оставим ее на откуп беллетристам, которые, подобно Дюма или Пикулю, с таким блеском представили ее в своих популярных произведениях.

Когда Аристотель в своей «Политике» утверждал, что человек по природе своей есть существо политическое, то он подразумевал отнюдь не хитрость и изворотливость. Имел он в виду прежде всего и главным образом тот факт, что человек в глубинной и сущностной основе своей есть существо общественное, государственное, и потому отнюдь не случайно политика и государство для него – понятия совпадающие. И упомянутый свой труд он начинает со следующего определения:

«Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага.., то, очевидно, все общения стремятся… к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим»[2].

В этом на первый взгляд тяжеловесном определении выделим следующие главные моменты:

– всякое общение людей организуется ради удовлетворения каких-то

интересов;

– наиболее важный вид общения, обнимающий все остальные, есть

государство;

– это государственное общение и есть, по определению, общение политическое.

Мы видим тут, как Аристотель ведет нить своих рассуждений от общений

вообще до высшего его вида – государства. Политика для него – это не просто форма всякого общения между людьми, а лишь та, которая прямо и непосредственно связана с государством, вытекает из него, определяется его нуждами и потребностями.

За два с половиной десятка столетий, прошедшие с того времени, когда Аристотель дал свое определение, были предложены и иные дефиниции политики, однако аристотелевское понимание рассматриваемого феномена в существенных

своих чертах сохранило свое значение и поныне. Вслед за Аристотелем, многие политические мыслители так или иначе склонялись к признанию того, что в жизни нет полностью независимых от политики сфер деятельности; она фактически всеохватна и, когда требуется, превращает в свое средство любую область деятельности, любую мыслимую ценность – искусство, науку, экономику, семью, воспитание, образование, спорт, культуру вообще[3]. Любая общественная проблема, считали и классики марксизма, приобретает политический характер, если ее решение, прямо или косвенно, связано с государством, с проблемой власти[4]. Связь же эта возникает перманентно.

Близкое по смыслу определение политики дают и такие разные во многих

отношениях мыслители, как Макс Вебер и Ленин. Свою известную работу «Политика как призвание и профессия» Вебер начинает с вопроса, что понимается под политикой.

«Это понятие – пишет он, – имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков.., о

политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике

городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем».

После этих слов, Вебер, правда, переводит разговор о политике исключительно в русло государства и власти, оставляя вне поля внимания другие, обозначенные им

же самим сферы политики. Однако различие между ними принципиально важно для уяснения всей проблемы, и я постараюсь показать это ниже.

Итак, «политика, – продолжает Вебер, – судя по всему, означает стремление к участию во

власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает»[5].

Политика, как бы вторит ему Ленин,

«есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства»[6].

«Философская энциклопедия» (М., 1989) определяет политику как сферу деятельности, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания

и использования государственной власти.

Не нужно обладать особой проницательностью, чтобы видеть, что при внешнем различии представленных формулировок они по сути своей идентичны.

Можно, казалось бы, продолжить перечень примеров определений политики с целью иллюстрации сделанного вывода, но несколько, быть может, обескураживающим фактом является то обстоятельство, что в мировой политологической литературе с древнейших времен по настоящее время определение политики – скорее исключение, нежели правило. Не найти определения политики у Макиавелли, Спинозы, Монтескье, Руссо, Гегеля, хотя главным или одним из главных предметов их раздумий и сочинений была именно политика. Данное обстоятельство, по размышлении, не является, в общем-то, таким странным, каким оно может показаться при беглом взгляде на проблему. Понятие политики слишком богато, слишком емко, глубоко и всеобъемлюще, чтобы можно было втиснуть его в рамки дефиниции, сколь бы пространной та ни была. Поэтому и данные выше «определения» политики скорее не определения, а общие отсылки к той основе, на которой политика строится, вокруг которой вращается, из которой постоянно порождается и развивается. Основа эта – та или иная форма человеческой ассоциации и, прежде всего, государство, из глубочайших жизненных сил и потребностей которого политика возникает и является его наиболее полным деятельным выражением. Здесь именно нужно искать глубинные корни и основания политики, и без их знания последняя не может быть понята. Собственно, вывод этот изначально содержится уже в аристотелевской формуле, что человек по природе своей есть существо политическое, т. е. общественное; или, наоборот: он есть существо общественное, а тем самым и политическое. Но в то же время ни одна человеческая ассоциация не существует без той или иной формы власти, то есть без той или иной формы принуждения. Отсюда естественно следует, что сфера политики определяется властью и всем тем, что с ней связано. Ее присутствие мы видим на всех уровнях отношений между людьми, их ассоциациями, начиная от межличностных и кончая межгосударственными. История не дает нам примеров человеческих объединений, которые обходились бы без власти и принуждения.

Власть – это прежде всего инструмент поддержания в любом обществе определенного порядка, его организации и управления. Сколько существует

человеческое общество, столько существует и власть. В самом деле, если порядок есть первая потребность человека как существа общественно-политического, то создание и поддержание этого порядка невозможны без власти и неотъемлемого от нее принуждения, с одной стороны, и подчинения – с другой. На этих двух столпах

– власти и подчинении – держится любое общество, и без них существование какой бы то ни было человеческой ассоциации было бы попросту невозможно – общество упразднялось бы, а вместе с ним упразднялась бы и политика. Власть можно рассматривать и как способность оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью соответствующих средств. Государственная власть, как высшая форма власти, есть средство реализации и защиты национально-государственных интересов. Понятия власти и силы по существу тождественны (эта тождественность хорошо выражена, к примеру, в английском языке, где слово power одновременно означает и власть и силу).

Но власть может быть и личной, и групповой (общественной). Относятся ли

оба эти вида к явлениям политическим? Ответ на этот вопрос подводит нас к необходимости определения критерия, отделяющего политические явления от

неполитических. Ведь уже априорно чувствуется различие между действием, направленным на удовлетворение каких-то частных интересов, и действием в интересах общества, группы, или, используя приведенный вначале пример, – различие между «политикой жены в отношении мужа» и политикой социальной группы, политического союза, государства.

Признание неразрывной связи политики с властью необходимый, но еще

недостаточный признак определения специфики политического факта. Вопрос о власти может стоять и в отношениях между двумя людьми, и в семье или в какой — нибудь малочисленной и замкнутой группе людей, что еще не относит данные типы власти к разряду политических явлений. Чтобы обнаружить эту специфику, нужно обратиться к рассматриваемому явлению несколько с иной стороны. И тут необходимо прежде всего отметить, что политические способы деятельности, поведения и мышления обладают тем примечательным и специфическим свойством, что они существуют вне индивидуального контроля. Но и это еще не все: они не только существуют вне контроля индивида, но и наделены определенной принудительной силой, благодаря чему навязываются ему независимо от его воли и желания.

Политические виды действия и мышления обладают своим собственным независимым от человека способом существования. Связано это, прежде всего, с тем, что индивид находит их совершенно готовыми как результат предшествующей

(более отдаленной или отдаленной менее) политической деятельности людей и он не может отменить их или изменить простым волевым актом. Он вынужден поэтому считаться с их существованием, приспосабливаться к ним, поскольку они всегда связаны с материальным и моральным превосходством общества (социальной группы, ассоциации, государства) над своими членами.

Политика, следовательно, выступает по отношению к индивидам как

внешняя необходимость. Политический факт узнается по той внешней публичной

принудительной власти, которую он имеет или способен иметь над индивидами[7]. Я подчеркиваю тут слово «публичной», чтобы отделить политический факт от просто социальных фактов, не обладающих такой публичной принудительной властью и имеющих лишь частно принудительный характер. Та же пресловутая «политика жены в отношении мужа», несмотря на слово «политика», есть тем не менее простой социальный факт, но отнюдь не политический. Ценовая «политика», скажем, той или иной торговой фирмы есть также социальный, а не политический факт, так как он не носит публично принудительного характера. В то же время, ценовая политика, проводимая государством, есть уже факт политический, ибо публично принудительная его природа совершенно очевидна. Именно данным обстоятельством объясняется тот часто встречающийся в человеческой практике факт, что политика имеет приоритет не только над индивидуальным поведением и мышлением, но и над публично-правовым законом – она может лишать его силы, отодвигать на второй план, не отменяя его формально. Даже при том, что тот или иной политический факт не имеет юридически-правового оформления, он, тем не менее, может соблюдаться всеми как совершенно обязательный и быть прочнее, чем многие формальные предписания закона. Сплошь и рядом можно видеть, как установленное юридически неосуществимо политически; и наоборот, политическая воля способна опрокинуть любой публично-правовой закон, вплоть до

конституции. Нам это известно на примере первой французской конституции – «Декларации прав человека и гражданина», и не только. События последнего десятилетия в России дают тому более чем убедительные свидетельства.

Публичная принудительная сила политического факта проявляет себя либо через какую-то санкцию, либо через сопротивление, оказываемое этим фактом всякой попытке индивида выступить против него, либо через специфически

негативную реакцию социальной группы на отклоняющее поведение своих членов

(различные формы остракизма, бойкота, осуждения, отчуждения и т. п.) [8].

Как бы далеко ни заглядывать в глубь истории, факт общественного бытия

человека оказывается наиболее обязательным для индивидов из всех, и он является источником всех других его обязательств. Во многом это обязано тому, что политический факт, если даже он выражается через отдельного индивида, имеет своим субстратом не индивида, а социальную группу (класс, партию, общество, государство и т. п.), т. е. специфическую систему, в которой индивид есть лишь один из ее элементов. Иными словами, субъектом политики всегда является социальная группа.

Итак, чтобы охватить суть политики во всех ее главных аспектах и проявлениях, нужно обратиться к формам коллективного общения людей и, прежде всего, к государству как высшему ее проявлению, к раскрытию его сути, к пониманию самой идеи государства и власти, равно как и природы публичной принудительной силы. Без этого любые рассуждения о политике будут поверхностны и бессодержательны, а многие ее существенные стороны – непонятны. Та же власть может иметь как политический, так и не политический характер в зависимости от того, реализует ли она публичную или частную принудительную силу. В первом случае мы говорим о политической власти, во втором – о власти частной, индивидуальной.

В связи с рассуждениями о политике определенный интерес могут

представить взгляды на этот предмет немецкого социолога К. Мангейма. Он, впрочем, подобно многим другим, не дает определения политики; его интерес направлен главным образом на ту сферу социальной жизни, где политика действует и где она, по его мнению, только и возможна. Но и в таком подходе вполне ясно обнаруживается отношение Мангейма к самой политике как социальному феномену.

В своих суждениях Мангейм опирается на австрийского социолога и

политика А. Шеффле. Последний делил общественную и государственную жизнь на две части: одну, состоящую из ряда явлений, которые уже сформировались определенным образом, и другую – из явлений, находящихся в процессе становления. Первый аспект Шеффле называет «повседневной государственной жизнью», второй – собственно политикой. Когда в ходе обычной административной деятельности текущие дела решаются в соответствии с существующими правилами и предписаниями, то это, согласно Шеффле, не «политика», а «управление». Следовательно, там, где решение по каждому данному случаю принимается в соответствии с заранее установленными предписаниями и процедурой, речь идет не о политике, а о той области общественной жизни, где явления выступают в своем застывшем, сформированном виде. Однако, считает Шеффле и вслед за ним Мангейм, мы сразу же попадаем в область «политики»,

когда дипломатам удается, скажем, заключить с иностранными государствами не существовавшие ранее договоры, когда депутаты проводят в парламенте законы о новых налогах, когда кто-либо занимается предвыборной агитацией, когда оппозиционные группы готовят восстание или забастовку или когда эти действия подавляются. Хотя и не без некоторых оговорок, Мангейм в целом согласен с тем, что политика как таковая вообще возможна лишь до той поры, пока существует «иррациональная среда (как только она исчезает, ее место занимает управление)[9].

При всех оговорках Мангейма, касающихся условностей подобного деления, согласиться с ним все же трудно. Можно еще было бы, притом с большими

натяжками, ограничить сферу «чистого» управления чиновничье-бюрократическим аппаратом, кабы не было хорошо известно, что сам этот аппарат является не только и не просто исполнителем и проводником в жизнь определенной политики, но и проводит свою, притом весьма энергичную политику. Затем, представляется не только мало обоснованным, но и неплодотворным отнесение политики лишь к иррациональной стороне общественной жизни. Мало того, что определить ее с какой-то разумной мерой достоверности вряд ли возможно, такой подход искусственно разделяет в принципе неразделимые части природы как самого человека, так и его социально-политического бытия – рациональную и иррациональную. Тогда нам пришлось бы отнести к сфере политики прежде всего не раз уже упоминавшуюся выше «политику жены в отношении мужа» и подобные ей явления. И впрямь, что может быть более иррационально! Что же касается той, так называемой рациональной стороны государственного управления, на которую ссылается Шеффле, то, увы, жизнь на каждом шагу опровергает этот «рационализм», обнажая тут и там темные иррациональные глубины даже самого совершенного государственно-управленческого механизма.

Прежде чем перейти к рассмотрению понятия государства, обращу внимание еще на один момент, важный для понимания предмета в целом. Из данных выше

определений вполне очевидно, что политика есть сфера общественно-социальной деятельности человека, и в таком именно своем проявлении и качестве она тут берется и анализируется. В первом разделе политика рассматривалась как наука, здесь же и дальше – как деятельность, то есть как форма обнаружения в действиях людей их общественно-групповых интересов, целей и намерений. Благодаря этой деятельности осуществляются их интересы, цели и стремления, через нее активно выражаются склонности и страсти людей. Но всякая общественно-социальная деятельность (равно как и бездеятельность, также представляющая собой род деятельности) сводится в известном смысле к занятию определенной ценностной позиции. В этом смысле политику можно определить и как сферу выражения и столкновения различных общественно-групповых ценностей (духовных и материальных). Как таковая она есть прямая функция соответствующей культуры и полное выражение жизни, какая она есть на самом деле. Для политики борьба и конфликт различных социальных ценностей особенно типичны и характерны, и в них она проявляется с наибольшей силой и страстью. С последним связано суждение о политике как об искусстве, и это верно: в океане противоречивых сталкивающихся интересов, целей и страстей политика поистине должна быть высоким искусством, чтобы отстоять и защитить те ценности, которые она призвана защитить. Тут уже важно не знание теории, а знание жизни, политическая

интуиция; умение верно определить момент для тех или иных действий и соответствующие средства для достижения цели, а также правильный выбор политических союзников. Вот, во многом, почему в политике играет определяющую роль не столько рациональное научное объяснение, сколько здравый смысл, интуиция, предчувствия, жизненный опыт. Именно на эти качества опирались в своей деятельности такие великие политики прошлого, как Ришелье, Людовик XIV, Иван III, Фридрих II, Наполеон, Бисмарк, В. И. Ленин, И. В. Сталин и многие другие. В их времена не существовало ни теории международных отношений, ни политологии, что, однако, нисколько не мешало тому, что политика действительно была высоким искусством. Тут, наоборот, мы скорее наблюдаем обратное движение: по мере развития рационально-научных представлений о политике, попыток создания «теории международных отношений», реальная политика как-то постепенно утрачивала свой блеск и мастерство. Теряла она и свою привлекательность, кроющуюся, быть может, в том, что олицетворяя в идее одновременно и божественное и дьявольское начала, она на деле превращалась в обыденное, рутинное ремесло.

Как справедливо было сказано, политика есть искусство возможного (Бисмарк), искусство реализации интересов и целей с помощью адекватных средств в конкретных условиях. Социально-политические идеи, намерения и планы, как бы возвышенны и грандиозны они ни были, сколь бы тщательно они ни разрабатывались, по своей реальной ценности мало чего стоят, если нет подходящей социальной обстановки и средств для их выполнения, если общество к ним не подготовлено всем ходом своего исторического развития. И тут мало чем могут помочь опыт прошлого или искусство политика. В то же время вся история человечества свидетельствует, что великие политические свершения осуществлялись через, казалось бы, невозможное, то есть, иными словами, политика нередко являет собой искусство невозможного. Как символы такой политики можно назвать «Гордиев узел» Александра Македонского, «Рубикон» Цезаря, так называемое «колумбово яйцо» и проч. Все великие политические свершения осуществлялись через, казалось бы, невозможное силой воли, настойчивостью и упорством. В любом, однако, случае политика остается высоким искусством, не терпящим никаких шаблонов и повторения задов. Понятно поэтому признание одного из выдающихся политиков Франции XVII в., врага, а затем соратника Ришелье, герцога де Рогана, который в своей книге пишет:

«нет ничего труднее, чем искусство политического управления: даже наиболее опытные в этой профессии в час своей смерти признавались, что они всегда считали себя в ней новичками. Причина того в том, что невозможно сформулировать твердые и прочные правила управления государством, годные на все времена. Все то, что служит основанием периодически вспыхивающих революций, является также и побудителем перемен в основных принципах хорошего управления. Поэтому те, кто позволяет себе руководствоваться в своей деятельности примерами из прошлого в большей степени, чем изучением глубоких причин, определяющих настоящее, обречены на то, чтобы совершать губительные ошибки»[10].

Не оспаривая этих истин, нельзя в то же время не заметить, что губительные ошибки совершаются нередко также из-за незнания опыта прошлого, из-за незнания и непонимания некоторых фундаментальных основ государственного управления, непонимания тонкой и в то же время прочной связи государства со всеми самыми сокровенными сторонами жизни народа, с его духом,

нравственностью и традициями, из-за взгляда на государство как на что-то механическое, что можно ломать, переделывать и перестраивать по собственному хотению. Бросая взгляд в прошлое, мы видим, что великие политики и государственные деятели от Моисея до Тезея, от Александра Македонского до Ришелье и Бисмарка тем и были велики, что все они были создателями великих и могущественных государств. Среди этих имен нет ни одного, связанного с разрушением государства, с низведением его до ничтожного состояния. Такие имена тоже есть, но они в другом списке. Вот почему тем, кто занимается политикой, нужно знание истории, знание и понимание основополагающих вещей, относящихся к политике и ее фундаменту – государству во всех его аспектах.

Материал взят из: Философия политики

(Visited 65 times, 1 visits today)

moyuniver.net

понятие политики

Понятие политики

В современные языки и культуру термин «политика» вошел как заимствование с древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства и управления людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политес» (гражданин), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция).

Индоевропейская (индийская) традиция использует также более древний, санскритский термин — «артха» (полезное управление, правление с пользой). Отсюда происходит название и одного из наиболее известных трудов по политологии на индуистском Востоке — «Артхашастра» или Наука о политике, пользе государственного управления (Артхашастра или Наука политики, 1993, с. 3-7).

Политика — многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают прежде всего большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.

Политика включает в себя отношения между классами и социальными группами по поводу завоевания и удержания власти; управление общественной жизнью; систему принципов, норм и традиций по регулированию жизни общества в целом и его больших и малых социальных групп. Политика неотделима от психических состояний и свойств человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью, от понимания и осуществления ее людьми. Она формируется и реализуется в определенной институциональной, социокультурной и цивилизационной среде, испытывает воздействие разнообразных факторов. Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне сферы определенного типа политической системы. В этом смысле мир политики — неизбежен.

Политика выступает как выдающееся культурно-историческое явление. Ее становление и развитие предстает как всемирно-исторический процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением и трансляцией политических ценностей, с критическим преодолением и становлением новых форм политических отношений, управления и опыта, со сложными системами корреляции многообразных проявлений политической деятельности человека в различных обществах. Она во многом зависит от своего времени, от конкретно-исторических и цивилизационных условий, от господствующих в обществе идеологии, моральных и религиозных норм, от уровня развития самого человека, его миропонимания и культуры. Политика — это человеческая деятельность, связанная с принятием и проведением в жизнь решений, наделенных достоинством уполномочия со стороны общества, для которого и от имени которого они принимаются. Каков человек, каково общество людей, каковы в нем господствующие политические институты, нормы и традиции — такова и политика в целом.

Содержание политики определяется интересами ведущих социальных групп, классов или сил общества. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или опосредованно связано с проблемой власти. Содержание политики выражается в ее целях, программах и ценностях, в проблемах и задачах, которые она решает, в мотивах, механизмах, способах и методах принятия и реализации политических решений. Соответственно политика может быть демократической и авторитарной, передовой и традиционной, революционной и реформаторской, публичной и закрытой, проводимой от имени того или иного класса или социально-политического блока и т.д.

По сути дела политика представляет собой регулирование общественных отношений посредством их ориентирования, направления развития во многих областях или во всей их совокупности. Какова будет политика, то есть в каком направлении, с какой целью и с использованием каких средств будут осуществляться властные усилия, зависит от степени развития каждого общества, от его социальной структуры, соотношения классовых сил, особенностей исторического развития, традиций и культуры. Политика дифференцируется по видам: внутренняя — курс государства, партии, деятельность субъектов политики внутри государства; внешняя — курс государства, партии, деятельность других субъектов политики в международных делах; международная — проводится международными государственными и негосударственными объединениями. Направления политики: экономическая, социальная, национальная, демографическая, молодежная, студенческая, женская, аграрная, культурная, образовательная, коммунальная, техническая, научная, экологическая, военная, геополитика и др.

В основе политики лежат либо сотрудничество, кооперация и взаимопомощь людей, либо их конфронтация, вражда, насилие и конфликты между ними, а также организациями, выражающими их интересы. В самом широком смысле политика включает процессы принятия решений и процессы принуждения в любых группах, которые создают и реализуют правила для своих членов. Соответственно, политику можно и нужно рассматривать, как своеобразную науку об изучении и разрешении конфликтов. Известный российский философ политики И.А.Ильин в этой связи отмечал: «Истинная политика ведется там, где царит солидарность между гражданами и между отдельными классами. Она возникает из солидарности и взаимности; она исходит от идеи целого, народного единства, родины; она считается с духом, справедливостью, с естественным правом, с общими задачами и целями; она требует, чтобы гражданин отождествлял себя со своей родиной, чтобы он принял интерес своего государства и все справедливые интересы своих сограждан» (Ильин, 1993, с. 269).

Политика является наукой и искусством. Наукой она считается с тех пор, как человечеству стали известны законы общественного развития, зная которые можно целенаправленно влиять на политическую жизнь. В то же время политика является и искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной политических процессов и предполагает использование опыта, интуиции, творческой смелости и фантазии.

Политика проявляется через людей. Она адекватно отражает их качества, ценности. Содержание политики выражается в ее целях, в проблемах, которые она решает, в мотивах, правилах и механизмах принятия политических решений. Политика выявляет смысл существования общности людей, определяет общие интересы всех субъектов политики, то есть участников данной общности, вырабатывает приемлемые для них правила поведения, распределяет между ними функции и роли, наконец, создает общепонятный для всех субъектов язык, способный обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества. «Правь так, — советовал властителям известный хорватско-русский политический деятель и ученый XVII в. Ю. Крижанич в своем фундаментальном произведении «Политика», — чтобы не захотели перемен. Для этого надо обеспечить благочестие, справедливость, покой, изобилие, веру, суд, мир и дешевизну» (Крижанич, 1997, с. 439).

Политика — в высоком смысле этого слова — не карьера, не тщеславие и властолюбие, а истинное служение интересам народа, не определенной группе или классу, но всему народу в целом. Русский просветитель XVIII в. Н.И.Новиков писал, что «политика — это наука царствовать, устраивать счастье и благоденствие не только государя, но и всего народа» (Новиков, 1954, с. 373).

Если же политика служит низким помыслам и целям, основывается на лжи, коварстве и преступлениях, то она, естественно, превращается в «грязное дело». Помешать такой политике может только честная политика, основывающаяся на порядочности, иных добродетелях, высокой нравственности.

Мораль и политика

Мораль (от лат. moralis — нрав, нравственный) — одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку. Мораль находит выражение в поступках человека по отношению к обществу, властным структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности морали меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай, поведение, деятельность», что «прилично, порядочно, достойно» и т.д. К господствующей морали, кроме социальных ценностей и оценок, принадлежат также и те, которые расцениваются религией как «благое поведение». Мораль — это составная часть индивидуального мировоззрения, она во многом определяет для личности картину социально-политического мира.

Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, то ее нежелательно отделять от морали и этики. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц, в частности. Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. В древности первичные человеческие коллективы во многом регулировали взаимодействие людей с помощью обычаев, традиций, табу и вырастающей на основе всего этого морали, а также таких институтов социального контроля, как семья и община. С возникновением сложных общностей и ослаблением традиционных форм социального контроля возросла как роль политических институтов, которые стали осуществлять основные властно-регуляционные функции в развитии общества, так и морали — в воспитании общества. Мораль может так или иначе характеризовать политическое действие, но сама стоит вне его и лишь вступает с ним в те или иные отношения. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Именно правила нравственности и добродетели и служат основанием истинной политики.

mirznanii.com

1)Понятие “политика”.

Возникновение науки о политике.

Термин политика возник в Древней

Греции, его автором является

древнегреческий философ Аристотель.

Он дал первое объяснение этому термину:

«Политика – это искусство управления

полисом(государством)».

Полис – небольшой город в Древней Греции.

Демократия – власть народа, появилась

впервые в Древней Греции.

Однако наука о политике, политология,

возникла значительно позднее. Только

в 1857 году в Колумбийском колледже США

создаётся кафедра истории и политической

науки. В 1871 году во Франции открывается

свободная школа политической науки, а в

1949 году по решению ООН создаётся

международная ассоциация политической науки.

Президент – сидящий спереди стола.

Родина политологии – США.

2) Объект и предмет политологии,

функции политологии.

Объектом исследования политологии является

общественные отношения, однако общественные

отношения изучают и другие науки: философия,

социология, история. Главным для политологии

является отношение власти, которые возникают

в обществе, поэтому предметом политологии

является феномен политической власти.

Общенаучные методы исследования политологии:

1)Диалектический 2)Сравнительный

3)Социологический 4)Системный

5)Бихевиористский

Функции политологии:

1)Познавательная – политология исследует реальность.

2)Прикладная – на основе изучения реальностей

политологии предлагают конкретные решения.

3. Формы и виды политики.

Формы:

1)Соперничество — может происходить стычка, пикет, демонстрация, вооруженное столкновение и др.

2)Сотрудничество — может происходить по-разному: переговоры, уступки, компромиссы, консенсус и т.д.

Виды политики:

1)Внутренняя – это деятельность по регулированию интересов людей внутри государства. В зависимости от того какая сфера деятельности регулируется выделяют

социальную внутреннюю политику, культурную, спортивную и т.д.

2)Внешняя – это деятельность, связанная с регулированием

отношений с другими государствами. Главная цель

внешней политики – защита интересов данного народа.

3)Международная – это согласованная деятельность

мирового сообщества государств по регулированию,

стоящих перед ними проблем.

studfiles.net

Понятие и сущность политики

Своим происхождением слово «политика» обязано выдающемуся древнегреческому мыслителю Аристотелю (IV век до н. э.). В своей работе «Политика» он рассматривал различные варианты государственного устройства, формы организации государственной власти и основы государственного управления. В античные времена в греческих городах-государствах (полисах) понятие «политика» интерпретировалось как «искусство управлять государством».

Однако политика как общественное явление возникла задолго до того, как Аристотель дал этому феномену свое определение. В частности, на территориях Египта, Китая, Месопотамии уже в 4—5 тысячелетиях до н. э. существовали крупные политические сообщества.

Политика возникает в момент перехода от родоплеменных форм организации общества к государственным. Поэтому, как и во времена Аристотеля, современные представления о политике также неразрывно связаны с такими понятиями, как «государство», «государственная власть», «управление государством (обществом)», хотя занятие политикой является не только уделом государства.

Понятие «государство» можно определить как форму (одну из форм) организации общества, а «политика» — как способ (один из способов) управления обществом — государством. Следовательно, государство как форма организации общества и политика как способ управления этой «организацией» возникают одновременно на определенном этапе развития человеческого общества.

Политика — это особый способ регулирования отношений между большими социальными общностями (классами, сословиями, нациями), основанный на писаных законах и опирающийся на политическую власть.

Политика является лишь одним из видов управления социальными отношениями в обществе. Кроме политических, существуют и другие виды управления, например административные, правовые, экономические, социокультурные и т. д. Политическое управление благодаря тому, что обладает монополией на политическую власть в обществе, доминирует над всеми иными видами управления. Поэтому там, где все иные виды управления в решении возникающих общественных проблем и конфликтов оказываются малоэффективными, возникает необходимость применения политических методов, опирающихся на силу власти. Именно атрибут власти и возможность ее применения отличает политическое управление от всех иных видов. В силу этого борьба за политическую власть и властные полномочия в обществе является одним из основных видов деятельности для всех субъектов политики. Следовательно, термин «политика» можно интерпретировать как искусство организации и управления обществом с помощью государственной (политической) власти.

Один из основателей политической науки, выдающийся итальянский мыслитель и политический деятель Николо Макиавелли (1469—1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать ее». Индивид, группа, институт, обладающие политической властью, могут навязывать свою волю другим людям, управлять другими.

Однако сущность политики нельзя объяснить только наличием в ее «арсенале» такого важного ресурса, как институционализированная власть. Другим важнейшим атрибутом политики является ее нормативно-правовая составляющая. Политика по сути и начинается с введения в систему управления обществом писаных законов. Правовые нормы (законы) придают политике определенную логику развития, делают ее предсказуемой, создают общее правовое поле, определяют пределы компетенции субъектов и участников политического процесса.

Политика как особый вид регуляции социальной жизни необходима для того, чтобы согласовывать интересы различных социальных слоев и групп, вырабатывать общие, обязательные для всех правила и нормы, и осуществлять контроль за их выполнением. Однако в реальной жизни политика может быть использована как для всеобщего блага всех слоев общества, так и для защиты интересов господствующего класса в ущерб другим членам общества.

Субъектами политики, как правило, являются политические элиты и лидеры, которые могут входить в те или иные политические группировки, партии, движения, возглавлять государственные институты. В западной социологии и политологии субъектов политики принято называть акторами.

Большие социальные общности, защищая свои интересы, также могут выступать в роли субъектов политики. При этом разнородность интересов и сложность координации их деятельности нередко приводят к тому, что они становятся объектом манипулирования в чужой политической игре. История знает немало примеров, когда в интересах отдельных политических лидеров или групп развязывались кровопролитные войны между странами и народами, а попытки воплощения в жизнь бредовых идей тех или иных «вождей народа» уносили жизни многих миллионов людей.

Чтобы противостоять антинародной политике преследующих свои корыстные интересы акторов, необходимы определенный уровень развития политической культуры масс, гражданское мужество, активная жизненная позиция и сплоченность людей.

psyera.ru