Политика контрреформ александр 3 – Контрреформы Александра 3 — кратко об изменениях 1881-1894 годов
32. Политика контрреформ Александра 3
Правление Александра III (1881-1894) стало своего рода исторической паузой. Он стремился сохранить существующий порядок, укрепить позиции дворянства, не допустить революции. Внутренняя политика императора носила консервативный характер. Царствование Александра III было противоречивым: политическая реакция сочеталась с большими экономическими достижениями
Земство. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести возможность участия в работе земских органов «случайных» людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти.
Городское самоуправление. Городская контрреформа преследовала цели: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами государственного самоуправления, и расширить сферу правительственных полномочий. Городское самоуправление было превращено в разновидность государственной службы.
Судебная реформа. Существенные изменения произошли в низовых судебных органах. Мировые судьи были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом.
Образование. Новый университетский устав 1884 г. упразднял автономию студенчества. Был ликвидирован университетский суд, запрещены любые студенческие объединения. 1884 год был ознаменован введением нового университетского устава –военные гимназии преобразовывались в кадетские корпуса.
Печать. Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882 г. новых «Временных правил о печати», которые стали постоянными. К середине 80-х гг. сложилась реакционная концепция контрреформ, которая основывалась на традиционных догмах.
33. Особенности социально-экономического развития России в конце 19 – начале 20 века.
На рубеже XIX—XX вв. Россия являлась страной со средним уровнем развития капитализма. Сохранение в экономике пережитков феодализма, ее многоукладность, развитие капитализма в рамках старой политической системы обусловливали противоречивое, нестабильное развитие общества.
В стране создавались мощные монополистические объединения. Особенности российских монополий — высокая концентрация производства и рабочей силы, широкое привлечение иностранных инвестиций, зависимость от государственных заказов и кредитов. Преобладали экстенсивные формы хозяйственного развития. Для сельского хозяйства были характерны: зерновая специализация, маломощность крестьянских хозяйств, сохранение феодальных пережитков. Хотя Россия и занимала одно из первых мест в мире по производству ржи и пшеницы, уровень ведения хозяйства оставался низким, часто случались неурожаи и голод. В среде крестьян усиливалось расслоение.
Социальная структура населения России в начале XX в. состояла из замкнутых сословий: дворянство, горожане, духовенство, купечество, крестьянство, казачество. Капитализация страны способствовала складыванию новых классов — буржуазии и рабочего класса; росла прослойка интеллигенции. Отличительной особенностью страны была многоконфессиональность. Все более нарастало противоречие между властью и большей частью народа.
studfiles.net
Внешняя и внутренняя политика Александра 3
Краткая биография Александра III
1 марта 1881 г. от рук народовольцев погиб император Александр II Николаевич, и на престол взошел его второй сын Александр. Сначала он готовился к военной карьере, т.к. наследником власти был его старший брат Николай, но в 1865 г. он умер.
В 1868 г. во время сильного неурожая Александр Александрович был назначен председателем комитета по сбору и распределению пособий голодающим. В бытность до вступления на престол он был атаманом казачьих войск, канцлером Гельсингфорсского университета. В 1877 г. принимал участие в русско-турецкой войне в качестве командира отряда.
Исторический портрет Александра III скорее напоминал русского могучего мужика, чем государя империи. Он обладал богатырской силой, но не отличался умственными способностями. Несмотря на такую характеристику, Александр III очень любил театр, музыку, живопись, изучал русскую историю.
В 1866 г. он женился на датской принцессе Дагмаре, в православии Марии Федоровне. Она была умна, образована, и во многом дополняла мужа. У Александра и Марии Федоровны было 5 детей.
Внутренняя политика Александра III
Начало правления Александра III пришлось на период борьбы двух партий: либеральной (желающей реформ, начатых Александром II) и монархической. Александр III отменил идею конституционности России и взял курс на усиление самодержавия.
14 августа 1881 г. правительство приняло специальный закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Для борьбы с беспорядками и террором вводились чрезвычайные положения, применялись карательные средства, в 1882 г. появилась секретная полиция.
Александр III считал, что все беды в стране идут от вольнодумства подданных и излишней образованности низшего сословия, что вызвано реформами отца. Поэтому он начал политику контрреформ.
Главным очагом террора считались университеты. Новый университетский устав 1884 г. резко ограничил их автономию, были запрещены студенческие объединения и студенческий суд, ограничивался доступ к образованию представителей низших сословий и евреев, в стране введена жесткая цензура.
изменения в земской реформе при Александре III:
В апреле 1881 года был издан Манифест о независимости самодержавия, составленный К.М. Победоносцевым. Права земств были сильно урезаны, а их работа взята под жесткий контроль губернаторов. В Городских думах заседали купечество и чиновники, а в земствах – только богатые местные дворяне. Крестьяне потеряли право участвовать в выборах.
Изменения в судебной реформе при Александре III:
В 1890 году было принято новое положение о земствах. Судьи стали зависимы от властей, сократилась компетенция суда присяжных, мировые суды были практически ликвидированы.
Изменения в крестьянской реформе при Александре III:
Были отменены подушная подать и общинное землепользование, введен обязательный выкуп земель, но выкупные платежи были снижены. В 1882 г. учрежден Крестьянский банк, призванный выдавать ссуды крестьянам на покупку земель и частной собственности.
Изменения в военной реформе при Александре III:
Усиливалась обороноспособность пограничных округов и крепостей.
Александр III знал важность армейских резервов, поэтому создавались пехотные батальоны, формировались резервные полки. Была создана кавалерийская дивизия, способная вести бой как в конном, так и в пешем строю.
Для ведения боя в горной местности были созданы батареи горной артиллерии, были сформированы мортирные полки, осадные артиллерийские батальоны. Для доставки войск и армейских резервов была создана особая железнодорожная бригада.
В 1892 г. появились минные речные роты, крепостные телеграфы, воздухоплавательные отряды, военные голубятни.
Военные гимназии преобразованы в кадетские корпуса, впервые созданы учебные унтер-офицерские батальоны, которые готовили младших командиров.
На вооружение была принята новая трехлинейная винтовка, изобретен бездымный вид пороха. Военная форма заменена на более удобную. Был изменен порядок назначения на командные должности в армии: только по старшинству.
Социальная политика Александра III
«Россия для русских» — любимый лозунг императора. Только православная церковь считается истинно русской, все остальные религии официально определялись как «иноверные исповедания».
Была официально провозглашена политика антисемитизма, начались гонения евреев.
Внешняя политика Александра III
Царствование императора Александра III было самым мирным. Только однажды русские войска столкнулись с афганскими отрядами на реке Кушке. Александр III ограждал свою страну от войн, а также помогал гасить вражду между другими странами, за что получил прозвище «Миротворец».
Экономическая политика Александра III
При Александре III росли города, фабрики и заводы, прирастала внутренняя и внешняя торговля, увеличилась протяженность железных дорог, начато строительство великой Сибирской магистрали. В целях освоения новых земель шло переселение крестьянских семей в Сибирь и Среднюю Азию.
В конце 80-х годов удалось преодолеть дефицит государственного бюджета, доходы превысили расходы.
Итоги правления Александра III
Императора Александра III называли «самым русским царем». Он всеми силами защищал русское население, особенно на окраинах, что способствовало укреплению государственного единства.
Восстановлен авторитет и значение русской православной церкви.
В результате проведенных мероприятий в России произошел бурный промышленный подъем, вырос и окреп курс российского рубля, улучшилось благосостояние населения.
Александр III и его контрреформы обеспечили России мирную и спокойную эпоху без войн и внутренних смут, но и зародили в россиянах революционный дух, который вырвется наружу при его сыне Николае II.
Император Александр III умер 20 октября 1894 г. от болезни почек.
historykratko.com
Александр 3 — политика контрреформ (кратко)
После убийства царяАлександра 2 на престол вступил его сын Александр 3 (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, Александр 3, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.
Повлиять на политику Александра 3 могло только давление общественности. Однако после зверского убийства Александра 2 ожидаемого революционного подъема не произошло. Более того, убийство царя-реформатора отшатнуло общество от народовольцев, показав бессмысленность террора, усилившиеся полицейские репрессии окончательно изменили баланс в общественном раскладе в пользу консервативных сил.
В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3. Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию — не будем описывать реформы Александра 3 в таблице, а вместо этого опишем их поподробнее.
Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.
Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.
Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.
Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движением.
В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.
Важным направлением своей политики Александр третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.
В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.
При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.
Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.
studfiles.net
внутренняя политика александра 3 «контрреформы»
Период царствования Александра III (1881–1894) часто называют временем народного самодержавия и контрреформ.[12]
Решающую роль в разработке основ контрреформ и их последующей практической реализации сыграл воспитатель Александра III обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (1827–1907). Другими идеологами контрреформ были М.Н. Катков, Д.А. Толстой, В.П. Мещерский. Их взгляды оказали решающее влияние как на обоснование внешнеполитической доктрины, так и на выработку внутренней политики.
Основу внешнеполитического курса составляли идеи панславизма и поддержка освободительного движения славян, укрепление русского влияния в Азии и экспансия на окраинах империи, сближение с Францией.
В сфере внутренней политики идеологи контрреформ предлагали на основе сильной самодержавной власти консервацию и усечение преобразований, усиление дворянского представительства во властных структурах на местах и роли феодальных институтов типа общины.
Экономическая программа Каткова—Победоносцева также содержала идею укрепления самодержавной власти на основе развития национальной промышленности. Эта программа предусматривала строгий контроль со стороны государства над биржевыми операциями и частным предпринимательством, использование государственной винной и табачной монополии как средства налогообложения, поддержку помещичьего хозяйства, укрепление общинного землевладения в деревне.
Партия контрреформ разработала реальную программу самобытного развития России, старалась реализовать ее и вела борьбу со сторонниками реформ в государственном аппарате. Главные контрреформаторские меры были осуществлены в социально-политической и культурной сферах.
14 августа 1881 г. был принят специальный Закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Он был принят как чрезвычайная мера для борьбы с террором народовольцев и революционным движением. Согласно этому закону увеличивался штат жандармов, создавались охранные отделения, вводился политический сыск и поощрялось провокаторство, ограничивалась гласность судопроизводства по политическим делам. Закон просуществовал вплоть до 1917 г.
27 августа 1882 г. вступили в действие новые «Временные правила о печати», согласно которым любой печатный орган мог быть закрыт, если его деятельность признавалась вредной для общества. Например, таким образом было прекращено издание с января 1884 г. известного журнала либерального направления «Отечественные записки».
23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, упразднивший внутреннюю автономию университетов.
12 июля 1889 г. был введен институт земских участковых начальников. Они обладали полномочиями контроля за общинным самоуправлением крестьян и правом решения земельных вопросов. Они назначались из дворян, что означало определенный возврат административной власти бывших помещиков над сельскими крестьянскими обществами.
12 июня 1890 г. было утверждено новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Главная цель этого документа заключалась в усилении позиции дворянства как самой благонадежной категории населения в земствах за счет изменения земской избирательной системы. Увеличивалось число депутатов от дворян и сокращалось их число от других сословий. Из числа избирателей исключались священники, владельцы торговых заведений и лица, имевшие купеческие свидетельства. К 1890-м гг. царскому правительству удалось добиться нужных для себя сословных изменений в земских учреждениях: дворяне составляли 55,2 % гласных в уездах и 89,5 % в губернских земских собраниях.
11 июня 1892 г. было принято новое Городовое положение, которое произвело изменения в городской избирательной системе. Были отстранены от выборов мелкие и средние собственники ввиду повышения имущественного ценза, необходимого для участия в выборном процессе. Существенно ограничивались права и независимость органов городского самоуправления.
Сторонники контрреформ пытались также серьезно изменить и судебные уставы 1864 г. Но их попытки практически не удавались, за исключением изменения ценза присяжных заседателей в пользу дворянского сословия (1887) и изъятия части дел из ведения суда присяжных (1889).
Важным элементом контрреформаторской политики властей был курс на укрепление крестьянской общины не только через контроль над ней при помощи земских участковых начальников, но и за счет консервации основ патриархального строя в деревне.
18 марта 1886 г. правительство издало закон, в соответствии с которым затруднялись крестьянские семейные разделы, так как для этого требовалось получение согласия главы семьи и 2/3 сельского схода. В 1893 г. были приняты законы, ограничивающие права общины на передел земли и закрепление наделов за крестьянами. Интервал между переделами не мог быть меньше 12 лет. Передел разрешался, если за него проголосовало не менее 2/3 крестьянской общины. Эти меры были направлены на защиту интересов зажиточной части крестьянства. Более того, в том же году был принят закон, запрещавший закладывать надельные земли, ограничивавший залог и продажу крестьянских земель.
studfiles.net
Политика контрреформ Александра 3-го
После убийства царя Александра 2-го на престол вступил его сын Александр 3-й (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П. Победоносцева и П.А. Толстого, Александр 3-й отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.
Повлиять на политику Александра 3-го могло только давление общественности. Однако после зверского убийства Александра 2-го ожидаемого революционного подъема не произошло. Более того, убийство царя-реформатора отшатнуло общество от народовольцев, показав бессмысленность террора. Усилившиеся полицейские репрессии окончательно изменили баланс в общественном раскладе в пользу консервативных сил.
В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3-го. Это четко обозначилось в манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию.
Александр 3-й заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом — К.Н. Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х гг. привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; он призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.
Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.
Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.
Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движением.
В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.
Важным направлением своей политики Александр 3-й считал укрепление крестьянской общины. В 80-е гг. наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3-й законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.
В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.
При Александре 3-м началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятий и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.
Итоги контрреформ Александра 3-го противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.
ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!
historynotes.ru
Политика контрреформ и царствование Александра III
В последние годы царствования Александра II росло влияние группы реакционеров. Их главой был наследник престола будущий император Александр III. Аничков дворец стал их генеральным штабом, где, пользуясь каждым поводом, повторялись слова Николая I: «Склонившись перед первыми требованиями французской революции, Людовик XVI изменил своему самому священному долгу. Бог покарал его за это».
При таких обстоятельствах понадобилась фигура, которая смогла продолжить реформы. С середины 1879 г. в правительственных кругах обсуждались либеральные проекты великого князя Константина Николаевича и министра государственных имуществ П.А. Валуева, а также А.А. Половцова и Д.А. Милютина, но ни один из проектов не был реализован. В условиях, когда революционеры Перешли к тактике террора, нужна была личность, наделенная диктаторскими полномочиями. Этой личностью стал граф М.Т. Лорис-Меликов, харьковский генерал-губернатор, герой русско-турецких войн, захвативший крепость Каре, считавшуюся неприступной.
М.Т. Лорис-Меликов разработал план «завершения великих реформ», в числе которых было дальнейшее расширение местного самоуправления, ликвидация временнообязанного состояния крестьянства, снижение выкупных платежей, а также замена податей подоходным налогом, пересмотр паспортной системы и облегчение крестьянских переселений в малоземельных губерниях. Лорис-Меликов предложил средство для их осуществления, которое соответствовало требованиям умеренной части либералов, — «приспособить старые принципы к новым потребностям жизни», т.е. ввести в государственный аппарат представительное начало, совместимое с сохранением абсолютной власти.
По существу предполагаемая реформа была чрезвычайно ограниченной. Сам Лорис-Меликов говорил, что его проект не имеет «ничего общего с западными конституционными формами». Реформа расширяла только права земств, которые должны были посылать своих депутатов в Государственный совет и получали таким образом право принимать участие в выработке законов. Государственный совет и после реформы оставался лишь совещательным органом. При всей своей ограниченности это нововведение могло, тем не менее, логически продолжить начатые реформы. Благодаря ему в государственные учреждения вводился основной западноевропейский принцип — принцип народного представительства. Преобразованный Государственный совет, конечно, не мог бы считаться парламентом, но он становился его предшественником.
После 20 лет отрицания всякой идеи общероссийского представительства Александр II был готов принять проект Лорис-Меликова. Утром 1 марта 1881 г. он подписал манифест, сообщавший русскому народу о введении в состав Государственного совета членов по избранию, означавший начало изменения политической системы в либеральном направлении. На следующий день манифест должен был быть обнародован. Трагические события 1 марта 1881 г. сделали это невозможным.
На российский трон взошел император Александр III (1881—1894). Нового царя не готовили к престолу: он стал наследником в возрасте 20 лет после смерти старшего брата Николая. Малознакомый с первыми успехами реформ своего отца, он застал уже эпоху разлада между властью и обществом и замечал лишь то, что лежало на виду — темные стороны преобразований.
Александр III встал на путь контрреформ. Империя вернулась, таким образом, на традиционные пути развития, которые 35 лет спустя приведут Россию к крушению монархии.
Сторонники продолжения реформ — министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов, министр финансов А.А. Абаза, военный министр Д.А. Милютин — были удалены от дел. 29 апреля 1881 г. Александр III издал знаменитый манифест «О незыблемости самодержавия», в котором выразил веру в принцип самодержавия и твердую решимость защищать его от любых покушений. Написанный К.П. Победоносцевым и М.Н. Катковым манифест окончательно отвергал идею перехода к конституционному режиму.
Многие преобразования, проведенные в 1860—1870-е гг., не только не получили дальнейшего развития, но были серьезно ограничены, а некоторые и прямо отменены. С одной стороны, чинились препятствия нормальной деятельности новых учреждений, а с другой — были созданы институты, ничего общего не имевшие с духом и принципами «великих реформ». Главной фигурой политической реакции стал министр внутренних дел граф Д.А. Толстой.
1880-е гг. стали временем строгого полицейского надзора за обществом. Указ от 14 августа 1881 г. утвердил Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия, по которому можно было отменить и без того скромные гарантированные законом права и привлечь к суду военного трибунала виновных в политических преступлениях. Оно позволяло объявлять «частичное» или «полное» чрезвычайное положение для борьбы с революционным террором. Несменяемость судей перестала быть абсолютной; круг лиц, из которых назначались присяжные, сузился; из ведения суда был изъят ряд категорий дел. Министру юстиции разрешалось закрывать двери суда для публики. Упразднялся институт выборного мирового суда, одного из важных в судебной реформе 1864 г.
1 Печать и просвещение подверглись преследованиям. По Временным правилам о печати 1882 г. специальное совещание четырех министров могло закрыть любое издание. Университеты были призваны к порядку и поставлены под правительственный надзор. Новый университетский устав покончил с автономией высшей школы. Для поступления в университет теперь нужна была полицейская справка о благонадежности. Полицейские правила коснулись и внутренней университетской жизни: стали обязательными посещение лекций, ношение формы, ответ на экзамене стоя. Все студенческие организации безусловно запрещались, плата за обучение выросла вдвое. На несколько лет были закрыты высшие курсы для женщин.
Положение об участковых земских начальниках 1889 г. передавало крестьянское самоуправление — сельские и волостные сходы и суды — в подчинение чиновников из дворян, не имевших никакого отношения к земству и назначенных министерством внутренних дел. Влияние дворянства внутри земства очень усилилось: новый закон о земских начальниках во многом возрождал принцип вотчинной власти помещика над крепостными и наделял их полномочиями патриархального попечительства. Этим была создана отдельная местная администрация исключительно для крестьянского сословия, по видимости новая, но располагающая традиционной патриархальной властью.
Новое положение о земстве 1890 г. ограничило его полномочия: усилило губернаторский надзор за земством, вмешательство в назначение на должности, обеспечило значительный перевес дворян в земских органах. Городовое положение 1892 г. увеличением имущественного ценза сократило круг избирателей в три-четыре раза.
Но и при этом земства не стали послушным орудием в руках правительства. В 1890-е гг. земское движение переживает новый подъем. Земства получили характер общегосударственной системы. Трибуной земской жизни стал журнал «Русский вестник», ведущий орган либерально-западнического направления, основанный в 1858 г. Его авторами были К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, СМ. Соловьев.
В создании земств в России западники видели первый шаг к правовому государству, близкому по типу к английскому. Как считал К.Д. Кавелин, «крепко и здорово устроенный суд, да свобода печати, да передача всего, что прямо не интересует государство, в управление местным жителям— вот на очереди три вопроса». Но либерализм западников не означал их приверженности идеям конституционализма. Большинство либералов довольствовались сочетанием самодержавия с местным самоуправлением.
Земства создавали реальную почву для проявления инициативы и самостоятельности. Популярность земской службы в обществе была высока. Сформировался целый слой земских служащих (педагоги, врачи, сельскохозяйственные техники, статистики), который имел свои общества, секции, съезды, где обсуждались экономические и политические вопросы. Объединяющим центром для земских служащих служило Вольное экономическое общество, которое давало возможность широких контактов.
Между тем в царствование Александра III под влиянием новых отношений в деревне поместное дворянство постепенно приходило в упадок. Помещики не пытались мыслить новыми экономическими категориями, внедрять технические усовершенствования, которые увеличили бы производительность труда: рабочая сила имелась в избытке и почти бесплатно, так как сельское население постоянно росло. В результате они разорялись, и земля переходила в руки других социальных слоев населения. Стремясь возродить былое положение дворянства, правительство Александра III в Особом совещании по делам дворянства обсуждало возможность отмены петровской Табели о рангах, открывавшей путь к получению дворянского звания служилым сословиям. Правительственные меры предусматривали также защиту поместного дворянства созданием в 1885 г., в юбилей екатерининской Жалованной грамоты, Государственного дворянского земельного банка, который выдавал льготную ссуду под 4% годовых под залог родовых имений, в 1892 г. — комиссии по укреплению дворянского землевладения.
В крестьянском же вопросе искусственно консервировалась патриархальность: ограничивались разделы земли в крестьянских семьях, запрещались продажа и заклад крестьянских наделов, укреплялась власть общины. Закон 14 декабря 1893 г., принятый по инициативе сторонников общинного уклада, еще более усложнил выход крестьян из общин и ограничил свободу владения земельными участками. Чтобы стать полным собственником, крестьянину надо было не только полностью рассчитаться за землю, но и получить согласие не менее 2/3 членов своей общины. Эта мера резко затормозила наметившееся в 1880-е гг. освобождение крестьян от пут общинного землевладения.
Но попытки «остановить время» в царствование Александра III на фоне поощряемого властью индустриального прогресса не имели успеха.
histerl.ru
Политика контрреформ Александра 3. Усиление консервативно- охранительных начал в сфере российского управления
После убийства царя Александра 2 на престол вступил его сын Александр 3 (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования, он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П. Победоносцева и П.А. Толстого, Александр 3, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.
В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3. Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию
14 авг 1881г. правительство приняло специальный закон « положение о мерах к охранению гос порядка и общественного спокойствия». Александр 3 считал, что все беды в стране идут от излишней образованности низшего сословия, что было вызвано реформами Александра 2. Поэтому он начал политику контрреформ. Главным врагом были университеты, поэтому он ограничил их автономию, были запрещены студенческие объединения и студенческий суд. Судьи стали зависимы от власти, мировые суды были практически ликвидированы. Была отменена подушная подать и общинное землепользование, введен обязательный выкуп земель.
Александр 3 заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н. Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия. Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.
В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль. Важным направлением своей политики Александр третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.
В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.
При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.
Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность
Политическое и социально-экономическое развитие России в царствование Николая 2 . Реформы С.Ю.Витте
Россия при Николая 2 находилась в стадии экономического подъема, несмотря на это, политическая ситуация обострялась. Несостоятельность Николая как политика привела к тому, что в стране росла внутренняя напряженность. В результате, после того, как 9 января 1905 года митинг рабочих, шедших к царю был жестоко разогнан (событие получило название «Кровавое воскресенье»- Дата Кровавого воскресенья 9 января 1905 года вошла в российскую историю как день, когда в Петербурге была расстреляна 2,5-тысячная демонстрация рабочих ) , в Российской Империи разгорелась первая русская революция 1905-1907 годов.
Кровавое воскресенье
3 янв 1905г началась забастовка на путиловском заводе. Причиной послужило увольнение нескольких рабочих. Рабочие требовали передачи земли народу и отмены выкупных платежей и тд. Правительство, ожидая шествия, создало специальный штаб во главе с дядей царя Владимиром Алексеевичем. 9 янв 1905г все демонстранты были расстреляны.
6 окт 1905г началась Всероссийская октябрьская стачка. Требования стачечников- 8-часовой рабочий день, демократические свободы и тд
Из-за всех событий, произошедших во время его правления, царь получил прозвище Николай 2 Кровавый.
В 1914 году началась Первая Мировая война, которая негативно повлияла на состояние Российской Империи и только усугубила внутреннее политическое напряжение. Неудачи Николая 2 на войне привели к тому, что в 1917 году в Петрограде вспыхнуло восстание, в результате которого царь добровольно отрекся от престола. Дата отречения Николая 2 от престола – 2 марта 1917 года
При Николая были произведены многие реформы. Основные реформы Николая 2:
· Аграрная. Закрепление земли не за общиной, а за частными крестьянами-собственниками;
· Военная. Реформа армии после поражения в русско-японской войне;
· Управленческая. Создана Государственная дума, народ получил гражданские права.
Итоги правления Николая 2
· Рост сельского хозяйства, избавление страны от голода;
· Рост экономики, промышленности и культуры;
· Рост напряженности во внутренней политике, что привело к революции и смене государственного строя.
Со смертью Николая 2 пришел конец Российской Империи и монархии в России
С.Ю.Витте
Экономическое достижение периода царствования Николая 2 связывают с министром финансов С. Ю. Витте. Он стремился модернизировать политическую и экономическую структуру России. Он провел денежную реформу( утверждено золотое обращение), установил государственную монополию на продажу водки. Программа Витте усилила динамику экономического развития. В конце 19 века Россия занимала 1-ое место по темпам промышленного развития. Добыча нефти увеличилась в 3 раза, производство стали в 7 раз, число паровозов в 10 раз.
Витте Сергей Юльевич родился 17 июня 1849 г. в семье обрусевших немцев. Юность его прошла в Тифлисе. Витте окончил в 1870 г. Новороссийский университет, став кандидатом физико-математических наук. Но из-за нехватки средств он предпочел научной карьере работу на одесской железной дороге. Начав с низших постов, он скоро дослужился до должности управляющего юго-западными железными дорогами. Прекрасно проявив себя и в дельнейшей карьере, он в 1892 г. занял высокий пост министра финансов.
Задуманная министром финансов Витте индустриализация страны требовала серьезных денежных вложений и щедрый источник пополнения бюджета был найден. В 1894 г. введена государственная винная монополия. Так же, возросли налоги. В 1897 г., в ходе денежной реформы С. Ю. Витте был введен золотой стандарт, разрешавший свободный обмен рубля на золото. Финансовая реформа Витте стимулировала приток иностранного капитала в российскую экономику. Теперь из страны можно было вывозить золотые рубли, что сделало Россию более привлекательной для вложения средств иностранных компаний. Отечественного производителя ограждал от жесткой конкуренции таможенный тариф. Экономическая политика Витте привела к стабилизации рубля, сделав его одной из наиболее устойчивых мировых валют
pdnr.ru