Политика и власть что такое – 41. / :

Содержание

Политическая власть — это… Что такое Политическая власть?

Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественными.

Концепции и трактовки

  • Телеологическая концепция власти
  • Биологическая концепция власти
  • Психоаналитическая концепция власти
  • Мифологическая концепция власти
  • Структурно-Функциональная концепция власти
  • Конфликтологическая теория власти

Основные черты политической власти

  • Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:
  • закрепление в законах полномочий субъекта правления
  • чёткий механизм реализации решений политической власти на практике
  • принцип (функционального) разделения власти
  • легитимность власти

Функции

  • управленческая
  • интегрирующая (интеграция общественных интересов)
  • мотивационная
  • мобилизационная
  • контролирующая (обеспечение правопорядка)
  • культурная

Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.

Ресурсы

Как всякая власть одних людей над другими, политическая власть может иметь различные источники, ресурсы, трактуемые обычно как совокупность средств, использование которых обеспечивает субъекту доминирование над объектом. Существуют различные подходы к их классификации, в том числе – по сферам общественной жизнедеятельности, содержащим соответствующие ресурсы: экономическим, социальным, культурно-информационным, силовым, демографическим. Инструментальный подход позволяет структурировать сами средства подчинения.

Не располагая никаким специфическим ресурсом, политическая власть способна через государство интегрировать и задействовать все другие, что конкурировать с ней никакая иная власть не в состоянии. За счет этого она выполняет свои основные функции.

Методы

  • принуждение (субъект властных отношений угрожает объекту применением силы в случае неповиновения)
  • применение силы
  • убеждение (посредством пропаганды и др.)
  • манипулирование информацией
  • побуждение (субъект предлагает объекту некое вознаграждение за подчинение)
  • применение авторитета

Рациональность власти

Рациональная власть

Рациональная власть (или авторитет) — власть, основанная на компетентности. Она помогает человеку, который на неё опирается, расти.

Рационально-правовой или легальный тип власти наиболее распространён в современном обществе. Этот тип власти начал складываться в Западной Европе, когда в XIII веке стали появляться первые общеобязательные нормы управления (Великая Хартия Вольностей, 1215) и правила самоуправления (Магдебургское право). Окончательно легальный тип власти укрепился в эпоху Великой французской революции (конец 18 — начало 19 вв.).

Чисто теоретически легальный тип власти является идеальной моделью реализации концепции «правового государства». Он основывается на признании населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.

Основные элементы легальной власти:

1. Право как совокупность принципов, регламентирующих все сферы общественной жизни, в том числе сферу политики.

2. Социальное управление представляет собой процесс применения права.

3. Элита — субъект власти, деятельность которого строго ограничена правовыми нормами.

4. Государственная бюрократия — субъект управления, деятельность которого регламентируется нормами права и должностными инструкциями, носящими характер предписания.

5. Население как объект управления, подчиняется не чиновникам, а используемым ими нормам права.

Иррациональная власть

Иррациональная власть — власть, достигнутая только силой. Она служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых.

Разновидности власти

Традиционная власть

Для поддержания традиционной власти служат привычные и давно существующие формы общественной жизни.

Положительные черты:

  • меньше затрат на управление
  • чувство общности среди людей
  • устойчивость перед внешними потрясениями

Отрицательные черты

  • слабая восприимчивость к новому
  • неповоротливость государственного аппарата
  • постепенное накопление внутренних противоречий
  • возможна экономическая стагнация

Экономическая власть

Для того, чтобы осуществлялась экономическая власть, необходимо какое-либо богатство, которое есть у субъекта, но нет у объекта, при этом объект нуждается в этом богатстве. Это власть в сфере экономики,»хозяйствования». Это контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми и т.д

Харизматическая власть

Харизматическая власть, основанная на исключительных свойствах, которыми обладает субъект.

Харизматический тип власти можно считать наиболее своеобразным. Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя. Более того, авторитет его личности распространяется на институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Безоговорочная поддержка лидера населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности. Во-вторых, зачастую строится на отрицании всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим. Харизматичный лидер приходит к власти зачастую в «смутное время», когда нет необходимости опираться на авторитет традиций или законы, а население готово поддержать того, кто пообещает лучшее будущее.

Именно из-за самой специфики харизматической власти возникает ряд проблем с передачей властных полномочий.

Механизмы передачи харизматической власти:

  1. Лидер сам назначает себе преемника. В этом случае народная любовь и доверие переносятся на «продолжателя дела».
  2. Харизма института («не человек красит место, а место человека»), позволяет лидеру стать таковым, заняв должность главы государства (президент США). Также распространена харизма организации, которая подразумевает безоговорочную поддержку населением всех членов той или иной организации (КПСС, КПК и т. п.).
  3. Харизма семейства представляет собой очень редкий вариант передачи властных полномочий. В этом случае государством управляют члены одного рода или династии. В современном мире эта практика существует, в основном, в восточных странах. Самый яркий пример — правление семьи Ганди в Индии.

Если же ни один из перечисленных механизмов передачи властных полномочий не срабатывает, внутри элиты начинается борьба за власть.

  • преимущество: эффективность управления (особенно во время кризиса)
  • недостаток: практическая безотчётность и бесконтрольность

Фобократия

Фобократия (от др.-греч. φόβος и др.-греч. κράτος — «Власть страха») — это крайний вариант военной власти, основанной на беспрекословной дисциплине и единстве действий.

Авторитарная власть

Авторитарные общественные взаимоотношения означают разделение общества на (немногих) отдающих приказы и (многих) эти приказы принимающих, обделяя вовлечённых в этот процесс индивидов (интеллектуально, эмоционально и физически) и общество в целом. Человеческие отношения во всех сферах жизни отмечены властью, а не свободой. И так как свобода может быть создана только свободой, авторитарные общественные отношения (и повиновение, которого они требуют) не воспитывают (и не могут воспитать) личность в свободе — только участие (самоуправление) во всех областях жизни может сделать это.

Литература

См. также

Ссылки

dal.academic.ru

ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ 1 Что такое политика 2

ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ 1. Что такое политика? 2. Сущность и особенности политической власти. 3. СМИ и их роль в политической жизни общества.

АРИСТОТЕЛЬ (IV в. до н. э. ) Трактат «Политика» – сочинение о происхождении и сущности государства, видах правления. «Полития» – идеальная форма правления – цивилизованная общность людей для достижения «общего блага» — ПОЛИС.

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469 г. -1527 г. ) Итальянский философ и политический деятель. Трактат «Государь» . Выделил политику в самостоятельную науку.

Политика Искусство управления государством Задание: Выпишите из текста учебника все определения понятия (с. 4 -5)

п а о л и т и к Ø деятельность людей по поводу власти и властных отношений Ø деятельность государства и его институтов, общества, партий, организаций по управлению различными сферами общественной жизни Ø практика и реальные отношения по упорядочиванию и согласованию разнородных интересов, обеспечивающие целостность общества

ВЛАСТЬ способность, право или возможность одних людей оказывать решающее воздействие на поведение или деятельность других с помощью различных средств: права, авторитета, воли, принуждения

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ родительская духовная

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ распространяется на всё общество — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества требования обязательны для выполнения поддерживается силой государства

Методы политической власти Принуждение (угроза применения силы) Опора на авторитет Применение силы МЕТОДЫ Побуждение Убеждение Манипулирование информацией

Ресурсы политической власти — совокупность средств, использование которых обеспечивает возможность властвования Виды ресурсов Экономические Информационные Силовые

Средства массовой информации üСМИ (масс-медиа) – это организации, занимающиеся сбором, обработкой и распространением информации. üВ русском языке термин СМИ стал использоваться с 70 -х гг. ХХ века

Виды СМИ Печатные СМИ Телевидение Радиовещательные станции Интернет

информа ционная коммуникативная функции СМИ развлека тельная просвети тельская формирование обществен ного мнения идеологическая

Влияние СМИ: «Четвертая власть» Британский писатель и историк Томас Карлейль (1795 -1881) во время Крымской войны (1853 -1856 гг. )

Домашнее задание • 1)Какие события политической жизни России, произошедшие за последний год-два вас лично обрадовали, а какие вызвали разочарование. Приведите по одному-два примера. Обоснуйте свое отношение к данным событиям. • 2) Приведите три примера из современной жизни, в которых средства массовой информации выступают, как «четвертая власть» .

present5.com

Реферат: Политика и власть

Реферат по обществоведению

Политика и  власть.

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти,  её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение – первоначало или первопричина, по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.

Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.

Во все времена развития политической мысли считалось аксиоматичной неразрывность политики и власти. Понимание незаменимости власти в развитии и функционировании общества является исходным для всех современных социальных я политических теорий. Общество потому и является обществом, что совокупность людей объединена взаимодействием, обменом и властью.

Уже в Древнем Китае Конфуций и Мо-Цзы, обращая внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти, обосновывали необходимость ее существования как механизма поддержания порядка в общении между людьми, регулирующего отношения управляющих и управляемых. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественный характер происхождения власти. Следуя патриархальному ее пониманию, он уподоблял иерархическую власть императора над подданными отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами. Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э) придерживался более рационалистической концепции природы власти, явившись едва ли ни первым мыслителем, в самом общем виде высказывавшим идею ее «естественного происхождения» путем некого подобия «общественного договора». Из близкого Мо-Цзы взгляда на сущность политической власти исходил и Аристотель, утверждавший в своей работе «Политика», что властный механизм необходим для организации и регулирования «общения между людьми», поскольку «верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления…». В том же трактате Аристотель (в отличие от Конфуция) разводил господскую и семейную власть с понятием власти общественной или политической.

Но уже в раннюю эпоху истории политической мысли была замечена и обратная сторона феномена власти. Тот же Аристотель (а позднее Монтескье) указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделенных, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага. Рецепты преодолений властного отчуждения предлагались самые разные: от проектов «смешанной власти» (Полибий, Макиавелли), «разделения властей» (Локк, Монтескье), «сдержек и противовесов» (Джефферсон, Гамильтон) до идеи полной ликвидации системы государственно-публичной власти вместе с самим государством.

Т. Гоббс определял власть как средство достичь блага в будущем и потому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода, как «вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью». Ницше утверждал, что жизнь — это воля к власти.

В истолковании власти и причин её возникновения в обществе существует множество подходов. Уже сам этот факт указывает на то обстоятельство, что, видимо каждая из них фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в реальном процессе её генезиса взаимодействуют друг с другом. Для Ницше власть – это воля и способность к самоутверждению.

М. Вебер основной аспект политики видел в стремлении участвовать во власти и в распределении власти. Если формализовать понимание политики, то ее содержание можно свести к борьбе за власть и сопротивление ей.

В мировой политологии современное понимание власти в целом, политической в особенности, является результатом использования разных концептуальных подходов. Согласно западной традиции первичным видом власти является власть индивидуальная, как произвольная от естественного права на свободу действия, распоряжения собой, вещами, всем, что доступно. Поэтому распространенными моделями власти являются межперсональные конструкции, отношения между двумя и большим числом субъектов.

Характерна, например следующая мысль: «политическая наука становится равнозначной исследованию власти. Это наука о действительной воле к власти и её рациональной координации в обществе».

  Любое общество не может нормально существовать, если любому представляется беспрепятственно творить произвол. Как отмечал В. Соловьев: «Требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом. Эти два интереса, противоложные для отвлеченной мысли, но одинаково обязательные нравственно, в действительности сходятся между собой. Из их встречи рождается право».Власть вовсе не является непременно результатом только насилия, подавления одной личности другой. Замечено, например, что в сложной натуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог бы подчиниться. Это своего рода потребность воздействия одного человека на другого, сила, соединяющая людей в общество.

Таким образом, власть неизбежно оказывается следствием самой социальной природы человека. Однако как только проявление власти приобретает общественный характер, главной ее целью становится создание и поддержание порядка, важнейшим средством чего и выступает власть. В связи с этим людям вовсе не нужно создавать власть. Им достаточно ее принять и подчиниться ей, тем самым устанавливается известный порядок. Искание порядка, как правило, сопровождается исканием власти.

Да, власть требует подчинения. Но люди, подчиняясь ей, не должны жертвовать своей свободой.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение власти. Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия.

Отсюда можно сделать следующий вывод: власть — это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе. Свобода есть состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется, т.к живя в обществе, человек не может быть свободным от общества.

Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. С этой точки наибольшую покорность обеспечивает патриархальная и подданническая типы политических культур.

 Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов. Какими же мотивами руководствуется объект властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению является страх перед наказанием. Страх — это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избе жать его в случае непослушания.

Более стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объекта является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом, или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет своему руководителю.

 Сила власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного фактора — неравенства.

В основе подчинения одного человека другому (объекта субъекту) лежит неравенство. Власть, — возникающая на основе естественного не равенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения будут выполняться. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника независимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физически или слабее. Именно такая власть носит более определенный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. На пример, руководитель предприятия, лидер партии обладают исключительным правом на принятие решений, обязательных для подчиненных.

Правители всегда стремились создать впечатление правомерности своей власти и законности правления. Ни одно правительство не может полностью полагаться на физическую силу как гарант согласия с их властью. Путём угроз и репрессий можно заставить повиноваться лишь небольшую часть граждан, но, нарастая, сопротивление властям приводит к массовому гражданскому неповиновению. Первой предпосылкой добровольного согласия является твёрдая уверенность народа в том, что представители власти с полным основанием занимают свои посты, что они вырабатывают, и претворяют в жизнь свои решения, путём законных государственных интересов, не посягая на то, что справедливо считается частным и личным.


Теги: Политика и власть  Реферат  Политология

dodiplom.ru

Политика и власть 9 класс


Видеопрезентация Абуловой Б.Т.  


Все мы являемся членами общества и вступаем в многообразные социальные, экономические, духовные и политические отношения. Примерами социальных отношений являются отношения мужа и жены, отца и сына, врача и пациента. Отношения между производителем и потребителем, продавцом и покупателем, владельцем кафе и посетителями, кассиром кинотеатра и зрителями являются экономическими. К духовным отношениям относятся отношения между режиссером кинофильма и актерами, экскурсоводом и посетителями музея, пастырем и прихожанами. Среди общественных отношений огромная роль принадлежит политическим отношениям. Давайте выясним, что они собой представляют.

 Что такое политика?

Тема политики является одной из широко обсуждаемых, поэтому слово «политика» мы слышим каждый день.  
Что же такое политика? Слово это греческого происхождения. Первоначально означало искусство управления государственными делами. В настоящее же время данное понятие имеет более широкое определение и несколько значений.  
Во – первых, политика – это деятельность отдельных индивидов, социальных групп и государства в целом, связанная с властью.
Во – вторых, политика – это участие в делах государства (к примеру, обращение в мэрию города с каким – либо требованием или предложением, голосование на выборах, участие на митинге).
В – третьих, политика – это средство проведения в жизнь интересов больших групп людей.
Люди по – разному относятся к политике, государству, правительству. Одни поддерживают, другие находятся в оппозиции, а третьи не проявляют никакого интереса и участия.

 Политическая власть

Различные интересы общественных групп порождают борьбу за власть, без которой политика невозможна. Тот, кто имеет власть руководит, управляет, приказывает, а тот, кто властью не обладает подчиняется, исполняет приказы. Политической властью обладают монархи, президенты, депутаты, министры, лидеры партий. Эти и другие политические деятели занимают руководящие посты в государстве и опираются на силу государства. То есть если, кто – либо не подчиняется их приказам, то используется сила полиции, армии или суда. Ну а если высокое должностное положение сочетается с авторитетом властителя, то и силу применять не приходится, потому что народ будет с готовностью подчиняться его требованиям.
Роль политической власти заключается в том, что она распространяется на экономическую, социальную и духовную сферы жизнедеятельности общества. От того, какую политику проводит государство зависит лучше или хуже будет жить народ. Среди главных её задач:
— управление важнейшими процессами, происходящими в обществе;
— поддержание стабильности общественного развития;
— предотвращение социальных потрясений, угрожающих жизни и благополучию граждан страны.

 Политические партии

Государство распоряжается огромными материальными ресурсами, издаёт общеобязательные законы, имеет принудительную силу. Поэтому сторонники различных политических взглядов и идей стремятся воздействовать на государство для того, чтобы оно проводило политику, отвечающую их интересам. Для этого создаются политические партии, основной целью которых является борьба за власть и её удержание.
Политические партии разрабатывают свои политические программы, в которых излагаются варианты решения данного вопроса. Они ведут активную политическую деятельность, проводят собрания, организуют митинги, распространяют печатные издания, выступают по телевидению, выдвигают своих кандидатов в депутаты и агитируют за них. Всё это невозможно без поддержки народа. Поэтому каждая политическая партия стремится привлечь на свою сторону как можно больше единомышленников. Исходя из требований политических партий, граждан и собственной политической программы государство решает:
— на что в первую очередь расходовать средства государственного бюджета: на ремонт дорог или строительство школ,
— какая экономическая политики позволит улучшить благосостояние граждан,
— как учесть интересы одной нации без ущемления интересов другой,
— как обеспечить внешнюю безопасность своей территории.

 Роль СМИ в политической жизни общества

В политической жизни общества велика роль средств массовой информации, которые обеспечивают связь между политическими деятелями и народом. К СМИ относятся Интернет, телевидение, радио, газеты. Благодаря им граждане имеют представление о работе Президента, Госдумы, Правительства и других органов власти, они в курсе политических проблем и событий, происходящих в стране. Под воздействием СМИ повышается политическая активность граждан. Но следует помнить и о том, что лица, осуществляющие сбор и распространение информации, могут, о чем – то умолчать, что – то не показать. Поэтому важно не принимать все услышанное и увиденное «на веру», а критически осмысливать информацию.
Во второй половине XX века влияние СМИ на политическую жизнь было настолько сильным, что их стали называть «четвертой властью» (после законодательной, исполнительной и судебной власти).
СМИ воздействует не только на граждан, но и на власть, к примеру, когда проводятся журналистские расследования о коррупционных действиях главы какого – то региона, когда освящаются политические проблемы. Подобные действия СМИ заставляют власть принимать конкретные решения и устранять проблемы.


Урок подготовила учитель и репетитор по обществознанию Абулова Б.Т. 👉 для связи

cknow.ru

Политическая власть — это… Что такое Политическая власть?

Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественными.

Концепции и трактовки

  • Телеологическая концепция власти
  • Биологическая концепция власти
  • Психоаналитическая концепция власти
  • Мифологическая концепция власти
  • Структурно-Функциональная концепция власти
  • Конфликтологическая теория власти

Основные черты политической власти

  • Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:
  • закрепление в законах полномочий субъекта правления
  • чёткий механизм реализации решений политической власти на практике
  • принцип (функционального) разделения власти
  • легитимность власти

Функции

  • управленческая
  • интегрирующая (интеграция общественных интересов)
  • мотивационная
  • мобилизационная
  • контролирующая (обеспечение правопорядка)
  • культурная

Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.

Ресурсы

Как всякая власть одних людей над другими, политическая власть может иметь различные источники, ресурсы, трактуемые обычно как совокупность средств, использование которых обеспечивает субъекту доминирование над объектом. Существуют различные подходы к их классификации, в том числе – по сферам общественной жизнедеятельности, содержащим соответствующие ресурсы: экономическим, социальным, культурно-информационным, силовым, демографическим. Инструментальный подход позволяет структурировать сами средства подчинения.

Не располагая никаким специфическим ресурсом, политическая власть способна через государство интегрировать и задействовать все другие, что конкурировать с ней никакая иная власть не в состоянии. За счет этого она выполняет свои основные функции.

Методы

  • принуждение (субъект властных отношений угрожает объекту применением силы в случае неповиновения)
  • применение силы
  • убеждение (посредством пропаганды и др.)
  • манипулирование информацией
  • побуждение (субъект предлагает объекту некое вознаграждение за подчинение)
  • применение авторитета

Рациональность власти

Рациональная власть

Рациональная власть (или авторитет) — власть, основанная на компетентности. Она помогает человеку, который на неё опирается, расти.

Рационально-правовой или легальный тип власти наиболее распространён в современном обществе. Этот тип власти начал складываться в Западной Европе, когда в XIII веке стали появляться первые общеобязательные нормы управления (Великая Хартия Вольностей, 1215) и правила самоуправления (Магдебургское право). Окончательно легальный тип власти укрепился в эпоху Великой французской революции (конец 18 — начало 19 вв.).

Чисто теоретически легальный тип власти является идеальной моделью реализации концепции «правового государства». Он основывается на признании населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.

Основные элементы легальной власти:

1. Право как совокупность принципов, регламентирующих все сферы общественной жизни, в том числе сферу политики.

2. Социальное управление представляет собой процесс применения права.

3. Элита — субъект власти, деятельность которого строго ограничена правовыми нормами.

4. Государственная бюрократия — субъект управления, деятельность которого регламентируется нормами права и должностными инструкциями, носящими характер предписания.

5. Население как объект управления, подчиняется не чиновникам, а используемым ими нормам права.

Иррациональная власть

Иррациональная власть — власть, достигнутая только силой. Она служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых.

Разновидности власти

Традиционная власть

Для поддержания традиционной власти служат привычные и давно существующие формы общественной жизни.

Положительные черты:

  • меньше затрат на управление
  • чувство общности среди людей
  • устойчивость перед внешними потрясениями

Отрицательные черты

  • слабая восприимчивость к новому
  • неповоротливость государственного аппарата
  • постепенное накопление внутренних противоречий
  • возможна экономическая стагнация

Экономическая власть

Для того, чтобы осуществлялась экономическая власть, необходимо какое-либо богатство, которое есть у субъекта, но нет у объекта, при этом объект нуждается в этом богатстве. Это власть в сфере экономики,»хозяйствования». Это контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми и т.д

Харизматическая власть

Харизматическая власть, основанная на исключительных свойствах, которыми обладает субъект.

Харизматический тип власти можно считать наиболее своеобразным. Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя. Более того, авторитет его личности распространяется на институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Безоговорочная поддержка лидера населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности. Во-вторых, зачастую строится на отрицании всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим. Харизматичный лидер приходит к власти зачастую в «смутное время», когда нет необходимости опираться на авторитет традиций или законы, а население готово поддержать того, кто пообещает лучшее будущее.

Именно из-за самой специфики харизматической власти возникает ряд проблем с передачей властных полномочий.

Механизмы передачи харизматической власти:

  1. Лидер сам назначает себе преемника. В этом случае народная любовь и доверие переносятся на «продолжателя дела».
  2. Харизма института («не человек красит место, а место человека»), позволяет лидеру стать таковым, заняв должность главы государства (президент США). Также распространена харизма организации, которая подразумевает безоговорочную поддержку населением всех членов той или иной организации (КПСС, КПК и т. п.).
  3. Харизма семейства представляет собой очень редкий вариант передачи властных полномочий. В этом случае государством управляют члены одного рода или династии. В современном мире эта практика существует, в основном, в восточных странах. Самый яркий пример — правление семьи Ганди в Индии.

Если же ни один из перечисленных механизмов передачи властных полномочий не срабатывает, внутри элиты начинается борьба за власть.

  • преимущество: эффективность управления (особенно во время кризиса)
  • недостаток: практическая безотчётность и бесконтрольность

Фобократия

Фобократия (от др.-греч. φόβος и др.-греч. κράτος — «Власть страха») — это крайний вариант военной власти, основанной на беспрекословной дисциплине и единстве действий.

Авторитарная власть

Авторитарные общественные взаимоотношения означают разделение общества на (немногих) отдающих приказы и (многих) эти приказы принимающих, обделяя вовлечённых в этот процесс индивидов (интеллектуально, эмоционально и физически) и общество в целом. Человеческие отношения во всех сферах жизни отмечены властью, а не свободой. И так как свобода может быть создана только свободой, авторитарные общественные отношения (и повиновение, которого они требуют) не воспитывают (и не могут воспитать) личность в свободе — только участие (самоуправление) во всех областях жизни может сделать это.

Литература

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Политическая власть — это… Что такое Политическая власть?

Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественными.

Концепции и трактовки

  • Телеологическая концепция власти
  • Биологическая концепция власти
  • Психоаналитическая концепция власти
  • Мифологическая концепция власти
  • Структурно-Функциональная концепция власти
  • Конфликтологическая теория власти

Основные черты политической власти

  • Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:
  • закрепление в законах полномочий субъекта правления
  • чёткий механизм реализации решений политической власти на практике
  • принцип (функционального) разделения власти
  • легитимность власти

Функции

  • управленческая
  • интегрирующая (интеграция общественных интересов)
  • мотивационная
  • мобилизационная
  • контролирующая (обеспечение правопорядка)
  • культурная

Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.

Ресурсы

Как всякая власть одних людей над другими, политическая власть может иметь различные источники, ресурсы, трактуемые обычно как совокупность средств, использование которых обеспечивает субъекту доминирование над объектом. Существуют различные подходы к их классификации, в том числе – по сферам общественной жизнедеятельности, содержащим соответствующие ресурсы: экономическим, социальным, культурно-информационным, силовым, демографическим. Инструментальный подход позволяет структурировать сами средства подчинения.

Не располагая никаким специфическим ресурсом, политическая власть способна через государство интегрировать и задействовать все другие, что конкурировать с ней никакая иная власть не в состоянии. За счет этого она выполняет свои основные функции.

Методы

  • принуждение (субъект властных отношений угрожает объекту применением силы в случае неповиновения)
  • применение силы
  • убеждение (посредством пропаганды и др.)
  • манипулирование информацией
  • побуждение (субъект предлагает объекту некое вознаграждение за подчинение)
  • применение авторитета

Рациональность власти

Рациональная власть

Рациональная власть (или авторитет) — власть, основанная на компетентности. Она помогает человеку, который на неё опирается, расти.

Рационально-правовой или легальный тип власти наиболее распространён в современном обществе. Этот тип власти начал складываться в Западной Европе, когда в XIII веке стали появляться первые общеобязательные нормы управления (Великая Хартия Вольностей, 1215) и правила самоуправления (Магдебургское право). Окончательно легальный тип власти укрепился в эпоху Великой французской революции (конец 18 — начало 19 вв.).

Чисто теоретически легальный тип власти является идеальной моделью реализации концепции «правового государства». Он основывается на признании населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.

Основные элементы легальной власти:

1. Право как совокупность принципов, регламентирующих все сферы общественной жизни, в том числе сферу политики.

2. Социальное управление представляет собой процесс применения права.

3. Элита — субъект власти, деятельность которого строго ограничена правовыми нормами.

4. Государственная бюрократия — субъект управления, деятельность которого регламентируется нормами права и должностными инструкциями, носящими характер предписания.

5. Население как объект управления, подчиняется не чиновникам, а используемым ими нормам права.

Иррациональная власть

Иррациональная власть — власть, достигнутая только силой. Она служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых.

Разновидности власти

Традиционная власть

Для поддержания традиционной власти служат привычные и давно существующие формы общественной жизни.

Положительные черты:

  • меньше затрат на управление
  • чувство общности среди людей
  • устойчивость перед внешними потрясениями

Отрицательные черты

  • слабая восприимчивость к новому
  • неповоротливость государственного аппарата
  • постепенное накопление внутренних противоречий
  • возможна экономическая стагнация

Экономическая власть

Для того, чтобы осуществлялась экономическая власть, необходимо какое-либо богатство, которое есть у субъекта, но нет у объекта, при этом объект нуждается в этом богатстве. Это власть в сфере экономики,»хозяйствования». Это контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми и т.д

Харизматическая власть

Харизматическая власть, основанная на исключительных свойствах, которыми обладает субъект.

Харизматический тип власти можно считать наиболее своеобразным. Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя. Более того, авторитет его личности распространяется на институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Безоговорочная поддержка лидера населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности. Во-вторых, зачастую строится на отрицании всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим. Харизматичный лидер приходит к власти зачастую в «смутное время», когда нет необходимости опираться на авторитет традиций или законы, а население готово поддержать того, кто пообещает лучшее будущее.

Именно из-за самой специфики харизматической власти возникает ряд проблем с передачей властных полномочий.

Механизмы передачи харизматической власти:

  1. Лидер сам назначает себе преемника. В этом случае народная любовь и доверие переносятся на «продолжателя дела».
  2. Харизма института («не человек красит место, а место человека»), позволяет лидеру стать таковым, заняв должность главы государства (президент США). Также распространена харизма организации, которая подразумевает безоговорочную поддержку населением всех членов той или иной организации (КПСС, КПК и т. п.).
  3. Харизма семейства представляет собой очень редкий вариант передачи властных полномочий. В этом случае государством управляют члены одного рода или династии. В современном мире эта практика существует, в основном, в восточных странах. Самый яркий пример — правление семьи Ганди в Индии.

Если же ни один из перечисленных механизмов передачи властных полномочий не срабатывает, внутри элиты начинается борьба за власть.

  • преимущество: эффективность управления (особенно во время кризиса)
  • недостаток: практическая безотчётность и бесконтрольность

Фобократия

Фобократия (от др.-греч. φόβος и др.-греч. κράτος — «Власть страха») — это крайний вариант военной власти, основанной на беспрекословной дисциплине и единстве действий.

Авторитарная власть

Авторитарные общественные взаимоотношения означают разделение общества на (немногих) отдающих приказы и (многих) эти приказы принимающих, обделяя вовлечённых в этот процесс индивидов (интеллектуально, эмоционально и физически) и общество в целом. Человеческие отношения во всех сферах жизни отмечены властью, а не свободой. И так как свобода может быть создана только свободой, авторитарные общественные отношения (и повиновение, которого они требуют) не воспитывают (и не могут воспитать) личность в свободе — только участие (самоуправление) во всех областях жизни может сделать это.

Литература

См. также

Ссылки

dikc.academic.ru

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ — это… Что такое ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ?


ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
— это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, класса, нации, партии и т.д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его личные политические интересы или политические интересы общества в целом. Основные функции политической власти сводятся к: * формированию политической системы общества; * организации его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими аппаратами и органами государственного управления, партиями, гражданами и т.д.;  * управлению делами общества на разных уровнях; * руководству органами власти и политическими, а также неполитическими процессами; * контролю политических и других отношений и, в конечном итоге,  созданию определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политического режима и государственного строя (открытого или закрытого, замкнутого, отгороженного от других государств), присущей данному государству политической системы, соответствующих им политических отношений и иных политических характеристик общества. Политическая власть реализуется в процессе политической деятельности людей и через политические отношения в обществе. Она, особенно если те или иные ее представители добились права управлять государством, может осуществлять свои функции различными способами: экономическим регулированием и принуждением, политическим и идеологическим воздействием, правовыми, юридическими нормами и санкциями, моральным и нравственным стимулированием, психологическими средствами. Однако только государственная власть, как главенствующая среди различных видов политической власти, обладает монополией на принуждение с помощью госаппарата в отношении всех членов общества. Политические отношения, как и всякие общественные отношения, могут и должны изучаться политическими психологами. Главным направлением анализа должны выступать психологические механизмы, обусловливающие зависимости между индивидом (или группой людей) и властью: — стремление к власти или уход от нее; — лучшее или худшее приспособление к ней; — мотивация процессов приобщения к политике; — психологические особенности формирования политических ценностей и т.д. Политическая власть имеет и психологическую природу, поскольку существует в форме восприятии и переживаний личности (групп людей), зависит не только от воздействий общества и его экономики, но и от сложных, формируемых культурой, моралью и нравственностью, воспитанием, индивидуальных и социально-психологических характеристик личностей (групп людей). По этой причине диалектика взаимоотношения социальной и психологической природы власти представляет собой важный аспект психологического анализа политических отношений. Феномен власти находится в двойной зависимости от психологических факторов. С одной стороны, власть осуществляется конкретными людьми с их своеобразной психикой, а с другой — ее существование зависит от поведения, взаимодействия людей в ходе их политической активности.  

Политическая психология. Словарь-справочник. — Херсон: ОМУРЧ «Украина» ХФ. С. В. Голев. 2004.

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Смотреть что такое «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ» в других словарях:

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ — см. ВЛАСТЬ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Политическая власть — власть, состоящая в определении направлений по руководству обществом посредством политики. Понятие политической власти шире понятия государственной власти, поскольку первая осуществляется не только государственными институтами, но и другими… …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • политическая власть — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN political power The might, ability or authority of governments, citizens groups and other interested parties in enacting change or in influencing or controlling the outcome of… …   Справочник технического переводчика

  • Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная… …   Википедия

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ — полномочия и деятельность по управлению обществом и государством. П. в. это в значительной мере государственная власть, т.е. управление делами государства и общества через систему государственных органов с участием в этом процессе также… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • Политическая власть —    см. Власть политическая …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ — способность и возможность социальной группы, страты (слоя) или класса осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия. Разновидностью П.в. является государственная …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ — – способность и возможность социальной группы осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия. П. в. – это реальная способность социальной группы, индивида… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ — (political power/authority) 1) право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные , установки и цели, использовать государственную машину для их реализации. Отражает политические позиции, занимаемые теми или иными… …   Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

  • Власть политическая — центральное понятие становящейся политологии как отрасли знания, учебной дисциплины. Оно фиксирует совокупность механизмов и средств, способов определяющего воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных …   Политология. Словарь.


political_psychology.academic.ru