Политическое устройство рф – Государственное устройство России — это… Что такое Государственное устройство России?

Содержание

Политическое устройство России: каков ее строй?

Если рассматривать политическое устройство России, то она является демократической федеративной президентско-парламентской республикой, где глава государства обладает широкими полномочиями. Такой точки зрения придерживаются многие эксперты, в том числе и один из составителей нынешней Конституции В. Д. Зорькин. По словам же высокопоставленных персон, прежде всего президентов Владимира Путина и Дмитрия Медведева, наша страна является президентской республикой.

Конституционный строй

Государственное и политическое устройство России образуют ее конституционный строй, который основывается на Конституции, утвержденной во время проведения референдума 12 декабря 1993 года.

Роль первого лица страны исполняет Президент России, который определяется по итогам всенародного голосования и управляет государством в течение 6 лет.

Имея представление о том, какой существует политический строй России, не помешает узнать и о разделении властей.

Представителем законодательной власти является Федеральное собрание. Оно является обычным парламентом, в составе которого имеются две палаты:

  • Верхняя — в лице Совета Федерации;
  • Нижняя — в лице Государственной думы.

Функции исполнительной власти возложены на Правительство. В структуре системы федеральных органов исполнительной власти выделяют такие элементы, как:

  • федеральные министерства;
  • федеральные службы;
  • федеральные агентства.

В роли представителя судебной власти выступают суды. Все их можно классифицировать на три группы:

  • Конституционный суд;
  • Суды общей юрисдикции, которые подчинены Верховному суду;
  • Арбитражные суды, деятельность которых регулирует Высший арбитражный суд.

Непосредственно в регионах данная ветвь власти представлена в лице конституционных судов. Обязательный элемент, который выделяют в структуре судебной системы всех регионов — мировые судьи.

 Политические партии

В соответствии с данными на июль 2010 года, в нашей стране статус политических партий получили 7 подобных объединений. В их числе 4 партии имеют представительство в Государственной думе:

  • «Единая Россия»;
  • КПРФ;
  • ЛДПР;
  • «Справедливая Россия».

Внешняя политика и международные отношения

После распада СССР России перешло от него членство в ООН, а также прочих международных организациях. Также она по-прежнему значится участником международных соглашений, которые были подписаны Советским союзом, взяла на себя обязательства по обслуживанию внешнего долга Советского союза, владеет всеми зарубежными активами, которые принадлежали СССР.

Если говорить о международных отношениях, то, пусть политический режим в россии и изменился, все же наша страна является главным преемником СССР, хотя некоторые страны и сегодня продолжают претендовать на данный статус, а в научных кругах этот вопрос до сих пор продолжает обсуждаться.

Россия входит в число основных участников международного общения. Она и сейчас представляет пятерку постоянных членов СБ ООН, являясь одной из древних великих держав и вносит свой вклад в процесс обеспечения международного мира и безопасности. Наряду с этим наша страна является одним из участников «Большой Восьмерки» экономически развитых государств.

Россия входит в число участников множества и иных международных организаций, среди которых значатся Совет Европы и ОБСЕ. Важную роль играют организации, возникшие на постсоветском пространстве, где ключевым членом выступает Россия:

  • СНГ;
  • ЕврАзЭС;
  • ОДКБ;
  • ШОС.

Соглашение России и Белоруссии позволило создать Союзное государство.

Ключевая роль в выборе курса во внешней политике отводится Президенту страны. Ее реализацией занимается Министерство иностранных дел. Внешняя политика, проводимая нашей страной, отличается разнонаправленностью. У нее имеются дипломатические договоренности со 191 государством. На текущий момент российские диппредставительства функционируют в 144 странах. Наша страна не поддерживает дипотношений только с Грузией, а также Бутаном, Тувалу и Соломоновыми Островами.

politdozor.ru

Административно-политическое устройство России :: BusinessMan.ru

Административно-политическое устройство России представляет собой довольно сложный механизм управления. Он формируется на основе равноправия всех субъектов федерации и одновременно на предоставлении больших возможностей для самоуправления тем субъектам, которые имеют государственность (республикам). Политическое устройство России также весьма неоднозначно. Давайте попробуем все-таки разобраться, что собой представляет административный и государственный строй в РФ.

Форма правления

Прежде всего узнаем, каково устройство политической системы России. Согласно Конституции, РФ имеет форму республиканского правления. Но это довольно расплывчатое понятие, так как у республиканской модели — множество различных подвидов.

Если быть точнее, то форма политического устройства России смешанная. Но это также ещё не полная характеристика. Учитывая, что на политику страны оказывает значительное влияние как президент, так и Государственная дума (с превалированием первого), можно охарактеризовать государственно-политическое устройство России как смешанную президентско-парламентскую республику. Это довольно сложная по структуре, но тем не менее популярная в мире форма правления. Естественно, в российской парламентско-президентской республике имеются свои нюансы.

Конституционный строй

Не меньшее значение, чем политическое устройство России, имеет её конституционный строй. Согласно Конституции, источником власти в РФ является народ данного государства. Он делегирует определенные полномочия властным органам.

Социально-политическое устройство России также определяет Конституция. Согласно её статьям, РФ — социальное государство, которое гарантирует своим гражданам условия для достойной жизни и выражения своих свобод.

В Конституции Россия также обозначена светским государством, в котором религия и государственная власть отделены друг от друга. Также декларируется равенство всех религий и религиозных объединений перед буквой закона.

Также Конституция гарантирует свободу слова и мнений, отсутствие обязательной государственной идеологии и наличие плюрализма, то есть функционирование политических партий различной идеологической направленности.

Данные положения Конституции полностью соответствуют общим международным правам и свободам человека.

Органы власти

Политическое устройство России и конституционный строй играют определяющую роль в формировании органов власти. Конституция предполагает разделение власти на три ветви: судебную, законодательную и исполнительную. У каждой из них имеются свои функции и полномочия. Считается, что эффективное взаимодействие между ветвями власти способно обеспечить процветание государства. Кроме того, аналогичное подразделение ветвей власти имеется у государственных образований внутри России. Это субъекты Федерации, которые имеют статус республик.

Законодательная власть

Органом законодательной власти РФ является парламент, который носит название «Федеральное собрание». Оно включает в себя две палаты – Совет Федерации и Государственную думу.

Совет Федерации – это верхняя палата парламента. Данный орган обладает обширными полномочиями, которые оговорены в 102-й статье Конституции. Среди них — утверждение распоряжения президента об объявлении чрезвычайного положения, утверждение границ субъектов Федерации в пределах России, объявление выборов президента и т. д. Но основной функцией данной структуры является представительство регионов в законодательной власти.

Общая численность членов Совета Федерации, или, как их ещё называют, сенаторов, составляет 170 человек. Они формируются путем делегирования двух представителей от каждого субъекта Федерации: одного — от законодательного органа, а другого — от административного. Кроме того, президент также вправе назначать сенаторов, но не более 10 % от общей их численности. За основу берется представительство не по партийному, а по территориальному принципу.

Государственная дума – нижняя палата парламента. Именно на неё возложена основная задача по принятию законов Российской Федерации. В отличие от Совета Федерации она формируется по политическому признаку. Данный орган состоит из 450 депутатов, которые избираются методом прямого голосования граждан по смешанному принципу раз в пять лет. Смешанный принцип предполагает избрание одной половины депутатов по мажоритарной системе (выдвижение конкретного депутата в избирательном округе), а другой половины – пропорциональным способом (по спискам партий).

Исполнительная власть

Высшим институтом исполнительной власти РФ является правительство. Возглавляет его председатель правительства. Данная должность идентична посту премьер-министра в других странах.

Председатель правительства предлагается и назначается на свою должность президентом, но после утверждения данной кандидатуры Государственной думой. До утверждения претендент имеет статус исполняющего обязанности председателя правительства. Остальные члены правительства назначаются президентом по ходатайству председателя. Само правительство РФ подотчетно президенту и подконтрольно Государственной думе.

В полномочия правительства входит осуществление распорядительной и исполнительной власти в стране, разработка проекта бюджета и других законов и нормативов.

Судебная власть

Следующей ветвью, которая составляет политическое устройство России, является судебная власть. Её структура состоит из судов различных инстанций, которые подразделяются на Конституционный суд, суды общей юрисдикции (уголовный, административный, гражданский, военный), арбитражный суд, а также специальный дисциплинарный орган для судей. Кроме того, особняком стоит Верховный суд РФ.

Судьи назначаются на свои должности различными органами власти, в зависимости от того, какого типа суд они представляют. Но в то же время судебная власть считается независимой от других ветвей.

Президент

В отличие от вышеописанных структур должность президента РФ формально не считается ветвью власти. Президент — гарант Конституции. Этот аспект обозначает устройство политической системы России. Кроме того, президент является главой государства. Срок действия полномочий президента составляет 5 лет. Данная должность не может заниматься одним и тем же лицом более двух раз подряд.

Территориальное устройство

Выше мы говорили о том, какое имеет современная Россия политическое устройство. Теперь настало время изучить её территориальное деление.

В настоящий момент существует сразу несколько типов территориального деления РФ. Из них наиболее важные следующие:

  • административное деление;
  • муниципальное деление;
  • экономическое районирование;
  • деление на федеральные округа;
  • деление на военные округа.

О каждом из этих типов внутригосударственных образований мы подробнее поговорим ниже.

Административное деление

Административно-политическое устройство России имеет несколько уровней. Высшим из них является уровень субъектов Федерации. Данные образования принято ещё называть регионами. Согласно Конституции, Россия имеет федеративное устройство, а её субъекты являются составными частями государства, имеющими равные права.

Вместе с тем регионы России неоднородны по своей сущности. Из 85 субъектов Федерации 22 региона имеют республиканский статус, 9 – краевой, 46 – областной. Кроме того, в число субъектов входит 4 автономных округа, 1 автономная область и 3 города федерального значения. Из всех вышеперечисленных регионов наибольшие возможности в самоуправлении имеют республики, которые по сути являются государствами внутри государства. У них имеется собственная Конституция, государственные языки, правительство и т. д. Но влияние республик на общую политику России не больше, чем у других регионов страны.

Три из четырёх автономных округов являются одновременно составными частями других субъектов РФ. Исключение составляет Чукотский АО, который не входит в состав других регионов страны.

Муниципальное деление

Кроме того, в Российской Федерации существует деление по муниципальному признаку. Муниципальное образование – это единица территориального самоуправления. Как правило, они являются составной частью регионов.

Согласно российскому законодательству, в настоящее время существует семь видов муниципальных образований: сельское и городское поселение, городской округ, муниципальный район, внутригородской район, внутригородская территория, городской округ с внутригородским делением.

Экономическое районирование

Социальное, политическое, экономическое устройство России было бы неполным без описания экономического районирования. Экономические районы – это группа регионов, связанных общими хозяйственными связями. Данный вид группирования регионов страны существовал еще в Советском Союзе и берет начало со времен Российской империи.

В настоящее время существует 12 экономических районов России. Но данный метод территориального деления уже фактически отжил своё. Об этом свидетельствует хотя бы то, что Крым после присоединения не включили в экономическое районирование.

Федеральные округа

Деление России на федеральные округа было введено в 2000 году. Именно данный вид структуризации по большому счету сейчас замещает экономическое районирование, хотя и последнее официально не упразднено.

В России насчитывается девять федеральных округов. Самый крупный из них по территории — Дальневосточный, а по численности населения – Центральный, главным городом которого является Москва. Центральными городами других округов тоже, как правило, являются самые большие населенные пункты данных региональных объединений.

Военные округа

Точно так же, как и федеральные округа с экономическими районами, военные округа считаются частью территориального деления России. Они являются фактическим объединением конкретных военных соединений, расположенных на определенной территории. Деление на округа было принято для более удобного взаимодействия между ними по разным вопросам, включая снабжение и призыв населения в ряды армии. Также данная структуризация должна обеспечить более надежную оборону регионов России в случае вторжения вражеских войск на территорию страны.

В настоящее время (с 2010 года) насчитывается четыре военных округа: Южный, Восточный, Западный и Центральный. Но так было не всегда. В 1991 году их насчитывалось девять, но постепенно численность уменьшалась путем укрупнения округов. Это способствует оптимизации распределения военных ресурсов, а также сокращению расходов на административный аппарат воинских сил страны.

Общие выводы

Как видим, общественно-политическое устройство России довольно сложно и имеет многоуровневый характер. Но это и неудивительно, ведь устройство самого большого государства мира с учетом интересов всех национальностей, общественных образований и религиозных общин, проживающих в нем, по определению не может быть простым.

Тем не менее остается довольно обширный простор для совершенствования. Уже можно сказать, что нынешняя структуризация более эффективна, чем политическое устройство России в 20 веке, когда только распался СССР. Но ещё предстоит много сделать для того, чтобы хотя бы приблизить уровень государственного управления к оптимальным показателям. Данная задача по силам только в случае совместных действий органов власти и граждан страны, которые их избирают. Только это может гарантировать позитивные изменения в указанном направлении.

businessman.ru

Тема 8. Государственное устройство современной россии

План

8.1. Федеральное Собрание РФ.

8.2. Президент РФ.

8.3. Правительство РФ.

8.4. Судебная власть РФ.

Цель изучения темы

знакомство с органами государственной власти Российской Федерации.

Основные понятия: Федеральное собрание, Совет Федерации, Государственная дума, Конституционный суд, Верховный суд, полномочия Президента.

8.1. Федеральное Собрание рф

Государственное устройство Российской Федерации описано в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Согласно Конституции РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (полупрезидентская республика).

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно (через референдум и свободные выборы), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим органом представительной и законодательной власти Российской Федерации является парламент – Федеральное собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты – Государственной думы, верхней – Совета Федерации. Они осуществляют законодательные функции, рассматривают и решают важнейшие государственные вопросы, формируют другие высшие государственные органы и имеют право контроля над деятельностью всего государственного аппарата (рис. 7).

Рис. 7. Государственное устройство Российской Федерации

Совет Федерацииформируется путем делегирования двух представителей от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти (166 депутатов). Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы.

К ведению Совета Федерации относятся:

1) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

2) назначение на должность Генерального прокурора, судей Конституционного (19 судей), Верховного, Высшего арбитражного суда.

3) утверждение указов президента о введении военного и чрезвычайного положения;

4) решение вопросов об использовании вооруженных сил РФ за пределами страны;

5) назначение выборов президента РФ и отрешение его от должности и другие вопросы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной думой федеральные законы по вопросам:

    • федерального бюджета;

    • федеральных налогов и сборов;

    • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

    • ратификации и денонсации международных договоров РФ;

    • статуса и защиты государственной границы РФ;

    • войны и мира.

Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые думой, одобряет или не одобряет их. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется президенту России, который в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если президент отклонит его, то Государственная дума и Совет Федерации вновь рассматривают этот закон.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной основе с четырехлетним сроком полномочий. Она избирается прямым всеобщим голосованием по пропорциональной системе. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

В Государственной думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории РФ.

В соответствии со ст. 101 Конституции Российской Федерации Государственная дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты. В обязательном порядке Государственная дума образует:

    • Комитет по конституционному законодательству судебно-правовой реформе и правам человека;

    • Комитет по социальной политике;

    • Комитет по бюджету, налогам и финансам;

    • Комитет по вопросам собственности и предпринимательской деятельности;

    • Комитет по аграрной политике;

    • Комитет по вопросам экологии и природопользования;

    • Комитет по международным делам и обороне;

    • Комитет по вопросам безопасности;

    • Комитет по образованию, науке и культуре;

    • Комитет по делам общественных объединений, религиозных организаций и средств массовой информации;

    • Комитет по внутренней организации деятельности палаты.

Общее количество комитетов не должно превышать 15, а в случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.

Государственная дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.

По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу.

Государственная дума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов.

Численный состав каждого комитета определяется Государственной думой, но не может быть менее 25 депутатов палаты.

Комитет может для более детального рассмотрения вопросов, а также по основным направлениям своей деятельности образовывать подкомитеты.

В соответствии со ст. 18 Регламента комитеты Государственной думы разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной думы.

К ведению Государственной думы относятся:

1) дача согласия Президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ;

2) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

3) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ;

4) объявление амнистии;

5) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности и другие вопросы (по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной думы).

Федеральные законы принимаются Государственной думой.

Депутаты Государственной думы вносят на рассмотрение:

    • законопроекты и поправки к ним;

    • законодательные предложения о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов;

    • законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ.

Внесению законопроекта в законодательный орган предшествует продолжительная работа по его подготовке. К процессу подготовки законопроектов субъекты права законодательной инициативы обычно привлекают различных специалистов и соответствующие учреждения.

Все законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную думу (ст. 104 ч. 2 Конституции).

В соответствии с ч. 3 той же статьи законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Процедура принятия федерального закона Государственной думой в соответствии с ее регламентом осуществляется в трех чтениях. Во время первого чтения обсуждаются основные положения законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора проекта, затем заслушиваются содоклады и проводятся прения. По завершении прений депутаты приступают к принятию решения по законопроекту с учетом всех замечаний и предложений. В случае решения об одобрении законопроекта и продолжении работы над ним проект передается на обсуждение комитета, ответственного за его подготовку. После того как комитет вновь представит в палату доработанный проект закона, проводится его второе чтение на пленарном заседании. На этом этапе происходит постатейное детальное обсуждение законопроекта, каждой его статьи и внесенных депутатами поправок. Завершающей стадией является третье чтение законопроекта, во время которого уже не разрешается вносить никаких поправок. Третье чтение состоит лишь в голосовании за или против законопроекта в целом. Государственная дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. Государственная дума может принять закон после его обсуждения в первом чтении.

Принятые Государственной думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Парламентские полномочия нижней палаты по вопросу формирования исполнительной власти и контроля ее деятельности оказываются ограниченными. Это выражается в том, что при определенной политической ситуации в стране президент может распустить Государственную думу. Согласно Конституции существует три возможности прекращения полномочий Государственной думы:

1) председатель правительства может поставить перед думой вопрос о доверии правительству. Дума может отказать в доверии. Тогда президент обязан в течение семи дней принять одно из двух решений: распустить думу или отправить в отставку правительство;

2) роспуск следует автоматически после трехкратного отклонения думой кандидатур председателя Правительства РФ, представляемых президентом;

3) дума может вынести вотум недоверия правительству. Это может стать основанием для отставки правительства по решению президента, но у последнего есть возможность не согласиться с думой и сохранить правительство. Если в течение трех месяцев дума повторно выражает недоверие правительству, то президент обязан принять решение: распускать думу или отправлять в отставку правительство.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

studfiles.net

Государственное устройство России, политическая система России — Страны Мира

Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Действует Конституция, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993.

В административном отношении Россия состоит из республик, краёв, областей, городов федерального подчинения, автономных округов, которые являются субъектами Федерации. Согласно Конституции РФ все субъекты Федерации равноправны. В то же время Конституция РФ фиксирует и некоторые различия в правовом положении субъектов Федерации. Так, республики в составе РФ имеют собственные Конституции, а все прочие субъекты Федерации — уставы. Республикам в составе России предоставлено право устанавливать свои государственные языки, которые в государственных учреждениях республик употребляются наряду с русским языком.

Различия в уровнях экономической и политической самостоятельности субъектов Федерации по отношению к федеральному центру были зафиксированы в договорах о разграничении и взаимном делегировании полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации (эта практика существовала с 1994). Всего был заключён 41 договор с 46 субъектами Федерации. Но в условиях начавшейся при президенте В.В. Путине федеративной реформы с 2001 субъекты Федерации начали отказываться от договоров. В дальнейшем в соответствии с планами продолжения федеративной реформы предполагается в рамках федерального законодательства унифицировать распределение полномочий и финансовых средств между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

В 2004 по итогам местных референдумов Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край. Всего в РФ стало 88 субъектов:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика;

Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;

Москва и Санкт-Петербург — города федерального подчинения;

Еврейская автономная область;

Агинский Бурятский автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Из них: 21 республика, 7 краёв, 48 областей, 2 города федерального подчинения, 1 автономная область, 9 автономных округов. 7 субъектов Федерации (Красноярский и Хабаровский края, Архангельская, Иркутская, Камчатская, Тюменская и Читинская области) являются многосоставными, т.е. в их состав входят другие субъекты Федерации — автономные округа (Ненецкий АО — в Архангельскую область, Усть-Ордынский Бурятский АО — в Иркутскую область, Корякский АО — в Камчатскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО — в Тюменскую область, Агинский Бурятский АО — в Читинскую область, Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО — в Красноярский край). Чукотский автономный округ, до 1991 бывший в составе Магаданской области, самостоятельно входит в состав РФ.

Республики в составе РФ созданы на базе бывших политических (автономные республики) и административных (автономные области) автономий, которые в советскую эпоху были предоставлены крупным нерусским этносам на территории их исторического проживания.

При президенте Б.Н. Ельцине был взят курс на уравнивание прав административных единиц, вследствие чего автономные округа, сохранив в большинстве своём административную принадлежность соответствующим краям и областям, получили одновременно статус субъектов Федерации. Однако в мае 2000 в целях улучшения координации действий федеральных и местных органов власти, контроля за исполнением федеральных законов указом президента России в рамках его конституционных полномочий вся территория страны была разделена на 7 федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный) во главе с полномочными представителями президента России.

Политическая система РФ базируется на демократических принципах: действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; в Конституции закреплены идейный и политический плюрализм, многопартийность, равенство граждан перед законом, права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права.

Россия — светское государство. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Российская Федерация — президентская республика. Государственную власть в России осуществляют президент РФ, двухпалатный парламент — Федеральное Собрание, правительство РФ и суды РФ.

Глава государства — президент, избираемый всеобщим голосованием сроком на 4 года. При этом Конституция оговаривает, что одно и то же лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков подряд.

Президент занимает центральное место в системе органов власти РФ. По Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней политики страны. В ряде случаев президент может выполнять функции, которые обычно осуществляются законодательными и судебными органами власти.

Как глава государства президент является гарантом соблюдения Конституции, прав и свобод граждан. Ему принадлежит ведущая роль в назначении высших должностных лиц РФ. Президент с согласия нижней палаты парламента назначает на должность председателя правительства РФ; по представлению председателя правительства назначает его заместителей и федеральных министров. Президент также назначает и увольняет с должности высшее командование Вооружённых сил, руководителей других силовых структур, дипломатических представителей РФ за рубежом, полномочных представителей президента в федеральных округах, формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, формирует администрацию президента. Президент представляет для назначения парламентом кандидатуры председателя Центрального банка РФ, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, генерального прокурора страны.

Президент имеет право роспуска нижней палаты парламента в случаях, предусмотренных Конституцией, назначения даты всенародного референдума, выборов в нижнюю палату парламента — как очередных, так и досрочных.

Президент выступает арбитром в спорах между органами государственной власти России и субъектов Федерации, между органами власти субъектов Федерации. В случае отсутствия законодательной базы, регулирующей те или иные стороны общественной жизни, президент имеет право издавать указы, имеющие силу закона до принятия парламентом соответствующих нормативных актов. Президент имеет право наложить вето на законы, принимаемые Федеральным Собранием, после чего они поступают на повторное рассмотрение парламента.

Президент РФ может быть отрешён от должности в порядке, предусмотренном Конституцией страны.

Высшим органом представительной и законодательной власти РФ является парламент — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: нижней — Государственной Думы и верхней — Совета Федерации.

Государственная Дума, избираемая всеобщим голосованием на 4 года, состоит из 450 депутатов. Её основная функция — принятие законов Российской Федерации. К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия президенту РФ на назначение председателя правительства РФ, решение вопроса о доверии правительству РФ, назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ, председателя Счётной палаты РФ и половины ее аудиторов, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума может быть распущена президентом РФ в случаях, предусмотренных Конституцией страны, которые связаны с отказом утвердить предложенную президентом кандидатуру на пост председателя правительства РФ, а также с отклонением предложенного правительством вотума доверия и выражением вотума недоверия правительству.

В соответствии с законодательством депутаты Государственной Думы могут создавать депутатские объединения — фракции и депутатские группы.

Совет Федерации представляет интересы регионов РФ. Он формируется по принципу 2 члена верхней палаты от каждого субъекта Федерации. Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает принятые Государственной Думой законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ с другими государствами, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира. К исключительной компетенции Совета Федерации относятся: утверждение границ между субъектами РФ, утверждение указов президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения на территории страны, решение вопроса о возможности использования Вооружённых сил страны за пределами территории РФ, назначение выборов президента РФ, отрешение президента РФ от должности, назначения на должность генерального прокурора РФ, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, заместителя председателя и половины аудиторов Счётной палаты.

Действующий регламент Совета Федерации не предусматривает создание фракций по партийному принципу. Влияние политических предпочтений членов Совета Федерации (распространено также название «сенаторы») на политическую позицию верхней палаты парламента заметно ниже, чем в Государственной Думе. В гораздо большей степени на позицию Совета Федерации влияют различия в интересах регионов, которые представляют сенаторы (например, регионы-доноры и регионы — реципиенты федерального бюджета и др.).

Парламент играет в политической системе России ограниченную роль. Это объясняется тем, что парламент по Конституции практически лишён контрольных функций.

Избирательная система РФ. Граждане России имеют право участвовать в выборах органов власти с 18 лет. Минимальный возраст для того, чтобы быть избранным в органы власти, устанавливается соответствующими законодательными актами. Так, президент России не может быть моложе 35 лет, депутат Государственной Думы — моложе 21 года. Кроме того, закон устанавливает предельный возраст в 65 лет, в котором гражданин может участвовать в выборах в качестве кандидата на пост президента РФ.

Государственная Дума избирается по смешанной, пропорционально-мажоритарной системе. Половина депутатов (225 чел.) избирается по пропорциональной системе — по партийным спискам. До выборов 1999 включительно в голосовании по партийным спискам участвовали политические партии и избирательные блоки, в состав которых входили политические партии и общественные объединения. Начиная с парламентских выборов 2003 избирательные блоки допускаются только в том случае, если в их состав в обязательном порядке входит хотя бы одна политическая партия. В дальнейшем намечается наделить исключительным правом участия в выборах только политические партии. При выборах по партийным спискам депутатские места в Государственной Думе получают партии и блоки, набравшие не менее 5% голосов избирателей. С думских выборов 2007 процентный барьер будет повышен до 7%. Выборы считаются действительными, если в них приняло участие св. 50% зарегистрированных избирателей.

Другая половина депутатов избирается по одномандатным округам, границы которых определяет Центральная избирательная комиссия РФ. Право выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы имеют группы граждан, политические партии. Закон допускает и самовыдвижение кандидатов. Выборы депутатов по одномандатным округам проводятся в один тур. Победителем считается кандидат, набравший простое большинство голосов. При этом количество голосов, поданных за победителя, не должно быть меньше числа принявших участие в выборах избирателей, проголосовавших против всех кандидатов.

Принцип формирования Совета Федерации начиная с 1993 изменялся трижды. В 1993—95 верхняя палата парламента состояла из сенаторов, выбранных прямым голосованием населением субъектов Федерации. С 1995 палата формировалась по принципу представительства в ней глав субъектов Федерации и председателей региональных парламентов (Законодательных собраний) субъектов Федерации. В 2000 принцип формирования верхней палаты был снова изменён. Сенаторы стали делегироваться главой исполнительной власти субъекта Федерации и региональным парламентом. При этом замена прежнего состава членов Совета Федерации проводилась постепенно по мере проведения перевыборов в субъектах Федерации. Переход к новой системе формирования Совета Федерации был полностью завершён к январю 2002. По действующему законодательству срок полномочий сенаторов соответствует срокам полномочий делегировавшего их органа власти субъекта Федерации, который имеет право отзыва члена Совета Федерации, если его действия не соответствуют в должной мере интересам региона.

Президент РФ избирается всеобщим голосованием. Право выдвижения кандидатов в президенты имеют группы граждан и политические партии. При этом, чтобы кандидат был официально допущен до участия в выборах, нужно собрать не менее 1 млн подписей граждан в его поддержку. Для того чтобы выборы были признаны состоявшимися, необходимо участие в них более 50% списочного состава избирателей. Победителем считается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в 1-м туре никто из кандидатов не смог добиться этого результата, то назначается 2-й тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие по итогам 1-го тура наибольшее количество голосов. Президентом становится кандидат, получивший более 50% голосов избирателей, принявших участие во 2-м туре. При этом их число должно составлять половину списочного состава избирателей плюс 1 голос.

Исполнительную власть РФ согласно действующей Конституции осуществляет правительство РФ. Однако в Конституции не говорится, что правительство является высшим органом исполнительной власти в стране. Это обусловлено тем, что важнейшие функции федеральной исполнительной власти осуществляет президент РФ.

Правительство России обеспечивает оперативное управление народным хозяйством посредством проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Правительство РФ назначается президентом России и слагает полномочия перед вновь избранным главой государства. Правительство РФ также может быть отправлено в отставку в случае, если президент РФ согласен или с вотумом недоверия, вынесенным правительству Государственной Думой, или с тем, что Дума отказывает правительству в доверии.

Главой правительства является его председатель (в литературе часто фигурирует термин «премьер-министр»), который назначается на должность президентом и утверждается Государственной Думой. Председатель правительства вносит на утверждение президента РФ предложения о структуре исполнительной власти и составе правительства.

Правительство, занимаясь оперативным управлением народным хозяйством, выполняет функции центра согласования важнейших экономических интересов. Эффективное выполнение этих функций под руководством сильного премьера обеспечивает значительный вес правительства как органа власти в политической жизни страны.

Система власти на уровне субъектов Федерации характеризуется существенными отличиями. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (1999) формулирует лишь базовые подходы к организации системы органов власти на местах. В остальном же субъекты Федерации на основе их Конституций и уставов сами определяют систему органов власти.

Во всех субъектах РФ проживающие на их территориях граждане прямым всеобщим голосованием избирают высшее должностное лицо субъекта Федерации — губернатора (для краёв, областей, автономных областей, автономных округов), президента (для республик в составе РФ), который и формирует исполнительную власть в регионе. В некоторых субъектах Федерации должности главы субъекта Федерации и руководителя исполнительной власти разъединены.

Высшие должностные лица субъектов Федерации избираются сроком на 4 или 5 лет. В 2000 создан законодательный механизм федерального вмешательства для отстранения их от должности в случае систематического нарушения федеральных законов. Однако на практике этот механизм пока не применялся.

В подавляющем большинстве субъектов Федерации законодательные органы (региональные парламенты) в 1990-е гг. формировались на основе мажоритарной избирательной системы. Лишь в отдельных субъектах Федерации существовала смешанная пропорционально-мажоритарная избирательная система. Однако в связи с изменениями, внесёнными в федеральные законы в 2001—02, направленными на укрепление многопартийной системы, с 2005 намечено осуществить переход к смешанной избирательной системе при выборах Законодательных собраний регионов во всех субъектах Федерации.

Для региональных политических систем, как и для политической системы России, характерен дисбаланс во взаимоотношениях между исполнительными и представительными органами власти в пользу института губернатора (президента республики). Это обеспечивает доминирование исполнительной власти в политических процессах в субъектах Федерации.

После создания федеральных округов и учреждения института полномочных представителей президента, на которых возложена координация работы всех органов власти на местах, начался процесс государственного строительства на этом уровне. Был создан институт главных федеральных инспекторов, курирующих работу органов власти в конкретных субъектах Федерации. Федеральные органы государственного управления стали формировать свои окружные структуры.

Партийная система. Политические партии в России не оказывают решающего влияния на формирование и осуществление внутренней и внешней политики страны. Это объясняется несколькими причинами: относительной слабостью самих политических партий, ограниченностью полномочий представительных органов власти, отсутствием соответствующей традиции в политической культуре российского общества.

Закон «О политических партиях» (2001) устанавливает определённые требования к количественному составу политической партии: она должна состоять не менее чем из 10 тыс. членов и иметь региональные отделения численностью от 100 членов в более чем половине субъектов Федерации. Закон разрешает только индивидуальное членство. Не разрешается создание региональных партий. Запрещено также создание партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.

Партии должны строиться только по территориальному принципу.

По закону одной из главных функций политической партии является участие в выборах. Партия, в течение 5 лет не принимавшая участие в выборах, подлежит ликвидации.

В 1990-е гг. в России сложилась относительно устойчивая партийная система, представленная крупнейшими партиями, имеющими стабильное представительство в Государственной Думе. К числу ведущих партий относятся:

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) — фактически возобновила свою деятельность на территории страны с 1993; выступает за постепенное возвращение страны на социалистический путь развития и укрепление государственного сектора в экономике; пользуется популярностью у слоёв, не адаптировавшихся к условиям рынка;

«Союз правых сил» — основан в 2000 на базе слияния нескольких партий и общественных объединений радикально-реформаторского толка во главе с партией «Демократический выбор России», основанной в 1993; выступает за продолжение в России радикальных рыночных реформ, укрепление и развитие индивидуальных свобод; пользуется популярностью среди групп населения, добившихся личного успеха в ходе реформ;

«Яблоко» — партия социал-либеральной направленности, основана в 1993; выступает с критикой курса реформ, проводившихся в 1990-е гг., в нач. 21 в., ратует за проведение социально ориентированных преобразований; выражает интересы части среднего класса крупных городов;

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) — основана в 1991; партия, активно эксплуатирующая националистические и национал-протест-ные идеи, выражает настроения некоторой части мелкого и среднего провинциального бизнеса.

В России также получил развитие институт, названный «партией власти». Под этим названием понимают политические объединения партийного типа, созданные исполнительной властью для успешного проведения её решений через парламент. Первым таким объединением было движение «Наш дом — Россия» (НДР), существовавшее с 1995 по 2000. Затем его сменило межрегиональное движение «Единство», основанное в 1999. В 2001 на базе объединения «Единство» с другими пропрезидентскими политическими группами создана партия «Единая Россия». «Партии власти» обычно придерживаются центристской политической ориентации и выражают интересы крупного капитала и федерального чиновничества.

После выборов, состоявшихся в декабре 2003, партийная система начала меняться. По их итогам голоса и депутатские мандаты по федеральному округу распределились следующим образом: «Единая Россия» — 37,57%, 120 мандатов; КПРФ — 12,61%, 40 мандатов; ЛДПР — 11,45%, 36 мандатов; блок «Родина» — 9,02%, 29 мандатов. Не преодолели 5%-й барьер «Яблоко» (4,3%), СПС (3,97%).

В России действуют различные межотраслевые, отраслевые, региональные организации деловых кругов. Наиболее влиятельными из них являются:

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — создан в 1991. В 2002 объединял около 320 тыс. представителей промышленных, финансовых, коммерческих и предпринимательских объединений, предприятий и организаций, обеспечивающих около 80% ВВП России После вступления в РСПП в 2000—01 ведущих российских корпораций в области нефти и газодобычи, цветной и чёрной металлургии, машиностроения он заметно усилил влияние на социально-экономическую политику страны;

Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ в современном виде учреждена в 1991 (ТПП существовали и в дореволюционной России, и в советскую эпоху). Объединяет 20 тыс. предприятий и общественных организаций. В структуру ТПП РФ входит 156 территориальных торгово-промышленных палат, около 100 объединений предпринимателей федерального уровня. Представляет интересы всех слоёв и направлений бизнеса.

Наиболее массовой общественной организацией является Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), созданная в 1990. ФНПР объединяет 48 общероссийских, межрегиональных профсоюзов (в том числе 5 профсоюзов, сотрудничающих с ФНПР на основе договоров и соглашений) и 78 территориальных профобъединений (2002). По данным ФНПР, она насчитывает более 38 млн членов и 300 тыс. первичных организаций. ФНПР тесно сотрудничает с органами власти и работодателями. Часто критикуется оппонентами за недостаточную, по их мнению, работу по защите интересов наёмных работников, за низкую активность непосредственно на предприятиях.

Другие профсоюзы России, не входящие в ФНПР, организационно слабы и не оказывают заметного влияния на общественную жизнь.

В РФ действуют многочисленные общественные объединения и гражданские инициативы, среди которых наиболее активными являются правозащитные организации («Мемориал», Общество солдатских матерей, Московская Хельсинкская группа и др.), общества защиты прав потребителей, экологические организации. После проведения в 2001 Гражданского форума с участием различных общественных объединений в их среде чётко обозначились разногласия по вопросу о целесообразности сотрудничества с органами государственной власти. Одни общественные объединения и гражданские инициативы выступили за развитие взаимодействия с государством, другие, следуя традиции, сложившейся ещё в советскую эпоху, предпочли придерживаться линии на оппонирование властным институтам, мотивируя это тем, что в противном случае существует риск оказаться под государственным контролем.

Вооружённые силы РФ (ВС РФ) насчитывали на начало 2002 1,2 млн чел. До 2004 численность военнослужащих должна быть сокращена до 1 млн. Главнокомандующий ВС РФ — президент РФ. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление Вооружёнными силами, является Министерство обороны РФ, а центральным органом военного и оперативного управления — Генеральный штаб ВС РФ.

Структура Вооружённых сил включает 3 вида вооружённых сил: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот, 2 рода войск — Ракетные войска стратегического назначения и Космические войска. В оперативном отношении имеют 6 военных округов (Московский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Приволжско-Уральский, Сибирский и Дальневосточный), а также Калининградский особый район, 4 флота (Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский). Вооружённые силы РФ принимали активное участие в контртеррористических операциях в Чечне (1994—96, с 1999 по настоящее время). Участвуют также в миротворческих операциях за рубежом.

Помимо Вооружённых сил РФ в соответствии с законодательством в военную организацию государства входят другие войска и воинские формирования, подчинённые иным ведомствам (Пограничные войска Федеральной службы безопасности, Внутренние войска Министерства внутренних дел, Железнодорожные войска РФ, Войска федеральных органов государственной охраны, Войска гражданской обороны и др.).

Другие статьи

ru-world.net

22. Государственный строй рф

Государственный строй отражает:

1) отношения между государством, обществом и личностью;

2) методы осуществления народовластия и методы осущест­вления государственной власти;

3) форму правления государства;

4) форму государственного устройства;

5) экономическую, политическую и идеологическую основы го­сударства;

6) роль права и закона в организации и деятельности государства.

Основы конституционного строя

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ст. 14 Россия обозначена каксветское государство, то есть никакаярелигияне может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены отгосударстваи равны перед законом.

Форма правления

Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации1993 года:

Российская Федерация — Россияестьдемократическоефедеративноеправовое государствос республиканской формой правления.

Государственная власть

Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительнуюисудебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Тем самым конституционно закреплено признание теории разделения властей.

В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:

  • Президент Российской Федерации,

  • Федеральное Собрание (Совет ФедерациииГосударственная Дума),

  • Правительство Российской Федерации,

  • Суды Российской Федерации.

Глава государства

Главой российского государстваявляетсяПрезидент Российской Федерации(ст. 80 Конституции).

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Законодательная власть Федеральное Собрание

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата—Совет Федерации(полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) инижняя палата—Государственная Дума(полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланийПрезидента Российской Федерации, посланийКонституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

studfiles.net

Государственный строй России. Общественный и государственный строй :: SYL.ru

Государственный строй – это территориальное и административное устройство страны, а также характеристика правления. Есть две основные формы: монархия и республика. Но что они конкретно собой представляют?

Республика: краткая характеристика

Государственный строй — это система экономических, социальных, правовых и политических отношений, которые закреплены и установлены конституционным правом и его нормами. Наиболее широко распространенной формой правления является республика (более семидесяти процентов всех государств мира). Это форма правления, при которой парламенту (то есть выборному органу) принадлежит вся законодательная власть на самом высшем уровне. А исполнительной властью занимается правительство. Государственный строй республика может широко варьироваться. Например, есть страны с сильным социалистическим уклоном (Китай) или с буржуазным (Франция). Глава государства с таким строем выбирается населением или же избирательной коллегией, специально организованной. Государственный строй России – также республика. Однако почти всю свою историю Российская Федерация была монархией. Что это за строй?

Монархия: краткая характеристика

Государственный строй с монархической формой правления менее распространен, чем республика. При монархии вся верховная власть в стране принадлежит одному человеку — монарху. Это может быть император, эмир, султан, король, князь, шах. Власть в таких государствах передается строго по наследству. Есть монархия конституционная и есть абсолютная.

Абсолютная монархия

Этот государственный строй предполагает то, что власть одного самодержца не ограничена ничем. На политической карте современного мира таких стран осталось крайне мало. В основном в государствах с абсолютной монархией король (князь, шах, султан и так далее) одновременно является и президентом, и премьер-министром, и верховным судьей, и главнокомандующим, и даже главным духовным лицом. Правительство же формируется из членов правящей семьи и приближенных. Абсолютные монархии в современном мире — это Кувейт, Катар, Бруней, Омар, Бахрейн, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и другие.

Конституционная монархия

Государственный строй стран с подобной формой правления более распространен, чем предыдущий. При конституционной монархии правитель ограничен конституцией, и ему (а также правительству) принадлежит исполнительная власть. Законодательным органом выступает парламент. Именно поэтому часто говорят, что в данном случае монарх «не правит, но царствует». Зачастую страны с таким государственным устройством сохраняют династию королей в качестве символа и традиции, уважения к прошлому и консервативности. К конституционным монархиям относят Бельгию, Великобританию, Данию, Испанию, Норвегию, Японию, Марокко и другие. Британию можно назвать наиболее старой страной с такой формой правления. Король (на сегодняшний день королева – Елизавета Вторая) номинально является главой государства и возглавляет Британское Содружество. В пятнадцати странах этого Содружества королева именуется формальной главой страны, а ее интересы и власть представляют генерал-губернаторы. Это относится к Канаде, Новой Зеландии, Австралии.

Империи и теократии

Такой общественный и государственный строй, как империя, нынче редко встречается. Япония – фактически единственная страна с таким устройством. Император выступает символом единства нации, однако вся исполнительная и законодательная власть принадлежит кабинету министров и парламенту. До середины двадцатого века Япония была монархией абсолютной, законы наделяли императора огромной, ничем не ограниченной властью. Ему приписывалось божественное происхождение, и фактически в стране существовал культ правителя. В 1947 году была принята конституция, и абсолютная монархия была полностью упразднена.

Государственный строй теократия является разновидностью монархической формы правления, когда глава церкви считается и правителем. Ярким примером монархии теократической является такое государство, как Ватикан. Также можно найти некоторые примеры на Ближнем Востоке в исламских странах, где религиозная составляющая традиционно сильна в общественно-социальной и политической жизни.

Унитарное государство

При унитарной форме государственного и территориального деления (устройства) на территории государства нет никаких образований с самоуправлением. Слово «unitas» с латыни переводится как «единство». В государстве с такой формой устройства есть одна единственная конституция (основной закон), единая для всех система органов власти. Административные органы выполняют функции исполнительной власти. А парламент занимается формированием законодательной, правовой и нормативной базы. Подавляющее большинство стран мира – унитарные государства. Например, можно назвать Францию, Японию, Венгрию, Италию, Ирландию, Нидерланды, Португалию, Китай, Монголию, Индонезию, Турцию, Сирию, Алжир, Украину и многие другие.

Федеративное государство

Термин происходит от латинского слова «foederatio», что в переводе на русский язык означает «союз». Что характерно, государственный строй России в плане ее территориально-государственного устройства – федерация. В таких странах наряду с едиными органами власти и общим законом существуют также и отдельные территориально-административные единицы, которые обладают некоторой политической и экономической самостоятельностью, но при этом входят в состав одного «союзного» государства. Как правило, такие федеративные образования (штаты, республики, провинции, земли и так далее) имеют собственные исполнительные, законодательные, судебно-процессуальные органы власти, а более того, и свою конституцию (написанную на основе общей). Такой государственный строй существует у Российской Федерации, Индии, Бельгии – тут подобное устройство связано с этническими и языковыми различиями. В Соединенных Штатах Америки и Германии такое деление обусловлено историческими особенностями и географической спецификой. Крайне редко также встречается конфедерация как форма территориального и государственного устройства. Как правило, ее временно формируют для достижения военных внешнеполитических целей.

Российская Федерация

Государственный строй России – республика, суверенная демократия с федеративной формой государственного устройства (это закреплено в Конституции от 12.12.1993). Россия состоит из двадцать одной республики, шести краев, десяти автономных округов, одной области автономии, сорока девяти областей. В Федеративном договоре предусмотрено разграничение полномочий и обязанностей между субъектами РФ. В ведении органов федеральной власти находятся функции изменения и принятия Конституции, защита свобод и прав человека, определение федеральной политики в разных областях (социальной, экономической, культурной, национальной и так далее), энергетика, транспорт, оборона и защита границ, безопасность. Субъекты Федерации решают такой круг вопросов, как распоряжение своими природными богатствами, собственная экономика, правовое внутреннее регулирование.

www.syl.ru

Государственный строй России — это… Что такое Государственный строй России?

Государственный строй России

Государственный строй Российской Федерации определён Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Основы конституционного строя

Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статьёй 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Форма правления

Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года:

По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия однозначно определяется как cмешанная республика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику. По мнению председателя Конституционного суда РФ В. Д. Зорькина Россию более точно называть смешанной президентско-парламентской республикой[1].

Государственная власть

Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание теории разделения властей.

В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:

Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Глава государства

Главой российского государства является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции).

В 1991-1993 годах существовал пост вице-президента, но указом Президента, а затем Конституцией 1993 года, он был упразднён.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Изначально (в 1991) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции Президент осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран. После поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года со следующих выборов он будет избираться на шестилетний срок полномочий[2].

Законодательная власть

Федеральное Собрание

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст.ст. 94-109 Конституции России 1993 года.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции он неоднократно менялся.

Порядок формирования Совета Федерации

В Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерации менялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Порядок формирования Государственной Думы

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет.

Вопросы законодательства

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Исполнительная власть

Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент вправе распустить Государственную Думу. В состав Правительства входят, помимо Председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Судебная власть

Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Судьи этих трех высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Верховный Суд стоит во главе системы судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд — во главе системы арбитражных судов. Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов. В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. Недавно введенные мировые судьи также не считаются федеральными судьями.

В главе Конституции о судебной власти упоминается также Прокуратура Российской Федерации. Однако Прокуратура не входит в судебную систему и является независимой от всех ветвей власти. Систему Прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным прокурором. Он назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента.

Местное самоуправление

Глава 8 Конституции определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В таком случае, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции России).

Примечания

dic.academic.ru