Политический радикализм это – РАДИКАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ это что такое РАДИКАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ: определение — Политика.НЭС

РАДИКАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ это что такое РАДИКАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ: определение — Политика.НЭС

РАДИКАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

от лат. radicalis — коренной) — практическая и идеологическая ориентация политики, цель которой выступает принципиальное изменение общества и политической структуры средствами решительных, кардинальных действий. Радикализм противоположен консерватизму, умеренности, традиционализму.

Основаниями радикализма являются: стремление угнетенных слоев населения изменить свое социальнополитическое положение в обществе и различные интеллектуальные концепции, представители которых критически относятся к существующим политикокультурным отношениям и считают, что данная ситуация может быть изменена при помощи политических и организационных действий. Так, в марксизме подобная ориентация вытекает из объективной необходимости. Люди, особенно вожди, осознают эту необходимость и реализуют ее в своей деятельности. Противоположной позицией можно считать подход Л. Н. Гумилева, который считал, что радикализацию осуществляют пассионарии — люди, практически бессознательно проявляющие активность в том или ином направлении и создающие новую форму общества и политики.

Формы радикализма можно различать по степени активности его представителей, а также в зависимости от глубины планируемых преобразований. Умеренные радикалы стремятся к реформированию общества щадящими средствами с минимумом насилия (либералы, социал-демократы). Экстремисты настаивают на самых решительных способах достижения целей, вплоть до террора. Революционеры пытаются осуществить глубокие преобразования всех общественных институтов на принципиально новой основе (например, общественная собственность на средства производства).

В любом обществе есть политики, настроенные радикально. Они отличаются, в сущности, по соответствию их идеологических и политических позиций реальным условиям, существующим в обществе. Особенно радикализм характерен для социальных образований с обилием противоречий. Чем сложнее противоречия, тем ярче выражена идеология радикализма. Радикализм активизируется в переломные исторические моменты, когда социальные и политические противоречия осознаются и порождают политическую активность.

Радикализм может быть легальным и нелегальным. Крайней формой нелегального радикализма является терроризм. Нелегальный радикализм находится вне закона, он очень опасен, поскольку тесно связан с насилием и авантюризмом. Исторически оправданный радикализм для уменьшения негативных последствий нуждается в сдержках и противовесах, желательно, чтобы он был интеллектуально и культурно обоснован. Россия переживает господство полутаровекового радикализма политиков различных партийных ориентаций, деятельность которых сильно запутала политическую и социальную ситуацию.

Оцените определение:

Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова

politike.ru

16, Радикализм политический

(от лат. radicalis — коренной) — практическая и идеологическая ориентация политики, цель которой выступает принципи­альное изменение общества и политической структуры средствами реши­тельных, кардинальных действий. Радикализм противоположен консерватиз­му, умеренности, традиционализму.

Основаниями радикализма являются: стремление угнетенных слоев населения изменить свое социальнополитическое положение в обществе и различные интеллектуальные концепции, представители которых критически относятся к существующим политикокультурным отношениям и считают, что данная ситуация может быть изменена при помощи политических и органи­зационных действий. Так, в марксизме подобная ориентация вытекает из объективной необходимости. Люди, особенно вожди, осознают эту необхо­димость и реализуют ее в своей деятельности. Противоположной позицией можно считать подход Л. Н. Гумилева, который считал, что радикализацию осуществляют пассионарии — люди, практически бессознательно проявляю­щие активность в том или ином направлении и создающие новую форму об­щества и политики.

Формы радикализма можно различать по степени активности его представителей, а также в зависимости от глубины планируемых преобра­зований. Умеренные радикалы стремятся к реформированию общества щадя­щими средствами с минимумом насилия (либералы, социал-демократы). Экс­тремисты настаивают на самых решительных способах достижения целей, вплоть до террора. Революционеры пытаются осуществить глубокие преоб­разования всех общественных институтов на принципиально новой основе (например, общественная собственность на средства производства).

В любом обществе есть политики, настроенные радикально. Они отличаются, в сущности, по соответствию их идеологических и политических позиций реальным условиям, существующим в обществе. Особенно радика­лизм характерен для социальных образований с обилием противоречий. Чем сложнее противоречия, тем ярче выражена идеология радикализма. Радика­лизм активизируется в переломные исторические моменты, когда социаль­ные и политические противоречия осознаются и порождают политическую активность.

Радикализм может быть легальным и нелегальным. Крайней формой не­легального радикализма является терроризм. Нелегальный радикализм на­ходится вне закона, он очень опасен, поскольку тесно связан с насилием и авантюризмом. Исторически оправданный радикализм для уменьшения не­гативных последствий нуждается в сдержках и противовесах, желательно, чтобы он был интеллектуально и культурно обоснован. Россия переживает господство полутаровекового радикализма политиков различных партийных ориентаций, деятельность которых сильно запутала политическую и соци­альную ситуацию.

17. Социал-демократизм

Социализм – обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы.

Социалистическая идеология основывается на принципах гуманизма, социальной справедливости, равенства, важной роли общественной собственности, идеях самоуправления и др. Социалистическая идеология в ХХ в. сыграла важную и неоднозначную роль в общественной жизни России, ряда стран Восточной Европы и Азии, являлась в них 

государственной. Различные социалистические идеи и концепции и сейчас достаточно широко распространены в мире.

Созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным теория «научного социализма» (коммунизма) проповедовала, что коммунизм – это неизбежно следующая за капитализмом общественно-экономическая формация.

После Октябрьской революции 1917 г., имевшей своей целью воплощение идей научного социализма, социализм развивался в двух руслах, на которые раскололось международное социалистическое движение, – коммунистическом и социал-демократическом. 

Социал-демократическое течение ориентировалось на реформирование капитализма и опиралось на идеи Э. Бернштейна. Именно на эволюционных, реформаторских принципах и стала развиваться международная социал-демократия с конца XIX – начала XX вв

Основные идеи социал-демократии:

– социализм может быть осуществлен в длительном процессе реформирования капитализма;

– утверждение политической, экономической и социальной демократии и ценностей свободы, справедливости, солидарности и равенства;

– демократизация отношений власти и собственности;

– рост уровня и качества жизни наемных работников;

– увеличение зависимости аппарата власти от населения;

– замещение классовой борьбы социальной солидарностью и т. д.;

– политическая реализация принципов социализма может быть результатом длительной эволюции, солидарных усилий всех социальных групп.

Социал-демократия оказалась более жизнеспособным политическим движением социалистической ориентации, так как свою цель видела не в радикальном переустройстве общества на коммунистических началах, а в обеспечении постепенной трансформации капиталистического общества в направлении подтверждения большей справедливости в распределении благ. Значительное достижение социал-демократии – социальная политика, практикуемая почти каждым государством: различные виды государственного регулирования экономики, многочисленные социальные программы, направленные на помощь малоимущим и нетрудоспособным гражданам, государственная помощь здравоохранению, культуре, образованию, науке и т. д.

18. Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после получения

степени доктора философии) Маркс осознает как свое призвание защиту

интересов «бедной, политически и социально обездоленной массы…».

Начиная еще с 1842 года он изучает новое для Германии общественное

движение — социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социалистической

и коммунистической традицией Франции и Англии, анализирует первые

выступления немецких социалистов и коммунистов.

Первая попытка разработки целостного мировоззрения осуществлялась

Марксом преимущественно средствами философского анализа; соответственно и

результатом была именно философская концепция. Она была создана тогда же,

летом 1844 года. К сожалению, рукописи Маркса были опубликованы только в

1932 году под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года».

Основное в работе — идея отчуждения человека в обществе господства частной

собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе

коммунистического будущего. Уже вначале своей деятельности К. Маркс занял радикальную и

противоположную либеральной позицию : вместо эволюции предложил

революционную борьбу и замахнулся на священное право буржуазной

собственности .Дальше больше . Во втором совместном труде “ Немецкая

идеология ” ( полностью был опубликован в 30 – х годах ХХ ст. ) был сделан

решительный вывод , что каждый клас который стремится к властвованию “

должен прежде всего завоевать себе политическую власть ”.(

Оканчивал первый этап “Манифест коммунистической партии” (1848) , в

котором была выдвинута идея про необходимость пролетариата иметь для

завоевания власти собственную политическую партию. Там же разработаны

основные положения стратегии и тактики пролетарской партии , а именно , что

партия ведет борьбу за ежедневные задания рабочих , объединяя их с борьбой

за конечную цель. В “Манифесте” была провозглашена основная идея

пролетарского интернационализма, конкретизованая в лозунге “пролетарии всех

стран , объединяйтесь !”.

Из обобщения опыта буржуазных революций 1848-1851 годов начался второй

этап развития марксизма. Поскольку именно тогда проблемы революции были

особенно актуальны , то К. Маркс выдвинул идеи про возможность

непосредственного перехода от буржуазной революции к социалистической , про

гегемонию пролетариата в революции

studfiles.net

Политический радикализм: угроза или развитие?

Общество – это форма организации индивидов, объединённых общими ценностями и институтами. Каждый член общества – живой человек, у которого есть свои желания и потребности, свои социальные роли. Для каждого человека ценности, разделяемые общественным большинством, актуальны в той или иной степени, и эта актуальность находится в зависимости от множества разнообразных факторов: внешних и внутренних, экономических и идеологических, личного жизненного успеха, психологического состояния индивида.

Нельзя найти двух абсолютно одинаковых людей, человек как член общества – сформированный в процессе социализации индивидуальный набор ценностей, потребностей и желаний. Общество должно имманентно выявлять общие желания и идеалы людей и создавать условия для их реализации.

Так, подавляющее большинство граждан без психических отклонений осознают ценность жизни человека, конструктивных форм взаимоотношений между людьми, безопасности, хотя бы минимального объёма материальных благ. Именно поэтому такие учреждения, как армия, полиция, институты семьи и брака являются наиболее устойчивыми в обществе.

Но гораздо сложнее дела обстоят с политическими пристрастиями людей. Деятельность органов власти и политический режим всегда устраивает ту часть общества, которая обеспечена материальными, социальными благами и другими привилегиями. Те члены общества, которых существующий режим по какой-то причине не устраивает, часто становятся приверженцами радикальных взглядов.

Политический радикализм – это теоретическая категория, обозначающая кардинальную реформаторскую настроенность определённой части общества, решительное недовольство существующими порядками и желание их разрушить, не всегда подкреплённая чётко сформулированной жизнеспособной (не утопичной) концепцией нового порядка.

Не существует идеального общества, способного удовлетворить потребности каждого своего члена, поэтому политический радикализм – не редко возникающее неудобство, а постоянная политическая данность.

Политический радикализм становится значимым фактором лишь тогда, когда реформаторские настроения захватывают большие социальные группы, когда неудовлетворенными существующими порядками оказываются целые пласты и слои общества. Актуальность существующего режима для конкретного общества, таким образом, определяется масштабом распространения в нём радикальных настроений.

Радикализм в России в последние годы обостряется некоторыми актами деятельности органов центральной власти. Примером значимого для общества и государства народного недовольства стал Русский марш 4 ноября 2012 года, когда сотни русских людей вышли на улицы, и их протесту против известной политики центральной власти и получивших огласку многократных актов неправомерной деятельности граждан некоторых других национальностей не смогли помешать даже органы правопорядка

Политический радикализм, безусловно, представляет собой опасность для существующей системы, свидетельствует о её устаревании и неадекватности актуальным потребностям общества. Но в то же время политический радикализм – ориентир развития общества. Если прислушаться к радикально настроенным гражданам, можно узнать о важнейших задачах, которые нельзя решить существующими методами, решение которых предполагает соответствующие реформы.

fb.ru

Радикалы это в политике: праворадикальные идеологии

Радикальные и национальные идеологии.

Важную часть политических идеологий современности составляют идеологии, развивающиеся в русле радикальных традиций. Радикальные идеологии находят необходимым изменение политического и общественного строя коренным образом. Различают правый и левый радикализм. Праворадикальная идеология проявила себя в различных формах и главным образом в виде фашистского движения.

В настоящее время сложилось двойственное восприятие фашизма. Одни понимают под ним конкретную форму политической идеологии, сформировавшуюся в Германии, Италии, Испании в 20-е годы XX столетия и служившие средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Другие считают, что фашизм – это идеология, не имеющая определенного содержания и возникающая там, где политические силы ставят цель подавления демократии, захвата и использования власти.

Политическая основа фашизма везде выражала интересы кругов общества, оказывавших финансовую и политическую поддержку и стремившихся подавить демократию.

Исторической родиной фашизма считается Италия и Германия, а родоначальником фашизма является бывший лидер итальянских социалистов Бенито Муссолини.

В центре фашистской идеологии находятся идеи военной экспансии, воинствующего антикоммунизма, расизма, шовинизма, а также применение крайних форм насилия против рабочего класса и всех трудящихся, широкое распространение государственно-монополистических методов регулирования политики и экономики, демагогия с целью создания массовой базы для фашистских партий и организаций.

Классической формой фашизма являлся национал-социализм А.

Гитлера. Немецкая версия фашизма отличалась особым реакционным иррационализмом, высоким уровнем тоталитарной организации власти и крайним расизмом. В концепции германского фашизма основным являлось сохранение чистоты крови и расы. Теоретики германского национал-социализма выстроили свою идеологию, отдав приоритетное место в ней некоемому выдуманному народу – «арии». Следовательно, к настоящим «ариям» были отнесены немцы, англичане и ряд североевропейских народов. Государству отводилась второстепенная роль, первостепенным же стояло сохранение чистоты расы.

Фашизм сыграл решающую роль в развязывании Второй мировой войны, но потерпел военное и моральное поражение. Однако вскоре он возродился в форме неофашизма. Неофашистские силы применяют т.н. «стратегию напряженности», организуя террористические и другие акции, чтобы создать у политически неустойчивой части населения мнение о неспособности действующего правительства обеспечить общественный порядок, таким образом, толкая группы избирателей в «объятия» неофашистов. Действия «неофашистских» групп и движений ставили под угрозу демократические институты в различных странах, служили и служат возбудителем политических кризисов и напряженности.

Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой фашизма (правого радикализма) явились доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, социальных, классовых, этнических групп общества. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистическая, ни социалистическая идеология, основанные на принципе социального переустройства общества, сохраняя привилегированное положение для какой-либо социальной группы, слоя и предлагающие радикальные методы и средства для обеспечения этим группам соответствующего социального статуса.

Леворадикальное течение исторически возникло как реакция на социальную дифференциацию, ограниченность либеральной доктрины, элитарный характер демократии и т.д. В период победы нескольких буржуазных революций в Европе возникли самостоятельные леворадикальные движения. Одновременно с этим в Европе возникла леворадикальная идеология, которая при внутренней неоднородности и неопределенности имела ярко выраженный антиконсервативный и антилиберальный характер.

Развитие леворадикальной идеологии, комплекса идей и концепций происходит постепенно. Левый радикализм все чаще обращается к принципам и идеям, развивающимся в русле социалистической мысли, но главное в том, что леворадикальное течение всегда пыталось найти точку опоры, которая могла бы не только обосновать его позиции, но и быть символом протеста. Концепция левого радикализма опирается на широкий круг идей и принципов, что объясняется его скорой эволюцией в течение нескольких десятилетий и неоднородностью внутренней структуры. Объектом критики левого радикализма становились большой бизнес, военно-промышленный комплекс. На первый план выдвигались политические требования. Несмотря на правомерность большинства требований и их закрепление в Конституции, они воспринимались властью как некий вызов, политическая агрессия и встречали резкое противодействие. Поэтому в дальнейшем стали выдвигаться требования, носившие бунтарский характер, направленные на разрыв с устоявшейся системой и ее разрушение. Но система выстояла, и левый политический радикализм пошел на спад. Его участники разошлись по экстремистским и террористическим группам.

Вместе с вышеуказанными идеологиями в мире большую роль играют национальные идеологии, особенно в странах, где идет процесс становления национальных общностей. Национализм трактует «нацию» как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства. Для национализма характерны идеи национального единства и исключительности, получающие развитие в зависимости от исторической обстановки и межнационального общения.

В целом, идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связаны с национальной принадлежностью. В соответствии с внешними условиями и уровнем национального самосознания населения политические силы могут выдвигать требования защиты культурной самобытности, увеличения геополитического пространства или защита собственных территорий и суверенитета от внешних посягательств.

Мощной поддержкой национальных идеологий идет со стороны религиозных вероучений. В целом, сфера национальных отношений необычайно сложна. С позиций национальных идеологий может осуществляться политика защиты культурной самобытности и политических прав нации, собственных территорий и национального суверенитета от внешних посягательств. С этих же позиций могут стимулироваться настроения этнического гегемонизма, провоцироваться конфликты и прямые военные действия.

Сосуществование в реальности и взаимодействие идеологических течений в политической науке обозначаются термином «дискурс». Он предполагает целый спектр вариантов возможного взаимодействия: от неприятия и дистанцирования друг от друга до объединения и взаимного проникновения идеалов, норм и других элементов идеологий.

Все происходящее в XX веке существенное влияние на характер взаимодействия идеологий между собой во всем мире и отдельных странах. Конкуренция либеральной и социалистической идеологий, господствующая в XIX веке, сменилась на противодействие между идейными течениями, поддерживающими гуманизм, человечность и демократию, и доктринами, выдвигающими насилие, террор как один из методов реализации своих идей.

Таким образом, эволюция идеологических систем проходила по двум направлениям:

— сближение и синтез определенных положений политических доктрин и философии либерализма, консерватизма, социал-демократии и т.д.

— противостояние им фашизма, экстремизма, шовинизма и других аналогичных идеологических течений.

В условиях современности идеологические течения сближаются и объединяются по некоторым критериям, таким как: вопросы демократии, признание прав человека как главного критерия политики, защита моральных и семейных ценностей и т.д. Такая ситуация ведет к снижению накала идеологического противоречия.

В целом, для устойчивых, стабильных государств демократической ориентации характерна в данный период приглушенность идеологических споров. А там, где продолжается идеологическая борьба, происходит нарастание политической напряженности общества. Особенно ярко это выражается в фактах политического терроризма.

 

Вопросы для повторения:

1. Какова роль и назначение политической идеологии в жизни личности и общества?

2. Какие функции выполняет идеология в обществе?

3. Что отличает идеологию от религии, пропаганды?

4. По каким признакам различаются политические идеологии?

5. Охарактеризуйте различные идеологии: консерватизм, либерализм, фашизм, марксизм и т.д.

Литература:

Абсатаров Р. Национальные процессы : особенности и проблемы. Алматы, 1995

Арынова Р. Национальная идея для Казахстана: пути поиска.- Саясат, 1998,№2.

Ахметова Л. О патриотизме и идеологии общенациональной государственности. – Мысль, 1995,№11.

Бабакумаров Е.Ж., Машанов М.С., Шоманов А.Ж. Возможные варианты развития политического процесса в Казахстане в контексте структуры массового политического сознания.- Саясат, 1996,№5,с.3-22.

Барт Р. Мифологии. М., 1996.

Василика М. Политология. Киев, 2000.

Верховенство права: Сборник статей политологов США. – М., 1992.

Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.,1981.

Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.

Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному обществу // Политические исследования. 1993. №5.

Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. Алматы,1988.

Джунусова Ж.Х., Булуктаев Ю.О., Акимова А.М. Введение в политологию. Алматы,1998.

Дубицкая В. Телевидение. Мифотехнологии в электронных СМИ. М.,1998.

Ишмухамедов А. К формированию государственной национальной идеи в Казахстане.- Саясат,2001,№7-8.

Кадыржанов Р.К. Восприятие демократии населением современного Казахстана.- Саясат, 2001, №7-8.

Калмырзаев А. Национальный менталитет и национальный дух.- Саясат,2000, №8-9.

Капесов Н.К. Основы политологии. Алматы,1995.

Козлихин И.Ю. Идея правого государства: история и современность. СПб, 1993.

Липсет С. Третьего пути не существует: Перспективы левых движений. // Полис. 1991. № 5, 6.

Массовое сознание и массовые действия. М., 1994.

Мирский Г.И. «Политический ислам» и западное общество. // Полис, 2002, №3.

Московичи С. Машина, творящая богов. М.,1996.

Назарбаев Н.А. Стратегия трансформации общества и возрождение евразийской цивилизации. М.,2000.

Проблемы государственной и национальной идентичности в Казахстане. Под ред.

Кто такие радикалы?

Сатпаева Д. Алматы, 2001.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политическую науку. М,2000.

Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1999.

Тощенко Ж.Т., Байков В.Э. Политическая социология: состояние, проблемы, перспективы // Социологические исследования. 1990. №9.

Фоли Дж. Энциклопедия символов и знаков. М.,1996.

Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». М., 1992.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994, № 1.

 

Предыдущая37383940414243444546474849505152Следующая


Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 435;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

laservirta.ru

Политический радикализм

Вера в самостоятельность России, ее особый путь развития подпитывала идеи революционного переустройства общества. Условия для культивирования радикальных Идей социального преобразования в России существовали: к ним можно отнести низкий уровень жизни значительной массы населения, заметный разрыв в доходах различных групп общества, сословные привилегии одних и ограничения для других, отсутствие гражданских прав.

Идея революционного низвержения самодержавия вызревала давно. Родоначальником ее стал революционер-одиночка А. Н. Радищев (1749 — 1802). Вместо монархии он предлагал народное правление в форме добровольной федерации вольных городов по примеру Древнего Новгорода. Во главе федерации должны стоять постойные люди, выдвинутые народом. Народное правление, по мнению А. Н. Радищева, соответствует «человеческому естеству», поскольку основано на принципах народного суверенитета и неотчуждаемости естественных прав личности. Отметим, что идея непосредственного правления народа была утопической, ее реализация возвращала общество в прошлое — к вечевым порядкам.

После А. Н Радищева идею революционного переустройства стремились реализовать декабристы. Монархия, по проекту п. И. Пестеля (l793 — 1826), должна уступить место республиканскому правлению, гарантирующему естественные права и свободы личности. Он отрицал принцип разделения властей, но формирование высших органов власти (Неродного Веча, Державной Думы, Верховного Собора) предполагал посредством всеобщего избирательного права.

Во второй половине XIX в. политическая мысль России испытывала влияние европейского социализма, анархизма. Это активизировало те силы в стране, которые отрицали сложившиеся формы государственности. Однако представители радикальной политической мысли больше внимания уделяли средствам реализации своих идеалов

Революционеры-демократы В. Г. Белинский (l811 — 1848) А И Герцен (l812 — 1870), Н. Г. Чернышевский (l828 — 1889) Д И Писарев (1840 – 1868) настаивали на том, что вооруженное восстание является единственным средством свержения самодержавия. По их мнению, это должна быть крестьянская революция, которая установит «социальную республику с верховной властью народа» Основой будущего экономического и политического строя революционеры-демократы считали крестьянскую общину. В этом проявлялся их утопизм, поскольку община уже не представляла собой единого образования, а расслаивалась. По Н. Г. Чернышевскому, в «социальной республике» законодательная власть принадлежит народу, а правительство ответственно перед ним. Народ, представленный народным собранием контролирует исполнительную власть.

Многие идеи революционеров-демократов на практике были реализованы большевиками. Идейной основой большевизма стал ленинизм. Отрицание западных ценностей в ленинизме выразилось в создании принципиально нового типа государства — государства диктатуры пролетариата. Это государство функционирует на принципе слияния законодательной, исполнительной и судебной властей; подчиняется не закону, а «революционному творчеству масс»; основывается на идее непосредственного правления народа и руководящей роли партии рабочего класса.

Неприязнь к западному либерализму и конституционализм, к сложившимся государственным институтам отчетливо прослеживается и в русском анархизме. Свержение самодержавия, негативное отношение к государству и праву, якобы стоявших на страже интересов эксплуататоров, роднило большевиков и анархистов. Однако в остальном они расходились. Выдающиеся представители анархизма М. А. Бакунин (l814 — 1876) и П. А. Кропоткин (1842 — 1921) исходили из тезиса, что любое государство — это зло, поскольку мешает естественному существованию людей.

Анархия, по М. А. Бакунину, — «это вольный союз земледельческих и фабричных рабочих товариществ, общин, областей и народов и, конец, в более отдаленном будущем общечеловеческое братство торжествующее на развалинах всех будущих государств». Не случайно поэтому М. А. Бакунин критиковал идею К. Маркса о диктатуре пролетариата, считая ее формой подавления одной части общества другой. Князь П. А. Кропоткин называл идеал будущего устройства «анархическим коммунизмом». Под ним он понимал вольный союз самоуправляющихся общин, основой которого являются свободные взаимосоглашения людей. Над ними нет верховной центральной власти.

Конечно, идеалы анархистов были несбыточными, однако их критика государственного социализма, развращающего влияния власти на личность, требования справедливости и уважения прав и свобод индивида определяют их значимость в истории политической мысли .России.

studfiles.net

Что такое политический радикализм

Что такое политический радикализм

Александр Тарасов

Ответы на опрос журнала «Полярная звезда»

1. Что такое политический радикализм? Какое место он занимает в обществе и общественном сознании?

2. Что такое экстремизм и в чём его отличие от радикализма?

3. Считаете ли Вы необходимым принятие закона об экстремизме и как Вы оцениваете его роль в существующей социально-политической реальности?

1. Я, вслед за Марксом, считаю, что радикализм — это способность смотреть в корень, проникать до корней, до основ, выявлять истинные, скрытые причины событий. Поэтому соответствующая цитата из Маркса помещена мной на заглавной странице http://radical-xxi.narod.ru/

Когда такой подход применяется в политике, то это, следовательно — политический радикализм.

Поэтому радикализм является важнейшим фактором развития общества, движения общества вперед, сопротивления косной труповщине и преодоления ее. Если радикализм утверждается в общественном сознании, то резко сужается возможность оплаченных правящими классами и слоями манипуляторов (например, продажных журналистов) морочить голову населению, рассказывая ему сказки, что во всех бедах виноваты иностранцы, негры, мусульмане, жидо-масоны, марсиане, татаро-монголы, большевики или господь бог, карающий население за грехи. Поэтому власть, заинтересованная в том, чтобы она могла жить спокойно и воровать спокойно, эксплуатировать спокойно и угнетать спокойно, нуждается в максимальном сокращении радикализма в обществе.

Если же речь идет о месте радикализма не в обществе вообще, а в нашем сегодняшнем обществе и в сегодняшнем общественном сознании России, то радикализм в них занимает очень малое место — и само общество, соответственно, оказывается достаточно хорошо манипулируемо властью. История с «Норд-Остом» это хорошо показала. «Норд-Ост» — это полный провал внутренней политики режима Путина. Когда режим устраивал взрывы домов в Москве и с помощью Березовского организовывал вторжение ваххабитов в Дагестан — он преследовал цель взять под контроль все нефтяные потоки на Северном Кавказе и привести к власти наследника ельцинской семьи Путина (который первым своим декретом антиконституционно даровал Ельцину индульгенцию за все уголовные преступления). При этом — под шовинистический барабанный бой — обещали, что в стране наступит спокойствие, не будет взрывов и т.п. Спустя три года, когда стало очевидно, что все происходит с точностью до наоборот, общество даже не вспомнило, что сам чеченский вопрос создан существующим режимом (это Ельцин сказал: «Берите суверенитета столько, сколько сможете»; это правительство Ельцина-Гайдара передало режиму Дудаева тонны оружия; это Кремль поддержал разгон Дудаевым «коммунистического» Верховного совета в Грозном; это кремлевское воровское руководство гнало через Чечню контрабандой огромные объемы нефти и через «неконтролируемый» аэропорт Грозного посылало на Кипр ежедневно по 20 военно-транспортных самолетов неизвестно с каким грузом — а ведь проведение их в воздушном пространстве и России, и Турции может организовать только центральная власть; это Кремль уничтожил в Чечне 200 тысяч человек и разрушил до основания республику; это Кремль после Хасавюрта признал Чечню независимой де-факто, но не де-юре, «подвесив» ситуацию вместо того, чтобы огородить Чечню государственной границей; это Кремль заинтересован в бесконечном продолжении войны, поскольку это позволяет воровать в безумном количестве). И не только не вспомнило, но и не потребовало ответа от власти (в частности, и от неправоохранительных органов) за политический провал и полную некомпетентность (а все эти дармоеды содержатся на наши деньги, на налоги, которые с нас собирают), а, напротив, забилось в «антиреррористической» шовинистической истерике. Если наше общество не хочет быть радикальным — оно будет вечной жертвой кровавых игр спецслужб и их партнера-двойника — «исламских террористов» (это одна связка, они делят одни деньги).

2. Понятие экстремизма научно не разработано. Формально считается, что экстремист — это приверженец «крайних» взглядов и «крайних» методов действия. Какие взгляды и методы «крайние» — неизвестно. На практике такими считаются те взгляды и действия, которые радикально расходятся с вашими и покушаются на ваши интересы. Например, я убежден, что Гайдар, Чубайс, Кох и компания — экстремисты, поскольку они разворовали все, что можно, развалили все, что можно, присвоили не принадлежащую им и не ими созданную собственность и убили голодом, нищетой, болезнями (развалом медицинской системы и ценами на медикаменты), а также связанной с обеднением населения преступностью миллионы людей (не меньше 10 миллионов) в стране. Они же, напротив, будут считать экстремистом меня, поскольку совсем не заинтересованы в том, чтобы лишиться наворованного и предстать перед судом за свои деяния. Я считаю, что РПЦ — экстремистская организация, раз она навязывает себя обществу в качестве де-факто государственной церкви; навязывает нашим детям «закон божий» (под названием «Основы православной культуры» — а учебник по этому предмету откровенно ксенофобский, шовинистический и антисемитский) — вопреки официально провозглашенной «свободе совести»; захватывает различные здания и хозяйственные объекты (начиная от студии мультфильмов и кончая детской поликлиникой). РПЦ же, напротив, будет считать экстремистами тех, кто мешает ей прибирать к рукам недвижимость и обирать паству под тем предлогом, что она, РПЦ — «посредник между людьми и богом» (хотя нет никаких доказательств того, что бог — представим на секунду, что он есть, — предоставил РПЦ такие права). Я считаю, что власти США — экстремисты, раз они силой оружия (бомбами) навязывают всему миру свой образ жизни и свой экономический и политический диктат. А власти США, естественно, считают экстремистами тех, кто мешает им это делать. Я считаю, что ЦРУ — экстремисты, раз даже Конгресс США установил, что ЦРУ организовало суммарно не менее 380 террористических актов и осуществляло подготовку еще не менее чем к 800. А ЦРУ, напротив, считает экстремистами тех, кто с ЦРУ борется. Я считаю экстремистом Гитлера, а Гитлер считал экстремистами борцов Сопротивления.

Наконец, все говорят о политическом экстремизме, а существует еще экономический экстремизм (капитализм, уничтожающий голодом десятки миллионов людей ежегодно), духовный экстремизм (религии, уводящие человека от реальности в мир иллюзий), теоретический (расизм, например), культурный (насильственная примитивизация и дебилизация, навязываемая обществу через масскульт, постмодернизм, попсу и «реформу образования»).

3. Закон об экстремизме (о «противодействии экстремизму») уже принят. Всякая власть заинтересована в том, чтобы зафиксировать навечно такие правила игры, которые ей выгодны и которые направлены на то, чтобы лишить небутафорскую оппозицию возможности прийти к власти и отправить предыдущую власть в тюрьму и на эшафот. То есть всякая власть заинтересована в том, чтобы провозгласить небутафорскую (радикальную) оппозицию «экстремистами» — и отрезать ее от легальной политической деятельности. А нелегальная политическая деятельность будет подавляться. Чем стабильнее власть — тем меньше она нуждается в принятии специальных законов о «борьбе с экстремизмом». Так что события развиваются в правильном направлении. Большевики в России, коммунисты в Индокитае, «Движение 26 июля» на Кубе, сандинисты в Никарагуа тоже были «незаконными», нелегальными организациями (с точки зрения властей, «экстремистами») — это не помешало им прийти к власти.

18—23 ноября 2002


Опубликовано в интернете по адресу: http://zvezda.ru/politics/2002/11/14/radicalism_2.htm

saint-juste.narod.ru

Политический радикализм — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Политический радикализм

Cтраница 1

Политический радикализм как источник правового коммунизма / / Государство и право. Социал-демократическая концепция государства / / Государство и право.  [1]

Политический радикализм Маркса был тесно связан с такими особенностями его личности, как властность, безапелляционность суждений и нетерпимость по отношению к чужим мнениям. Для этого, по выражению П. В. Анненкова, демократического диктатора в принципе был чужд жанр диалога, он признавал только полемику, конфронтацию, борьбу. Во многих сочинениях Маркса полемика перерастает в обыкновенную брань, ирония — в злобный сарказм. Он принадлежит к категории мыслителей-разоблачителей, которые срывают маски как с социальных институтов, так и со своих оппонентов.  [2]

Для политического радикализма весьма характерна установка на поиск простых способов решения сложных проблем, которая отражает глубоко укоренившееся стремление к упрощению социальных, управленческих задач и способов их решения. Также для политического радикализма характерно стремление жестко запрограммировать перемены, вытекающие из абсолютизации возможной рациональности управления. Всякое отклонение, усложнение в движении по избранному пути рассматривается как саботаж, злонамеренное противодействие.  [3]

Для политического радикализма характерно стремление жестко запрограммировать перемены, вытекающие из абсолиткзации возможной рациональности управления. Всякое отклонение, усложнение в движении по избранному пути рассматривается как саботаж, злонамеренное противодействие. Поэтому возможен поиск врагов, виновных з неудачах.  [4]

Маргиналы склонны к политическому радикализму, а потому выступают основной социальной базо-1 тоталитарных движений.  [5]

В практике политической деятельности выражением политического радикализма служит политический экстремизм с такими его атрибутами, как подмена анализа всякого рода запретами, а стремление к контактам и обменам оценивается как злонамеренность.  [6]

В России представлены три основных вила политического радикализма — леиый.  [7]

Безусловно, существенную роль сыграли также обстоятельства социального порядка: разочарование определенной части российской интеллигенции в политическом радикализме и материалистической идеологии ( особенно после революции 1905 года), ее обращение к традиционным, в том числе религиозным, ценностям.  [8]

Как отрицатель, русский марксист пришел очень рано, а это отрицание ослабило в нем ту долю энергии, которая должна направляться в сторону политического радикализма.  [9]

Как отрицатель, русский марксист пришел очень рано, а это отрицание ослабило в нем ту долю энергии, которая должна направляться п сторону политического радикализма. Пока все это не страшно, но если классовая схема помешает деятельному участию русского интеллигента в жизни и отодвинет его слишком далеко от оппозиционных кругов. Политическая невинность русского марксиста-интеллигента, скрытая за головными рассуждениями на политические темы, может сыграть с ним скверную штуку.  [10]

Выступления против Кайзера становятся поводом к тому, чтобы на все лады проповедовать Гиршу, что новая газета не должна ни в коем случае подражать выходкам Laterue, что она должна отличаться не столько политическим радикализмом, сколько принципиально социалистическим направлением и бесстрастностью.  [11]

Но это было давно, так давно, что друзья народа успели основательно перезабыть все это и своей тактикой наглядно показали, что при отсутствии материалистической критики политических учреждений, при непонимании классового характера современного государства, — от политического радикализма до политического оппортунизма один только шаг.  [12]

В русской интеллигенции Вехи бранят именно то, что является необходимым спутником и выражением всякого демократического движения. Прививка политического радикализма интеллигентских идей к социальному радикализму народных инстинктов совершилась с ошеломляющей быстротой ( 141) — ив этом была не просто политическая ошибка, не просто грех тактики. Тут была ошибка моральная. Там, где нет исстрадавшихся народных масс, не может быть и демократического движения. А демократическое движение отличается от простого бунта как раз тем, что оно идет под знаменем известных радикальных политических идей.  [13]

Для политического радикализма весьма характерна установка на поиск простых способов решения сложных проблем, которая отражает глубоко укоренившееся стремление к упрощению социальных, управленческих задач и способов их решения. Также для политического радикализма характерно стремление жестко запрограммировать перемены, вытекающие из абсолютизации возможной рациональности управления. Всякое отклонение, усложнение в движении по избранному пути рассматривается как саботаж, злонамеренное противодействие.  [14]

Что касается направления газеты, то надо сказать, что, по мнению наблюдательной комиссии, Laterne не может служить образцом. Мы полагаем, что газета должна отличаться не столько своим политическим радикализмом, сколько принципиальной социалистической установкой.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru