Политические системы закрытые и открытые – Типология политических систем

Билет№18 Открытые, закрытые и полуоткрытые политические системы. — КиберПедия

Политическую систему характеризуют прежде всего фундаментальные принципы организации и важнейшие ценности, лежащие в ее основе.

Классифицировать политические системы можно с точки зрения совокупности неких правил игры, реализуемых в процессе взаимодействия и функционирования её институтов, характера и взаимоотношения с внешней средой. С этой точки зрения системы делятся на закрытые, открытые и полуоткрытые.

Закрытые системы не ориентируются на связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других политических культур и систем, являются самодостаточными, опираются на собственные ресурсы.

Открытые системы не только ориентированы на внешнюю среду и восприимчивы к ценностям, как своего общества, так и к ценностям других систем, они подвижны, динамичны, обмениваются ресурсами и способны к модернизации. Открытость предполагает что политическая системы является частью или подсистемой другой, более всеохватывающей системы или человеческого социума в целом. Развитые демократические государства Запада представля­ют собой пример открытых политических сис­тем.

Полуоткрытые системы имеют закрытый вход. Все политические решения, принимаемые такими системами, формируются без связи с внешней средой, но на выходе всегда подчеркивается и декларируется та польза, которую несут для общества.

Билет№19 Типы политических систем в мире

Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию.
1. В зависимости от политического режима различают следующие политические системы:

· тоталитарные;

· авторитарные;

· демократические.

2. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют:

· открытые системы;

· закрытые системы.

Примеры закрытой является политическая система советского типа, сложившейся в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании «железного занавеса» в отношениях между СССР и странами Запада. К. Поппер, впервые при описании культурно-исторических и политических систем использовав понятие «открытое» и «закрытое» общество, под первым понимал демократические системы, которые легко приспосабливаются к изменениям внешней среды, проникнутые духом критики и рациональным пониманием мира, под вторым — тоталитарные системы, для которых характерен догматизм, магическое мышление.

3. В историческом анализе используется характеристика систем с позиций формационного подхода.
Соответственно выделяются системы:



· рабовладельческие;

· феодальные;

· капиталистические;

· командно-административные.

Достаточно распространено выделение традиционных (до индустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно нерозвинуте гражданское общество, пидданського или патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей.

4.Д. Алмонд и С. Вебер выделяли следующие типы политических систем:
англо-американскую с секулярной, плюралистической и гомогенной культурой, что означает: большинство граждан разделяют общие базовые ценности и нормы;
континентально-европейскую , которая характеризуется фрагментарной политической культурой;
к индустриальные и частично индустриальные с дифференцированной политической культурой;
тоталитарную с гомогенной политической культурой, причем сама гомогенность определяется отсутствием плюрализма и возможностью реализации собственного интереса.

Билет№20 Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический

В широком смысле политический режим – политическая система.

В узком смысле политический режим – способы и методы управления обществом, а также взаимодействие элементов политической системы между собой.

В истории развития человека большую часть на временной ленте занимает авторитарный режим.

Авторитарный

Авторитари́зм — форма власти, при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.



Критерии авторитарного режима:

1) Наличие или отсутствие партийной системы, ограниченной образованием политических группировок.

2) Отсутствие механизмов требования населения к власти

3) Отсутствие всеобщности выборов, если есть выборы, то существуют цензы.

4) Система разделения властей – авторитарный режим не терпит разделение властей.

5) Наличие или отсутствие влияния военных округов. Авторитарный режим всегда опирается на военных.

6) Социальная структура общества при авторитарном режиме обычно формируется властью.

7) Личные права и свободы граждан ограничиваются с точки зрения политики.

8) Обязательно существует политическая цензура

9) Прямой контроль над сознанием людей отсутствует.

Авторитарные системы:

1) Монархические

2) Партийные (номенклатурные)

3) Военно-бюрократические или просто бюрократические

4) Олигархические (второй период правления Ельцина – олигархия сращивается с правительством).

5) Конкурирующая олигархия

6) Либеральная демократия (Япония, Англия, Австрия, Новая Зеландия)

Тоталитраный

Тоталитаризм — политический режим, стремящийся к полному контролю государства над всеми аспектами жизни общества.

Тоталитарный режим:

1) Правые (фашистские, нацистские, расистские). Черный фашизм в Африке был распространен в середине 60-х гг. нацизм – арийская раса

2) Левые – социалистические страны. Куба, Вьетнам. Был жесткий и менее жесткий. Самый страшный тоталитаризм — китайский

Признаки:

-Сильное вмешательство государства в жизнь граждан и их деятельность, включение их деятельности в объем государственного управления.

-Подавления всякого инакомыслия

-Репрессии, массовый террор

-Отсутствие плюрализма

-Существует 1 партия на политической арене

-управление как правило виде диктатуры

-Отсутствует четкое разделение на 3 ветви власти

-Права и свободы носят декларативный характер

-Господствует 1 единственная идеология

-Сильное вмешательство государства в экономику

Демократия

Англо-американский вариант Европейско-континентальный вариант
Делает ставку на права и свободы индивида Развитие прав и свобод гражданина

Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Признаки:

-признаются приоритетными права и свободы

-подлинное народовластие

-четкое разделение властей на 3 ветви

-многопартийность

-политический плюрализм

-нет тотального вмешательства государства в экономику

cyberpedia.su

Закрытые политические системы

Типы политических систем

Определение 1

Политическая система представлена совокупностью процессов и институтов, идеологических установок, стереотипов и традиций массового сознания, которые связаны с противоборством за удержание, овладение и использование верховной власти общества.

Специфичность системного подхода при изучении общественных и природных процессов содержится в том, что главный упор в изучении сделан не на отдельные части структуры, а на функционирование устойчивого комплекса. Какая-либо система в границах этой позиции может восприниматься в образе совокупности элементов, способная к самостоятельному восстановлению уже существующей конфигурации в случаях нарушения её в итоге вмешательства из вне или сбоя. Система имеет способность длительного сохранения состояния стабильности, реакций на действие окружающей среды.

По характеру взаимного действия с внешней средой выделены следующие политические системы:

  • открытые;
  • закрытые.

Открытые системы способны активно обмениваться ресурсами при взаимодействии с внешним миром, обладают способностью восприятия ценностей других государств. Закрытые политические системы охарактеризованы ограниченностью контактов с внешней средой, они не воспринимают другие системы ценностей.

Политическая система представляется «открытой системой», получающей непрерывные импульсы, адресованные окружающей средой. Ее основная цель состоит в выживании и сохранении устойчивости системы при помощи приспособления к среде и адаптации. В базисе данного механизма пролегает принцип «гомеостатического равновесия», в соответствии с которым политическая система для поддержки внутренней стабильности должна непрерывно реагировать на нарушение её баланса с средой внешнего воздействия.

Закрытая политическая система

Примером закрытой системы представлена политическая система советского типа, которая сложилась в СССР, для нее характерным является отсутствие широчайших международных экономических и культурных информационных контактов.

Символизмом данной закрытости явилось выражение о наличии «железного занавеса» в отношениях СССР и государствами Запада.

К. Поппер, первый в описании культурных, исторических и политических систем использовал понятия «открытое» и «закрытое» общество:

  1. под открытым им понимались демократические системы, легко приспосабливающиеся к переменам внешней среды, пронизанные духом критики и рациональным изучением мира;
  2. под закрытыми – системы тоталитарного типа, для них характерным является догматизм, мышление магического плана. Для образования в СССР особенной модели устройства политики имелись объективные и субъективные причины.

К объективным причинам относятся изначально многовековая традиция сильнейшей власти в Российской Федерации. Ее послабление в любое время образовывало ослабление державы и смуту. Поэтому после любой смуты случалось новое, иногда еще мощнейшее, закрепление власти. Нельзя не учесть отсутствие традиций демократии в России: парламентаризм к этому времени обладал только десятилетней историей. Кроме этого, подсчет на мировую или, как минимум, общеевропейскую революцию не был оправдан, и Советское государство оказалось окружено враждебными (в основном со стороны идеологии) государства. Это также потребовало абсолютного уровня концентрации политических и экономических сил в случае возможной войны.

Наконец, медленное огосударствление производственных средств делало наиболее широкие категории населения зависящими от государства.

Это все не может не отразиться на направлении перемен в системе политики государства после революции. Главной особенностью советской политической системы становилось закрепление в 1918 году однопартийной системы, когда по причине разногласий в вопросе о Брестском мире, а после и по иным проблемам развалился большевистский блок с левыми эсерами.

Следующей особенностью режима власти большевиков стало устранение оппонентов в политике. После октябрьского переворота издается декрет, который объявил «партией врагов народа» кадетов — основного оппонента вновь образованной власти. Началось преследование их активистов и лидеров. Разгон Учредительного собрания тоже направлялся как на задержание власти, так и на устранение оппозиции политики в лице избранных законным образом депутатов. Эти процессии усиливались после гражданской войны. В 1922 году произошел открытый судебный процесс над руководителями партии эсеров, в процессии которого больше десятка ее руководителей приговорены к наказанию путем смертной казни. С устранением оппонентов политики в лице иных партий споры по проблематике выбора путей развития (уже в границах только социалистического строя) перемещались в правящую партию. В целях борьбы с оппозицией в ее рядах в 1921 году на 10 съезде РКП (б) принята резолюция «О единстве партии», которая запрещала открытое проявление оппозиционной настроенности к «генеральной линии ЦК».

Советская политическая система в самом начале опиралась на авторитетность вождя. Первоначально им являлся вождь революции Владимир Ильич Ленин. После его гибели разворачивалась жестокая борьба за власть между руководителем партийного аппарата И. В. Сталиным, который был избраны в 1922 году генеральным секретарем ЦК РКП(б), и Л. Д. Троцким, являющимся членом Политбюро и наркомом по военным и морским делам.

Победил в данной борьбе Сталин, который стал практически на 30 лет лидером государства. Обожествление вновь появившегося вождя являлось одной из важных черт, окончательно оформившихся к середине 30-х годов политической системы советского типа.

Замечание 1

Создание и развитие политической системы СССР «мобилизационного типа» обладало противоречивыми последствиями для государства. С одной стороны, благодаря большой концентрации власти в государстве за малый срок получилось установить индустриальную базу, без которой она не выдержала бы столкновений с Германией во время Великой Отечественной войны.

spravochnick.ru

Типы современных политических систем (открытые, закрытые, автократические).

Типы современных политических систем (открытые, закрытые, автократические).

 

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность таких институтов, как государственные органы, политические партии, движения, общественные организации, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система » показывает, каким образом происходит регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это понятие используется для характеристики взаимоотношений между государством и обществом, между различными социальными субъектами на негосударственном уровне.

 

Классификация (типология), исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой. Политические системы подразделяются на закрытые и открытые.

Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.

Классификация по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются тоталитарные,а вторитарныеидемократические политические системы.

 

Черты тоталитарной политической системы:

· отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;

· стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;

· ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;

· радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государства.

 

Черты авторитарной политической системы:

· использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей; ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;

· централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;

· сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.

 

Черты демократической системы:

· правление большинства;

· свобода критики и оппозиции правительству;

· защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу; право народа на участие в решении государственных дел, уважение и охрана прав человека.

Политические партии: сущность и история возникновения политических партий в России. Функции политических партий (артикуляция и агрегация общественных интересов, организаторская, властная, идеологическая). Современная классификация партий в мире и в России. Партийные системы.

Политическая партия — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения. Классифицируют:

1. По социально-классовому критерию:

§ буржуазные

§ трудящиеся

2. По организации (критерии Дюверже):

§ массовые

§ кадровые

3. По степени участия во власти:

§ правящие

§ оппозиционные

4. По характеру целей и задач:

§ консервативные

§ реакционные

§ радикальные

5. По идеологии:

§ консервативные

§ либеральные

§ социалистические

§ коммунистические

§ националистические

§ фашистские

§ зеленые

§ клерикальные

6. По месту в партийном спектре:

§ правые

§ центристы

§ левые

7. По организационной структуре:

§ классического типа

§ движенческого типа

§ политический клуб

В РФ:

По действующему законодательству, политическая партия есть «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления». Закон «О политических партиях» определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года — сорока пяти, с 2012 года — сорока) тысяч членов участников, её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.

В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе.

Беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы

В беспартийной системе либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон запрещает появление последних. В беспартийных выборах каждый кандидат выступает за себя и, таким образом, является ярким и самостоятельным политиком. Исторический пример подобной системы — администрация Джорджа Вашингтона и самые первые созывы конгресса США.

В однопартийной системе официально разрешена только одна политическая партия; её власть закреплена законодательно и является неоспоримой. Существует вариация этой системы, когда существуют также мелкие партии, от которых законодательно требуется признавать лидерство основной партии. Нередко при подобном раскладе положение внутри партии может быть важнее положения в государственном аппарате. Классический пример страны с однопартийной системой — СССР (однако, в СССР официального запрета на другие партии никогда не было).

Двухпартийная система характерна для таких государств, как США и Ямайка. При этом есть две доминирующие (реже их также называют правящими) партии, а также сложились такие условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Возможным вариантом может быть также одна сильная левая и одна сильная правая партии.

В многопартийных системах есть несколько партий, имеющих реальные шансы на широкую поддержку населения.

Значимость партий для политической жизни раскрывается в функциях, которые они выполняют в отношении общества и государства. В их числе:

  • активизация и интеграция больших общественных слоев;
  • артикуляция, т.е. превращение размытых мыслей людей в конкретные пакеты требований и их озвучивания и агрегация интересов, то есть согласования требований определенных слоев населения, их оформление в политические программы;
  • политическая социализация и формирование общественного мнения;
  • разработка политической идеологии и программ развития общества;
  • рекрутирования в политическую элиту и выдвижения лидеров; во многих государствах правительства и представительные органы формируются из членов крупных политических партий, а президенты и премьер министры, как правило, возглавляют правящие партии;
  • мобилизация избирателей на выборах;
  • участие в борьбе за государственную власть через выборы;
  • осуществление государственного управления с приходом к власти или контроль за деятельностью власти;
  • рекрутирования новых членов партии.
  • также существуют:

Идеологическая функция:

§ распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения и нравственных ценностей;

§ пропаганда своих целей и политики;

§ привлечение граждан на сторону и в ряды партии;

4. Организаторская функция:

§ реализация программных установок и решений;

§ проведение избирательных кампаний;

§ подбор кандидатов на выборные должности, кадров для выдвижения в правительство, центральное и местное руководство.

 

Типы современных политических систем (открытые, закрытые, автократические).

 

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность таких институтов, как государственные органы, политические партии, движения, общественные организации, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система » показывает, каким образом происходит регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это понятие используется для характеристики взаимоотношений между государством и обществом, между различными социальными субъектами на негосударственном уровне.

 

Классификация (типология), исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой. Политические системы подразделяются на закрытые и открытые.

Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.

Классификация по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются тоталитарные,а вторитарныеидемократические политические системы.

 

Черты тоталитарной политической системы:

· отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;

· стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;

· ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;

· радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государства.

 

Черты авторитарной политической системы:

· использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей; ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;

· централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;

· сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.

 

Черты демократической системы:

· правление большинства;

· свобода критики и оппозиции правительству;

· защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу; право народа на участие в решении государственных дел, уважение и охрана прав человека.




infopedia.su

Типология политических систем — Мегаобучалка

В зависимости от их природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.
Основное различие между политическими системами заключается в порядке распределение политической власти в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта, будь то отдельный человек, законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как демократическая.Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, система классифицируется как автократическая. Также выделяются тоталитарные политические системы и авторитарные.
Демократическая политическая система связана с вещными отношениями и имеет своей предпосылкой рынок. В сфере обменных связей частные собственники, покупая один товар и отвергая другой, тем самым «голосуют» за их производство в соответствии со спросом. В результате выпуск товаров увеличивается, снижается или прекращается в соответствии с покупательским спросом на них. В политических отношениях сохраняется структура того же рыночного типа с тем, однако, отличием, что место товаров занимают конкурирующие лидеры и политические партии с их программами и лозунгами, а голосование осуществляется на избирательных участках.

Политическая партия, получившая большинство голосов, приобретает большинство мест в высшем представительном органе государственной власти – парламенте и соответствующее количество министерских портфелей в правительстве, после чего, обеспечивая взаимодействие законодательной и исполнительной власти, может реально проводить политику по осуществлению тех программ, за которые голосовал избиратель. Проигравшие партии образуют в этом случае политическую или парламентскую оппозицию. Аналогичная ситуация складывается и в случае победы на выборах того или иного лидера, который, став президентом или премьер-министром, получает возможность в пределах своих полномочий пытаться реализовать свою предвыборную программу.
Стало быть, элементами политической системы демократического типа являются народ, партии, политические лидеры и государство. При этом представляется, что последнее слово принадлежит народу, вольному избрать или не избрать своих депутатов и политических лидеров.



Совсем иной является политическая система тоталитарного типа. Решающую роль в ней играет единственная правящая партия, возглавляемая, как правило, вождем. Она не терпит конкуренции в лице других политических сил. Цель партии – мобилизация населения на выполнение принятых ею политических решений. Свою волю партия (вождь) осуществляет через подчиненные ей государство, общественные учреждения, призванные лишь организационно, материально или идеологически обеспечивать выполнение партийных программ. Партия господствует полностью и в политике, и в идеологии, и, как правило, в экономике. Инакомыслие, иные формы общественной и хозяйственной жизни, если они противоречат партийной идеологии, беспощадно подавляются. Гражданское общество оказывается поглощенным государственными структурами, политизируется, партийное влияние проникает во все его поры, регулируя частную жизнь граждан. Государство, скрепляемый его властью в единое целое народ объявляются высшей ценностью, подчиняющей себе индивида. Само государство имеет сугубо полицейский характер. Расширение его управленческих функций вызывает гигантский рост управленческого аппарата – бюрократии, являющейся истинной хозяйкой государства, страны.
Элементами политической системы тоталитарного типа выступают партия (вождь), государство, подчиненные им общественные организации (например, профсоюзы, комсомол в советской политической системе) и население («народ»), которое становится объектом манипуляций всех этих политических сил.

Если политическая система демократического типа предполагает существование гражданского общества, то тоталитарная система служит политической формой такого общества, в котором индивиды, потеряв свою автономию и самостоятельность, выступают лишь частицами поглотивших их социальных образований — нации (например, немецкий фашизм), общественного класса.
В мире известна классификация политических систем, исходящая из взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на открытые и закрытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т. е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.). Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.

В отечественной философской и политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии с которым следует классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества.Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы.
Американский политолог Дж. Пауэлл предлагает классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные системы.
Примитивные системы обладают минимумом структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает «приходская культура».

Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются «культурой подчинения». Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структурыподразделяются на патримониальные(политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя инков, Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и феодальные политические системы.
Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в культурном плане. Они обладают и политическими структурами (развитыми), и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации). При такой системе функционирует уже не «культура подчинения», а «культура участия». Граждане из «подданных» становятся «участниками». Раньше они были жертвами решений, поступавших на «выход» системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс обсуждения требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направить и поправлять политические действия. Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы (высока степень дифференциации и секуляризации).

Если обобщить принципиальные, коренные признаки основных групп политических систем, то можно говорить о трех главных моделях (типах) политической системы: командной, соревновательной и социопримирительной.
В данной классификации учитываются несколько признаков, но среди них есть доминирующий. Основной политический индикатор первой системы командный стиль управления обществом, администрирование, принуждение, хотя последнее может осуществляться в разных формах, в том числе путем мягкого руководства дирижера. Главный показатель второйполитическое противостояние, противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе. Третьясистема характеризуется в качестве основной черты поисками компромисса и консенсуса. Конечно, данная типология, как и всякая классификация, в известной мере условна. Элементы командной системы присущи и второй из названных систем (например, США) и третьей (Норвегия). Соревновательность в какой-то мере является чертой всех систем (может быть, за исключением, например, военных режимов), в определенных условиях к поискам компромисса вынуждена прибегать командная система. Тем не менее, три главные типологические единицы в современных условиях можно выделить более или менее определенно.

Французский политолог Ж. Блондель различает политическиесистемы по содержанию и формам управления.Он выделяет пять основных типов: – либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности; –коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости; – традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов; – популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ; – авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения. Общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем американского исследователя Г. Алмонда, различавшего ихпо типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса.Г. Алмонд выделил четыре типа политических систем: англоамериканская, европейско-континентальная, доиндустриальная частично индустриальная, тоталитарная.    
         
Существует еще одна организация социальной среды – смешанная, та, что в XX веке расцвела под название конвергенции.Эта среда также порождает своеобразные политические системы, в которых плюрализм соседствует с реликтами политической нетерпимости, призывы к обновлению, реформам сопровождаются попытками реставрации старых порядков, прежней политической системы. Конвергенционные политические системы обладают существенным недостатком – они нестабильны, противоречивы, эволюционируют, как правило, в иные системы. Также политические системы возникают, как показывает исторический опыт, тогда, когда происходят крупные переходы от одной социальной среды к другой. Например, переход от распределительной социальной среды к рыночной экономике в 80-х годах XX века в России привел к появлению конвергенционной политической системы, эволюционирующей постепенно, хотя и с огромными трудностями и противоречиями, в направлении либерально-демократической модели. Для конвергенционных политических систем является характерным смешение многих политических институтов разного назначения и содержания: провозглашение свободы труда, передвижений и места жительства и сохранение полицейской «прописочной» системы граждан, сохранение полицейского сыска и декларирование прав и свобод человека, институциональное закрепление принципа разделения властей и систематическое подминание одной власти другой, идеологический плюрализм и государственная монополия на телерадиовещание и т.п.  
       
                                                               

Существуют и другие классификации политических систем, но они менее известны. Например, классификация С.Н. Айзенштадта, который рассматривает шесть типов политической системы: примитивные системы, патримониальные империи, кочевые или завоевательные империи, феодальные системы, централизованные бюрократические империи и современные системы. Классификация В.В. Радаева, О.Н. Шкартана выделяет этакратическую и демократическую политические системы, где основой типологизации является место и роль государства в политической системе и др.

megaobuchalka.ru

Типология политических систем — Онлайн библиотека


Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию.

1. В зависимости от политического режима различают такие политические системы:

  • тоталитарные;
  • авторитарные;
  • демократические.

2. За характером взаимодействия с внешней средой выделяют:

  • открытые системы;
  • закрытые системы.

Примеры закрытой является политическая система советского типа, которая сложилась в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании «железного занавеса» в отношениях между СССР и странами Запада. К.Поппер, впервые при описании культурно-исторических и политических систем использовав понятие «открытое» и «закрытое» общество, под первым понимал демократические системы, которые легко адаптируются к изменениям внешней среды, пропитаны духом критики и рациональным пониманием мира, под вторым — тоталитарные системы, для которых характерен догматизм, магическое мышление.

3. В историческом анализе используется характеристика систем с позиций формационного подхода.

Соответственно выделяются системы:

  • рабовладельческие;
  • феодальные;
  • капиталистические;
  • командно-административные.

Довольно распространенное выделения традиционных (до индустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно нерозвинуте гражданское общество, подданническая или патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). В других системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей.

5. Выделяют политические системы переходного типа, которые включают в себя элементы модернизированной системы, что рождается, и элементы старой системы. Политическая система современной Украины носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, то есть ответственного и компетентного бюрократии, в слабости институтов гражданского общества.

6. Существуют различные типологии политических систем, выделенные по типу политической культуры, доминирующей в обществе, и по состоянию политической структуры. Одна из них разработана Д.Алмондом и Д.Пауеллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярності, выделяют примитивные, традиционные и современные системы.

В примитивной системе преобладает «приходская культура», наблюдается минимум структурной дифференциации.

Традиционные системы характеризуются слабой дифференциацией политических структур и «культурой подчинения». Подчиняясь власти, человек ожидает от нее благ, гарантий.

Современные системы есть еще более дифференцированными в структурном плане, в них функционирует культура участия, когда человек ориентирована на активное участие в политике. Такие системы могут быть демократическими, в которых доминируют автономные подсистемы и «культура участия», и авторитарными, в которых имеют место управления подсистемами и «культура подчинения участия». В свою очередь авторитарные системы могут быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными и авторитарно-модернизированными.

Политологи обратили внимание на то, что политическая культура США по характеру ценностей отличается от культуры, сложившейся в Европе.

Это позволило Д.Алмонду и С.Вебер выделить следующие типы политических систем:

  • англо-американскую с секулярной, плюралістичною и гомогенной культурой, что означает: большинство граждан разделяют общие базовые ценности и нормы;
  • континентально-европейской, которая характеризуется фрагментарной политической культурой;
  • к индустриальные и частично индустриальные с дифференцированной политической культурой;
  • тоталитарную с гомогенной политической культурой, причем сама гомогенность определяется отсутствием плюрализма и возможностью реализации собственного интереса.

banauka.ru

Теория власти и политической системы

Страница 15 из 37

Типология политических систем.

Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные, считал Р.Арон (1905-1983), по характеру взаимодействия со средой — на открытые и закрытые, по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти — на англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную (Г.Алмонд). Марксизм делит политические системы по типу общественно-экономической формации на рабовладельческие, феодальные, буржуазные и пролетарские (социалистические).

Некоторые из приведенных классификаций требуют определенного объяснения.

Деление политических систем на открытые и закрытые основывается на характере их взаимоотношений с внешней средой. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, то есть находят ресурсы развития внутри самой системы. Примером могут служить социалистические страны. Открытые системы активно обмениваются с внешним миром, успешно усваивают ценности других систем, они подвижны и динамичны.

Типологизация Г.Алмонда основывается на типе политической культуры и ролевой структуры (то есть структуры ролей, выполняемых официальной властью, партиями, группами давления, СМИ). 1. Политические системы англо-американского типа отличаются однородной светской политической культурой, ориентированной на либеральные ценности, и сильно разветвленной ролевой структурой, представленной автономными партиями, общественными организациями и т.п. 2. Континентальные европейские системы отличаются “раздробленностью политической культуры”, наличием изолированных друг от друга субкультур, то есть систем ценностей, идеалов, убеждений, присущих какой-то социальной группе (классу, этносу, конфессиональной или территориальной общности). Фрагментарность и расколотость политической культуры порождают нестабильность, поэтому в европейских странах часты правительственные и парламентские кризисы. 3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы характеризуются существованием закрытой, замкнутой, местной политической культуры. Люди маловосприимчивы к глобальной политической культуре и ориентируются на местную политическую подсистему (племя, клан, деревню). Множественность таких подсистем затрудняет достижение согласия и компромисса, порождает насилие как средство примирения. 4. В тоталитарных политических системах доминирует одна, навязанная властью, политическая культура, ценности и образцы политического поведения. Политическая культура имеет классовый или националистический характер. Существование других субкультур невозможно. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности личности.

Существует множество и других, в том числе более сложных типологий политических систем. Одна из относительно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций — деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Критерием их разграничения служит политический режим — характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. И, наконец, демократия характеризуется контролем общества (большинства) над властью.

При этом если личность обладает автономией, правами и свободами, если она признается важнейшим источником власти, то мы имеем дело с либеральной демократией. Если же власть большинства ничем не ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан, то демократия становится тоталитарной.

Неоднородны также авторитарные и тоталитарные политические системы. Так, в зависимости от того, кто — один человек или группа лиц — являются источником власти, авторитарные и тоталитарные политические системы могут быть автократическими (у власти одно лицо) или группократическими (аристократическими, олигархическими, этнократическими и т.д.).

Данная классификация отражает идеальные типы политических систем, значительно отличающиеся от существующих в реальной жизни. И все же тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в современном мире.



libsib.ru

Шпора 10. Типологии политических систем: критерии и основания типологии

Одна из первых классификаций политических систем исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой. Она была предложена К.Поппером, который предложил выделить 2 основных типа политических систем: закрытые и открытые.
Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой.
Открытые ПС открыто обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают ценности иных систем, они подвижны и динамичны. Например, развитие демократические государства запада.

По политическому режиму: тоталитарные, авторитарне и демократические ПС.
Для тоталитарной ПС характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства.
Авторитарная ПС основана на практически неограниченной власти одного лица при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.
Демократическая ПС предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

По классовому принципу: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая.

В зависимости от ориентации на типы господства и легитиности ПС подразделяются на: традиционные, харизматические, рациональные.

Типология, предложенная Г.Алмондом. По типам политической культуры: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.

Англо-американские ПС отличаются высокой степенью дифференциации политических институтов. Для таких систем характерны разнообразие органов государства, многопартийность, многочисленные группы интересов и другие формы активности граждан. Власть и влияние распределены между различными звеньями ПС. Они функционируют на основе однородной культуры, которая ориентируется на защиту признанных гражданами общественных ценностей.

Континентально-европейские ПС характеризуются наличием в обществе противоположных интересов и устремлений, носителями которых являются различные социальные группы и общности (классы, этносы, партии и т.д.). Распределение ролей и функций в такой системе происходит не в масштабах общества, а внутри определённого класса, группы, партии. Тем не менее, подобные системы имеют единую культурную основу, а именно, либеральные ценности, что позволяет обеспечивать согласие в обществе.

student48.ru