Политическая организация это партия – Политическая партия — это что за организация?. Современные политические партии :: ashanet.ru

Содержание

Политическая партия — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Полити́ческая па́ртия — независимое общественное объединение с устойчивой структурой и постоянным характером деятельности, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, стремящееся к участию в определении политического курса государства, формировании органов государственной власти и управления. Процесс превращения политических партий из ассоциации граждан в полноценный конституционно-правовой институт называется институционализацией политических партий. Конкретным проявлением институционализации является включение в конституцию принципов статуса политических партий (конституционализация) и дальнейшее регулирование правового положения политический партий законами (законодательная институционализация). Редактировать

Структура, основные черты и функции политической партии

Структуру партии образуют следующие элементы: партийный лидер, партийный аппарат, рядовые члены, сторонники партии.

Политическая партия как субъект политической жизни обладает определенными признаками.
1. Партия выступает носителем определенных идейно-политических взглядов, выражает интересы различных социальных групп, объединяет их наиболее активных представителей.
2. Деятельность партии направлена на обретение и осуществление власти.
3. Организационная структура партии включает в себя институт членства в партии (которое обычно предполагает уплаты членских взносов), партийного руководства, собственного устава, разветвленной сети местных организаций.Основные функции политических партий:
— участие в избирательных кампаниях для получения доступа к государственной власти;
— участие в формировании политической системы государства;
— формирование общественного мнения;
— разработка идеологических концепций и политическое просвещение граждан;
— защита интересов различных социальных групп.

Политические партии классифицируют по различным критериям.

По типу идеологии

  • либеральные партии, нацеленные на минимизацию государственного вмешательства в жизнь общества, свободу экономической и политической жизни;
  • демократические партии, выступающие за утверждение и развитие народовластия;
  • социал-демократические партии, нацеленные на участие государства в жизни общества и государственное регулирование экономики при сохранении основных свобод;
  • коммунистические партии, выступающие за огосударствление экономики на основе общественной собственности, полное равенство, контроль государства над социальной и политической жизнью;
  • националистические партии, которые строят свою деятельность на основе идей о господстве той или иной нации в жизни страны;
  • клерикальные партии, нацеленные на усиление влияния церкви и религиозных идей;
  • «зеленые» партии, нацеленные на защиту окружающей среды;
  • фашистские партии, идеология которых строится на идеях подавления личности, ликвидации свободы.

По отношению к социальной действительности

  • революционные партии, нацеленные на коренное преобразование общества с использованием средств борьбы;
  • реформистские партии, которые стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием законных средств достижения власти;
  • консервативные партии, нацеленные на сохранение существующих порядков и отвергающие идеи серьезного реформирования.

По характеру членства

  • кадровые партии, для которых характерна немногочисленность, свободное членство, опора на профессиональных политиков и активизация деятельности в период выборов;
  • массовые (идеологические) партии, многочисленные, нацеленные на политическое воспитание, обладающие разветвленной структурой и систематически принимающие участие в политической жизни;
  • централизованные партии, для которых характерны система массового членства и жесткая дисциплина, которая подразумевает выполнение каждым членом партии определенных функций.

По степени участия в осуществлении власти

  • правящие партии, которые находятся у власти в данный момент;
  • оппозиционные партии, которые добиваются власти (легальные, полулегальные и нелегальные, т. е. запрещенные).

По месту в политическом спектре

  • левые партии (обычно к этой группе относят социалистические и коммунистические партии), выступающие за проведение реформ, государственное регулирование экономики и вытеснение частного сектора, за социальную защиту трудящихся и радикально-революционные методы осуществления преобразований;
  • центристские партии;
  • правые партии (как правило, к ним относят либеральные и консервативные партии), выступающие за идею сильного государства, стабильность социальной жизни, охрану частной собственности.

По организационной структуре

  • партии классического типа, с четкой организационной структурой и постоянным членством;
  • партии движенческого типа, членство в которых является формальным;
  • политические клубы, для которых характерно свободное членство.
Партийная система представляет собой совокупность партий, участвующих в формировании структур законодательной и исполнительной власти в государстве. В зависимости от того, сколько партий участвует в осуществлении политической власти, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.
Партии могут приходить к власти демократическим путем, а также в ходе революций или военных переворотов. В Бутане, Омане, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии деятельность политических партий официально запрещена.

1. Однопартийная система

В условиях однопартийной системы в обществе функционирует только одна политическая партия, власть которой закреплена в законодательстве и является неоспоримой. Однопартийная система характерна для авторитарных и тоталитарных режимов, искореняющих идеологический и политический плюрализм. При этом часто руководящая роль единственной партии получает конституционное закрепление.

Вариацией однопартийной системы является так называемая «искусственная многопартийность», при которой наряду с главной политической силой существует множество мелких политических партий, связанных с национальными и социальными общностями. Однако политическая жизнь государства полностью зависит от господствующей партии, которая осуществляет реальную власть и контролирует политическую активность остальных партий.

Классическим примером страны с однопартийной системой является СССР, в современном мире — Куба, Индия, КНР, КНДР.

2. Двухпартийная (бинарная) система

В условиях двухпартийной системы существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти, сменяя друг друга в результате выборов. При этом в стране могут существовать и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти и оказывать заметное влияние на политическую жизнь.

3. Многопартийная система

При многопартийной системе в обществе существует конкуренция между несколькими влиятельными партиями, которые борются за власть и собирают значительное количество голосов на выборах, но при этом ни одна из них не имеет явного преимущества перед другими.

В такой ситуации различные политические силы вынуждены искать компромисс, вступать в политические объединения и союзы — партийные блоки и многопартийные коалиции, которые и приходят к власти.
Многопартийность характерна для развитых демократических государств с большой долей среднего класса в социальной структуре. Многопартийная система обычно формируется на основе пропорциональной избирательной системы.Особую разновидность составляет система фиксированного законом числа партий (в Нигерии и Индонезии).

Точное юридическое определение политической партии обычно дается в законодательстве конкретных стран и может существенно различаться в зависимости от местных политических и правовых традиций.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О политических партиях» политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.Политическая партия должна отвечать следующим требованиям: она должна иметь региональные отделения более чем в половине Субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной партии; в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов партии. Руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации. Под региональным отделением политической партии понимается ее структурное подразделение, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

megabook.ru

Современная политическая партия как общественная организация, стремящаяся к власти

Понятие «современная политическая партия России» в настоящее время имеет совершенно иное значение для политической обстановки, чем еще несколько лет назад. Сегодня зарегистрировано большое количество партий: коммунистическая, социалистическая, а также националистическая. Все они отвечают интересам конкретных групп.

Список зарегистрированных политических партий представлен в виде правых, левых и центристских. Одни из них защищают интересы определенных классов, а другие причислены к защитникам народов и наций. Также существуют партии низовые, а есть – верхушечные. Все зависит от принадлежности их членов к определенным слоям общества.

Современная политическая партия может поддерживать различные идеологии и преследовать определенные цели. Для понимания данных вопросов необходимо разбираться в терминологии. Рассмотрим некоторые определения.

Итак, современная политическая партия представляет собой особую общественную организацию, непосредственно ставящую перед собой задачи овладения государственной властью с последующим ее удержанием в своих руках. Для этого может быть использован государственный аппарат, с помощью которого появляется возможность реализовать программы и мероприятия, объявленные перед выборами.

Политический центризм – позиция некоторого движения либо политической группы, является промежуточным понятием между левыми и правыми такими группами, а также предусматривает отказ от экстремизма.

Как старые, так и новые политические партии не должны использовать в своих названиях термины, которые могли бы оскорбить национальные, расовые либо религиозные чувства. Запрещается им использовать в своей деятельности и органы государственной власти, а также местного самоуправления. Необходимо отметить и тот факт, что общественным объединениям без статуса политической партии запрещено употреблять в названии термин «партия».

Современная политическая партия имеет право на наличие собственной эмблемы и символа. При этом ее символика не должна содержать  элементы, схожие с государственной или региональной системой условных знаков. Также существует запрет на использование символики, оскорбляющей либо порочащей государственную (гербы, флаги или гимны).

Как указывалось выше, среди основных направлений партийной деятельности могут быть выделены следующие: левые и правые. Так, партия, придерживающаяся левой идеологии, в качестве основной цели своей деятельности ставит достижение социального равноправия и улучшения жизненных условий для низших слоев населения. К ним могут быть отнесены социал-демократия и социализм. Также к леворадикальным партиям принято относить коммунистов и анархистов. Правые же партии являются прямой противоположностью левых.

Необходимо отметить и еще один вид идеологии, который не всегда находит свое отображение при характеристике политических партий России. Это либерализм, который относится, помимо политической, еще к философской и экономической теории. В основе данной идеологии лежит положение об индивидуальной свободе человека как правовом базисе экономического порядка в обществе.

Подытоживая сказанное, необходимо отметить, что в соответствии с официальным сайтом Минюста РФ, в перечень политических партий России входит порядка 76 единиц. Однако лидером сегодня является партия «Единая Россия», созданная еще в 2003 году, имеющая все необходимые атрибуты, отраженные в данной статье (эмблема и символика). Ее политическая деятельность регламентируется Уставом партии и Программой, обозначающей основные направления деятельности.

fb.ru

Политическая партия — это что за организация?. Современные политические партии :: SYL.ru

В переводе с греческого «политика» — «искусство управлять государством», а «парс» — «часть». Следовательно, политическая партия – это часть населения, принимающая участие в управлении государством либо стремящаяся к этому.

Зачем нужны политические партии

Политическая партия – это, по сути, единственная возможность для народа принять реальное участие в управлении страной.

Потому что это делает либо диктатор — король, император, или пожизненный правитель тоталитарного государства, либо представители элиты — дворяне, старейшины, наиболее уважаемые или богатые члены общества. Ни в том, ни в другом случае основная масса народа возможности выразить свое мнение по поводу управления страной не имеет. Вернее, один способ есть – и этот способ называется бунт. Именно так выражали недовольство правлением монархов в Англии и Франции, России и Италии. Результат обычно был весьма печальным. Переворот – не лучший способ изменить политический курс страны, у него слишком много побочных эффектов.

Медленно, но верно государства Европы, а за ними и остальной мир, двигались к пониманию того, что политическая партия – это самый простой и эффективный способ регулирования общественной жизни.

Эволюция политических партий

Существуют политические партии и движения не одну тысячу лет. Появились они еще в Древней Греции как инструмент реализации права народа на управление. В Афинах существовали партии жителей гор и жителей долин, партии знатных граждан и черни. В записках Аристотеля сохранилось много информации о политической борьбе в Древней Греции. Конечно, это не были современные политические партии – организации солидные, со строгой иерархией и четкими целями. В Древней Греции подобные общественные объединения не имели ни постоянного состава, ни внятной программы. Это были просто немногочисленные группировки людей со сходными интересами и потребностями. Для предельно простой древнегреческой демократии такого выражения народного мнения было вполне достаточно.

В определенной форме партии существовали и во времена абсолютной монархии – Средневековье, Возрождение. Опять-таки, это были не организации в современном понимании, а скорее временные объединения влиятельных людей. Создавались они для достижения конкретной цели и никакого отношения к народовластию не имели. Максимум, на что претендовала такая политическая партия – это добиться влияния при дворе, обеспечив себе тем самым власть и определенные материальные выгоды. На абсолютизм монархии эти группировки никак не влияли. Наоборот, целью каждой из них было либо добиться благосклонности короля, попасть в фавориты, либо подчинить его себе, вынудив принимать решения, которые соответствовали бы интересам лидирующей партии.

Появление политических партий современного типа

Современные политические партии возникли только после ликвидации абсолютной монархии. Именно после буржуазных революций политическая жизнь в странах Европы приобрела те формы, которые можно видеть и сегодня. До этого они попросту физически не могли существовать.

В Европе было введено всеобщее избирательное право.

Если раньше любые обсуждения сводились к дебатам в парламенте, то есть во внимание принимались только интересы знати, то после предоставления права голоса народу возникла необходимость учитывать его интересы. До буржуазной революции общество делилось на дворян, торговцев и чернь. Социальная дифференциация привела к возникновению новых классов. Буржуазия и пролетариат впервые стали реальной политической силой и общественные организации начали бороться за их симпатии. Возникла необходимость в четких программах, которые можно предъявить избирателям, чтобы привлечь голоса. Людей нужно было заинтересовать, привлечь, чтобы обеспечить себе победу на выборах. Деятельность политических партий стала социально направленной – это был единственный способ занять лидирующее положение в борьбе за власть.

Партии как способ выражения общественного мнения

В тех странах, в которых восторжествовала буржуазная революция, естественным образом возник парламент, как самая удобная форма реализации политической власти. Именно к нему перешли законодательные функции, ранее находившиеся в ведении монарха. Место в парламенте как минимум, парламентское большинство как максимум – именно в этом политические партии и движения видели цель и смысл своего существования. Звучит достаточно цинично, но доказать идеализм общественного деятеля и его искреннюю убежденность в собственной правоте, увы, невозможно. А вот оценить усилия по продвижению к верхним ступеням политической лестницы можно. Да и так ли важно, что стоит в основе тех или иных социальных инициатив – благородные убеждения или жажда власти? Если эти инициативы полезны и нужны – это не имеет значения. Если вредны – тоже.

Политические партии боролись за сохранение рабства и его отмену. Политические партии боролись за сокращение рабочего дня, запрет на детский труд — и за сохранение статуса кво. Любые инициативы общества, любые практические воплощения его желаний и стремлений приводили к возникновению новых социальных организаций. В этом и заключаются функции политических партий.

Именно шанс отдать голос приглянувшейся партии дает гражданам возможность реально повлиять на общественную жизнь в стране. В этом плюс демократии, но в этом и ее минус. Критики подобной системы делают акцент на том, что любая программа политической партии носит прежде всего популистский характер. Не все важные и нужные изменения будут одобрены обществом. Не все изменения, которые будут одобрены обществом, нужны.

Недостатки многопартийных систем

Многие необходимые экономические реформы никогда бы не осуществились, если бы для их реализации нужно было одобрение большинства. Увеличение налоговой ставки, поднятие пенсионного возраста, закрытие крупных убыточных предприятий, дающих работу большому числу людей — все эти объективно необходимые мероприятия проводились не благодаря, а вопреки волеизъявлению большинства. Да, рост налоговой ставки приведет в конечном итоге к повышению уровня социальной защищенности. Да, при увеличившейся средней продолжительности жизни имеет смысл поднять возрастную планку выхода на пенсию – это снизит нагрузку на пенсионные фонды и увеличит поступления в бюджет за счет налогов, взимающихся с заработной платы. Да, убыточные предприятия дотируются государством и выгоднее их закрыть, организовав новые рабочие места, чем содержать, продолжая расходовать деньги впустую. Теоретически это очевидно, но практически люди, интересов которых касаются эти изменении, будут против. Деятельность политических партий, поддерживающих подобные реформы, избирателями будет не просто не понята. Они сочтут ее прямым предательством их интересов.

Вместе с тем не раз бывало, когда большинство поддерживало политические программы, не принесшие ничего, кроме бед.

Фашисты в Германии пришли к власти в результате законного голосования. Лидирующая политическая партия Палестины, Хамас, в ряде стран Европы считается террористической организацией. Многие чудовищные преступления против человечности совершались именно при поддержке большинства. Ксенофобия, расовая, религиозная нетерпимость, приверженность жестоким традициям – это ведь далеко не всегда удел самых отсталых слоев общества. В бедных странах, в странах с низким уровнем образования, в странах, измученных войной или голодом именно эти настроения являются доминирующими. И, конечно, общественно-политические партии будут отражать стремление народных масс найти врага и уничтожить его. А уж справедливо это или нет, гуманно или не очень – об этом будут говорить в лучшем случае дети тех, кто голосует за радикалов. А может, и внуки.

Этими соображениями в свое время руководствовались и древние греки, критикуя демократию. Большинство – это толпа, чернь. Она необразованна, жестока и эгоистична. Не лучше ли передать управление достойным правителям, упразднив политические партии? В обществе, управляемом людьми образованными и высокоморальными, будут невозможны жестокость или несправедливость.

Зачем нужны политические партии

Увы, несмотря на все свои недостатки, демократия пока – самый действенный механизм реализации управления государством. Потому что достойные правители хороши на страницах философских трактатов. А в действительности такие люди встречаются крайне редко. В отличие от коррупционеров, приспособленцев или самодовольных глупцов. И единственный способ отстранить таких людей от власти – волеизъявление народа, недовольного результатами их деятельности. Демократия предполагает, что налогоплательщики – это работодатели. Они оплачивают труд представителей властных структур, те – всего лишь наемные работники. И они либо справляются с выполнением социального заказа, либо нет. И именно политические партии играют роль посредников между государственной машиной и избирателями. Они – маркер, отражающий мнение большинства. Именно в этом состоят основные функции политических партий. Конечно, они этим не исчерпываются. Политические партии не только выражают общественное мнение, они и формируют его, создают идеологию так же, как производитель создает товар, а потом предлагают ее потребителям-избирателям, надеясь обойти конкурентов.

Да, вряд ли убежденный либерал заинтересуется тоталитарными течениями, а националист вступит в партию, борющуюся за равноправие национальных меньшинств. Но внутри идеологического течения партии вполне способны изменить мировоззрение масс. Националист, прослушав убедительную речь, может стать радикальным шовинистом, а либерал – вдохновенным революционером.

Кроме основных, у партий есть и побочные функции: подготовка управленческих кадров, политическая социализация граждан, участие в избирательном процессе и контроль за ним.

Партия или не партия?

Но чем же тогда общественная организация отличается от стихийно собравшейся на центральной площади города толпы? Ведь участники митинга тоже объединены общими целями, у них сходные нужды и убеждения, более того – они очевидно выражают мнение народа. Интуитивно каждый понимает, что есть определенные признаки политической партии, позволяющие отличить ее от любого стихийного собрания. Каковы же они?

В-первых, политическая партия – ни в коем случае не организация-однодневка. Это долговременное общественное объединение, четко организованное и структурированное. Внутри партии существует строгая иерархия, официально оговоренная в уставе – так же, как и на любом предприятии. Просто в данном случае потребителям предлагают не кастрюли или утюги, а политические убеждения.

Во-вторых, политическая партия всегда имеет четко сформулированную программу. Хорошую ли, плохую ли, не важно. Но у любой партии должны быть явно обозначенная цель, единая идеология и внятные стратегии.

В-третьих, конечной задачей такой общественной организации является достижение власти. В этом суть политических партий. Все они стремятся занять как можно более высокую ступень в политической иерархии страны. Только так можно осуществить поставленные задачи. Впрочем, есть разновидность партий, которые на самом деле к власти не стремятся. Они существуют только в качестве выразителей общественного мнения. Это – «партии давления», их задача – вынудить властные структуры поступать тем или иным образом. Это могут быть борцы за права национальных меньшинств, профсоюзы, сторонники определенной конфессии.

В-четвертых, политические партии – объединения добровольные. Членство в них не может быть обязательным. Люди вступают в политические партии только тогда, когда разделяют их убеждения и цели.

Именно эти внешние признаки политической партии позволяют отличать ее от любой другой общественной организации.

Классификация партий и партийных систем

Политические партии могут разделяться по следующим признакам:

  • По отношению к социальным преобразованиям – умеренные, радикальные и консервативные.
  • По территориальному признаку – республиканские, региональные, городские.
  • По социальной ориентации – партии аграриев, предпринимателей, пенсионеров.
  • По идеологической базе – коммунисты, анархисты, либералы, фашисты.
  • По степени приближенности к власти – оппозиционные и правящие, нелегальные и легальные.

Как видно из списка, политические партии 20 века отличаются большим разнообразием. Любая социальная тенденция немедленно приводит к появлению новых общественных организаций.

Политические системы различных государств тоже разнятся. В некоторых странах традиция предполагает существование двух равнозначных партий, борющихся за голоса избирателей. Так, в США за власть сражаются либералы и демократы, а население страны решает, кому же в этот раз отдать предпочтение.

В Канаде и Великобритании за власть борются не две, а три силы. Две основные политические партии, пользующиеся симпатиями населения, и третья – новичок. Она редко набирает достаточное число голосов для победы на выборах, но может объединиться с одной из крупных партий, тем самым обеспечив ей победу.

В большинстве стран действует многопартийная система. При этом проходной балл зачастую настолько низок, что большинства в парламенте ни одна из сил получить не может. Это приводит к образованию коалиций, которые постоянно перетасовываются, придавая политической жизни дополнительную остроту.

Существуют государства, в которых партий нет вообще. Это абсолютные монархии – Оман, Иордания, Кувейт. В СССР официально существовала только одна партия. Правда, в Конституции было прописано право на свободное выражение политических предпочтений граждан, но оно так и осталось декларативным.

Однопартийные системы

Существуют и варианты, когда в стране есть многопартийная система, но реальной поддержкой избирателей пользуется только одна партия. В Японии население неизменно голосует за либерально-демократическую партию, в России 21 века – за единороссов.

Такое постоянство имеет как свои плюсы, так и свои минусы.

С одной стороны, правящая партия может утратить активность, принимая симпатии избирателей как должное. С другой – политическая система при этом отличается высокой стабильностью, а организованная вертикаль власти, состоящая из единомышленников, позволяет быстро и эффективно реализовать любое начинание.

В настоящее время политические партии России, несмотря на все свои старания, не могут составить конкуренцию лидеру. Хотя в средствах массовой информации и звучат обвинении в подтасовке результатов выборов, большинство избирателей все же предпочитает голосовать за «Единую Россию».

Партийное многообразие и «Единая Россия»

При этом в стране представлены практически все возможные политические направления, избирателям есть из чего выбирать. Есть и либеральные, и консервативные течения, и националисты, и коммунисты, и социалисты. Политические партии России как раз склонны к чрезмерному дроблению. В определенном смысле это бизнес. Существует даже такое понятие, как «партия под ключ». Излишняя раздробленность лишает эти общественные объединения реальной возможности чего-то достичь. Слишком уж мизерный процент голосов приходится на каждую из таких партий-однодневок. В итоге в Думу год за годом проходят одни и те же, хорошо знакомые избирателям партии. Коммунисты, националисты, социал-демократы и, конечно, «Единая Россия». У каждой из этих партий есть свой круг избирателей, стабильный и нерушимый. Новичку втиснуться в эту обойму лидеров практически невозможно. Таким образом, межпартийная борьба в России парадоксальным образом отсутствует. При очень большом числе кандидатов победители гонки известны заранее. А уж позиция лидера практически закреплена за «Единой Россией». И это вовсе не фальсификация. Партия действительно пользуется огромной популярностью у россиян. Причем, возможно, многие из голосовавших за «Единую Россию» даже не знают, в чем же состоит ее предвыборная программа. Но поддержка госаппарата обеспечивает огромное преимущество: партия напрямую ассоциируется с властью, с личностью президента страны. Только этого достаточно, чтобы люди отдавали свои голоса именно «Единой России», а не ее многочисленным конкурентам.

www.syl.ru

виды, цели и задачи :: BusinessMan.ru

Любая деятельность в сфере политики осуществляется группами людей, объединенных общей целью и нормами поведения, принятыми у них. В результате таких действий идеология, политвзгляды и убеждения получают материальную форму существования, воплощаются в жизнь. Эти организации называются политическими, о них более подробно будет рассказано в данной статье.

Что такое политическая организация?

Если говорить простыми словами, то политические организации – это разновидность общественных объединений, целью которых является реализация политических убеждений и интересов, а также взаимоотношения с органами власти.

Среди особенностей подобных сообществ можно назвать внутреннюю устойчивость, дисциплинированность и четкую иерархию. В них есть руководитель, лидер, а также ряд приближенных к нему лиц. Помимо этих людей такие организации имеют сторонников и членов, численность которых довольно устойчива и документально зафиксирована. Также они имеют пассивных и активных сторонников. Активные принимают непосредственное участие в жизни объединения, состоят в нем. А также выражают свои убеждения и взгляды открыто на мероприятиях. Пассивные готовы поддержать организацию на выборах, но не участвуют в ее повседневной жизни.

Виды политических организаций

Классифицировать политические организации можно по множеству признаков. Например, если разделять их по отношению к государству, то они бывают:

  • Государственные – непосредственно само правительство, органы центральной власти и местного самоуправления.
  • Негосударственные – к ним относятся общественно-политические организации, политические партии, движения и другие сообщества.

Следующим параметром для классификации можно назвать социальный признак, согласно которому объединения политического характера делятся по классовому составу либо по национальному.

Но это далеко не все разновидности, на которые можно подразделить такие организации. Их можно распределить и по степени политизированности: либо полностью политические, например партии, либо сообщества граждан, имеющие интересы из других сфер жизни. Также их можно разделять по идеологическому признаку – коммунистические, либеральные, консервативные и многие другие. По степени распространения политические организации бывают международные, внутригосударственные и внутристрановедческие.

Что такое социально-политическая организация?

В науке понятие политического движения определяется как сообщество граждан, ставящее перед собой цель оказать влияние на принятие изменений, касающихся социальной сферы, либо, наоборот, противодействовать им. Социально-политические организации выполняют конкретные цели и задачи, возникающие в ходе осуществления власти в политической сфере. Среди их функций можно обозначить установление социальных взаимодействий, определение порядка желаемого и достижимого для той или иной группы, владение информацией о возможности разрешать конфликтные ситуации, не выходя за рамки организации.

Общественно-политическая организация — что это?

В любой стране с демократическим строем неотъемлемой частью являются общественно-политические организации. Они возникают благодаря гражданскому волеизъявлению и выступают как сила, оказывающая какое-либо влияние на органы власти. От общественного движения такие сообщества отличаются наличием фиксированного членства.

ВЛКСМ как пример политической организации

Типичным примером стандартной политической организации может являться ВЛКСМ. Расшифровка – Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодежи. Созданный как союзник и помощник для компартии, ВЛКСМ являлся именно общественно-политической организацией, не ставящей перед собой задачу борьбы за власть. Ленинский комсомол практически с первого дня своего существования активно включился в трудовую, хозяйственную, научную, военную и прочую деятельность страны и оказал огромное, чаще всего позитивное влияние на эти сферы жизни.

ВЛКСМ, расшифровка названия которого включает в себя слово «всесоюзный», показывает, насколько эта организация была распространена. Можно судить о ее роли в жизни каждого советского молодого человека.

Следует отметить, что ВЛКСМ в качестве молодежной организации сохранился и до наших дней, правда, не в таком масштабе, как раньше. Идею коммунистического движения для молодых людей сохранила и продолжила КПРФ. Однако изменилось название: сначала это был СКМ – Союз коммунистической молодежи, а с 2011 года движение носит название ЛКСМ – прибавилось слово «ленинский». Но также если в советские времена ВЛКСМ считался резервом для КПСС, а членство в нем было обязательным, то аналогичные современные политические организации не носят обязательного характера и вряд ли оказывают какое-то серьезное влияние на политическую жизнь государства. Скорее это просто дань памяти, сохранение традиций прошлых лет.

Политические организации в России

На момент конца 2015 года в России зарегистрировано 77 партий, и это наибольшее число официально зарегистрированных политических организаций за всю историю государства. Представлен почти весь спектр идеологических позиций: от крайне левых до крайне правых убеждений. Политические организации представляют собой как партии, так и общественные движения и организации. Среди всего их многообразия можно встретить и провластные, и оппозиционные сообщества, и даже экстремистские, запрещенные законом.

Политические организации России представлены в органах государственной власти несколькими партиями, каждая из которых имеет свое число депутатов. Их самое большое число принадлежит партии «Единая Россия», на втором месте – КПРФ, следом за ними — партия «Справедливая Россия» и либерал-демократы из ЛДПР, которых скорее можно назвать консерваторами, нежели либералами.

businessman.ru

Отличие политической партии от общественной организации — Мегаобучалка

Основное назначение партии — завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство — орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство — основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Общественные организации: раньше считалось, что они связывают партии и государство с народом («приводные ремни»), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.

Подобная схема условна.

Правящая партия как ядро политической системы может быть только при парламентской республике. Когда партия получает возможность формировать правительство, она использует механизм государства как орудие, так как государство обладает механизмом управления и принуждения и материальными ресурсами.

Назначение политической партии (Матузов, Малько):

1. осуществление функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности

2. активная работа по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений

3. снятие внутренних противоречий.

 

Партии могут быть (Матузов, Малько):

· классовыми (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие)

· национальными, религиозными (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве, например, партия исламского возрождения)



· проблемными (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы)

· государственно-патриотическими (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства)

· формирующимися вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки

· так называемыми гротескными партиями (видят смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан, отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав, например, партия любителей пива).

 

Политические партии.

Типы политических партий:

— правящие, оппозиционные;

— правые, левые, центристские;

— авангардного типа, парламентского типа;

— кадровые и массовые партии.

Кадровые партии состоят из небольшого числа людей, нет постоянного членства, их активность направлена на выборные компании. Члены — все те, кто проголосовал за них. Массовые партии — основаны на постоянном членстве, платят взносы, имеют территориальные подразделения. Например, КПРФ.

 

Деление на правящие и оппозиционные зависит от позиции власти, от того, какую партию поддерживает власть, на кого опирается. Правящая партия — обычно при парламентской форме правления. Она добивается большинства депутатских мест и получает возможность сформировать правительство. При президентской форме правления партии не играют решающей роли при формировании правительства. Оппозиционные партии также влияют на политическую жизнь. Например, в Англии: оппозиционная партия вправе создавать свой теневой кабинет, содержание которого осуществляется государством. Он дублирует все важнейшие решения государства. Если мнение не совпадает с мнением правящей партии, то доводит до сведения всех, высказывает свое сомнение, указывает на недостатки, чем контролирует правительство. В случае смены одного правительства на другое не надо времени на раскачку, т.к. оно уже готово.

Партия авангардного типа — компартия в период СССР. Ведущая роль закреплена законодательно, однопартийная система, не терпит политического плюрализма, ее идеология поддерживается государственным принуждением. Четко фиксированное членство, взносы. Строится на основе производственно-территориального принципа (Указ Ельцина отменил этот принцип), что позволяет охватывать все производственные отношения через трудовые коллективы, все общественные объединения и т.д. Охватывала все сферы жизни общества.

Партия парламентского типа: основное назначение — выборные кампании в представительный орган, завоевание власти через получение большинства мест в парламенте. Активизируются в период выборной кампании.

Место и роль партии зависит не только от типа партии, но и от типа политической системы, в которой она функционирует.

Деятельность политических партий регулируется Конституцией, Законом «Об общественных объединениях» 95 г., Законом СССР «Об общественных объединениях» 90 г., некоторыми Указами Президента, положениями о выборах в представительный орган. ГД приняла закон «О политических партиях», но СФ его отклонил. Должен регулировать этот закон. Официального определения политической партии нет, т.к. нет закона.

Политическая партия – это устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными и иными интересами и идеалами, ставящая пред собой цель завоевания государственной власти.

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС. (ФЗ «О политических партиях» 11.06.03)

Отличие политических партий от общественных организаций заключается в том, что основное назначение партии – захват власти, если общественная организация ставит политические цели, то она должна перерегистрироваться.

Это связующее звено между демократическим государством и обществом. Важное назначение политических партий — установление взаимосвязи между корпорациями гражданского общества и группами депутатов выборных представителей органов государственной власти.

Решения парламента всегда представляет собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое соглашение способно обеспечить партии в той мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием парламента. Население воспримет с пониманием самые непопулярные решения, если им будет обеспечена поддержка партий, пользующихся авторитетом корпораций. Без таких партий решения законодателей повисают в воздухе, и их исполнение становится возможным только за счет особых мер принуждения. Законодатели встают пред необходимостью усиления исполнительной власти, которая затем их же и подминает. Партии играют важнейшую регулирующую роль в политической системе путем влияния на общественное мнение, разъяснения и претворения в жизнь решений органов государственной власти.

Место и роль партии зависит от:

1. тип политической системы.

2. тип партии.

3. форма правления.

Вопрос: А государство может оказать финансово-материальную поддержку партии? Использование государственных бюджетов для усиления партии, которую поддерживает власть (и которая поддерживает власть) влечет несменяемость власти. Поэтому на такое финансирование налагается запрет. Другие организации и физические лица можно поддерживать. Иностранным государствам запрещено помогать в предвыборных целях, в избирательных кампаниях.

 

Место и роль общественных организаций в политической системе общества

 

Парфенов: Основное назначение партии — завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство — орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство — основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Раньше считалось, что общественные организации связывают партии и государство с народом («приводные ремни»), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.

Отличаются от политических партий тем, что не ставят перед собой политических целей. Но их деятельность носит политический оттенок, они влияют на политическую жизнь. Свои политические требования они заявляют через политические партии, которые выражают общие с ними интересы. Иногда эти требования не находят адекватного выражения в существующей структуре политических партий, тогда общественные объединения политизируются и превращаются в политические партии/движения и становятся самостоятельной политической силой (прибалтийские общественные объединения, в Польше).

Общественные организации и движения, являясь важными элементами политической системы, оказывают значительное влияние на функционирование других ее элементов. Общественные организации и движения отличаются от других ее составляющих непартийным характером деятельности и широкой социальной базой. (Здесь и далее различные пособия по политологии)

Общественные движения

Общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членствамассовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. (Ст. 9)

Общественно-политические движения— это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув ее, движения прекращают свое существование, трансформируются или исчезают.

Отличия общественных движений от политических партий:

• общественные движения в отличие от политических партий не придерживаются определенной идейно-политической ориентации; в каждом из них могут участвовать люди с самыми разными интересами.

непостоянство участников, добровольность участия на основе солидарности

• общественные движения, как правило, добиваются решения лишь одной, масштабной социально-политической проблемы, имеют перед собой одну цель, а не их комплекс, как партия.

• движения чаще всего стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти (речь идет о неполитических общественных движениях)

• все общественные движения имеют ядро — инициативные группы, различные советы, но при этом они отличаются от политических партий отсутствием формальной иерархии, систематической дисциплины. Движения развиваются на основе солидарности и самостоятельности их добровольных участников, имеющих общие цели. Отступление от солидарности ведет к распаду движений, а усиление иерархии, организованности и дисциплины — к трансформации их в политические партии.

отсутствие единой программы (устава)

• лидер политической партии обладает властью внутри партии, которая может сочетаться с его авторитетом; руководитель же общественного движения властью не обладает, его лидерство базируется наавторитете.

megaobuchalka.ru

Партия политическая — это… Что такое Партия политическая?

        политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определённых целей и идеалов. П. п. — высшая форма классовой организации.

         Возникновение и развитие П. п. связано с расколом общества на Классы, с историей классовой борьбы (См. Классовая борьба), особенно за обладание политической властью. «В обществе, основанном на делении классов, борьба между враждебными классами неизбежно становится, на известной ступени ее развития, политической борьбой. Самым цельным, полным и оформленным выражением политической борьбы классов является борьба партий» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 137).          В отличие от стихийного процесса формирования классов, возникновение П. п. может происходить лишь в ходе осознания идеологами какого-либо класса его коренных общих интересов и их выражения в форме определённой концепции и политической программы. П. п. просвещает и организует класс или социальную группу, придаёт его действиям организованный и целенаправленный характер. П. п. является носителем определённой идеологии (См. Идеология), в значительной мере обусловливающей руководящие принципы политики, организационного строения и практической деятельности П. п., которые обычно конкретизируются в программах и уставах партий. В. И. Ленин подчёркивал, что для того, «чтобы разобраться в партийной борьбе, не надо верить на слово, а изучать действительную историю партий, изучать не столько то, что партии о себе говорят, а то, что они делают, как они поступают при решении разных политических вопросов, как они ведут себя в делах, затрагивающих жизненные интересы разных классов общества, помещиков, капиталистов, крестьян, рабочих и так далее» (там же, т. 21, с. 276). Разграничение П. п., соответствующее расстановке основных классовых сил общества, достигается лишь в условиях зрелого капитализма. В рабовладельческом и феодальном обществе существовали сословные политические группировки, выражавшие интересы различных прослоек господствующих классов. Трудящиеся классы в этот исторический период, в силу экономической разобщённости и духовной придавленности, не могли создать самостоятельную П. п. Их интересы в известной мере выражали прогрессивные политические группировки имущего класса, заинтересованные в народной поддержке в борьбе против реакционных сил (например, якобинцы во Франции). В условиях капитализма с середине 19 в. борьбу за политическое господство пролетариат и буржуазия осуществляют через свои П. п. Партийная система становится органической составной частью механизма буржуазной государственной власти. Характер этой системы зависит в конечном счёте от соотношения классовых сил, предопределяющего формы и методы, посредством которых буржуазия осуществляет свою диктатуру.

         Согласно теории, развиваемой большинством буржуазных социологов и государствоведов, П. п. являются выразителями воли народа, посредствующим звеном между народом и государством. Многопартийность рассматривается ими как основополагающий принцип «свободного демократического строя». Фактическое господство партий монополистической верхушки общества наряду с тенденциями отстранения от участия в политической жизни массовых политических организаций, выражающих интересы трудящихся, опровергают эту буржуазную теорию как апологию господства монополий, допускающих использование демократических форм. В действительности в условиях буржуазного общества, разделённого на антагонистические классы, при сохранении элементарных основ буржуазной демократии (свобода объединений, парламентский режим), существование различных П. п. закономерно. Многопартийность отражает как противоречия между классами, так и существование различных слоев и групп внутри одного класса.

         Господствующее положение в партийной системе многих современных буржуазных государств занимают партии монополистического капитала. Существование в одном государстве нескольких таких партий и борьба их между собой не меняют существа политической власти монополий и не затрагивают экономические основы их господства. Социальная функция буржуазной партии состоит в выражении интересов господствующего класса, а также в идеологическом и организационном подчинении ему масс. Отсюда стремление к созданию наряду с партиями, открыто стоящими на позициях защиты буржуазного строя (например, современные консерваторы в Великобритании), партий, проводящих политику монополий, но построенных на более широкой социальной основе (христианско-демократические и христианско-социальные партии в ряде стран Западной Европы). Политическим резервом монополий являются неофашистские партии и организации.

         Серьёзной политической силой во многих буржуазных государствах являются социал-демократические партии (Великобритания, ФРГ, Австрия, Бельгия, скандинавские страны и др.). Социал-демократия в этих странах ведёт за собой большинство рабочего класса, господствует в профсоюзах и др. массовых организациях. В понимании социалистической цели, методов и темпов её достижения правые социал-демократы далеки от научного социализма. По существу они переносят в рабочее движение идейные, политические и организационные принципы либерально-буржуазных партий. Многие социал-демократические партии в своих программах открыто отреклись от марксизма, проповедуя движение к социализму исключительно с помощью реформ, примирение классовых противоречий и приверженность к буржуазной демократии. Социал-демократы неоднократно находились у власти в различных странах, самостоятельно формируя правительства или входя в состав коалиционных правительств. Однако их правление ни разу не поколебало устоев капитализма. Вместе с тем в ряде социал-демократических партий усиливается влияние левых элементов. Единство коренных интересов всех трудящихся требует установления контактов и сотрудничества между коммунистами и социал-демократами в борьбе против монополистических сил.

         Острота противоречий между монополистической верхушкой и всем остальным обществом ведёт к созданию в развитых буржуазных государствах антиимпериалистических партий на широкой социальной основе, выдвигающих общедемократические требования. В государствах, освободившихся от колониальной зависимости, нередко образуются антиимпериалистические партии, представляющие широкие массы населения, объединённые под лозунгами национального освобождения.

         Основная тенденция развития партийных систем в современном буржуазном обществе состоит в приспособлении их к нуждам диктатуры монополий путём сокращения общего числа партий, оттеснения более мелких буржуазных партий от участия в парламенте и правительстве более крупными, а также стремления к исключению из политической жизни демократических партий (используя различные средства — от реформ избирательного права до прямого запрета).

         Задачи буржуазных партий в государственном механизме состоят: в формировании состава парламентов, поддерживающих систему господства буржуазии, путём подбора и выдвижения кандидатов и обработки избирателей; в контроле за деятельностью парламента со стороны монополий через руководящие органы партий; в формировании правительств и поддержании контактов с ними господствующих социальных сил.

         Программные документы буржуазных партий, стремящихся привлечь на свою сторону массы избирателей, как правило, отражают классовый характер партий и их истинные цели в завуалированной форме (идеи «экономического либерализма», «свободного рыночного хозяйства» и т.п.). В них широко используется буржуазный национализм, религиозная идеология, провозглашается приверженность к демократии, свободе, защита неотъемлемых прав человека. Для того чтобы обеспечить себе свободу маневрирования, многие партии вообще отказываются от выработки программ, ограничиваясь публикацией предвыборных платформ и воззваний.

         Для организационной структуры буржуазных партий характерен бюрократический централизм. Независимость реакционного партийного руководства от партийных масс и его фактическая бесконтрольность обеспечиваются ограничением прав выборных и коллегиальных партийных органов и сосредоточением важнейших функций в узком по составу руководящем «штабе», которым, как правило, является правление партии с ещё более компактной группой партийных лидеров внутри него. Партийная верхушка одновременно занимает важнейшие посты в государстве.

         Для успешного осуществления рабочим классом своей исторической миссии создания коммунистического общества необходима его организация в самостоятельную П. п., которая коренным образом отличается по своему характеру, идеологии, организационным формам, методам деятельности от П. п. всех остальных классов. Её идеология, программа и тактика базируются на научном мировоззрении марксизма-ленинизма. Она выступает как передовой отряд, объединяющий и организующий рабочий класс в борьбе за общеклассовые интересы, обеспечивающий единство его цели, воли и действий. Историческая роль, задачи и принципы построения П. п. рабочего класса определены К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии» (1848).

         В доимпериалистическую эпоху рабочие партии в ряде стран складывались преимущественно как политическое представительство пролетариата в рамках буржуазной демократии, уделявшее основное внимание парламентской деятельности. Первое международное объединение рабочих партий — Интернационал 1-й сыграло важную роль, заложив фундамент международной организации рабочих для подготовки их революционного натиска на капитал. Интернационал 2-й был международной организацией, сыгравшей положительную роль в тот период, когда рост пролетарского движения пошёл вширь. Однако это не обошлось «… без временного усиления оппортунизма, приведшего в конце концов к позорному краху этого Интернационала» (Ленин В. И., там же, т. 38, с. 302).          В новую историческую эпоху, когда социалистическая революция стала непосредственной задачей, возникла необходимость создания рабочих партий нового типа, коренным образом отличающихся от партий 2-го Интернационала. Творчески развивая марксизм применительно к эпохе империализма, В. И. Ленин создал цельное учение о партии как высшей форме революционной организации рабочего класса, разработал её теоретические и организационные основы, стратегию и тактику Большевизма, нормы партийной жизни и принципы партийного руководства. Впервые партия нового типа была создана российскими марксистами во главе с В. И. Лениным (1903). В дальнейшем развернулся процесс образования коммунистических партий в большинстве капиталистических стран. Принципами, на которых основаны организация и деятельность коммунистической партии, являются: верность марксизму-ленинизму и непримиримая борьба со всеми попытками право- и левооппортунистического, ревизионистского и догматического извращения его программных, тактических и организационных установок; верность пролетарскому Интернационализму и решительная борьба против всех проявлений Национализма; Демократический централизм как основа построения партии; органическая связь с массами, учёт их опыта при выработке тактики, обучение масс на их собственном опыте; коллективность руководства; строгая и единая для всех партийная дисциплина, постоянная забота о чистоте своих рядов; твёрдость в проведении основных принципов при максимальной гибкости в отношении тактических средств и методов борьбы, учитывающих своеобразие конкретных внутренних и международных условий; самокритичное отношение к соответствующей деятельности, открытое признание ошибок и практическое исправление их.          Интернациональный характер революционной борьбы рабочего класса делает объективно необходимой координацию действий марксистско-ленинских П. п. всех стран, их взаимную поддержку, широкий обмен мнениями и опытом, совместное участие в развитии и пропаганде марксистско-ленинской теории, стратегии и тактики. В 20-е и 30-е гг. 20 в. важную роль в создании, воспитании руководящих кадров и в выработке программных и тактических установок коммунистических партий сыграл созданный при руководящем участии В. И. Ленина 3-й, Коммунистический Интернационал. После его роспуска коммунистические и рабочие партии выработали новые формы сотрудничества — двусторонние и региональные встречи руководителей, обмен делегациями, совместно деятельность в различных демократических и прогрессивных организациях, проведение международных совещаний (см. Совещания представителей коммунистических и рабочих партий).

         Коммунистические и рабочие марксистско-ленинские П. п. являются наиболее последовательными выразителями интересов трудящихся масс. Они выступают организующей и руководящей силой в борьбе за демократию, мир, национальную независимость и социализм. Марксистско-ленинские партии при единстве основных принципов деятельности учитывают конкретно-исторические условия развития той или иной страны и общие интересы международного рабочего и коммунистического движения.

         После победы социалистической революции марксистско-ленинские партии становятся руководящей политической силой в государстве. По мере расширения масштабов строительства нового общества и усложнения выдвигаемых жизнью проблем роль и ответственность коммунистической партии как воплощения сознательного начала в созидании коммунизма возрастают.

         В ходе общественного развития развиваются и сами партии рабочего класса. Так, в результате победы социализма и построения в СССР развитого социалистического общества Коммунистическая партия Советского Союза, оставаясь выразительницей коммунистических идеалов рабочего класса, его передовой роли в строительстве коммунистического общества, превратилась в партию всего советского народа.

         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Учредительный манифест Международного Товарищества Рабочих, там же, т. 16; Ленин В. И., Проект и объяснение программы социал-демократической партии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2; его же, Что делать? там же, т. 6; его же, Шаг вперёд, два шага назад, там же, т. 8; его же, О смешении политики с педагогикой, там же, т. 10; его же, Социалистическая партия и беспартийная революционность, там же, т. 12; его же, Опыт классификации русских политических партий, там же, т. 14; его же, Политические партии в России, там же, т. 21; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; его же, Третий Интернационал и его место в истории, там же, т. 38; его же, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 41; его же, Первоначальный проект Резолюции Х съезда РКП о синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии, там же, т. 43; Программа КПСС, М., 1961; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий (Москва, 5—17 июня 1969 г.). Документы и материалы, М., 1969; К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Тезисы ЦК КПСС, М., 1970; О подготовке к 50-летию образования СССР, Постановление ЦК КПСС 21 февраля 1972 г., М., 1972; О 70-летии II съезда РСДРП, «Коммунист», 1973, № 6; Партии в системе диктатуры монополий, М., 1964; Проблемы коммунистического движения. Некоторые вопросы теории и методологии, М., 1972; Международное коммунистическое движение. Очерк стратегии и тактики, 2 изд., М., 1972.

         А. С. Айзикович, Ю. П. Урьяс.

dic.academic.ru

Политическая партия Википедия

Политическая па́ртия (греч. Πολιτική — «искусство управления государством»; лат. pars — «часть») — объединённая группа людей, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу — выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

Политическая партия — иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

Классификация партий[ | ]

  1. Социально-классовый критерий:
    1. буржуазные
    2. трудящиеся
    3. партии меньшинств
    4. бюрократические
    5. всеклассовые
  2. По организации (критерии Дюверже):
    1. массовые
    2. кадровые
  3. По степени участия во власти:
    1. правящие
    2. системно-оппозиционные
    3. несистемно-оппозиционные
    4. маргинальные
  4. По месту в партийном спектре:
    1. правые
    2. центристы
    3. левые
    4. смешанные
    5. радикальные
  5. По организационной структуре:
    1. классического типа
    2. движенческого типа
    3. политический клуб
    4. авторитарно-собственнического типа
    5. основанные на декларативном членстве
  6. По отношению к власти и праву:
    1. легальные
    2. нелегальные
    3. полулегальные

Идеальные типы партий[ | ]

Политологи Ричард Гантер и Ларри Даймонд выделили пять различных видов «идеальных» политических партий:

  • партии элиты,
  • народные/массовые партии,
  • этнически-направленные партии,
  • избирательные объединения
  • партии тех или иных движений.

Каждый из этих типов также имеет дальнейшие ответвления: например, избирательные объединения делятся на 1) индивидуальные, 2) партии большинства (англ. catch-all), 3) программные объединения. В частности, Демократическую партию США относят ко второму типу, а Республиканскую партию США — к третьему.

Современные партии берут своё начало в 19 веке.[источник не указан 980 дней] Это было связано с введением в ряде западных стран всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение широких слоев населения к решению важнейшего вопроса политической жизни — утверждения государственной власти посредством выборов.

В Европе в середине XIX в. либералы первыми создали свои организации с собственной идеологией и фракциями в парламенте. Первыми т

ru-wiki.ru