Полит элита – концепции, типы, функции. Политическая элита современной России, тенденции развития — Мегаобучалка

Содержание

что собой представляет и какие функции выполняет

Под политической элитой понимается небольшая группа людей, осуществляющих власть в государстве и обладающих ею; избранное меньшинство», имеющее реальную власть в обществе.

В политическую элиту входят:

  1. Первые государственные чиновники. Президент или монарх, председатель правительства, лица, возглавляющие субъекты.
  2. В состав политической элиты входят лидеры партий и общественных движений.
  3. Крупнейшие бизнесмены. Люди, сосредоточившие в своих руках богатство.
  4. Управленцы СМИ, крупнейших журналов, публицистических изданий.
  5. В политическую элиту входят высшее духовенство, важнейшие литературные деятели и правозащитники.
  6. Командующие армиями. Генералитет.
  7. Они оказывают существенное влияние на вектор развития общества.

Политическая элита современной России

Политическая элита России является совокупностью лиц, сконцентрировавших максимальное количество власти в Российской Федерации. К этой группе относятся Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министры РФ, генералитет, главы регионов, высшие церковные иерархи, ведущие правозащитники, выдающиеся активные деятели культуры, главы крупнейших холдингов и корпораций, председатели крупнейших партий и общественных движений.

Наиболее общие функции политической элиты

Чтобы понять, что такое политическая элита в обществе, надо узнать ее основные функции. Значение правителей в обществе велико, так как власть сосредоточена в их руках. От качества действий, компетентности власть имущих и согласованности их решений во многом зависит благополучие всего государства. Следующее относится к основным функциям политической элиты:

  • Задает вектор общественного развития.
  • Принимает решения, от которых зависит судьба государства, и занимается их исполнением.
  • Занимается обеспечением обороноспособности государства.
  • Представляет государственные интересы в международной политике.
  • Активно участвует в формировании общественного мнения. Данный пункт особенно важен. У властителей имеются в руках все инструменты для того, чтобы изменить мнение большинства в угодную им сторону. В сотрудничестве с СМИ, известными деятелями культуры и высшим духовенством правители могут заставить людей думать так, как им угодно. Это может привести как к положительным, так и отрицательным последствиям. Пример положительного воздействия: Сергий Радонежский (влиятельнейший церковный деятель) благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, что способствовало поднятию народного духа.
  • Если власть профессионально и качественно осуществляет свою деятельность, то она выполняет функцию референтной группы для народа. Люди воспринимают властителей как образец, на который стоит равняться в своем поведении.
  • Грамотное руководство власть имущих помогает народу пережить кризисные годы. Бывает, что надо провести давно назревшие реформы, помочь обществу выйти из затруднительного положения. Перестройка 1985-1991 годов показала что бывает, если правители оказываются некомпетентными, неспособными проводить правильную политику.

Типы и виды политической элиты

Принято подразделять политические элиты на традиционные и современные.

  1. Первая структура политической элиты основывается на господстве обычая, родовитости знати, религиозности общественного сознания, укоренившихся стереотипов и аппарате насилия. В текущее время влияние подобных структур сокращается, так как значение религии в обществе падает. Однако такой тип повсеместно распространен в исламских абсолютных монархиях, где правитель сосредотачивает всю власть. К представителям традиционной элиты относят аристократию, церковников, хранителей традиций и обычаев.
  2. Современная политическая элита господствует в демократических государствах. Министры, крупные чиновники, богатейшие предприниматели, выдающиеся ученые и деятели культуры – вот самые значимые ее представители. Этими людьми образуется структура политической элиты.

Возможно классифицировать политические элиты, исходя из основного рода их деятельности. По данной классификации существует:

  • Собственно политическая элита. В состав политической элиты входят главные государственные деятели.
  • Экономическая. Она состоит из влиятельнейших капиталистов. Когда влияние бизнесменов на государство слишком велико, складывается олигархия, в которой власть принадлежит богатейшим.
  • Военная.
  • Культурная и информационная. К этому типу принадлежат ученые, духовенство, деятели искусства и виднейшие представители СМИ.
  • Бюрократическая. Состоит из чиновничества и бюрократов.

Как рекрутируется политическая элита? Каналы рекрутирования

Под рекрутированием политической элиты понимают способы, посредством которых пополняется состав власть имущих. Антрепренерская система рекрутирования политических элит и система гильдий являются основными способами для того, чтобы сформировать круг людей, осуществляющих власть.

Следующее отличает антрепренерскую систему:

  • Она является открытой. С помощью различных лифтов социальной мобильности талантливый человек имеет возможность пробиться в высшие слои общества.
  • Наивысшее значение играют качества личности. Здесь важно, не какого человек происхождения и рода, а какими личностными качествами он обладает.
  • Почти все высшие государственные посты избираются демократическим путем. Это можно проследить на примере президентских выборов.
  • В подобную структуру сложно пробиться, так как конкуренция в ней крайне высока. Но пробиваются лишь достойнейшие.

Черты, которыми отличалась система гильдий, ее отличительные признаки:

  • Система является закрытой.
  • При системе гильдий элиту избирает небольшое количество людей, избрание является недемократическим.
  • Меньшая конкуренция при отборе, чем в предыдущей системе.
  • Воспроизводство используемого шаблона в каждом новом поколении правителей. Такие качества как лояльность и преданность лидерам воспитываются прежде всего.

Политическая элита и политическое лидерство

Политическая элита и политическое лидерство неразрывно связаны, ведь властители осуществляют управление народом. Лидерство является одним из субъектов политики. Лидеры и элиты в политической жизни играют большую роль в развитии общества.

В любом режиме правления существуют отношения, основанные на власти. Даже в демократическом обществе существуют те, кто имеют власть, и те, кто подчиняется власти. Но главное отличие демократии – в таком режиме господствующий класс избирается большинством на демократической основе, и за власть существует конкуренция между различными группами. Управленцы стремятся удержать бразды правления, используя различные методы лидерства. Они проводят меры, чтобы управлять народом и чтобы население оставалось довольным их руководящей деятельностью.

Похожие статьи

Рекомендуем почитать:

karate-ege.ru

Типы политических элит: понятие, способы формирования

Руководят народами элиты – люди, занимающие серьезные посты, имеющие доступы к закрытым источникам информации. Они довольно разнообразны и формируются различными способами. Давайте рассмотрим, каковы типы политических элит, как они влияют на развитие общества. Вопрос непраздный. От действий и решений этих людей зависят наши судьбы. Кроме того, они оказывают серьезное влияние на будущее, значит, формируют условия для жизни потенциальных детей и внуков. Простым гражданам желательно понимать, какая группа людей в стране осуществляет управление, чтобы понимать смысл происходящих событий, прогнозировать вероятные последствия.

Что такое элита?

Слово это мы часто слышим в телепередачах, встречаем в серьезных статьях. Элита – эта группа людей, имеющая возможность оказывать влияние на общество. Необходимо понимать, что обычного доступа к властным рычагам недостаточно. В истории множество примеров того, как лидеры появлялись из народа, отодвигая от управления тех, кому положено было занимать это место по действующему праву. Но чтобы стать элитой, необходимо обладать определенным набором качеств и навыков. Это и образование, и связи, и лидерские качества: мудрость, харизма, умение анализировать, планировать действия и договариваться. У властных рычагов стоит правящая элита. Те, кто не имеет возможности принимать участие в управлении, оппонирует им. Это контрэлиты. Кроме того, существуют еще деятели культуры, чье влияние на общество порой огромно. Еще стоит указать на военные элиты. В некоторых государствах они играют определяющую, главенствующую роль. Нельзя обойти и научные круги, хотя нынче их роль не так заметна, как в прошлом веке. Политические элиты страны формируются под влиянием сложившихся исторических обстоятельств, экономических факторов. Иногда руководящий класс полностью переформатируется под давлением общественности (революционная ситуация).

Типы политических элит

Разбираемый вопрос политологами освещается часто и разнообразно. Это зависит от степени развития общества, его традиций, мышления, исторического пути. Выделяют такие типы политических элит:

  • Открытая, в нее могут попасть все граждане.
  • Закрытая пополняется только представителями определенных групп (аристократия, к примеру).

Индийский ученый П. Шаран предложил собственную классификацию. Он так описывает типы политических элит:

  • Высшая занимает руководящие позиции.
  • Средняя – люди, обладающие определенным состоянием, профессиональными навыками, образованием.
  • Административная – работники высших государственных учреждений, министерств например.
  • Маргинальная не обладает перечисленными выше признаками, но имеет влияние в обществе.

Правящая элита

Главные позиции в любом государстве занимаются люди, обладающие достаточными навыками и влиянием. Ими являются представители всех типов элит. Современное общество имеет сложную структуру. Чтобы держать его под контролем, необходимо влиять на все слои населения. С этой точки зрения необходимо постоянное взаимодействие управленцев, корректировка планов и действий. Организует эту работу видимая правящая элита. Административная осуществляет исполнительские функции, а высшая генерирует идеи. Каждый социальный слой стремится выдвинуть своих представителей на вершину власти. Это происходит в том числе во время выборов. Депутатский корпус пополняет элитарные круги демократического общества на разных уровнях. В то же время существует устойчивое мнение о том, что руководят миром только избранные. Эти люди получают особое образование и управленческие навыки. Выделяют два типа рекрутирования элит: антрепренерскую и систему гильдии. Рассмотрим их подробнее.

Система гильдии

Практически во всех странах на вершину власти попасть непросто. Формирование политической элиты идет по принципу принадлежности к определенной группе или касте. Это закрытый отбор. Он предполагает постепенное, достаточно медленное продвижение по карьерной лестнице. Кандидата на вступление в элитарный круг проверяют на уровень образованности, умение общаться с народом, публично выступать и так далее. Имеют значение также родственные связи, партийный стаж и другие вещи. Эту систему считают консервативной. Решение по поводу вступления в элитный клуб принимает верхушка, склонная воспроизводить один тип руководства. В ней отсутствует конкуренция. Это приводит к постепенной деградации элит. Люди эти не успевают реагировать на вызовы современности, не обладают достаточной гибкостью. Так было, например, в СССР, что способствовало краху державы. Положительной стороной системы гильдии считается то, что она не способствует возникновению внутренних конфликтов, ее политика предсказуема. Такой метод выдвижения элит присутствует в демократических странах с сильной партийной системой.

Антрепренерская система

Современное общество развивается стремительно, сталкивается с большим количеством проблем. Чтобы оно нормально жило, необходимо проводить тщательный отбор управленцев. Антрепренерская или предпринимательская система предполагает отбор кандидатов, обладающих определенными качествами. Одним из главных является умение нравиться публике. Любой социальный слой может выдвинуть своего представителя на самый верх. Конкуренция в этой системе очень высока. Отбор же проводит все население страны. Такая система характерна для развитых демократий. Например, одним из президентов США стал актер (Р. Рейган). При предпринимательской системе отбора не имеет особого значения профессиональная подготовленность будущего управленца. Он должен нравиться людям, уметь реагировать на общественные запросы и вызовы. Недостатком системы считается вероятность прихода к власти случайных, неподготовленных лиц.

О роли политических элит

Необходимо отметить, что для развития государства очень важно, кто им управляет. Роль политической элиты весьма важна и многопланова. Эти люди влияют на благосостояние граждан, культуру, образование. Им принадлежит право контролировать безопасность страны. Фактически от них зависят жизни людей. Важно, чтобы современные политические элиты обладали высоким уровнем профессионализма. Мир довольно сложен. Если количество ошибочных решений будет высоко, то можно его просто разрушить. В большей части стран формирование политической элиты проходит по комбинированному принципу. То есть часть ее отбирается из определенных групп, яркие личности приходят к власти из народа. Это позволяет соблюсти принципы демократии, в то же время сохранить баланс и стабильность в обществе. Не секрет, что неправильная, деструктивная политика не раз приводила к разрушению государства. Нынче этих ошибок пытаются избегать, привлекая население к оценке управленцев.

Ошибки элит – беда для народа

Очень важно, чтобы элита страны была сплочена, придерживалась строго определенных правил, не вступала в серьезные конфликты. В любой стране на влиятельных позициях находятся живые люди, имеющие как достоинства, так и недостатки. Они занимаются различными вопросами, влияющими на общество. Они должны уметь вырабатывать общее мнение, согласованное с чаяниями населения. То есть открытые и закрытые элиты обязаны действовать сообща, решая конфликты внутри себя, без привлечения народа. В качестве отрицательного примера можно привести многострадальную Украину. Ее элиты много лет боролись за власть. Президентом страны становился то представитель западных регионов, то восточных. Политики не смогли договориться, что привело к возникновению вооруженных столкновений. То есть элитарный круг просто не справился со своими обязанностями.

От чего зависит качество управленцев

Демократическое общество стремится к установлению баланса между различными группами и слоями. Необходимо находить консенсус при выполнении любой задачи. От политиков зависит мир и стабильность в государстве. Управление страной необходимо доверять подготовленным, грамотным и талантливым людям. То есть элиту следует специально готовить. В то же время нельзя отказываться от социальных лифтов. Конкуренция способствует повышению качества управленцев, генерации, что важнее, новых идей. Качество элит, как бы читатель ни возражал, зависит от населения. Именно его реакция на этих людей является основным и самым главным мерилом эффективности их работы. Например, не стоит бездумно голосовать за кандидата в депутаты, которого вы никогда не видели в своем дворе. Он не выполняет обязанностей, значит, не достоин места в элитарном кругу.

Профессиональное обеспечение управленцев

Уже упоминалось, что типология политической элиты имеет сложную структуру. Это помогает не терять управления страной при смене правителя. Обеспечивают работу государственных органов в основном профессионалы. Это люди, имеющие специальные знания, навыки, опыт. Без их помощи никакой яркий лидер не в состоянии обойтись. В структуре любой политической партии, к примеру, есть аппарат. Его верхушка известна всем по выступлениям и публикациям. Обеспечивают же деятельность лидеров обычные специалисты, иногда именуемые бюрократами. Они ведут огромную организационную и аналитическую работу. Этих людей тоже следует относить к элите. Ведь они влияют на решения и поступки своего лидера. Иногда говорят о том, что любой тип элиты размыт. Рядом с влиятельными людьми, занимающими высокие посты, находятся родственники и персонал. Они тоже оказывают определенное влияние на их политику.

Особенности смены элит

Как правило, круги влиятельных людей пополняются постоянно и постепенно. Людей готовят, подбирают, испытывают. Но бывали в истории и исключения. Революции выталкивают на вершину власти смелых и решительных людей. Они занимают самые высшие должности. Естественно, революционный процесс – это серьезное потрясение для общества. Чтобы его не допустить, необходимо постоянно совершенствовать систему управления. В нее должны приходить новые люди, приносить идеи, популярные в обществе.

Заключение

Читатель наверняка задается вопросом: а как попасть в круг избранных? В современном мире это не невозможно. Если посмотреть на элиты большинства стран, вы увидите, что они отличаются от большинства простых граждан образованием, активностью, смелостью, склонностью к анализу. Необходимо воспитывать в себе эти качества с молодости. Может, президентом и не станете, но почетное и достойное место в обществе займете.

fb.ru

Политическая элита

  1. Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с применением власти.

    [1] В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности своих институтов, руководят ими.[2

Характерные черты[править | править вики-текст]

  • Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа

  • Высокий социальный статус

  • Значительный объем государственной и информационной власти

  • Непосредственное участие в осуществлении власти

  • Организаторские способности и талант

3 Внимание Макиавелли сосредоточено на динамическом развитии политических отношений, его особенно привлекают резкие изменения в движении государственных форм, политические перевороты. Он рассматривает государство как результат взаимодействия различных социальных сил. Позже он констатирует, что определяющим в ходе исторического процесса являются не субъективные желания и представления людей, пусть даже стоящих у руля государственного правления, а «…воздействие объективных исторических законов, влияние «действительного хода вещей» (Вступление к книге Н. Макиавелли «Государь. Рассуждения о Тите Ливии» Пресс А. Спб., 1900).

Власть в обществе не могут осуществлять ни один человек, ни все люди сразу. Как следствие, появляется организованное меньшинство и оно управляет, потому что оно организованно. «…Авторитет или власть лидера, коренится в поддержке сторонников…», — пишет Н. Макиавелли. По его мнению, все основные конфликты разворачиваются между элитами: меньшинством, удерживающим власть, и меньшинством, идущим к власти. Ориентация на власть, стремление ее достичь таит потенциальную опасность для социального порядка, гарантом которого выступает тот, кто эту власть уже имеет. Требования, с которыми выступает народ, обусловлены не своекорыстными влечениями и прихотями отдельных граждан, которые слишком противоречат друг другу, а интересами, общими всем людям. Эти интересы — безопасность и неприкосновенность чести и имущества. Только ради защиты этих интересов народ выходит из своей пассивной роли, считает Макиавелли. Он также отмечает: «…второе отличительное качество народа — неспособность к быстрым решениям и движениям и ограниченность желаний». («Макиавелли как политический мыслитель» А. С. Алексеев. Москва, 1880 г. издание книгопродавца А. Л. Васильева) В обоснование теории элит Макиавелли выдвинул предположение о циклическом развитии государственных форм: демократия; олигархия; аристократия; монархия.

Более поздним представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1854—1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов).

Он отмечал две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны — стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный типы управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором — делегируется снизу вверх.

Вильфредо Парето (1848—1923) придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. В своих работах он скептически относился к демократическим режимам, называя их «плутодемократическими» или демагогической плутократией, полагая, что в политической жизни есть универсальный закон, при котором меньшинство (элита) всегда обманывает массы. В ряде своих поздних статей, обращенных к Муссолини, несмотря на ряд оговорок о необходимости умеренности и свободы слова, он выражал сочувствие к проводимой им политике[2][3].

Говоря о круговороте элит, их постоянной смене, он называл историю «кладбищем аристократии», то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных преемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.

Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере функция психологии. Таким образом, используя психологический подход в анализе общества и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов. «Человеческое общество неоднородно, — писал Парето, — и индивиды различаются интеллектуально, физически и морально». Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» — превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности.

Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая — далека от непосредственного принятия властных решений. Этот малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. В. Парето писал: «…политика правительства тем эффективнее, чем успешнее она использует эмоции…». Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому элита должна быть готова к применению силы.

Еще одно обоснование деления общества на пассивное большинство и правящее меньшинство предложил Роберт Михельс (1876—1936). Причины невозможности демократии он объяснял тремя следующими тенденциями: одна заложена в сущности человека, другая — в особенностях политической борьбы, а третья — в специфике развития организации. Перерастание демократии в олигархию частично объясняется психологией массы. Понятие массы у Михельса интерпретируется как «…совокупность психических свойств массового обывателя: политическая индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, создание культа личности вождей..». Эти массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных. Позже Михельс стал одним из сторонников фашизма, сначала в Италии, а затем и в Германии. И воплощением волевого класса, пришедшего на смену кризисному парламентаризму, стал фашизм во главе с Б. Муссолини.

4 Говоря о круговороте элит, их постоянной смене, он называл историю «кладбищем аристократии», то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных преемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.

5 Способ отбора

Открытая (антрепренерская) элита характеризуется тем, что при отборе в нее существует небольшое число формальных ограничений доступа в элиту, первостепенная значимость личных качеств человека. Механизм отбора – выборы, предполагающие конкурентную борьбу. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень циркуляции (возможность попасть в элиту представителям разных социальных слоев), приток в элиту людей с новыми идеями. Но при этом существует невысокая степень преемственности в выработке политики.

Закрытая элита (гильдии) характеризуется тем, что при отборе в нее существует большое число формальных требований, предполагается личная преданность руководству, готовность беспрекословно исполнять приказы. Механизм отбора – назначение. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень преемственности в выработке политики, уравновешенность решений, низкую степень внутренних конфликтов. Но при этом элита лишается притока в свой состав людей инициативных, что ведет к ее косности, деградации, вырождению. Степень циркуляции низкая.

Ярким примером закрытого типа элиты являлось советское политическое руководство. Вхождение в его состав осуществлялось на основе таких формальных требований, как партийность, стаж работы, социальное происхождение, возраст, личная преданность и политическая лояльность. При этом второстепенное значение имели профессиональные качества человека.

Род деятельности

Политическая элита осуществляет руководство в сфере разработки и реализации политических решений. Представлена политическими лидерами, главами влиятельных политических партий, движений.

Экономическая элита включает крупных собственников, банкиров, глав промышленно-финансовых групп, владельцев крупных капиталов. Осуществляет руководство экономической сферой жизни общества. В реальной жизни зачастую трудно четко провести грань между группами политической и экономической элиты.

Военная элита представлена высшим генералитетом страны, она осуществляет профессиональное руководство сферой обороны.

Бюрократическая элита представлена высшим слоем государственных служащих. Осуществляет руководство организацией выполнения в масштабах страны принятых политических решений.

Культурно-информационная элита представлена крупными деятелями науки, культуры, видными журналистами, видными иерархами церкви, т.е. теми, кто формирует общественное мнение. Главная функция этой группы – формирование благоприятного для элиты общественного мнения, идеологическое обоснование факта господства данной элиты и принимаемых ею решений.

Место в политической системе

Правящая элита – те группы и политики, которые реально принимают важные решения (или оказывают влияние на их принятие).

Оппозиционная элита (контрэлита) – те группы и политики, которые стремятся занять позиции правящей элиты, сменить ее у власти при поддержке большинства неэлитных групп.

Характер внутриэлитных отношений

Объединенная элита обладает высокой степенью интеграции, в достаточной степени сплочена. В ней существует низкая степень межгрупповой конкуренции, конфликты не носят непримиримого характера. При этом идеологически объединенные элиты формируют единую (и единственную) идеологию, нетерпимы к инакомыслию в своих рядах. Консенсусно объединенные элиты вырабатывают согласие по основным ценностям, целям и методам проводимой политики, по правилам политической конкуренции. В США и Германии соответственно 2/3 и ¾ высших чиновников регулярно вступают в деловые и личные контакты между собой и с членами представительной власти, что является проявлением довольно высокой степени объединенности элиты.

Разъединенная элита обладает низкой степенью интеграции. В ней существует острая борьба между различными группировками за овладение стратегическими позициями, за сферы контроля и распределения ресурсов. Характерна высокая степень конкуренции, использование недозволенных методов борьбы вплоть до грубой компрометации соперников. В Англии и Голландии соответственно лишь 16 и 5% высших чиновников регулярно контактируют как между собой, так и с представителями законодательной власти, что является проявлением низкой степени объединенности элиты.

Степень представительности

Элиты с высокой степенью представительности могут выражать интересы многих сегментов общества.Элиты с низкой степенью представительности выражают, как правило, интересы ограниченного числа сегментов общества. С помощью типологии можно более четко представить себе специфику какой-либо конкретной элиты, процессы ее трансформации.

Изучение современной политической элиты любого общества для более глубокого понимания ее специфики должно опираться и на исторический опыт. Так, для более полного познания особенностей современной российской правящей элиты целесообразно обратиться к изучению политического прошлого страны. В дореволюционной России процесс формирования элиты и контрэлиты протекал в условиях отсутствия демократических свобод в обществе. Официальная политическая элита целиком состояла из чиновников, а в формировании ее структуры важную роль играл сословный принцип. Контрэлита же формировалась путем создания нелегальных партий. Их социальную базу составляли различные слои интеллигенции. После революции 1917 г. основу элиты составляла «пролетарская» бюрократия, в годы советской власти элита формировалась по бессословно-номенкла-турному принципу.

6 В целом политическая теория описывает два класса способов рекрутирования (отбора) лидеров и элит. Это –универсальные способы, а также применяемые в отдельных странах в зависимости от характера сложившихся в них политических систем. Среди общих способов исследователи выделяют в основном два принципиально различающихся способа, или метода– гильдийский и антрепренерский.

Первый из них, гильдийский, характеризует систему в основном закрытого от общественности способа отбора руководящих кадров, в которой важнейшую роль играют заранее определенные критерии, правила и процедуры отбора. По сути это бюрократическая система селекции кадров, предполагающая множество институтов фильтрации претендентов на руководящие посты, иерархичность, протекционизм, медленный, эволюционный путь движения наверх. Например, в советской системе весь отбор кадров был именно таким. Там были заранее известны необходимые требования для продвижения во власть: социальное происхождение, необходимость опыта хозяйственной работы, партийное образование, работа в провинции и т.д. При этом в качестве потенциального резерва для элитарного отбора рассматривались в основном члены партии, большое внимание уделялось национальности претендентов, наличию родственников за границей и т.д.

Второй метод, антрепренерский, представляет собой по преимуществу способ демократического отбора элит, при котором оценка качеств претендентов зависит от общественного мнения и выполнения известных процедур (выборов). При этом статусные свойства людей не играют здесь особой роли.

Каждый из названных способов рекрутирования лидеров и элит имеет свои достоинства и недостатки. Даже бюрократизм и закрытость гильдийской модели обладают рядом преимуществ за счет своей легальности, прогнозируемости и формализации. Как подчеркивал французский социолог П. Бурдье, там, где критерии профессионального отбора менее всего формализованы, там возникают предпосылки олигархиизации элиты. Именно они предупреждают отбор в элиту претендентов на принципах землячества, родства, дружбы или клиентелы (В. Рейнхард).

Наряду с этими методами отбора в каждой стране могут складываться инациональные, присущие только ей и соответствующие особым политическим условиям механизмы отбора и выдвижения людей в структуры власти. Например, в конце 80-х – начале 90-х гг. в России действовал целый ряд таких механизмов, одни из которых обеспечивали так называемую «смену волн» партийно-хозяйственной номенклатуры у рычагов власти; другие характеризовали процесс «конвертации» многочисленными носителями партийно-комсомольских статусов в обладание собственностью, таким образом они становились ведущими фигурами в правящем классе; третьи раскрывали особенности действий региональных элит, делегировавших на федеральный уровень своих представителей, и т.д.

В демократических государствах принципы и методы рекрутирования элит должны стараться учитывать как деловые качества людей, их приспособленность к выполнению сложных общественных функций, так и их моральные качества, препятствующие отрыву целей их профессиональной деятельности от интересов рядовых граждан.

8 Полити́ческое лидерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-властных полномочий и прав

9 Теория черт. Одной из наиболее ранних теорий является теория черт,согласно которой лидерство обусловлено специфическими индивидуальными качествами человека, наличие которых и способствует выдвижению человека на лидирующие позиции. Эта теория возникла в начале XX века под влиянием исследований английского антрополога Ф. Гальтона, объяснявшего природу лидерства наследственностью. Сторонниками этого подхода перечислялись десятки качеств, которыми должен обладать лидер. Американский социолог Э. Богардус выделил такие черты, как чувство юмора, такт, способность привлекать к себе внимание, энергию, ум и характер. Американский психолог К. Бирд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские»: инициативность, острый ум, чувство юмора, энтузиазм, компетентность и др. Американский психолог Р. Стогдилл обобщил данные 124 исследований и отметил, в частности, что лидер должен обладать большим интеллектом, чем его последователи. Однако эту характеристику стали оспаривать, и ряд исследователей пришел к выводу, что решающим условием влияния политического лидера является близость его интеллекта к среднему интеллектуальному уровню его сторонников.

Объяснение природы лидерства наличием у личности определенных черт не может считаться исчерпывающим. Конечно, лидеры должны обладать определенными качествами, но одно их наличие не способно сделать человека лидером. Кроме того, само выполнение лидерских функций часто и развивает многие лидерские качества человека (уверенность в себе, ораторские навыки и т. д.).

Ситуационная теория лидерства. Сторонники этой теории рассматривают лидера как продукт определенной ситуации. Они считают, что лидер может появиться в результате удачного сочетания ряда моментов — места, времени и обстоятельств. В конкретной жизненной ситуации может быть востребован человек с определенными качествами, он и становится лидером. Разные обстоятельства могут требовать принципиально разных лидеров. Таким образом, лидер — это функция определенной ситуации. Ситуационная теория недооценивает активность лидера, делает его инструментом обстоятельств, упускает из виду то, что лидер и сам может оказывать влияние на события и менять обстоятельства, ситуацию.

Интегративная (синтетическая) теория лидерства. Авторы данной теории считают лидерство многогранным понятием и стремятся учесть все факторы, влияющие на характер и содержание лидерства: 1) характер самого лидера, его происхождение, способ выдвижения; 2) свойства окружения лидера, его последователей и оппонентов; 3) взаимосвязь между лидером и его сторонниками, противниками; 4) конкретную ситуацию, в которой лидерство осуществляется.

Все рассмотренные теории, исследующие природу политического лидерства, имеют право на существование, поскольку отражают те или иные аспекты этого многогранного феномена.

10 Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать.

Ситуации бывают кризисные и стабильные. В условиях кризисной ситуации можно обозначить три следующие функции, выполняемые политическими лидерами в целях решения задач, обеспечения выхода страны из тупика:

аналитическая функция, или функция постановки диагноза, т.е. глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации; изучение объективных и субъективных факторов и реалий;

функция разработки программы действия (управленческая). В выполнении этой функции большую роль играют личностные качества политического лидера: его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность;

функция мобилизации страны на выполнение принятой программы. Здесь многое зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт со всеми слоями общества, убеждать, привлекать на свою сторону колеблющихся.

В условиях относительной стабильности общества политический лидер остается новатором, выдвигает новые идеи, цели, задачи в развитии общества. При этом круг выполняемых им функций расширяется:

новаторская функция означает, что политический лидер вносит конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы, стратегические планы общественного развития, осуществляется реорганизация политических структур;

коммуникативная функция связана с тем, что главный смысл всей политической деятельности лидера – служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп. Поэтому политический лидер должен постоянно следить за меняющимися общественными настроениями и мнениями;

организаторская функция вытекает из предыдущих. Речь идет о мобилизации народных масс на претворение политических программ и решений в жизнь;

координационная функция направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти; интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и общественного согласия – лидер призван обеспечить национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом; функция легитимации обеспечивает поддержку власти на основе личного авторитета и влияния на массы. Исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что политический лидер выступает как объединитель масс, защитник их интересов, инициатор обновления жизни, организатор деятельности людей.

11 Общепризнанной и сохраняющей свою актуальность являет­ся типология лидерства М. Вебера. Он понимал под лидерством вид авторитетного, властного руководства, смысл которого за­ключается в способности отдавать приказы и вызывать повино­вение. В качестве основания типологии лидеров он использовал понятие «авторитет», т. е. «вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей».

Способ­ность отдавать приказы и ожидать их выполнения основана на различных ресурсах. В зависимости от видов ресурсов М. Вебер выделил при типа лидерства: тра­диционное, харизматическое и рационально-легальное.

Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов.

Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основыва­ется на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается кон­ституцией и нормативно-правовыми актами.

Харизматическое лидерство основано на вере в богоиз­бранность или в исключительные качества конкретной лично­сти. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуаль­ные качества лидера нередко играют второстепенную роль в фор­мировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, на­пример, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.

Каждый лидер обладает специфическими чертами характера, методами руководства, воздействия на массы, способами достижения поставленных целей и т.д. Исходя из различных критериев, можно выделить разные типы лидеров. По масштабности различают лидеров общенациональных, определенного класса, тех или иных социальных слоев. Лидеры разделялись на львов и лис (Парето). Тип политика-лисы соединяет в себе такие качества, как умение лавировать, предугадывать ход событий, скрывать свои истинные цели, намерения, быть хитрым, осторожным, уметь не попасть в расставленные капканы, запутать свои следы и т.д. Политики-львы чаще всего действуют прямолинейно, методом силового давления и чаще всего попадают в калкан. Их основной принцип — сокрушить противника в решающий момент в открытом бою. Идеальный тип — политик, обладающий сокрушающей силой и твердостью льва, ловкостью и хитростью лисы. Явление это весьма редкое.. Если проецировать данную типологию на лидеров нашей страны, то в характере и деятельности М.С. Горбачева преобладают черты лисы, а Б.Н. Ельцина — черты льва, хотя по мере приобретения политического опыта деятельность последнего становится все более гибкой, маневренной. 

Маргарет Дж.Херманн (США) классифицирует лиде- ров в зависимости от имиджа. На основе учета таких пере- менных, как характер лидера, свойства его последователей, способы взаимосвязи лидера с его сторонниками, конкрет- ная ситуация, в которой осуществляется лидерство, исследо- вательница выделила четыре собирательных образа лидера. Образ первый. Лидер-знаменосец, вырабатывающий соб- ственное видение действительности. У такого лидера есть образ желаемого будущего и предполагаемые способы его достижения. Он определяет цели, указывает направления деятельности своим сторонникам и увлекает их за собой. К этому типу можно отнести лидера российских большеви- ков В.И.Ленина, борца за гражданские права негров в США Мартина Лютера Кинга. Образ второй. Лидер-служитель, вы- ступающий в роли выразителя интересов своих привержен- цев. На практике лидер такого типа руководствуется тем, что ожидают и в чем нуждаются его избиратели. Приме- ром такого типа может быть Г.Коль (ФРГ). Образ третий. Лидер-торговец, который как бы продает избирателям свои идеи, программу, планы в обмен на их поддержку. Такой лидер обладает способностью убеждать, вовлекая тем са- мым сторонников в реализацию своих планов. Образцом подобного лидера можно считать сорокового американского президента Р.Рейгана. Образ четвертый. Лидер-пожарный, которого отличает быстрая реакция на насущные требова- ния времени. Он способен эффективно действовать в экстре- мальных условиях, быстро принимать оптимальные реше- ния. В действительности эти собирательные образы в «чистом виде» встречаются редко. Чаще всего лидеры в различных пропорциях сочетают в себе те или иные свойства от каждо- го собирательного типа. (См.: Херманн М. Стили лидерства в формировании внешней политики // Политические ис- следования. – 1991. – №1. – С.91-92).

studfiles.net

Политическая элита

Введение

Политическая элита — немногочисленная, относительно привилегированная, достаточно самостоятельная, высшая группа (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающая определенными психологическими, социальными и политическими качествами, необходимыми для управления другими людьми и непосредственно участвующая в осуществлении государственной власти. Люди, входящие в политическую элиту, как правило, занимаются политикой на профессиональной основе. Элитизм как целостная система был сформирован в первой половине XX века благодаря работам таких ученых как В.Парето, Г.Моски и Р.Михельса.

1. Сущность политической элиты

Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». В повседневном языке оно имеет два значения. Первое из них отражает обладание какими-то интенсивно, четко и максимально выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. В этом значении термин «элита» употребляется в таких словосочетаниях, как «элитное зерно», «элитные лошади», «спортивная элита», «элитные войска», «воровская элита» и т.п.

Во втором значении слово «элита» относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. Такое понимание слова отражало реальности рабовладельческого и феодального общества, элитой которого выступала аристократия. (Сам термин «аристос» означает «лучший», соответственно аристократия — «власть лучших».)

В политической науке термин «элита» употребляется лишь в первом, этически нейтральном значении. Определяемое в самой общей форме, это понятие характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций.

Одним из основоположников теории политической элиты считается итальянский ученый Г. Моска. В 1885 г. он опубликовал статью «Основы политической науки» (впоследствии она получила название «Правящий класс»), в которой изложил свою политическую концепцию. В соответствии с этой концепцией общество делится на два класса: класс правящих и класс управляемых. Класс правящих хотя и составляет в любом обществе меньшинство, выполняет все основные политические функции, монополизирует власть, а следовательно, и те преимущества, которые она дает. Класс управляемых, составляя основную массу населения в любой стране, является, однако, менее организованным и находится в подчинении у класса правящих, господство которого может носить как законный, так и насильственный характер. Моска еще не использовал термин «элита», а употреблял понятия «правящий класс» и «политический класс». Принадлежность к политическому (правящему классу) у Г. Моски определяется такими признаками, как богатство, происхождение, отношение к церковной иерархии, личные качества, включая военную доблесть и владение искусством управления. Эти характеристики были выделены ученым на основе обобщения исторического опыта.

Необходимым свойством правящего меньшинства, по его убеждению, является его организованность и умение эффективно осуществлять властные полномочия над неорганизованным большинством. Г. Моска увидел две тенденции, присущие правящему классу, назвав их аристократической и демократической.

Аристократическая тенденция проявляется в том, что обладающие властью слои стремятся закрепить свое господство и передать власть по наследству. При этом наблюдается, по выражению Моски, «кристаллизация» правящего класса, определенная застылость форм и методов управления, консерватизм. Обновление правящего слоя происходит весьма медленно. Демократическая тенденция наблюдается тогда, когда в обществе происходят изменения в соотношении политических сил. Правящий класс пополняется наиболее способными к управлению активными представителями низших слоев общества. Моска выделяет три способа, с помощью которых правящий класс закрепляет и обновляет себя: наследование, выбор и кооптация. Если правящий слой практически не обновляется, а в обществе созревают новые мощные политические силы, то начинается процесс его вытеснения новым правящим меньшинством. Это происходит в результате политических революций, главной функцией которых должна быть замена неэффективного, выродившегося правящего класса новым, более жизнеспособным.

В. Парето активно использовал сам термин «элита». В его понимании элита — это избранная часть общества, к которой должны приспосабливаться все отдельные его члены. Принадлежность к элите обусловливается прежде всего личными биологическими и психологическими качествами человека. В целом элита, по мнению В. Парето, характеризуется высокой степенью самообладания и расчетливостью, умением видеть слабые и наиболее чувствительные места в окружающих и использовать их в собственных интересах. Массы, напротив, отличает неспособность справиться со своими эмоциями и предрассудками. Для правящей элиты особенно необходимы два основных качества: умение убеждать, манипулируя человеческими эмоциями, и умение применять силу там, где это требуется. Качествами первого типа обладают люди, которых Парето вслед за Макиавелли окрестил «лисами». У них преобладают базовые инстинкты, названные Парето «искусством комбинаций», т.е. способность лавировать, находя всевозможные варианты выхода из складывающихся ситуаций. Качества второго типа присущи «львам», т.е. людям решительным, твердым, даже жестоким, не останавливающимся перед применением насилия. В разные исторические эпохи востребованы правящие элиты различного типа. Если элита не соответствует требованиям времени, то она неизбежно терпит крушение, поэтому историю В. Парето именовал «кладбищем аристократии». Механизм смены элит у Парето весьма схож с тем, что описал Моска.

2. Классическая концепция элиты

Идеи Моски и Парето во многом сходны и в совокупности составили классическую концепцию элиты. Основные положения данной концепции следующие.

1. Общество всегда делится на привилегированное, творческое, властвующее меньшинство и пассивное, нетворческое большинство; такое разделение общества закономерно обусловлено естественной природой человека и общества.

2. Элита обладает особыми психологическими качествами; принадлежность к ней связана с природными дарованиями и воспитанием.

3. Для элиты характерна групповая сплоченность; она объединена общностью социального положения, профессионального статуса и элитарным самосознанием, представлением о себе как об особом социальном слое, призванном руководить обществом.

4. Элите присуща легитимность, т.е. более или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство.

5. Отмечено структурное постоянство элиты и ее властных отношений; при смене персонального состава элиты в ходе истории ее господствующее положение остается неизменным.

6. Смена элит происходит в процессе борьбы за власть. Господствующее положение стремятся занять многие люди, обладающие особыми психологическими и социальными качествами, но никто добровольно не уступает им своего высокого социального положения привилегированного слоя. Поэтому скрытая или явная борьба за это привилегированное положение неизбежна. Возьмем за основу для дальнейшего анализа следующее определение политической элиты. Политическая элита — это небольшая по численности привилегированная группа, обладающая необходимыми для активной политической деятельности качествами и имеющая возможность прямо или косвенно влиять на принятие и реализацию решений, связанных с использованием государственной власти.

3. Структура политической элиты

Политическая элита имеет сложную структуру и внутренне дифференцирована. Критерием для выделения основных структурных звеньев политической элиты является объем властных функций. На основе данного критерия различают высшую, среднюю, административную элиту.

Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебных ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководителей органов государственной власти, ведущих политических партий, политических фракций в парламенте). Это численно достаточно ограниченный круг людей (100—200 человек), принимающих наиболее значимые для всего общества политические решения, касающиеся судеб миллионов людей.

Средний слой политической элиты формируется из огромного числа выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров различных политических партий и общественно-политических движений, руководителей избирательных округов.

Административная элита (бюрократическая) — это высший слой государственных служащих (чиновничества), занимающих высокие посты в министерствах, департаментах и других органах государственного управления.

4. Функции политической элиты

1. Стратегическая функция заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий. Она проявляется в генерировании новых идей, отражающих общественные потребности в радикальных переменах, в определении стратегического направления общественного развития, в выработке концепции назревших реформ. Стратегическая функция в полной мере может быть реализована лишь на высшем уровне политической элиты — парламентариями, членами кабинета министров, экспертами, советниками, помощниками президента, с использованием специалистов научно-исследовательских институтов, аналитических центров, крупных ученых.

2.Коммуникативная функция политической элиты предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профессиональных и др.) различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях. Эта функция включает в себя умение видеть особенности настроений различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения в общественном мнении по различным вопросам. Коммуникативная функция предполагает также защиту социальных целей, идеалов и ценностей (мир, безопасность, всеобщая занятость).

mirznanii.com

3.Политическая элита в России. Виды политической элиты.

Персональный состав политической элиты меняется, однако ее должностная структура остается практически неизменной. Политическая элита России представлена президентом, премьер – министром, членами правительства, депутатами Федерального собрания, судьями Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, аппаратом администрации президента, членами Совета безопасности, полномочными представителями президента в федеральных округах, главами властных структур в субъектах федерации, высшим дипломатическим и военным корпусом, некоторыми другими государственными должностями, руководством политических партий и крупных общественных объединений и другими влиятельными лицами.

Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти. Численно – это достаточно ограниченный круг людей, принимающих наиболее значимые для всего общества политические решения, касающиеся судеб миллионов людей, значимых для всего государства. Принадлежность к высшей элите определяется репутацией, финансами или положением в структуре власти.

Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц: депутатов Государственной думы, членов Совета федерации, глав администраций и депутатов законодательных собраний субъектов федерации, мэров крупных городов, лидеров различных политических партий и общественно – политических движений, руководителей избирательных округов. К средней элите относят примерно 5% населения, одновременно обладающих тремя достаточно высокими показателями: доходом, профессиональным статусом и образованием.

Представители средней элиты, у которых доход выше, чем уровень образования, чаще проявляют недовольство своим престижем, общественным статусом. В современных условиях прослеживается тенденция возрастания роли средней элиты: государственных служащих, менеджеров, ученых, администраторов – в формировании общественного мнения, подготовке, принятии и реализации политических решений. Однако развитие этой тенденции сдерживается авторитарными политическими режимами, стремящимися удержать элиту в русле своей политики. Поэтому процесс формирования стабильной демократической элиты весьма сложен. А только такой тип полтилической элиты способен иметь тесную связь с народом, высшую ступень взаимодействия со всеми слоями общества, находить наиболее приемлемые компромиссные решения.

Административная функциональная элита (бюрократическая) — это высший слой государственных служащих (чиновничества), занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления. Их роль сводится к подготовке общеполитических решений и организации их осуществления в тех структурах государственного аппарата, которыми они непосредственно руководят.

4.Особенности политических элит в России.

Политическая культура российской элиты складывается веками, имеет исторические традиции и использует опыт своих предшественников. Однако в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений.

В данный момент в России государственная власть характеризуется тремя основными признаками:

  • власть неделимая и не смещаемая;

  • власть полностью автономна, а также полностью неподконтрольна обществу;

  • традиционная связь российской власти с обладанием и распоряжением собственностью.

Для России, как и для других государств, характерными являются общие черты, определяющие особенность правящей элиты: усиление роли исполнительной власти, повышение значимости неформальных связей и процедур, ускорение циркуляции элит, и повышение мобильности. Также элита является неравномерной. Внутри правящей элиты существует небольшая сплоченная группа, стоящая на самом верху властной пирамиды. Эта группа насчитывает, как правило, 20-30 человек и является самой закрытой, сплоченной и труднодоступной для исследований.

На текущий момент центральная проблема российской политической системы — это реализация власти. Исторический опыт российского парламентаризма, его развития, подтверждает одну интересную особенность: противостояние, а иногда и силовой конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и власти маргинальной законодательной. Подавление или даже уничтожение одной ветви власти фактически закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из мирового опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии между этими ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение и обеспечивает контроль общества над государственной властью.

В настоящее время, как и во времена СССР, происходит монополизация власти узким кругом лиц, существует формальное или неформальное «политбюро» как центр принятия политических решений. Кроме того, в элиту включаются, зачастую неформально, лица, входящие в околоэлитное окружение: помощники, советники, начальники вспомогательных служб, родственники, лечащие врачи. Серьезное воздействие на принятие решений оказывают аналитические службы, а также канцелярия и Администрация Президента. Формирование современной политической элиты происходит во многом на основе преемственности по отношению к старой.

Выделяются две важные особенности современной политической элиты России — идейная, нравственная слабость и стремление любой ценой удержаться у власти. У элиты отсутствуют идеологические ориентиры как в виде системы нравственных ценностей, так и в виде социально-политической доктрины, долговременной программы реформ.

Особенностью процесса эволюции политической элиты России является ее противоречивость: правящая группа приобретает черты аналогичных групп демократических стран, с другой стороны, внутри элиты господствует мировоззрение, характерное для советской номенклатуры (стремление выразить свой корпоративный интерес, создать себе привилегии и др.). На воспроизводство прежних стереотипов влияют укрепившиеся в сознании россиян традиции, преемственность проблем и генетическое (кадровое) родство с советской элитой. В большей степени это прослеживается на региональном уровне. Генетическое родство современной элиты с советской представляет собой ее наиболее существенную особенность.

Существенной особенностью современной российской элиты является ее структурная неоднородность. Она проявляется на уровне ценностных ориентаций. В регионах выделяются три типа элиты в зависимости от их отношения к проводящимся в стране реформам: группы либеральной, неконсервативной и социалистической элиты. Неоднородность проявляется и на уровне изначальных статусных позиций людей, составляющих российскую элиту.

Следствием неоднородности является слабость корпоративных взаимосвязей между звеньями элиты. Региональная элита в большинстве случаев находится в оппозиции к центральной; в рамках самой центральной элиты идет постоянная борьба за господство на политической арене. Конфликтные взаимоотношения складываются между различными сегментами экономической элиты. Опасность заключается в том, что каждая из них пытается использовать политическую власть для ослабления конкурентов.

Эксперты по возрождению государственности в России выделяют главные качества представителей настоящей элиты:

1) особый тип поведения: повышенные планки чувства долга и чести, жертвенность;

2)ключевой долг — служение Отечеству;

3)осознание России как уникальной культуры и цивилизации, ощущение неразрывной связи с предками, их ценностями, победами и достижениями; понимание русской государственности как исторического шедевра;

4)подчеркнутость корпоративно-сословной принадлежности к Отечеству;

studfiles.net

Политические элиты 11

Содержание

Введение 3

1. Политическая элита 4

2.Исследование политических элит 7

3. Смена элит 8

4. Характеристика сути и содержания политического лидерства 9

5. Сущность и характерные особенности политического лидера 10

6. Типология элит и лидеров 11

Заключение 14

Список используемой литературы 16

Введение

Элита – это те люди, которые занимают руководящие должности в государственных организациях и обладают достаточно большим влиянием для принятия важный решений и решения глобальный проблем.

Политическая элита – это неотъемлемая часть государственной системы. У нее в руках сосредоточена вся политическая власть. Элита непосредственно связана со всеми направлениями деятельности государства. Без нее немыслимо существование государства. Представим на мгновение, что элиты не существует, тогда вся масса должна обладать компетентностью в политических вопросах и при этом еще должна заниматься другим делом, что не реально. По этому из толпы выделяются несколько человек, которые выступают от имени народа и они в свою очередь имеют тенденцию превращать в политическую верхушку, то есть элиту.

Лидерство и лидеры — сфера деликатная и тонкая. В ней легко нарушить меру, сорваться в области неудач, даже впасть в крайности — то ли чрезмерно преувеличить роль лидера, то ли серьезно недооценить лидера, его возможности, способности, не воспользоваться ими. Тут многое зависит и от непосредственного окружения, «команды», круга помощников, советников, экспертов, консультантов и т. д. Естественно, что каждый и должен и вправе играть свою роль и не поддаваться искушениям политики и власти.

Термин «элита» происходит от французского слова elite – что означает лучший, отборный, избранный, «избранные люди». В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Равнозначные понятия понятию «элита» – «правящая верхушка», «правящий слой», «правящие круги».

В своем первоначальном, этимологическом значении понятие элиты не содержит в себе ничего антигуманного или антидемократического и широко распространено в повседневном языке. Так, например, нередко говорят об элитном зерне, элитных животных и растениях, о спортивной элите и т.п. Очевидно, что в человеческом обществе существуют естественные и социальные различия между людьми, которые обусловливают их неодинаковые способности к управлению и влияние на политические и общественные процессы, и это дает основания ставить вопрос о политической элите как носителе наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств.

Элиты присущи всем обществам и государствам, ее существование обусловлено действием следующими факторами:

1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;

3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

4) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;

5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля, за политическими руководителями;

6) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Все эти и другие факторы обуславливают элитарность общества. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делиться на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью, т.е. – это политическая элита власти, оппозиционную (т.е. контрэлиту), на высшую , которая принимает значимые для всего государства решения, среднюю , которая выступает барометром общественного мнения (включающая около 5% населения), административную – это служащие-управленцы (бюрократия), а также различают политические элиты в партиях, классах и т.д. Но разграничение политических элит не значит, что они не взаимно влияют и не взаимодействуют друг с другом.

Таким образом элитарность современного общества – это реальность. Устранить же политическую элитарность можно лишь за счет общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа – это скорее привлекательный идеал, утопия, чем реальность.

Для демократического государства первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования наиболее квалифицированной, результативной и полезной для общества политической элиты, своевременного ее качественного обновления, предотвращения тенденции отчуждения от народа и превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту. Иными словами, речь идет о необходимости создания соответствующих институтов, которые обеспечивали бы эффективность политической элиты и ее подконтрольность обществу.

Уровень решения этой задачи во многом характеризует социальная представительность элиты, т.е. представление различных слоев общества, выражение их интересов и мнений в политической элите. Такое представительство зависит от многих причин. Одна из них – социальное происхождение и социальная принадлежность. Строго говоря, социальная принадлежность во многом определяется принадлежностью к элите, поскольку вхождение в элиту обычно означает приобретение нового социального и профессионального статуса и утрату старого.

Непропорциональность в социальных характеристиках элиты и населения в современных государствах достаточно велика. Так, например, сегодня в странах Запада выпускники университетов представлены элите значительно шире, чем другие группы. Это связано с достаточно высоким социальным статусом родителей. В целом же непропорциональность представительства различных слоев в политической элите обычно растет по мере повышения статуса занимаемой должности. на нижних этапах политико-управленческой пирамиды низшие слои населения представлены значительно шире, чем в верхних эшелонах власти.

Политическая элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источников руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или общества.

Из выше сказанного следует, что элита охватывает наиболее влиятельные круги и группировки экономически и политически господствующего класса. Это люди, которые сосредоточили в своих руках большие материальные ресурсы, технико-организационные средства, средства массовой информации. Это профессиональные служащие, политики и идеологи и т.д. Но политическая элита – это не просто арифметическая сумма правителей и властителей. Это образование более сложное. Суть не только в том, что ее члены концентрируют в своих руках власть путем монополизации права на принятие решения, на определение целей, но это прежде всего особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, идеологов и т.д. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а следовательно, и позиции каждого ее члена.

2. Исследование политических элит

Определив понятие «элита», нужно найти способ идентификации этой социальной группы.

— В современной науке используется одно из трех методов выявления элиты:

1) Позиционный анализ;

2) Репутационный анализ;

3) Анализ принятия решений.

Широкое распространение получил позиционный анализ, основанный на предположении, что «формальные государственные институты предоставляют вполне адекватную карту отношений в иерархии власти». Главным преимуществом подобного метода, в его простоте: достаточно найти списки депутатов, схему организационной структуры правительства, — и элита может быть выявлена и даже ранжирована по степени влияния. Но в то же время этот метод имеет серьезные недостатки. Ведущие роли в политических играх могут исполнять люди, не занимающие никаких официальных постов, но оказывающие косвенное воздействие на тех, кому по статусу принадлежит право принятия решений. Кроме того, крайне трудно определить критерии могущественности институтов власти. По этому, используя позиционный анализ, мы рискуем включить в элиту тех, кто обладает властью лишь номинально, тогда как реальные носители власти окажутся за ее пределами.

Вторым по широте употребления является метод репутационного анализа, впервые примененный Ф. Хантером в его новаторской работе, посвященной исследованию структуре власти в Атланте. Сторонники подобного метода исходят из того, что для выявления людей, обладающих властью, необходимо опросить активных наблюдателей или участников политических событий: их экспертные оценки позволят отличить тех, кто занимает высокие посты, но реально бессилен, от тех, кто на деле влияет на происходящее, на политической сцене. И действительно, использование репутационного анализа дает возможность приблизить результаты идентификации элиты к реальной ситуации, хотя и данный метод не свободен от недостатков. Мнения экспертов всегда субъективны, на них прямым образом сказываются степень их осведомленности и личные предпочтения. Соответственно, стоит лишь сменить состав экспертов, и результат анализа окажутся уже иными.

Редко используется метод, анализа принятия решения, то есть выявления элиты путем идентификации тех, кто реально принимает важнейшие решения. Это метод может считаться наиболее точным. Однако подавляющая часть исследователей избегает обращаться к анализу. Дело в том, что при изучении широкого спектра элит такой анализ весьма трудно провести. Здесь требуется хорошее знание области, в рамках которой принимаются решения. Поскольку же на практике анализируется небольшое число решений, результаты исследования во многом зависят от выбора рассматриваемых проблем. При анализе, какой – либо одной группы решений можно выявить только узкоспециализированный слой элиты. Этот метод еще плох тем, что вне поля зрения остаются лица, непосредственно не участвующие в процессе принятия окончательного решения, но влияющие на формирование повестки дня предстоящего обсуждения.

mirznanii.com

Функции политической элиты. Политическая элита в России

Поиск Лекций

Еще с глубокой древности центральный вопрос политики — кому должна принадлежать власть? — решался по-разному разными политическими мыслителями. Одни из них (еще в Античной Греции) считали, что власть должна принадлежать народу и сформулировали теорию демократии. Другие (Конфуций, Платон, их последователи) считали, что власть должна принадлежать немногим духовно одаренным личностям, немногим избранным, а удел большинства народа — подчиняться правящему меньшинству. Так была обоснована теория элитаризма.

Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». Понятие элита не является категорией только политической науки и широко употребляется, например, в социологии, т.к. в современном обществе существует множество элит — политические, военные, экономические, профессиональные и т.д. В целом элита — это верхние слои общества, группы, занимающие в нем высшие или ведущие позиции (властные экономические, профессиональные и пр.). В социальной жизни господствуют три элитарные группы: экономическая, политическая и военная, на основе переплетения интересов которых формируется единая властвующая элита.

В политической науке изучается политическая элита, «властвующее меньшинство» как социальная группа, обладающая наиболее высоким объемом (или «индексом») власти, доступом к ее ресурсам, принимающая политические решения.

Роль политической элиты трудно переоценить. Она составляет мощную основу становления и функционирования политической власти, участвует в разработке и проведении в жизнь политических программ, экономических и правовых реформ и во многом другом. Социальная роль политической элиты отражается, прежде всего, в тех функциях, которые она выполняет. Кратко можно сформулировать следующие важнейшие функции: стратегическая — ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы. Политическая элита осуществляет и функцию «гегемонии» (термин крупнейшего итальянского политического философа XX века Антонио Грамши), т.е. морального, интеллектуального и политического руководства обществом, когда мировоззрение и идеалы элиты воспринимаются большинством как справедливые и истинные, как всеобщий здравый смысл:

— организаторскую, которая предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических идей в жизнь;

— интегративную — ее сущность состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политических и экономических систем, в недопущении конфликтов, острых противоречий, деформации политических структур.

В начале XX века теория политических элит приобретает системный характер и становится интеллектуальной базой критиков парламентской представительной демократии, всеобщего избирательного права как ее неотъемлемой характеристики, позволивших широким массам народа легитимно участвовать в формировании институтов власти. В первые десятилетия ХХ в. появляются работы испанского философа и социального мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета («Восстание масс» и др.), в которых говорится о «гнилой демократии», о массах, которые вышли на «авансцену истории» и навязывают обществу низкопробные эстетические, культурные стандарты и вкусы.

А еще раньше, в конце XIX века бунт против посредственности, которая преобладает в обществе, поднял великий немецкий философ Ф. Ницше в своем учении о сверхчеловеке. Однако решающий вклад в теорию политических элит внесли два итальянских ученых — Гаэтано Моска (1858- 1941гг.) и Вильфредо Парето (1848-1923 гг.).

В. Парето в работе «Трактат по всеобщей социологии» один из первых в политологии применяет математические и статистические методы исследования динамики политической и социальной систем. Социальная система стремится к равновесию, делает вывод Парето, а динамика ее развития зависит от правящего меньшинства — политической элиты. Элита у Парето — это, прежде всего, группа людей, обладающих высоким уровнем способностей к интеллектуальной деятельности, накоплению капитала, профессионализмом. Таким образом, неизбежное деление общества на элиту и массу Парето выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах социальной жизни.

Широко известна типология политических элит, предложенная В. Парето. Первый тип элит — элита «львов», для которых характерен консерватизм силовые методы правления. Преобладание «львов» обеспечивает стабильную политическую систему. Элита «лис» становится необходимой в период реформ, обновления политического режима, так как «лисы» — мастера компромиссов, социальной демагогии, политических комбинаций. Политический режим функционирует оптимально, когда обеспечен пропорциональный приток в элиту людей первого и второго типа. Превращение элиты в закрытую, замкнутую корпорацию приводит к ее вырождению, к революционной ломке системы, к формированию новой элиты с преобладанием в ней элементов «лис». Оригинален и вывод Парето о существовании в обществе не только правящей элиты, но и неправящей (контрэлиты), т.е. группы людей, обладающих незаурядными способностями, капиталом, «волей к власти», но не имеющих этой власти реально.

Социальная динамика, по Парето, зависит от «закона циркуляции элит», который ярко проявляется в период политических революций, смены режимов. Революция, по Парето, всего лишь борьба и смена элит: правящей элиты и контрэлиты, которая в этой борьбе привлекает на свою сторону широкие слои народа, т.к. способна сформулировать лозунги борьбы, доступные и актуальные для оппозиционных социальных слоев. Однако плоды революции — политическая власть, контроль над ресурсами — достается новой политической элите. «Революция никогда не помогала скинуть бревно тирании; максимум, что она может, — это переложить это бревно с одного плеча на другое», — заметил Бернард Шоу. Исторический процесс, по Парето, — вечная циркуляция основных типов элит, т.к. качества, обеспечивающие элите господство, меняются в ходе цикла социального развития, отсюда меняются и типы элит, а «история оказывается кладбищем аристократии».

Теория В. Парето оказала большое влияние как на современных сторонников теории элит, так и на западную социологию в целом, в которой широко используются его методы исследования в новом обогащенном виде. Другой выдающийся итальянский исследователь Гаэтано Моска (I858-I94I гг.), так же как и В. Парето, не видит политическую науку без применения методов точных наук.

Первой работой Моски в области политической науки была «Теория правления и парламентское правление» (1884 гг.). Затем сформулированную теорию элитаризма автор развернул в «Основах политической науки (1 т. – 1896 г., 2т. — 1923 г.), а итог подвел в «Истории политических доктрин» (1933 г.), последний параграф которой он назвал «Политический класс».

Моска дает характеристику закону социальной дихотомии общества: во всех человеческих обществах, достигших определенного уровня развития, возникает два класса — класс правящий (у Моски – «политический класс») и «класс управляемый». «Первый класс, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается преимуществами, которые дает эта власть…, второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым, причем таким способом, который обеспечивает … функционирование политического организма».

Политический правящий класс (элита) концентрирует руководство политической жизнью государства, так как, по мнению Моски, обладает политическим сознанием и влиянием, а, кроме того, он организован — господство организованного меньшинства над неорганизованным большинством неотвратимо. Индивиды, входящие в это правящее меньшинство, должны обладать умом, способностями, образованием, должны уметь управлять, а, главное, их качества должны соответствовать потребностям эпохи. Таким образом, политический класс обладает моральным превосходством перед пассивным большинством, а следовательно, делает вывод Г. Моска, его власть оправдана.

Еще один итальянский исследователь Роберт Михельс (1876-1936 гг.) исследует социальные законы, порождающие элитарность. В работе «Социология политических партий в условиях демократии» (1911 г.). Р. Михельс подчеркивает, что наличие политического класса — постоянно действующий фактор социальной эволюции. Пристальное внимание Михельса привлекает такой элемент демократического политического режима, как политические организации: партии, парламенты, профсоюзы и др. Исследуя социологические законы деятельности политических организаций, Михельс приходит к выводу, что любая организация связана с формированием элиты — активного меньшинства, которому массе приходится довериться ввиду невозможности контроля над крупной организацией. Профессиональные партийные, профсоюзные, парламентские функционеры меняют свой социальный облик — становятся членами правящей элиты. Таким образом, в демократиях любого типа действует «закон олигархических тенденций» (терминология Михельса), т.е. профессиональные политические и профсоюзные лидеры становятся правящей политической элитой, которая манипулирует финансами политических организаций, имеет монополию на информацию. Современные сторонники теории элит — неоэлитаристы считают, что в современной плюралистической демократии можно существенно ограничить действие «закона олигархических тенденций», так как существуют достаточно эффективные механизмы демократического контроля массы над элитой — выборы, референдумы, опросы общественного мнения, средства массовой коммуникации, группы давления и т.д. Тем не менее, как подчеркивает американский политолог Райт Миллс в книге «Властвующая элита», изданной в СССР в 1959 г., элита — отнюдь не эфемерное, а весьма реальное образование, которое в каждом обществе возглавляет три важнейших института: государство, крупные экономические корпорации и армию. Остальные институты — семья, церковь, профессиональный статус и пр. — оказываются на задворках, подчиняются этим трем основным институтам. Р. Миллс делает вывод, что эти иерархические институты-государство, корпорации, армия — образуют собой орудия власти и как орудия власти они сейчас имеют такое значение, какого они никогда еще не имели на протяжении всей истории человечества, контролируя командные пункты современного общества.

Одним из направлений теории элит являются исследования характера политической элиты в условиях социализма.

Впервые о возможности существования правящего политического класса после победы пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата писал крупнейший теоретик анархизма в России Михаил Бакунин в работах 1870-1878 гг. Полемизируя с К. Марксом, Бакунин пришел к выводу, что государственная собственность при диктатуре пролетариата станет экономической базой господства класса «красной бюрократии». Эту же мысль развивает в 30-х гг. XX в. Н. Бердяев, который характеризует новую советскую бюрократию как более сильную, чем бюрократия царская, как новый привилегированный класс, который может жестоко эксплуатировать народные массы, а классовое угнетение приобретает новые формы.

В работе югославского исследователя М. Джиласа «Новый класс» подчеркивается, что коммунисты, захватив власть, строят не бесклассовое общество, а собственное, со своими привилегиями, и в этом смысле новый класс — категория лиц, пользующихся привилегиями в силу монополии на политическую власть и на управление общественной по форме собственностью. Именно высшие слои партии, олигархия, которая распоряжается собственностью, и является, по мнению Джиласа, правящим политическим классом.

Социология образования нового правящего класса в условиях социализма была разработана политологом из Германии (высланным из СССР) М. Восленским в книге «Номенклатура». В работе исследуется созданная при Сталине номенклатурная система формирования правящей элиты — коммунистической номенклатуры. Советская номенклатурная элита имела четкие формы, обусловленные ее институанальным характером. Списки ключевых руководящих должностей составлялись в ЦК КПСС, назначения на эти посты проводились только после согласования кандидатуры с руководящими партийными органами. Советская правящая элита была монолитна по своему характеру и может быть охарактеризована как партийно-государственная. Ее монолитность основывалась на том, что все руководящие посты могли занимать только члены КПСС, разделяющие доктринальные основы марксистско-ленинской идеологии, имеющие доступ к распределению национального продукта, контролю над собственностью на средства производства, а также значительные корпоративные привилегии в сфере потребления, распределения жилья, здравоохранении, организации отдыха

и т.д. Все это было особенно актуально в условиях существования тотального дефицита и низкого уровня жизни основной массы народа.

В условиях политической модернизации и смены политического режима от советской к парламентской демократии, которые начались с М. Горбачева, идет сложный и длительный процесс вытеснения старой партийно-государственной номенклатурной элиты представителями новой генерации политических лидеров, отвечающих требованиям нового этапа исторического развития России.

С приходом к власти В. Путина актуализировалось решение проблемы распределения политической власти между представителями центральной и региональных элит России при сохранении целостности и стабильности государства. Остро стоит проблема качества российской политической элиты, так как достаточно широкое распространение получили коррупция, безответственность. Успешная политическая модернизация российского общества возможна лишь на пути создания эффективной системы отбора (рекрутирования) элит, широкое введение конкурсных, конкурентных начал, жестких требований к деловым и нравственным качествам политических деятелей. В этом процессе помогут рекомендации политической науки, накопленные в процессе исследования теории элит.

Современная теория элит (неоэлитаризм) сконцентрировала достижения многих наук, в том числе методы структурно-функционального анализа, таких психологических дисциплин, как теория научения /бихевиоризм/, политический психоанализ. Появилось много новых концепций политических элит.

Одной из популярных модификаций теории элит является концепция меритократии (власти достойных и компетентных) английского социолога М. Янга и американского исследователя Д. Белла. Д. Белл в разработанной им концепции постиндустриального общества обосновывает необходимость власти «элиты знаний» — «новой интеллектуальной элиты».

У другого американского исследователя Дж. Гелбрейта новое индустриальное общество в условиях научно-технической и информационных революций неизбежно превращается во власть технократии – власть техноструктуры.

Еще со времен работы Т. Веблена «Инженеры и система цен» (1919 г.) технократы стали пониматься и изучаться как своего рода новый класс, вошедший в традиционные структуры управления и занявший в нем ведущие позиции. Дж. Гелбрейт расширяет понятие «технократия» как высших функционеров управления, действующих в соответствии с идеологией «технологического детерминизма», до понятия «техноструктуры — обширной иерархической структуры, объединяющей людей, владеющих специальными знаниями, — от рядовых инженеров и технологов до профессионалов: управляющих и директоров фирм, — и пронизывающей всю современную экономику. Все уровни техноструктуры, так или иначе, приобщены к власти, т.е. процессу принятия решений. Реальная власть в концепции Гелбрейта распределена между специалистами производства и управления.

С 80 -х гг. в политической науке появилась «новая технократическая волна», связанная с осмыслением проблем компьютеризации общества. По мнению сторонников этой волны (Э. Тоффлер и др.), компьютерная технология воздействует на общество гораздо глубже, чем это делали в свое время электричество и железные дороги. Вместо ценностей производства — потребления компьютерная техника выдвигает на передний план ценности человеческого самосовершенствования, гармонии с природой. Рождается и новый тип элитарного технократа: им становится создатель крупных компьютерных систем.

Вместе с тем с середины 70-х гг. определяется тенденция к обновлению техницистско-технократической парадигмы. Значительное количество исследователей осознают тот факт, что человечество находится в ситуации глобального технологического риска, признают двойственность (амбивалентность) технических инноваций, а во многих случаях — непредсказуемость последствий их широкого применения. В условиях демократического общества появляются институты независимой экспертизы (экологов, социологов, финансистов, общественного мнения и др.) по определению пределов допустимого технического риска проектов. Актуально звучат и сегодня слова выдающегося физика XX в. М. Борна, который писал, что влюблен в науку, однако его не покидает чувство, что ход развития естественных наук настолько противостоит всей истории и традиции человечества, что наша цивилизация просто не в состоянии с этим справиться. Нынешние политические и милитаристские ужасы, полный распад этики — всему этому М. Борн был свидетелем на протяжении своей жизни. Эти ужасы можно объяснить не как симптом эфемерной социальной слабости, а как необходимое следствие роста науки. Если даже род человеческий не будет стерт ядерной войной, он может выродиться в какие-то виды оболваненных и бессловесных существ, живущих под тиранией диктаторов и понукаемых с помощью машин и электронных компьютеров.

Однако современная правящая элита не может не использовать в своей деятельности достижения науки, не привлекать к процессу разработки политических проектов экспертов в той или иной области знаний, а ученые регулярно участвуют в работе государственных органов и служат посредниками между научным сообществом и правительством.

Совершенно ясно, что политическая элита является необходимым компонентом государственного управления, которое зависит от качества ее деятельности. Поэтому актуальной является проблема эффективной системы отбора политической элиты России, совершенствование демократического контроля над ее деятельностью.

 


Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru