Подсознательное это – Подсознательное — Википедия

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ это что такое ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ: определение — Философия.НЭС

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ

характеристика активных психических процессов, к-рые, не являясь в определенный момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов. Так, то, о чем человек в данный момент непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом, его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать ее и т. п. Точно так же и воспринимаемое (хотя прямо и не осознаваемое) влияние обстановки, ситуации, автоматических действий (движений) присутствует как подсознательное восприятие во всех сознательных актах. Определенную смысловую роль играет и языковой контекст речи, невысказанная, но как бы подразумеваемая самим построением фразы мысль. Эти явления — побочный продукт сознательной деятельности, и они включают в себя психические процессы, не задействованные прямо в осмыслении тех объектов, на к-рых сосредоточено внимание человека в данный момент. Об идеалистических толкованиях понятия “П.” см. Бессознательное, Фрейдизм.

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ

в психологии термин для обозначения совокупности психич. процессов и состояний, лежащих вне сферы сознания и недоступных для непосредств. субъективного опыта. Термин «П.» (Unterbewu?tsein) впервые появился в Philosophische Aphorismen Э. Платнера (1776). П. выступает часто как синоним бессознательного, причем сам этот терминологич. дуализм отражает двойств. трактовку П., обозначающего как св-ва психич. процессов, так и сферу действия бессознат. явлений, особую область психич. аппарата (П. как психич. субстанция). Более спец. значение термин «П.» приобретает в рамках отд. филос. и психологич. теорий (Мортон Принса, М. Дессуара, М. Шелера и др.). В физиологистич. теориях П. отождествляется с физиологич. механизмами поведения; при этом обычно обращаются к простейшим формам П., в к-рых прослеживаются каузальные связи с биологич. процессами, и игнорируют более развитые психич. феномены П. Зарождение общей идеи о П. восходит к учению Платона об анамнезе – познании-воспоминании, из к-рого непосредственно следовало представление о наличии в душе скрытых знаний, о к-рых сам человек может ничего не подозревать («Менон»). Идея П. довольно четко выражена у Августина (Исповедь, X, 8). Область воспоминаний он сравнивает с необозримым внутр. помещением, границ к-рого человек не в силах достичь. В ср. века представление о П. выступает в традиции платонизма и нередко в смутных мистифициров. формах в учениях мистич. толка, связывавших идею бога с глубиной человеч. существа («царство божие внутри нас»). X. Вивес первым в новое время указал на роль психич. ассоциаций как на способ открытия бессознательно воспринятых идей; позднее это было широко использовано романтизмом как основание для установления источника поэтич. интуиции (П. П. Рихтер, Герлер, Новалис), а также в системах Шопенгауэра и Ницше. Однако развитие подобных зачаточных представлений затормозилось в период господства картезианства, расчленившего сферы материи и духа и отождествившего последний с сознат. мышлением. В попытках преодоления картезианского дуализма П. начинают рассматривать как звено, соединяющее обе сферы. В системе Лейбница уже содержится четкое представление о роли П. в сфере восприятия и процесса познания. Обычные восприятия, по Лейбницу, представляют собой сумму бесчисленных малых бессознат. перцепций, наши осознанные представления – «острова, поднимающиеся из океана темных перцепций». Кант, продолжая эту линию, писал о существовании области восприятий и чувств, к-рых мы не осознаем, хотя и можем прийти к выводу об их существовании; это – «… т е м н ы е представления в человеке, число которых безгранично, тогда как ясные представления занимают бесконечно малое место. На огромной карте нашего духа существует как бы лишь несколько освещенных точек» («Антропология», см. Werke, Bd 7, В., 1907, S. 135). Развернутое учение о П. дал нем. философ и психолог Г. Карус, для к-рого П. – ключ к объяснению явлений сознания (см. С. G. Carus, Psyche, Pforzheim, 1846). У Каруса проступают уже черты своего рода культа П. Овладение силами П. мыслится как путь к освобождению человека. Высшим пунктом филос. идеалистич. интерпретации П. явилась система Э. Гартмана («Философия бессознательного», 1869, рус. пер., М., 1873–75), где бессознательное возводится в ранг универс. метафизич. принципа, соединяющего бессознат. волю с бессознат. идеей. Гартман насчитывает уже 26 аспектов П., охватывающих не только область духа, но и процессы органич. жизни. На основе концепции бессознательного Гартман «психологизирует» материю, приходя в конечном счете к панпсихизму. Ф. Брентано (1874) и следовавший за ним Гуссерль начинают новую линию в интерпретации П., отождествляя его с интенциональным. Параллельно с этим возрастает роль П. в психологич. концепциях. Гербарт (1824) говорит о бессознат. «идеях», т.е. представлениях, «населяя» П. активными психич. агентами, представляющими те или иные жизненные тенденции. Он вводит динамич. характеристику П. Несовместимые идеи способны вступать в конфликт друг с другом, причем более слабые изгоняются из сознания. Изгнанные из сознания идеи, однако, не теряют своих динамич. св-в и продолжают активно воздействовать на сферу сознания. В принципе такую же позицию занимал и Ф. Бенеке, различавший потенциальные и актуальные состояния психики. Фехнер вводит понятие порога сознания и концепцию психич. энергии. Ему принадлежит известная метафора о душе как айсберге, большая часть к-рого скрыта под водой и к-рый управляется подводными течениями. К тому же направлению примыкают работы Гельмгольца о бессознат. мыслит. операциях (бессознат. заключение по аналогии). Вундт в ранних работах полагал, что психич. деятельность, как правило, вообще бессознательна и осознается лишь в связи с ее нарушениями благодаря сопротивлениям и конфликтам. Несмотря на большое число подобных работ, представления о П. оставались в психологии довольно неопределенными, поскольку не было установлено позитивное содержание понятия и определение давалось чисто негативно (отсутствие сознания), а резкое качеств, различие двух форм психич. деятельности не проводилось. Новый стимул в изучении П. дали работы в области психопатологии, где в целях терапии были разработаны специфич. методы воздействия на П. Первым методом такого рода явился гипноз, использование к-рого в медицине начинается в конце 18 в. с опытов Месмера, но на серьезной науч. основе этот метод стал применяться лишь в 19 в. франц. психиатрич. школой (Шарко, Либо, Бернхейма и др.). Работы Шарко в области истерии показали, что истерич. симптомы имеют часто психич. источник (самовнушение, истерич. мифология). Это также приводило к выводу о существовании психич. деятельности патогенного характера, не осознаваемой пациентом и отличной от сознательной. С помощью техники гипноза, разработанной нансийской школой Бернхейма, стало возможно демонстрировать путем эффектных опытов воздействие П. на сознат. действия (особенно в опытах с постгипнотич. внушением). Исходя из этих представлений, Жане трактовал бессознательное как продукт слабости сознат. «Я», результат психич. диссоциации, наступающей при ослаблении координац. способности сознания, напр. в результате болезни. П. здесь выступало как продукт своего рода психич. деградации (П. Жане, Психич. автоматизм, Р., 1889, рус. пер., М., 1913). Значительно дальше Жане пошел в разработке теории П. Фрейд, первоначально также исходивший из работ франц. психиатрич. школы. Фрейд прежде всего установил существование прямых связей между невротич. симптомами и воспоминаниями травматич. характера. Последние изгоняются из сознания под действием особого защитного механизма сознания, названного вытеснением. П. и есть та особая психич. область, все элементы к-рой пребывают в состоянии вытеснения. Если вытеснение не было полным, наступает частичное «возвращение вытесненного», результатом чего оказываются компромиссные образования – симптомы, следствие частичного прорыва П. в сферу сознания. Психич. нарушения рассматриваются как результат динамич. взаимодействия сознат. и бессознат. психич. сил, результат внутрипсихич. конфликта. Способ существования П. мыслится в духе гербартианской психологии идей или дискретных психич. единиц, наделенных различным количеством психич. энергии. Последняя в сфере П. легко перемещается на др. идеи или представления. Так, страх перед к.-л. внешним авторитетом преобразуется в фобию животных, играющую здесь роль замещающего представления (таково, по Фрейду, и происхождение тотемизма). Фрейд называет П. первичной психич. реальностью в том смысле, что оно способно детерминировать сознат. поведение. В то же время по отношению к сознанию это нечто объективное, к-рое должно изучаться, как и др. явления внешнего мира. П. – сфера детерминации сознат. поведения, определяемого объективными силами, в конечном счете – биологич. потребностями индивида. Бессознат. идея, чтобы достигнуть сознат. уровня, должна быть вербализована. Поэтому невозможно воспоминание инфантильного опыта, имевшего место до развития языка. К собственно бессознательному относятся продукты вытеснения и инфантильный опыт, не поддающийся вербализации, как осн. форме осознания. Выявление бессознательного требует особых технич. приемов (техника психоанализа) и связано с преодолением барьера сопротивления. Выдвинутая Фрейдом гипотеза о строении психич. аппарата (окончательно сформулированная в работе «Бессознательное», 1915) получила название «топографической», поскольку П. рассматривается в ней как некое внутрипсихич. пространство или «помещение». В дальнейшем в работах Фрейда 20-х гг. она претерпела серьезные изменения: как бессознательное стало рассматриваться не только вытесненное, но и сам процесс вытеснения, а также ряд др. психич. процессов (сублимация, регрессия, реактивное образование и др.). В этих условиях П. уже не могло рассматриваться как субстанция, а оставалось лишь как одно из качеств, присущих разнородным психич. процессам. Послефрейдовские теории П. или развивали отд. стороны его учения, или противопоставлялись ему. Первая попытка радикального пересмотра этого учения принадлежит А. Адлеру, выдвинувшему принцип психич. компенсации, исходя из к-рого он пытался представить всю психич. деятельность как результат борьбы (на бессознат. уровне) «чувства неполноценности» и «воли к власти». Юнг полагал, что за личным бессознательным простирается более глубокий слой сверхличного или коллективного бессознательного. Первое способно усваиваться сознанием в процессе развития или «индивидуации»; напротив, второе чужеродно сознанию и может восприниматься лишь в форме образов-символов, или архетипов. Оно «демонично», т.к. способно врываться в сознание, затопляя его и вызывая психич. заболевания. Его типичные проявления – мифология, и религ. символы, напр. ангелы, буддийская мандала, «царство света» гностиков, «небесная иерархия» и т.д., что придает ему определенно мистич. оттенок. С др. стороны, лидер неофрейдизма Фромм выдвинул концепцию социального бессознательного, связующего звена между социально-экономич. структурами общества и сознат. представлениями индивида. Социально бессознательное, по определению Фромма, есть область вытеснений, присущих большинству членов данного общества. Каждое общество определяет, каким мыслям и чувствам разрешено достигать сознат. уровня, а какие столь опасны для его функционирования, что должны подавляться. Наряду с этим Фромм допускает индивидуальное бессознательное, включающее материал, вытесненный в силу индивидуальной жизненной ситуации. Содержание бессознательного определяется только структурой общества, и никакие обобщения здесь невозможны. Так, у каннибалов вытесняется отвращение к поеданию человеч. мяса, идущее вразрез с установками племени. В крайне регрессивных обществах, напр. в фашистском, многие примитивные влечения осознаны, а все стремления подняться над животным уровнем подавлены. Подавление части человеч. опыта определяет иррацион. аспекты данного общества. Те провалы в сознании, к-рые возникают при этом, заполняются формами ложного сознания или идеологии. В конечном счете различия теорий Фрейда, Юнга и Фромма определяются различием их общеисходных филос. установок, взглядом на человеч. природу, с к-рой учение о П. связывается самым тесным образом – т.е. биологич., метафизич. и социальной концепцией человека. Лит.: Новые идеи в философии, сб. 15 – Бессознательное, СПБ, 1914; Суханов С., Подсознательное и его патология, «Вопр. филос. и психол.», 1915, кн. 128, с. 362–77; Фрейд З., Бессознательное, в его сб.: Основные психологии, теории в психоанализе, М.–Л., 1923, с. 125–59; Millеr J., Unconsciousness, N. Y., 1942; Вrun J., La conscience et l´inconscient. Textes choisis, [P., 1955]; Mac Intyre ?., The unconscious. A conceptual analysis, L.–N. Y., 1958; Bellak L., The unconscious, «Annals of the New York Acad. of Sciences», 1959, v. 76, art. 4, p. 1066–81; Whyte L., The unconscious before Freud, N. Y., [1960]; Laplanche J., Leclaire S., L´inconscient. Une ?tude psychanalytique, «Les Temps Modernes», 1961, v. 17, No 183, p. 81–129; Filloux J.-C., L´inconscient, P., 1961; ?hrenzweig A., Unconscious mental imagery in art and science, «Nature», 1962, v. 194, No 4833, p. 1008–12; Edel ?., The concept of the unconscious: some analytic preliminaries, «Philosophy of Science», 1964, v. 31, No 1, p. 18–33; Martin M., The explanatory value of the unconscious, там же, v. 31, No 2, p. 122–32; Whallon R. ?., Unconscious mental events, «Philosophy and Phenomenological Research», 1965, v. 25, No 3, p. 400–03. Д. Ляликов. Москва.

Оцените определение:

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

terme.ru

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — это… Что такое ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ?

в психологии термин для обозначения совокупности психич. процессов и состояний, лежащих вне сферы сознания и недоступных для непосредств. субъективного опыта. Термин «П.» (Unterbewußtsein) впервые появился в Philosophische Aphorismen Э. Платнера (1776). П. выступает часто как синоним бессознательного, причем сам этот терминологич. дуализм отражает двойств. трактовку П., обозначающего как св-ва психич. процессов, так и сферу действия бессознат. явлений, особую область психич. аппарата (П. как психич. субстанция). Более спец. значение термин «П.» приобретает в рамках отд. филос. и психологич. теорий (Мортон Принса, М. Дессуара, М. Шелера и др.). В физиологистич. теориях П. отождествляется с физиологич. механизмами поведения; при этом обычно обращаются к простейшим формам П., в к-рых прослеживаются каузальные связи с биологич. процессами, и игнорируют более развитые психич. феномены П. Зарождение общей идеи о П. восходит к учению Платона об анамнезе – познании-воспоминании, из к-рого непосредственно следовало представление о наличии в душе скрытых знаний, о к-рых сам человек может ничего не подозревать («Менон»). Идея П. довольно четко выражена у Августина (Исповедь, X, 8). Область воспоминаний он сравнивает с необозримым внутр. помещением, границ к-рого человек не в силах достичь. В ср. века представление о П. выступает в традиции платонизма и нередко в смутных мистифициров. формах в учениях мистич. толка, связывавших идею бога с глубиной человеч. существа («царство божие внутри нас»). X. Вивес первым в новое время указал на роль психич. ассоциаций как на способ открытия бессознательно воспринятых идей; позднее это было широко использовано романтизмом как основание для установления источника поэтич. интуиции (П. П. Рихтер, Герлер, Новалис), а также в системах Шопенгауэра и Ницше. Однако развитие подобных зачаточных представлений затормозилось в период господства картезианства, расчленившего сферы материи и духа и отождествившего последний с сознат. мышлением. В попытках преодоления картезианского дуализма П. начинают рассматривать как звено, соединяющее обе сферы. В системе Лейбница уже содержится четкое представление о роли П. в сфере восприятия и процесса познания. Обычные восприятия, по Лейбницу, представляют собой сумму бесчисленных малых бессознат. перцепций, наши осознанные представления – «острова, поднимающиеся из океана темных перцепций». Кант, продолжая эту линию, писал о существовании области восприятий и чувств, к-рых мы не осознаем, хотя и можем прийти к выводу об их существовании; это – «… т е м н ы е представления в человеке, число которых безгранично, тогда как ясные представления занимают бесконечно малое место. На огромной карте нашего духа существует как бы лишь несколько освещенных точек» («Антропология», см. Werke, Bd 7, В., 1907, S. 135). Развернутое учение о П. дал нем. философ и психолог Г. Карус, для к-рого П. – ключ к объяснению явлений сознания (см. С. G. Carus, Psyche, Pforzheim, 1846). У Каруса проступают уже черты своего рода культа П. Овладение силами П. мыслится как путь к освобождению человека. Высшим пунктом филос. идеалистич. интерпретации П. явилась система Э. Гартмана («Философия бессознательного», 1869, рус. пер., М., 1873–75), где бессознательное возводится в ранг универс. метафизич. принципа, соединяющего бессознат. волю с бессознат. идеей. Гартман насчитывает уже 26 аспектов П., охватывающих не только область духа, но и процессы органич. жизни. На основе концепции бессознательного Гартман «психологизирует» материю, приходя в конечном счете к панпсихизму. Ф. Брентано (1874) и следовавший за ним Гуссерль начинают новую линию в интерпретации П., отождествляя его с интенциональным. Параллельно с этим возрастает роль П. в психологич. концепциях. Гербарт (1824) говорит о бессознат. «идеях», т.е. представлениях, «населяя» П. активными психич. агентами, представляющими те или иные жизненные тенденции. Он вводит динамич. характеристику П. Несовместимые идеи способны вступать в конфликт друг с другом, причем более слабые изгоняются из сознания. Изгнанные из сознания идеи, однако, не теряют своих динамич. св-в и продолжают активно воздействовать на сферу сознания. В принципе такую же позицию занимал и Ф. Бенеке, различавший потенциальные и актуальные состояния психики. Фехнер вводит понятие порога сознания и концепцию психич. энергии. Ему принадлежит известная метафора о душе как айсберге, большая часть к-рого скрыта под водой и к-рый управляется подводными течениями. К тому же направлению примыкают работы Гельмгольца о бессознат. мыслит. операциях (бессознат. заключение по аналогии). Вундт в ранних работах полагал, что психич. деятельность, как правило, вообще бессознательна и осознается лишь в связи с ее нарушениями благодаря сопротивлениям и конфликтам. Несмотря на большое число подобных работ, представления о П. оставались в психологии довольно неопределенными, поскольку не было установлено позитивное содержание понятия и определение давалось чисто негативно (отсутствие сознания), а резкое качеств, различие двух форм психич. деятельности не проводилось. Новый стимул в изучении П. дали работы в области психопатологии, где в целях терапии были разработаны специфич. методы воздействия на П. Первым методом такого рода явился гипноз, использование к-рого в медицине начинается в конце 18 в. с опытов Месмера, но на серьезной науч. основе этот метод стал применяться лишь в 19 в. франц. психиатрич. школой (Шарко, Либо, Бернхейма и др.). Работы Шарко в области истерии показали, что истерич. симптомы имеют часто психич. источник (самовнушение, истерич. мифология). Это также приводило к выводу о существовании психич. деятельности патогенного характера, не осознаваемой пациентом и отличной от сознательной. С помощью техники гипноза, разработанной нансийской школой Бернхейма, стало возможно демонстрировать путем эффектных опытов воздействие П. на сознат. действия (особенно в опытах с постгипнотич. внушением). Исходя из этих представлений, Жане трактовал бессознательное как продукт слабости сознат. «Я», результат психич. диссоциации, наступающей при ослаблении координац. способности сознания, напр. в результате болезни. П. здесь выступало как продукт своего рода психич. деградации (П. Жане, Психич. автоматизм, Р., 1889, рус. пер., М., 1913). Значительно дальше Жане пошел в разработке теории П. Фрейд, первоначально также исходивший из работ франц. психиатрич. школы. Фрейд прежде всего установил существование прямых связей между невротич. симптомами и воспоминаниями травматич. характера. Последние изгоняются из сознания под действием особого защитного механизма сознания, названного вытеснением. П. и есть та особая психич. область, все элементы к-рой пребывают в состоянии вытеснения. Если вытеснение не было полным, наступает частичное «возвращение вытесненного», результатом чего оказываются компромиссные образования – симптомы, следствие частичного прорыва П. в сферу сознания. Психич. нарушения рассматриваются как результат динамич. взаимодействия сознат. и бессознат. психич. сил, результат внутрипсихич. конфликта. Способ существования П. мыслится в духе гербартианской психологии идей или дискретных психич. единиц, наделенных различным количеством психич. энергии. Последняя в сфере П. легко перемещается на др. идеи или представления. Так, страх перед к.-л. внешним авторитетом преобразуется в фобию животных, играющую здесь роль замещающего представления (таково, по Фрейду, и происхождение тотемизма). Фрейд называет П. первичной психич. реальностью в том смысле, что оно способно детерминировать сознат. поведение. В то же время по отношению к сознанию это нечто объективное, к-рое должно изучаться, как и др. явления внешнего мира. П. – сфера детерминации сознат. поведения, определяемого объективными силами, в конечном счете – биологич. потребностями индивида. Бессознат. идея, чтобы достигнуть сознат. уровня, должна быть вербализована. Поэтому невозможно воспоминание инфантильного опыта, имевшего место до развития языка. К собственно бессознательному относятся продукты вытеснения и инфантильный опыт, не поддающийся вербализации, как осн. форме осознания. Выявление бессознательного требует особых технич. приемов (техника психоанализа) и связано с преодолением барьера сопротивления. Выдвинутая Фрейдом гипотеза о строении психич. аппарата (окончательно сформулированная в работе «Бессознательное», 1915) получила название «топографической», поскольку П. рассматривается в ней как некое внутрипсихич. пространство или «помещение». В дальнейшем в работах Фрейда 20-х гг. она претерпела серьезные изменения: как бессознательное стало рассматриваться не только вытесненное, но и сам процесс вытеснения, а также ряд др. психич. процессов (сублимация, регрессия, реактивное образование и др.). В этих условиях П. уже не могло рассматриваться как субстанция, а оставалось лишь как одно из качеств, присущих разнородным психич. процессам. Послефрейдовские теории П. или развивали отд. стороны его учения, или противопоставлялись ему. Первая попытка радикального пересмотра этого учения принадлежит А. Адлеру, выдвинувшему принцип психич. компенсации, исходя из к-рого он пытался представить всю психич. деятельность как результат борьбы (на бессознат. уровне) «чувства неполноценности» и «воли к власти». Юнг полагал, что за личным бессознательным простирается более глубокий слой сверхличного или коллективного бессознательного. Первое способно усваиваться сознанием в процессе развития или «индивидуации»; напротив, второе чужеродно сознанию и может восприниматься лишь в форме образов-символов, или архетипов. Оно «демонично», т.к. способно врываться в сознание, затопляя его и вызывая психич. заболевания. Его типичные проявления – мифология, и религ. символы, напр. ангелы, буддийская мандала, «царство света» гностиков, «небесная иерархия» и т.д., что придает ему определенно мистич. оттенок. С др. стороны, лидер неофрейдизма Фромм выдвинул концепцию социального бессознательного, связующего звена между социально-экономич. структурами общества и сознат. представлениями индивида. Социально бессознательное, по определению Фромма, есть область вытеснений, присущих большинству членов данного общества. Каждое общество определяет, каким мыслям и чувствам разрешено достигать сознат. уровня, а какие столь опасны для его функционирования, что должны подавляться. Наряду с этим Фромм допускает индивидуальное бессознательное, включающее материал, вытесненный в силу индивидуальной жизненной ситуации. Содержание бессознательного определяется только структурой общества, и никакие обобщения здесь невозможны. Так, у каннибалов вытесняется отвращение к поеданию человеч. мяса, идущее вразрез с установками племени. В крайне регрессивных обществах, напр. в фашистском, многие примитивные влечения осознаны, а все стремления подняться над животным уровнем подавлены. Подавление части человеч. опыта определяет иррацион. аспекты данного общества. Те провалы в сознании, к-рые возникают при этом, заполняются формами ложного сознания или идеологии.

В конечном счете различия теорий Фрейда, Юнга и Фромма определяются различием их общеисходных филос. установок, взглядом на человеч. природу, с к-рой учение о П. связывается самым тесным образом – т.е. биологич., метафизич. и социальной концепцией человека.

Лит.: Новые идеи в философии, сб. 15 – Бессознательное, СПБ, 1914; Суханов С., Подсознательное и его патология, «Вопр. филос. и психол.», 1915, кн. 128, с. 362–77; Фрейд З., Бессознательное, в его сб.: Основные психологии, теории в психоанализе, М.–Л., 1923, с. 125–59; Millеr J., Unconsciousness, N. Y., 1942; Вrun J., La conscience et l’inconscient. Textes choisis, [P., 1955]; Mac Intyre Α., The unconscious. A conceptual analysis, L.–N. Y., 1958; Bellak L., The unconscious, «Annals of the New York Acad. of Sciences», 1959, v. 76, art. 4, p. 1066–81; Whyte L., The unconscious before Freud, N. Y., [1960]; Laplanche J., Leclaire S., L’inconscient. Une étude psychanalytique, «Les Temps Modernes», 1961, v. 17, No 183, p. 81–129; Filloux J.-C., L’inconscient, P., 1961; Εhrenzweig A., Unconscious mental imagery in art and science, «Nature», 1962, v. 194, No 4833, p. 1008–12; Edel Α., The concept of the unconscious: some analytic preliminaries, «Philosophy of Science», 1964, v. 31, No 1, p. 18–33; Martin M., The explanatory value of the unconscious, там же, v. 31, No 2, p. 122–32; Whallon R. Ε., Unconscious mental events, «Philosophy and Phenomenological Research», 1965, v. 25, No 3, p. 400–03.

Д. Ляликов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

dic.academic.ru

Сознательное, подсознательное и бессознательное в структуре психики человека

Психическая деятельность человека, его психика функционирует одновременно в трех взаимосвязанных уровнях — бессознательном, подсознательном и сознательном.

Бессознательный уровень психической деятельности — врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода).

Однако биологически обусловленная программа поведения человека не автономна — она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) сфера бессознательного может перейти в режим автономной саморегуляции. Структурно она локализована в нижних отделах мозга.

Подсознательный уровень психической деятельности — обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения — умения, навыки, привычки, интуиция. Это — поведенческое ядро индивида, сложившееся на ранних стадиях его развития; непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, неосознаваемых манер поведения данного человека. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера индивида, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру — автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуицию — на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня — комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы — цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические особенности). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплексы нарциссизма, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации. Черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Высшая сфера подсознания — интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) — процесс мгновенных озарений, всестороннего охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция — удовлетворение запроса сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации.

Связь сознания и подсознания проявляется в интегративном психическом качестве — в интеллекте человека, комплексе его умственных способностей, когнитивном стиле поведения, в непроизвольном запоминании.

Внесознательная сфера психики человека — глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный, по Юнгу, в значительной мере в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз — таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.

В сфере внесознательного таятся и корни такого человеческого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие — все это также сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно — это также проявления внесознательной сферы психики.

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Его механизмы в значительной степени типизируют поведение личности, которое поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Психоанализ — теория подсознания, созданная 3. Фрейдом, — оказался столь живучим, несмотря на ожесточенную его критику, не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а в силу базовой сущности сферы человеческого подсознания.

Критерием в несознательного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и внесознательного может осуществляться согласованно — синэргично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру” сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации, замещению, рационализации и регрессии. 3. Фрейд преувеличивал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного — роль сексуальных влечений, темных сил природы. Однако его понимание подсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований[1]. .

В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик — К.Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах — представлениях, сформированных в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуализации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образцов находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру[2].

Сознание вооружено понятиями, подсознание — эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит и то, что Гельмгольц назвал «умозаключение глазом» — мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с подсознанием 3. Фрейд различает и сверхсознание («супер-эго«) — фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие, как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека — сфера его сверхсознания, идейной возвышенности, нравственного совершенства, сфера, противостоящая эгоистической ограниченности индивида.

Сфера сознания — сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки личности. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — с генетически унаследованными и сформированными на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтры.

Известный грузинский психолог Д.Н. Узнадзе (1886 — 1950 гг.) и его последователи (А.С. Прангишвили, И.Т. Бажалава, В.Г. Наракидзе, Ш.А. Надирошвили) выделили в качестве объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовность воспринимать действительность определенным образом. В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесознательная сфера психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

wiki.1vc0.ru

Подсознательное это в психологии — Нефертити Стайл

Вся самая актуальная информация в статье на тему: «Подсознательное это в психологии». Мы собрали полное описание всех ваших проблем.

Наверное, каждый человек слышал о существовании подсознания, но далеко не все могут объяснить, что это такое. На самом деле эти до конца не изученные психические процессы нашего мозга оказывают огромное влияние на жизнь людей. Что же такое подсознание? Можно ли научиться его контролировать? Реально ли оказывать влияние на подсознание другого человека?

Оглавление [Показать]

Понятие и сущность подсознания

Подсознание – это особые психические процессы, протекающие в мозге человека, не контролируемые и не управляемые нашим сознанием. Именно с ним связывают беспричинные страхи, неуверенность в себе, интуицию. Наше подсознание всегда пытается защитить человека, помочь справиться с проблемами и оградить от опасности. Даже те поступки людей, которые, казалось бы, нельзя объяснить, на самом деле имеют смысл.

Многие ученые считают, что большая часть наших действий, привычек, предпочтений обусловлена подсознанием. В нем накапливается вся информация о жизни человека, отпечатываются эмоции и переживания. То, чего люди не помнят, надежно хранится в их подсознании и может проявляться в определенные моменты.

Связь сознания и подсознания

Исходя из определений сознания и подсознания, можно подумать, что это совершенно противоположные и никак не связанные друг с другом понятия. Однако это совсем не так, и друг без друга они существовать не могут. С помощью сознания люди контролируют и осмысливают все свои поступки и действия. Подсознание – это процессы, напротив, не поддающиеся управлению человеком. Только работая вместе, они выполняют все необходимые функции нашей психики.

Наши мысли материальны. Все то, о чем человек думает, иначе говоря, все, осознаваемое нами, откладывается на подсознательном уровне. Таким образом, мы как бы даем себе установку на дальнейшие действия. Если человек говорит, что ему никогда не устроиться на престижную работу, то наше подсознание сделает все, чтобы этого действительно не случилось. Получается, что сознание человека управляет подсознанием, которое, в свою очередь, посылает сигналы в наш мозг и побуждает к совершению неконтролируемых и не поддающихся объяснению поступков и действий.

Особенности подсознания

Наше подсознание – это огромная база данных, в которой хранится все то, что происходило с человеком в течение всей его жизни. Здесь запечатлена каждая минута и секунда из нашего прошлого, причем не просто происходящие события, но и мысли, эмоции, ощущения, которые мы испытывали в тот момент. Подсознанию хорошо известны корни и причины наших проблем, причинно-следственные связи всего, что случалось в жизни человека.

Еще одной особенностью подсознания является то, что оно работает круглосуточно, без каких-либо перерывов. Оно постоянно занимается переработкой информации вне зависимости от того, спит человек или бодрствует.

Подсознание формирует характер человека, его привычки, установки, взгляды на жизнь. Люди воспринимают одни и те же события, происходящие с ними, по-разному именно благодаря особенностям подсознания. Поэтому, чтобы стать счастливым человеком, нужно поменять прежде всего свой внутренний мир.

Роль подсознания в жизни человека

Некоторые люди считают, что все действия, совершаемые ими, находятся под контролем разума. Однако на самом деле подсознание человека – это то, что целиком и полностью управляет нашей жизнью. При этом его цели могут в корне отличаться от наших собственных. К примеру, если человек постоянно думает о том, чего боится, эти мысли откладываются на подсознательном уровне. В результате страхи могут материализоваться, хотя мы, напротив, не хотели бы, чтобы это случилось. Таким образом, большинство наших болезней и неудач происходят из-за неправильных установок на подсознательном уровне. Чтобы стать счастливым человеком, нужно научиться правильно мыслить.

Подсознание – это огромное хранилище данных и всей информации, накопленной нами в течение жизни. Даже события раннего детства можно воспроизвести с максимальной точностью в состоянии гипноза. Способность запоминать абсолютно все и удерживать это в себе неограниченное время является одной из основных функций подсознания.

Огромная роль подсознания в поддержании нашего душевного равновесия. Человек, как правило, выходя из зоны комфорта, начинает испытывать неприятные ощущения. Таким образом наше подсознание пытается защитить нас от не неприятных последствий необдуманных и рискованных действий.

Сон и подсознание

Некоторые люди утверждают, что снится им что-либо очень редко. На самом деле это не так. Любой человек каждую ночь видит сны. Однако не все могут их запомнить, воспроизвести и правильно понять.

Правда ли, что сон – это подсознание человека? Скорее всего, это один из способов связи внутреннего мира с людьми. Через сон наше подсознание посылает некие сигналы, которые при правильной интерпретации помогают справляться с множеством проблем и избегать серьезных ошибок.

Очень часто можно услышать истории о том, как человек не сел на самолет, потому что ему приснилось, что он разобьется, и тем самым спас себе жизнь. Или, увидев тревожный сон, кто-то отказался менять работу, а в итоге компания, в которую он хотел устроиться, через пару месяцев обанкротилась. Почти каждый человек может привести примеры того, как, прислушавшись к своему внутреннему голосу, он избежал серьезных проблем.

Сны помогают людям понять себя. Они показывают через скрытые символы, где мы правы, а где необходимо изменить свою стратегию и тактику. Часто причиной ночных кошмаров, терзающих людей, могут быть реальные тревоги и сомнения. После того как человек разбирается с ними наяву, такие сны перестают мучать людей. Главное, правильно и вовремя суметь понять, что именно хочет донести до нас подсознание.

Как управлять подсознанием человека?

Различные методики управления подсознанием людей используются во всевозможных сферах нашей жизни. Сюда можно отнести рекламу, сетевой маркетинг, новости и многое другое.

На подсознание в психологии можно влиять различными методами. Самым распространенным является многократное повторение. Он чаще всего применим в рекламе. При этом, просмотрев ролик с тем или иным товаром несколько раз, придя в магазин, человек считает, что он осознанно сделал свой выбор. На самом деле информация о том, что необходимо купить отложена на уровне подсознания.

В сетевом маркетинге оказывается воздействие на подсознание человека путем произведения большого впечатления. Так, к примеру, людям, мечтающим путешествовать, рассказывается о таковой возможности в их компании. Произведя мощный эффект на подсознание, далее человека можно побудить к остальным действиям, например к покупке ненужных ему вещей на большую сумму.

Существуют и другие способы повлиять на подсознание человека. Это и так называемый 25 кадр, при котором информация ненавязчиво преподносится людям, и всевозможные техники «отключения сознания».

Методы воздействия

Чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону, прежде всего нужно начать работу с подсознанием. Мысли влияют на наш внутренний мир. Именно поэтому, чтобы на подсознательном уровне откладывалось как можно больше позитивного, нужно стараться давать себе положительные установки.

Не стоит зацикливаться на неудачах и постоянно думать о плохом. Существуют так называемые техники «позитивного мышления», при которых необходимо в каждом произошедшем событии искать что-то хорошее. Все мысли оказывают влияние на подсознание человека, именно поэтому самовнушение может в корне изменить наш внутренний мир.

Очень важно четко понимать свои цели и задачи. Важно постараться в формулировках избегать частицы «не», так как мысли, построенные с ее помощью, воспринимаются подсознанием в обратном порядке.

Отлично помогает написание своих желаний на бумажке и постоянное их повторение, например перед сном. Таким образом в нашем подсознание закрепляется нужная информация, и оно всеми силами будет стремиться помочь нам осуществить мечту.

в психологии

термин

для обозначения совокупности психич. процессов и состояний, лежащих вне сферы сознания и недоступных для непосредств. субъективного опыта. Термин «П.» (Unterbewußtsein) впервые появился в Philosophische Aphorismen Э. Платнера (1776). П. выступает часто как

синоним

бессознательного, причем

сам

этот терминологич.

дуализм

отражает двойств. трактовку П., обозначающего как св-ва психич. процессов, так и сферу действия бессознат. явлений, особую область психич. аппарата (П. как психич.

субстанция

). Более спец.

значение

термин «П.» приобретает в рамках отд. филос. и психологич. теорий (Мортон Принса, М. Дессуара, М. Шелера и др.). В физиологистич. теориях П. отождествляется с физиологич. механизмами поведения; при этом обычно обращаются к простейшим формам П., в к-рых прослеживаются каузальные связи с биологич. процессами, и игнорируют более развитые психич. феномены П. Зарождение общей идеи о П. восходит к учению Платона об анамнезе – познании-воспоминании, из к-рого непосредственно следовало

представление

о наличии в душе скрытых знаний, о к-рых сам

человек

может ничего не подозревать («Менон»). Идея П. довольно четко выражена у Августина (Исповедь, X, 8). Область воспоминаний он сравнивает с необозримым внутр. помещением, границ к-рого человек не в силах достичь. В ср. века представление о П. выступает в

традиции

платонизма и нередко в смутных мистифициров. формах в учениях мистич. толка, связывавших идею бога с глубиной человеч. существа («царство божие внутри нас»). X. Вивес первым в

новое

время указал на роль психич. ассоциаций как на способ открытия бессознательно воспринятых идей; позднее это было широко использовано романтизмом как

основание

для установления источника поэтич. интуиции (П. П. Рихтер, Герлер, Новалис), а также в системах Шопенгауэра и Ницше. Однако

развитие

подобных зачаточных представлений затормозилось в период господства картезианства, расчленившего сферы материи и духа и отождествившего последний с сознат. мышлением. В попытках преодоления картезианского дуализма П. начинают рассматривать как звено, соединяющее обе сферы. В системе Лейбница уже содержится четкое представление о роли П. в сфере восприятия и процесса познания. Обычные восприятия, по Лейбницу, представляют собой сумму бесчисленных малых бессознат. перцепций, наши осознанные представления – «острова, поднимающиеся из океана темных перцепций». Кант, продолжая эту линию, писал о существовании области восприятий и чувств, к-рых мы не осознаем, хотя и можем прийти к выводу об их существовании; это – «… т е м н ы е представления в человеке,

число

которых безгранично, тогда как ясные представления занимают бесконечно малое

место

. На огромной карте нашего духа существует как бы лишь несколько освещенных точек» («Антропология», см. Werke, Bd 7, В., 1907, S. 135). Развернутое учение о П. дал нем.

философ

и психолог Г. Карус, для к-рого П. – ключ к объяснению явлений сознания (см. С. G. Carus, Psyche, Pforzheim, 1846). У Каруса проступают уже черты своего рода культа П. Овладение силами П. мыслится как путь к освобождению человека. Высшим пунктом филос. идеалистич. интерпретации П. явилась

система

Э. Гартмана («Философия бессознательного», 1869, рус. пер., М., 1873–75), где

бессознательное

возводится в ранг универс. метафизич. принципа, соединяющего бессознат. волю с бессознат. идеей. Гартман насчитывает уже 26 аспектов П., охватывающих не только область духа, но и процессы органич. жизни. На основе концепции бессознательного Гартман «психологизирует» материю, приходя в конечном счете к панпсихизму.

Ф. Брентано (1874) и следовавший за ним Гуссерль начинают новую линию в интерпретации П., отождествляя его с интенциональным. Параллельно с этим возрастает роль П. в психологич. концепциях. Гербарт (1824) говорит о бессознат. «идеях», т.е. представлениях, «населяя» П. активными психич. агентами, представляющими те или иные жизненные тенденции. Он вводит динамич. характеристику П. Несовместимые идеи способны вступать в

конфликт

друг с другом, причем более слабые изгоняются из сознания. Изгнанные из сознания идеи, однако, не теряют своих динамич. св-в и продолжают активно воздействовать на сферу сознания. В принципе такую же позицию занимал и Ф. Бенеке, различавший потенциальные и актуальные состояния психики. Фехнер вводит

понятие

порога сознания и концепцию психич. энергии. Ему принадлежит известная

метафора

о душе как айсберге, большая часть к-рого скрыта под водой и к-рый управляется подводными течениями. К тому же направлению примыкают работы Гельмгольца о бессознат. мыслит. операциях (бессознат.

заключение по аналогии

). Вундт в ранних работах полагал, что психич.

деятельность

, как правило, вообще бессознательна и осознается лишь в связи с ее нарушениями благодаря сопротивлениям и конфликтам. Несмотря на большое число подобных работ, представления о П. оставались в психологии довольно неопределенными, поскольку не было установлено позитивное

содержание

понятия и

определение

давалось чисто негативно (отсутствие сознания), а резкое качеств,

различие

двух форм психич. деятельности не проводилось. Новый

стимул

в изучении П. дали работы в области психопатологии, где в целях терапии были разработаны специфич. методы воздействия на П. Первым методом такого рода явился

гипноз

, использование к-рого в медицине начинается в конце 18 в. с опытов Месмера, но на серьезной науч. основе этот

метод

стал применяться лишь в 19 в.

франц

. психиатрич. школой (Шарко, Либо, Бернхейма и др.). Работы Шарко в области истерии показали, что истерич. симптомы имеют часто психич. источник (самовнушение, истерич.

мифология

). Это также приводило к выводу о существовании психич. деятельности патогенного характера, не осознаваемой пациентом и отличной от сознательной. С помощью техники гипноза, разработанной нансийской школой Бернхейма, стало возможно демонстрировать путем эффектных опытов воздействие П. на сознат. действия (особенно в опытах с постгипнотич. внушением). Исходя из этих представлений, Жане трактовал бессознательное как продукт слабости сознат. «Я»,

результат

психич. диссоциации, наступающей при ослаблении координац.

способности

сознания, напр. в результате болезни. П. здесь выступало как продукт своего рода психич. деградации (П. Жане, Психич.

автоматизм

, Р., 1889, рус. пер., М., 1913). Значительно дальше Жане пошел в разработке теории П. Фрейд, первоначально также исходивший из работ франц. психиатрич. школы. Фрейд прежде всего установил

существование

прямых связей между невротич. симптомами и воспоминаниями травматич. характера. Последние изгоняются из сознания под действием особого защитного механизма сознания, названного вытеснением. П. и есть та особая психич. область, все

элементы

к-рой пребывают в состоянии вытеснения. Если

вытеснение

не было полным, наступает частичное «возвращение вытесненного», результатом чего оказываются компромиссные образования – симптомы,

следствие

частичного прорыва П. в сферу сознания. Психич. нарушения рассматриваются как результат динамич. взаимодействия сознат. и бессознат. психич. сил, результат внутрипсихич. конфликта. Способ существования П. мыслится в духе гербартианской психологии идей или дискретных психич. единиц, наделенных различным количеством психич. энергии. Последняя в сфере П. легко перемещается на др. идеи или представления. Так,

страх

перед к.-л. внешним авторитетом преобразуется в фобию животных, играющую здесь роль замещающего представления (таково, по Фрейду, и происхождение тотемизма). Фрейд называет П. первичной психич. реальностью в том смысле, что

оно

способно детерминировать сознат.

поведение

. В то же время по отношению к сознанию это

нечто

объективное, к-рое должно изучаться, как и др. явления внешнего мира. П. –

сфера

детерминации сознат. поведения, определяемого объективными силами, в конечном счете – биологич. потребностями индивида. Бессознат.

идея

, чтобы достигнуть сознат. уровня, должна быть вербализована. Поэтому невозможно

воспоминание

инфантильного опыта, имевшего место до развития языка. К собственно бессознательному относятся продукты вытеснения и

инфантильный

опыт, не поддающийся вербализации, как осн. форме осознания. Выявление бессознательного требует особых технич. приемов (

техника

психоанализа) и связано с преодолением барьера сопротивления. Выдвинутая Фрейдом

гипотеза

о строении психич. аппарата (окончательно сформулированная в работе «Бессознательное», 1915) получила

название

«топографической», поскольку П. рассматривается в ней как некое внутрипсихич.

пространство

или «помещение». В дальнейшем в работах Фрейда 20-х гг. она претерпела серьезные изменения: как бессознательное стало рассматриваться не только вытесненное, но и сам

процесс

вытеснения, а также

ряд

др. психич. процессов (

сублимация

, регрессия, реактивное

образование

и др.). В этих условиях П. уже не могло рассматриваться как субстанция, а оставалось лишь как одно из качеств, присущих разнородным психич. процессам.

Послефрейдовские теории П. или развивали отд. стороны его учения, или противопоставлялись ему. Первая попытка радикального пересмотра этого учения принадлежит А. Адлеру, выдвинувшему

принцип

психич. компенсации, исходя из к-рого он пытался представить всю психич. деятельность как результат борьбы (на бессознат. уровне) «

чувства

неполноценности» и «воли к власти». Юнг полагал, что за личным бессознательным простирается более глубокий слой сверхличного или коллективного бессознательного. Первое способно усваиваться сознанием в процессе развития или «индивидуации»; напротив, второе чужеродно сознанию и может восприниматься лишь в форме образов-символов, или архетипов. Оно «демонично», т.к. способно врываться в

сознание

, затопляя его и вызывая психич. заболевания. Его типичные проявления – мифология, и религ. символы, напр. ангелы, буддийская мандала, «царство света» гностиков, «небесная

иерархия

» и т.д., что придает ему определенно мистич.

оттенок

. С др. стороны, лидер неофрейдизма Фромм выдвинул концепцию социального бессознательного, связующего звена между социально-экономич. структурами общества и сознат. представлениями индивида. Социально бессознательное, по определению Фромма, есть область вытеснений, присущих большинству членов данного общества. Каждое

общество

определяет, каким мыслям и чувствам разрешено достигать сознат. уровня, а какие столь опасны для его функционирования, что должны подавляться. Наряду с этим Фромм допускает индивидуальное бессознательное, включающее материал, вытесненный в силу индивидуальной жизненной ситуации.

Содержание бессознательного определяется только структурой общества, и никакие обобщения здесь невозможны. Так, у каннибалов вытесняется

отвращение

к поеданию человеч. мяса, идущее вразрез с установками племени. В крайне регрессивных обществах, напр. в фашистском, многие примитивные влечения осознаны, а все стремления подняться над животным уровнем подавлены. Подавление части человеч. опыта определяет иррацион. аспекты данного общества. Те провалы в сознании, к-рые возникают при этом, заполняются формами ложного сознания или идеологии.

В конечном счете различия теорий Фрейда, Юнга и Фромма определяются различием их общеисходных филос. установок, взглядом на человеч. природу, с к-рой учение о П. связывается самым тесным образом – т.е. биологич., метафизич. и социальной концепцией человека.

Лит.: Новые идеи в философии, сб. 15 – Бессознательное, СПБ, 1914; Суханов С., Подсознательное и его

патология

, «Вопр. филос. и психол.», 1915, кн. 128, с. 362–77; Фрейд З., Бессознательное, в его сб.: Основные психологии, теории в психоанализе, М.–Л., 1923, с. 125–59; Millеr J., Unconsciousness, N. Y., 1942; Вrun J., La conscience et l’inconscient. Textes choisis, ; Mac Intyre Α., The unconscious. A conceptual analysis, L.–N. Y., 1958; Bellak L., The unconscious, «Annals of the New York Acad. of Sciences», 1959, v. 76, art. 4, p. 1066–81; Whyte L., The unconscious before Freud, N. Y., ; Laplanche J., Leclaire S., L’inconscient. Une étude psychanalytique, «Les Temps Modernes», 1961, v. 17, No 183, p. 81–129; Filloux J.-C., L’inconscient, P., 1961; Εhrenzweig A., Unconscious mental imagery in art and science, «Nature», 1962, v. 194, No 4833, p. 1008–12; Edel Α., The concept of the unconscious: some analytic preliminaries, «Philosophy of Science», 1964, v. 31, No 1, p. 18–33; Martin M., The explanatory value of the unconscious, там же, v. 31, No 2, p. 122–32; Whallon R. Ε., Unconscious mental events, «Philosophy and Phenomenological Research», 1965, v. 25, No 3, p. 400–03.

Д. Ляликов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 16 октября 2013; проверки требуют

40 правок

.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 16 октября 2013; проверки требуют

40 правок

.

Подсозна́ние (англ. subconsciousness) — термин, применявшийся для обозначения психических процессов, протекающих без прямого отображения их в сознании и помимо прямого сознательного управления. В науку термин введён в 1889 году Пьером Жане в философской диссертации. Позже он развил его в медицинской диссертации «Психический мир истериков» («L’état mental des hystériques» 1892). Одновременно следует отметить, что современные дискуссии о подсознательном берут начало в 1869 году, когда немецкий философ Эдуард фон Гартман опубликовал «Философию бессознательного».

По некоторым оценкам подсознание обрабатывает информацию со скоростью 11 миллионов бит в секунду, в то время, как сознание — со скоростью примерно 60 бит в секунду.

История

Термин «подсознание» использовался в ранних работах Фрейда по созданию психоанализа, но со временем он был заменён им на термин «бессознательное» (англ. the unconscious), предназначенный им в основном для обозначения области вытесненного содержания (преимущественно — социально неодобряемого). Последователи Фрейда, например, Жак Лакан, в описании психической жизни полностью отказались от описаний позиции «над-/под-».

Выделилось в отдельное понятие «неосознаваемое» (англ. nonconscious), обозначающее фактический синоним бессознательного, однако характеризующий автоматические (в том числе — и рефлекторные) действия (И. П. Павлов, Д. Н. Узнадзе), не контролируемые сознанием.

Карл Густав Юнг вновь обратился к термину подсознание для описания архаичной, общей части человеческой психики (архетипов). (В действительности, имеем неверный перевод ‘Approaching the unconscious’ как ‘К вопросу о подсознании’ )

Термин «подсознание» также ранее использовался в когнитивной психологии для обозначения области быстрой памяти, куда мозг записывает автоматические мысли, то есть мысли, которые часто повторяются или человек придаёт им особую важность. В этом случае, мозг не тратит много времени на повторное медленное обдумывание этой мысли, а принимает решение мгновенно, исходя из предыдущего алгоритма, записанного в «быстрой» памяти. Такая «автоматизация» мыслей может быть полезной, когда надо быстро принять решение , но может навредить, когда автоматизируется неправильная или нелогичная мысль, поэтому одной из задач когнитивной психотерапии является распознать такие автоматические мысли, вернуть их из области быстрой памяти опять в область медленного переосмысления, с тем чтобы удалить из бессознательного неверные суждения, и перезаписать их правильными контраргументами.

См. также

  • Предсознание
  • Подсознательное
  • Бессознательное
  • Неосознаваемое
  • Сознание

Примечания

  1. ↑ Пиллэй, Шрини. Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга / Шрини Пиллэй ; пер. с англ. Е. Петровой ; . — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. ISBN 978-5-00100-996-2
  2. Юнг К. Г. К вопросу о подсознании // Юнг К. Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. — М., 1997.
  3. Бек А., Джудит С. Когнитивная терапия: полное руководство. Архивировано 27 мая 2012 года.

Психическая деятельность человека, его психика функционирует одновременно в трех взаимосвязанных уровнях — бессознательном, подсознательном и сознательном.

Бессознательный уровень психической деятельности — врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода).

Однако биологически обусловленная программа поведения человека не автономна — она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) сфера бессознательного может перейти в режим автономной саморегуляции. Структурно она локализована в нижних отделах мозга.

Подсознательный уровень психической деятельности — обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения — умения, навыки, привычки, интуиция. Это — поведенческое ядро индивида, сложившееся на ранних стадиях его развития; непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, неосознаваемых манер поведения данного человека. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера индивида, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру — автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуицию — на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня — комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы — цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические особенности). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплексы нарциссизма, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации. Черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Высшая сфера подсознания — интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) — процесс мгновенных озарений, всестороннего охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция — удовлетворение запроса сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации.

Связь сознания и подсознания проявляется в интегративном психическом качестве — в интеллекте человека, комплексе его умственных способностей, когнитивном стиле поведения, в непроизвольном запоминании.

Внесознательная сфера психики человека — глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный, по Юнгу, в значительной мере в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз — таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.

В сфере внесознательного таятся и корни такого человеческого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие — все это также сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно — это также проявления внесознательной сферы психики.

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Его механизмы в значительной степени типизируют поведение личности, которое поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Психоанализ — теория подсознания, созданная 3. Фрейдом, — оказался столь живучим, несмотря на ожесточенную его критику, не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а в силу базовой сущности сферы человеческого подсознания.

Критерием в несознательного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и внесознательного может осуществляться согласованно — синэргично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру” сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации, замещению, рационализации и регрессии. 3. Фрейд преувеличивал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного — роль сексуальных влечений, темных сил природы. Однако его понимание подсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований. .

В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик — К.Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах — представлениях, сформированных в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуализации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образцов находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру.

Сознание вооружено понятиями, подсознание — эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит и то, что Гельмгольц назвал «умозаключение глазом» — мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с подсознанием 3. Фрейд различает и сверхсознание («супер-эго«) — фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие, как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека — сфера его сверхсознания, идейной возвышенности, нравственного совершенства, сфера, противостоящая эгоистической ограниченности индивида.

Сфера сознания — сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки личности. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — с генетически унаследованными и сформированными на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтры.

Известный грузинский психолог Д.Н. Узнадзе (1886 — 1950 гг.) и его последователи (А.С. Прангишвили, И.Т. Бажалава, В.Г. Наракидзе, Ш.А. Надирошвили) выделили в качестве объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовность воспринимать действительность определенным образом. В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесознательная сфера психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

nefertitistyle.ru

подсознательное — это… Что такое подсознательное?

, ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ (ПОДСОЗНАНИЕ) Нем.: Unterbewusste, UnterbewuЯtsein. — Франц.: subconscient или subconscience. — Англ.: subconscious, subconsciousness. — Исп.: subconsciente, subconsciencia. — Итал.: subconscio. — Португ.: subconsciente, subconsciencia.

• Психологический термин, обозначающий то, что слабо осознается, ибо лежит за порогом актуального сознания или вообще ему недо- ‘ ступно. В своих ранних сочинениях Фрейд употреблял этот термин как синоним бессознательного, но вскоре отказался от него во избежание двусмысленностей.

• Тексты, в которых «молодой Фрейд» использовал термин •»подсознательное» (довольно распространенный в психологии и Психопатологии конца XIX в., особенно в связи с явлениями «раздвоения личности»), встречаются редко (а). Это понятие употребляется в статье, опубликованной Фрейдом по-французски «Не-Яоторые соображения к сравнительному изучению двигательных параличей органического и истерического происхождения»(1893), И в отрывке из «Исследований истерии» (Studien ьber Hysterie, 1895) (l, ?). Судя по контексту, Фрейд в этот период не проводил различия между «подсознательным» и тем, что уже встречалось под именем бессознательного.

Вскоре термин «подсознательное» выходит из употребления, а его использование подвергается критике. «Нам следует избегать, — пишет Фрейд в «Толковании сновидений» (Die Traumdeutung, 1900), — разграничения между сверхсознанием и подсознанием, столь распространенного в современной литературе о психоневрозах, поскольку это разграничение предполагает равнозначность психики и сознания» (2).

Эта критика повторяется неоднократно, резче всего — в отрывке из «Вопроса о непрофессиональном анализе» (Die Frage der Laienanalyse,1926): «Когда говорят о подсознании, неясно, имеется ли в виду подсознание как один из уровней топики — душевные содержания, лежащие ниже уровня сознания,- или же подсознание в качественном смысле — другое сознание или подземное сознание» (3, ?).

Фрейд отвергает понятие «подсознание», предполагающее, как ему кажется, «второе сознание», качественно совместимое, хотя бы отчасти, с сознательными явлениями. По Фрейду, лишь понятие бессознательного, несущее в себе отрицание, способно выразить одновременно разрыв между двумя областями психики на уровне топики и качественное различие между происходящими в них процессами ( 5). Наиболее сильный довод против понятия второго сознания определяется своеобразием психоаналитического исследования: «Часть процессов обладает рядом особенностей, которые представляются нам чуждыми, невероятными и прямо противоположны известным нам свойствам сознания» (4).

Словарь по психоанализу. — М.: Высшая школа. Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис.. 1998.

psihoanaliz.academic.ru

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — это… Что такое ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ?


ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Психические процессы, не осознаваемые человеком. Термин П. имеет распространение в психологии и психиатрии; понятие П. близко к понятию бессознательного, но не тождественно ему. Для П. характерна относительная легкость перехода в сферу сознания. Пребывание того или иного психического процесса в сфере П. носит как бы временный характер, и в зависимости от уровня бодрствования эти процессы могут превратиться из неосознанных в осознанные. В механизмах П. ищут объяснения фактам сверхзапоминания во время естественного сна и бодрствования при обосновании концепции обучения по ряду интенсивных методов (гипнопедия, суггестопедия, метод активизации).

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • ПОДСКАЗКА
  • ПОДСТАНОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Смотреть что такое «ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ» в других словарях:

  • ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — слой сознания, прикрытый сознанием и обнаруживающий себя явно только в особых случаях (сновидения, гипнотическое состояние, оговорки, описки, др. ошибочные действия и т.п.). П. влечения могут, по З. Фрейду, выявляться и ставиться под контроль… …   Философская энциклопедия

  • подсознательное — (ПОДСОЗНАНИЕ) Нем.: Unterbewusste, UnterbewuЯtsein. Франц.: subconscient или subconscience. Англ.: subconscious, subconsciousness. Исп.: subconsciente, subconsciencia. Итал.: subconscio. Португ.: subconsciente, subconsciencia. • Психологический… …   Словарь по психоанализу

  • подсознательное —      (подсознательное) собирательное понятие, означающее различные неосознаваемые системы психики. Термин появился во второй половине XVIII в. (=> бессознательное). Вопреки распространённому заблуждению, в теории З. Фрейда понятие подсознания… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — англ. subconscious; нем. Unterbeivu?tes. Псих, процессы, мысли, представления, находящиеся в данный момент вне сознания, как часть бессознательного, к рые не являются подавленными и могут войти в сознание, т. е. стать осознанными. Antinazi.… …   Энциклопедия социологии

  • Подсознательное — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение). Исправить статью согласно …   Википедия

  • ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — (unconscious) часть умственной жизни, остающаяся вне понимания. Это важнейшее понятие в психоаналитической теории (см. Психоанализ), но с момента его использования Фрейдом оно вошло в нашу культуру, широко распространено и употребляется в… …   Большой толковый социологический словарь

  • подсознательное — совокупность активных психических процессов, не являющихся в определенный момент центром психической деятельности, но оказывающих влияние на течение сознательных психических процессов …   Большой медицинский словарь

  • Подсознательное —         см. Бессознательное …   Большая советская энциклопедия

  • Подсознательное — слой сознания, обычно прикрытый верхним сознанием и обнаруживающий себя явно только в особых случаях (например, при ошибочных действиях, в сновидениях) …   Начала современного естествознания

  • Подсознательное — (unconscions mind), в психоанализе локализация памяти и желаний, к рые, согласно Фрейду, не могут быть отнесены к сознанию, но продолжают влиять на мысли и поведение. Они не просто забыты, а подавлены защитными механизмами из за болезненности их… …   Народы и культуры


methodological_terms.academic.ru

Что значит подсознательное — Значения слов

Примеры употребления слова подсознательное в литературе.

Метод закрытия очень просто осваивают те, кто научился концентрации и у кого хорошо натренировано подсознательное чувство времени.

Это остается в силе даже тогда, когда прибегают к помощи медиума, ибо сильно эмоциональная окраска духа вопрошающего склонна значительно влиять на психоаналитика на подсознательном уровне, так что полученные результаты либо оказываются сильно окрашены желанием вопрошающего, либо, если влияние встречает подсознательное сопротивление, могут склониться к другой крайности.

Мистер Кроун занял во многих отношениях место ее отца, и это сходство усиливало подсознательное удовольствие и от его финансового наказания, и от проявленной к нему нежности.

Неважно, что этим образам должного двадцать или сорок лет, потому что они подсознательны, а подсознательное, как мы знаем, никогда не стареет, и образы его пропитаны ощущением бессмертия, сохраняющим их молодыми и свежими.

Нелогично поэтому говорить, что у вас имеется некоторое подсознательное чувство, или отрицать, что оно у вас есть.

Надо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворенные напряжения, скопившиеся в Ид с самого начала детства.

В то время как подсознательное Ид является гипотетическим понятием, Ребенок поддается наблюдению и легко может стать предметом сознательного восприятия.

Интуиция есть подсознательное знание без слов, основанное на подсознательных наблюдениях без слов, и при подходящих обстоятельствах это знание надежнее, чем знание, основанное на сознательном наблюдении.

Ощущение, возникающее, когда возбуждается некоторое сознательное или подсознательное напряжение, ищущее способ разрядки.

Психическая болезнь, возникающая в тех случаях, когда подсознательное становится сознательным и захватывает власть над индивидом.

Предоставим же все подсознательное волшебнице природе, а сами обратимся к тому, что нам доступно,- к сознательным подходам к творчеству и к сознательным приемам психотехники.

Значит в нашем искусстве нужно беспрерывное подсознательное творчество,- вывел я заключение.

Ваше подсознательное, настороженное внимание, ваша инстинктивная самопроверка.

Оно дает возможность выполнять одну из главных основ нашего направления искусства: через сознательную психотехнику создавать подсознательное творчество артиста.

Таким образом, на очередь ставится вопрос о психотехнике артиста, возбуждающей подсознательное творчество самой душевной органической природы.

Источник: библиотека Максима Мошкова

xn--b1algemdcsb.xn--p1ai