Подлинно развитая личность находится в противоречии с обществом примеры – Вопрос: существует мнение ,что подлинно развитая личность находится в противоречии с обществом. Приведите два аргумента в поддержку этой позиции

Социализация личности. Обществознание — Сочинения, Рефераты, Доклады

Социализацией называется осуществ­ляющийся на протяжении всей жиз­ни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в ре­
зультате которого люди накапливают социальный опыт жиз­недеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От её успеха зависит, на­сколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, при­нятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Личность может изменять социальные нормы, развивать их содержание и творить новые. Развитие личности идёт через самоидентификацию, т. е. отождествле­ние себя с другими людьми, группами людей и обществом в целом, к поиску идентичности своего «Я» — субъективное пе­реживание человеком своей неповторимости, индивидуальности. «Я» понимается как выражение духовного мира человека, его ре­гулятивный центр. В нём сосредоточены мотивы поступков, де­ятельности, соотнесение своих интересов с общественными, цен­ностные ориентации и мировоззрение в целом. Таким образом, личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением че­ловек, понимающий свои социальные функции. Социальная сре­да, в которой находится личность, оказывает непосредственное влияние на её формирование, а пешем проявления личностных свойств человека служит сама социальная жизнь.

В этой связи можно сказать, что формирование своего ин­дивидуального «Я» дополняется «Я» социальным. Две эти на­правленности также образуют противоречие, разрешение кото­рого суть развитие личности. Человек как личность пытается осмыслить не столько своё соответствие социальному миру, но и понять соответствие социального мира своему личностному миру. Этот процесс для каждой зрелой личности далеко не прост. Он включает в себя следующие проблемы: в какой мере существующий социальный мир обеспечивает свободу лич­ности, в какой мере он способствует её безграничному разви­тию и в какой мере ограничивает личность.

Формирование социальной сущности создаёт целый ряд самооценок: «Я — гражданин», «Я — учащийся», «Я — инже­нер» и т. д. Каждая самооценка включает в себя систему цен­ностей, правил поведения, норм жизни и даже способов мыш­ления. Каждый самобытный социальный тип имеет свою логику, систему понятий и представлений. Но вместе с этим
фактом социального места личности существует ещё один, ко­торый является для личности очень значимым и глобальным: «Я — человек».

В этом проявляется новое противоречие. Дело в том, что развитая личность не должна иметь внешних запретов, ибо она взрастила такие внутренние императивы (безусловные требования, нормы), которые делают внешние предписания, ограничения ненужными. Унифицированные общественные правила поведения рассчитаны, скажем так, на «среднего» че­ловека. Но они противоестественны для личности, достигшей тех степеней зрелости и автономии, о которых шла речь выше. Это новое глобальное противоречие личности и общества. Оно в принципе не является разрешимым: подлинно развитая личность всегда находится в противоречии с обществом. При­меров тому великое множество: это и непризнание эпохой своих гениев, и вечный разлад творцов с существующим об­щественным порядком, и библейская мудрость о том, что «нет пророка в своем отечестве». Это реалии взаимодействия лич­ности, достигшей своего полного развития, и общества. Такая личность нередко оказывается как бы вне общества, невостре­бованной им и даже нежелательной для него.

Сложность взаимоотношений личности и общества, осо­бенно незаурядной личности, проявляется при рассмотрении проблемы о роли личности в истории. Общественная личность как конкретная персона воплощает в себе разные обществен­ные идеи и идеалы, объединяет вокруг себя социальные груп­пы и направляет их деятельность на воплощение этих идеалов, выступая как бы двигателем исторического процесса и опре­деляя новые рубежи развития человеческого общества.

 

  • < Назад
  • Вперёд >

referat5top.ru

Социализация личности. Обществознание

Социализацией называется осуществ­ляющийся на протяжении всей жиз­ни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в ре­
зультате которого люди накапливают социальный опыт жиз­недеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От её успеха зависит, на­сколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, при­нятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Личность может изменять социальные нормы, развивать их содержание и творить новые. Развитие личности идёт через самоидентификацию, т. е. отождествле­ние себя с другими людьми, группами людей и обществом в целом, к поиску идентичности своего «Я» — субъективное пе­реживание человеком своей неповторимости, индивидуальности. «Я» понимается как выражение духовного мира человека, его ре­гулятивный центр. В нём сосредоточены мотивы поступков, де­ятельности, соотнесение своих интересов с общественными, цен­ностные ориентации и мировоззрение в целом. Таким образом, личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением че­ловек, понимающий свои социальные функции. Социальная сре­да, в которой находится личность, оказывает непосредственное влияние на её формирование, а полем проявления личностных свойств человека служит сама социальная жизнь.

В этой связи можно сказать, что формирование своего ин­дивидуального «Я» дополняется «Я» социальным. Две эти на­правленности также образуют противоречие, разрешение кото­рого суть развитие личности. Человек как личность пытается осмыслить не столько своё соответствие социальному миру, но и понять соответствие социального мира своему личностному миру. Этот процесс для каждой зрелой личности далеко не прост. Он включает в себя следующие проблемы: в какой мере существующий социальный мир обеспечивает свободу лич­ности, в какой мере он способствует её безграничному разви­тию и в какой мере ограничивает личность.

Формирование социальной сущности создаёт целый ряд самооценок: «Я — гражданин», «Я — учащийся», «Я — инже­нер» и т. д. Каждая самооценка включает в себя систему цен­ностей, правил поведения, норм жизни и даже способов мыш­ления. Каждый самобытный социальный тип имеет свою логику, систему понятий и представлений. Но вместе с этим
фактом социального места личности существует ещё один, ко­торый является для личности очень значимым и глобальным: «Я — человек».

В этом проявляется новое противоречие. Дело в том, что развитая личность не должна иметь внешних запретов, ибо она взрастила такие внутренние императивы (безусловные требования, нормы), которые делают внешние предписания, ограничения ненужными. Унифицированные общественные правила поведения рассчитаны, скажем так, на «среднего» че­ловека. Но они противоестественны для личности, достигшей тех степеней зрелости и автономии, о которых шла речь выше. Это новое глобальное противоречие личности и общества. Оно в принципе не является разрешимым: подлинно развитая личность всегда находится в противоречии с обществом. При­меров тому великое множество: это и непризнание эпохой своих гениев, и вечный разлад творцов с существующим об­щественным порядком, и библейская мудрость о том, что «нет пророка в своем отечестве». Это реалии взаимодействия лич­ности, достигшей своего полного развития, и общества. Такая личность нередко оказывается как бы вне общества, невостре­бованной им и даже нежелательной для него.

Сложность взаимоотношений личности и общества, осо­бенно незаурядной личности, проявляется при рассмотрении проблемы о роли личности в истории. Общественная личность как конкретная персона воплощает в себе разные обществен­ные идеи и идеалы, объединяет вокруг себя социальные груп­пы и направляет их деятельность на воплощение этих идеалов, выступая как бы двигателем исторического процесса и опре­деляя новые рубежи развития человеческого общества.

< Предыдущая   Следующая >

myessay.ru

Личность и социализация личности. Шпаргалка для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию

Личность (от лат. «персона») – маска, в которой выступал античный актер. Личность – понятие, обозначающее человека в системе общественных отношений. Личность – субъект социальной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств, качеств и т.д. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации.
Индивидуальность: Индивид – один из людей. Индивидуальность (биолог.) – специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. ——— (психология) – целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности. Способности – индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Формирование способностей происходит на основе задатков. Характер (от греч. «печать», «чеканка») – индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения. Индивидуальность (философия) – неповторимое своеобразие индивида, включая и природные и общественные черты.

В науке существуют два подхода к характеристике личности:

1) Сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Личность – активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных способностей.

2) Рассматривает личность через набор функций и ролей. Человек проявляет себя в самых разных обстоятельствах.

Социализация – процесс воздействия общества на индивида на протяжении всей жизни. Развитие личности идет через самоидентификацию (отождествление себя с другими людьми и обществом в целом или его группами), поиск своего «Я», субъективное переживание своей неповторимости, индивидуальности. Социальная среда оказывает влияние на формирование личности. Формирование индивидуального «Я» дополняется «Я» социальным. В этом возникают противоречия. Развитая личность не должна иметь внешних запретов, т.к. она воспитала внутренние требования и нормы, которые делают внешние ограничения ненужными. Подлинно развитая личность всегда находится в противодействии с обществом.
Тема о роли личности в истории отдельных комментариев не требует.Подробнее см. Глава 1 — Общество. Материалы для подготовки к ЕГЭ по Обществознанию

humanitar.ru

Лекция 15. Личность и общество

  1. Личность, ее
    основные признаки и взаимосвязь с
    обществом.

  2. Cоотношение
    необходимости, свободы и ответственности
    в

деятельности
личности.

  1. Социальные роли
    личности. Роль личности в историческом

процессе.

Личность,
ее основные признаки и взаимосвязь
с обществом

Существует
множество определений понятия «личность».
Все они
проблему личности рассматривают в
связи с понятиями «человек», «индивид»,
«индивидуальность».

«Человек»
это
самое общее понятие, характеризующее
живое существо

(homo
sapiеns),
проявляющее
ту или иную степень разумности
.
Понятие
«человек»
означает вид в биологической классификации,
принципиально отличающееся от других
существ тем, что имеет определенные
потребности, удовлетворяет их в процессе
производства благодаря общению и
способности сознательно и целенаправленно
преобразовывать мир и самого себя. Это
биопсихосоциальное единство, в котором
через социальное, биологическое и
психологическое реализуется человеческое,
которое находит свое проявление в
психологическом, моральном, эстетическом,
религиозном, политическом. Все эти формы
проявления человеческого сосуществуют
в органическом единстве, взаимодействии,
взаимопроникновении.

В
общественной жизни человек выступает
как индивид. Под понятием «индивид»
понимается единичный представитель
человеческого рода без учета его
биологических особенностей, специфики
реальной жизни и деятельности, т. е. как
обезличенное существо.
Индивид – это всегда один из многих. Он
объединяет в себе природное, биологическое,
психологическое и социальное, т.е.
отображает в одном лице все человеческие
качества. Отличия людей как индивидов
заключается, во-первых, в различиях
между самими социальными группами, к
которым они принадлежат, во-вторых,
разница в том, насколько полно типовые
признаки одной и той же социальной
группы отражаются в разных ее
представителях.

Человека
делает личностью его социальная
индивидуальность. Индивидуальность
— это неповторимое
своеобразие человека.
Это проявление в человеке специфического,
уникального единства природных и
социальных особенностей. Развитая
индивидуальность характеризуется
такими чертами как: многогранность,
профессиональность, проявление
совокупности талантов и способностей,
способность в случае необходимости
быстро овладеть другими видами
деятельности. Осознавая свою незаменимость,
индивидуальность осознает и свою полную
идентичность с другими людьми: так как
понять свою уникальность можно только
в сравнении с другими индивидами,
убедившись, что все другие люди в чем-то
не такие. Мерой ответственности
человеческой индивидуальности является
осознание своих жизненных осуществлений
как общечеловеческих. Когда чего-то
достигает отдельная индивидуальность,
это демонстрирует возможности человечества
или человека, как представителя рода.

Каждый человек, живя в обществе,
характеризуется как представитель
пола, как специалист в какой-либо
профессии, как гражданин, как член семьи.
Тем самым он, на основе опыта жизни и
процесса обучения, реализует определенное
социальное начало, проявляет себя как
личность.

Понятия «человек» и «личность» нередко
отождествляются, употребляются как
синонимы. Однако между ними есть
различие. Во-первых, человек есть
целостность, а личность есть часть,
компонент человека. Во-вторых, человек
есть существо биосоциальное, тогда как
понятие «личность» характеризует
общественную сторону человека,
человека, поднявшегося до определенного
уровня социализации.

Личность
это
отдельный человек с определенными
чертами характера, индивидуальными
способностями и наклонностями.

Это понятие употребляется только по
отношению к отдельному человеку, и
притом начиная только с определенного
этапа его развития. Нельзя сказать о
личности новорожденного или маленького
ребенка. Личностью в специфическом
смысле этого слова является человек, у
которого есть свое мировоззрение, свои
позиции и ярко выраженное отношение к
жизни. Личность – это
социально функционирующий человек, не
объект, а субъект общественной жизни,
активный самостоятельный деятель,
который является продуктом не только
природы, но и общества. Личность включает
комплекс качеств человека, которые
формируются под влиянием культуры
общества, конкретных социальных групп
и общностей, к которым она принадлежит.

Неотъемлемыми
признаками личности выступают разумность,
обладание речью, способность к трудовой
деятельности, ценностные ориентации,
самостоятельность, стремление к свободе,
сила воли, оригинальность чувств,
ответственность за свои поступки,
определенная автономность относительно
общества. Индивид тем больше заслуживает
право называться личностью, чем яснее
осознает мотивы своего поведения и чем
строже его контролирует, подчиняя единой
жизненной стратегии. Эти признаки
личности детерминируются всей системой
общественных отношений, всем укладом
социальной жизни. Общение, деятельность,
поведение характеризуют личность, и в
процессе их осуществления человек
утверждает себя в обществе, проявляет
свое собственное «Я». Понятие «личности»
богато по содержанию и включает не
только общие и особенные признаки, но
и единичные, уникальные свойства
человека.

Личность формируется
в ходе персонализации (или индивидуализации).
Индивидуализация – процесс становления
человека как относительно самостоятельного
субъекта. Это процесс и результат
совмещения социальных требований,
ожиданий, норм ценностей, проявление
личностных и деловых качеств, которые
необходимы для эффективного выполнения
социальных ролей. Индивидуализация
осуществляется за счет самодеятельности
как внутренне мотивированной творческой
деятельности. К развитию личности
добавляется саморазвитие: самообразование,
самообучение, самовоспитание. Собственная
активность человека – гарантия
формирования его как личности.

Быть личностью –
это не только занимать определенное
место в обществе, но и занимать определенное
место в тотальности бытия, создавать
определенный завершенный и своеобразный
универсум. Для человеческой личности
вопрос об ее аутентичности, целостности
иногда стоит больше, чем вопрос о
самосохранении человека.

Важное значение
при характеристике человеческой личности
принадлежит качеству личности (черты
характера, образ мышления и поведения),
которые формируются под влиянием семьи
и общества. Существуют
позитивные социально-значимые моральные
качества: гуманизм, человечность, честь,
совесть, скромность, великодушие,
справедливость, верность. И общественно
осуждаемые – негативные: цинизм,
грубость, тунеядство, хамство, трусость,
нигилизм, иные негативные черты. К
общественно полезным качествам относятся:
воля, решительность, мудрость, умения,
убеждения, патриотизм, ответственность.
Человек, как правило, совмещает в себе
все виды качеств: одни качества развиты
больше, другие – меньше.

Большое значение
для превращения биологического индивида
в социально-биологическую личность
имеет практика, труд. Только занимаясь
каким-либо определенным делом, причем
таким, которое отвечает склонностям и
интересам самого человека и полезно
для общества, человек может оценить
свою социальную значимость, раскрывая
все грани своей личности.

Формирование
индивида в личность осуществляется
через социализацию,
в основе
которой лежит социально-деятельностная
сущность человека. Социализация – это
процесс интеграции индивида с обществом
путем усвоения им определенной системы
общественных норм, ценностей, правил,
принципов поведения, мышления, образов
действий, позволяющих ему осуществлять
свою жизнедеятельность адекватным для
данного общества способом в различных
сферах общественной жизни. Социализация
не только связана с развитием личности,
но и является своеобразным духовным
кодированием человека, вырабатывая у
него типовые хорошо распознаваемые и
прогнозируемые социальные реакции и
формы активности. Функциональное
значение такого «оттесывающего»
формирования способностей, навыков и
знаний индивида состоит в том, чтобы
подготовить людей к тесному сосуществованию,
обеспечить их предстоящее взаимодействие
и взаимопонимание. Социализация
происходит по мере усвоения человеком
социального опыта, но осуществляется
через его включенность в определенные
общественные отношения, формы общения
и виды деятельности. Социализация
осуществляется и в филогенезе
(формирование родовых свойств и качеств
человечества), и в онтогенезе (формирование
конкретной личности).

Характерной чертой
каждого человека, личности является
наличие потребностей и интересов.
Потребности – это переживаемое и
осознаваемое человеком состояние нужды
в чем либо. Потребности могут быть:
биологическими (естественными) – в
сохранении жизни, питании, размножении
и т.п.; духовными — стремление обогатить
внутренний мир, приобщиться к ценностям
культуры; материальными – обеспечить
достойный уровень жизни; социальными
– реализовать профессиональные
способности, получить должную оценку
со стороны общества.

Потребности –
основа деятельности людей, стимул к
совершению тех или иных действий.
Удовлетворение потребностей – важный
компонент человеческого счастья.
Значительная доля потребностей (кроме
биологических) формируется обществом
и может быть реализована в обществе.
Каждому обществу соответствует
определенный уровень потребностей и
возможность их удовлетворения. Чем
более развито общество, тем выше качество
потребностей.

Интересы –
конкретное выражение потребностей,
заинтересованность в чем либо. Среди
интересов выделяют: личные (индивидуальные),
групповые, классовые, общественные
(всего общества, например, в безопасности,
правопорядке), государственные, интересы
всего человечества (в недопущении
экологической катастрофы).

Наличие различной
иерархии потребностей и интересов, их
конфликт, борьба являются внутренним
двигателем развития общества. Однако
различие интересов способствует
прогрессу и не приводит к разрушительным
последствиям только в том случае, если
потребности и интересы не направленными
на взаимоуничтожение и соотносится с
общими интересами.

Ценностные
ориентации – важнейший элемент внутренней
структуры личности, закрепляемый
жизненным опытом индивида, всей
совокупностью его переживаний и
ограничивающий значимое, существенное
для данного человека от несущественного
и незначительного. Совокупность
сложившихся ценностных ориентаций
образуют своего рода ось сознания,
обеспечивающую устойчивость личности,
преемственность определенного типа
поведения и деятельности, выраженную
в направленности потребностей и
интересов. В силу этого ценностные
ориентации выступают важнейшим фактором,
регулирующим, детерминирующим мотивацию
личности. В любом обществе ценностные
ориентации личности оказываются объектом
воспитания, целенаправленного его
воздействия и оптимальным здесь является
состояние, когда личность в процессе
воспитания вырабатывает в себе способность
правильно понимать соотношение личного
и общественного.

Рассматривая
основные аспекты взаимосвязи личности
и общества можно выделить такие основные
моменты соотношения человека и общества:
а) человек находится на первом плане, а
общество рассматривается в качестве
второстепенного; б) человек и общество
оцениваются как разные проявления
единой сущности; в) общество доминирует
над человеком, который предстает как
его атомарная единица.

Человек не может
быть личностью за пределами общества,
поскольку а) только общество способно
накапливать, сохранять и передавать из
поколения в поколение то, что получено
как общим, так и индивидуальным опытом
жизнедеятельности; б) только в обществе
могут проявиться и приобрести
общезначимость индивидуальные особенности
и способности человека; в) только общество
способно развивать разнообразную
человеческую деятельность одновременно
в разных направлениях; г) только общество
способно ставить перед человеком цели,
задачи, стимулы, которые превышают его
индивидуальные потребности и желания;
д) только общество может культивировать
сложнейшие виды деятельности, такие
как наука, промышленность, градостроительство,
военное дело, осуществление экологических
программ; е) только в обществе производятся
средства коммуникации, знаковые и
символические формы для передачи
интеллектуальной информации, нормы и
стандарты поведения людей. Все выше
сказанное имеет свой смысл только в
отношении человека и тогда когда есть
человек. Значит, реальным носителем
общественных процессов выступает
человек, а общество выполняет функцию
социальной среды.

Личность
не только формируется социумом, социальной
средой, но и сама влияет на них в
зависимости от образования, профессии,
общественного положения и активности.
Определяющая роль в этом процессе
принадлежит социуму, создающему
соответствующие условия для деятельности
личности.

Вместе
с тем надо учитывать, что взаимосвязь
между личностью и обществом проявляется
в зависимости от индивидуальной
жизнедеятельности личности, а так же
от потребностей и возможностей общества,
от того какие условия созданы в нем для
общения и обособления личности, для ее
самосозидания. Следует также учитывать
возможность обострения взаимоотношений
личности и общества, особенно в периоды
кризисных явлений в социальной системе,
в условиях ослабления управляемости
социальными процессами и их не
эффективностью. Эти процессы сейчас
присущи нашему обществу и выражаются
в первую очередь в ценностной и
практической переориентации в области
экономики, политики и духовной сферах.

Изменение ценностных
ориентиров, нарушение баланса интересов
создают у личности ощущение ее социальной
незащищенности и, как следствие,
во-первых, ориентацию на индивидуальное
выживание («каждый за себя, один Бог за
всех»). Во-вторых, усиление так называемого
группового эгоизма, т.е. попыток защитить
индивидуальные интересы через интересы
групповые, причем любыми средствами.
В-третьих, происходит усиление стихийного
процесса сравнения социального положения
различных групп в обществе, в результате
чего возникают особо агрессивные типы
поведения.

Соотношение
необходимости, свободы и ответственности
в деятельности личности

Одним
из основополагающих понятий в человеческой
истории выступает понятие «свобода».
Это понятие
многогранно, многоаспектно. Свободу
можно понимать как смысл и цель
человеческого существования и как
ересь, тягчайшее преступление; как
пустую фикцию и как путь к божественному
благу, спасению души; как средство
восстановления человеческого достоинства
и как путь к социальному равенству.
Диапазон этого понятия включает так же
спектр отрицательных проявлений (свобода
«от») и многообразие положительного
(свобода «для»).

В истории философской
мысли свобода трактуется двойственно:
во-первых, как последствие природной и
надприродной детерминации (Бог, Абсолют),
во-вторых, как самодостаточная сила,
которая определяет весь жизненный
процесс человека (Шопенгауэр, Ницше).

Свобода
характеризует
сущность человека и его существование,
состоящие в возможности мыслить и
поступать в соответствии со своими
представлениями и желаниями.
Свобода – это сознательное и свободное
стремление человека к осуществлению
своей цели, которая имеет для него
определенную ценность.

Свободу
может иметь только человек наделенный
волей. Это позволяет ему реализовать
свои внутренние потенциальные силы и
возможности. Свобода
воли

понятие, которое означает возможность
беспрепятственного внутреннего
самоопределения человека в выполнении
тех или иных заданий и цели личности.

Свобода воли должна
быть осознанной, соизмеренной с волей
других людей, общностей, с правовыми
нормами. Волевая деятельность, волевые
отношения людей в целом детерминируются
экономически и политически, но лишь
обобщенно. Реально они настолько
самостоятельны, что являются относительно
автономной сферой человеческой
деятельности. Свобода воли – это реальный
фактор человеческого существования,
общественной жизни, это есть свобода
выбора.

Волевые качества
человека отчасти определяются генетически,
отчасти воспитываются внешней средой,
составляя структуру характера личности.
Волевой акт имеет характер духовного
явления, который выражает ответственность.
Свобода противоположна импульсивным
желаниям и устремлениям, а также в ряде
ситуаций, и жизненным потребностям
человека (в случаях самоубийства).

Свобода
человека проявляется в его творчестве.
Без свободы творчества нет нового, нет
жизни (М.Бердяев). Без свободы творчество
заканчивается.
В тоже время следует учитывать, что в
развитии природы и общества господствует
необходимость. Она первична. В природе
и обществе необходимость существует в
форме объективных законов. Человек, не
познавший их, остается несвободным. Чем
глубже и полнее человек познал их, тем
свободней и осознанней является его
деятельность.

В
этом плане, свобода
есть, познание
необходимости и действие в соответствии
с этими знаниями.

Применительно
к личности, живущей и действующей в
обществе, свобода есть право делать
все, что дозволено законами, выражающими
познанную необходимость. Если человек
познал необходимость и знает, как
поступать, чтобы достичь поставленной
цели, то он утрачивает зависимость от
нее. Необходимость становится внутренним
содержанием его знаний и умений. Человек
как бы освобождается от внешнего
проявления необходимости и получает
возможность действовать свободно.
Проявление воли в соответствии с
необходимостью обусловливает достижение
желаемой свободы, потому что человек
поступает так, как диктует его воля, а
не по принуждению.

О свободе можно говорить только тогда,
когда у человека есть выбор не только
целей деятельности, но и выбор средств,
необходимых для ее осуществления.
Объективным условием свободы выбора
является существование спектра
возможностей. В этом случае мера
возможности прямо пропорциональна
мере необходимости: возможно то, что не
противоречит объективным законам и
имеет для реализации соответствующие
условия. Кроме этого, человек должен
влиять на создание соответствующих
условий, с помощью которых он может
реализовать желаемую возможность.
Каждый выбор связан с предпочтением
одной из альтернативных возможностей
и отказом от других.

Определение
общего понимания свободы позволяет
выделить и ее конкретные аспекты. Среди
них на первый план выдвигается:
экономическая
свобода
,
предполагающая свободу принятия
экономических решений и действий;
политическая
свобода
,
состоящая, в первую очередь, в наборе
гражданских прав, которые гарантируют
человеку участие в управлении общественными
делами; духовная
свобода —
свободный
выбор мировоззрения, идеологии, системы
нравственных ценностей, свобода совести.

Свобода
личности всегда предполагает и ее
ответственность.
Если свобода означает для личности
возможность выбора той или иной формы
действия в конкретной ситуации на основе
познанной необходимости, то ответственность
есть способность личности принимать
соответствующие обстановке решения,
предвидеть последствия своих действий
и, наконец, личность должна отвечать
перед кем-то: перед обществом, судом,
руководителем, Богом или своей собственной
совестью.
Отвечать
(отсюда термин «ответственность»)
приходится за содеянное, за последствия
действий, которые ставят человека в
положение обвиняемого. Этика ответственности
– это этика поступка; если поступок не
состоялся, нет и ответственности.

Люди, у которых
отсутствуют свобода действий, воля или
разум, не могут быть ответственными за
последствия своей деятельности, ибо
это не ими обусловленные и потому, по
существу, не их поступки. Поэтому их
нельзя судить и осуждать. Также человека
конформистской склонности, то есть
склонную подчиняться, принимать разные
навязанные ей позиции, только с
определенной натяжкой можно охарактеризовать
как личность.

Зависимость
между свободой и ответственностью
личности прямо пропорциональна: чем
больше свободы человеку предоставляет
общество, тем больше и его ответственность
за использование этой свободы. Боязнь
ответственности, уклонение от нее — одно
из негативных качеств личности. Сознание
ответственности, готовность принять
ее на себя — черта личности, лежащая в
основе доверия к ней.

Социальная
ответственность личности проявляется
в различных формах:
политической, правовой, моральной,
административной. Существуют еще
индивидуальная, коллективная и различные
виды профессиональной ответственности.
Жить в обществе и быть свободным от
общества нельзя. В обществе не может
быть личности, свободной от ответственности
в какой-либо форме.

Социальные
роли личности. Роль личности в
историческом процессе

Способность
личности быть активным субъектом
исторического процесса находит свое
отражение в понятиях социального
статуса и социальных ролей.

Эти понятия, определяют место индивида
в социальной системе, конкретизируют
его образ жизни и социальные функции
личности.

Понятия социального
статуса и социальных ролей связаны
между собой как возможность и
действительность, как потенциальное и
актуальное бытие. Их взаимная связь
означает, что всякий статус может быть
реализован в той или иной совокупности
ролей, обусловленных как этим статусом,
так и индивидуальными особенностями
личности.

Соотношение
социального статуса и социальных ролей
является одним из аспектов свободы. Тот
общественный строй является более
свободным, который, устраняя жесткую
определенность статуса личности, вместе
с, тем допускает большее число ролевых
проявлений личности в пределах каждого
статуса.

Благодаря
кумулятивной способности человеческого
мозга, он накапливает информацию,
полученную в процессе жизни человека,
осмысливая ее в своей деятельности,
формирует у себя собственную систему
различных ценностных ориентаций, которые
проявляет в выполнении своих многочисленных
социальных ролей.

Социальная роль
– это совокупность обязательных для
выполнения в данной сфере деятельности
норм поведения, а также само это поведение
связанное с его социальным статусом,
которое не вызывает негативных реакций
у окружающих. Основными ролями большинства
личностей являются роли собственника,
труженика, потребителя, гражданина,
члена семьи. Социальная роль – это
совокупность требований общества к
людям, занимающим определенные социальные
позиции. Это требования в виде приказов,
желаний, ожиданий определенного
поведения, которое регламентируется
конкретными социальными нормами.
Социальная роль определяется, главным
образом существующими ожиданиями других
людей относительно позиций, а не их
собственными индивидуальными
характеристиками. Например, роль инженера
или экономиста понимается обобщенно,
как ожидаемое поведение независимо от
личностных чувств конкретного человека.
Социальная роль может не одобряться
обществом. Например, роль преступника.
Указывая на роль, общество относит
человека к определенной социальной
группе, идентифицирует его с группой.
Поскольку один и тот же индивид выполняет
несколько социальных ролей, то между
ними возможны как отношения гармонии,
так и дисгармонии. В последнем случае
на почве противоречивости между ролевыми
требованиями и ожиданиями возникают
внутренние межролевые конфликты
(компетентный директор – малокомпетентный
депутат, хороший семьянин – плохой
специалист, способный инженер – неудачный
менеджер).

Границы ролевого
поведения личности в обществе четко
определены, поскольку смещение разных
функций или неадекватное их исполнение
может привести к нарушению равновесия
всей социальной системы. Для обеспечения
границ ролевого поведения используется
целая система социального контроля.

Исследователи Т.
Адорно, К. Хорни и неофрейдисты, в своих
работах обосновали парадоксальный
вывод: «нормальная» личность современного
общества – это невротик. Давно распались
системы общностей, где имелись общепринятые
устойчивые ценности, и сейчас каждая
социальная роль человека заставляет
его «играть» в новой системе ценностей,
предпочтений и стереотипов (выходя из
дома, попадая в транспорт, на работу,
заходя в клуб, кафе, все время менять
амплуа и социальные «маски»). При этом
его Супер-Эго (сверх-Я, нормативная
структура личности, совесть, мораль,
значимая традиция, представления о
должном) становится «размазанным»,
неопределенно-множественным,
плюралистичным. Несчастен тот, кто
вживается в роль; он становится невротиком,
ибо не может соответствовать меняющимся
требованиям, выдвигаемым множеством
общностей, в которые он вписан. Будучи
даже очень хорошим руководителем, нельзя
оставаться директором и дома, поскольку
близкие ценят данного конкретного
человека, возможно, совсем не за качество
и эффективность управления; и наоборот:
являясь в семье любимым избалованным
ребенком, вряд ли стоить ожидать
восторженной привязанности к себе в
кругу коллег и друзей.

Обилие ролей,
исполняемых человеком в современном
обществе, остро ставит проблему личностной
и социальной идентификации. Исследователи
подчеркивают разрушительное воздействие
на личность неспособности без проблем
идентифицировать себя с группой.

Личностная
идентификация – это установление и
сохранение в себе постоянного и
неизменяемого ядра личности, о котором
человек может сказать: «Это я». В противном
случае личность потеряется за множеством
социальных ролей. Социальная идентификация
– это отождествление себя по общим
проблемам, жизненным интересам и
социальным симпатиям с определенной
социальной группой (национальной,
классовой, возрастной, профессиональной).

Степень социальной
зрелости и профессиональной
подготовленности, уровень активности
определяют роль индивида в обществе,
являются основанием для разделения
личностей на рядовые и выдающиеся, а,
следовательно, определяет и их роль в
историческом процессе.

Существуют
различные представления
о роли личности в истории.

Волюнтаризм
отрицает объективный характер законов
общественного развития и утверждает,
что развитие общества зависит от воли
«героев» ведущих за собой «толпу». Здесь
провозглашается идея об определяющей
роли личности в историческом процессе.

Фатализм,
наоборот, отрицая роль личности, считает,
что в человеческой истории все
предопределено судьбой, что человек не
способен влиять на предначертанный ход
событий.

Ведущим тезисом
современной социально-философской
науки в понимании роли личности в истории
является тезис о том, что развитие
общества есть закономерный процесс,
осуществляемый благодаря деятельности
людей. Если вся история слагается из
деятельности народных масс и личности,
то каждый человек вносит свой вклад в
общий поток общественной жизни. Этот
вклад зависит как от социальных условий,
так и от индивидуальных качеств личности.
А отсюда вывод: наиболее выдающиеся из
них оказывают и более глубокое и
масштабное воздействие на ход исторических
событий.

***

В справочной
литературе по данной теме смотрите
статьи:

Современный
философский словарь. – М., 2004.Ст.:
«Волюнтаризм»,«Индивид», «Индивидуальность»,
«Личность», «Свобода», «Фатализм».

Новая
философская энциклопедия. В 4-х т. —
М., 2001. Ст.: «Личность», «Народ», «Свобода
воли», «Ответственность», «Свобода».

Філософськийенциклопедичний словник.
— К., 2002.Ст.:

«Особистість»,
«Свобода»,
«Свобода волі»,
«Відповідальність».

studfiles.net

«Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей…


25
июня
2017


Обществознание


10 — 11 классы

«Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности. А часто – и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Личность может изменять социальные нормы, развивать их содержание и творить новые. Развитие личности идет через самоидентификацию, т.е. через отождествление себя с другими людьми, группами людей и обществом в целом, к поиску идентичности своего «Я» — субъективное переживание человеком своей неповторимости, индивидуальности. «Я» понимается как выражение духовного мира человека, его регулятивный центр. В нем сосредоточены мотивы поступков, деятельности, соотнесение своих интересов с общественными, ценностные ориентации и мировоззрение в целом. Таким образом, личность есть обладающий мировоззрением и сознанием человек, понимающий свои социальные функции. Можно сказать, что социальная среда, в которой находится личность, оказывает непосредственное влияние на ее формирование, а с другой стороны, полем проявления личностных свойств человека служит сама социальная жизнь.

В этой связи можно сказать, что формирование своего индивидуального «Я» дополняется «Я» социальным. Две эти направленности также образуют противоречие, решение которого суть развития личности. Человек как личность пытается осмыслить не столько свое соответствие социальному миру, но и соответствие социального мира своему личностному миру. Этот процесс для каждой зрелой личности далеко не прост. Он включает в себя следующие проблемы: в какой мере существующий социальный мир обеспечивает свободу личности, в какой мере он способствует ее безграничному развитию и в какой мере ограничивает личность».

1. На основании текста определите, что понимается под социализацией? В чем заключается ее значение?

2. Как долго осуществляется процесс социализации? Объясните, почему.

3. В чем видит автор суть развития личности? Можно ли утверждать, что подлинно развитая личность находится в противоречии в обществом? Приведите два примера.

4. Объясните, как соотносятся между собой понятия «социализация» и «самоидентификация». Какое из них шире по содержанию?


Ответы

klassgdz.ru

Развитие личности в обществе | 3 фазы социализации личности

Содержание статьи

Развитие личности в обществе основан на плановом вливании и адаптации человека в социальном коллективе. Формирование индивидуальной личности считается комплексным явлением развития и состоит из нескольких плановых этапов.

Социальное развитие личности

Фазы формирования личности в обществе:

  1. Становление человека как личности в обществе;
  2. Противоречие и невозможность подчеркнуть индивидуальность личности;
  3. Принятие обществом индивидуальных особенностей личности.

Далее рассмотрим каждую фазу подробнее.

Переход из одной фазы в другую возможен только при условии стабильного протекания жизни в социуме.

Другими словами, если социальная среда всегда находится на одном постоянном уровне, а субъекты общества не оказывают агрессивное воздействие на личность, тогда она имеет все предпосылки для прохождения каждой из трех стандартных фаз.

Основные фазы развития личности в обществе

Фаза №1. Становление человека как личности в обществе

Нормы морали. На этом этапе личности предстоит усвоить стандартные нормы морали и этичного поведения в обществе.

Развитие навыков. Человек в этот период максимальными темпами развивает свои практичные навыки и умения общения с каждым членом социума.

Адаптация к среде. Каждая форма деятельности личности подвергается адаптации под конкретную среду социального общества.

Влияние общественного мнения. Логичный вывод в этой ситуации заключается в том, что человек в первой фазе максимально подвержен влиянию общественного мнения, поскольку для него важно показать свою лояльность и приверженность сложившимся устоям.

Усвоение общественных норм. Даже невзирая на то, что каждая личность, попадая в социальную среду, имеет свои индивидуальные особенности, проявить свои качества и характер она не в состоянии, поскольку сперва необходимо усвоить общественные нормы и приемы поведения, которыми досконально владеют другие члены социума. Подобный аккуратный подход является наиболее эффективным способом проявить себя в дальнейшем.

Индивидуальность. «Свое творческое и индивидуальное «Я» вместе с персональным мировоззрением предстоит раскрывать и внедрять в коллектив постепенно, стараясь детально изучить все примеры поведений других членов». Согласитесь, что большинство примеров с «белой вороной» воспринимается обществом крайне негативно.

Фаза №2. Противоречие и невозможность подчеркнуть индивидуальность личности

Противоречия. На этом этапе личность переживает конфликт внутренних противоречий, которые состоят из адаптации к обществу и невозможностью опять же выразить свою индивидуальность.

Проявление индивидуальных качеств. Как только субъект осознает свою похожесть на других, он всячески старается подчеркнуть индивидуальные качества и выделиться на фоне остальных. Особое внимание к своей персоне личность может привлекать разными способами. Это и выдвижение кардинально новых идей, смена поведения или же проявление лидерских качеств. Каждая личность в обществе старается проявить себя по-особенному.

Это является следствием естественного развития и становления личности. Подобный этап проходит каждый из нас. Главным мотивирующим фактором во время этой фазы становиться страх. Именно он подталкивает человека выделяться на общем фоне, поскольку боязнь стать чьей-то тенью превышает все другие мысли.

«Внутренние противоречия и желание самовыражения – переломный момент в развитии личности»

Самовыражение. Каждый человек регулярно продолжает поиски способов самовыражения. Зачастую бывает так, что такие способы кардинально идут вразрез с нормами общественного поведения. Это может говорить о некотором отчаянии со стороны личности, поскольку она не может найти правильного подхода и возможность привлечь к себе внимание.

Как правило, случается следующее. С одной стороны человек по факту доволен своим положением, а общество полностью удовлетворено его пребыванием внутри группы. А с другой стороны, каждый внутри себя желает выделиться на фоне остальных и сделать так, чтобы его заметили или воспринимали отличным от других в положительном русле. По аналогии с личной жизнью, человек ищет свою вторую половину и партнера, который будет восторгаться его индивидуальными качествами на протяжении всей жизни.

Подобный процесс внутреннего противоречия между личностью и его восприятия общества может протекать достаточно долгое время. Затяжной период противоречия и вовсе может подавить естественную личность индивида.

Фаза №3 Принятие обществом индивидуальных особенностей личности

Польза качеств и навыков человека для общества. Третья фаза является логическим продолжением предыдущего этапа. В ней происходит оценка и принятие всех способов самовыражения с точки зрения полезности индивидуальных качеств для самого общества. Человек сможет проявить свои черты характера и особенности как личность в том случае, если общество решит, что его навыки и умения являются полезными и необходимыми составляющими нормального функционирования между индивидами.

Если социум не воспринимает человека как индивидуальность и считает его особенности ненужными для себя, тогда человек усердно старается навязать себя и свое поведение. Успеха в подобных мероприятиях достигают только те, кто обладают поистине сильными моральными принципами.

Нужда общества в конкретной личности не является обязательной. Бывает так, что в полноценном коллективе появляется всеми признанный лидер, который оказывается способным вести за собой остальных и принимать ответственное решение за всех в критических ситуациях. Однако и без него социум прекрасно бы справился с любыми трудностями. Просто его лидерские и организационные качества воспринимаются нужными для общества и способны значительно улучшить внутреннее взаимопонимание и координацию действий всех участников.

Не каждый человек способен сформироваться как личность в обществе подобным образом. Ярко продемонстрировать свою особенность способны только сильные и морально-устойчивые люди. Однако в каждом сложившемся коллективе присутствуют уникальные участники, которые хоть как-то, но выделяются на фоне остальных, получая всеобщее признание с их стороны.

Социализация личности – финальный этап в становлении человека

Последовательное прохождение каждой из трех фаз способно привести к успешному завершению всего процесса развития личности в обществе.

Современные социологические исследования выделяют три стадии становления человека в социуме:

  • дотрудовая стадия;
  • трудовая стадия;
  • послетрудовая стадия.

Процесс становления начинается с момента рождения и протекает до окончательного периода созревания.

В зрелом возрасте может произойти переосмысление взглядов и переоценка человека как личности.

С 18-ти до 30-ти лет начинаются перегруппировываться инстинкты, и большая часть социализации перенаправляется в сторону работы и взаимоотношений. Любое неправильное понимание подобных вещей может привести к значительным трудностям и проблемам в дальнейшей жизни.

Человеку будет сложно найти свое место в обществе, если он не сумеет правильно в нем адаптироваться и запустить процессы личностного роста.

pikacho.ru

Личность и общество — Психология человека

Изначально развитие личности сводится к ее вливанию в социальное общество, адаптация в нем и развитие. Это если обобщенно смотреть на весь процесс формирования личности. Есть такое понятие как фазы развития личности, которые состоят из этапов развития личности, относительно стабильного общества. Проще говоря, когда личность находится в стабильной социальной среде, она постепенно развивается, и это развитие полностью зависит от окружающего личность общества.

Первая фаза – это фаза становления личности, когда личность усваивает все нормы морали и этики в обществе, развивает в себе соответствующие навыки и умения. Любая форма деятельности личности, адаптируется непосредственно под ту социальную среду, в которой она находится, что логично. Несмотря на то, что каждая личность может придти в социальную группу со своими индивидуальными особенностями, проявить свою индивидуальность личность может лишь тогда, когда освоит все общественные нормы, нравственные качества, овладеет всеми теми приемами поведения и общения, которыми владеют другие члены общества. Это самый эффективный вариант заявить о себе как о личности, ибо вариант с белой вороной, как правило, воспринимается обществом в штыки. У вас есть свое я, есть свои особенности и свои представления, но внедрять в общество их нужно аккуратно и постепенно, изначально адаптировавшись в нем и изучив его.

Вторая фаза развития – включает в себя процесс противоречия между уже адаптировавшейся в обществе личностью и ее индивидуальностью, а точнее невозможностью ее выразить. Субъект, ставший похожим на других, пытается подчеркнуть свою индивидуальность и заявить о своей персоне как о персоне отличной от остальных. Этот этап проходят все люди, никто не хочет быть чьей-то тенью, и пускай даже страх порою заставляет сливаться с остальной серой массой, потребность в признании своей индивидуальности колоссальна.

Личность ищет способы самовыражения, не всегда эти способы вписываются в нормы общественного поведения, но это лишь говорит об отчаянии со стороны этой личности, которая не может найти, иного способа привлечь к себе особое внимание. Вроде бы человек такой же как и все, и его это устраивает, по крайне мере с точки зрения удовлетворенности общества этим человеком. Но с другой стороны, каждый хочет, что бы его воспринимали отлично от других, и желательно с положительной точки зрения. Этот процесс противоречия между индивидом и восприятием его обществом, может продолжаться очень долго, подавляя эту самую личность. Нередко это продолжается в течении всей жизни, особенно если человек не находит себе пару, которая восторгалась бы своим избранником или избранницей, как особенным человеком.

Третья фаза развития личности, как является продолжением второй, когда поиск этих самых возможностей самовыражения, оценивается обществом с точки зрения необходимости таких индивидуальных качеств личности. Если общество не воспринимает индивидуальные особенности человека, в ряду их ненужности для себя, то себя можно буквально навязать этому обществу, себя и свои идеи. Но это уже под силу только очень сильным с моральной точки зрения людям.

Потребность общества в конкретном человеке, не всегда является правилом, и пример тому лидеры, которые ведут за собой остальных, тем самым не просто подчеркнув свою индивидуальность и особенность, но и внедрив ее в общество с выгодной для себя позиции. Конечно далеко не каждая личность может сформироваться подобным образом, чтобы так ярко выразить свою особенность. Но не смотря на это, в любом грамотном коллективе, обязательно есть что-нибудь такое, что выражает чью-либо индивидуальность и признание ее со стороны других.

Вспомните про доску почета, в которой нет никакого смысла, за исключением того, что она выражает индивидуальность, какой-нибудь конкретной личности, и ее признание со стороны других людей. Так что это очень важный момент в жизни каждого человека как индивида, и на этом можно порою неплохо сыграть, и наверняка те, кто знакомился с девушками и подчеркивал их особенность, понимают насколько это сильная вещь, индивидуальность и особенность личности.

psichel.ru