Подготовка животных к зиме – План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: Подготовка диких животных к зиме | скачать бесплатно

Подготовка животных к зиме

Здравствуйте ребята! Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно? А как мы, люди, можем к ней подготовиться? ( Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.). Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
 Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём? ( ответы детей) 
  Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.

  Следущее животное про которого мы поговорим это- рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.

Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они  под заснеженными кустами.

Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

   Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.

   Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.

    Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая. 

    Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.

    Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко. 

    Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.

multiurok.ru

Подготовка животных к зиме

Здравствуйте ребята! Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно? А как мы, люди, можем к ней подготовиться? ( Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.). Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
 Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём? ( ответы детей) 
  Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.

  Следущее животное про которого мы поговорим это- рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.

Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они  под заснеженными кустами.

Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

   Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.

   Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.

    Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая. 

    Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.

    Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко. 

    Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.

multiurok.ru

Подготовка диких животных к зиме

3) Развивать наблюдательность мыслительную активность умение высказывать и обосновывать свои суждения
4) Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление

Материал:
Интерактивная доска, ноутбук, магнитофон, кассета с классической музыкой, ели, муляжи грибов, орехи

Ход занятия
Стук в дверь .Ребята нам пришло письмо!Ребята как вы думаете от кого письмо?(Ответы детей)
На конверте адрес наш, а обратный чей? Лесной! Да это же письмо от лесных жителей. Вам, ребята, интересно, что же пишут нам из леса? (Ответы детей) Пишут лисы, пишут белки, пишут зайцы. Ждем вас в гости! Приходите в лес осенний.
Ребята нас в гости приглашают. Хотите сходить в гости к лесным жителям? (Ответы детей). Путь неблизкий нам предстоит, а в дальний путь надо приготовиться. Вспомним, какое время года? Какая погода осенью? (Ответы детей.) Какие изменения происходят осенью в неживой природе? (Ответы детей) А  какие  изменения  происходят  в живой природе? (Ответы детей ) Как вы думаете, что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима? (Ответы детей) Поэтому и нужна осень. Осенью природа готовится к зиме, готовятся: и люди, и звери, и птицы, и деревья . Интересно увидим ли мы зверей в лесу. Хотите познокомиться с ними и узнать , как же они готовятся к зиме? (Ответы детей).У меня есть волшебная палочка, взмахну ею, закроем глаза, покружимся, а когда откроем глаза окажемся в осеннем лесу.

Осень                                                                  
По утрам морозы, В рощах —желтый листопад,
Листья около березы Золотым ковром лежат,
В лужах лед прозрачно-синий,
На листочках белый иней.
А где же звери, которые пригласили нас в гости? Смотрите, что это под елочкой лежит, ребята как вы думаете?(Ответы детей) Это звери оставили нам правила, как вести себя в лесу. Может мы с вами тихонько погуляем по лесу, вдруг кого-нибудь увидим. Кто хочет загадать загадку? (Воспитатель и дети рассматривают первую иллюстрацию.)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Кто это, ребята? (Ответы детей)

Открываю иллюстрацию с белкой. Что вы мне можете сказать о белке? (Ответы детей) Чем занята белка осенью в лесу?(Ответы детей) А как она готовится к зиме? (Ответы детей). Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей) Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть?(Ответы детей) А теплая шерсть белке нужна?(Ответы детей) Как еще белка готовится к зиме? А что запасает белка? (Ответы детей) Ребята, у белки осенью столько хлопот, нужно столько всего сделать, все успеть. Хотите ей помочь?(Ответы детей) Тогда соберем ей в подарок грибы в корзину. (Складывает принесенные ребятами грибы, спрашивая у них их названия.)Спасибо, ребята вам от белки, за помощь, теперь белке зимой будет, чем питаться, и ей не страшен голод. До свидания, белочка!
А кто ещё знает загадку:
Что за зверь лесной
Встал как столбик
Под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы!

Кто это ребята?(Ответы детей)Рассматривают иллюстрацию зайца. Вот где зайка спрятался. Тихонько понаблюдаем за ним,что бы его не напугать. А как готовится к зиме заяц?(Ответы детей) Какая шерсть у него вырастает?(Ответы детей) А теперь ребята попрыгаем с зайцем! Все выходите на полянку.

Физкультминутка
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Кто — то зайку напугал —
Зайка — прыг и убежал!

Ребята давайте с вами отдохнём. Присядем на брёвнышко. А кто ещё нам загадку загадает.
Хвост пушистый
Мех золотистый
В лесу краса
Кто же это? (Лиса)
Рассматриваем иллюстрацию лисы.

Тихонько понаблюдаем за ней. Как же лиса готовится к зиме?(Ответы детей) Лиса осенью линяет?(Ответы детей) Какая шерсть вырастает у лисы?(Ответы детей) А меняет ли лиса цвет шерсти? (Ответы детей) Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться она — сама хищник. Пока мы с вами беседовали, лиса-то убежала.
Кто еще знает загадку?
Кто в лесу зубами щёлк
Это бродит серый (Волк)
Рассматриваем иллюстрацию. Как же волк готовится к зиме?(Ответы детей) Он тоже линяет?(Ответы детей) Какая шерсть у него вырастает?(Ответы детей) Вот волк и убежал по свои делам, а мы с вами пойдём дальше.

Кто ещё ребята знает загадку?
Кто-то косолапый
По лесу идет.
И мохнатой лапой,
Он кору дерет. (Медведь)

Как же медведь готовится к зиме? А что делает медведь зимой? (Ответы детей) А как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду. (Ответы детей.) У него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошо. Вот какой он толстый, красивый, посмотрите. Где медведь спит зимой? (Ответы детей)До свидания, мишка, до весны. Пойдем дальше. А как вы думаете кто кроме медведя в лесу впадает в спячку ( Ответы детей). Дети остановились у иллюстрации, на которой изображен еж. Ёж находит себе ямку. В ямку он носит мох, мелкие веточки, сухие листья. Таким образом, он готовит себе дом. Ребята, ежу, наверно, трудно. Надо свой дом утеплять. А что мы с вами можем сделать? (Ответы детей) Помогли ежику. Еж очень рад. Теперь ему не страшен холод. Ну, вот пора и нам возвращаться! Попрощаемся с лесом и его обитателями. До свидания. (Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации.)

Ну вот пора нам возвращаться в детский сад. Закроем глаза и тихонько не спеша покружимся.
Открываем глаза, ребята. Мы снова в нашей группе. Понравилось вам наше путешествие в осенний лес? (Ответы детей) А что вам запомнилось? (Ответы детей) Каких зверей мы встретили? (Ответы детей). Каким зверям мы помогли? (Ответы детей) Какие звери впадают в спячку?(Ответы детей) А кто делает запасы? ( Ответы детей) Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме. Мне понравилось как вы сегодня работали. Мы стали друзьями зверей. Если любить животных, природу и изучать её, то всем нам вместе будет хорошо и если случится беда то мы всегда придём на помощь!

Ребята и мне и лесным жителям понравилось,как вы сегодня работали, а что понравилось вам? (Ответы детей)
Вы сегодня показали, какие вы доброжелательные. Я горжусь вами! Ребята и за то, что вы были такие молодцы нам лесные жители передали угощение из леса.

xn—9-6kcrsahg8buf1a.xn--p1ai

Как животные готовятся к зиме

Автор:

Анна Иванова

Рубрика:
Обзор

У преимущественного количества представителей животного мира весной и летом происходит брачный период, а осень проходит под знаком подготовки к наступлению зимних холодов. Подготовка к зиме для животных, проживающих в достаточно холодных широтах – дело, от которого, без преувеличения, зависит жизнь. У многих из них – свои, индивидуальные способы перезимовать. Об этом мы расскажем ниже.

Как проходит подготовка большинства животных к зиме

Наиболее важным заданием является заготовка достаточного количества запасов пищи на зиму. Некоторые животные, такие как бабаки, полевые мыши и бурундуки занимаются этим вопросом еще с конца лета. Еще царит жаркое лето, а они уже вовсю ищут разные орехи и семечки, предусмотрительно пряча их в своей норе. Очень многие животные не делают никаких запасов, а просто много едят и набирают достаточное количество жировой прослойки, которая позволит перезимовать. Основной их заботой в осенние месяцы является поглощение как можно большего количества пищи. К таким животным относятся медведи, которые спит всю зиму в предварительно утепленной берлоге, барсуки, ежи, и даже летучие мыши. Все перечисленные млекопитающие на зиму впадают в состояние спячки, так как для них практически невозможно найти в холодный период года пищу. У многих теплокровных животных происходит осенняя линька – это смена короткого летнего меха на более густой и теплый. Линяют и меняют свой мех также зайцы, лисицы, волки, белки. 

Кроме того, зайцы и белки меняют еще и цвет своего одеяния – для маскировки на снегу они становятся светлее. Птицы также осенью линяют, у них отрастают новые перья. Многие пернатые на зиму просто-напросто улетают в теплые края. Бобры, ежи, белки и медведи занимаются тщательной подготовкой своего жилища к зиме – утепляют и укрепляют его всеми возможными способами, таскают туда сухие листья, ветки, мох. От надежности и защищенности жилища зимой также будет зависеть жизнедеятельность животного. Лисицы, зайцы и волки, за исключением смены своей шубы, особенно к зиме не готовятся, так как не впадают в спячку и весь зимний период проводят в поисках пропитания. Волки с приходом зимы сбиваются в большие стаи, а лисицы переживают большие морозы в норках.

Как зимуют холоднокровные животные


К холоднокровным животным относятся земноводные, пресмыкающиеся, насекомые. Они переживают зимний период в неактивном состоянии. За несколько месяцев до наступления холодов в организме холоднокровного животного происходят определенные изменения. Насекомые, например, комары, на зиму также накапливают жир. Муравьи строят для зимовки большие муравейники. Интересным является тот факт, что в организме муравьев, жуков и многих других насекомых зимой вырабатывается специальное вещество, которое позволяет стойко переносить даже самые суровые морозы. За счет него в состоянии зимнего покоя в организме поддерживается обмен веществ. В клетках насекомых уменьшается количество жидкости. Практически все лягушки, черепахи, змеи и ящерицы впадают в состояние спячки, которое также именуется анабиозом.

1714 просмотров

xn--80adjapb7awdo4m.xn--p1ai

Как подготовить домашних животных к наступлению зимы

Вы еще не почувствовали приближение осени? А ваш питомец уже начинает приспосабливаться к снижению температуры воздуха и уменьшению светового дня.

Собакам осенью требуется больше внимания, ласки и прогулок на свежем воздухе. Ежедневные физические нагрузки на свежем воздухе обеспечат вашей собаке хорошее настроение.

Понижение температуры вызывает линьку. Чтобы ее уменьшить давайте собаке поливитамины, богатые жирными кислотами, биотином и витамином А.

Обязательно сделайте собаке прививки — от инфекционных заболеваний осенью страдают не только люди, но и животные.

Кошки в преддверии зимнего периода становятся спокойнее и активно линяют. Чтобы шерсть животного стала густой и блестящей, включите в его рацион поливитамины с таурином и биотином.

Грызуны перед наступлением холодов становятся беспокойными и начинают прятать корм в укромных местах (делать запасы на зиму). Регулярно чистите клетку, иначе ваш питомец может отравиться испортившимися запасами. Ослабление иммунитета и нехватку витаминов можно компенсировать, добавляя в корм зелень и пророщенные зерна.

Рыбки и другие жители аквариума требуют особого ухода. Осенью им нужно больше света, поэтому нужно очистить аквариум от лишних растений. Удалите поврежденные и разросшиеся водоросли, которые мешают проникать свету.

Проверьте все оборудование, которое обеспечивает жизнеспособность рыб – фильтры, компрессор.

Обратите внимание на окраску рыб и их плавники. Плохое состояние свидетельствует о неправильном уходе.

Мальков на зиму переместите в другой аквариум.

Птицы чувствуют приближение зимы и готовятся к ней. Недостаток света и витаминов, обильная линька ослабляют организм птиц, поэтому осенью в корм и воду птицам нужно добавлять поливитамины, в пищу включить источники  витаминов и минералов – зерновые культуры, пивные дрожжи, рыбную муку.

Птицы осенью и зимой страдают от недостатка света. Включайте по вечерам настольную лампу дневного света – она создаст ощущение продленного дня.

Холоднокровные (черепахи, лягушки, ящерицы, змеи) в холодное время года впадают в зимнюю спячку. Чтобы их организм перестроился без стресса, каждый день плавно снижайте температуру обогрева в террариуме и сокращайте в нем освещение да 4 часов, но не прекращайте полностью.

Эти простые советы помогут вашим домашним питомцам подготовиться к зиме и безболезненно пережить ее. Чтобы получить больше советов по содержанию и уходу за домашними животными, посетите портал о домашних животных. Вы найдете много полезной и интересной информации о домашних любимцах.

Сохранить

lediglamur.ru

Подготовка диких животных к зиме

Конспект открытого занятия

в старшей группе по экологии на тему:

«Подготовка диких животных к зиме».

Воспитатель:Бобылева Т.В.

Занятие «Подготовка диких животных к зиме»

Цели: дать детям представление о подготовке диких живот­ных к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью.

Задачи: 1. Закрепить знание признаков живой и неживой природы.

2. Трени­ровать в отгадывании загадок, умении правильно от­вечать

на вопросы, и логически выстраивать предложения.

Обогащение словаря: линяет, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы.

Оборудование: магнитофон, кассета с классической музыкой, три дерева, игрушки или иллюстрации с изображением зайца, лисы, волка, медведя, белки, осеннего леса, грибов, мольберты для картин, испеченные орехи, салфетки, листья для украшения группы.

Ход занятия

Утренний сбор.

Воспитатель здоровается с детьми. Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Уточняют, какое время года (поздняя осень), какой сейчас месяц (ноябрь), перечисляют месяца по порядку (сентябрь, октябрь, ноябрь).

(Проводится пальчиковая гимнастика.)

Мы рога козы покажем (выдвигает указательный палец вперед, загибая остальные, затем рога поднимает к голове),

И рога оленя даже (широко раздвигает пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимает их к голове),

Мы про зайку не забудем —

Ушками водить мы будем (выдвигает вперед указательный и

средний пальцы рук, поднимает их к голове, двигает пальцами, наклоняет их вперед, а потом сжимает в кулаки и разжимает),

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить! (Каждый палец руки поочередно присоединяет к большому пальцу.)

Повторяем гимнастику (2раза). Хорошо выполняете! Старай­тесь прижать все пальцы к большому, не спешите. Вот так, ум­ницы! Понравилось играть, ребята?

Стук в дверь.

Ой, ребята! (Вынимает конверт из-за двери.) Кто-то прислал нам письмо!

Вот конверт,

Большой и желтый,

Как же нас, конверт,

Нашел ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся, ой, постой!

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?

Пишут лисы, Пишут лоси,

Пишут зайцы, Ждем вас в гости!

Приходите в лес осенний,

Будем с вами мы дружить,

Поиграем и поскачем,

Веселей мы будем жить!

Ну, что, ребята, пойдем в гости к лесным жителям? (Ответы детей.)

Но перед тем, как отправиться в лес, давайте вспомним, какая погода осенью в лесу? Скажи, Настя, Кирилл? (Холодно, дождь идет.) Правильно. В осеннем лесу холодно. Еще? (Ответы детей.) Что относится к неживой природе? Какие изменения происходят осенью в неживой природе в лесу? Скажи, Гриша, Алеша. Да, осенью солнце светит меньше, дни становятся короче, становится холодно. Что относится к живой природе? Какие изменения проис­ходят в живой природе? (Ответы детей.) Правильно, у деревьев желтеет и опадает листва, исчезают насекомые, птицы и звери готовятся к зиме. А теперь посмотрите на эту картину осеннего леса. Вот он какой. Почему же в природе, в осеннем лесу происходят такие изменения осенью? Потому что осенью становится холодно, солнце меньше греет землю, дни становятся короче. Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима? (Ответы детей.) Да, все в природе сразу же за­мерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужно такое время года, как осень. Осенью все готовится к зиме: звери, птицы и деревья. Хотите познакомиться с ними и узнать, как же они готовятся к зиме. (Ответы детей.) Тогда отправляемся в путь!

Закроем глаза, покружимся, а когда откроем глаза, окажемся в осеннем лесу.

Воспитатель включает музыку из «Времен года». Дети кружатся медлен­но и недолго, чтобы не закружилась голова.

Воспитатель. Открываем глаза. Вот мы и в осеннем лесу. Посмотрите, как здесь красиво. А кто знает стихотворение про осень?

Ребёнок: Данил П.

Осень. По утрам морозы,

В рощах — желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат,

В лужах лед прозрачно-синий,

На листочках белый иней.

А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей.) А почему? Правильно, звери могут ис­пугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы никого не встретим. Давайте тихонько погуля­ем по лесу, может быть кого-нибудь встретим. Ребята, смотрите, кто-то оставил нам загадку. Давайте ее отгадаем.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Кто это, ребята? (Белка.) А ты как думаешь, Алеша? Вот сейчас мы и узнаем, кто это (открывает картину с белками). Правда, бел­ка! Правильно вы отгадали, ребята, умницы! Вот где живет белка. Чем же занята белка осенью? (Ответы детей.) Белка осенью готовится к зиме. А как она готовится? Скажи, Ярослава. (Отвеча­ет.) Еще кто скажет? А теперь давайте все ответы соберем в один текст. Кто может рассказать, как белка готовится к зиме?

Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вы­растает новая. Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы де­тей.) Шерсть эта теплая и серая. Как вы думаете, почему у бел­ки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно за­метить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.

Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шиш­ки, орехи, грибы.

А теперь, ребята, давайте поможем белочке собрать грибы в корзину. Как называется этот гриб? (Складывает принесенные ребятами грибы, спрашивая у них их на­звания.) Спасибо, ребята, за помощь, теперь белке зимой не страшен голод. До свидания, белочка!

Ой, смотрите, а вот еще одна загадка:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

Кто это, ребята? (Заяц.) Посмотрим. И, правда, заяц. Молод­цы! Вот где зайка спрятался. Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц не делает запасы, как белка? Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет кору деревьев зимой.

Что происходит со шкуркой зайца? Он линяет. Повтори, Вадик. Хорошо. Какая шерсть у него выраста­ет? Теплая. Почему? Чтобы зимой ему было не холодно. А еще, какая шерсть у зайца зимой? (Ответы детей.) Белая шерсть. Почему? Умницы. Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк. А кто сможет рассказать, как заяц готовится к зиме?

А теперь, ребята, попрыгаем с зайцем! Все выходят на середину комнаты. Ребята изображают зайчиков, лапки подтянуты к гру­ди, — они скачут, имитируют движения зайцев. (музыка)

Воспитатель и дети вместе:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Отдохнем. Присядем на бревнышко (стульчики, выстроен­ные в ряд).

А вот и еще одна загадка для нас:

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу краса.

Кто же это? (Лиса.)

Отгадали? А кто знает, как лиса гото­вится к зиме? (Ответы детей.)

Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы? Теплая. Умницы. А меняет ли лиса цвет шер­сти? Нет? Правильно.

Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник. Пока я вам рассказывала, лиса-то убежала.

Вот еще одна загадка:

Кто в лесу зубами — щелк,

Это бродит серый… (волк).

Кто знает, как волк готовится к зиме? (Ответы детей.) Он тоже линяет. Какая у него шерсть вырастает? Теплая шерсть вырастает. Иди, волк, по своим делам, а мы пойдем дальше.

А про кого эта загадка?

Кто-то косолапый

По лесу идет.

И мохнатой лапой

Он кору дерет. (Медведь.)

Как же медведь готовится к зиме? Правильно, он тоже линяет. А что делает медведь зимой? (Спит.) Умницы, медведь впадает зимой в спячку. Давайте скажем все вместе, что медведь делает зимой.

Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может уме­реть с голоду. (Дети возражают.) Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот ка­кой он толстый, красивый, посмотрите. Где медведь спит зимой? (В берлоге.) Скажи правильно, Дима.

А теперь подумайте, кто кроме медведя в лесу впадает в спяч­ку? (Ёж) Почему? Ему нечего есть зимой.

Пойдем дальше. До свидания, мишка, до весны!

Понравилось вам в осеннем лесу? Но нам пора домой.

Закроем глаза и тихонько, не спеша, покружимся.

(Звучит музыка «Времена года»).

Открываем глаза, ребята. Мы снова в нашей групповой комна­те. Понравилось вам наше путешествие в осенний лес? А что вам запомнилось? Каких зве­рей мы встретили? (белку, зайца, лису, волка, медведя, ежа.). Ну а кто расскажет нам, какие звери впадают в спячку? Скажи, Игорёк (медведь, ёж). Хорошо. А почему? (этим зверям нечего есть зимой.). А кто делает запасы? (белка). Умницы. А как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно? (линяют) .Конечно, они линяют, и у них вырастает теплая шерсть.

А зачем белка и заяц меняют цвет шерсти? (чтобы их было трудно заметить). Почему лиса и волк этого не делают? (потому, что они хищники и им некого бояться). Молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме.

Надо любить и оберегать животных и природу. И если случится беда, то всегда приходить на помощь! Стук в дверь. Ой, ребята, кто-то оставил корзинку и письмо. (читает)

Это нам подарок из леса от животных. А пода­рок — лесные орешки. Угощайтесь. (Воспитатель раздает ребятам по печёные орешку из корзины, дети угощаются.)

А теперь помогите, пожалуйста, дежурным привести комнату в порядок и можете поиграть.

Поделитесь с Вашими друзьями:

zodorov.ru

Подготовка диких животных к зиме

Цели: дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью. Закрепить знание признаков живой и неживой природы. Тренировать в отгадывании загадок, умении не тодько правильно отвечать на вопросы, но и строить свою речь.

Обогащение словаря: линяет, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы.

Оборудование: магнитофон, кассета с классической музыкой, три елки, иллюстрации с изображением зайца, лисы, волка, медведя, белки, бурундука, осеннего леса, муляжи грибов, мольберт, подставки для картин, орехи, салфетки.

Занятие проводится с группой (6—7 человек), в групповой комнате. Во время занятия дети стоят, сидят, играют в подвижную игру. Располагаются они так, чтоб всем было удобно и видно иллюстрации. Ход занятия

Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Маленькая птичка», — и показывает детям, как играть с «птичкой», — указательным пальцем правой руки.

Надо внимательно следить, куда полетит птица, не поворачивая голову, следить одними глазами. Показываю:

Птичка вправо полетела

(отводит палец вправо, следит за ним глазами). Птичка влево полетела

(отводит палец влево, следит за ним глазами). К нам на нос она присела (подводит палец к носу). Посидела, посидела

И куда-то улетела (отводит палец вперед на вытянутую руку). А теперь поиграем вместе, стараясь следить за птицей одними глазами, не поворачивая головы. Кто из нас внимательней? Упражнение повторяется два раза.

Воспитатель. Правильно, Наташа! Старайся лучше, Алеша! Вот какие вы все внимательные! Разомнем теперь наши пальцы. (Проводится пальчиковая гимнастика.)

Мы рога козы покажем (выдвигает указательный палец вперед, загибая остальные, затем рога поднимает к голове),

И рога оленя даже (широко раздвигает пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимает их к голове), Мы про зайку не забудем —

Ушками водить мы будем (выдвигает вперед указательный и средний пальцы рук, поднимает их к голове, двигает пальцами, наклоняет их вперед, а потом сжимает в кулаки и разжимает), Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить! (Каждый палец руки поочередно присоединяет к большому пальцу.)

Повторяем гимнастику (2раза). Хорошо выполняете! Старайтесь прижать все пальцы к большому, не спешите. Вот так, умницы! Понравилось играть, ребята?

Ой, ребята! (Вынимает конверт из-за двери.) Кто-то прислал нам письмо!

Вот конверт,
Большой и желтый,
Как же нас, конверт,
Нашел ты?

Как попал ты в группу нашу?
Разберемся, ой, постой!
На конверте адрес наш ведь,
А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно, Что же пишут нам из леса? Пишут лисы, Пишут лоси, Пишут зайцы, Ждем вас в гости! Приходите в лес осенний, Будем с вами мы дружить, Поиграем и поскачем, Веселей мы будем жить!

Ну, что, ребята, пойдем в гости клееным жителям? (Ответы детей.)

А теперь вспомним, какая погода осенью в лесу? (Подходит к картине осеннего леса.) Скажи, Карина, Кирилл? (Холодно, дождь идет.) Правильно. В осеннем лесу холодно. Еще? (Ответы детей.) Какие изменения происходят осенью в неживой природе в лесу? Скажи, Валера, Алеша. Да, осенью солнце светит меньше, дни становятся короче, становится холодно. А какие изменения происходят в живой природе? Кто относится к живой природе? (Ответы детей.) Правильно, у деревьев желтеет и опадает листва, исчезают насекомые, птицы и звери готовятся к зиме. А теперь посмотрите на эту картину осеннего леса. Вот он какой. Почему же в природе, в осеннем лесу происходят такие изменения осенью? Потому что осенью становится холодно, солнце меньше греет землю, дни становятся короче. Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима? (Ответы детей.) Да, все в природе сразу же Замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужна осень. Осенью природа готовится к зиме, готовятся и звери, и птицы, и деревья. Интересно, увидим ли мы зверей в лесу? Хотите познакомиться с ними и узнать, как же они готовятся к осени? (Ответы детей.) Тогда отправляемся в путь!

У меня есть волшебная палочка, взмахну ею, закроем глаза, покружимся, а когда откроем глаза, окажемся в осеннем лесу.

Воспитатель берет «волшебную палочку», взмахивает ею, включает музыку из «Времен года». Пока дети кружатся вместе, расставляет елки, раскладывает на полу грибы, листья. Дети кружатся медленно и недолго, чтобы не закружилась голова.

Воспитатель. Открываем глаза. Вот мы и в осеннем лесу. Послушайте стихи:

Осень.

По утрам морозы,
В рощах — желтый листопад,
Листья около березы
Золотым ковром лежат,
В лужах лед прозрачно-синий,
На листочках белый иней.

А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей.) А почему? Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Смотрите, звери даже оставили нам знак под елочкой (показывает знак, обозначающий «не шумите»). Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы никого не встретим Давайте тихонько погуляем по лесу, вдруг кого-нибудь увидим. (Воспитатель и дети подходят к первой картине на фланелеграфе.)

Ребята, отгадайте-ка загадку; о ком она, тот нам и встретится:

Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.

Кто это, ребята? (Белка.) А ты как думаешь, Алеша? Вот сейчас мы и узнаем, кто это (открывает картину с белками). Правда, белка! Правильно вы отгадали, ребята, умницы! Вот где живет белка. Чем же занята белка осенью? (Ответы детей.) Белка осенью готовится к зиме. А как она готовится? Скажи, Карина. (Отвечает.) Еще кто скажет?

Правильно, только скажи красиво, все слова проговаривая… Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей.) Шерсть эта теплая и серая. Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.

Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.

А теперь, ребята, давайте поможем белочке. Соберем ей в подарок грибы в корзину. Походите по лесу и принесите по грибу. (Складывает принесенные ребятами грибы, спрашивая у них их названия.) Спасибо, ребята, за помощь, теперь белке зимой будет чем питаться, и ей не страшен голод. До свидания, белочка! А теперь послушайте загадку:

Что за зверь лесной Встал, как столбик, Под сосной. И стоит среди травы, Уши больше головы?

Кто это, ребята? (Заяц.) Посмотрим. И правда заяц. Молодцы! Вот где зайка спрятался. Тихонько понаблюдаем за ним, чтобы не напугать. Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц делает запасы, как белка? (Ответы детей.) Нет. А почему? Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет кору деревьев зимой,

А как же он все-таки готовится к зиме? Да, заяц осенью линяет. Повтори, Владик. Хорошо. Какая шерсть у него вырастает? Теплая. Почему? Правильно, скажи красиво. Чтобы зимой ему было не холодно. А еще, какая шерсть у зайца зимой? (Ответы детей.) Белая шерсть. Почему? Умницы. Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк. А теперь, ребята, попрыгаем с зайцем! Все выходят на середину комнаты. Ребята изображают зайчиков, лапки подтянуты к груди, — они скачут, имитируют движения зайцев.

Воспитатель. Поем вместе:

Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал!

Отдохнем. Присядем на бревнышко (стульчики, выстроенные в ряд). Отгадайте загадку:

Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу краса. Кто же это? (Лиса.)

Отгадали? Тихонько понаблюдаем за ней. Как же лиса готовится к зиме? (Ответы детей.) Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы? Теплая. Умницы. А меняет ли лиса цвет шерсти? Нет? Правильно. Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник. Пока я вам рассказывала, лиса-то убежала. (Воспитатель ставит новую картинку оборотной стороной к детям.) Еще одна загадка:

Кто в лесу зубами — щелк,
Это бродит серый… (волк).

(Переворачивает картину.)

Как же волк готовится к зиме? (Ответы детей.) Он тоже линяет. Какая у него шерсть вырастает? Теплая шерсть вырастает.

В лужах лед прозрачно-синий,
На листочках белый иней.

А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей.) А почему? Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Смотрите, звери даже оставили нам знак под елочкой (показывает знак, обозначающий «не шумите»). Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы никого не встретим Давайте тихонько погуляем по лесу, вдруг кого-нибудь увидим. (Воспитатель и дети подходят к первой картине на фланелеграфе.) Ребята, отгадайте-ка загадку; о ком она, тот нам и встретится:

Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.

Кто это, ребята? (Белка.)

А ты как думаешь, Алеша? Вот сейчас мы и узнаем, кто это (открывает картину с белками). Правда, белка! Правильно вы отгадали, ребята, умницы! Вот где живет белка. Чем же занята белка осенью? (Ответы детей.) Белка осенью готовится к зиме. А как она готовится? Скажи, Карина. (Отвечает.) Еще кто скажет?

Правильно, только скажи красиво, все слова проговаривая… Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей.) Шерсть эта теплая и серая. Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.

Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы.

А теперь, ребята, давайте поможем белочке. Соберем ей в подарок грибы в корзину. Походите по лесу и принесите по грибу. (Складывает принесенные ребятами грибы, спрашивая у них их названия.) Спасибо, ребята, за помощь, теперь белке зимой будет чем питаться, и ей не страшен голод. До свидания, белочка! А теперь послушайте загадку:

Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
Под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы?

Кто это, ребята? (Заяц.)

Посмотрим. И правда заяц. Молодцы! Вот где зайка спрятался. Тихонько понаблюдаем за ним, чтобы не напугать. Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц делает запасы, как белка? (Ответы детей.) Нет. А почему? Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет кору деревьев зимой.          ,

А как же он все-таки готовится к зиме? Да, заяц осенью линяет. Повтори, Владик. Хорошо. Какая шерсть у него вырастает? Теплая. Почему? Правильно, скажи красиво. Чтобы зимой ему было не холодно. А еще, какая шерсть у зайца зимой? (Ответы детей.) Белая шерсть. Почему? Умницы. Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк. А теперь, ребята, попрыгаем с зайцем! Все выходят на середину комнаты. Ребята изображают зайчиков, лапки подтянуты к груди, — они скачут, имитируют движения зайцев.

Воспитатель. Поем вместе:

Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал!

Отдохнем. Присядем на бревнышко (стульчики, выстроенные в ряд). Отгадайте загадку:

Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу краса.
Кто же это? (Лиса.)

Отгадали? Тихонько понаблюдаем за ней. Как же лиса готовится к зиме? (Ответы детей.) Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы? Теплая. Умницы. А меняет ли лиса цвет шерсти? Нет? Правильно. Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник. Пока я вам рассказывала, лиса-то убежала. (Воспитатель ставит новую картинку оборотной стороной к детям.) Еще одна загадка:

Кто в лесу зубами — щелк,
Это бродит серый… (волк).

(Переворачивает картину.) Как же волк готовится к зиме? (Ответы детей.) Он тоже линяет. Какая у него шерсть вырастает? Теплая шерсть вырастает. Иди, волк, по своим делам, а мы пойдем дальше. (Все подходят к последней картине на подставке.) Слушайте загадку:

Кто-то косолапый
По лесу идет.
И мохнатой лапой
Он кору дерет. (Медведь.)

Как же медведь готовится к зиме? Правильно, он тоже линяет. А что делает медведь зимой? (Спит.) Умницы, медведь впадает зимой в спячку. Давайте скажем все вместе, что медведь делает зимой.

Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду. (Дети возражают.) Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, красивый, посмотрите. Где медведь спит зимой? (В берлоге.) Ой, трудно понять вас. Ну-ка, скажите правильно.

А теперь подумайте, кто кроме медведя в лесу впадает в спячку? (Ёж.) Еще впадает в спячку бурундук. Почему? Этим зверям нечего есть зимой.

Пойдем дальше. До свидания, мишка, до весны! Дети остановились у картины, на которой изображен бурундук. Он заснул до весны в ямке, а листья, которыми он укрылся, улетели.

Воспитатель. Ребята, бурундуку, наверно, холодно. Он может замерзнуть. Как ему помочь? Правильно, соберем листья и укроем бурундука (все приносят по листу). Спасибо, спасли бурундука.

Ну, вот и пора нам возвращаться! Запомните, кого мы видели. (Воспитатель обращает внимание детей на картинки.) Закроем глаза и тихонько, не спеша, покружимся.

Воспитатель быстро убирает картины и елки, выключает музыку. Открываем глаза, ребята. Мы снова в нашей групповой комнате. Понравилось вам наше путешествие в осенний лес? А что вам запомнилось? Говорим красиво. (Воспитатель исправляет речевые ошибки.) Какому зверьку мы помогли? (Бурундуку.) Каких зверей мы встретили? (Ответы детей.) Ну а кто расскажет нам, какие звери впадают в спячку? Скажи, Витя. Хорошо. А почему? (Ответы детей.) А кто делает запасы? Почему? Умницы. А как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно? Конечно, они линяют и у них вырастает теплая шерсть.

А зачем белка и заяц меняют цвет шерсти? Почему лиса и волк этого не делают? Ай да молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме и почему.

Мы стали друзьями зверей. Если любить животных, природу и изучать ее, то всем нам вместе будет хорошо, и если случится беда, то мы всегда придем на помощь!

Ой, ребята! Белочка принесла нам подарок из леса! Вот видите, и звери благодарны всем. Как хорошо с ними дружить. А подарок — лесные орешки. Угощайтесь. (Воспитатель раздает ребятам по орешку из корзины, объясняет, что грызть их и брать в рот нельзя, а дома вместе с родителями расколоть и попробовать. Печеные же орешки можно попробовать, вымыв предварительно руки.)

А теперь помогите, пожалуйста, дежурным привести комнату в порядок и можете поиграть.

Источник: Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду:
Сценарии занятий. — М., Сфера, 2004

doshkolniki.org