Под финансовым правом как отраслью права понимают совокупность – Тема №2. Финансовое право — Мегаобучалка

Тема №2. Финансовое право — Мегаобучалка

(3 вопроса)

№1.Под финансовым правом как отраслью права понимают:

1) совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по поводу формирования, распределения и расходования фондов денежных средств хозяйствующими субъектами;

2) совокупность норм права, регулирующих различными методами денежные отношения;

3) совокупность правовых норм, принципов, методов по регулированию финансовой деятельности хозяйствующих субъектов;

4) совокупность норм права, регулирующих экономические отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления, осуществляемой в целях обеспечения денежными ресурсами их задач и функций;

5) совокупность юридических норм и нормативных актов, которые обеспечивают порядок принятия бюджета, исполнения бюджета, взимания налогов, а также функционирование других институтов финансовой системы;

 

№2.Источники финансового права — это:

1) законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, в которых содержатся финансово-правовые нормы;

2) законы, которые содержат нормы права, принятые в целях регулирования имущественных и других денежных отношений;

3) Налоговый, Бюджетный и Гражданский кодексы, а также иные законы и подзаконные акты, регулирующие финансовые отношения

 

№3.Особенность финансово-правовых норм состоит в том, что:

1) они принимаются только законодательными (представительными) органами государства и базируются на различных юридических методах;

2) они носят государственно-властный, императивный характер;

3) они всегда базируются на императивном методе и принимаются только законодательными органами на федеральном, региональном и местном уровнях;

 

Тема №3. Финансовый контроль

(13 вопросов)

№1.Счетная палата РФ подотчетна:

1) Президенту РФ;

2) Правительству РФ;

3) Федеральному собранию РФ;

4) Только Совету Федерации РФ;

5) Министерству финансов РФ;

 

№2.Федеральное казначейство РФ — это:



1) самостоятельный орган Правительства РФ;

2) федеральная служба, подведомственная Министерству финансов РФ;

3) подразделение Банка России;

4) самостоятельный орган при Федеральном собрании РФ;

 

№3.По времени проведения различают финансовый контроль:

1) предварительный, текущий и последующий;

2) фактический и документальный;

3) предварительный, текущий, последующий, фактический и документальный;

4) плановый и внеплановый;

 

№4.Является ли обязательной аудиторская проверка для коммерческих банков и страховых организаций?

1) Нет, не является;

2) Да, все они раз в год обязаны организовать для себя аудиторскую проверку;

3) Эти вопросы решаются индивидуально налоговыми органами, в зависимости от состояния налоговой дисциплины указанных субъектов;

4) Такую обязанность имеют только те хозяйствующие субъекты, уставной капитал которых превышает 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

 

№5.Обязан ли индивидуальный предприниматель проводить у себя аудиторскую проверку?

1) Да, обязан;

2) Да, обязан, если его доход превышает 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

3) Нет, не обязан;

4) Да, обязан, если на этом настаивают налоговые органы;

 

№6.Опубликованию и (или) предъявлению третьим лицам подлежит:

1) все содержание аудиторского заключения;

2) вводная и итоговая части аудиторского заключения;

3) только итоговая часть аудиторского заключения;

4) аудиторское заключение третьим лицам не предоставляется;

 

№7.Аттестат на право осуществления аудиторской деятельности выдается сроком на:

1) 1 год;

2) 2 года;

3) 3 года;

4) бессрочно;

 

№8.В штате организации, желающей получить лицензию на право осуществления аудиторской деятельности, должно состоять:

1) не менее 2-х специалистов, имеющих аттестат аудитора;

2) не менее 2-х специалистов, имеющих аттестат аудитора по тому виду аудита, который собирается осуществлять заявитель;

3) не менее пяти аудиторов;

4) количество специалистов нормативно-правовыми актами не регламентируется;

 

№9.Аудитор (аудиторская фирма) может получить лицензию на право осуществления аудита:

1) банковского;

2) страхового;

3) бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

4) общего;

5) всех перечисленных хозяйствующих субъектов;

 

№10.Лицензия на право осуществления аудиторской деятельности выдается сроком на:

1) 1 год;

2) 2 года;

3) 3 года;

4) 5 лет;

5) бессрочно

 

№11.По степени обязательности финансовый контроль бывает:

1) документальный и фактический;

2) обязательный и добровольный;

3) первоначальный и согласованный;

4) внутренний и внешний;

 

№12.Основным методом финансового контроля является:

1) анализ;

2) проверка;

3) встречная проверка;

4) ревизия;

 

№13.Высшим органом финансового контроля в РФ является:

1) Министерство финансов;

2) Федеральная служба бюджетно-финансового надзора;

3) Счетная палата РФ;

4) Федеральное казначейство;

 

megaobuchalka.ru

под финансовым правом как отраслью права понимают совокупность

Определите название элемента структуры нормы финансового права : 1. __________ определяет условия, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения и указывает на субъектов – участников этих правоотношений. 2. __________ способ защиты правил, установленных финансово-правовыми нормами. 3. __________ содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений.

Центральный банк РФ (Банк России) подотчетен

Счетной палате РФ

Государственной Думе РФ

Федеральному Собранию РФ

Президенту РФ

Под финансовым правом как отраслью права понимают совокупность

норм права, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления для обеспечения денежными ресурсами их задач и функций

юридических норм и нормативных актов, регулирующих порядок принятия и исполнения бюджета, взимания налогов, а также функционирование других институтов финансовой системы

норм права, регулирующих различными методами денежные отношения

правовых норм, принципов, методов по регулированию финансовой деятельности хозяйствующих субъектов

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах включает в себя совокупность

всех нормативных актов по налогам и сборам

федеральных законов и подзаконных нормативных актов о налогах и сборах.

Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах

федеральных законов и норм права о налогах и сборах

Финансовые правоотношения не возникают между

органами, осуществляющими финансовую деятельность государства

органом, осуществляющим финансовую деятельность государства, и гражданином

физическими лицами

По времени проведения различают финансовый контроль

предварительный, текущий и последующий

фактический и документальный

плановый и внеплановый

Федеральное казначейство РФ – это

самостоятельный орган Правительства РФ

подразделение Министерства финансов РФ

самостоятельный орган при Федеральном собрании РФ

подразделение Банка Росс

Эмиссию наличных денег в РФ осуществляет

Федеральное Собрание РФ

Министерство финансов РФ

Центральный банк РФ

Правительство РФ

Юридическое лицо обязано согласовать лимит остатка кассы

с местной администрацией

со своим аудитором

с банком, в котором открыт расчетный счет

с налоговой инспекцией

Консолидированный бюджет Российской Федерации – это

разница между бюджетными показателями федерального бюджета и бюджетами субъектов РФ

метод включения всех показателей бюджетов субъектов РФ в сводные таблицы бюджета Российской Федерации

федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ

свод федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных фондов (без учета межбюджетных трансфертов)

Основным методом финансового контроля является

анализ

встречная проверка

проверка

ревизия

С бюджетным посланием перед Федеральным Собранием РФ выступает

Президент РФ

председатель Счетной палаты РФ

председатель Правительства РФ

министр финансов

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляет

Правительство РФ

Центральный банк РФ

Президент РФ

Федеральное Собрание РФ

Аудиторская проверка для коммерческих банков и страховых организаций

является обязательной

обязательной не является

>

проводится по индивидуальному решению налоговых органов, в зависимости от состояния налоговой дисциплины указанных субъектов

обязательна только для хозяйствующих субъектов, уставной капитал которых превышает 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда

Счетная палата РФ подотчетна

Федеральному собранию РФ

Министерству финансов РФ

Правительству РФ

Президенту РФ

Проект федерального закона о федеральном бюджете проходит в Государственной Думе РФ

3 чтения

4 чтения

2 чтения

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется

Центральным банком РФ

Правительством РФ

Федеральным казначейством РФ

Расчеты между юридическими лицами в РФ должны осуществляться

в наличной форме

в безналичной и наличной форме

в безналичной форме

с использованием кредитных карт

Порядок ведения кассовых операций на территории Российской Федерации устанавливает

Министерство финансов

Правительство РФ

Федеральное казначейство РФ

Центральный банк РФ

Финансовая система Российской Федерации – это

совокупность финансовых институтов и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по поводу формирования фондов денежных средств

бюджетная система, внебюджетные фонды, финансы предприятий и организаций, кредитные организации, страховые организации, финансовый контроль

совокупность органов государственного управления и контроля за формированием, распределением и потреблением фондов денежных средств

совокупность финансовых институтов, способствующих образованию и использованию денежных фондов, а также государственных органов и учреждений

Определите последовательность закрепления норм в Законе (решении) о бюджете:

общий объем бюджетных ассигнований

Федеральная __________________ служба России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Расставьте главы Бюджетного кодекса Российской Федерации в необходимом порядке:

межбюджетные трансферты

Определите соответствие контрольного органа его полномочиям:

Федеральное казначейство

Счетная палата Российской Федерации

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Федеральная служба по финансовому мониторингу

Определенные функции финансового контроля выполняет _______________ управление Президента РФ.

Заполните таблицу:

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства

Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства

Определите соответствие участников бюджетного процесса федерального уровня бюджетным полномочиям, которыми они обладают:

. Руководитель Министерства финансов Российской Федерации

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Министерство финансов Российской Федерации

Федеральное казначейство

Определите последовательность бюджетных полномочий муниципальных образований, перечисленных в Бюджетном кодексе РФ:

определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов

Определите порядок рассмотрения вопросов в ходе бюджетного процесса:

объем нефтегазового трансферта

Сводная _______________ роспись – документ, который составляется и ведется финансовым органом в целях организации исполнения бюджета по расходам.

Similar articles:

Сколько стоит ремонт квартиры в новостройке? Пожаловаться ▲▼ Стоимость ремонта квартиры в новостройке, как и в любом другом жилом доме, представляет собой целую совокупность различного рода расходов,

Счет 58 — проводки по ценным бумагам и финансовым вложениям

Когда заключение срочного трудового договора неправомочно?

Правомерен ли отказ сотруднику в отпуске за свой счет?

Правомерна ли оплата подогрева воды по квитанции в 2018 году


tradefinances.ru

4.Финансовое право как отрасль российского права: понятие, предмет, методы.

Финансовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые воз­никают в процессе образования, распределения и использова­ния денежных финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализа­ции их задач.

К предмету финансового права относятся общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства, распределения и использования денежных ресурсов государства.

Финансовое право, являясь отраслью российского права, относится к публичным отраслям права. Основным методом правового регулирования финансового права является метод «власти и подчинения». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, к примеру.

5.Система и источники финансового права.

Система российского финансового права — это внутреннее строение финансового права как отрасли российского права, деление его на правовые институты и нормы.

Система финансового права состоит из двух частей:

1) К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему госу­дарственных органов, осуществляющих финансовую деятель­ность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово-право­вые нормы.

2) Особенная часть состоит из разделов, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) государственной бюджетной системы; б) внебюджет­ных государственных и муниципальных фондов; в) финансов государственных предприятий; г) государственных доходов; д) государственного кредита; е) государственного страхования; ж) государственных расходов; з) банковского кредитования’ и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирова­ния.

Источники: Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Федера­ции, ФЗ, указы президента РФ, постановления правительства РФ, локальные нормативные акты.

6.Понятие и виды финансово-правовых норм, их действие в пространстве и во времени.

Финансово-правовые нормы — это нормы права регулирующие правоотношения в сфере финансовой деятельности.

Виды:

1) Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участ­ников финансовых отношений совершить определенные действия.

2) Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий.

3) Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавли­вают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. 4) Матери­альные то есть материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

5) Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распре­деления и использования государственных денежных фондов (доходов).

Действие финансово-правовых норм в пространстве означает, что правила, содержащиеся в них, имеют юридическую силу и подлежат обязательному исполнению на всей территории РФ или на территории отдельной административно-территориальной единицы (Республики, области, района, города).

Во времени финансово-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они имеют юридическую силу до их официального изменения либо отмены.

studfiles.net

Финансовое право как отрасль финансового права

Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1.Понятие финансового права. Его место в системе российского право..4-7
2.Источники финансового право……………………………………….…7-11
Заключение……………………………………………………………………12
Список использованной литературы………………………………………..13
Введение
В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т. д. Эти экономические категории определяют сущность общественных отношений, являющихся предметом финансово-правового регулирования.
Финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права.
Однако этот вывод в теории права остается спорным.
Наличие различных точек зрения о природе финансового права объясняется тем, что оно находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права, и главным образом с конституционным, административным и гражданским.
При отграничении финансового права от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета и особенности метода правового регулирования.
Финансовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств.
1. Понятие финансового права. Место финансового права в системе Российского права.
Финансовое право-это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития страны.
Финансовое право подразделяется на общую и особенные части. В общую часть входят нормы, закрепляющие общие принципы финансовой деятельности, ее правовые формы. Особенная часть содержит разделы, регулирующие отношения в области государственного бюджета и страхования, налогов и сборов, внебюджетных государственных и муниципальных фондов, финансов предприятия, государственных доходов и кредита, сберегательного и денежного обращения и т.п. – отношения, в основе касающихся деятельности финансово-кредитных органов и валютного регулирования.
В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д.
Поэтому изучение дисциплины «Финансовое право» начинается с освоения понятий финансов, финансовой системы, финансовой деятельности.
В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспекта:  как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций; как совокупность фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.
Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля над производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения — это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу   денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие   отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.
Предметом финансового права как науки является система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Эта наука представляет собой систему специфических знаний о финансовом праве, имеющую достаточную степень единства, систематизации и обобщения. Выделяют три составные части этих знаний.
Во-первых, эти знания воплощаются в форме финансово-правовых категорий. Финансовое право как наука характеризуется тем, что ее содержание – это система связанных и скоординированных основных понятий: “государственные финансы’, “финансовая деятельность государства“, “финансовые акты“, “финансово-правовые нормы“, “бюджет“, “налоговая система“, “банковская система“. Все другие категории и понятия представляют собой конкретизацию и развертывание основных категорий.
Во-вторых, эти знания воплощаются в форме исследований о финансово-правовых нормах и их институтах – бюджетном, налоговом, банковском праве. При этом финансово-правовые нормы изучают как явления одного порядка, составляющие самостоятельную отрасль в праве, имеющие свою область правового урегулирования в ее непрерывном развитии и совершенствовании. На базе такого изучения выявляются и разрабатываются теоретические проблемы, связанные с применением норм финансового права в практической деятельности финансовых и кредитных работников, налоговых инспекторов.
В-третьих, эти знания воплощаются в форме “опытного знания» (по определению И. Канта). Финансовое право как наука изучает свой предмет не догматически, а в тесной связи с жизнью, с правоприменительной деятельностью финансовых органов: обобщается, анализируется опыт развития финансового права в цивилизованных странах Европы и Америки и все приемлемое заимствуется для использования в нашей стране.
Можно говорить о трех функциях, выполняемых финансовым правом как наукой по отношению к действующему финансовому закону, — аналитической, критической и конструктивной.
Аналитическая функция состоит в классификации, комментировании финансово-правовых норм, в приведении всех   этих норм в стройную систему.
Критическая функция заключается в выявлении дефектов и недочетов в действующем законодательстве, в фиксации несоответствий той или иной правовой нормы требованиям жизни.
Конструктивная функция способствует образованию новых финансово-правовых норм и институтов, т. е. ее действие предшествует изданию нового закона и используется в процессе нормотворческой деятельности государства.
В ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.
Итак, финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
 Место финансового права в системе Российского права
Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.
В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из  областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.
Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.
Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.
Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.
Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.
Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами
Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.
Прослеживается связь финансового права и с другими отраслями российского права (трудовое, уголовное и др.), однако в рассмотренных выше случаях она наиболее тесная.
2. Источники финансового права

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).

В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления
Итак, источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Под источниками финансового права принято понимать способ внешнего выражения правовых норм.
1. Основным источником финансового права в Российской Федерации является нормативный правовой акт. Он представляет собой результат правотворчества органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
К нормативно-правовым актам как источникам финансового права относятся:
а) Конституция Российской Федерации. Многие ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Это норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом; норма п. «з» ст. 71, закрепляющая в ведении Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе; ч. 5 ст. 101, учреждающая Счетную палату для контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; ст. 106, закрепляющая, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета, б) федеральных налогов и сборов; ч. 1 ст. 114, устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.
б) Финансово-правовые нормы содержатся также в законодательных актах Российской Федерации и субъектов РФ, прежде всего в некоторых федеральных конституционных законах (т.е. тех, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ). В их числе — ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 18 ноября 1994 г., принятый в соответствии со ст. 101 Конституции РФ и определяющий компетенцию и порядок деятельности органа государственного финансового контроля.
Наиболее важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. В 1998 г. принят Налоговый кодекс РФ (часть первая), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения. Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 17 июля 1998 г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса.
К законодательным актам Российской Федерации относятся и федеральные законы, содержащие финансово-правовые нормы и являющиеся поэтому источниками финансового права. Особое место среди них занимают законы, устанавливающие те или иные налоги и порядок их взимания. Например, Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и др. Все нормы, составляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с тем имеются федеральные законы, которые являются источником финансового права не полностью, а лишь в определенной части. Примером может служить ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию муниципальных займов и др.
Источником финансового права являются и законы субъектов Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этого субъекта в области финансов. Среди них — ежегодно принимаемый закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют законы о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие — законы о порядке предоставления налоговых льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.
в) Среди нормативно-правовых актов как источников финансового права выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента РФ в сфере финансово-правового регулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФ в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов. Таковы, в частности, указы «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля» от 25 июля 1996 г., «О неотложных мерах по обеспечению финансовой стабилизации в стране» от 16 июля 1998 г, «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» от 14 мая 1998 г.
г) Постановления Правительства РФ также являются источниками финансового права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Число постановлений Правительства РФ по вопросам государственных финансов очень велико. В частности, это постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг, устанавливающие ставки таможенных пошлин и т.п. Аналогично федеральному уровню источниками финансового права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
д) Часто источником финансового права являются ведомственные нормативно-правовые акты. Основное место среди них занимают инструкции и письма Министерства по налогам и сборам РФ, Министерства финансов РФ, а также Государственного таможенного комитета РФ.
Все ведомственные финансово-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, в соответствии с актами Президента РФ и Правительства РФ. Ведомственные нормативно-правовые акты как источники финансового права приобретают юридическую силу после их государственной регистрации в Министерстве финансов РФ, осуществленной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., которым утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
е) Источником финансового права являются и локальные нормативно-правовые акты, содержащие финансово-правовые нормы. В частности, таковыми являются уставы и решения ученых советов государственных высших учебных заведений, затрагивающие вопросы их финансовой деятельности и содержащие, соответственно, финансово-правовые нормы.
2. Помимо нормативно-правового акта в качестве источника финансового права в последние годы стал выступать нормативный договор. В данном случае в качестве источника финансового права выступают международные договоры Российской Федерации с другими странами в сфере налогообложения. К примеру. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 2 марта 1994 г. «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 8 июня 1983 г. «Об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».
Признание международно-правового договора в качестве источника российского права основано на ч, 4 ст. 15 Конституции РФ, которая устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В связи с этим, в науке международные договоры Российской Федерации рассматриваются как часть ее национальной правовой системы. Не случайно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ конкретизирована в ст. 7 НК РФ применительно к налогообложению.
Помимо международных договоров в качестве нормативного договора как источника финансового права выступают договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налоговым вопросам. Например, договор о бюджетных отношениях между органами государственной власти Красноярского края и Таймырского автономного округа от 2 ноября 1995 г.
3. В качестве источника российского права в последние годы в теории права все чаще признается судебный прецедент-. Судебный прецедент — это правило поведения, сформулированное судом при рассмотрении конкретного дела в судебном решении, имеющее общеобязательное значение. Судебный прецедент как источник финансового права представлен главным образом решениями Конституционного Суда РФ. В настоящее время вынесено более 10 решений Конституционного Суда РФ по вопросам, касающимся государственных финансов.
Общеобязательность решений Конституционного Суда РФ выражается в том, что в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу. Таким образом. Конституционный Суд РФ формулирует для всех обязательное правило не применять эти акты.
Кроме того, Конституционный Суд РФ часто в ходе рассмотрения дела формулирует правило поведения общего характера, которое ранее не было зафиксировано в каком-либо нормативном акте.
Более того, многие из этих правоположений затем находят свое закрепление в нормативно-правовых актах. Например, в решении Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» было впервые сформулировано правоположение о том, что бесспорный порядок взыскания штрафов в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого ограничения права собственности, поскольку никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Это правоположение было воспринято законодателем и закреплено в ст. 104 Налогового кодекса РФ
Заключения
Финансовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения его задач и функций методом «власти и подчинения», как правило, не основанным на субординации. Нормы финансового права носят, как правило, императивный характер, т. е. содержание такой нормы не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения, как это имеет место при диапозитивных нормах, содержащихся, например, в Гражданском кодексе РФ.
В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяется на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Источниками финансового права являются различные нормативные акты. Основополагающие нормы финансового права содержатся в Конституции РФ. например, в ст. 57 Конституции РФ закреплено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статьей   71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; в ведении Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Источниками финансового права являются также многочисленные федеральные законы, регулирующие различные виды финансовых отношений, значительное количество федеральных законов принято для регулирования налоговых отношений. Нормы финансового права содержатся в Указах Президента РФ, регулирующих финансовые отношения, в соответствующих Постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации.
Особое значение для регулирования финансовых отношений имеют инструкции, письма и т. д. Министерства финансов Российской Федерации, Центрального Банка России; при регулировании банковских отношений значительную роль играют обычаи делового оборота.
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

Список литературы
1.А. Апель, “Основы финансового права – краткий курс лекций”, СПб, 2003г.
2. Воронов Л. К., Давыдова Л. А. и др. «Финансовое право» М., 2002г.
3. Финансы: Учебник / под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2004г.
4. Дадашев А.З., Черник Д.Г. “Финансовая система России”. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001г.
5.Мадрица В.М., “Финансовое право”, Ростов-на-Дону,2003г.
6.Российское право, учебник для вузов, Кашанина Т.В., Кашанин А.В., м, 2005г
7.Налоговый кодекс РФ 2000г.

coolreferat.com

Финансовое право как отрасль права

Финансовое право. Семинар № 2: Финансовое право как отрасль права.

1.  Методы финансовой деятельности различны с методами финансовых правоотношений, равно как и сами понятия финансовой деятельности и финансово правовых отношений в корне различаются: финансовая деятельность – это деятельность субъектов финансового права по формированию, использованию и распределению денежных фондов, а финансовые правоотношения – нормативно урегулированные отношения в сфере финансовой деятельности.

Финансовое право (как отрасль права) – это отрасль права, предметом регулирования которой являются общественные отношения, возникающие при формировании, использовании и распределении денежных средств. Финансовое законодательство – совокупность финансово правовых норм, регулирующих отношения, являющиеся предметом финансового права как отрасли права.  Если же финансовое право понимать как систему законодательства, то студент дал верный ответ на данный вопрос.

Предметом финансового права как отрасли права являются отношения по формированию, использованию  и распределению денежных средств. Предметом науки финансового права являются: сама отрасль финансового права,  практика применения финансово правовых норм, история развития финансового законодательства, финансовое право зарубежных государств. Ответ студентом дан неверный.

Предметом регулирования административно-правовых отношений являются: отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования деятельности органов исполнительной власти,  в процессе внутриаппаратной или внутриорганизационной деятельности, отношения, складывающиеся при судебном рассмотрении дел об административных правонарушениях, отношения, складывающиеся в процессе осуществления некоторыми негосударственными организациями внешневластных полномочий. Предметом регулирования финансовых правоотношений являются отношения, складывающиеся при формировании, использовании и распределении денежных средств (иногда органами исполнительной власти). Следовательно, предметные круги регулирования административных и финансовых правоотношений частично пересекаются.

2.  Единственным методом гражданских правоотношений является диспозитивность, а методами финансовых правоотношений является властно-имущественный метод и метод согласования рекомендации. Сами финансовые правоотношения в большинстве случаев исключает диспозитивность, они императивны.

3.  Не смотря на схожесть методов и предметов финансового права как отрасли права и как науки, существуют и различия. Например, предметом отрасли права не является история развития финансово правовых норм, а предметом науки не являются конкретные правоотношения по формированию денежного фонда (например, средств бюджета на 2008 год). Также задачи науки финансового права значительно шире, чем задачи отрасли. Соответственно, финансовому праву как и другим отраслям присуща как доктрина, так и практика, и, исходя из этого, невозможно существование практики (отрасли) и доктрины (науки) друг без друга.

4.  Предметом финансового права являются отношения по формированию, использованию и распределению денежных фондов, данные правоотношения существуют в совокупности, они взаимозависимы и неотъемлемы друг от друга.

5.  Взыскание штрафа производится в безналичном расчете,  и не может происходит непосредственно на месте задержания.

6.  В случае, если РФ ратифицировала Международный договор, на который ссылается ответчик, то в данном случае большей юридической силой обладают нормы этого договор, нежели нормы НК РФ.

7.  Студент не прав. Метод властного предписания (рекомендации) используется  преимущественно в вертикальных отношениях.

8.  Методами административного права являются: предписание, запрет, дозволение. А методами финансового права являются властно-имущественный метол и метод согласования и рекомендации.

vunivere.ru

§ 2. Понятие финансового права. Система финансового права

Понятие «финансовое право» рассматривается в разных аспектах:

— как отрасль российского права;

— как отрасль правоведения, правовая наука;

— как учебная дисциплина, учебный курс, изучаемый в юридических выс­ших учебных заведениях.

Финансовое право как отрасль российского правапо своей сущности от­носится к публичным отраслям права и регулирует общественные отноше­ния, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, то есть деятельности, направленной на создание, распределение и использова­ние определенных фондов денежных средств.

Финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом финансового права являются обществен­ные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и ме­стным самоуправлением финансовой деятельности, то есть деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являю­щихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуп­равления. Отсюда и другая их особенность — они представляют собой разно­видность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансо­вых ресурсов, денежных средств. Это — финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или орган местного самоуп­равления.

Своеобразие предмета регулирования обусловливает и особенности мето­да регулирования, свойственного финансовому праву.

Основным методом правового регулирования финансового права является метод «власти и подчинения». Однако метод «власти и подчинения», применяе­мый финансовым правом, отличается от аналогичного метода, используемого другими отраслями публичного права, в частности административным правом. Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансо­вых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости.

Определенную группу финансовых отношений составляют отношения, в которых участники находятся в подчинении «по вертикали» (министерства, ведомства и подчиненные им предприятия), однако эти отношения в связи с переходом к рыночной экономике теряют свое былое значение.

Н.И. Химичева рассматривает в качестве основного метода финансово-правового регулирования государственно-властные предписания одним участ­ником финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени го­сударства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. «Такой метод, — пишет Н.И. Химичева, — свойствен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных го­сударством на властные действия… Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осу­ществления финансовой деятельности». И далее: «Участники финансовых от­ношений, которым они адресуют свои предписания (различные органы госу­дарственного управления, организации), находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них лишь по линии функций финансовой дея­тельности» *.

*Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д. ю. н. Н.И. Химичева. С. 41-42.

Финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обус­ловленный им метод правового регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права.

Однако этот вывод в теории права остается спорным. Вопрос о природе финансового права возник в ходе дискуссии о системе социалистического права, проведенной Институтом права АН СССР в 1940 г. В тезисах Инсти­тута права АН СССР финансовое право рассматривается как самостоятель­ная отрасль права, но без подразделения на общую и особенную части. Боль­шинство авторов, разрабатывающих общие проблемы теории государства и права, а также изучающих вопросы финансовой деятельности государства, рассматривают финансовое право в качестве самостоятельной отрасли права. Иные авторы считают, что финансовое право является частью администра­тивного права.

В.В. Бесчеревных, проведя детальный анализ точек зрения ученых о мес­те финансового права в общей системе права, пришел к выводу о том, что фи­нансовое право является самостоятельной отраслью права, но не имеет свое­го, только ему присущего, метода правового регулирования и не применяет «различные («разные») методы регулирования, а… использует так называе­мый административный метод» *.

* Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. М., 1976. С. 24-32; Гра­чева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С. Г. Указ. раб. С. 9; Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М., 1998. С. 41.

Наличие различных точек зрения о природе финансового права объясня­ется тем, что оно находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями пра­ва. И главным образом с конституционным, административным и граждан­ским.

При отграничении финансового права от смежных отраслей права необ­ходимо учитывать природу его предмета и особенности метода правового ре­гулирования.

Итак, финансовое право— самостоятельная отрасль права, представляю­щая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отноше­ния, возникающие в процессе создания, распределения и использования го­сударством и местным самоуправлением определенных фондов денежных средств, необходимых им для выполнения задач и функций, методом «власти и подчинения», как правило, не основанным на субординации.

В литературе имеются и иные определения финансового права.

Один из виднейших специалистов по гражданскому и финансовому пра­ву Поль Мари Годме определяет финансовое право как отрасль публичного права, нормы которой регулируют государственные финансы, доходы и рас­ходы государственных органов и контроль над использованием всех этих средств*.

* Годме П. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978. С. 38.

Н.И. Химичева определяет финансовое право как «совокупность юриди­ческих норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, не­обходимых для реализации их задач» *.

* Финансовое право: Учебник. М.: БЕК, 1995. С. 13, см. также: Финансовое право: Учебник. М.: Юристь, 1999. С. 35, 36.

Нормы финансового права в зависимости от особенностей регулируемых ими общественных отношений группируются в различные структурные под­разделения. Наиболее крупными подразделениями финансового права явля­ются общая и особенная части. Впервые такое деление было введено в тео­рию финансового права в 1952 г.

Общая часть финансового права включает в себя нормы, закрепляющие основные начала финансовой деятельности, ее задачи, формы и методы осу­ществления; устанавливающие компетенцию субъектов управления финан­сами, порядок осуществления финансового контроля. Эти нормы имеют зна­чение для всех финансовых отношений. Нормы, регулирующие отдельные виды финансовых отношений, образуют финансово-правовые институты, объе­диняющиеся в особенную часть финансового права. В теории права существует точка зрения, согласно которой в особенной части финансового права объеди­няются не только финансово-правовые институты, но и более крупные подраз­деления, представляющие собой совокупность институтов — разделы (подотрас­ли) права*.

* Пискотин М.И. Советское бюджетное право. М., 1971. С. 50.

Это, в частности, касается норм, регулирующих бюджетные отношения. Бю­джетное право не является самостоятельной отраслью права, но все ученые еди­нодушно подчеркивают, что бюджетное право занимает особое место в системе финансового права. То же самое следует сказать и о налоговом праве, являю­щемся подотраслью финансового права.

На Международной научно-практической конференции по проблемам финансового права (бюджет — налоги — банки), которая проходила 25-27 фе­враля 1998 г. на базе Московской государственной юридической академии, ученые высказали мнение о том, что налоговое право — это подотрасль фи­нансового права. И. Ю. Орлов, Н.П. Кучерявенко, В.И. Гуреев охарактеризо­вали налоговое право как подотрасль финансового права, поскольку отсутст­вуют какие-либо основания выделять налоговое право из финансового права и рассматривать его в качестве самостоятельной отрасли права*.

* Государство и право. 1998. № 10. С. 8-12.

В особенной части финансового права содержатся институты, регулирую­щие общественные отношения, возникающие при банковском кредитова­нии, денежном обращении и при производстве расчетов.

В литературе было высказано мнение о том, что нормы права, регулирую­щие общественные отношения с участием кредитных организаций, в своей совокупности образуют самостоятельную отрасль российского права — бан­ковское право*. Авторы не разделяют данную позицию, а поддерживают тех ученых, которые считают, что общественные отношения с участием кредит­ных организаций, в том числе и при банковском кредитовании, регулируются нормами различных отраслей права, главным образом нормами администра­тивного, финансового и гражданского права**. Нельзя полностью согласиться и с точкой зрения М.В. Карасевой, считающей, что «внутрибанковские отно­шения» — отношения Банка России с кредитными организациями по установ­лению обязательных нормативов, по осуществлению надзора и образованию и использованию фонда обязательных резервов Банка России — не являются финансово-правовыми, а должны рассматриваться при образовании фонда обязательных резервов ЦБ РФ как административно-правовые, а при исполь­зовании этого фонда — как гражданско-правовые***.

*Тосунян Г.А. Место банковского права в системе российского права // Юридический мир. 1998. № 8 (август). С. 8.

** Горбунова О.Н. Выделять банковское право в отдельную отрасль права пока рано // Там же. С. 15.

*** Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 1999. С. 37, 38.

Если возможно рассматривать отношения, возникающие при предоставле­нии кредитным организациям кредитов Банка России в порядке рефинансиро­вания, как гражданско-правовые отношения*, то никак нельзя относить отно­шения, возникающие между Банком России и кредитными организациями по поводу образования фонда обязательных резервов, а также установления им обязательных нормативов и при осуществлении Банком России надзора за де­ятельностью кредитных организаций, к административно-правовым. Между Банком России и кредитными организациями отсутствуют отношения субор­динации, характерной для административных отношений. Кредитные органи­зации, в своем большинстве функционирующие на праве частной собственно­сти, являются независимыми юридическими лицами, не входят в систему Банка России и не подчинены ему по вертикали. И только в области финансо­вой деятельности кредитные организации обязаны выполнять предписания Центрального Банка Российской Федерации.

*См.: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М„ 1999. С. 561.

Объединение норм финансового права в общей и особенной частях, в разде­лах, финансово-правовых институтах имеет не только теоретическое, но и прак­тическое значение, поскольку позволяет более эффективно пользоваться фи­нансовым законодательством, способствует соблюдению важнейшего принципа финансовой деятельности — законности.

Финансовое право как отрасль правоведенияизучает нормы, регулирую­щие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансо­вой деятельности; изучает практику их применения, закономерности разви­тия финансового права как отрасли российского права*.

* Поль Мари Годме утверждает, что финансовое право выделилось из административно­го права и составило самостоятельную отрасль в конце прошлого века. См.: Годме П. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978. С. 39.

Наука финансового права — это совокупность знаний, положений, кате­горий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующих практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, вырабо­танные представителями других отраслей правоведения, в первую очередь — теории государства и права, развивается в тесном контакте не только с юри­дическими (правовыми) науками, но и с наукой о финансах, финансовой на­укой, изучающей сущность общественных отношений — финансовых отно­шений, являющихся предметом правового регулирования финансового права.

Идет взаимный процесс обогащения правовой науки и экономической науки, изучающих процессы, связанные с использованием финансов в разви­тии общества.

В науке финансового права наблюдается тенденция более углубленного изучения отдельных разделов, институтов финансового права, в частности бю­джетного, налогового права, страхования, норм, регулирующих кредитные и расчетные отношения. Это закономерный процесс познания от частного к об­щему, особенно если учесть «относительную молодость» науки финансового права, которая смогла активно развиваться только после выделения финансо­вого права из административного права в качестве самостоятельной отрасли права. Теоретические вопросы, касающиеся предмета и системы финансового права, сущности финансово-правовой нормы и финансового правоотношения, их классификации и систематизации и др., разрабатывались видным ученым Е.А. Ровинским*.

* Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960.

История развития науки финансового права, ее предмет, используемые ме­тоды, основные категории, библиография — библиографический перечень лите­ратуры по финансовому праву за прошедшие 200 лет (XIX в. — начало 90 годов XX в.) — изложены в работе К. С. Вольского «Финансовое право» *.

* Бельский К.С. Финансовое право. М.: Юристь, 1994. Данную работу, несмотря на спор­ность некоторых положений, можно расценивать как существенный вклад в развитие науки финансового права. См. также: Советское финансовое право: Учебник. М.: Юрид. лит., 1987. С. 105-114; Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: Юристь, 1999. С. 45-62; У истоков финансового права / Под ред. проф., д.ю.н. А.Н. Козырина. М.: Статут, 1998. (Серия «Золотые страницы российского финансового пра­ва»). Т. I.

Финансовое право как учебная дисциплина, учебный курспредусматривает обучение студентов финансовому праву, изучение правовых норм, которые в со­вокупности образуют финансовое право как отрасль права. Студенты обучаются практике применения этих норм, приобретая не только знания, но и соответст­вующие умения. Успешное обучение юриспруденции, в том числе и финансово­му праву, возможно только на основе научных исследований, проводимых уче­ными-юристами. Поэтому в сферу обучения входит и наука финансового права с выработанными ею понятиями, суждениями и категориями.

Система курса финансового права — это последовательное изложение со­держания финансово-правовых норм, позволяющее более эффективно рас­крыть их сущность и значение. Система курса, как и система отрасли финансо­вого права, подразделяется на общую и особенную части. В общей части курса выявляется внутреннее единство финансового права, изучаются его предмет и метод правового регулирования, раскрывается специфика финансово-право­вых норм и финансовых правоотношений, выявляются особенности форм и ме­тодов осуществления финансовой деятельности и финансового контроля, опре­деляется место финансового права в общей системе российского права. В особенной части курса разделы и отдельные финансово-правовые институты рассматриваются в историческом плане, предлагаются пути совершенствования финансово-правовых норм, проводится сравнительно-правовой анализ соответ­ствующих разделов и финансово-правовых институтов.

Важнейшим разделом особенной части курса является «Бюджетное право Российской Федерации», в котором рассматривается содержание таких катего­рий, как: бюджет и его виды, бюджетное право, источники бюджетного права, бюджетная система, ее состав и принципы построения, бюджетный процесс и т. д. Самостоятельным разделом особенной части курса является и раздел, по­священный правовому регулированию государственных доходов и доходов ме­стного самоуправления. В данном разделе рассматривается налоговое право как подотрасль финансового права, а также такие правовые институты, как государ­ственный кредит и имущественное и личное страхование. Разделами особенной части курса являются также разделы: «Правовое регулирование государствен­ных расходов», «Правовые основы денежного обращения, расчётов, валютного регулирования и валютного контроля». Изучаются в особенной части курса и финансово-правовые отношения, связанные с выпуском, обращением и по­гашением ценных бумаг в Российской Федерации.

Финансовое право как учебная дисциплина относится к общеобязатель­ным курсам, предусмотренным государственной программой высшего юри­дического образования. Однако следует отметить наличие факультативных учебных курсов, органически связанных с курсом «Финансовое право», та­ких как: «Банковское дело», «Страховое право», «Рынок ценных бумаг» и др., в которых подробно изучаются определенные сферы деятельности, регулиру­емые нормами различных отраслей права, в том числе и нормами финансо­вого права.

studfiles.net

Под финансовым правом как отраслью права понимают

a) Совокупность норм права, регулирующих экономические отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления, осуществляемой в целях обеспечения денежными ресурсами их задач и функций

b) Совокупность норм права, регулирующих различными методами денежные отношения

c) Совокупность правовых норм, принципов, методов по регулированию финансовой деятельности хозяйствующих субъектов

d) Совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по поводу формирования, распределения и расходования фондов денежных средств хозяйствующими субъектами

e) Совокупность юридических норм и нормативных актов, которые обеспечивают порядок принятия бюджета, исполнения бюджета, взимания налогов, а также функционирование других институтов финансовой системы

20. Источники финансового права – это

a) Законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, в которых содержатся финансово-правовые нормы

b) Законы, которые содержат нормы права, принятые в целях регулирования имущественных и других денежных отношений

c) Налоговый, Бюджетный и Гражданский кодексы, а также иные законы и подзаконные акты, регулирующие финансовые отношения

d) Конституция РК, Гражданский кодекс РК, Уголовный кодекс РК

e) Все вышеперечисленное

Особенность финансово-правовых норм состоит в том, что

a) Они носят государственно-властный, императивный характер

b) Они принимаются только законодательными (представительными) органами государства и базируются на различных юридических методах

c) Они всегда базируются на императивном методе и принимаются только законодательными органами на федеральном, региональном и местном уровнях

d) Они регулирую финансовые отношения равноправных сторон

e) Все вышеперечисленное

Денежная реформа, в результате которой происходит укрупнение денежного знака путем обмена старых денежных знаков на новые

a) Деноминация

b) Девальвация

c) Ревальвация

d) Аккредитация

e) Сертификация

Лицевая сторона монеты

a) Аверс

b) Реверс

c) Гурт

d) Орел

e) Решка

Это один из видов системы металлического обращения, при котором происходит обмен любого вида денежных знаков только на золото или определенную пробу серебра

a) Монометаллизм

b) Биметаллизм

c) Миниметаллизм

d) Полиметаллизм

e) Однометаллизм

studlib.info