Почему россия правовое государство кратко – Является ли Россия правовым государством и почему? Можно ли назвать РФ правовым государством
Можно ли теперь считать современную Россию правовым государством?
Исмаилов Джафар Исмаилович
студент 1 курса заочной формы обучения (СПО)
РИ (Ф) ВГУЮ (РПА Минюста России)
В последнее время вопрос: «Можно ли считать современную Россию правовым государством?», вызывает достаточно неоднозначные реакции. Согласно Конституции РФ: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Однако если подумать, возникает серьезная проблема: понятия правового государства в том виде, в каком оно сложилось в России. [1]
Председатель Конституционного суда РФ Валерий Дмитриевич Зорькин, на открытом интервью для «Российской Газеты» своим ответом подчеркнул: «Россия не является правовым государством». По его словам, страна находится в переходном этапе своего развития. «Было бы трудно надеяться на это после тысячелетних стереотипов, в которых закон и право отнюдь не на первом месте, а главный принцип был „давайте жить по правде, а не по закону“». Правовое государство — это особая система, которая держится «не на силе как таковой, не на праве силы, а на силе права«». [2]
Почти в каждом выступление руководства нашей страны, мы слышим высказывания о правовом государстве. Безусловно, много шагов сделано в этом направлении. Создание правовых документов, нормативно-правовых актов- свидетельствует о вкладе в становление основополагающих правовых начал. Но ведь их с большим трудом можно применить к нынешнему состоянию нашего государства!
К признакам современного правого государства принято относить:
· Верховенство права;
· Разделение властей;
· Равенство всех перед законом и судом;
· Соответствие законодательства принципам и нормам международного права;
· Наличие развитого гражданского общества;
· Соблюдение защиты прав и свобод человека;
· И другие основополагающие признаки;
Перечисленные признаки отражены в нормативной базе, основного закона нашей страны. Однако их реальная реализация вызывает огромное количество вопросов. Они безусловно взаимосвязаны и образуют единую систему, в которой один компонент находится в зависимости от остальных.
При отсутствие развитого гражданского общества, невозможно ни соблюдение защиты прав и свобод человека, ни эффективный контроль за реализацией императивных норм, ни тем более, ответственность государства перед его гражданами. Реальная практика деятельности государства в России значительно отличается от той законодательной основы которая существует как норма.
Если рассматривать принцип «Равенства всех перед законом и судом», то в России этот принцип не реализован во всей полноте. СМИ пестрят заголовками об «иммунитете» чиновников, и судебном снисхождении в отношении указанных лиц, а в тюрьмах немало осужденных- невиновных в совершенных преступлениях. От сюда и главный вопрос — а существуют ли равенство в нашем правовом государстве и чье равенство прав закрепляет Конституция РФ.
В нашей стране существует разделение властей, но я сомневаюсь в их независимости, и не зависимости друг от друга. Судебная система у нас до сих пор находится в процессе становления, то есть внешняя политика в нашем государстве фактически зависит от воли одного человека, пусть и всенародного избранника. Конституция РФ декларирует, но отнюдь не гарантирует права человека. Не смотря на демократические перемены, произошедшие в стране за последние десятилетия, Россию отнюдь нельзя назвать правовым государством.
В Российской Федерации отсутствует надежная система защиты человека от произвола государства. Граждане России не всегда могут безболезненно, в короткие сроки восстановить свои нарушенные права, защитить свои законные интересы.
По мнению Валерия Зорькина, основой закон не должен превращаться в идеологический документ, который лежит на полках и пылится, как это было раньше. «Конституция СССР была совсем неплохим документом, но ведь она никому не нужна была, потому что все девальвировалось шестой статьей, — напомнил Валерий Зоркин. — Сейчас Конституция — это реально действующий документ. Понятно, что мы пока не достигли идеала правового государства и пока нас рано сравнивать с передовыми с этой точки зрения государствами, но все же основы правового государства в Российской Федерации созданы«. [3]
Список литературы
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) URL : http://constitution.kremlin.ru/ (дата обращения 21.05.2017)
- Российская газета — Столичный выпуск № 3948 (0) /Анна Закатнова, Екатерина Конькова URL: https://rg.ru/2005/12/12/zorkin.html (дата обращения 21.05.2017)
- Интернет-газета URL: https://www.znak.com/2016-05-17/glava_konstitucionnogo_suda_rf_rossiya_ne_yavlyaetsya_pravovym_gosudarstvom (дата обращения 21.05.2017)
journalpro.ru
Является ли Россия правовым государством? Почему?
По Конституции, Россия является правовым государством.Статья 1 Конституции РФ гласит: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство» . В то же время текущий текст Конституции РФ не раскрывает это понятие. Континентальная система права базируется на понятии „правовое государство“ — том, что взято в основу нашей Конституции. Это понятие во взаимосвязи с реалиями XXI столетия еще ждёт своей доктринально-концептуальной разработки, что потребует тесного сотрудничества юристов и философов. И хотя проблематика правового государства постоянно находится в центре внимания специалистов в области конституционного права, теории и философии права, к настоящему времени еще ни по одному из принципиальных аспектов этой темы не сложилось того единства взглядов, которое позволяло бы говорить о наличии в российской юридической науке общепризнанной доктрины правового государства. Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность.
Некоторые исследователи ставят под сомнение, является ли Россия правовым государством. В рейтинге верховенства права Мирового банка Россия находится на уровне Нигера и Того (заметно уступая Мали, Танзании и Габону, но выше Нигерии и Гвинеи) , причём в последние годы этот показатель падал. В соответствии с другими международными рейтингами, оценка независимости судебной системы и эффективности правовой защиты у России ниже, чем у большинства среднеразвитых стран (ниже Пакистана, Египта, Китая, Индонезии, Мексики и др. ; из среднеразвитых стран схожий рейтинг имеют только Аргентина, Перу и Венесуэла) .
В правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью. А защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Данная обязанность предполагает наличие развитой судебной системы, посредством которой осуществляется защита нарушенного права. Цивилизованная модель отправления правосудия сводит роль судей к медиации, а судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При этом сфера права автономна и отделена от морали. На принимаемые судами решения не должны влиять факторы из вне, либо личная заинтересованность представителей судейского корпуса. Однако, неспособность самостоятельно принимать решения, вследствие низкой квалификации кадров, и нежелание разорвать с коллективистским прошлым России, не позволяют судам функционировать на подобных принципах. В принимаемых судами решениях, как и в самой деятельности судов, слишком сильно влияние органов прокуратуры.
Закономерный вывод: Россия, на данном этапе развития, не может называться правовым государством, несмотря на наличие законодательной базы, и судебной власти. Однако, предпосылки для создания условий, в которых произойдет кардинальная смена формата, все-таки существуют.
otvet.mail.ru
Московская школа гражданского просвещения :: Статья
Рассматривая перспективы правового государства в России, в рамках сессии “Государство и право”, Вадим Волков достаточно емко изложил основные понятия права, его роли в государстве и обществе. В российской действительности, мы имеем суд и законы, но не имеем верховенства права. Так является ли Россия правовым государством?
Согласно п. 1 ст. 1 Конституции РФ – “Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. Казалось бы все предельно ясно. Но в правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью. А защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Данная обязанность предполагает наличие развитой судебной системы, посредством которой осуществляется защита нарушенного права. Цивилизованная модель отправления правосудия сводит роль судей к медиации, а судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При этом сфера права автономна и отделена от морали. На принимаемые судами решения не должны влиять факторы из вне, либо личная заинтересованность представителей судейского корпуса. Однако, неспособность самостоятельно принимать решения, вследствие низкой квалификации кадров, и нежелание разорвать с коллективистским прошлым России, не позволяют судам функционировать на подобных принципах. В принимаемых судами решениях, как и в самой деятельности судов, слишком сильно влияние органов прокуратуры.
Итогом сессии явился совершенно закономерный вывод о том, что Россия, на данном этапе развития, не может называться правовым государством, несмотря на наличие законодательной базы, и судебной власти. Однако, предпосылки для создания условий, в которых произойдет кардинальная смена формата, все-таки существуют.
Как представитель адвокатского сообщества, не могу не отметить роль института адвокатуры в формировании гражданского общества и построении правового государства. Адвокатура, как институт, в какой-то степени противостоит государству, в лице его органов, в то же время, способствуя становлению и укреплению такого состояния жизни общества, при котором обязанностью каждого является признание верховенства закона и выстраивание модели своего поведения в тех рамках, которые определены законом. По сути — это является одним из “кирпичиков” в построении правового государства.
Прослушать аудиозапись выступления Вадима Волкова
Остальная информация о семинаре в Зеленогорске: программа, аудио, отзывы, фото
нет комментариев
www.msps.su
Является ли Россия правовым государством.
Мифы и реальность
о российском правовом государстве
Содержание
Введение …………………………………………………………………….3
Понятие правового государства………………………….……….4
Основные признаки правового государства……………………..4-6
Развитие идеи правового государства с древнейших времен….7-10
Россия- правовое государство: миф или реальность…..………….11-12
Заключение…………………………………………..……………….12
Список литературы…………………………………………………13
В конституциях ряда стран закреплено, что их государства являются правовыми. Такое положение есть и в действующей Конституции РФ 1993г. Однако эти положения конституционных актов далеко не всегда соответствуют (или не полностью соответствуют) действительности. Они представляют собой скорее декларации, лозунги, идеальные устремления, нормативно-правовые установления.
Юридическая наука всегда выдвигала и выдвигает ныне обоснованные идеалы развития государства и права в надежде на их воплощение в жизнь. Одним из таких идеалов является концепция правового государства.
Истоки зарождения этой концепции обнаруживается еще с древнегреческих времен в трудах философов Платона и Аристотеля. И до сих пор тема правового государства является одной из наиболее актуальных и обсуждаемых в юридической науке.
Целью работы является анализ признаков и особенностей формирования правового государства. В соответствии с данной целью необходимо решить следующие задачи:
— дать понятие правового государства;
— охарактеризовать основные признаки современного правового государства;
— определить является ли Россия правовым государством.
1. Правовое государство — это государство, которое связано правом. Однако помимо урегулированности правом деятельности государственных органов понятие «правовое государство» также имеет и другое значение — это государство, обеспечивающее права личности. Как было отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. «правовое государство по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах. Поэтому в Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства»
Таким образом, правовое государство играет роль социального регулятора функционирования гражданского общества, определяя нормы и границы его автономии.
2. Признаки правового государства — это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Основные принципы правового государства позволяют более полно охарактеризовать его сущность: законность во всех сферах жизни, верховенство и прямое действие Конституции, разделение властей, высокий авторитет суда, контроль общества над властью, недопустимость монополизма в политике и экономике.
В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:
— верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;
— принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;
— приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей;
— взаимная ответственность государства и личности.
Рассмотрим вышеперечисленные черты правового государства подробнее.
1. Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства — Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов — это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.
2. Разделение власти. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа.
3. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.
4. Взаимная ответственность государства и личности. Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.
Экономическая основа правового государства — это производственные отношения, базирующиеся на равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически формах собственности: государственной, коллективной, частной, акционерной, кооперативной и других.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое способно защитить личность от произвола как государства, так и индивида.
Нравственной основой правового государства являются принципы равенства и свободы личности, ее чести и достоинства, гуманизма и справедливости.
Политическая природа правового государства наиболее четко проявляется в суверенитете народа, который означает, что только народ — источник государственной власти, именно он выбирает высшие органы государственной власти.
В целом правовое государство — это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права. Иначе говоря, все государственные институты и правовые акты (конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми и по содержанию, и по форме, процедуре принятия и действия.
3 Развитие идеи правового государства с древнейших времён.
Правовое государство как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин «правовое государство» (Rechtsetaat) прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети ХIХ века ( в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в
России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.
Прежде всего необходимо заметить, что различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались очень и очень давно.
Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.
Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой государственности вообще (справедливой организации власти в человеческом обществе).
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. Макиавелли цель государства видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.
Боден же определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.
В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли философы-мыслители и просветители, такие как Г. Гроций, Спиноза, Ш. Монтескье.
Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права.
Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе человека, поэтому он выдвинул требования нового права, «отвечающего законам разума». Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.
Источником любой формы государства по учению Гроция является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав ее, народ обязан повиноваться правителям.
Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном:
Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья. Идеи Дидро продолжил и обосновал Кант в своей теории правового государства.
Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демократического государства, был Спиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.
Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти — законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.
Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.
Необходимость разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, как основной принцип правового государства, Монтескье обосновывает следующим образом: «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их.
Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода гражданина окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.
С философским обоснованием теории правового государства выступил И. Кант. Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Правовую организацию Кант, так же как и Ш.Монтескье, связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную — правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом. Философская концепция Канта оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.
4. Российская Федерация, провозглашенная Конституцией правовым государством, на деле таким государством пока не является. В стране все еще не обеспечено верховенство закона. Наоборот, делаются попытки объявить «полноценной правовой базой для возникновения, прекращения и изменения… общественных отношений» указы Президента Российской Федерации, «абсолютно подзаконный характер» которых «неочевиден».
В Российской Федерации отсутствует эффективная система защиты человека от произвола государства. Граждане России далеко не всегда могут безболезненно, в короткие сроки восстановить свои нарушенные права, защитить свои законные интересы.
Помимо объективных сложностей переходного периода, это во многом объясняется тем, что государственные и муниципальные органы не используют весь имеющийся в их распоряжении арсенал организационных и юридических методов для защиты прав граждан, для оказания им правовой помощи. До сих пор многие из этих органов еще не могут привыкнуть к тому, что не только граждане, но и власть ограничены правом.
Не адаптировались к новой обстановке, складывающейся в России, и многие граждане, которые не знают, как в новых условиях отстаивать свои права, к кому обращаться в тех или иных случаях, каковы обязанности различных государственных органов в отношении защиты их прав, а государственные и муниципальные органы не оказывают помощи гражданам в ориентации их в окружающей социальной среде. Вот почему построение в России правового государства потребует больших усилий и государства, и его граждан в преодолении всех этих трудностей и недостатков.
5. Заключение
Правовым называется такое государство, организация политической власти которого, создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Категория «правовое государство» исторически отражает особый этап развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование правового государства увязывается с проблемами совершенствования политического устройства, возвышения роли права и закона.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. — М.: Юрайт, 2005. — 48 с.
2. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. — М.: Наука, 1971. — 226 с.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. — М.: Новый юрист, 2007. — 624 с.
4 Любашиц В.Я. и др. Теория государства и права. — Р-н/Д.: МарТ, 2002. — 512 с.
5. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. — М.: Новый Юристъ, 2008. — 124 с.
6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2009. — 552 с.
7. Нерсесянц В.С. Философия права. — М.: Юнити-Дана, 1997. — 412 с.
8. Рац М.В. Идея открытого общества в современной России. — М.: Зерцало, 1997. — 287 с.
9. Темнов Е.И. Теория государства и права. — М.: Экзамен, 2003. — 320 с.
10. Теория государства права / Под ред.М. М. Рассолова и др. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. — 640 с.
11. Теория государства и права. / Под ред.В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2008. — 570 с.
infourok.ru
Почему россия не правовое государство
Фактически, Зорькин признал, что в России отсутствует правовая система, а люди, которые заняты в этой системе выполняют совершенно другие роли. Какие? Считаю, что только две — карательные и театральные. Первые называются следователями, судьями и прокурорами, а вторые — адвокатами. Отсутствует Конституция и законы, соответственно, отсутствует любая правовая ответственность за те или иные действия, если человек живёт «по правде». Зорькин фактически назвал Россию криминальным государством, где в качестве «правды» выступает воля криминала, захватившего власть в стране. Браво, Валерий Дмитриевич! Удар по политической системе России. Ключевое понятие, которое используется для обоснования нахождения у власти, является легитимность. Так вот Валерий Зорькин своим высказыванием лишил современную российскую власть легитимности.
Сообщество «политика»
Вспомните, каким аргументом пользовалась Россия в последние годы на мировой арене? Международным правом! Вплоть до событий в Крыму Путин непрестанно говорил об этом.
Потом стало как-то неловко, однако, сам факт включения Крыма в состав России формально основывался на референдуме, то есть правовом акте.
Теперь Зорькин порвал этот акт, также как и лишил Путина и Лаврова возможности апеллировать к международному праву.
ИнфоИ кстати, для справки, Зорькин по меркам международного права, лицо, примерно равное Путину, так как возглавляет судебную власть в России, равную по силе законодательной и исполнительной.
Запад по достоинству оценит слова Валерия Зорькина.Является ли россия правовым государством?
Второй признак: Незыблемость прав и свобод человека.
Согласно 17 статье Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
В нашей стране эта статья в большинстве случаев выражается только на бумаге.Приведу такой пример: В США в Буша кидали тухлые яйца.
И что? Он отряхнулся и пошёл дальше. А представьте если бы в нашего президента Путина запустили бы яйцами или другими продуктами? Охрана тут же возьмётся за оружие, шаг влево, шаг вправо – расстрел! Итак, последний третий признак — это разделение властей.
Власть делится на три вида: законодательная, исполнительная и судебная.
One more step
А уж что ему делать, что думать, что писать, в какого Бога верить и что говорить, а тем более, «больше трех не собираться» (в России, правда, и этот закон нарушается – дано право только на единичный протест!) – уж определять только диктатору.
В Российской империи, во времена от Екатерины Великой до Павла I, люди, присягавшие российскому императору, клялись «верным, добрым, послушным рабом быть». А наиболее благоприятная среда для формирования неправового государства там, где власть и собственность соединяются вместе, как в современной России.
Подобное исторически и традиционно наиболее характерно для «восточного типа» государства, не зря же Кремль отказывается от Европы и всеми фибрами своей души стремится в Азию.
Питательной средой для неправового государства являются также политическая нестабильность и экономические проблемы.
Является ли россия правовым государством?
Мы находимся в переходном этапе своего развития. Россия еще не взяла правовой барьер. Было бы трудно надеяться на это после тысячелетних стереотипов, в которых закон и право отнюдь не на первом месте, а главный принцип был «давайте жить по правде, а не по закону», — передают «РИА Новости» слова председателя Конституционного суда Валерия Зорькина. И хотя после бессмертных цитат Медведева, мало чему можно удивляться, высказывание Зорькина является выдающимся. Дана правовая оценка всему российскому политическому режиму за последние 20 лет.
Россия не правовое государство, находится вне правового поля, а решения, которые принимаются на разных уровнях власти продиктованы некой «правдой», а точнее, вышестоящей волей.
Своим высказыванием председатель Конституционного суда нанёс удар сразу по нескольким направлениям российской реальности: Удар по правовой системе России.
Является ли россия правовым государством.
Этим решением Россия сама юридически и официально подтвердила, что она не является правовым государством, поэтому отношение других государств мира к России как к стране равной им было бы ошибкой.
По отношению к ЕСПЧ Россия приняла «исключительный закон», а еще французский ученый Пьер Буаст считал, что «исключительные законы – это узаконенный деспотизм».
В России многие права граждан, в том числе и право собственности, как в данном случае, узурпированы государством. Но смысл юридических процессов заключается в том, что, если государство отбирает у граждан какое-то одно право, оно вынуждено вслед за этим ограничивать и другие права – право собраний, свободу слова, так как они дают людям возможность бороться за отнятые у них права. Еще один из немецких теоретиков анархизма Макс Штирнер говорил, что «право, поглощенное силой, рассыпается в прах».
Почему россия не правовое государство
Игнорирование одного лишь закона разрушает всю правовую систему Уже в прошлом году известный политик, председатель Экспертного совета по экономическим реформам Российской общественной организации «Новая Экономическая Ассоциация», депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, член Политического комитета Российской объединенной демократической партии «Яблоко» Григорий Явлинский заключил, что «в России создается неправовое государство уже не как отклонение от главного курса, а как цель.
Строится политсистема, где принципиально нет независимого правосудия, закон принимается избирательно, в котором не гарантировано право частной собственности, фундаментом является слияние власти и собственности, а права человека не являются приоритетными.
Это особое антиевропейское направление.
Россия не правовое государство
Специально для Крым.Реалии, рубрика «Мнение» Москва может не выполнять решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), если при этом нарушаются основополагающие конституционные нормы России.
Такое решение вынес российский Конституционный суд. Решение связано с отказом России выполнить решение ЕСПЧ по известному «делу Ходорковского», согласно которому Россия должна выплатить акционерам «ЮКОСа» компенсации в 1,9 миллиарда евро.
Еще 5 лет назад сенатор-республиканец США Джон Маккейн в интервью газете «Фигаро» (см.
«Le Figaro», 15 декабря 2010 г. «John McCain: «La Russie reste un État de non-droit») по поводу дополнительного суда над Ходорковским сказал: «Этот приговор станет ключевым тестом, который покажет, является ли Россия правовым государством. Ходорковский оказался замешанным в проблемах экономического порядка, заключение его в тюрьму на 10 лет — это результат личной мести В.
dipna5.ru
понятие и признаки. Проблема становления правового государства в России.
Правовое гос-во есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности. Формирование правового гос-ва – гарантия поступательного развития и углубления демократии, которая может существовать только при господстве закона, что связывает воедино все меры в области развития и применения права, придает им общую направленность. Правовое гос-во – не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия. С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства.
1. Принцип приоритета права. Приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).
2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.
Первичность -право и государство производны от человека.
Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.
Непреходящий характер указанного принципа обусловлен тем, что право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.
Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нуяод человека.
Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.
1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон.
2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и граиоданин — равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.
Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.
3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.
3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой.
4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.
Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона — высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.
В нашей стране идеям о правовой государственности предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки Посошкова, изложенные в его «Книге о скудости и богатстве» (1724 г.),Десницкого в «Представлении об учреждении законодательной, суди-тельской и наказательной власти в Российской империи» , реформаторские проекты М.М.Сперанского, а также революционные высказывания А. Н. Радищева, декабристов П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева, демократов А. И. Герцена, Н. П. Огарева, Н. Г. Чернышевского. В одних случаях это были предложения об усовершенствовании государственной власти в духе «просвещенного абсолютизма», в других речь, как правило, шла о республиканской форме правления, о праве народа на участие в государственных делах.
Более целенаправленное и академическое отражение идеи о правовом государстве получили в работах представителей теории и философии права. Так, к убеждению о наличии твердых принципов и бесспорных элементов в праве, над которыми ни государство, ни политика не властны, приходит П.И. Новгородцев. К правовому ограничению государства в интересах отдельной личности и во имя осуществления ее прав и свобод призывал Н. М. Коркунов. Важно подчеркнуть, что названные и многие другие русские исследователи (Н. И. Палиенко, С. А. Котляревский и т. д.) связывали будущее своей страны с идеями конституционализма как одного из необходимых условий для построения правового государства, которое предполагает господство права во всех сферах государственной жизни, отрицает всякий абсолютизм и произвол власти и бесправие подвластных, причем не только в сфере частных отношений, но и в области политической, в отношениях граждан с государственной властью.
Конституционализм как идея и реалия в истории России прошел долгий и противоречивый путь развития. Подготовка первых конституционных проектов началась еще в XVIII в., была официально продолжена при Александре I, а затем неофициально декабристами. При Александре II был подготовлен проект российской конституции, но не был принят из-за его убийства 1 марта 1881 г. По сути дела первой конституцией России можно считать в совокупности Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.
С принятием этих актов, где наряду с закреплением верховной самодержавной императорской власти провозглашались дарование свободы совести, слова, собраний и союзов, привлечение к выборам широких слоев населения, обязательный порядок утверждения представительным органом всех издаваемых законов, идеи правового государства получили новый импульс. После Октябрьской революции 1917 г. и окончания гражданской войны, когда начался период некоторой стабилизации общественных отношений и были приняты первые советские конституции, идеи правового государства вновь стали овладевать умами юристов. Многие считали, что социалистические идеи о социальном равенстве и справедливости не только созвучны принципам правовой государственности, но и могут стать реальностью именно в таких условиях. История показала, насколько нежизненными оказались их прогнозы. Уже с конца 20-х гг. в стране стала складываться тоталитарная политическая система, право было превращено в инструмент государства карательно-приказного характера, теория правового государства была объявлена буржуазно-апологетической и вредной для социализма.
Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е гг. и интенсивное развитие получил в последнее десятилетие. Этому способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью.
Новизна его состоите том, что: а) принята Конституция совершенно нового суверенного государства, отличного от царской России, бывших СССР и РСФСР; б) Конституция принята путем референдума, что позволяет говорить о ее демократическом и легитимном характере; в) она впервые в истории провозглашает Россию в качестве правового и социального государства.
Преемственность же названного процесса выражается в следующем: а) мировая идея. правового государства без колебаний воспринята российскими общественно-политическими и официальными структурами, юридической научной общественностью; б) в Конституции, других законодательных актах и научных разработках прослеживается тенденция сохранения достижений прошлого, причем как дореволюционной, так и Советской России (нравственно-демократический потенциал, совокупность юридических конструкций, работающих на принцип социальной справедливости, широкий диапазон прав и свобод человека).
Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.
Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.
Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.
В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.
В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов — это не самое главное. На наш взгляд, более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания. Для России правовое государство — антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.
studfiles.net
«Является ли Россия правовым государством?»
Данный вопрос относится к разделу обществознания политология. Политология — это наука, изучающая политическую организацию и политическую жизнь общества. Для того, чтобы ответить на вопрос, является ли Россия правовым государством, необходимо рассмотреть все признаки правового государства. Согласно части 1 статьи 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, но так ли это на самом деле? Первым признаком правового государства является верховенство закона во всех сферах жизни общества. Данный признак соблюдается в РФ: существует Конституция и различные кодексы РФ, регулирующие все сферы жизни общества. Согласно Конституции, перед законом все равны. За нарушение закона существуют различные санкции. Второй признак: деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно Конституции РФ законодательная власть В России представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная Дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами). Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Судебная власть – осуществляется только судом. Третьим признаком правового государства является признание прав и свобод человека высшей ценностью. Снова обратимся к Конституции нашей страны. Статья 2 гласит нам о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».Следующий признак – политический и идеологический плюрализм. В нашей огромной стране официально зарегистрировано 77 политических партий. Самые известные из них: «Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР», «Справедливая Россия».
Наличие такого признака как взаимная ответственность личности и государства также подтверждается Конституцией РФ. Выдержка из ч.2 ст.6: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Проанализировав некоторые статьи Конституции РФ, я могу сделать вывод: Россия действительно является правовым государством, так как ей присущи все его признаки.khruschevaam.blogspot.com