Почему измерение роста необходимо проводить без обуви – Почему измерение роста необходимо проводить без обуви?

Содержание

Алгоритм измерения роста и веса пациента

Антропометрия – это основной метод антропологического исследования, заключающийся в измерении человеческого тела и его частей в целях установления половых, расовых, возрастных и иных особенностей физического строения, которые позволяют дать количественные характеристики их изменчивости.

Жизнь – непрерывный процесс развития, включающий этапы созревания, зрелого возраста и старения. Развитие и рост – это две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны одного процесса. Развитие характеризуется качественными изменениями, дифференцировкой органов и тканей и их функциональным совершенствованием. А рост представляет собой количественные изменения, которые связаны с увеличением размера клеток, массы тканей и органов и всего организма в целом.

Физическое развитие – один из главнейших показателей здоровья человека и возрастных норм совершенствования. Практическое умение правильно его оценивать способствует воспитанию здорового поколения. В данной статье речь пойдет про алгоритм измерения роста и веса.

Факторы, которые влияют на антропометрические показатели

В организме человека непрерывно протекают процессы обмена энергии и метаболизма, они и определяют его особенности развития. Масса, рост, последовательность в увеличении разных частей тела, пропорции – все это запрограммировано наследственными механизмами. Последовательность развития может быть нарушена под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов. К первым относятся социальные условия, малоподвижный образ жизни, неблагоприятное внутриутробное развитие, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха, вредные привычки, экология.

Внутренние факторы включают наследственность и наличие различных заболеваний.

Зная алгоритм действия измерения роста и веса, можно наглядно оценить физическое развитие.

Условия для проведения исследования

Антропометрия требует использования тщательно отрегулированных и проверенных приборов: ростомера, весов, динамометра, сантиметровой ленты и т. п. Измерения рекомендуется осуществлять в первой половине дня натощак или же спустя два-три часа после приема пищи. Одежда на обследуемом должна быть легкой — трикотажной. Если измерения планируется провести во второй половине дня, перед этим следует на десять-пятнадцать минут принять горизонтальное положение.

Чтобы последующая оценка была эффективна, необходимо соблюдать алгоритм измерения роста пациента. Следует помнить, что анализ антропометрических показателей является важнейшим элементом исследования того, насколько физическое развитие соответствует возрастным нормативам. Обнаруженные отклонения могут быть признаком определенного заболевания или фактором риска.

Измерение роста стоя

Поскольку к вечеру человек становится ниже на один-два сантиметра, что обусловлено естественной усталостью, уплощением свода стопы и межпозвоночных хрящевых дисков, снижением мышечного тонуса, желательно в первой половине дня проводить измерение роста. Алгоритм включает три этапа: подготовка к процедуре, выполнение измерения и окончание процедуры. Расскажем о каждом из них.

Подготовка

  1. В соответствии с инструкцией подготовить ростомер к работе.
  2. Представиться пациенту, рассказать ему о ходе предстоящей процедуры и получить его согласие.
  3. Гигиеническим способом обработать руки и осушить их.
  4. На площадку ростомера положить салфетку (под ноги пациента).
  5. Попросить обследуемого снять головной убор и обувь.
  6. Планку ростомера поднять выше предполагаемого роста обследуемого.

Выполнение измерения

  1. Пациент должен встать на площадку ростомера так, чтобы затылок, межлопаточная область, ягодицы и пятки касались вертикальной стойки.
  2. Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  3. Планку ростомера необходимо опустить на голову пациента, не придавливая.
  4. Попросить обследуемого сойти с площадки, в случае необходимости помочь ему это сделать.
  5. По нижнему краю планки на шкале определить рост.

Окончание процедуры

  1. Сообщить о результатах измерения обследуемому.
  2. Салфетку следует снять с площадки ростомера и положить в емкость, предназначенную для отходов.
  3. Руки обработать гигиеническим способом и осушить.
  4. В медицинскую документацию внести соответствующую запись об итогах выполнения процедуры.

Измерение роста сидя

Алгоритм измерения роста пациента в положении сидя несколько отличается от вышеописанного.

  1. Необходимо попросить обследуемого присесть на откидное сиденье ростомера, предварительно застеленное клеенкой.
  2. Пациент должен сидеть так, чтобы касаться тремя точками – лопатками, затылком и ягодицами – вертикальной планки со шкалой.
  3. Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  4. Измерительную планку нужно опустить на темя пациента, прижать ее к шкале и попросить обследуемого встать.
  5. По левой стороне шкалы необходимо снять показания, затем следует опустить планку.
  6. Аналогично вышеописанному зафиксировать результаты и проинформировать о них пациента.

Измерение роста беременной: алгоритм

Для начала необходимо объяснить беременной женщине цели и ход выполнения процедуры. Алгоритм измерения роста таков:

  • Встать сбоку от ростомера и его планку поднять выше уровня предполагаемого роста обследуемой.
  • Беременную попросить встать на площадку ростомера так, чтобы ягодицы, пятки и лопатки касались стойки прибора, а голова была в таком положении, чтобы наружный угол глаза и козелок уха находились на одной горизонтальной линии.
  • Планку ростомера следует опустить на темя беременной женщины и по шкале определить количество сантиметров от нижнего уровня планки.
  • Полученные данные нужно занести в индивидуальную карточку пациентки.
  • Ростомер следует обработать ветошью, которая смочена в растворе (0,5%) гипохлорита кальция.
  • Тщательно вымыть руки.

Измерение массы тела

Для проведения антропометрических исследований недостаточно знать только алгоритм измерения роста, необходимо также уметь определять вес человека. Измерение массы тела осуществляется на напольных весах. Пациент должен стоять на площадке неподвижно, чтобы погрешность при взвешивании не была более +/-50 граммов. В отличие от роста вес является нестабильным показателем и способен изменяться под влиянием множества факторов. Так, суточное колебание массы тела может достигать одного-двух килограммов.

Зная, как проводится измерение роста, алгоритм определения веса будет запомнить крайне легко. Процедура тоже состоит из трех этапов.

Подготовка к измерению веса

  1. Сначала в соответствии с инструкцией следует проверить точность и исправность медицинских весов.
  2. Необходимо установить равновесие прибора, если используются механические конструкции – закрыть затвор.
  3. На площадку весов нужно постелить салфетку для однократного применения.
  4. Человек, проводящий процедуру, должен объяснить пациенту последовательность предстоящих действий.
  5. Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.

Выполнение процедуры

  1. Обследуемому нужно предложить раздеться до нательного белья, а также разуться. Попросить его осторожно встать на площадку весов посередине.
  2. В момент вставания на панель измерения весов обследуемого необходимо придерживать за руку, в процессе измерения важно следить за его равновесием.
  3. Если используется механическая конструкция, нужно открыть затвор весов.
  4. Следуя инструкции по применению прибора, необходимо определить массу тела обследуемого.

Окончание процедуры

  1. Пациенту следует сообщить результаты измерения веса и помочь ему сойти с измерительной панели, при необходимости придержать за руку.
  2. С площадки весов нужно убрать салфетку и отправить ее в емкость, предназначенную для отходов.
  3. Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.
  4. Результаты необходимо записать в соответствующую документацию.

Алгоритм измерения роста у детей разного возраста

Самым стабильным показателем физического развития у детей выступает рост. Он отражает процесс развития организма ребенка. Как правило, существенные нарушения роста сопровождаются патологиями других систем и органов. Так, в случае замедления роста скелета зачастую в меньшей или большей степени замедляются дифференцировка и рост головного мозга, миокарда, скелетных мышц.

Как производится измерение роста новорожденного? Алгоритм требует наличия ростомера в виде доски шириной 40 и длиной 80 сантиметров. С левой стороны прибора должна иметься сантиметровая шкала с неподвижной поперечной планкой у начала и подвижной, легко передвигающейся по шкале поперечной планкой в конце.

Техника измерения роста грудничка

  1. Малыша необходимо уложить на спину таким образом, чтобы его голова касалась неподвижной поперечной планки ростомера. Она должна располагаться так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы были в одной горизонтальной плоскости.
  2. Мама ребенка или помощник измеряющего должны плотно зафиксировать голову младенца.
  3. Ноги новорожденного следует выпрямить путем легкого надавливания на коленки ладонью одной руки, а второй рукой нужно плотно к пяткам подвести подвижную планку ростомера, при этом стопы следует согнуть к голеням до прямого угла. Расстояние от неподвижной до подвижной планки и будет составлять рост ребенка. Нужно отмечать длину с точностью до миллиметра.

Как измерить рост у детей старшего возраста

Алгоритм измерения роста ребенка до года был представлен выше, а какая техника выполнения процедуры подойдет ребятишкам постарше? В этом случае требуется ростомер в виде деревянного бруска шириной восемь-десять сантиметров, длиной около двух метров и толщиной пять-семь сантиметров. Передняя вертикальная поверхность бруска должна содержать две шкалы деления в сантиметрах: слева – для измерения роста сидя, справа – стоя. Также должна иметься подвижная двадцатисантиметровая планка. К вертикальному бруску на уровне сорока сантиметров от деревянной площадки прикрепляется скамейка, чтобы измерить рост сидя.

Алгоритм измерения роста у детей от года и старше аналогичен тому, что используется для взрослых.

Масса тела ребенка

В сравнении с ростом вес малыша является более лабильным показателем, который отражает степень развития мышечной и костной систем, подкожной жировой клетчатки, внутренних органов, и зависит не только от конституциональных особенностей, но и от факторов внешней среды, таких как психические и физические нагрузки, питание и т. д.

Обычно алгоритм измерения веса (как и алгоритм измерения роста) не вызывает сложностей. Деток до трех лет с массой до двадцати килограммов взвешивают на чашечных весах, состоящих из коромысла и лотка с нижней (в кг) и верхней (в г) шкалами делений. Ребятишек в возрасте от трех лет взвешивают на рычажных весах.

fb.ru

Антропометрические исследования: измерение роста, — Мегаобучалка

Антропометрия– (от греческих слов – человек и мерить) — один из основных методов антропологического исследования, который заключается в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости

Жизнь человека — это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие — это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост — это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие — качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.

Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.

Факторы, влияющие на антропометрические показатели

Непрерывно протекающие процессы обмена веществ и энергии в организме человека, определяют особенности его развития. Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности. Некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения. К ним относят:

Внешние: неблагоприятное внутриутробное развитие, социальные условия, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, режим труда и отдыха, экологичесий фактор.

Внутренние: наследственность, наличие заболеваний.

Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.



Условия проведения антропометрических исследований

Антропометрию проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра и т.д. Все измерения желательно производить в первой половине дня, натощак, либо через 2-3 часа после еды, обследуемый должен быть одет в легкую трикотажную одежду. Если же измерения проводятся во второй половине, желательно занять горизонтальное положение на 10-15 минут.

Для объективности последующей оценки необходимо соблюдать требования к правилам измерения. Анализ антропометрических показателей — важнейший элемент исследования соответствия физического развития возрастным нормативам. Выявленные отклонения могут являться факторами риска или признаками некоторых заболеваний.

Методы антропометрических измерений:

Измерение роста (длины тела) — производится в положении стоя при помощи ростомера. Обследуемый становится на площадку ростомера, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Скользящая горизонтальная планка прикладывается к голове без надавливания. Очень важно проводить измерение роста в первую половину дня, так как к вечеру рост человека становится меньше на 1-2 см. Причиной этому является естественная усталость в течение дня, снижение мышечного тонуса, уплощение межпозвоночных хрящевых дисков и свода стопы в результате прямохождения.

Алгоритм измерения роста

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Подготовить ростомер к работе в соответствии с инструкцией.

1.2. Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

1.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

1.4. Положить салфетку на площадку ростомера (под ноги пациента).

1.5. Попросить пациента снять обувь и головной убор.

1.6. Поднять планку ростомера выше предполагаемого роста пациента.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Попросить пациента встать на середину площадки ростомера так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.

2.2. Установить голову пациента так, чтобы кончик носа и мочка уха находились на одной горизонтальной линии.

2.3. Опустить планку ростомера на голову пациента.

2.4. Попросить пациента сойти с площадки ростомера (при необходимости – помочь).

2.5. Определить на шкале рост пациента по нижнему краю планки.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту о результатах измерения.

3.2. Снять салфетку с площадки ростомера и поместить ее в емкость для отходов.

3.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

3.4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинской документации.

Измерение массы тела

Измерение массы тела (веса) — проводится на напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.

Алгоритм измерения массы тела пациента (взрослого)

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Проверить исправность и точность медицинских весов в соответствии с инструкцией по их применению.

1.2. Установить равновесие весов, закрыть затвор (для механических конструкций).

1.3. Постелить салфетку однократного применения на площадку весов. 1.4. Представиться пациенту, объяснить цель и последовательность выполнения предстоящей процедуры.

1.5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Предложить пациенту раздеться до нательного белья, разуться и осторожно встать (без обуви) на середину площадки весов.

2.2. Придерживать пациента за руку в момент вставания на измерительную панель весов и следить за его равновесием в процессе проведения измерения.

2.3. Открыть затвор весов (для механических конструкций), провести определение массы тела пациента (в соответствии с инструкцией по применению), закрыть затвор весов.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту результат исследования массы тела.

3.2. Помочь пациенту сойти с площадки весов, придерживая его за руку (при необходимости).

3.3. Убрать салфетку с площадки весов и поместить ее в емкость для отходов.

3.4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

3.5. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.

 

megaobuchalka.ru

Алгоритм измерение роста

I. Подготовка к манипуляции.

    • Вымыть и осушить руки

    • Подготовить ростомер к работе в соответствии с инструкцией

    • Положите салфетку на площадку ростомера (под ноги пациента)

    • Попросите пациента снять обувь и головной убор

    • Поднять планку ростомера выше предполагаемого роста

    II. Выполнение манипуляции.

      1. Попросите пациента встать на середину площадки ростомера так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком

      2. Установить голову пациента так, чтобы козелок ушной раковины и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии

      3. Опустить планку ростомера на голову пациента

      4. Определить на шкале рост пациента по нижнему краю планки

      5. Попросить пациента сойти с площадки ростомера (при необходимости помочь сойти)

      III. Окончание манипуляции

      1. Сообщите пациенту о результатах измерения

      2. Надеть перчатки

      3. Снять салфетку с площадки ростомера и поместить ее в емкость с дезраствором

      алгоритм

      подсчета частоты дыхательных движений

      I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ.

      1. Приготовьте:

      • часы с секундомером,

      • ручку,

      • температурный лист,

      • лист динамического наблюдения за больным (в сестринской истории болезни).

      1. Вымойте руки.

      II.ВЫПОЛНЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ.

      1. Уложите пациента удобно, чтобы вы видели верхнюю часть передней поверхности грудной клетки.

      2. Возьмите пациента за руку так, как для исследования пульса на лучевой артерии, чтобы отвлечь внимание пациента.

      3. Следите за экскурсиями грудной клетки: если экскурсии не видны на глаз, положите одну руку на грудную клетку пациента, чтобы почувствовать эти движения.

      4. Считайте дыхательные движения за 1 минуту (только количество вдохов), используя секундомер.

      III.ОКОНЧАНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ.

      1. Зарегистрируйте данные в температурном листе и листе динамического наблюдения за больным (в сестринской истории болезни).

      2. Вымойте руки.

      Измерение АД

      Артериальным (АД) называется давление, которое образуется в артериальной

      системе организма при сердечных сокращениях. На его уровень влияют величина

      и скорость сердечного выброса, частота и ритм сердечных сокращений, периферическое

      сопротивление стенок артерий.

      Артериальное давление, возникающее в артериях в момент максимального подъема

      пульсовой волны после систолы желудочков, называется систолическим. Давление,

      поддерживаемое в артериальных сосудах в диастолу благодаря их тонусу,

      называется диастолическим. Разница между систолическим и диастолическим давлением

      образует пульсовое давление.

      В повседневной практике артериальное давление чаще всего измеряют непрямым

      звуковым методом, предложенным в 1905 г. русским хирургом Н. С. Коротковым,

      с применением аппаратов сфигмоманометров (тонометров). Сфигмоманометр состоит

      из ртутного или пружинного манометра, соединенного с манжетой и резиновой грушей

      (рис. 5.11). Поступление воздуха в манжету регулируется с помощью специального

      вентиля, позволяющего удерживать и плавно снижать давление в манжете.

      В настоящее время используют электронные аппараты, позволяющие определить

      АД незвуковым методом.

      алгоритм измерения артериального давления.

      I.ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ.

      1. Подготовка к процедуре

      • Представьтесь пациенту, объясните ход и цель процедуры

      • Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика)

      • Придать пациенту удобное положение, усадить или уложить его

      1. Приготовить:

      • тонометр,

      • фонендоскоп,

      • бумагу,

      • ручку,

      • температурный лист,

      • лист динамического наблюдения за больным (в сестринской истории болезни),

      салфетка со спиртом

      studfiles.net

      Антропометрические измерения пациента

      Антропометрические измерения пациента

      Это комплекс методов изучения морфологических особенностей человеческого тела, изучение измерительных и описательных признаков. К измерительным методам относятся определение массы тела, роста, измерение окружности грудной клетки и некоторые другие.

      Определение массы тела пациента

      Цель: диагностическая.

      Показания:1)выявление дефицита веса, ожирения, скрытых отеков; 2)наблюдение за динамикой веса, отеков в процессе лечения;3)при поступлении больного в стационар.

      Противопоказания:1) тяжелое состояние больного; 2)постельный режим.

      Оснащение рабочего места:1) весы медицинские; 2) продезинфицированная клеенка 30х30 см на площадку весов; 3) чистая ветошь; 4) емкости с дезинфектантом; 5) перчатки.

      Обязательные условия:

      ­ массу тела пациента определяют на медицинских весах, которые перед взвешиванием должны быть отрегулированы и выверены.

      Следует соблюдать правила взвешивания больного:

      ­ проводить взвешивание натощак, после опорожнения мочевого пузыря и кишечника;

      ­ пациент становится на весы, сняв обувь

      ­ при повторном взвешивании пациент должен бытьв одной и той же одежде;

      Подготовительный этап выполнения манипуляции.

      1. Опустить затвор весов

      2. Установить гири весов в нулевом положении, отрегулировать весы, закрыть затвор.

      3. Положить клеенку на площадку весов.

      Основной этап выполнения манипуляции.

      4. Предложить пациенту осторожно стать в центр площадки.

      5. Открыть затвор и путем передвижения разновесов установить равновесие.

      6. Закрыть затвор весов.

      7. Предложить пациенту осторожно сойти с весов.

      8. Записать данные в температурный лист.

      Заключительный этап выполнения манипуляции.

      9. Снять клеенку и обработать ее методом протирания дез.раствором.

      10. Вымыть руки и осушить их полотенцем.

      Примечание: масса тела в норме в среднем определяется по формуле Брокка: Рост минус 100. Например: рост человека 163 см, — 100, таким образом, вес его должен составлять 63 кг.

       

      Измерение роста пациента

       

      Цель: диагностическая.

      Показания: 1) ожирение, нарушение функций гипофиза; 2) прием пациента в стационар или при обращении в поликлинику.

      Противопоказания: 1) тяжелое состояние пациента; 2) постельный режим.

      Оснащение рабочего места:1) ростомер вертикальный; 2) чистая; 3) продензинфицированная клеенка 30х30 см; 4) чистая ветошь; 5) перчатки; 6)емкость с дезраствором.

      Обязательные условия:

      ­ определение роста взрослого пациента производится без обуви и головного убора;

      ­ у женщин с высокой прической при измерении роста волосы должны быть распущены.

      Подготовительный этап выполнения манипуляции.

      1. Положить клеенку на площадку ростомера.

      2. Встать сбоку от ростомера и поднять планку выше предполагаемого ростапациента.

      Основной этап выполнения манипуляции.

      3. Предложить пациенту встать на площадку ростомера на клеенку так, чтобы он касался ростомера четырьмя точками (пятками, ягодицами и межлопаточным пространством и затылком).

      4. Голову слегка наклонить, чтобы верхний край ушной раковины и наружный угол глаза расположились на одной линии.

      5. Опустить планку ростомера на темяпациента, зафиксировать её.

      6. Предложить пациенту сойти с площадки ростомера.

      7. По шкале ростомера определить рост пациента (отсчет проводить по нижнему краю планки).

      8. Записать данные роста пациента в температурный лист.

      Заключительный этап выполнения манипуляции.

      9. Убрать клеенку и обработать ее дезинфектантом путем протирания.

      10. Вымыть руки и осушить их полотенцем.

      Основной этап выполнения манипуляции медсестры при измерении роста больного(сидя).

      1. Посадить пациента на скамейку спиной к стойке ростомера так, чтобы он касался ростомера затылком и межлопаточным пространством.

      2. Голову пациента слегка наклонить так, чтобы наружный разрез глаза и верхний край ушной раковины были на одной горизонтали.

      3. Опустить планку ростомера на голову больного, зафиксировать ее.

      4. Предложить больному подняться со скамейки ростомера.

      5. По шкале ростомера определить рост пациента (отсчет проводить по нижнему краю планки).

      6. Записать данные роста в температурный лист.

      Измерение окружности грудной клетки

      Цель: диагностическая.

      Показания:1) определение дыхательной экскурсии грудной клетки.

      Противопоказания:1) тяжелое состояние пациента.

      Оснащение рабочего места:1) сантиметровая лента; 2) флакон с антисептиком; 3) марлевые салфетки; 4) перчатки.

      Подготовительный этап выполнения манипуляции.

      1. Предложить пациенту стать лицом к медсестре с опущенным вниз руками.

      Основной этап выполнения манипуляции.

      2. Наложить сантиметровую ленту на тело больного:

      ­ сзади под нижними углами лопаток;

      ­ спереди по 4-му ребру по сосковой линии (у мужчин), или выше грудной железы (у женщин).

      3. Определить окружность грудной клетки в состоянии покоя, максимального вдоха, полного выдоха.

      4. Записать данные:

      ­ ОГК покоя;

      ­ ОГК вдох;

      ­ ОГК выдох.

      Заключительный этап выполнения манипуляции.

      5. Продензифицировать сантиметровую ленту антисептиком путем протирания с двух сторон.

      6. Вымыть руки и осушить полотенцем.

       

       

      Измерение артериального давления

       

      Артериальное давление это давление крови на стенки артерий. Оно зависит от:

      ­ величины сердечного выброса;

      ­ тонуса артериальной стенки.

      Кроме этих основных факторов, на величину АД оказывает влияние также объем циркулирующей крови, ее вязкость, колебание давления в брюшной и грудной полостях и многие другие факторы.

      Показания:определить показатели давления и оценить результаты исследования.

      Оснащение рабочего места: 1) тонометр; 2) Фонендоскоп; 3) ручка с синей пастой; 4) температурный лист; 5) дезинфектант, ватные шарики.

      Подготовительный этап выполнения манипуляции.

      1. Придать больному положение, сидя или лежа.

      2. Уложить правую руку пациента в таком положении ладонью вверх примерно на уровне сердца.

      Основной этап выполнения манипуляции.

      3. Наложить манжетку тонометра поверх тонкой одежды на плечо больного 2-3 см выше локтевого сгиба, резиновые трубки, соединяющие манжету с манометром, расположить латерально по отношению к обследуемому. Одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты.

      4. Плотно наложить и закрепить манжету так плотно, чтобы между ней и плечом входил только один палец.

      5. Соединить манометр с манжетой. Стрелка манометра должна быть на нулевой отметке шкалы.

      6. Определить пальцами пульсацию артерии в локтевой ямке, приложить мембрану фонендоскопа на выше указанное место.

      7. Закрыть вентиль в груше и нагнетать воздух в манжетку до исчезновения пульсации в локтевой артерии, поднять уровень давления ещё на 20 –30 мм рт. ст.

      8. Открыть вентиль и медленно, со скоростью примерно 2 мм рт. ст. в секунду, выпускать воздух из манжеты. Одновременно выслушивать тоны и следить за показаниями шкалы манометра.

      9. При появлении первого удара пульсовой волны отметить уровень систолического давления.

      10. Отметить величину диастолического давления, которая соответствует моменту полного исчезновения тонов.

      11. Выпустить весь воздух из манжеты.

      12. Снять манжетку.

      Заключительный этап выполнения манипуляции.

      13. Продезинфицировать головку фонендоскопа дезинфектантом согласно прилагаемой инструкции.

      14. Оценить результаты высоты артериального давления и пульсового давления.

      15. Сообщить больному результат измерения.

      16. Провести регистрацию давления в температурном листе.

      17. Медсестре вымыть руки под проточной водой с мылом и обработать антисептиком.

      Примечание: измеряют, давление дважды с интервалом в 5 минут.

      Регистрируется их двух показаний меньший результат. Если артериальное давление 120/80 мм рт.ст. и ниже, измерение проводится однократно.

      Артериальное давление ниже 130/85 мм рт. ст. – это нормальная величина давления.

      Артериальное давление от 130/85 до 139/89 мм рт. ст. – это повышенное нормальное.

      Артериальное давление 140/90 мм. рт. ст. и выше – артериальная гипертензия.

       

       

      Измерение температуры тела

       

      Температуру тела по показаниям можно измерять:

      ­ в паховой складке;

      ­ в полости рта;

      ­ в прямой кишке

      ­ во влагалище.

      При этом учитывать, что температура в полостях на 0,5-10С выше, чем в кожных складках.

      Показания:обязательная 2-х разовая ежедневная манипуляция

      Оснащение рабочего места:1) продезинфицированный термометр; 2) полотенце; 3) емкости с дезинфектантом.

      Антропометрические измерения пациента

      Это комплекс методов изучения морфологических особенностей человеческого тела, изучение измерительных и описательных признаков. К измерительным методам относятся определение массы тела, роста, измерение окружности грудной клетки и некоторые другие.

      

      infopedia.su

      Измерение роста — Медицинский справочник

      Точное измерение роста — необходимая часть об­следования детей и подростков. Нередко отклонение одной из точек кривой на карте роста указывает на начало хронического заболевания. В других слу­чаях подробный анализ карты роста низкорослого ребенка позволяет убедиться в нормальной скорости роста. Регистрация роста в разные возрастные перио­ды дает возможность диагностировать конституцио­нальную задержку роста и полового развития или ге­нетическую низкорослость. Без этого пришлось бы проводить ненужные диагностические исследования или месяцами наблюдать за ребенком.

      Рост

      В 2001 г. Национальным центром статистики здравоохранения США (НЦСЗ) были пересмотре­ны процентильные таблицы роста детей. На новых таблицах диапазон процентилей роста расширен (3-97 вместо 5-95 процентилей) и указаны SD роста для каждого возраста. В интер­нете, а также в инструкциях производителей ГР или детского питания можно найти таблицы с ука­занием возрастных значений ИМТ, по которым можно диагностировать ожирение или недостаточ­ное питание.

      Тем не менее за пределами значений, приводи­мых в процентильных таблицах, все еще остаются б из 100 здоровых детей. Особенное беспокойство родителей вызывают те трое из 100, рост которых оказывается «ниже нижней границы нормы». Необязательно, да и экономически невыгодно про­водить специальные исследования у 3% населения. Врач сам должен определить, кому из низкорослых детей показаны такие исследования, а кого (вместе с родителями) нужно просто убедить в отсутствии патологии. Когда рост ребенка оказывается ниже 3 процентиля или находится в зоне таблицы, окра­шенной иначе, чем «область нормы», родители сра­зу предполагают худшее. Таким образом, реакция родителей зависит от оформления процентильных таблиц роста, поскольку все ходят, чтобы их ребе­нок находился в «границах нормы». 

      При патологической низкорослости рост обыч­но на 3,5 SD ниже среднего, тогда как при 3 процен- тиле он всего на 2 SD ниже среднего. Однако диаг­ноз патологической низкорослости не следует ос­новывать на результатах однократного измерения роста. Необходимы серийные измерения, посколь­ку только они позволяют оценить скорость роста, которая является более чувствительным показате­лем. У очень крупных детей, даже с задержкой рос­та в постнатальном периоде, рост может и не быть ниже среднего для данного возраста (-3,5 SD), но по кривой скорости роста такую задержку легко об­наружить уже вскоре после начала заболевания. Скорость роста в раз­ные возрастные периоды различна. Однако если в интервале от 4 лет до начала полового развития скорость роста составляет менее 5 см в год, то ее следует считать ненормальной. У детей до 4-лет скорость роста изменяется с возрастом более отчет­ливо. Длина тела здоровых доношенных новорож­денных составляет около 53 см (более точную ве­личину указать невозможно из-за трудности изме­рения). Примерно с 2-летнего возраста рост здоровых детей начинает соответствовать норме по процентильным таблицам. Таким образом, ребенок с конституциональной задержкой роста или гене­тической низкорослостью, чей рост при рождении не отличается от среднего, но в годовалом возрасте снижается до 10, а в двухлетнем — до 5 процентиля, может быть здоровым. Тем не менее, у здоровых де­тей скорость роста в это время не должна быть ниже 5 процентиля для данного возраста. Большее ее замедление может быть признаком болезни. В таких случаях значительную помощь оказывают данные предыдущих измерений роста. Врач, наблюдающий ребенка, при каждом визите должен измерять длину тела в положении лежа на спине (до 2-летнего возраста) или стоя (у детей старше 2 лет), равно как и вес. Рост и его скорость (по от­ношению к стандартам для данного возраста) сле­дует отмечать на графике с указанием положения ребенка при измерении (лежа или стоя). Без этого результаты измерений могут трактоваться оши­бочно.

      В тех случаях, когда рост в положении стоя из­мерить невозможно (например, у ребенка с цереб­ральным параличом), используют другие способы, измеряя, например, размах рук. Существуют также формулы, позволяющие вычислять рост по длине рук или голеней (расстояния от подошвы до мы­щелка бедренной кости).

      Измерения должны выполняться одним и тем же врачом или одной и той же бригадой. В реальности, однако, результаты массовых обследований далеки от точности. При обследовании здоровых школьни­ков в Англии, у 41% из них были найдены отклоне­ния в росте (примерно 2/3 росли быстрее и 1/3 — медленнее нормы). Столь невероятный результат наверняка связан с погрешностями измерения.

      Зависимость окончательного роста от усредненного роста родителей

      Учет наследственных факторов позволяет рас­считать окончательный рост ребенка в данной се­мье, который соответствует усредненному росту родителей с поправкой на пол ребенка. Для маль­чиков к росту матери добавляют 13 см, складывают его с ростом отца, и полученную сумму делят пополам. Окончательный рост мальчика должен укладываться в границы ±2 SD (или примерно ±10 см) от вычисленного показателя (для взрослых 1 SD соответствует 5 см). Для девочек из роста отца вычитают 13 см, складывают его с ростом матери, и полученную сумму делят пополам. Это и будет окончательный рост девочки (в пределах ±10 см). Окончательный рост соответствует 50 процентилю роста в данной семье, а границы ±2 SD — интервалу от 5 до 95 процентиля (см. рис. 7.1 и 7.2). Такой ме­тод пригоден только в отсутствие заболеваний, влияющих на рост, причем точность оценки окон­чательного роста наиболее высока в тех случаях, когда различия в росте между отцом и матерью не слишком велики. Расчет окончательного роста ребенка (с границами колебаний) иллюстрируется рис. 7.6 и 7.7. При большой разнице в росте между отцом и матерью предвидеть окончательный рост ребенка трудно. В таких случаях он может в боль­шей степени зависеть от роста меньшего из родите­лей, чем от усредненного роста обоих родителей, и рост мальчика, например, будет ближе росту низ­корослой матери, чем высокорослого отца.

      Если низкий рост отца или матери связан с не­доеданием или болезнями в детстве и юности, то на росте ребенка это не отражается. Естественно, не зависит от их роста и рост приемных детей.

      Методика измерения роста

      Для измерения длины тела маленького ребенка его нужно уложить на твердый разлинованный стол с закрепленной верхней и подвижной ниж­ней планкой. Один человек удерживает головку ребенка, тогда как другой выпрямляет его ножки, прижимая к ним подвижную планку. Рост детей старше 2 лет следует измерять в положении стоя. Обычные ростомеры не подходят. Ребенок должен стоять, прижав спину и пятки к укрепленной на стене вертикальной металлической линейке, сдвинув ноги и выпрямив колени. Рост стоя в среднем на 1,25 см меньше длины тела лежа. По­этому необходимо отмечать положение ребенка, в котором проводилось измерение. Если сравни­вать результат измерения у 2-летнего ребенка в положении лежа с его ростом в 2,5 года, измерен­ном в положении стоя, то может создаться оши­бочное представление о недостаточном росте за 6-месячный период.

      Рост характеризуется кратковременными пе­риодами ускорения и замедления. Поэтому для точной оценки скорости роста его следует измерять с разными интервалами. Оптимальный интервал измерений в детстве составляет 6 месяцев.

      Значительные трудности возникают при оценке роста детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, поскольку в этих случаях малый рост мо­жет иметь и другие, неявные причины. Вычислять рост можно по длине бедренных, большеберцовых или плечевых костей, используя для этого специ­альные уравнения линейной регрессии (г = 0,97).

      Помимо общего роста или длины тела, имеют значение и такие показатели, как: 1) лобно-заты­лочная окружность головы; 2) горизонтальный размах рук (между кончиками средних пальцев) и 3) ВС:НС. НС соответствует расстоянию от вер­шины лонного сочленения до пола, а ВС определя­ют, вычитая НС из общего роста, измеренного в положении стоя.

      Резюме

      Таким образом, критериями патологически низ­кого роста являются: 1) рост ниже -3,5 SD для дан­ного паспортного возраста; 2) скорость роста мень­ше -2 SD для данного паспортного возраста и 3) рост ниже — 2SD окончательного, рассчитан­ного с учетом усредненного роста родителей.

      Вес

      Вес ребенка следует сравнивать с должным для данного возраста на стандартном графике. Коле­бания веса, связанные с различным питанием и разной физической активностью, затрудняют создание процентильных таблиц этого показате­ля. Поэтому обычно пользуются процентильными таблицами индекса массы тела (ИМТ; вес в кг, деленный на рост в м2).

      Поделитесь ссылкой:
      • < Назад
      • Вперёд >
      Добавить комментарий

      med-slovar.ru

      антропометриЯ. Оценка физического развития человека

      Цель: овладеть методикой оценки физического развития учащихся по антропометрическим показателям.

      Оборудование: медицинские весы, ростомер, сантиметровая лента, таблицы: «Показатели физического развития», «Измерение роста», «Измерение окружности грудной клетки».

      Задания:

      1. Ознакомьтесь с инструментарием, необходимым для определения антропометрических показателей.

      Соматометрия:

      Рост, в положении стоя и сидя, измеряют с помощью деревянного ростомера или металлического антропометра.

      — Для определения массы тела пользуются медицинскими весами.

      — При измерении окружности грудной клетки пользуются обычной сантиметровой лентой.

      Соматоскопия:

      • Визуальный осмотр состояния кожных покровов, слизистых оболочек.

      • Определение степени развития подкожного жирового слоя.

      • Выявление степени развития костно-мышечной системы, формы грудной клетки, позвоночника, стопы.

      • Степень полового развития.

      Физиометрия:

      — Определение жизненной емкости легких, мышечной силы, артериального давления, пульса и др.

      1. Проведите соматометрию выбранного испытуемого (студента). Определите следующие соматометрические признаки: длину тела, массу тела и окружность грудной клетки.

      Методика проведения соматометрии:

      Длина тела (рост). Обследуемый находится в положении «смирно», выпрямив грудь, подобрав живот, тремя точками касаясь вертикальной стойки ростомера — пятками, ягодицами, межлопаточной областью. Планшетка ростомера должна касаться верхушки головы. Измерение длины тела проводятся в первую половину дня, т.к. этот показатель к вечеру уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением межпозвоночных хрящей, сводов стопы, снижением тонуса мускулатуры. Рост стоя определяется по первой (левой) шкале.

      Масса тела (вес). Взвешивание проводится без одежды и обуви. Чтобы взвешивание было правильным, обследуемый должен осторожно становиться на середину платформы весов при опущенном затворе и сохранять спокойное положение тела.

      Окружность грудной клетки (ОГК). Для измерения окружности грудной клетки при вдохе и выдохе сантиметровая лента накладывается сзади по нижним углам лопаток, а спереди — по нижнему краю околососковых кружков у мужчин, а у женщин — над грудными железами. Измеряющий удерживает оба конца сантиметровой ленты тремя пальцами левой руки, а правой натягивает ленту, предлагает обследуемому сделать глубокий вдох и производит измерение. Затем обследуемый делает глубокий выдох, а лента легко скользит в пальцах измеряющего. В конце выдоха производят измерения. Для оценки уровня физического развития достаточно зарегистрировать показатель в покое.

      Экскурсию грудной клетки (разницу величин окружностей при максимальном вдохе и полном выдохе) определяют при углубленном обследовании. У взрослых эта величина в среднем равна 6 см, у спортсменов может достигать 12 см и более. Экскурсия грудной клетки младших школьников равна 3-4 см, а у старших школьников — 5-6 см.

      Экскурсия испытуемого равна ______ см, что свидетельствует о_________

      1. Полученные данные внесите в таблицу №1:

      Оценка физического развития студента(-ки) _____________________

      (ф.,и., возраст) Таблица №1

      По

      ка

      за

      те

      ли

      Фактические данные

      обследуемого

      Средняя возраст-ная норма

      Раз-ни-ца

      Квадратическое отклонение (сигма)

      Отношение разницы к сигме (величина сигмального отклонения)

      Степень развития

      показа-теля

      Рост (в см)

      Вес (в кг)

      ОГК в покое (в см)

      Оценка физического развития ребенка ___________________________

      ( имя, возраст)

      Рост (в см)

      Вес (в кг)

      ОГК (в см)

      4.Сравните эти данные со средними возрастными нормами (таблицы №2 и №3). Выберите показатели соответствующие Вашему возрасту и занесите их в таблицу № 4, указав также и показатель сигмы, взятый из этих же таблиц.

      Рассчитайте величину сигмального отклонения (отношение разницы между показателями к соответствующей сигме), занесите полученную величину в таблицу №4 и оцените его.

      Если разница лежит в пределах +1 сигмы, то развитие показателя считается средним, если сигмальное отклонение < -1 сигма, то развитие показателя – ниже среднего, если оно > + 1 сигмы, то развитие – выше среднего. В случае превышения сигмального отклонения +2сигмы и более развитие признака считают высоким, а сигмальное отклонение ниже -2 сигм показывает низкий уровень физического развития.

      Средние возрастные показатели физического развития мальчиков и юношей в возрасте 6-19 лет Таблица №2

      Возраст (лет)

      Рост (в см) М

      Сигма

      ()

      Вес (кг )

      М

      Сигма

      ()

      ОГК

      (в см) М

      Сигма

      ()

      6

      116.1

      4.9

      20.9

      2.4

      58.6

      2.6

      7

      121.1

      4.8

      23.6

      3.4

      60.6

      3.3

      8

      124.5

      4.8

      24.9

      3.3

      62.8

      2.5

      9

      131.1

      5.2

      27.7

      4.2

      64.2

      3,3

      10

      136.2

      5.3

      30.5

      5.1

      65.8

      3.6

      11

      140.1

      5.5

      34.4

      5.8

      67.3

      4.2

      12

      144.9

      5.0

      37.9

      6.3

      69.9

      4.3

      13

      151.3

      6.9

      44.4

      7.2

      73.7

      4.9

      14

      158.4

      7.5

      48.9

      8.4

      77.8

      5.1

      15

      164.3

      7.4

      54.3

      8.4

      81.9

      5.4

      16

      168.8

      6.8

      59.4

      7.3

      85.5

      5.1

      17

      171.9

      6.8

      63.2

      6.8

      87.9

      4.7

      18

      174.8

      6.1

      66.9

      8.0

      90.2

      5.2

      19

      177.2

      5.8

      68.2

      7.5

      93.1

      6.1

      Средние возрастные показатели физического развития девочек и девушек в возрасте 6-19 лет Таблица № 3

      Возраст (лет)

      Рост (в см) М

      Сигма

      ()

      Вес (кг )

      М

      Сигма

      ()

      ОГК

      (в см) М

      Сигма

      ()

      6

      115,33

      5.16

      21.44

      3.79

      57.73

      3.9

      7

      120,88

      5.29

      23.76

      3.63

      59.58

      3.91

      8

      124.3

      4.9

      24.7

      3.3

      60.9

      3.4

      9

      130.6

      4.9

      27.5

      4.3

      62.5

      3,8

      10

      136.4

      5.5

      31.1

      5.2

      65.1

      4.3

      11

      142.9

      6.1

      35.6

      6.7

      67.3

      4.7

      12

      148.8

      6.4

      39.3

      6.9

      70.3

      4.9

      13

      152.4

      7.1

      45.8

      7.1

      74.6

      5.1

      14

      157.4

      7.0

      49.2

      7.4

      76.7

      5.3

      15

      159.6

      7.2

      53.1

      7.2

      79.3

      5.7

      16

      161.1

      6.5

      55.6

      7.6

      80.5

      4.9

      17

      163.0

      6.6

      58.1

      7.3

      82.1

      4.6

      18

      162.1

      5.6

      59.2

      7.1

      84.1

      4.4

      19

      162.8

      5.1

      59.6

      6.8

      84.9

      4.8

      5.По величине сигмальных отклонений основных показателей построить профиль (график) физического развития обследуемого. Оцените пропорциональность развития: если построенный график расположен в одной графе, то развитие данного обследуемого считают пропорциональным, если график захватывает две и более графы, то развитие — непропорциональное.

      studfiles.net