План законотворческий процесс – План по теме Законотворческий процесс в РФ

План урока по обществознанию » Законотворческий процесс в РФ

Тема: Законотворческий процесс в РФ

Цели урока: 1 формировать представление учащихся о законотворческом процессе в РФ

2 закрепить навыки работы с нормативными текстами, развивать умение аргументировать свой выбор и позицию

3 формировать уважение к законодательству РФ

Тип урока: комбинированный

Ход урока :

  1. организационный момент

Приветствие учащихся

  1. проверка домашнего задания

  • Какие виды права знаете? ( позитивное и естественное)

  • Чем отличаются позитивное и естественные права ?

  • Дайте определение понятию права человека

  • Какие естественные права человека знаете?

  1. Изучение новой темы:

— законодательная инициатива

-обсуждение законопроекта

-принятие закона в Государственной Думе

-принятие закона в Совете Федерации

— подписание и обнародование закона

  1. Закрепление знаний

– почему законодательный процесс строится поэтапно?

— каковы основные этапы создания закона?

5. домашнее задание. Прочитать стр 222-225. Документ стр 223

Государственная Дума

( нижняя палата)

450 депутатов

Совет Федерации (верхняя палата)

178 депутатов

Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты ГД, Правительство РФ,

Законодательные органы РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд

Только в ГД вносятся законопроекты, там же происходит процесс принятия закона

Имеет право одобрить или отклонить закон

Первый этап: предварительное (неофициальное) обсуждение, или парламентские слушания, когда с мнением парламентариев слушают мнения гос и общественных деятелей. А также специалистов экспертов(юристов, экономистов, социологов)

Второй этап: официальное обсуждение (согласно регламенту 3 раза или в трех чтениях)

Первое чтение: прорабатываются главные, принципиальные положения законопроекта (может быть отклонен или одобрен)

Второе чтение: постатейное рассмотрение проекта в целом, вносятся поправки (отклонен или одобрен)

Третье чтение: нельзя вносить поправки, только одобрить или отклонить

3 принятие закона в Государственной Думе

  • Если обычный ФЗ (федеральный закон) то требуется простое большинство голосов ( 50% плюс 1 голос от общего числа -450 депутатов).

  • Федеральный конституционный закон будет принят при большинстве – не менее двух третей голосов)

4 принятие закона в Совете Федерации

Принятый в ГД закон поступает в СФ, а там рассматривается в течении 14 дней, может быть принят или отклонен.

Обязательно рассматриваются только ФЗ (финансы, международные договора, вопрос о госгранице, война и мир)

Если обычный ФЗ то большинство голосов , а если Федеральный конституционный закон – не менее четвертей от общего числа)

5 подписание и обнародование закона

Принятый парламентом закон направляется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рассмотреть и подписать

(либо вернуть на повторное рассмотрение).Подписанный закон Президентом закон должен быть обнародован ( публикация в «Российской газете», « Собрании законодательства РФ». Только опубликованный закон вступает в действие)

Если закон на подписан Президентом

ФЗ возвращается на повторное рассмотрение палат. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством 2\3 членов СФ и ГД он подлежит подписанию и обнародованию ( ст 107)

infourok.ru

План урока законотворческий процесс

Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Цели :

— обучающая: рассмотреть стадии законотворческого процесса в РФ, порядок принятия законов, виды законов;

-развивающая: умение проводить поиск информации в источниках разного типа; участвовать в групповой работе;

-воспитательная: уважения к правам и свободам другого человека.

Оборудование урока: учебник, Конституция РФ, материалы периодической печати – «Российская газета»

Основные понятия: Закон, законопроект.

Ход урока.

l. Организационный момент. ( занимают свои места, спикеры организуют порядок в группе, отмечают отсутствующих)

II. Актуализация знаний по теме «Современные подходы к пониманию права»

Учитель: Вопрос: 1. чем отличается естественное право от позитивного?

(естественное право – получают по праву рождения,

Позитивное право – устанавливает государство)

2. Назовите прирожденные, неотчуждаемые права человека

( право на жизнь, неприкосновенность личности, право иметь собственность, свободу мысли, слова, свободу передвижения, право избирать своих правителей)

3. Какое право служит первоосновой права ? ( естественное право)

4. Какое право придаёт силу закона? ( позитивное право)

5. Чем отличаются эти права друг от друга? ( естественное право существует независимо от того, закреплено оно или нет в каком то документе, а позитивное право существует только в форме законов, письменном виде)

6. Продолжите фразу: Права человека необходимо

а ) уважать, б) соблюдать и в) защищать

III. Изучение нового материала.

Учитель. Тема сегодняшнего урока Законодательный процесс. (Слайд 1 .)

Что такое законотворческий процесс? Слайд 2 .

Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке? Вы абсолютно правы: Сегодня мы с вами познакомимся с тем, как создаются и принимаются законы в Российской Федерации. Законы не рождаются сами по себе, как народные песни. На самом деле и народные песни сочиняли отдельные люди, а потом в текст и музыку другими людьми без претензий на авторство добавлялись новые слова и мотивы – до тех пор, пока авторство окончательно не утрачивалось. Принятие законов в Российской Федерации – процедура очень сложная. Нелегкий процесс принятия законов – гарантия того, что непродуманные и скороспелые нормативно — правовые акты не будут создавать коллизии и противоречия в правовой системе.

На ваших столах лежат задания для работы в группе. Используя Конституцию и учебник необходимо в течение 5-7 минут подготовить сообщение и затем выступить с ним перед товарищами. Задание понятно? Приступайте к работе.

Слайд 3. итак, пожалуйста, мы слушаем выступление первой группы.

Слайд 4. Вторая группа

Слайд 5. Третья группа

Слайд 6.четвертая группа. Замечательно.

Слайд 7. Как же вступают в силу, принятые законы? Здесь есть некоторые особенности и условия.

Слайд 8. Три условия вступления закона в силу. Давайте На примере закона о правах ребенка рассмотрим его изложение, познакомимся с исходными данными.

Слайд 9-10. Закон о правах ребенка.

Слайд 11. Внесение изменений в федеральный закон.

Переходим ко второй части нашей работе – практической. На партах разные варианты законов, постановлений, приказов.

Практическая работа

Определите, какой закон перед вами, назовите его выходные данные и определите, когда он вступит в силу.

Молодцы!

Настало время подвести итог полученным знаниям. В течение 2-3 минут ответьте на тестовые задания. Работаем на отдельных листочках.

Поменяйтесь, пожалуйста, работами. Проверяем работу.

Слайд 12. Первое задание

Слайд 13.Второе задание

Слайд 14. Третье задание

Слайд 15. Четвертое

Слайд 16. Пятое задание

Слайд 17. Поставьте оценку. Теперь вы знакомы и с процедурой принятия законов и сроками вступления их в силу. Несмотря на наш русский менталитет, ПОМНИТЕ: незнание закона – не освобождает от ответственности.

Слайд 18. Домашнее задание.

infourok.ru

5.2 Система российского права. Законотворческий процесс

Видеоурок:  

Лекция:  

Система российского права

Позитивное право, то есть право, возведённое в закон имеет системный характер. Это означает, что законодательство РФ, закрепляющее наши права, имеет чёткое внутреннее строение. Система российского права строится на принципах социальной свободы и справедливости, демократизма и гуманизма, равенства всех перед законом, законности и ответственности за вину. Система российского права состоит из отраслей, подотраслей, институтов и норм права.

Отрасль права – наиболее крупное подразделение правовых норм, регулирующих целую сферу (род) общественных отношений. 

В российском праве их около 30. Охарактеризуем основные отрасли права:

  • Конституционное (государственное) право регулирует сферу государственного устройства РФ, закрепляет основные права и свободы граждан, принципы избирательного процесса и судоустройства. От других отраслей конституционное право отличается тем, что закрепляет основы регулирования общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества (экономической, политической, социальной и духовной). 

  • Административное право регулирует сферу государственного управления и реализации исполнительной власти. Особенностью данной отрасли права является то, что правоотношения строятся по принципу «власть — подчинение». Иными словами, административное право регулирует общественные отношения с властными органами, к примеру, водитель — сотрудник ГИБДД, работник — начальник, гражданин — полицейский.   

  • Гражданское право регулирует сферу имущественных и личных неимущественных отношений. 

  • Уголовное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих на основании совершения преступления и назначения наказания. 

  • Трудовое право регулирует сферу трудовых отношений между работниками и работодателями.

  • Семейное право регулирует сферу отношений, возникающие из брака, кровного родства или принятия ребёнка на воспитание между супругами и между родителями и детьми.

  • Административно – процессуальное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих в ходе осуществления правосудия по административным делам и исполнения судебных решений по ним. 

  • Гражданско – процессуальное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих в ходе осуществления правосудия по гражданским делам и исполнения судебных решений по ним. 

  • Уголовно – процессуальное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих в ходе осуществления правосудия по уголовным делам и исполнения судебных приговоров по ним.

Все отрасли права группируются на частное и публичное право, а также на материальное и процессуальное право.

  • Частное – регулирует частные интересы граждан (семейное право, трудовое право, гражданское право и др.). Публичное – регулирует деятельность государства и отношения между гражданами и гос/органами (конституционное право, уголовное право, административное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др.).
  • Материальное – закрепляет общественные отношения в нормах права (гражданское право, уголовное право, административное право и др.). Процессуальное – устанавливают порядок реализации норм материального права (гражданско – процессуальное право, уголовно – процессуальное право, уголовно – исправительное право, административно – процессуальное право и др.).

          

Подотрасль права – совокупность нескольких институтов права, регулирующая определённый вид общественных отношений внутри одной отрасли права. 

К примеру, отрасль гражданского права включает в себя подотрасли: 

  • вещное право – регулирует имущественные отношения; 

  • обязательственное право – регулирует отношения, возникающие по поводу обязательства одного лица перед другим; 

  • наследственное право – регулирует вопросы наследования имущественных прав и обязанностей.

Институт права – узкая группа норм, регулирующая конкретный вид общественных отношений определённой подотрасли. 

К примеру, подотрасль гражданского права наследственное право включается в себя институт правовых норм наследования по закону, институт правовых норм наследования по завещанию. А обязательственное право включает институты договорных и внедоговорных обязательств. 

Кирпичиком («молекулой») системы российского права является

Норма права – это формально определённое и охраняемое государством общеобязательное правило поведения, регулирующее конкретное общественное отношение.

В структуре нормы права выделяются три структурных элемента: гипотеза, диспозиция и санкция. 

  • Гипотеза указывает на фактические обстоятельства вступления нормы в действие, определяет субъектов права (лиц, которым данная норма адресована).

  • Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает варианты их возможного или должного поведения.

  • Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителей нормы права.

Разберём структуру нормы права на примере. Проанализируем норму пункта 1 статьи 469 «Качество товара» из Гражданского кодекса РФ: «Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи». Мы видим, фактическое обстоятельство вступления данной нормы в действие – договор купли-продажи и круг лиц, которым норма адресована – продавец и покупатель. Эта гипотеза. В этом же пункте содержится диспозиция, в той части где говорится, что продавец обязан передать покупателю товар соответствующего качества. Для того, чтобы узнать о последствиях передачи товара, не соответствующего договору качества, нам нужно найти санкцию. Если вы откроете эту статью в ГК РФ и прочтёте все пункты, то санкции в ней не найдете. Значит нужно искать в другой статье. Находим её в статье 475 «Последствия передачи товара ненадлежащего качества», согласно которой покупатель вправе потребовать от продавца уменьшения цены, бесплатного устранения недостатков, возврата денег и иных санкций. 

Законотворческий процесс

Законотворческий процесс представляет собой упорядоченную процедуру принятия законов, состоящую из последовательно сменяющих друг друга этапов.

 

Вы уже знаете, что принимаются законы Федеральным Собранием РФ, состоящим из двух палат: верхней – Совета Федерации и нижней – Государственной Думы.


  • На первом этапе субъект законодательной инициативы вносит законопроект в Госдуму. Законопроекты могут вносить Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ, законодательные органы субъектов РФ.  

  • На втором этапе идёт рассмотрение законопроекта в Госдуме. Некоторые законопроекты рассматриваются долго, детально, в трёх чтениях.

  • После чего депутаты голосуют за принятие законопроекта или против. Это третий этап. Для принятия ФКЗ необходимо не менее 2/3 голосов, ФЗ принимается простым большинством голосов. Далее законопроект поступает в Совет Федерации

  • На следующем этапе Совет Федерации в течение 7 дней должен рассмотреть законопроект. Путём голосования он может быть одобрен и принят или отправлен на доработку. В последнем случае, для преодоления разногласий, представителями Совета Федерации и Госдумы образуется согласительная комиссия. После устранения разногласий и принятия закона Советом Федерации законопроект передаётся Президенту РФ.

  • Законопроект становится законом на столе Президента РФ, когда он его подписывает. Это пятый этап законотворческого процесса. Президент может подписать законопроект, либо наложить на него вето, либо отправить на переработку. Но если законопроект имеет 2/3 голосов Совета Федерации и Госдумы в сумме, Президент обязан его подписать.  

  • И заключительный этап – обнародование закона (промульгация), без которого он не будет иметь юридической силы. В течение 7 дней после подписания Президентом закон публикуется в СМИ, например, в «Российской газете».

 

​Согласно ст. 104 ч. 3 Конституции РФ, некоторые законопроекты не могут быть приняты к рассмотрению Госдумой РФ если не имеют заключения Правительства РФ. ​​​Это законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета.  

Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Система российского права»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Законотворческий процесс в РФ»

Интеллект-карта по обществознанию №64

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь


Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

 

cknow.ru

Понятие нормативно-правового акта. Закон и подзаконные акты. Законотворческий процесс.

Количество просмотров публикации Понятие нормативно-правового акта. Закон и подзаконные акты. Законотворческий процесс. — 537

Источником права в РФ является нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт – акт компетентного органа государственной власти, в котором устанавливаются, изменяются или прекращаются правила поведения общего характера, т.е. нормы права.

Нормативные правовые акты делятся на˸

Законы

Подзаконные акты

Закон – акт высшего представительного (законодательного) органа РФ или её субъекта, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы могут быть конституционными, федеральными, законами субъектов РФ.

Подзаконные акты – указы президента, постановления правительства, нормативные акты министерств и ведомств, акты органов местного самоуправления.

Законотворческий процесс

Итак, первым этапом законотворческого процесса является подготовка проекта закона.

Принятие решения о подготовке законопроекта знаменует собой начало законотворческого процесса. С принятием такого решения определяется тема будущего акта, ᴇᴦο общая направленность. Очень много зависит от того, каков законопроект изначально, как подана ᴇᴦο основная идея и насколько он соответствует реальным общественным потребностям.

По предлагаемому к разработке законопроекту предварительно составляется ᴇᴦο концепция. В содержание концепции законопроекта включаются такие параметры как ᴇᴦο общий смысл, основные идеи, характеристика и общий план.

1. Создание концепции будущего закона;

2.Анализ существующих норм, регулирующих данные отношения и изучение соответствующего мирового опыта;

3. Непосредственная работа над текстом проекта;

4. Экспертиза готового законопроекта.

Следующая стадия — это внесение законопроекта в повестку дня заседания законотворческого органа. Утверждение повестки дня — прерогатива самого законотворческого органа, который решает, какие вопросы и в какой последовательности должны быть рассмотрены на заседании.

Государственная Дума обсуждает основные положения законопроекта и высказывает предложения и замечания в форме поправок, рассматривает предложения об опубликовании при необходимости проекта для обсуждения.

В зависимости от содержания проект по специальному решению законотворческого органа обсуждается либо целиком, либо по частям, главам, разделам, либо даже постатейно. Самые важные и самые сложные проекты могут обсуждаться сначала в целом, а потом по частям или по отдельным статьям. По результатам обсуждения Государственная Дума одобряет основные положения проекта или отклоняет его. В случае одобрения устанавливается срок для ᴇᴦο представления ко второму чтению.

referatwork.ru

3 Законотворческий процесс, его основные стадии

«Законотворческий процесс — это урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения проектов нормативно-правовых актов (законов) и принятия нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти20

В отечественной и зарубежной юридической литературе выделяют четыре основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие и утверждение закона, обнародование закона. Каждая и них относительно самостоятельна и имеет свою специфику, свой статус. Вместе же они образуют единый законодательный процесс, отражающий и закрепляющий логику прохождения проекта закона с момента его зарождения и до его принятия и обнародования.

Отмечая данное обстоятельство, известный русский ученый Е.Н. Трубецкой писал еще в начале XX века о том, что все четыре стадии, через которые каждый закон должен пройти, имеют место во всех государствах, «независимо о того, какое, где существует государственное устройство и форма правления». Ибо для возникновения закона нужно, чтобы кто-нибудь указал на жизненную потребность, которая вызывает тот или иной законопроект. «Прежде чем принять закон, необходимо подвергнуть его всестороннему обсуждению в «законодательном учреждении, которому присвоено право обсуждать законы21».Чтобы закон получил обязательную силу, «он должен быть утвержден верховной властью». Наконец, для того чтобы он действовал, необходимо обнародовать его, довести до сведения всех граждан»

Следует обратить внимание на то, что законодательный процесс в любом государстве подчиняется определенным нормам, правилам и даже традициям, отход от которых невозможен. В каждом государстве существует своя специфика законодательного процесса, однако общим для всех является то, что, во-первых, создание законов урегулировано конституцией и законодательством страны; во-вторых, осуществляется высшими органами власти в государстве; в-третьих, законодательный процесс представляет собой процедуру, состоящую из последовательно сменяющих друг друга обязательных стадий.

Соблюдение этапов законодательного процесса обеспечивает не только появление закона в узком формальном смысле, но и качество его содержания, его соответствие потребностям законодательного регулирования.

Рассмотрим каждую из стадий законодательного процесса в отдельности.

Первая — законодательная инициатива. Она представляет собой принадлежащее уполномоченным государственным органам право внесения законопроекта в законодательный орган в соответствии с действующим законодательством и установленной процедурой. Иногда понятие законодательной инициативы трактуется более широко, то есть включает внесение в законодательные органы не только готовых законопроектов, но и предложений об издании, изменении или отмене действующих законов. В современной российской и зарубежной литературе тоже просматривается тенденция к расширенному представлению о законодательной инициативе. В учебниках и научных исследованиях совершенно справедливо указывается на то, что законодательную инициативу нельзя понимать узко, только как внесение законопроектов. Она предполагает также право на внесение в законодательные органы вопросов любого значения, требующих в последующем правового оформления.

Право законодательной инициативы не является всеобщим, не принадлежит всем без исключения — гражданам, государственным органам или общественным организациям. Это особое строго ограниченное конституционное право. Каждое государство в зависимости от его природы и назначения решает по-своему вопрос о субъектах права законодательной инициативы.

«Согласно ч.1 ст.102 Конституции Российской Федерации «право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения22».

Следующая стадия законодательного процесса — обсуждение внесенного в порядке законодательной инициативы разработанного законопроекта. Обсуждение бывает двух видов — предварительное (неофициальное) и официальное.

Предварительное обсуждение проводится, как правило, с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, экспертов, представителей различных государственных и общественных организаций. Оно может осуществляться в таких формах как, например, проведение тематических научно-практических конференций, семинаров, заседаний «круглых столов», проведение теле и радиодебатов, посвященных обсуждаемым законопроектам и так далее. Предварительное обсуждение проектов законов важно для повышения качества, как конкретного закона, так и всего законодательного процесса. На этом этапе проект закона проходит всестороннюю юридическую, экономическую, социально-политическую и иную экспертизу. Официальное обсуждение законопроектов обычно осуществляется на двух уровнях — на уровне парламентских комиссий, комитетов и подкомитетов и на уровне парламентских палат. Этот процесс регулируется специальными положениями и регламентами.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости. При этом учитываются высказываемые замечания и предложения, принимаются во внимание предлагаемые поправки. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми предложениями о его изменении и дополнении в соответствующий парламентский комитет, ответственный за его подготовку и прохождение.

На комитет возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом, сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения его во втором чтении. На данном этапе идет детальный, постатейный разбор проекта вместе с внесенными в его первоначальный текст изменениями и дополнениями.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие-либо поправки и предложения. Речь идет уже о его одобрении или неодобрении.

Дальнейшее прохождение проекта закона, включая его обсуждение, регулируется Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, куда он должен быть передан в течение пяти дней после принятия законопроекта Государственной Думой.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

«Согласно Конституции Российской Федерации Совет Федерации некоторые законы может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона23».Однако это не касается федеральных конституционных законов, а также некоторых федеральных законов по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Следующая стадия законодательного процесса — принятие и утверждение закона. В юридической литературе данную стадию иногда рассматривают как две относительно самостоятельные стадии. Первая из них связана с принятием, вторая — с утверждением закона. Принятие закона происходит в высшем законодательном органе государства. Его утверждение (подписание) осуществляется главой государства.

Существуют различия в процедуре принятия законов в зависимости от их видов. Для принятия федерального закона, по общему правилу, требуется абсолютное большинство голосов, тогда как для принятия федерального конституционного закона необходимо квалифицированное большинство голосов. Например, согласно Конституции Российской Федерации федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Утверждение (подписание) принятого закона главой государства является весьма важным актом, прежде всего в плане поддержания баланса между законодательной и исполнительной ветвями власти. Одно из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной власти исполнительной ветвью — вето (от лат. veto — запрещаю) главы государства, зачастую одновременно являющегося главой исполнительной власти, налагаемое им на принимаемые законодательным органом акты.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что принятый федеральный закон направляется в течение пяти дней Президенту для подписания и обнародования. Если Президент в течение 14 дней с момента поступления этого закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Он подлежит обязательному подписанию Президентов в течение семи дней и обнародованию, если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

«Заключительной стадией законотворческого процесса является официальное опубликование принятого нормативного акта в особых, предусмотренных законом печатных органах (специальные издания, газеты), а также его официальное оглашение в иной форме (по радио, телевидению, телеграфу, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации)24».«В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент «в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его». На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные правовые акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в сводах и собраниях законодательства, в печатных работах, официальных документах.

Таким образом, законотворческий процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии: 1) законодательную инициативу; 2) обсуждение законопроекта; 3) принятие закона; 4) обнародование закона.

studfiles.net

Планы семинаров по дисциплине «Законодательный процесс»

Планы семинаров по дисциплине

«Законодательный процесс»

Тема 1: Понятие законодательного процесс, его содержание и структура

1.1 Механизм правового регулирования общественных отношений: понятие, элементы. Нормативно-правовые акты: понятие, виды, система, место в механизме правового регулирования.

1.2 Закон: понятие и место в системе нормативно-правовых актов. Понятие законодательства, законодательного процесса, законотворческого процесса.

1.3 Нормативно-правовое регулирование законодательного процесса.

1.4 Законодательный процесс как институт конституционного права и как деятельность органов власти и других субъектов права по созданию (принятию), изменению и отмене законов. Значение законодательного процесса в создании оптимальной правовой системы.

Тема 2: Становление и развитие законодательного процесса в России. Методологические основы законотворчества

2.1. Методологические основы законотворчества

2.2. История развития законодательного процесса в России на различных исторических этапах

Тема 3: Подготовка законопроекта

3.1. Планирование законодательства: значение, виды, участники

3.2 Организация работы по подготовке законопроектов. Стадии подготовки проектов законов. Технология разработки законопроектов

3.3. Законотворческие ошибки

Тема 4: Законодательная техника

4.1 Понятие и значение законодательной техники. Высокий уровень законодательной техники как непременное условие необходимого качества законов, их действенности.

4.2 Языковые (общелингвистические, терминологические, синтаксические, стилистические), логические и гносеологические правила законодательной техники.

Тема 5: Законодательная экспертиза. Общественное мнение о законопроектах и его учёт

5.1 Понятие и виды экспертизы законопроектов. Требования к экспертизе.

5.2 Экспертное заключение на законопроект.

5.3 Правовая экспертиза законопроекта. Ее содержание. Роль в обеспечении должного качества законов.

5.4 Нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в процессе использования экспертизы законопроектов.

5.5 Участие граждан в законотворчестве как один из факторов становления правового государства и гражданского общества.

5.6 Законодательство о формах участия граждан в законотворчестве. Проблема их конституционного закрепления.

5.7 Формы выражения общественного мнения в законопроектах.

5.8 Формы участия общественных объединений в законотворчестве.

5.9 Всенародное обсуждение законопроектов как средство выражения общественного мнения о них, контроля над законопроектами и как форма прямого участия граждан в законотворчестве.

Тема 6: Стадии законодательного процесса. Законодательный процесс в Государственной Думы Федерального Собрания РФ

6.1 Внесение законопроектов в законодательные органы: право законодательной инициативы, формы ее реализации.

6.2 Обсуждение и доработка законопроектов законодательным органом.

6.3 Принятие законов.

6.4 Президентское вето.

6.5 Опубликование законов, вступление их в силу.

6.6 Правовые основы законодательного процесса: нормы Конституции РФ, других законов, Регламента Государственной Думы.

6.7 Организация и юридическое обеспечение законодательного процесса.

6.8 Внесение законопроекта в Государственную Думу как форма реализации права законодательной инициативы. Требования к законопроектам.

6.9 Роль Совета Государственной Думы в законодательном процессе.

6.10 Работа над законопроектами в комитетах Государственной Думы.

6.11 Рассмотрение законопроектов и принятие федеральных законов: первое, второе и третье чтение.

Тема 7: Законодательный процесс в Совете Федерации

7.1 Правовые основы законодательного процесса: нормы Конституции РФ, других законов, Регламента Совета Федерации.

7.2 Организация и юридическое обеспечение законодательного процесса.

7.3 Работа над законами, принятыми Государственной Думой. Роль комитетов Совета Федерации. Одобрение законов.

7.4 Разработка законопроектов в Совете Федерации.

Тема 8: Участие Президента РФ и Правительства РФ в законодательном процесс

8.1Правовые основы участие Президента в законодательном процессе.

8.2 Президент как субъект права законодательной инициативы.

8.3 Представители Президента РФ в Государственной Думе и Совете Федерации.

8.4 Отклонение Президентом федеральных законов.

8.5 Подписание и обнародование Президентом федеральных законов.

Правовые основы участия Правительства в законодательном процессе.

8.6 Реализация Правительством права законодательной инициативы как основной источник поступления в Государственную Думу законопроектов.

8.7 Заключения Правительства на законопроекты.

Тема 9: Принятие законов посредством референдума

9.1 Референдум как форма выражения власти народа. Конституция РФ о референдуме.

9.2 Порядок принятия федеральных законов и законов субъектов РФ посредством референдумов. Законопроекты, которые не могут выноситься посредством референдумов.

9.3 Юридическая сила законов, принятых посредством референдумов.

9.4 Порядок отмены и изменения законов, принятых посредством референдумов. Особенности пересмотра Конституции РФ, принятой на референдуме.

Тема 10: Особенности принятия некоторых видов законов. Повторное рассмотрение федеральных законов

10.1 Пересмотр положений Конституции РФ и внесение в нее поправок.

10.2 Ратификация международных договоров.

10.3 Принятие федеральных конституционных законов.

10.4 Принятие законов о государственном бюджете Российской Федерации.

10.5Согласительные комиссии: порядок образования и работы.

10.6 Порядок повторного рассмотрения федеральных законов.

Тема 11: Влияние органов государственной власти субъектов РФ на федеральное законодательство. Законодательный процесс субъектов РФ

11.1 Участие субъектов РФ в законодательном процессе Федерации.

11.2 Использование опыта законодательной деятельности субъектов РФ в законодательном процессе Федерации.

11.3 Принятие законов субъектов РФ посредством референдумов.

11.4 Субъекты законодательного процесса.

11.5 Сходство и различия законодательного процесса субъектов РФ с законодательным процессом Федерации.

Тема 12: Правовые понятия, дефиниции в законодательстве и их применение. Наука и информация в законодательном процессе

12.1Научная обоснованность законопроектов. Пути и формы ее обеспечения в ходе законодательного процесса. Выявление факторов, снижающих позитивную направленность в законодательном процессе. Подготовка научно обоснованных рекомендаций по его совершенствованию.

12.2 Информационное обеспечение законодательного процесса. Достаточно полная, своевременная, адекватная задачам законодательной деятельности информация как непременное условие оптимальной организации и осуществления законодательного процесса. Виды информации, используемой в законодательном процессе. Содержание правовой информации.

12.3 Правовые понятия и дефиниции в законодательстве и их применение.

studfiles.net

Законотворческий процесс

Реферат

Законотворческий процесс.
Содержание:
2. Этапы законотворческого процесса.
3. Стадии законотворческого процесса
Законотворческий процесс.
Понятие законотворчества.
В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах — с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.
Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества.
Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей не только общую культуру, но и навыков пользования законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативно-правовых правил, законов и подзаконных актов, их систематизации.
Для этого законодателю необходимо решить ряд задач, а именно необходимостью:
Ø исследования различных социальных факторов, обусловливающих потребность в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений;
Ø выявления и тщательного учета при формировании законов многообразных интересов социальных и национальных образований, общественных групп и общества в целом, их особенностей, обычаев, традиций;
Ø использования в процессе создания закона соответствующих достижений науки, техники и культуры;
Ø проведения сравнительного анализа проектируемого закона не только с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств, но и с другими регуляторами общественной жизнедеятельности;
Ø постановки в целесообразных и возможных случаях специальных экспериментов для определения оптимального варианта правового регулирования соответствующих групп общественных отношений и выработки наиболее эффективной формы правового воздействия на эти отношения,
Ø определения связи, соответствия и взаимодействия проектируемого закона с данной правовой системой в целом и прежде всего с Конституцией;
Ø совершенствования организационных форм, процедуры создания закона и т.д.
Столь объемные и трудоемкие задачи не могут быть успешно осуществлены без творческого подхода и решения их законодателем.
Законотворчество характеризуется органическим единством трех его основных компонентов:
v познания
v деятельности
v результата
На самом деле, для того чтобы в законах адекватно отражались происходящие в обществе процессы, надо постоянно обнаруживать, изучать и умело использовать объективные закономерности, направляющие эти процессы.
Этапы законотворческого процесса.
Первым этапом законотворческого процесса является подготовка проекта закона.
«Как известно, воля законодателя, как бы широко ни трактовалось это понятие, формируется под воздействием объективных закономерностей. Поэтому осознание объективной необходимости того или иного явления или процесса, его оценка в субъективном сознании, соотнесение с отдаленными и близкими целями, выявление возможности воздействия права на проявление объективных законов, применение соответствующих — правовых форм для реализации принятого решения — все это основные этапы принятия правотворческого решения», так считают авторы книги «Научные основы правотворчества». 1
Принятие решения о подготовке законопроекта знаменует собой начало законотворческого процесса. С принятием такого решения определяется  тема будущего акта, его общая направленность. Очень много зависит от того, каков законопроект изначально, как подана его основная идея и насколько он соответствует реальным общественным потребностям.

Подготовка проекта закона

По предлагаемому к разработке законопроекту предварительно составляется его концепция. В содержание концепции законопроекта включаются такие параметры как его общий смысл, основные идеи, характеристика и общий план. В зависимости от научной обоснованности концепции определяются сроки принятия акта, проверяется его качество и эффективность. В концепции нормативного акта указывается также и отнесение его к определенному иерархическому уровню правовой системы, что представляется особенно важным на данном этапе ее формирования.  Конституция I993 г. внесла существенные изменения в  структуру законодательства, углубив и расширив его. Поленина выделяет несколько уровней иерархической структуры:
1. подзаконные нормативные акты;
2. нормативные указы;
3. «простые» федеральные законы;
4. конституционные федеральные законы;
5. Конституция РФ /как целое/;
6. Положения гл.1  Основы конституционного строя Конституции РФ I993 г.2
Важным является вопрос о том, кто готовит законопроект. Сложившаяся юридическая практика идет «ведомственным» путем, т.е. правоподготовительная деятельность осуществляется министерствами и ведомствами. Основные адресаты в планах законопроектных работ — Министерство финансов, Прокуратура РФ, Министерство юстиции. Основная тяжесть работы ложится на работников аппарата этих государственных структур, что влечет ряд негативных последствий. Проект закона вырабатывается, как правило, в спешке из-за большой загруженности специалистов аппарата, зачастую достаточно низок их профессиональный уровень, кроме того, они, так или иначе, находятся в плену у определенного стереотипа правового мышления. Другой негативной чертой, на наш взгляд, является деперсонифицированность проекта, когда официальным автором является ведомство, а конкретные создатели просто неизвестны и не несут за свое детище никакой ответственности.
Сложившаяся ситуация естественно привлекает внимание ученых-правоведов. Большинство склоняется к тому, что подготовкой законопроектов аппарат заниматься не должен. В частности  С.С. Алексеев выступил с предложением передать работу по составлению законопроектов группе специалистов, ученых, практиков, обладающих компетентностью в том или ином законодательно разрешаемом вопросе. «Закон как изобретение, как всякое достижение человеческого ума должен создаваться талантливыми личностями. Настоящие законы нельзя создавать большими коллективами. Необходимо привлечь к выработке законов людей с конструктивным мышлением».1
Полезной была бы практика подготовки проектов законов специально созданными научно-исследовательскими, творческими группами, и объявление соответствующего конкурса среди авторских коллективов. Еще один момент, на котором бы хотелось остановиться. Это законотворческая деятельность членов парламента. Европейская практика показывает, что такого понятия нет вообще, депутаты работают только с готовым проектом, который создается специалистами. Статус депутата в РФ позволяет Думе обращаться с законодательной инициативой, внести обоснованное предложение  о законодательном нововведении и отстаивать его». Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы имеют право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
 А. законопроектов и поправок к ним;
 Б. законодательных предложений о разработке и принятии
новых федеральных конституционных законов и федеральных законов;
В. законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР либо о признании этих законов  утратившими силу».2
Если такая инициатива будет одобрена, то ее «обработкой» займутся профессионалы. На наш взгляд, это существенно сократило бы количество «некачественных» проектов, а возможно даже и законов. Сам процесс подготовки проекта законодательного акта складывается из ряда стадий, среди которых можно выделить:
1. Создание концепции будущего закона;
2.Анализ существующих норм, регулирующих данные отношения и изучение соответствующего мирового опыта;
3. Непосредственная работа над текстом проекта;
4. Экспертиза готового законопроекта.
Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить разработке концепции будущего закона — ее экономическому, социально-политическому контексту. Найти объективно необходимое сочетание юридического и практического содержания акта, что требует привлечения, как юристов, так и специалистов в конкретно необходимых областях знаний /экономистов, социологов, психологов/. Безусловно, важно при разработке проекта закона использовать мировой опыт правового решения данного вопроса. Но здесь  следует  избегать копирования иностранных законов либо международных договоров, что зачастую и происходит. Содержание закона должно соответствовать объективным потребностям времени и экономическим условиям,  учитывать национальный менталитет и особенности российского правоприменения.
В процессе составления проектов некоторых законов возникает необходимость подготовить другие акты, развивающие и конкретизирующие закон. Обычно в тексте основного закона разрешается вопрос о подготовке и принятии таких актов, предусматривается пункту с соответствующим поручением о порядке их издания. Но это еще не гарантирует своевременную подготовку всего комплекса норм для решения конкретного вопроса. Думается, целесообразно было бы принятие пакета необходимых документов по данному вопросу, что принято в законотворческой технике других стран. Одновременная разработка комплекса документов от закона до инструкций министерств и ведомств предупреждало бы недоразумения и неясности, возникающие при применении основного закона в отсутствие разъясняющих нормативных актов, а т.ж. исключило бы противоречия между ними.
Обсуждение, доработка и согласование проекта — эта стадия, завершающая подготовительный этап. Суть процедуры — обсуждение проекта рабочей группой с привлечением специалистов-экспертов. Предложения и замечания, высказанные при обсуждении, обобщаются, и в соответствии с ними проект окончательно отрабатывается и редактируется.
Затем он поступает на рассмотрение того органа или комиссии, которой поручена подготовка проекта и внесение его на утверждение.
Ряд проектов проходит особые, дополнительные стации подготовки, что обусловлено их исключительной важностью и значимостью для регулирования общественных отношений. В практике подготовки законопроекта нередко используется его всенародное обсуждение.
Основным инструментом выражения мнения общественности является пресса, которая все активнее включается в процесс законотворчества. Такую тенденцию отмечают и юристы, подчеркивая, что «поток» предложений в печати и, особенно, в письмах граждан о необходимости
принятия того или иного закона либо ценой их серии увеличивается.»1
Таким образом, мы имеем дело с феноменом инициирования законодательных предложений в прессе не только на стадии обсуждения выдвинутых законопроектов, но и выявления и анализа законодательных проблем. Задача общественной дискуссии в печати состоит в том, чтобы выяснить многообразие альтернативных мнений, выбрать оптимальные предложения, которые послужили бы базой для эффективного решения. К сожалению, для ряда современных изданий характерны низкая культура дискуссий по важнейшим государственно-правовым вопросам, нетерпимость к иным позициям. Важным остается вопрос о порядке учета высказанных в прессе законодательных предложений. Механизма подведения итогов обсуждения и их учета мы пока не имеем. Анализ показывает, что лишь небольшая часть предложений и замечаний к законопроектам используется в их окончательном варианте. Судьба остальных остается неизвестной, как и мотивы, по которым были отклонены те или иные замечания. В связи с этим, думается, необходимо придать каналам общественного мнения большую упорядоченность и эффективность, в частности, выделить в банке данных парламента блок «предложения общественности» для их автоматизированной обработки и использования. Тогда по каждому законопроекту можно будет давать концентрированно обработанную и достаточно объективную  информацию.
Существует также много негативных моментов. Порой общественное мнение буквально опутывает все фазы подготовки принятия законов. Вихрь мнений, интересов, позиций подчас настолько силен, что законодатели действуют как бы в «безальтернативном» режиме. Смещаются их собственные оценки, и в стороне остаются другие источники информации, необходимые депутатам.
Стихийно взрывающееся общественное мнение нередко мешает подготовить проект на добротной научной основе, взвесить все варианты и просчитать последствия.
Весомость общественного мнения усиливается от сочетания с другими видами информации. На каждом этапе законодательного процесса целесообразно пользоваться «информационной комбинацией», т.е. умело сочетать все виды и источники информации.
Для будущего закона важно, если пресса, научные работники, а т.ж. социологические опросы и публичные дискуссии спокойно и компетентно обнажают проблемы, требующие законодательного решения.
В подготовке законопроекта ведущая роль, несомненно, принадлежит специалистам и депутатам. Общественное мнение может лучше выразить себя в альтернативных проектах. Думается, что целесообразно было бы готовить и вносить такие проекты заранее, видя за ними определенные общественные слои с их запросами, интересами, потребностями, сопоставляя варианты проектов и выбирая лучший.
Подготовка проекта заканчивается решением органа, его готовившего, о направлении законопроекта на рассмотрение законотворческого органа. Если проект готовится в аппарате этого органа или комиссиями Государственной Думы, то эта стадия законотворчества заканчивается решением комиссии представить проект на рассмотрение Государственной Думы.
Факт внесения выработанного проекта в законотворческий орган имеет официальное юридическое значение. С этого момента прекращается первый этап процесса законотворчества — предварительное формирование государственной воли, и начинается новый этап — закрепление этой воли в нормах права. Правоотношения по выработке первоначального текста закона на этом этапе исчерпываются, но возникают новые, связанные с рассмотрением проекта в официальном порядке и вынесением решения.
Утверждение законопроекта является центральной стадией законотворческого процесса, т.к. именно на этом этапе происходит придание юридического значения правилам, находящимся в тексте законопроекта.
Можно выделить четыре основные стадии официального прохождения закона: внесение проекта на обсуждение законотворческого органа,  непосредственное обсуждение проекта,  принятие закона, его обнародование /опубликование/.
Стадия официального внесения законопроекта в законотворческий орган сводится к направлению полностью готового проекта в законотворческий орган.
В юридической литературе принято выделять два вида официального вынесения проекта на рассмотрение.
Первый — кооперативное внесение, когда законотворческий орган обязан рассмотреть поставленный вопрос, т.к. связан волеизъявлением инициатора проекта.  Второй — факультативное внесение, когда от руководства законотворческого органа зависит, поставить ли в повестку дня внесенный проект или оставить его без рассмотрения, направить ли для доработки или редактирования.
Такая градация необходима для характеристики права законодательной инициативы. В содержании права законодательной инициативы входят следующие элементы: действие, совершать которое оно предоставляет возможным, правомочные осуществлять его субъекты, последствия реализации этих действий.
По первому элементу права законодательной инициативы в специальной литературе высказываются две точки зрения:
согласно одной из них,  под «правом законодательной инициативы следует понимать возможность вносить проект на рассмотрение представительного органа власти»1. Представители другой точки зрения дают более широкое толкование. Они включают сюда «право вносить готовые законопроекты и предложения о разработке и принятии новых законов, отмене и изменении действующих».2
По сути,  широкая трактовка права законодательной инициативы вытекает из Конституции РФ.
Определяющим элементом содержания права законодательной инициативы является субъектный состав. Установить носителя права законодательной инициативы несложно. Таковым может быть любое лицо, орган или организация, наделенная правом вносить законопроекты в высшей представительный орган власти и реализующие это право. Согласно ст.104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные /представительные/ органы власти субъектов РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд. Сложнее установить,  кто является субъектом в отношении права законодательной инициативы. Правоотношение законодательной инициативы как субъективное право и корреспондирующая ему обязанность возникает лишь в том случае, когда внесен законопроект и если к нему приложена, требуемая законодателем документация.
Право законодательной инициативы возникает только с момента внесения законопроекта. Этому праву соответствует обязанность законотворческого органа принять внесенный проект и включить его рассмотрение в повестку дня ближайшего заседания, рассмотреть его и принять решение.
Необходимо учитывать, что законодательная инициатива не предполагает обязанности законотворческого органа принять предложенный проект, тем более в том виде, в котором  он представлен. Наличие такой обязанности было бы посягательством на верховенство представительной власти. Но при использовании права законодательной инициативы законотворческий орган связан волеизъявлением субъекта, имеющего такое право, следовательно,  должен рассмотреть проект и принять по нему решение. Этим законодательная инициатива отличается от других видов законотворческих предложений.
Наряду с обязательными, но все же дополнительными компонентами как получение законопроекта, его регистрация и информация о нем на сессии, главным все-таки является обязательное рассмотрение внесенного законопроекта или законодательного предложения в результате осуществления права законодательной инициативы. В данном случае Государственная Дума связывает себя своим же решением, закрепленным конституционно.
Проекты законов и законодательных предложений представляются к рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их разработки, развернутой характеристикой целей, задач и основных положений будущих законов и их местом в системе законодательства, а также ожидаемых социально-экономических последствий их применения. При этом указываются коллективы и лица, принимавшие участие в подготовке законопроекта, реализация которого потребует дополнительных и иных затрат, прилагается его финансово-экономическое обоснование.
Проекты законов и иные законодательные предложения, подлежащие рассмотрению Государственной Думой, представляются, в комитеты и комиссии либо их председателям. Представленные предложения подлежат обязательной регистрации. Если форма представленного проекта не отвечает основным требованиям Регламента Государственной Думы и законодательным актам о порядке подготовки проектов законов РФ или проект представлен без обоснований, он может быть возвращен инициатору законопроекта.
Зарегистрированный законопроект или законодательное предложение для предварительного рассмотрения и подготовки предложений о дальнейшей работе над ним, как правило, направляются в соответствующие комитеты Государственной Думы и одновременно в комитет по законодательству.
Здесь необходимо отметить, что некоторые ученые включают еще «две дополнительные стадии официального прохождения проекта нормативного акта в законотворческом органе. Это рассмотрение и доработка проекта во вспомогательном аппарате законотворческого органа и включение в повестку дня заседания законотворческого органа рассмотрения внесенного проекта»1.
Думается, что такое расширение этой стадии правотворческой деятельности является логичным, т.к. непосредственному рассмотрению проекта законотворческим органом предшествует его разработка комиссиями и комитетами, связанная с подготовкой заключения по законопроекту.
В состав подготовительных комиссий и рабочих групп могут включаться депутаты, не входящие в состав комиссий и комитетов. А также в их работе могут принимать участие инициаторы законопроекта с правом совещательного голоса. Что касается альтернативных  проектов, то они рассматриваются вместе с основным.
Подготовительная комиссия вправе принять решение о проведении предварительного обсуждения на местах: в трудовых коллективах, научных учреждениях, общественных организациях, на собраниях граждан. Законопроекты могут направляться на научную экспертизу, по ним могут запрашиваться заключения Правительства РФ. Существует ряд законопроектов,  которые вносятся только при наличии заключения  Правительства. Согласно ч.3 от.104 Конституции РФ таковыми являются законопроекты о введении и отмене налогов, освобождении от их уплаты о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обстоятельств государства, другие законотворческие проекты, предусматривающие расходы покрываемые за счет федерального бюджета.
Следующая стадия — это внесение законопроекта в повестку дня заседания  законотворческого органа. Утверждение повестки дня — прерогатива самого законотворческого органа, который решает, какие вопросы и в какой последовательности должны быть рассмотрены на заседании.
Обсуждение проекта закона на заседании законотворческого органа дает возможность полно и всесторонне ознакомиться с проектом, досказать по нему мнения и соображения, внести все необходимые изменения и улучшения и в результате сформировать наиболее целесообразный и оптимальный вариант законодательного акта.
Обсуждение любого проекта начинается с доклада по нему. В качестве докладчика, как правило, выступает инициатор законопроекта. Рассмотрение проектов законов и законодательных предложений, предложенных Президентом, а также обращений Президента начинается с выступления официального представителя Президента с обоснованием необходимости их принятия.
В докладе любого инициатора проекта освещаются вопросы о необходимости принятия рассматриваемого проекта, о целях, которые стоят перед данным актом, характеризуется основное содержание проекта, важнейшие его новеллы, показывается, кто привлекался к разработке проекта. Также заслушиваются содоклады головной комиссии, оглашаются письменные заключения.
Государственная Дума обсуждает основные положения законопроекта и высказывает предложения и замечания в форме поправок, рассматривает предложения об опубликовании при необходимости проекта для обсуждения.
В зависимости от содержания проект по специальному решению законотворческого органа обсуждается либо целиком, либо по частям, главам, разделам, либо даже постатейно. Самые важные и самые сложные проекты могут обсуждаться сначала в целом, а потом по частям или по отдельным статьям. По результатам обсуждения Государственная Дума одобряет основные положения проекта или отклоняет его. В случае одобрения устанавливается срок для его представления ко второму чтению.
Если вынесены альтернативные проекты по одному и тому же вопросу, Государственная Дума обсуждает их одновременно в ходе первого чтения и принимает решение о том, какой из проектов принять за основу при подготовке ко второму чтению.
При втором чтении по проекту закона председатель головного по данному законопроекту комитета либо руководитель органа, дорабатывает проект. Обсуждение проводится постатейно, по разделам и в целом. Во время обсуждения,  отдельные части или проект в целом,  может быть возвращен на доработку. Каждая поправка обсуждается и голосуется отдельно.
Принятие официального решения по проекту законодательного акта — это решающая стадия официального прохождения проекта в законодательном органе. В результате ее осуществления проект превращается в правовой акт. Соответственно, предыдущие стадии этого этапа лишь создают предпосылки и условия для принятия окончательного правотворческого решения.
Конституция подробно регламентирует порядок принятия законов, разделяя процедуру принятия федеральных и федеральных конституционных законов.
В соответствии  с законом Государственная Дума принимает Федеральные законы. На голосование ставятся отдельно каждая статья, либо раздел, либо глава проекта закона. Затем на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки.
После обсуждения всех статей, разделов и глав законопроект принимается в целом. Решение по федеральным законам принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Согласно ч.3 ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы в течении пяти дней направляются для рассмотрения в Совет Федерации. Для одобрения закона в Совете Федерации необходимо, чтобы за него проголосовали более половины членов палаты. Закон считается принятым, если он в течении четырнадцати  дней не был рассмотрен в Совете Федерации. Из данных положений Основного закона можно сделать вывод о том, что  принятие федеральных законов Советом Федерации не носит обязательного характера, но если они стали предметом рассмотрения в этой палате парламента и не нашли одобрения, то, согласно закону, требуется создание согласительной комиссии из представителей обеих палат. Комиссия рассматривает возникшие разногласия и ищет пути их устранения, дает свое заключение. После урегулирования разногласий проект законодательного акта вновь становится предметом рассмотрения Государственной Думы. При несогласии Государственной  Думы с решением Совета Федерации для принятия закона необходимо, чтобы две трети членов этой палаты при повторном голосовании одобрили этот законопроект.
Существует несколько нормативных актов, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации после принятия их Государственной Думой. Они касаются важнейших вопросов жизнедеятельности государства. Перечень этих вопросов дан в ст. 106 Конституции РФ, к ним относятся: вопросы федерального бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификация и денонсация международных договоров, вопросы войны и мира, защиты и статуса государственной границы.
Особый порядок предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов. Ввиду особой важности этих нормативных актов, Конституция предусматривает прохождение такого закона в обеих палатах парламента, и принятие их возможно при наличии трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Законы РФ подписываются и обнародуются Президентом РФ в течении 14 дней. Президент вправе вернуть до истечения указанного срока Федеральный закон для повторного рассмотрения. В этом случае закон подписывается Президентом в семидневный срок после его повторного принятия двумя третями голосов в обеих палатах парламента.
Процесс создания закона завершается его опубликованием. Чтобы стать общеобязательными велением государства, правовая норма должна объектироваться в общедоступных печатных изданиях, и этот процесс представляется особенно важным. Опубликование законов главная предпосылка их вступления в силу и юридическое основание презумпции знания законов. Нельзя полагать, что граждане могут знать неопубликованный закон, и налагать на них ответственность за нарушение неизвестных им правил.
Опубликование есть установленный законом способ доведения до всеобщего сведения принятого законодательного акта, заключающийся, как правило, в помещении полного и точного его текста в общедоступном, официальном органе печати.
Поскольку опубликование имеет осо6ое юридическое значение для вступления в силу и дальнейшего применения законодательного акта, оно представляет собой важнейший политический акт и совершается в строго определенном порядке.
Опубликование законов осуществляется в соответствии с Указом Президента «0 порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов».1
Все законы России, согласно вышеупомянутому закону, подлежат обязательному опубликованию в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете»,  затем передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система».
Федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, либо в иной срок, прямо установленный в самом законе.
На стадии опубликования завершается процесс создания закона. Следует отметить, что законотворческий процесс- это не просто механизм создания нормативного акта, это творческий процесс,  деятельность созидательная, а, следовательно, креативная, подчиненная определенным логическим правилам и принципам.
Список литературы.
1.     Научные основы правотворчества./Отв. ред. Р.О. Халорина. М.: Юрид. лит., 1981
2.     Поленина С.В. Новое в системе законодательства РФ./Государство и право. 1994.- №I2.
3.     Алексеев С.С. Как готовить закон? // Известия. I992.I4 декабря.
4.     Федеральный закон»0 статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. I997.
5.     Ковачев Д.А. Механизм социалистического правотворчества. М., Юрид. лит., 1977..
6.     Кривовенко Л.Т. Право законодательной инициативы.//Советское государство и право.1979.

coolreferat.com