План политическая власть как особый тип общественных отношений – Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме политическая власть как особый вид общественных отношений. Составьте план, в соответствии с которым

Климат родного края |

Цели и задачи урока:

  1. Углубить и расширить знания о природе родного края;
  2. Дать характеристику климата Подмосковья, сезонов года;
  3. Закрепить навыки работы с климатическими картами;
  4. Познакомить учащихся с опасными метеорологическими явлениями.

Ход урока.

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

II. Основная часть.

Вступительное слово учителя

Есть много других, кроме нашего края,
И он для меня на равнине твоей
Не хуже, не лучше, а только милей

Сегодня на уроке мы должны составить характеристику климата нашего края по сезонам и в целом за год. Но,чтобы ее составить необходимо определить географическое положение области.(Центр Русской равнины, средние широты, умеренный климатический пояс)

1. Повторим основные понятия климата.

  • Что называется климатом?
    (Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности.)
  • Перечислите основные элементы климата.
    (температура, ветер, осадки)
  • Какие факторы влияют на формирование климата?
    (угол падения солнечных лучей или географическая широта,движение воздушных масс, географическое положение, подстилающая поверхность)
  • Какова роль географической широты местности в формировании климата?
    (Чем ближе к полюсу находится пункт, тем меньше угол падения солнечных лучей,тем меньше тепла получает поверхность в течении года. Положение области в средних широтах обуславливает поступление солнечной радиации по сезонам года, иными словами преобладает сезонность.)
  • Какой из океанов оказывает большее влияние на климат Подмосковья?
    (Атлантический)
  • Какая воздушная масса господствует в области?
    (Морская умеренная со стороны Атлантики)

2. Практическая работа с картами

  1. По картам температуры воздуха изучите годовой ход температуры воздуха. Сделайте вывод.( Холоднее на востоке области.)
  2. Изучите по карте годовое количество осадков. Сделайте вывод. ( В среднем 600мм. Больше всего на западе области, в июле, меньше всего в феврале.)
  3. Высота солнца над горизонтом в Подмосковье. Зависит ли климат области только от неё.( Нет. Зависит еще от подстилающей поверхности и приходящих воздушных масс )
  4. Определить направление ветров в Подмосковье по розам ветров. Сделать вывод.(В Подмосковье преобладают западные ветра.)
  5. Проанализировать состояние неба по облачности.(Число пасмурных дней в области больше всего-140 за год.)
  6. Охарактеризовать продолжительность сезонов года.(Самое продолжительное время года –зима, самое короткое- весна.)
  7. Проанализировать карту Московской области зимой. Презентация учащихся
  8. Проанализировать карту Московской области весной. Презентация учащихся
  9. Проанализировать карту Московской области летом. Презентация учащихся.
  10. Учитель знакомит учащихся с отклонениями температуры в отдельные годы, аномальными климатическими явлениями и прогнозами погод.)

3. Опасные метеорологические явления в Подмосковье.

Учитель знакомит с опасными метеорологическими явлениям (грозы с сильными ливнями, бури, шквалы и смерчи, град ) и их аномалиями. Презентация учащихся.

4. Загадки о климате.

Крикнул вол на сто сёл, на тысячу городов.

Выше леса, тоньше колоса.

В холоде – горой, в избе – водой.

Серое сукно тянется в окно.

Рассыпался горох на 77 дорог. Никто не подберёт: ни царь, ни царица, ни красная девица.

5. Времена года в картинах известных художников.

Представляются 3 картины. Учащиеся должны назвать авторов.

Времена года в литературных произведениях.

Зачитываются строки из произведений известнейщих русских поэтов и прозаиков, где очень наглядно описаны различные типы погод.Учащиеся должны их назвать.

6. Закрепление полученных знаний.

Своя игра.Вопросы.Самое продолжительное время года. Самая повторяемая облачность…

7. Заключение.

От чего зависит погода и климат
От места, в котором находишься ты,
Его высоты, его широты, долготы,
А также — от настроения.

Презентация

Внимание, только СЕГОДНЯ!

shkafymaster.ru

Лекция. Тема: политическая власть план:

  1. Понятие
    политической власти.

  2. Признаки,
    ресурсы и функции политической власти.

  3. Типы
    политической власти. Особенность
    политической власти современной России.

  4. Разделение
    властей.

  1. Понятие политической власти.

Власть
— это начало политики, это центральная
категория политологии.

В
широком смысле понятие “власть” может
характеризовать различные явления
политической жизни, как: “Власть денег”,
“власть привычки”, т.д.

Политологию
понятие власти интересует не в широком,
метафорическом значении, предмет
политологии — социальная и политическая
характеристика власти.

Политическая
власть — это достаточно сложное явление,
в науке существует несколько 10в
определений власти. Каждое из них делает
акцент на какой — либо стороне, свойстве,
чертах власти.

В
литературе встречаются следующие
подходы к пониманию политической власти:

  1. Биологический
    подход.

    (Представитель — М. Дюверже). Данный
    подход исходит из того, что власть не
    является специфичной только для людей,
    что власть есть у всех живых существ,
    в том числе и у животных. Биологическая
    природа животных и человека — одна и та
    же — стремление стать 1-м, стремление
    завоевать свое место под солнцем.
    Поэтому власть присуща человеку как
    представителю животного мира.

  2. Психологический
    подход
    .
    (Макс Вебер, К. Юнг). Власть характеризуется
    с точки зрения субъективного восприятия
    ее человеком, которое основывается на
    особых качествах ее носителя или
    вытекает из психологических особенностей
    самого человека (склонности повелевать
    или подчиняться, при чем может быть как
    слепое повиновение власти, так и чувство
    неповиновения или стремление захвата
    власти). Н. М. Коркунов считал, что власть
    основана не столько на принуждении,
    сколько на психических переживаниях
    граждан.

Зигмунд
Фрейд — в психике человека есть структуры,
делающие его предрасположенным к
предпочтению рабства вместо свободы
ради личной защищенности и успокоения.
( Пример, холопство по ключу в “Русской
правде”).

  1. Политико
    — социологический подход.

Власть
характеризуется как политическое
влияние одной группы людей на другую,
воздействие носителя власти на ее
объект. В рамках данного подхода
существуют следующие определения
власти:


бихевиористское — власть является особым
типом поведения, основанным на возможности
изменения жизни других людей.


инструменталистское — трактовка власти
как использования определенных средств
(насилия, убеждения)


телеологическое (учение о целях) — власть
как достижение определенных целей,
желаемых результатов


структуралистское — власть как особого
рода отношение между управляющим и
управляемым


функционалистское — власть под углом
зрения осуществляемых ею функций


реляционистское — власть как отношение
между как минимум 2 партнерами, при
котором 1 из партнеров оказывает волевое
влияние на другого


конфликтологическое — власть с точки
зрения форм и методов разрешения
политических конфликтов.

  1. Философский
    подход.

    Власть — это волевое отношение субъектов,
    их зависимость, установленная на
    общественных нормах.

  2. Системная
    трактовка власти

    – считает власть производной от
    общественной системы, власть как
    средство общественного общения.

В
целом, политическую власть можно
определить: ПВ — это способность и
возможность субъекта политики осуществлять
свою волю, оказывать определенное
воздействие на людей с помощью авторитета,
права, насилия и других средств.

Власть
— это всегда право и возможность одних
повелевать и обязанность других
подчиняться.

Власть
призвана регулировать конфликты,
поскольку она существует в социально
неоднородном обществе. Поэтому власть
должна обеспечивать определенную
гармонию интересов в обществе.

studfiles.net

Сущность власти, как особый вид общественных отношений (политология)

Сущность власти, как особый вид общественных отношений (политология)

Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.

Власть — особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

В политологической литературе существуют многочисленные определения власти. Например, Т.Гоббс считал, что власть – это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь со смертью. М.Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Р.Даль полагал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы. Среди крупнейших теоретиков, имеющих исследования по проблеме власти, необходимо в первую очередь отметить Б. Рассела, который трактует власть как создание намеченного эффекта, П. Морриса, который определяет власть как не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение (кого-то или чего-то). В то же время Х.Арендт считала что власть вовсе не принадлежит отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно. С.Лукс, отвергая это суждение, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное представление: некий А тем или иным образом воздействует на Б. О том же говорит и А.Гидденс: обладание властью означает способность менять порядок. Многие ученые подчеркивают естественный характер власти. Каждый человек изначально в той или иной мере стремится к власти и славе, хотя есть люди, которые всегда стремятся командовать, а другие – подчиняться. Между этими крайностями масса людей, которые в одних ситуациях легче подчиняются, в других – командуют. Есть тип людей, которые вообще не любят командовать. В то же время без стремления к власти не бывает лидеров. Ни один лидер не достигает успеха, если не получает радость от власти, если не обладает самоуверенностью. Надо принять во внимание также власть организации. Только на стыке двух форм власти – индивидуальной и организации – в точке их соприкосновения проявляется сущность власти как таковой, такое ее свойство, как принуждение.

Несмотря на различия в подходах ученых к определению сущности власти, выделяются и общие ее характеристики. Власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет власти, как без власти нет подчинения. Проявлением власти является действие, которое побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле. Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например, ради достижения определенной цели.

Т.о, власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.

Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Важно учитывать соотношение политической и государственной власти. Политическая власть выступает как фактическое соотношение классовых и иных социальных сил. Государственная власть – это непосредственный продукт политической власти, она носит политический характер, ибо государство в своей деятельности затрагивает интересы практически всех слоев населения. Однако, ни политическая власть не сводится к государственной, ибо включает также власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и т.д., ни государственная – к политической. Государство выполняет и неполитические задачи, которые, однако, могут приобрести политический характер в силу тех или иных причин (школьное образование, язык обучения, экология и т.д.).

Власть появилась с возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что нашло отражение в различных учениях о власти. На ранней степени своего развития политические воззрения в целом ещё не успели выделиться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой элемент целостного мифологического мировоззрения. В мифах древних народов господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Согласно этим мифам, космос в отличии от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен присутствием и усилием богов, земные же порядки – часть мирового, космического порядка. Вместе с тем, в древней мифологии различно решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями. Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными силами является китайский император, являясь одновременно сыном неба и отцом своего народа.

Божественный характер власти, правила поведения, законы – всё это по тогдашним воззрениям соответствовало божественному порядку справедливости, получившего позднее формулировку как «теория естественного права».

Власть — понятие правовое, означающее созидание и распределение ценностей согласно общественным интересам. Власть — это законное право принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, и использовать принуждение во имя торжества законов. Правители всегда стремятся создать впечатление правомерности своей власти и законности правления. В обществе, в котором народ с уважением относится к закону и доверяет правительству, требуются минимальные условия для принуждения. Там же, где законность власти не бесспорна, воцаряется беззаконие и сохраняется опасность социальных потрясений.

infourok.ru

«Политическая власть как особый тип общественных отношений»

СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

«В социальной системе непрерывно происходят
процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к
исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме
социальных изменений. Существуют две основные формы социальных изменений:
эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является
эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс
появления всё более сложных социальных форм.

Неравновесной моделью социальных изменений
выступает революция. Социальная революция – это такой способ перехода к новому
качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии:
происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил…

Социальный прогресс следует понимать как одну из
форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в
результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального
благосостояния и духовного развития личности.

Прогресс как понятие можно применять как к
системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам
социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что
надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменение более
сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное
развитее общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор
используется при характеристике социальных изменений.

Для определения уровня прогрессивности того или
иного общества традиционно использовались два критерия: уровень
производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более
прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной
науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера
труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся
количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен
«бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене
прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий –
уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит,
развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие
тенденции изменения общественных отношений».

(А. Б. Безбородов, В. П. Филатов).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Назовите рассматриваемые авторами формы
социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.

2. Объясните, почему отношение учёных к понятию
«прогресс» неоднозначно. Приведите любые два объяснения, опираясь на текст.

3. Проиллюстрируйте примерами любые три
упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству
приведите по одному примеру.

4. Опираясь на содержание текста и знания курса,
приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является
интегральным критерием прогресса.

 

www.schoolmaks.ru

Обобщающие уроки по органической химии в игровой форме |

Качество знаний учащихся во многом
определяется их интересом к химии. Интерес к
предмету можно развивать во внеклассной и
учебной деятельности, совершенствуя методы и
формы работы. Поскольку урок – основная форма
обучения, нельзя недооценивать его возможности в
развитии познавательного интереса учащихся [1].
Стремясь сделать обучение более интересным,
учителя все чаще уходят от традиционного
проведения уроков, увеличивая их разнообразие
(уроки-игры, уроки-диспуты, уроки-конкурсы и т.д.).
Игры-уроки направлены на развитие творческих
способностей, фантазии, внимания и памяти
учащихся, расширение кругозора, приобретение
новых знаний и умений. В игре ребенок
раскрепощается, исчезают скованность и
неуверенность в своих силах, а при достижении
определенного успеха появляется желание играть
вновь и вновь[2]. Поэтому настоящее время
по-прежнему актуальны методы, основанные на
использовании игровых технологий при обучении
химии. Основная задача игр состоит в повышении
эффективности обучения за счет усиления
интереса учащихся к уроку и придания ему
эмоциональной окраски [3].

В данной статье представлен комплект игр,
которые можно использовать при изучении
различных тем органической химии. В зависимости
от учебно-воспитательных задач игры уместны как
при объяснении новой темы, так и при закреплении,
повторении, обобщении, контроле знаний учащихся,
а также во внеклассной работе. Безусловно, каждый
учитель вправе внести в игру свои изменения,
учитывающие конкретные условия и ситуацию.

Урок-игра “Брейн-ринг” (X класс)

Место урока в учебном плане. Эту игру можно
провести на заключительном уроке по теме
“Спирты” в X классе, когда учащимися усвоены
основные понятия данной темы.

Цели урока: повторить пройденный материал
органической химии и систематизировать основные
теоретические положения темы; повысить интерес
школьников к курсу химии.

Оборудование:

  • эмблемы команд и жюри;
  • набор вопросов;
  • плакаты с заданием;
  • секундомер;
  • карандаши;
  • бумага;
  • игрушки-пищалки;
  • гонг;
  • призы игрокам.

Подготовительный этап. Класс заранее
делится на три группы; командам дается домашнее
задание:

  • подготовить эмблему своей команды;
  • cделать заготовку итоговой таблицы.

ХОД ИГРЫ

Ведущий зачитывает вопросы игры, и, для того
чтобы ответить на него, у каждой команды есть 1
мин. Та команда, у которой готов ответ, подает
сигнал, и с разрешения ведущего дает ответ. Если
ответ, данный командой, неверен, а минута не
закончилась, у остальных двух команд есть
возможность продолжить обсуждение и попробовать
ответить правильно. Если верный ответ так и не
будет дан ни одной из команд, вопрос снимается.
Каждый ответ приносит команде 1 балл.

Вопросы игры.

  1. Карболовая кислота? (Фенол)
  2. Трехатомный спирт? (Глицерин)
  3. Шестиатомный спирт, продукт восстановления
    глюкозы? (Сорбит)
  4. Чем обусловлена хорошая растворимость в воде
    первых членов гомологического ряда спиртов?
    (Образованием межмолекулярной водородной связи)
  5. Сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых
    кислот? (Жиры)
  6. Спирт, который получается гидратацией
    пропилена? (Пропанол-2)
  7. Твердые вещества, которые образуются при
    действии на спирты щелочных металлов и других
    активных металлов? (Алкоголяты)
  8. Вещества, которые образуются при
    межмолекулярной дегидратации спиртов при t >140? (Простые
    эфиры)
  9. Этот спирт называют древесным спиртом?
    (Метанол)
  10. Диол с двумя атомами углерода? (Этиленгликоль)
  11. Вещества, которые образуются при окислении
    вторичных спиртов? (Кетоны)
  12. Реакция образования сложных эфиров в
    результате взаимодействия спиртов с кислотами? (Этерификация)
  13. Правило, в соответствии с которым происходит
    образование спиртов из алкенов? (Правило
    Марковникова)
  14. Общее название одноатомных спиртов? (Алкоголи,
    алканолы)
  15. Особый вид связи, возникающий за счет атома
    водорода функциональной группы -ОН и
    электроотрицательного атома в спиртах? (Водородная
    связь)
  16. Сравнительная высокая температура кипения
    спиртов объясняется …? (Ассоциацией молекул)
  17. Какое соединение получается при дегидратации
    бутанола-2? (Бутен-2)
  18. Расположите спирты в ряд по увеличению их
    способности вступать в реакцию этерификации с
    уксусной кислотой:
  19. этиловый, изопропиловый, 2-метилбутанол-2?

  20. Расположите спирты в порядке уменьшения их
    кислотности: этанол, метанол, бутанол? (Метанол,
    этанол, бутанол)
  21. Расположите спирты в порядке увеличения
    кислотности: метанол, глицерин, третичный
    бутиловый? (Третичный бутиловый, метанол,
    глицерин)

Подведение итогов.

Урок-викторина “Счастливый случай”

Место урока в учебном плане. Урок-викторину
можно провести на заключительном уроке по
разделу “Кислородсодержащие органические
соединения” в Х классе.

Цель урока: систематизация и обобщение
знаний

Оборудование: лото с бочонками, плакат
“Счастливый случай”

Подготовительный этап.

Класс делится на две команды (например, команда
мальчиков и команда девочек). Каждая команда
получает задание: придумать название команды,
выбрать капитана, подготовить эмблему и вопросы
команде – противника.
Викторина проводится по аналогии с одноименной
телевизионной игрой.

Гейм 1. “Дальше, дальше…”.

В течение двух минут каждой команде задаются
вопросы. При оценивании подсчитывается
количество правильных ответов.

Примеры вопросов гейма:

  1. Простейший альдегид? (Муравьиный)
  2. Трехатомный спирт? (Глицерин)
  3. Тип гибридизации углеродного атома
    карбонильной группы в альдегидах? (sp2)
  4. Спирты, которые образуются при восстановлении
    альдегидов? (Первичные)
  5. Эта реакция используется для очистки
    альдегидов и кетонов и выделения их из смесей? (Реакция
    присоединения гидросульфита натрия)
  6. Жидкость с резким запахом зеленой листвы,
    получают из ацетилена по реакции Кучерова? (Уксусный
    альдегид)
  7. Сложные эфири глицерина и высших карбоновых
    кислот? (Жиры)
  8. Окисление альдегидов аммиачным раствором
    оксида серебра? (Реакция “серебряного
    зеркала”)
  9. Кислота, которая образуется при окислении
    масляного альдегида? (Масляная кислота)
  10. Функциональная группа альдегидов? (Карбонильная
    группа)

Гейм 2. “Темная лошадка”.

“Темная лошадка” задает три вопроса. На
обсуждение каждого вопроса дается 30 секунд,
отвечает команда, которая быстрее находит
правильный ответ. Если “темная лошадка” считает
ответ неверным, отвечает вторая команда, а в
случае неправильного ответа второй команды –
отвечают зрители.

Гейм 3. “Домашнее лото”.

Капитаны команд по очереди вытаскивают из
мешочка бочонки с номерами. В мешочке 10 бочонков,
бочонок со “Счастливым случаем” – задание на
построение моделей молекул. Команды отвечают на
вопросы по соответствующим номерам.

Примеры вопросов гейма:

  1. “Счастливый случай”: постройте модель
    молекулы уксусного альдегида.
  2. Вычислите молекулярную массу этилового спирта.
  3. Составьте уравнение реакции окисления
    пропионового альдегида аммиачным раствором
    оксида серебра.
  4. “Счастливый случай”: постройте модель
    молекулы метилового спирта.
  5. Как называют соли уксусной кислоты?
  6. Какие изомерные спирты состава СНО можно
    приготовить гидрированием альдегидов?
  7. “Счастливый случай”: постройте модель
    молекулы этилового спирта.
  8. Каких спиртов невозможно получить
    гидрированием альдегидов?
  9. Какими органическими веществами можно
    воспользоваться вместо альдегидов для
    проведения реакции серебряного зеркала?
  10. “Счастливый случай”: постройте модель
    молекулы изопропилового спирта

Гейм 4. “Ты – мне, я – тебе”.

Команды задают по пять вопросов друг другу
(вопросы должны быть подготовлены командами
заранее)

Гейм 5. “Гонка за лидером”.

Ведущий задает вопросы командам в течение
определенного времени. Сначала ответы дает
проигрывающая команда. За отведенное время
команды стремятся дать как больше правильных
ответов.

Вопросы для команды 1

1. Жидкость с резким запахом зеленой листвы,
получают из ацетилена по реакции Кучерова?
(Уксусный альдегид, 1 балл)

2. Запах гвоздики обусловлен этим веществом. Оно
не реагирует с аммиачным раствором оксида
серебра, а при каталитическом гидрировании
образует гептанол 2? (Гептанон-2, 2 балла)

3. Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют
это вещество. Это вещество взаимодействует с
синильной кислотой, при каталитическом
гидрировании образует 4-метилгексанала-3? (4-метилгексанон-3,
3 балла)

4. Этот альдегид находится в эвкалиптовом масле
и обладает запахом лимона. При взаимодействии с
бромом образует 2, 3, 6, 7-тетрабром-3,
7-диметилдиметилоктанола-1? (3,
7-диметилоктадиен-2,6-аль-1, 4 балла)

Вопросы для команды 2

1. Эта кислота содержится в выделениях муравьев,
в соке крапивы? (Муравьиная кислота, 1 балл)

2. Эта кислота входит в виде эфира с глицерином в
состав сливочного масла. В промышленном масштабе
получают окислением бутилового спирта? (Масляная
кислота, 2 балла)

3. Эта кислота широко используется в синтезе
различных солей, ангидридов, эфиров, красителей,
лекарственных и душистых веществ, в пищевой
промышленности как консервирующее и вкусовое
вещество. В промышленных масштабах ее получают
из ацетилена путем его гидратации по реакции
Кучерова с последующим окисление альдегида
кислородом воздуха? (Уксусная кислота, 3 балла)

4. Эта кислота входит в состав облепихового
масла, у этой кислоты – низкая температура
плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи
остаются мягкими. Эта кислота обесцвечивает
бромную воду, при этерификации с глицерином
образует жидкий жир? (Олеиновая кислота, 4 балла)

Подведение итогов

Урок-игра “Своя игра”

Эту игру можно проводить на обобщающем уроке в
конце учебного года. В ней участвуют по три
человека из каждой команды. Правила те же, что и в
телевизионной игре. Заранее нужно изготовить два
стенда (красный – для красного раунда и синий –
для синего раунда) с названиями секторов и
числами баллов. Игроки получают таблички,
которыми они оповещают о готовности к ответу.
Счетная комиссия ведет учет баллов, набранных
каждым игроком.

Цели урока: повторить пройденный материал
органической химии и систематизировать основные
теоретические положения предмета; повысить
интерес школьников к курсу химии.

Красный раунд

Углеводороды

Спирты

Альдегиды

Карбоновые кислоты

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

4

Сектор “Углеводороды”

  1. При горении этого углеводорода в кислороде
    развивается очень высокая температура (около 30000С),
    поэтому он широко применяется для автогенной
    сварки и резки металлов. Исходным сырьем для его
    получения являются карбид кальция и метан?
    (Ацетилен, 1 балл)
  2. Этот углеводород входит в состав феромона
    тревоги у муравьев-древоточцев. При крекинге
    этого углеводорода образуются пентан и пентен? (Декан,
    2 балла)
  3. Этот углеводород образуется при дегидратации
    бутанола-2? (Бутен-2, 3 балла)
  4. Бесцветный газ, почти без запаха, горит более
    ярким пламенем, чем метан, так как содержание
    углерода в нем больше, чем в метане. Смесь этого
    углеводорода с воздухом взрывоопасна. Находит
    применение как исходное вещество для синтеза
    этиленгликоля и др.? (Этилен, 4 балла)

Сектор “Спирты”

  1. Этот спирт в промышленном масштабе получают
    гидратацией этилена в кислой среде при
    температуре 3000С и давлением 8 Мпа? (Этиловый
    спирт, 1 балл)
  2. Это вещество используют пчелы рода Trigona для
    разметки территории. При каталитическом
    дегидрировании этого вещества образуется
    гептанон-2? (Отв: гептанол-2 , 2 балла)
  3. Его получают сухой перегонкой отходов
    древесины. Поэтому его иногда называют древесным
    спиртом. Токсичен, в малых количествах вызывает
    слепоту? (Метиловый спирт, 3 балла)
  4. Пчела, отыскав источник пищи, выделяет этот
    спирт, привлекающий других рабочих пчел. При
    бромировании этот спирт образует
    2,3,6,7-тетрабром-3,7-диметилоктанола-1? (3,7-диметилоктадиен-2,6-ол-1,
    4 балла)

Сектор “Альдегиды и кетоны”

  1. Жидкость с резким запахом зеленой листвы,
    получают из ацетилена по реакции Кучерова? (Уксусный
    альдегид, 1 балл)
  2. Запах гвоздики обусловлен этим веществом. Оно
    не реагирует с аммиачным раствором оксида
    серебра, а при каталитическом гидрировании
    образует гептанол 2? (Гептанон-2, 2 балла)
  3. Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют это
    вещество. Это вещество взаимодействует с
    синильной кислотой, при каталитическом
    гидрировании образует 4-метилгексанала-3? (4-метилгексанон-3,
    3 балла)
  4. Этот альдегид находится в эвкалиптовом масле и
    обладает запахом лимона. При взаимодействии с
    бромом образует 2,3,6,7-трибром-3,
    7-диметилдиметилоктанола-1?
    (3,7-диметилоктадиен-2,6-аль-1, 4 балла)

Сектор “Карбоновые кислоты”

  1. Эта кислота содержится в выделениях муравьев, в
    соке крапивы. (Муравьиная кислота, 1 балл)
  2. Эта кислота входит в виде эфира с глицерином в
    состав сливочного масла. В промышленном масштабе
    получают окислением бутилового спирта? (Масляная
    кислота, 2 балла)
  3. Эта кислота широко используется в синтезе
    различных солей, ангидридов, эфиров, красителей,
    лекарственных и душистых веществ, в пищевой
    промышленности как консервирующее и вкусовое
    вещество. В промышленных масштабах ее получают
    из ацетилена путем его гидратации по реакции
    Кучерова с последующим окисление альдегида
    кислородом воздуха? (Уксусная кислота, 3 балла)
  4. Эта кислота входит в состав облепихового масла,
    у этой кислоты – низкая температура плавления,
    поэтому на морозе ягоды облепихи остаются
    мягкими. Эта кислота обесцвечивает бромную воду,
    при этерификации с глицерином образует жидкий
    жир? (Олеиновая кислота, 4 балла)

Синий раунд

Фенолы

Сложные эфиры

Моносахариды

Полисахариды

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

4

Сектор “Фенолы”

  1. Карболовая кислота? (Фенол, 1 балл)
  2. Какие вещества образуются при взаимодействии
    фенола со щелочными металлами? (Феноляты, 2
    балла)
  3. Взрывчатое вещество, которое образуется при
    взаимодействии фенола с азотной кислотой? (Тринитрофенол,
    3 балла)
  4. Мыльный раствор смеси изомеров, часто
    применяемый для дезинфекции в медицине и
    ветеринарии (Лизол – смесь о-, м-, п-крезолов
    (метилфенолов), 4 балла)

Сектор “Сложные эфиры”

  1. Сложные эфиры глицерина и высших корбоновых
    кислот? (Жиры, 1 балл)
  2. Пищевой продукт, получаемый из твердого
    гидрогенизированного жира? (Маргарин, 2 балла)
  3. Бесцветная прозрачная жидкость с запахом
    абрикосов. Получают реакцией этерификации
    этилового спирта с масляной кислотой? (Этиловый
    эфир масляной кислоты-этилбутират, 3 балла)
  4. Этот сложный эфир обладает запахом слив. При его
    гидролизе образуются муравьиная кислота и
    изаамиловый спирт? (Изоамилформиат, 4 балла)

Сектор “Моносахариды”

  1. Какой из сахаров самый сладкий? (Фруктоза, 1
    балл)
  2. Какой спирт образуется при спиртовом брожении
    глюкозы? (Этиловый, 2 балла)
  3. Каким моносахаридом можно воспользоваться
    вместо альдегидов для проведения реакции
    серебряного зеркала? (Глюкозой, молекуле
    которой имеется альдегидная группа, 3 балла)
  4. Какой спиррт образуется при восстановлении
    глюкозы? (Сорбит, 4 балла)

Сектор “Полисахариды”

  1. Этот полисахарид представляет собой белое
    порошкообразное вещество зернистого строения. С
    иодом он дает характерное синее окрашивание? (Крахмал,
    1 балл)
  2. Этот углевод содержится во всех растительных
    материалах: в хлопке ее до 95–98 %, в льне и конопле
    до 85 %, в хвойных деревьях до 60 % по массе? (Целлюлоза,
    2 балла)
  3. Полисахарид представляет собой волокнистое
    вещество белого цвета, без вкуса и запаха,
    растворяется в вводно-аммиачном растворе
    гидроксида меди? (Целлюлоза, 3 балла)
  4. Уксусная кислота образует с этим веществом
    сложный эфир, который является ценным продуктом
    для изготовления кинопленки и ацетатного шелка? (Целлюлоза,
    4 балла)

Подведение итогов.

Литература

1. Белинская Т.В. О развитии познавательного
интереса на уроках –соревнованиях.//Химия в
школе С.43.

2. Пичугина Г.А., Штремплер Г.И. Игры-минутки в
обучении химии //Химия в школе С.57.

3. Исаев С.Д. Об использовании дидактических
игр.// Химия в школе.//Химия в школе №6, 2002, С.50.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

otvetimshkola.ru