План общественное развитие – План развернутого ответа на тему «Многовариантность общественного развития».
план 1 Основные пути общественного развития 2 Формационный
план 1. Основные пути общественного развития. 2. Формационный подход к общественному развитию 3. Цивилизационный подход к развитию общества. 4. Западная и восточная цивилизация.
Определите понятие… • исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Определите понятие… • множество элементов с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность.
Определите понятие… • изменение в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путем. В частности, процесс преобразования государства
Определите понятие… • это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.
Определите понятие… • важнейший этап в общественном развитии, коренной переворот в жизни общества, означающий насильственное низвержение отжившего общественного строя и утверждение нового, прогрессивного общественного строя.
Проверка домашнего задания стр 108 текст и вопросы • Возможны ли изменения, которые могут разрушить целостность народа? Выскажите свою точку зрения… Подкрепите примерами
понятия • • • Традиционное общество Индустриализация Техногенная цивилизация Постиндустриальное общество Западное общество Цивилизация восточного типа Внеэкономическое принуждение Теократия Секуляризация Социальный контракт
Работа в группах §. 11 -12 • 1 группа – п. «Традиционное общество» • 2 группа – п. «Индустриальное общество как техногенная цивилизация» • 3 группа – пп. «Контуры современного общества» , «Современный мир в зеркале цивилизационого опыта»
Признаки обществ: • Отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде) • Отношение людей друг к другу (тип социальной связи) • Система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества)
Д/з – таблица «Западная и восточная цивилизация» Линия сравнения Восприятия мира Отношение к природе Соотношение личности и общества Отношения власти Отношения собственности Отношение к прогрессу Западная Восточная
Западная и восточная цивилизация. Линия сравнения Западная Восточная Восприятия мира Рациональное Эмоциональное, целостное Отношение к природе Подчинить Соотношение личности и общества Гражданские права, индивидуальная свобода Подчинение личности обществу, традиции коллективизма Отношения власти Разделение властей, парламентаризм Восточная деспотия Отношения собственности Частная Отношение к прогрессу Стремление к прогрессу Поступательный характер Стремление к гармонии Преобладание госуд. и общинной собственности Поддержание традиций, циклический характер развития
Формационный подход к общественному развитию Капиталистическая Феодальная Рабовладельческая Первобытнообщинная Коммунистическая: социализм коммунизм
Общественно-экономическая формация — это общество, находящееся на определённой ступени общественного развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой. Надстройка это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика. . . ), возникающая на основе определённого экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.
Надстройка / / / Базис – экономический строй (совокупность производственных отношений) С по 1. форма собственности П 2. положение социальных групп М 3. распределение материальных благ Б / / / 1. средства производства пс 2. люди с их умениями и навыками
Представления о развитии человечества Линейно-стадиальное Формационная модель К. Маркс Стадиально — цивилизационная модель (цивилизационный подход) Цивилизация –единый процесс человечества, проходящий через определенные стадии Г. Гегель / Д. Белл / У. Ростоу О. Тоффлер • Доиндустриальная (4 -3 т. дон. э. – 60 -80 — гг 18 в. ) • Индустриальная (с. 19 -посл треть 20 в. ) • Постиндустриальная (с 70 -х гг 20 в. ) Локально – цивилизационное (культурологический подход) Цивилизация – большая социокультурная общность, которая • длительное время • относительно устойчива в пространстве • спец. формы эк-ой, соц/пол, дух жизни • индивидуальный путь исторического развития Н. Данилевский / О. Шпенглер А. Тойнби 5 живых цивилизаций: • Дальневосточная • Индуистская • Православно-христианская • Исламская • Западная
Понятие «цивилизация» употребляется в значении • Определенная стадия развития локальных культур (О. Шпенглер) • Как синоним «культуры» (А. Тойнби) • Как ступень исторического развития (О. Тоффлер) • Как уровень (ступень) развития того или иного региона, этноса, культуры и воспитания человека
• Цивилизация – большая общность людей, живущих в рукотворной среде и достигших определенного уровня развития производства, культуры, представлений о мире и пространстве
Традиционное общество (Аграрная цивилизация) Индустриальное общество Информационное общество (Постиндустриаль ная цивилизация) Основной фактор производства Основной продукт производства Черты производства
Характер труда Занятость населения Основной вид экспорта Воздействие человека на природу
Тип личности Общество регулировалось Характеристика государства
Ритм деятельности Социальная дифференциация Социальная ценность Формирование нравственных качеств
Символ Круг общения Темпы и характер развития Политика в области образования
Традиционное общество (Аграрная цивилизация) Индустриальное общество Информационное общество (Постиндустриаль ная цивилизация) Основной фактор производства Земля (с/х) Капитал Знания (промышл. ) Основной продукт производства Пища Пром. изделия Услуги Черты производства Ручной труд, внеэкономическое принуждение Механизмы, технологии; экономическое принуждение Автоматизация, компьютеризация; индустрия малых форм
Характер труда индивидуальный стандартный творческий Занятость населения с/х – 75% с/х – 10%, пром. – 85% с/х – 3%, пром. – 33%, услуги – 66% Основной вид экспорта Сырьё Продукты производства Воздействие человека на природу Локальное, неконтролируемое, приспособление Глобальное, неконтролируемое, подчинение Услуги Глобальное, контролируемое, ресурсо- и энергосберегающие технологии
Ритм деятельности Ритмы природы часы Социальная дифференциация Сословия, касты классы Профессиональная, по уровню образования Социальная ценность По происхождению За личные качества Формирование нравственных качеств Коллективизм, взаимопомощь Индивидуализм, Человеческое общение прагматизм, общество как лекарство от потребления эмоционального обеднения; разумная опора на традицию; борьба с гедонизмом
Ритм деятельности Ритмы природы часы Социальная дифференциация Сословия, касты классы Профессиональная, по уровню образования Социальная ценность По происхождению За личные качества Формирование нравственных качеств Коллективизм, взаимопомощь Индивидуализм, Человеческое общение прагматизм, общество как лекарство от потребления эмоционального обеднения; разумная опора на традицию; борьба с гедонизмом
«Колесо времени» Узкий Символ «Стрела времени» Круг общения Широкий Многополярный мир Интернационали зация Темпы и характер развития Медленно, без Быстро, Эволюционный резких сдвигов неравномерно, скачками Политика в области образования Борьба с Подготовка Непрерывное неграмотностью специалистов
present5.com
План урока Развитие общества. Общественный прогресс
Цель урока: проанализировать основные понятия “общественный прогресс”, “регресс”, “критерии прогресса”.
Задачи урока: показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития; подчеркнуть противоречивость общественного прогресса; развивать у учащихся умения находить нужную информацию по теме, анализировать ее, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Образовательные ресурсы:
Учебники: Важенин А.Г. Обществознание. М., 2014. §1.5, с.28-33 §1.7, с.39-46; Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. М., 2014. §20, с.149-157
Техническое оснащение: компьютер, проектор.
Методы и приёмы работы: беседа с использованием презентации, работа с компьютерными программами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
Вопросы для фронтального и индивидуального опроса:
Что такое сфера общества? Какие сферы общества вы знаете?
Какие составляющие включает экономическая сфера общества? Как они возникли?
В каких условиях и почему появилась частная собственность?
Охарактеризуйте социальную сферу общества. Как развивались социальные отношений на протяжении истории?
Что такое власть? В чем отличие власти в первобытном обществе от власти государства?
Какое устройство общества называется «военная демократия»? Как оно повлияло на становление государства?
В чем состоят особенности духовной сферы общества?
Охарактеризуйте понятие культуры. Каковы ее составляющие?
В чем заключается взаимосвязь сфер общества? Могут ли они существовать независимо друг от друга? Обоснуйте свой ответ.
III. Изучение нового материала
План:
1. Развитие общества. Революция и реформа.
2. Прогресс и регресс.
3. Критерии общественного прогресса.
1. О чем мы сегодня будем говорить на уроке? – О развитии общества, т.е. будем анализировать ход исторического развития. Как развивается общество?
Этот вопрос интересовал человечество с древнейших времен:
Древнегреческий поэт Гесиод (VIII–VII вв. до н.э.) писал, что человечество от лучшего “золотого” века перешло сначала к веку “серебряному”, а затем к веку “железному”, который принес войны, где повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.
Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
Представителем оптимистического подхода был Демократ, который делил историю на качественно различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому, по его мнению, характеризуются ростом культуры и улучшением жизни людей.
Действительно, в истории существовали времена, когда разрушались империи, гибли цивилизации. Вместе с тем приводились аргументы, что истории локальных цивилизаций в какой-то степени повторяют друг друга. Согласны они и с т.зр. Демокрита, что с древнейших времен происходит развитие культуры, улучшаются условия жизни человека.
Как же нам разобраться в движении исторического процесса?
Для этого существует понятие “общественного прогресса”. Есть две формы социального прогресса — революция и реформа.
Революция — качественное, коренное изменение большинства сторон общественной жизни, скачкообразный переход от старого к новому. В зависимости от того, какой сферы или общественного института касаются эти изменения, определяется характер революции: политическая, научно-техническая, культурная и т. д.
Реформы — это частичное усовершенствование какой-либо сферы общественной жизни или какой-либо ее стороны; ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Реформы сверху проводят властные структуры по своей инициативе. Реформы снизу проводятся властью под давлением народных масс. Реформы могут быть важной составной частью революции, а могут быть попыткой предотвратить революцию. По своему содержанию реформы могут быть политические, экономические и социальные. Но все они связаны между собой. Учитель цитирует слова П. А. Столыпина, которые он произнес перед депутатами III Государственной думы (Столыпин обращался к социалистам): «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». На проведение своей аграрной реформы он отводил 20-25 лет, и за это время путем реформирования российское сельское хозяйство из феодального должно было перейти на капиталистический путь развития, от прусского пути перейти к американскому. Первая мировая война прервала процесс реформирования, а коллективизация надолго «убила» в советском крестьянине «крепкого хозяина». Несмотря на все реформы в постсоветской России, сельское хозяйство остается одним из самых проблемных и менее развитых секторов экономики.
2. Что вы знаете об общественном прогрессе?
Прогресс и регресс — противоположные процессы в общественном развитии.
Прогресс — движение вперед, от низшей ступени к высшей, регресс проявляется в деградации. Сосуществование этих тенденций есть доказательство действия одного из законов диалектики — закона единства и борьбы противоположностей. Например, отставание России в передовых технологиях потребовало найти решение проблемы: создание и внедрение нано технологий стало одной из приоритетных задач, которые обеспечиваются финансами государства. Смутное время (1598-1613) не только принесло экономическое разорение и политическую неустойчивость, которая угрожала суверенитету страны, но и способствовало консолидации политических сил вокруг новой династии и возвращению Российского государства в европейскую политику как субъекта политики.
Поступательное движение общества к более совершенному, от низшего к высшему, называется социальным прогрессом. Это сложный, противоречивый процесс.
(Учитель просит привести примеры из истории постсоветской России.)
Общественный прогресс – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному. И, наоборот, для регресса характерно движение вспять, возврат к изжившим себя формам и структурам, деградация. Далее ученики приводят примеры из истории. Они обращают внимание, что человечество изначально жило в первобытном обществе, затем постепенно образуются государства со своими законами, средневековье, Новое время и т.д. Получается, что человечество проходит одни и те же ступени развития и экономического, и социального, и культурного. Несмотря на различие народы едины в своем стремлении к счастью и лучшей доле. Только скорость развития у народов разная. Есть страны, которые вырвались вперед, а существуют отсталые страны, которые догоняют более развитые государства. История выступает как единый процесс непрерывного развитии. В этом сходстве прослеживается единство исторического процесса.
На доске изображаются разные схемы.
Вопросы к схемам.
Какие выводы вы сделали из работы над данными графиками?
Покажите на конкретных примерах плюсы и минусы общественного процесса.
Вы убедились, что общественный прогресс – это явление крайне сложное и противоречивое. Нетрудно заметить, что практически любое явление жизни общества имеет оборотную сторону и может быть неоднозначно оценено с позиций общественного прогресса.
Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом?
Для этого нужно установить, что является общим критерием общественного прогресса. Какие изменения в обществе следует считать прогрессивными, а какие – нет.
3. Вопрос о критериях прогресса занимал великие умы ученых и философов разных эпох.
А. Кондорсе и другие просветители критерием прогресса считали развитие разума человека.
Социалисты-утописты – принцип братства людей.
Ф.Шеллинг говорил о постепенном приближении человечества к правовому государственному устройству.
Г.Гегель критерием прогресса считал сознание свободы.
А.Вознесенский отмечал, что “все прогрессы реакционны, если рушится человек”.
Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения дает вам более надежный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.
В конечном итоге ученики приходят к выводу о том, что прогрессивным развитием можно считать такие условия жизни, которые создают как можно больше возможностей для развития самого человека: свободы, разума, нравственности, творчества.
Человек, его жизнь, свобода признаются высшей ценностью. В данном случае мы с вами говорим об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению человечности, гуманизма.
IV. Закрепление изученного
1. Какой смысл в понятиях «прогресс» и «регресс»?
2. Какие точки зрения по проблеме прогресса высказывались философами в прошлом и в наше время?
3. Как может выглядеть графическое изображение исторического развития общества с точки зрения соотношения прогресса и регресса?
4. В чем заключается противоречивый характер прогресса?
5. В чем состоит проблема цены прогресса?
6. Какие критерии общественного прогресса предлагались в прошлом? Почему они оказались недостаточными?
7. Какие универсальные критерии прогресса выдвигает философская мысль? В чем заключается их смысл?
8. Какое значение имеет гуманистический критерий общественного прогресса?
Задания.
Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 60–70 гг. XIX в. в России. Можно ли их назвать прогрессивными? А политику 80-х гг. ХХ в.? Аргументируйте свою позицию.
Подумайте, прогрессивна ли деятельность Петра I, Наполеона Бонапарта, П.А.Столыпина. Свою оценку аргументируйте.
К какой из представленных в документе точек зрения на прогресс относится позиция флорентийского историка Гвиччардини (1483–1540): “Дела прошлого освещают будущее, ибо мир был всегда один и тот же: все, что есть и будет, уже было в другое время, бывшее возвращается, только под другими названиями и в другой окраске; но узнает его не всякий, а лишь мудрый, который его тщательно наблюдает и обдумывает”?
Некоторые ученые, изучающие современное социальное развитие, обратили внимание на явления, которые они назвали “варваризацией” общества. К ним они отнесли снижение уровня культуры, в частности языка, ослабление моральных регуляторов, правовой нигилизм, рост преступности, наркомании и другие подобные процессы. Как бы вы оценили эти явления? Каково их влияние на общество? Определяют ли эти тенденции характер развития общества в обозримой перспективе? Свой ответ аргументируйте.
V. Домашнее задание:
Важенин А.Г. Обществознание. М., 2014. §1.5, с.28-33 §1.7, с.39-46
Написать сочинение на тему: «Закон ускорения истории — что нас ожидает в будущем».
infourok.ru
ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА План 1. Прогресс и
Описание презентации ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА План 1. Прогресс и по слайдам
ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА
План 1. Прогресс и регресс 2. Противоречивость прогресса 3. Критерии прогресса 4. Многообразие путей и форм общественного развития
1. Прогресс и регресс Прогресс — направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Регресс — движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
1. Прогресс и регресс. Учёные о развитии общества.
1. Прогресс и регресс. Учёные о развитии общества.
1. Прогресс и регресс. Учёные о развитии общества.
2. Противоречивость прогресса Модели развития общества Социальная статика Социальная динамика циклическая линейная спираль прогресс регресс
2. Противоречивость прогресса Примеры событий и социальных изменений, признаваемых прогрессивными Позитивные проявления и последствия Негативные проявления и последствия Возрастание и совершенствование материально-произво дственной деятельности людей Возрастающее количество и качество материальных благ, предназначенных для удовлетворения потребностей людей Разрушение природы, непоправимый ущерб среде обитания человека, подрыв естественных основ существования общества Открытия в области ядерной физики Создание нового источника энергии Создание атомного оружия Задание: продолжить таблицу и сделать вывод, в чём проявляется противоречивость прогресса
3. Критерии общественного прогресса Критерии — это те обстоятельства, которые обуславливают существование и развитие какого-либо явления.
3. Критерии общественного прогресса
4. Многообразие путей и форм общественного развития Пути развития реформа революция
present5.com
План социального развития — Энциклопедия по экономике
Укрепление трудовой дисциплины и улучшение использования трудовых ресурсов в немалой степени зависит от успешного решения целого ряда социальных проблем. Необходимо добиваться строгого выполнения планов социального развития коллективов, улучшения условий труда и быта. Предметом особой заботы должно стать вовлечение женщин в сферу производства. Для этого необходимо обеспечить выполнение плановых заданий по строительству детских дошкольных учреждений, улучшению работы школ с продленным днем, а также столовых, домовых кухонь, прачечных и других предприятий бытового обслуживания населения. [c.62]В учебнике рассмотрены вопросы производственно-хозяйственной деятельности предприятий, основы организации производственного процесса и научной организации труда. Приведена методика разработки производственной программы, плана по труду и заработной плате, плана себестоимости, прибыли и рентабельности, а также финансового плана. Рассмотрена существующая система оплаты труда и материального поощрения работников предприятия, порядок образования и использования фондов экономического стимулирования на предприятии. Представлена методика составления плана социального развития коллектива предприятия. [c.2]
Раз дел XI. План социального развития коллектива. [c.142]
После составления указанных разделов техпромфинплана следует разработать план социального развития коллектива предприятия, предусматривающий в частности улучшение социальной структуры коллектива предприятия, уменьшение числа малоквалифицированных рабочих, ликвидацию занятости женщин на работах с применением тяжелого физического труда повышение общего и специального образования работников предприятия профессионально-техническую подготовку и повышение квалификации улучшение условий труда и охрану здоровья работников (улучшение санитарно-гигиенических условий, сокращение производственного травматизма, профилактику и снижение профессиональной и общей заболеваемости) совершенствование системы оплаты труда и премирования улучшение жилищных и социально-бытовых условий коммунистическое воспитание личности и развитие общественной активности, вопросы социалистического соревнования, идейно-воспитательную работу, культурно-массовую работу, физкультуру и спорт, укрепление трудовой дисциплины. [c.142]
План социального развития коллектива предприятия ставит перед собой следующие основные задачи [c.216]
Разделы и показатели плана социального развития [c.216]
План социального развития коллектива предприятия определяется структурой и системой показателей плана, отражающих основные социальные изменения в коллективе в планируемом периоде. [c.216]
По структуре план социального развития состоит из введения и шести разделов. [c.217]
Процесс социального развития производственного коллектива получает в этом плане свое конкретное выражение через систему его показателей, охватывающих как количественные, так и качественные задания плана. Система показателей тесно. увязывется со структурой плана социального развития коллектива и зависит от нее. В этой связи выделяются отдельные группы показателей, характеризующие социальную структуру коллектива, трудовую деятельность, жизненный уровень, активность, физическое и духовное развитие рабочих и служащих. [c.217]
Приведем структуру и показатели плана социального развития коллектива. [c.217]
Во введении плана социального развития рассматриваются основные технико-экономические показатели предприятия и дается краткая характеристика особенностей условий труда и быта его работников. [c.217]
Исходные материалы и порядок составления плана социального развития [c.218]
Исходными материалами для составления плана социального развития коллектива предприятия являются [c.218]
В план социального развития не должны включаться показатели и мероприятия из других разделов техпромфинплана, за исключением наиболее общих технико-экономических показателей, а также социальных последствий мероприятий по НОТ, внедрения новой техники и других. В свою очередь план социального развития должен быть увязан со всеми другими разделами техпромфинплана, а его мероприятия должны быть обеспечены материально-техническими и финансовыми возможностями предприятия. При этом должно быть учтено влияние запланированных социальных мероприятий на повышение эффективности производства и улучшение технико-экономических показателей деятельности предприятия. [c.219]
Организационная работа по составлению плана социального развития начинается с проведения партийно-хозяйственного актива предприятия, на котором определяются задачи работы и создается специальная комиссия, состав последней утверждается приказом директора предприятия. В состав комиссии должны входить директор предприятия или его заместитель, руководители подразделений предприятия, представители общественных организаций, рабочие, инженеры, служащие. [c.219]
Комиссия разбивается на рабочие группы, каждая из которых разрабатывает один из разделов плана социального развития. [c.219]
Составлению плана социального развития коллектива должна предшествовать подготовительная работа, которая включает [c.219]
Мероприятия плана социального развития коллектива предприятия предполагают прежде всего социальный эффект. Эффективность социального планирования выражает степень отдачи материальных, трудовых, финансовых и других затрат при реализации программы социального развития, полученной в результате его внедрения. [c.221]
Подсистема кадрового обеспечения выполняет работы по социологическим исследованиям,разработке планов социального развития коллектива предприятия, набору и расстановке, организации [c.57]
В плане социального развития коллектива устанавливаются задания по повышению квалификации и общеобразовательного уровня трудящихся, улучшению условий и охраны труда, сокращению ручных, тяжелых и вредных работ, улучшению медицинского обслуживания и жилищных условий, расширению детских учреждений, а также по мероприятиям, направленным на повышение трудовой и общественно-политической активности. [c.85]
В порядке директивного задания вышестоящие организации определяют на пятилетний период абсолютное сокращение численности рабочих, занятых ручным трудом. В их число входят рабочие, работающие вручную не при машинах и механизмах и вручную при машинах и механизмах. Ежегодное высвобождение рабочих этих двух групп планируется самими предприятиями в соответствии с планами технического перевооружения, планами организационно-технических мероприятий, научной организации труда и планами социального развития. Особое внимание необходимо уделять сокращению применения ручного труда на тяжелых, трудоемких и неблагоприятных для здоровья человека работах. [c.215]
XVI. 1. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПЛАНА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ [c.272]
План социального развития коллектива представляет систему мероприятий, направленных на прогрессивные изменения его социально-демографической структуры, условий тр>да и жизни всех членов коллектива, формирование и наиболее полное удовлетворение их материальных и духовных потребностей и всестороннее развитие личности. [c.272]
При разработке пятилетних и годовых планов социального развития предприятия выделяют следующие подразделы [c.273]
План социального развития разрабатывается на пятилетку. В то же время все его показатели уточняются в техпромфинплане. [c.273]
В планах социального развития коллективов химических предприятий должны учитываться такие особенности химических производств, как высокие темпы совершенствования техники и технологии, коллективный характер труда и высокая ответственность каждого члена коллектива за результаты труда, внедрение некоторых специфических прогрессивных форм организации труда, повышенная степень опасности условий труда, а также, как и по всем предприятиям, характер существующих взаимоотношений между определенными коллективами, группами, работниками, их идейно-политический уровень. [c.273]
Разработка мероприятий и показателей плана социального развития коллектива предприятия базируется, во-первых, на данных анализа его социального климата, во-вторых, на результатах специальных социологических исследований. В совокупности эти данные образуют так называемую социальную информацию. [c.273]
Учетная карточка — документ, используемый при постоянной оперативной характеристике кадрового состава и дли получения основной массы информации, необходимой при разработке плана социального развития коллектива предприятия. [c.274]
Основным критерием отбора мероприятий для этого подраздела, как и для всего плана социального развития коллектива, является их социальная направленность. Она заключается в том, что их внедрение уменьшает число трудящихся, занятых на выполнении тяжелых работ, работ с вредными условиями и с применением ручного труда, ликвидирует тяжелый физический труд, устраняет имеющиеся существенные различия между умственным и физическим трудом. [c.275]
На развитие общественно-политической активности и всестороннее развитие личности и направлены мероприятия данного подраздела пятилетнего и текущего планов социального развития. [c.277]
Эффективность всех мероприятий плана социального развития прежде всего следует оценивать с точки зрения социальных результатов того, какое влияние они оказывают на условия труда и быта людей, их культурный и технический уровень, развитие трудовой и общественной активности, духовное и нравственное развитие. Другими словами, необходима и дается оценка их социальной эффективности, являющейся основным критерием. 4 [c.279]
План социального развития коллектива предприятия. Приводят мероприятия по улучшению условий труда, жилищных условий, профессиональной подготовке, повышению культурного и образовательного уровня, росту средней заработной платы, а также показывают их влияние на результаты деятельности предприятия. [c.125]
Содержание плана социального развития коллектива предприятия [c.249]
План социального развития способствует решению комплекса задач, которые можно разделить на две группы [c.249]
Мероприятия по развитию научного творчества направлены на улучшение изобретательской и рационализаторской работы, ускорение внедрения в производство изобретений и рационализаторских предложений, распространение передового опыта, улучшение организации творческого труда. В плане социального развития коллектива предприятия устанавливают следующие показатели [c.251]
Социальный паспорт коллектива предприятия является формой ежегодного отчета о выполнении плана социального развития. Он включает четыре основных раздела и заполняется ежегодно по данным годовой статистической отчетности и оперативного учета на, основе результатов работы предприятия. При заполнении паспорта обязательно указывают источник информации. [c.252]
Составление плана социального развития коллектива предприятия начинают с оценки существующей социальной структуры, психологического климата в коллективе, удовлетворенности ра- [c.252]
Анкетирование позволяет получить информацию о степени удовлетворенности работой, руководством, условиями труда, о запросах и склонностях. Этот метод нашел наибольшее применение и предполагает составление специального опросного листа—анкеты, распространение его среди коллектива, ответы на вопросы и их последующую обработку с соответствующими выводами. Вопросы могут быть закрытые, т. е. исследуемый должен ответить да или нет , либо открытые, когда анкетируемый дает конструктивные ответы, позволяющие получить более полную информацию. Но в последнем случае требуются большие затраты на обработку и анализ. Характер и число вопросов, включенных в анкету, определяются задачами, поставленными перед исследованием. Однако вопросов не должно быть много. Кроме того, они должны быть четко сформулированы. Массовое анкетирование может дать довольно полную и достоверную информацию для успешной реализации плана социального развития. [c.253]
В процессе подготовки материалов для составления плана социального развития изучают также опыт социального развития коллективов родственных предприятий. [c.254]
План социального развития должен быть увязан с остальными разделами перспективного и текущего плана экономического и социального развития предприятия. Мероприятия плана социального развития финансируются из фонда социального развития. [c.254]
Пятилетний план предприятия, объединения газо-, нефте- и нефтепродуктопроводного транспорта носит комплексный характер. В соответствии с типовой методикой разработки пятилетнего плана в нем должны быть отражены следующие разделы план транспортировки по магистральным трубопроводам нефти, нефтепродуктов и газа техническое развитие предприятий и организация производства повышение экономической эффективности производства плановые нормы и нормативы план капитального строительства потребность в основных материальных ресурсах труд и кадры прибыль рентабельность, издержки обращения фонды экономического стимулирования финансовый план социальное развитие коллектива предприятия, объединения охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. [c.136]
economy-ru.info
Общество Роль семьи в жизни человека и общества Общественные отношения и их виды
План: Общество Роль семьи в жизни человека и общества Общественные отношения и их виды 1 2 3 4 5 6 7 ПЛАН: Общество
Человек
Познание
Политика
Экономика
Право
Социальные отношения
Культура
Общество
1) Понятие о семье. 2) Основные типы семейных отношений: а) кровнородственные; б) брачные. 3) Основные этапы формирования семьи. 4) Особенности семьи: а) семья как малая группа; б) семья как социальный институт. 5) Основные типы семьи: а) патриархальная; б) партнерская. в) нуклеарная; г) поколенная. 6) Функции семьи: а) досуговая; б) воспитательная; в) эмоционально-психологическая; г) хозяйственная; д) статусная и т.д. 7) Особенности семьи в современном обществе.
1) Понятие общественных отношений: а) в широком смысле; б) в узком смысле. 2) Человек как универсальный субъект общественных отношений. 3) Классификация общественных отношений по основным сферам жизни общества: а) экономические; б) социальные; в) политические; г) духовные. 4) Содержание каждого вида общественных отношений. 5) Значение общественных отношений для формирования общественной целостности.
1 Понятие общества 2. Основные функции общества 3 Особенности общества как саморазвивающейся системы 4. Типы общества а)традиционное б)индустриальное в)постиндустриальное 5.Основные подсистемы общества — сферы общественной жизни а) экономическая б) социальная в) политическая г) духовная
1. Что такое форма государства? 2. Формы правления: а) монархия б) республика 3. Форма государственного территориального устройства: а) унитарное б) федеративное в) конфедеративное 4. политические режимы: а) демократический б) авторитарный в) тоталитарный
1) Угрозы и вызовы современного человечества 2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу. 3) Особенности терроризма на современном этапе: а) наднациональный характер; б) использование современных электронных сетей и средств. 4) Проявления террористической деятельности. 5) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.
1) Основные глобальные проблемы человечества: а. проблема плохой экологии б. демографическая проблема в. диспропорция экономического развития («богатый север-бедный юг») г. угроза 3 мировой войны д. международный терроризм е. распространение алкоголизма и наркомании 2) Экологический кризис как одна из самых острых проблем 3) Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами 3) Причины экологического кризиса: а. нерациональное распределение и использование ресурсов б. неприменение или недостаточное применение новых технологий в. отсутствие альтернативы природным ресурсам г. недостаточное количество мероприятий по защите экологии д. недостаточная пропаганда экологической проблемы среди населения планеты 4) Проявления и последствия экологического кризиса: а. снижение качества жизни и здоровья населения б. угроза экологической катастрофы 5) Пути преодоления экологического кризиса: а. выработка новых, высокотехнологичных способов ведения хозяйства б. защита и очистка окружающей среды в. международное экологическое сотрудничество
1. Понятие этноса (Что такое этнос?) 2. Виды этносов: А) род Б) племя В) народность Г) нации 3. Национальные интересы 4. Межнациональные отношения А) сотрудничество Б) конфликт
1. Определение социального института 2. основные комплексы социальных институтов: а) экономические б) политические в) социальные г) институты, действующие в духовной области 3. Ключевые социальные институты: а) семья б) власть в) наследование г) собственность 4. Признаки социальных институтов 5. Функции социальных институтов 6. Роль социальных институтов в жизни общества
1. Пути общественного развития а) революция б) реформа в) эволюция 2. Стадии развития общества: а) доиндустриальная б)индустриальная в) постиндустриальная 3. Понятия инновация, модернизация 4. Подходы к изучению общественного развития: а) формационный б) цивилизационный
1. Понятие «общество» — в широком смысле — в узком смысле 2. Подсистемы общества — экономическая — социальная — политическая — духовная 3. Классификация обществ — письменные и дописьменные — традиционное, индустриальное, постиндустриальное — первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое 4. Виды общественных отношений — материальные — духовные 5. Роль межличностных отношений в мире
1. Классификация типов обществ 2. По наличию письменности 2.1. Письменные 2.2. Дописьменные 3. По уровню развития 3.1. Развитые 3.2. Развивающиеся 3.3. Отсталые 4 По К. Марксу (формации) 4.1. Первобытное 4.2. Рабовладельческое 4.3. Феодальное 4.4. Капиталистическое 4.5. Коммунистическое 5. По У. Ростоу 5.1. Традиционное (аграрное) 5.2. Переходное 5.3. Стадия сдвига 5.4. Стадия зрелости 5.5. Общество высокого массового потребления 6. По Д. Беллу, А. Тоффлеру 6.1. Доиндустриальное 6.2. Индустриальное 6.3. Постиндустриальное
1. Понятие глобализация 2. Основные причины 2.1. Переход от индустриального общества к постиндустриальному 2.2. Переход от централизации экономики к децентрализации 2.3. Переход от национальной экономики к мировой 2.4. Переход от альтернативности выбора к его многообразию 2.5. Использование новых коммуникационных технологий, в том числе интернет 3. Основные направления проявления 3.1. Глобализация финансовых рынков 3.2. Деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру 3.3. Экономическая интеграция в рамках отдельных регионов 3.4. Создание международных организаций в экономической и финансовой сферах 4. Последствия глобализации 4.1. Позитивные а. Стимулирующее влияние на экономику б. Сближение государств в. Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике г. Возникновение социокультурного единства 4.2. Негативные а. Насаждение единого стандарта потребления б. Создание препятствий для развития отечественного производства в. Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран г. Навязывание определенного образа жизни д. Оформление идеи соперничества е. Утрата специфических черт национальной культуры 5. Роль и место глобализации в жизни общества |
Похожие:
Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией Востока, особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить… | Возникающие на разных уровнях, играют решающую роль, как в жизни… Различного рода конфликты являются основной причиной массовой гибели людей. Это военные конфликты, террор, вооруженная борьба за… | ||
План Государство и право, их роль в жизни общества. Правовое государство…. Государство – это специфическая политико-территориальная организация классового общества с особой публичной властью в виде специального… | Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы… | ||
Темы планов по разделу «Экономика» Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экономика и ее роль в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым… | Политика сущность и роль в развитии общества Политика — это отношения внутри общества между классами, нациями, социальными группами, возникающие по вопросу государственной власти… | ||
Тест №1. Политико-властные отношения и их особая роль в жизнедеятельности общества 1 Отношения между людьми в процессе производства материальных и нематериальных ценностей и благ | Темы планов по разделу «Духовная культура» Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Духовная культура и ее роль в жизни общества». Составьте план, в соответствии… | ||
Главная функция семьи в жизни общества как процесса смены поколений… Главная функция семьи в жизни общества как процесса смены поколений — рождение и воспитание людей. Всё остальное в жизни семьи —… | Темы планов по разделу «Общество» Общество как система Качественная особенность общества – действие субъективного фактора (воли, желания, активности человека) |
Школьные материалы Школьные материалы
userdocs.ru
План — социальное развитие — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
План — социальное развитие
Cтраница 1
План социального развития должен быть увязан с остальными разделами перспективного и текущего плана экономического и социального развития предприятия. Мероприятия плана социального развития финансируются из фонда социального развития. [1]
План социального развития разрабатывают на основе следующих исходных данных: пятилетнего плана социального развития, плана подготовки и повышения квалификации кадров, плана собственных капитальных вложений, сметы расходования фондов экономического стимулирования. [2]
План социального развития включает комплекс мероприятии по улучшению условий труда работников и повышению их профессионально-технического уровня, развитию общественного питания, медицинского обслуживания, физической культуры, улучшению жилищных условий коллектива. [3]
План социального развития должен быть увязан с остальными разделами перспективного и текущего планов предприятия, с планами капитального строительства, использования фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, повышения квалификации работающих. [4]
План социального развития разрабатывается на пятилетку. В то же время все его показатели уточняются в техпромфинплане. [5]
План социального развития должен быть максимально конкретным, каждый его пункт надо формулировать так, чтобы он содержал ответы на следующие вопросы: для чего необходимо выполнение планируемого мероприятия, какой результат должен быть достигнут при его выполнении, какие ресурсы должны быть выделены для его выполнения, кто отвечает за выполнение мероприятия. [6]
План социального развития должен быть согласован с плановыми показателями повышения эффективности производства, внедрения прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства, научной организации труда, капитального строительства, с планом по труду, а также с планированием фондов экономического стимулирования. [7]
План социального развития разрабатывается администрацией ПО ( предприятия) совместно с партийной, профсоюзной и комсомольской организациями с привлечением других общественных организаций, а также местных органов Советской власти и партийных органов. В этот план включаются задания, непосредственно относящиеся к вопросам социального развития, и соответствующие показатели. В других разделах плана также могут быть мероприятия, ведущие к социальным сдвигам. [8]
План социального развития разрабатывается на пятилетку с разбивкой по годам. Отдельные показатели этого плана уточняют в годовых планах экономического и социального развития предприятия. [9]
План социального развития должен быть увязан с остальными разделами перспективного и текущего планов предприятия, с планами капитального строительства, использования фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, повышения квалификации работающих. [10]
Планы социального развития ( ПСР) призваны способствовать совершенствованию производства, повышению производительности труда, воспитанию у работников коммунистического отношения к труду. [11]
План социального развития разрабатывается на пятилетку с разбивкой по годам. Отдельные показатели этого плана уточняют в годовых планах экономического и социального развития предприятия. [12]
План социального развития должен быть увязан с остальными разделами перспективного и текущего планов предприятия, с планами капитального строительства, использования фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, повышения квалификации работающих. [13]
План социального развития должен быть согласован также с технико-экономическими разделами плана в части планирования прибыли, использования фондов экономического стимулирования, планирования труда, планирования внедрения новой техники, планирования собственного капитального строительства. [14]
План социального развития в общем случае состоит из шести основных разделов. [15]
Страницы: 1 2 3 4
www.ngpedia.ru
План социального развития коллектива предприятия
В учебнике рассмотрены вопросы производственно-хозяйственной деятельности предприятий, основы организации производственного процесса и научной организации труда. Приведена методика разработки производственной программы, плана по труду и заработной плате, плана себестоимости, прибыли и рентабельности, а также финансового плана. Рассмотрена существующая система оплаты труда и материального поощрения работников предприятия, порядок образования и использования фондов экономического стимулирования на предприятии. Представлена методика составления плана социального развития коллектива предприятия. [c.2]После составления указанных разделов техпромфинплана следует разработать план социального развития коллектива предприятия, предусматривающий в частности улучшение социальной структуры коллектива предприятия, уменьшение числа малоквалифицированных рабочих, ликвидацию занятости женщин на работах с применением тяжелого физического труда повышение общего и специального образования работников предприятия профессионально-техническую подготовку и повышение квалификации улучшение условий труда и охрану здоровья работников (улучшение санитарно-гигиенических условий, сокращение производственного травматизма, профилактику и снижение профессиональной и общей заболеваемости) совершенствование системы оплаты труда и премирования улучшение жилищных и социально-бытовых условий коммунистическое воспитание личности и развитие общественной активности, вопросы социалистического соревнования, идейно-воспитательную работу, культурно-массовую работу, физкультуру и спорт, укрепление трудовой дисциплины. [c.142]
План социального развития коллектива предприятия ставит перед собой следующие основные задачи [c.216]
План социального развития коллектива предприятия определяется структурой и системой показателей плана, отражающих основные социальные изменения в коллективе в планируемом периоде. [c.216]
Исходными материалами для составления плана социального развития коллектива предприятия являются [c.218]
Мероприятия плана социального развития коллектива предприятия предполагают прежде всего социальный эффект. Эффективность социального планирования выражает степень отдачи материальных, трудовых, финансовых и других затрат при реализации программы социального развития, полученной в результате его внедрения. [c.221]
Подсистема кадрового обеспечения выполняет работы по социологическим исследованиям,разработке планов социального развития коллектива предприятия, набору и расстановке, организации [c.57]
Разработка мероприятий и показателей плана социального развития коллектива предприятия базируется, во-первых, на данных анализа его социального климата, во-вторых, на результатах специальных социологических исследований. В совокупности эти данные образуют так называемую социальную информацию. [c.273]
Учетная карточка — документ, используемый при постоянной оперативной характеристике кадрового состава и дли получения основной массы информации, необходимой при разработке плана социального развития коллектива предприятия. [c.274]
План социального развития коллектива предприятия. Приводят мероприятия по улучшению условий труда, жилищных условий, профессиональной подготовке, повышению культурного и образовательного уровня, росту средней заработной платы, а также показывают их влияние на результаты деятельности предприятия. [c.125]
Содержание плана социального развития коллектива предприятия [c.249]
Мероприятия по развитию научного творчества направлены на улучшение изобретательской и рационализаторской работы, ускорение внедрения в производство изобретений и рационализаторских предложений, распространение передового опыта, улучшение организации творческого труда. В плане социального развития коллектива предприятия устанавливают следующие показатели [c.251]
Составление плана социального развития коллектива предприятия начинают с оценки существующей социальной структуры, психологического климата в коллективе, удовлетворенности ра- [c.252]
Пример. Определить степень выполнения плана социального развития коллектива предприятия на основе частных коэффициентов, характеризующих степень выполнения плана по отдельным показателям, и коэффициентов значимости показателен. В табл. 4.16 приведены исходные данные и расчет обобщающего показателя. [c.291]
Руководствуясь этими заданиями, предприятия разрабатывают свои пятилетние планы, обеспечивающие выполнение заданий пятилетки с наименьшими затратами трудовых и материальных ресурсов. s В состав плана входят следующие разделы общие «показатели, производство и реализация продукции, техническое развитие предприятия и повышение эффективности производства, нормы и нормативы, капитальное строительство, потребность в основных материальных ресурсах, труд и заработная плата, прибыль, рентабельность производства и себестоимость продукции, фонды экономического стимулирования, финансовый план, социальное развитие коллектива предприятия. [c.145]
План социального развития коллектива предприятия включает систему мероприятий, обеспечивающих гармоничное и всестороннее развитие каждого члена коллектива. [c.145]
Содержание и порядок составления плана социального развития коллектива предприятия [c.287]
План социального развития коллектива составляется на 5 лет в виде перспективного плана с разбивкой заданий по годам планируемого периода. На основе перспективного плана составляют текущий план социального развития коллектива предприятия как раздел техпромфинплана предприятия. [c.287]
План социального развития коллектива предприятия имеет следующие подразделы. [c.287]
План социального развития коллектива предприятия -> [c.13]
Предусмотренные в плане социального развития коллектива предприятия мероприятия должны быть обеспечены необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Источниками покрытия затрат на выполнение плана социального развития являются государственные капитальные вложения, фонд развития производства, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, амортизационный фонд на капитальный ремонт. [c.224]
Расскажите о цели и задачах разработки плана социального развития коллектива предприятия. Повышение его роли в современных условиях. [c.235]
Из каких разделов состоит план социального развития коллектива предприятия. [c.235]
Разрабатываемые в нашей стране государственные планы — это не только планы хозяйственного строительства, развития экономики, но и планы социального развития, социального прогресса общества. Целью составления плана социального развития коллектива предприятия является разработка мероприятий, направленных на всестороннее развитие коллективов трудящихся, воспитание коммунистического отношения к труду, совершенствование социалистического образа жизни, т. к. заданий и мероприятий, непосредственно относящихся к социальным вопросам. [c.254]
Для составления текущего комплексного плана социального развития коллектива предприятия и его структурных подразделений используются следующие материалы постановления партии и правительства, прогноз развития и специализации предприятия и его структурных подразделений текущий план развития производства и внедрения новой техники и технологии планы и расчеты создания и использования фондов планы НОТ и управления производством плановые расчеты численности рабочих, ИТР и служащих планы подготовки кадров анализ и акты состояния условий труда и техники безопасности планы жилищного строительства и строительства культурно-бытовых, спортивных и других объектов социального назначения решения и другие материалы общественных организаций по социальным вопросам предложения членов коллектива предприятия и его структурных подразделений, поступившие до и в период разработки мероприятий к плану акты проверок и материалы группы народного контроля. [c.255]
Структура плана социального развития коллектива предприятия состоит из подразделов планомерное изменение социальной структуры производственного коллектива улучшение условий труда, его охрана и укрепление здоровья трудящихся повышение и совершенствование оплаты труда, улучшение жилищных и социально-бытовых условий коммунистическое воспитание личности, удовлетворение потребности духовного и физического развития членов коллектива, развития его общественной активности тематика социальных исследований на текущий год. [c.255]
План социального развития коллектива предприятия. В нем приводятся мероприятия по улучшению условий труда, жилищных условий, профессиональной подго- [c.60]
План социального развития коллектива предприятия — это система мероприятий, направленных на совершенствование социальной структуры коллектива работников, повышение их профессионального и общеобразовательного уровня, активности, улучшение условий жизни и быта работающих и членов их семей, всестороннее развитие личности трудящихся. [c.200]
План социального развития коллектива — составная часть плана предприятия. Он составляется на пять лет в виде перспективного плана, на основе которого разрабатывается текущий план социального развития коллектива предприятия как раздел техпромфинплана предприятия. [c.201]
План социального развития коллектива предприятия представлен следующими подразделами. [c.201]
Таким образом, план социального развития коллектива предприятия — важнейший документ, направленный на всестороннее развитие коллектива предприятия и его членов. Отсюда видна та серьезная роль в реализации политики КПСС и Советского государства, которая принадлежит трудовым коллективам объединений и предприятий, где осуществляются планирование и внедрение мероприятий, направленных на совершенствование социальной структуры коллективов работников, повышение их профессионального и общеобразовательного уровня, улучшение условий жизни и быта трудящихся и членов их семей, всестороннее развитие активности работающих. [c.207]
Содержание плана социального развития коллективов предприятий, его подразделы и показатели. [c.207]
Каков период разработки плана социального развития коллективов предприятий [c.207]
Какие методы используются для разработки плана социального развития коллективов предприятий [c.207]
План социального развития коллектива предприятия предусматривает мероприятия по улучшению условий труда и охране здоровья работников, по развитию их общественной активности, по повышению квалификации и уровня образования работников, по развитию творческого, коммунистического отношения к труду. [c.233]
На некоторых предприятиях в план повышения эффективности производства включают в качестве подраздела план социального развития коллектива предприятия. [c.234]
Перспективный и текущий планы социального развития коллектива предприятия составляются по следующим пунктам. [c.318]
План социального развития коллектива предприятия составляется в строгой увязке с другими разделами техпромфинплана. В разработке этого раздела активно участвуют аппарат управления и все общественные организации предприятия. [c.319]
Пятилетний план предприятия, объединения газо-, нефте- и нефтепродуктопроводного транспорта носит комплексный характер. В соответствии с типовой методикой разработки пятилетнего плана в нем должны быть отражены следующие разделы план транспортировки по магистральным трубопроводам нефти, нефтепродуктов и газа техническое развитие предприятий и организация производства повышение экономической эффективности производства плановые нормы и нормативы план капитального строительства потребность в основных материальных ресурсах труд и кадры прибыль рентабельность, издержки обращения фонды экономического стимулирования финансовый план социальное развитие коллектива предприятия, объединения охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. [c.136]
Таким образом, в отчетном году план социального развития коллектива предприятия выполнен на 75,2% (0,752X100). [c.291]
economy-ru.info