Первый специфический образец общественных отношений – Первый специфический образец общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения, — это:

Онлайн-тесты на oltest.ru: Семейная педагогика

Онлайн-тестыТестыВоспитание и обучениеСемейная педагогикавопросы31-45

31. Наука, разрабатывающая систему общих принципов и способов познания, выступающая для семейной педагогики теоретической основой осмысления опыта домашнего воспитания, научных трудов в этой области и создания на этой основе педагогических концепций, — это:
философия

32. Науки, изучающие состояние и тенденции развития современной семьи, — это:
демография и социология

33. Не могут осуществляться в противоречии с интересами детей:
родительские права

34. Одна из центральных задач I Всероссийского съезда в 1912 году в России по семейному воспитанию заключалась в том, чтобы …
помочь семье в воспитании детей

35. Одной из характеристик средневековой педагогики являлись:
суровые (с позиций сегодняшних дней) меры воспитания

36. Опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия — это:
социологические методы

37. Основа педагогической деятельности родителей — это:
педагогическая культура

38. Основные формы руководства семьей — это:
авторитарная, демократическая, анархическая

39. Основой семейного воспитания в средние века было:
богобоязнь
гражданственность
послушание
трудолюбие
уважение родителей

40. Отклонение в развитии ребенка, обусловленное отсутствием материнской заботы, — это:
«психическая депривация»

41. Отрасль научного знания, определяющая правовые основы семьи, брака, домашнего воспитания, — это:
юриспруденция

42. Первая клетка вновь образованной жизни — это:
зигота

43. Первый в России взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидал в нем «не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа» –
Н.И. Пирогов

44. Первый специфический образец общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения, — это:
внутрисемейные отношения

45. Помочь детям устроить их детскую жизнь, ускорить процесс нахождения детьми тех подходящих форм социальной жизни и личного творчества, которые им нужны, стать центром, организующим детскую жизнь, — это:
задача школы



oltest.ru

СГА ответы Комбат бесплатно — 2968.01.01;Т-Т.01;1

«Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека», — говорил
«Испорченность ребенка в большинстве случаев — результат не прирожденной умственной или нравственной тупости, а педагогических ошибок воспитателей», — говорил
Автор утверждения о том, что «воспитывать детей должны сами родители» — это

Биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода – это __________ функция семьи.
Брак прошел определенные стадии своего развития от
Брак прошел определенные стадии своего развития от полигамии к ___________
Брачные отношения между мужем и женой — это
Брачные отношения между мужем и женой – это
В основе ведения домашнего хозяйства лежит
В основе ведения домашнего хозяйства лежит
Важнейшая задача семейного воспитания — это
Важнейшее средство воспитания древнерусской педагогики — это
Важнейшее средство воспитания древнерусской педагогики — это живой
Ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются
Ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются ________ отношения
Внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению, — это
Внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению, — это
Внутренне присущие семье наличные возможности в формировании личности, объективные и субъективные, реализуемые как сознательно, так и стихийно, — это
Внутренне присущие семье наличные возможности в формировании личности, объективные и субъективные, реализуемые как сознательно, так и стихийно, — это _______ потенциал
Внутренне присущие тому или иному явлению, процессу, общественному или естественно-биологическому организму возможности дальнейшего роста, развития и саморазвития в качестве определенной целостности, системы — это
Внутренне присущие тому или иному явлению, процессу, общественному или естественно-биологическому организму возможности дальнейшего роста, развития и саморазвития в качестве определенной целостности, системы — это
Восстановите соответствие
Восстановите соответствие
Восстановите соответствие
Восстановите соответствие
Восстановите соответствие
Восстановите соответствие
Восстановите соответствие
Восстановите соответствие
Восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей – это _________ организации досуга семьи.
Вспомоществование правильному развитию сил детей, их нормальному физическому и психическому росту – это цель __________
Высшая ценность брака, обусловливающая нравственно-эмоциональную выразительность супружеских отношений и делающая их социально-ценными в воспитательном плане, — это
Высшая ценность брака, обусловливающая нравственно-эмоциональную выразительность супружеских отношений и делающая их социально-ценными в воспитательном плане, — это
Главное внимание в системе древнерусского воспитания было обращено на
Главное внимание в системе древнерусского воспитания было обращено на житейские
Главной детерминантой, от которой зависит успех или неуспех семейного воспитания как сознательного, целеполагающего акта, является
Главной детерминантой, от которой зависит успех или неуспех семейного воспитания как сознательного, целеполагающего акта, является состояние ___________ отношений
Говорил, что родители должны, прежде всего, уяснить себе совершенно точно цель воспитания, наметить его программу, установить в семье четкий режим, продумать все мелочи
Дж. Локк решительно настаивает на воспитании и обучении в
Дж. Локк решительно настаивает на воспитании и обучении ребенка
Единство требований к воспитанию ребенка – это ___ воспитания
Единство требований к воспитанию ребенка – это ведущее условие ________ воспитания
Законы семейного воспитания, изложенные в «Домострое», отличались
Законы семейного воспитания, изложенные в «Домострое», отличались
Инструменты, при помощи которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания, внутрисемейных отношений и т.д., — это
Инструменты, при помощи которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания, внутрисемейных отношений и т.д., — это методы изучения
Исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни, — это
Исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни, — это
Источник духовного развития ребенка, его эмоций, нравственных качеств, мажорного мироощущения, уверенности в себе, отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям и других благородных человеческих чувств — это
Источник духовного развития ребенка, его эмоций, нравственных качеств, мажорного мироощущения, уверенности в себе, отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям и других благородных человеческих чувств – это ___________ любовь
К наукам, изучающим состояние и тенденции развития современной семьи, относятся
Малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, — это
Малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, — это
Наименее ограничивающий, наиболее мягкий тип социального окружения для ребенка — это
Наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения для ребенка является
Направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи, — это __ семьи
Направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи, — это _________семьи.
Наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка, — это
Наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка, – это ___________ педагогика
Наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения — это
Наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения – это
Наука, изучающая становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений, — это
Наука, изучающая становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений, — это
Наука, разрабатывающая систему общих принципов и способов познания, выступающая для семейной педагогики теоретической основой осмысления опыта домашнего воспитания, научных трудов в этой области и создания на этой основе педагогических концепций, — это
Наука, разрабатывающая систему общих принципов и способов познания, выступающая для семейной педагогики теоретической основой осмысления опыта домашнего воспитания, научных трудов в этой области и создания на этой основе педагогических концепций, — это
Науки, изучающие состояние и тенденции развития современной семьи, — это
Науки, изучающие состояние и тенденции развития современной семьи, — это ___________ и социология
Не могут осуществляться в противоречии с интересами детей родительские
Не могут осуществляться в противоречии с интересами детей родительские __________
Одна из центральных задач I Всероссийского Съезда в 1912 году в России по семейному воспитанию заключалась в том, чтобы
Одной из характеристик средневековой педагогики являлись
Оказание помощи правильному развитию сил детей, их нормальному физическому и психическому росту – это цель
Опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия – это _____________ методы
Опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия – это методы
Основа педагогической деятельности родителей — это
Основа педагогической деятельности родителей – это _________ культура
Основные формы руководства семьей — это
Основные формы руководства семьей — это
Основные формы руководства семьей — это __________, демократическая, анархическая
Основой семейного воспитания в средние века были
Основой семейного воспитания в средние века было: 1) послушание; 2) богобоязнь; 3) уважение родителей; 4) трудолюбие; 5) гражданственность; 6) добродетельство. Правильным ответом является
Отклонение в развитии ребенка, обусловленное отсутствием материнской заботы, — это
Отрасль научного знания, определяющая правовые основы семьи, брака, домашнего воспитания, — это
Отрасль научного знания, определяющая правовые основы семьи, брака, домашнего воспитания, — это
Первая клетка вновь образованной жизни — это
Первая клетка вновь образованной жизни – это
Первый в России взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидал в нем «не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа»
Первый специфический образец общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения, — это
Первый специфический образец общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения, — это ____________ отношения
Помочь детям устроить их детскую жизнь, ускорить процесс нахождения детьми тех подходящих форм социальной жизни и личного творчества, которые им нужны, стать центром, организующим детскую жизнь, — это
Помочь детям устроить их детскую жизнь, ускорить процесс нахождения детьми тех подходящих форм социальной жизни и личного творчества, которые им нужны, стать центром, организующим детскую жизнь, — это задача
Постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи – это ___________ семейного воспитания
Преобладающий тип семьи, который состоит преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) — из супругов и детей — до вступления в брак последних, — это
Преобладающий тип семьи, который состоит преимущественно из двух поколений — из супругов и детей — до вступления в брак последних, — это _________ семья
Процесс становления и развития человека как общественного существа — это
Процесс становления и развития человека как общественного существа – это формирование
Различные отклонения психического развития, среди которых особое место занимают дефекты эмоциональной сферы, негативно сказывающиеся на культуре чувств, поведении, межличностных отношениях воспитанников, — это
Различные отклонения психического развития, среди которых особое место занимают дефекты эмоциональной сферы, негативно сказывающиеся на культуре чувств, поведении, межличностных отношениях воспитанников, – это психическая
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения ___ -летнего возраста
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения ___-летнего возраста (ответ дайте цифрами)
Ребенок изучает мир
Ребенок изучает мир через
Ребенок учится дисциплине
Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах
Родители обязаны обеспечить получение детьми
Родители обязаны обеспечить получение детьми основного _________ образования
Родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками — это
Родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками – это
Семья как социальная группа – это объект изучения
Семья как социальная группа – это объект изучения ________
Семья – это социальная __ группа
Семья – это социальная __________ группа.
Семья, в которой мать не состояла в браке с отцом своего ребенка, — это
Семья, в которой мать не состояла в браке с отцом своего ребенка, — это ________ семья
Семья, для которой свойственны равноправие, справедливый характер семейной кооперации и рациональное распределение обязанностей, — это __________ семья.
Семья, которая возникает в результате рождения ребенка вне брака, — это __ семья
Семья, которая возникает в результате рождения ребенка вне брака, — это ___________ семья
Состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института — это
Состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института – это __________ семейной педагогики
Социальный микрокосмос, в котором ребенок постепенно приобщается к социальной жизни, опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности, — это
Социальный микрокосмос, в котором ребенок постепенно приобщается к социальной жизни, опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности, – это
Сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач, упор на настоящий момент, принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха – это основные
Сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач, упор на настоящий момент, принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха – это основные___________ семейного воспитания
Специфическая форма передачи социального, в том числе нравственного опыта старшего поколения младшему, важнейший механизм социального наследования — это
Специфическая форма передачи социального, в том числе нравственного опыта старшего поколения младшему, важнейший механизм социального наследования – это родительский пример и
Сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка — это
Сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка – это __________ семейной педагогики
Тактика диктата, неприятия даже вполне обоснованных требований детей, их потребностей, интересов, не признание права ребенка на самостоятельность — это
Тактика диктата, неприятия даже вполне обоснованных требований детей, их потребностей, интересов, непризнание права ребенка на самостоятельность – это __________ воспитание
Уникальная, специфическая и неповторимая характеристика внутрисемейных отношений (супружеских и между родителями и детьми) — это
Уникальная, специфическая и неповторимая характеристика внутрисемейных отношений (супружеских и между родителями и детьми) – это
Усилиями ученых конца XIX — начала XX в. было заложено начало
Устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи
Уход матери за здоровьем ребенка – это __ функция семьи
Уход матери за здоровьем ребенка – это __________ функция семьи
Форма брака, при которой одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола, — это
Форма брака, при которой одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола, — это
Форма воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, — это
Форма воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, – это _________ воспитание
Форма чрезмерной опеки, безудержного угождения капризам детей, потакания их эгоистическим замашкам или снисходительности к серьезным проступкам детей и всепрощения — это
Функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения, называется
Функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения, называется
Цель воспитания ребенка- это
Цель воспитания ребенка- это всестороннее __________ личности
Чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга ___________ форма руководства семьей.
Четыре ступени развития подрастающего поколения (детство, отрочество, юность, возмужалость) были выделены
Шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. – это __ методы
Шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. – это ___________ методы.
Эмоциональный, интимный характер отношений, который выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям и детей к родителям, – это __ семейного воспитания
Эмоциональный, интимный характер отношений, который выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям и детей к родителям, – это ___________ семейного воспитания

antimuh.ru

СГА ответы Комбат бесплатно — 2968.01.01;МТ.01;1

«Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека» — говорил
«Испорченность ребенка в большинстве случаев — результат не прирожденной умственной или нравственной тупости, а педагогических ошибок воспитателей» — говорил
Биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода — это __________ функция семьи.
Брак прошел определенные стадии своего развития
Брачные отношения между мужем и женой — это
В основе ведения домашнего хозяйства лежит
Важнейшая задача семейного воспитания — это
Важнейшее средство воспитания древнерусской педагогики — это
Ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются
Внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению, — это
Внутренне присущие семье наличные возможности в формировании личности, объективные и субъективные, реализуемые как сознательно, так и стихийно — это
Внутренне присущие тому или иному явлению, процессу, общественному или естественно-биологическому организму возможности дальнейшего роста, развития и саморазвития в качестве определенной целостности, системы — это
Восстановление поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей — это _________ семьи.
Вспомоществование правильному развитию сил детей, их нормальному физическому и психическому росту — это цель
Высшая ценность брака, обусловливающая нравственно-эмоциональную выразительность супружеских отношений и делающая их социально-ценными в воспитательном плане, — это
Главное внимание в системе древнерусского воспитания было обращено на
Главной детерминантой, от которой зависит успех или неуспех семейного воспитания как сознательного, целеполагающего акта, является
Говорил, что родители должны, прежде всего, уяснить себе совершенно точно цель воспитания, наметить его программу, установить в семье четкий режим, продумать все мелочи —
Дж. Локк решительно настаивает на воспитании и обучении
Единство требований к воспитанию ребенка — это
Законы семейного воспитания, изложенные в «Домострое», отличались
Инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания, внутрисемейных отношений и т.д., — это
Исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни, — это
Источник духовного развития ребенка, его эмоций, нравственных качеств, мажорного мироощущения, уверенности в себе, отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям и других благородных человеческих чувств — это
Малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, — это
Наименее ограничивающий, наиболее мягкий тип социального окружения для ребенка — это
Направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи, — это _________семьи.
Наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка — это
Наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения — это
Наука, разрабатывающая систему общих принципов и способов познания, выступающая для семейной педагогики теоретической основой осмысления опыта домашнего воспитания, научных трудов в этой области и создания на этой основе педагогических концепций, — это
Наука, изучающая становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений, — это
Науки, изучающие состояние и тенденции развития современной семьи, — это
Не могут осуществляться в противоречии с интересами детей
Одна из центральных задач I Всероссийского съезда в 1912 году в России по семейному воспитанию заключалась в том, чтобы
Одной из характеристик средневековой педагогики являлись
Опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия — это
Основа педагогической деятельности родителей — это
Основные формы руководства семьей — это
Основой семейного воспитания в средние века было: 1) послушание; 2) богобоязнь; 3) уважение родителей; 4) трудолюбие; 5) гражданственность; 6) добродетельство. Правильным ответом является
Отклонение в развитии ребенка, обусловленное отсутствием материнской заботы, — это
Отрасль научного знания, определяющая правовые основы семьи, брака, домашнего воспитания, — это
Первая клетка вновь образованной жизни — это
Первый в России взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидал в нем «не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа» —
Первый специфический образец общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения, — это
Помочь детям устроить их детскую жизнь, ускорить процесс нахождения детьми тех подходящих форм социальной жизни и личного творчества, которые им нужны, стать центром, организующим детскую жизнь, — это
Постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи — это ___________ семейного воспитания.
Преобладающий тип семьи, который состоит преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) — из супругов и детей — до вступления в брак последних- это
Процесс становления и развития человека как общественного существа — это
Различные отклонения психического развития, среди которых особое место занимают дефекты эмоциональной сферы, негативно сказывающиеся на культуре чувств, поведении, межличностных отношениях воспитанников — это
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения
Ребенок изучает мир
Ребенок учится дисциплине
Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах
Родители обязаны обеспечить получение детьми
Родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками — это
Семья — это социальная __________ группа.
Семья как социальная группа — это объект изучения
Семья, в которой мать не состояла в браке с отцом своего ребенка, — это
Семья, для которой свойственны равноправие, справедливый характер семейной кооперации и рациональное распределение обязанностей, — это __________ семья.
Семья, которая возникает в результате рождения ребенка вне брака, — это ___________ семья.
Состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института — это
Социальный микрокосмос, в котором ребенок постепенно приобщается к социальной жизни, опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности- это
Сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач, упор на настоящий момент, принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха — это ___________ семейного воспитания.
Специфическая форма передачи социального, в том числе нравственного опыта старшего поколения младшему, важнейший механизм социального наследования — это
Сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка — это
Тактика диктата, неприятия даже вполне обоснованных требований детей, их потребностей, интересов, не признание права ребенка на самостоятельность — это
Уникальная, специфическая и неповторимая характеристика внутрисемейных отношений (супружеских и между родителями и детьми) — это
Усилиями ученых конца XIX — начала XX в. было заложено начало
Устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи —
Утверждал, что «воспитывать детей должны сами родители»
Уход матери за здоровьем ребенка — это __________ функция семьи.
Форма брака, при которой одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола, — это
Форма воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи — это
Форма чрезмерной опеки, безудержного угождения капризам детей, потакания их эгоистическим замашкам или снисходительности к серьезным проступкам детей и всепрощения — это
Функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения, называется
Цель воспитания ребенка- это
Чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга ___________ форма руководства семьей.
Четыре ступени развития подрастающего поколения (детство, отрочество, юность, возмужалость) были выделены
Шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. — это ___________ методы.
Эмоциональный, интимный характер отношений, который выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям и детей к родителям — это ___________ семейного воспитания.

antimuh.ru

Примеры общественных отношений. Система и сфера общественных отношений

Общественные отношения – это такие взаимосвязи между людьми, которые возникают в процессе их социального взаимодействия. Складываются они в тех или иных формах, в конкретных условиях. Примеры общественных отношений хорошо известны каждому из нас. Ведь все мы члены социума и контактируем с другими индивидами тем или иным образом. Впрочем, стоит этой теме уделить чуть больше внимания и рассмотреть её в деталях.

О критериях

Прежде чем приводить примеры общественных отношений, следует рассказать о том, на какие виды они распределяются.

Самый распространенный критерий – это регламентированность. То, что в данном случае определяет правовое положение. И по регламентированности отношения бывают официальными и неофициальными. К первым относятся те, которые складываются между индивидами в силу их должностного положения. Допустим, между начальником и подчиненными. Или учителем и учеником. А неофициальными являются отношения, которые ещё принято называть личными. У них нет никакой юридической основы, и они не ограничиваются формальными правилами. Это могут быть отношения между друзьями, например. Или между парнем и девушкой.

Классификация

Также отношения могут быть классовыми и сословными, экономическими, религиозными, политическими, моральными, массовыми, правовыми, когнитивными, конативными и коммуникативными. Ещё они бывают долгосрочными, кратковременными, функциональными, постоянными, причинно-следственными и субординационными.

Правовые отношения

Это тот тип связи, в основе которой лежат юридические обязанности и субъективные права, что обеспечены государством. Она носит волевой характер. Чтобы связь начала своё существование, должен быть подписан тот или иной документ. Через определённые нормы, оговоренные, как правило, на бумаге, в этих отношениях отражается государственная воля. И охраняются они, кстати, тоже властью.

Но самое главное – именно в правоотношениях проявляется сила юридических норм и их эффективность. Можно привести пример. Допустим, окончившему вуз юноше по имени Антон пришла повестка из военкомата. В данном случае объектом правоотношения является служба в армии. Субъекты – это сам Антон и государство. В чем содержание правоотношения? В том, что у Антона есть юридическая обязанность – явиться в военкомат, потом отслужить в армии. А государство, в свою очередь, имеет субъективное право призвать Антона на службу. Таковы нормы общественных отношений, регулируемых правовым полем.

Экономическая сфера

Эту тему тоже следует затронуть вниманием. Система общественных отношений в экономической сфере представляет собой определённые связи, в которые вступают люди, участвующие в производственном процессе. Впрочем, и тут есть классификация.

Широко распространены организационно-экономические отношения. Они появляются вследствие того, что производство на предприятии, а также распределение и обмен не представляются возможными, если отсутствует определённая система. Должна быть определенная организация процесса, которая сопровождает совместную деятельность сотрудников предприятия. Сюда же можно отнести и разделение труда. Примеры общественных отношений данной классификации существовали много веков тому назад. Первым случаем было отделение земледелия от скотоводства. Что выступило в роли предпосылок? Естественно, желание использовать имеющиеся ресурсы и рабочую силу более эффективно. Отсюда и появление такого понятия, как специализация, но это уже другая тема.

Семья

Рассматривая примеры общественных отношений, нельзя обойти вниманием и этот аспект. Семья представляет собой небольшую социально-психологическую группу, связь в которой традиционно основана на доверии и любви. Она может состоять из двух человек (из мужа и жены, например) или из двадцати (бабушки, дедушки, дети и т. д.).

И недаром многие социологи, рассказывая про сферы общественных отношений, особое внимание уделяют семье. Поскольку именно с ней человек проводит бóльшую часть своего времени, отведённого на отдых. Общение в семье выполняет сразу несколько функций. Именно с его помощью обеспечивается целенаправленность и согласованность усилий обоих супругов для достижения общей цели, которая важна для их семьи. И только общение способно удовлетворить потребность в духовной близости с дорогим человеком.

К тому же семья является социально-экономической ячейкой. В её рамках осуществляется домашнее хозяйство и ведётся общий бюджет, организуется потребление тех или иных услуг, благ, а также удовлетворение различных потребностей, касающихся жилья, одежды, пищи и т. д. И то, насколько хорошо и качественно функционирует союз, брак двух людей, зависит от взаимодействия супругов. А всему этому основой является именно общение.

Нравственность

Данную тему также следует отметить вниманием, рассказывая про предмет общественных отношений. Нравственные связи не регулируются юридическими законами, как пресловутые правовые. Они закрепляются по-другому. Традициями, обычаями, ритуалами и прочими этнокультурными формами, в которых отражаются моральные нормы поведения той или иной общности людей. В нравственных отношениях заключено немало условностей культурного и исторического характера. Все они вытекают из образа жизни небольшой группы людей. И особенность этих отношений заключается в том, что центральной ценностью всего является человек.

А примеры просты. В плане нравственных отношений люди определяются по принципу антонимов. То есть они могут быть хорошими и плохими, добрыми и злыми, милосердными и агрессивными и т. д.

Религия

В нашем обществе эта сфера тоже имеет определенный вес и значение. Есть даже правовое регулирование общественных отношений в религиозном аспекте. Речь идёт о законе, касающемся оскорбления чувств верующих (статья 148 УК РФ).

Религиозные отношения являются отражением взаимодействия людей, которые связаны едиными представлениями о человеке и его месте во вселенских жизненных процессах, а также о душе, смерти, смысле существования. Это важно, поскольку всё перечисленное связано с потребностью самопознания, самосовершенствования и нахождения себя в этом мире.

Примером религиозных отношений может являться связь между прихожанами и пастором, который, можно сказать, является Божьим представителем, доносящим для людей благую весть, и помогает им найти истину. К тому же именно пастор проводит такие обряды, как крещение, похороны (отпевание), бракосочетание (венчание), хлебопреломление.

Материальные отношения

Это то, что касается всех нас непосредственно. Материальные отношения складываются в ходе жизнедеятельности человека порой даже вне его сознания. Мы ежедневно вступаем в связь такого рода. Работая, человек производит контент, а взамен получает деньги. Покупая продукты, он отдаёт свои деньги. Получая подарок, благодарит. Материальных потребностей на самом деле множество. Они касаются не только еды, воды, одежды и жилья, но ещё активного и культурного отдыха, который возможно реализовать, используя материальные отношения. Как это понять? Очень просто: если человек любит ходить в тренажерный зал, он покупает абонемент.

И принцип здесь тоже несложный. Чем больше у человека потребностей такого рода, тем многообразнее материальные отношения в обществе. Ведь два этих понятия друг от друга неотделимы.

fb.ru

Глава 1. Правовые отношения – особый вид общественных

отношений

1.1. Понятие правовых отношений

Общественные отношения — это связи между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Важнейшими из них являются экономические связи, так как они образуют базис общества и определяют все иные общественные отношения. Субъектами общественных отношений могут быть социальные общности (народ, нация, коллектив и др.), организации (государственные частные, общественные), отдельные лица. Место каждого субъекта в системе социальных связей обусловлено объективными закономерностями функционирования общественных отношений и активностью их участников. Право выступает организующим фактором, вносит особую определенность и устойчивость в соответствующую сферу общественной и государственной жизни. Категория “правоотношение” позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей. В рамках правоотношений жизнедеятельность общества приобретает цивилизованный, стабильный и предсказуемый характер.

Правоотношение — следствие действия права как социального и государственного института, правоотношения — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

В догосударственном родовом обществе правоотношений не было, так как там не было права. Это значит, что правоотношения не мыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования. Если норма права — статистическое состояние правового урегулирования, то правоотношения — динамическое. Категория “правоотношения” является одной из центральных в общей теории права и позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей.

Право регулирует общественные отношения, в результате чего они приобретают правовую форму, то есть становятся правовыми отношениями. Правильное понимание правовых отношений невозможно без уяснения того, что представляют собой общественные отношения.

Правовое отношение — это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Это центральное звено механизма правового регулирования, главный канал реализации права.

Правоотношению присущи следующие признаки:

  1. Правовые отношения возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые порождают правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы — нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность. Именно в правоотношениях достигаются цели правовых норм, проявляется их реальная сила и эффективность, именно в правоотношениях они начинают “работать”. Иные общественные отношения опосредуются другими (не юридическими) нормами, так как не требуют правового вмешательства.

  2. Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого. Правоотношение — это всегда двусторонняя связь. Ведь сама норма права, вызывающая правоотношение, носит предоставительно-обязывающий характер, она всегда кого-то на что-то управомочивает и кого-то к чему-то обязывает. Мало того, в большинстве правоотношений каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанность.

  3. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы права в них отражается государственная воля: во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере, одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению. Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например оказавшись наследником по закону после смерти родственника, проживавшего в другом городе.

  4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правовых отношениях государство заинтересовано (например, вытекающих из правонарушений) и, казалось, не должно было бы их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических форм и процедур прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, ибо последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности.

  5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение “кого-то” с “кем-то”. Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.

Резюмируя все вышесказанное, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг друга юридических прав и обязанностей.

studfiles.net

1. Правовые отношения как вид общественных отношений : Социология права

Научная концепция общества строится на основе исследования его как системы отношений. Именно через них личность реализует себя как существо социальное. Социология права как наука, изучающая специфические социальные процессы и явления, обращает особое внимание на сущность и особенности отношений. Ведь благодаря именно им можно судить о реальном правовом поведении людей, их поступках.

Правовые отношения занимают важное место в системе общественных отношений. Это обусловлено рядом обстоятельств.

* Во-первых, тесной связью правовых отношений с функционирующими в обществе производственными отношениями; их взаимодействием и взаимосвязью в реальной жизни.

* Во-вторых, активным влиянием правовых отношений на политические. А это обстоятельство, в свою очередь, воздействует на выработку государственными учреждениями и организациями определенных стратегических концепций в развитии общества. Данное положение весьма важно для оптимизации этапа современного реформирования России.

* В-третьих, взаимодействием правовых и нравственных отношений, которое объективируется в определенном поведении и поступках индивида, проходя через его сознание.

Процесс формирования общественных отношений, одним из видов которых являются и правовые, неразрывно связан с деятельностью человека. Следует при этом обратить внимание на один важный методологический аспект. Его содержание в краткой форме может быть сведено к следующему положению: деятельность порождает общественные отношения, а общественные отношения, в свою очередь, становятся необходимой формой деятельности. Они превращают практическую деятельность людей в общественно-историческую практику, которая синтезирует деятельность и общественные отношения в единое целое, представляя собой конкретно- исторический процесс.

Общественные (социальные в широком смысле) отношения по способу своего формирования делятся на два больших вида: материальные и «духовно-идеологические». При этом материальные существуют вне и независимо от общественного сознания, а духовно-идеологические складываются, проходя через него. Между тем, положение независимости от сознания материальных отношений не следует абсолютизировать. Оно сводится к гносеологическому аспекту, который свидетельствует о том, что возможность существования этих отношений не зависит от сознания, а не о том, что сознание вообще отсутствует в данном процессе.

Следует видеть родство категорий «материальные общественные от ношения», «экономические» и «производственные». Они близки по содержанию, но не тождественны по объему. Каждая из них подчеркивает различные грани (стороны) общественной формы материально- производственной деятельности людей. Так, категория материальных общественных отношений, являясь самой широкой среди них, раскрывает сам факт первичности данных отношений в сопоставлении с духовно — идеологическими, например, правовыми и нравственными. В отличии от них, экономические отношения концентрируют внимание на границах сферы их непосредственного функционирования. Что же касается категории производственных отношений, то она фокусирует специфику деятельное в процессе которой они формируются. Именно производственные отношения, составляя сердцевину материальных, определяют характер всех других общественных отношений, в том числе и правовых.

Правовые отношения как вид общественных отношений обладают рядом характерных черт.

Одна из них проявляется в том, что правовые отношения не существуют независимо от сознания людей, а непосредственно связаны с ним. Данное положение подчеркивает природу правовых отношений, которая указывает на то, что процесс их складывания непосредственно обусловлен сознанием человека. Однако опосредованность правовых отношений вовсе не означает, что сначала возникают правовые теории или идеи, а потом уже на их основе складываются определенные отношения. Речь идет о таком процессе опосредования, в котором доминирующая роль принадлежит правовым отношениям людей, складывающимся в процессе их практической деятельности и поведения.

Правовые, отношения, возникая на основе материальных, являются, как и сознание, их выражением. Важно подчеркнуть, что правовые отношения каждой новой, общественно-государственной системы складываются, нередко, стихийно, но воспроизведение уже сложившихся этих отношений, осуществляется людьми сознательно. Следовательно, сознательное формирование правовых отношений в обществе предполагает и формирование такого сознания людей, которое отражает их объективное положение в системе материальных отношений. Вместе с тем, предварительно пройдя через сознание, правовые отношения становятся социальной формой практической деятельности людей. Они обретают, таким образом, бытие вне их сознания.

Другая характерная черта правовых отношений выражается в том, что их участники наделены субъективными правами и несут юридические обязанности. Закрепленные государством в Конституции, законах, специальных кодексах и других нормативных актах, права и обязанности личности являются юридическим выражением отношений между обществом и его гражданами. Права указывают на то, что может делать индивид, не впадая в непримиримые противоречия с интересами государства, а также законными интересами отдельных граждан. В зависимости от характера, сферы и условий их осуществления, права и обязанности граждан можно подразделить на две группы: конституционные (основные) и служебные (административные).

Важной конституционной обязанностью гражданина Российской Федерации (согласно Статьи 59) является защита Отечества. В Конституции нашего государства также подчеркивается, что гражданин России несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом. Вместе с тем, данная статья (пункт 3) гласит о праве граждан, в случае, если их убеждения или вероисповедание противоречит несению военной службы на замену ее альтернативной гражданской службы.

Отличительной чертой должностных обязанностей и прав военнослужащих является то, что именно они определяют конкретный объем и пределы практического осуществления задач и функций каждым военнослужащим. Так, должностные права имеют исключительно целевое предназначение. Российское законодательство исходит из того, что каждый военнослужащий, во-первых, не может отказаться от использования предоставленных ему прав по должности; во-вторых, обязан пользоваться ими исключительно в интересах службы; в-третьих, использование служебных прав в личных целях преследуется по закону.

Важной характерной чертой правовых отношений является то, что их реализация обеспечивается возможностью государственного принуждения. Понятно, что сделать свою волю, выраженную в законе, общеобязательной, государство может только в том случае, если оно, наряду с убеждением, будет применять и меры принуждения. Естественно, такое положение отнюдь не означает, что обязанности осуществляются людьми лишь в силу угрозы применения мер со стороны государства. Следует подчеркнуть, что уже сам процесс правовых реформ, происходящих в Российской Федерации, ориентирует граждан на понимание ими справедливости и необходимости правовых предписаний.

Однако было бы наивным не замечать тех негативных и социально опасных процессов, которые появились и, к сожалению, приобретают широкий размах в нашем обществе за последние годы. И среди них такие, как: коррупция, хищения имущества государства, частных фирм и граждан; злоупотребления властью; взяточничество; различные формы теневой экономики. Велики преступные махинации в бизнесе, масштабен рэкет, значительное число квартирных краж и угонов автомашин. Вот почему каждое такое правонарушение должно получить адекватную оценку со стороны институтов права, с учетом эффективных мер государственного принуждения.

Важное значение при реализации принуждения приобретает принцип справедливости. Применительно к юридической ответственности он проявляется в таких ее свойствах, как дифференциация и индивидуализация, предполагающие назначение наказания в соответствии с тяжестью совершенного правонарушения и с учетом особенностей личности виновного.

Соблюдение меры в сочетании строгости и мягкости назначаемого наказания — сложная задача, неправильное решение которой ослабляет превентивное значение ответственности. Так, чрезмерно строгое наказание (неадекватное правонарушению) порождает у индивида и в массовом сознании общества чувства несправедливости. С другой стороны, чрезмерно мягкая мера наказания может быть воспринята осужденным в качестве «прощения» и также окажется неэффективной.

Характерной чертой правовых отношений является их императивность в выполнении обязанностей, строгость в соблюдении определенных норм и принципов со стороны граждан и различного рода учреждений. Императивный характер правовых отношений пронизывает все сферы жизнедеятельности общества: материально-производственную, политическую, социальную, духовную. Такое отношение содержит оценку субъектами, как носителей определенных правовых норм, взглядов; требований, значимости и приемлемости для них права в целом, а также отдельных его компонентов. Свою оценку субъекты выносят путем «взвешивания» и соотношения собственных интересов и целей (экономических, политических, социальных, семейно-бытовых и т.д.) с теми требованиями и возможностями, которые нормативно закреплены в праве и являются обязательными. На основе такого рода суждений и в связи с ними складываются, в частности, оценки соотношения права и закона, меры реализации прав и свобод, по рядка соблюдения законов и др. Поскольку правоотношения есть область специфического взаимодействия людей, их определенного социального общения, постольку в оценке, выносимой относительно правовых норм в государстве, всегда присутствует сравнение позиции оценивающего субъекта с позициями (интересами, целями) других участников правового общения, а также — соответствующих институтов и учреждений.

Процесс демократизации всех сфер жизнедеятельности российского общества относится и к реализации правовых отношений в нем. Такому процессу способствует гуманизация всей правовой системы нашего государства» выражающаяся в расширении прав и свобод граждан, совершенствовании законодательной деятельности Государственной Думы, гласности в работе всей системы судебных органов, формировании нормотворческой базы с учетом демократизации нашей жизни и опыта функционирования правовых отношений в других государствах и т.д. Вместе с тем, реформирование, в том числе и в правовой области, протекает в стране противоречиво, болезненно, нередко с ошибками и просчетами.

Однако государственная позиция в отношении совершенствования и реализации права должна оставаться принципиально устойчивой. Ее суть может быть сведена к следующему: главное в общественном воздействии права заключается в понимании его ценности, необходимости для эффективного функционирования всей системы общественных отношений в интересах всех граждан. Данное обстоятельство, в свою очередь, связано с повышением сознательности и правовой культуры как отдельного человека, так и общества в целом.

Таким образом, правовые отношения являются важным элементом всей системы общественных отношений. Обладая специфическими четами, они проявляются в конкретных поступках и деятельности людей, характеризуя определенный уровень развития их правового сознания.

Следует иметь в виду, что на возникновение, эволюцию, а также деформацию правовых отношений оказывает влияние правовое поведение людей.

Научная концепция общества строится на основе исследования его как системы отношений. Именно через них личность реализует себя как существо социальное. Социология права как наука, изучающая специфические социальные процессы и явления, обращает особое внимание на сущность и особенности отношений. Ведь благодаря именно им можно судить о реальном правовом поведении людей, их поступках.

Правовые отношения занимают важное место в системе общественных отношений. Это обусловлено рядом обстоятельств.

* Во-первых, тесной связью правовых отношений с функционирующими в обществе производственными отношениями; их взаимодействием и взаимосвязью в реальной жизни.

* Во-вторых, активным влиянием правовых отношений на политические. А это обстоятельство, в свою очередь, воздействует на выработку государственными учреждениями и организациями определенных стратегических концепций в развитии общества. Данное положение весьма важно для оптимизации этапа современного реформирования России.

* В-третьих, взаимодействием правовых и нравственных отношений, которое объективируется в определенном поведении и поступках индивида, проходя через его сознание.

Процесс формирования общественных отношений, одним из видов которых являются и правовые, неразрывно связан с деятельностью человека. Следует при этом обратить внимание на один важный методологический аспект. Его содержание в краткой форме может быть сведено к следующему положению: деятельность порождает общественные отношения, а общественные отношения, в свою очередь, становятся необходимой формой деятельности. Они превращают практическую деятельность людей в общественно-историческую практику, которая синтезирует деятельность и общественные отношения в единое целое, представляя собой конкретно- исторический процесс.

Общественные (социальные в широком смысле) отношения по способу своего формирования делятся на два больших вида: материальные и «духовно-идеологические». При этом материальные существуют вне и независимо от общественного сознания, а духовно-идеологические складываются, проходя через него. Между тем, положение независимости от сознания материальных отношений не следует абсолютизировать. Оно сводится к гносеологическому аспекту, который свидетельствует о том, что возможность существования этих отношений не зависит от сознания, а не о том, что сознание вообще отсутствует в данном процессе.

Следует видеть родство категорий «материальные общественные от ношения», «экономические» и «производственные». Они близки по содержанию, но не тождественны по объему. Каждая из них подчеркивает различные грани (стороны) общественной формы материально- производственной деятельности людей. Так, категория материальных общественных отношений, являясь самой широкой среди них, раскрывает сам факт первичности данных отношений в сопоставлении с духовно — идеологическими, например, правовыми и нравственными. В отличии от них, экономические отношения концентрируют внимание на границах сферы их непосредственного функционирования. Что же касается категории производственных отношений, то она фокусирует специфику деятельное в процессе которой они формируются. Именно производственные отношения, составляя сердцевину материальных, определяют характер всех других общественных отношений, в том числе и правовых.

Правовые отношения как вид общественных отношений обладают рядом характерных черт.

Одна из них проявляется в том, что правовые отношения не существуют независимо от сознания людей, а непосредственно связаны с ним. Данное положение подчеркивает природу правовых отношений, которая указывает на то, что процесс их складывания непосредственно обусловлен сознанием человека. Однако опосредованность правовых отношений вовсе не означает, что сначала возникают правовые теории или идеи, а потом уже на их основе складываются определенные отношения. Речь идет о таком процессе опосредования, в котором доминирующая роль принадлежит правовым отношениям людей, складывающимся в процессе их практической деятельности и поведения.

Правовые, отношения, возникая на основе материальных, являются, как и сознание, их выражением. Важно подчеркнуть, что правовые отношения каждой новой, общественно-государственной системы складываются, нередко, стихийно, но воспроизведение уже сложившихся этих отношений, осуществляется людьми сознательно. Следовательно, сознательное формирование правовых отношений в обществе предполагает и формирование такого сознания людей, которое отражает их объективное положение в системе материальных отношений. Вместе с тем, предварительно пройдя через сознание, правовые отношения становятся социальной формой практической деятельности людей. Они обретают, таким образом, бытие вне их сознания.

Другая характерная черта правовых отношений выражается в том, что их участники наделены субъективными правами и несут юридические обязанности. Закрепленные государством в Конституции, законах, специальных кодексах и других нормативных актах, права и обязанности личности являются юридическим выражением отношений между обществом и его гражданами. Права указывают на то, что может делать индивид, не впадая в непримиримые противоречия с интересами государства, а также законными интересами отдельных граждан. В зависимости от характера, сферы и условий их осуществления, права и обязанности граждан можно подразделить на две группы: конституционные (основные) и служебные (административные).

Важной конституционной обязанностью гражданина Российской Федерации (согласно Статьи 59) является защита Отечества. В Конституции нашего государства также подчеркивается, что гражданин России несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом. Вместе с тем, данная статья (пункт 3) гласит о праве граждан, в случае, если их убеждения или вероисповедание противоречит несению военной службы на замену ее альтернативной гражданской службы.

Отличительной чертой должностных обязанностей и прав военнослужащих является то, что именно они определяют конкретный объем и пределы практического осуществления задач и функций каждым военнослужащим. Так, должностные права имеют исключительно целевое предназначение. Российское законодательство исходит из того, что каждый военнослужащий, во-первых, не может отказаться от использования предоставленных ему прав по должности; во-вторых, обязан пользоваться ими исключительно в интересах службы; в-третьих, использование служебных прав в личных целях преследуется по закону.

Важной характерной чертой правовых отношений является то, что их реализация обеспечивается возможностью государственного принуждения. Понятно, что сделать свою волю, выраженную в законе, общеобязательной, государство может только в том случае, если оно, наряду с убеждением, будет применять и меры принуждения. Естественно, такое положение отнюдь не означает, что обязанности осуществляются людьми лишь в силу угрозы применения мер со стороны государства. Следует подчеркнуть, что уже сам процесс правовых реформ, происходящих в Российской Федерации, ориентирует граждан на понимание ими справедливости и необходимости правовых предписаний.

Однако было бы наивным не замечать тех негативных и социально опасных процессов, которые появились и, к сожалению, приобретают широкий размах в нашем обществе за последние годы. И среди них такие, как: коррупция, хищения имущества государства, частных фирм и граждан; злоупотребления властью; взяточничество; различные формы теневой экономики. Велики преступные махинации в бизнесе, масштабен рэкет, значительное число квартирных краж и угонов автомашин. Вот почему каждое такое правонарушение должно получить адекватную оценку со стороны институтов права, с учетом эффективных мер государственного принуждения.

Важное значение при реализации принуждения приобретает принцип справедливости. Применительно к юридической ответственности он проявляется в таких ее свойствах, как дифференциация и индивидуализация, предполагающие назначение наказания в соответствии с тяжестью совершенного правонарушения и с учетом особенностей личности виновного.

Соблюдение меры в сочетании строгости и мягкости назначаемого наказания — сложная задача, неправильное решение которой ослабляет превентивное значение ответственности. Так, чрезмерно строгое наказание (неадекватное правонарушению) порождает у индивида и в массовом сознании общества чувства несправедливости. С другой стороны, чрезмерно мягкая мера наказания может быть воспринята осужденным в качестве «прощения» и также окажется неэффективной.

Характерной чертой правовых отношений является их императивность в выполнении обязанностей, строгость в соблюдении определенных норм и принципов со стороны граждан и различного рода учреждений. Императивный характер правовых отношений пронизывает все сферы жизнедеятельности общества: материально-производственную, политическую, социальную, духовную. Такое отношение содержит оценку субъектами, как носителей определенных правовых норм, взглядов; требований, значимости и приемлемости для них права в целом, а также отдельных его компонентов. Свою оценку субъекты выносят путем «взвешивания» и соотношения собственных интересов и целей (экономических, политических, социальных, семейно-бытовых и т.д.) с теми требованиями и возможностями, которые нормативно закреплены в праве и являются обязательными. На основе такого рода суждений и в связи с ними складываются, в частности, оценки соотношения права и закона, меры реализации прав и свобод, по рядка соблюдения законов и др. Поскольку правоотношения есть область специфического взаимодействия людей, их определенного социального общения, постольку в оценке, выносимой относительно правовых норм в государстве, всегда присутствует сравнение позиции оценивающего субъекта с позициями (интересами, целями) других участников правового общения, а также — соответствующих институтов и учреждений.

Процесс демократизации всех сфер жизнедеятельности российского общества относится и к реализации правовых отношений в нем. Такому процессу способствует гуманизация всей правовой системы нашего государства» выражающаяся в расширении прав и свобод граждан, совершенствовании законодательной деятельности Государственной Думы, гласности в работе всей системы судебных органов, формировании нормотворческой базы с учетом демократизации нашей жизни и опыта функционирования правовых отношений в других государствах и т.д. Вместе с тем, реформирование, в том числе и в правовой области, протекает в стране противоречиво, болезненно, нередко с ошибками и просчетами.

Однако государственная позиция в отношении совершенствования и реализации права должна оставаться принципиально устойчивой. Ее суть может быть сведена к следующему: главное в общественном воздействии права заключается в понимании его ценности, необходимости для эффективного функционирования всей системы общественных отношений в интересах всех граждан. Данное обстоятельство, в свою очередь, связано с повышением сознательности и правовой культуры как отдельного человека, так и общества в целом.

Таким образом, правовые отношения являются важным элементом всей системы общественных отношений. Обладая специфическими четами, они проявляются в конкретных поступках и деятельности людей, характеризуя определенный уровень развития их правового сознания.

Следует иметь в виду, что на возникновение, эволюцию, а также деформацию правовых отношений оказывает влияние правовое поведение людей.

www.srinest.com

Гражданские правоотношения — основа общественных отношений, одно из главных направлений в юридической науке.


Понятие гражданских правоотношений

Теория правоотношений является одним из главных направлений в юридической науке.

На протяжении многих десятилетий сложились определения их признаков, которые дают основание для отличия правовых отношений от иных типов.

Гражданские правоотношения (дальше в тексте – ГП) служат ключевым фактором в регулировании гражданско-правового механизма.

В настоящей статье мы попытаемся коротко рассказать о том, чем являются ГП, какие их признаки, в том числе и специальные, а также как это все выглядит на практике.

Признаки

Любое явление обладает признаками общего порядка, а также целым перечнем специальных, свойственных только ему.

Несколько слов об общих свойствах.

Первый и главный принцип заключается в том, что возникновение ГП не ведет к исчезновению, поглощению других общественных отношений, которые существуют и регулируются на основе гражданского права.

Последующее урегулирование будет предусматривать обретение новой (или новых) форм правоотношений.

Бывает, что новое правовое отношение еще не имеет отображения в источниках гражданского права. При том, они, все же, будут являться правоотношениями.

Второй принцип гласит: правоотношения, в нашем случае – гражданские, являются волевыми правоотношениями. В чем же выявляется этот принцип?

Речь идет о том, что:

  • в правоотношении отображается воля законодателя, поскольку оно является результатом правового регулирования и формой реализации правовых норм;
  • воля участников правоотношений определяет их прекращение, как, впрочем, и возникновение, и развитие.

Выходя из этих признаков, стоит отметить, что возникновение и реализация ГП имеют в своей основе новые принципы, зафиксированные в гражданском праве. Они являются выражением воли законодателя.

В основном, возникновение и реализация ГП имеют простор осуществления через юридические факты. Таковыми выступают, например, принятие наследства, разного рода сделки и т.д.

Иными словами – акты участников, как результат их свободного волеизъявления. Такие акты совершаются посредством мотиваций их участников.

А мотивация очевидна – это интерес людей.

В свою очередь интерес может быть как частным, так и публичным. Во втором случае речь идет о субъектах гражданского права. Такими, кроме прочих, являются РФ, субъекты РФ, наконец, образования муниципального толка.

Естественно, говоря о мотивации людей и их свободном волеизъявлении, необходимо указать на то, что нередко ГП присутствуют, невзирая на волю участников, то есть – вопреки их воле.

Такие ситуации, к примеру, имеют место в случае:

  • получения права на наследование; такое бывает, если наследодатель умер;
  • реквизиции;
  • обязательства из причинения вреда.

Но, все же, если посмотреть на картину целиком, то легко заметить, что превалируют акты свободного волеизъявления.

Особенности

Особенности гражданских правоотношений

Основополагающим свойством правоотношений, выступающих предметом гражданского права, является равенство участников.

Такая ситуация обеспечивается всеми способами и средствами, которые будут юридически гарантировать это свойство.

Иными словами, в данных отношениях основоположным принципом является то, что к праву обязанность корреспондируется, как к притязанию, отнюдь нет как к велению.

Это отображено в классической формулировке, где говорится, что обязанный и управомоченный субъекты всегда обладают равным положениями относительно друг друга.

То есть, мы приходим к заключению, что ГП – не имеют отношения к власти и подчинению даже тогда, если одна из сторон – это орган публичного управления или власти.

Множественность и разнообразие круга субъектов – одна из главных характеристик, которая дает определение ГП.

Если говорить о группах, то по массовости превалируют физические лица.

Это:

  • граждане РФ;
  • иностранцы;
  • лица без гражданства.

Во второй по массовости группе видим юридические лица, вернее их перечень, ведь они очень разнообразные. Их основное свойство заключается в том, что в инфраструктуре рынка они наделены особенной ролью.

То же самое касается и достижения общественно-полезных целей – деятельности, на которую они направлены. В перечне субъектов отметим, в первую очередь, такие образования публичного характера, как:

  • Российская Федерация;
  • субъекты РФ;
  • муниципальные образования.

Муниципальные образования не являются государственными, а только образованиями публичного толка.

Специфика содержания

В чем заключается специфика гражданских правоотношений?

Отметим, что классическое определение говорит нам о том, что абсолютно любое правовое отношение содержит субъективные права и обязанности, которые пребывают во взаимосвязи.

ГП из данного правила не выпадают. Но им свойственна определенная специфика, которая заключается в предмете регулирования.

В общем, субъективное гражданское право определяется как мера дозволенного поведения участника определенного правоотношения.

Если брать во внимания характер субъективных прав, то он состоит из прав имущественных и неимущественных.

Таким образом, мы видим, что субъективное гражданское право выступает сложным юридическим образованием, обладающим своим особенным содержанием, наделенным юридическими возможностями, которыми пользуется субъект.

Упомянутые возможности принято называть правомочиями.

Существует определенная вариация в содержании каждого из субъективных гражданских прав.

Но в общей сложности вся многообразность вариаций – это не более чем разные комбинации всего трех правомочий.

Остановимся на них поподробнее.

Правомочие на собственные действия

Речь идет о возможности самостоятельно совершать действия фактического или юридического содержания. В чем ценность реализации этого правомочия?

Дело в том, что реализация заключается в обеспечении удовлетворения интересов лица (управомоченного), который своими собственными действиями достигает осуществления своих интересов. То есть, здесь не видно третьих лиц.

Что касается последних, то их задача (обязательство) состоит в том, чтобы не препятствовать осуществлению данного правомочия.

Правомочие требования

Это возможность требовать исполнения конкретной обязанности от лица, которое является обязанным. То есть интересы управомоченного лица достигаются за счет действий лица, которое выступает обязанным.

Право на защиту

Этот принцип можно увидеть в любом содержании субъективного гражданского законодательства. Речь идет о потенциальной возможности применять способы защиты гражданских прав, если возникает ситуация с их нарушением. Иногда способы защиты могут быть даже превентивными.

Участие в гражданских правоотношениях

Существует такое понятие, как гражданская правосубъектность, которая позволяет участвовать в определенных ГП. Ее характер прописан в гражданском законодательстве, причем, конкретно к каждой группе, о которой упоминалось выше.

Иногда описание касается и отдельных подгрупп, в них входящих. Здесь также главным принципом является равенство, воля в осуществлении гражданских прав, и личные интересы.

Главным механизмом ГП является принцип управомоченной и обязанной сторон. Любая сторона не всегда выступает как одно лицо, а нередко как два и т.д.

Тогда в правоотношении срабатывает принцип множественности. Так, все собственники будут выступать управомоченной стороной, если речь идет, например, о жилье, находящимся в собственности двух лиц и больше.

Если говорить об обязанной стороне, то здесь множественность лиц будет присутствовать в ситуации абсолютной ответственности членов по обязательствам, которые лежат на товариществе. Это, естественно, только в том случае, если вред был причинен совместно.

Бывают ситуации, когда параллельно участник ГП является стороной и управомоченной, и обязанной.

Наиболее распространенный случай, пожалуй, это отношения продавца и покупателя. Здесь присутствует обязанность передачи товара и требования к его оплате со стороны продавца, а также требование к передаче товара и обязанность его оплаты со стороны покупателя.

Понятие правопреемства

Что такое правопреемство

В ГП существует такое понятие как смена субъектного состава. Такая ситуация может возникнуть при наличии правопреемства. Речь идет о переходе обязанностей или прав (иногда и одновременно) от одного лица к иному.

Первое – это правопредшественник, второе – правопреемник. То есть, вместо правопредшественника, в правовые отношения будет вступать правопреемник.

В законодательстве существует понятие видов гражданского правопреемства. Речь идет о:

  1. универсальном правопреемстве. Иное название – общее. В данной ситуации, конкретный юридический акт будет служить основой для того, чтобы правопреемник занял место правопредшественника, причем речь идет обо всех гражданских отношениях. Этот вид хорошо изучать на примере разных юридических форм реорганизации. Таковыми являются преобразования, слияния, присоединения.
  2. частном правопреемстве. Иногда его называют сингулярным. Суть заключается в том, что место правопредшественника занимается не полностью, а только в нескольких или одном правоотношениях. Такие ситуации, например, возникают при переводе долгов, уступке права требования и т.д.

Но принцип правопреемства не всегда возможен. Он не допускается в ситуации:

  • сугубо личного характера гражданских обязанностей и прав. Речь идет о деловой репутации, праве на авторское имя, достоинство, честь;
  • если прямое указание закона не предусматривает данного механизма.

Гражданские правоотношения

ГП является основой жизни любого общества.

Многовековое развитие общественных отношений и юридической науки определили те нормы, которыми мы пользуемся в своей повседневной жизни.

Естественно, в обычных бытовых ситуациях нам никогда не приходится даже задумываться о том, что те или иные наши действия отображены в гражданском законодательстве.

Но бывает, что для более полной защиты наших прав просто необходимо знать о тех или иных принципах ГП.

Естественно, данная статья не смогла исчерпать даже краткое содержание вопроса, но может послужить отправной точкой для дальнейшего разбора своих прав и обязанностей.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

pravodeneg.net