Первый философ обозначивший вопрос о соотношении материи и сознания – Проблема соотношения сознания и материи в истории философии (идеализм, диалектический материализм, дуализм, гилозоизм

Кто был первым философом, обозначившим вопрос о соотношении материи и сознания?

Анаксимен

+Платон

Аристотель

Фалес

Конфуций

Л. Фейербах вере в Бога противопоставил …

нравственные основы общества

веру в идеальные общественные отношения между людьми

+любовь к человеку

атеизм

Мировоззрение различных этапов развития обществ и цивилизаций классифицируется по следующему основанию:

по глубине отражения действительности

по социальному характеру

+по историческому типу

по национальным особенностям

Общепризнанное влияние личности, основанное на знаниях, опыте, нравственных достоинствах, — это …

лоббизм

+авторитет

тирания

деспотизм

культ

– объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу которого составляет производство материальных благОбщественное бытие

Основные задачи, которые ставит перед собой философия неотомизма, – это …

доказать истинность современной научной картины мира

адаптироваться к современным условиям

+приблизиться к простому человеку

+доказать истинность католицизма

+обосновать гармонию веры и разума

разрушить грань между человеком и Богом

Основные идеи философии В. Соловьева – это идеи …

+существования всеобщей божественной мудрости

+всеединства мира

непосредственного перехода к социализму с опорой на самобытность русского народа

революционного обновления общества

+«богочеловечества»

непротивления злу насилием

Основным систематизатором Средневековой схоластики зрелого этапа ее развития был …

Аристотель

Росцеллин

Оккам

Абеляр

+Фома Аквинский

Дунс Скот

По типам государства можно разделить на …

+феодальные

авторитарные

тоталитарные

+рабовладельческие

+социалистические

+буржуазные

правовые

демократические

Понятие «осевое время истории» было введено в философию …

Л. Фейербахом

Д. Беркли

+К. Ясперсом

Гераклитом

В. Соловьевым

К. Марксом

По утверждению Г. Гегеля, «Философия — это эпоха, … ».

которая закончилась

которая грядет

где все будут счастливы

отраженная в источниках

+ схваченная в мысли

Представители … уверены, что мир существует только в нашем сознании

+субъективного идеализма

объективного идеализма

гуманизма

натурализма

прагматизма

Представителем теории пассионарности является …

+Гумилев

Вернадский

Данилевский

Чернышевский

Производственные отношения – это отношения …

+распределения

+потребления

+обмена

+собственности

правовые

семейные

нравственные

управления

идеологические



политические

Система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности – это …техника

Согласно этическому подходу, философия рассматривается как наука о …

красоте

законах

логике

природе

+добре и зле

Сознательная целеустремленная деятельность людей (масс, классов, личностей, других общностей), направленная на изменение, развитие н сохранение социальных условий — это … факторсубъективный

Социальная мобильность – это …

возможность свободного передвижения по территории государства

+переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса

активные миграционные процессы в обществе

С позиции идеалистического понимания общества верно суждение о том, что …

народ – творец истории

народ – прогрессивно мыслящие классы общества

роль народа в процессе общественного развития возрастает

+народ – толпа

Суть суждения Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» заключается в …

ограниченности познавательных возможностей человека

абсолютизации познавательных возможностей субъекта

трактовке знания как божественного откровения

отрицании возможности всякого постижения истины

+попытке вызвать у человека стремление к истине

Сущность волюнтаризма состоит в том, что …

ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа

народ творит историю, опираясь на материальные условия в соответствии с объективными законами развития общества

+выдающиеся личности творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами

история есть результат деятельности мирового разума

Сущность плюралистической модели общества раскрывает суждение о том, что …

+общество – продукт взаимодействия различных равноценных факторов

основой общества является развитие науки и техники

история есть результат деятельности мирового разума



жизнь общества определяется борьбой рационального и иррационального, разума и инстинктов

Сущность фатализма раскрывает суждение о том, что …

научное предвидение исторических событий возможно

исторический процесс совершается закономерно

общественная жизнь не имеет объективных законов

+ ход истории заранее предопределен и неизбежен

Сущность человека состоит в том, что …

это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение

+человек прежде всего социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы

решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты

его поведение полностью предопределено генотипом

его поведение определяется биологическими законами

cyberpedia.su

Философия МФПА Тест с ответами

Правильных ответов не менее 93%

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

 

Автором труда «Философия общего дела» является …

Булгаков

Бердяев

Флоренский

+Федоров

Агностицизм приобрел свою классическую форму в произведениях…

Аквинского и Абеляра

Демокрита и Платона

Маркса и Энгельса

+Юма и Канта

В основе … лежит вера в высшие, абсолютные ценности

+философии религии

футурологии

права

науки

В основе позиции представителей скептицизма лежит принцип…

+ равнозначности всех суждений

однозначности всех суждений

отрицания веры в сверхъестественное

отождествления материи и пространства

 

Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора https://vk.com/priyt_dora очень нуждаются в поддержке!

Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение.  Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка 4276 8130 1703 0573. По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович) 

 

В познавательном процессе активной, творческой стороной выступает…

+сознание

идея

методология

нигилизм

силлогизм

Высказывание «Общее знание всегда идет впереди локального знания, если первое систематизировано и направлено философией» принадлежит …

 А. Шопенгауэру

 +И. Канту

 Н. Бердяеву

 Д. Дидро

Высказывание о том, что «философия – это наука, исследующая первые начала и причины» принадлежит …

МарксуБердяеву

Гегелю

+Аристотелю

Глубоко усвоенные знания, ставшие частью собственного «Я», определяющие отношение человека к окружающему миру и мотивы его поведения – это …

мировоззрение

+убеждение

наука

религия

Гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на специфику познающего субъекта, осуществил …

Л. Фейербах

К. Маркс

Г. Лейбниц

Г. Гегель

 +И. Кант

Для социально–материалистической модели характерно утверждение о том, что …

выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе

выдающаяся личность не играет никакой роли в истории

общественная жизнь – случайный процесс

+все социальные группы, слои, общности, индивиды являются, движущими силами развития общества

… — духовная сторона общественной жизни, совокупность взглядов, теорий, идей, чувств, представлений людей    Общественное сознание  

Идеология – это …

отражение классовых интересов в религиозных концепциях

+систематизированное отражение действительности с позиций определенных социальных сил, которое дается в теоретической форме

систематизированное отражение социальной действительности

совокупность представлений о развитии общества и месте человека в нем

система взглядов на политические партии и политическую борьбу

Индивид усваивает социальные нормы и культурные ценности того общества, к которому принадлежит, в процессе …

адаптации

+социализации

Образования

Индивидуальное бытие человека является объектом философского интереса для …

+М. Хайдеггера

+Н. Бердяева

+Ж.–П. Сартра

К. Поппера

К. Маркса

З. Фрейда

Космогенную цивилизацию характеризуют такие признаки, как …

личные интересы преобладают над общественными

власть техники

+отрицание прогресса

+человек не существует как индивидуум

+общность человека и природы

человек занимает центральное место

Кто был первым философом, обозначившим вопрос о соотношении материи и сознания?

Анаксимен

+Платон

Аристотель

Фалес

Конфуций

Л. Фейербах вере в Бога противопоставил …

нравственные основы общества

веру в идеальные общественные отношения между людьми

+любовь к человеку

атеизм

Мировоззрение различных этапов развития обществ и цивилизаций классифицируется по следующему основанию:

по глубине отражения действительности

по социальному характеру

+по историческому типу

по национальным особенностям

Общепризнанное влияние личности, основанное на знаниях, опыте, нравственных достоинствах, — это …

лоббизм

+авторитет

тирания

деспотизм

культ

– объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу которого составляет производство материальных благ   Общественное бытие

Основные задачи, которые ставит перед собой философия неотомизма, – это …

доказать истинность современной научной картины мира

адаптироваться к современным условиям

+приблизиться к простому человеку

+доказать истинность католицизма

+обосновать гармонию веры и разума

разрушить грань между человеком и Богом

Основные идеи философии В. Соловьева – это идеи …

+существования всеобщей божественной мудрости

+всеединства мира

непосредственного перехода к социализму с опорой на самобытность русского народа

революционного обновления общества

+«богочеловечества»

непротивления злу насилием

Основным систематизатором Средневековой схоластики зрелого этапа ее развития был …

Аристотель

Росцеллин

Оккам

Абеляр

+Фома Аквинский

Дунс Скот

По типам государства можно разделить на …

+феодальные

авторитарные

тоталитарные

+рабовладельческие

+социалистические

+буржуазные

правовые

демократические

Понятие «осевое время истории» было введено в философию …

Л. Фейербахом

Д. Беркли

+К. Ясперсом

Гераклитом

В. Соловьевым

К. Марксом

По утверждению Г. Гегеля, «Философия — это эпоха, … ».

которая закончилась

которая грядет

где все будут счастливы

отраженная в источниках

+ схваченная в мысли

Представители … уверены, что мир существует только в нашем сознании

+субъективного идеализма

объективного идеализма

гуманизма

натурализма

прагматизма

Представителем теории пассионарности является …

+Гумилев

Вернадский

Данилевский

Чернышевский

Производственные отношения – это отношения …

+распределения

+потребления

+обмена

+собственности

правовые

семейные

нравственные

управления

идеологические

политические

Система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности – это …  техника

Согласно этическому подходу, философия рассматривается как наука о …

красоте

законах

логике

природе

+добре и зле

Сознательная целеустремленная деятельность людей (масс, классов, личностей, других общностей), направленная на изменение, развитие н сохранение социальных условий — это  … фактор  субъективный

Социальная мобильность – это …

возможность свободного передвижения по территории государства

+переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса

активные миграционные процессы в обществе

С позиции идеалистического понимания общества верно суждение о том, что …

народ – творец истории

народ – прогрессивно мыслящие классы общества

роль народа в процессе общественного развития возрастает

+народ – толпа

Суть суждения Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» заключается в …

ограниченности познавательных возможностей человека

абсолютизации познавательных возможностей субъекта

трактовке знания как божественного откровения

отрицании возможности всякого постижения истины

+попытке вызвать у человека стремление к истине

Сущность волюнтаризма состоит в том, что …

ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа

народ творит историю, опираясь на материальные условия в соответствии с объективными законами развития общества

+выдающиеся личности творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами

история есть результат деятельности мирового разума

Сущность плюралистической модели общества раскрывает суждение о том, что …

+общество – продукт взаимодействия различных равноценных факторов

основой общества является развитие науки и техники

история есть результат деятельности мирового разума

жизнь общества определяется борьбой рационального и иррационального, разума и инстинктов

Сущность фатализма раскрывает суждение о том, что …

научное предвидение исторических событий возможно

исторический процесс совершается закономерно

общественная жизнь не имеет объективных законов

+ ход истории заранее предопределен и неизбежен

Сущность человека состоит в том, что …

 это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение

 +человек прежде всего социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы

 решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты

 его поведение полностью предопределено генотипом

 его поведение определяется биологическими законами

Установите соответствие между основными направлениями философии и представляющими их философами

Дуализм – Р. Декарт, И. Кант

Идеализм – Ф. Аквинский, Д.Беркли,  Г. Лейбниц

Материализм – Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах

—- Платон, Демокрит, Ф. Ницше

— Н. Кузанский, Т. Гегель, И. Кант

— Ф. Бэкон, Д. Беркли, Р. Декарт

Установите соответствие между теоретическими моделями общества и характерными для них особенностями

Натуралистическая – природные условия — определяющий фактор развития; государство – биологический организм

Плюралистическая – равнозначность всех факторов; отрицается наличие детерминирующего фактора общества

Материалистическая – определяющая роль общественного бытия; признание объективных законов исторического процесса

Идеалистическая – сознание – конечная причиной исторических событий;  отрицание объективных законов развития общества

—- определяющая роль общественного бытия; сознание как конечная причина исторических событий

—- отрицание детерминирующего фактора общества; природные условия – определяющий фактор развития общества

Установите соответствие между философскими школами и принадлежащими к ним философами

Софистика – Протагор, Горгий

Атомизм – Демокрит, Эпикур

Милетская школа – Фалес, Анаксимен

—— Фалес, Платон

—— Демокрит, Протагор

Утверждение, что Бог разлит во всей природе, характерно для такого философского направления, как…

экзистенциализм

+пантеизм

дуализм

неотомизм

неопозитивизм

Философия – это высшая ступень развития …

 технических знаний

 экономических знаний

 +абстрактного мышления

 восточной цивилизации

Философское направление, представленное именами: Ж.–П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, М. Хайдеггер, – это …

 +экзистенциализм

 неокантианство

 неотомизм

 позитивизм

 неогегельянство

Формы правления – это …

+абсолютная монархия

авторитаризм

демократия

диктатура

конфедерация

+президентская республика

тоталитаризм

унитаризм

федерация

Цивилизационный анализ общества разработан …

 +Н. Данилевским

 К. Поппером

 П. Сорокиным

 +А. Тойнби

 +О. Шпенглером

 К. Марксом

 М. Вебером

Ядром политической системы общества является …

Право

Политические партии

+Государство

Политическая идеология

… — это совокупность норм, правил и принципов поведения, исторически выработанных обществом и реализующихся в практике поведения   Мораль

… — это специфическое средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов, предметом которого является реальная действительность и внутренний мир человека, его чувства и переживания   Искусство

… – это уникальность, неповторимость конкретного человека, обусловленная своеобразием сочетания биологического, психологического, социального   Индивидуальность

…. – это учение о путях, методах и формах познания окружающего нас мира

онтология

+ гносеология

интерпретация

дуализм

детерминизм

 

test-for-you.ru

Ответы@Mail.Ru: Тестик.. кто знает7

Тест
1. Глубоко усвоенные знания, ставшие частью собственного «Я», определяющие отношение человека к окружающему миру и мотивы его поведения – это …

а) мировоззрение

б) убеждение

в) наука

г) религия

д) образование

2. Мировоззрение различных этапов развития обществ и цивилизаций классифицируется по следующему основанию:

а) по глубине отражения действительности

б) по социальному характеру

в) по историческому типу

г) по национальным особенностям

3. По утверждению Г. Гегеля, «Философия — это эпоха, … ».

а) которая закончилась

б) которая грядет

в) где все будут счастливы

в) отраженная в источниках

г) схваченная в мысли

4. Понятие «Осевое время истории» было введено в философию…:

а) Гераклитом

б) Д. Беркли

в) К. Марксом

г) К. Ясперсом

д) Л. Фейербахом

е) В. Соловьевым

5. Кто был первым философом, обозначившим вопрос о соотношении материи и сознания?

а) Анаксимен

б) Фалес

в) Конфуций

г) Платон

д) Аристотель

6. …. – это учение о путях, методах и формах познания окружающего нас мира

а) онтология

б) гносеология

в) интерпретация

г) дуализм

д) детерминизм

7. Представители … уверены, что мир существует только в нашем сознании

а) субъективного идеализма

б) объективного идеализма

в) гуманизма

г) натурализма

д) прагматизма

8. В основе позиции представителей скептицизма лежит принцип…

а) отрицания веры в сверхъестественное

б) отождествления материи и пространства

в) равнозначности всех суждений

г) однозначности всех суждений

9. Агностицизм приобрел свою классическую форму в произведениях…

а) Демокрита и Платона

б) Аквинского и Абеляра

в) Юма и Канта

г) Маркса и Энгельса

10. В познавательном процессе активной, творческой стороной выступает…

а) сознание

б) идея

в) методология

г) нигилизм

д) силлогизм

otvet.mail.ru

Бесплатные ответы на тесты МФПУ «Синергия» по предмету «философия»

1.Согласно материалистическому объяснению общества под «исторической личностью»  понимается личность, которая …Отметьте правильный вариант ответа: 

 1)оказывает существенное влияние на общественный процесс благодаря своим индивидуальным качествам 

 2)способствует прогрессивному развитию общества 

 3)определяет ход истории 

 4)ставит целью служение богу 

2.Установите соответствие между теоретическими моделями общества и персоналиями, их представляющими 

А-Материалистическая

В-Плюралистическая 

C-Натуралистическая 

D-Идеалистическая 

3.Основные классообразующие признаки — это … 

 Отметьте правильные варианты ответа: 

 1)способ получения и доля общественного богатства

2)место в исторически определенной системе производства 

 3)политические взгляды 

4)престиж 

 5)квалификация 

 6)отношение к средствам производства 

 7)положение в системе власти 

 8)образование 

 9)роль в общественной организации труда 

4.Цивилизационный подход к изучению исторического процесса раскрывают такие понятия, как … 

 Отметьте правильные варианты ответа: 

 1)общечеловеческие ценности 

 2)культура 

 3)базис 

 4)производственные отношения 

 5)способ производства 

 6)ценности 

 7)локальные культуры 

 8)надстройка 

9)социокультурная общность 

5.Для русской философии к.XIX-н.XX в.в. характерны такие особенности, как …

Отметьте правильные варианты ответа: 

 1)евроцентризм 

 2)интерес к морально-этическим проблемам 

 3)антропоцентризм 

 4)материализм 

 5)православных характер 

 6)критика западного классического рационализма 

 7)наукоцентризм 

 8)тесное переплетение с художественной литературой 

6.В переводе с греческого философия означает «…» 

 Отметьте правильный вариант ответа: 

 1)любовь к мудрости 

 2)культуру общества 

 3)любовь к чтению 

 4)просвещение 

 5)познание 

7.Создателем и систематизатором диалектики как философского метода является  … 

 Отметьте правильный вариант ответа: 

 1)Г. Лейбниц 

 2)Л. Фейербах 

 3)Г. Гегель 

 4)Д. Локк 

 5)Р. Декарт 

8.Понятие «осевое время истории» было введено в философии … 

 Отметьте правильный вариант ответа: 

 1)К. Ясперсом 

 2)Д. Беркли 

 3)В. Соловьевым 

 4)Гераклитом

 5)Л. Фейербахом 

 6)К. Марксом 

9.Субективно-сознательный признак, характеризующий народ как объективно складывающуюся социальную общность,-это …Отметьте правильный вариант ответа: 

 1)содействие общественному прогрессу 

 2)создание материальных ценностей 

 3)создание материальных и духовных ценностей 

 4)общая идея и судьба, цементирующая народ в целостность 

 10.Представление Платона о природе государства состоит в том, что оно … 

Отметьте правильный вариант ответа: 

 1)осуществляет отеческую опеку над человеком и управляет им, человек подчиняет свои интересы государственным 

 2)»град божий», противостоящий «граду небесному» 

 3)результат общественного договора между людьми, гарантия их безопасности 

11.Народ как социальная общность с позиций материалистического подхода –это …Отметьте правильный вариант ответа: 

 1)те классы, слои и социальные группы, которые содействуют общественному прогрессу

2)прогрессивно мыслящие слои общества 

 3)те классы и слои общества, которые создают материальные ценности 

 4)трудящиеся классы 

 5)все население данной страны 

12.Установите соответствие между формами общественного сознания и их главными функциями 

15.Проблема, составляющая предмет дискуссии между славянофилами и западниками,-это … 

 Отметьте правильный вариант ответа: 

 1)исторические судьбы России и русского народа в мире 

 2)рациональные постижения мира 

 3)природа общих понятий (универсалий) 

 4)необходимость размежевания богословия и философии 

16.Для философии постмодернизма характерны такие особенности, как … 

 Отметьте правильные варианты ответа: 

 1)отказ от фундаментальных принципов традиционной философии 

 2)интерес к проблеме истины 

 3)антропоцентризм 

 4)рационализм 

 5)плюрализм и фрагментарность реальности 

 6)признание гармонии веры и разума 

7)отрицание всех форм монизма 

17.Производственные отношения –это отношения … 

 Отметьте правильные варианты ответа: 

 1)нравственные 

 2)распределения 

 3)правовые 

 4)политические 

 5)управления 

 6)собственности 

 7)потребления 

 8)обмена 

 9)семейные 

 10)идеологические 

18.Признаки, характерные для антропогенной цивилизации, -это … 

 Отметьте правильные варианты ответа: 

 1)человек занимает центральное место 

 2)власть техники 

 3)общность человека и природы 

 4)высокие интеллектуальные качества личности 

 5)отрицание прогресса 

 6)личные интересы преобладают над общественными 

 7)доминируют информационные технологии 

19.Характерная черта французского материализма XVIII в.- это … 

 Отметьте правильный вариант ответа: 

 1)сенсуализм 

 2)метафизика 

 3)созерцательность 

 4)догматизм 

 5)скептицизм 

 6)диалектика 

20. …-это способ организации, а также приемы и методы осуществления власти 

 Отметьте правильный вариант ответа: 

 1)Форма государства 

 2)Функции государства 

 3)Сущность государства 

21.Автором труда «Философия общего дела» является … 

 Отметьте правильный вариант ответа: 

 1)Флоренский 

 2)Федоров 

 3)Булгаков 

 4)Бердяев 

22.С точки зрения идеалистической модели общества верным является положение о том, что … 

 Отметьте правильный вариант ответа: 

 1)ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа

2)роль народов в истории возрастает 

 3)определяющую роль в обществе играет «элита» 

 4)народ играет решающую роль в истории 

23.Первым философом, стоящим на диалектических позициях является … 

 Отметьте правильный вариант ответа: 

 1)Гераклит 

 2)Платон 

 3)Аристотель 

 4)Эпикур 

24.Утверждение «Философия -это логика науки»  можно отнести к такому направлению современной философии, как …Отметьте правильный вариант ответа: 

 1)герменевтика 

 2)неотомизм 

 3)неопозитивизм 

 4)позитивизм 

 5)постмодернизм 

 6)экзистенциализм 

26.Цивилизационный анализ общества разработан … 

 Отметьте правильные варианты ответа: 

 1)К. Поппером 

 2)К. Марксом 

 3)Н. Данилевским

 4)П. Сорокиным 

 5)А. Тойнби 

 6)М. Вебером 

 7)О. Шпенглером 

27.Представители русской религиозной философии к. XIX-н.XX в.в. –это … 

 Отметьте правильные варианты ответа: 

 1)А. Герцен 

 2)М. Бакунин 

 3)П. Флоренский 

 4)С. Франк 

 5)Н. Бердяев 

 6)Д. Соловьев 

 7)Н. Огарев 

 8)Л. Шестов 

 9)П. Чаадаев 

28. … -наука об общих закономерностях самоорганизации сложных систем 

 Ответ: синергетика 

 29.Становление новых воззрений на роль государства в философии XVII в. связано с именами … 

 Отметьте правильные варианты ответа: 

 1)Т. Гоббса 

 2)Р. Декарта 

 3)Б. Спинозы 

 4)Г. Лейбница 

 5)Д. Локка 

 6)Ф. Бэкона

 30.Сознательная целеустремленная деятельность людей (масс, классов, личностей, других общностей), направленная на изменение, развитие и сохранение социальных условий –это … фактор 

 Ответ: субъективный фактор 

1.Наиболее важными признаками нации как социальной общности -это общность …

Отметьте привальные варианты ответа: 

 1)культура 

 2)территории 

 3)экономических связей 

 4)психологического склада 

 5)религии 

 6)языка 

 7)политических взглядов 

2.Цивилизационный подход к изучению исторического процесса раскрывают такие понятия, как … 

 Отметьте привальные варианты ответа: 

 1)общечеловеческие ценности 

 2)производственные отношения 

 3)социокультурная общность 

 4)ценности 

 5)способ производства 

 6)локальные культуры 

 7)базис 

 8)надстройка 

 9)культура 

3.Субьективно-сознательный признак, характеризующий народ как объективно складывающуюся социальную общность, -это … 

Отметьте привальный вариант ответа: 

 1)создание материальных ценностей 

 2)содействие общественному прогрессу 

 3)общая идея и судьба, цементирующая народ в целостность 

 4)создание материальных и духовных ценностей 

4. … режим-это система насильственного политического господства, характеризующаяся всеобъемлющим  вмешательством бюрократического государства во все проявления жизни общественного организма и жизнь

xn—-etbfclc6azafijc8n.xn--p1ai

Вопрос отношение сознания к материи. Материализм и идеализм — КиберПедия

Одной из центральных философско-мировоззренческих проблем является вопрос об отношении материи и сознания. Он имеет несколько сторон. Во-первых, это вопрос о том, что в этом отношении является исходным и самостоятельно существующим (говоря языком традиционной философии — что тут является субстанцией)? Во-вторых, важным ответвлением этого вопроса является так называемая «психофизическая проблема»: как связаны состояния сознания человека — его чувства и эмоции, его представления и мысли — с состояниями его мозга как материального объекта — частицы живой материи, находящейся в черепной коробке; может ли и как именно сознание причинно воздействовать на тело человека — почему наше решение почесать затылок может привести нашу руку в необходимое для этого движение. В-третьих, может ли обладающий сознанием человек получить знание о материальных объектах, или же сознанию доступно достоверное знание только о самом себе?

Необходимо отметить, что вопросы, подобные только что сформулированным, волновали людей задолго до появления философии и науки. Первые ответы на них можно обнаружить в мифологическом мышлении, затем в религиозных учениях. И в самом обычном житейском опыте отражается наше понимание отношения души и тела. Это понимание проникает в философию и преобразуется в ней в соответствии с вырабатываемыми философами способами осмысления сути бытия и используемыми для этого категориями и понятиями.

Основных таких фундаментальных категорий три. Это — субстанция, материя и сознание (душа). Категория субстанции в философии применяется для обозначения того, что существует благодаря самому себе, а не благодаря чему-то другому. Категория материи выражает идею основы, субстрата телесного мира. Категория сознания — идею общей основы тех психических явлений и процессов, которые человек находит в себе и проявления которых он наблюдает в поведении других людей.

На протяжении долгой истории философии и постоянного спора в ней различных учений и школ было предложено множество решений проблемы взаимоотношения души и тела, сознания и материи. Здесь не хватит места даже их просто перечислить. Вместе с тем они, так или иначе, тяготеют к трем главным направлениям, различие между которыми определяется тем отношением, в котором полагаются понятия материи и сознания к категории субстанции.материя сознание субстанция

Первое решение возникает тогда, когда материя принимается за единое основание всего существующего, т.е. трактуется в качестве субстанции. Такая позиция называется материализмом. Это учение о том, что все существующее в мире является материей, а то, что мы называем душой, сознанием, мышлением, суть или движение самых маленьких и легких атомов, как это думал Демокрит, или организация и взаимодействие нейронных структур мозга, как это считают современные материалисты. Сознание в категориальном отношении осмысливается при этом как род материального, либо как особое его свойство или функция.



Если же в качестве субстанции принимается так или иначе понимаемое сознание, то возникает идеализм. Это учение обосновывает тезис, что в основе всего существующего во Вселенной лежат идеи, как этому учил Платон, или же, как доказывал Лейбниц, что все состоит из монад — атомов, но не материальных, а обладающих той или иной степенью сознания. Материя при этом толкуется либо как зависимый от сознания род сущего, либо как особая форма существования духа, его собственное порождение. Существовал и вариант субъективного идеализма, который в крайней своей форме отстаивался британским философом первой половины XVIII в. Дж. Беркли, доказывавшим, что все, что нас окружает, есть только совокупности наших восприятий, и что эти восприятия есть единственное, что мы можем знать. Здесь тела, вместе с присущими им свойствами, отношениями и пр., трактовались в качестве лишь комплексов ощущений.

Наконец, существуют и учения о двух субстанциях: в них утверждается, что тело и душа, материя и сознание есть два принципиально различных и независимых друг от друга вида бытия, т.е. две самостоятельных субстанции. Такая позиция называется дуализмом. Стоит заметить, что она ближе всего стоит к нашему обычному здравому смыслу. В самом деле, мы обычно уверены в том, что у нас есть и сознание, и тело; и что хотя они как-то согласуются между собой, различие между мыслями, чувствами и такими материальными вещами, как камни или столы, слишком велико, чтобы отнести их к одному роду сущего. Это разведение до противоположности материального и относящегося к сознанию дается относительно легко, однако затем в дуализме возникает главная и по существу неразрешимая проблема, которая состоит в том, чтобы объяснить, как столь отличные по свойствам сознание и материя способны к согласованным взаимоотношениям друг с другом. Ведь в качестве субстанциональных начал, т.е. начал независимых, они, согласно приданному им категориальному статусу, не могут влиять друг на друга и взаимодействовать между собой. Дуалистические версии трактовки отношения сознания и материи вынуждены либо допускать такое взаимодействие в некоторых особых случаях, либо предполагать предустановленную гармонию в согласованном изменении духа и материи. Позже мы специально остановимся на основных современных подходах к анализу психофизической проблемы.



Здесь уместно сказать несколько слов о весе и значении философско-мировоззренческих позиций по поводу отношения материи и сознания, поскольку этому вопросу еще не так давно в нашей стране придавалось большое значение. Дело в том, что материализм в нашей философии, особенно в учебной, тесно ассоциировался с марксизмом. Вернее, марксизм как особый, «диалектический материализм» рассматривался как высшая форма развития материалистической линии в философии. Соответственно этому, вопрос об отношении материи и сознания рассматривался как главный вопрос философии, от решения которого тем или иным философом прямо зависела и оценка содержания учения этого философа, и его социально-политическая позиция.

В диалектическом материализме считалось, что основной вопрос философии — это вопрос о соотношении материи и сознания, бытия и духа. Впервые в таком виде он был сформулирован Ф.Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». Все философы так или иначе классифицировались как материалисты или идеалисты в зависимости от того, как они решали этот вопрос. Например, уже в античной философии выделялись две основные «линии» — материалистическая «линия Демокрита» и идеалистическая «линия Платона». Эти линии затем прослеживались во всей последующей философии, а борьба между ними представлялась стержнем всего философского развития.

В решении различных сторон вопроса об отношении материи и сознания, духа и природы позиция диалектического материализма была вполне оптимистической. Признавалась познаваемость мира и отрицалось существование каких-либо принципиальных границ для его постижения. Объявлялось также, что и предшествующие материалисты, как правило, считали, что мир познаваем. А вот идеалистов, особенно представителей субъективного идеализма, отличает склонность к скептической позиции, они якобы тяготеют к агностицизму — отрицанию возможности познания мира.

Далее, объявлялось, что для философов-материалистов типична опора на научное знание, что они выражают интересы передового слоя людей своей эпохи, что они отстаивают демократические политические взгляды. Напротив, философы-идеалисты, как правило, являются сторонниками религии, а по своей социально-политической позиции обычно относятся к консерваторам.

Следует отметить, что все это — весьма грубый и упрощенный взгляд на суть философии и неоправданное сближение философского мировоззрения с социально-политической идеологией.

Очень многие философы, среди них величайшие, например, Декарт или Кант, предпочитали оставаться в стороне от политической жизни, поскольку их занимали более глубокие и абстрактные проблемы. Но и у философов, более активно проявлявших свой политический темперамент, мы не обнаружим устойчивых корреляций между их материализмом или идеализмом и их верой в науку или в передовые политические идеи. Действительно, величайшего идеалиста Платона можно отнести к политическим консерваторам, но он высоко ставил науку, особенно математику. Среди античных материалистов были демократы, но их не занимала проблема освобождения рабов. Один из самых последовательных материалистов Нового времени англичанин Томас Гоббс, который считал, что все наши чувства и идеи есть только движения мельчайших частиц в нашей нервной системе, написал классический трактат по политической философии «Левиафан», в котором отстаивал необходимость режима абсолютной монархии. Несколькими десятилетиями позже его соотечественник Джон Локк, которого можно отнести к дуалистам, своими политическим работами заложил основы современных концепций правового государства, либерализма и демократии. Это лишь несколько примеров из множества возможных, которые можно привести в опровержение тезиса об однозначной связи философского и социально-политического мировоззрений.

cyberpedia.su

Философия ответы — Стр 6

Гегель практически потратил полжизни на то, чтобы познать окружающий мир с целью представить его во всем богатстве проявлений, как единый, взаимосвязанный, развивающийся процесс. Он не мог опереться на раздвоенное, неполно познаваемое бытие Канта, субъективно идеальный мир Фихте и даже на абсолютно тождественные бытие и мышление Шеллинга.

Гегель положил в основу своей системы собственный принцип тождества бытия и мышления. Оно есть первоначальный этап существования, для которого характерно не только единство (как у Шеллинга), но и различие. Различие это связано с мышлением, так как есть объект мысли и есть она сама, объективное и субъективное. Мышление как бы «отчуждает» от себя бытие. Вместе с тем оно не имеет отношения к отдельному человеку. Так как мышление в состоянии включить в себя все богатство изменяемого мира, природу, человека, и его разум, то оно предстает в виде мирового разума, мирового духа, абсолютной идеи.

В философии объективного идеализма под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления, — в рамках идеализма субстанциальное понимание бытия развивалось в поисках онтологически первичной умопостигаемой идеальной основы мира, определяющей структуру бытия, сущность всего существующего и сам принцип наличного существования. С точки зрения идеализма, этим бытием является дух, разум, Бог. Разные виды идеализма отождествляют объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями (сущностями) — истолковывают бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им.

Диалектический материализм уравнивает понятие реальности, бытия и природы. Марксизм также вводит понятие общественного бытия как оппозицию общественного сознания. Диалектический материализм в целом не отрицает, что сознание, мышление имеют бытие, но придерживается мнения, что бытие сознания, мышления порождено и обозначено через бытие материи, природы. В материалистической гносеологии бытие противопоставлено сознанию как объективная реальность, которая существует вне сознания. Диалектический материализм считает объективно-реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта; что бытие есть объективная реальность, а сознание есть отображение бытия. Вопрос о том, что первично — бытие или мышление, получил известность как одна из формулировок Основного вопроса философии.

Идеальное, его природа, проблематика, типология. Объективный и субъективный идеализм в их соотношении

Идеальное — философская категория, противоположность материального. Идеальное в идеалистической традиции понимается как самостоятельное нематериальное начало, существующее вне пространства и времени (дух, идеи). Идеальное в материалистической традиции понимается как отражение в сознании внешнего мира, субъективный образ объективной реальности. В марксизме трактуется как отражение внешнего мира в формах сознания и деятельности человека как общественного существа, продукт и форма социальной практики (в отличие от простого продукта пассивного индивидуального созерцания).

Идеальное в марксизме — субъективный образ объективной реальности, то есть отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Идеальное в марксизме есть не индивидуально-психологический, и, тем более, не физиологический факт, а факт общественно-исторический, продукт и форма духовного производства.

Идеальное осуществляется в многообразных формах общественного сознания и воли человека как субъекта общественного производства материальной и духовной жизни. По характеристике Маркса, «…идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

У Гегеля определение идеального сугубо диалектично. Это то, чего нет и вместе с тем — есть. Это то, что не существует в виде внешней, чувственно воспринимаемой вещи, и вместе с тем существует как деятельная способность человека. Это бытие, которое, однако, равно небытию, или наличное бытие внешней вещи в фазе её становления в деятельности субъекта, в виде его внутреннего образа, потребности, побуждения и цели.

Непосредственно идеальное есть, таким образом, субъективное бытие предмета, или «инобытие» предмета, — бытие одного предмета в другом и через другое, как выражал эту ситуацию Гегель.

Идеальное как форма деятельности общественного человека существует там, где происходит, по выражению Гегеля, процесс «снятия внешности», то есть процесс превращения тела природы в предмет деятельности человека, в предмет труда, а затем — в продукт этой деятельности; это можно выразить и так:

  • Форма внешней вещи, вовлеченной в процесс труда, «снимается» в субъективной форме предметной деятельности;

  • Последняя же предметно фиксируется в субъекте в виде механизмов высшей нервной деятельности.

А затем обратная очередь тех же метаморфоз

  • Словесно выраженное представление превращается в дело,

  • А через дело — в форму внешней, чувственно созерцаемой вещи, в вещь.

Эти два встречных ряда метаморфоз реально замкнуты на цикл:

вещь — дело — слово — дело — вещь.

В этом постоянно возобновляющемся циклическом движении только и существует идеальное, идеальный образ вещи.

Идеализм, то есть изображение природы как некоего идеального в самом себе бытия, достигается путем более или менее сознательной подстановки: на место определенных природных явлений подставляется их идеальное отображение в науке, то есть предварительно идеализованная природа. Это ясно обнаруживается в следующих рассуждениях Гегеля относительно сталкивающихся тел, материальных масс: «…так как массы взаимно толкают и давят друг на друга и между ними нет пустого пространства, то лишь в этом соприкосновении начинается вообще идеальность материи, и интересно видеть, как выступает наружу этот внутренний характер материи, ведь вообще всегда интересно видеть осуществление понятия».

Субъективный идеализм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли. Другими представителями классической формы субъективного идеализма являются Фихте, Юм, схожие идеи также развивал Кант. Среди философских течений XX века к субъективному идеализму иногда относят различные школы позитивизма (махизм, операционализм, логический эмпиризм, лингвистическую философию и т. п.), прагматизм, философию жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон) и выросший из нее экзистенциализм (Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.).

Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.

Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений a priori. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).

Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (авраамические религии, Буддизм), философии античных философов (Пифагор, Платон).

Идеализм Платоновского или дуалистического типа, основанный на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого, только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей призрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе самостоятельную основу, независимую от мира идей, именно материю, представляющую нечто среднее между бытием и небытием.

Этот осадок реализма окончательно уничтожается в идеализме Берклеевского типа; здесь единственною основою всего признается бытие духовное, представляемое божеством с одной стороны и множеством тварных умов — с другой; действием первого на последних возникают в них ряды и группы представлений или идей (в англо-французском смысле этого слова; см. ниже), из коих некоторые, более яркие, определенные и сложные, — суть то, что называется телами или вещественными предметами; таким образом, весь физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов приписывается самостоятельная реальность. Эти два вида идеализма (Платона и Беркли) обозначаются иногда как догматический идеализм, так как он основан на известных положениях о сущности вещей, а не на критике наших познавательных способностей.

Идеализм английской школы, своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Эта точка зрения отличается от Берклеевской тем, что не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в XIX в. (Миллем), уже в XVIII в. (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием.

Чтобы предотвратить роковой для науки скептицизм Юма, Кант предпринял свою критику разума и основал Идеализм трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений определяется, в своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания, именно формами чувственности (пространством и временем), категориями рассудка и идеями разума; таким образом, все предметы доступны нам лишь своею идеальною сущностью, определяемою функциями нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений лежит за пределами познания (мир вещи в себе). Этот собственно Кантовский идеализм называется критическим; дальнейшее его развитие породило три новых вида трансцендентального идеализма:

  • субъективный идеализм Фихте

  • объективный идеализм Шеллинга

  • абсолютный идеализм Гегеля

Основное различие между этими тремя видами трансцендентального идеализма может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. У Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальный субъект, или я к постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи. Общее суждение о философском идеализме, сказавшем свое последнее слово в гегельянстве, может ограничиться указанием, что противоречие между идеальным и реальным, между внутренним и внешним, мышлением и бытием и т. д. упразднено здесь односторонне, в сфере чистого мышления, то есть все примирено только в отвлеченной мысли, а не на деле. Эта непреложная граница философского идеализма есть, впрочем, граница самой философии, которая в гегелевской системе напрасно хотела стать на место всего. Для действительного оправдания И. должно обратиться к деятельному, практическому осуществлению абсолютной идеи, то есть истины, в человеческой и мировой жизни.

Проблема «материя и сознание» в истории философской мысли. Аспекты противоположности материи и сознания

К числу самых фундаментальных проблем философии принадлежит проблема соотношения материи и сознания. Несмотря на свою кажущуюся отвлечённость, она имеет немало специальных, весьма конкретных научных следствий. Философский подход к её решению волей-неволей детерминирует общий идейный каркас научной концепции, так или иначе затрагивающей сознание. Происхождение сознания, природа сознания, механизмы действия сознания, корреляции сознания и тела, перспективы эволюции сознания, влияние сознания на биосферу и различные природные процессы – все эти проблемы приходится решать в системах более общих философских координат. В истории человеческого познания попеременно доминировали две главные системы координат. Они, как известно, называются идеализм и материализм. Однако этими крайностями решение проблемы соотношения материи и сознания не исчерпывается. Третьим известным решением можно считать пантеизм, который совмещает материальные и духовные аспекты бытия. Нетеологическим аналогом пантеизма является так называемый нейтральный или универсальный монизм. Его главная философская особенность – преодоление онтологического дуализма материи и духа без привлечения идеи трансцендентного Бога как всеобщего движителя природы.

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания.

Идеализм — сознание первично. Дуализм — сознание и материя независимы друг от друга. Материализм — материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. Сознание — производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в определенные периоды времени. Причем мыслит не мозг, а человек при помощи мозга.

Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса. За этими пределами противопоставление относительно, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движение материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей существует и различие, и связь, и единство.

Различие — сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств.

Сущностью сознания является его идеальность, которое выражается в том, что составляющие сознания образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.

Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.

Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ей. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг.

Материи присуще свойство, сходное с сознанием — отражение. Отражением обладают все материальные образования. Оно является моментом любого взаимодействия. Отражение — это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения — отпечатки, следы.

Итак, мы видим, что сознание, в отличие от материи, не вечно. Оно продукт развития материи. Сознание является высшей, наиболее сложной формой ее особого свойства — отражения. Материя может существовать без сознания и предшествует ему в процессе развития, но сознание без материи существовать не может. Именно в данном смысле оно вторично, производно. В этом заключается противоположность материи и сознания. Окружающие нас предметы материальны, тогда как сознание, возникающее в нашем мозгу, идеально, и в этом тоже проявляется противоположность материи и сознания. Однако сама эта противоположность не абсолютна, а относительна. Она имеет смысл лишь в пределах основного вопроса философии, когда мы интересуемся тем, что первично — материя или сознание, как относится сознание к материи, может ли оно познать окружающий нас мир. Подчеркивая относительный характер этой противоположности, В. И. Ленин писал: «За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой».

Допустим, что мы размышляем об окружающих нас предметах, рассматриваем их, изучаем. Так как эти предметы находятся вне нас, но зависят от нашего сознания и мы получаем от них информацию с помощью наших органов чувств, то можно с уверенностью утверждать, что все они являются материей, то есть объективной реальностью. Образы окружающих нас предметов, понятия о них, определенные суждения, высказывания, выражающие наши знания, находятся в нашем мозгу, входят в состав нашего сознания, и в этом смысле они субъективны. Субъективное есть, таким образом, отражение объективной реальности в определенных условиях. Именно в этом смысле сознание противоположно материи как объективной реальности.

Таким образом, в пределах основного вопроса философии, когда нужно решить, может ли сознание существовать независимо от материи, до нее или без нее, следует со всей определенностью ответить, что сознание — продукт длительного развития материи. И здесь необходимо четкое противопоставление объективного и субъективного и доказательство того, что сознание вторично, производно. Когда же эта сторона дела выяснена и правота материализма доказана, преувеличивать эту противоположность было бы громадной ошибкой. Это помешало бы научному изучению сознания, мышления и других проявлений психической деятельности, таких, как воля и чувства. Поскольку психика проявляется в материальной деятельности человека, в труде, в различных поступках, в языковой деятельности и т. д., то противопоставление материи и духа, физического и пси­хического и полный отрыв одного от другого явились бы только препятствием к научному изучению сознания и других психических явлений.

Идеализм как система взглядов и как доктрина. Соотношение религиозной философии и идеализма. Современные формы спиритуализма

Идеализм — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии.

Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Идеализм — общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.

Спиритуализм — философское учение, признающее сущностью мира духовное первоначало и рассматривающее материальное как творение духа (Бога) и противоположно по своему содержанию материализму.

Отдельные учёные отождествляют спиритуализм с идеализмом. В этом с ними согласен «Карманный словарь атеиста» (1985), утверждающий, что «спиритуализм — необходимый компонент всякой идеалистической философии».

Основная концепция спиритуализма состоит в том, что явления материального порядка сводятся к духовным.

В Спиритуализме различают следующие основные направления:

В Абсолютном спиритуализме душа рассматривается как субстанция, а тело как чистое представление.

Типичным примером Абсолютного спиритуализма выступает учение Беркли

В Относительном спиритуализме, близком к дуализму, за телом признаётся самостоятельное существование, но при этом тело рассматривается как продукт душевной деятельности.

К относительным спиритуалистам следует отнести Аристотеля с его знаменитым определением души как «первой энтелехии физического тела, способного к жизни». То есть, душа придаёт форму телу и своей деятельностью создаёт тело.

Это определение рассматривает отношение души к телу как:

Формулу Аристотеля повторяет и Фома Аквинат (с большим приближением к дуализму), а также Карус, Шуберт, Бурдах, отчасти Фихте-младший и др.

Динамическое воззрение на душу выразил Лейбниц, а за ним Гербарт и Лоце. Наконец Фихте-старший и, отчасти, Шопенгауэр смотрит на душу — как на деятельность, на тело — как на представление или явление сознания.

Марксистско-ленинская философия сочла спиритуализм «антинаучным религиозно-идеалистическим учением».

Материализм, его исторические формы. Философский и научный смысл понятия «материи», его эволюция

Материализм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.

Развитие материализма прослеживается в истории мировой философской мысли от её возникновения и до сегодняшнего дня. Материалистические идеи нашли отражение и в истории восточной философии (Китай, Корея, Япония, Индия).

В античности еще Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается. Видимо, этого же положения придерживался и Гиппон. Анаксимен, Идей Гимерийский и Диоген Аполлонийский полагали, что все возникает из воздуха. Гераклит и Гиппас из Метапонта считали, что все возникает из огня. По мнению, Энопида Хиосского, младшего современника Анаксагора, все возникает из огня и воздуха. Наиболее последовательно проводили материалистическую линию Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах. По мнению некоторых исследователей глубокие исторические корни имеет материалистическая традиция в Китае. Видным представителем этой традиции считается философ Ван Чун. О существовании материалистической традиции в Японии свидетельствует и материал по истории японской философской мысли.

В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли.

Определяющее влияние на европейскую философию материализм приобретает в XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. А. Фейербах, Д. Ф. Штраус, Я. Молешотт, К. Фогт, Л. Бюхнер, Е. Дюринг).

Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Диалектический материализм Маркса и Энгельса, в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу. Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы. С учётом накопленных естествознанием знаний, Ленин дал новое определение: материя — это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Исторический материализм. Долгое время считалось, что ход истории обусловлен лишь субъективной волей и поступками руководителей и не имеет отдельной самостоятельной объективной направленности. Гегель в своей работе «Философия истории» предположил, что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся идеальное начало, высшая идея, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Исторический материализм окончательно отбросил опору на идеализм. Маркс считал, что причиной и движущей силой исторического развития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые с развитием общества приобретают форму классовой борьбы. Эта причина объективна и, фактически, не зависит от конкретных людей, участвующих в исторических процессах.

Как особый вид материализма выделяют естественнонаучный материализм, получивший распространение в естествознании XIX—XX вв.

В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике.

В отличие от античного материализма, материализм сейчас уделяет много внимания духовному развитию человека.

К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что он отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Б. Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.

Материализм конца XX и начала XXI века представлен философским направлением «онтологической философии», лидером которого является американский философ Барри Смит. Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания.

Еще одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма, в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».

studfiles.net

26. Материя и сознание.

Философия и ее основной вопрос.

Ф. Энгельс сформулировал основной вопрос философии.

Таковым является вопрос, имеющей две взаимосвязанные стороны.

1 сторона. Вопрос о первичности (что было в начале, а что потом)

Материя – сознание, бытие – мышление

2 сторона. О познаваемости мира (вопрос о том, возможны ли достоверные знания, адекватное отражение мира в сфере познания).

Существуют два раздела философии.

Рассматривается первая сторона основного вопроса.

Изучается процесс познания, как осуществляется этот процесс, можно ли доверять знаниям.

Идеализм.

Онтология.

Разрабатывая онтологию, философы делятся на 2 враждебных, противоположных лагеря:

  1. Материалисты

Философское учение, согласно которому первична материя и бытие, а сознание и мышление вторичны как продукт материи.

  1. Идеалисты

Противоположное учение

Сознание первично, которое на определённой стадии своего развития порождает материю.

Идеалистическая философия вырастает — из религии, а материалистическая – из науки.

Существует и промежуточная позиция – дуализм (философское учение о том, что мир изначально двойственен. Изначально существовали и материя, и сознание). Дуалисты не могут объяснить, откуда взялась двойственность. Была и всё. А материалисты и идеалисты объясняют. Поэтому рано или поздно дуалисты склоняются в ту или иную сторону. Очень зыбкая позиция.

Материя

Материя — это вещественный мир, мир чувственно воспринимаем. Сознание ускользает от теоритического исследования и в этом его особенность. Сознание это нематериальная материя. т.е нематериальный мир человека.сознание пытается заменить собой материю. и выдаёт себя за неё. Материя движется от простого к сложному. Учёные обычно ставят их в один ряд, и материя порождает порождает сознание на одном из этапах своего движения. В полученном упрощённом варианте появления сознания теряется уникальност созанния. т.к. оно появилось при достижении какого-то уровня. т.е. сильно упрощено не может быть. Материя должна была пройти продолжительный путь.

Парменид толком не понимал о чём говоит, лишь интуитивно. Неверные формулировки повели философию в неверном направлении. Он хоть и хочет представить шар вещественно но получается акак то странно. т.к. речь идёт об абсолютнх характеристиках : абсолютная плотность бесконечный диаметр. Нам это ни о чём не говорит. если имеется абсолютное вещество то движение должно отсутствовать , т.к. движение должно быть в разнородных телах. Подлинное бытие является абстракцией и получить его можно только теоритическим путём.

Образ мнимого бытия возникает стихийно. Вообще древние философы не очень разделяли материю и созанние и Парменид не стремился описать именно материю или сознание. Некоторые истолковыввают его слова что мы живём в илюзором мире.

дет-сад – община школа — общество

в современном мире о материи рзадумываются физики. Пытаясь свести всю материю к физической. Всё ли здесь гладко? Разве физика имеет ннеупорядоченный характер. Это гвоорит о низкой культуре теоритического мышления.Физика хотела вытеснить философию. Берутся основы философии и описываются физически.Это является задачей теоретической философии -правильное истолковывание неточных физических понятий касающихся материи.Материя бывает вещественной и поелвая. Это с физическо точки зрения. Есть поле и вещество и всё это материя. Ещё одно … теоритической физики — виртуальная частица. Это такие частицы которые выделить невозмомжно но о наличии которых можно судить с точки зрения мышления. т.е. существует материя которая чувственно не воспринимаемается. Например теория кварков. Одни носят название странные другие чарующие.

  1. Движение как философская проблема.

Движение как способ существования материи.

Движение, способ существования материи, важнейший её атрибут; в самом общем виде Д. — «…это изменение вообще»,всякое взаимодействие материальных объектов. Мысль об универсальности Д. возникла в глубокой древности у мыслителей Китая, Индии, Греции. Древнегреческие философы (Милетская школа, Гераклит, Демокрит, Эпикур) рассматривали первоначала вещей — воду, апейрон, воздух, огонь, атомы — как находящиеся в постоянном Д. и изменении. Аристотель считал, что «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы»Понимание Д. как способа существования материи отчётливо формулируется в 18 в. английским философом Дж. Толандом и затем французским материалистом П. Гольбахом, однако само Д. понималось ими лишь как механическое перемещение и взаимодействие. Глубокие идеи, связанные с пониманием Д., были высказаны объективными идеалистами Г. В. Лейбницем, Г. Гегелем и др. Так, Гегель преодолевает представление о Д. как о только механическом перемещении и формулирует общие законы Д. — закон перехода количественных изменений в качественные, закон борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания. Новый и высший этап в понимании Д. в качестве способа бытия материи наступает в связи с созданием К. Марксом и Ф. Энгельсом диалектического материализма, дальнейшее развитие это учение о Д. получило в 20 в. в трудах В. И. Ленина. Диалектический материализм по-новому обосновал связь материи с Д. и утвердил принцип несотворимости и неразрушимости движущейся материи: «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо как сама материя…» Принципы связи материи и Д. и неуничтожимости и несотворимости движущейся материи получили особое значение в свете великих открытий естествознания 19 — 20 вв. Так, всем попыткам т. н. энергетизма свести материю к энергии Ленин противопоставил принцип единства материи и Д. Он подчёркивал, что материя не есть нечто косное, к чему «прикладывается» Д., не есть бессодержательное «подлежащее» к сказуемому «двигаться», а есть основа, всеобщий носитель всех состояний Д. и развития. «Сказать ли: мир есть движущаяся материя или: мир есть материальное движение, от этого дело не изменяется». аряду с материальностью, основными характеристиками Д. диалектический материализм считает его абсолютность и противоречивость. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов Д. Оно определяет собой все свойства и проявления окружающего нас мира, внутреннее содержание всех вещей и явлений. Противоречивость Д. заключается в неразрывном единстве двух противоположных моментов — изменчивости и устойчивости, Д. и покоя. В самом деле, понятие изменения имеет смысл лишь в связи с понятием относительно устойчивого, пребывающего в определённом состоянии. Однако само это изменение в то же время есть также определенное состояние, которое пребывает, сохраняется, т. е. также обладает моментом устойчивости. В этом противоречивом единстве изменчивости и устойчивости ведущую роль играет изменчивость, ибо всё новое в мире появляется лишь через неё, а устойчивость, покой лишь фиксируют достигнутое в этом процессе, Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Классификация основных форм Д. связана с различением неорганической материи, биологической и социальной сфер. Д. может происходить по восходящей линии, от простых форм к более сложным, от низшего к высшему; такое Д. называется развитием. Д. может идти и по нисходящей линии, к более простым формам, т.е. быть регрессивным, Д. происходит в пространстве и времени, которые, как установила теория относительности, суть лишь относительные «стороны» единой формы существования материи — пространства-времени.

Противоречивость движения.

В античные времена Зенон Элейский потряс греков своими хитроумными доказательствами невозможности движения. И вот одно из них, известное под названием «Стрела»: летящая стрела в каждый момент своего полета занимает какое-то определенное место в пространстве, или, иначе говоря, покоится в этом месте; следовательно, она все время находится в покое, т. е. не движется!

Мир находится в постоянном движении. Движение — это способ существования сущего. Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, в также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Быть в движении — значит изменяться. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир реального бытия слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным.

Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная, которые взаимосвязаны в макро- и микромире.

Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение сущего есть самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: она есть причина самой себя. Поскольку движение несотворимо и неуничтожимо — оно абсолютно, непреложно и всеобще; поскольку движение проявляется в виде конкретных форм — оно вместе с тем и относительно. Формы и виды движения многообразны, каждой форме движения присущ определенный носитель — субстанция, или материя.

Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи. Для изучения движения какого-либо объекта нужно найти систему отсчета — другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение.

studfiles.net