Первобытного общества скульптура – Первобытное искусство (скульптура, изобразительное искусство, декоративное искусство).

Содержание

1.1 Искусство первобытного общества. | Искуству.ру

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала).

Хорошо сохранилась на стенах пещер — входы оказались наглухо заваленными тысячелетия назад, там поддерживалась одна и та же температура и влажность.

Сохранилась не только настенная живопись, но и другие свидетельства деятельности человека — четкие следы босых ног взрослых и детей на сыром полу некоторых пещер.

Причины зарождения творческой деятельности и функции первобытного искусства Потребность человека в красоте и творчестве.

Верования того времени. Человек изображал тех, кого почитал. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу или исход охоты. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Периодизация

Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и временные рамки меняются, но мы будем изучать по общепринятым названиям периодов.
1. Каменный век
1.1 Древнекаменный век – Палеолит. … до 10 тыс. до н.э.
1.2 Среднекаменный век – Мезолит. 10 – 6 тыс. до н.э.
1.3 Новокаменный век – Неолит. С 6 – по 2 тыс. до н.э.
2. Эпоха бронзы. 2 тыс. до н.э.
3. Эпоха железа. 1 тыс. до н.э.

Палеолит

Орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи — каменный век.
1. Древний или нижний палеолит. до 150 тыс. до н.э.
2. Средний палеолит. 150 – 35 тыс. до н.э.
3. Верхний или поздний палеолит. 35 – 10 тыс. до н.э.
3.1 Ориньяк-Солютрейский период. 35 – 20 тыс. до н.э.
3.2. Период Мадлен. 20 – 10 тыс. до н.э. Данное название период получил от наименования пещеры Ла Мадлен, где были найдены росписи, относящиеся к данному времени.

Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э.
Ученые склоняются к тому, что натуралистическое искусство и изображение схематических знаков и геометрических фигур возникли одновременно.
Макаронные рисунки. Оттиски руки человека и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Первые рисунки времен палеолита (древний каменный век, 35–10 тыс. до н.э.) были обнаружены в конце 19 в. испанским археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в трех километрах от его родового поместья, в пещере Альтамира.


Случилось это так:
«археолог решил обследовать одну пещеру в Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Внезапно она закричала: «Быки, быки!» Отец засмеялся, но когда поднял голову, то увидел на потолке пещеры огромные, написанные красками фигуры бизонов. Одни из бизонов были изображены стоящими на месте, другие бросающимися с наклоненными рогами на врага. Поначалу ученые не поверили, что первобытные люди могли создать подобные произведения искусства. Только 20 лет спустя были обнаружены многочисленные произведения первобытного искусства в других местах и подлинность пещерной живописи была признана».

Живопись Палеолита

Пещера Альтамира. Испания.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен 20 – 10 тыс.лет до н.э.).
На своде пещерной камеры Альтамиры изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов.

Панно бизонов. Расположено на потолке пещеры. Замечательные полихромные изображения содержат черный и все оттенки охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Толстый красочный слой до нескольких см. Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры.


Фрагмент. Бизон. Пещера Альтамира. Испания. Поздний палеолит. Освещали пещеры лампами и воспроизводили по памяти. Не примитивизм, а высшая степень стилизации. При открытии пещеры считали, что это имитация охоты – магический смысл изображения. Но на сегодняшний день есть версии, что целью было искусство. Зверь был необходим человеку, но он был страшен и трудноуловим.


Фрагмент. Бык. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Красиво коричневые оттенки. Напряженная остановка зверя. Использовали естественный рельеф камня, изображали на выпуклости стены.


Фрагмент. Бизоны. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Переход к полихромному искусству, более темная обводка.

Пещера Фон-де-Гом. Франция

Поздний Палеолит.
Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, в основном бизоны, две бесспорные фигуры мамонтов и даже волк.


Пасущийся олень. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Изображение рогов в перспективе. Олени в это время (конец эпохи Мадлен) вытеснили других животных.


Фрагмент. Бизон. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Подчеркнут горб и гребень на голове. Перекрытие одного изображения другим – полипсест. Детальная проработка. Декоративное решение хвоста. Изображение домиков.


Волк. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Нио. Франция

Поздний Палеолит.
Круглый зал с рисунками. В пещере нет изображений мамонтов и др. животных ледниковой фауны.


Лошадь. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Изображена уже с 4-мя ногами. Силуэт обведен черной краской, внутри заретушировано желтым. Характер лошадки типа пони.


Каменный баран. Нио. Франция. Поздний Палеолит. Частично контурное изображение, сверху прорисована шкура.


Олень. Нио. Франция. Поздний Палеолит.


Бизон. Нио. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Среди изображений больше всего бизонов. Некоторые из них показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета.


Бизон. Нио. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Ласко

Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе:
«В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на Юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызывавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок.
Внутри оказалась еще дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, чуть не упал, зажег фонарик, ахнул и позвал других. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство.»

Пещера Ласко. Франция.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен, 18 – 15 тыс. л.до н.э.).
Называют первобытной Сикстинской капеллой. Состоит из нескольких больших помещений: ротонда; основная галерея; проход; апсида.
Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры.
Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы.
Контурные и силуэтный рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое количество мужских и женских знаков (прямоугольник и много точек).


Сцена охоты. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.
Жанровое изображение. Убитый копьем бык боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица – может его душа.


Бизон. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


Лошадь. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


Мамонты и лошади. Капова пещера. Урал.
Поздний Палеолит.

КАПОВА ПЕЩЕРА — на Юж. м Урале, на р. Белая. Образовалась в известняках и доломитах. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина свыше 2 км. На стенах — позднепалеолитические живописные изображения мамонтов, носорогов

Скульптура палеолита

Искусство малых форм или мобильное искусство (мелкая пластика)
Неотъемлемую часть искусства эпохи Палеолита составляют предметы, которые принято называть «мелкая пластика».
Это — три типа объектов:
1. Статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта).
2. Уплощенные предметы с гравировками и росписями.
3. Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.
Рельеф выбивался глубоким контуром или стесывался фон вокруг изображения.

Рельеф

Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух:
Олени, переплывающие реку. Фрагмент. Резьба по кости. Франция. Поздний палеолит (мадленский период).

Все знают замечательного французского писателя Проспера Мериме, автора увлекательного романа «Хроника царствования Карла IX», «Кармен» и других романтических новелл, но мало кто знает, что он служил инспектором по охране исторических памятников. Именно он и передал в 1833 г. эту пластинку в только организуемый в центре Парижа исторический музей Клюни. Теперь она хранится в Музее национальных древностей (Сен-Жермен ан Ле).
Позднее в гроте Шаффо был обнаружен культурный слой эпохи верхнего палеолита. Но тогда, так же, как это было с живописью пещеры Альтамира, и с другими изобразительными памятниками эпохи палеолита, никто не мог поверить, что это искусство старше древнеегипетского. Поэтому подобные гравировки считались образцами кельтского искусства (V-IV вв. до Р.Х.). Только в конце XIX в., опять же, как и пещерную живопись, их признали древнейшими после того, как они были найдены в палеолитическом культурном слое.

Очень интересны статуэтки женщин. Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 до 17 см. Делалась из камня или бивней мамонта. Их самым заметным отличительным признаком является преувеличенная «дородность», они изображают женщин с грузными фигурами.


«Венера с кубком». Барельеф. Франция. Верхний (поздний) палеолит.
Богиня ледяного периода. Канон изображения – фигура вписана в ромб, а живот и грудь – в круг.

Скульптура — мобильное искусство.
Практически все, кто изучал палеолитические женские статуэтки, с теми или иными различиями в деталях, объясняют их как культовые предметы, амулеты, идолы и т.п., отражающие идею материнства и плодородия.


«Виллендорфская Венера». Известняк. Виллендорф, Нижняя Австрия. Поздний палеолит.
Компактная композиция, нет черт лица.


«Дама в капюшоне из Брассемпуи». Франция. Поздний палеолит. Кость мамонта.
Проработаны черты лица и прическа.

В Сибири, в Прибайкалье была найдена целая серия своеобразных статуэток совершенно иного стилистического облика. Наряду с такими же, как в Европе, грузными фигурками обнаженных женщин, здесь есть статуэтки стройных, вытянутых пропорций и, в отличие от европейских, они изображены одетыми в глухие, скорее всего меховые одежды, похожие на «комбинезоны».
Это находки на стоянках Буреть на р.Ангаре и Мальта.

Выводы
Наскальная живопись. Особенности живописного искусства палеолита – реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика.
Мелкая пластика.
В изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика).
Палеолитические женские статуэтки – это культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., они отражают идею материнства и плодородия.

Мезолит

(Среднекаменный век) 10 – 6 тыс. до н.э.

После таяния ледников исчезла привычная фауна. Природа становится более податливой для человека. Люди становятся кочевниками.
С изменением образа жизни взгляд человека на мир становится более широким. Его интересует не отдельный зверь или случайная находка злаков, но активная деятельность людей, благодаря которой они находят и целые стада зверей, и поля или леса богатые плодами.
Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой уже не зверь, а человек играет главенствующую роль.
Перемена в области искусства:
главным героям изображения становится не отдельный зверь, а люди в каком-либо действии.
Задача не в правдоподобном, точном изображении отдельных фигур, а в передаче действия, движения.
Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы.
Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным. Используются локальные цвета — красный или черный.


Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит.

Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующей эпохи мезолит как будто наступает пауза. Может быть, этот период еще плохо изучен, может быть, изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом. Может быть, среди петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко.

Из памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимпетка в Индии.

Кроме наскальной живописи в эпоху мезолита появляются петроглифы.
Петроглифы – это выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения.
При высекании рисунка древние художники сбивали острым орудием верхнюю, более темную часть горной породы, и поэтому изображения заметно выделяются на фоне скалы.

На юге Украины, в степи есть каменистый холм из пород песчаника. В результате сильного выветривания на его склонах образовалось несколько гротов и навесов. В этих гротах и на других плоскостях холма с давних пор известны многочисленные резные и процарапанные изображения. В большинстве случаев они прочитываются с трудом. Иногда же угадываются образы животных — быков, козлов. Эти изображения быков ученые относят к эпохе мезолита.



Каменная могила. Юг Украины. Общий вид и петроглифы. Мезолит.

К югу от Баку между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и берегом Каспия расположена небольшая равнина Гобустан (страна оврагов) с возвышенностями в виде столовых гор, сложенных известняком и другими осадочными породами. На скалах этих гор находится много разновременных петроглифов. Большинство из них было открыто в 1939 г. Наибольший интерес и известность получили крупные (больше 1 м ) изображения женских и мужских фигур, сделанные глубокими резными линиями.
Много изображений животных: быков, хищников и даже пресмыкающихся и насекомых.


Кобыстан (Гобустан). Азербайджан (территория бывш. СССР). Мезолит.

Грот Зараут-Камар
В горах Узбекистана, на высоте около 2000 м над уровнем моря, находится широко известный не только среди специалистов-археологов памятник — грот Зараут-Камар. Расписные изображения были открыты в 1939 г. местным охотником И.Ф.Ламаевым.
Роспись в гроте сделана охрой разных оттенков (от красно-коричневой до лиловатой) и представляет собой четыре группы изображений, в которых участвуют антропоморфные фигуры и быки.
Здесь группа, в которой большинство исследователей видит охоту на быка. Среди антропоморфных фигур, окруживших быка, т.е. «охотников» различаются два типа: фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков и «хвостатые» фигурыс поднятыми и натянутыми луками. Эту сцену можно трактовать как реальную охоту замаскированных охотников, и как некий миф.


Роспись в гроте Шахты, вероятно, самая древняя в Средней Азии.
«Что означает слово Шахты, — пишет В.А.Ранов, — я не знаю. Возможно, оно происходит от памирского слова «шахт», что значит скала».

В северной части Центральной Индии вдоль речных долин тянутся огромные скалы с множеством пещер, гротов и навесов. В этих естественных укрытиях сохранилось очень много наскальных изображений. Среди них выделяется местонахождение Бхимбетка (Бхимпетка). Судя по всему эти живописные изображения относятся к мезолиту. Правда, не следует забывать о неравномерности в развитии культур разных регионов. Мезолит Индии может оказаться на 2-3 тысячелетия более древним, чем в Восточной Европе и в Средней Азии.


Сцена охоты. Испания.
Некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях испанского и африканского циклов – как бы воплощение самого движения, доведенного до предела, сконцентрированного в бурном вихре.

Неолит

(Новокаменный век)с 6 по 2 тыс. до н.э.

Неолит — новокаменный век, последняя стадия каменного века.
Периодизация. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства. Данный переход называют неолитической революцией. Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.
Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9,5 тыс. л. до н. э. В Дании неолит датируется 18 в. до н.э., а у коренного населения Новой Зеландии – маори – неолит существовал еще в 18 в. н.э.: до прихода европейцев маори пользовались отполированными каменными топорами. Некоторые народы Америки и Океании до сих пор не вполне перешли из каменного века в железный.

Неолит, как и другие периоды первобытной эпохи, не является определенным хронологическим периодом в истории человечества в целом, а характеризует лишь культурные особенности тех или иных народов.

Достижения и занятия
1. Новые черты общественной жизни людей:
— Переход от матриархата к патриархату.
— В конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложилась новая формация классового общества, то есть началось социальное расслоение, переход от родового-общинного строя к классовому обществу.
— В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон.
— Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн.
— Стали появляться армии и профессиональные воины.
— Можно вполне сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций.

2. Началось разделение труда, формирование технологий:
— Главное – простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменяются земледелием и скотоводством.
Неолит называют «веком отполированного камня». В эту эпоху каменные орудия не просто обкалывались, но уже выпиливались, шлифовались, сверлились, затачивались.
— В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный.
развиваются прядение и ткачество.

В оформлении домашней утвари начинают появляться образы животных.


Топор в форме лосиной головы. Полированный камень. Неолит. Исторический музей. Стокгольм.


Деревянный ковш из Горбуновского торфяника близ Нижнего Тагила. Неолит. ГИМ.

Для неолита лесной зоны рыболовство становится одним из ведущих видов хозяйства. Активное рыболовство способствовало созданию определённых запасов, что в сочетании с охотой на зверя давало возможность жить на одном месте круглый год.
Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики.
Появление керамики – один из основных признаков неолитической эпохи.

Селение Чатал-Гуюк (Восточная Турция) является одним из мест, где были найдены самые древние образцы керамики.


Дом в Чатал-Гуюке. Реконструкция.


Керамика Чатал-Гуюка. Неолит.


Главное божество Чатал-Гуюка.


Кубок из Ледце (Чехия). Глина. Культура колоколовидных кубков. Энеолит (медно-каменный век).

Памятники неолитической живописи и петроглифы чрезвычайно многочисленны и рассеяны на огромных территориях.
Скопления их встречаются чуть ли не повсюду в Африке, восточной Испании, на территории бывшего СССР — в Узбекистане, Азербайджане, на Онежском озере, у Белого моря и в Сибири.
Наскальная живопись неолита подобна мезолитической, но сюжет становится более разнообразным.


«Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия.

На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала, известная под названием «Томская писаница».
«Писаницами» называют изображения нарисованные минеральной краской или высеченные на гладкой поверхности стены в Сибири.
Еще в 1675 году один из отважных русских путешественников, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным, записал:
«Не дошед острогу (Верхнетомский острог) на краи Томи лежит камень велик и высок, а на нем написано звери, и скоты, и птицы, и всякие подобия…»
Настоящий научный интерес к этому памятнику возник уже в XVIII веке, когда по указу Петра I в Сибирь была направлена экспедиция для изучения ее истории и географии. Результатом экспедиции стали опубликованные в Европе шведским капитаном Страленбергом, участвовавшим в поездке, первые изображения томской писаницы. Эти изображения не были точной копией томской писаницы, а передавали лишь самые общие очертания скал и размещение на ней рисунков, но ценность их состоит в том, что на них можно видеть рисунки, не сохранившиеся до наших дней.


Изображения томской писаницы, выполненные шведским мальчиком К.Шульманом, путешествовавшим вместе со Страленбергом по Сибири.

Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты — лось был «хозяином тайги» наравне с медведем.
Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз.
Абсолютно верно переданы пропорции и формы тела животного: его длинное массивное туловище, горб на спине, тяжелая большая голова, характерный выступ на лбу, вздутая верхняя губа, выпуклые ноздри, тонкие ноги с раздвоенными копытами.
На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы.


Лоси. Томская писаница. Сибирь. Неолит.

…На границе между Сахарой и Феццаном, на территории Алжира, в горной местности, именуемой Тассили-Аджер, высятся рядами голые скалы. Ныне этот край иссушен ветром пустыни, выжжен солнцем и почти ничего не произрастает в нем. Однако раньше в Сахаре зеленели луга…



Наскальная живопись бушменов. Неолит.
— Острота и точность рисунка, грация и изящество.
— Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображенных с хорошим знанием анатомии.
— Стремительность жестов, движений.

Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты.


«Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.

Схематизм, присущий живописи неолита, который сменил палеолитический реализм, проник и в мелкую пластику.


Схематичное изображение женщины. Пещерный рельеф. Неолит. Круазар. Департамент Марна. Франция.


Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800—1400 до н.э. Национальный археологический музей. Сиракузы.

Выводы

Наскальная живопись мезолита и неолита
Между ними не всегда можно провести точную грань.
Но это искусство очень отлично от типично палеолитического:
— Реалистичность, точно фиксирующая образ зверя как мишень, как заветную цель, сменяется более широким взглядом на мир, изображением многофигурных композиций.
— Появляется стремление к гармоническому обобщению, стилизации и, главное, — к передаче движения, к динамизму.
— В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Здесь – живость, вольная фантазия.
— В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед, или неолитических бушменских танцовщиц).

Мелкая пластика:
— Появляются новые сюжеты.
— Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом.

Достижения

Палеолит
— Нижний Палеолит
> > приручение огня, каменные орудия
— Средний Палеолит
> > выход из Африки
— Верхний Палеолит
> > праща

Мезолит
— микролиты, лук, каноэ

Неолит
— Ранний неолит
> > сельское хозяйство, скотоводство
— Поздний неолит
> > керамика

Энеолит (Медный век)
— металлургия, лошадь, колесо

Бро́нзовый век

Бро́нзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.
Бронзовый век сменил медный век и предшествовал железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.
Искусство становится более разнообразным, распространяется географически.

Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям — они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

Мегалитическая архитектура

В 3 — 2 тыс. до н.э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб. Эта древнейшая архитектура получила название мегалитической.

Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос» – «камень».

Своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям. Мегалитическую архитектуру принято разделять на несколько типов:
1. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров.
На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает «длинный камень».
2. Трилит — сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим.
3. Дольмен — сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока.
Первоначально дольмены служили для погребений.
Трилит можно назвать простейшим дольменом.
Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными.
4. Кромлех – это группа менгиров и трилитов.


Каменная могила. Юг Украины. Антропоморфные менгиры. Бронзовый век.


Трилит. Бретань. Франция. Бронзовый век.


Дольмен. г. Пшада. Юг России. Неолит.


Стоунхендж. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы. 3 – 2 тыс. до н.э. Его диаметр – 90 м, состоит из каменных глыб, каждая из которых весит ок. 25 т.Любопытно, что горы, откуда доставили эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа.
Состоит из трилитов, расположенных по кругу, внутри подкова из трилитов, в середине – голубые камни, а в самом центре – пяточный камень (в день летнего солнцестояния светило оказывается точно над ним). Предполагается, что Стоунхэндж являлся храмом посвященным солнцу.

Эпоха железа (Железный век)

1 тыс. до н.э.

В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.


Бляшка «Олень». 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж. 35,1х22,5 см. Из кургана в Прикубанье. Рельефная пластина была найдена прикрепленной на круглом железном щите в погребении вождя. Образец зооморфного искусства («звериного стиля»). Копыта оленя выполнены в виде «большеклювой птицы».
Нет ничего случайного,лишнего – законченная, продуманная композиция. Все в фигуре условно и предельно правдиво, реалистично.
Ощущение монументальности достигается не размером, а благодаря обобщенности формы.


Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы Келермесской. Золото. Эрмитаж.
Эпоха железа.
Служила украшением щиту. Хвост и лапы украшены фигурами свернувшихся хищников.


Навершие с птицами. Бронза. Эрмитаж.
Эпоха железа


Поясная бляха. Орел, терзающий тигра. Золото.
Эпоха железа. Равновесие между реализмом и стилизацией нарушается в пользу стилизации.

Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии.


Ножны. Фрагмент. Кон. 5 – нач. 4 в. до н.э. Золото, чеканка. Эрмитаж. Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя.


Гребень. кон. 5 — нач. 4 вв. до н.э. Золото. Выс. 12,3. Курган Солоха.
Запорожская обл. Эрмитаж.

Выводы

Скифское искусство – «звериный стиль». Поразительная острота и напряженность изображений. Обобщенность, монументальность. Стилизация и реализм.

iskusstvu.ru

Отдыхай с нами! — Культура первобытных людей > Отдыхай с нами!

Содержание статьи

Ну, люблю я покопаться во всяких первоисточниках: что да откуда начиналось… Сегодня решила: надо, пожалуй, обратиться к самому началу, к самым-самым нашим прародителям. По библейским легендам они выглядят этакими вполне уже людьми – Адамом и Евой. Но такие, какими нам их рисуют учёные, первобытные люди смотрятся не столь утонченно. И всё же – уже тогда зарождалось то, что мы теперь называем культурой и даже искусством.

«Живопись» в первобытной культуре

Я не слишком последовательно и полно могу изложить этот вопрос. Для этого надо быть профессиональным специалистом. Но даже я заметила некоторые особенности первобытной культуры, которые меня просто восхищают. Я бы, пусть несколько поверхностно, выделила такие этапы живописного становления людей:

  • Самые примитивные рисунки в виде точек и линий. Иногда они сплетались в бесхитростный орнамент. Иногда это был просто контур обведенной ладони. Так первобытные люди делали первую живописную пробу пера.

Пещера Куэва-де-Лас-манос, Аргентина

  • Изображения животных. Сначала в виде однотонного пятна внутри контура. Но позже стали появляться штрихи, изображающие шерсть. Первобытные люди научились изображать оттенки и полутона!
  • После изображений животных, как объекта охоты появились и изображения людей-охотников. Теперь уже первобытные люди изображали движение!

Ещё со школьных лет мы знаем, что первыми «картинными галереями» на земле, первыми собраниями первобытной живописи явились наскальные рисунки и пещерные «залы»:). Самые знаменитые пещеры с настенной первобытной живописью были обнаружены относительно недавно. В 1868 году – пещера Альтамира в Испании. И в 1940 году – пещера Ласко во Франции.

Первобытная живопись в пещере Ласко

Первобытная живопись в пещере Альтамира

Культура и скульптура первобытных людей

Давайте попробуем вместе определить: что такое произведение искусства? Буду рада услышать ваши личные, не из научных статей по культуре, мнения в комментариях. А пока изложу свою, несколько корявую версию.

Мне видится это так: творец в силу своих способностей и воображения создаёт какое-либо произведение, в которое вкладывает свои личные мироощущения. Но это произведение только тогда можно называть искусством, когда оно вызывает эмоции и сопереживание и у других людей. Причём не важно, какие это эмоции, главное – всколыхнуть ум и душу. И вряд ли найдётся автор, которому безразлично: есть ли у его детища собственно зрители.

А вот первобытные мастера как раз об этом вероятно совсем не заботились. По моему разумению, они «творили» не для эстетического наслаждения. Культура первобытных людей – это в первую очередь осторожное исследование окружающего мира. Ну, это я так полагаю.

Наши давние предки изображали то, с чем чаще всего сталкивались в своём непосредственном окружении. И от чего напрямую зависела их жизнь, скажем от исхода охоты. Потому-то самая ранняя культура первобытных людей имела ритуальный, магический характер, призванный успешно способствовать разрешению жизненных потребностей, а не удовлетворению духовных порывов!

И мне совершенно понятно, почему скульптуры зверей появилось гораздо раньше человеческого изображения. Когда появились скульптурки людей – это тоже скорей всего была магия, а не потребность в прекрасном. Так, археологи находят женские фигурки, скорей всего олицетворяющие символ плодородия.

Скульптура в первобытной культуре

Культура и скульптура первобытных людей

Эти первобытные скульптуры далеки от совершенства: у них несуразное телосложение с огромным животом и обвислой грудью. Кисти рук и ступни ног отсутствуют – это не главное:). Лицо намечено лишь символически.

И пусть для современников они были лишь средством исполнения ритуалов. У нас же, жителей 21 века они вызывают симпатию, если не восторг. Это уже не просто моё личное мнение. Учёные мужи, для которых главное – научное исследование, а не сантименты, дали этим женским скульптуркам название…а вот тут я сделаю паузу и дам вам возможность высказать свои предположения! Может, кто-то знает этот термин. А кто не знает – попробуйте дать своё определение, как бы вы назвали этих первобытных красавиц?

Культура первобытных людей

Оцените эту запись

turov.top

6.Первобытная скульптура. Виды скульптурных рельефов

Похожие главы из других работ:

Вклады культуры и искусства XX века в мировую цивилизацию

1.1. Скульптура

Пути развития русской скульптуры XX века были во многом определены ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется ее демократизм и содержательность. Скульпторы активно участвуют в поисках нового, современного героя…

Декоративно-прикладное искусство этрусков

1.3 Скульптура

«Матер-Матута». Известняк. 5 в. до н.э. Археологический музей. Флоренция Стремление к реалистическому изображению действительности нашло выражение не только в этрусской живописи, но и в скульптурных произведениях…

Истоки украинской культуры

1. Первобытная (архаическая) культура, ее основные черты

Эпоха первобытной культуры — самая длительная в истории человечества. Существа семейства Homo появились около 4 млн лет назад, Homo habilis (умеющие изготавливать каменные орудия труда) — около 2 млн лет назад, а Homo sapiens — около 100 млн лет назад…

Исторические типы культуры, культура и цивилизация

1.1 Первобытная культура

Эпоха первобытной культуры — самая длительная в истории человечества. Хотя жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты…

Культура античного мира: культура Древней Греции

§ 6. Скульптура

Древние греки, великие ваятели, считали человеческое тело мерилом прекрасного. Классическим образцам греческой скульптуры подражают на протяжении многих веков. Ценители искусства разных стран по-прежнему неустанно восхищаются ими…

Культура античных городов, государств Северного Причерноморья

2.1 Скульптура

Скульптура была широко распространена в греческих колониях Северного Причерноморья. Но большинство дошедших до нас памятников скульптуры колоний Северного Причерноморья известны лишь по определённым фрагментам. Целые статуи…

Культура Древнего Египта

Скульптура

Канонические традиции определяли развитие и древнеегипетской пластики. Скульптура составляла неотъемлемую часть храмовых и погребальных комплексов. Человек изображался в статичных, фронтальных позах…

Культура Древнего Египта

Скульптура

В начале Среднего царства стремление следовать образцам древности обнаруживается и в скульптуре, особенно в официальных изображениях. Статуи фараона Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште хотя и носят портретный характер…

Культура Древнего Египта

Скульптура

Новый стиль гармонии и красоты проявляется и в изобразительном искусстве. Если официальные изображения: колоссы, сфинксы еще носят черты обобщенности, схематизма, то более интимная скульптура отличается мягкостью, пластичностью…

Культура Древнего мира

1. Первобытная культура

«Возраст» человечества, по данным современной науки, равняется примерно одному миллиону лет. Однако история культуры никак не совпадает с этим гигантским сроком; прошло 9/10 этого времени, то есть свыше 900000 лет, прежде чем человек природный…

Мировая культура и ее развитие

Лекция 2. Первобытная культура. Культура цивилизаций Древности

В лекции рассматриваются вопросы: 1. Первобытная культура — истоки человеческой цивилизации, древнейшие верования, начало изобразительного искусства, формирование научных знаний в истории человечества. 2…

Мифы древности и их значение для современности

1. Первобытная культура

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена)…

Особенности художественной культуры Средневековья

1.2. Скульптура

Большинство романских скульптур было интег-рировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Поэтому трудно гово-рить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры…

Происхождение и эволюция первобытного искусства

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

Мы стоим на фундаменте, заложенном предшествующими поколениями, и с достигнутых высот смутно ощущаем, что его закладка стоила человечеству длительных, мучительных усилий. И мы испытываем чувство благодарности по отношению к безымянным…

Святая инквизиция в эпоху Средневековья и ее отражение в искусстве

Скульптура

святая инквизиция искусство средневековье Важнейшие памятники, дошедшие до нас от этого времени — саркофаги с рельефами, показывающее новое мировоззрение или воспроизводящими библейские сцены. Впрочем…

cult.bobrodobro.ru

Виды и особенности искусства первобытного общества

Первобытное искусство, несмотря на свою внешнюю простоту и незатейливость, имеет огромное значение в истории человечества в целом. Развитие различных его видов продолжалось тысячелетиями, а в некоторых регионах планеты – к примеру, в Австралии, Океании, некоторых государствах Африки и Америки – оно существовало и в ХХ веке, сменив своё название на «традиционное искусство».

Изобразительное искусство

Самые древние памятники искусства первобытного мира относятся к древнекаменному веку – палеолиту (приблизительно 40 тыс. лет до н. э.). В основном это были наскальные росписи на потолках и стенах пещер, в подземных гротах и галереях Европы, Северной Африки и Южной Азии. Ранние рисунки были крайне примитивными и отображали только то, что человек видел в своей повседневной жизни: животных, отпечатки человеческих рук, вымазанных в краске, и т. д. Для живописи применяли земляные краски, охру, черный марганец, белую известь. По мере развития искусства первобытного периода рисунки становились многоцветными, усложнялись и сюжеты.

Резьба

Кроме того, интенсивно развивалась резьба по камню, дереву и кости, люди учились изготовлять полноценные статуэтки. Чаще всего изображались опять-таки животные: медведи, львы, мамонты, змеи и птицы. Изготовляя такие фигурки, люди старались как можно точнее воссоздать силуэт, фактуру шерсти и т. д. Считается, что статуэтки служили нашим предкам в качестве амулетов, оберегали их от злых духов.

Архитектура

После ледникового периода произошла так называемая неолитическая революция. Всё большее количество племён избирали оседлый образ жизни и нуждались в постоянном надежном жилище. В зависимости от места обитания того или иного народа, появлялось множество новых типов домов – на сваях, из высушенного кирпича и т. д.

Керамика

Важнейшее место в истории искусства первобытного мира занимают керамические изделия. Впервые их также начали изготовлять в эпоху неолита. Использовать доступный и простой в обработке материал – глину – люди научились ещё задолго до того, в палеолите, однако по-настоящему красиво выделывать посуду и другие изделия из него они стали несколько позже. Постепенно появлялось всё больше новых форм (кувшины, чаши, миски и другие), почти каждый предмет украшали с помощью нарисованных или высеченных орнаментов. Ярким примером искусства первобытного общества можно считать Трипольскую керамику. Роспись на различных изделиях этого народа отображала реальность во всём её разнообразии.

Эпоха бронзы

Рассматривая формы первобытного искусства, следует обратить внимание и на бронзовое литьё, которое ознаменовало собой начало совершенно новой эпохи в истории развития человечества. Именно в этот период появляются мегалитические сооружения (менгиры, дольмены, кромлехи), которые, по мнению историков, несли в себе религиозный подтекст. Как правило, мегалиты располагались поблизости от мест захоронения.

Украшения

На протяжении всех этапов первобытные люди стремились украшать себя и свою одежду. Украшения изготовлялись из всех подручных материалов: ракушек, костей добычи, камня, глины. Со временем, научившись обрабатывать бронзу, железо и другие металлы, в том числе и драгоценные, люди обзавелись искусно сделанными ювелирными изделиями, которые и по сей день потрясают нас своей красотой и изящностью.

Искусство первобытной эпохи имеет важнейшее значение, ведь именно с его появлением часто сопоставляют сильнейший скачок в эволюции, навсегда отделивший человека от зверя.

fb.ru

Первобытное искусство — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Одной из главных функций первобытного искусства была фиксация и передача последующим поколениям приобретенного социального опыта, знаний и умений. Возникновение искусства означало шаг вперед в познавательной деятельности человека, оно появилось на основе повседневной жизни первобытных людей. Искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, инсценировок занятий первобытной общины, жизни животных. В возникновении песни и музыки значение имели ритмы трудовых процессов, музыкально-песенное сопровождение помогало в организации коллективного труда. В первобытном искусстве выделяют этапы позднего палеолита (до одиннадцатого тысячелетия до н. э.), мезолита (до седьмого тысячелетия до н.э.), неолита (до четвертого тысячелетия до н.э.).

Лучники и стадо. Кастильон

Первый образец изобразительного искусства каменного века обнаружил французский археолог Эдуар Ларте. В 1836 году в гроте Шаффо (департамент Вьенн на юго-западе Франции) он обнаружил пластинку с гравировкой. Он же нашел изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла-Мадлен. Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм — неразделенность искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друг. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens. Возможности психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.Первые памятники первобытного искусства моложе первых орудий труда примерно на миллион лет. Памятники искусства каменного века (наскальные изображения, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах) посвящены исключительно сценам охоты на животных, главным объектом творчества были звери. Параллельно с реалистическими изображениями существовали абстрактные.

Леспугская Венера

Древнейшие наскальные изображения (40-21-е тысячелетия до н.э.) представляли собой обведенные по контуру кисти рук или их отпечатки. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к ориньякской культуре позднего палеолита. Свое название она получила по пещере Ориньяк во Франции. С пещерой Ориньяк связаны и так называемые ориньякско-солютрейские «Венеры», соотносимые с культом матери-прародительницы, — женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами. Подобные «венеры» были найдены не только во Франции, но и в Италии, Австрии, Чехии, России. Одновременно с ними появились обобщенно-выразительные изображения животных — мамонта, слона, лошади, оленя. Наскальные изображения животных характерны выразительностью облика и точно переданными повадками.В палеолитической живописи каждая фигура значима сама по себе, вне зависимости с другими; первобытные люди не имели представления о композиции. Наскальные рисунки изображали животных — объект охоты; живопись выполняла роль магического обряда, при помощи которого охотник надеялся убить реального зверя. На многих рисунках обнаружены следы от ударов копья. Но изображаемые звери могли представлять собой тотемы — священных животных, родоначальников рода и объект почитания племени. Неслучайно наскальные росписи размещались в глубине пещеры, как бы в особом святилище.

Пеш-Мерль. Оттиск человеческой руки

Необособленное в специальный вид деятельности, связанное с охотой первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Реконструируя процесс появления первобытного изобразительного искусства, искусствоведы выделяют три этапа, каждый из которых характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы: натуральное творчество (композиции из туш, костей), искусственно-изобразительная форма (глиняная скульптура, барельеф, профильный контур), верхнепалеолитическое изобразительное творчество (росписи пещер, гравировки на кости).
Натуральное творчество включает обрядовые действия с тушей убитого зверя, позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появилась лепная основа для шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Сначала использовался естественный фигурный объем — холм, скальный выступ. Затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооруженный постамент. Позднее производилась грубая лепка зверя, но без головы. Это сооружение накрывалось шкурой зверя, к которому прикреплялась звериная голова. Искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, накопление опыта выразилось в полнообъемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Глиняная статуэтка мамонта

Для этапа верхнепалеотического изобразительного творчества характерно появление художественных образов в цвете и объеме. Древнейшие пещерные росписи найдены в Западной Европе. В 1879 году испанский археолог М. Саутуола открыл многокрасочные изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира (Испания). В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ла-Мут во Франции. В 1901 году А. Брейль на стенах пещеры Комбарель в Аквитании обнаружил более 400 зооморфных (олени, львы, мамонты, лошади, бизоны, медведи) и антропоморфных изображений (в большинстве случаев в масках), выполненных в основном гравировкой. Близ Комбареля в том же 1901 году археолог Дени Перойни в пещере Фон-де-Гом открыл многочисленные изображения бизонов, диких лошадей, мамонтов, северных оленей. Они были выполнены в различной манере от древнейших линейных рисунков черной и красной краской до полихромных композиций, относящихся к мадленской эпохе (15-10 тысяч лет до н.э.). Позднее были найдены изображения в пещере Монтеспан (юг Франции, 1922), пещере Ласко (юг Франции, 1940), Каповой пещере (Башкирия, 1959). Всего известно около сорока пещер с палеолитической живописью на территории Австралии, Южной Африки, России, Испании, Франции. Древнейшими в мире, согласно датировке по урану, являются изображения из охристого пигмента в пещере Нерха (Испания) — 43, 5-42, 3 тысячи лет. Изображения «черных носорогов» в пещере Шове (Франция) имеют возраст 35, 3-38, 8 тысячи лет.

Костяная статуэтка мамонта

В росписях преобладали фигуры животных, являвшихся объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, иногда расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись белой, черной, красной, коричневой, желтой минеральными красками, реже — в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Белая и черная краски использовались реже.В позднем палеолите появляются первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне). Наибольшее число находок мадленской эпохи сделано в Пиренеях на юго-западе Франции и северо-западе Испании. В этот период распространилась традиция украшения предметов повседневного обихода, сделанных из кости или бивня (ножей, резцов, скребков, гарпунов, игл).
Характерной чертой палеолитического искусства является наивный реализм, а его основой — отображение природы в персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. Первые образцы искусства помогают понять самое существенное в мышлении первобытного человека. Его духовные силы направлены на постижение законов природы. Охотник до тонкостей изучал повадки дикого зверя, именно поэтому убедительно сумел показать их в росписях. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь безлики палеолитические скульптуры.Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой системы сложных по своей структуре символов, несущих эстетическую нагрузку. С их помощью передавались разнообразные понятия или человеческие чувства. Образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории Украины (Мезинская стоянка), на Дону (Костенковско-Боршевские стоянки), Сибири (Буреть, Мальта).В мезолите в связи с переменой климата исчезли многие виды животных, изменился характер деятельности людей, их обычаи и восприятие мира. Изменения завершились в эпоху неолита, когда переход от охоты и собирательства к скотоводчеству и земледелию усложнил характер отношения человека к миру природы. Произошли сдвиги в осмыслении магического назначения изображений. Их стали размещать вблизи от входов в скальные укрытия, затем снаружи пещер — на склонах скал, на обрывах.В период неолита человек становится главным лицом в изображаемом пространстве. Пейзаж обычно отсутствует, нет перспективы, но композиции динамичны, люди представлены в постоянном движении. Одомашнивание животных привело к тому, что они заняли более скромное место рядом с человеком. В охотничьих сценах звери стали занимать подчиненное положение по отношению к людям, вместе с тем сохранился контраст между реалистическим изображением животного и стилизованным изображением человека. Появилась техника живописи по плоской тонированной поверхности. Зачастую фигуры изображались схематично, при помощи линий и треугольников. Изображения в основном одноцветны; использовались красная, оранжевая, черная, изредка белая минеральные краски. Помимо охоты в рисунках появились сцены ритуальных танцев, выпаса скота, сражений (росписи в Морелья ла Велья, Испания).

Венера Лоссельская

В период перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия; сильнее, чем прежде, развивалось декоративно-орнаментальное направление, сложившееся в палеолите (украшение бытовых предметов, жилища, одежды).
Первые образцы неолитической скульптуры связаны с погребальным культом (городища Иерихон в Палестине и Чатал-Хююк в Малой Азии): это черепа людей и животных, украшенные инкрустациями перламутром и покрытые слоем глины и красной охрой. В связи с развитием культом плодородия распространились статуэтки обнаженных женщин с преувеличенно большими бедрами и грудью, иногда беременных, иногда с младенцами на руках. Их лица почти не проработаны. Наиболее известны так называемые «Венера Виллендорфская» (Германия) и «Венера Лоссельская» (Франция). Также обнаружены изображения рожающих женщин, сидящих на корточках и подпирающих руками голову.

В период неолита и энеолита в Египте, Индии, Передней, Малой и Средней Азии, Китае распространилось искусство, связанное с земледельческой мифологией: крашеная керамика с орнаментами (в Дунайско-Днепровской области и Китае — сложные криволинейные, главным образом спиральные; в Средней Азии, Иране, Индии, Месопотамии, Палестине, Египте — прямолинейно-геометрические узоры, нередко в сочетании с изображениями животных и стилизованными человеческими фигурами). Наряду с декоративным орнаментом у земледельческих племен существовала скульптура.

В эпоху неолита появились первые мегалиты (кромлехи, менгиры, дольмены), первые образцы моментальной архитектуры использовались для культовых целей, захоронений. Каменные статуи-менгиры представляют женщин, реже мужчин или божества без признаков пола. Руины мегалитических построек сохранились на территории Европы, Южной Америки, Азии. Крупнейшая мегалитическая постройка второго тысячелетия до н.э. Стоунхендж в Солсбери (Великобритания) представляет собой вертикально установленные по кругу камни — кромлехи весом до 50 тонн.У лесных охотников и рыболовов Северной Европы и Азии бытовали мотивы и формы искусства, унаследованные от палеолита. Таковы наскальные изображения, фигурки животных из глины, дерева и рога (например, находки в Горбуновском торфянике и Оленеостровском могильнике). Наскальные изображения эпохи неолита и поздней бронзы создавались в Средней Азии (Зараут-Сай) и на Кавказе (Кобустан). В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового века и начале железного века звериный стиль. Богатое и разнообразное искусство, органически связанное с формами первобытного искусства, продолжало существовать вплоть до 19-20 веков у народов, сохранивших первобытнообщинные отношения (аборигены Австралии, Океании и Южной Америки, народы Африки).

Художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Если в древнейший период преобладают изображения статических объектов, то затем произошел поворот к обобщению, схематизму, стилизации. Жизненные образы заменялись знаком, имитации — символом. Первобытный человек еще не стал пассивным потребителем искусства, был такой же мере художником, как и охотником, воином, земледельцем.

megabook.ru

Реферат на тему: архитектура первобытного общества. Архитектура первобытного общества



Урок «Архитектура и скульптура первобытного общества»

Архитектура и скульптура первобытного общества.

Архитектура и скульптура очень древние виды искусства. Еще в эпоху палеолита (40 — 12 тысячелетия до нашей эры) появляются первые круглые статуэтки, связанные с религиозно-магическими представлениями древних людей. Это статуэтки животных и, так называемые, «палеолитические Венеры», или «Венеры каменного века» — примитивные женские фигурки.

Они очень далеки от реального сходства с человеческим телом, их задача — не воспроизвести чей-то портрет, а создать обобщенный образ женщины-Матери, символ плодородия и продолжения рода.

Поэтому внимание уделено именно тем частям тела, которые служат для вынашивания, рождения и кормления ребенка — огромный живот «с ребенком», широкие бедра и большие грудные железы. Руки, ступни и лицо зачастую просто отсутствуют.

Скорее всего, с этими фигурками совершались магические действия.

В каменном веке появляется и первое рукотворное жилище. Не природное убежище — пещера, не временное и непрочное — шалаш, а именно строение для постоянной жизни. Найдены останки жилищ из костей мамонта и оленей двадцатитысячелетней давности.

По-видимому, вначале заготавливали трубчатые оленьи рога, рубили жерди из стройных, гибких, молодых деревц толщиной около 10 см., концы жердей стягивали (наподобие луков) жилами, чтобы получились дуги, и оставляли сохнуть.

После большой охоты на мамонтов, содранные и выскобленные шкуры растягивали для сушки. А черепа и большие кости, срезав с них мясо и жилы, оставляли на месте, чтобы обглодали хищники, омыли дожди, и прокалило солнце.

На следующий год белые, чистые, хорошо проветренные костей переносили к месту будущего жилища и приступали к сборке. Из черепов мамонтов, повернутых лбами внутрь, выкладывали что-то наподобие фундамента. Черепа ставили на затылок и прикапывали. Затем в них упирали дуги деревянного каркаса. Наверху, в центре, где дуги перекрещивались, их крепко связывали жилами. Получался купол — полусфера.

На дуги купола набрасывали шкуры тех же мамонтов или других животных, а сверху прижимали, чтобы не унесло ветром, бивнями, крупными костями и ветвями деревьев.

Вход в жилище был в виде арки — из двух изогнутых бивней, соединенных вверху при помощи трубчатой кости. Такую арку, как и купол, люди вспомнят много тысяч лет спустя. (Арка — полукруглый проем).

Дверь завешивали шкурой, и прочный, теплый дом был готов. Он мог выдержать и ветер и снегопад. Недаром и в горах, и в пустыне, и на Крайнем Севере по сей день строят полусферические жилища (юрты, чумы).

В эпоху бронзы появляются и первые архитектурные сооружения из камня — так называемые мегалиты (от греческого «мегос» — «большой», и «литос» — «камень»). Существует три вида мегалитов:

  • Самые простые — менгиры — вертикальные столбы, иногда до 20 метров высотой, иногда покрытые рельефом, иногда оформленные в виде намеченной контуром каменной фигуры человека. Например, «каменные бабы» юга России, или греческие придорожные «гермы». Назначение части из них до сих пор неясно.

  • Второй вид — дольмены — четырехугольные строения из крупных каменных плит, поставленных на ребро и плитою же прикрытых. Дольмены чаще всего служили могильниками, но в части из них останков не найдено, и назначение их неясно.

  • И третий вид, а точнее разновидность менгира — кромлех — огромные камни-менгиры, установленные на большой площадке концентрическими кругами, вокруг, возможно, жертвенного камня. Иногда они попарно перекрыты плитами. О назначении кромлехов спорят, считая их то культовыми сооружениями — своего рода храмами под открытым небом, то первыми обсерваториями и даже первыми счетными машинами. Самый знаменитый из кромлехов находится в Стоунхендже в Англии.

Позднее и культовые и общественные сооружения, и жилища совершенствуются и усложняются. Появляются стили и направления в развитии как архитектуры, так и скульптуры.

infourok.ru

ТЕМА 2: Архитектура первобытного общества

Дом ТЕМА 2: Архитектура первобытного общества

просмотров — 87

(По данным науки, чел. род существует ок 2 млн. лет, а современный вид – homo sapiens или кроманьонцы, существует ок 40 тыс. лет. Кроманьонцам предшествовали неандертальцы (150-35 тыс. лет назад), которые были срединным звеном между современным человеком и более ранними видами. Неандертальцы уже начали обрабатывать камень, у них формировалось абстрактное мышление, начало зарождаться искусство и общественное сознание (ХОРОНИЛИ).). Первоначально и неандертальцы и кроманьонцы для жилья использовали натуральные пещеры и гроты, служившие убежищем от диких животных, насекомых, защищавшие огонь от ветра и дождя. Именно в пещерах находятся древнейшие произведения живописи.

Наиболее ранними искусственными жилищами были укрытия от дождя и ветра – шалаши. В тех местностях, где не было натуральных пещер, но был очень холодный климат, убежищем служили и выкопанные ямы, которые накрывались жердями, ветками, шкурами животных, землёй. Из этих примитивных форм развились последующие стадии жилья – наземное и углублённое в землю. Выразительные остатки древнейшего искусственного жилища относятся уже ко времени неандертальцев. Такое жилище выявлено на Зап. Украинœе (Черновицкая обл., 44 тыс. лет назад). Это была овальная выкладка специально подобранных больших костей мамонта площадью около 40 м² со следами 15 кострищ. Крышу делали из деревянных столбов и жердей и накрывали шкурами.

В верхнем (позднем) палеолите (40-12 тыс. до н.э.) наземные и углублённые в землю жилища имели круглую или удлинённо-овальную форму. Их возводили из деревянных столбов, жердей, веток, крупных костей мамонта͵ шерстистого носорога, накрывали шкурами и т.п. Вокруг жилища размещались ямы-кладовки.

С потеплением и отходом последнего ледника далеко на север (около 10 тыс. до н.э.) исчезли многие крупные животные (мамонт), и охотники вынуждены были мигрировать вслед за уходящими стадами оленей. Это вызвало огромные изменения в материальной среде. Жилища этого периода – мезолита (9-5 тыс. до н.э.) строились из более лёгких материалов, были наземными или углублёнными в землю. Жилища имели закруглённую, овальную или восьмёрковидную форму, площадью от 4 до 16 м². На полу некоторых из них обнаружены остатки кострищ и ямы от деревянных столбов, которые поддерживали крышу.

С окончательным растаиванием ледников наступает эпоха неолита (~8-5 – 3 тыс. до н.э.). В это время началось массовые движения народов, приведшее к заселœению новых пространств. Неолитическая революция – приводит к производящему хозяйству, появляется керамика. В это время усиливается межплеменная борьба за обладание лучшими охотничьими угодьями, за захват новых земель. Теперь человеку угражает худшая из опастностей – другой человек. Новые посœелœения возникают на островах, в излучинах рек, на небольших холмах – в местах, защищённых от внезапного нападения. В эпоху неолита начинается имущественное расслоение древних общин. Вожди, жрецы и их роды, постепенно выделяются своей зажиточностью, соответ

religionpeace.ru

Культура первобытного общества


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 11Следующая ⇒

В области духовной культуры у людей этого времени сформировались зачатки знаний о внешнем мире, нравственные и моральные нормы, религиозные представления и некоторые виды и формы искусства: мифология, архитектура, изобразительное искусство, музыка – то есть то, что определяется понятием «художественная культура». Уже в каменном веке были обнаружены первые признаки того, что человек начинает выражать себя с помощью различных видов искусства. В 1836 г. Французский геолог, археолог Э. Лартье в гроте Шаффо в департаменте Вьенн, обнаружил пластинку, на которой была сделана гравировка. Эдуард Лартье был основателем палеолонтологии, он открыл Ориньякскую культуру (культура позднего палеолита в Западной Европе).

Основной темой в искусстве первобытного периода была охота, а главным объектом творчество были звери. Постигая окружающий мир, человек очень точно сумел изобразить животных на гравюрах, в скульптурах из камня, дерева или глины. Зато изображений людей было мало, так как сам человек не пользовался таким большим вниманием, как окружающий его мир. Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, таки условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.

Культура в эпоху палеолита. Первоначально необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной формы. Натуральное творчество – композиция из туш, костей, натуральный макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. В последствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Следующий второй этап – искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в начале в полнообъемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Наиболее характерные образы живописи этого периода представлены пещерными росписями. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не найден и поныне. Палитра каменного века видна, в ней четыре основные краски: черная, белая, красная и желтая. Две первые употреблялись довольно редко.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве – резьбе по камню и кости, рельефу.

Особая область первобытного искусства – орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм, прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня мамонта, из мергеля и мела, относятся к палеолиту.

Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозно магическое значение, ориентировали человека в природе.

Культура в эпоху мезолита и неолита. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, — огнеупорная глина. Прежде люди использовали то, что давала природа, — камень, дерево, кость. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увеличением украшали поверхность глиняных сосудов.

В эпоху неолита и бронзового века подлинный рассвет пережил орнамент, появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные – литье появилось гораздо позднее.

Культура бронзового века. Начиная с бронзового века, яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Например, профили горных козлов, высеченные на утесах гор Азербайджана, Дагестана, Средней и Центральной Азии.

Последний этап в развитии племен бронзового века на Северо-западном Кавказе характеризуются существованием крупного очага металлургии и металлообработки. Велась добыча медных руд, выплавлялась медь, было налажено производство готовых изделий из сплавов (бронзы).

Культура железного века. Наравне с предметами из бронзы начинают появляться предметы из железа. С этим связано все большее развитие производства. Как следствие такого развития, произошел переход от пастушеских племен к кочевому скотоводству. Но не все племена занимались скотоводством. Жизнь многих племен основывалась, прежде всего, на земледелии. Но во времена железного века это было уже плужное земледелие. В этот период изменяется социальная структура племен.

Важной особенностью железного века является развитие художественных ремесел. В основном это изделия из золота, серебра и бронзы.

Большой прогресс был и а архитектуре. В железном веке появились такие сооружения, как крепости, предназначенные для укрепления поселений. Их строили чаще всего из грубо отесанных камней. В конце первобытной эпохи появляются такие виды поселений, как:

Неукрепленные поселения, к ним относятся селища и стоянки. Стоянки относятся к каменному и бронзовому векам. Селища относятся к памятникам бронзового и железного веков.

Укрепленные поселения. Это такие поселения, как городища, распространенные в эпоху неолита и в железном веке.

 

Помимо поселений, в первобытную эпоху были распространены и погребения. Погребения бывают двух видов: 1) грунтовые погребения, они строились без каких-либо надмогильных сооружений; 2) погребения с 2надмогильными сооружениями. К ним относятся курганы, гробницы и мегалиты.

Зачатки религии начали формироваться несколько десятков тысяч лет назад. Испытывая огромные трудности в борьбе за существование, страшась непонятных явлений, человек стал приписывать силам природы сверхъестественный смысл

Не зная естественных причин явлений природы, не понимая того, что происходит вокруг них, люди стали одухотворять предметы и силы природы, наделять их сверхъестественными свойствами. Различные благоприятные явления они считали добрыми, а те которые приносили болезни, голод, смерть, — наоборот злыми. Позднее люди стали представлять себе эти явления в виде могущественных существ – духов, демонов и т.п. Обожествлял человек и животных. У людей, которые занимались главным образом рыболовством, обожествлялись рыбы. С приручением животных в первобытном обществе появляются боги в виде быка, собаки и других домашних животных, от которых люди ждали помощи в хозяйственной жизни.

Религия доклассового общества очень разнообразна. Одной из древнейших форм религии был тотемизм – это вера в таинственную родственную связь между группой людей, с одной стороны, и определённым предметом, видом растений, животных или явлением природы- с другой. Тотемизм самым тесным образом связан с родовым строем. И существует мнение, что эта форма религии возникла как фантастическое отражение в сознании людей складывающихся родовых отношений.

Обычно каждый род был одновременно и отдельной тотемической группой и назывался по имени тотемного животного, растения и т.п. Тотемические верования имеют несколько разновидностей: кроме родового тотемизма, существует племенной, половой и индивидуальный тотемизм. возникновение культа природы в его разнообразных вариантах. Так, среди первобытных людей было широко распространено почитание солнца, земли, воды. Были развиты и различные промысловые культуры. Очень распространена была среди первобытных людей также вера в магию. Согласно магическим представлениям, путём определённых действий, заклинаний можно воздействовать на какое- либо явление природы или на человека. Рано возник в первобытном обществе и фетишизм – почитание неодушевлённых материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами.

Более высокая форма первобытных верований — анимизм, то есть вера в духов и душу. Первобытный человек населяет духами весь окружающий его мир. Душами, по его представлениям, обладают растения, животные, явления и предметы природы.

Для развитого родового строя, в первую очередь для отцовского рода, весьма характерен культ предков – почитание духов умерших предков, которые якобы влияют на жизнь потомков.

Культура первобытной эпохи была основой для дальнейшего развития всей мировой культуры. Все древние культуры опирались, прежде всего, на то, что уже было привнесено первобытными народами.

Первобытное искусство.

Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века. Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног.

Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с XXX тысячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской. Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая, таким образом, объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.

В XII тысячелетии до н.э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер. В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя, испанский археолог Марселино Саугуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер с изображениями первобытного времени. В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве. Об этом свидетельствуют, например, наскальные рисунки в прибрежных горных районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь – фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцепы, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд.

На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего.Человек для него это, прежде всего, воплощённое движение.

Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000-3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей другой человек.Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. с. в местах, защищённых от внезапного нападения. Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину.

Наскальное искусство существовало во всех частях света, но нигде оно не было так широко распространено, как в Африке. Вырезанные, выбитые на скалах и написанные красками изображения обнаружены на огромных пространствах – от Мавритании до Эфиопии и от Гибралтара до мыса Доброй Надежды. В отличие от европейского искусства африканская наскальная живопись не является исключительно доисторической. Её развитие можно проследить приблизительно от VIII—VI тысячелетий до и. э. вплоть до наших дней. Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847-1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццана и др.)

В III-II тысячелетиях до н. э. появились сооружения из огромных каменных глыб – мегалиты (от греч. «мегас» — «большой» и «литос» — «камень»). К мегалитическим сооружениям относятся менгиры – вертикально стоящие камни высотой более двух метров; дольмены – несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; кромлехи – сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено около четырёх тысяч. Назначение этих сооружений неизвестно. Самое знаменитое из них — кромлех Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.), недалеко от города Солсбери в Англии. Стоунхендж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров. Любопытно, что горы Преселли в Южном Уэльсе, откуда, как предполагалось, доставляли строительный материал для этого сооружения, находятся в двухстах восьмидесяти километрах от Стоунхенджа. Однако современные геологи считают, что каменные глыбы попали в окрестности Стоунхенджа с ледниками из разных мест. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия – художественной, развитие которой прослеживается историей искусства.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com