Первобытное общество тгп – 1. Происхождение государства и права. Общая характеристика социальной власти и норм первобытного общества

Содержание

Общая характеристика первобытного общества

Существовал период, когда не было государства – он носит название «догосударственный» период или первобытнообщинный период.

Первобытное общинное общество – как раз такой период.

Экономика первобытного общества присваивающая: собирательство, охота.

По мере истощения природных ресурсов, человек начинает заниматься земледелием и скотоводством. Начинается обмен.

Неолитическая революция

Неолитическая революция – переход от присваивающей экономике к производящей экономике. В её результате появляются земледельцы, скотоводы и торговцы. Таким образом, начинает появляться имущественное неравенство, а затем и социальное неравенство. С этого момента общество перестаёт быть первобытным.

Это создаёт условия для возникновения государства.

Разделение труда идёт по половозрастному признаку.

Род и племя – основные ячейки первобытного общества:

Род – менее крупное объединение, которое основано на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, общая собственность и социальное равенство.

Племя – более крупное объединение (союз родов). Необходимо защищать свою территорию, более удобно существовать всем вместе. Своя территория, язык, религиозные и бытовые обряды.

Институты власти первобытного общества

Особенность власти первобытного общества состоит в том, что в первобытном обществе существует особый вид власти – потестарная власть. Такая власть не оторвана от общества и не стоит над ним. Осуществляется самим обществом (родовое собрание) либо выбранными лицами (вожди, старейшины), которые не обладают привилегиями кроме авторитета и могут быть заменены. Нет аппарата принуждения и управления.

Право в первобытном обществе

Права нет, правила поведения выражены в виде мононорм. В эти правила поведения включаются религиозные, корпоративные, моральные нормы.

Основные теории происхождения государства

1. Теологическая теория происхождения государства. Государство есть продукт божьей воли. Государь – наместник бога на земле. Государство вечно как сам бог. Является официальной теорией Ватикана.

Автор теологической теории – Фома Аквинский (XII век).

2. Патриархальная теория происхождения государства. Государство представляет собой продукт разрастания и развития семьи.

Автор патриархальной теории

 – Аристотель.

3. Классовая теория происхождения государства. Государство возникает в результате разделения общества на классы и является машиной для подавления одного класса другим.

Авторы классовой теории – Маркс, Энгельс и Ленин.

4. Договорная теория происхождения государства. Государство возникает в результате соглашения или договора между людьми, которые, находясь в естественном состоянии, вынуждены были вести войну всех против всех. В силу договора часть своих прав люди делегируют в обмен на их защиту и покровительство.

Авторы договорной теории – Платон, Гоббс, Жан-Жак Руссо, Джон Локк.

5. Насильственная теория происхождения государства. Завоевание одних другими. Бывает теория внешнего (одно племя завоёвывает другое племя) и внутреннего насилия (формируется группа людей, которые путём силы подавляют всё остальное население, которые в большинстве).

Авторы насильственной теории – Дюринг, Каутский.

6. Психологическая теория происхождения государство. Государство представляет собой результат особенности психики человека, его влечений и инстинктов.

Авторы психологической теории – Фрейд, Петражицкий.

7. Историческая школа происхождения государства. Государство представляет собой продукт развития народного духа, органическое проявление народа. Формируется в ходе исторического развития (как язык).

Авторы исторической теории – Пухта, Савиньи.

Понятие, признаки и сущность государства

studfiles.net

характеристика, политическая власть и право

 /   /   /  Первобытное общество: характеристика, политическая власть и право

Общая характеристика первобытного общества

Существовал период, когда не было государства – он носит название «догосударственный» период или первобытнообщинный период.

Первобытное общинное общество – как раз такой период.

Экономика первобытного общества

присваивающая: собирательство, охота.

По мере истощения природных ресурсов, человек начинает заниматься земледелием и скотоводством. Начинается обмен.

Неолитическая революция

Неолитическая революция – переход от присваивающей экономике к производящей экономике. В её результате появляются земледельцы, скотоводы и торговцы. Таким образом, начинает появляться имущественное неравенство, а затем и социальное неравенство. С этого момента общество перестаёт быть первобытным.

Это создаёт условия для возникновения государства.

Разделение труда идёт по половозрастному признаку.

Род и племя – основные ячейки первобытного общества:

Род – менее крупное объединение, которое основано на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, общая собственность и социальное равенство.

Племя – более крупное объединение (союз родов). Необходимо защищать свою территорию, более удобно существовать всем вместе. Своя территория, язык, религиозные и бытовые обряды.

Институты власти первобытного общества

Особенность власти первобытного общества состоит в том, что в первобытном обществе существует особый вид власти – потестарная власть. Такая власть не оторвана от общества и не стоит над ним. Осуществляется самим обществом (родовое собрание) либо выбранными лицами (вожди, старейшины), которые не обладают привилегиями кроме авторитета и могут быть заменены. Нет аппарата принуждения и управления.

Право в первобытном обществе

Права нет, правила поведения выражены в виде мононорм. В эти правила поведения включаются религиозные, корпоративные, моральные нормы.


Интересное:

www.student-pravo.ru

Общая характеристика первобытного общества — Мегаобучалка

ТГП как наука и учебная дисциплина

ТГП (теория государства и права) как наука – это система накопленных и систематизированных знаний о государственно правовых явлениях и процессах, а также выработанных на их основе понятий, категорий и классификаций.

ТГП (теория государства и права) как учебная дисциплина представляет собой совокупность научного знания о государстве и праве, необходимого и достаточного, для профессиональной деятельности юриста.

Объект, предмет и структура ТГП

Объектом исследования ТГП (теории государства и права)

выступают общественные отношения, возникающие в сфере связанной с государственно-правовыми явлениями и процессами.

Предмет ТГП (теории государства и права) составляют наиболее общие закономерности, возникновения, развития государства и права, а также основные государственно-правовые понятия, базовые институты теории государства и права (сущность, типы, формы, функции, механизм государства и права).

Структура ТГП (теории государства и права)

1. Теория государства

2. Теория права

3. Методология права

Система методов, функции и место ТГП в системе наук

Система методов ТГП

Методология ТГП (теории государства и права)– это система методов, приемов и способов используемых для познания государства и права.

Методы ТГП (теории государства и права) — это совокупность приемов, способов и средств используемых для познания государства.

1. Всеобщие методы (по-другому: философские методы) исследования, применяемые при познании государства и права:

1) Идеализм

2) Материализм

3) Диалектика – метод познания явления в развитии и самодвижении – метод прогресса.

2. Общенаучные методы исследования, применяемые при познании государства и права – анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический материализм, формальный, системный метод, функциональные метод.

3. Общегуманитарные методы исследования, применяемые при познании государства и права:

1) системный

2) функциональный

3) конкретно – социологический



4. Частнонаучные методы исследования государства и права (специально юридические)

1) метод сравнительного правоведения

2) метод правового прогнозирования

3) метод правового эксперимента

4) метод формально–юридический (догматический) – заключается в исследовании права в чистом виде, связи его с другими сферами (экономика, политика)

5) исторический метод

Функции ТГП

Основные функции ТГП (теории государства и права):

1. Понтологическая функция – наука о бытие

2. Гносеологическая функция – наука о познании

3. Эвристическая функция – искусство нахождения нового, истины

4. Политико-управленческая функция

Место ТГП в системе наук

Виды наук: технические, естественные, общественные.

Виды общественных наук: социальные науки, гуманитарные науки.

Виды социальных наук:экономика, социология, политология, юриспруденция и др.

Виды гуманитарных наук:философия, история, культурология, этика и др.

Виды юридические наук:историко-правовые науки, специальные юридические науки, отраслевые юридические науки, прикладные юридические науки.

Виды историко-правовых юридических наук: история государства и права России и зарубежных стран, история политических и правовых учений.

Виды специальных юридических наук:криминология, правоохранительные органы.

Виды отраслевых юридических наук: финансовое право, земельное право, экологическое право, трудовое право.

Виды прикладных юридических наук:криминалистика, судебная психиатрия и др.

ТГП (теория государства и права) занимает центральное, базовое положение ко всем юридическим наукам.

Методология и система принципов ТГП

Методология ТГП включает в себя подходы, принципы и методы познания.

Подход зависит от идеологии государства.

Принципы ТГП

1. Плюрализм– использование различных подходов и разных точек зрения при исследовании предмета.

2. Объективность – изучение Г и П такими, какие они были в действительности.

3. Всесторонность – мы рассматриваем Г и П в связи со всеми остальными государственными и правовыми явлениями.

4. Принцип историзма – изучаем Г и П в хронологической последовательности, учитывая ту историческую обстановку, в которой они возникли и развивались.

Методы ТГП

1. Общенаучные методы(используются всеми науками).

2. Частнонаучные методы(вырабатывает одна наука и сама их использует).

ТГП вырабатывает: формально-юридический метод (состоит в исследовании правовых категорий, юридических конструкций специальными юридическими приёмами, предполагающий изучение внутренней и внешней формы явлений), сравнительно-правовой (предполагает сопоставление юридический понятий, явлений, процессов, установление их сходств и различий).

3. Специальные методы (вырабатываются одной наукой, но могут использоваться другими).

Различные науки (логика, математика) вырабатывают методы, которыми может пользоваться ТГП.

 

 

Первобытное общество: характеристика, политическая власть и право

Общая характеристика первобытного общества

Существовал период, когда не было государства – он носит название «догосударственный» период или первобытнообщинный период.

Первобытное общинное общество – как раз такой период.

Экономика первобытного общества присваивающая: собирательство, охота.

По мере истощения природных ресурсов, человек начинает заниматься земледелием и скотоводством. Начинается обмен.

megaobuchalka.ru

3. Организация власти в первобытном обществе. Первобытная демократия и социальные регуляторы

  1. Теория государства и права в системе юридических наук. Предмет теории государства и права

ТГП является общественной наукой, изучающей государство, его механизм, функционирование государства и права. Все юридические науки изучают государственно-правовые явления, но в отличие от них, ТГП не ставит перед собой цель изучения каких-либо конкретных явлений. ТГП является историко-теоретической юридической наукой и в системе юридических наук занимает ведущее место, так как разрабатываемые в ТГП понятия и категории используются всеми юридическими науками (например: норма права, источник права). С другой стороны развитию ТГП способствуют и достижения других юридических наук, а также других неюридических общественных наук (философия, социология, история)

Предметом ТГП является общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система юридических категорий, понятий, используемых всеми юридическими науками.

  1. Методология теории государства и права. Общенаучные и частнонаучные методы познания

Методология – это наука посвященная выработке методов, принципов и подходов к познанию, а также совокупность приемов и способов изучения науки.

Общенаучные методы:

1 . материалистическая диалектика – данный метод исходит из того, что окружающий мир объективен, реален и находится в развитии. Субъект мышления является источником заблуждения.

2 . анализ и синтез. Анализ – мысленное деление какого-либо явления на составные части. Синтез – процесс соединения воедино каких-либо частей.

3 . Дедукция и индукция. Дедукция – умозаключение от общего к частному. Индукция – умозаключение от частного к общему.

4. формальная логика – она позволяет уяснить истинный смысл содержания правовых норм при толковании закона.

Частнонаучные методы:

  1. функциональный – позволяет уяснить значение какого-либо гос. правового явления исходя из анализа направлений деятельности этого явления.

  2. системный – предполагает изучение любого явления как системы.

  3. статистический – позволяет путем обобщения данных государственной правовой жизни выявить тенденции их развития.

  4. социологический – предполагает случайную выборку данных с целью своевременного выявления динамики событий.

  5. моделирование – позволяет прогнозировать предполагаемое развитие событий.

  6. правовой эксперимент – позволяет проверить эффективность действия законов на ограниченной территории.

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения. Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в общины, племена.

Экономика в первобытно—общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой

В первобытной общине власть принадлежала всем взрослым членам общины, которые избирали себе вождей. Вожди периодически сменялись и не наследовали власть по праву крови. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Социальным регулятором в этот период являлись: обычаи, традиции, ритуалы, которые назывались мононормами.

  1. . Причины возникновения государства

Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.

Все это привело к необходимости появления постоянно действующей организации власти, так как возникающие противоречия в условиях общины были неразрешимы.

5. Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная др.)

Так как в науке отсутствует единство и общность взглядов на происхождение государства и ученные расходятся в установлении причин появления государства, существует несколько теорий происхождения государства:

— теологическая – настаивает на божественном происхождении государства, ее смысл заключается в возвышении власти церкви над государством, исходя из мысли о том, что нет государства и власти не от Бога. Эту теории разрабатывал в 12 веке Фома Аквинский.

— патриархальная – основоположником этой теории является Аристотель, который считал, что разрастание первобытной семьи в род, общину, племя приводит к образованию государства, где власть отца (вождя) становится властью монарха. (сторонник теории Р. Фильмер)

— договорная – возникла на рубеже 17-18 веков. Авторы: Дж Локк, Руссо, Гоббс, Радищев. Эта теория исходит из того, что государство является продуктом сознательного объединения людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы государству, которое должно защищать их и регулировать отношения между ними. Этот договор создавал гос-во, устанавливал политическую систему и определял компетенцию государства.

— органическая – считает, что государство является результатом органической эволюции. Г. Спенсер и Вормс считали, что человечество является результатом эволюции животного мира, следовательно и государство есть биологический продукт, как и любой живой организм, оно рождается, развивается, стареет и гибнет.

-психологическая – государство возникает в силу свойственных человеку правовых переживаний, стремления подчиняться и стремления подчинять.

— теория насилия- Авторы: Дюринг, Каутский. Государство возникает вследствие захвата или завоевания одного народа другим.

— материалистическая теория – государство возникает прежде всего в силу экономических причин, а именно общественного разделения труда, появления собственности и классового разделения общины.

— патримониальная – Автор: Галлер. Государство произошло от права собственника на землю. Из права владения землей власть распространяется на проживающих на ней людей.

  1. Понятие и признаки государства, его сущность

Государство – это особая организация политической власти общества, которая осуществляет управление социальными, экономическими, духовными процессами жизни общества.

Признаки государства:

— это организация публичной власти, публичность выражается в наличии специального слоя людей, которые занимаются функциями управления.

— Территориальное деление населения и наличие определенной территории. Население связано с государством взаимными правами и обязанностями (гражданство)

— Монополия на издание законов, тесная связь с правом.

— Система налогов, пошлин, податей.

— Суверенитет власти.

— государственная символика (герб, гимн, флаг)

— гос. язык.

— валюта.

Сущность какого-либо явления предполагает выявление совокупности признаков, позволяющих отличить какое-либо явление от другого. Применительно к сущности государства речь идет о том, чтобы уяснить в чьих руках находится государственная власть и чьи интересы она выражает.

Существует несколько подходов к сущности государства:

— теологический – гос-во является следствием божественного происхождения.

— социологический – государство- явление социальное, существующее только в обществе и тесно связанное с ним.

— Либеральная концепция – госво – это ночной сторож, оно не вмешивается в социальные и экономич отношения, не управляет культурой и экономикой, а только охраняет покой граждан и порядок.

— марксистский – в нем подчеркнута классовая сущность гос-ва.

Но доминируют 2 подхода:

-классовый – гос-во защищает интересу господствующих классов.

-общесоциальный – возникающие социальные протесты разрешает с помощью поиска компромиссов. Цель – создание среднего класса – опору любого гос-ва.

  1. Понятие, структура и виды государственной власти

Государственная власть – является разновидностью социальной власти, которая предполагает подчинение какой-либо воле. Это публичные политические отношения господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на государственное принуждение.

Структура государственной власти:

  1. Субъект государственной власти – носитель гос. власти (глава гос-ва, классы, соц. группы, народ)

  2. Объект государственной власти – на что или на кого направлена власть (классы, соц. группы, общество, народ) . Субъект и объект власти в демократических государствах совпадают.

  3. Властеотношения – отношения, связанные с подчинением объекта субъекту власти.

  4. Методы осуществления государственной власти ( принуждение, поиск компромиссов, убеждение, стимулирование..)

  5. Ресурсы власти – материальные, информационные, правовые и иные средства, позволяющие обеспечить безусловное выполнение требований субъектов власти.

Виды власти:

-Верховная власть

-Законодательная власть

-Исполнительная власть

-Судебная власть

-Политическая власть

-Управленческая власть

-Публичная власть

-Символическая власть

  1. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы

Типология представляет собой особый вид классификации государств по определенным качествам, чертам и особенностям, присущим тем или иным государствам на определенном этапе их исторического развития.

Формационный подход основывается на общественно экономической формации (ОЭФ). ОЭФ – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства материальных благ, который определяется формой собственности на средства производства.

Типы общественно экономических формаций:

— первобытная ОЭФ – в ней еще не существует государство.

— рабовладельческая ОЭФ – ей соответствует рабовладельческое государство – это исторически первое государство, организация политической власти рабовладельцев. Функция такого государства – защита собственности рабовладельцев и угнетение рабов.

— феодальная ОЭФ – ей соответствует феодальное государство, ему соответствует феодальные производственные отношения, оно защищает интересы землевладельцев.

— капиталистическая ОЭФ – капиталистическое государство функционирует на производственных отношениях, основанных на частной собственности на средства производства и формальной зависимости рабочих от капиталистов.

— социалистическая ОЭФ – социалистическое государство возникает вследствие социалистической революции, общественные отношения складываются на базе общественной собственности и предполагает сотрудничество людей, свободных от эксплуатации.

— коммунистическая ОЭФ – в ней уже нет гос-ва.

Достоинства этого подхода:

Они заключаются в том, что смена исторических типов государства является прогрессивным явлением.

А недостатки в том, что это слишком общий подход к классификации, т к в основу положен лишь экономический критерий. И то, что не все гос-ва прошли таким путем, и акцент делается только на классовой борьбе противоположностей, а также не учитываются национальные и культурные особенности народов.

Цивилизационный подход. Историк Тойнби, изучая цивилизации, пришел к выводу, что им соответствуют некоторые виды государств. Под цивилизацией понимается относительно замкнутое и локальное состояние общества, характеризующееся общностью религиозных, психологических, культурных и географических признаков. Первично выделяют 21 цивилизацию, в наши дни осталось 8.

Достоинства:

Этот подход позволяет подходить с более широких позиций, он не так схематичен. Придает важное значение роли государства.

Минусы:

Само понятие цивилизации аморфно и размыто, Движущей силой прогресса является «творческое меньшество», упрощены реальные социальные процессы.

  1. Понятие и структура политической системы общества. Место государства в политической системе

Политическая система- совокупность государственных и негосударственных институтов, формируемых обществом для осуществления политической власти и управления обществом.

Структура политической системы:

— государство, в лице его органов. Это единственная сила, которая способна объединить общество, разделенное на классы, социальные и этнические группы, способная примирить и разрешить возникающие здесь конфликты. Центральное место государства объясняется тем, что:

— гос-во выступает организацией, объединяющей все население на своей территории. Оно выражает интересы большинства, обладает публичной властью и может применить меры принуждения, обладает суверенитетом. Обладает монополией на издание законов, само определяет правила борьбы, взаимодействие всех элементов.

— политические партии – это общественные объединения, созданные для участия граждан в политической жизни общества, посредством формирования и выражения их политической воли, участия в политических акциях, в выборах, референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах гос власти и местного самоуправления. Виды политич. Партий: легальные и нелегальные, кадровые и массовые и партии избирателей, правящие и оппозиционные, А также консервативные, клерикальные, либеральные, реформистские и радикальные.

— общественные объединения – это добровольные самоуправляемые организации, созданные по инициативе граждан на основе общности интересов для достижения общих целей.

— религиозные организации.

— органы местного самоуправления

— трудовые коллективы

— преступные сообщества.

  1. Форма правления: понятие и виды

Форма правления – показывает каким образом формируется верховная государственныя власть, государство.

Виды:

Монархия. – это когда верховная власть пожизненно полностью или частично принадлежит одному лицу – главе государства, т.е власть передается по наследству. Виды монархий :

1. абсолютная – концентрация исполнительной, судебной, законодательной власти в одних руках. Власть монарха священна, верховна и суверенна. Монархическая власть передается по наследству и бессрочно.

2. ограниченная монархия (Швеция, Норвегия, Испания) Здесь монарх является главой государства, не обладает фактически никакими полномочиями. Исполнительную власть осуществляет премьер министр, а законодательную власть парламент.

3. дуалистическая – монарх возглавляет исполнительную власть, но законодательная власть находится в руках парламента

4. выборная монархия.

— Республика – это форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства. Виды республик:

— Президентская (США, Аргентина) – президент избирается населением и возглавляет правительство, является главой государства и власти в одном лице. Он не влияет на формирование парламента.

— Парламентская (Германия, Италия) – главой является президента, избираемый парламентом. Основные функции в этих республиках принадлежат председателю правительства. Президент может издавать правовые акты, но эти акты должен подписывать премьер министр.

— Смешанная (Франция, Россия) – главой государства является президент, но он не является главой исполнительной власти. Назначение председателя правительства происходит через соглашение с парламентом.

  1. Форма государственного устройства: понятие и виды

Форма государственного устройства показывает из каких частей состоит государство и как они взаимодействуют друг с другом и с центром.

Виды:

  1. Унитарное государство – его составные части являются административными центрами, не обладающими признаками самостоятельности. (Беларусь, Польша)

Признаки унитарного гос-ва:

— единая система законодательства, один уровень органов гос. власти, судебной власти, одноканальная система налогов, единое гражданство.

2. Федеративное государство – сложное государственное образование, возникшее в результате либо подписания договоров, либо принятия Конституции, составные части которого обладают признаками политической самостоятельности.

Признаки федеративного государства:

— двухуровневая система законодательства, двухуровневая система органов гос. власти, судов, многоуровневая система налогообложения, отсутствие права выхода из состава федерации.

3. Конфедерация – это временный союз государств, созданный для достижения определенных целей. (Австро-Венгрия)

Признаки конфедерации:

-отсутствие суверенитета, единого гос-ва, единой территории, единого законодательства, единого налогообложения и финансовой системы.

  1. Политический (государственный) режим: понятие и виды

Политический режим показывает с помощью каких приемов и средств осуществляется государственная власть, он показывает атмосферу в обществе.

Виды:

1 . Демократия. Признаки:

-выборность органов государства и муниципальной власти

— идеологическое или политическое многообразие

— многопартийность (включая оппозицию)

— власть большинства

— незыблемость прав и свобод человека

— разделение властей

2 . Тоталитарный режим. Признаки:

— подавление инакомыслия

— господство идеологии

— стремление государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни.

3. Авторитарный режим. Признаки:

— культ личности

— концентрация властных полномочий в руках одного лица

— отстранение населения от управления обществом и государством

— приказная система управления

— утрата правосудия в защите прав и свобод личности.

  1. Понятие и классификация функций государства. Формы осуществления функций государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, в которых выражается его сущность и социальное назначение.

Классификация функций государства:

— в зависимости от сферы осуществления функций они бывают внутренние и внешние.

— в зависимости от объекта государственного воздействия они бывают экономические, социальные, идеологические..

— по продолжительности действия они бывают постоянными и временными

— в зависимости от первоочередности решаемых задач выделяют главные и неосновные.

— с позиции принципа разделения властей они бывают законодательные, исполнительные и судебные.

Формы осуществления функций государства- это способы упорядочения деятельности государства, посредством которых реализуются его функции.

Выделяют2 вида форм:

— правовые формы – они связаны с принятием нормативно-правовых актов, реализацией этих актов и правозащитой.

— организационная форма – однородные по своим внешним признакам направления деятельности, не влекущие правовых, юридических последствий (например: Хоз. Деятельность)

  1. Внутренние и внешние функции государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, в которых выражается его сущность и социальное назначение.

в зависимости от сферы осуществления функций они бывают внутренние и внешние.

Внутренние:

— обеспечение народовластия (политическая функция) – данная функция связана с безусловным обеспечением реализации ст 3 Конституции о народном суверенитете.

— экономическая функция – она связана с выработкой экономической политики, направленной на управление гос собственностью, борьбы с монополией, развитием конкуренции и т.д.

— социальная функция связана с обеспечением достойного уровня жизни граждан: установление гарантированного уровня МРОТ, пенсионного обеспечения, защита материнства и детства, помощь инвалидам.

— защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка, борьба с преступностью.

— финансовая – налогообложение, кредитно денежная политика, формирование гос бюджета.

— экологическая функция – связана с охраной окружающей среды.

— функция поддержки науки, культуры, образования.

Внешние:

интеграция мировой экономики

— обеспечение мира и поддержание мирового порядка, проведение миротворческих операций.

— сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем

— функция обороны нападения извне.

В условиях глобализации многие внутренние функции трансформировались во внешние.

studfiles.net

Первобытное общество тгп. Образовательный портал



Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права. Протасов В.Н. Теория права и государства

Государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. А социальная эволюция человека насчитывает около 40-50 тыс. лет. Таким образом, уже задолго до возникновения государства существовали определенные формы человеческого общежития, социальное управление, власть, нормативное регулирование. Становление данных общественных феноменов происходило как естественно-исторический процесс и было обусловлено суровыми условиями выживания человека, необходимостью сохранения форм его социального бытия.

Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родовая община), кᴏᴛᴏᴩый представлял собой объединение людей на базе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рфВсе ϶ᴛᴏ определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по ϲʙᴏей природе естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объект управления, не были от него отчуждены.

Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты:

  1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования.
  2. Действие на базе механизма обычая.
  3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название — «мононормы», кᴏᴛᴏᴩое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)
  4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, так как были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Ф. Энгельс повествовал по ϶ᴛᴏму поводу: «Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, будет ли участие в общественных делах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, будут ли еда, сон, охота правом или обязанностью?» («Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884). Член рода просто не отделял себя и ϲʙᴏи интересы от родовой организации и ее интересов.
  5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение кᴏᴛᴏᴩого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов — кровнородственных браков.
  6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая — «родственное дело»).
  7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.
  8. Специфические санкции — осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате кᴏᴛᴏᴩого человек оказывался «без роду и племени», что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.

Право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в общественном организме. При ϶ᴛᴏм существуют различные теоретические версии происхождения права. Важно заметить, что одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил — прибавочный продукт — частная собственность -антагонистические классы — государство и право как орудия классового господства. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в ϶ᴛᴏй модели на первый план выдвигаются политические причины появления права.

Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова «неолит» — новый каменный век), кᴏᴛᴏᴩая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего потребностям производящего хозяйства.

Формирование права пробудет:

а) в записи обычаев, становлении обычного права; б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения; в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.

В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что возникает принципиально новая регулятивная система (право), кᴏᴛᴏᴩую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.

Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на материал — Протасов В.Н. Теория права и государства принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе. Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Протасов В.Н. Теория права и государства в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Протасов В.Н. Теория права и государства, 2015. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Мелехин А.В. Теория государства и права

Дискуссионное исследование действующего и перспективного законодательства

Общая характеристика первобытно-общинного строя.

Главная >> Теория государства и права >> Мелехин А.В. Теория государства и права
  • Общая характеристика теории государства и права
  • Возникновение теории государства и права как науки
  • Предмет теории государства и права
  • Методология теории государства и права
  • Теория государства и права как учебная дисциплина
  • Происхождение государства и права
  • Общая характеристика первобытно-общинного строя
  • Причины и условия возникновения государства и права
  • Пути реформирования государства и права
  • Общая характеристика теорий происхождения
  • Теологическая теория
  • Патриархальная теория
  • Органическая теория
  • Теория насилия
  • Психологическая теория
  • Теория общественного договора (договорная теория)
  • Ирригационная теория
  • Типология государства и права
  • Необходимость в типологии
  • Понятие типа и сущности государства
  • Формационные и цивилизационные типологии
  • Разновидность смены типов государства
  • Характеристика основных типов государства
  • Рабовладельческое государство
  • Феодальное государство
  • Буржуазное (капиталистическое) государство
  • Социалистическое гос

religionpeace.ru

Кушнир И.В. Теория государства и права. Тгп первобытное общество



4. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Теория государства и права: Шпаргалка

4. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В первобытном обществе не существовало государства, классов. Власть и производство были непосредственно общественными, коллективными, орудия труда – примитивными, собственность – общей. Распределение продуктов труда было уравнительным.

Форма социальной организации – род, а не государство. Социальная власть осуществлялась общими собраниями членов рода, племени, советами старейшин. Вожди выполняли функции военных лидеров.

В эпоху неолита изменились производственные отношения – появилось разделение труда на земледелие и скотоводство, что повлекло необходимость обмена продуктами труда (появилось купечество и торговые центры).

В земледельческих общинах, где сельское хозяйство вели в основном женщины, устанавливается матриархат. Укрепляется семья, ослабляется род. Родовая община сменяется соседской. Совершенствование орудий труда привело к появлению излишков производства, что позволило трудиться уже не всем членам общины. Появилось имущественное неравенство.

Все эти факторы неизбежно повлекли возникновение государства. Власть вождя стала передаваться по наследству. По мере развития культуры появляются и профессиональные жрецы которые также заинтересованы в укреплении гос власти.

В странах с восточным типом производства – в Египте, Вавилоне, Китае, Индии, в государствах ацтеков и майя – развитие экономики связано со строительством грандиозных ирригационных сооружений. Для их эксплуатации необходимо сохранение крестьянской общины и жесткая централизованная власть. Возникает мощное бюрократическое государство чиновников и жрецов с огромной властью В Риме возникновение и развитие государства связано с возникновением и развитием частной собственности на землю и на рабов, чем объясняется и развитие римского права.

В связи с возникновением классов появляется и государство как орудие классового господства, обособленное от общества и вместе с тем выполняющее не только классовые, но и общесоциальные функции – охрану от внешних врагов, поддержание внутреннего правопорядка, а в восточных деспотиях – и функцию организации сельскохозяйственных работ.

Социальные нормы первобытного общества – мононормы. Они соблюдались по обычаю, не исключалось и принуждение к их исполнению (изгнание из рода, казнь). Принуждение исходило от всего рода. Право появляется лишь с возникновением государства и утверждается насилием со стороны государства. Оно противоречит старым обычаям. Поэтому государству приходится активно бороться с обычаями, искоренять их. Нередко с этой целью насаждаются новые религии, обожествляющие правителя.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Первобытное общество. Происхождение государства и права. Кушнир И.В. Теория государства и права

В первобытном обществе не существовало государства, классов. Власть и производство были непосредственно общественными, коллективными, орудия труда – примитивными, собственность – общей. Распределение продуктов труда было уравнительным.

Форма социальной организации – род, а не государство. Социальная власть осуществлялась общими собраниями членов рода, племени, советами старейшин. Вожди выполняли функции военных лидеров.

В эпоху неолита изменились производственные отношения – появилось разделение труда на земледелие и скотоводство, что повлекло необходимость обмена продуктами труда (появилось купечество и торговые центры).

В земледельческих общинах, где сельское хозяйство вели в основном женщины, устанавливается матриархат. Укрепляется семья, ослабляется род. Родовая община сменяется соседской. Совершенствование орудий труда привело к появлению излишков производства, что позволило трудиться уже не всем членам общины. Появилось имущественное неравенство.

Все данные факторы неизбежно повлекли возникновение государства. Власть вождя стала передаваться по наследству. В ходе развития культуры побудут и профессиональные жрецы кᴏᴛᴏᴩые также заинтересованы в укреплении гос власти.

В странах с восточным типом производства – в Египте, Не стоит забывать, что вавилоне, Китае, Индии, в государствах ацтеков и майя – развитие экономики связано со строительством грандиозных ирригационных сооружений. Стоит сказать, для их эксплуатации крайне важно сохранение крестьянской общины и жесткая централизованная власть. Возникает мощное бюрократическое государство чиновников и жрецов с огромной властью В Риме возникновение и развитие государства связано с возникновением и развитием частной собственности на землю и на рабов, чем объясняется и развитие римского права.

В связи с возникновением классов побудет и государство как орудие классового господства, обособленное от общества и вместе с тем выполняющее не только классовые, но и общесоциальные функции – охрану от внешних врагов, поддержание внутреннего правопорядка, а в восточных деспотиях – и функцию организации сельскохозяйственных работ.

Социальные нормы первобытного общества – мононормы. Стоит отметить — они соблюдались по обычаю, не исключалось и принуждение к их исполнению (изгнание из рода, казнь). Принуждение исходило от всего рода. Право побудет исключительно с возникновением государства и утверждается насилием со стороны государства. Стоит заметить, что оно противоречит старым обычаям. По϶ᴛᴏму государству приходится активно бороться с обычаями, искоренять их. Довольно часто с ϶ᴛᴏй целью насаждаются новые религии, обожествляющие правителя.

Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на материал — Кушнир И.В. Теория государства и права принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «Первобытное общество. Происхождение государства и права») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе. Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Кушнир И.В. Теория государства и права в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Кушнир И.В. Теория государства и права, 2015. Первобытное общество. Происхождение государства и права.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Глава 2 Первобытное общество

Страница 1 из 2

 

1. Хозяйственный уклад.

2. Социальная структура.

3. Органы управления.

4. Социальные нормы.

Около двух миллионов лет назад человек выделился из животного мира и начал использовать примитивные орудия труда. Длительное время его организм — мозг, волосяной покров, конечности, речевой аппарат — изменялся физиологически. Примерно 40 тысяч лет назад сформировался человек современного типа — homo sapiens, или человек разумный.

Сложно представить, как выглядели наши предки. Одно мы знаем точно: первочеловек родился как существо социальное, ведущее стадный характер существования. Таким образом, человек и общество неразрывно связаны, они возникают и эволюционируют одновременно. В условиях непрерывной борьбы за существование, когда люди еще не стали на планете преобладающим биологическим видом, выжить в одиночку было невозможно. Формирование человеческих сообществ предшествует появлению государства и права.

Хозяйственный уклад

Хозяйственный уклад первобытного о

religionpeace.ru

Тгп характеристика первобытного общества. Происхождение государства



Происхождение государства

1.Происхождение государства и права. Общая характеристика социальной власти и норм первобытного общества.

2. Причины и формы возникновения государства.

3. Признаки, отличающие государство от родоплеменной организации общественной власти.

4. Возникновение права.

5. Анализ основных теорий происхождения государства и права.

6. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

7. Понятие и сущность государства. Общечеловеческие, классовые, религиозные, национальные, расовые сущности государства.

8. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества

9. Типы государства, различные подходы.

10. Понятие функций государства. Соотношение задач и функций государства.

11. Классификация функций государства.

12. Формы и методы осуществления функций государства.

1. Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Человечество в своем развитии прошло ряд исторических эпох, каждая из которых определялась уровнем и характером общественных отношений: социальных, экономических, культурных, религиозных и, наконец, политических.

Самой продолжительной эпохой в истории человечества является первобытная организация общества, для которой характерно отсутствие политической организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления.

Родоплеменную организацию общества характеризуют два основных признака: наличие потестарной власти, не имеющей политического характера, и существование специфических норм первобытного общества, получивших в теории права название «мононормы».

Потестарная власть (от лат. potestas — мощь, сила) принадлежала вождям, предводителям либо совету старейшин и опиралась на личный авторитет. Эта власть распространялась на эгалитарное сообщество, члены которого были равны. Первобытное общество, основанное на присваивающей экономике (охота, рыболовство, собирательство), не знало политического деления на управляющих и управляемых и не нуждалось в нем, так как социальные нормы в первобытном обществе выполнялись добровольно. В родовом обществе существовало половозрастное разделение, необходимое для занятия различными видами хозяйственной деятельности, распределения пищи и вступления в брачные отношения.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения таких норм выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях. Содержание мононорм составляли различного рода табу — запреты совершать определенные действия, тотемы — обязанности сохранять определенные виды животных регламенты — определенные дозволения. К нарушителям применялись потестарные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины.

Следует отметить, что представители отечественного правоведения отрицают существование нрава в родоплеменном обществе. Западные антропологи, напротив, оценивают первобытную нормативную систему как право либо протоправо, то есть как ступень к праву.

2. Причины возникновения государства и права

Сторонники классовой концепции происхождения государства (Маркс, Энгельс, их продолжатели) считают, что причиной возникновения государства и права является раскол общества на классы, который возник в результате социально-экономического развития общества.

В процессе этого развития произошли три крупных разделения труда: скотоводство отделилось от земледелия, затем от земледелия отделилось ремесло, и, наконец, от производства отделилась торговля; рост производительности труда привел к образованию избыточного продукта, возникла возможность регулярного обмена, что привело к появлению частной собственности, а на ее основе — к эксплуатации.

В результате общество разделилось на имущие и неимущие классы. Органы управления родового строя, которые держались на авторитете старейшин, и первобытные социальные нормы, которые выполнялись в силу привычки, оказались не способными регулировать отношения классового общества, на смену им приходит государство — публичная власть, стоящая над населением, и право — инструмент управления, опирающийся на государственное принуждение. По Ленину, государство — это орган подавления одного класса другим, а право — средство навязывания воли господствующего класса всему населению.

Сторонники экономической концепции происхождения государства и права (А.Б. Венгеров и другие) считают, что государство и право формировались в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей (4-3-е тысячелетия до н. э.). Производящая экономика объединила значительные массы людей, создала новые способы существования (оседлость, производство, обмен), усложнила организацию общества. В обществе производящей экономики из представителей знатных и богатых семей сформировался особый слой людей — аппарат управления. Власть переходила по наследству либо была куплена. Аппарат управления для решения государственных задач в необходимых случаях стал использовать принуждение и насилие. Власть приобрела политический характер. Родоплеменную организацию общества сменила иная организация: государство — общество, разделенное на управляющих и управляемых.

Одновременно с образованием первичного государства происходил процесс формирования нрава. Этот процесс шел двумя путями: во-первых, государство санкционировало обычаи, которые способствовали защите и осуществлению государственных интересов; во-вторых, государство создало новые правила поведения, которые выражали волю правящего класса {институциональный путь). Постепенно так называемое обычное право, основой которого становятся административные и судебные решения. Когда на смену прецедентному праву приходит статутное право (законы), первичное право получает письменные формы выражения — законы, кодексы, своды законов, ордонансы и так далее.

Эти нормативные акты, в отличие от нормативной системы первобытного общества, имеют четкую структуру и содержание. Правовые нормы содержат запреты, дозволения и обязывающие предписания. Санкции предусматривают виды и размеры наказания. Но главное отличие права от первобытных норм заключается в способе обеспечения. Таким способом становится государственное принуждение.

3. ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО ОТ РОДОПЛЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

1. Публичная власть. Государство стало новой структурной организацией общества, из него выделяется особый слой людей, основным родом занятий которых становится управленческая деятельность. В центре публичной власти стоит царь, король, князь, т.е. лицо, за которым признается право представлять публичные (политические) интересы союзного единства групп вовне, самостоятельно принимать решения, касающиеся дел союза племен или иных групп, и осуществлять в рамках обычного права контроль за исполнением этих решений. Выделившийся из общества слой людей образует то структурное образование, которое позже получает название аппарата государства и назначение которого состоит в том, чтобы систематически обеспечивать функционирование общества.

Аппарат с самого начала имеет сложную и разветвленную структуру. Специалисты отмечают, что даже в первичном городе-государстве насчитывалось до 130 управленческих должностей. Он требует материальных средств для своего содержания. Такие средства в виде налогов, дани и т.п. поступают от самого общества. Налоги, таким образом, — еще один из важнейших и неотъемлемых атрибутов формирующегося государства. Для того чтобы власть в государстве нормально функционировала, достигла своих целей, аппарат государства с самого своего

religionpeace.ru