Переход к территориальной системе управления промышленностью имел целью – 3. Перестройка системы управления промышленностью : Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.) Том 2

Изменения в советской системе и государственном управлении с середины 50-х до середины 60-х годов

Рассматриваемый период характерен тем, что происходили непрерывные перестройки государственного аппарата. Причины этих перестроек были неоднозначными. С одной стороны, они обусловливались стремлением в соответствии с решениями XX съезда КПСС демократизировать государственную структуру, преодолеть чрезмерный централизм, сложившийся в годы формирования и упрочения командно-административной системы государственного управления.

Стремление к демократизации государственной жизни нашло выражение в мерах, направленных на дальнейшее повышение роли Советов, активизацию их деятельности, упрочение связей с народными массами. Это было необходимо потому, что, как отмечалось на XX съезде КПСС, в работе Советов имелись серьезные недостатки — нарушался принцип коллегиальности, сессии Советов созывались нерегулярно с нарушением сроков, установленных Конституцией СССР, депутаты не всегда отчитывались перед избирателями в своей работе.

В постановлении определялись задачи Советов: значительное улучшение организационно-массовой работы и дальнейшее укрепление связи Советов с населением, всемерное вовлечение трудящихся в работу комиссий, массовых самодеятельных организаций. В качестве мер по совершенствованию советского аппарата предусматривались решительная борьба с проявлениями бюрократизма и волокиты, невнимательного отношения к нуждам населения, усиление роли Советов в хозяйственном и культурном строительстве, обеспечении общественного порядка и прав граждан, соблюдении законности.

Надо сказать, что в результате принятых мер деятельность. Советов оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась деятельность постоянных комиссий Советов, теснее стали связи Советов с населением.

Развивалась правовая база деятельности Советов. В 1957-1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных (сельских и районных) Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности.

Вместе с тем начиная со второй половины 50-х годов стали осуществляться мероприятия, которые внешне носили демократический характер, а по сути являлись показными, декларативными, не оказавшими реального воздействия на практику. К ним относились всенародные обсуждения важнейших законопроектов, результаты которых даже официально имели рекомендательную силу.

Переход к территориальной системе управления промышленностью и строительством преследовал цель приблизить управление к производству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства.

Однако эта цель достигнута не была. Радикальных изменений в развитии промышленности и строительства не произошло. Обнаружились новые недостатки — местничество, не всегда компетентное руководство.

Причина состояла в том, что с созданием совнархозов в основу управления промышленностью и строительством были положены не экономические методы, а видоизмененные административно-командные.

В рассматриваемый период были осуществлены меры по укреплению правопорядка и законности.

Прежде всего 1 сентября 1953 г. был отменен внесудебный исключительный порядок рассмотрения дел и ликвидировано Особое совещание при МВД СССР. Устанавливалось, что дела о контрреволюционных и иных преступлениях рассматриваются в обычном процессуальном порядке. Многое (хотя далеко не все) несправедливо репрессированные люди были реабилитированы.

Реорганизации подверглись и правоохранительные органы. В марте 1954 г. из МВД СССР был выделен и образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Спустя некоторое время была устранена чрезмерная централизация руководства органами внутренних дел.

В октябре 1956 г. управления Министерства внутренних дел и управления милиции в областях и краях были реорганизованы в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках были преобразованы в отделы исполкомов районных, городских и поселковых Советов депутатов трудящихся. Вместе с изменениями в структуре милиции на местах были осуществлены изменения прав органов милиции в союзных республиках. Начальник управления милиции союзной республики стал одновременно заместителем министра внутренних дел союзной республики и назначался Советом Министров союзной республики.

Восстановление принципа двойного подчинения в организационном построении органов внутренних дел имело цель укрепить их связи с Советами депутатов трудящихся, усилить контроль за их деятельностью.

Аналогичную цель преследовало и восстановление в 1957 г. наблюдательных комиссий, которые создавались при исполкомах районных Советов депутатов трудящихся, на территории которых имелись исправительно-трудовые учреждения. Перед наблюдательными комиссиями ставилась задача осуществления постоянного контроля за соблюдением законности в деятельности ИТУ, за приобщением осужденных к общественно полезному труду. Комиссии должны были привлекать общественность к перевоспитанию осужденных, содействовать в трудоустройстве лицам, освобожденным из мест заключения.

На предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах, в учреждениях и при домоуправлениях были созданы группы содействия партийно-государственному контролю. Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР и его органы были наделены широкими правами. Они могли давать указания руководителям министерств, ведомств, организаций, предприятий, строек, колхозов, совхозов об устранении недостатков и нарушений: заслушивать доклады, требовать объяснения, а также необходимые документы и материалы от руководителей, допускающих бюрократизм, волокиту: приостанавливались незаконченные, могущие нанести ущерб интересам государства распоряжения и действия организаций, учреждений и должностных лиц: привлекать виновных к ответственности, налагать дисциплинарные взыскания, понижать в должности, отстранять от занимаемых постов, про изводить денежные начета, а также направлять материалы о злоупотреблениях и иных преступных действиях в органы прокуратуры для привлечения виновных к уголовной ответственности.

Важное значение имело восстановление принципов организации и деятельности прокуратуры, нарушенных в условиях культа личности. 24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР, которым высший надзор за точным исполнением законов всеми государственными органами и учреждениями, отдельными должностными лицами, а также гражданами возлагался на Генерального прокурора СССР. В Положении также говорилось об обязанности всех работников прокуратуры быть, принципиальными и непримиримыми в борьбе за обеспечение строгого соблюдения законности. Прокуратура должна своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений законов, от кого бы эти нарушения не исходили.

Положение обязывало прокуроров всех звеньев внимательно следить за тем, чтобы не один гражданин не был незаконно подвергнут аресту или необоснованно привлечен к уголовной ответственности. Положение четко определяло, что органы Прокуратуры СССР составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Существенной реорганизации подверглись органы правосудия. В принятом в феврале 1957 г. Положении пересматривались полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны. Надзорные функции Верховного Суда СССР были сокращены, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены.

Устанавливалось, что рассмотрение судебных дел в порядке надзора, как правило, должно заканчиваться в судебных органах союзных республик. Верховный Суд СССР мог истребовать дела, приговоры и решения по которым вступили в силу, только в том случае, если они были рассмотрены в порядке надзора в Верховном суде союзной республики. Пересмотр дела в Верховном Суде СССР мог иметь место лишь в случае противоречия постановлений Верховных судов союзных республик общесоюзному законодательству или при нарушении этими постановлениями интересов других республик.

Законом от 25 декабря 1958 г. было утверждено Положение о военных трибуналах. Входя в единую систему судебных органов страны, руководствуясь едиными для всех судов принципами правосудия, трибуналы строились применительно к организационной структуре армии. Надзор за судебной деятельностью военных трибуналов, организационное руководство ими осуществлялось непосредственно Военной коллегией – Верховного Суда СССР и Пленумом Верховного Суда СССР.

Рассматриваемый период характерен тем, что происходили непрерывные перестройки государственного аппарата. Они обусловливались стремлением демократизировать государственную структуру, преодолеть чрезмерный централизм, сложившийся в годы формирования и упрочения командно-административной системы государственного управления. В то же время непродуманность ряда реформ не давала достигнуть поставленных целей и порождала новые проблемы. Многие мероприятия лишь внешне носили демократический характер, а по сути являлись показными, декларативными, не оказавшими реального воздействия на практику.

Развитие общества в данный период происходит в большой мере под влиянием субъективного фактора. Смерть Сталина и приход к власти Н.С.Хрущева привели к заметной либерализации общественных отношений. Экономика находится в сбалансированном положении, однако, чем дальше, тем больше нарастают напряжения. Несмотря на предпринимаемые меры, по-прежнему не удается поднять сельское хозяйство.

С точки зрения развития государства данный период характеризуется обилием реформ, как разумных, так и надуманных. Общей тенденцией является стремление децентрализовать управление государством, что приводит к расширению прав союзных республик и местных органов власти и управления.

Важнейшим событием является восстановление законности в деятельности органов государственной безопасности. Началась массовая реабилитация людей, необоснованно репрессированных в сталинские годы. Создаются условия, гарантирующие невозможность повторения беззаконий.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. История государства и права России: Учебник /Под ред. Ю.П. Титова.-М.: Изд-во: Проспект, 2011.
  2. История государства и права России: Учебник /Под ред. И.А. Исаева.- М.: Проспект, 2011.
  3. История отечественного государства и права: Учебник. В 2 ч./Под ред. О.И. Чистякова. М.: Юрайт, 2011.
  4. Курицын В.М. История государства и права России IX-XIX вв. Учеб.пос.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  5. Стешенко Л.А. Многонациональная Россия: государственно-правовое развитие Х-ХХI вв.: [исследование]. — М.: НОРМА, 2002.
  6. Хрестоматия по истории государства и права России: Учебное пособие / Сост. Ю.П.Титов. – М., 2008.
  7. Шамба Т.М., Стешенко Л.А. История государства и права России: Учебник в 2 ч. М.: Норма, 2010.

magref.ru

Реформа управления промышленностью.

ТОП 10:

Высокими тепами развивались машиностроение и приборо­строение. Продолжалась механизация производственных процессов в промышленности.

Пленум ЦК партии обратил внимание на необходимость улуч­шения внедрения в производство новейших достижений науки и тех­ники.

Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отрас­лей и видов производства.

В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышлен­ностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства – совнархозы. В стране было создано 105 эконо­мических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их тер­ритории, передавались в ведение местных совнархозов. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и рес­публик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйство­вания сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

 

Тоже самое, только кратко!

В 1953-1957 гг. в результате ожесточенной борьбы за власть победил Н. С. Хрущев, который с 1958 г. совмещал посты Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Из политической жизни были устранены Л. П. Берия, Г. М. Маленков, В. М. Молотов, Л. М. Каганович и другие ближайшие сподвижники Сталина.
Реабилитация жертв сталинских репрессий коснулась примерно 500 тыс. человек. В 1957 г. были возвращены на Северный Кавказ чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, вывезенные оттуда НКВД в 1944 г., а также калмыки. Демократизация общества и партии проявилась в оживлении работы профсоюзов, ВЛКСМ, других общественных объединений. Стали регулярно проводиться съезды и пленумы ЦК КПСС. В 1956 г. XX съезд КПСС осудил культ личности Сталина, деятельность которого подверглась критике, а его тело было вынесено из Мавзолея Ленина.
Однако монополия КПСС на политическую власть осталась незыблемой. Реабилитация была непоследовательной и неполной. Не были «прощены» крымские татары, немцы Поволжья. Хрущев стал проявлять диктаторские замашки. Формировался культ личности самого Хрущева. Весной 1964 г. к своему семидесятилетию он в четвертый раз стал Героем Социалистического Труда. (Сталин имел две звезды героя.)
Промышленность в годы пятой (1950-1955) и шестой (1956-1960) пятилеток развивалась высокими темпами. Для резкого улучшения продовольственной ситуации в стране в 1954-1960 гг. было освоено 60 млн га целинных и залежных земель. В новые районы выехали сотни тысяч людей, особенно молодежи. \
К сожалению, по мере возрастания личных амбиций Хрущева реформы стали проводиться без необходимого обоснования. В 1958 г. органы отраслевого управления — министерства были заменены органами территориального управления — Советами народного хозяйства, что ухудшило управляемость народного хозяйства. В 1961 г. XXII съезд КПСС принял Третью программу партии, которой предусматривалось построение в СССР полного коммунизма в течение 20 лет. Возобновилось давление на личные подсобные хозяйства, что привело к сокращению производства сельскохозяйственной продукции в стране.
В октябре 1964 г. Хрущев был отстранен от власти («ушел на пенсию по собственному желанию») в результате типичного «дворцового переворота». Верхи руководящего номенклатурного слоя критиковали своего бывшего лидера за «субъективизм» (навязывание своего личного мнения в противовес советам специалистов) и «волюнтаризм» (волевое решение тех или иных вопросов)

 

 




infopedia.su

Перестройка государственного механизма СССР в 1953-1964 гг.

Стремление к демократизации государственной жизни нашло вы­ражение в мерах, направленных на дальнейшее повышение роли Со­ветов, активизацию их деятельности. В январе 1957 г. ЦК КПСС при­нял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». В постановлении опреде­лялись задачи Советов: улучшение организационно-массовой работы и укрепление связи Советов с населением, вовлечение трудящихся в работу комиссий, массовых организаций.

В соответствии с решениями, принятыми в мае 1957 г., отраслевой принцип управления промышленностью и строительством был в большой мере заменен территориальным. Были упразднены многие общесоюз­ные и союзно-республиканские министерства, ведавшие промышленнос­тью и строительством. Всю страну разделили на 105 экономических адми­нистративных районов. В каждом из них Советом министров союзной рес­публики создавался Совет народного хозяйства (совнархоз).

Переход к территориальной системе управления промышленнос­тью и строительством преследовал цель приблизить управление к про­изводству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства. Однако эта цель достигнута не была. Радикальных изменений в развитии промышленности и стро­ительства не произошло.

В 1950-е годы были осуществлены меры по укреплению правопо­рядка и законности. Прежде всего был отменен внесудебный порядок рассмотрения дел и ликвидировано Особое совещание при МВД СССР. Устанавливалось, что дела о контрреволюционных и иных преступле­ниях рассматриваются в обычном процессуальном порядке. Многие (хотя далеко не все) несправедливо репрессированные люди были ре­абилитированы.

В марте 1954 г. из МВД СССР был выделен Комитет государствен­ной безопасности при Совете Министров СССР. В октябре 1956 г. уп­равления Министерства внутренних дел и управления милиции в об­ластях и краях были реорганизованы-в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депута­тов трудящихся. Начальник управления милиции стал одновременно заместителем министра внутренних дел союзной республики и назна­чался ее Советом Министров. Восстановление принципа двойного под­чинения в организационном построении органов внутренних дел пред­полагало укрепление их связи с Советами.

В конце 1950-х годов получила распространение передача некото­рых государственных функций общественности. Одной из сфер, где эта практика особенно широко применялась, была сфера охраны обще­ственного порядка. В ноябре 1958 г. в Ленинграде возникли доброволь­ные народные дружины по охране общественного порядка. ЦК КПСС и СМ СССР 2 марта 1959 г. приняли постановление «Об участии тру­дящихся в охране общественного порядка в стране». В соответствии с ним добровольные народные дружины стали создаваться повсеместно. В 1962 г. в стране насчитывалось более 130 тыс. добровольных народных дружин, объединявших более 4 млн человек.

В 1960 г. было ликвидировано Министерство внутренних дел СССР. Однако, как показала практика, это было непродуманным шагом. Ус­ложнилась координация работы республиканских органов охраны об­щественного порядка, ослаб межреспубликанский обмен опытом борь­бы с преступностью, снизились возможности использования в этой борьбе новейших достижений науки и техники.

Еще раньше, в 1956 г., были упразднены Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик, а их функции уп­равления переданы Верховному суду СССР, Верховным судам союз­ных и автономных республик, краевым, областным судам. Последние имели право производить ревизии народных судов, а также осуществ­лять руководство государственными нотариальными конторами.

24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР, которым высший надзор за точным исполнением законов воз­лагался на Генерального прокурора СССР Определялось, что органы Прокуратуры СССР составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Существенной реорганизации подверглись органы правосудия. В принятом в феврале 1957 г. Положении пересматривались полномо­чия и объем деятельности высшего судебного органа страны. Надзор­ные функции Верховного суда СССР были сокращены, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены.

Законом от 25 декабря 1958 г. было утверждено Положение о во­енных трибуналах. Надзор за судебной деятельностью военных трибу­налов, организационное руководство ими осуществлялись непосред­ственно Военной коллегией Верховного суда СССР и Пленумом Вер­ховного суда СССР

magref.ru

Вопрос_32

32. Советское государство в 1953-1964 гг.: реформы Н.С. Хрущёва, их итоги, противоречивость. — Правомерен ли вывод о либерализации советской политической системы в результате преобразований Н.С. Хрущёва в общественно-политической сфере?

1953-1964 годы вошли в историю как время хрущевской «оттепели». В этот период начались процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Велись преобразования в экономической и политической сферах. Шло духовное возрождение общества. Реформы, проводимые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание и сопротивление партийно-государственного аппарата. Многие из этих реформ были обречены на неудачу

Политика десталинизации..

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по «делу врачей». Были освобождены из заключения участники «мингрельского дела». В 1953 г. был арестован Л.П. Берия. . В печати началась критика культа личности И.В. Сталина.. Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П.Н. Поспелова.

Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.).

Преобразования в общественно-политической жизни.. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято Положение о прокурорском надзоре. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Дополнительными правами в экономической и политической сферах наделялись высшие государственные структуры СССР и союзных республик. Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий.

В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. получили право вернуться на родину. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако проводимая политика была непоследовательна.

Обновление аппарата власти. После устранения «оппозиции» были проведены перемены в составе высших органов власти. В частности, был освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилов его место занял Л.И. Брежнев. Был смещен министр обороны Г.К. Жуков, сыгравший в июне 1957 г. решающую роль в сохранении Н.С. Хрущева на посту лидера КПСС. Одновременно возрастал культ Н.С. Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства.

Новая программа провозгласила вступление страны в период «развернутого коммунистического строительства». «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», — утверждал Н.С. Хрущев. Новая Программа КПСС, особенно положения о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый трудовой подъем населения. Однако ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского населения. В 1962 г. рабочие одного из крупнейших заводов Новочеркасска объявили забастовку. Против организовавших демонстрацию забастовщиков было применено оружие. Новации во внутренней политике вызывали неудовлетворенность многих социальных групп. Часть партийно-хозяйственного аппарата проявляла растущее недовольство нестабильностью общества и мероприятиями по перестройке партии, в частности, реорганизацией партийных комитетов по производственному принципу (1962 г.).

Экономический курс в деревне. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Центральное место в ней занимали: повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйственного производства. Отныне государство определяло лишь объем заготовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. Несколько раз повышались цены на сдаваемую государству сельхозпродукцию. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади). Были упорядочены расчеты хозяйств с МТС: устанавливались твердые ставки по оплате услуг в зависимости от фактического урожая. Предпринимались шаги по улучшению технической оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

Изменилось социальное и правовое положение колхозников. Они получили паспорта, была введена денежная оплата их труда. Однако крестьяне не получили права выбора форм хозяйствования.

С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны — на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, крестьяне, специалисты).

В 1957 г. Н.С. Хрущев пытается реформировать управление народным хозяйством. Вместо отраслевых министерств и ведомств были созданы совнархозы – территориальные управления.

  Многие экономические проблемы в те годы хрущевское руководство попыталось решать политическими методами, посредством административных реформ и кампаний («кукурузная кампания», «мясная кампания» в Рязани, «молочные рекорды» и т.д.).

В начале 60-х годов возникли перебои с мясом, молоком, хлебом, маслом. ССР был вынужден закупать продовольствие и корма за рубежом. Это было связано с недальновидной политикой в отношении селян (у деревенских жителей урезали приусадебные участки, им запрещалось иметь более одной коровы), а также с бесконечными перестройками управления сельским хозяйством. Однако 10-летний период хрущевского реформаторства стал периодом наиболее заметного подъема в экономике страны, уровня жизни советских людей. В 1956 – 1958 гг. в среднем в год вступало в строй около 800 предприятий. В 1957 г. на воду был спущен атомный ледокол «Ленин». В рамках государственных программ решались проблемы освоения космоса, развития электроники и другие.

Реформа управления промышленностью. Переориентирование экономики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратковременным. У руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в области экономики. Высокими тепами развивались машиностроение и приборостроение. Продолжалась механизация производственных процессов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство.

Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

Социальная сфера.

Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА

В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны «социалистического лагеря».. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью.

Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира.. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.). Между ними восстанавливались дипломатические и торговые отношения. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры. К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами «третьего мира» (развивающимися странами) Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

Противоречия внешнеполитического курса.

Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, например, в октябре 1956 г. в Венгрии. В конце 50-х годов осложнились отношения с Китайской Народной Республикой. Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис).

В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств.

В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.

Оценивая реформы Н.С. Хрущева в целом, необходимо отметить их отличительные особенности:

– реформы проводились в рамках административно-командной системы и не могли выйти за ее пределы;

– сами реформы подчас носили импульсивный и непродуманный характер, что приводило не к улучшению состояния в тех или иных сферах, а, наоборот, иногда запутывало и усугубляло положение.

Ответ на вопрос билета Н.С. Хрущёв задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации. Однако использование старого политического и экономического механизмов в ходе преобразований предопределило их неудачу

В 1964 г. завершилась политика реформ, проводимых Н.С. Хрущевым. Преобразования этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформировать советское общество. Стремление руководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политические и социальные структуры удалось лишь отчасти. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и ее инициатором Н.С. Хрущевым. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов и отправлен в отставку.

2 вариант ответа

Реформаторство только в рамках административно – командной системы.

Главное: разоблачение культа личности и начало обновления во всех сферах общественной жизни «оттепель».

Реформы

Результаты

Реформы управления народным хозяйством

Экономические «пробуксовки» и миф о светлом коммунистическом будущем

Меры по улучшению жизни советских людей

Повышение розничных цен. Трагедия в Новочеркасске

«Оттепель» в культурной жизни

Усиление контроля со стороны партийного аппарата за деятельностью творческой интеллигенции

Новые реальности внешней политики

Гонка вооружений. Ввод войск стран Варшавского Договора в Венгрию.

Мирное сосуществование и расширение сотрудничества с зарубежными странами

Карибский кризис

БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ СТАЛИНА

Смерть Сталина 5 марта 1953 года

Расстановка сил в руководстве страной

Л.П. Берия,первый зам.Предсовмина, вновь возглавил МВД

Его деятельность, направлен­ная на смягчение режима:

• реабилитация по «делу врачей»

• инициатор массовой амнистии

• стремление ограничить вмешательство партий­ных органов в хозяйственные дела

Г.М. Маленков,Председатель Совета Министров СССР

Н.С. Хрущев,секретарь ЦК КПСС,руководство всеми партийными делами

Объединение Маленкова и Хрущева с целью устране­ния Л. П. Берия

Арест Л.П. Берия 26 июня 1953 г., суд, расстрел

Борьба

Разногласия по экономическим и социально-политическим вопросам

Июньский 1957 г. пленум ЦК КПСС — попытка противников (Молотов, Каганович, Маленков) отстранить Н. С. Хрущева от власти

С 13 сентября 1953 г. — Первый секретарь ЦК КПСС.

С 27 марта 1958 г. — Председатель Совета Министров СССР

РАЗОБЛАЧЕНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ

Предпосылки

• Победа в войне не принесла политической свободы об­щества и улучшения жизни народа

• Смерть Сталина ослабила страх перед государством и репрессиями

• Восстания в системе ГУЛАГа в 1953-1956 гг. Назревание социального протеста в обществе

• Осуждение культа как средство борьбы за власть в высших эшелонах власти

ВЫВОД: Необходимость перемен в обществе

XX съезд КПСС

Доклад Н.С. Хрущева о культе личности

Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 г.

«О культе личности и преодолении его последствий»

Реабилитация жертв массовых политических репрессий -противоречия

1. Критика культа, но не системы, его породившей

2. Определялись дозволенные рамки критики деятельности Сталина и сталинщины

3. Репрессии против людей, выходящих за рамки дозволенной критики

Расстрелы мирных демонстраций в Тбилиси (март 1956 г.) и Новочеркасске (июнь 1962 г.)

Извращение Сталиным идеалов социализма причины:

Партийная оценка 1956 г.

1. Сложная международная и внутренняя обстановка, требовавшая ограничения демократии.

2. Личные качества Сталина, сыгравшие решающую роль в организации репрессий и в злоупот­реблении властью.

Современная оценка

1. Критика культа, но не сис­темы.

2. Культ личности является не­обходимым атрибутом со­циалистической системы

РЕФОРМЫ Н. С. ХРУЩЕВА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ

1957 год

  • Децентрализация управления экономикой и перестройка руководства промышленностью с отраслевого принципа на территориальный.

  • Ликвидация 10 крупных промышленных министерств и замена их территориальными управлениями — совнархо­зами, которые руководили предприятиями на местах.

  • Изменения дали кратковременный эффект, а затем стали проявляться обособленческие тенденции, нарушалась еди­ная техническая политика.

1962 год

• Укрупнение совнархозов. Создание Совета Народного Хозяйства СССР и союзных республик, а также госко­митетов по отраслям промышленности как попытка пре­одоления негативных тенденций в экономике

Итоги

Реформа не принесла кардинальных изменений в эконо­мике, а лишь усилила промышленно-управленческую неразбериху.

РЕФОРМЫ Н.С. ХРУЩЕВА В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

1953 – 1958 гг.

Оживление сельскохозяйственного производства:

  • повышение материальной заинтересованности колхозов;

  • списание долгов с колхозов и уменьшение налогообложения колхозов

  • расширение хозяйственной самостоятельности колхозов;

  • укрепление материально0технической базы колхозов

  • освоение целины

1958 – 1964 гг.

Усиление административного давления на аграрный сектор:

  • ликвидация МТС и продажа техники колхозам 1958 год

  • укрупнение колхозов и создание крупных агрохозяйств;

  • необоснованное расширение посевов кукурузы

  • гонения на подсобные личные хозяйства колхозников

  • необоснованные задания по заготовке мяса, значительное сокращение поголовья скота

ВЫВОД: Падение сельскохозяйственного производства, ухудшение снабжения населения продуктами питания, начало импорта зерна из-за границы

Повышение жизненного уровня населения.

Основные меры:

1. Повышение минимальной зарплаты на 25%.

2. Увеличение размера пенсий по старосте в 2 раза и снижение на 5 лет пенсионного возраста.

3. Развёртывание массового жилищного строительства и поощрение создания жилищно – строительных кооперативов.

4. Введение денежной оплаты труда колхозников.

5. Установление 8 – часового рабочего дня.

НОВЫЕ РЕАЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

1 Либерализация внешнеполитического курса

  • Нормализация отноше­ний с Югославией (1954-1955 гг.)

  • Подписание мирного договора с Австрией и возвращение ей суверенитета (1955 г.)

  • Политика мирного сосуществования: попытки добиться компромисса с западными странами по вопросам разоружения

  • Встреча Н. С. Хрущева и Д. Эйзенхауэра (1959 г.)

  • Одностороннее сокращение Советской Армии

  • Заключение договора между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере и под водой (1963 г.)

2 Продолжение «холодной войны» и возникновение конфликтных ситуаций в междуна­родных отношениях

    • Создание военно-политической организации социали­стических стран (Варшавский договор 1955 г.)

    • Подавление народного восстания в Венгрии (1956 г.)

    • Берлинский вопрос: обострение отноше­ний между ФРГ и СССР и возведение разделительной берлинской стены

    • Карибский кризис (1962 г.) ядерное противостояние США и СССР

Ухудшение отношений с Китаем и Албанией с 1960 г.

ВО ВЛАСТИ ИЛЕОЛОГИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ

«Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» (Н.С. Хрущев)

XXII съезд КПСС (октябрь 1961 год)

1. углубление десталинизации общества

2. Принятие новой программы КПСС – программы строительства коммунизма

нацеливание общества на выполнение трех задач:

1. Создание материально-технической базы коммунизма

2. формирование новых коммунистических общественных отношений

3. воспитание нового человека

КУЛЬТУРА В 1953-1964 гг. «Культурная оттепель» и ее пределы

Наиболее значимые культурные явления

  • «Оттепель в литературе» (И. Эренбург, В. Ду-динцев, А. Твардовский, А. Солженицын)

  • Появление новых театральных коллекти­вов — (Театр драмы и комедии на Таганке, «Современник»)

  • Начало выхода в свет новых журналов «Юность», «Иностран­ная литература», «Моло­дая гвардия»

  • Появление определенной свободы творчества в рамках государственного социализма

Особенности

  • Противоречивость

  • Контроль партийного аппарата за деятельнос­тью творческой интел­лигенции

  • Низкий художествен­ный вкус власти

Гонения на Бориса Пастернака за роман «Доктор Живаго»

Возобновление арестов за «антисоветскую деятельность» — дело молодых историков

Гонение на художников (Б. Жутовский, Э. Неизвестный и др.)

НАУКА в 1953 – 1964 гг.

Особенности: развитие НТР, преимущественно в рамках военно-промышленного комплекса

Достижения научно-технической революции:

  • Развитие химической промышленности

  • Расширение сети НИИ. Создание Сибирского филиала АН СССР.

НАРАСТАНИЕ НЕДОВОЛЬСТВА В ОБЩЕСТВЕ И ОТСТАВКА Н. С. ХРУЩЕВА

Недовольство политикой Н. С. Хрущева охватило многие социальные группы населения

  • Горожане недовольны повышением цен на продовольствие и фактичес­ким его нормированием

  • Селяне недовольны урезанием личных подсобных хозяйств

  • Верующие недовольны диктатом атеизма и новой волной закрытия хра­мов

  • Интеллигенция недовольна непоследовательно­стью культурной «оттепели»

  • Военные недовольны обвальным сокра­щением вооруженных сил

  • Чиновники партийно-государственного аппарата недовольны постоянной пере­тряской кадров и непродуман­ными реорганизациями

Потеря Н. С. Хрущевым под­держки со стороны бюрократи­ческого аппарата + расплата за удар по сталинизму

Организаторы смещения (Л. И. Брежнев, М. А. Суслов, А. Н. Шелепин, Н. В. Подгор­ный, В. А. Семичастных и др.)

Смещение Н. С. Хрущева со всех постов 14 октября 1964 г.

3 вариант

В области сельского хозяйства: повышение закупочных цен, уменьшение налогового бремени.

Началась выдача паспортов колхозникам — при Сталине они не имели свободы передвижения.

Разрешение увольнений с работы по собственному желанию (до этого без согласия администрации это было невозможно, а за самовольный уход следовало уголовное наказание).

Разрешение абортов по желанию женщины и упрощение процедуры развода.

Создание совнархозов — провалившаяся попытка сменить ведомственный принцип управления экономикой на территориальный.

Началось освоение целины, внедрение в культуру кукурузы. Увлечение кукурузой сопровождалось крайностями, например, её пытались выращивать в Карелии.

Расселение коммунальных квартир — для этого началось массовое строительство «хрущёвок».

Хрущёв объявил в 1961 г. на XXII съезд КПСС, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм — «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» В то время большинство людей социалистического блока (вместе с Китаем более 1 млрд чел.) с воодушевлением восприняло это заявление.

В период правления Хрущёва была начата подготовка «Косыгинских реформ» — попытки внедрения в плановую социалистическую экономику отдельных элементов рыночной экономики.

Значимым моментом в развитии экономики СССР был также отказ от внедрения Общегосударственной автоматизированной системы — системы централизованного компьютерного управления всей экономикой страны, разрабатывавшейся АН СССР и доведённой до стадии пилотного внедрения на отдельных предприятиях.

Несмотря на проводимые реформы, значительный рост экономики и ее частичный поворот в сторону потребителя (см. Семилетка), благосостояние большинства советских людей оставляло желать лучшего.

[править] Основные политические акции

Хрущёв и президент Египта Гамаль Абдель НасерБорьба с культом личности Сталина. [1]

Освобождение из тюрем и лагерей и реабилитация миллионов жертв сталинских репрессий.

Передача полуострова Крым УССР.

Полная или частичная реабилитация ряда репрессированных народов, восстановление Чечено-Ингушской АССР в 1957 году.

Постепенный переход к принципу «несменяемости кадров», увеличение самостоятельности глав союзных республик.

Начало космической программы — запуск Спутника № 1 и полёт в космос Юрия Алексеевича Гагарина.

Расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске, 1962

Размещение ядерных ракет на Кубе, что послужило началом Карибского кризиса 1962 года.

Возведение Берлинской стены.

Силовое подавление восстания в Венгрии (1956).

Встреча с американским вице-президентом Ричардом Никсоном в Айове.

studfiles.net

История государства и права России. Ч. 4 | Библиотека студента

Библиотека студента

Смерть И.В. Сталина в 1953 г. привела к серьезным изменениям в общественной и государственной жизни, открывая, по сути дела, новый период истории, и не только нашей страны. Изменились внешняя и внутренняя политика Советского государства, форма государственного единства, государственный механизм, общие принципы и отдельные отрасли права.

7.1. Развитие формы государственного единства

Наметившийся в середине 50-х гг. курс на демократизацию коснулся и сферы управления экономикой, где сложился крайний централизм. Такой порядок не учитывал тех серьезных изменений, которые произошли за истекшие годы в республиках. Там были подготовлены собственные кадры специалистов, способные учитывать конкретные условия своих регионов и успешно решать самые сложные задачи. Одновременно чрезмерная централизация неблагоприятно отражалась и на политической ситуации: республики тяготились таким положением и стремились к большей самостоятельности.

В 50-е гг. был осуществлен ряд мер по расширению прав союзных республик. В их ведение было передано свыше 11 тыс. предприятий.

Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1955 г. был изменен порядок планирования и финансирования хозяйства союзных республик. Республиканским совминам было предоставлено право самостоятельно утверждать планы производства и распределения всех видов промышленной продукции, производимой в республиках. В общегосударственном плане развития народного хозяйства объем продукции по этим предприятиям предусматривался в целом по республике.

Расширение бюджетных прав союзных республик выразилось в том, что в государственном бюджете СССР было отменено деление бюджета союзных республик на республиканский и местный. Теперь стали фиксировать лишь суммы расходов по каждой союзной республике в целом. Республиканские органы самостоятельно стали распределять средства между республиканскими и местными бюджетами.

Дальнейшие шаги по расширению прав союзных республик были осуществлены на основе решений XX съезда КПСС. ЦК КПСС и Совет Министров СССР 30 мая 1956 г. приняли постановление о дополнительной передаче в ведение союзных республик 3,5 тыс. предприятий и организаций легкой, текстильной, рыбной промышленности, производства продовольственных товаров, промышленности строительных материалов и некоторых других отраслей. Автомобильный транспорт и речной флот также были полностью переданы союзным республикам.

При этом ведущие отрасли экономики страны по-прежнему оставались в управлении Союза. Но и в той сфере, которая передавалась в ведение союзных республик, за Союзом оставалась координирующая роль. Она была возложена на созданную 11 февраля 1957 г. Экономическую комиссию Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

Важное значение имели меры по восстановлению прав репрессированных в годы Отечественной войны народов. По закону, принятому в феврале 1957 г., Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую, была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, Черкесская автономная область преобразована в Карачаево-Черкесскую, образована Калмыцкая автономная область, преобразованная в июле 1958 г. в Калмыцкую АССР. Однако названные меры не были полными. Оставались еще народы, чьи права также нуждались в восстановлении (крымские татары, немцы Поволжья и некоторые другие).

7.2. Перестройка государственного механизма

Стремление к демократизации государственной жизни нашло выражение в мерах, направленных на дальнейшее повышение роли Советов, активизацию их деятельности. В январе 1957 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». В постановлении определились задачи Советов: улучшение организационно-массовой работы и укрепление связи Советов с населением, вовлечение трудящихся в работу комиссий, массовых организаций.

В соответствии с решениями, принятыми в мае 1957 г., отраслевой принцип управления промышленностью и строительством был в большой мере заменен территориальным. Были упразднены многие общесоюзные и союзно-республиканские министерства, ведавшие промышленностью и строительством. Всю страну разделили на 105 экономических административных районов. В каждом из них Советом министров союзной республики создавался Совет народного хозяйства (совнархоз).

Переход к территориальной системе управления промышленностью и строительством преследовал цель приблизить управление к производству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства. Однако эта цель достигнута не была. Радикальных изменений в развитии промышленности и строительства не произошло.

В 50-е гг. были осуществлены меры по укреплению правопорядка и законности. Прежде всего был отменен внесудебный порядок рассмотрения дел и ликвидировано Особое совещание при МВД СССР. Устанавливалось, что дела о контрреволюционных и иных преступлениях рассматриваются в обычном процессуальном порядке. Многие (хотя далеко не все) несправедливо репрессированные люди были реабилитированы.

В марте 1954 г. из МВД СССР был выделен Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. В октябре 1956 г. управления Министерства внутренних дел и управления милиции в областях и краях были реорганизованы в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. Начальник управления милиции стал одновременно заместителем министра внутренних дел союзной республики и назначался ее Советом Министров. Восстановление принципа двойного подчинения в организационном построении органов внутренних дел предполагало укрепление их связи с Советами.

В конце 50-х гг. получила распространение передача некоторых государственных функций общественности. Одной из сфер, где эта практика особенно широко применялась, была сфера охраны общественного порядка. В ноябре 1958 г. в Ленинграде возникли добровольные народные дружины по охране общественного порядка. ЦК КПСС и СМ СССР 2 марта 1959 г. приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». В соответствии с ним ДНД стали создаваться повсеместно. В 1962 г. в стране насчитывалось более 130 тыс. добровольных народных дружин, объединявших в своем составе более 4 млн. человек.

В 1960 г. было ликвидировано Министерство внутренних дел СССР. Однако, как показала практика, это было непродуманным шагом. Усложнилась координация работы республиканских органов охраны общественного порядка, ослаб межреспубликанский обмен опытом борьбы с преступностью, снизились возможности использования в этой борьбе новейших достижений науки и техники.

Еще раньше, в 1956 г., были упразднены Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик, а их функции управления переданы Верховному суду СССР, Верховным судам союзных республик и автономных республик, краевым, областным судам. Последние имели право производить ревизии народных судов, а также осуществлять руководство государственными нотариальными конторами.

24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР, которым высший надзор за точным исполнением законов возлагался на Генерального прокурора СССР. Определялось, что органы Прокуратуры СССР составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Существенной реорганизации подверглись органы правосудия. В принятом в феврале 1957 г. Положении пересматривались полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны. Надзорные функции Верховного суда СССР были сокращены, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены.

Законом от 25 декабря 1958 г. было утверждено Положение о военных трибуналах. Надзор за судебной деятельностью военных трибуналов, организационное руководство ими осуществлялись непосредственно Военной коллегией Верховного суда СССР и Пленумом Верховного суда СССР.

 

2009-05-18 01:38:20 Учебники — вернуться к списку

www.studd.ru

Развитие административно-территориального устройства в 1950-1960-х годах

К середине 1950-х годов стал очевиден кризис в управлении экономикой. Сложилось мнение о необходимости децентрализа­ции управления. В рамках наметившегося общего расширения прав союзных республик им были переданы вопросы админис­тративно-территориального устройства, находящиеся прежде в компетенции СССР74. Те же, в свою очередь, передали некото­рые вопросы территориального устройства исполнительным ко­митетам областных Советов депутатов трудящихся75. Впервые был поставлен вопрос о целесообразности издания специально­го закона, закрепляющего территориальное устройство СССР, который, однако, так и не был принят76.

XXI съезд КПСС принял решение об удешевлении и совер­шенствовании государственного и хозяйственного аппарата в цен­тре и на местах, что предполагало укрупнение звеньев админи­стративного управления, предусмотренное «Контрольными циф­рами развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 гг.»77.

Динамика областного деления была связана с переходом от отраслевого к территориальному принципу управления промыш­ленностью и строительством. Вертикально-ведомственная систе­ма тормозила формирование хозяйственных комплексов и разви­тие экономики в целом. Стал необходимым переход от целена­правленно измельченной в прошлые десятилетия и функционально приспособленной территориальной системы к ад­министративно-хозяйственной.

Вслед за публикацией 30 марта 1957 года тезисов доклада Н.С.Хрущева о хозяйственной реформе развернулась широкая дискуссия, затронувшая административно-территориальное уст­ройство и взаимодействие совнархозов с местными партийными и советскими органами. Секретари обкомов, крайкомов и ЦК партии союзных республик, опасаясь разрушить сложившуюся систему управления, предлагали «привязать» новые органы к су­ществовавшему административно-территориальному делению со сложившейся вертикалью партийных комитетов и советов. Сек­ретари обкомов наиболее мощных областей (Иркутской, Львов­ской, Свердловской и других) настаивали на создании многооб­ластных экономических районов с центром в соответствующей области. Обоснованное предложение о формировании «многооб­ластных» совнархозов, отвергнутое в 1957 году, было использо­вано в 1962 году, но уже в качестве вынужденного шага для вы­хода из создавшейся кризисной ситуации.



Как и прежде, советское правительство настораживало созда­ние сильных экономических объединений во главе с совнархо­зом. С каждым днем дискуссии увеличивалось количество наме­чаемых совнархозов. Вместо первоначальных 17—22 было обра­зовано 105 административных экономических районов, соответствующих территориальному делению. Однако концепция преобразования административных экономических районов, сфор­мулированная на Пленуме ЦК КПСС 19 ноября 1962 года, пред­полагая интеграцию экономики в рамках мощных районов, сохра­няла прежнее административно-территориальное деление78.

В 1957—1962 годах в качестве экономического района высту­пала республика (союзная или автономная), край, область или группа областей, где создавались совнархозы, руководившие крупной промышленностью и строительством союзно-республи-

канского значения. Управление экономикой подведомственной совнархозу территории имело многоуровневую структуру: одна часть промышленности и строительства по-прежнему оставалась в ведении центральных органов, другая — управлялась совнар­хозами, третья — местными советами. Это принципиально про­тиворечило одному из основных положений теории экономичес­кого районирования, рассматривающему всю экономику как единое целое. Кроме того, находясь в республиканском подчи­нении, совнархозы не всегда успешно взаимодействовали с ме­стными органами.

Самым уязвимым в управлении оставалось чрезвычайно дроб­ное районное звено, которое и претерпело наибольшие измене­ния в 1950—1960-е годы. Начиная с 1956 года, развернулся про­цесс укрупнения, приведший к сокращению районов в отдель­ных областях до 50 процентов79.

В 1962 году единые административные районы были разделе­ны на промышленные и сельскохозяйственные. В последних со­здавались территориальные производственные колхозно-совхоз­ные и другие управления, организованные по тому же принци­пу, что и совнархозы. Отличие состояло в привязке их к первичным звеньям сельскохозяйственного производства — кол­хозам и совхозам. Производственные управления включали от 30 до 60 хозяйств и охватывали 2—4 административных района. Вскоре, однако, наметилась тенденция к их отождествлению с административными районами, укрупнение которых было вве­дено в русло управленческой политики. Однако количество ад­министративных районов сокращалось медленно, и около 40 процентов производственных объединений продолжали быть межрайонными.

В ходе всех преобразований сложилось весьма громоздкое ад­министративно-территориальное устройство, включавшее пять сеток районирования, не увязанных между собой по целям, фун­кциям и границам. Две из них (низовые и районные областно­го ранга) были, прежде всего, административно-политическими, две другие (колхозно-совхозные управления и укрупненные со­внархозы) были административно-хозяйственными, а последняя, не обладавшая директивными функциями, была разработана Гос­планом и предназначалась исключительно для планирования.

Переход к территориальному принципу управления экономи­кой изменил всю систему управления. Ключевым звеном стано­вились совнархозы административных районов, представлявшие коллегиальный орган, в котором не предусматривалось партий­ное представительство. Фактически сложилась ситуация, когда

хозяйственные структуры оказались самостоятельны по отноше­нию к обкомам и были оторваны от местных советов или даже им противопоставлены. Разрушалась складывающаяся десятиле­тиями система управления и соотнесенная с ней партийная вер­тикаль. Местные партийные и хозяйственные руководители уви­дели в этой ситуации способ расширения своих полномочий.

Продиктованная демократическими побуждениями ротация партийных кадров, закрепленная новым уставом КПСС в октяб­ре 1961 года, подорвала их стабильность, особенно на местном уровне. С целью вернуть контроль над управлением экономикой областные, районные и городские партийные организации в но­ябре 1962 года были разделены по производственному признаку на промышленные и сельские. На территории оказывались два райкома партии. Дальнейшее укрупнение совнархозов еще более ослабило позиции промышленных обкомов, которые оказались в подчинении местных совнархозов. Поскольку партийная и со­ветская система были тесно переплетены, то вместо единых со­ветов и их исполкомов создавались сельские и промышленные советы и их исполкомы. Выделение сельских и промышленных ветвей партийного руководства на местах было логичным про­должением сращивания партийного и государственного аппара­тов. Одновременно эта система совершенно отняла у местных советов их и без того очень скромную экономическую базу и создала предпосылки для дальнейшего ослабления власти сове­тов на местах.

В ноябре 1964 года Пленум ЦК КПСС признал необходимым восстановить единые партийные и советские органы на основе территориально-производственного принципа. Одновременно Президиум Верховного Совета РСФСР восстановил во всех об­ластях и краях единые советские органы. В соответствии с этим промышленные районы были ликвидированы, значительная часть необоснованно укрупненных административных районов была разукрупнена, а ранее существовавшие районы были вос­становлены. В ряде областей России, в том числе Урала, Сиби­ри и Дальнего Востока, это восстановление являлось, по суще­ству, механическим возвратом к прежнему делению80. Сентябрь­ский Пленум ЦК КПСС 1965 года признал целесообразным отказаться от территориального варианта управления экономи­кой и вернуться к отраслевому принципу.

Неудача реформы еще раз подтвердила несоответствие эконо­мического районирования административно-территориальному делению. Новая система управления вступила в серьезное про­тиворечие с чрезмерно измельченным низовым административ-

но-территориальным делением, а следовательно, и с территори­альной структурой партийно-государственного аппарата.

В дальнейшем общие направления развития административ­но-территориального устройства предполагали неуклонное уве­личение числа всех других административно-территориальных единиц при сохранении в неизменном виде количества областей (краев).

megaobuchalka.ru

Преобразования в экономике

Экономический курc в деревне

Во второй половине 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны. Их характер и направленность свидетельствовали о некотором изменении экономического курса. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности — сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Центральное место в ней занимали: повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйственного производства. Отныне государство определяло лишь объем заготовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. В 1956 г. размер направляемых в агросферу средств составил 18% общего объема капиталовложений (в 1955 г.— лишь 7%). Несколько раз повышались цены на сдаваемую государству сельхозпродукцию. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади). Были упорядочены расчеты хозяйств с МТС: устанавливались твердые ставки по оплате услуг в зависимости от фактического урожая. Предпринимались шаги по улучшению технической оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны — на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан — прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, крестьяне, специалисты).

В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право покупать у МТС технику. На базе МТС создавались ремонтно-технические станции. Они занимались ремонтом сельхозтехники, продажей сельхозмашин и горючего. Целесообразность этой меры нейтрализовалась поспешностью при ее проведении и неоправданно высокими ценами на устаревшую технику.

Вся совокупность экономических мер позволила добиться определенных успехов в развитии аграрного производства. В 1953—1958 гг. прирост сельхозпродукции составил по сравнению с предыдущими пятью годами 34%. За тот же период было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло. Реорганизация МТС, выкуп сельскохозяйственными предприятиями у МТС техники на кабальных условиях подорвали экономику многих хозяйств.

Непоследовательность аграрной политики проявлялась и в других преобразованиях, затронувших агросферу. Начался новый этап укрупнения колхозов и сселения неперспективных деревень. Осуществлялись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия (совхозы). Действовали силовые методы управления отраслями агросферы. В конце 50-х годов стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение находящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. Усилились волюнтаристские методы руководства сельским хозяйством. После визита Н. С. Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам по его настоянию рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

Результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.

Реформа управления промышленностью

Переориентирование экономики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратковременным. У руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в области экономики. В начале 1955 г. Г. М. Маленков — сторонник стратегии развития легкой промышленности — был вынужден покинуть пост председателя Совета Министров. Восстанавливался принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашло отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959—1965 гг.). (В связи с ошибками, допущенными при составлении шестого пятилетнего плана (1956—1960 гг.), был разработан новый план, рассчитанный на семь лет.) На рубеже 50—60-х годов почти 3/4 общего объема выпускаемой промышленной продукции приходилось на долю группы «А». Высокими тепами развивались машиностроение и приборостроение. Продолжалась механизация производственных процессов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство.

Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных промышленных предприятий. В их числе — Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы, предприятия синтетического каучука в Воронеже, Красноярске и Сумгаите, автоматизированный завод по производству бетона в Новой Каховке. Развивались новые промышленные отрасли — радиоэлектроника, ракетостроение. Состоявшийся в июле 1955 г. Пленум ЦК партии обратил внимание на необходимость улучшения внедрения в производство новейших достижений науки и техники.

Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная система управления тормозила развитие промышленности. Качественные сдвиги в ее структуре потребовали изменения форм и методов руководства индустриальными отраслями.

В 1957 г. был принят Закон о перестройке управления промышленностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства — совнархозы. В стране было создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение местных совнархозов. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

Социальная сфера

К концу 50-х годов произошли изменения в социальной структуре общества, что отразила проведенная в 1959 г. Всесоюзная перепись населения СССР. Выросла численность жителей страны: в 1959 г. она составляла 208,8 млн. человек против 190,7 млн. в 1939 г. Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока. Доля горожан составляла 48%. Увеличилась численность рабочих в общем составе населения, сократился процент сельских жителей и колхозного крестьянства.

Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния Народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Была отменена Плата за обучение в школах и вузах.

Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, Использование в домостроении сборного железобетона. Были разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с культурно-бытовыми учреждениями. Во второй половине 50-х годов почти 1/4 населения страны переселилась в новые квартиры.

histerl.ru