Патримониальная теория галлер – Реакционно-консервативные идеи и патримониальная теория происхождения государства Л. фон Галлера.

Патримониальная теория происхождения государства

Определим основные черты патримониальной теории происхождения государства.

Наиболее известным представителем патримониальной теории происхождения государства является Галлер. По его мнению, государство (как и земля) является частной собственностью правителя.

Патримониальная теория связывает происхождение государства с земельной собственностью. Правители властвуют над территорией по причине своего «исконного» права на собственность. В подобных обстоятельствах народ является своеобразным арендатором земли собственника, а чиновники – приказчиками правителей.

В соотношении власти и собственности представители патримониальной теории происхождения государства отдают приоритет праву собственности. Владение ею потом распространяется и на владение территорией, что и является предпосылкой для возникновения государства.

Согласно патримониальной теории

, государство можно воспринимать как своеобразную собственность отдельного правителя, так как он в определенной мере владеет, пользуется и распоряжается фактически всем, что располагается на территории данной страны. Это относится и к государственному аппарату, который обладает силовыми структурами.

К тому же в процессе формирования определенного государства его территория в значительной степени определялась пространством, в котором властвовал вождь, военачальник или другой руководитель племени.

Согласно представлениям сторонников патримониальной теории государственное хозяйство, финансы, армия и иные элементы государственности постепенно формируются из частного хозяйства правителя.

Однако в период своего становления государственные институты не всегда фактически имеются в полном распоряжении государя. Следует также отметить, что в эти времена имело место не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей.

Недостатком патримониальной теории происхождения государства является то, что в понимании процесса возникновения государственности преувеличено значение частной собственности на землю. При этом существует недооценка воздействия на него военно-политических, религиозных и иных факторов.

lecu.ru

Реакционно-консервативные идеи и патримониальная теория происхождения государства л. Фон Галлера.

Оригинальность теории сторонника идеи реставрации Людвига фон Галлера (1754-1854 гг.) основана отчасти на своеобразии мировоззренческой системы философа, отчасти на веяниях эпохи и жизненных перипетиях самого автора. Галлер – патриций (представитель знатного сословия) Берна, преподаватель истории и государствоведения в Бернском университете, внук известного ученого и поэта Альбрехта Галлера, слава которого простиралась далее границ Европы, получившего дворянство от Франца I. При таком блестящем происхождении и начале карьеры 1825 году Людвиг Галлер лишается кафедры из-за перехода в католицизм. Эмигрировав во Францию, Галлер нашел применение своим талантам в министерстве иностранных дел. В 1830 году он становится профессором престижной юридической школы Парижа

Ecole de chartes, однако начавшаяся 26 июля революция лишает его всех постов и привилегий. Но благодаря произошедшим изменениям в жизни Людвиг Галлер избирается в Большой совет швейцарского кантона Золотурн и становится основателем одного из заметных идеологических течений Европы – реставрации.

Эпоха революций, ввергшая Европу в бездну страданий, по мнению идеологов политико-правовых течений реставрации и консерватизма, стремившихся сохранить традиционный уклад жизни средневековой Европы, имеет причиной отступление от Бога и установленного им порядка. В сочинении «Реставрация политической науки» Галлер, критикуя теорию «общественного договора» Руссо доказывал, что общество – естественное явление для человека, оно не создается договором, люди всегда нуждаются друг в друге. Государство – естественное следствие исторического развития, союз, имеющий много общего с семьей и братством. И ничего более естественного для государства, чем вотчинное княжество нет, потому, что сама история привела к этой форме. Причиной всему – право собственности на землю

(почему, собственно, и теория Галлера – патримониальная, от лат. patrimonium – наследственное родовое имущество). В первобытном обществе земля находилась в общей собственности, затем право распоряжения землей концентрируется в руках сильнейших, вождей, учителей либо старейшин, по мере преобразования их власти в государственную, власть на землю трансформируется во власть над людьми на ней живущими. Люди всегда неравны и властвует всегда сильнейший, это не только закон природный, но и закон государственный. Однако источник силы может быть разный, поэтому помимо вотчинных княжеств, есть и военные монархии, возникшие из обществ, где большей властью обладал военный предводитель, или духовные монархии, где сильнее оказалась власть от бога. Но, так или иначе, право управлять населением происходило от права собственности на землю, где проживали нынешние подданные. История знает и такие формы государственности как добровольные союзы владельцев земли, которые представляют собой не что иное, как республики, которые вполне возможны, как считал Людвиг Галлер, в небольших странах.

Итак, власть сильнейшего – естественное положение вещей, установленное Богом. Власть может основываться на силе, знании, возрасте, опыте и т.д. Но Богом установлено и ограничение власти. Бог запрещает посягать на права другого, и потому общее благо должно быть в согласии со свободой каждого. И поскольку такой порядок установлен Богом, гарантией от злоупотребления властью сильнейшим является религия.

Княжества, возникли из семей, обладавших поземельной собственностью, но в отличие от семьи, государство обладает верховной властью. Верховная власть предполагает право войны и мира, право законотворчества, назначения и смещения чиновников и взимания податей, что и образует признаки государственности. Но все эти признаки преобразовались из частного владения князя. Так слуги стали государственными чиновниками, а государственные экономические ресурсы не что иное, как частные экономические ресурсы. Видимо, вассально-ленные отношения, основанные на предоставлении вассалам земли и обязанности сеньору конной военной службой, послужили восприятию государственных чиновников Галлером как слуг князя, которых он должен был содержать.

Однако князю следует помнить, что подданные тоже имеют права, в первую очередь, свободу и право собственности, и эти права дарованы Богом, поэтому посягать на них князь не вправе. И потому «бумажные конституции» не нужны, они содержат лишь то, что уже существует в силу естественного положения вещей, которое, повторим, не может быть нарушено. Так же и частноправовые законы – это запись для судей уже существующих в обществе обычаев и договоров.

Более жесткую позицию в своих научных изысканиях занимал выдающийся полемист своего времени, дипломат, посланник короля Сардинии в Санкт- Петербурге, Жозеф де Местр (1753-1821 гг.). Де Местр, изначально симпатизировавший французской революции, затем горько разочаровался в ней. Никто не знает, что такое война, пока не отправит туда собственного сына – известный афоризм философа и дипломата. Социальные потрясения века привели де Местра к стремлению сохранить мир и покой. Согласившись в основных моментах с Л. Галлером, философ, тем не менее, более консервативно счел, что для сдерживания европейских государей необходим институт папства и власть папы должна быть выше власти монархов. Поскольку человек извратил и нравственные законы и Божественный порядок, править им можно только опираясь на страх. Чрезмерная жесткость позиции де Местра одарила его от лица современников эпитетом

«пророк прошлого».

Некоторую созвучность в вопросах критики договорной теории происхождения государства имела научная позиция Густава Гуго (1764 – 1844 гг.), основоположника исторической школы права. Считая, что договорная теория не обеспечивает стабильности верховной власти, Г. Гуго полагал невозможной договоренность об институтах власти, о которых обществу еще ничего не было известно.

В то же время теория Людвига фон Галлера сама подверглась резкой критике Георга В. Ф. Гегеля, объявившего патримониальную теорию фанатизмом, не имеющим ничего общего с Божиим словом.

studfiles.net

Патримониальная теория происхождения государства

 /   /   /  Патримониальная теория происхождения государства


Патримониальную теорию возникновения государства предложил швейцарский мыслитель Карл Людвиг Галлер. Он полагал, что истоки происхождения государства лежат в собственности на землю. Так, когда человеческое общество находилось на ранней стадии своего развития, и основной хозяйственной деятельностью было собирание продуктов, дарованных природой (присваивающая экономика) земля была главным ресурсом. Именно борьбой за территории он объясняли конфликты между общинами и племенами. Однако в первобытную стадию развития человеческого общества земля еще принадлежала всем членам общины и находилась в коллективной собственности.

Впоследствии, в результате общественного развития, когда общество перешло к производящей экономике значением земли выросло еще больше, поскольку новый вид экономической и хозяйственной деятельности предполагал оседлый образ жизни. Этот период характеризуется тем, что земельная собственность и политическая власть концентрируется в раках вождей и элиты общества и постепенно перерастает во власть государственную. Таким образом, формируется государство. Первые государственные институты формируются из политической власти государя (вождя с наибольшими земельными владениями), органы управления государством формируются из наиболее близких к государю (вождю) представителей общества. Военная служба и налоговая повинность в этот период являются не государственными обязанности, а условно добровольными институтами, основными на личной зависимости представителей общества от государя.

Достоинства патримониальной теории образования государства

Патримониальная теория происхождения государства отличается логичностью и опирается на широкие исторические данные.

Недостатки патримониальной теории образования государства

Патримониальная теория происхождения государства возвышает и закрепляет монархическую власть и утверждает идеи, что право исходит исключительно из воли государя.


Интересное:

www.student-pravo.ru

Реакционно-консервативные идеи и патримониальная теория происхождения государства л. Фон Галлера.

Оригинальность теории сторонника идеи реставрации Людвига фон Галлера (1754-1854 гг.) основана отчасти на своеобразии мировоззренческой системы философа, отчасти на веяниях эпохи и жизненных перипетиях самого автора. Галлер – патриций (представитель знатного сословия) Берна, преподаватель истории и государствоведения в Бернском университете, внук известного ученого и поэта Альбрехта Галлера, слава которого простиралась далее границ Европы, получившего дворянство от Франца I. При таком блестящем происхождении и начале карьеры 1825 году Людвиг Галлер лишается кафедры из-за перехода в католицизм. Эмигрировав во Францию, Галлер нашел применение своим талантам в министерстве иностранных дел. В 1830 году он становится профессором престижной юридической школы Парижа Ecole de chartes, однако начавшаяся 26 июля революция лишает его всех постов и привилегий. Но благодаря произошедшим изменениям в жизни Людвиг Галлер избирается в Большой совет швейцарского кантона Золотурн и становится основателем одного из заметных идеологических течений Европы – реставрации.

Эпоха революций, ввергшая Европу в бездну страданий, по мнению идеологов политико-правовых течений реставрации и консерватизма, стремившихся сохранить традиционный уклад жизни средневековой Европы, имеет причиной отступление от Бога и установленного им порядка. В сочинении «Реставрация политической науки» Галлер, критикуя теорию «общественного договора» Руссо доказывал, что общество – естественное явление для человека, оно не создается договором, люди всегда нуждаются друг в друге. Государство – естественное следствие исторического развития, союз, имеющий много общего с семьей и братством. И ничего более естественного для государства, чем вотчинное княжество нет, потому, что сама история привела к этой форме. Причиной всему – право собственности на землю (почему, собственно, и теория Галлера – патримониальная, от лат. patrimonium – наследственное родовое имущество). В первобытном обществе земля находилась в общей собственности, затем право распоряжения землей концентрируется в руках сильнейших, вождей, учителей либо старейшин, по мере преобразования их власти в государственную, власть на землю трансформируется во власть над людьми на ней живущими. Люди всегда неравны и властвует всегда сильнейший, это не только закон природный, но и закон государственный. Однако источник силы может быть разный, поэтому помимо вотчинных княжеств, есть и военные монархии, возникшие из обществ, где большей властью обладал военный предводитель, или духовные монархии, где сильнее оказалась власть от бога. Но, так или иначе, право управлять населением происходило от права собственности на землю, где проживали нынешние подданные. История знает и такие формы государственности как добровольные союзы владельцев земли, которые представляют собой не что иное, как республики, которые вполне возможны, как считал Людвиг Галлер, в небольших странах.

Итак, власть сильнейшего – естественное положение вещей, установленное Богом. Власть может основываться на силе, знании, возрасте, опыте и т.д. Но Богом установлено и ограничение власти. Бог запрещает посягать на права другого, и потому общее благо должно быть в согласии со свободой каждого. И поскольку такой порядок установлен Богом, гарантией от злоупотребления властью сильнейшим является религия.

Княжества, возникли из семей, обладавших поземельной собственностью, но в отличие от семьи, государство обладает верховной властью. Верховная власть предполагает право войны и мира, право законотворчества, назначения и смещения чиновников и взимания податей, что и образует признаки государственности. Но все эти признаки преобразовались из частного владения князя. Так слуги стали государственными чиновниками, а государственные экономические ресурсы не что иное, как частные экономические ресурсы. Видимо, вассально-ленные отношения, основанные на предоставлении вассалам земли и обязанности сеньору конной военной службой, послужили восприятию государственных чиновников Галлером как слуг князя, которых он должен был содержать.

Однако князю следует помнить, что подданные тоже имеют права, в первую очередь, свободу и право собственности, и эти права дарованы Богом, поэтому посягать на них князь не вправе. И потому «бумажные конституции» не нужны, они содержат лишь то, что уже существует в силу естественного положения вещей, которое, повторим, не может быть нарушено. Так же и частноправовые законы – это запись для судей уже существующих в обществе обычаев и договоров.

Более жесткую позицию в своих научных изысканиях занимал выдающийся полемист своего времени, дипломат, посланник короля Сардинии в Санкт- Петербурге, Жозеф де Местр (1753-1821 гг.). Де Местр, изначально симпатизировавший французской революции, затем горько разочаровался в ней. Никто не знает, что такое война, пока не отправит туда собственного сына – известный афоризм философа и дипломата. Социальные потрясения века привели де Местра к стремлению сохранить мир и покой. Согласившись в основных моментах с Л. Галлером, философ, тем не менее, более консервативно счел, что для сдерживания европейских государей необходим институт папства и власть папы должна быть выше власти монархов. Поскольку человек извратил и нравственные законы и Божественный порядок, править им можно только опираясь на страх. Чрезмерная жесткость позиции де Местра одарила его от лица современников эпитетом «пророк прошлого».

Некоторую созвучность в вопросах критики договорной теории происхождения государства имела научная позиция Густава Гуго (1764 – 1844 гг.), основоположника исторической школы права. Считая, что договорная теория не обеспечивает стабильности верховной власти, Г. Гуго полагал невозможной договоренность об институтах власти, о которых обществу еще ничего не было известно.

В то же время теория Людвига фон Галлера сама подверглась резкой критике Георга В. Ф. Гегеля, объявившего патримониальную теорию фанатизмом, не имеющим ничего общего с Божиим словом.

studfiles.net

Патримониальная теория

Государство Патримониальная теория

Количество просмотров публикации Патримониальная теория — 269

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Патримониальная теория
Рубрика (тематическая категория) Государство


В наибольшей степени ярким представителœемпатримониальной теориипроисхождения государства явился К. Галлер.

Государство, по его мнению, как и земля, будет частной собственностью правителя, т. е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности. Материал опубликован на http://зачётка.рф Подобные правители господствуют над территорией в силу ϲʙᴏего ʼʼисконногоʼʼ права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителœей.

В соотношении понятий ʼʼвласть — собственностьʼʼ представители данной теории приоритет отводят праву собственности. Материал опубликован на http://зачётка.рф Владение ϶ᴛᴏй собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в базе возникновения государства. Исходя из всœего выше сказанного, мы приходим к выводу, что право собственности на землю будет первоосновою господства над территорией.

Действительно, государство может считаться собственностью определœенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всœем, что находится на территории данной конкретной страны, в т.ч. и государственным аппаратом, обладающим силовыми ϲʙᴏйствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в кᴏᴛᴏᴩом господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т. п. постепенно формируются из частного хозяйства государя, князя.

При этом в период ϲʙᴏего становления государственные институты далеко не всœегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно- политических, национальных, религиозных и иных факторов.


Патримониальная теория — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Патримониальная теория» 2014, 2015.

referatwork.ru

Реакционно-консервативные идеи и патримониальная теория происхождения государства Л. фон Галлера.

 

Оригинальность теории сторонника идеи реставрации Людвига фон Галлера (1754-1854 гг.) основана отчасти на своеобразии мировоззренческой системы философа, отчасти на веяниях эпохи и жизненных перипетиях самого автора. Галлер – патриций (представитель знатного сословия) Берна, преподаватель истории и государствоведения в Бернском университете, внук известного ученого и поэта Альбрехта Галлера, слава которого простиралась далее границ Европы, получившего дворянство от Франца I. При таком блестящем происхождении и начале карьеры 1825 году Людвиг Галлер лишается кафедры из-за перехода в католицизм. Эмигрировав во Францию, Галлер нашел применение своим талантам в министерстве иностранных дел. В 1830 году он становится профессором престижной юридической школы Парижа Ecole de chartes, однако начавшаяся 26 июля революция лишает его всех постов и привилегий. Но …
благодаря произошедшим изменениям в жизни Людвиг Галлер избирается в Большой совет швейцарского кантона Золотурн и становится основателем одного из заметных идеологических течений Европы – реставрации.

Эпоха революций, ввергшая Европу в бездну страданий, по мнению идеологов политико-правовых течений реставрации и консерватизма, стремившихся сохранить традиционный уклад жизни средневековой Европы, имеет причиной отступление от Бога и установленного им порядка. В сочинении «Реставрация политической науки» Галлер, критикуя теорию «общественного договора» Руссо доказывал, что общество – естественное явление для человека, оно не создается договором, люди всегда нуждаются друг в друге. Государство – естественное следствие исторического развития, союз, имеющий много общего с семьей и братством. И ничего более естественного для государства, чем вотчинное княжество нет, потому, что сама история привела к этой форме. Причиной всему – право собственности на землю (почему, собственно, и теория Галлера – патримониальная, от лат. patrimonium – наследственное родовое имущество). В первобытном обществе земля находилась в общей собственности, затем право распоряжения землей концентрируется в руках сильнейших, вождей, учителей либо старейшин, по мере преобразования их власти в государственную, власть на землю трансформируется во власть над людьми на ней живущими. Люди всегда неравны и властвует всегда сильнейший, это не только закон природный, но и закон государственный. Однако источник силы может быть разный, поэтому помимо вотчинных княжеств, есть и военные монархии, возникшие из обществ, где большей властью обладал военный предводитель, или духовные монархии, где сильнее оказалась власть от бога. Но, так или иначе, право управлять населением происходило от права собственности на землю, где проживали нынешние подданные. История знает и такие формы государственности как добровольные союзы владельцев земли, которые представляют собой не что иное, как республики, которые вполне возможны, как считал Людвиг Галлер, в небольших странах.

Итак, власть сильнейшего – естественное положение вещей, установленное Богом. Власть может основываться на силе, знании, возрасте, опыте и т.д. Но Богом установлено и ограничение власти. Бог запрещает посягать на права другого, и потому общее благо должно быть в согласии со свободой каждого. И поскольку такой порядок установлен Богом, гарантией от злоупотребления властью сильнейшим является религия.

Княжества, возникли из семей, обладавших поземельной собственностью, но в отличие от семьи, государство обладает верховной властью. Верховная власть предполагает право войны и мира, право законотворчества, назначения и смещения чиновников и взимания податей, что и образует признаки государственности. Но все эти признаки преобразовались из частного владения князя. Так слуги стали государственными чиновниками, а государственные экономические ресурсы не что иное, как частные экономические ресурсы. Видимо, вассально-ленные отношения, основанные на предоставлении вассалам земли и обязанности сеньору конной военной службой, послужили восприятию государственных чиновников Галлером как слуг князя, которых он должен был содержать.

Однако князю следует помнить, что подданные тоже имеют права, в первую очередь, свободу и право собственности, и эти права дарованы Богом, поэтому посягать на них князь не вправе. И потому «бумажные конституции» не нужны, они содержат лишь то, что уже существует в силу естественного положения вещей, которое, повторим, не может быть нарушено. Так же и частноправовые законы – это запись для судей уже существующих в обществе обычаев и договоров.

Более жесткую позицию в своих научных изысканиях занимал выдающийся полемист своего времени, дипломат, посланник короля Сардинии в Санкт- Петербурге, Жозеф де Местр (1753-1821 гг.). Де Местр, изначально симпатизировавший французской революции, затем горько разочаровался в ней. Никто не знает, что такое война, пока не отправит туда собственного сына – известный афоризм философа и дипломата. Социальные потрясения века привели де Местра к стремлению сохранить мир и покой. Согласившись в основных моментах с Л. Галлером, философ, тем не менее, более консервативно счел, что для сдерживания европейских государей необходим институт папства и власть папы должна быть выше власти монархов. Поскольку человек извратил и нравственные законы и Божественный порядок, править им можно только опираясь на страх. Чрезмерная жесткость позиции де Местра одарила его от лица современников эпитетом «пророк прошлого».

загрузка…

Некоторую созвучность в вопросах критики договорной теории происхождения государства имела научная позиция Густава Гуго (1764 – 1844 гг.), основоположника исторической школы права. Считая, что договорная теория не обеспечивает стабильности верховной власти, Г. Гуго полагал невозможной договоренность об институтах власти, о которых обществу еще ничего не было известно.

В то же время теория Людвига фон Галлера сама подверглась резкой критике Георга В. Ф. Гегеля, объявившего патримониальную теорию фанатизмом, не имеющим ничего общего с Божиим словом.

 


refac.ru

Реакционно-консервативные идеи и патримониальная теория происхождения государства Л. фон Галлера

 

Оригинальность теории сторонника идеи реставрации Людвига фон Галлера (1754-1854 гг.) основана отчасти на своеобразии мировоззренческой системы философа, отчасти на веяниях эпохи и жизненных перипетиях самого автора. Галлер – патриций (представитель знатного сословия) Берна, преподаватель истории и государствоведения в Бернском университете, внук известного ученого и поэта Альбрехта Галлера, слава которого простиралась далее границ Европы, получившего дворянство от Франца I. При таком блестящем происхождении и начале карьеры 1825 году Людвиг Галлер лишается кафедры из-за перехода в католицизм. Эмигрировав во Францию, Галлер нашел применение своим талантам в министерстве иностранных дел. В 1830 году он становится профессором престижной юридической школы Парижа Ecole de chartes, однако начавшаяся 26 июля революция лишает его всех постов и привилегий. Но благодаря произошедшим изменениям в жизни Людвиг Галлер избирается в Большой совет швейцарского кантона Золотурн и становится основателем одного из заметных идеологических течений Европы – реставрации.

Эпоха революций, ввергшая Европу в бездну страданий, по мнению идеологов политико-правовых течений реставрации и консерватизма, стремившихся сохранить традиционный уклад жизни средневековой Европы, имеет причиной отступление от Бога и установленного им порядка. В сочинении «Реставрация политической науки» Галлер, критикуя теорию «общественного договора» Руссо доказывал, что общество – естественное явление для человека, оно не создается договором, люди всегда нуждаются друг в друге. Государство – естественное следствие исторического развития, союз, имеющий много общего с семьей и братством. И ничего более естественного для государства, чем вотчинное княжество нет, потому, что сама история привела к этой форме. Причиной всему – право собственности на землю (почему, собственно, и теория Галлера – патримониальная, от лат. patrimonium – наследственное родовое имущество). В первобытном обществе земля находилась в общей собственности, затем право распоряжения землей концентрируется в руках сильнейших, вождей, учителей либо старейшин, по мере преобразования их власти в государственную, власть на землю трансформируется во власть над людьми на ней живущими. Люди всегда неравны и властвует всегда сильнейший, это не только закон природный, но и закон государственный. Однако источник силы может быть разный, поэтому помимо вотчинных княжеств, есть и военные монархии, возникшие из обществ, где большей властью обладал военный предводитель, или духовные монархии, где сильнее оказалась власть от бога. Но, так или иначе, право управлять населением происходило от права собственности на землю, где проживали нынешние подданные. История знает и такие формы государственности как добровольные союзы владельцев земли, которые представляют собой не что иное, как республики, которые вполне возможны, как считал Людвиг Галлер, в небольших странах.



Итак, власть сильнейшего – естественное положение вещей, установленное Богом. Власть может основываться на силе, знании, возрасте, опыте и т.д. Но Богом установлено и ограничение власти. Бог запрещает посягать на права другого, и потому общее благо должно быть в согласии со свободой каждого. И поскольку такой порядок установлен Богом, гарантией от злоупотребления властью сильнейшим является религия.

Княжества, возникли из семей, обладавших поземельной собственностью, но в отличие от семьи, государство обладает верховной властью. Верховная власть предполагает право войны и мира, право законотворчества, назначения и смещения чиновников и взимания податей, что и образует признаки государственности. Но все эти признаки преобразовались из частного владения князя. Так слуги стали государственными чиновниками, а государственные экономические ресурсы не что иное, как частные экономические ресурсы. Видимо, вассально-ленные отношения, основанные на предоставлении вассалам земли и обязанности сеньору конной военной службой, послужили восприятию государственных чиновников Галлером как слуг князя, которых он должен был содержать.

Однако князю следует помнить, что подданные тоже имеют права, в первую очередь, свободу и право собственности, и эти права дарованы Богом, поэтому посягать на них князь не вправе. И потому «бумажные конституции» не нужны, они содержат лишь то, что уже существует в силу естественного положения вещей, которое, повторим, не может быть нарушено. Так же и частноправовые законы – это запись для судей уже существующих в обществе обычаев и договоров.

Более жесткую позицию в своих научных изысканиях занимал выдающийся полемист своего времени, дипломат, посланник короля Сардинии в Санкт- Петербурге, Жозеф де Местр (1753-1821 гг.). Де Местр, изначально симпатизировавший французской революции, затем горько разочаровался в ней. Никто не знает, что такое война, пока не отправит туда собственного сына – известный афоризм философа и дипломата. Социальные потрясения века привели де Местра к стремлению сохранить мир и покой. Согласившись в основных моментах с Л. Галлером, философ, тем не менее, более консервативно счел, что для сдерживания европейских государей необходим институт папства и власть папы должна быть выше власти монархов. Поскольку человек извратил и нравственные законы и Божественный порядок, править им можно только опираясь на страх. Чрезмерная жесткость позиции де Местра одарила его от лица современников эпитетом «пророк прошлого».

Некоторую созвучность в вопросах критики договорной теории происхождения государства имела научная позиция Густава Гуго (1764 – 1844 гг.), основоположника исторической школы права. Считая, что договорная теория не обеспечивает стабильности верховной власти, Г. Гуго полагал невозможной договоренность об институтах власти, о которых обществу еще ничего не было известно.

В то же время теория Людвига фон Галлера сама подверглась резкой критике Георга В. Ф. Гегеля, объявившего патримониальную теорию фанатизмом, не имеющим ничего общего с Божиим словом.

 

megaobuchalka.ru