Патриархальная теория происхождения государства аристотель – Патриархальная теория происхождения государства и права, плюсы и минусы кратко

Содержание

Аристотель: теория происхождения государства

Сущность теории

Смыслом патриархальной теории является то, что государство структурировано разрастающимися из поколения в поколение семьи. Главный человек этой семьи и является главой государства, то есть монархом. Его властность, этим образом является продолжением власти отца, монарх же представляется отцом всего круга своих подданных. Из патриархальной теории исходит вывод о необходимости для всего человечества подчиниться власти государства.

Замечание 1

Государство, по мнению Аристотеля, является не только результатом естественного развития, но и верховной формой общения людей. Оно охватывает все иные общественные формирования , такие как семья, селение.

В государстве находит свой конец и политическая природа человека. Аристотель, к примеру, исходит из того, что люди, являясь коллективными существами, устремлены к общению, образованию семей, а развитие семей приводит к формированию государства. Аристотель объяснял государство продуктом умножения семей, их расселения, а так же соединения. Согласно Аристотелю, государственная власть является продолжением и развитие власти отца. Он считал тождественными государственную власть и патриархальную власть главы семейства.

Сторонником данной теории являлся Р. Филмер — политический писатель английского происхождения. Филмер, являясь сторонником неограниченной власти короля, делал попытки, опираясь на библию, доказывать, что Адам, который приобрел власть от бога, отдал потом эту власть собственному старшему сыну – патриарху, а позже и тот уже собственным потомкам (королям). Сочинение Филмера «Патриарх» считалось довольно-таки экзотической работой, которая выражала идеологию патриархальной теории. Современники Филмера обращали внимание на несопоставимость множества её положений. К примеру, из теории Филмера исходило, что монархов должно было быть такое количество, каким было количество отцов семейств, либо в мире должна существовать только единственная монархия. Понятно, что такого никогда не было в истории, да и не представлялось возможным. Но множество других юристов и социологовнаиболее глубоко и полно рассматривали роли семей в происхождении государства, а также иных социальных институтов. В России сторонником похожей теории был социолог русского происхождения Н.К. Михайловский.

Замечание 2

Позитивным в патриархальной теории являлось то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призвали устранить из жизни все вредное, неразумное, безнравственное по отношению к человечеству. Такое представляется возможным только в обществе, построенном по типу семейных отношений.

Создатели данной теории были ориентированы на Древнюю Грецию. Процессия создания государства в Древней Греции двигалась иначе. На холмах Греции не могли расти злаки, но была возможность разведения мелкого скота. Когда население увеличивалось, стал вопрос о поиске нового источника питания. Люди уделили свое внимание морю. Они стали получать из него продукты. Но самое важное, море дало возможности вступления во взаимоотношения с Египтом и Передней Азией, осуществлять обмен существующими продуктами с людьми, которые их населяли. Было очень важно эффективно организовывать собственное производство и умело строить отношения с соседними регионами. Этим занялись старейшины, главы советов старейшин, позже вожди, которые, по уровню роста населения, преобразовались в царей. Вот почему в данном регионе Земли процессия образования государственности пошла как бы по форме патриархального типа, то есть по типологии разрастания кровнородственного семейства, а сам царь уже стал «патриархом» (отцом) целого народа.

Древняя Италия имела отличия от Древней Греции. Основная часть ее территории составлена горами, которые были покрыты лесами. Климатом ее представлялся куда более сырым и прохладным. Земель, пригодных для занятия земледелием, было слишком мало. Море в Италии не является столь приветливым, как в Греции, потому как на востоке оно чрезмерно бурное, его берега неприступны, на западе также почти не находится удобных бухт. Поэтому римляне (латиняне) являлись народом, у которого первоначально роль старейшин была велика. Но позже, возможно в связи с ростом населения, нехваткой пищи, когда надо было завоевывать новые территории, жизнедеятельностью стали управлять вожди. Но в Древнем Риме воздействие «отцов» крупнейших семей оставалось неизменно значительным и в будущем.

Семья, являясь первоначальной формой организованного общения, естественно увеличивалась, затем делилась. Но так как у людей есть естественная потребность в общении, а также при влиянии условий экономики, семьи, соединенные преданием об общем формировании, соединяются в племена, племенные союзы, народности, соединенные уже общим историческим прошлым. Именно государственная власть представляется постепенным преобразованием власти отца, которая переходит во власть монарха, власть государя.

Плюсы и минусы теории

К плюсам патриархальной теории следует относить то, что она может способствовать сплоченности в обществе; уважению, почету власти государства, а также взращивает дух родства, братства, взаимной связанности членов общества в образе членов семьи.

Минусом теории представляется прямое отождествление семьи и государства, власти отца и монарха Этому выражают противоречия следующие факты:

  1. Семья связана действительными родственными связями, в то время как весь народ, даже, несмотря на наличие конкретной общности, вряд ли правильно было объявить родственниками;
  2. Монарх является представителем публичной власти, которая отделена от народа, мощь его власти имеет другой базис, чем власть отца в семействе, ибо:

    • отец на самом деле — основатель рода, а монарх же, если и основал, то государство, а никак не народа;
    • монарх не может являться родственником практически всего населения;
    • довольно часто монарх приглашается из иностранного государства, то есть вообще не может иметь кровнородственных связей с управляемым государством;
    • власть отца является неформальной и непосредственной, власть монарха — формализованная, сопровождается церемониалом, опосредованно осуществима, посредством чиновников, иногда подкрепляется законами, хартиями, ставит опору на аппарат принуждения.
  3. Невозможно считать государство прямым продолжением семьи, потому как оба эти института зародились постепенно и как раз практически в одно и то же время в процессии разложения первобытнообщинного строя.

spravochnick.ru

Патриархальная теория происхождения государства. Аристотель — Студопедия.Нет

Текст. Происхождение государства

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т. е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Восторженную характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов — все идет своим установленным порядком». Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т. е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род.

Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=OPlRuE-l5gc – подробнее.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства.

И все же причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели — половина дела.

Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности.

Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины.

Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов.

В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.

Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность.

Кратко. Об основных теориях происхождения государства.

 

Патриархальная теория происхождения государства. Аристотель.

Государство, по учению Аристотеля, – высочайшая форма союза между людьми; оно – высочайшая цель этики, нравственной деятельности человека; только в государственной жизни человек находит возможность исполнять свое предназначение. Основание государства – семья; семейный быт основан на видах отношений, установленных самой природой людей; это отношения мужа к жене, родителей к детям, господина к рабам.

Отношение мужа к жене, по воззрению Аристотеля, есть свободный нравственный союз, в котором власть управления принадлежит мужу (патриархат), потому что природа мужчины выше природы женщины; но жена – свободная участница домашнего быта…

 

По закону природы, число людей, составляющих семейство, размножается, и семейство становится общиной. Общины по естественной потребности соединяются между собою в союз, устанавливают общие законы, и таким образом возникает государство.

 

Оно имеет ту же самую цель, как и вообще всякая человеческая деятельность; эта цель – счастье всех его членов. А счастье основано на добродетели; потому первая задача государства – делать граждан добродетельными людьми. Согласно учению, которое Аристотель излагает в «Политике», государство не только союз людей, живущих в одной области и цель его не только взаимная помощь; связь между его членами не ограничивается взаимною защитою от насилия. Все это необходимо, но этим не исчерпывается понятие о государстве. По мнению Аристотеля, государство имеет не только практическую, но и этическую цель. Оно – союз людей для общей нравственной деятельности, имеющей своею целью такое устройство жизни, которое было бы совершенным и удовлетворяло бы разумным потребностям человека; это союз, в котором частные интересы подчиняются общему благу.

studopedia.net

Патриархальная и договорная теории происхождения государства

Патриархальная теория происхождения государства

Основателем патриархальной теории происхождения государства является Аристотель.

Замечание 1

Суть теории заключается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи. Согласно этой теории люди являются существами коллективными, стремящимися к взаимному общению, которое должно привести к возникновению семьи. Позже развитие и разрастание семьи в итоге соединения людей, а также разрастания числа семей, ведут к формированию государства. Власть государя является естественным продолжением отцовской власти семейного «патриарха».

Плюсами теории является то, что она:

  1. Абсолютно справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»;
  2. Позволяет устанавливать порядок в обществе в результате подчинения «воле отца»;
  3. Оказывает поддержку в вере людей в неразрушимость мира;
  4. Помогает раскрывать роль главы государства, на которую претендует индивид, который обладает серьезным опытом.

Минусы:

  1. Не позволяет раскрывать процессию появления государства во всех областях мира;
  2. Не может объяснить следующее, что если государство является единой семьей, то почему происходит война?
  3. Не в силах объяснить жесткость законов.

Патриархальная теория предусматривает происхождение государства конкретно из разросшейся семьи, а вся власть монарха конструирует из отцовской власти над членами семьи.

Замечание 2

Точно так же, как и теологическая теория, патриархальная направляется на обоснование неограниченной власти монарха, царя, но исток этой власти наблюдала уже не столь в ее божественном происхождении, сколько же в тех формах семьи, где произрастали неограниченная власть главы семьи, патриарха.

Родилась данная теория в Греции, обоснование она получала изначально в трудах Аристотеля, но развиваться стала в 17 веке в трудах англичанина Фильмера «Патриарх». Фильмер, являясь сторонником неограниченной королевской власти, делал попытки, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который получил власть от бога, отдал впоследствии данную власть собственному старшему сыну — патриарху, а тот собственным потомкам — королям.

В Китае эту теорию развил Конфуций (551 — 479 годы до нашей эры). Он рассмотрел государство в образе большой семьи. Императорская власть была подобна власти отца, а отношения правящих и подданных являлись семейным отношениям, где младшие находятся в зависимости от старших, должны быть преданными своим правителям, быть почтительными и слушаться абсолютно во всем старших. Правители обязаны заботиться о собственных подданных, как это всегда было приняты в семье.

Договорная теория происхождения государства

  1. Теория общественного договора, которую основал Ж.Ж. Руссо.

    По мнению Руссо люди в «догосударственном» (естественном) состоянии владеют прирожденными правами и свободами. После во имя мира и ради благополучия заключается общественный договор между каждым без исключения членом общества и формируемым государством. Люди делятся частью собственных прав государственной власти, принимают обязательство подчиниться ей, а государство обязано сохранять неотчуждаемые права человека, такие как право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей является основой законной власти, по мысли Руссо. В результате каждая из сторон является одним из участников такой воли. Суверенитет всецело принадлежит народу, а правители являются уполномоченными народа, которые обязаны отчитаться перед ним. Все эти идеи Руссо излагал в наиболее известной своей работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» в 1762 году.

    На основании теории Руссо, государство является субъектом, который образован людской волей, то есть воля людей является первичной, а государство, – производным от этой воли, вторично. Государство является созданием людей, и государство может быть таким, каким его хотели бы видеть граждане (люди).

  2. Теория общественного договора Т. Гоббса.

    Гоббс считал, что естественным состоянием человечества является состояние «войны всех против всех». Чтобы прекратить эту войну, важно договариваться, объединиться. Но данная договорённость не прекращает войны, даже в том смысле, в каком видел ее понимание Гоббс. Люди, которые объединены в государство, под властью, к примеру, монарха, продолжают претерпевать лишения. Очевидна социальная расслойка общества, и как последствие, преступления против личности и собственности. Гоббс же, наоборот, доказал, что как быстро власть добровольно передается правителю, к примеру, князю, то он – князь – сейчас наделен неограниченными полномочиями. Гоббс превознес роль государства, которое он наделил абсолютным суверенитетом. В вопросах о формах государства Гоббса — на уровне монархии.

  3. Теория общественного договора Дж. Локка.

    Один из известнейших теоретиков гражданского общества – это философ британского происхождения Дж. Локк, который выступил противником власти военной феодальной аристократии в пользу демократического правового государства. Идеалом данного государства представляется подотчетность короля и лордов закону, то есть монархия конституционного типа. Локк предусмотрел особенный конституционный механизм, который препятствует государству выходить за грани полномочий, был первым кто предложил принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно теории Локка, люди еще до образования государства находились в естественном состоянии, при котором каждый из них был обладателем власти, которая вытекала из закона.

  4. Теория общественного договора А.Н. Радищева.

    Представителем договорной теории в России был революционный демократ А. Н. Радищев, он утверждал, что государственная власть принадлежит всему народу, передана ему от монарха, и должна быть подконтрольна народу. Люди же, входя в государство, только ограничивают, а вовсе не утрачивают собственную естественную свободу. Отсюда он вывел право народа на восстание, революционное свержение монарха, если тот допустил злоупотребление властью, произвол.

spravochnick.ru

6.Патриархальная теория происхождения государства.

Патриархальная теория была широко распространена в Др.Греции и рабовладельческом Риме, в период средневекового абсолютизма и дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

В Средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р.Филмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.

Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Видный историк М.Н.Покровский считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех.

Патриархальная теория по преимуществу представляет исторический интерес. Патриарх – «главный отец». Господствовала в древнем мире.

Главное содержание. Согласно патриархальной теории, государство, во-первых, образуется путем разрастания семей или путем вовлечения в организацию семей родственников. Патриархальная теория до сих пор эврестична (представляет интерес) для объяснения социальных явлений в тропической Африке, в долине Амазонки, в труднодоступных регионах Азии (напр., в горах Афганистана), а во-вторых, патриархальная теория просто переносит характеристики семейных отношений на ситуации внутри политического сообщества. Другими словами, глава государства выполняет функцию отца для своих подданных. Эта теория презюмирует (предполагает в виде какой-либо аксиомы), что отец семейства является благим, мудрым, щедрым, разумным и т.д., поэтому все «домочадцы» должны ему беспрекословно подчиняться.

В средние века патриархальная теория применялась в Европе для оправдания образа так называемого «просвещенного деспота». Просвещенный деспотизм для многих абсолютистских государств Западной Европы. Просвещенный деспот лучше своих подчиненных знает их нужды и средства их удовлетворения.

Достоинства: Патриархальная теория предполагает, что глава государства несет ответственность перед своими подданными так же, как отец семейства несет ответственность за благополучие своей семьи и домочадцев.

Недостатки: 1) Гентерный недостаток (бесправие и растворенность в семье женины). 2) Патриархальная теория исходит из ложной предпосылки, что отец семейства всегда обладает выдающимися положительными характеристиками. 3) Патриархальная теория вообще не предусматривает режим обратной связи от подданных к монарху, следовательно верховная власть действует по своему усмотрению вслепую.

studfiles.net

11. Патриархальная теория происхождения государства.

Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

12. Теория насилия.

Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники эт ой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инстру­ментом организации и управленческого воздействия завоевате­лей, государство становится мощным средством защиты завое­ванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Гер­манией в качестве официальной идеологии.

13. Психологическая теория происхождения государства.

Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии — такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.

Государство — явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Маркс,

Плеханов, Ленин, Бердяев).

Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности  закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную  жизнь человека. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии  его проявлений в реальной жизни.

В связи с этим имеют полное право на существование и органическая, и психологическая теории происхождения государства, поскольку ими исследуются биологические и психологические особенности человека как члена общества и гражданина государства, а общество и государство как система взаимодействующих биологических видов, наделенных волей и сознанием. Трубецкой, ссылаясь на Спенсера, пишет, что «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, между людьми — частями социального организма — связь психическая» С позиций договорной и экономической теорий происхождения государства эти воззрения несостоятельны. Тем не менее договор об учреждении государственного образования может быть заключен биологическими индивидами, обладающими нормальной человеческой психикой. Развитие общества и образование государства в силу экономических причин также невозможно без участия  психики человека и его физических усилий.

studfiles.net

Патриархальная теория происхождения государства.

Представители: Конфуций (551-479 до н. э.), Аристотель (384-322 до н. э.), Р. Филмер (1604-1688).

Содержание:Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструируется из власти отца над членами его семьи.

Аристотель считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение людей между со­бой невозможно. Люди — существа общественные и стремятся к объединению. Первым таким объединением становится патриархаль­ная семья. Увеличение числа семей и их объединение приводят к образованию государства. Государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Таким образом, согласно учению Аристотеля государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи.

Свое развитие теория нашла в XVII веке в сочинении англичанина Р. Фильмера «Патриарх». Р.Фильмер пытался, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну – патриарху, а тот уже своим потомкам – королям. Таким образом, библейская семья Адама рассматривалась как зародыш государственности.

В России патриархальную теорию активно развивали социолог, публицист, теоретик народничества Н.К. Михайловский, ис­торик М.Н. Покровский.

Психологическая теория происхождения государства

Представители: Л.И. Петражицкий (1867-1931), 3. Фрейд (1856 -1939), Г. Тард (1843-1904).

Содержание:Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, желанием повелевать и подчиняться. Фрезер полагал, что люди испытывают потребность подчиняться силе и та­кой силой является государство. В качестве доказательства представители теории ссылаются на примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических лидеров.



 

Договорная теория происхождения государства

Представители: Т. Гоббс (1588-1679), Б. Спиноза (1632-1 1677), Г. Гроций (1583-1645), Д. Локк (1632-1704),, Ж.-Ж. Рус­со (1712-1778),А.Н. Радищев (1749 – 1802).

Содержание:Отдельные элементы данной теории разрабатывались еще философами Древней Греции и Древнего Рима. Однако в своем классическом виде договорная теория появилась лишь в XVII-XVIII вв. и получила широкое распространение в Новое время, одновременно с зарождением тео­рии правового государства и теории разделения властей.

Представители данной теории считали, что государство возникло в результате соглашения, то есть договора между людьми, которые, находясь в естественном со­стоянии, вынуждены были вести «войну всех против всех». В силу договора часть своих прав люди делегировали государству в обмен на его защиту и покровительство, перейдя в правовое состояние. Если же условия договора нарушаются, то народ имеет право на революцию.

Ж.-Ж. Рус­со в его знаменитом труде «Об общественном договоре, или принципы политического права» с идеей общественного договора связывал реализацию принципа народного суверенитета. По его мнению, цель договора — в том, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый остается столь же свободным, как и прежде.

Ж.-Ж. Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления, ибо, согласно общественному договору, «только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо».

А.И. Радищев считал, что государство возникает не как результат некого Божественного Провидения, а как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных; что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди, входя в государство, лишь ограничивают, но не теряют свою естественную свободу. Отсюда он выводил право народа на восстание и революционное свержение монарха, если он злоупотребляет властью и допускает произвол.

 

Теория насилия (завоевания)

Представители: Е. Дюринг (1833-1821), Л. Гумплович (1838-1909), К. Каутский (1854-1938).

Содержание: Государства возникают исключительно по во­енно-политическим причинам, в результате завоевания одних племен дру­гими. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним и создается государство. По Е. Дюрингу, насилие необходимо для удержания в повино­вении покоренных народов. С этой целью создается специальный аппарат принуждения — государство, и его инструмент право. Л. Гумплович утверждал, что история не представляет ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате насилия одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения.

 

Ирригационная теория происхождения государства.

Представители: К.А. Виттфогель.

Содержание: Возникновение государств связывается с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях (в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и т.д.). Эта необходимость приводит к образованию класса интеллектуалов-управленцев, налаживающих систему ирригации, от функционирования которой зависит выживание всего общества. В результате данный класс получает власть над всем обществом. Создаются разветвленный управленческий аппарат, нацеленный на обеспечение бесперебойного функционирования ирригационной системы и контроля над участием всего населения в едином производственном и жизненном цикле.

 

Органическая теория происхождения государства

Представители: Г. Спенсер (1820-1903).

Содержание: Согласно данной теории, человечество возникло как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора, борьбы с соседями в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции государства (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние функции (оборона, нападение). Таким образом, государство приравнивается к человеческому организму, так как является результатом действия сил природы. Оно так же наделяется самостоятельной волей и сознанием. Наибольшее развитие теория получила в конце XIX — начале XX вв.

Марксистская теория.

Представители: К. Маркс (1818 -1883), Ф. Энгельс (1820 – 1895), В. И. Ленин (1870 – 1924).

Содержание: Основным письменным источником марксистской теории является работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.)

Государство возникает в результате естественного экономического развития первобытного общества. В соответствии с марксистско-ленинским подходом решающую роль в происхождении государства отводится возникновению классов. Государство возникает как продукт классовой непримиримости, как аппарат подавления господствующим классом других классов.

В соответствии с общематериалистическим подходом, решающее значение имело не классовое структурирование общества, а экономическое развитие общества, развитие его производительных сил и распределительных отношений, что потребовало совершенствования управления и привело к возникновению государства.

 

Расовая теория

Представители: Ж. Гобинно (1816-1882), Ф. Ницше (1844-1900).

Содержание: Главный постулат теории в том, что человеческие расы неравны, различаются по уровню физического, умственного и психологического развития. Высшая раса (белая) имеет право на господствующее положение. Государство же является инструментом обеспечения этого господства. В трактовке Ф. Ницше государство является средством насильственного социального процесса, порождающего элитарную расу культурных людей (сверхчеловеков), призванных господствовать над остальными.

 

Теории происхождения права


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

§ 2. Патриархальная теория. Происхождение государства

Похожие главы из других работ:

Возникновение права

4.2 Патриархальная теория

Патриархальная теория происхождения права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в…

Исторический анализ происхождения государства и права

1.1 Патриархальная теория

Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.). Смысл этой теории в том…

Общая характеристика теорий происхождения государства и права

3.2 Патриархальная теория

Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое обществе изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель. По Аристотелю…

Основные теории происхождения государства и права

2.2 Патриархальная теория

Патриархальная теория рассматривает государство наилучшей формой правления, призванной обеспечить общее благо всем членам общества. При этом власть монарха предстает как продолжение власти отца (патриарха) большой семьи…

Происхождение государства

§ 2. Патриархальная теория

Патриархальная теория происхождения государства была распространена в Древней Греции и Риме, получила развитие в период средневекового абсолютизма и дошла до наших дней…

Происхождение государства и права

Патриархальная теория.

Данную теорию основали Платон (соч. «Государство») и Аристотель (соч. «Политика»), развил Фильмер (соч. «Патриархия»). В Китае эту теорию развивал Конфуций. В России последователем этой теории был социолог Н. К. Михайловский и видный историк М. Н…

Происхождение права

2.2 Патриархальная теория

Патриархальная теория происхождения права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в…

Происхождение права и государства

9. Патриархальная теория

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель…

Теоретическое обоснование происхождения права

2.2 Патриархальная теория

Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое общество изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель. Он полагал…

Теории происхождения государства

2. Патриархальная теория.

Теории происхождения государства и права

2.2 Патриархальная теория

Возникла в древности. Ее основателем был Аристотель, однако подобные идеи высказывались и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н. К. Михайловским (ХIХ в.). Смысл этой теории заключается в том…

Теории происхождения государства. Понятие формы государства и её влияние на развитие государства

1.2 Патриархальная теория происхождения государства

Как и все теории, эта теория имеет свои особенности и последователей. К наиболее известным представителям патриархальной теории мы можем с уверенностью отнести Аристотеля, древнегреческого философа и ученого, Филмера…

Теории происхождения государства. Правовые семьи современности

а) Патриархальная и социально-экономическая

По моему мнению, сходство патриархальной и социально-экономической теорий происхождения государства состоит в том, что в обеих теориях есть господствующая элита. В патриархальной теории это единоличный правитель, монарх…

Теория происхождения государства

2.2 Патриархальная теория происхождения государства

Основная идея данной теории — государство, как продукт развития семьи. Основными представителями этой теории, является Аристотель, Фильмер, Михайловский. Представители этой теории утверждают, что люди — существа коллективные…

Характеристика основных теорий происхождения государства и права

1.2 Патриархальная теория

Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое обществе изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель…

pravo.bobrodobro.ru