Патриархальная теория – Патриархальная теория происхождения государства — это… Что такое Патриархальная теория происхождения государства?

11. Патриархальная теория происхождения государства.

Основатель
патриархальной теории

происхождения государства — Аристотель.

Суть
теории
:
государство- это продукт разросшейся
семьи. Согласно этой теории люди –
существа коллективные, стремящиеся к
взаимному общению, приводящему к
возникновению семьи. В последствие
развитие и разрастание семьи в результате
объединения людей, а также увеличение
числа семей приводят к образованию
государства. Власть государя есть
естественное продолжение власти отца,
«патриарха» в семье.

Плюсы
теории
:

  • 1)
    Теория справедливо обращает внимание
    на взаимосвязь «государства» и «семьи»;

  • 2)
    Позволяет установить в обществе порядок
    как результат подчинения «воле отца»;

  • 3)
    Поддерживает веру людей в нерушимость
    мира;

  • 4)
    Раскрывает роль главы государства, на
    которую претендует человек, обладающий
    большим опытом.

Минусы:

  • 1) Не
    позволяет раскрыть процесс возникновения
    государства во всех частях мира;

  • 2) Не
    объясняет, что если государство — единая
    семья, то почему происходит война?

  • 3) Не
    объясняет жесткость законов.

Патриархальная
теория происхождения государства.

  • Патриархальная
    теория рассматривает возникновение
    государства непосредственно из
    разросшейся семьи, а власть монарха
    конструирует из власти отца над членами
    его семьи.

  • Так
    же, как и теологическая теория,
    патриархальная была направлена на
    обоснование неограниченности власти
    царя, монарха, но истоки этой власти
    видела уже не столько в ее божественном
    происхождении, сколько в тех формах
    семьи, где существовали неограниченная
    власть главы семьи, патриарха.

  • Зародилась
    эта теория в Греции, обоснование получила
    первоначально в трудах Аристотеля, но
    свое развитие нашла в XVII
    веке в сочинении англичанина Фильмера
    «Патриарх». Фильмер, сторонник
    неограниченной королевской власти,
    пытался, опираясь на Библию, доказать,
    что Адам, который, по его мнению, получил
    власть от бога, передал затем эту власть
    своему старшему сыну — патриарху, а
    тот уже своим потомкам — королям.

В Китае
эту теорию развивал Конфуций (551 — 479 гг.
до н.э.). Он рассматривал государство
как большую семью. Власть императора
уподоблялась власти отца, а отношения
правящих и подданных — семейным отношениям,
где младшие зависят от старших и должны
быть преданными правителям, почтительными
и слушаться во всем старших. Правители
же должны заботиться о своих подданных,
как это принято в семье.

12. Теория насилия.

Идейные истоки
этой теории зародились еще в эпоху
рабовладения. Ее представители считали,
что государство возникает в результате
насилия и завоевания. Более развернутое
научное обоснование теория насилия
получает в XIX-XX
веках. Ее смысл
состоит в том, что возникновение частной
собственности, классов и государства
является результатом внутреннего и
внешнего насилия, то есть путем прямого
политического действия. Государство
продолжает быть органом угнетения
только в тех странах, где еще не стерлись
юридические различия между победителями
и побежденными.

Наиболее характерные
черты теории насилия изложены в работах
Е. Дюринга, Л. Гумплевича, К. Каутского
и других.

По мнению
Дюринга,
собственность, классы и государство
возникают как результат насилия одной
части общества над другой.

Австрийский
социолог и государствовед Гумплович
является представителем теории внешнего
насилия. Согласно этой теории государство
образуется вследствие завоевания
сильного племени более слабого. В итоге
завоевания возникает рабство: одно
племя, победившее в борьбе, становится
господствующим; другое, потерпевшее
поражение, теряет свободу и оказывается
в положении рабов. Рабство в свою очередь
ведет к появлению частной собственности
и классов. С частной же собственностью
связан и ею обусловлен переход от
кочевого быта к земледельческому,
оседлому быту. Государственная
власть
, по
Гумпловичу, возникает из физической
силы: господство племени, основанное
вначале только на физическом преобладании
над другим племенем, постепенно
превращается в государство класса,
опирающегося на экономическое могущество
последнего.

Каутский
также видит источник государства во
внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель,
по его утверждению, подчиняет себе
побежденное племя, присваивает землю
этого племени, а затем принуждает его
систематически работать на себя, платить
дань или подати. В результате такого
завоевания возникает деление на классы,
а принудительный аппарат, создаваемый
победителями для управления побежденными,
превращается в государство. Лишь там,
пишет Каутский, где имеет место внешнее
насилие, «возникает деление на классы,
но не вследствие деления общины на
различные подразделения, но вследствие
соединения в одно двух общин, из которых
одна делается господствующим и
эксплуатирующим, другая — угнетенным и
эксплуатируемым классом».

Ссылаясь на пример
образования ряда стран Европы и Азии,
которые возникали, по мнению ученого,
не иначе, как путем насилия, Л.
Гумплович
сделал окончательный вывод, согласно
которому «вследствие подчинения одного
класса людей другому образуется
государство», а из потребности победителей
обладать «живыми орудиями» возникали
экономическая основа античной семьи,
отношения властвования, существовавшие
между господином и его слугою.

Отвергать полностью
теорию насилия нельзя не только из
формальных соображений, но и на основании
исторического опыта, который подтверждает,
что завоевание одних народов другими
являлось реальным фактором существования
государственности исторически длительное
время (например Золотая Орда). Элементы
насилия, как внутреннего, так и внешнего,
объективно присутствовали и сопровождали
существование любого государства
(Римское, Древнегерманское государство,
Киевская Русь).

Абсолютизируя
роль насилия в истории, данная теория
не учитывает того, что очень многие
государства и правовые системы раньше
и сейчас создаются и развиваются отнюдь
не в результате завоевания извне или
иным насильственным путем.

studfiles.net

Теория происхождения государства патриархальная и ее суть

Во все времена люди стремились к знаниям. Прежде всего, человечество хотело узнать о своём происхождении. В процессе познания люди понимали, что весь окружающий мир выстроен намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. При этом общество является составляющим элементом ещё более сложной структуры, а именно государства. Именно в составе этого большого механизма, человечество живёт, творит шедевры, воюет, эволюционирует и другое. Общество и государство неразрывно связанны между собой, поэтому изучение последнего должно быть максимально детальным. Быть может, посредством знаний о государстве люди смогут разгадать тайны своего происхождения.

Государство и процесс его изучения

По своей сути государство – это сложная социально-политическая формация, которая обладает рядом, присущих только ей факторов, а именно:

— суверенитетом;

— политической властью;

— специфическим аппаратом управления;

— территорией;

— аппаратом принуждения.

Другими словами, государство является формой взаимосвязи социума. Этот механизм появляется вследствие деятельности самого человека. Проще говоря, государство исходит от общества, а не наоборот. В процессе изучения государства многие учёные выдвигали разные версии происхождения этого социально-политического механизма. Таким образом, появились определённые теории, каждая из которых по-своему объясняет процесс возникновения государства. Одну из таких теорий выдвинул древнегреческий философ Аристотель. Патриархальная теория происхождения государства, изобретённая им, имеет ряд характерных особенностей, о которых будет рассказано ниже.

Что такое теории происхождения государства?

Существует масса теорий, которые раскрывают процесс зарождения и эволюции государства. В каждой из них рассматривается одно и то же, с позиции разных точек зрения. Любая теории доказывает, что государство – это социально-политическая формация, однако в каждой теории, представлены разные пути прихода общества к ней. Этот сложный механизм является продуктом эволюции человечества и его сознания.

Отсюда следует, что любая теория происхождения государства, патриархальная или любая другая — это рамки, в которых рассматривается один общий фактор эволюции общества – государство.

История становления патриархальной теории происхождения государства

Практически все концепции, которые предоставляют теории происхождения государство, берут своё начало с XVII – XVIII веков, когда человечество было на пороге перехода в новую эру. Тем не менее, существует теория происхождения государства, патриархальная основа которой, зародилась ещё в древней Греции и Риме. Её популярность в те далёкие времена была обусловлена тенденциями, которые существовали в обществе. Как в римском, так и в греческом социуме, мужская фигура была ключевой. Человеком и полноправным гражданином считался мужчина. Подобные патерналистские веяния обусловили появление патриархальной теории. Забегая немного вперёд, следует сказать о том, что патриархальная теории подразумевает собой психологическую предрасположенность общества к объединению. В этом смысле патер и государство отождествляются с отцом и семьёй. Немаловажную роль сыграла религия в процессе развития патриархальной теории. Религиозные верования во многом поясняли особенности этой теории, особенно во времена средневековья. Представители патриархальной теории происхождения государства были уверенны в том, что первоначально, Бог даровал королевскую власть Адаму, тем самым сделав его Патером (главой семьи).

Суть патриархальной теории происхождения государства

Вся концепция основана на веровании в то, что государство возникло из большой семьи, а власть государя, царя или короля – из отцовской власти в семье.

Все представление построено на том, что люди по своей природе — это существа, нуждающиеся в объединении. Стремление к созданию одной семьи – это их природная тяга, другими словами, наследственный фактор. Патриархальная теория происхождения государства, автор которой считается Аристотель, поясняет факт того, что человечество постоянно создавало семьи, которые в последствие переросли в государство. Такая эволюция произошла из-за большого количества семей. Для обеспечения более грамотного управления и контроля обычная власть отца эволюционировала в форму государственного правления.

Согласно патриархальной теории, взаимоотношения правителя и общества должны быть основаны по принципу «семья – отец». При этом мы говорим не только о единоличной власти монарха или короля, а об аппарате управления в целом. Ведь даже во времена древних римлян существовал демократический строй управления державой.

Патерналистская теория

Теория происхождения государства, патриархальная суть которой ужесточилась с течением времени, преобразовалась в новую концепцию – патерналистскую. Суть последней состоит в том, что она прямо соотносит государство и семью. При этом не допускается никаких отклонений от этой, главной концепции. Глава государства, вне зависимости от политического строя и формы правления, всегда является отцом, а сама держава – страной. Подобная теории была выдвинута Конфуцием. По его мнению, управление государством должно быть основано на следующих добродетелях:

— забота о младших;

— уважение младшими старших;

Патерналистская теория очень нашла своё подтверждение во время существования Русской Империи. Отношения в государстве строились на вере в «царя-батюшку».

Патриархальная теория – плюсы и минусы

Конечно, теория происхождения государства, патриархальная суть которой создаёт конструкцию «отец – семь», во многом проливает свет на факт появления государства. Исторические доказательства этой концепции существуют, так как первоначально общественный строй был на гране родоплеменной общины. Однако невозможно прямо отожествлять современные государства с обычной семьёй, так как внутренние процессы, аппарат власти и другие конструкции государства во много раз сложнее, чем в обычной семье.

Итак, патриархальная теория даёт детальное описание факта происхождения государства, но в процессе человеческой эволюции она перестала быть ключевой. Нельзя сказать, что она в корни неправильная, рациональное зерно присутствует, но в целом её нельзя назвать основной.

fb.ru

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ — это… Что такое ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ?



ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

распространенная в бурж. науке теория, по к-рой начальной и осн. ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, воплощавшая начала частной собственности и «естественной» власти отца. Согласно П. т., патриархальная семья являлась прообразом гос-ва, патриарх- домовладыка — прообразом монарха, а его власть — прообразом и источником гос. власти. Т. о., П. т. используется для обоснования клас. господства. П. т. впервые была изложена Платоном и Аристотелем, а в ср. века разрабатывалась Августином, Фомой Аквинским, Ж. Боденом и особенно Р. Филмером в его сочинении «Патриарх, или Естественное право королей». Образцами начальных семей для этих писателей были библейская патриархальная община и римская familia. В 18 в. П. т. придерживались энциклопедисты, в 1860-х гг. с нею вновь выступил Г. Мэн. В новейшее время многие бурж. ученые, и особенно В. Шмидт, пытались использовать П. т. в своей борьбе с марксистской концепцией истории. П. т. была опровергнута учением И. Бахофена и особенно Л. Моргана, развитым К. Марксом и Ф. Энгельсом. Изучение первобытнообщинного строя показало, что патриархальная семья возникает на сравнительно поздней ступени развития первобытного общества, в ходе его распада.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.-Л., 1948.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия .
Под ред. Е. М. Жукова.
1973—1982.

  • ПАТРИАРХ
  • ПАТРИАРХАТ

Смотреть что такое «ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ» в других словарях:

  • Патриархальная теория происхождения государства — К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Они обосновывают тот факт, что люди  существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению …   Википедия

  • Теория родового быта — так называется учение известной школы историков и юристов, по которому исходным моментом истории и права арийских народов служил своеобразный союз кровных родственников, именуемый родом, в противоположность другой школе, утверждавшей, что таким… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Теории происхождения государства — Теории происхождения государства  теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки  [[теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика …   Википедия

  • Теории происхождения государства и права — Теории происхождения государства  теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика …   Википедия

  • Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… …   Энциклопедия инвестора

  • ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ — (общиннородовой, первобытно коммунистический) первая в истории человеческого общества социально экономич. формация. Охватывает, согласно общепринятым в марксистской науке представлениям, эпоху от возникновения человека и человеч. общества до… …   Советская историческая энциклопедия

  • ПАТРИАРХАТ — (от. греч. patnr отец и arxn власть, букв. отцевластие) наиболее распространенная форма первобытнообщинных отношений времени их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в х ве, обществе и семье. Согласно одной из точек зрения (М. О …   Советская историческая энциклопедия

  • БРАК — в широком смысле социально организованные половые отношения между мужчиной и женщиной. В узком смысле Б. представляет собой гражданское состояние мужчины и женщины, их союз для образования семьи , рождения детей. Брачные отношения в современном… …   Социология: Энциклопедия

  • Государство — У этого термина существуют и другие значения, см. Государство (значения). Титульный лист сочинения Томаса Гоббса Левиафан (1651 год), посвящённого проблемам государства …   Википедия

  • Государственность — Государство  особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.… …   Википедия

dic.academic.ru

Патриархальная теория происхождения государства

Выявим содержание патриархальной теории происхождения государства.

Наиболее известными представителями патриархальной теории происхождения государства являются философ Аристотель, английский мыслитель Фильмер, русский социолог Михайловский и др.

Сторонники патриархальной теории происхождения государства обосновывают тот факт, что люди – это существа коллективные, которые стремятся к общению, что приводит к появлению семьи.

В дальнейшем её развитие и увеличение в результате объединения людей и роста количества семей приводит в итоге к возникновению государства. Таким образом, согласно патриархальной теории, государство – это результат разрастания семьи.

Следовательно, власть государя есть как бы продолжение власти отца (патриарха), которая является неограниченной. Так как власть патриарха изначально признается как божественное явления, то подданным следует беспрекословно подчиняться государю. При этом сопротивление подобной власти считается недопустимым.

Согласно положениям патриархальной теории происхождения государства только отеческая забота монарха может создать необходимые для человека условия и обстоятельства жизни. Как отец в семье, так и руководитель в государстве не выбирается и не смещается подданными, поскольку они являются его детьми

Следует отметить, что аналогия государства с семьей допустима, так как структура современной государства появилась не сразу, а эволюционировала от простейших форм. Они действительно могли быть сопоставимы с первобытной семьей. Помимо этого, патриархальная теория происхождения государства формирует ореол святости, уважения государственности и власти, родства всех в своей стране.

Однако представители теории патриархального происхождения государства заметно упрощают процесс возникновения государственности. Они фактически экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а категории «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются с категориями «государь», «подданные».

К тому же, согласно исследованиям историков, семья как социальный институт появилась практически параллельно с возникновением государства в рамках процесса разложения первобытнообщинного строя.

lecu.ru

Сущность патриархальной теории




⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 12Следующая ⇒

Патриархальная теория берет свое начало еще в древности, в частности в Греции. Её название происходит от греческого слова patriarches — глава рода. Патриархальная теория представляет государство как естественную форму жизни людей, вне которой их общение невозможно. Возникло оно в результате стремления людей к объединению, к образованию патриархальной семьи. Да и само государство отождествляется с большой семьей.

Представители патриархальной теории.

Патриархальная теория впервые была сформулирована в VI-V вв. до н.э. китайским философом Конфуцием. Он говорил о государстве, как о большой семье, где власть правителя подобна власти отца. В этой семье чтят традиции, преемственность поколений, главенство старших. В обмен на уважение и подчинение правитель оберегает и направляет подданных, подобно отцу-наставнику.

Аристотель развивает эту концепцию. Он пишет, что в государстве все формы общения достигают своего завершения и благой жизни. И ради этого блага люди подсознательно стремятся к образованию единой большой семьи. Государственный деятель не может ждать наступления идеальных условий, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом, в условиях лучшей конституции управлять людьми — такими, как они есть. Наилучшими формами государственной власти он считал такие, при которых исключается возможность своекорыстного использования власти и при которых власть служит всему обществу. К таким формам, по мнению Аристотеля, относятся монархия, аристократия, умеренная демократия. Также этой теории придерживался Платон.

В XVII веке английским политическим теоретиком Робертом Филмером (1588–1653) был внесен значительный вклад в развитие патриархальной концепции. Работа Филмера «О патриархе» при его жизни ходила по рукам знакомых в рукописи и была опубликована лишь после его смерти в 1680 г., так как потребовалась тори для идеологического обоснования поддержки Карла II во время «кризиса изгнания». Известность Филмер приобрел, прежде всего, благодаря Локку, который критиковал его идеи в своем «Первом трактате о государственном правлении» и предложил альтернативную концепцию во «Втором трактате о государственном правлении». Власть, по мнению Р. Филмера, есть проявление божественной воли. Она исходит от Адама, который получил ее от Бога, и от прародителя человечества даруется людским правителям. Как Адам был отцом человеческого рода, так и монархи являются опекунами человечества. Их власть неограниченна, ибо только им ведомо, что есть благо, а что зло и заблужденье. Данная точка зрения отражает связь рассматриваемой концепции с теологической.


В России данную теорию пропагандировали: социолог, теоретик народничества, Н.К. Михайловский и известный историк XX века М.Н.Покровский.

Все представители обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства.

В соответствии с патриархальной теорией происхождения государства отношения отца с членами семейства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства, заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его. Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.

Патриархальная теория направлена на обоснование неограниченности власти царя, монарха, истоки этой власти видно в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи, патриарха. Данная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха. Точка зрения о происхождении государства и права из семьи объясняет, что государственная власть возникает и существует в обществе подобно тому, как в семье естественным образом утверждается власть главы семейства. Как домовладыка обязан заботиться обо всех членах семейства, и в то же время вправе требовать от них беспрекословного подчинения, волен казнить их и миловать, так и единовластный правитель в государстве должен заботиться и о государстве в целом, и о каждом из своих подданных, давать им защиту и покровительство, и подданные нуждаются в такой «отеческой заботе». Вместе с тем, этот единовластный правитель (монарх) вправе требовать от подданных безусловного повиновения, а у подданных нет, и не может быть никаких прав по отношению к монарху. Неповиновение, сопротивление, восстание подданных, столь же противоестественны и преступны, как и неповиновение отцовской власти или хуже того – отцеубийство.



Недостатки теории.

1. Главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместная жизнь. А государство призвано исполнять совершенно другие функции. К тому же, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя.

2. Данная теория уязвима при столкновениями с такими укладами семейной жизни, как равноправие и матриархат.

3. Представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, перенося понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». Современная наука оценивает эту теорию как несостоятельную, поскольку первоначально в обществе возникает не семья, а род (родовая община). Это подтверждается краткой характеристикой в трудах российских либералов, представляющих процесс образования государства как постепенное расширение родового или племенного союза. В своем отрицании данной концепции либералы исходили из ее несоответствия историческим фактам.

4. Под значительным влиянием патриархальной теории в Европе, а также России появились традиции веры в доброго царя, добродетельного правителя, «отца народа», только с появлением, которых возможны изменения к лучшему, и на мудрость которых, а не на право и закон, должно опираться государство.

5. Патриархальная теория происхождения государства теоретически оправдывала пассивность общества, ожидание им чужих решений, являясь, по своей сути, антидемократичной.

6. Не объясняет множества аспектов, сопровождающих становление государства. Не указываются предпосылки развития тех или иных институтов, не говорится об иерархии управления этими институтами.

7. Не освещено множество параметров, по которым мы можем назвать то же племя государством. Данная теория дает власти не только сакральное обоснование, но и легитимность на почве семейных уз.

Достоинства.

1. Патернализм основан на покровительстве, опеке и контроле старшими младших, а также подчинении младших старшим. Во внутригосударственных отношениях — принципы и практика государственного управления, построенного по парадигме контроля государства над людьми. В трудовых отношениях — система дополнительных льгот, субсидий и выплат на предприятиях за счёт предпринимателей с целью закрепления кадров, повышения производительности, смягчения напряжения. В международных отношениях — опека крупными государствами более слабых стран, колоний, подопечных территорий.

2. Патриархальная теория представляется более прогрессивной, нежели теологическое учение о государстве и праве, так как государство, хотя и примитивно, но все же является продуктом развития человеческого общества, а не божественной воли. В отличие от теологической концепции патриархальная называет государство благом, а не аппаратом насилия и угнетения.

3. Это одна из первых теорий, показавших, пусть упрощенно и односторонне социальную природу государства и права. Патриархальная теория представляется более прогрессивной, нежели теологическая, так как государство является продуктом развития человеческого общества, а не божественной воли.

4. Патриархальная концепция способствует установлению в обществе порядка, как результата подчинения «воле отца».

5. Рассматриваемая теория поддерживает веру людей в нерушимость мира. Ведь именно в хороших семьях никогда не дерутся, а достигают компромисса на основе учета взаимных интересов.

6. Показывается один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вождей.

7. Авторы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы человеческого сообщества всегда претендует человек, аккумулирующий жизненный опыт.

8. Государство оценивается как инструмент максимально возможного удовлетворения интересов и потребностей индивидов и общества в целом.

Назначение теории.

1. Объяснять всеобъемлющую и неограниченную власть правителя.

2. Трактовать отсутствие выборов правителя. Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смешается подданными, ибо последние — его дети.

3. Теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.

4. Оправдывает пассивную роль общества в жизни государства.

5. Патриархальная концепция в примитивной форме отражает становление древних монархий, но при этом отрицает правовую свободу человека в государстве и оправдывает неограниченное насилие и даже деспотическое господство несовершенством человеческой природы, психологической потребностью людей в «родительско-властной» опеке.

Договорная теория

Представители этой теории – Б. Спиноза (Голландия), А.Радищев (Россия), Гоббс, Дж.Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция)

Ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством.

Соглашения людей – основа законной власти.

Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Плюсы:

1. Данная теория была крупным шагом вперед в познании государства, так как порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти

2. Имеет глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на восстание против власти неугодного правителя и его свержение

3. Обозначила неотъемлемость прав и свобод человека, которые в равной степени возникают в момент его рождения (все люди от природы равны)

Минусы:

1. Малоэффективно работает на большой территории

2. Схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое на определенном этапе своего развития якобы “осознает необходимость соглашения между народом и правителями”

3. Недооценка в происхождении государственности военно-политических факторов

 

Анализ теории насилия

Логическое завершение получила в 19 в. в трудах Е.Дюринга, Л.Гумпловича, К.Каутского.

Причина образования государства кроется в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими

Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и становиться государство

Плюсы данных концепций заключаются в том, что на ряду с насилием в регионах присутствовали социально-экономические факторы.

Минусы состоят в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств.

Дюринг:

Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Дюрингу – это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают собственность и классы

Гумплович

Государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия, это ведет к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения.

Также Гумплович утверждал, что государства всегда основывались меньшинством пришлых завоевателей, то есть более сильной расой, расой победителей.

Каутский

Государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени) над побежденными. И уже в рамках насильственно объединённой общности победителей и побежденных из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного племени — класс эксплуатируемых. Каутский также пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

 

Материалистическая теория

Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

Афинская форма – классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.

Римская форма отличается тем, что родовое общество взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.

Германская форма — государство возникает как результат завоевания обширных территорий.

К представителям материалистической теории обычно причисляют Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего социально-экономическими причинами.

Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право — обычаям.

В материалистической теории государство не навязывается обществу извне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и расслоением общества по имущественному признаку интересы различных социальных групп стали противоречивы.

В новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая, поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса.

Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются:

1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённая силы.

В подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство — продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены… И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы».



Читайте также:

lektsia.com

Патриархальная теория происхождения государства, основные представители




Поиск Лекций




Введение

Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Они обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства.
Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его.
Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.
Целью данного реферата является рассмотрение патриархальной теории происхождения государства.


Патриархальная теория происхождения государства, основные представители

Смысл патриархальной теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом — это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.
Патриархальная теория происхождения государства и права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель — древнегреческий философ и педагог.
Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В государстве находит свое завершение и политическая природа человека. Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.
В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 — 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.
Сторонником патриархальной теории был Р. Филмер — английский политический писатель. Филмер, сторонник неограниченной королевской власти, пытался, опираясь на библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну – патриарху, а тот уже своим потомкам – королям. Сочинение Филмера было самой экзотической работой, выражавшей идеи патриархальной теории. Уже современники Филмера обратили внимание на несуразность многих её положений. Например, из теории Филмера следовало, что монархов должно было бы быть столько, сколько было отцов семей, или в мире должна была существовать одна монархия. Естественно, такого исторически никогда не было, да и быть не могло. Однако многие другие юристы и социологи более глубоко рассматривали роль семьи в возникновении государства, а также других социальных институтов.



 

Данная теория получила современное звучание в идее государственного

патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации — болезни, инвалидности, безработицы и др.
В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. Михайловский (1842 — 1904 гг.).
Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.




Являясь первоначальной формой организованного общения, семья, естественным образом увеличиваясь, затем делится. Но поскольку в людях заложена естественная потребность в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, объединенные преданием об общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического прошлого. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы. Собственно государственная власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха.

2 Оценка теории

Прежде всего надо отметить, что в ней правильно обращается внимание на то, что такие понятия как «семья» и «государство» взаимосвязаны и что связь между государством и семьей не только долго не утрачивается после перехода в государственное состояние, но существует и поныне. Указывается на то, что вождь, правитель продолжает и в новом качестве быть отцом своих детей, да и к подданным относиться не как к чужим, а как к своим детям. Отзвук того далекого времени сохранялся не только до Октябрьской революции в России («царь-батюшка», «царица-матушка»), но, пожалуй, он существует в какой-то мере и сегодня. Часто наши сограждане рассуждали так: вот напишу Генеральному секретарю, а теперь — Президенту, он и разберется! Совершенно справедливо сторонники этой теории обращают внимание на тот факт, что так же, как в семье, власть «передается» сыну после смерти отца, так же и в государстве власть наследуется.
Патриархальная теория несет большой положительный заряд, особенно если учесть, что она была создана в III в. до н.э. Во-первых, она способствует установлению в обществе порядка, как результата подчинения «воле отца». Во-вторых, она поддерживает веру людей в нерушимость мира. Ведь именно в хороших семьях никогда не дерутся, а достигают компромисса на основе учета взаимных интересов. В-третьих, теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вождей, которые, как правило, проживали в городах. В-четвертых, авторы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы человеческого сообщества всегда претендует человек, аккумулирующий жизненный опыт. И, наконец, следует заметить в оправдание создателей этой теории, что они жили до новой эры, их знания об окружающей жизни были невелики. В Греции были сильны остатки родового строя, и они как бы списывали свою теорию с окружающей действительности. Правдоподобность этой теории велика.
Сегодня информации о мире неизмеримо больше и отчетливо видно недостатки патриархальной теории. Известно, что общество развивалось многовекторно и многовариантно, и поэтому объяснить образование государства во всех частях мира эта теория не в состоянии. Есть пробелы и в самой этой теории. Непонятно, если государство — единая семья, то почему же люди постоянно воюют между собой, причем это имеет место во всех регионах земного шара и у всех народов? Что, все семьи сплошь плохие? Еще более непонятно, по чьей воле возникают революции в обществе, если власть отца изначальна и непоколебима? Или, если монарх — «отец родной» и руководит своими детьми, то почему он допускает, что в его государстве часто существуют противоречивые законы? Чем объясняется наличие во многих государствах законов несправедливых, а то и жестоких? Есть сомнения в истинной научности этой теории. Исторической наукой установлено, что патриархальная семья возникла из рода (общины) как результат его деления. Практически она появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Ну и конечно, авторов этой теории и особенно ее продолжателей обвиняют в том, что они с помощью этой теории оправдывают монархическую власть и тем самым стараются задушить всякую инициативу народа в управлении делами общества.

Заключение

Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха — это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.
Зародилась эта теория в Греции, обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля, но своё развитие нашла в XVII векев сочинениях англичанина Фильмера “Патриарх”. Он доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Адам был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть.
В Китае эту теорию развивал Конфуций. Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.
В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. Михайловский. Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.
В Древней Греции было очень важно эффективно организовать свое производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, старейшины, главы советов старейшин, затем вожди, которые, по мере увеличения населения, становились царями.

 

Республиканский Лицей-Интернат При Донецком Национальном Университете

Реферат на тему:” Патриархальная теория возникновения государства”

 


Выполнила ученица 10 класса физико- математического факультет Майорова Владислава преподаватель: Мамула Геннадий Васильевич

 

Донецк 2015

Республиканский Лицей-Интернат При Донецком Национальном Университете

Реферат на тему:” Органическая теория возникновения государства”

 











poisk-ru.ru

Патриархальная теория происхождения государства.




⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Конфуция, Р. Фильмера, русского социолога и теоретика народничества И. Михайловского и др.

Они обосновывают тот факт, что люди – существа коллектив­ные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникно­вению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в резуль­тате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят, в конечном счете, к образованию государства.

Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриар­ха) в семье, которая выступает неограниченной. Поскольку призна­ется изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое со­противление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека ус­ловия жизни.

Как и в семье, отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние – его дети.

Р. Фильмер с помощью этой теории обосно­вывал в XVII в. неограниченную власть английских королей. С его точки зрения, короли являются преемниками библей­ского патриарха Адама, которому от бога дана не только оте­ческая, но и королевская (царская) власть над своим потом­ством. От Адама эта власть перешла к старшему в семье, а в конце концов – к королям.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государст­венности власти, «родственности» всех в единой стране.

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, вначале воз­никает род, а семья складывается гораздо позднее в силу упо­рядочения отношений полов и в связи с изменениями в про­изводственной сфере, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.


Органическая теория происхождения государства.

Органическая теория происхождения государства получила ши­рокое распространение во второй половине XIX в. в трудах Спенсе­ра, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином.

По мнению представителей данной доктрины, государство – это организм, постоянные отношения между частями которого анало­гичны постоянным отношениям между частями живого существа, т.е. государство – продукт социальной эволюции, которая выступа­ет в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (под­данных).

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естествен­ного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким об­разом, государство практически уравнивается с биологическим ор­ганизмом.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс проис­хождения государственности было бы неправильно, ибо люди – не только социальные, но и биологические организмы.

Вместе с тем нельзя механически распространять все закономер­ности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к про­блемам биологическим. Это, хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономернос­тям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.



Психологическая теория происхождения государства.

Среди наиболее известных представителей психологической тео­рии происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способ­ностях, которые первобытный человек приписывал племенным вож­дям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психи­ческая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинк­ты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повинове­нии определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессив­ных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства – психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной тео­рии, – продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью кото­рых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и которые ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему харизмы, чтобы убедиться в этом.

С другой стороны, роль психологических свойств личности (ир­рациональных начал) не следует преувеличивать в процессе проис­хождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно как лишь моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формиру­ется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

Расовая теория.

Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оп­равдания существующего строя и его основы – деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей – рабо­владельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господство­вать в обществе и государстве, вторые – «недочеловеки» – слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882) объявлял арийцев «высшей расой», при­званной господствовать над низшими, к которым относились евреи, славяне и др. В фашистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя на­ции», «чистоты крови», история представлялась как история борьбы «высшей» арийской расы с другими низшими расами.

Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных про­блем войну, которая, по мнению другого представителя этой тео­рии, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необ­ходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования «законного» права «высшей» арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

 

Вопросы для самоконтроля:

Как была организована и функционировала социальная власть в первобытном обществе?

Каковы особенности социальных норм догосударственного периода?

Какие объективные факторы обусловили возникновение государства?

Каковы особенности возникновения европейских государств и государств Древнего Востока?

Какие существуют теории происхождения государства?

Дополнительная литература

Аквинский Ф. О правлении властителей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (ХI – ХVII вв.). – Л., 1990.

Аристотель. Политика // Сочинения. – М., 1988.

Библер В.О. О гражданском обществе и общественном договоре // Через тернии. – М., 1990.

Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. – 1993. – № 7.

Васильев Л.С. История Востока: В 2-х томах. – М.: Высшая школа. 1994. – Т.1. – Гл. 3, 4.

Гоббс Т. Сочинения. В 2-х томах. – М.,1991. – Т. 2.

Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. – М., 1989.

Гроций Г. О праве войны и мира. – М.,1956.

Гумплович Л. Общее учение о государстве. – СПб., 1910.

История первобытного общества. Эпоха классообразования. – М., 1988.

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. – М.: Юристъ, 1999.

Каутский К. Материалистическое понимание истории. – М.,1931. – Т.2.

Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. – М., 1969.

Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. – Т. 39.

Малый А. П. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. – 2001. – № 3.

Минникес Н. В. Выборные начала в Древнегреческом государстве в обычаях и договорах // Российский юридический журнал. 2001. № 4. С. 129 – 136.

Мицкевич А.В. Происхождение государства и права // Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. – М.: Изд-во БЕК, 1995. – Гл. 1.

Першиц А.И., Менгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. – М., 1990.

Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности // Анатомия истории: История русской правовой мысли: Биографии, документы, публикации. – М.: Изд-во «Остожье», 1998. – С. 243-287.

Платон. Государство: Соч.: в 3-х т. – М., 1971. – Т.3.

Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. – М., 1995.

Сагылин Е.Н. Теократические тенденции современной государственности // Общественные науки и современность. 1996. – № 5.

Салтыкова С. Зарождение древнерусского права // Российская юстиция. – 1997. – № 1. – С. 59-62.

Тихомиров Ю. А. Государство: теория развития и общественная практика // Правоведение. – 1999. – № 3. – С. 3-14.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 21. – Гл. IV-VI, VIII, IX.

Яковлев А. М. Российская государственность (историко-социологический аспект) // ОНС: общественные науки и современность. – 2002. – № 5. – С. 78-93.

 

Терминологический словарь

Вождь – глава племени, родовой общины.

Инцест– половые отношения между родственниками.

Матриархат– форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью женщины в общественном производстве и в социальной жизни родовой общины.

Мононормы – единые, нерасчленённые специфические нормы, содержащие в себе нормы морали, религии, права.

Община – объединение людей, основывающееся на коллективном владении средствами производства и полном или частичном самоуправлении (семейная, родовая и др.)

Обычай– регулятор труда и быта членов рода, их семейных и иных взаимоотношений.

Патриархат – форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью мужчины в общественном производстве и социальной жизни родовой общины.

Племя– этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием.

Публичная власть – политическая власть, осуществляемая специальными отрядами людей, которые, исполь­зуя механизм принуждения и насилия, выполняют специальные функции управления.

Род– объединение людей, связанных между собой узами родст­ва, общественная группа, сложившаяся для сов­местного ведения хозяйства, коллективного производства и потребления.

Социальные нормы– правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

Старейшина – лицо, управляющее делами родовой общины в повседневной жизни, обычно избирался на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так и женщинами.

Табу – в первобытном обществе: запрет, налагаемый на какое-нибудь действие; слово, предмет, употребление или упоминание которых неминуемо карается сверхъестественной силой.

 



Читайте также:

lektsia.com