Охарактеризуйте основные признаки конституции государства – назовите и охарактеризуйте основные юридические признаки (свойства) Конституции и каждый из них проиллюстрируйте примером. Право, 10 класс.

Признаки Конституции

Признаки Конституции РФ

Юридические свойства Конституции помогают раскрывать ее природу, ее статусные особенности в системе права. Рассмотрим юридические признаки Конституции.

Верховенство. Это значит, что Конституция находится на первом месте или на верхней ступени иерархии нормативно-правовых актов России. Во-первых, данный статус Конституции связывается с тем, что она — первичный акт волеизъявления народа или акт народного суверенитета. Во-вторых, Конституция является не только правовым источником, но и правовой базой существования всех властных ветвей. Она конституирует властные ветви, контролирует, устанавливает главные параметры деятельности этих ветвей. С нормами, которые установлены ей, должны сопоставлять собственную работу все политические, государственные и общественные структуры.

Высшая юридическая сила. Юридическая сила нормативно-правового акта представлена степенью его обязательности, которая находится в зависимости от местоположения органа государства, его принявшего, в иерархии государственных органов. Конституция является обязательной для всех организаций, граждан, государственных органов, потому как она является актом волеизъявления народа, отличаясь, допустим, от министерской инструкции или акта законодательства субъекта Федерации. Все иные нормативно-правовые акты не должны иметь противоречий Конституции, в обратном случае они не будут считаться действительными. Деятельность любого правоохранительного органа должна полностью соответствовать Конституции.

Прямое действие. В принципе, множество конституционных положений получают последующую конкретизацию в иных нормативно-правовых актах, так как ими урегулированы множественные аспекты людской жизни, не отрегулированные Конституцией. И тогда, когда для разрешения какой-то ситуации невозможно найти конкретную правовую норму либо когда образуется коллизия меж законодательными нормами и Конституцией, нормы Конституции могут быть применены прямым и непосредственным образом.

Конституция является ядром системы права. Положения и принципы Конституции обладают определяющей ролью для целой системы существующего законодательства. Принятие новой Конституции дает стимул значительному изменению и обновлению всей законодательной базы. Помимо прочего Конституция занимается координацией текущего законодательства, то есть обеспечивает его единство.

Учредительный характер

. Конституция является результатом реализации учредительной народной власти, который обладает правом самостоятельно выбирать для себя оптимальный вариант формы правления, устройства государства, отдавая голос на референдуме за какой-либо вариант Конституции. Учредительная сущность Конституции проявлена и в том, что ее предписания выступают в образе первоначальной основы, то есть первичны. Это значит, что для установки тех каких-либо положений Конституции не может существовать каких-либо ограничений правового характера. Какое-либо ее положение не может признаваться недействительным, потому как не соответствует какому-то правовому акту этого государства. Однако любая конституция обладает социальным «потолком»: она должна иметь соответствие социальным, историческим, международным условиям, учитывая традиционную составляющую, преемственность конституционного государственного развития и пр.

Стабильность. Стабильность Конституции имеет прямую связьи зависимость от стабильности регулируемых ей отношений в обществе. Но, с иной стороны, она и самостоятельно может выражать противостояние дестабилизации государства. Для такой цели установлен особенный усложненный порядок ее принятия и внесения изменений. Отдельные же, важнейшие ее главы 1 и 2, объявлены неприкосновенными, внесение в них изменений равносильно принятию новой Конституции.

Структура и содержание Конституции РФ

Конституция состоит из преамбулы, разделов в количестве двух, при этом первый из них разделен на 9 глав.

Содержание Конституции РФ включило в себя:

  1. последовательное и полное утверждение общепризнанных главных свобод и прав гражданина и человека при соответствии международным стандартам защиты человеческих прав;
  2. характеристику механизмов и институтов по обеспечению взаимного действия свобод и прав гражданина и человека со всеми другими конституционными институтами в области экономического и политического устройства государственности;
  3. правила по обеспечению реализации конституционных свобод и прав личности.

Множество глав Конституции РФ посвящаются компетенции и структуре властных органов государства: Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ. Кроме этого, Конституция закрепила структуру и принципы судебной ветви власти.

Конституция РФ закрепила все основные принципы демократии, которые выражены в выборности верховных органов государства, праве граждан на местное самоуправление и т. п.

Конституция РФ собственным содержанием закрепила еще один из главнейших принципов государства демократичного типа – принцип разделения властей, по соответствию с которым в России одновременным образом осуществляют свое действие три властные ветви: законодательная, исполнительная, судебная.

Благодаря данному принципу установлена система «сдержек и противовесов» во властной структуре, что гарантирует правильное функционирование и взаимное действие разнообразных властных органов. Данный принцип обеспечен еще и за счет разграничений в нормотворческой деятельности Президента РФ, Правительства и Федерального Собрания РФ, сферы раздельной и совместной компетенции РФ, ее субъектов и органов МСУ.

Замечание 1

Принятие конституций обуславливается факторами социального, экономического и политического характера. Конституции выражают, какие формы собственности и организации деятельности экономического характера присутствуют в этом обществе, каким отношением к ним обладают граждане.

spravochnick.ru

12. Признаки Конституции рф как основного нормативного акта.

Юридические свойства Конституции позволяют раскрыть ее природу, особенности ее статуса в правовой системе. К числу юридических свойств Конституции относятся следующие.

1. Верховенство Конституции. Это означает, что Конституция занимает первое место или верхнюю ступень в иерархии норма­тивных актов России. Почему? Во-первых, такой статус Консти­туции связан с тем, что она является первичным актом народного волеизъявления или актом народного суверенитета. Во-вторых, Конституция — это не только источник права», но и правовая база существования всех ветвей власти. Она конституирует ветви вла­сти, регулирует основные параметры их деятельности. С норма­ми, установленными ею, должны соотносить свою работу все го­сударственные, политические и общественные структуры.

2. Высшая юридическая сила Конституции. Юридическая сила нормативного акта — это степень его обязательности, которая за­висит от местоположения государственного органа, принявшего нормативный акт, в иерархии органов государства. Конституция обязательна для всех граждан, организаций и государственных органов, потому что она есть акт народного волеизъявления в от­личие, допустим, от инструкции министерства или законода­тельного акта субъекта Федерации. Все другие нормативные акты не должны противоречить Конституции, в противном случае они должны считаться недействительными. Деятельность всех право­охранительных органов должна соответствовать Конституции.

3. Прямое действие Конституции. В принципе, многие кон­ституционные положения находят дальнейшую конкретизацию в других нормативных актах, так как ими регулируются многие и многие стороны жизни людей, не урегулированные в Консти­туции. И тогда, когда для упорядочения какой-либо ситуации не находится конкретной нормы права либо когда имеется кол­лизия между нормами закона и Конституции, нормы Консти­туции могут применяться прямо и непосредственно.

4. Конституция

— ядро правовой системы. Принципы и поло­жения Конституции играют определяющую роль для всей систе­мы текущего законодательства. Принятие новой Конституции обычно стимулирует значительное изменение и обновление всего законодательства. Помимо этого Конституция как бы координи­рует текущее законодательство, т. е. обеспечивает его единство.

118 Глава 3. Конституционное право

5. Учредительный характер Конституции. Конституция есть результат осуществления учредительной власти народа, кото­рый сам вправе выбирать для себя оптимальную форму правле­ния, государственного устройства, голосуя на референдуме за тот или иной вариант Конституции. Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания высту­пают в качестве первоосновы, т. е. являются первичными. Это означает, что для установления тех или иных положений Кон­ституции не существует никаких правовых ограничений. Ни одно из ее положений не может быть признано недействитель­ным по причине несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Однако у любой конституции имеется со­циальный «потолок»: она должна соответствовать историче­ским, социальным, международным условиям, учитывать суще­ствующие традиции, преемственность конституционного раз­вития страны и др.

6. Стабильность Конституции. В принципе стабильность Конституции напрямую связана и зависит от стабильности ре­гулируемых ею общественных отношений. Однако, с другой стороны, она и сама может противостоять дестабилизации страны. Для этой цели устанавливается особо сложный порядок ее принятия и изменения. Отдельные же, наиболее важные ее главы (гл. 1, 2) объявляются неприкосновенными, их измене­ние равносильно принятию новой Конституции.

studfiles.net

Лекция № 3 Конституционное право России План

  1. Конституция: понятие, функции, признаки.

  2. Основы конституционного строя РФ.

  3. Права и свободы человека и гражданина.

1. Конституция: понятие, признаки

Конституционное право ведущая отрасль российского права. Оно охватывает особо значимые общественные отношения. Это обуславливает его ведущее положение среди других отраслей права. Это фундаментальная отрасль. Ее нормы юридически первичны, содержат исходный материал, используемый при формировании других отраслей права.

Конституционное праворегулирует общественные отношения, возникающие по поводу охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством) и по поводу устройства государства и государственной власти.

Конституция (от латинскогоconstitution– установление) – основной закон государства, представляющий собой единый, обладающий особыми свойствами юридический акт, посредством которого

— народ учреждает основные принципы устройства общества и государства,

— определяет субъекты государственной власти и

— механизм осуществления государственной власти,

— закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.

Во времена Римской империи этим термином назывались императорские указы, в средневековье – акты о феодальных вольностях. В современном понимании конституции как единого нормативного акта, определяющего структуру государства, появились в результате буржуазных революций 17-18 вв. (Великобритания, США, Франция). Именно тогда человечество осознало высшую ценность личной свободы и в связи с этим необходимость обуздать государство, заставив его подчиняться каким-то заданным правилам.

Первая конституция – американская (1787 г.)

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

Функции конституции

1. В конституциях почти всегда подчеркивается, что они принимаются народом или от имени народа. В Конституции США, например, используется формула «Мы, народ Соединенных Штатов Америки…», ФРГ – «немецкий народ … принял в силу своей учредительной власти настоящий Основной закон», Франции – «французский народ одобрил … Конституционный закон», в России – «Мы, многонациональный народ с Федерации, … принимаем Конституцию Российской федерации».

Тем самым подчеркивается главный источник власти – народ, а Конституция как бы юридически связывает народ и государство, выражает правомерность власти над людьми.

Конституции обычно закрепляют народный суверенитет(народовластие), тем самым признавая, что никто, в том числе и государственная власть, не вправе отнять у народа верховного права самому решать свою судьбу.

Так, в ч.1 ст. 3 Конституции РФ: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

2. Следующая функция Конституции – препятствовать территориальному распаду государства, обеспечивать его единство и неделимость.

В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран отличаются друг от друга, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания.

В Великобритании, например, вообще нет писанного основного закона, поэтому трудно определить, имеют те или иные акты конституционное значение. В США Конституция действует более двухсот лет и адаптируется к меняющимся условиям с помощью поправок и судебных толкований. В СССР Конституция была подчинена идеологическим целям правящей компартии.

В демократическом обществе создаваемый конституционный механизм власти – это всегда компромисс, т.к. в общественной жизни участвуют или ведут борьбу за власть различные политические силы. Этот компромисс выражает общую заинтересованность решать проблему власти и свободы на основе закона, а не применения силы. Конституция поэтому не может действовать в интересах только одно класса.

Юридические свойства Конституции РФ– это совокупность ее признаков как Основного закона государства.

Конституции РФ свойственны признаки, отличающие ее от других законов:

1. Юридическое верховенство в системе законодательных актов (ст. 15), т.е. ей присуща высшая юридическая сила по отношению ко всем иным нормативным правовым актам; все они должны соответствовать Конституции.

2. Прямое действие. Многие конституционные положения находят дальнейшую конкретизацию в других нормативных правовых актах. Но когда для упорядочения какой-либо ситуации не находится конкретной нормы права либо когда имеется коллизия между нормами закона и Конституции, нормы Конституции могут применяться прямо и непосредственно.

3. Конституция является базой текущего законодательства, служит источником его норм. Текущее законодательство не наполняет конституционные нормы новым содержанием, а лишь конкретизирует основополагающие положения Конституции.

4. Изменение Конституции влечет изменение законодательства.

5. Особый порядок ее принятия и изменения (глава 9 – знать).

6. Особая правовая охрана Конституции, обеспечивается с помощью конституционного контроля (ст. 125 – Конституционный суд), особое место в правовой охране Конституции занимает – Президент (гарант – ч. 2 ст. 80).

Конституция РФ имеет определенную структуру. Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

По своей структуре Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав.

studfiles.net

9. Основные черты и юридические свойства Конституции

Черты Конституции показывают связь Конституции как документа с обществом, их взаимовлияние.

Основные черты Конституции:

• основополагающий характер;

• народность;

• реальность;

• стабильность.

Основополагающий характер Конституции в том, что она регулирует не все общественные отношения, а наиболее важные, существенные и потому носит обобщающий характер.

В рамках минимального объема и количества норм Конституция должна закрепить самое главное в устройстве общества и государства. Детальная регламентация общественных отношений осуществляется другими нормативно-правовыми актами, которые должны следовать букве и духу Конституции.

Народность Конституции в том, что она должна выражать интересы народа; закреплять общественные отношения — результат деятельности человека, общества; а также создаваться и приниматься народом через своих представителей либо непосредственно,

Реальность Конституции означает, что документ должен отражать фактическую ситуацию в обществе. Иначе Конституция станет фиктивным документом, не будет иметь авторитета в народе и не будет соблюдаться.

Стабильность — важнейшая черта Конституции, документа длительного действия, который не должен быть подвержен сиюминутным изменениям и определенное время должен обеспечивать незыблемость существующего порядка. Нельзя допускать и иной крайности — воспринимать Конституцию как «вечный» документ, который дан раз и навсегда и не будет изменяться. На практике это невозможно: общество меняется, и если соответствующие изменения не будут вноситься, то Конституция утратит реальность.

Нужен баланс между стабильностью Конституции и необходимостью ее периодического обновления, приведения в соответствие с современной жизнью.

Юридические свойства Конституции — ее признаки как Основного закона государства.

Основные юридические свойства Конституции:

• Конституция — основной закон государства;

• юридическое верховенство;

• база текущего, законодательства;

• особый порядок принятия и изменения.

Любая Конституция — закон и имеет все признаки закона. Конституция — общеобязательный нормативно-правовой акт (закон), принимаемый высшим представительным органом власти или народом на референдуме. Закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства; рассчитан на постоянное, многократное применение и опирается на авторитет и принудительную силу государства.

Как правило, Конституция — это один нормативно-правовой акт. По своему значению — Основной закон государства. Остальное законодательство не должно противоречить нормам, закрепленным в Основном законе.

Конституция — база текущего законодательства. Законодательство страны развивает положения Конституции, произрастает из них и не может им

10. Основы конституционного строя рф

Конституционный строй — это определенная форма и способ организации государства, закрепленные в его Конституции.

Основы конституционного строя — главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный характер данного государства.

Основы конституционного строя российского государства согласно Конституции РФ:

• признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

• демократический характер государства;

• правовой характер государства;

• социальный характер государства;

• федеративная форма государственного устройства;

• республиканская форма правления;

• суверенитет;

• единое экономическое пространство.

Ключевое положение основ конституционного строя и новелла Конституции — признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Из государства-самоцели, во имя которого ранее обязан был жить человек (порой безвозмездно отдавая этому свои силы), государство становится средством обеспечения достойной жизни человека, его слугой. Государство признает и защищает права и свободы человека. Регулированию прав и свобод человека посвящено около 1/3 объема Конституции (49 статей) — в 1,5 раза больше по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. Установлен строгий перечень оснований ограничения прав и свобод. Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» — на первом месте в тексте Конституции после гл. 1 «Основы конституционного строя». Приоритет в гл. 2 составляют личные права. Никакие нормы Конституции, законы не должны умалять и отменять права и свободы человека. Положения главы о правах и свободах человека не могут быть изменены, кроме случая принятия новой Конституции.

Демократический характер государства подразумевает наличие:

• разделения власти;

• идеологического и политического многообразия;

• местного самоуправления.

Конституция закрепляет принцип народного суверенитета: власть принадлежит народу и исходит от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы госвласти, которые формируются путем выборов либо производны от выборных органов.

Власть в РФ осуществляется на основе разделения:

• на законодательную;

• исполнительную;

• судебную.

На Общегосударственном уровне это соответственно:

Федеральное Собрание (парламент) РФ; IV Президент РФ и Правительство РФ; IV суды.

Свои органы госвласти имеются в субъектах федерации.

От государственной власти в России отделено местное самоуправление — самостоятельное и под свою ответственность решение гражданами вопросов местного значения (как непосредственно, так и через органы местного (Самоуправления). Местное самоуправление в РФ гарантируется государством.

В Российской Федерации существует политическое и идеологическое многообразие. В стране функционирует многопартийная система, запрещается объявление определенной идеологии единственной и общеобязательной.

Российская Федерация — суверенное государство. Осуществляет всю полноту своей власти внутри страны и свободно и независимо в международно-правовом отношении.

Россия — правовое государство. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство над всеми иными нормативно-правовыми актами, «действуют на территории всей страны, обязательны для исполнения. Деятельность государства, его органов; жизнь общества должны быть основаны на праве.

Российское государство имеет федеративную форму государственного устройства и республиканскую форму правления. Россия, будучи единой, состоит из 89 субъектов федерации — образований, обладающих всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме полномочий, переданных в исключительное ведение федерации и сферу совместного ведения. Субъекты федерации, не обладая международно-правовым суверенитетом, имеют признаки государства — конституции (уставы), символику, собственное наряду с федеральным законодательство, органы госвласти и т. д. В то же время экономическое пространство России едино. В стране существует единая валюта — рубль, единая финансовая система; запрещается препятствовать свободному передвижению товаров, капитала и услуг внутри страны, создавать региональные таможни и т. д.

Республиканская форма правления подразумевает выборность органов госвласти, отсутствие монархической (ограниченной или неограниченной, бессрочной, наследственной) власти.

Россия — социальное государство:

• деятельность государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

• устанавливается минимальный размер оплаты труда;

• обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

• устанавливаются государственные пенсии и пособия;

• работает система социальных служб;

• существуют иные формы социальной защиты.

Российская Федерация — светское государство: религия отделена от государства.

Вследствие этого:

• граждане имеют право верить в бога, быть атеистами;

• запрещается введение общеобязательной единой религии;

• все конфессии равноправны;

• принадлежность к религии, определенной конфессии не может служить основанием для дискриминации граждан;

• религиозные организации не вмешиваются в деятельность госорганов, госорганы — в деятельность религиозных организаций;

• образование (кроме профессионального духовного и частного) свободно от религии.

studfiles.net

Понятие и признаки конституции. Признаки конституции РФ :: BusinessMan.ru

Теория правового государства подразумевает создание страны, существующей на основе общепризнанного права, которое будет защищать основные свободы гражданина и человека. Правовое государство существует только в том случае, если надлежащий климат законности и правопорядка в нём поддерживается. На протяжении многих веков люди пытались найти подобный регулятор с целью воплощения теории правового государства в жизнь. На разных этапах эволюции подобное учение понималось по-разному, однако все сводилось к тому, чтобы объединить субъективный и государственный интерес в одной правовой категории. В итоге люди поняли, что для создания правового государства должна быть правовая основа, которая берет своё начало в учении о конституции. Данный термин несёт множество смыслов и существует со времён Древнего Рима. Но на сегодняшний день конституция – это неотъемлемая часть любой правовой державы. Российская Федерация также имеет свою конституцию, для которой характерны особые признаки и функции, о чём пойдёт речь далее.

История понятия

Развитие термина «конституция» начинается задолго до изобретения теории правового государства. Абсолютно все признаки конституции, известные нам на сегодняшний день, выделялись юристами и философами на протяжении нескольких сотен лет. В научной среде первыми конституциями принято выделять массив законов древних государств. Поистине переломными нормативными актами Древнего мира были законы Солона и Клисфена в Греции, Сервия Тулия в Риме, Ликурга в Спартанской державе. Все эти сборники правовых норм являются своего рода первыми, зачаточными видами конституций. В Средние века на примере Сан-Марино можно увидеть перерождение режима конституционализма, получившего современные черты. Закон этого небольшого государства был принят ещё в 1600 году. В новом времени следует выделить конституции США, Франции и Речи Посполитой. Основной закон в каждой из этих трёх стран имеет все признаки конституции, которые являются основой современного режима конституционализма.

Конституция: общие ведомости

Конституция в теории современного конституционного права — это основной, устойчивый закон державы. Он обладает наивысшей юридической силой. Также в конституции закреплены основы политической, экономической и правовой системы общества. Таким образом, данный нормативный акт является не только основой всего правового климата государства, но ещё и главным регулятором общественных отношений в каждом государстве. Нужно отметить тот факт, что представленное понимание является общим. Признаки конституции можно дифференцировать на общие и специальные. К последним относятся особенности основного акта державы, которые возникают вследствие определённых различительных чёрт, каждого государства. Учёные также различают фактическую конституцию (существующие отношения внутри общества) и юридическую (закреплённая система правовых норм).

Виды конституций

Основные признаки конституции и их различие в каждом государстве дают возможность произвести классификацию этого нормативного акта. Разделение на виды производится путём выделения какого-либо отличительного фактора. На сегодняшний день в конституционном праве существуют следующие виды классификации:

  1. В зависимости от формы выделяют писаные и неписаные конституции.
  2. Писаные конституции подразделяются на кодифицированные (в виде единого нормативного акта), некодифицированные (совокупность законов, судебных прецедентов, доктрин и правовых обычаев).
  3. Конституции подразделяются относительно субъекта, который её издал: принятые парламентом, чрезвычайным созывом, съездом депутатов, временным правительством, референдумом и т.п.
  4. Отличие в порядке внесения изменений позволяет выделить гибкие (изменения вносятся так же, как и в другие нормативные акты), жёсткие (особый порядок внесения изменений).

Таким образом, невзирая на единый статус конституции практически во всех странах, существует множество видов этого специфического нормативного акта.

Отличительные черты

В данной статье мы рассмотрим особенности конституции на примере основного закона Российской Федерации. Признаки Конституции РФ дают возможность выделить её из общей иерархии нормативно-правовых актов государства. Основной закон Российской Федерации и других стран имеет следующие отличительные черты:

  • закрепляет структуру государственного строя, права, свободы человека и гражданина, систему высших органов;
  • конституция наделена высшей юридической силой;
  • конституция стабильна и практически неизменна;
  • база для всего остального законодательства страны;
  • порядок принятия, изменения особый;
  • верховенство конституции РФ распространено абсолютно на всю территорию государства.

Как уже указывалось ранее, представленные особенности характерны практически для любого основного закона. Что касается Российской Федерации, то существуют исключительные признаки Конституции РФ.

Особенности Конституции России

Прежде всего, нужно отметить сферу действия Конституции РФ и её юридическую суть. Основной закон России является правовой базой абсолютно для всех нормативных актов державы. Более того, субъекты Федерации в процессе издания территориальных актов должны основываться на конституционных нормах. Отсюда следует, что конституция распространяет своё действие не только на территорию всей РФ, но и на каждый субъект Федерации отдельно. Источником основного закона является народ. Эта особенность осуществляется через представительные выборные органы, которые, по сути, создаются народом. Юридические признаки Конституции РФ дают возможность понять саму суть основного закона как нормативного акта. Одним из важнейших признаков является прямое действие конституционных норм. Это значит, что нормы основного закона могут применяться без какого-либо санкционирования со стороны государства. Если существует противоречие нормы конституции и нормы существующего законодательства, то приоритет будет иметь конституционная сторона.

Структура Конституции РФ

Действующий основной закон Российской Федерации является писаным, кодифицированным, структурированным нормативным актом государства. В нём закреплены основные демократические, культурные, политические ценности, а также обусловлена экономическая система страны. Структура основного закона достаточно проста и эффективна, учитывая юридические признаки Конституции России. Они показывают её серьёзную роль в правовой системе государства. Конституция разделена на два раздела. В первом разделе девять глав, в которых закрепляются политические, экономические и другие особенности Российской Федерации. Сюда вошли нормы, показывающие наличие демократизма и разделения власти на три основные ветки. Второй раздел – это заключительные и переходные положения. Он по сути является гарантом и регулятором стабильности действующих конституционно-правовых норм.

Функции Конституции РФ

Учитывая понятие и признаки Конституции России, представленные выше, можно сделать вывод, что основной закон не просто существует, а ещё и выполняет ряд важных государственных функций. Можно выделить следующие функции:

  1. Учредительная. Конституция создаёт своеобразный плацдарм для создания новых и регламента существующих отношений в обществе. Также эта функция направлена на систематизацию политической системы страны.
  2. Организаторская функция позволяет не останавливаться на достигнутом, а ставить перед государством новые, перспективные задачи. Благодаря организаторской функции можно существенно повысить политическую активность общества и государственных органов. Организаторская функция даёт возможность действовать в рамках и духе закона.
  3. Конституция закрепляет нормы, позволяющие взаимодействовать государствам на мировой арене. Данная функция носит название внешнеполитической.
  4. Юридическая функция заключается в ключевой роли основного закона в правовой системе государства. Признаки конституции во многом обусловливают эту функцию. Благодаря юридической функции все нормативные акты государства создаются и существуют в одной правовой среде.

Идеологическая функция

Многие учёные очень часто выделяют идеологическую функцию основного закона. Сразу следует оговориться, что признаки Конституции Российской Федерации свидетельствуют об отсутствии какой-либо идеологии в государстве. Идеологическая функция появилась во времена СССР. В конституции этого государства было определено господствующее учение, согласно которому общество существует. Современная Россия давно отреклась от идеи тоталитаризма. Органы государственной власти регулируются правом, а не идеологией.

Заключение

Итак, в статье представлены признаки конституции и их суть, а также расшифровано понятие с учётом существующих теоретических подходов. В заключение нужно отметить, что Конституция РФ – это источник демократии и народовластия, который постоянно развивается.

businessman.ru

Юридические признаки (свойства) Конституции Российской Федерации

Конституция РФ как особый закон, определяющий основы правовой действительности России, обладает следующими признаками (свойствами):

1) высшая юридическая сила. Все нормативные правовые акты на территории России не должны противоречить Конституции РФ. При этом действие Конституции РФ распространяется на всю территорию Федерации, безотносительно к тому, сколько избирателей проголосовало «за» и «против» нее на территории того или иного ее субъекта;

2) особый порядок принятия и изменения. Конституция РФ принимается либо посредством референдума, либо Конституционным Собранием, специально образуемым для решения вопроса о принятии новой Конституции РФ. При этом в гл. 1, 2 и 9 изменения вообще не вносятся, а для внесения изменений в гл. 3–8 необходимо, чтобы предложения о поправках внес хотя бы один из субъектов права законодательной инициативы, предусмотренных ст. 134 Конституции РФ; поправка считается принятой, если она одобрена большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, но вступает в силу лишь после подписания Президентом РФ, а затем – одобрения ее органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. В отличие от гибких конституций, предусматривающих упрощенный порядок внесения поправок, Конституция РФ – жесткая, т. е. внесение в нее поправок чрезвычайно затруднено;

3) нормотворческая база текущего законодательства. С принятием конституции все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те, которые полностью ей противоречат). В то же время конституция требует издания большого числа новых нормативных правовых актов;

4) прямое действие норм. Многие нормы конституции не нуждаются в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма конституции.

По своей форме и сущности Конституция РФ – это писаная конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.

Правовая охрана конституции – это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.

Согласно ст. 71 Конституции РФ контроль за ее соблюдением относится к ведению РФ, а обеспечение соответствия конституций республик Федеральной конституции входит в предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Особое место в защите Конституции РФ и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом конституции; обязанность соблюдать и защищать конституцию входит в содержание его присяги.

В целях защиты Конституции РФ формируется Конституционный Суд РФ. Его судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой их членов, Правительства РФ, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации разрешает вопрос о соответствии Конституции РФ законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 125 Конституции РФ.

Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; международные договоры, не соответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

В решении задач конституционного контроля участвуют и другие органы законодательной власти, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Прокуратура РФ.

investobserver.info

Основные конституционные черты Российского государства.

Количество просмотров публикации Основные конституционные черты Российского государства. — 2289

Сущность и признаки государства, его определœение.

Сущность как философская категория означает главное, основное, крайне важно е в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нём, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

Сущность государства – состоит в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина.

Государство –это особая суверенная организация публичной власти, официально представляющая и охватывающая всё общество (народ, нации, классы) в пределах определённой территории и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения.

Признаки государства.

1. Публичная политическая власть.Публичной она принято называть потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всœего народа. Публичная власть, делая свои велœения всœеобщими, охватывает населœение страны, осуществляет защиту общества в целом и каждого человека в отдельности. Политическую публичную власть отличают также универсальность, ᴛ.ᴇ. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы государства.

2. Государственный аппарат.Публичная политическая власть есть особая организация, состоящая из совокупности государственных органов, которые наделœены полномочиями управления (в соответствии со своей компетенцией) и осуществлять принуждение, когда в том возникает крайне важно сть.

3. Делœение населœения по территории.В процессе возникновения государства кровно-родственные связи, сложившиеся в предшествующий период, утрачивают своё значение. Οʜᴎ уступают место территориальным связям (по месту жительства). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, жители в политическом отношении становятся тесно связанными с территорией, на которой они проживают. Переход к территориальному принципу делœения населœения вызывает крайне важно сть создания систем центрального и местного управления, образование государственного аппарата͵ осуществляющего данный вид деятельности, и, что самое главное, — системы административно-территориального делœения государства.

Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а населœение, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт -–подданство или гражданство.

4. Государству принадлежит суверенитет.Под которым принято понимать его верховенство внутри страны и его независимость от власти какого-либо иностранного государства. Суверенитет означает право государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику.

5. Важнейшим средством осуществления государственной власти выступает право.Выполняя стоящие перед ним задачи, государство обладает правом издания нормативно-правовых актом, которые распространяются на всё населœение и на всю территорию. Государство, как и его органы и учреждения, в своей организации и деятельности связаны правом, обязаны строго следовать правовым предписаниям. В то же время право является основным и решающим средством выражения и реализации властных велœений государства.

5. Налоги, сборы, государственные пошлины.Государство вправе устанавливать налоги, сборы и государственные пошлины, с помощью которых формируется бюджет государства, который необходим для функционирования государства (выполнение функций, целœей, задач).

6. Государство обладает символикой: названием, флагом, гербом и гимном.

Статья 1 Конституции РФ устанавливает, Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 Конституции РФ характеризует государство также как социальное, а статья 14 Конституции РФ – как светское.

1. Российская Федерация – демократическое государство.Важнейшие признаки демократического государства: 1)реальная представительная демократия; 2) обеспечение прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловлены формирование Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Конституция РФ закрепила всœе известные мировой практике права и свободы человека и гражданина.

2. Российская Федерация – федеративное государство.Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 89 равноправных субъектов, из которых 21 – республики, 1 – автономная область, 10 – автономные округа, 6 – края, 2- города федерального значения, 49 – области. Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие: 1) Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Федерации; 2) республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты – устав и законодательство; 3) федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов, равноправии и самоопределœении народов в Российской Федерации; 4) во взаимоотношении с федеральными органами государственной власти всœе субъекты Федерации между собой равноправны.

3. Российская Федерация – правовое государство.1) В конституции закреплён высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – ст. 2 – человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства; 2) независимость суда,как главного механизма гарантий прав и свобод, прямо закреплена в ст. 120 Конституции; 3) в Конституции РФ закрепляется принцип верховенства Конституции.Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить; в Конституции закреплён приоритет международного права(ч. 4 ст. 15) – во-первых, безусловно признаётся, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы, а во-вторых, в случае расхождения правил закона и международного договора России приоритет отдаётся правилам международного договора.

4. Российская Федерация – социальное государство.В Конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). В ч. 2 ст. 7 даётся некоторая расшифровка обязанностей государства: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей; 4) развитие системы социальных служб; 5) установление государственных пенсий, пособий; 6) иные гарантии социальной защиты.

5. Российская Федерация – светское государство.Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает её в следующих положениях: 1) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 2) религиозные объединœения отделœены от государства и равны перед законом.

6. Республиканская форма правления.Российская Федерация провозглашена республикой, что означает выборность главы государства.

referatwork.ru