Охарактеризуйте основные признаки конституции государства – назовите и охарактеризуйте основные юридические признаки (свойства) Конституции и каждый из них проиллюстрируйте примером. Право, 10 класс.

21_Конституционные характеристики Российского государства

Конституционные характеристики Российского государства.

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства.

Характеристики

— демократическое (ст. 1 К РФ),

— федеративное (ст. 1 К РФ),

— правовое (ст. 1 К РФ)

— с республиканской формой правления (ст. К РФ).

— социальное (ст. 7 К РФ)

— светское (с. 14 К РФ).

Демократическое государство – государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа. Недостаточно только провозгласить государство демократическим, главное — обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым. Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Признаки демократического государства:

— реальная представительная демократия

— обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа. Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятия бюджета.

Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть — это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы все же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области.

Другое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается

— выборностью Государственной Думы

— конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

Федеративное государство

Принцип федерализма — государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.

Основы конституционного строя в области государственного устройства (ст. 5 Конституции):

1) Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов —

равноправных субъектов Федерации;

2) республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты —устав и законодательство;

3) федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;

4) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

Виды субъектов

— области

— автономная область

— республики

— края

— города федерального значения

— автономные округа

Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное государство», то есть такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление.

Эта форма государственного устройства тоже имеется в Российской Федерации — унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики — субъекты РФ.

Правовое государство

Правовое государство — государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Социальное государство

Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). Это, конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является «достойная жизнь». Однако ч. 2 ст. 7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства:

— охрана труда и здоровья людей;

— установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

— обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

— развитие системы социальных служб;

— установление государственных пенсий, пособий;

— иные гарантии социальной защиты.

Светское государство

Регуляция – ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Значение — государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Ст. 14:

— никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

— религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияние на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что государственные служащие не имеют права использовать должностные полномочия в интересах религиозных объединений, публично выражать отношение к ним, если это не входит в их обязанности (п. 3 ст. 17).

Республиканская форма правления

Российская Федерация провозглашена республикой, что означает выборность главы государства. Однако, сделав этот первичный выбор, Конституция не пошла дальше и не определила вид республиканской формы правления – президентская, полупрезидентская, парламентская.

studfiles.net

основные черты и общая характеристика?

4. Общая характеристика Конституции РФ

Конституция Российской Федерации — основной закон российского
государства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется
на всей территории Российской Федерации. Принята всенародным голосованием
(референдумом) 12 декабря 1993 г. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9
глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений.
Закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, права и
свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших
органов государственной власти.
Одно из центральных мест в Конституции Российской Федерации занимают
основные права и свободы человека и гражданина (статья 2, глава 2). В
Конституции Российской Федерации перечислены не только «негативные права и
свободы», которые признаются как естественные и неотъемлемые права
человека, но и «позитивные права и свободы», к которым относятся
политические и социальные права, их обеспечение возложено на государство.
Также в Конституции обозначены права «третьего поколения»: право на
благоприятную окружающую среду, на неприкосновенность частной жизни, на
добровольное согласие подвергаться медицинским, научным или иным опытам,
право на ознакомление с материалами и документами, непосредственно
затрагивающими права и свободы и т. д.
Права и свободы человек реализует в обществе. Поэтому далеко не все
права могут быть абсолютными: неизбежно их ограничение, прежде всего в тех
случаях, когда реализация свободы одних сводит на нет реализацию свободы
других. Именно в Конституции должны быть сформированы пределы ограничения
прав человека и гражданина.
В Конституции Российской Федерации (статья 55) предусматривается, что
основаниями ограничения прав человека и гражданина может служить защита
прав и законных интересов других лиц (а не интересов других граждан) . Таким
образом, права и интересы государства (как правило, государственных
юридических лиц) могут быть основанием для ограничения прав других
участников гражданско-правовых отношений.
Впервые в Конституции в сжатой форме раскрывается полновластие народа,
который «осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы
государственной власти и органы местного самоуправления» (статья 3).
Очень важные положения закреплены в статье 4 Основного Закона, которая
призвана предотвратить распад Российской Федерации.
В Конституции наше государство провозглашено социальным, чему посвящена
достаточно объемная статья 7, которая гласит, что государство берет на себя
обязательство создать необходимые условия для всестороннего удовлетворения
потребностей личности во всех социально значимых сферах.
ПОДРОБНЕЕ

3. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ

Каждая конституция как самостоятельное явление социальной и правовой
действительности характеризуется совокупностью основных черт и юридических
свойств. Это такие сущностные проявления конституции, которые выражают
индивидуальность, качественное своеобразие высшего закона государства. В
них раскрывается правовая природа конституции.
Основные черты и юридические свойства конституции отражают её особое
место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования
общественных отношений. К числу этих характеристик можно отнести:
. Верховенство
. Итоговый характер предписаний
. Преемственность
. Реальность
. Легитимность
. Стабильность
. Фундамент системы права.
ПОДРОБНЕЕ

otvet.mail.ru

17. Понятие, признаки правового государства

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

  • главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

  • равенство всех перед законом;

  • разделение властей на три ветви;

  • реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью;

  • взаимная ответственность личности и государства;

  • политический и идеологический плюрализм;

  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

  • господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;

  • признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права даются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

  • взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;

  • разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;

  • разграничение полномочий между органами власти различных уровней;

  • контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

18. Конституция рф – основной закон государства и общества

КОНСТИТУ́ЦИЯ (от лат. constitutio — устройство), основной закон государства, правовой акт, который провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. Конституция — основа всего текущего законодательства. В формальном смысле конституция представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой. Конституция является наивысшей правовой формой, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования властных органов.

Выделяют понятия юридической и фактической конституции.Юридическая конституция является системой правовых норм, регулирующих определенный круг общественных отношений, фактическую конституцию составляют реально существующие отношения.

В России действует Конституция Российской Федерации, которая является основным законом российского государства; имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года; состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей и девяти параграфов переходных и заключительных положений. Конституция закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:

1) Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

2) Учредительный, первичный характер конституционных установлений; всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые распространяет; особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.

Конституция Российской Федерации по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народ выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение таких основ жизни государствам общества, которые утверждаю общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

studfiles.net

Конституционные характеристики российского государства

Демократическое государство

Российское государство принято понимать в двух смыслах:

  1. в качестве определенного территориального образования, где осуществляется суверенная власть многонационального народа Российской Федерации;
  2. в качестве специального аппарата государственной власти, распространяющего свое влияние на территорию, определенную государственными границами.

Конституция РФ закрепила основные характеристики российского государства (рис. 1):

  • демократическое;
  • федеративное;
  • правовое;
  • социальное:
  • светское;
  • с республиканской формой правления.

Рисунок 1. Конституционные характеристики российского государства

Демократическую природу Российской Федерации составляют:

  1. народовластие – непосредственное и представительное;
  2. федеративное устройство на основе равенства субъектов;
  3. политическое и идеологическое многообразие.

Определение 1

Под народовластием понимается процесс осуществления народом своей власти в ходе принятия решений на референдумах либо в результате избрания органов законодательной власти и через органы местного самоуправления. Территория Российской Федерации представлена совокупностью территорий ее отдельных субъектов, равных перед Российской Федерацией.

К основным признакам демократического государства принято относить:

  • реальную представительную демократию;
  • обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Суть представительной демократии состоит в возможности народа осуществлять свою власть через представляющие интересы граждан выборные учреждения, которые наделяются правом принятия законов. Представительные органы имеют право решать наиболее важные вопросы жизни народа.

В нашей стране представительную демократию обеспечивают:

  • выборность Государственной Думы;
  • конституционно обусловленное формирование Совета Федерации, законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Демократические институты тесно взаимодействуют с политическим режимом в вопросах обеспечения прав и свобод граждан. Права и свободы могут быть полноценно реализованы только при демократическом режиме, в условиях законности и при полном прекращении произвола государственных силовых структур.

В Конституции РФ закреплены все права и свободы человека и гражданина, но чтобы они реализовывались, необходимо создать определенные условия.

Федеративное государство

Основными принципами, на основе которых строится федеративной устройство Российской Федерации, являются территориальная целостность и единство.

Суть принципа федерализма состоит в том, что в состав государства входят несколько равноправных субъектов, некоторым из которых в соответствии с Конституцией РФ присвоено название «государство». Но все субъекты РФ не являются независимыми государствами.

Конституционный строй Российской Федерации в сфере государственного устройства имеет определенные особенности:

1) В состав Российской Федерации входят равноправные субъекты Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; 2) республики характеризуются наличием своей конституции, а другие субъекты — уставом и законодательством; 3) федеративное устройство государства характеризуется государственной целостностью, единством системы государственной власти, равноправием и самоопределением народов и разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов; 4) взаимоотношения с федеральными органами государственной власти основаны на принципе равноправия.

Федерация состоит из следующего вида субъектов:

  • областей;
  • автономной области;
  • республик;
  • краев;
  • городов федерального значения;
  • автономных округов.

Замечание 1

Понятию «федерация» противопоставляется понятие «унитарное государство», в котором управление осуществляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют государственности, а характеризуются лишь наличием местного самоуправления. В составе Российской Федерации из субъектов РФ унитарными являются только республики.

Правовое государство

Правовым считается государство, подчиняющееся во всей своей деятельности праву и считающее главной своей целью обеспечение прав и свобод человека.

Правовое государство отличается высоким уровнем авторитета государственности, реальным господством права, которое обеспечивает все права человека и гражданина и верховенство закона во всех сферах жизни и деятельности.

Российская Федерация имеет социальный характер, потому что в ней общество господствует над государством.

Определение 2

Право в Российской Федерации представляет собой объективное следствие исторических процессов и закрепляет определенные рамки справедливости и свободы, обеспечивается государственным аппаратом и находит свое выражение в международных нормах, в Конституции РФ, законах и подзаконных актах.

Правовое государство подразумевает светский характер. В таком государстве не может быть обязательным ни одно вероисповедание, никто не принуждается к принятию или отказу от религии и не допускается дискриминация по признаку принадлежности к какой-либо религии.

В Российской Федерации гарантированы права и свободы личности, что является способом реализации принципов демократии, потому что только то государство, в котором признаются и гарантируются права человека, может говорить о том, что в нем установлена власть народа.

Социальное государство

Социальным считается государство, политика и деятельность которого направлены на создание обеспечивающих достойную жизнь условий. Социальное государство характеризуется наличием определенных обязанностей:

  • охрана труда и здоровья людей;
  • гарантированный минимальный размер оплаты труда;
  • поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • развитие системы социальных служб;
  • выплата пенсий и пособий;
  • иные гарантии социальной защиты.

Светское государство

Светский характер государства заключается в том, что официальным лицам государства разрешается исповедовать любую религию, но они не имеют права предоставлять какие-либо привилегии той или иной конфессии и не вправе допускать влияния этих конфессий и религиозных взглядов на принятие государственных решений.

Значение светского государства заключается в том, что государство и религиозные объединения существуют отдельно друг от друга, взаимно не вмешиваясь в дела друг друга.

Замечание 2

В России традиционно отведена сильная роль религии и Русской православной церкви в жизни российского общества. Но Конституцией РФ установлено, что никакая религия в нашей стране не является государственной или обязательной, а закон отделяет все эти объединения от государства и говорит о равенстве их перед законом.

Принцип светского характера образования находит свое нормативное закрепление в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Религиозным организациям разрешается обучать детей религии в таких учреждениях не в рамках общеобразовательной программы, учитывая просьбу родителей, согласие детей и согласовав данный вопрос со специально уполномоченным органом местного самоуправления.

Республиканская форма правления

Российская Федерация является республикой, что подразумевает выборность главы государства.

Суть республиканской формы правления состоит в том, что:

  1. во главе государства стоят: Президент РФ, Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации) и Правительство РФ;
  2. органы государственной власти в Российской Федерации – выборные или назначаемые;
  3. срок полномочий органов власти не может быть пожизненным – он устанавливается федеральными законами.

Российская Федерация является смешанной республикой, где власть Президента РФ и исполнительной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ.

spravochnick.ru

5.3. Понятие, сущность и основные черты Конституции как Основного Закона государства.

Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является Конституция.

Именно в конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования.

Конституция— это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Конституция в любом государстве — это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать» или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права.

Все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции — их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

5.4. Классификация конституций.

В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и не писанные — состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции.

По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, России, Индии, — унитарными – конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты.

Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVIIвеке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция было связано именно с этой ее чертой.

Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции — ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением — учредительной властью. В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому данного государства.

Важной чертой, характеризующей конституцию является, особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

studfiles.net

Признаки государства

  • Наличие публичной политической власти, которая располагает определенным аппаратом управления и принуждения

  • Территориальная организация

  • Государственный суверенитет власти:

  • Всеобъемлющий обязательный характер актов государства

  • Государственная казна (отличающаяся от налогов)

  • Государственная символика (герб, флаг, гимн, столица)

  • Язык

  • Наличие армии

Государство – это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения и устанавливающая определенный правовой порядок на территории.

Функции государства

— это основные направления деятельности:

  1. По продолжительности действия:

  • постоянные

  • временные

  1. По значимости:

  1. По сферам деятельности:

  • внутренние (политическая, экономическая, социальная, правовая, культурно-воспитательная, экологическая, налогооблагающая, защита прав и свобод)

  • внешние (оборона, интеграция в мировую экономику, поддержка мирового порядка, сотрудничество с другими государствами)

Формы государства

Они состоят из:

  1. Форма правления – это структура высших органов государства, порядок их образования, разграничение компетенции между ними.

  • президентская (США, Сирия)

  • парламентская (Германия, Италия)

  • смешанная (Франция)

  1. Государственное устройство – это национальное административно-территориальное деление государства, отражающее взаимосвязь между центральными и местными органами государственной власти.

  • Федерация – союзное государство, объединенное на добровольной основе; несколько государств, обладающих определенной самостоятельностью.

* симметричные (США)

* асимметричные (Россия)

* Территориальные (США)

* Национальные (СССР, Индия) – самые непрочные)

* Смешанные (Россия)

  • Конфедерация – временный союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей (Швейцария – de fakto).

  1. Государственно-правовой режим – это совокупность приемов и способов осуществления власти:

* Тоталитаризм

* Авторитаризм

Механизмы государственной власти

  • Совокупность всех государственных органов

  • Аппарат государственного управления (в основном, исполнительные органы власти)

  • Это система государственных органов, посредством которых осуществляется государственная власть и реализуются функции государства.

Признаки механизмов государственной власти

  1. Состоит из людей

  2. Система органов, осуществляющих властные функции

  3. Должен охранять права и свободы человека и гражданина

  4. Нужно организационное и финансовое обеспечение.

Основы конституционного строя. Конституция РФ.

«Конституция» от латинского «установление». В современном значении впервые появилась в 1787 году (в США). Затем Конституции 1791 г во Франции и в Польше. В РСФСР – 1918 год.

Конституция – это совокупность правовых норм, имеющих высшую юридическую силу, регулирующая отношения между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, с другой, учреждающая высшие органы власти и порядок их формирования и определяющая основы прав человека. Конституция

  1. По способу выражения правовых норм:

  • писаные (США, Россия)

  • неписаные (ИК)

  1. По способу изменения и дополнения

  • гибкие (принятие обычных законов) ИК

  • жесткие (США) – изменения Конституции

  • смешенные (РФ, Индия)

  1. По федеративному устройству

Конституция принимается на референдуме путем голосования и охватывает наиболее важные сферы жизнедеятельности.

Признаки Конституции.

  1. Юридическое верховенство

  2. Выступает основой всего законодательства

  3. Прямое действие норм

  4. Особый порядок принятия и изменения

  5. Особая охрана норм Конституции

  6. Ее гарантом выступает президент

Функции Конституции.

  1. Политическая

  2. Правовая

  3. Гуманистическая

studfiles.net

Понятие Конституции как Основного Закона государства

Ключевые слова: понятие, Конституции, основного, закон, государства

Конституция представляет собой политико-правовой акт, устанавливающий и регулирующий основы конституционного строя РФ, основы взаимоотношения личности и государства, основы федерального устройства, принципы и порядок образования Высших органов государственной власти и местного самоуправления.

Конституция – это основной закон, нормы которого обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений на всей территории РФ. Все иные нормативные акты принимаются на основе и в соответствии с Конституцией РФ.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.

Рассмотрим эти черты.

1. Конституция в современном значении этого понятия является актом, который, как правило, принимается народом или от имени народа.

Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция, было связано именно с этой ее чертой.

Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей нации, всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте «народного соглашения» Кромвеля в 1653 г. было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось затем и Ж.Ж. Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан. Она должна быть результатом единогласного решения, подписана всеми гражданами, а противники конституции должны считаться иностранцами среди граждан.

Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ… принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».

В советских конституциях такая формула впервые была воспроизведена в Конституции СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. Так, в преамбуле Конституции 1978 г. было записано: «Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики… принимает и провозглашает настоящую Конституцию» (в последующих редакциях преамбулы эти слова были сняты).

Идею о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 г., проводившегося в течение шести месяцев с широчайшим размахом и призванного «освятить» Основной Закон волей народа. Всенародному обсуждению подверглась и Конституция СССР 1977 г.

В Конституции РФ 1993 г. рассматриваемая черта отражена наиболее последовательно по сравнению со всеми предшествующими Конституциями. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации… принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

2. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции — ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве признается носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и ее высшим проявлением — учредительной властью. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Вся история конституционного развития как нашей страны, так и зарубежных стран служит тому подтверждением. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль, в частности, сыграли Конституция РСФСР 1918 г., Конституция Российской Федерации 1993 г.

Именно на признании учредительной природы конституции основываются особый порядок ее принятия, верховенство, ее роль во всей правовой системе государства, непререкаемость конституции для всех учрежденных ею же властей, в том числе для законодательной.

В зарубежной науке конституционного права концепция, в соответствии с которой проводится различие между учредительной властью и властью учрежденной, представлена достаточно широко. А в Германии она получила и прямое выражение в самой конституции. В ее преамбуле сказано: «…Немецкий народ в силу своей учредительной власти дал себе настоящий Основной закон».

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому акту данного государства. Так, законы в Российской Федерации не могут противоречить ее Конституции. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам, постановления Правительства не могут противоречить Конституции, федеральным законам, указам Президента. У Конституции РФ нет такого юридического «потолка».

Разумеется, из этого не следует вывод о том, что содержание конституционных установлений определяется произвольно, что в конституцию могут быть включены любые нормы.

На процесс выработки конституции воздействуют широкая система экономических, политических, внешнеполитических, международно-правовых, социальных, исторических факторов, сила традиций, преемственность конституционного развития страны и др.

3. Важной чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, т.е. специфика того слоя общественных отношений, на которые она воздействует.

Конституционное регулирование отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, либо регулируя в этих сферах в соответствии с предметом конституционного права базовые, фундаментальные общественные отношения, либо подвергая их своему воздействию в полной мере.

4. Конституцию отличают и особые юридические свойства.

Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:

— в верховенстве конституции;

— в ее высшей юриди ческой силе;

— в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;

— в особой охране конституции;

— в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции РФ 1993 г.

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает. … читать далее …

newinspire.ru