Отрасли специализации промышленности в великобритании – 20.Особенности отраслевой и территориальной структуры промышленности Великобритании. Промышленные районы и центры.

Содержание

Хозяйство и промышленность Великобритании

Великобритания — высокоразвитая индустриальная страна, которая в международном разделении труда выступает как поставщик промышленной продукции, банковской, страховой, судофрахтовой и другой коммерческой деятельности. Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится более 1/3 всех занятых, 90% экспорта. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. Особенностью промышленности является ее высокий уровень развития, концентрация и монополизация. Доля промышленности в структуре ВВП (1991 г.) — 21%. По объему промышленного производства страна занимает 7-е место в мире.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании — добыча каменного угля. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. Самые крупные угольные бассейны — Йоркширский, Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный. Однако нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта высококачественной сырой нефти и нефтепродуктов. Сырая нефть ввозится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты — из Италии, Нидерландов и Венесуэлы.

В 1959 г, в Северном море были открыты месторождения природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии.

В последние годы Великобритания возобновила разработку оловянных руд.

Потребности страны в электроэнергии удовлетворяются на 80% за счет внутренних источников. В стране 8 крупных ТЭС, работающих на собственных и привозных энергоресурсах, и 14 АЭС. ГЭС играют в Англии вспомогательную роль, но в Шотландии — главную. ВЭС построены на морских побережьях. В настоящее время их работает — 18. Производство электроэнергии в 1991 г. составило 301,2 млрд. кВт.

Больше всего энергии потребляет черная металлургия. Почти вся сталь страны выплавляется государственной корпорацией «Бритиш стил». Угольные и железорудные бассейны, вблизи которых развиваются металлургические центры, расположены недалеко друг от друга. Главные старые центры металлургии — Глазго, Шеффилд, Бирмингем, Манчестер.

Так как большинство металлургических предприятий работает теперь на привозной руде из Швеции, Либерии, Канады, металлургические центры сместились в сторону побережий — Кардифф, Мидлсбро, Барроу и др.

Британская цветная металлургия работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Великобритания — поставщик на внешний рынок цветных металлов. Главные покупатели британских цветных металлов — США и Германия. Главные районы цветной металлургии — Западный Мидленд, Южный Уэльс, Лондон и Шотландия. Две огромные фирмы концентрируют 2/3 производства алюминия, это — «Алкан ивдастриз» и «Бритиш алю-миниум».

В машиностроении работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Районы автомобилестроения -Западный Мидленд (Бирмингем), юго-восток Англии (Лондон, Оксфорд, Лутон) и др. В самолетостроении доминирует одна государственная крупнейшая фирма — «Бритиш эйрс-пейс». Вертолеты выпускаются фирмой «Уэстленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании «Роллс-Ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. По выпуску самолетов Великобритания уступает в зарубежном мире лишь США.

Великобритания в прошлом была крупнейшим в мире поставщиком судов. Центры судостроения — устье р. Клайд в Шотландии, Беркенхед, Белфаст, Сандерленд и др.

Продукция тяжелой электроники производится одной крупнейшей монополией — «Дженерал электрик» (Большой Лондон).

Около 1/3 продукции основной химии — серная кислота и окислы металлов. Более 4/5 продуктов дает органическая химия. 90% всей продукции основной химии контролирует транснациональный концерн «ИКИ». Центры: Фоли, Большой Лондон, Милфорд-Хейвен.

Старейшая традиционная отрасль Великобритании — текстильная промышленность. Однако с ростом текстильной промышленности в конкурирующих странах рынки сбыта британских текстильных изделий сузились. Шерстяные ткани производятся в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка — в Йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей — в Ланкашире. Шерстяные изделия британских текстильщиков высоко ценятся на внешних рынках.

geographyofrussia.com

20.Особенности отраслевой и территориальной структуры промышленности Великобритании. Промышленные районы и центры.

Промышленность – ведущая отрасль экономики страны. Даёт 24% ВВП. Ведущие отрасли: машиностроение, химическая, топливно-энергетический комплекс. ТЭК. Структура энергопотребления: нефть и газ – 62%, уголь – 30%, атомная энергия – 8%, гидроэнергия – 0,1%. Угольная промышленность. Сильно сократились объёмы добычи угля из-за высокой себестоимости. Нефтяная промышленность. Толчок к развитию получила в 70-е в связи с открытием месторождений в Северном море. Большая часть идёт на экспорт, но сохраняется и высокий уровень импорта. Связано это с тем, что североморская нефть содержит лёгкие фракции, а Британские НПЗ рассчитаны на тяжёлую нефть. Газовая промышленность. В стране около 80 газовых месторождений, но эксплуатируются около 40. 50% добычи дают 7 крупнейших месторождений в Северном море. Электроэнергетика. В последнее время в Великобритании закрылось множество мелких ТЭС, на смену которым пришли крупные. На ТЭС вырабатывается более 70% электроэнергии. Крупные электроэнергетические районы сложились в пределах Йоркширского каменноугольного бассейна, в Большом Лондоне, в Южном Уэльсе. 20% вырабатывается на АЭС. Сейчас функционирует 12 АЭС, расположенных в районах с дефицитом других источников энергии.

Чёрная металлургия. Изменение сырьевой базы отрасли (используются производимый в стране кокс и импортная железная руда при почти полном свёртывании добычи собственных руд) вызвало изменение в её географии. Сохранилось 4 металлургических района, из которых только один (Шеффилд-Ротерем) в центре страны, остальные на побережье в портах.

Цветная металлургия. Работает в основном на привозном сырье и поэтому представлена вторичными производствами. Из-за привозного сырья тяготеет более всего к портам или к источникам дешёвой электроэнергии. Главный металлургический район – Западный Мидленд, а также Южный Уэльс, Лондон и Тайн-Сайнд – это агломерация полицентрического типа, где крупнейшие города Нью-Касл – Апон – Тайн. Из значимых производств в стране отмечается лишь производство вторичного алюминия, которое размещается на энергии дешёвых ГЭС Шотландии, либо в металлургических районах, связанных с производством чёрных металлов. Крупный центр цветной металлургии — остров Англси, где фактором выступает наличие АЭС. Свои потребности по олову, свинцу и алюминию Великобритания удовлетворяет практически полностью.

Машиностроение. Это ведущая отрасль обрабатывающей промышленности страны. Она даёт 40% стоимости промышленного производства страны. Отличается от европейского машиностроения тем, что специализируется на производстве высококачественной дорогой и нестандартной продукции. Ведущее место в отраслевой структуре принадлежит:

-электронике и электротехнике – даёт 8% мировой продукции. Страна лидирует по вкладыванию научно-технических разработок в создание предметов. В отрасли много иностранного капитала (США, Япония). Мировую значимость имеют производство вычислительной техники и бытовой электроники. Ведущий производитель ЭВМ страны – internation computer limited. Эта отрасль тяготеет к технопаркам и тенополисам. Крупнейшие центры: Большой Лондон, «Силиконовая доина» — группа городов между Глазгоу и Эдинбургом.

-транспортному машиностроению – развито автомобилестроение. Однако отрасль специализируется на производстве нестандартной, повышенной комфортности и дорогой продукции. Центры: Большой Лондон, Дерби, Оксфорд, Ливерпуль, Глазгоу. Судостроение – очень стара отрасль поскольку до 1965 Великобритания была лидером в производстве судов. Сегодня входит в 10 мировых лидеров, производит суда дорогие, малоконкурентоспособные, но высокого качества. Центры: 50% пассажирских судов производится в Глазгоу, 40% грузовых в Тайн-Сайнде, Бристоле.

-авиаракетокосмической промышленности – здесь расположены 3 крупнейшие мировые компании, одна из которых «Бритиш аироспэйс» — самолёты, вертолёты, космическая аппаратура.

Химическая промышленность. В качестве сырья использует углеводородное сырье. Для отрасли характерны высокие темпы роста объёмов производства. В отраслевой структуре на 1-ом месте химия неорганического синтеза, а на 2-ом – тонкая химия. Особенно известна фармацевтика. В стране существует производство основной химии: минеральные удобрения, которые используют 100% импортное сырьё. Отрасль имеет высокую экспортность. Крупнейшая компания, дающая более 50% химической продукции – хемикалиндастрис. Крупнейший район концентрации отрасли – юго-восток.

Лёгкая промышленность. Старая отрасль, работает на импортном сырье, но высока доля и своего за счёт овцеводства. Главный район – графство Ланкашир (х/б производство), графство Йоркшир (производство шерстяных тканей), Северная Ирландия (льняные ткани), город Глазгоу – ковровая столица страны.

Пищевая промышленность

специализируется на производстве молочной продукции, кондитерской и алкоголя.

studfiles.net

Промышленность Великобритании — Википедия. Что такое Промышленность Великобритании

Промышленность Великобритании

Добыча и переработка нефти

В британском секторе Северного моря известно 133 месторождения нефти с разведанными запасами 2 млрд т и извлекаемыми — 0,7 млрд т, что составляет около 1/3 запасов шельфа. Добыча нефти в Северном море ведется с 1975 года[1] на полусотне месторождений, из которых крупнейшие — Брент, Фортис. В 2003 г. она составила 106 млн т, из них свыше половины пошло на экспорт — главным образом в США, Германию, Нидерланды. По системе трубопроводов и танкерами нефть из месторождений Северного моря и Северной Атлантики поступает в нефтяной терминал «Саллом-Во», где загружается в танкеры для дальнейшей транспортировки[2]. Сохраняется и крупный импорт нефти (до 50 млн т), что связано с преобладанием легких фракций в североморской нефти и технологическими особенностями британских НПЗ, рассчитанных на более тяжелую нефть.

Что касается британской нефтеперерабатывающей промышленности, то она пока ещё зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. В стране действует 9 НПЗ с общей мощностью около 90 млн т в год (в 1999 г. закрылся НПЗ компании «Шелл» в Шелл-Хейвене мощностью 4,3 млн т в год). Они расположены в устье Темзы, в Фоли близ Саутгемптона, в южном Уэльсе, у Манчестерского канала, в Тиссайде, Хамберсайде и в Шотландии (Грейнджмуте).

Газовая промышленность

В британской зоне Северного моря обнаружено более 80 газовых месторождений с разведанными запасами 2 трлн м³ и извлекаемыми — 0,8 трлн м³. Добыча газа на них началась в середине 60-х годов, сейчас эксплуатируется 37 месторождений, 1/2 добычи дают 7, среди них — Леман-Бенк, Брент, Моркэм. Объём добычи за 1990—2003 гг. возрос до 103 млрд м³. Внешняя торговля газом незначительна; в 2003 г. его экспорт составил 15, а импорт — 8 млрд м³. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоркшире.

Химическая промышленность

Новейшие производства химической промышленности также относятся к числу быстро развивающихся отраслей. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты — серная кислота, оксиды металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Британская химия базируется на нефтегазовом сырье и специализируется на достаточно ограниченном числе химических продуктов, отличающихся высокой наукоемкостью: это фармацевтические препараты, агрохимикаты, конструкционные пластмассы, используемые в авиаракетостроении, микроэлектронике. Главные районы химической промышленности сформировались на базе НПЗ вблизи рынков сбыта: Юго-восток Англии, Ланкшир и Чешир.

Чёрная металлургия

Большое развитие получила чёрная металлургия. К началу 1970-х годов объём производства стали составил около 30 млн т, в дальнейшем с введением квот на черные металлы в ЕС он сократился более чем в 2 раза — до 13,5 млн т в 2001 г. (Великобритания не входит в десятку крупнейших производителей стали.) Во второй половине 80-х годов в отрасли была проведена техническая модернизация, и в настоящее время 75 % стали выплавляется кислородно-конвертерным способом.

На сегодняшний день Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Активы корпорации «Бритиш стил» (сейчас ими владеет индийская группа Tata Steel) производят почти всю сталь для страны. Необходимо отметить, что металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии — известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сохранилось 4 металлургических района, из которых лишь один находится в центре страны (Шеффилд-Ротерем с его специализацией на качественной стали и электростали), остальные — на побережье в портах (в Южном Уэльсе — Порт-Толбот, Лланверн, в Хамберсай-де — Сканторп, в Тиссайде — Редкар).

В сталеплавильной индустрии Великобритании все больше используется в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно «привязаны» к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Цветная металлургия

В свою очередь, британская цветная металлургия — одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. При практически полном отсутствии ресурсной базы отрасль развивалась благодаря высокой потребности в цветных металлах и представлена главным образом производством вторичного металла. Из первичных металлов выпускаются только алюминий и никель. Потребности страны по олову, свинцу, алюминию удовлетворяются за счет собственного производства почти полностью; по меди и цинку на 1/2.

Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания — также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов — США и Германия.

Западный Мидленд — главный район цветной металлургии здесь расположено много мелких предприятий специализирующихся на производстве, прокате, литье и обработке цветных металлов. Другие центры — южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

Машиностроение

В машиностроении, самой крупной отрасли британской промышленности, работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. На отрасль приходится 40 % условно-чистой продукции обрабатывающей промышленности. Если в прошлом для неё был характерен выпуск продукции высококачественной, но среднего уровня сложности, то в настоящее время все больший удельный вес приобретает технически сложная, наукоёмкая продукция.

Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Одним из мировых лидеров по производству строительной техники является компания JCB, насчитывающая более 10 тыс. работников и 11 заводов в Великобритании. Каждый второй экскаватор-погрузчик в мире, каждый третий телескопический погрузчик произведен на заводах JCB. Всего в Великобритании производится более 300 видов строительных и сельскохозяйственных машин JCB. Великобритания занимает лидирующие позиции в мире как экспортер грузовых автомашин. Например, широко известна серия машин повышенной проходимости марки «Лендровер». Главные покупатели английских автомобилей — США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Общее машиностроение

Общее машиностроение ныне уступает по темпам роста другим секторам отрасли. В последние годы вновь усилились позиции станкостроения (страна занимает шестое место в мире по объёму производства, но четвёртое — по экспорту). Отраслью международной специализации является тракторостроение (первое место в мире по выпуску колесных тракторов).

Более 2/3 стоимости продукции в приборостроении приходится на научные и промышленные приборы, в том числе на ряд новейших видов контрольно-измерительной и диагностической аппаратуры. Развито также производство часов, фотоаппаратов.

Автомобильная промышленность

Несколько крупнейших автомобильных фирм выпускают почти все серийные легковые и грузовые автомашины. Такие как «Бритиш Лейланд», заводы международной американской компании «Крайслер Ю. К.» и дочерние американские фирмы «Воксхолл» и «Форд». Сохраняют позиции мировых лидеров в выпуске машин высшего класса компании «Роллс-Ройс» (под контролем «БМВ») и «Бентли», контролируемая «Фольксвагеном». В 2002 г. произведено 1,8 млн. автомобилей, в том числе 1,5 млн. — легковых. Импорт пока превышает экспорт, но последний также очень значителен (около 1 млн шт.). Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Авиационная промышленность

Самолётостроение одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения Великобритании. Доминирует в этой отрасли государственная крупнейшая фирма — «Бритиш Эйрвейз». Она специализируется на выпуске широкого спектра различных самолетов, вертолетов, космических аппаратов, ракет. Вертолеты производятся другой большой фирмой «Уэстленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании «Роллс-ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. Широко развита кооперация с западноевропейскими и американскими компаниями в производстве гражданской и военной техники.

Электротехника и электроника

Электротехника относится к растущим и развивающимся производствам, она занимает второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: «Дженерал электрик», «Инглиш электрик» и «Ассошиэйтед электрикал индастриз». По-прежнему достаточно сильны позиции Великобритании в производстве турбин и электродвигателей.

Но доминирующие позиции занимает ныне электроника. Наиболее динамично развивается производство вычислительной техники, но главные позиции здесь занимает американский капитал, а в производстве бытовой электроники — японский. Британские фирмы традиционно сильны в производстве радиоэлектронного оборудования (радары, радиопередатчики) и средств связи.

Лёгкая промышленность

Лёгкая промышленность Великобритании

Текстильная промышленность

Текстильная промышленность является традиционной для британской экономики отраслью. Из отраслей легкой промышленности ей принадлежит особая роль в промышленном развитии страны, в распространении машинного способа производства по всему миру. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи — самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.

Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шёлка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей — в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера.

Обрабатывающая и перерабатывающая промышленность

В структуре обрабатывающей промышленности наибольший удельный вес имеют:

Пищевкусовая промышленность за последние полвека стала одной из главных сфер концентрации британского капитала: из 40 корпораций страны, входящих в «Клуб 500» крупнейших фирм мира, данную отрасль представляет целая дюжина во главе с «Юнилевер», «Дайэджео» и «Кэдбьюри Швеппс». Высокую конкурентоспособность на мировом рынке имеют пищевые концентраты, кондитерские изделия, напитки (в том числе чай, шотландский виски и лондонский джин), табачные изделия. Размещение крупнейших предприятий ориентировано на рынки, в том числе внешние.

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Сулейманов А.А. Сотрудничество Советского Союза и приарктических стран в области научного изучения Арктики в годы «разрядки» // 1945 год: формирование основ послевоенного мироустройства. — Киров: Радуга — ПРЕСС, 2015. — С. 469
  2. ↑ Нефтяной терминал «Саллом-Во»

wiki.sc

Промышленность Великобритании — WiKi

Промышленность Великобритании

Добыча и переработка нефти

В британском секторе Северного моря известно 133 месторождения нефти с разведанными запасами 2 млрд т и извлекаемыми — 0,7 млрд т, что составляет около 1/3 запасов шельфа. Добыча нефти в Северном море ведется с 1975 года[1] на полусотне месторождений, из которых крупнейшие — Брент, Фортис. В 2003 г. она составила 106 млн т, из них свыше половины пошло на экспорт — главным образом в США, Германию, Нидерланды. По системе трубопроводов и танкерами нефть из месторождений Северного моря и Северной Атлантики поступает в нефтяной терминал «Саллом-Во», где загружается в танкеры для дальнейшей транспортировки[2]. Сохраняется и крупный импорт нефти (до 50 млн т), что связано с преобладанием легких фракций в североморской нефти и технологическими особенностями британских НПЗ, рассчитанных на более тяжелую нефть.

Что касается британской нефтеперерабатывающей промышленности, то она пока ещё зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. В стране действует 9 НПЗ с общей мощностью около 90 млн т в год (в 1999 г. закрылся НПЗ компании «Шелл» в Шелл-Хейвене мощностью 4,3 млн т в год). Они расположены в устье Темзы, в Фоли близ Саутгемптона, в южном Уэльсе, у Манчестерского канала, в Тиссайде, Хамберсайде и в Шотландии (Грейнджмуте).

Газовая промышленность

В британской зоне Северного моря обнаружено более 80 газовых месторождений с разведанными запасами 2 трлн м³ и извлекаемыми — 0,8 трлн м³. Добыча газа на них началась в середине 60-х годов, сейчас эксплуатируется 37 месторождений, 1/2 добычи дают 7, среди них — Леман-Бенк, Брент, Моркэм. Объём добычи за 1990—2003 гг. возрос до 103 млрд м³. Внешняя торговля газом незначительна; в 2003 г. его экспорт составил 15, а импорт — 8 млрд м³. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоркшире.

Химическая промышленность

Новейшие производства химической промышленности также относятся к числу быстро развивающихся отраслей. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты — серная кислота, оксиды металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Британская химия базируется на нефтегазовом сырье и специализируется на достаточно ограниченном числе химических продуктов, отличающихся высокой наукоемкостью: это фармацевтические препараты, агрохимикаты, конструкционные пластмассы, используемые в авиаракетостроении, микроэлектронике. Главные районы химической промышленности сформировались на базе НПЗ вблизи рынков сбыта: Юго-восток Англии, Ланкшир и Чешир.

Чёрная металлургия

Большое развитие получила чёрная металлургия. К началу 1970-х годов объём производства стали составил около 30 млн т, в дальнейшем с введением квот на черные металлы в ЕС он сократился более чем в 2 раза — до 13,5 млн т в 2001 г. (Великобритания не входит в десятку крупнейших производителей стали.) Во второй половине 80-х годов в отрасли была проведена техническая модернизация, и в настоящее время 75 % стали выплавляется кислородно-конвертерным способом.

На сегодняшний день Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Активы корпорации «Бритиш стил» (сейчас ими владеет индийская группа Tata Steel) производят почти всю сталь для страны. Необходимо отметить, что металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии — известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сохранилось 4 металлургических района, из которых лишь один находится в центре страны (Шеффилд-Ротерем с его специализацией на качественной стали и электростали), остальные — на побережье в портах (в Южном Уэльсе — Порт-Толбот, Лланверн, в Хамберсай-де — Сканторп, в Тиссайде — Редкар).

В сталеплавильной индустрии Великобритании все больше используется в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно «привязаны» к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Цветная металлургия

В свою очередь, британская цветная металлургия — одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. При практически полном отсутствии ресурсной базы отрасль развивалась благодаря высокой потребности в цветных металлах и представлена главным образом производством вторичного металла. Из первичных металлов выпускаются только алюминий и никель. Потребности страны по олову, свинцу, алюминию удовлетворяются за счет собственного производства почти полностью; по меди и цинку на 1/2.

Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания — также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов — США и Германия.

Западный Мидленд — главный район цветной металлургии здесь расположено много мелких предприятий специализирующихся на производстве, прокате, литье и обработке цветных металлов. Другие центры — южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

Машиностроение

В машиностроении, самой крупной отрасли британской промышленности, работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. На отрасль приходится 40 % условно-чистой продукции обрабатывающей промышленности. Если в прошлом для неё был характерен выпуск продукции высококачественной, но среднего уровня сложности, то в настоящее время все больший удельный вес приобретает технически сложная, наукоёмкая продукция.

Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Одним из мировых лидеров по производству строительной техники является компания JCB, насчитывающая более 10 тыс. работников и 11 заводов в Великобритании. Каждый второй экскаватор-погрузчик в мире, каждый третий телескопический погрузчик произведен на заводах JCB. Всего в Великобритании производится более 300 видов строительных и сельскохозяйственных машин JCB. Великобритания занимает лидирующие позиции в мире как экспортер грузовых автомашин. Например, широко известна серия машин повышенной проходимости марки «Лендровер». Главные покупатели английских автомобилей — США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Общее машиностроение

Общее машиностроение ныне уступает по темпам роста другим секторам отрасли. В последние годы вновь усилились позиции станкостроения (страна занимает шестое место в мире по объёму производства, но четвёртое — по экспорту). Отраслью международной специализации является тракторостроение (первое место в мире по выпуску колесных тракторов).

Более 2/3 стоимости продукции в приборостроении приходится на научные и промышленные приборы, в том числе на ряд новейших видов контрольно-измерительной и диагностической аппаратуры. Развито также производство часов, фотоаппаратов.

Автомобильная промышленность

Несколько крупнейших автомобильных фирм выпускают почти все серийные легковые и грузовые автомашины. Такие как «Бритиш Лейланд», заводы международной американской компании «Крайслер Ю. К.» и дочерние американские фирмы «Воксхолл» и «Форд». Сохраняют позиции мировых лидеров в выпуске машин высшего класса компании «Роллс-Ройс» (под контролем «БМВ») и «Бентли», контролируемая «Фольксвагеном». В 2002 г. произведено 1,8 млн. автомобилей, в том числе 1,5 млн. — легковых. Импорт пока превышает экспорт, но последний также очень значителен (около 1 млн шт.). Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Авиационная промышленность

Основная статья: Авиационная промышленность Великобритании

Самолётостроение одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения Великобритании. Доминирует в этой отрасли государственная крупнейшая фирма — «Бритиш Эйрвейз». Она специализируется на выпуске широкого спектра различных самолетов, вертолетов, космических аппаратов, ракет. Вертолеты производятся другой большой фирмой «Уэстленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании «Роллс-ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. Широко развита кооперация с западноевропейскими и американскими компаниями в производстве гражданской и военной техники.

Электротехника и электроника

Электротехника относится к растущим и развивающимся производствам, она занимает второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: «Дженерал электрик», «Инглиш электрик» и «Ассошиэйтед электрикал индастриз». По-прежнему достаточно сильны позиции Великобритании в производстве турбин и электродвигателей.

Но доминирующие позиции занимает ныне электроника. Наиболее динамично развивается производство вычислительной техники, но главные позиции здесь занимает американский капитал, а в производстве бытовой электроники — японский. Британские фирмы традиционно сильны в производстве радиоэлектронного оборудования (радары, радиопередатчики) и средств связи.

Лёгкая промышленность

Лёгкая промышленность Великобритании

Текстильная промышленность

Текстильная промышленность является традиционной для британской экономики отраслью. Из отраслей легкой промышленности ей принадлежит особая роль в промышленном развитии страны, в распространении машинного способа производства по всему миру. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи — самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.

Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шёлка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей — в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера.

Обрабатывающая и перерабатывающая промышленность

В структуре обрабатывающей промышленности наибольший удельный вес имеют:

Пищевкусовая промышленность за последние полвека стала одной из главных сфер концентрации британского капитала: из 40 корпораций страны, входящих в «Клуб 500» крупнейших фирм мира, данную отрасль представляет целая дюжина во главе с «Юнилевер», «Дайэджео» и «Кэдбьюри Швеппс». Высокую конкурентоспособность на мировом рынке имеют пищевые концентраты, кондитерские изделия, напитки (в том числе чай, шотландский виски и лондонский джин), табачные изделия. Размещение крупнейших предприятий ориентировано на рынки, в том числе внешние.

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Сулейманов А.А. Сотрудничество Советского Союза и приарктических стран в области научного изучения Арктики в годы «разрядки» // 1945 год: формирование основ послевоенного мироустройства. — Киров: Радуга — ПРЕСС, 2015. — С. 469
  2. ↑ Нефтяной терминал «Саллом-Во»

ru-wiki.org

Великобритания (промышленность) | Авторская платформа Pandia.ru

Великобритания – высокоразвитая индустриальная страна, которая в международном разделении труда выступает как поставщик промышленной продукции. Вместе с тем экономическая роль Великобритании в современном мире определяется не только промышленной, но и банковской, страховой, судофрахтовой и другой коммерческой деятельностью. Около 30% ее валового национального продукта поступает от обрабатывающей промышленности и 45 % – от сферы обслуживания, включающей транспорт и связь, розничную торговлю, страхование, банки и другие финансовые учреждения, здравоохранение и образование. Доля сферы обслуживания в валовом национальном продукте увеличивается значительно быстрее, чем доля обрабатывающей промышленности, которая даже несколько снижается. Уменьшилась также доля сельского хозяйства – до 3 % и добывающей промышленности – до 1,4%.

Для развития экономики Великобритании исключительное значение имеет вывоз промышленных товаров и экспорт «услуг» другим странам, которые вместе дают 26% валового национального продукта. Важной статьей дохода британских международных монополий был и остается вывоз капитала в другие страны. С образованием мирового социалистического лагеря и независимых национальных государств в Азии, Африке и Латинской Америке многие связи британского капитала оборвались, но общие размеры заграничных инвестиций Великобритании растут, превысив даже по номинальной стоимости 20 млрд. ф. ст!

С переориентацией британской промышленности на новейшие отрасли для ее развития внешний рынок стал играть большую роль, чем дешевая рабочая сила. В последнее время этот рынок британские монополии находят в развитых капиталистических странах, доля которых в вывозе британского капитала превысила %. Все еще велик экспорт капитала Великобритании в развивающиеся страны: на нее приходится почти половина капитала, вывозимого в эти страны западноевропейскими государствами. В то же время быстро растут вклады иностранных монополий в экономику Великобритании.

Однако в целом Великобритания теряет свои прежние позиции в мировом капиталистическом хозяйстве. Особенно заметно отстает ее промышленность. Уже после первой мировой войны, когда другие империалистические державы развивали свою индустрию на основе последних достижений науки и техники, старая колониальная структура промышленности Великобритании стала тормозом в развитии ее экономики. Основная часть оборудования на британских фабриках и заводах устарела, но еще не износилась, и это мешало оснащению промышленных предприятий новой техникой. Капиталовложения в промышленность неуклонно уменьшались. Кризис 1929-1933 гг. застал британское хозяйство в расстроенном состоянии, причем особенно тяжелое положение сложилось в традиционных отраслях.

За годы второй мировой войны хозяйство Великобритании потерпело крупные убытки, что привело к еще большему сокращению промышленного производства и торговли. Намного уменьшились вклады за границей, и резко вырос долг страны США. У ведущих монополий быстро росли издержки, они оказывались неконкурентноспособными на внешних рынках. Народные массы требовали национализации промышленности, надеясь, что это поможет им избавиться от капиталистической эксплуатации. За национализацию отстающих отраслей выступали также определенные капиталистические круги, рассчитывая переоборудовать отстающие отрасли за государственный, а следовательно, за народный счет и таким образом обеспечить ведущие монополии дешевым топливом, энергией и транспортом, т. е. создать условия для получения частным капиталом больших прибылей.

Национализация проведенная в конце 40-х годов в электроэнергетике, угольной и газовой промышленности, на железнодорожном и в автомобильном транспорте, принесла выгоды монополистам: одним – огромные компенсации с ежегодными процентами, другим – низкие цены на продукцию этих отраслей. Именно поэтому многие национализированные предприятия работали с убытками, от чего страдали в первую очередь рабочие, которым под предлогом экономии отказывали в повышении зарплаты.

Потеряв почти все свои колонии, Великобритания утратила многие экономические преимущества: безраздельный контроль над богатейшими мировыми месторождениями цветных металлов, нефти, важными источниками натурального каучука, дешевой сельскохозяйственной продукции, гарантированные рынки сбыта промышленных товаров и безграничные возможности вывоза капитала на все континенты. Будучи должником США и их «младшим» партнером и взяв на себя значительные расходы по НАТО, Великобритания вынуждена мириться с проникновением в ее экономику американского капитала, роль которого возрастает с каждым годом. В середине 1970-х годов американские инвестиции в Великобритании составили около 10 млрд. долл. Деньги магнатов из-за океана вкладываются преимущественно в быстро развивающиеся современные отрасли промышленности. Американскими фирмами выпускается свыше половины автомобилей, % ЭВМ и такая же доля медикаментов. Более половины компаний, занятых разведкой месторождений нефти и газа в Северном море, – также американские.

В послевоенные годы в хозяйстве Великобритании произошли качественные изменения. Система государственного регулирования производства, регламентация цен и контроль над внешней торговлей, вынужденно введенные в годы войны, усилили вмешательство государства в экономическую жизнь страны. Особенно увеличилась роль государства в управлении хозяйством в результате проведенной сразу после второй мировой войны национализации транспортных и энергетических отраслей и центрального банка страны – Банка Англии. Капиталистическое государство стало крупным собственником, принимающим непосредственное участие в управлении предприятиями, производящими 1/5 всей промышленной продукции страны.

После войны в Великобритании ускорился процесс концентрации производства и банковских операций. В настоящее время 2% фирм, не считая национализированных отраслей, производят половину промышленной продукции; в пяти крупнейших банках сосредоточено 9/10 всех активов, депозитов и ссуд.

Британская монополистическая буржуазия стремится использовать государственный аппарат и власть правительства, чтобы с их помощью не допустить снижения прибылей и сохранить условия существования капитализма Под нажимом монополий сменяющие друг друга правительства консерваторов и лейбористов проводят политику ограничения заработной платы трудящихся и сокращения’ государственных расходов на социальные нужды. В условиях беспрерывного роста цен эти меры равносильны намеренному понижению жизненного уровня широких слоев населения. Одновременно предпринимаются попытки государственно-моно-полис! плоского регулирования экономики. Однако все эти меры не спасли Великобританию от сильнейшего за послевоенные годы кризиса, охватившего в 1970-х годах буквально все отрасли ее промышленности, все области экономической жизни. Застой в промышленном производстве становится хроническим, неуклонно растут цены, быстро увеличивается дефицит торгового и платежного баланса, безработица достигает рекордного уровня.

Объясняется этот кризис английской экономики не только внешними факторами – мировым энергетическим кризисом, ростом цен на сырье и т. д. Вместо того чтобы расширить и модернизировать индустриальную базу Великобритании, монополии вкладывают капитал за рубежом, где норма прибыли, как правило, выше. Слабое обновление основного капитала ведет к низким темпам роста производительности труда, по показателям которого Великобритания отстает от всех своих основных конкурентов. Членство страны в «Общем рынке» привело к небывалому росту импорта и, следовательно, к еще большему ухудшению торгового баланса страны. Растущие цены на товары широкого потребления и услуги, «галопирующая» инфляция стали подлинным бедствием для широких масс населения. Попытки правительства и предпринимателей найти выход из переживаемых страной серьезных экономических трудностей за счет трудящихся ведут к подъему забастовочной борьбы.

Прогрессивные силы Великобритании видят единственно реальный путь преодоления кризиса в расширении производства и ликвидации безработицы, в прекращении экспорта капитала, введении контроля над импортом, национализации крупных фирм и финансовых учреждений. Они выступают за сокращение непомерных военных расходов и развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества, в том числе и с социалистическими странами.

Промышленность. Промышленность Великобритании дает % валового национального продукта, на нее приходится более Уз всех занятых. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой – отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко второй – добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны – «Империал кемикал индастриз», или ИКИ, «Юнилевер», «Бритиш Лейланд» и «Дженерал электрик ком-пани», в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса – южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими, или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

В течение 40 последних лет британское правительство стремится проводить региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся конурбациях, а с другой – на содействие подъему старых промышленный районов с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий, выплаты налогов и т. д.

Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная структура промышленности.

Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из-за самой сущности стихийного капиталистического производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними. Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов, и прежде всего сократить безработицу. В 1970-х годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при решении региональных проблем интересы трудящихся отстающих районов стоят далеко не на первом месте.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании – добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество – 287 млн. т, добыча неуклонно снижается. Лишь с 1970 по 1977 г. она уменьшилась со 140 до 119 млн. т.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и техлики, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов выплавки стали и электрификация тран-сг орта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива. Старые шахты закрываются. На новых – добыча механизируется, увеличивается производительность труда и уменьшается число требуемых рабочих. Страдают от этого в первую очередь шахтеры, среди которых особенно высок уровень безработицы.

Тем не менее уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает у3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах – Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный.

Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть, но в будущем его использование едва ли вырастет, поскольку нефть уже с 1972 г. прочно заняла первое место по объему потребления.

Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважины в Восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс. т, но месторождения, разведанные в Северном море, в 1978 г. уже дали 50 млн. т. По расчетам английских экономистов, в начале 1980-х годов в Северном море будет добываться 100-125 млн. т нефти в год.

До начала 1950-х годов внутренний спрос на нефтепродукты оставался небольшим и выгоднее было их ввозить, чем перерабатывать сырую нефть в стране. Но в последние десятилетия потребность в нефтепродуктах увеличилась и рентабельнее оказалось импортировать сырую нефть, увеличив строительство в стране нефтеперерабатывающих заводов. В настоящее время их общая мощность составляет около 150 млн. т в год. Сырая нефть ввозится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты – из Италии, Нидерландов и Венесуэлы.

Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов: у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энгл-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии на побережье залива Ферт-оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт-оф-Форт проведены нефтепроводы.

Когда в 1959 г. в Северном море были открыты месторождения природного газа, Великобритания получила право добывать его в западной части. В 1965 г. в 70 км к востоку от Клинторпса дала газ первая скважина, которая положила начало его промышленной добыче. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона в Йоркшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают % потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ поступает из природных источников.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Более качественная, гематитовая руда добывается в Озерном округе, но это месторождение уже сильно истощено. В 1977 г. в Великобритании было добыто всего 0,8 млн. т железной руды против 4,7 млн. т в 1960 г. И объем добычи с каждым годом сокращается, так как низкокачественной местной руде трудно конкурировать с более богатой привозной. Ввозится железная руда из Канады, Либерии и Мавритании.

В последние годы Великобритания возобновила разработку оловянной руды. С 1970 по 1974 г. ее добыча увеличилась втрое – до 10 тыс. т в год, причем у4 дают четыре шахты Корнуолла.

Потребности страны в электрической энергии удовлетворяются полностью за счет внутренних источников. В 1975 г. 86% электроэнергии было произведено тепловыми электростанциями, 12% – атомными и 2% – гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на р. Трент и около Лондона. В последние два десятилетия введены в действие 13 атомных электростанций, суммарная выработка которых более 30 млрд. кВт. ч. Строятся еще пять АЭС. По производству электроэнергии на АЭС Великобритания занимает первое место в Зарубежной Европе.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. Еще в 1930-х годах в Великобритании была создана первая электросеть («грид»), которая имела большое значение для развития промышленности, особенно в тех районах, где не было месторождений угля. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач («Супергрид») с большим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности – черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали, которая в 1977 г. составила соответственно 13 и 20 млн. т. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией «Бритиш стил».

Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем, в том числе коксующимся. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии – известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Поскольку большинство металлургических предприятий работает теперь на привозной руде, металлургические центры, как правило, смещаются в сторону побережий.

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно «привязаны» к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Ведущим металлургическим районом Великобритании XIX в. была «Черная страна», расположенная на Мидлендском угольном плато, где одновременно работало 170 доменных печей. В наши дни первенство перешло к южному Уэльсу, металлургические заводы которого дают 30% всего производства чугуна и стали и обеспечивают практически всю потребность страны в листовом железе. Почти столько же продукции дают металлургические заводы Йоркширского угольного бассейна, но она значительно разнообразнее. Предприятия Шеффилда, работающие в основном на стальном ломе и привозном чугуне, славятся производством высококачественных сортов легированной и нержавеющей стали; завод в Корби специализируется на выпуске стальных труб, а три крупных завода полного металлургического цикла Сканторпа производят главным образом тяжелое стальное литье. Металлургический комплекс Тиссайда, который дает % выпускаемых в стране чугуна и стали, преобразуется в крупнейший в Зарубежной Европе сталеплавильный центр. Шотландские заводы в долине р. Клайд дают у8 всего производства чугуна и стали. Заводы Тиссайда и Шотландии выпускают в основном прокат и тяжелые стальные конструкции для судоверфей.

Британская цветная металлургия – одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания – также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов – США и ФРГ. В то же время отечественная промышленность удовлетворяет только часть потребностей страны в ведущих цветных металлах: на %- медью и цинком и на %- алюминием.

Главный район цветной металлургии – Западный Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры – южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Две огромные фирмы концентрируют % всего производства алюминия. Это «Алкан инда-стриз» и «Бритиш алюминиум». Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англси, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

Совместно с французским правительством на государственные средства создан первый в капиталистическом мире сверх звукковой пассажирский лайнер «Конкорд». Выпускаются и продаются различные типы ракет и суда на воздушной подушке. Англичане говорят, что они стали судостроителями чуть ли не с момента образования Британских островов. Вплоть до 1955 г. Соединенное Королевство было крупнейшим в мире поставщиком судов, но в последующие годы на первое место вышла Япония, а Великобритания оказалась уже на пятом месте. Море у южных берегов Великобритании обмелело, и бывшие центры судостроения Рай и Вин-чесли сейчас находятся на расстоянии полутора километров от берега. Дувр сохранил свои верфи только блаюдаря строительству искусственной гавани.

Северной Ирландии на острове Куинз построена самая большая верфь в Зарубежной Европе, однако в последние годы в связи с развитием кризисных явлений в британской экономике, а также осложнением общей политической ситуации в Ольстере владельцы верфи терпят убытки, а рабочие находятся под постоянной угрозой увольнения.

К растущим и развивающимся производствам относится электротехника, занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний.

Продукция «тяжелой» электротехники – электромоторы, мощные генераторы, трансформаторы и турбины – производится практически одной крупнейшей монополией «Дженерал электрик», с которой в последние годы слились две другие большие электротехнические фирмы, что способствовало объединению нескольких мелких и средних электронных компаний в одну крупную- «Интернэшнл компьютерз», став ее акционером и предоставляя ей ежегодно крупные ссуды. По стоимости экспорта электротехника и электроника стали относиться к ведущим отраслям обрабатывающей промышленности.

К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства химической промышленности. Около Уз продукции основной химии составляют неорганические химикаты – серная кислота и окислы металлов и неметаллов. Более % продуктов органической химии составляют главным образом этилен, пропилен и бензол, превращаемые в пластмассы, различные растворители, синтетический каучук, химические волокна и моющие средства. Другие основные отрасли химической промышленности – производство синтетических материалов и пластмасс, удобрений и гербицидов, красителей, парфюмерии и фармацевтических препаратов.

90% всей продукции основной химии контролируется гигантским транснациональным концерном ИКИ. Он владеет крупнейшими химическими заводами Се-вернсайда и Хамберсайда, растянувшимися на десятки километров, новым нефтехимическим комплексом Уилтона – Биллингема, нефтехимическим центром по производству ароматических углеводородов в Норт-Тисе и многими другими предприятиями. Ему же принадлежат 15 крупных научно-исследовательских центров. За пределами Великобритании в 55 капиталистических странах функционирует более 350 дочерних предприятий ИКИ.

Помимо этого гигантского концерна и нескольких других, менее крупных на производстве разнообразной химической продукции специализируется множество мелких фирм во всех районах страны. Особенно их много в парфюмерии, производстве красителей, синтетических материалов и пластмасс.

Предприятия неорганической химии расположены в основном в таких старых промышленных районах, как Ланкашир, в котором химическое производство было связано с текстильной промышленностью и местными ресурсами соли, а также на северо-востоке, где в устье р. Тайн химические заводы используют местную каменную соль, ангидрит и морскую воду, а также продукты коксования, поступающие с местных металлургических заводов. В районе р. Тис создан один из крупнейших в мире центров по выпуску аммиака, азогной и серной кислоты, а также различных органических растворителей.

Новейшая отрасль современной химической промышленности – нефтехимия возникла в Великобритании вслед за широким строительством нефтеперерабатывающих заводов и на их основе. Один из новых центров химической промышленности, в основном нефтехимии, Хамберсайд получает сырье от двух нефтеперерабатывающих заводов у Гримсби общей мощностью около 14 млн. т продукции в год; два других построенных после войны нефтеперерабатывающих завода (мощностью свыше 11 млн. т) в устье р. Тис питают ныне крупнейший в Великобритании центр нефтехимии Уилтона, крекинг-установки которого дают углеводородное сырье для производства разнообразных синтетических материалов.

Старейшая традиционная отрасль Великобритании – текстильная промышленность. В течение всего XIX в. и до первой мировой войны она лидировала среди отраслей обрабатывающей промышленности по стоимости выпускаемой и вывозимой продукции. Однако в связи с ростом текстильной, и в частности хлопчатобумажной, промышленности в Индии, Японии и в других конкурирующих странах рынки сбыта британских текстильных изделий сузились, и началось постепенное сокращение текстильного производства. Так, только с 1970 по 1977 г. производство хлопчатобумажных и шерстяных тканей уменьшилось почти в 1,5 раза. В то же время производство и экспорт искусственных и синтетических волокон и изделий из них быстро увеличиваются. В середине 70-х годов стоимость экспорта изделий из искусственных и синтетических волокон превышала стоимость вывезенных хлопчатобумажных изделий почти вчетверо.

Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей – в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера.

Производство искусственных и синтетических волокон, пряжи и тканей монополизировано тремя офомными концернами. ИКИ изготавливает химикаты, необходимые для производства вискозных, полиакрило-нитриловых и других волокон и поставляет их фирме «Кэртолд», которая вырабатывает искусственные волокна (в том числе разработанные в Великобритании терилен и куртель), пряжу и ткани. Нейлон производится фирмой «Бритиш найлон спиннерз». Предприятия этих концернов разбросаны по всей стране, но особенно их много в Северной Ирландии.

Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи – самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках. Хлопчатобумажные же изделия все чаще уступают место хотя и менее качественным, но более дешевым хлопчатобумажным изделиям зарубежных стран. Британская хлопчатобумажная промышленность теряет свои международные рынки. В целом экспорт продукции текстильной промышленности, особенно хлопчатобумажной, сокращается. Сказывается техническая отсталость текстильных предприятий по сравнению с зарубежными фирмами; среди занятых в текстильном производстве растет безработица. Заработки, как правило, здесь низкие, поэтому квалифицированные рабочие нередко переходят в другие отрасли или переезжают в иные районы.

В то же время происходит некоторая модернизация текстильной промышленности. Идут концентрация и интенсификация производства, переоборудование фабрик и их укрупнение.

Сельское хозяйство. В сельском хозяйстве Великобритании занято всего около 3% работающего населения страны. В среднем на одного человека приходится меньше у3 гектара сельскохозяйственных земель. Тем не менее благодаря высокой интенсификации производства Великобритания производит более половины сельскохозяйственных продуктов, потребляемых ее населением. Полностью обеспечиваются потребности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем молоке. Однако многие важные продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. Она импортирует 4Д сливочного масла, % сахара, половину пшеницы и бекона, У4 потребляемых в стране говядины и телятины.

Для производства сельскохозяйственной продукции используются 19 млн. га: под возделываемыми культурами (включая сеяные травы) занято 7 млн. га, а под естественными пастбищами – около 12 млн. га. Соотношение между этими используемыми землями неодинаково в различных районах. В юго-восточной части Англии естественных пастбищ совсем мало, в Северной Ирландии под ними занята 1/5 сельскохозяйственных земель.

pandia.ru

Промышленность Великобритании — Gpedia, Your Encyclopedia

Промышленность Великобритании

Добыча и переработка нефти

В британском секторе Северного моря известно 133 месторождения нефти с разведанными запасами 2 млрд т и извлекаемыми — 0,7 млрд т, что составляет около 1/3 запасов шельфа. Добыча нефти в Северном море ведется с 1975 года[1] на полусотне месторождений, из которых крупнейшие — Брент, Фортис. В 2003 г. она составила 106 млн т, из них свыше половины пошло на экспорт — главным образом в США, Германию, Нидерланды. По системе трубопроводов и танкерами нефть из месторождений Северного моря и Северной Атлантики поступает в нефтяной терминал «Саллом-Во», где загружается в танкеры для дальнейшей транспортировки[2]. Сохраняется и крупный импорт нефти (до 50 млн т), что связано с преобладанием легких фракций в североморской нефти и технологическими особенностями британских НПЗ, рассчитанных на более тяжелую нефть.

Что касается британской нефтеперерабатывающей промышленности, то она пока ещё зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. В стране действует 9 НПЗ с общей мощностью около 90 млн т в год (в 1999 г. закрылся НПЗ компании «Шелл» в Шелл-Хейвене мощностью 4,3 млн т в год). Они расположены в устье Темзы, в Фоли близ Саутгемптона, в южном Уэльсе, у Манчестерского канала, в Тиссайде, Хамберсайде и в Шотландии (Грейнджмуте).

Газовая промышленность

В британской зоне Северного моря обнаружено более 80 газовых месторождений с разведанными запасами 2 трлн м³ и извлекаемыми — 0,8 трлн м³. Добыча газа на них началась в середине 60-х годов, сейчас эксплуатируется 37 месторождений, 1/2 добычи дают 7, среди них — Леман-Бенк, Брент, Моркэм. Объём добычи за 1990—2003 гг. возрос до 103 млрд м³. Внешняя торговля газом незначительна; в 2003 г. его экспорт составил 15, а импорт — 8 млрд м³. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоркшире.

Химическая промышленность

Новейшие производства химической промышленности также относятся к числу быстро развивающихся отраслей. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты — серная кислота, оксиды металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Британская химия базируется на нефтегазовом сырье и специализируется на достаточно ограниченном числе химических продуктов, отличающихся высокой наукоемкостью: это фармацевтические препараты, агрохимикаты, конструкционные пластмассы, используемые в авиаракетостроении, микроэлектронике. Главные районы химической промышленности сформировались на базе НПЗ вблизи рынков сбыта: Юго-восток Англии, Ланкшир и Чешир.

Чёрная металлургия

Большое развитие получила чёрная металлургия. К началу 1970-х годов объём производства стали составил около 30 млн т, в дальнейшем с введением квот на черные металлы в ЕС он сократился более чем в 2 раза — до 13,5 млн т в 2001 г. (Великобритания не входит в десятку крупнейших производителей стали.) Во второй половине 80-х годов в отрасли была проведена техническая модернизация, и в настоящее время 75 % стали выплавляется кислородно-конвертерным способом.

На сегодняшний день Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Активы корпорации «Бритиш стил» (сейчас ими владеет индийская группа Tata Steel) производят почти всю сталь для страны. Необходимо отметить, что металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии — известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сохранилось 4 металлургических района, из которых лишь один находится в центре страны (Шеффилд-Ротерем с его специализацией на качественной стали и электростали), остальные — на побережье в портах (в Южном Уэльсе — Порт-Толбот, Лланверн, в Хамберсай-де — Сканторп, в Тиссайде — Редкар).

В сталеплавильной индустрии Великобритании все больше используется в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно «привязаны» к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Цветная металлургия

В свою очередь, британская цветная металлургия — одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. При практически полном отсутствии ресурсной базы отрасль развивалась благодаря высокой потребности в цветных металлах и представлена главным образом производством вторичного металла. Из первичных металлов выпускаются только алюминий и никель. Потребности страны по олову, свинцу, алюминию удовлетворяются за счет собственного производства почти полностью; по меди и цинку на 1/2.

Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания — также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов — США и Германия.

Западный Мидленд — главный район цветной металлургии здесь расположено много мелких предприятий специализирующихся на производстве, прокате, литье и обработке цветных металлов. Другие центры — южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

Машиностроение

В машиностроении, самой крупной отрасли британской промышленности, работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. На отрасль приходится 40 % условно-чистой продукции обрабатывающей промышленности. Если в прошлом для неё был характерен выпуск продукции высококачественной, но среднего уровня сложности, то в настоящее время все больший удельный вес приобретает технически сложная, наукоёмкая продукция.

Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Одним из мировых лидеров по производству строительной техники является компания JCB, насчитывающая более 10 тыс. работников и 11 заводов в Великобритании. Каждый второй экскаватор-погрузчик в мире, каждый третий телескопический погрузчик произведен на заводах JCB. Всего в Великобритании производится более 300 видов строительных и сельскохозяйственных машин JCB. Великобритания занимает лидирующие позиции в мире как экспортер грузовых автомашин. Например, широко известна серия машин повышенной проходимости марки «Лендровер». Главные покупатели английских автомобилей — США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Общее машиностроение

Общее машиностроение ныне уступает по темпам роста другим секторам отрасли. В последние годы вновь усилились позиции станкостроения (страна занимает шестое место в мире по объёму производства, но четвёртое — по экспорту). Отраслью международной специализации является тракторостроение (первое место в мире по выпуску колесных тракторов).

Более 2/3 стоимости продукции в приборостроении приходится на научные и промышленные приборы, в том числе на ряд новейших видов контрольно-измерительной и диагностической аппаратуры. Развито также производство часов, фотоаппаратов.

Автомобильная промышленность

Несколько крупнейших автомобильных фирм выпускают почти все серийные легковые и грузовые автомашины. Такие как «Бритиш Лейланд», заводы международной американской компании «Крайслер Ю. К.» и дочерние американские фирмы «Воксхолл» и «Форд». Сохраняют позиции мировых лидеров в выпуске машин высшего класса компании «Роллс-Ройс» (под контролем «БМВ») и «Бентли», контролируемая «Фольксвагеном». В 2002 г. произведено 1,8 млн. автомобилей, в том числе 1,5 млн. — легковых. Импорт пока превышает экспорт, но последний также очень значителен (около 1 млн шт.). Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Авиационная промышленность

Самолётостроение одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения Великобритании. Доминирует в этой отрасли государственная крупнейшая фирма — «Бритиш Эйрвейз». Она специализируется на выпуске широкого спектра различных самолетов, вертолетов, космических аппаратов, ракет. Вертолеты производятся другой большой фирмой «Уэстленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании «Роллс-ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. Широко развита кооперация с западноевропейскими и американскими компаниями в производстве гражданской и военной техники.

Электротехника и электроника

Электротехника относится к растущим и развивающимся производствам, она занимает второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: «Дженерал электрик», «Инглиш электрик» и «Ассошиэйтед электрикал индастриз». По-прежнему достаточно сильны позиции Великобритании в производстве турбин и электродвигателей.

Но доминирующие позиции занимает ныне электроника. Наиболее динамично развивается производство вычислительной техники, но главные позиции здесь занимает американский капитал, а в производстве бытовой электроники — японский. Британские фирмы традиционно сильны в производстве радиоэлектронного оборудования (радары, радиопередатчики) и средств связи.

Лёгкая промышленность

Лёгкая промышленность Великобритании

Текстильная промышленность

Текстильная промышленность является традиционной для британской экономики отраслью. Из отраслей легкой промышленности ей принадлежит особая роль в промышленном развитии страны, в распространении машинного способа производства по всему миру. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи — самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.

Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шёлка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей — в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера.

Обрабатывающая и перерабатывающая промышленность

В структуре обрабатывающей промышленности наибольший удельный вес имеют:

Пищевкусовая промышленность за последние полвека стала одной из главных сфер концентрации британского капитала: из 40 корпораций страны, входящих в «Клуб 500» крупнейших фирм мира, данную отрасль представляет целая дюжина во главе с «Юнилевер», «Дайэджео» и «Кэдбьюри Швеппс». Высокую конкурентоспособность на мировом рынке имеют пищевые концентраты, кондитерские изделия, напитки (в том числе чай, шотландский виски и лондонский джин), табачные изделия. Размещение крупнейших предприятий ориентировано на рынки, в том числе внешние.

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Сулейманов А.А. Сотрудничество Советского Союза и приарктических стран в области научного изучения Арктики в годы «разрядки» // 1945 год: формирование основ послевоенного мироустройства. — Киров: Радуга — ПРЕСС, 2015. — С. 469
  2. ↑ Нефтяной терминал «Саллом-Во»

www.gpedia.com

Промышленность Англии — English Club TV On the Go

Не смотря на то, что Англия занимает не такую уж большую территорию, ее экономическое развитие оказывает значительное влияние на ситуацию не только в Европе, но и во всем мире. К примеру, промышленность Англии составляет треть от общего ВВП и ориентирована большей частью на экспорт. В стране наиболее развиты такие отрасли:

  • Нефтяная промышленность

Англия занимается как добычей нефти из собственных источников, так и переработкой сырой и входит в десятку основных нефтедобывающих стран мира. В 1970 году было найдено первое месторождение нефти, а сегодня открыто более 130.  Самые известные месторождения нефти в Англии – Фортис и Брент. Что касается нефтепереработки, то на данный момент в стране действуют девять специализированных заводов.

  • Полезные ископаемые

Англия по праву находится на втором месте в списке стран занимающихся экспортом каолина – белой глины, которую используют в производстве фарфора. Также добываются другие виды глины, есть предпосылки для добычи золота, вольфрама и меди.

  • Газовая промышленность

На территории Великобритании обнаружено более 80 месторождений газа, добыча которого началась в 60-х годах прошлого столетия. Добытый газ, в основном, идет на внутренний рынок страны.

Богатые залежи угля, железная руда и известняки позволяют Англии находиться на восьмом месте мирового рейтинга по выплавке чугуна и стали. Пик развития металлургии пришелся на 70-е годы 20 века. Цветная металлургия считается одной из самых развитых на территории Европы, хотя и функционирует за счет привозного сырья.

  • Машиностроение

Это самая обширная промышленная отрасль в стране. Первое место занимает транспортное машиностроение — как гражданское, так и строительное. К примеру, компания JCB – лидер по производству строительной техники в мире. Также Англия лидирует в мировых поставках грузовых машин, продавая продукцию на рынки США, Иран, ЮАР и Новой Зеландии. В стране также выпускают и легковые автомобили известных марок — Роллс-Ройс, Бентли, Лендровер. В последние годы усилились позиции станкостроения, за счет чего страна поднялась до шестого места в мировых рейтингах этой отрасли. На данный момент одной из самых быстроразвивающихся направлений называют самолетостроение и космическую отрасль.

  • Электроэнергетика

Благодаря правильно построенной экономической системе простые потребители и большие производства не испытывают недостатка в электроэнергии. Большинство энергии вырабатывается на теплоэлектростанциях, и только небольшая часть —  на атомных и гидроэлектростанциях. Многие ТЭС работают на угле, но в последние годы основным топливом выступают нефтяные продукты.

  • Химическая промышленность

Основой этой отрасли служат нефтегазовые продукты, потому набор производимых товаров ограничен. Как правило, это фармацевтические препараты, пластмассы, используемые в электронике и авиаракетостроении, а также химикаты для сельского хозяйства.

  • Текстильная промышленность

Направление считается традиционным для Англии: производство шелка, шерсти и хлопчатобумажных тканей известно своей высококачественной продукцией и ценится во всем мире.

  • Обрабатывающая отрасль

Здесь значительная часть мощностей отведена под полиграфию и пищевую промышленность.  За последние полстолетия именно продукты питания являются одним из наиболее популярных вариантов для экспорта — всему миру известны английский чай, виски и табак.

Англия продолжает активно развиваться с начала позапрошлого века — после автоматизации производства и появления новых отраслей промышленности экономические показатели страны только растут. По прогнозам экспертов в будущем британские товары будут однозначно входить в первые пятерки рейтингов не только по показателям количества, но и качества, которое является традиционной чертой национального менталитета.

tv-english.club