Отрасли психологии методы психологии – 1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования

предмет, задачи, и место психологии в системе наук, отрасли психологии, методы психологии.

            Психология (от греч. «психо»-душа и «логос»-наука) — наука о душе.

ПСИХОЛОГИЯ — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

            В научном употреблении термин «психология» появился в 16 в. Первоначально данный термин относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных или психических явлений, которые легко обнаружить путём самонаблюдения.

            В 17-19 вв. область изучаемых явлений психологии расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.

            Таким образом, психология – это наука о психике и психических явлениях.

ОБЪЕКТ: явления и процессы, которые она исследует.

СТАНОВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ:

            1 этап. Психология как наука О ДУШЕ. Такое определение психологии было дано более 2 тыс лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные  явления в жизни человека.

            2 этап. Психология как наука О СОЗНАНИИ. Начинается в 17 в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основные методы на этом этапе: самонаблюдение, наблюдение, описание.

            3 этап. Психология как наука О ПОВЕДЕНИИ. Начало 20 в. Наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакция человека. Мотивы не учитывались.

            4 этап. Психология как НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ФАКТОРЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ. Т.е. предмет изучения психологии – ПСИХИКА. Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Современный этап. Характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную (практическую) область знаний.

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

Основная задача психологии — это изучение законов психической деятельности в ее развитии. Другие задачи:

1.       научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

2.       научиться управлять ими;

3.  использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

4.  быть теоретической основой практики психологической службы.

ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ:

1. Педагогическая П. (обеспечивает научное обоснование программ и методов обучения и воспитания)

2. Психология труда (изучает психол. особенности трудовой Д. человека, психол аспекты научной организации труда)

3. Медицинская П., психотерапия (их задача: объяснить причины возможных психич нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения)

4. Юридическая П. (рассматривает усвоение человеком правовых  норм и правил поведения)

5. П. спорта (изучает закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной Д.)

6. П. творчества (изучает создание человеком нового, оригинального в различных сферах Д, прежде всего в науке, технике, искусстве)

7. Сравнительная П. (=зоопсихология). Рассматривает особен-ти поведения животных на разных этапах эволюции.

8. Возрастная П. (изучает формирование психической Д. в процессе развития. Выделяют: детскую П., П. подростка, П. юности, П. взрослого человека, геронтопсихологию (П. старости))

9. Специальная П. (изучает психич особенности аномальных детей, т.е. умственно отсталых и с нарушениями деят-ти анализаторов – глухих, слепых)

10. Социальная П. (изучает человеч взаимоотношения, возникшие  в процессе общения и взимодействие людей в различных группах)

11. П. личности (изучает основные закономерности формир-я личности, истоки её активности и жизнедеятельности)

12. Психофизиология:

-психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах.

-психофизиология речи и мышления изучает функциональную роль различных областей мозга в осуществлении речевых процессов.

-психофизиология эмоций исследует механизмы возникновения эмоциональных состояний.

-психофизиология произвольных действий изучает  их структуру и механизмы

13. Нейропсихология (изучает мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга)

14. Дифференциальная П. (П. индивидуальных различий). Выявляет индивидуальные различия людей, проявляющиеся в св-вах нервной системы, в эмоциональных реакциях, особенностях протекания психич. процессов и личностных качеств.

МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

            Философия, социология и др. общественные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правиль подходить к пониманию психики  и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности человека.

            Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющие ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

            Психология позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинно-следственную обусловленность социальных и иных процессов.

            Психология оказывает помощь историческим наукам, показывая, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на разных этапах становления общества и человеческих отношений.

Медицинские науки  в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие заболевания имеют психологическое происхождение.

            Психология даёт рекомендации руководителям и организаторам экономического производства: какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой Д. людей, снизить конфликтность, улучшить психол. климат в коллективе и т.д.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

            Метод – это способ, посредством которого познаётся предмет науки. В настоящее время в психологии нет общепризнанной классификации методов исследования, и это в значительной степени связано с неоднозначной трактовкой самого термина «метод».

            1 классификация Рубинштейна.

По его мнению есть 2 основных метода исследования – наблюдение и эксперимент. Также выделяются вспомогательные методики:

1.изучение продуктов деятельности

2.беседа

3.анкета

4.тест

5.генетический метод, использование данных патологии

            2 классификация методов Лурия.

Выделяют 3 основных метода психологического исслед-я:

-метод структурного анализа

-экспериментально-генетический

-экспериментально-патологический

            Им выделялись также методы количественной и качественной оценки психических процессов и измерение уровня их развития (тест).

            3 классификация Ананьева.

Выделял 4 группы методов в зависимости от степени их использования на различных этапах психологического исследования.

1 группа. Организационные

2 гр. Эмпирические (опыт)

3 гр. Методы обработки

4 гр. Методы интепретации

            В современ. П. различают исследовательские методы и методы диагностики. Исследовательские предназначены для изучения психических процессов, свойств и состояний человека. Психодиагностические используются в оценочных целях.

            Общепринято выделять следующие группы методов исследования:

эмпирические, экспериментальные, психодиагностические, генетические, моделирование.

students-library.com

Отрасли психологии

red54;;;Оглавление

Введение 3

1. Предмет, объект, задачи психологии. Место психологии в системе наук 4

2. Основные отрасли психологии 6

Заключение 11

Список используемой литературы 12

Приложение 13

Психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Особенности психологии:

— психология представляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;

— психология является сравнительно молодой наукой. Условно ее научное оформление связывают с 1879 г., когда немецким психологом В. Вундтом в Лейпцигском университете была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии, организован выпуск психологического журнала, положено начало проведению международных психологических конгрессов, а также образована международная школа профессиональных психологов. Все это обеспечило возможность формирования структуры психологической науки;

— психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как она позволяет глубже познать самого себя, свои возможности, достоинства и недостатки, а значит, и изменять себя, управлять своими психическими функциями, действиями и своим поведением, лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними; она необходима родителям и педагогам, а также каждому деловому человеку, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния коллег и партнеров. 

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин, научных направлений, отраслей, разделов.

Цель данной работы: изучить основные отрасли психологии.

 

Психология –наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

Рисунок 1 –Предмет изучения психологии

В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Основные задачи психологии:

–изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;

–изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;

–использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Психология как область гуманитарного, антропологического знания тесно связана со многими науками. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками.

Философия –в течении столетий явления, которые в данный момент изучает психология, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в ХVI веке психологией.

Педагогика –вместе с психологией изучают проблемы воспитания и обучения.

Медицина, физиология –поставляют психологии научные знания о психике, точнее о ее материальном субстрате: органах чувств и высших нервных центрах.

Нейрофизиология и биология –привели к развитию научного аппарата психологии, которая благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе начала обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Так, например, было оказано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором поведения.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привели к возникновению разнообразных отраслей психологии.

Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено: 

— во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, 

— во-вторых, появлением новых психологических знаний. 

Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные).

1) Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

Общая психология –отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории.

Общая психология –изучает закономерности развития психики в максимально обобщенном и отвлеченном виде. Это психика взрослого (среднего возраста) нормального (не больного) человека (не важно мужчины или женщины), в постоянных условиях жизни и деятельности.

Основными понятиями общей психологии являются:

— психические процессы;

— психические свойства;

— психические состояния.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой науки.

2) Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления.

Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). 

Педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития психики и личности в процессе обучения и воспитания.

Возрастная психология изучает онтогенез психики, то есть ее развитие от зачатия человека до его смерти; закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда рассматривает психику в условиях трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. 

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. 

В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология –индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности его поведения и так далее).

Дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий.

Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.

Психология искусства изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом.

Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: военная психология, психология рекламы, экологическая психология, зоопсихология, спортивная психология, космическая психология и др.

Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах.

Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально-психологические явления.

Психология религии изучает психологические факторы религиозного сознания.

Экологическая психология изучает психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды.

Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах раз­вития животного мира.

Психодиагностика нацелена на разработку методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.

В последние годы ускоряющий импульс получает виртуальная психология, изучающая психологические виртуальные реальности и строящаяся на специфическом философском базисе.

Каждое из этих направлений использует теоретико-методическое наследие общей психологии, но богато собственными методами, подходами и приемами. 

Отметим, что прикладные отрасли не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли психологии используются знания или методы других ее отраслей. Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационализации и усовершенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности. 

Поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

В Приложении представлены некоторые отрасли современной психологии, в настоящее время их насчитывается свыше 40.

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.

Таким образом, психология –научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Психологи — наука разветвленная, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой. В настоящее время психология представляет собой сложную, разветвленную систему научных и практических знаний. В ней выделяется много отраслей, являющихся относительно самостоятельными направлениями научных и прикладных исследований. Психологические науки можно разделить на две большие группы: фундаментальные и прикладные. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях.

Фундаментальные науки представляют основную систему явлений, методов их исследования и законов. Знания, содержащиеся в фундаментальных науках, имеют общее значение для понимания и объяснения психологии людей независимо от того, кто эти люди и какой конкретной деятельностью они занимаются. К фундаментальным наукам в первую очередь относится общая психология. Кроме нее в число фундаментальных наук можно включить социальную психологию, дифференциальную психологию, психологию развития, а также ряд областей научных исследований, занимающих пограничное положение между психологией и другими науками, в том числе психофизику, психогенетику и психофизиологию.

Прикладными называют отрасли науки, в которых изучаются психика и поведение человека в различных видах деятельности и достижения которых могут быть использованы в практике (результаты фундаментальных исследований не рассчитаны на их прямое практическое использование). Фундаментальные отрасли науки ставят и решают вопросы, одинаково важные для всех без исключения наук, а прикладные — вопросы, представляющие интерес в основном для познания и понимания психологии человека в специальных видах деятельности человека.

Наиболее известные отрасли психологии: Социальная, Педагогическая, Возрастная, Труда, Инженерная, Управления, Юридическая, Политическая, Медицинская, Искусства, Спорта, Аномальных явлений, Религии, Семьи и брака, Психодиагностика, Экологическая, Психолингвистика, Виртуальная и др.

  1.  Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. –М.: АСТ, 2010. –с.
  2.  Горбунова М.Ю. Шпаргалка по психологии / М.Ю. Горбунова, Т.В. Ножкина. — М: Аллел, 2011. — 64 с.
  3.  Луковцева А.Л. Психология и педагогика. Курс лекций / А.Л. Луковцева. –М.: КДУ, 2008. –с.
  4.  Немов С.Р. Общая психология. Краткий курс / С.Р. Немов. –СПб.: Питер, 2007. — 304 с.
  5.  Общая психология. Учебник для вузов / Под ред. Р.Х. Тугушева. –М.:. Эксмо, 2006. — 560 с.

Приложение

 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2010. – 352 с.

refleader.ru

Предмет психологической науки, отрасли психологии

Предмет психологии. В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений, которые каждый человек осознаёт в результате самонаблюдения. Позднее, в 17-19 веках сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. Постепенно психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека, включающая в себя многие субъективные явления. Например, с помощью познавательных процессов человек познает мир. К познавательным процессам относятся ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь. Психические свойства и состояния личности регулируют общение с людьми, участвуют в управлении действиями и поступками. К ним относятся потребности, мотивы, цели, интересы, воля, чувства и эмоции, склонности и способности.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека зависимы от условий жизни, от того, как организовано взаимодействие человека с природой и обществом (деятельность и общение). Поэтому общение и деятельность составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Психология и поведение людей связаны, с одной стороны, с биологической природой человека, с другой — с его индивидуальным опытом, с третьей — с законами функционирования общества. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от существующих методов обучения и воспитания, от места, занимаемого им в обществе, отношений, складывающихся у человека с окружающими людьми, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Структура современной психологической науки. Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин. Их можно разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные (или базовые, общие) психологические науки имеют значение для понимания психологии и поведения людей, независимо от их профессиональной ориентации, возраста, личностных особенностей и пр. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений. Специальные (прикладные) отрасли выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений. Достижения специальных отраслей используются на практике.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

В курсе общей психологии дается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, характеризуются основные научные понятия психологии. Результаты исследований в области общей психологии — фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит психические свойства, которые определяют поведение человека. Это — эмоции, способности, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных курса.

Специальные отрасли психологии включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику, психотерапию и ряд других отраслей.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия поведения, способностей, деятельности людей, предпосылки этих различий и процессы их формирования.

Возрастная психология изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности. Она также имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого и пожилого человека и геронтопсихология.

Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

Педагогическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания. К ее разделам относятся: психология обучения, психология воспитания, а также психология учителя и психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

Медицинская психология объединяет ряд отраслей психологической науки, имеющих дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения.

Медицинская психология подразделяется на патопсихологию, изучающую психические заболевания; нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену.

Психология аномального развития (или специальная, коррекционная психология) включает ряд отраслей: олигофренопсихологию (психология умственно-отсталых детей), сурдопсихологию (психология плохо слышащих детей), и другие отрасли. Такие знания необходимы, когда педагог имеет дело с детьми с задержкой психического развития, или умственно-отсталыми детьми, или так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными детьми или детьми, нуждающимися в психологической помощи.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения в обществе, в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

Психология труда изучает психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология и пр.

Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения.

Военная психология исследует и прогнозирует поведение человека в условиях боевых действий и после участия в них, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.

Спектр практического применения психологии чрезвычайно широк и включает задачи разного масштаба — от исследования восприятия человеком показаний прибора до изучения массовидных психических явлений. Психологические аспекты можно выявить в глобальных проблемах современности (борьба за сохранение мира, охрана окружающей среды, освоение космоса и др.) и в вопросах повседневной жизни людей (снятие эмоциональной напряженности, преодоление межличностных конфликтов и др.).

psyera.ru

Отрасли психологии. Основы психологии

Основные задачи психологии

Выражение задач науки будет делом непростым и кропотливым, так как существуют задачи общие и частные, теоретические и практические, широкие и узкие и т.д.
Стоит отметить, что основная задача психологии — ϶ᴛᴏ изучение законов психической деятельности в ее развитии.

Кроме нее психология решает ряд и других задач:
  • Вначале необходимо обнаружить факты, т.е. максимально подробно описать психологические феномены, отметив их разнообразие и многочисленные проявления. Факты — ϶ᴛᴏ начало, предыстория, эмпирический базис любого знания. При этом факты сами по себе науку не делают. Важно заметить, что одни из них повторяемы и как бы понятны исследователю. Другие представляются сначала менее важными, но со временем, по мере накопления требуют упорядочивания и истолкования.
  • Из знания фактов вытекает более сложная задача — установление закономерностей или законов обнаруженных явлений. Это означает переход от описания к объяснению добытой фактологии, к нахождению причинно-следственных связей. Возникает возможность предсказания того или иного факта, события, при условии, что наукой доказаны меры воздействия на ϶ᴛᴏ событие.
  • Далее выделяемой задачей становится выявление механизмов реализации установленного закона. Найти механизм, следовательно, понять, смоделировать теоретическую сущность, движущую силу, связи явлений и сущности. Знание законов и механизмов — ϶ᴛᴏ уже законченная научная концепция. Применительно к психологии задача выявления механизмов будет довольно сложной. К примеру, можно говорить о биохимических механизмах памяти, но при всей их материальной значимости они не объясняют непосредственно психологические закономерности памяти.
  • Завершающей задачей будет практическое использование, грамотное внедрение ее знаний и результатов в реальную жизнь. Но при ϶ᴛᴏм поднимается большое количество сопутствующих ϶ᴛᴏму проблем: социальных, экономических, методических, организационных. Помимо того, психолог соприкасается с проблемными аспектами, такими как: моральный, данныеческий, нравственный. Допустим, что ученый доказал ϲʙᴏе умение сформировать то или иное психологическое качество, считавшееся ранее невозможным. При этом, какая уверенность в том, что такое формирование надо производить у всех? Ведь реальная безвредность, значимость вмешательства далеко не всегда научно обоснованы.

Отрасли психологии

Сегодня наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Современная психология — ϶ᴛᴏ разветвленная наука, многочисленные разделы кᴏᴛᴏᴩой объединены одним предметом — психикой. Выделяются данные разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях. По϶ᴛᴏму классификация разделов психологии будет условной, пересекающейся, меняющейся. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают развитие психики в деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

На ϶ᴛᴏм основании выделяются следующие отрасли психологии

Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, кᴏᴛᴏᴩые характеризуются основными научными понятиями. При этом, данные понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические ϲʙᴏйства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, кᴏᴛᴏᴩая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.

Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Стоит заметить, что она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия ϶ᴛᴏго раздела, именуемого теперь психологией развития. Важно заметить, что одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.

Педагогическая психология имеет ϲʙᴏим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.

Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.

Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. Отметим тот факт — что в современной науке носит название клиническая психология.

Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.

Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология будет одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее кᴏᴛᴏᴩой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Что такое психология, методы, виды и основные отрасли, направления и исследования в психологии

Психология – это наука о поведении живых существ, а также об их мыслительных процессах. Психологи занимаются изучением мышления, чувственного восприятия, познания, обучения, мотивации, эмоции, норм поведения и его отклонений, взаимодействия людей между собой и с окружающей средой.

 

Что такое психология

Существует несколько точек зрения того, что такое психология и что она изучает. Одни говорят, что психология изучает душу, другие считают, что разум, третьи полагают, что поведение. Но, если посмотреть глубже, то психология направлена на изучение всех трех аспектов: разума, души и поведения.

 

У психологии есть главная задача – это изучить законы психической деятельности человека. Но, помимо этого психология сначала должна найти факты, подробно описать психические явления и феномены, установить некие закономерности и выявить различия. Кроме того, психология занимается изучением движущих механизмов, которые оказывают влияние на психику человека и его поведение. Эти механизмы затем применяются в практической психологии, а также внедряются в другие смежные науки и практики.

 

Основные отрасли и виды в психологии

Современная психология является достаточно многогранной и разветвленной, т.е. она объединяет многие науки, которые также изучают психику человека. Развитие психики в деятельности, пожалуй, является главным принципом классификации. Так, принято разграничивать отрасли психологии, например, общая психология, социальная психология, возрастная, педагогическая, психология труда, психолингвистика, медицинская психология, дифференциальная. Узнайте: что такое милосердие, сострадание и великодушие.

 

Виды психологии

Все отрасли в психологии делятся на основные виды – теоретическую, практическую и прикладную психологию. Теоретическая психология занимается изучением явлений, феноменов, выявлением закономерностей поведения и т.д. Прикладная психология, в продолжение теоретической, применяет полученные результаты на практике.

 

А практическая психология, пожалуй, самая важная для каждого из нас, занимается оказанием психологической помощи. Практическая психология использует различные теории, методы, средства для того, чтобы помощь людям справиться с их страхами, проблемами. Так, помощь оказывается индивидуально при беседе с психологом, в группах, на тренингах, при консультировании по телефону доверия и т.д.

 

Практическая психология включает 4 направления деятельности, к ним относятся психокоррекция, психодиагностика, психологическая профилактика и консультирование. Кстати, для тех, кому интересно, психолог, который хочет заниматься практической деятельностью, должен иметь более 1200 часов специальной подготовки, в том числе разные тренинги и курсы повышения квалификации и личного роста.

 

Методы психологии

К методам психологии относятся приемы и средства, благодаря которым психологи получают необходимую информацию о пациенте, его психологическом состоянии, условиях, которые могут на него влиять. К методам исследования относятся наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, тестирование.

 

При изучении человека часто используется сразу несколько методов, например, если человек растерялся при выполнении той или иной задачи, то за ним можно пронаблюдать, как он себя ведет в других ситуациях. Если мысли и ощущения нельзя увидеть или рассказать, то можно пронаблюдать за ними, они часто проявляются в поступках и делах.

 

Таким образом, психология – это одна из самых сложных, но в то же время нужных наук, которые изучают поведение, психику человека, его мысли, душу, разум. Узнайте: как избавиться от жестокости. 

 

Благодаря научным исследованиям в психологии, результатам работы многих психологов, специалисты успешно помогают людям бороться с депрессиями, стрессами, комплексами, страхами, в том числе бессознательными барьерами, так, люди становятся сильнее, храбрее и просто счастливее.

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru

psyh-olog.ru

Отрасли психологии. — Курс «Общая психология». Шпаргалки

 В  настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика,
патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда
и т. д.
Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. Но подробнее остановимся лишь на некоторых отраслях психологии — общей, социальной, психологии управления и психодиагностике.

Общая психология исследует индивида, выделяя при этом два основных направления —
психологию познавательных процессов и психологию личности. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность обладает свойствами, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля. Социальная психология  — само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. В настоящее время перед социальной психологией остро стоит проблема построения общей теории социального поведения человека. Такой теории пока нет, так как поведение человека в социуме — чрезвычайно сложно и в плане изучения и в плане прогнозирования. То, как именно будет вести себя человек или группа в той или иной ситуации, определяется большим количеством различных факторов, учесть которые очень сложно. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии
как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп. Многие из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплочённость — всё это явления, присущие любому типу общественной организации.
Следующая отрасль — это психология управления. Основным ее предметом является продуцирование психологических знаний, применяемых при решении проблем управленческой деятельности. Личность работника как составной единицы трудового коллектива изучается целым рядом отраслей психологии, таких как общая психология, психология труда, инженерная
психология и др. Сам коллектив (или группа), в свою очередь, является предметом изучения социальной, военной, педагогической психологии и др. Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Под организованной деятельностью понимается не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, а деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации, выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными, корпоративными и целым рядом других требований. Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации — такие
отношения и называются управленческими. Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным содержанием. Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. Другими словами, это не отношения в связи с деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность. В отличие от психологии труда, в психологии управления актуальна, например, не проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника конкретной организации, проблема подбора людей в эту организацию и их
ориентации в отношении особенностей деятельности данной организации. Объектом
психологии управления являются люди, включенные в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно-полезные цели. Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует о сложности этого феномена. Психодиагностика — это отрасль психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально
истолковывается как «различительное познание». Термин «диагностика» в настоящее время активно используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики. Согласно современному общенаучному представлению, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Соответственно о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания — о наделенных психикой конкретных людях.

students-library.com

Отрасли психологии — ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Отрасли психологии

Современная научная психология является достаточно разнообразной системой дисциплин и отраслей. Простое перечисление уже не удовлетворяет потребности исследователей. Поэтому их уместно классифицировать по определенным признакам. Ю. Л. Трофимов по направленности деятельности психологов на познание, исследования или преобразования психики целесообразно выделяет три большие группы отраслей — теоретическую, научно-прикладную и практическую психологию.

К теоретической психологии относятся: общая психология, история психологии, экспериментальная, генетическая, социальная, сравнительная, дифференциальная психология, психофизиология, психология личности, моделирование психики.

К научно-прикладной психологии нужно отнести ряд отраслей, для которых характерны исследование и практическое использование знаний с целью оптимизации поведения и деятельности людей. Направления научно-прикладной психологии, целесообразно различать по определенным признакам:

а) по виду деятельности и поведения человека: психология труда; инженерная психология; психология творчества; психология «искусственного интеллекта; авиационная психология; космическая психология; военная психология; психология управления и менеджмента; экономическая психология; психология торговли; экологическая психология; психология спорта.

б) за психологическими аспектами развития человека в научно-прикладной психологии можно выделить следующие направления: возрастная психология; экологическая психология; психология аномального развития, или специальная психология.

в) за тем, нормальная или больная психика, выделяют такие дисциплины: психология здоровья, медицинская психология.

г) в контексте отношения к права выделяют юридическую психологию, которая связана с исследованием проблем реализации системы правового поведения психологическими средствами, юридическая психология имеет следующие подразделения: судебная психология как наука психологические особенности поведения субъектов уголовного процесса; криминальная психология, предметом которой являются психологические особенности личности правонарушителя, мотивы правонарушения и тому подобное; исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология, которая занимается научными и прикладными вопросами изучения психики заключенного, методами исправления и перевоспитания его личности.

Практическая психология функционирует и развивается как система специальных психологических служб, направленных на оказание непосредственной помощи людям в решении их психологических проблем. Главная цель практической психологии — создать благоприятные социальные и психологические условия для деятельности человека во всех сферах жизни — от семейных отношений до управления государством, оказать действенную помощь в развитии и защите их психического здоровья. Основными функциями практической психологии является анализ и прогнозирование поведения и деятельности человека, активное социальное и психологическое влияние, консультативно-методическая, просветительская, профилактическая, реабилитационная, совещательная и психологическая функции и тому подобное.

В структуре практической психологии выделяют следующие направления: психологическая служба семьи и социальной защиты населения; психологическая служба системы образования; психологическая служба системы здравоохранения; практическая психология политической деятельности, управления и массовых коммуникаций; практическая юридическая психология и социология; практическая психология и социология экономики и бизнеса; практическая психология труда и профориентации; социально-психологическая служба армии; практическая психология и педагогика спорта.

Между отраслями психологической науки существуют тесные связи. Известно, что теоретическая психология разрабатывает систему психологических знаний, которые являются фундаментом научно-прикладной и практической психологии. Со своей стороны, научно-прикладная и практическая психологии обобщают средства теоретической психологии, что способствует постоянному обновлению системы понятий, категорий, принципов психологической науки.

Контрольные вопросы:

• Как понимают и соотносят объект и предмет науки?

• Какие взгляды на предмет психологии были в психологической науке?

• Что является предметом современной психологии?

• Какие задачи современной психологии?

• Каково значение психологии для жизнедеятельности современного общества?

• Какие отрасли в современной психологии?

• Каким образом делятся методы психологии?

• Что представляют собой познавательные методы психологии?

• Охарактеризуйте каждый эмпирический метод психологии.

• В чем проявляется метод наблюдения?

• Какие методы активного психологического воздействия вы знаете?

Литература:

Варій М. Й. Общая психология: Учеб. пособие / Для студ. психол. и педагог, специальностей. — Львов: Край, 2005.

Общая психология: Учеб. пособ. / А. В. Скрипченко, Л. В. Долинская, Из. В. Огороднийчук и др. — К.: А. Г. Н., 2002.

Общая психология : Учеб. для студ. вищ. учеб. заведений / под общ. ред. акад. С. Д. Максименко. — К.: Форум, 2000.

Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее. — Москва, 1992. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Политиздат, 1975. Левчук Л. Т. Психоанализ: история, теория, художественная практика: Учеб. пособ. — К.: Лыбидь, 2002.

Основы психологии / За заг. ред. А. В. Киричука, В. А. Роменця. — К.: Лыбидь, 1996.

Психология: Учебник / Под ред. Ю. Л. Трофимова, 3-е изд., стереотипное. — К: Лыбидь, 2001. Психология XXI века: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. -М.: ПЕР СЭ, 2003. Психология / ред. Г. С. Костюка. — К.: Советов. школа, 1968.

Рыбалка В. В, Методологические вопросы научной психологии: Опыт личностно центрированной систематизации категориально-понятийного аппарата: Учебно-методическое пособие. — К.: Ника-Центр, 2003.

schooled.ru