Отраслевая система управления экономикой была ликвидирована в – 20. Перестройка системы управления экономики в ссср в 1957 г. Семилетний план развития народного хозяйства ссср (1959-65 гг.)

Тесты История рейтинг — Стр 9

S: Началом “холодной войны” считается

–: атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки в 1945 году

+: речь У. Черчилля в Фултоне в 1946 году

–: Берлинский кризис 1949 года

–: Карибский кризис 1962 года

I:

S: После Второй мировой войны в мире возникли два противоборствующих военно-политических блока

–: Тройственный союз и Антанта

–: Лига Наций и ООН

+: НАТО и Организация Варшавского договора

–: Организация Варшавского договора и Лига Наций

I:

S: Писатели, которых власти критиковали власти в постановлении “О журналах “Звезда” и“Ленинград”

–: А.А. Фадеев и М.А. Шолохов

–: О.Э. Мендельштам и А.А. Фадеев

+: А.А. Ахматова и М.М. Зощенко

–: М.А. Шолохов и М.И. Булгаков

I:

S: И. Сталин умер

–: 5 февраля 1953 года

+: 5 марта 1953 года

–: 5 декабря 1955 года

–: 5 марта 1955 года

I:

S: После смерти Сталина партию возглавил

–: Г.М. Маленков

+: Н.С. Хрущев

–: Н.А. Булганин

–: К.Е. Ворошилов

I:

S: Доклад Н.С. Хрущева о культе личности Сталина прозвучал на ____ съезде партии

–: XVIII

–: XIX

+: XX

–: XXII

I:

S: XX съезд КПСС, на котором Н.С. Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина, состоялся в

+: 1953

–: 1955

–: 1956

–: 1964

I:

S: Организация Варшавского договора была создана в

–: 1952

–: 1953

–: 1954

+: 1955

I:

S: Событие, произошедшее в 1957 г.

–: первый полет человека в космос

–: ХХ съезд КПСС

+: запуск первого искусственного спутника Земли

–: Карибский кризис

I:

S: Инициатором освоения целинных земель, распространения по всей стране посевов кукурузы был

–: И.В. Сталин

+: Н.С. Хрущев

–: Л.И. Брежнев

–: Ю.В. Андропов

I:

S: В годы руководства Хрущева Н.С.страной имело место

–: создание компартии РСФСР

+: принятие программы построения коммунизма в СССР

–: ввод советских войск в Чехословакию

–: разгром генетики как лженауки

I:

S: Период в истории СССР с середины 1950-х гг. до середины 1960-х гг.

–: деидеологизации

–: гласности

+: «оттепели»

–: нового политического мышления

I:

S: Освоение целинных и залежных земель в 50-е гг. XX века началось в

–: 1953

+: 1954

–: 1956

–: 1958

I:

S: Отраслевая система управления экономикой была ликвидирована в

–: 1955

–: 1956

+: 1957

–: 1958

I:

S: Запуск первого в мире искусственного спутника Земли состоялся

+: 4 октября 1957 года

–: 5 апреля 1960 года

–: 12 апреля 1961 года

–: 13 мая 1963 года

I:

S: В 1960-1964гг. в СССР существовали

+: совнархозы

–: акционерные банки

–: несколько политических партий

–: свободное хождение иностранной валюты

I:

S: Первый полет человека в космос состоялся

–:14 марта 1958 года

–: 12 апреля 1959 года

–: 5 марта 1960 года

+: 12 апреля 1961 года

I:

S: III Программа КПСС, программа построения коммунизма в СССР, принята на XXII съезде в

–: 1959

–: 1960

+: 1961

–: 1963

I:

S: Заговор против Н.С. Хрущева возглавил

–:А.И. Микоян

+: Л.И. Брежнев

–: В.М. Молотов

–: А.Н. Косыгин

I:

S: Вторжение советских войск в Венгрию произошло в

+: 1956

–: 1957

–: 1957

–: 1958

I:

S: Экономические реформы под руководством Н.С.Хрущева проводились в СССР в

–: 1945-1953 гг.

+: 1954-1964 гг.

–: 1965-1970 гг.

–: 1985-1990 гг.

I:

S: Во главе СССР с середины 60-х до начала 80-х гг. находился

–: Ю.В. Андропов

+: Л.И. Брежнев

–: К.У. Черненко

–: М.С. Горбачев

I:

S: Инициатором экономических реформ второй половины 60-х гг. явился

–: Л.И. Брежнев

–: Н.А. Тихонов

+: А.Н. Косыгин

–: М.А. Суслов

I:

S: Брежневская конституция была принята

–: 5 декабря 1965 года

–: 6 декабря 1966 года

+: 7 декабря 1977 года

–: 30 декабря 1980 года

I:

S: Советско-американский договор ОСВ-1 был подписан в

–: 1970

–: 1971

+: 1972

–: 1975

I:

S: Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был подписан

–: 1 августа 1970 года

–: 1 сентября 1972 года

+: 1 августа 1975 года

–: 1 сентября 1980 года

I:

S: “Нефтедоллары” – это

+: валютные средства, получаемые СССР в 70-е гг. XX в. за экспорт нефтегазового сырья

–: долг СССР международному валютному фонду за экспорт нефти в 70-е гг.

–: валютные средства, получаемые СССР на строительство новых нефтедобывающих комплексов

I:

S: Первый советский космонавт, совершивший полет вокруг Земли 12 апреля 1961 года

–: В.И. Терешкова

–: А.А. Леонов

+: Ю.С. Гагарин

–: Г.С. Титов

I:

S: Ядерный ракетный кризис, имевший место в 1962 году, называется

+: Карибским

–: Египетским

–: Бермудским

–: Берлинским

I:

S: Карибский кризис 1962 г. — это

–: конфликт Кубы с соседними государствами

–: столкновение вооруженных сил НАТО и ОВД в районе Карибского моря

+: конфликт США и СССР из-за размещения советских ракет на Кубе

–: выступление кубинцев против режима Ф.Кастро

I:

S: Высшим органом государственной власти в СССР по Конституции 1977 г. являлся

–: Съезд КПСС

–: Съезд Народных депутатов СССР

+: Верховный Совет

–: Совет Министров

I:

S: О построении развитого социалистического общества в СССР было заявлено в Конституции

–: 1918 г.

–: 1924 г.

–: 1936 г.

+: 1977 г.

I:

S: Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) был подписан в

–: 1970

–: 1971

+: 1972

–: 1974

I:

S: Понятие “разрядка международной напряженности” во внешней политике употреблялось во время правления

–: Н.Хрущева

–: И. Сталина

+: Л. Брежнева

–: Ю. Андропова

I:

S: Диссидентским движением в СССР называли

–: политическую парламентскую оппозицию исполнительной власти

–: граждан, имевших родственников за границей

–: всех уехавших за границу граждан СССР

+: деятельность групп и лиц, не разделявших господствовавшую идеологию

I:

S: Советские войска в 1980-е гг. участвовали в боевых действиях в

–: Венгрии

–: Корее

+: Афганистане

–: Вьетнаме

I:

S: Нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни советского общества в период 1970-1985 гг. называется процессом

–: стабилизации

+: застоя

–: инфляции

–: инерции

I:

S: Политика мирного сосуществования со странами Запада начала активно проводиться руководством СССР в

–: первой половине 1950-х гг.

–: второй половине 1950-х-1960-е гг.

+: 1970-е гг.

–: 1980-е гг.

I:

S: Период «холодной войны» охватывает

–начало 50-х – середина 80-х гг.

+:середина 40-х – конец 80-х гг.

–:середина 50-х – начало 90-х гг.

–:середина 40-х – конец 70-х гг.

I:

S: США во второй половине 1940-х гг. в отношения СССР придерживались

внешнеполитической доктрины (политики)

–:доктрины Монро

+:политики «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма

–:политики добрососедства

–:доктрины «гарантированного взаимного ядерного уничтожения»

I:

S: Установить соответствие между событиями и их датами

L1: создание в СССР ядерной бомбы(1)

L2: ядерная бомбардировка Хиросимы(2)

L3:испытание в США водородной бомбы(3)

L4: испытание в СССР водородной бомбы(4)

L5:

R1: 1949 г.

R2: 1945 г.

R3: 1954 г.

R4:1953 г.

R5: 1955 г.

I:

S: Двухпартийные политические системы существовали в (во)

–: Франции, Италии

–: Чехословакии, Венгрии

+: Великобритании, США

–: Испании, Португалии

I:

S: Смешанная экономика – это

–: экономика, в которой сбалансировано развитие промышленности и сельского хозяйства

–: экономика с преобладанием государственного регулирования

–: экономика, сочетающая интенсивные и экстенсивные факторы развития

+: экономика, основанная на сочетании государственной собственности и государственного регулирования с частной собственностью и рыночными отношениями

I:

S: К началу экономического кризиса 1970-х гг. привело

+: повышение цены на нефть арабскими странами

–: высокие затраты на американскую лунную программу

–: крах Нью-Йоркской фондовой биржи

–: провозглашение независимости бывших африканских колоний

I:

S: Поворот к консервативно-реформистскому типу экономической политики произошел

–: в конце 1940-х – начале 1950-х гг.

+: в конце 1970-х – 1980-х гг.

–: в начале 1960-х гг.

–: в конце 1990-х гг.

I:

S: Экономический рост в Западной Европе в 1950-е гг. следствием

–: интенсивного роста производства

+: вовлечением в производство новых материальных и людских ресурсов

–: использованием кредитов от международных финансовых организаций

–: применением энергосберегающих и экологичных технологий

I:

S: «Еврокоммунизм» — это

–:течение в европейских компартиях, отрицавшее любые изменения в марксистско-ленинской теории

+: течение в европейских компартиях, выступавшее за пересмотр марксизма-ленинизма в свете новых реалий

–: течение, выступавшее за отказ от участия в выборах в буржуазные парламенты

–: объединение крупнейших коммунистических партий Западной Европы

I:

S: Активизация правоэкстремистских сил в послевоенной Европе связано с (со)

+: обострением национально-расовых проблем

–: резким падением уровня жизни населения

–: стремлением пересмотра итогов Второй мировой войны

–: началом нового экономического кризиса

I:

S: Новый подъем антивоенного и антимилитаристского движения начался

–: с началом Второй мировой войны

–: во время войны в Афганистане

–: после окончания Первой мировой войны

+: после Второй мировой войны и начала «холодной войны»

I:

S: Массовые выступления под лозунгами новых левых в 1968 г. произошли в

–: США

–: Великобритании

+: Франции

–: Западной Германии

I:

S: Партия «зеленых» связана с массовым социальным движением

–: новых правых

+: экологическим

–: женским

–: антивоенным

I:

S: Феминистское движение – это

+: движение за равноправие женщин

–: движение в поддержку социальной помощи бедным

–: движение за сохранение культурного наследия

–: движение в поддержку контроля над рождаемостью и планирования семьи

I:

S: «Теология освобождения» — это

–: течение в католической церкви, выступавшее за освобождение от колониального гнета народов стран Латинской Америки

–:течение в протестантизме, выступавшее за сближение с православными и создание единой вселенской церкви

+: течение в Католической церкви, выступавшее с критикой капитализма и империализма

–: движение в Католической церкви, выступавшее за демократизацию церкви

I:

S: Процесс модернизации и реформ с учетом традиций в исламских странах отражает тенденцию

+: светского ислама

–: ваххабизма

–: исламского фундаментализма

–: исламского возрождения

I:

S: Администрация президента Дж. Кеннеди во внутренней политике США придерживалась

–: неоконсервативного курса

+: неолиберального курса

–: социального курса

–: правоконсервативного курса

I:

S: Президент Франции В. Жискар Д Эстен придерживался

–: социалистических взглядов

–: правоконсервативных взглядов

–: националистических взглядов

+: либеральных взглядов

I:

S: Политика левого эксперимента, проводившаяся в начале 1980-х гг. во Франции президентом Ф. Миттераном закончилась

–: отставкой Ф. Миттерана

–: продолжением социальных реформ правыми партиями

+: свертыванием реформ и переходом к режиму «жесткой экономии»

–: революцией

I:

S: Характерным для внешней политики Франции во второй половине XX в. было

–: критическое отношение к европейской интеграции

–: стремление сохранить колониальную империю

+: развитие отношений с СССР

–: поддержка позиций США в их противостоянии с СССР

I:

S: Особенность итальянской партийно-политической системы в начале 1950-х гг. состояла в

+: господствующем положении одной — Социалистической партии

–: создании коалиции Христианско-демократической и Социалистической партии

–: господствующем положении одной партии – Христианско-демократической

–: частой смене политических партий у власти

I:

S: Правящая просоветская партия Восточной Германии получила название

–: Социал-демократической партии Германии

+: Социалистическая единая партия Германии

–: Коммунистическая партия Германии

–: Социалистическая партия Германии

I:

Q: Хронологическая последовательность следующих событий

1: сепаратная денежная реформа в западных зонах оккупации

2: принятие конституции ФРГ

3: создание ГДР

4: решение о строительстве «основ социализма» в ГДР

I:

S: Берлинская стена была сооружена с целью

–: предотвратить демонстрации и забастовки в городах ГДР

+: прекратить бегство восточных немцев на Запад

–: остановить вторжение американских войск на территорию восточного Берлина

–: не допустить проникновения западных немцев в восточный Берлин

I:

S: Совокупность стран, принявших советскую модель строительства социализма получила название

–: реальный социализм

–: Советский Союз

+: социалистическое содружество

–: Коммунистический интернационал

I:

S: Система управления экономикой и обществом в странах Восточной Европы после Второй мировой войны получила название

–: либерально-демократической

–: народно-социалистической

+: командно-административной

–: социально-справедливой

I:

S: Форма региональной интеграции, характерная для стран Латинской Америки

–: создание объединенных вооруженных сил для противостояния внешней агрессии

–: создание крупных межгосударственных производственных Объединений

–: создание надгосударственных политических с широкими полномочиями

+: создание зон свободной торговли на континенте

I:

S: Результатом Исламской революции в Иране стал (о)

+: возвращение к порядкам «чистого ислама»

–: распад государства и начало длительной гражданской войны

–: начало строительства исламского социализма

–: установление проевропейского демократического режима

I:

S: Итогом социально-экономического развития Китая в 1950 – середине 1970-х гг. стало

–: создание передового сельского хозяйства

–: построение «капитализма с китайским лицом»

+: подведение страны к черте национальной катастрофы

–: превращение Китая в одну из крупнейших индустриальных держав

I:

S: Установить соответствие между событиями и их датами

L1: первая арабо-израильская война

L2: Корейская война

L3: война США во Вьетнаме

L4: Индо-пакистанская война

L5:

R1: 1948 г.

R2: 1950-1953 гг.

R3: 1965-1973 гг.

R4:1971 г.

R5: 1946-1954 гг.

I:

S: Одним из направлений развития фундаментальных наук во второй половине XX в. стало

–: открытие теории относительности

–: открытие и использование электричества

–: исследования рентгеновского излучения

+: исследование космоса

I:

S: Массовая культура во второй половине XX в. – это

+: культура, рассчитанная на вкусы и стереотипы массового сознания

–: культура, доступная только немногим

–: культура, созданная при участии широких масс населения

–: культура, распространяющаяся только в средствах массовой информации

V2: РОССИЯ И МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГОДОВ XX в.– НАЧАЛЕ XXI в.

I:

S: Основная причина перехода СССР в середине 1980-х гг. к политике перестройки

–: резкое обострение международной обстановки

–: необходимость освоения территории Сибири и Дальнего Востока

+: затяжной экономический и политический кризис в стране

–: массовые демонстрации населения

I:

S: 8 декабря 1991 г. в резиденции в Беловежской Пуще подписано соглашение о (об)

–: введении в СССР чрезвычайного положения

+: образовании Содружества Независимых Государств

–: запрещении в СССР деятельности КПСС

–: создании межреспубликанского экономического комитета

I:

S: Попытка отстранить Президента СССР М.С.Горбачева от власти была предпринята в 1991 г.

–: Президентом России Б.Н.Ельциным

+: членами ГКЧП

–: Верховным Советом СССР

–: Верховным судом СССР

I:

S: Руководство страной с 1985 по 1991 гг. осуществлял

–: В.В. Путин

–: Б.Н. Ельцин

+: М.С. Горбачев

–: А.А. Громыко

I:

S: М.С. Горбачев стал лидером партии и государства в

–: 1984

+: 1985

–: 1986

–: 1987

I:

S: К политике перестройки не относится

–: отмена 6-й статьи Конституции СССР

–: введение многопартийности

–: проведение альтернативных выборов народных депутатов СССР

+: рост коммунистических настроений в стране

I:

S: Политика, проводившаяся со второй половины 80-х гг., утверждающая свободу слова, доступность информации, получила название

–: политики диалога

–: информационной революции

+: гласности

–: политики “открытых дверей”

I:

S: Для политики гласности характерно

+: выход изданий разной политической ориентации

–: усиление контроля за радиовещанием

–: запрет публикаций иммигрантской литературы

–: запрет на иностранные публикации

I:

S: К достижениям внешней политики СССР периода перестройки относится

–: преодоление Карибского кризиса

–: уничтожение капиталистической системы

+: частичное сокращение ядерного оружия в Европе

–: распад колониальной системы

I:

S: Президентом СССР М.С. Горбачев был избран в

–: 1988

–: 1989

+: 1990

–: 1991

I:

S: Статья 6-я Конституции была отменена в

–: 1985

–: 1987

+: 1990

–: 1991

I:

S: Министром иностранных дел периода перестройки был

–: А.В. Козырев

–: Е. М. Примаков

+: Э.А. Шеварднадзе

–: Д.Т. Язев

I:

S: Первым президентом России стал

–: К.У. Черненко

+: Б.Н. Ельцин

–: Н.И.Рыжков

–: М.С. Горбачев

I:

S: 8 декабря 1991 г. в резиденции в Беловежской Пуще подписано соглашение о (об)

–: введении в СССР чрезвычайного положения

+: образовании Содружества Независимых Государств

–: запрещении в СССР деятельности КПСС

–: создании межреспубликанского экономического комитета

I:

S: Новое политическое мышление – это

–: осуществление ленинского принципа мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими системами

+: концепция международных отношений, предложенная руководством СССР в конце 1980-х гг.

–: курс на ускорение социально-экономического развития страны в годы начала перестройки

–: переоценка роли исторических событий и политических лидеров во времена Л.И. Брежнева

I:

S: Пленум ЦК КПСС, взявший курс на «ускорение социально-экономического развития» страны, состоялся в

+: апреле 1985 года

–: мае 1989 года

–: марте 1990 года

–: августе 1991 года

I:

S: Министр иностранных дел, с именем которого связана смена внешнеполитической стратегии СССР

–: А.Я. Вышинский

–: А.А. Громыко

+: Э.А. Шеварднадзе

–: Д.Т. Язев

I:

S: Основной причиной перехода СССР в середине 80-х г. к политике перестройки являлось

–: резкое обострение международной обстановки

–: необходимость освоения территории Сибири и Дальнего Востока

+: затяжной экономический и политический кризис в стране

–: массовые демонстрации населения

I:

S: Договор между СССР и США о ликвидации ракет среднего радиуса действия был подписан в

–: 1985

–: 1986

+: 1987

–: 1988

I:

S: Вывод советских войск из Афганистана начался в

–: 1987

–: 1988

+: 1989

–: 1990

I:

S: Организация Варшавского договора распалась в

–: 1986

–: 1988

–: 1990

+: 1991

I:

S: Вывод советских войск из Афганистана был завершен в

–: январе 1985 года

–: январе 1986 года

–: феврале 1987 года

+: феврале 1989 года

I:

S: Авторами программы “500 дней” – программы перехода СССР к рыночной экономике, были

–: Н.И. Рыжков и Л.И. Абалкин

–: Н.И. Травкин и Г.А. Явлинский

+: С.С. Шаталин и Г.А. Явлинский

–: Н.И. Рыжков и Г.Х Попов

I:

S: Попытка государственного переворота в СССР произошла

–: 19-21 августа 1990 года

–: 31 декабря 1991 года

+: 19-21 августа 1991 года

–: 8 декабря 1991 года

I:

S: Во время августовского путча 1991 года ГКЧП возглавил

+: Г.И. Янаев

–: Д.Т. Язев

–: В.С. Павлов

–: Б.Н. Ельцин

I:

S: Кто из перечисленных лиц не входил в состав ГКЧП

–: Б. Пуго

–: В. Крючков

–: Е. Лигачев

+: В. Стародубцев

I:

S: Последствием августовского путча 1991 года явилось

+: распад СССР и образование СНГ

–: укрепление СССР

–: продолжение курса реформ М.С. Горбачева

I:

S: Президенты России, Украины и Председатель Верховного Совета Белоруссии 8 декабря 1991 г в Беловежской Пуще подписали соглашение о (об)

–: введении в СССР чрезвычайного положения

–: запрещении в СССР деятельности КПСС

+: образовании Содружества Независимых Государств

–: создании межреспубликанского экономического комитета

I:

S: Распад СССР и подписание договора о создании СНГ произошло

–: 25 декабря 1989 года

–: 1 декабря 1990 года

+: 8 декабря 1991года

–: 31 декабря 991 года

I:

S: Президентом России Б.Н. Ельцин был избран в

–: 1990

+: 1991

–: 1992

–: 1993

I:

S: Реабилитация, проводившаяся в СССР в 1950-1980-е гг. — это

–: освобождение заключенных, отбывших срок наказания за уголовные преступления

–: восстановление в партии ранее исключенных ее членов

+: восстановление честного имени и гражданских прав несправедливо осужденных людей

–: оправдание обвиняемых в суде

I:

S: Орган центрального управления, впервые появившийся в истории нашей страны в 90-е гг. XX в.

–: Верховный Совет

+: Федеральное собрание

–: Совнарком

–: Государственная Дума

I:

S: Президенты Российской Федерации (1991, 1996, 2000 гг.) вступали в должность в результате

–: избрания Государственной думой

–: назначения Федеральным собранием

+: всенародных выборов

–: назначения Конституционным судом

I:

S: Проведенная в России в начале 1990-х гг. передача или продажа в частную собственность ряда государственных предприятий называется

–: национализацией

+: приватизацией

studfiles.net

Экономическая реформа 1957 года в СССР — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 ноября 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 ноября 2018; проверки требует 1 правка. Н. С. Хрущёв, один из инициаторов экономической реформы 1957 года

Экономи́ческая рефо́рма 1957 года в СССР — реформа управления народным хозяйством, осуществлённая в 1957—65 годы. Характеризовалась заменой централизованной отраслевой системы управления, которая использовалась с середины 1930-х годов[1], на децентрализованную, территориально распределённую систему, которая в советской литературе получила название «системы управления по территориальному принципу»[2]. Связывается с именем первого секретаря ЦК КПСС и (с 1958 года) председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущёва.

Реформа заключалась в делении территории СССР на так называемые «экономические административные районы»[3] с созданием в пределах областей, краёв и республик СССР сети территориальных советов народного хозяйства, в ведение которых были переданы предприятия, ранее находившиеся в подчинении промышленных и агропромышленных

ru.wikipedia.org

Управление экономикой

В СССР существовала сверхцентрализованнаясистема управления экономикой.

В 1957 г. была проведена децентрализация управления экономикой: из 46 отраслевых министерств оставили лишь 6. Взамен других были созданы сотни территориальных советов народного хозяйства – совнархозы, которые руководили всеми предприятиями промышленности и строительства на одной территории. Это означало переход от управления по отраслевому принципу к управлению по территориальному принципу. Новая система управления экономикой дала временный положительный эффект. Недостаткисовнархозной системыуправления: тормозилось внедрение новой техники, утрачивались связи между предприятиямидальних районов. Совнархозная система была ликвидирована после отставки Хрущева в 1964 г.

1957Г. Центр

Совнархозы в каждой области

Пятилетки

В 1951-1955 гг. была 5 пятилетка, а в 1956 г. на XX съезде КПСС был принят план 6 пятилетки.Показатели 6 пятилетки оказались завышенными и план выполнялся с большими трудностями

В 1959 г. собрался XXI съезд КПСС для обсуждения нового семилетнего плана на 1959-1965 гг. На съезде был сделан вывод о том, что «социализм построен полностью», так как СССР теперь не единственная социалистическая стран в мире.Возможен переход к коммунизму, который является высшей стадией развития общества.

Большая часть средств направлялась в военно-промышленный комплекс – ВПК.

Развитие сельского хозяйства в конце 50-начале 60-х гг.

В сентябре 1953 г. Пленум ЦК КПСС утвердилосновыновой аграрной политики. Был взят курс нареформу в с\х:

— повышены государственные закупочные цены на с/х продукцию

— списаны долги колхозов

— снижены налоги с приусадебных участков

— снижены налоги с продаж на свободном рынке

— увеличено финансирование с/х

— увеличение поставок техники.

Это вводило материальные стимулы к труду. Цели реформы – вывести с/х из кризиса, механизация с/х труда, интенсификация с/х производства.

Однако перевести с\х на интенсивный путь развития не удалось. С/Х по-прежнему развивалось по экстенсивному пути – расширению посевных площадей. Освоение целины с 1954 г. – это путь экстенсивный (расширение посевных площадей).

1954 г. – начало освоения целины. Цель– увеличить производство хлеба, решить продовольственный вопрос. Осваивались целинные и залежные земли Казахстана, Урала, Сиьири, Поволжья. Там создавались совхозы. К 1956 г. освоено 32 млн. га земель. Увеличили временно валовой сбор зерна. Однако из-за усталости и эрозии почв в дальнейшем урожайность снизилась. Поэтому в 1963 г. принят курс нахимизацию с/х (внедрение удобрений).

1955 г. – кукурузная эпопея. Это мероприятие – примервозрождения командно-директивных методов руководства с/х. Примерхрущевского волюнтаризма. Принудительно повсеместно сажали кукурузу – от Архангельска до Астрахани. Уменьшены посевы пшеницы, однако почва не подходила для выращивания кукурузы. Кукурузная эпопея провалилась.

Объявлено соревнование с США в производстве мяса, молока и масло на душу населения. Американский опыт развития сельского хозяйств не давал покоя Хрущеву. В1957 г., выступая в Ленинграде, Хрущев сформулировал сверхзадачу: «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока, и масла на душу населения».Это была политическаяавантюра, цель которой –продемонстрировать всему миру преимущества социализма. Хрущев повелавантюристическую политику «прыжка вперед».

В 1958 г. были ликвидированы МТС (Машино-тракторные станции. Они были созданы государством в период коллективизации и принадлежали государству). Колхозы должны были выкурить всю технику МТС. Это привело к разорению колхозов, т.к. у них не было таких больших денег.

В 1959 г. принято решение об укрупнении мелких колхозов и совхозов путем их сливания в одно хозяйство. Одновременно стали без всякой необходимости преобразовывать колхозы в совхозы.Цель – создание единой социалистической формы собственности. Ликвидировались небольшие деревни, которые были объявлены «неперспективными».

В 1858 г. начались гонения на личные подсобные хозяйства. Горожанам было запрещено иметь огороды. В 1959 г. началась кампания по борьбе с частниками. Колхозам приказали скупить скот у колхозников. Это привело к забою скота.

В результате первый успехроста с/х продукции в1956-1958гг. на 32% сменилсяпадениемна 15% в1959-1962гг. Не удалось поднять с/х.

В 1961-1962 гг. во всех регионах ощущался дефицит продуктов. Увеличение производства с/х продукции прекратилось. В 1962-1963 гг. в большинстве городов были введены продовольственные карточки. По стране прокатилась волна массовых выступлений рабочих. События в Новочеркасске в 1962 г.: 6-7 тыс. человек направились к центру города. Было применено оружие для разгона демонстрации. Было убито 24 человека, в том числе 1 школьник. Стал очевиден провал с\х политики Хрущева.

С 1963 г.продовольствие стали закупать за границей.

Таким образом, два периода в развитии с/х:

— первый период – подъем с 1953 г. после принятых на пленуме решений о введении материальных стимулов к труду.- второй – с 1958 г. – с ликвидации МТС, объединения колхозов и запрета приусадебных хозяйств.

studfiles.net

16.2. Реформирование управления экономикой

Реорганизация управления экономикой проходила в несколько этапов:

Первый этап (1954 г.) — рационализация существующих структур (сокращение количества министерств и численности аппарата, упразднение промежуточных звеньев внутри министерств, создание четырехзвенной цепочки управления: главк — управление – отдел – сектор).

Второй этап (1957 г.) — замена прежних структур новыми в связи с переходом к территориальному принципу управления (упразднение министерств, создание региональных совнархозов).

Третий этап (1962 – 1963 гг.) — фактическое воссоздание централизованной системы управления (сокращение численности совнархозов, образование BСHX и ряда госкомитетов с функциями упраздненных министерств).

В 1957 г. был осуществлен переход от отраслевого к территориальному принципу управления экономикой. В Москве сохранилось лишь 8 отраслевых министерств; на месте других были сформированы небольшие государственные комитеты с координирующими функциями. В регионах создавались территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). Общее количество совнархозов сначала составляло 105, из них 70 были образованы в РСФСР, 11 – на Украине, 9 – в Казахстане, 4 – в Узбекистане, по одному – в остальных союзных республиках. В Российской Федерации границы совнархозов совпадали с автономными республиками, краями и областями.

Республики получили большие административно-хозяйственные полномочия, в частности, в их ведение было передано более 11 тыс. предприятий союзного уровня. Совнархозы подчинялись правительству своей республики и были в значительной степени автономны в руководстве предприятиями, стройками и учреждениями регионов. При этом по-прежнему осуществлялось централизованное планирование. Госплан СССР был не только сохранен, но и расширен.

В руководство совнархозов входили председатель совнархоза, его заместители, начальники отраслевых управлений и отделов, позднее к ним присоединились директора крупнейших предприятий и строек. При совнархозах работали технико-экономические советы из научных работников, инженеров, администраторов. Обкомовское начальство не было представлено в совнархозах, то есть хозяйственники оказались относительно свободны от контроля местных партийных организаций.

Экономические последствия создания совнархозов в первые годы были положительными: объем производства в 1957 – 1960 гг. увеличился в 1,5 раза, развивалась кооперация внутри регионов, улучшилось снабжение населения потребительскими товарами. В то же врем стали очевидны и недостатки новой системы: разрушались межрегиональные связи, неэффективно осуществлялось управление крупными промышленными предприятиями общегосударственного значения, замедлилось внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, вырос чиновничий аппарат на местах.

Пытаясь преодолеть эти недостатки, в начале 60-х гг., союзные власти пошли на сокращение количества местных совнархозов до 43; одновременно были созданы республиканские совнархозы и Высший совет народного хозяйства СССР. Существование этих органов наряду с правительством и госкомитетами привело к многоступенчатости управленческой системы и пересечению функций ее отдельных звеньев.

Главной причиной неудачи хозяйственной реформы стала невозможность встроить территориальный принцип управления в сложившуюся административно-командную систему с её централизованным планированием и распределением ресурсов. Негативную роль сыграли и другие факторы: противодействие столичной бюрократии, потерявшей рабочие места в Москве; отсутствие заинтересованности в результатах реформы рядовых работников; невозможность освоения на местном уровне новых дорогостоящих технологий.

Политика в отношении сельского хозяйства отличалась крайней непоследовательностью. С одной стороны, принимались меры, стимулирующие эффективную работу колхозов и личных подсобных хозяйств. Так, в 1953 — 1954 гг. были повышены заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию, снижен вдвое сельскохозяйственный налог, списаны недоимки, отменен налог на владение коровами и свиньями, снижены нормы обязательных поставок с личных подсобных хозяйств (с 1958 г. полностью отменены). За пять лет к 1958 г. капиталовложения из бюджета в аграрный сектор возросли в 2,5 раза.

С другой стороны, Н. С. Хрущев оказался автором ряда решений, которые крайне тяжело отразились на сельском хозяйстве. В 1956 г. было ограничено количество скота в личном подсобном хозяйстве; в 1958 г. — запрещено держать скот в личной собственности гражданам, проживающим в городах и рабочих поселках. Серьезный удар по колхозам и ЛПХ нанесла кампания

«Догнать и перегнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения», в ходе которой власти на местах принудительно скупали продукцию животноводства, произведенную на приусадебных участках. При этом миллионы голов скота были уничтожены, так как предложенная цена была слишком низкой. Колхозы и совхозы брали обязательства в несколько раз увеличить производство мясомолочной продукции и для выполнения плана в массовом порядке занимались приписками.

Чтобы решить проблему нехватки кормов, Н. С. Хрущев рекомендовал повсеместно распространять кукурузу. Посевы кукурузы были увеличены в 4,2 раза, но это не принесло ожидаемого результата, наоборот, многие хозяйства понесли убытки. Еще одна его идея — освоение целинных и залежных земель, начавшееся в 1954 г. За три года в Казахстане, в районах Южной Сибири и Южного Урала было распахано около 36 млн гектаров. Первый же год, несмотря на хороший урожай, принес убытки из-за бездорожья, больших затрат на переброску людей, техники, горючего. Не были учтены и природно-климатические условия: пыльные бури рассеивали верхний плодородный слой земли. Поэтому себестоимость зерна на целине оказалась на 20 % выше, чем в традиционных зерновых районах.

В 1958 г. в принудительном порядке и по завышенным ценам была продана колхозам техника машинно-тракторных станций (МТС) – государственных предприятий, а сами они преобразованы в ремонтно-тракторные станции (РТС). Специалисты МТС не хотели становиться колхозниками, терять твердые зарплаты и уезжали в города. Многие колхозы оказались вновь в долгах, а техника, оставшаяся без квалифицированного обслуживания, приходила в негодность.

В соответствии с курсом на создание «агрогородов» колхозы в массовом порядке преобразовывались в совхозы. За 1954 – 1958 гг. около 8,5 колхозов получили статус государственных хозяйств. Вчерашние крестьяне превращались в наемных работников государства на фиксированном жаловании. Из производителей сельскохозяйственной продукции крестьяне становились её потребителями.

Провал сельскохозяйственной политики советского руководства был очевиден. Уже в 1961-1962 гг. остро ощущалась нехватка не только мяса, молока и молока, но и продуктов, считавшихся обязательными в небогатом ассортименте провинциальных магазинов: хлеба, крупы, сахара. С 1963 г. начались регулярные закупки зерна за рубежом. Страна на долгие годы вперед оказалась в продовольственной зависимости от импорта.

studfiles.net

год. К чему привело создание совнархозов?

Советский Союз за все время своего существования претерпел много изменений во всех сферах. Взять хотя бы тот факт, что появление СССР – это следствие реформы: мышления, мировоззрения населения, реорганизации поведения и восприятия собственного положения. Так как на момент появления нового государства большинство жителей были простыми крестьянами и рабочими, то главные изменения, касающиеся жизни стран в целом, касались именно народного хозяйства.

Этапы создания совнархозов не всегда проходили гладко. Также не было закономерным и их дальнейшее успешное существование. Что подтверждается неоднократным введением данного органа, его постоянной перестройкой и в итоге аннулированием этого института полностью, вплоть до нашего времени. Хотя сейчас власть снова задумывается о возвращении к такой практике, правда, уже под другим названием.

Что такое совнархозы

Это советы народного хозяйства, которые были созданы для управления на местах. Впервые они появились после октября 1917 года и находились в подчинении у ВСНХ при СНР, который, в свою очередь, в 1918-м был подконтрольным органом ВЦИК и Совета народных комиссаров РСФСР. Основная задача комитетов совнархоза состояла в обеспечении политики ВСНХ на местах. Такие органы были созданы в губерниях, областях и даже районах. Со времени создания совнархозов в него вошли избранные работники, члены партии, кандидатуры которых утверждались на соответствующих собраниях.

Главной задачей органа было – учредить порядок и обеспечить контроль за восстановлением народного хозяйства после разрухи и упадка. Кроме этого, он следил за выполнением планов и поручений в подлежащих организациях, определял необходимое количество сырья, топлива для каждого отдельного района.

Состав организации

Минимальной ячейкой с момента создания совнархозов стал районный, который контролировался областным, и так далее. В составе каждого были 14 отделений, которые занимались урегулированием вопросов разного типа – от практических (допустим, минеральных веществ и металлообработки) до организационных (например, вопросов банков).

Укрепить свое влияние совнархозы смогли за счет политики национализации. Это означало, что чем больше предприятий на балансе у государства, тем больше ресурсов находится в распоряжении этого органа власти.

Но через пару лет создание совнархозов оказалось практически бессмысленным, ввиду курса на децентрализацию управления. Такая четкая иерархия, во главе которой стоял ВСНХ, больше не была необходима.

Большинство районных было ликвидировано, а областные реорганизованы и переименованы в наркоматы.

Вторая волна

После ликвидации в первый раз идея повторного создания совнархозов приходит Никите Хрущеву. Стоит отметить, что этот генсек вообще считается одним из главных реформаторов Советского Союза. Мысль о восстановлении структуры возникла с целью совершенствования организации управления строительством и промышленностью.

Создание совнархозов в конце 1950 г. должно было способствовать улучшению аппарата руководства и контроля за народным хозяйством. По сути, это была новая форма управления, потому ее возникновение породило несколько важных вопросов, а именно: правовой статус и законодательная база, иерархия и структура органа.

Создание совнархозов привело к распределению управления экономикой между экономическими регионами, а иногда и республиками. В большинстве случаев территория отельного региона была тождественной и границам области.

В компетенции отдельного совнархоза была одна отрасль, что дало возможность не распылять внимание одного органа на несколько видов промышленности.

Структура советов

Совнархозы имели отраслевой характер деятельности. То есть их компетенция не выходила за рамки отдельной промышленности или строительства, сельского хозяйства, торговли и так далее.

Этот орган не был подчинен ни одному ведомственному органу, хотя он во многом зависел от Государственного плана отдельных республик и СССР в целом. Финансирование функционирования и создание совнархозов (год появления – 1957-й) полностью обеспечивало государство. Хотя часто некоторые статьи расходов покрывали предприятия, находящиеся под непосредственным контролем организации. Но это решалось на государственном уровне.

Для того чтобы привлечь трудящихся к управлению промышленностью, было принято решение создать советы в качестве совещательного органа. Начало создания совнархозов было отмечено активным участием рабочих.

Совет трудящихся

Казалось бы, поток рационализаторских предложений от простых сотрудников – это хорошо, но любая идея требовала весомых аргументов и научных исследований. В противном случае она рисковала остаться без реального воплощения. Тогда решено было в состав совета включать ученых в первую очередь. Это привело к тому, что решения, принятые на собрании, всегда рассматривались вышестоящими органами. Соответственно, позиционировались как более авторитетные.

Вследствие этого некоторые Советы при предприятиях стали знаменитыми и возник новый вид конкуренции – битва за лучшие рациональные предложения. Те идеи, которые получали одобрение у начальства, внедрялись на производствах по всей стране с упоминанием автора или коллектива. Портрет вывешивали на доске почета, а рабочий становился некой знаменитостью. Хотя материального поощрения как такового не было и быть не могло в то время ввиду популярной уравниловки.

Ликвидация министерств

Создание совнархозов год за годом умаляло роль министерств, и некоторые из них поспешно были ликвидированы. Управление экономикой теперь осуществлялось по территориальному принципу, в основе которого – распределение границ между регионами на основании многих природных факторов. Границы районов совпадали чаще всего с пределами областей и экономических районов.

Ликвидация министерств и создание совнархозов обеспечили повышение роли отдельной республики во всесоюзной экономике.

Кроме того, такое распределение власти позволило оперативно решать многие проблемы на месте и приблизить руководство к производству непосредственно. Несмотря на то что второй раз создание совнархозов и обеспечило высокие результаты, просуществовала программа недолго – всего 8 лет. Одной из причин отмены такой организации хозяйства стала отставка Хрущева в 64-м году. Вместе с этим были отменены и многие другие реформы.

Саботирование реформы

Децентрализация власти была рассчитана на то, что позиции и возможности секретарей обкомов должны были возрасти в несколько раз. Чем прочнее держится маленькое звено, тем больше выдержит цепь. К тому же сам Никита Хрущев получал больше контроля над промышленностью, что означало укрепление его собственных позиций.

Многие наркомы открыто выступали против внедрения реформы. Такие как Каганович вообще не комментировали ситуацию, а просто открыто игнорировали ее.

Это объясняется несколькими фактами. Первый: ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов означала лишение должности многих высокопоставленных политических деятелей. Второй: наркомы и другая партийная верхушка стремились контролировать генсека и всячески им манипулировать. Того же Никиту Сергеевича долгое время не воспринимали всерьез, считая едва ли не придворным шутом.

Успешное внедрение: причины

Несмотря на препятствия, программа была введена. А нормальное ее функционирование обеспечивалось благодаря системе наказаний и поощрений. Проще говоря, создание совнархозов сделало первый шаг от унизительной уравниловки к справедливости. На каждое предприятие давался план поставок и необходимая норма выработки. Если необходимый минимум не выполнен, то принимались радикальные меры – увольнение. Стоит учесть, что не всегда такие методы были объективными.

Если на срыв плана повлияли веские причины, то страдал виновник.

Отмена совнархозов

Главная причина ликвидации этого органа кроется в нерациональном использовании ресурсов. Отдельные районы пытались выбить из центра как можно больше средств, подавая заявки с описанием по факту несуществующих сложностей.

Еще одна причина – региональная раздробленность по экономическому принципу. Это как положение раздельного питания: в разных тарелках находятся отдельные продукты. Но для салата их необходимо смешать. Так и в промышленности того времени: задержка одного материала из-за ошибок руководства области приводила к приостановлению работы в другой. Пример: эпизод из кинофильма «Королева бензоколонки», когда для строительства моста не могли собрать необходимые материалы.

fb.ru

5. Изменения в системе управления экономикой

При переходе к НЭПу Советское государство отказалось от чрезмерной централизации управления экономикой, характерной для «военного коммунизма». ВСНХ, руководящий экономикой из центра, растерял большинство своих полномочий, в том числе право вмешиваться в оперативную деятельность предприятий, и превратился в координационный орган. Были упразднены главки ВСНХ, а их функции на местах перешли к районным управлениям и губсовнархозам. Основной формой управления в государственном секторе стали тресты – хозрасчетные объединения однородных или взаимосвязанных предприятий. Фабрики и заводы находились в их составе на правах цехов. Государство прекращало централизованное снабжение предприятий, входивших в тресты, сырьём и предоставляло им право самостоятельно решать, что производить и где реализовать продукцию. При этом устанавливались фиксированные платежи в государственный бюджет и обязательное покрытие всех расходов и убытков. Если тресту удавалось добиться безубыточного ведения хозяйства, то он имел право самостоятельно распоряжаться определенной частью доходов от реализации продукции. Советская власть пыталась сочетать в деятельности трестов два начала – рыночное и плановое. Поощряя первое, государство стремилось с помощью трестов заимствовать из рыночного хозяйства технику и приемы работы. Одновременно усиливался принцип плановости в деятельности трестов. Государство поощряло сферы деятельности трестов и создание системы концернов за счет присоединения к трестам предприятий, производящих сырьё и готовые изделия. Концерны должны были служить центрами планового руководства экономикой. По этим соображениям в 1925 году из положения о трестах была изъята мотивировка «прибыли» как цели их деятельности и оставлено только упоминание о «коммерческом расчете». Итак, трест как форма управления сочетал в себе плановые, и рыночные элементы, которые государство пыталось использовать для построения социалистического планового хозяйства. В этом была сложность и противоречивость ситуации.

Почти одновременно стали создаваться синдикаты – объединения трестов для оптового сбыта продукции, кредитования и регулирования торговых операций на рынке. К концу 1922г. синдикаты контролировали 80% промышленности, охваченной трестами. На практике сложилось три типа синдикатов:

  1. с преобладанием торговой функции (Текстильный, Пшеничный, Табачный),

  2. с преобладанием регулятивной функции (Совет съездов основной химической промышленности),

  3. синдикаты, созданные государством на принудительной основе (Солесиндикат, Нефтяной, Угольный и др.) для сохранением контроля за важнейшими ресурсами.

Таким образом, синдикаты как форма управления также носили двойственный характер: с одной стороны, они сочетали в себе элементы рынка, так как были ориентированы на улучшение коммерческой деятельности входивших в них трестов, с другой – это были монопольные организации в данной отрасли, регулируемые вышестоящими государственными органами (ВСНХ и наркоматами).

В феврале 1930г. была проведена реорганизация управления промышленности, резко сокращено общее количество трестов, изменен их статус. Синдикаты были ликвидированы, и на их базе созданы 26 всесоюзных отраслевых управлений. Это была победа плановых элементов в управлении экономикой над рыночными.

studfiles.net

Реформа управления экономикой — Мегаобучалка

В мае 1957 г. ликвидацией отраслевых министерств и созданием совнархозов началась реализация одной из крупных реформ, осуществленных в годы руководства Н. С. Хрущева.

После XX съезда страна находилась на подъеме. Пятая пятилетка по ряду показателей была выполнена досрочно. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства были весьма высоки — 13,1 %, втрое выше, чем у США. Большинству населения казалось, что выигрыш в экономическом соревновании с капиталистическим Западом не за горами. Однако на деле положение в экономике было тревожным. Директивы на шестую пятилетку, принятые XX съездом в феврале 1956 г., в декабре были пересмотрены. Был составлен переходной план на 1—2 года, а затем появился новый — семилетний план на 1959—1965 гг. Командно-административная система в условиях ликвидации принудительного труда, отмены суровых наказаний, усложнения условий хозяйствования стремительно теряла свои сильные стороны. В народном хозяйстве подспудно нарастали диспропорции, бесхозяйственность и расточительность. Отчетливо проявлялись такие недостатки, как распыление средств между многочисленными объектами, долгострой. Интересы предприятий все больше расходились с интересами потребителей, с потребностями непрерывного технологического обновления производства. К концу пятой пятилетки в стране насчитывалось уже более 300 тыс. предприятий и строек, большая часть которых находилась далеко от Центра.

Для многоцелевой экономики больше не подходили методы управления, ориентированные на «главное звено в цепи», на традиционное разделение между легкой и тяжелой промышленностью с обязательным преимуществом развития средств производства.

Научно-техническая революция требовала развития новых отраслей промышленности: развития электроники, химии, электрификации железных дорог, изменения структуры топливного баланса, перехода от угля на нефть и газ. Такие задачи были поставлены на XX съезде КПСС. Однако в новых условиях управлять промышленностью из министерских кабинетов становилось все труднее. Жесткая ведомственная система, основанная на максимальной централизации хозяйственного руководства и ограничении самостоятельности мест, стала тормозить дальнейший рост производительных сил. Поэтому мнения экономистов и хозяйственников о путях совершенствования руководства хозяйством в изменившихся условиях разделились. Одни стояли за перестройку самих методов руководства, за расширение хозяйственной самостоятельности предприятий. Другие верили лишь в организационные реформы, настаивали на ликвидации министерств. Советская экономическая наука в те годы не могла дать обоснованных, подтвержденных экспериментами рекомендаций. Но Н. С. Хрущев увидел в переходе к территориальному управлению возможность освободить правительство от неэффективного вмешательства в местные дела, ослабить влияние бюрократии. Подавляющее большинство руководителей и сотрудников министерств, привыкших к власти и удобствам проживания в Москве, были против подобной реорганизации.



Общесоюзные министерства (за исключением оборонных министерств) были упразднены. Предприятия, находившиеся в их ведении, были переданы в непосредственное подчинение Советам народного хозяйства административных экономических районов. Всего по Союзу было организовано свыше 100 совнархозов, в том числе 76 в Российской Федерации. Большинство создавались на базе одной-двух областей и были небольшими, другие, как, например, Ленинградский, куда кроме Ленинграда и Ленинградской области вошли Псковская и Новгородская области, имели очень мощный потенциал.

В первые годы после реформы упростилось кооперирование предприятий, находившихся по соседству друг с другом. Меньше стало встречных перевозок. Предприятия стали оперативно помогать друг другу. За первые три года были укреплены ранее распыленные транспортные, вспомогательные, ремонтные службы предприятий. В то же время реформа не изменила самих принципов управления и планирования, а лишь заменила отраслевую организацию территориальной. Осложняло работу совнархозов неквалифицированное вмешательство партийных руководителей.

Принципиальные пороки новой системы управления — местничество и стремление использовать ресурсы прежде всего для удовлетворения собственных потребностей. В конечном итоге система управления еще более усложнилась и стала менее квалифицированной. Реформа потерпела крах, и после отстранения Хрущева от власти территориальная система была ликвидирована.

Аграрной политики

Малоуспешным оказались в конечном счете, и преобразования сельского хозяйства. После сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС положение в деревне стало выправляться. Валовая продукция сельского хозяйства за 1954—1958 гг. возросла более чем на треть. Таких темпов прироста колхозы и совхозы не знали ни до, ни после. Это был период наибольшего подъема в истории советского сельского хозяйства. Существенно выросла урожайность зерновых.

Подъем сельского хозяйства стал возможен благодаря повороту к коренным нуждам деревни. Хрущев внес в жизнь деревни много нового, но Хрущев был непоследователен в преобразованиях, начатых после 1953 г. Вместо дальнейшего ослабления опеки над крестьянами, увеличения материальной заинтересованности колхозников следовали указания «сверху», которые носили характер все более жесткой регламентации. Крестьянам в приказном порядке навязывали посевы кукурузы и другие нововведения, что приводило к колоссальным потерям. Государственные капиталовложения постепенно были уменьшены. Село превратилось в полигон для разного рода скороспелых решений и преобразований.

С середины 50-х годов начался новый этап укрупнения колхозов. В 1957—1966 гг. ежегодно ликвидировалось около 10 тыс. уже укрупненных ранее колхозов. Одновременно многие колхозы «для укрепления» были преобразованы в совхозы. К 1963 г. осталось лишь 39 тыс. колхозов вместо 91 тыс. в 1955 г.

Далеко идущие последствия для всей страны имела ликвидация в марте 1958 г. МТС. Сложившаяся система технического обслуживания колхозного производства через МТС была далека от совершенства. Колхозы были единственными предприятиями в стране, которые сами не распоряжались машинами — своими основными орудиями труда. Это создавало большие неудобства. Опека со стороны МТС только связывала колхозы. 31 марта 1958 г. Верховный Совет СССР принял Закон о реорганизации МТС и продаже техники колхозам. Прогрессивная реформа не была хорошо продумана, что в конечном счете привело к резкому падению темпов производства сельскохозяйственной продукции. Вместо запланированных на семилетку (1959—1965 гг.) 70 %, реальный рост валовой продукции составил всего 15 %. Реформа подорвала экономику колхозов. Не имея выбора, колхозы выкупали машины немедленно и сразу оказывались в сложном финансовом положении. Большинство из них резко снизило оплату трудодня, экономические стимулы вновь перестали действовать. В немалой степени этому способствовала и незаконная ликвидация в конце 50 — начале 60-х годов личного скота сельских жителей под предлогом отвлечения их от труда в общественном хозяйстве. Личный скот, главным образом коровы, в течение трех лет был частично сдан в общественные стада, а основная часть была крестьянами уничтожена. В результате страна потеряла миллионы голов скота.

Реформы 50 — начала 60-х встряхнули деревню. Однако главный итог был неутешителен: кризис сельского хозяйства углубился, обострилась продовольственная проблема в стране. Впервые за всю историю СССР в 1963 г. были произведены закупки зерна за рубежом.

Реформа школы

Важнейшей реформой, осуществленной в 1958 — 1964 гг., стала и реформа системы народного образования. Советская школа недостаточно гибко реагировала на быстрый прогресс науки и техники, изменения в производстве. По точному определению известного педагога В. А. Сухом-линского, средняя школа «вместо того, чтобы быть единой и разнообразной, стала единой и однообразной». За весь послевоенный период система управления школой практически не менялась. Выпускники средней школы неохотно шли работать на производство, считая такой труд не престижным. В то же время в середине 50-х годов вузы могли принять лишь 450 тыс. выпускников средней школы из более чем 1,5 млн. Большинство из них не было готово к работе на заводах и в колхозах. Парадокс заключался в том, что именно в эти годы народное хозяйство испытывало нужду в рабочих руках, так как в трудоспособный возраст вступило малочисленное поколение родившихся в годы войны.

Таким образом, реформа образования должна была снять возникшее противоречие между всеобщим стремлением к высшему образованию и потребностями экстенсивной экономики в новых рабочих руках. Первые попытки политехнизации школы в 1954 и 1955 гг. не увенчались успехом. Два с лишним года шла в обществе дискуссия о том, как на практике приблизить школу к жизни. Наконец, в 1958 г. был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Согласно закону, осуществление всеобщего среднего образования (одиннадцатилетнего) оставалось важнейшей задачей, но средняя школа приобретала «политехнический профиль». После получения всеобщего обязательного восьмилетнего образования молодежь должна была «включаться в посильный общественно полезный ТРУД», и все дальнейшее обучение связывалось с производительным трудом в народном хозяйстве.

Все желающие получить полное среднее образование должны были учиться либо в средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением, либо в среднем профтехучилище (техникуме), либо в вечерних (сменных) и заочных школах рабочей и сельской молодежи. Учеба в вузах также максимально совмещалась с работой на производстве.

С самого начала осуществление реформы натолкнулось на многочисленные трудности. Материально-техническая база школы оказалась не подготовленной к реализации задач производственного обучения. В абсолютном большинстве школ выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер.

К осени 1963 г. стало очевидным, что средняя школа не годится в качестве основного источника пополнения предприятий и строек квалифицированными кадрами. Не оправдали себя и заочные и вечерние формы среднего образования. На практике основная масса желающих получить среднее образование избирала одиннадцатилетнюю общеобразовательную школу. Общий уровень подготовки учащихся понизился. Упал интерес к гуманитарным предметам.

Итог реформы оказался неутешительным: общеобразовательный потенциал общества снизился. С осени 1964 г. средняя школа вновь стала десятилетней.

megaobuchalka.ru