Особенностью финансовых правоотношений является – понятие, особенности и их классификация. Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений

7.Финансовые правоотношения, их особенности, виды.

Финансовые правоотношения — это урегулирован­ные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и исполь­зованию государственных денежных фондов и доходов.

Особенности финансовых правоотношений:

1) Финансовые правоотношения возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) де­нежных фондов и доходов.

2) финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, так как возникают по поводу денежных средств, точнее — финансовых ресурсов государства.

3) Следующая особенность финансовых правоотношений состо­ит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государ­ство или его уполномоченный орган, органы местного самоуп­равления.

Виды финансовых правоотношений:

1) По материальному содержанию: бюджетные, налоговые, страховые, кредитные и т.д.

2) Мате­риальные финансовые правоотношения возникают непосредственно по поводу денежных средств.

3) В процессуальные финансовые правоотношения есть форма реализации материальных правоотношений, они непосредственно предшествуют или следуют за материальными правоотношениями.

8.Субъекты финансовых правоотношений.

Субъекты финансовых правоотношений

– это лица непосредственно участвующие в финансовых правоотношениях.

Основным признаком правосубъектности юридических и физических лиц в финансовых правоотношениях является наличие самостоятельного источника дохода.

Виды субъектов финансовых правоотношений:

1) Государство и его территориальные подразделения: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, административно-территориальные образования закрытого режима.

2) Коллективные субъекты: уполномоченные органы государственной власти и муниципальные образования; организации и коммерческие банки;

3) Индивидуальные субъекты: физические лица, т.е. граждане, лица без гражданства и иностранцы.

Содержание правоотношений зависит от конкретного вида правоотношений.

9.Финансовый контроль, понятие, значение.

Финансовый контроль – это регламентированные нормами права деятельность государственных, муниципальных и хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Значение финансового контроля заключается в том, что он выступает как необходимый инструмент поддержания финансово-хозяйственного порядка в стране. Финансовый контроль направлен не только на соблюдение законности и правопорядка в процессе осуществления финансовой деятельности, но на проверку и обеспечение эффективного использование денежных фондов.

10.Государственный и муниципальный контроль; государственные и муниципальные органы, осуществляющие финансовый контроль.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за:

1) За исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов.

2) За организацией денежного обращения.

3) За использованием кредитных ресурсов.

4) За состоянием государственного внутреннего и внешнего долга.

5) За государственными резервами.

6) За предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Органы:

а) Счётная палата – осуществляет контроль за образованием, распределением и использованием федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

б) Счётная палата субъектов РФ.

б) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в системе Министерства финансов РФ. Служба непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами МСУ и др. осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

studfiles.net

Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Следует иметь в виду, что в процессе финансовой деятельности государства возникают также отношения, не нуждающиеся в правовой регламентации (при осуществлении организационной, подготовительной, информационной и иной деятельности). Однако именно финансово-правовые отношения выражают основное содержание этой деятельности, придают ей целенаправленность и четкую организованность. Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима.

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют и особенности. Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т. е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее — финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Урегулированные нормами финансового права отношения процедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности (процессуальные финансовые правоотношения), также обеспечивают движение финансовых ресурсов.

Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность.

Для финансового правоотношения должны быть налицо все указанные специфические черты, характеризующие финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения. Воля государства, его предписания по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в финансовых планах (квартальных, годовых) или нормативах, лимитах и т. п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана также можно отнести к характерным чертам финансовых правоотношений. Однако в некоторых предусмотренных законом случаях они могут быть оформлены договором (например, предоставление отсрочки по уплате налога в форме налогового кредита на основании ст. 65 НК РФ). В настоящее время расширяется применение договорной формы в финансовых отношениях. Она упоминается, в частности, в ст. 159 БК РФ. Властно-имущественными являются и финансовые правоотношения с участием, как одной из обязательных сторон, органов местного самоуправления.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов.

Лучшему пониманию содержания и особенностей финансовых правоотношений помогает их классификация по разным основаниям: кругу участников, способам государственной защиты, длительности и др. Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в зависимости от структуры финансовой системы РФ. При такой классификации выделяются правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы: бюджетные; налоговые; по поводу организации финансов государственных и муниципальных предприятий, организации страхового дела и т. д. Такие виды финансовых правоотношений соответствуют систематизации норм финансового права по этому же признаку.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или Необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном счете регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Между процессуальными и материальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов. Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав и обязанностей в области финансов.

psyera.ru

Финансовые правоотношения, их особенности — Мегаобучалка

Финансовое правоотношение представляет собой основанное на нормах финансового права общественное отноше­ние, возникающее в сфере финансовой деятельности государ­ства и органов местного самоуправления, участники которого обладают соответствующими юри­дическими правами и обязанностями.

Финансовое правоотношение определяется как общественное отношение, урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовые правоотношение имеют и характерные особенности, обусловленные особенностью сферы их возникновения.

Характерными особенностями финансовых правоотноше­ний являются следующие:

– финансовые правоотношения возникают исключительно в процессе финансовой деятельности государства, по поводу образования, распределения и использования денежных фондов;

– одним из субъектов этих отношений обязательно явля­ется соответствующий орган госу-дарственной власти (орган местного самоуправления) либо го­сударственное или муниципальное образование в целом;

– рассматриваемые отношения носят имущественный ха­рактер, так как всегда возникают по поводу денежных средств (финансовых ресурсов).

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений явля-ются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или собы-тия, вызывающие возникновение, изменение или пре­кращение у отдельных юридических или физических лиц фи­нансовых прав и обязанностей.

Вследствие многообразия и неоднородности обществен­ных отношений, возникающих в процессе финансовой деятель­ности государства, финансовые правоотношения характеризу­ются большим разнообразием.



Финансовые правоотношения по своему материальному содержанию подразделяются на следующие виды: бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; неналоговые право-отношения; финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита; финансовые правоотношения в области страхования; финансовые правоотношения по госу-дарственному внутреннему долгу; финансовые правоотношения по государственному фи­нансированию, в том числе по сметно-бюджетному финанси­рованию; финансовые правоотно-шения в области банковской дея­тельности; финансовые правоотношения по денежному обращению и расчетам; финансовые правоотношения по валютному регулированию.

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету об­щественные отношения, опреде-ляет круг участников или субъек­тов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обя­занностями, которые обеспечивают планомерное образование, рас­пределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финан­сового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают. Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником фи­нансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимы­ми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотно­шения это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельнос­ти принадлежат субъектам финансового права в силу действия фи­нансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных пра­воотношениях. Таким образом, субъект финансового права – понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.

Особенностью круга субъектов финансового права является то, что в него входят три основные группы, на которые подразделяют­ся субъекты российского права: а) государство и его административно-территориаль­ные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуаль­ные субъекты. Каждая из них отличается своеобразием.

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его террито-риальные подразделения) входят: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации – республики, края, облас­ти, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, авто-номные области, автономные округа; муниципальные образования – городские, сельские поселе-ния и иные территории; административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования.

Коллективными субъектами финансового права являются го­сударственные и общественные организации, к числу которых от­носятся: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учрежде­ния, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят: органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти – как органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции: министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов. Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ).

Широкий круг субъектов финансового права образуют лица, осуществляющие предприни-мательскую деятельность. Это юридические лица, созданные в различной орга­низационно-правовой форме, а также граждане-предприниматели. Предпринимательскую деятельность могут осуществлять как коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, так и некоммерческие организации, которые могут осу-ществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит дости-жению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Указанные лица всту-пают в финансовые правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т.д. (ст. 50 ГК РФ).

В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений юридических лиц. Такими объединениями являются союзы, ас­социации. Они создаются на договорной ос­нове, действуют на принципах коммерческого расчета, самофи­нансирования и самоуправления и вступают в соответствующих случаях в финансовые отношения.

Некоммерческие организа­ции (в том числе созданные в форме учреждений, в частности для осуществления социально-культурной, научной и управленческой деятельности) часто становятся субъектами финансо­вых правоотношений в связи с использованием для выпол­нения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета. Однако они могут участвовать в финансовых правоотношениях, возникающих в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности в пределах, установленных их учредительными документами. В финансовых правоотношениях, как правило, участвуют юри­дические лица, однако в установ-ленных законом случаях участ­никами этих правоотношений могут быть и их филиалы, представи-тельства.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физичес­кие лица, – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Граждане могут всту­пать в финансовые правоотношения в области госу-дарственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.

Среди физических лиц – субъектов финансового права выде­ляются граждане, занимающиеся предпринимательской деятель­ностью, в том числе граждане-предприниматели, главы крестьян-ского (фермерского) хозяйства (ст. 23, 257 ГК РФ).

Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ – они имеют право на участие в финансовой деятельности го­сударственных органов. Оно основано на положениях Конститу­ции России (ч. 1 ст. 32).

Выполнение правил, закрепленных в финансово-правовых нор­мах, означает и соблюдение прав субъектов финансовых правоот­ношений. Меры государственного принуждения являются неотъемле­мым элементом механизма правового регулированияфинансовых отношений, как и любых других общественных отношений. С помощью этих мер обеспечивается исполнение юридических обязанностей названных субъектов и в необходимых случаях – вос­становление нарушенных прав. Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административ­ном или судебном порядке.

Административный порядок действует главным образом в слу­чае применения мер госу-дарственного принуждения в данной области к органам государства и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям. Однако он по-прежнему применим и в случаях защиты прав граждан в этих отношениях при возможности их обращения в суд. Субъекты, к которым применены меры, выте­кающие из рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых, обжаловать действия соот­ветствующих государственных органов также в административ­ном порядке по подчиненности и, во-вторых, обратиться в суд или арбитражный суд. Оба порядка защиты прав указанных субъектов в области финансовых отношений могут быть использованы и в других случаях их нарушения.

В финансовых правоотношениях государства с участием граж­дан также действуют адми-нистративный и судебный порядки защиты своих прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу.

Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, т.е. использовать административный порядок защиты.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых ин­тересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обя­зательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является установ-ление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб возмещению (ст. 52 Конституции РФ).

Особая роль в обеспечении соблюдения прав субъектов финан­совых правоотношений принад-лежит Прокуратуре РФ, которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов министер­ствами, ведомствами. Прокурор выносит протест на противоречащий закону правовой акт (лицу, издавшему его) и вносит представление в орган (или должностному лицу), который уполномочен устранить эти нарушения.

Таким образом, установленный порядок защиты финансовых прав и законных интересов исходит из необходимости соблюдения требований законодательства всеми участниками финан-совых правоотношений, включая государство и его органы.

 

 

megaobuchalka.ru

Понятие и особенности финансовых правоотношений — Мегаобучалка

Реализация финансово-правовых норм происходит посредством вступления различных участников финансовой деятельности государства в конкретные финансовые правоотношения, в рамках которых они осуществляют принадлежащие им финансовые права и исполняют возложенные на них финансовым законодательством обязанности.

Понятие «правовое отношение» является одни из основных в юридической науке. Под которым понимается урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством [Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2003. С. 585].

Особенность финансовых правоотношений состоит в тесном пе­реплетении в них публичного и частного интересов, высокой доле экономико-финансовых параметров, реализации их как управленческой функции государ­ства, зависимости от состояния всей финансово-экономической системы государства и ее места в мировом хозяйстве.

Финансовое правоотношение – это урегулированное нормами финансового права общественное отношение, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства с целью обеспечения его финансовыми ресурсами.

Финансовое правоотношение, являясь разновидностью правового отношения, обладает признаками последних. В то же время они характеризуются рядом отличительных особенностей, которые могут служить основой для их отграничения от других видов правоотношений:

— оно возникает, изменяется и прекращается в процессе мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства;

— финансовое правоотношение – это публично-правовое отношение, т.е. оно реализуется в правовой форме и направлено на удовлетворение публичных интересов. Это обусловлено тем, что финансовое правоотношение возникает на основе нормы финансового права, которая является средством реализации, в первую очередь, общественных интересов. Необходимо отметить, что публично-правовой характер финансового правоотношения таит в себе противоречия. Как подчеркивает М.В. Карасева, если на макроуровне, т.е. на уровне общества в целом или различных социальных групп существующая объективная потребность (необходимость) в финансовом обеспечении государства трансформируется в политический интерес и осознается отдельными классами и всем обществом, то на микроуровне, т.е. на уровне отдельного индивида такой трансформации объективно не происходит [Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001, С. 84];



— финансовое правоотношение в большинстве случаев возникает в силу одностороннего установления государством, поскольку сам налог является его односторонним установлением, т.е. правовой акт, которым устанавливается, изменяется или отменяется налог, принимается в одностороннем порядке, а не соглашением сторон.

Несмотря на то, что частный интерес в налоговых отношениях занимает ярко выраженное подчиненное положение по отношению к публичному и может быть принят во внимание лишь в тех случаях, когда не противоречат ему, некоторые авторы в качестве особенностей налогового правоотношения выделяют его возникновение по инициативе любой из сторон. Как отмечают А.А. Тедеев, В.А. Парыгина, наличие правомочий, представляемых налогово-правовой нормой, либо возложение ею же определенных обязанностей — единственное условие, при соблюдении которого каждый, кто функционирует в сфере налогообложе­ния может быть инициатором возникновения либо прекращения налогового
правоотношения. Это означает, что налогово-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их долж­ностных лиц, физических лиц не предпринимателей, организаций, индивиду­альных предпринимателей и т.д. [Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право: Учебник. М.: Эксмо, 2004. С. 224]. Применительно к белорусскому налоговому законодательству можно отметить, что в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 21 НК налогоплательщик может получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

— являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, т.е. финансовых ресурсов государства, используемых для удовлетворения общественных потребностей. Урегулированные нормами финансового права отношения процедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности, также обеспечивает движение финансовых ресурсов;

— одним из обязательных участников финансового правоотношений выступает государство в лице уполномоченного органа, наделенного властными полномочиями, что, в свою очередь, позволяет говорить о финансовых правоотношениях как о властных отношениях, носящих императивный характер. Все это предопределяет отсутствие юридического равенства сторон в финансово-правовых отношениях, опосредованных участием в них государственных органов, обладающих такими полномочиями, которых нет у другой стороны. Государство получает право в односторонне-властном порядке требовать определенного поведения от обязанных лиц в силу необходимости наличия у него финансовых ресурсов для финансирования социально-экономические программ и других общественно необходимых потребностей. Следует отметить, что властный характер финансовых правоотношений не исключает возможности реализации ими частного интереса. Однако такой интерес занимает ярко выраженное подчиненное положение по отношению к публичному;

— финансовое правоотношение – это отношение, охраняемое государством. Более того, исполнение участниками финансового правоотношения своих обязанностей обеспечивается принудительной силой государства. При этом особой защите подвергаются интересы самого государства как субъекта финансового правоотношения, главным из которых является полное и своевременное получение от субъектов соответствующих платежей.

Для финансового правоотношения должно быть налицо все рассмотренные специфические черты в комплексе, характеризующие финансовые правоотношения как государственно-властные (денежные) отношения.

Необходимо отметить, что ни одна черта финансового правоотношения в отдельности не может характеризовать его в полной мере. Это возможно лишь при исследовании всей совокупности особенностей финансового правоотношения.

Правоотношения, как и юридические обязанности и субъективные права, могут рассматриваться как моменты объективизации правовых идей. Правило поведения, закрепленное нормой права всегда привязывается к реальным жизненным условиям, с наступлением которых приводится в действие требование нормативного акта. Для обобщенного выражения таких условий в теории права применяется категория «юридический факт».

Возникновение и реализация любого правоотношения происходит под воздействием определенных юридических фактов – социальных обстоятельств (событий, действий), вызывающих в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий – возникновение, изменение или прекращение правовых отношений [Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2002. С. 429].

Юридический факт является отправным моментом образования конкретного финансового правоотношения, возникновения субъективного права или юридической обязанности. Юридические факты обеспечивают прямой перевод прав и обязанностей участников финансовых правоотношений в их поведение. Необходимость наличия юридических фактов для возникновения конкретных финансовых правоотношений подчеркивает неразрывную связь его фактического и юридического поведения и его правовой формы.

В настоящее время в теории права существует множество классификаций юридических фактов, каждая из которых имеет свою ценность для теории и практики. Наиболее распространенным классификационным критерием является волевой признак. В соответствии с ним все юридические факты подразделяются на действия и события.

Действия представляют собой такие юридические факты, которые полностью зависят от воли лиц, являющихся участниками правовых отношений. В зависимости от характера взаимоотношений с нормами права действия подразделяются на правомерные (полное и точное соответствие нормам права) и неправомерные (несоответствие требованиям правовых норм). Для финансовых правоотношений наиболее характерны правомерные действия в виде добровольного надлежащего исполнения финансовых обязательств перед государством (например, налоговое обязательство в виде уплаты соответствующих налоговых платежей). Неправомерные юридические действия являютсяправонарушением, которые вызывают ответную реакцию государства и влекут применение к нарушителю мер юридической ответственности. В финансовом праве чаще встречаются правонарушения, выраженные в форме бездействия (непредставление налогоплательщиком в срок, определенный законодательством, налоговой декларации (расчета)), что обусловлено закреплением обязанностей подчиненного субъекта финансового правоотношения в основном в виде позитивных обязываний.

События — это юридические факты, которые не зависят от воли человека, но влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений, соответственно субъективных прав и юридических обязанностей. Не все происходящие в природе и в обществе события могут рассматриваться в качестве юридических фактов, а только те, которые в той или иной мере оказывают влияние на общественную жизнь и существующие в обществе отношения. Юридическими фактами – событиями могут быть стихийные бедствия, наступление определенного возраста и все другие не зависящие от воли и сознания людей явления, которые законодатель рассматривает как основания для возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, уничтожение имущества в результате стихийного бедствия освобождает лицо, владевшее им, от исполнения обязательства по уплате налога на недвижимость с месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было уничтожено. Данное событие является условием прекращения финансового правоотношения. Такое событие, как рождение ребенка, служит основанием изменения финансового правоотношения — получение родителями льготы по подоходному налогу.

Достаточно распространенная на практике разновидность юридических фактов-событий — сроки, которые в финансовом праве занимают значительное место. Как правило, они являются одним из юридических фактов, с которыми связывается исполнением налогоплательщиком обязательств перед бюджетом. Например, физические лица вносят в бюджет суммы налога на недвижимость не позднее 15 ноября текущего года.

megaobuchalka.ru

§ 2. Финансовые правоотношения

Особенности финансовых правоотношений. В норме финансового права заключена модель финансового правоотношения. Как только норма начинает действовать, содержащаяся в ней «правовая энергия» идет в двух основных направлениях: на один субъект возлагаются обязанности, другому предоставляются права. Модель трансформируется в индивидуальное финансовое правоотношение.

Финансовое правоотношение — это урегулированное нормами финансового права общественное отношение, складывающееся в сфере финансовой деятельности. Именно финансовое правоотношение свидетельствует о превращении долженствования в акт конкретного поведения. Налоги, сборы, пошлины, порядок их поступления в бюджетные и внебюджетные фонды не могут иметь место в государстве, не будучи облеченными в правовую форму и вне правовых отношений.

Финансовое правоотношение характеризуется общими чертами, какие присущи всем другим правоотношениям. Это связь (отношение):

1) возникающая вследствие воздействия норм права на поведение субъектов права;

2) возникающая между субъектами посредством наделения их взаимными правами и обязанностями;

3) охраняемая государством.

Однако финансовые правоотношения специфичны и имеют ряд особенностей.

1. Первой особенностью финансовых правоотношений является то, что они возникают в процессе осуществления финансовой деятельности государства, т.е. в процессе выпуска денежных знаков и организации денежного обращения, планового собирания денежных средств в бюджетные и внебюджетные фонды, их использования при осуществлении государством своих функций и т.д.

По существу финансовые правоотношения — это денежные правоотношения, возникающие между государством в лице его уполномоченных органов и другими субъектами финансового права в процессе осуществления государственной финансовой деятельности. Например, такого рода правоотношения возникают при получении бюджетным учреждением денежных средств из бюджета. При этом нужно указать на то, что денежные средства представляют собой специфическое имущество. Следовательно, в конечном счете финансовые правоотношения можно признать имущественными правоотношениями.

2. Вторая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются публично-правовыми отношениями. Конечной целью как финансовых правоотношений, так и гражданских правоотношений является движение денежных средств от одного субъекта к другому.

Однако если в первом случае движение денежных средств осуществляется в интересах всего общества (поступление денежных средств налогоплательщика в бюджет), то во втором случае движение денежных средств (например, при купле-продаже) удовлетворяет частные интересы. Короче говоря, в рамках финансовых правоотношений государство выполняет возложенные на него функции в интересах всего общества: по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; по управлению обороной, образованием, здравоохранением, социальным обеспечением и т.д.

3. Третья особенность финансовых правоотношений состоит в том, что эти отношения государственно-властные. Финансовая деятельность государства есть одна из форм проявления его суверенитета <1>. Поэтому одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство в лице уполномоченного органа: Федерального Собрания, Правительства РФ, Минфина России, ЦБ РФ и других органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

———————————

<1> См.: Цыпкин С.Д. Предмет и система финансового права / Советское финансовое право. М., 1974. С. 52.

Другой стороной могут выступать самые разнообразные субъекты: органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные предприятия и учреждения, предприятия других форм собственности, общественные объединения, граждане.

Финансовое правоотношение строится как государственно-властное, чаще всего как вертикальное, правоотношение власти и подчинения. В рамках такого правоотношения властный субъект, используя полномочия и государственное принуждение, может устранять возникающие противоречия между публичными и частными интересами в пользу первых в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Такие моменты имеют место нередко в налоговых правоотношениях, где отдельные налогоплательщики стремятся уклониться от уплаты налога.

Таким образом, финансовые правоотношения невозможны вне государственной деятельности и имеют во всех случаях публичный характер. Один из обязательных субъектов, т.е. государственный орган или орган местного самоуправления, выступает как носитель властных полномочий.

4. Четвертая особенность заключается в том, что государство осуществляет мобилизацию составляющих часть национального дохода денежных средств, направляя их в различные фонды и используя в процессе выполнения своих функций. С этой стороны государство выступает как хозяйствующий субъект, субъект специфических имущественных (денежных) отношений. Следовательно, в финансовых правоотношениях выделяются два элемента, указывающие на их особенности: государственно-властный и имущественный <1>.

———————————

<1> См.: Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С. 137.

Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными правоотношениями, в которых отношения власти неотделимы от имущественных (денежных) отношений.

Виды финансовых правоотношений. Существующие в правовой действительности финансовые правоотношения многообразны и могут быть подразделены в зависимости от оснований на различные виды.

— По функциям права они могут быть подразделены:

— на регулятивные;

— охранительные.

Регулятивные финансовые правоотношения представляют собой положительные, возникающие на основе норм права отношения между субъектами в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Они возникают на основе правомерного поведения участников финансового правоотношения и образуют нормальную ткань правопорядка в области финансовой деятельности государства.

К числу таких правоотношений относятся правоотношения по поводу уплаты в бюджеты и внебюджетные фонды налоговых платежей, по поводу рассмотрения и утверждения представительным органом проекта бюджета и т.д.

Охранительные финансовые правоотношения складываются в процессе осуществления финансовой деятельности государства, но возникают вследствие неправомерного поведения одного из субъектов финансового права как реакция государства на такое поведение.

К их числу относятся правоотношения, возникающие в связи с различными финансовыми правонарушениями: налоговых обязательств, бюджетного законодательства, правил ведения кассовых операций и др. Охранительные финансовые правоотношения являются по своей роли вспомогательными, хотя их место в сфере налоговых правоотношений достаточно велико.

— По способу разрешения конкретных индивидуальных дел финансовые правоотношения подразделяются:

— на материальные;

— процессуальные.

Финансовая деятельность государства в силу специфических свойств требует строгой процедурно-процессуальной регламентации.

Материальные финансовые правоотношения — это правоотношения, через которые реализуются обязанности и права субъектов финансового права. К ним относятся правоотношения, которые содержат субъективное право бюджетного учреждения на получение бюджетных средств из бюджета и обязанность распорядителя бюджетных средств дать разрешение на их получение, обязанность налогоплательщика уплатить налог и право налогового органа требовать его уплаты и т.д.

Процессуальные финансовые правоотношения возникают на основе процессуальных норм и производны (вторичны) от материальных финансовых правоотношений. Но их удельный вес в системе финансовых правоотношений достаточно велик, о чем свидетельствует часть III БК РФ, включающая бюджетно-процессуальные нормы.

— Еще одной важной классификацией финансовых правоотношений является их построение по видам правовых институтов и подотраслей права, входящих в состав финансового права. Такое построение ценно тем, что позволяет увидеть панораму всех основных финансовых правоотношений. Согласно названному основанию финансовые правоотношения подразделяются:

— на эмиссионные;

— налоговые;

— бюджетные;

— касающиеся государственного и муниципального долга;

— касающиеся государственного страхования;

— валютные;

— финансово-контрольные.

Финансовые правоотношения могут быть подразделены по другим критериям. Однако охарактеризованные виды дают объемное представление о комплексе финансовых правоотношений, возникающих в правовой действительности.

studfiles.net

понятие, особенности и их классификация. Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений

3.3. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и их классификация. Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений

Реализация финансово-правовых норм происходит посредством вступления различных участников финансовой деятельности государства в конкретные финансовые правоотношения, в рамках которых они осуществляют принадлежащие им финансовые права и исполняют возложенные на них финансовым законодательством обязанности.

Финансово-правовые отношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, возникающие между субъектами финансового права по поводу образования, распределения и использования денежных фондов государства.

Финансовые правоотношения, как и любые другие правоотношения, обладают определенными признаками. Финансовые правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основании правовых норм; участники каждого конкретного правоотношения индивидуально определены; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; охраняются государством.

Финансовые правоотношения в то же время имеют свои особенности.

1. Финансовые правоотношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства, т. е. деятельность, регламентируемую нормами финансового права и направленную на образование, распределение и использование определенных фондов денежных средств. Указанный признак является определяющим для характеристики финансовых правоотношений и используется в качестве основного при разграничении финансового правоотношения от смежных правовых отношений.

2. Они являются разновидностью имущественных правоотношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, т.е. финансовых ресурсов государства, используемых для удовлетворения общественных потребностей.

3. Одной из сторон данных правоотношений всегда выступает государство (его уполномоченный орган) или органы местного самоуправления. При этом отсутствует равенство сторон, т. к. государственные органы наделены властными полномочиями; только они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений – предприятиями, учреждениями и гражданами.

Финансовое правоотношение, как и любое другое правоотношение, возникает, изменяется и прекращается при наступлении определенных оснований, которые в правовой науке получили название «юридические факты». Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, при которых на основе правовой нормы между субъектами финансового права складываются правоотношения.

По волевому признаку юридические факты классифицируются на: юридические действия и юридические события. Юридические действия – это поведение физических и юридических лиц, иных субъектов согласно их воле и желаниям. Юридические действия в зависимости от того, как они согласуются с нормами права, подразделяются на правомерные и неправомерные (финансовые правонарушения). Правомерные действия в свою очередь делятся на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица).

Юридические события – обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей (например, рождение ребенка дает право на льготу по подоходному налогу).

Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права. Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также приме классифицируются нения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, которые выделяются в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов финансового права на предмет получения, распределения и использования определенных финансовых ресурсов. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные денежные фонды. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма и порядок получения государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий. Между материальными и процессуальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в финансовой сфере.

Финансовые правовые отношения в науке финансового права принято классифицировать в зависимости от подотрасли, института финансового права на следующие виды: бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования; финансовые правоотношения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Всем перечисленным финансовым правоотношениям присущи особенности, характеризующие их субъектный состав; объекты, по поводу которых они возникают; права и обязанности их участников. Поэтому указанные виды финансовых правоотношений урегулированы нормами отдельных подотраслей и институтов финансового права.

Финансовое правоотношение, как и любое иное, имеет свою строго определенную структуру (состав-совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов) : субъект, объект, содержание (права и обязанности сторон). При отсутствии хотя бы одного их названных элементов становится невозможным наличие самого финансового правоотношения. Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельности государства и обусловлены спецификой этой деятельности.

Субъект финансового правоотношения – лицо, участвующее в конкретном правоотношении и являющееся носителем финансовых прав и обязанностей. В большинстве случаев субъект финансового правоотношения совпадает с субъектом финансового права. В то же время следует разграничивать данные понятия «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения». Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Таким образом, субъект финансового права – понятие более широкое. Субъекты финансовых правоотношений подразделяются на:

1. Государство и его территориальные образования. К данной группе относятся: Республика Беларусь и административно-территориальные единицы – области, города, районы, поселки, населенные пункты. Такой круг субъектов свойственен бюджетным отношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами.

2. Коллективные субъекты, к которым относятся органы государственной власти и управления, а также предприятия, организации и учреждения, основанные на разных формах собственности. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной и исполнительной власти, а также органы местного управления и самоуправления. Предприятия, организации и учреждения в финансовых правоотношения, как правило, имеют статус юридического лица.

3. Индивидуальные субъекты, которые представлены гражданами. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства.

Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения. Все объекты финансового правоотношения делятся на отделимые, которые в той или иной степени зафиксированы и существуют как явления окружающего мира (например, налоги и сборы) и неотделимые, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования (например, финансовый контроль).

Содержание финансового правоотношения раскрывается через права и обязанности его участников. При этом финансовое правоотношение переводит абстрактные права и обязанности в плоскость финансово-правового статуса конкретных субъектов финансового права.

ebooks.grsu.by

Финансовые правоотношения

Особенности финансовых правоотношений. В норме финансового права заключена модель финансового правоотношения. Как только норма начинает действовать, содержащаяся в ней «правовая энергия» идет в двух основных направлениях: на один субъект возлагаются обязанности, другому предоставляются права. Модель трансформируется в индивидуальное финансовое правоотношение.

Финансовое правоотношение — это урегулированное нормами финансового права общественное отношение, складывающееся в сфере финансовой деятельности. Именно финансовое правоотношение свидетельствует о превращении долженствования в акт конкретного поведения. Налоги, сборы, пошлины, порядок их поступления в бюджетные и внебюджетные фонды не могут иметь место в государстве, не будучи облеченными в правовую форму и вне правовых отношений.

Финансовое правоотношение характеризуется общими чертами, какие присущи всем другим правоотношениям. Это связь (отношение):

1) возникающая вследствие воздействия норм права на поведение субъектов права;

возникающая между субъектами посредством наделения их взаимными правами и обязанностями;
охраняемая государством.

Однако финансовые правоотношения специфичны и имеют ряд особенностей.

Первой особенностью финансовых правоотношений является то, что они возникают в процессе осуществления финансовой деятельности государства, т.е. в процессе выпуска денежных знаков и организации денежного обращения, планового собирания денежных средств в бюджетные и внебюджетные фонды, их использования при осуществлении государством своих функций и т.д.

По существу финансовые правоотношения — это денежные правоотношения, возникающие между государством в лице его уполномоченных органов и другими субъектами финансового права в процессе осуществления государственной финансовой деятельности. Например, такого рода правоотношения возникают при получении бюджетным учреждением денежных средств из бюджета. При этом нужно указать на то, что денежные средства представляют собой специфическое имущество. Следовательно, в конечном счете финансовые правоотношения можно признать имущественными правоотношениями.
Вторая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются публично-правовыми отношениями. Конечной целью как финансовых правоотношений, так и гражданских правоотношений является движение денежных средств от одного субъекта к другому.

Однако если в первом случае движение денежных средств осуществляется в интересах всего общества (поступление денежных средств налогоплательщика в бюджет), то во втором случае движение денежных средств (например, при купле-продаже) удовлетворяет частные интересы. Короче говоря, в рамках финансовых правоотношений государство выполняет возложенные на него функции в интересах всего общества: по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; по управлению обороной, образованием, здравоохранением, социальным обеспечением и т.д.
Третья особенность финансовых правоотношений состоит в том, что эти отношения государственно-властные. Финансовая Деятельность государства есть одна из форм проявления его суверенитета[1]. Поэтому одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство в лице уполномоченного органа: Федерального Собрания, Правительства РФ, Минфина России, ЦБ РФ и других органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

Другой стороной могут выступать самые разнообразные субъекты: органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные предприятия и учреждения, предприятия других форм собственности, общественные объединения, граждане.

Финансовое правоотношение строится как государственно- властное, чаще всего как вертикальное правоотношение власти и подчинения. В рамках такого правоотношения властный субъект, используя полномочия и государственное принуждение, может устранять возникающие противоречия между публичными и частными интересами в пользу первых в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Такие моменты имеют место нередко в налоговых правоотношениях, где отдельные налогоплательщики стремятся уклониться от уплаты налога.
Таким образом, финансовые правоотношения невозможны вне государственной деятельности и имеют во всех случаях публичный характер. Один из обязательных субъектов, т.е. государственный орган или орган местного самоуправления, выступает как носитель властных полномочий.

Четвертая особенность заключается в том, что государство осуществляет мобилизацию составляющих часть национального дохода денежных средств, направляя их в различные фонды и используя в процессе выполнения своих функций. С этой стороны государство выступает как хозяйствующий субъект, субъект специфических имущественных (денежных) отношений. Следовательно, в финансовых правоотношениях выделяются два элемента, указывающие на их особенности: государственно-властный и имущественный[2].

Поэтому финансовые правоотношения являются властно- имущественными правоотношениями, в которых отношения власти неотделимы от имущественных (денежных) отношений.

Виды финансовых правоотношений. Существующие в правовой действительности финансовые правоотношения многообразны и могут быть подразделены в зависимости от оснований на различные виды.

По функциям права они могут быть подразделены:
на регулятивные;
охранительные.

Регулятивные финансовые правоотношения представляют собой положительные, возникающие на основе норм права отношения между субъектами в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Они возникают на основе правомерного поведения участников финансового правоотношения и образуют нормальную ткань правопорядка в области финансовой деятельности государства.

К числу таких правоотношений относятся правоотношения по поводу уплаты в бюджеты и внебюджетные фонды налоговых платежей, по поводу рассмотрения и утверждения представительным органом проекта бюджета и т.д.

Охранительные финансовые правоотношения складываются в процессе осуществления финансовой деятельности государства, но возникают вследствие неправомерного поведения одного из субъектов финансового права как реакция государства на такое поведение.

К их числу относятся правоотношения, возникающие в связи с различными финансовыми правонарушениями: налоговых обязательств, бюджетного законодательства, правил ведения кассовых операций и др. Охранительные финансовые правоотношения являются по своей роли вспомогательными, хотя их место в сфере налоговых правоотношений достаточно велико.

По способу разрешения конкретных индивидуальных дел финансовые правоотношения подразделяются:
на материальные;
процессуальные.

Финансовая деятельность государства в силу специфических свойств требует строгой процедурно-процессуальной регламентации.

Материальные финансовые правоотношения — это правоотношения, через которые реализуются обязанности и права субъектов финансового права. К ним относятся правоотношения, которые содержат субъективное право бюджетного учреждения на получение бюджетных средств из бюджета и обязанность распорядителя бюджетных средств дать разрешение на их получение, обязанность налогоплательщика уплатить налог и право налогового органа требовать его уплаты и т.д.

Процессуальные финансовые правоотношения возникают на основе процессуальных норм и производны (вторичны) от материальных финансовых правоотношений. Но их удельный вес в системе финансовых правоотношений достаточно велик, о чем свидетельствует часть III БК РФ, включающая бюджетно-процессуальные нормы.

Еще одной важной классификацией финансовых правоотношений является их построение по видам правовых институтов и подотраслей права, входящих в состав финансового права. Такое построение ценно тем, что позволяет увидеть панораму всех основных финансовых правоотношений. Согласно названному основанию финансовые правоотношения подразделяются:
на эмиссионные;
налоговые;
бюджетные;
касающиеся государственного и муниципального долга;
касающиеся государственного страхования;
валютные;
финансово — контрольные.
Финансовые правоотношения могут быть подразделены по другим критериям. Однако охарактеризованные виды дают объемное представление о комплексе финансовых правоотношений, возникающих в правовой действительности.

[1] См.: Цыпкин С. Д. Предмет и система финансового права // Советское финансовое право. М., 1974. С. 52
[2] См.: Ровинский ЕЛ. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С. 137.

magref.ru