Особенности поведения людей в группе – 25. Типы поведения в группе

25. Типы поведения в группе

В социальной психологии выделяют четыре основных типа поведения людей в малой группе.

Обособляющий тип. Хорошо выражена индивидуальная ориентировка. Оптимальное решение задач возможно только в условиях относительного обособления от группы, самостоятельно.

Ведомый тип. Выражена тенденция к конформности, подражательству, добровольному подчинению. Оптимальное решение групповой задачи возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.

Лидирующий тип. Индивидуум ориентирован на власть в группе. Оптимальное решение задач возможно при условии подчинения себе других членов группы.

Сотрудничающий тип. Индивидуум постоянно стремится к совместному с другими решению задач и следует за группой в случаях разумных решений.

Знание типов поведения участников группы помогает психологу при распределении ролей, способствует более глубокому пониманию механизмов психологической несовместимости отдельных ее членов.

Совпадение формального и неформального лидера в одном лице упрощает ситуацию, несовпадение делает групповой процесс более сложным.

26. Руководство группой

К. Левин и др. выделяют следующие три стиля руководства группой: авторитарный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль. Все виды поведения клиентов в группе определяются руководителем. Он дает задания, побуждает к действию, критикует или поощряет, разъясняет, руководит дискуссией и т.п. Психолог при этом стиле – самый активный и авторитарный участник работы группы.

Демократический стиль. Деятельность группы определяется коллективным разумом. Психолог направляет деятельность группы через дискуссию, групповое решение, а сам занимает позицию активного партнера.

Попустительский (антиавторитарный) стиль. Психолог полностью устраняется от руководства группой и занимает роль наблюдателя или беспристрастного комментатора. В крайних случаях он только задает наводящие вопросы, но не дает советов и не оценивает ход событий.

Специально проведенные исследования показывают, что оптимальный стиль руководства в психотерапевтической группе – демократический (Рудестам, 1990). Однако известно, что стиль руководства может меняться в зависимости от психологического климата и экстраординарных ситуаций, которые нередко возникают в группе. В таких случаях авторитарное руководство может быть более эффективным, чем позиция невмешательства. Существует определенная закономерность: чем более сплочена группа, тем менее активен и авторитарен руководитель.

Личность руководителя. Определенное влияние на эффективность руководства группой оказывают личные качества психолога.

Славсон (1962) выделяет следующие основные качества, которые, по его мнению, необходимы для лидера: уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила Я, высокий порог возникновения тревоги, восприимчивость, интуиция, эмпатия, богатое воображение, решительность, желание помочь людям, терпимость к фрустрации и неопределенности.

Рудестам (1990) специфическими лидерскими качествами считает: энтузиазм, умение убеждать и подчинять себе окружающих, уверенность в себе и ум.

studfiles.net

Особенности поведения личности в группе

Психология управления пользуется понятиями, которые определяют место и особенности поведения личности в группе и в более широких социальных объединениях.

Важнейшие: статус, позиция, роль.

Статус. Отражает признание или не признание лица, уважение или не уважение, симпатию или антипатию к ней в группе, коллективе, обществе.
Статус (с лат.: состояние, положение) — положение индивида в системе межличностных отношений в группе, обществе, его права, обязанности и привилегии.
Выделяют политический, экономический, правовой, личностный статусы. Такое разделение происходит потому, что человек связан с разными уровнями. Более обобщенными есть социальный и экономический статус.

Главными составляющими являются авторитет и престиж личности. Основой авторитета есть свойства и уровень человека, по уровню своего развития существенно преобладают такие же качества других.
Позиция. Понятие характеризует личность как субъект общественных отношений, совокупность ее отношение к жизни в различных его проявлениях.

Позиция — взгляды, представления установки личности, относительно условий ее жизнедеятельности.

В толковании этого понятия выделяют следующие подходы:
1. Социологический, что рассматривает позицию как нечто внешнее к личности, ее место в системе отношений, условия, при которых человек действует как личность.
2. Психологический, рассматривает позицию как внутренний компонент структуры личности.

Позиция показывает реальное отношение человека к происходящему. В ней оказываются ценности личности.
Роль. Определенная социальная характеристика личности, стиль поведения в зависимости от ее статуса и позиции в группе, в обществе, в системе межличностных общественных отношений.
Количество ролей и их диапазон определяется разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которых вовлечена личность.
В социологии и психологии выделяют следующие виды ролей: социальные, межличностные, активные, латентные, организованные, стихийные.

Развитие роли происходит по следующим стадиям:
— вроде роли, выполняет функцию стандарта, регулятора поведения и превращается в норму;
— модели роли, сопоставляя образцы поведения он формирует свою модель;
— ролевое поведение, реальные поступки людей, опосредованные требованиям и ожиданиям окружения, индивидуальными свойствами человека.

Кроме названных понятий выделяют также групповые нормы, групповую сплоченность и межличностной совместимости. Поведение тоже зависит от этих характеристик.

www.kak-chto.info

43. Общая характеристика и типы больших стихийных групп (толпа, масса, публика). Особенности поведения людей в стихийных группах.

Стихийные группы трудно назвать группами в строгом понятийном значении этого слова. Группа представляет собой общность людей, взаимодействующих друг с другом ради достижения определенной цели. Стихийные группы – это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и осуществляющих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессиональных групп и т. д. Такая “группа” может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но, как правило, проявляет высокую активность. Такое образование никак нельзя считать “субъектом совместной деятельности”, однако надо иметь в виду, что в современном мире от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения.

Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику.

Толпа образуется на улице в связи с различными событиями. Так, обычно дорожно-транспортные происшествия, пожары, поимка правонарушителя и т. п. собирают толпу зевак. Длительность существования толпы определяется значимостью инцидента: толпа как образование перестает существовать, как только удается ликвидировать элемент зрелищности. В некоторых случаях, когда возникновение толпы связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением (не привезли продукты в магазин, отказались принимать или выдавать деньги в сберкассе), толпа может все более и более возбуждаться и переходить к агрессивным действиям. Толпа – самая неуправляемая из всех стихийных групп. В редких случаях в толпе возникают элементы организации. Это происходит тогда, когда находится человек, который может ее возглавить, повести за собой. Но позиция такого “организатора” очень неустойчива. Толпа легко может “смести” возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы.

Масса характеризуется большей стабильностью и организованностью, чем толпа. Эта общность людей проявляет себя на митингах, демонстрациях, в акциях протеста и подобных ситуациях, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо цели. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. Действия массы поэтому более последовательны, чем действия толпы; продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее поведение может стать в какой-то момент неуправляемым.

Публика представляет собой еще один тип стихийной группы. Публика – это кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. В лекционных залах публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается с определенной целью (посмотреть футбольный матч, послушать выступление любимого исполнителя и т. п.). Публика вынуждена соблюдать нормы поведения, принятые, скажем, в зрительном зале или на стадионе, поэтому она более управляема, чем толпа. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массового поведения.

поведения индивида в стихийных группах. Рассмотрим этот аспект подробнее.

Особенности поведения людей индивида в стихийных группах.

Заражение. Феномен заражения известен с древних времен. В самом общем виде заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Так как определенное эмоциональное состояние возникает в большой группе, то действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий взаимодействующих людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления; находясь в определенном “эмоциональном поле”, он бессознательно усваивает образцы чужого поведения. Многие исследователи констатируют наличие особой “реакции заражения”, суть которой заключается в том, что в больших открытых аудиториях эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по типу обычной цепной реакции. Этот эффект имеет место прежде всего в толпе. В толпе определенное эмоциональное состояние (состояние тревоги, раздражения, страха и т. п.), быстро усиливаясь, передаётся от одного человека к другому. Особой ситуацией, где ярко проявляется феномен заражения, является ситуация паники.

Внушение представляет собой целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Явление внушения иначе называется суггестией. Человек, осуществляющий внушение, называется суггестором; человек, выступающий объектом внушения, называется суггерендом. Суггерендом может быть и группа. Явление сопротивления внушающему воздействию называется контрсуггестией. Говоря о внушении, следует указать на отличия внушения от убеждения. Внушение непосредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике. Убеждение, напротив, построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. При внушении же достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе, в то время как в случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Поэтому убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение – преимущественно эмоционально-волевое воздействие. Человек, осуществляющий внушение, всегда адресуется к бессознательной сфере психики, стремится добиться эмоционального принятия другим человеком или группой определенной идеи, взгляда и т. д.

Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Психологи отмечают важную роль подражания в развитии общества и отдельного человека.

Особое значение подражание имеет в процессе развития ребенка. Поэтому именно в детской психологии проводится основная масса экспериментальных исследований подражания. Однако эти исследования имеют и определенный социально-психологический интерес. Так, исследования механизма подражания стали предметом специальной теории подражания, разработанной в рамках необихевиористской ориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой.

Опираясь на понятие “подкрепление”, А. Бандура описывает три способа следования поведению “модели”, т. е. образца для подражания:

а) когда в процессе наблюдения модели могут возникать новые реакции;

б) когда наблюдение за вознаграждением или наказанием модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения;

в) когда наблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдателю.

Очевидно, что все эти три способа подражания могут проявляться и в ситуации массового поведения. В данном случае механизм подражания выступает в тесной связи с механизмами заражения и внушения.

В каждом случае осуществление воздействия при помощи указанных способов наталкивается на ту или иную степень критичности индивидов. Воздействие вообще не может быть рассмотрено как однонаправленный процесс: всегда существует и обратное движение – от индивида к оказываемому на него воздействию. Особое значение все это приобретает в стихийных группах. Стихийные группы и демонстрируемое в них массовое поведение и массовое сознание являются существенным компонентом различных социальных движений.

studfiles.net

Модуль 2. Психология группового поведения человека

10. Социальная психология малой группы.

  1. Понятие группы в социальной психологии. Виды и функции социальных групп.

  2. Понятие малой группы. Основные подходы к разработке проблем малой группы в отечественной социальной психологии.

  3. Классификация малых групп.

Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако следует отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Так, несколько человек, столпившихся на улице и наблюдающих за последствиями какого-либо дорожно-транспортного происшествия, представляют собой несоциальную группу. В данном случае это соединение людей, случайно оказавшихся здесь в данный момент. Эти люди не имеют общей цели, между ними нет взаимодействия, через минуту-другую они разойдутся навсегда, и ничто не будет их соединять. Однако если эти люди начнут предпринимать совместные действия для помощи пострадавшим при аварии, то тогда данное соединение лиц станет на короткое время группой.

Таким образом, для того чтобы какая-либо совокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо наличие трех единств – места, времени и действия. При этом действие обязательно должно быть совместным. Важно также, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Такая идентификация (отождествление) каждого из них со своей группой приводит в итоге к формированию чувства «мы» в противоположность «им» – другим группам.

В целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными).

Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп. Индивид является центром, в котором скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой – сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп.

Очевидно, что группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности.

Американский социолог Нейл Смелзер выделяет следующие функции групп:

1) социализации. Человек, подобно другим высокоорганизованным приматам, только в группе может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений. Именно в группе, прежде всего в семье, индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков. Первичные группы, в которых пребывает ребенок, обеспечивают основу его включения в систему более широких социальных связей.

2) инструментальная функция группы состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Производственная бригада, футбольная команда, отряд спасателей, хореографический ансамбль – все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе. Кроме того, участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.

3) экспрессивная функция групп состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют часто семья и неформальные группы. Будучи их членом, индивид получает удовольствие от общения с психологически близкими ему людьми.

4) поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства.

Ярким примером этого могут служить эксперименты американского психолога Стенли Шахтера. Сначала испытуемых, в качестве которых выступали студенты одного из университетов, разделили на две группы. Членам первой из них сообщили, что они будут подвергнуты сравнительно сильному удару электрического тока. Членам второй группы сказали, что их ожидает очень легкий, похожий на щекотку, удар электрического тока. Далее всем испытуемым задавался вопрос, как они предпочитают ожидать начала эксперимента: в одиночку или вместе с другими его участниками? Обнаружилось, что примерно две трети испытуемых первой группы высказали желание находиться вместе с другими. Во второй группе, наоборот, примерно две трети испытуемых заявили, что им безразлично, как ожидать начала эксперимента, – в одиночку или с другими. Итак, когда индивиды встречаются с каким‑либо угрожающим фактором, то группа может предоставить им ощущение психологической поддержки или утешения. К такому выводу пришел Шахтер. Перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу. Не случайно возникла поговорка, что намиру и смерть красна.

В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп.

Прежде всего, для социальной психологии значимо разделение групп наусловные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях – реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы

Все разнообразие человеческих групп в обществе можно подразделить также на первичные и вторичные группы, как это сделал в начале века американский психолог Чарльз Хортон Кули.

Первичные – это контактные группы, в которых взаимодействие осуществляется, как говорится, «лицом к лицу» и их члены объединены эмоциональной близостью. Первичной группой Ч. Кули назвал семью, потому что это первая для любого человека группа, в которую он попадает. Позднее психологи стали называть первичными группами все те, которые характеризуются межличным взаимодействием и солидарностью. В качестве примеров подобных групп можно назвать также компанию друзей или узкий круг коллег по работе.

Вторичные группы характеризуются безличным взаимодействием их членов, которое обусловлено теми или иными официальными организационными отношениями. Примерами таких групп являются производственная организация, профсоюз, политическая партия.

Нередко группы подразделяются наформальные и неформальные. В основу такого деления кладется характер структуры группы. Структура группы может определяться как внешними, так и внутренними факторами.

Внешняя регламентация определяет формальную (официальную) структуру группы. В соответствии с такой регламентацией члены группы должны взаимодействовать друг с другом определенным, предписанным им образом. Это зафиксировано в официальных инструкциях, приказах и других нормативных актах.

Если формальная структура группы определяется внешними факторами, то неформальная – внутренними.

Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной. Неформальные связи возникают и развиваются спонтанно, по мере того как индивиды взаимодействуют друг с другом. На основе таких связей образуются неформальные группы, например компания друзей или единомышленников.

Одним из важных факторов, определяющих свойства естественной группы, является ее размер, численность. По этому критерию естественные группы подразделяются на так называемые большие и малые группы.

Большие группы представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же – организованные, длительно существующие группы, – подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования.

Определение малой группы связано с вопросом о ее размерах, традиционно обсуждаемым многими исследователями. Принято говорить о нижнем и верхнем количественных пределах группы.

Согласно мнению большинства ученых, малая группа «начинается» с диады, хотя при этом справедливо обращается внимание на несколько «усеченный» характер внутригрупповых отношений в такого рода микрообщности. В диаде не отражается вся полнота межличностных связей, наблюдающихся в больших (например, в триаде) по объему малых группах. Диада представляет собой лишь одну из разновидностей классической малой группы.

Что же касается верхнегоколичественного предела малой группы, т.е. максимально возможного ее объема, то мнения специалистов на этот счет значительно расходятся, о чем свидетельствуют и различные предлагаемые ими величины группы. К сожалению, большинству авторов присуща произвольность в решении этого вопроса, и с разными цифрами нельзя согласиться хотя бы потому, что отсутствуют даже минимально логически обоснованные доводы в их поддержку. литературе встречается и цифра 20, знаменитое «магическое число» 7 ± 2 (объем оперативной памяти человека) и т.д.

Важно делать акцент на функциональной целесообразности величины малой группы в различных сферах социальной практики. Объем группы должен соответствоавать требованиям реализации ее основной функции. Если какой-то конкретный размер группы достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний».

На практике это означает, что если решаемые группой задачи требуют наличия пяти человек, то именно таким числом и будет представлен ее объем, а если для решения наличных задач потребуется ровно втрое больше людей, тогда, естественно, утроится и величина группы.

Сказанным выше разговор о величине малой группы, не исчерпывается. Существуют исследования оптимума управляемости группой, т.е. какой объем группы, является оптимальным для успешного руководства ею. В этом случае обращение к уже упоминавшемуся «магическому числу» представляется вполне уместным, поскольку, по мнению многих специалистов, наиболее управляемой является группа как раз из 5-9 человек. С увеличением же ее объема (особенно свыше 12 человек) возрастает число подгрупп (по специальной терминологии «клик») и соответственно усиливается вероятность противодействия решениям руководителя со стороны лидеров микрогрупп, затрудняется координация общегрупповых усилий.

В обширном перечне разделов современной социально-психологической науки малые группы занимают особое место. Это не только старейшая, но и, без преувеличения можно сказать, наиболее интенсивно разрабатываемая область социальной психологии.

За более чем вековую историю экспериментальной социальной психологии исследователи неоднократно обращались к определению понятия «малая группа», сформулировав при этом огромное количество всевозможных, часто случайных, порой различающихся между собой и даже противоречивых по смыслу определений. В попытках определить малую группу авторы, как правило, шли от собственного ее понимания, акцентирующего те или иные стороны группового процесса, которые выбирались по желанию автора, чаще выявлялись чисто эмпирическим путем.

Никакая группа не изолирована от социального мира, она вписана в него, и ее присутствие в нем является фактом, фиксируемым другими группами или отдельными индивидами. Связь малой группы с обществом заключена в ее понимании как малой социальнойгруппы, т.е. как элементарного звена структуры социальных отношений, своеобразной функциональной единицы в системе общественного разделения труда.

Таким образом, речь идет о малой группе как о такой группе, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов(Галина Михайловна Андреева).

То есть любые социально-психологические характеристики группы (структурные, динамические, феноменологические) должны преимущественно отражать именно признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений.

На сегодня в отечественной психологии можно выделить, как минимум, пять основных подходов к разработке групповой проблематики:

1. Деятельностный подход: согласно с теоретическими представлениями, принятыми в отечественной психологии специфика принципа деятельности характеризуется следующими моментами:

  • деятельность понимается как совместная коллективная (групповая) деятельность; при этом выделяются формы организации, уровни и содержание совместной деятельности;

  • основной объект исследования не лабораторные, а реальные социальные группы: только в них межличностные отношения раскрываются во всей своей полноте, выступая формой реализации общественных отношений;

  • понимание группы как коллективного или совокупного субъекта деятельности, ориентирующая на изучение соответствующих атрибутов последнего — групповых потребностей, мотивов, норм, ценностей, целей и т.д., выявление и описание целостных характеристик группового процесса;

  • совместная деятельность понимается не только как фактора, определяющего группу, как интегратор групповых процессов, но и как основание процесса развития группы Необходимо учитывать многообразие деятельностей, реализуемых социальной группой как совокупным субъектом.

  • 2. Социометрическое направление: использование специалистами в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста. В отечественной социальной психологии большой вклад в развитие этого направления внес Яков Львович Коломинский.

3. Параметрическая концепция: основная идея подхода Льва Ильича Уманского состоит в предположении, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров;

4. Организационно-управленческий подход: многочисленные исследования групп и коллективов носят выраженный прикладной характер и в большинстве своем ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства;

5. Тренингово-терапевтическое направление: прикладная область групповой психологии, ставящая своей целью развитие психологической компетентности личности и осуществление комплекса психотерапевтических воздействий на нее в условиях пребывания в малой группе.

Малые группы классифицируются по нескольким различающимся между собой основаниям и по дихотомическому принципу.

лабораторныеспециально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных ус-ловиях; группах, укомплектованных случайными лицами (часто за плату) на время эксперимента и с его окончанием прекращающих свое существование — так называемые «пятидесятиминутные», группы.

естественные функционирующие в реальных жизненных ситуациях; сложившиеся группы с определенной историей, нередко характеризующиеся довольно высоким уровнем социально-психологического развития.

организованные (формальные, офици-альные) элементарные ячейки социальной организации, возникновение которых обусловлено необходимостью реализации соответствующих организационных функций, их появление вызвано нуждами организации и ею задано.

спонтанные (неформальные, неофици-альные) зарождаются непроизвольно, стихийно, как в рамках организованных групп, так и вне их, в процессе общения индивидов, являясь результатом взаимных психологических (эмоциональных) предпочтений последних

При определенных обстоятельствах спонтанная группа может приобрести статус организованной, так же в определенный момент жизни организованная группа выступает, по крайней мере для наблюдателей, как прежде всего неформальная общность.

открытые

закрытые

В основание положена степень открытости, доступности группы влиянию окружающей ее социальной среды, общества. В современном мире практически почти любая малая группа является открытой, Время от времени обнаруживается существование групп, которые, вероятно, в той или иной мере можно отнести к категории закрытых вследствие их «вырванности» из мира людей, например, семьи старообрядцев

Исходя из фактора продолжительности существования группы разделяют на

стационарные

временные, не обязательно только лабораторные, но и естественные группы

группы членства как место пребывания индивида в социуме, далекое от его установок и ценностных ориентаций.

референтные группы чьи нормы и ценности индивид разделяет, соотнося с ней свои установки,независимо от членства в данной конкретной группе. «Группа, в которой человек стремится быть или сохранить членство». Из большого числа известных человеку групп лишь немногие выступают для него в качестве референтных

Основанием является степень значимости группы для индивида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности, влияния группы на систему его установок.

Теоретический анализ типов групп как правило, обращен к референтным группам, что вполне объяснимо, учитывая их роль в формировании личности, ее поведении в группе и т.д. = наиболее важным является вопрос о функциях референтной группы. Их, по мнению Г. Келли, две:

1. Сравнителъная принятые в группе стандарты поведения, установки и т.п. выступают для индивида в качестве неких образцов, систем отсчета, на которые он опирается в своих решениях и оценках.

2. Нормативная. эта функция несет в себе элемент социального влияния, оказываемого на человеческое познание и притязания. она позволяет выяснить, в какой мере поведение индивида соответствует нормам группы. Роль этой функции весьма существенна в плане регуляции группового поведения, в особенности когда действия отдельных членов отклоняются от принятых фупповых стандартов.

В целом же подчеркнем, что такое свойство группы, как референтность, имеет прямое отношение к интегративным процессам в ней, способствуя сохранению ее целостности и стабильности, последующему воспроизводству в качестве единицы жизнедеятель-ности общества.

studfiles.net

Поведение людей в группах, Типы поведения в группах, Группы нормативного и относительного сопоставления, Поведение толпы

Каждая социальная группа выполняет определенную систему ролей в жизни организации, значимость которых зависит от значимости каждого ее члена. А последняя может быть как преувеличена, так и преуменьшена. Это зависит от ха арактер человека, среды, из которого она пришла в группу, уровня ее интересов и т.д.. Человек, присоединяясь к группе, должна четко и реально (по крайней мере для себя) определить свои намерения, права и обязанности относительно других участников. Однако, как отмечает американский социолог. Д. Тарнер, если даже то или иное лицо и определит»свое»место в данной группе, это еще не значит, что ей будет легче решать свои пит. Ання в контексте жизнедеятельности других членов. Необходимо, чтобы место и функции данного лица были понятны и другим членам группы, хотя количество их будет определяться несколькими индивидамвідами.

Типы поведения в группах

Каждый из нас, пишет. ДТарнер, имеет множество ролей в жизни и в соответствии с ними много»лиц»и видов поведения. Например, мы ведем себя совсем иначе на работе, чем в семье, еще по-другому в кругу друзей и т д. От того, как ведет себя человек в малой группе, можно сказать очень много: имеет ли она собственное достоинство, или ее нет, сердечная и вежливый, или хамовита, подвержен к компромиссу, такой»правдол. ЮБ», что доказывает других к инфаркту и т д. Именно в малой группе определяется суть человеклюдини.

Например, какой-то конкретным человеком — членом малой группы увлекается руководство организации, оно повсюду ее представляет как пример для подражания, отмечает наградами и т д, но в малой группе о»пере едовика»совсем другое мнение, и там иногда не понимают, как этого не могут заметить там,»наверху»Исследования показывают, пишет. ДТарнер, что со временем человек с»двойным», а иногда и»тройным»лицом тер пить жизненную неудачу, потому что умение (приматы линию»требует огромных нервных усилийсиль.

Может иногда возникнуть вопрос, где есть настоящей такой человек-в малой группе или в кабинете директора фирмы, в семье или где-то еще? случаях. Человек — общественное существо, она аккумулирует в себе все то, что есть в обществе. Но если большинство людей под влиянием семьи, школы, литературы, искусства, религии и т д формируют в себе все лучшее, резин аннише, справедливое, то другая часть — худшие черты общественной жизнииття.

Есть еще и третий тип людей, пишет. Тарнер. Этих является наименее, и именно они, при выявлении их сути, вызывают отвращение (по крайней мере внешне) и осуждение не только первой, но и второй части общества

Представители такого типа людей порой совершенно искренне убеждены, что им нечего скрывать свое поведение. Таким жизнь, и люди, считают они, должны приспосабливаться к различным жизненным ситуациям жил ття — это океан, твое рождения бросает тебя в него, как и куда следуешь — твоя делва.

Когда человек приходит в конкретную группу, она встречает здесь уже установленную более-менее систему ценностей, которые могут иногда существенно отличаться от тех, которые есть в организации в целом. Чтобы стать повнопра авним членом группы, человек должен принять»правила игры»других ее членов. Конечно, бывает и так, что одни ценности принимаются даже с удовольствием, а с другими — не можем согласиться. В таком случае, по определяет. Ян. Туровский, человек должен сделать выбор: или»переломить»себя и подчиниться общим ценностям группы, или выйти из нее. Можно, конечно, жить в группе и с разными»лицами», о чем за значалось выше, но это не под силу честной, порядочной человекдині.

Группы нормативного и относительного сопоставления

Каждый присоединяясь к какой-то группе, пытается априори определить: а) кого и представляет эта группа? и относительного сопоставления.

Впервые термин»группы сопоставления»в социологическую литературу ввел в 1942 г X. Ньюмен. Он пришел к выводу, что каждый человек, будучи членом группы, время от времени задает себе вопрос: какой статус нашей игру. УПИ? ти?

Согласно результатам исследования. РМертона,. ЛФестингера,. САШтройффера и др., группой нормативного сопоставления есть такая группа, в которой ее члены определяют свой статус в соответствии с происхождения, уровня образования и, экономической позиции в обществе, в политической и правительственном бомонде т.п.. Например, польский шляхтич, который хорошо знал, кем были его предки, был еще каких-то 70-80 лет назад готов работать на н изько оплачиваемой умственной работы, но ни в коем случае не заниматься торговлей, а тем более физической трудоспособностипрацею.

Другой пример. Еще недалеки те времена, когда советские люди рассуждали подобным образом: есть хлеб, то к хлебу, наряд на праздник и будни, в семье порядок, войны нет. Что еще нужно? ей в нашем государстве и сегодня это является достижением, но не секрет и то, что нормой для владельца нескольких фирм является владение несколькими хорошо меблированную квартиру, домом-имением, престижной и номаркою автомобиля, возможность отдыхать за границуом.

Соответствующий статус (и не обязательно материальный) хотят иметь работники высшей школы (например, профессорско-преподавательский состав), государственные служащие, офицеры армии, дипломаты и т.д.

Группа относительного сопоставления — это такая группа, в которой люди сравнят свой прежний статус и сегодняшний. Американский социолог. Теодор. МНьюком, раскрывая содержание сравнительного сопоставления, только, что лю юдина, вышедшей из сельской среды и вошла в ряды интеллигенции, все время в своей ежедневной поведении будет не только утверждать свой сегодняшний, но и стараться поменьше вспоминать свой к олишний статуус.

Известно, что еще в 30-е годы XX века американские негры испытывали на себе отголоски бывшего расистского отношения к ним значительной части белого населения. Но ситуация кардинально менялась, ко оли негр попадал в американской армии. Здесь он ничем не отличался от своих белокожих коллег по взводу, роте, батальона и т д. Даже самый отъявленный расист не мог позволить себе каким-то образом обра зиты чернокожего солдата и только потому, что тот носил мундир защитника государства, провозгласившего демократические права и свободбоди.

Некоторые социологи кроме групп нормативного и сравнительного сопоставления выделяют еще и группы совокупного сопоставления. Так, например,. Н. Гудман пытается доказать, что некоторые группы сопоставления выполняют не от дну, а больше функций. Например, семья, считает он, является совокупностью трех сопоставлений: родители учат детей, формируют у них ответственность перед. Богом и законом (нормативное сопоставления), они же служат им образцом (сравнительное сопоставление), выражают свое одобрение или недовольство относительно поведения детей. Последняя, ??считает. Гудман, является совокупным функциицією.

Даже в совсем небольших группах начинают проявляться черты человеческой психики, малозаметные у отдельного человека. Начинают возникать ее социально-биологические потребности, большее значение приобретает униформа, борот тьба за лидерство, возникает понятие»мы»и»не мы», которые приобретают значительную силу в больших группах.

Поведение толпы

При общении с большой массой людей необходимо проявлять над осторожность. По неосторожного поведения огромные силы, как отмечает российский ученый AM. Зимичев, могут быть потрачены впустую, и, иногда, на. Авив маленькое усилие вызовет большие изменения. К особенностям психологии больших масс людей ученый относитить:

1. В толпе приходит уравнение индивидуальных особенностей между людьми, снимаются преграды, сдерживающие их в повседневной жизни

2 возникает предпосылки возникновения униформы, даже если ее не введут, она появится сама

3. Повышается склонность к эмоциональным волнений. В толпе легко рождаются чувства: смех, ажиотаж, гнев, страх, восторг, радость. Одно может переходить в другое, при этом их сила, преумноженными пота ужнистю толпы, становится разрушительноною.

4. Повышается роль примера окружающих как фактора мотивации. Если все вокруг будут выполнять что-то одно, то отдельная личность будет делать то же самое, даже если одна она этого не делала

5. Появляется способность активизироваться и пойти за лидером качестве примера стадо баранов, бежит за вожаком

6. Возникает возможность ориентации на выполнение невозможные задачи. Толпа можно поднять на строительство невысокой сооружения, хотя более действенными становятся призывы что-нибудь разрушить, здесь не существует границ можливогго.

7. Появляется не восприятия доказательств, логики и здравого смысла. Если толпа поднять на штурм. Белого дома, то несколько охранников его не остановят. Члены толпы готовы разбить себе голову, и хорошо, если бы только собобі.

uchebnikirus.com

2. Поведение личности в группе

Крушельницкая. Управление персоналом (2003)

Во всем цепочке взаимосвязанных действий управления персоналом, начиная с набора работников и заканчивая выходом их из организации, 50-80% времени менеджеры тратят на групповые виды деятельности. Эффективность работы любого руководителя тесно связана с пониманием особенностей групповой работы и его способностью правильно действовать в группе и умением управлять его поведением. Следует помнить, то помимо системы природных, внутренних факторов на поведение людей влияют внешние, среди которых можно выделить следующие:
Круг общения субъекта, которое может быть как частным, так и служебным. В каждом конкретном круге общения складывается своя микроетика, которая определяет взаимодействие людей. Итак, люди, которые работают в группе, постоянно взаимодействуют между собой. Для членов одной группы приняты общие нормы и цели; группы выполняют неодинаковые функции, все они более или менее специализированы. Группа является естественной и обязательной частью жизни человека. Существуют постоянные, временные и случайные группы. Все группы влияют на своих членов, заставляют их отвечать установленным нормам группы (нормы поведения, речь, отношение к работе и к руководству).
Поведение — это реакция на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей. Цель поведения — изменение ситуации. Когда цель не достигнута и изменить ситуацию не удалось, то это приводит к новым действиям, к объединению в групи.
Группа — это совокупность людей, возникающая в результате их взаимодействия. Они взаимно уменьшают напряжение каждого и позволяют каждому достичь его собственных целей:
индивидуальных особенностей и места в управленческой иерархии. Роль диктует правила поведения и предусматривает действия других. На ролевое поведение влияют: характер личности, соответствие возможности и бажань.
Статус — это оценка личности группой, которая определяет ее реальное или предполагаемое место в системе социальных связей, ее ранг, статус, который может быть формальным и неформальным. Неформальный статус получил название авторитет, который формируется и поддерживается как стихийно, так и целенаправленно с помощью различных мер, ритуалив.
Характеристики личности формируют три типа поведения людей в организации: независимый, который ориентируется на руководство, нейтральный и зависимое, ориентированное на подчиненность. Каждый тип поведения характеризуется объективными и субъективными мотивами, пониманием его нужности. Различное соотношение этих моментов определяет, что для одних людей необходимость определенного типа поведения является вынужденной, внешне навязанной и определяемой как непониманием важности и необходимости, так и отсутствием определенных навыков и привычек. В таких условиях выполнение функции управления или подчинения воспринимаются как угнетение личности, ограничение свободы, вызывает внутренний протест, а иногда даже озлобленисть.
Для других людей руководство или подчиненность являются желанными, ибо приносят определенное удовлетворение. У руководителей появляется возможность проявить себя, продемонстрировать собственную власть. Подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельное решение, что обеспечивает им свободу. Но при таких условиях даже активное руководство и добросовестность подчиненных не дадут эффекта, а иметь нежелательные последствия из-за ориентации не на выполнение поставленных задач, а на достижение комфортного стану.
Для третьих является осознание необходимости и чувство долга. В этом случае они имеют активный, творческий характер, их действия являются эффективными и результативными.


econbooks.ru

Основные понятия социальной психологии. Поведение человека в группе (роль и маски) (М.Е.Литвак)

Часть 3 «Я и ВЫ»

Психология управления


1. Основные понятия социальной психологии


Социальная психология — наука, изучающая поведение человека в группе.

Группа — это люди, объединенные реальными отношениями.

Класс, семья, производственный коллектив, очередь, если она существует достаточно долго, — все это группы.

Если между людьми нет никаких отношений, их группой назвать нельзя. Так, по улице идет масса народа. О массе мы говорим тогда, когда не знаем, к какой категории людей относится находящийся рядом с нами человек.

На стадионе, в магазине, столовой, на демонстрации уже не масса, а толпа. Толпа — это такое собрание людей, где можно предположить наличие общей цели. Поэтому на стадионе я с большой долей вероятности могу предположить, что рядом со мной такой же болельщик, как и я. Уже есть тема для разговора, если мне захочется с ним пообщаться. Когда собирается толпа на автобусной остановке, легче познакомиться с человеком, начав беседу не о футболе, а о неполадках на транспорте.

О группе в собственном смысле слова можно говорить тогда, когда есть общая цель, которая объединяет всех без исключения ее членов. Очередь является типичным примером такой группы: покупатель имеет цель купить, а продавец — продать. К нам на факультет усовершенствования врачей приходят курсанты на два-три месяца: у них цель — получить документ, у нас — его выдать. Здесь нет никакой описки. Если я хочу успешно руководить группой, то должен определить общую цель. Если я буду, думать, что все врачи приехали за новыми знаниями, то впаду в глубокую ошибку, ибо одним они не нужны, другие знают (или думают, что знают) не меньше меня. Третьи вообще приехали для того, чтобы отдохнуть от семейных неурядиц. Вот поэтому моя задача организовать педагогический процесс так, чтобы получение диплома было возможно только в том случае, если приобретены знания.

Группы бывают формальными и неформальными. Формальная группа — это группа, сформированная на основании каких-либо документов: штатное расписание, список приглашенных на свадьбу и т. д. Неформальная группа — это группа, сформированная на основании личных привязанностей, симпатий, общих потребностей, которые невозможно удовлетворить в формальной группе. Формальной группой управляет руководитель, неформальной — лидер. Власть руководителя определяется служебными инструкциями, предварительной устной договоренностью и т. п. Власть лидера абсолютна, что вытекает из добровольности участия. Вот почему, если руководитель одновременно не является лидером, группа всегда будет раздираться противоречиями.

Сколько групп человеку нужно?

Столько, чтобы удовлетворить свои потребности. Если он все потребности удовлетворит в семье, больше ему групп не нужно. Это возможно только в таких семьях, где организуется свое производство и все члены семьи на этом производстве работают, а между членами семьи совет да любовь.

Поскольку таких семей немного, в большинстве случаев каждый человек входит в состав минимум двух групп: семейной и производственной. Этого при правильной организации семьи и работы человеку бывает достаточно для удовлетворения своих потребностей. Но если у человека имеется третья, четвертая и т. д. группы, это свидетельствует о том, что у него неблагополучие в двух основных.

Если я мало зарабатываю даже на очень интересной работе, то при самой большой любви к ней я буду подрабатывать в другом месте. А это чревато переходом на другую работу. Вот почему опытный руководитель внимательно следит и делает все для того, чтобы его сотрудник зарабатывал только на его производстве. У такого руководителя не нужно выпрашивать прибавку к жалованью работнику, у которого вследствие роста квалификации повысилась результативность труда. Кроме того, одинаковой должна быть не зарплата, а ее критерии.

Если работа неинтересная и служит только источником для заработка, у человека возникает группа хобби. Опытный руководитель постарается сделать работу не только высокооплачиваемой, но и интересной. А если такой возможности нет, создаст условия для удовлетворения хобби. Я знаю руководителей, которые уделяют большое внимание развитию спорта, художественной самодеятельности и пр., а футбольную команду считают цехом своего предприятия и трактат на это большие деньги.

Вторая причина, по которой человек ищет еще одну группу, — отсутствие любви между супругами. В этом случае возникает новая сексуальная группа, или супруг (реже супруга) спивается, заболевает. Все это, конечно же, скажется на производительности труда. Вызывает удивление, что для улучшения условий труда часто требуются огромные инвестиции, а здесь необходима просто просветительская работа, правда, квалифицированная, следовательно, дорогая, но все равно она обошлась бы дешевле… В главе «Психологический вампиризм» мы говорили о технике налаживания сексуальных отношений между супругами. Здесь будет подробно рассказано об организации семьи и управлении ею. Кстати, отношения в семье неизмеримо сложнее, чем на производстве, и человек, действительно сумевший наладить их, может стать руководителем большого масштаба.

Выделяют в социальной психологии понятие референтной группы. Референтная группа — это та группа, которая для личности является эталоном. Так, для мелкопоместного дворянина референтной группой был высший свет, в который он мечтал попасть. Если человек ту группу, в которой находится, референтной не считает, он будет стараться уйти из нее. Будет ли он что-то делать для укрепления этой группы? Естественно, нет! А что он будет делать? Пытаться урвать «кусок», с которым есть шанс попасть в референтную группу. Поэтому каждый опытный руководитель заботится о престиже своей группы. Тогда ему легче и дешевле пригласить на работу квалифицированного специалиста, легче и дороже продать свою продукцию или услуги.


2. Поведение человека в группе (роль и маски)


Как мы уже знаем, поведение человека является результатом взаимодействия его личности и личностей партнеров по общению. Но, оказывается, поведение зависит и от группы, в которой это взаимодействие происходит. Группа влияет на поведение человека. Посмотрите, как ведут себя два школьника, которые пришли смотреть фильм в кинотеатр. Тихо и спокойно. Но вот несколько классов организуют коллективный просмотр фильма. Бывали вы на таких сеансах? Кто бывал, тот знает, что на них творится! Как ведут себя наши два школьника? Улюлюкают, свистят, комментируют и т. п. Выйдя в толпу, они опять станут благовоспитанными мальчиками. Но в группе они иначе себя вести не могли. Их бы осудили, ибо в группе у них была такая роль.

Что такое роль?

Роль — это то поведение, которое ожидает группа от личности в процессе выполнения ею социальных функций. Во время своей лекции и я играю роль лектора, а студенты роль слушателей. Что ожидают от меня студенты? Во-первых, что я буду рассказывать новые для них вещи, во-вторых, рассказывать увлекательно и интересно, в-третьих, не оскорблять их. Если мое поведение соответствует их ожиданиям (экспектациям), они будут вести себя тихо, слушать внимательно и наиболее важное записывать (это — мои экспектации). В противном случае они наложат на меня санкции, т. е. начнут читать, рисовать и т. д. При этом они не будут соответствовать моим экспектациям. Если они от меня зависят, я могу сделать им замечание, но слушать все равно не заставлю. Я просто могу принудить их сидеть тихо. Вот теперь понятно, почему лучше построить работу группы так, чтобы руководитель зависел от подчиненных, клиент от заказчика, врач от больного, педагог от студента, а не наоборот, как, к сожалению, часто бывает у нас. Ведь если бы студенты могли от меня свободно уйти, у меня не было бы никакого другого выхода, как научиться читать лекции хорошо. А почему я стал писать лучше? Потому, что был в полной зависимости от вас, мой дорогой читатель! Первые мои книги оказались никому не нужны. Мне следовало или бросить писать, или писать лучше.

Если я искренне играю свою роль, то по моему исполнению можно судить, что я за человек, каковы мои способности, темперамент, мировоззрение. Но довольно часто общение носит безличностный характер. Бывает так, что моя личность никому не нужна. Если я буду искренен, то буду получать «уколы». Чтобы этого не происходило, я надеваю на себя маску. Маска — это поведение, которое использует личность для безопасного общения. Происходит контакт масок. Примеров тому много, когда это целесообразно. Например, в транспорте: «Пробейте, пожалуйста, талончик!» — «Спасибо!» — «Пожалуйста!». И иногда лучше, чтобы личность здесь не появлялась: «Что я, нанялся здесь талончики пробивать!»

У нас много масок, и надеваем мы их автоматически. Маска радости на свадьбе, маска скорби на похоронах, маска благовоспитанности на званых обедах. Иногда маска так прирастает к человеку, что мы забываем, какой он был, да и он сам не знает, какова его сущность. Так, порой на улице с лета можно узнать учителя, военного, врача… Человек и дома начинает вести себя, как на работе. Он в маске. Довольно часто его нельзя «уколоть», но ведь нельзя и «погладить»! Он в маске! Иногда сам человек не знает, какой он на самом деле — он знает только свою маску!

И вот с набором ролей и комплектом масок, не зная себя и не зная законов группы, он входит в другие группы или организовывает новые, т. е. устраивается на работу или создает семейную жизнь. Для того чтобы управлять автомобилем, надо пройти курс обучения. Здесь я постараюсь кратко рассказать, что происходит в группе, участником которой вы являетесь.

Устройство групп
(рис. 3.1.)

Группа имеет большую наружную границу. Это стены класса, где проходят занятия, помещения, где расположена клиника, забор, который не позволяет проникать посторонним на завод или в воинскую часть.

Рис 3.1 (По Э. Берну)
1. Большая наружная граница
2. Большая внутренняя граница
3. Малые внутренние границы
4. Руководство
5. Подчиненные

Маленькая окружность, находящаяся в большой, это большая внутренняя граница. Она отделяет руководство группы от ее членов. Члены групп не всегда являются однородной массой. Успешно можно руководить непосредственно не более чем 9—12 людьми. Группа, как капля ртути, при превышении определенных размеров начинает Делиться на более мелкие группы. Поэтому тогда, когда группа начинает превышать названную выше цифру, необходимо ее разделить так, чтобы в первичной группе было 1—9 человек и во главе ее стоял руководитель. Тогда у руководителя более крупного масштаба в подчинении будет около 10 человек. В этом плане довольно неплохо устроена армия. Во взводе имеется 3—4 отделения. В каждом отделении 10 человек. Таким образом, в распоряжении командира взвода имеются 4—5 подчиненных: его заместитель и командиры отделений. А где же остальные три? Вот об этом мы сейчас и поговорим подробнее.

Далее, рассказывая о системе управления, буду ссылаться на примеры тех групп, которыми мне приходилось руководить. Когда я не знал психологии управления, мне приходилось быть старшим врачом полка, заместителем начальника госпиталя по медицинской части. Боже мой, если б я тогда знал и умел то, что знаю и умею сейчас! Сегодня мне удается из 30—40 незнакомых друг с другом людей За несколько недель сделать сплоченный коллектив. И когда группа, выполнив свою задачу, прекращает существование, эти люди продолжают общаться друг с другом, если позволяют обстоятельства, а чувство, что где-то живет человек, который всегда рад тебе, а ты ему, сохраняется на всю жизнь.

Но прежде чем продолжить изложение, я вынужден ввести еще несколько понятий. Группы делятся на малые, средние и большие. К малым следует отнести группы численностью до 10 человек, средняя группа насчитывает 11— 25 человек, большая — 25—35.

Группы бывают открытые и закрытые. Открытые группы устроены так, что одни члены уходят, на их место приходят другие. Меняются не только члены группы, но и руководители. Таким образом, производственные коллективы можно рассматривать как открытые группы. Закрытые группы формируются одномоментно для выполнения какой-либо специфической задачи. После ее выполнения группа перестает существовать. Примером могут служить учебные группы (20—25 человек), приезжающие к нам на факультет усовершенствования. Просуществовав два-три месяца и выполнив свою задачу, наши курсанты одномоментно разъезжаются по домам. Создаем мы закрытые группы и для психологического тренинга. На больших производствах приходится формировать временные трудовые коллективы. Типичным таким коллективом является коллектив космонавтов, выполняющих полет в космос. Для выполнения каких-либо заданий на выезде также создается временный трудовой коллектив.

Что касается психологического тренинга, то я вижу большие преимущества открытой группы. Такая группа у меня существует уже около восьми лет. Одни приходят, другие уходят. Но всегда остается ядро, которое посещает группу не менее двух-трех лет. Оно-то и способствует тому, что новый член за два-три занятия приобретает такое количество навыков, для овладения которыми в закрытой группе потребовалось бы два-три месяца. В этой группе можно апробировать новые методики. Свободное посещение и разовая оплата держат в тонусе руководителя (вот она, зависимость от клиента!). Падение посещаемости, а следовательно, и заработка заставляет его овладевать новыми методами и совершенствовать старые. И у меня были неудачи. Но именно неудачи, правильно осмысленные, способствуют росту квалификации. Открытая группа, таким образом, превращается в своеобразный клуб. Иногда к нам «на огонек» заглядывают члены группы, которые обходятся без психолога уже несколько лет. Они делятся своими успехами, а иногда они приходят решить одну-две проблемы. Недостатком открытой группы является невозможность вести плановые теоретические занятия, ибо все крутится вокруг решения сиюминутных жизненных проблем.

Закрытая группа хороша тем, что все идут примерно одним темпом, на глазах меняются люди и сама группа. Довольно часто после окончания занятий заинтересованные лица посещают открытые группы.

Но вернемся к нашей группе. Итак, к нам одномоментно прибывает 20—25 человек. Мы их разбиваем на три группы. В каждой назначается ответственный. На весь цикл выбирается староста для связи с руководством цикла. Руководство состоит из трех преподавателей и лаборанта. Таким образом, на цикле в подчинении у руководителя три преподавателя, лаборант и староста цикла. Это четыре человека. А где же три — пять остальных? Это лидеры неформальных групп, которые обязательно есть в любом коллективе, будь то класс в школе, студенческая группа или производственная бригада. Такое же устройство имеет и семья. Там есть группа руководителей — те, кто держит в своих руках материальные блага, и члены группы, зависимые от руководства, — дети, иногда довольно взрослые, стареющие родители (дедушки и бабушки), внуки и правнуки. Но о семье разговор будет позже.

А теперь о неформальных группах. Если руководитель не знает об их существовании и не знает, кто там лидер, он будет допускать ряд организационных ошибок. Стремясь, как раньше, «дойти до каждого члена коллектива», он может разговаривать не с лидером неформальной группы, а с ее членом. Тогда любая его просьба, любое распоряжение будет выполняться не напрямую, а после беседы с лидером. А если с лидером контакт не налажен, то может наблюдаться или неповиновение, или искаженное выполнение.

Упомяну здесь об одном распространенном мифе о недисциплинированности людей. Люди очень дисциплинированны, просто очень мало руководителей, которые умеют управлять по всем правилам науки. Вот и здесь происходит то же самое. Руководитель беседует не с лидером неформальной группы, а с ее членом. В результате его распоряжение искажается советами и запретами лидера. Будем помнить, что власть лидера абсолютна, а власть руководителя определяется служебными инструкциями.

У нас на цикле обычно удается выявить три неформальные группы. Поскольку это повторяется из года в год, это следует считать закономерностью. Первая группа — учебно-карьеристская, вторая — культурно-развлекательная, третья — алкогольно-сексуальная.

Названия группам я дал образные. Может быть это и не очень научно, но зато понятно, о чем я говорю. Хочу подчеркнуть, что к представителям той или иной группы у меня очень хорошее отношение. Плохое отношение у меня к культурно-развлекательной и алкогольно-сексуальной группе. Задача руководителя без насилий, психологическим путем разрушить эти группы, или в крайнем случае уметь превратить членов последних двух групп в карьеристов. А вот в термин «карьерист» я вкладываю позитивное содержание. Это очень хорошо, если человек стремится сделать карьеру. Но не за счет знакомств, а за счет личностного роста и наработки профессиональных качеств. К сожалению, мы во многие хорошие слова вкладываем негативное содержание. Вот и такие слова — «карьера», «приспособление» — у нас произносят иногда, мягко выражаясь, не очень… Я лично карьеру понимаю, как личностный рост. Должности в таких случаях обычно приходят сами по себе. Ведь карьеру, в истинном смысле слова, можно сделать только если станешь профессионалом высочайшего класса, а занятие должности, до которой ты не дорос, — это не карьера, а бедствие. Вот такие руководители и болеют. Они не столько трудятся, сколько держатся за кресло, и когда подписывают бумаги правой рукой, то левой держатся за левый поручень кресла, который и протерт больше правого. Обратите на это внимание, когда зайдете в кабинет к какому-нибудь начальнику.

Узнать их в учебных коллективах очень легко. Нужно только разрешить им сесть там, где они хотят. Культурно-развлекательная группа располагается ближе к выходу, и как только объявлено окончание лекции, ее представители стремглав выбегают из аудитории. Карьеристы обычно сидят в первых рядах и возле окна. Алкогольно-сексуальная группа располагается на задних рядах. Но лучше пригласить в коллектив квалифицированного психолога. Он вам нарисует психологический портрет группы.

В учебно-карьеристскую группу входят врачи, которые стремятся к профессиональному росту и продвижению по службе. Это молодые врачи, которые в студенческие годы посещали кружки и готовили себя к профессиональной деятельности. Некоторые из них мечтают о научной карьере и, естественно, из кожи вон лезут не только для того, чтобы приобрести знания, но и для того, чтобы оставить о себе память. Это также врачи в возрасте Иисуса Христа. Некоторые уже стали заведующими отделениями, но хотят идти выше, некоторым уже можно получать квалификационные категории. Данная группа активно посещает все занятия, в том числе и факультативные, задает много вопросов. Они начитанны, но часто у них нет школы и временами их заносит на поворотах. Эта группа держит руководителей в тонусе. Очень неудобно, если курсант оказывается более осведомленным, чем преподаватель. Один-два раза еще ничего, а если чаще…

Есть ли аналоги таких групп на производстве? Конечно, есть. С ними и просто, и сложно. Просто руководителю, который сам растет. Сложно тому, кто остановился в росте. Дело в том, что члены учебно-карьеристской группы мечтают занять место руководителя. Если последний растет, проблем нет. Организация расширяется, и растущему работнику этой группы всегда найдется место, соответствующее его повысившейся квалификации. Если нет возможности обеспечить ему повышение здесь, на месте, его следует перевести в другую организацию с повышением.

Представитель такой группы — энтузиаст. Он заинтересован в сохранении группы и в ряде случаев работает бесплатно (чуть не написал «бескорыстно»). Так, ему можно поручить сделать вне очереди доклад на конференции и тем самым выручить руководителя, он может взять лишнего больного. Нет, расчет у него есть. Он понимает, что при случае его пошлют в научную командировку, да и обойти его тогда будет трудно. Он работает и на свой авторитет, и на авторитет группы, надеясь, что рост группы будет сопровождаться и его служебным ростом. Естественно, руководитель, остановившийся в росте, будет в конфликте с таким сотрудником. В лечебных учреждениях — это молодые врачи-ординаторы, мечтающие стать заведующими отделениями, сестры, желающие занять должность старшей медсестры.

Чем выше социальный статус группы, тем больше мы находим в ней карьеристов. В школе среди учащихся, да к сожалению, и среди учителей карьеристов мало. Отсюда и консерватизм многих наших школ. В институтах среди студентов карьеристов значительно больше, но все-таки не так много, как хотелось бы. Среди преподавателей их значительно больше. Но, к сожалению, и здесь мы наблюдаем не очень веселую картину. Многие преподаватели вузов, защитив кандидатские, а иногда и докторские диссертации, став доцентами, профессорами или даже заведующими кафедрами, становятся представителями культурно-развлекательной группы, а иногда и переходят в сексуальную, не давая никакой научной и педагогической продукции, мешая продвигаться тем, кто находится ниже их. Несмотря на то, что каждые пять лет формально проводятся конкурсы, уволить представителя культурно-развлекательной группы и даже алкогольно-сексуальной практически невозможно. Когда руководитель подразделения является представителем такой группы, в коллективе начинается застой. Я знаю институты и кафедры, которые возглавляли такие люди. Коллективы медленно разваливались. И я видел, как они преображались, когда руководителем становился карьерист в том смысле слова, как я это понимаю.

Недостатком карьеристской группы является их разобщенность, неумение сорганизоваться, отстоять свое мнение. Ведь довольно часто руководители все внимание отдают «двоечникам». Их вызывают в кабинеты, беседуют, обещают и наказывают. Они тем самым приобретают большой социальный опыт. Научаются ловчить, просить, умолять. Они сплачиваются друг с другом, оказывают поддержку, делятся опытом. Карьеристы же, начиная со школьных лет, работают сами над собой в одиночестве и фактически разобщены. Особенно это заметно в школах, институтах, армейских коллективах среди срочнослужащих. Ведь там правят бал «двоечники». И когда заканчиваются годы учебы, те, кто были первыми (отличники), становятся последними. Власть захватывают представители культурно-развлекательных и алкогольно-сексуальных групп. Не всегда это плохо. В этих группах есть умные и смелые люди. Ведь не боятся же они вступать в конфликты с вышестоящими. Некоторые из них потом на ходу доучиваются. Но многие, научившись держаться за власть, не страдая полетом мысли, давят карьеристов. Особенно их раздражают люди с «красным» дипломом. «Карьеристам» довольно часто не удается раскрыться. Вот с ними-то я и занимаюсь и обучаю их добиваться своего, не ловча, а используя свой ум. Многие, пройдя такое обучение, начинали занимать руководящие должности в 45 лет, защищать диссертации в 50 лет, делать открытия и писать книги в 60. А если бы они все делали вовремя! То есть защищали бы диссертации в 25, занимали руководящие должности в 30, а писали бы книги в 40 лет. Сколько же потеряли они! Но еще больше потеряло общество.

Можно ли что-то сделать в условиях нашего несовершенного законодательства, когда все внимание учителей школы сосредоточено на двоечниках, а отличники учатся, не испытывая никаких трудностей? Я думаю, что можно. В течение года я преподавал психологию в средней школе. Этот опыт я обобщил в двух статьях, которые вышли в книге «Психотерапевтические этюды». Карьеристов следует готовить еще в школьные годы. Предложения мои следующие. Внимание уделять только отличникам. Для них организовывать секции и кружки, собирать в отдельные группы, где удовлетворялись бы их требования роста. Не опускать отличников до уровня троечников, а поднимать троечников до уровня отличников. Практически делалось это так. Я тех, кто не интересовался психологией, отпускал с уроков и ставил им четверки только за то, что они не ходили на уроки. С отстающими я проводил обучение психологии общения и умению лидировать. Учебником была книга, которую вы держите, в первых изданиях. Они обучались давать отпор двоечникам, налаживали свои отношения с родителями, а главное, у них стали успешными и отношения с противоположным полом, некоторые научились сами понемногу зарабатывать. Утех, кто прогуливал, разыгрывалось любопытство. Постепенно посещаемость стала расти. В начале эксперимента из 20 учеников класса (я преподавал в лицее) посещало уроки психологии семь. Постепенно от занятия к занятию посещаемость увеличивалась. Разгильдяйская (аналог алкогольно-сексуальной группы взрослых) и культурно-развлекательная группы раскалывалась, а карьеристская сплачиваясь. Довольно быстро (за 2 месяца) посещаемость достигла 120 %; на уроки приходили учащиеся других классов, если учителя вдруг задерживались. Но теперь правила бал уже карьеристская группа, которая сама расправлялась с разгильдяями.

В культурно-развлекательную группу входят врачи, остановившиеся в своем профессиональном росте и имеющие основные интересы на стороне. Это или домашнее хозяйство, или коммерция, или еще что-либо другое. Они неплохие специалисты, набившие руку на рутинной работе. Свои обязанности они выполняют неплохо, но от и до. На курсы Они бы не поехали, если бы этого не требовалось по ряду обстоятельств (одно из них — переаттестация). Для них учеба — просто одна из возможностей отдохнуть. Хлопот с членами этой группы никаких, если не привлекать их к активной общественной работе.

Аналоги таких групп есть в любых коллективах. В лечебных учреждениях это большинство сестер и почти все санитары и санитарки. Дежурство один раз в четыре-пять дней создает хорошие условия для работы на приусадебном участке, который является основным источником материальных благ, и реализации других интересов. Наблюдал я таких лиц в профессиональном спорте. Это были футболисты, которые в свое время входили в сборную страны. Они и сейчас оставались неплохими профессионалами, но теперь уже выступали в командах высшей лиги, находящихся на низших ступенях турнирной таблицы, или в командах низших лиг, претендующих на выход в более высокую. От звездной болезни они уже излечились и остались в спорте только для того, чтобы заработать. Призывать к энтузиазму таких людей нет никакого смысла. Санитару, если нужна сверхурочная работа, следует пообещать двойной отгул или еще какую-нибудь компенсацию, футболисту следует дать четко определенную задачу и определить размер гонорара за успешно выполненную работу. Членов этой группы тоже можно перевести в карьеристскую группу, если бы не нелепые возрастные ограничения, официальные и неофициальные. У нас, к сожалению, задерживают рост молодых только потому, что он молод, а затем потому, что он «стар». Я знал одного профессора, который не брал в аспирантуру старше 27 лет. Многих на преподавательскую работу в институте не берут, потому что им уже больше 40. Вот такие-то люди из карьеристов становятся представителями культурно-развлекательной, а то и алкогольно-сексуальной групп. Их оттуда можно извлечь. Часто мешают росту и национальные, и половые предрассудки. Так, один заведующий кафедрой подбирал сотрудников только молодых мужчин и частенько влипал. Логика его заключалась в том, что женщины выходят замуж, рожают и перестают заниматься наукой.

Алкогольно-сексуальная группа представляет собой наиболее неудобную часть сотрудников в любом коллективе, особенно в его алкогольной части. Подробно об этом рассказано в главе «Психологический вампиризм». Здесь хочется еще раз подчеркнуть нашу позицию в работе с алкоголиками: жесткий договор, исключающий возможность дальнейшего пребывания в коллективе, если нарушение связано с употреблением спиртных напитков. Проблема секса должна решаться на научной основе. Руководителю надо понять важность решения этого вопроса. Здесь необходима и просветительская, и медико-консультативная работа. В данную группу попадают и те лица, которые поступили на работу, чтобы «перекантоваться» годик-другой до службы в армии или до следующей попытки поступления в институт. Большого интереса к целям группы у них нет, они легко примыкают к представителям алкогольно-сексуальной группы. Планомерная грамотная работа с ними может привести к тому, что они перейдут в группу «карьеристскую». Алкогольные группы особенно мощны в бюджетных организациях. Складываются они постепенно, а сформировавшись, могут всерьез тормозить развитие производства. В коммерческих учреждениях с ними довольно быстро расправляются. Нижеприводимые сведения помогут руководителям сориентироваться в этом вопросе.

██ М.Е.Литвак — Если хочешь быть счастливым. ██ Всем, потерявшим надежду и опустившим руки. Автор, как и Козьма Прутков, считает, что счастье человека в его собственных руках. И если он умеет общаться с собой, находит общий язык с близкими, способен управлять группой и быстро освоиться в новой ситуации, он обречен на счастье. Автор использует свой богатый клинический опыт и опыт психологического консультирования, дает простые рекомендации, как наладить общение. Жизнь — штука легкая, а если вам тяжело, значит вы что-то делаете не так. Радость — это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды.

anchiktigra.livejournal.com