Особенности полит власти – Виды власти. Особенности политической власти. Различие политической и государственной власти

Особенности политической власти

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

  • Легальностью использования силы в пределах государство;

  • верховенством , способностью проникновения в любые общественные процессы;

  • многоцентричностью власти (наличие одного центра принятия решения) ;

  • всеобщностью власти , которая означает функционирование власти во всех общественных отношений и политических процессах.

  • Многообразием ресурсов, где политическая власть, и особенно, государство используют не только принуждение, но и ресурсы (экономические, социальные и культурно-информационные).

Специфическим признаком власти как общественного явления выступает доминирование властной воли, а не просто влияние. Власть связана с общественной организацией, она есть качество, внутренне присущее организацией общество. Следует видеть различия между властью организацией (на первых ступенях развития человеческого общества) и организацией власти (в классовом обществе).

Не последнее место в понимание власти как явления, связанного с процессами, происходящими в жизни общества, занимает такое понятие как легитимность.

Легитимность – это социально-культурная характеристика власти, основанная на признании права носителя власти. Это способность власти создавать условия для исполнения.

Власть чрезвычайно необходима для достижения целей, ибо государственная политика вряд ли будет эффективна, если не соблюдаются правила, установленные для реализации этой политики. Именно потому, что легитимность играет важную роль, правительство стремится обосновать свою власть, опираясь на определенные принципы. В сущности, правительство пытается создать ситуацию, в которой решения признавались и соблюдались бы «не на страх, а на совесть», с верой в нравственную правоту решений и законов. Правительство не могут рассчитывать на длительное существование и эффективную деятельность, полагаясь только на насилие. Необходимо добровольное согласие, скрепленное уважением законности.

Большой вклад в теорию легитимации господства внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти.

Традиционная власть. Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую власть М.Вебер характеризует как традиционную власть. В этом случае повинуются потому, что «так всегда было». Традиционное господство имеет место в патриархальных обществах, организованных по подобию семьи, где повиновение отцу главе рода, является естественной реакцией на политический порядок.

Харизматическая власть. Авторитет носителя харизматической власти – это авторитет какого – то необычного личного дара – харизмы. М.Вебер отмечает, что харизмой следует, называет качество личности признаваемое необычайным. Благодаря этому качеству она оценивается окружающими как одаренная сверхъестественными или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Такая личность рассматривается как бы посланной богом. В российской истории мы легко найдем примеры харизматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров, как Ленин, Сталин, Троцкий и д.р.

Рационально – правовая власть . Источник её законности состоит в том, что она опирается на общепризнанный правовой порядок. Люди, обладающие такой властью, приходят к своему положению на основе узаконенной процедуре. Например, в результате выборов.

Легитимность власти в этом случае покоится не на привычке, а на признании разумности, рациональности существующего политического порядка

Следует иметь в виду, что в реальной политических жизни едва ли можно найти какие – то «чистые» типы, связанные только с одной из форм легитимности. В действительности можно говорить лишь о доминировании одной их форм законности и об определенной структуре маргинальных или второстепенных форм, связанных с разного рода социокультурными традициями и влияниями. Кроме того, в некоторых Западных обществах можно говорить о чертах традиционности и восприятии системы рационально – правовой власти

Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях социально – политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д.

studfiles.net

Каковы главные особенности политической власти

Конституция СССР
ГЛАВА I
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

СТАТЬЯ 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

СТАТЬЯ 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.

СТАТЬЯ 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.

СТАТЬЯ 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.

СТАТЬЯ 5. Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние) , либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений) .

СТАТЬЯ 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинотракторные станции и т. п.) , а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

СТАТЬЯ 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций. Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь — согласно устава сельскохозяйственной артели.

СТАТЬЯ 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно.

СТАТЬЯ 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

СТАТЬЯ 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан — охраняются законом.

СТАТЬЯ 11. Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народно-хозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.

СТАТЬЯ 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду».

otvet.mail.ru

Каковы главные особенности политической власти?

Каковы главные особенности политической власти?

  • Политическая власть действует в пределах определенной страны, обязательно на основании законов и распространяется на всех граждан данной страны.

    У такой власти имеются следующие особенности:

    1. Решения политической власти обязательны для всех без исключения.
    2. Власть публична, охватывает все сферы жизни общества, и обезличенна.
    3. Присутствует quot;вертикаль властиquot;.
    4. Действия власти легальны в плане применения силы и принуждения.
  • Власть по своему направлению может быть экономической, социальной, политической и так далее.

    Особенности политической власти заключаются в том, что она

    во-первых, она публична, то есть обращается ко всему обществу, а не отдельной личности.

    во-вторых, верховенство, то есть политическая власть доминирует над всеми другими видами власти.

    в-третьих, использование многих видов ресурсов, как экономических, так и социальных.

    в-четвертых, легальность. Это означает, что политическая власть в праве применять силу в отношении граждан, если это целесообразно.

    в-пятых, политическая власть — это единственная власть, которая моноцентрична, то есть центр у нее один, в котором принимаются все решения.

  • Политическая власть — это власть государства под управлением политиков, это инструмент насилия над народом.

    Главными особенностями политической власти являются:

    • верховенство, обязательность исполнения ее решений для всех других структур общества и его граждан;
    • публичность, всеобщность и безличность. То есть власть выступает от лица всех градан, но не отвечает ни за что;
    • моноцентричность, наличие центра принятия решений;
    • многообразие ресурсов, которые получают в свои руки политики, придя к власти;
    • легальность в использовании силы и принуждения.

    Политическая власть сразу отдает в руки политиков все возможности для использования общества в своих целях, и эта особенность политической власти делает ее неотразимо притягательной для всякого рода авантюристов.

  • Политическая власть стоит выше других видов властей, они ей подчиняются — иначе политики не смогли внедрять свои идеи в общество.

    Политическая власть — это обобщенное понятие, а не единый человек, это общество в целом.

    Однако, решения политической власти должны приниматься с единого центра.

    У полит. власти есть много методов влияния на людей, не только принуждение.

    Политическая власть действует в рамках закона государства и признана им.

  • Любая власть возникает в своей области и ею же и ограничивается. Но политическая власть отличается от других видов своими наибольшими полномочиями, она распространяется на все виды власти в обществе. Основными признаками политической власти являются такие ее полномочия в разрезе государства:

    -власть над всеми другими видами власти в обществе;

    -издание законодательных указов, регламентирующих общественную жизнь;

    -исключительное и легальное право на насилие в пределах своей страны;

    -обладание ресурсами для осуществления своих полномочий.

    То есть, государственная власть призвана устанавливать законы и контролировать их соблюдение всеми членами общества. Общество же подчиняется власти добровольно или принудительно.

    Для людских сообществ, когда индивидуумы имеют слишком разное представление о всеобщей пользе, а зачастую просто ее игнорируют, существование государственной власти в виде унифицированных законов и механизма их соблюдения является единственно возможным. Это доказывают провалы неоднократных попыток в истории установления анархических систем управления, когда власть в полноценном ее виде упразднялась.

  • info-4all.ru

    В чем главная особенность политической власти? Виды и примеры власти

    Всем известно назначение государственной власти. Однако далеко не каждый знает, как именно она функционирует. В чем главные особенности политической власти? Существуют ли государственные режимы, наиболее оптимальные для общества? Попытаемся во всем разобраться в нашей статье.

    Что такое власть?

    Власть существовала на всех этапах человеческого развития. Еще в первобытнообщинном строе формировались отношения руководства и подчинения. Такой тип взаимодействия выражал потребности людей в организации и саморегуляции. При этом власть — это не только механизм регулирования общества, но и гарант целостности определенной группы людей.

    В чем главная особенность политической власти? Мыслители разных времен имели свое мнение на этот счет. Например, Томас Гоббс говорил о стремлении достичь блага в будущем. Марк Вебер был более пессимистичен, а потому находил во власти стремление подчинять себе подобных. Бертран Рассел определял отношения руководства и подчинения как производство намеренных результатов. Однако все ученые сходятся в одном: власть имеет естественный характер.

    Объекты и субъекты

    Вопрос о том, в чем главная особенность политической власти, нельзя рассматривать без определения основных компонентов понятия. Известно, что любая власть есть соотношение господства и подчинения. Оба вида отношений реализуют субъекты политической власти: социальные общности, политические организации и само государство. Народ влияет на власть лишь косвенным образом. Происходит это путем выборов. Лишь в редких случаях могут быть созданы «низовые» институты, которые берут всю власть в свои руки.

    Государство реализует большую часть политических полномочий. В аппарат власти входят правящие партии, бюрократическая элита, группы давления и прочие институты. Характер и сила государственных функций зависят от режима политической власти. Для исторических эпох были характерны разные режимы. Каждый из них следует разобрать.

    Виды власти

    Политическим режимом называют вид государственного управления, совокупность методов, форм и приемов реализации господства и подчинения. Сегодня в большинстве стран царит демократия — режим, при котором источником власти признается народ. Обычные люди опосредованно участвуют в осуществлении государственной власти. Путем голосования формируется государственная власть, которая работает в согласии с народом.

    Противоположностью демократии является авторитаризм. Это режим, при котором вся полнота государственной власти находится в руках одного человека или группы лиц. Народ не принимает никакого участия в государственных делах. Российскую империю XVIII-XX вв. вполне можно назвать авторитарным государством.

    Ужесточенной формой авторитарного режима называют тоталитаризм. Государство не только полностью подчиняет себе народ, но и вмешивается во все сферы общественной жизни. Присутствует полный контроль со стороны власти над каждым человеком. История знает много примеров политической власти тоталитарного характера. Это гитлеровская Германия, сталинский СССР, современная Северная Корея и т. д.

    Полное безвластие и отсутствие политического режима характерно для анархии. Анархический строй устанавливается после революций, войн или других общественных потрясений. Как правило, господствует такой строй недолго.

    Функции

    В чем главная особенность политической власти? Рассмотрев основные государственные режимы, можно с уверенностью заявить: это построение отношений господства и подчинения. Такие отношения по-разному проявляются и могут иметь непохожие цели. Однако принцип власти всегда один: подчинение одной группы лиц другой.

    Власть, какой бы она ни была, имеет примерно одинаковые функции. Первой и главной особенностью государства является наличие у него полномочий управления. С его помощью власть претворяет свои планы в жизнь. Следующая функция именуется контрольно-надзорной. Власть следит за качеством своего управления, а также за тем, чтобы никто не нарушал ее порядки. Для реализации функции контроля создаются правоохранительные органы. Третья функция — организаторская. Власть формирует отношения с гражданами и общественными организациями для достижения взаимопонимания. Наконец, последняя функция именуется воспитательной. Власть зарабатывает себе авторитет, заставляя граждан быть послушными.

    Легитимность власти

    Любая власть должна быть законной. Более того, она должна быть признана народом. В противном случае возможны конфликты, революции и даже войны. История хранит в себе множество примеров политической власти, которая была разрушена народом из-за отсутствия признания и компромисса.

    Как власть становится легитимной? Здесь все просто. Народ сам должен наделить полномочиями лиц, которым впоследствии будет подчиняться. Если же человек или группа людей захватят власть не по воле народа, то случится катастрофа.

    Итак, какими же особенностями обладает политическая власть? Это наличие четкой структуры, аппарата управления, легитимности и легальности. Любая власть должна служить только на благо народу.

    fb.ru

    Специфика политической власти — Мегаобучалка

    Политическая власть характеризуется отличительными признаками:

    наличие целостной системы политических институтов, учреждений, объединений;

    возможностью управлять людьми, распоряжаться собственностью, финансами;

    наличием права принимать решения, формировать законы, касающиеся всего общества;

    возможностью использования системы принуждения по отношению к большинству населения.

    Поле (пространство) политической власти образуется тремя осями (векторами):

    «ось представительства» — характеризует отношение политических субъектов с той социальной общностью, интересы которой они представляют;

    «ось политической деятельности» — характеризуется техникой, практикой решения политическими субъектами проблем, вставших пред обществом;

    «институционная ось» — сочетает в себе многообразие отношений политического субъекта с социальными институтами общества, интересы которых он представляет.

    В каждом из этих измерений ключевым является политический субъект (индивид, социальная общность, организация), удовлетворяющий следующим требованиям:

     

    — самостоятельностью принятия решений;

     

    — наличием средств и возможностей реализации принятых решений.

     

    Существенным признаком политической власти является ее опора на государство. Вне государственных структур и государственно — правовых механизмов политическая власть не существует, ибо политические решения только тогда приобретают характер властного решения, когда задействованы государственные институты. Политическая власть внутри общества имеет фактическую монополию на принятие и осуществление тех или иных государственных решений, на использование в своих целях аппарата административного принуждения (армии, полиции, суда), материального принуждения и стимулирования, идеологического манипулирования, традиционного обоснования и т.п.

    Совпадая по своей социальной сущности, политическая и государственная власти неодинаковы по объему, методам, формам проявления, субъектам. Носителями политической власти, кроме государства, могут быть и являются политические партии, оппозиционные организации, социальные субъекты политики. Поэтому всякая государственная власть может быть государственной.



    Особенностью политической власти является ее элитарный характер, хотя источником власти является сам народ. В распоряжении элит находятся все ресурсы власти. Однако, составляя в обществе незначительное меньшинство, элиты не могут гарантировать свою устойчивость в осуществлении власти без добровольного согласия на то основной массы населения, без признания обществом правомерности. Справедливости ее господствующего положения.

    Опора на государственный аппарат — это одно из условий политической власти. Для того чтобы она была действенной и эффективной , субъект политической власти должен обладать определенными качествами, отсутствие которых может ввести общество в пучину кровавых смут и экономического хаоса. Важнейшие из них:

    § политическая воля — исходное, фундаментальное качество политической власти. Она предполагает как способность к выбору цели политической деятельности, так и к мобилизации всех имеющихся возможностей и ресурсов для ее достижения. При этом волевые устремления. Ориентации, установки не абсолютизироваться и рассматриваться вне и независимо от объективных законов общественного развития, сложившаяся политической ситуации, природы политических отношений;

    § суверенность — это необходимое политико-юридическое свойство политической власти. Она выражается в ее верховенстве на принятие и осуществление политических решений над любыми другими. Суверенность власти означает ее формальную независимость от любого внешнего влияния и воздействия;

    § сила власти — совокупность материальных и идеологических возможностей, которыми располагает данная система власти для реализации своих решений. Эти возможности определяются эффективностью административно — правовых, военных и пропагандистских институтов государства, а также мощью его финансово — экономических ресурсов;

    § авторитет власти — определяющее качество, без которого ни одна система власти не может нормально функционировать. Авторитет власти означает признание людьми законности и необходимости такой политической организации, под властью которой они находятся. Авторитет власти является гарантом политической и социальной стабильности. Однако в этом случае, когда власть оказывается неспособной обеспечить социальный порядок, она теряет авторитет и вынуждена обращаться к насилию как главному средству установления контроля над обществом.

    Легитимация политической власти

    Факторы

    1.Внутренняя легитимация:

    эмоциональная, бессознательно чувственное восприятие власти:

    рациональная, исходящая из понимания необходимости и целесообразности данной системы политического устройства

    2.Внешняя легитимация:

    моральное — уверенность в том, что любое покушение на общественный порядок встретит осуждение и порицание окружающих;

    правовые — наличие специальных государственных институтов, выполняющих функции охраны порядка, закрепленного в системе правовых норм.

    Уровни

    1.Идеалистический — основан на соответствии власти устоявшемуся типу личности, на доверии масс знаниям, профессионализму управляющих.

    2.Структурная — основана на убеждении людей в правомочности существующей политической системы.

    3.Персонифицированная — основана на принципе идентификации лидера с идеалом, на личной симпатии к властвующему лицу, а также на рациональном подходе расчете.

    Средства

    1.Технократические — научное и техническое обеспечение политического курса (в законах, инфраструктуре, налоговой системе и др.)

    2.Социалогические — поиск наиболее безболезненных путей задач.

    3.Идеологические и психологические — пропаганда ценностей, на которых основывается проводимая политика, выработка доверия к правительственной информации.

    Политическая власть может достаточно эффективно функционировать только тогда, когда она легитимна, то есть правомерно признана большинством народа. Легитимность является совокупностью представлений о власти, своего рода имидж, в котором предстает власть в массовом сознании.

    Легитимность — обязательный признак цивилизованной власти, обеспечивающий ее стабильность.

    Современная политология выделяет легитимности:

     

    традиционный — основан на праве наследования власти;

     

    патриархальный — основан на прямых односторонних связях;

     

    сословный — на относительных автономности правящих сословий;

     

    харизматический — на авторитете лидера;

     

    религиозный — на вере в божественное происхождение и признание властных субъектов;

     

    конституционный — на свободных выборах органов власти при строгом соблюдении конституционных норм.

     

    Политическая власть является специфической социальной системой, все элементы которой в совокупности образуют определенную целостность и решают взаимосвязанные задачи.

    Категория «система политической власти» характеризует деятельность официальных органов и организаций, осуществляющих политическое управление обществом и связанный с ними комплекс социально — политических отношений. Сюда также включаются и оппозиционные политические силы (партии, движения), каждая из которых имеет свою специфику.

    Сущность любой системы можно понять через анализ ее структуры и основных функций.

    Любая общественная система имеет в своей деятельности две оси ориентации:

    внутренняя ориентация — связана, либо с текущими, актуальными событиями, либо с долговременными потребностями и целями

    инструментальная ориентация — направлена на события как окружающей среды, так и на внутренние события;

    В соответствии с основными направлениями деятельности система политической власти выполняет в обществе выполняет функции:

    § Функции внешней ориентации:

    a) Адаптационная — политическое управление общественными процессами;

    b) Достижения цели — защита основных политических ценностей, поддерживаемых системой власти.

    § Функция внутренней ориентации:

    a) Интеграция и стабильность — обеспечение единства и согласованности действий всех институтов и органов власти;

    b) Воспроизводство структуры — обеспечение преемственности и стабильности в развитии системы власти.

    Функция политического управления общественными процессами есть сущность политики, в которой проявляется сознательная реализация целей государства и общества. Она проявляет себя в указах, законах, распоряжениях, исходящих от высшего политического руководства.

    Функция управления общественными процессами может осуществляться двумя основными методами:

    § Во-первых, непосредственным вмешательством и жесткой регламентацией политической властью социальных, экономических и идеологических процессов путем издания законов, декретов, указов и т.п.

    § Во-вторых, косвенным политическим воздействием, когда власть регулирует не сами общественные процессы, а факторы, влияющие на их развитие.

    Центральной функцией системы власти является защита основных политических ценностей. Основные группы ценностей, вокруг которых вращается вся политическая жизнь:

    1.национально — государственная безопасность и независимость;

    2.законность и общественный порядок;

    3.экономическое благосостояние и социальная справедливость;

    4. свобода, демократия, права и обязанности человека;

    Целостность системы политической власти обеспечивается единством и субординацией действий всех ее органов и институтов.

    Функция обеспечения преемственности и стабильности системы политической власти проявляется на двух уровнях:

    1. уровень высшего политико-государственного руководства, в лице которого персонифицируется политическая власть;

    2. общий уровень, охватывающий все политически дееспособное население.

    На высшем уровне преемственность и стабильность власти может обеспечиваться двумя путями:

    посредством наследования, когда власть переходит по родственному признаку;

    через систему выборов или назначений на высшее государственно — политические посты.

    Функции являются явными и социально-необходимыми, их существование связано с самим предназначением системы политической власти, порождено внутренней логикой ее развития.

    К важнейшим «латентным» (скрытым) функциям системы власти относятся:

    функция обеспечения социально-классового господства — социальные группы, выполняющие властные функции в социально дифференцированном обществе, всячески стремятся не только защитить интересы экономически господствующего класса, но и присвоить себе большую долю общественного богатства. Они всячески стремятся закрепить свое привилегированное положение. Здесь наблюдается два процесса:

    1. социальная группа, экономически господствующая в обществе, стремится обрести и политическую власть;

    2. лица, находящиеся у власти, неизбежно стремятся к материальному благополучию

    распространения и защиты личной политической власти — вытекает из особенности политической власти и неизбежно присутствует в любой политической системе, особенность политической власти в том, что она персонифицирована, т.е. воплощается в деятельности определенного лица, наделенного властными полномочиями. Чем выше уровень политического полномочия, тем больше у индивида возможностей для проявления и реализации своей воли.

    Для политика главной проблемой является, как власть удержать, распространить. Если политик не будит заботиться об обеспечении и защите собственной власти, он ее потеряет. Здесь возникает проблема, как амбивалентность — раздвоение воли политического руководителя:

    · он призван решать общественно необходимые задачи;

    · он должен думать о сохранении собственной власти.

    В соответствии с основными функциями можно выделить и основные элементы, составляющие структуры системы власти:

    Политическая практика свидетельствует, что наибольшей стабильностью обладают такие системы политической власти, где:

    1. Функции политического управления разделены между исполнительной и законодательной властью.

    2. Функции защиты основных политических ценностей исполняют:

    a) Судебная система,

    b) Федеральные и местные органы правопорядка,

    c) Общественно — политические ассоциации граждан,

    d) Независимые от государства средства массовой информации.

     

    3. Функции интеграции выполняют:

    a) Конституция страны,

    b) Основные законы субъектов федерации,

    c) Политические традиции.

    4. Преемственность власти обеспечивается избирательной системой на основе всеобщего избирательного права и многопартийности. Актуальной и подтвержденной исторической практикой эффективной деятельности политической власти является принцип разделения властей — по горизонтали и вертикали. Горизонтальное разделение властей предусматривает относительную независимость законодательной, исполнительной и судебной власти при решении конкретных вопросов и единство действий ради стратегических интересов общества.

    Разделение власти по вертикали также предполагает как четкое размежевание функций между властями разного уровня — центральной, региональной, местной, так и единство в реализации интересов всего общества. Для того чтобы политическая власть всех ветвей нормально и эффективно функционировала, необходима система сдержек и противовесов.

     

     

    megaobuchalka.ru

    19. Понятие, структура и виды власти. Особенности политической власти.

    Власть – это право и возможность регулировать отношения, создавать правила, осуществлять свою волю по отношению к другим.

    Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, целей и содержания деятельности государства.

    Политическая власть –означает способность и право одних осуществить свою волю в отношении других, управлять другими. Отличительными признаками политической власти является:

    -Верховенство, обязательность ее решений для всего общества и всех других видов власти

    -Всеобщность, т.е. публичность – политическая власть действует на основе права от имени всего общества

    -Легальность в использовании силы и других средств властвования

    -Моноцентричность – существование общего гос. центра принятия решений (система властных органов)

    -Широкий спектр для удержания и реализации власти

    Таким образом, политическая власть характеризуется способностью и возможностью для тех, кто ею обладает, проводить свою волю в руководстве и управлении всем обществом (государством), оказывать определяющее воздействие на поведение народных масс, мобилизировать на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами людей (для стабильности и общественного согласия).

    Основная функция политической власти – управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой.

    Формы политической власти:

    -Гос. политическая власть – появляется вместе с созданием института гос-ва. Носит императивный характер (повелительный, не дающий выбора). Ее предписания обязательны к исполнению всеми гражданами. Имеет монопольное право на использование принудительных методов и санкций. Делится на исполнительную, законодательную и судебную власть.

    -Общественно-политическая власть – не имеет императивного характера и не может обладать ресурсным потенциалом гос-ва. Ее предписания носят рекомендательный характер и распространяется не на всех граждан, а на участников определенных общественно-политических организаций. Партийная власть распространяется на членов политических партий, профсоюзная – профсоюз.

    Легитимация. Одной из основных специфических свойств политической власти является легитимность – «законность».

    Легитимность – согласие народа с властью, добровольное признание за ней право принимать обязательные решения.

    Типы легитимности (М. Вебер):

    -Традиционная – формируется на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти.

    -Рациональная – власть узаконена установленным демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении закона.

    -Харизматическая – власть основывается на вере масс в исключительные способности лидера (эмоциональный восторг населения).

    Легитимность полит.власти в современной России базируется, в первую очередь, на ожиданиях народа, связанных с личностью президента, установлением политической стабильности, демонстрации власти своих шагов, направленных на повышение уровня жизни населения, ускорением эконом. Развития страны, перераспределение денежных средств от богатых к бедным слоям населения.

    Еще одно направление легитимации власти – уменьшение разрыва между властью и народом, поддержка гражданского общества, работа с обращениями граждан.

    Рациональная легитимация – власть установленная законным путем (Конституция, подчинение законам). Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять.

    Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство. Легитимность в отличии от легальности, не является юридическим фактом, но социально-психологическим явлением.

    Любая власть, издающая законы и обеспечивающая их выполнение – легальна. Легитимность и легальность – разные понятия.

    studfiles.net

    Тема 2. Политическая власть

    1. Понятие, структура, виды власти. Особенности политической власти.

    2. Роль и функции власти в системе социальных отношений.

    3. Ресурсы власти и мотивы подчинения.

    4. Легитимность политической власти.

    1. Понятие, структура, виды власти. Особенности политической власти.

    Среди множества научных определений понятия «политика» центральной является следующая дефиниция: Политика это деятельность, направленная на государственную власть с целью ее приобретения, распределения, удержания и использования в тех или иных интересах и целях. Иначе говоря, категория «власть» в политологии имеет такое же фундаментальное значение, как понятие «энергия» в физике или «деньги» в экономике. Поэтому ясность и определенность в понимании смыслового значения терминов «власть» вообще и «политическая власть» в особенности является необходимой предпосылкой и условием для успешного изучения курса «Политология». Явления власти хорошо известны всем. В своей жизни мы постоянно сталкиваемся с нею, наблюдаем ее и говорим: о власти родителей над детьми или наоборот; о власти декана над студентами; о власти офицера над солдатами; о власти природы, страха, любви, традиций, привычек, общественного мнения, религии, политической партии, народа, мафии, государства и т.д. Наблюдая и анализируя эти явления, нетрудно заметить и сделать следующие выводы:

    1. Власть – это всегда и в первую очередь есть отношение между людьми, характеризуемое господством и подчинением, приказом и исполнением его. Она возникает как отношение и не существует вне отношений. Власть невозможна без подчинения;

    2. Фундаментальная особенность всех человеческих сообществ состоит в том, что власть здесь присутствует всегда и повсюду. Она неустранима из социальной реальности.

    3. Власть и властные отношения – это объективно необходимый фактор, без которого невозможно существование общества.

    Существуют общие, универсальные определения власти, которые относятся к любым общественным отношениям, где одни диктуют поведение другим и управляют ими. Одно из такого рода определений, считающееся в современной политологии классическим, сформулировал немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920): «Власть есть любая возможность проводить (осуществлять) внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на чем такая возможность основана».

    В структуру власти входят следующие компоненты: субъект, объект, ресурсы, процесс властвования, социальные нормы, санкционирующие властные отношения.

    Субъект и объект — непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный индивид, социальная группа, общность людей, например, местное сообщество или народ, организация, международное сообщество. Главным качеством субъекта власти является воля к власти. Однако для большинства людей власть сама по себе не является ценностью. Они не испытывают психологического удовольствия от обладания властью. Многие из них, оказавшиеся политическими лидерами, даже испытывают неловкость от того, что они распоряжаются сотнями тысяч себе подобных. Для такого типа людей стремление к власти имеет инструментальный характер, то есть служит средством достижения других целей, например получения высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий, самоутверждения.

    В то же время в каждом обществе есть люди, для которых власть является не средством для чего-то, а самоцелью, ценностью в себе. Командование другими, сознание тою, что от тебя зависят судьбы многих людей, приносит им высочайшее наслаждение. В данном случае стремление индивида к власти и особенно обладание властью нередко выполняют для него функцию субъективной компенсации собственной неполноценности. Для этой типа личности характерна чрезмерная, порой патологическая, воля к власти «ради нее самой», что представляет серьезную опасность для окружающих. Масштабы этой опасности прямо пропорциональны широте распространения власти данного субъекта. Поэтому политические психологи рекомендуют, что власть лучше доверять тому, кто ею хотя бы отчасти тяготится.

    Объект власти воплощает относительно пассивное начало во властных отношениях. Главным качеством объекта власти является готовность к подчинению. Подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного подчинения. Власть невозможна без подчинения. Если подчинения нет, нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей к властвованию и даже мощными ресурсами принуждения. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых оппозицией как средство ненасильственной борьбы против диктаторских режимов.

    Процесс властвования возникает тогда, когда все компоненты врасти приводится в движение. Процесс властвования характеризуется, прежде всего, способами, механизмами властвования. Существуют два основных способа властвования:

    1. политическим мобилизацияпобуждение объекта к угодным субъекту власти активным действиям;

    2. политическая демобилизация — обеспечение бездействия подвластных, нейтрализация, блокирование нежелательных для власти видов их поведения.

    Возможны различные варианты классификации власти.

    1. В зависимости от ресурсов, на которых власть основывается, она делится на экономическую, социальную, информационную, силовую и т.д.

    2. По сферам проявления различают государственную власть, партийную, церковную, военную и т.д. Государственная власть в отличие от других видов политической власти характеризуется верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти и легальностью использования насилия в пределах территории государства;

    3. В зависимости от широты распространения выделяют власть международных организаций, центральную, региональную и местную (локальную) власти.

    4. В зависимости от функций властных органов власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.

    5. По способам взаимодействия субъекта и объекта различают демократическую, авторитарную и тоталитарную власти.

    Различные виды общественной власти находятся в сложном взаимодействии. Властвующая элита в любой крупной организации (государство, партия, профсоюз, корпорация и т. д.) имеет тенденцию отрываться от инертных «масс», противопоставлять себя рядовым членам. Она образует более или менее закрытую группу, преследующую в основном свои собственные интересы. Эту тенденцию немецкий социолог Роберт Михельс сформулировал как «железный закон олигархизации». Иерархическая структура власти, развиваясь по своим внутренним законам, воспроизводит олигархические тенденции в расширяющихся масштабах. Одна из таких тенденций заключается в том, что олигархия хочет себя увековечить. Для этого она стремится к расширению своей власти, концентрируя в своих руках вес больше функции и ресурсов организации. Подобный процесс можно назвать законом накопления власти, который наиболее полно может проявляться на уровне государства в виде постоянною расширения государственного контроля над обществом вплоть до его поглощения. Государственная власть всегда испытывает великий соблазн сосредоточить в своих руках как можно большие ресурсы, вобрать в себя иные виды власти, в первую очередь экономическую, информационную, идеологическую, что приводит в различных вариантах к огосударствлению экономическую, ликвидации независимых СМИ, подавлению инакомыслия и т. д. (абсолютные монархии, тирании, олигархии, тоталитарные государства).

    Высшим, наиболее развитым видом политической власти является государственная власть, которая характеризуется следующими дополнительными признаками:

    — отдаленность от общества, выраженная в существовании особого класса лиц и аппарата управления, осуществляющих властную волю;

    — суверенитет, т.е. статус верховной власти на определенной территории;

    — централизованность и всеобщность;

    — монополия на легальное применение силы с целью принуждения;

    — максимальный объем ресурсов.

    studfiles.net