Особенности цивилизаций доколумбовой америки – Индейские народы доколумбовой Америки | История Латинской Америки с древнейших времен до начала XX века | Марчук Н.Н.

Содержание

Доколумбова Америка (ацтеки, майя, инки)

В своём развитии Америка сильно отличалась от Европы, Азии и Африки: ведь она была почти изо­лирована от них. Но здесь тоже возникли государ­ства, расцвели цивилизации майя, ацтеков и инков, достигшие значительных успехов в ремёслах, нау­ках, архитектуре и искусстве.

Люди пришли в Америку около 25-40 тыс. лет назад из Северо-Восточной Азии. Постепенно они про­двигались к югу, осваивая огромные террито­рии. Редкие контакты с Европой не сыграли важной роли ни для Америки, ни для Евро­пы. Когда в 1492 г. Колумб достиг Америки, её населяло множество племён с разным уров­нем развития; некоторые из них создали высо­коразвитые цивилизации, самые известные из которых — цивилизации майя, ацтеков и инков. Каждая из них не только опиралась на собственные достижения, но и усваивала культурные традиции покорённых народов.

Колумб решил, что находится рядом с Индией, и назвал мест­ных жителей индейцами. Позже Америка получила ещё одно на­звание —

Новый Свет (в отличие от Старого Света — Европы, Азии и Африки).

По уровню развития государства доко­лумбовой Америки сопоставимы с Древним Востоком. В них использовался труд рабов, но преобладали свободные земледельцы и ремесленники, объединённые в общины. Уси­ливалась власть правителей, опиравшихся на чиновников. Большим влиянием пользова­лись жрецы.

Пирамида майя. Чичен-Ица

Основным занятием было земледелие, в котором и майя, и ацтеки, и инки достигли высокой эффективности, несмотря на отсут­ствие тяглового скота и самые простые ору­дия труда. Они умело учитывали особенности климата и почвы, создавали

террасы для посевов на горных склонах, орошали засуш­ливые земли и осушали болота. Ацтеки соз­давали в озёрах насыпные острова-грядки. Индейцы выращивали кукурузу, картофель, томаты, какао и хлопок.

Ни одна цивилизация доколумбовой Аме­рики не знала таких широко применявшихся в Старом Свете достижений, как колесо, гон­чарный круг, выплавка железа. Из золота, серебра и меди индейцы делали украшения и предметы религиозного культа. Крупных животных приручили только инки — они раз­водили ламу, которую использовали для пере­возки грузов и получения шерсти.

Майя, ацтеки и инки придержи­вались разных языческих религий, но у их верований было много общего. Их божества были тесно связаны с небом, небесными тела­ми и явлениями природы, поэтому астрономические наблюдения и календарные вычисления стали частью религиозных обрядов и выполнялись очень тщательно и с поразительной точностью. Свя­щеннодействия сопровождали все повседневные дела. Важную роль играли человеческие жертвопри­ношения.

Государство Майя и Ацтеков

В VII-VIII вв. на полуострове Юкатан в Центральной Аме­рике достигла расцвета цивилизация майя. В их городах-государствах (Паленке, Чичен-Ица и др.) процветали ремёсла, науки и искус­ство. Но позже междоусобные войны ослаби­ли их.

К северу от Юкатана в XIV-XV вв. могу­щественное государство создали ацтеки. Они подчинили окрестные племена. Власть прави­теля ацтеков усилилась и распространилась на всю центральную часть нынешней Мекси­ки. В их столице Теночтитлан насчитывалось до 100 тыс. жителей.

Поражает техника каменного строитель­ства майя и ацтеков. Его лучшие образцы — храмы в виде пирамид и дворцы правителей, а также поля для ритуальной игры в мяч.

У майя сложилась система письма на осно­ве иероглифов, дополнявшихся картинками. У ацтеков рисуночное письмо с элементами иероглифов известно с XIV в. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Мачу-Пикчу. Развалины города инков
Ритуальный двуглавый змей ацтеков (слева) и ритуальный золотой нож инков (справа)

Держава инков

На западе Южной Америки могущественное государ­ство создали инки. С XII в. инки под­чиняли себе соседей. Со временем здесь возникло государство с сильной цент­ральной властью. Его вождь считался потомком Солнца и носил титул

Верхов­ный инка. Держава инков протянулась с севе­ра на юг почти на 5000 километров и поко­рила множество народов. Мощёные дороги с навесными мостами и тоннелями соединяли столицу город Куско с окраинами.

Правителю принадлежала вся земля в госу­дарстве. Он сам получал урожай с «полей Вер­ховного инки», а жрецы — урожай с «полей Солнца». Урожай с остальных земель распре­делялся между всеми.

Инки создали узелковое письмо кипу (что означает «узел»). Кипу — это шнурок (или палка) с привязанными к нему разноцветны­ми шнурками с узелками. С помощью кипу можно было оживить в памяти важную инфор­мацию (например, по сбору налогов).

На этой странице материал по темам:
  • Доклад доколумбовой америки ацтеки

  • Государства доколумбовой америки доклад с картинками

  • Искусство доколумбовой америки доклад кратко

  • Доклад страна майя кратко

  • Майя инки ацтеки реферат

Вопросы по этому материалу:
  • Как была заселена доколумбова Америка?

  • Какие цивилизации возникли в Америке?

  • Что препятствовало установле­нию тесных связей между цивили­зациями Америки?

  • В чём отличительные черты каж­дой из древних цивилизаций Америки?

  • В чём сходство и различия в развитии государств доколумбо­вой Америки?

  • Какие практические потребности народа майя могли способствовать развитию знаний в области математики?

doklad-referat.ru

Лекция . Культура доколумбовой Америки

К тому времени, когда Колумб «открыл» Америку (1492), она была населена множеством индейских племен и этносов, большинство из которых находилось на первобытной стадии развития. Однако некоторые из них, жившие в Мезоамерике (Центральная Америка) и Андах (Южная Америка), достигли уровня высокоразвитых древних цивилизаций, хотя намного отставали от Европы; последняя к тому времени переживала расцвет эпохи Возрождения.

Встреча двух миров, двух культур и цивилизаций имела для встретившихся сторон разные последствия. Европа позаимствовала многие достижения индейских цивилизаций, в частности, именно благодаря Америке европейцы начали употреблять картофель, томаты, кукурузу, бобы, табак, какао, хинин. В целом же после открытия Нового Света развитие Европы значительно ускорилось. Совсем иначе сложилась судьба древнеамериканских культур и цивилизаций; развитие некоторых из них фактически прекратилось, а многие вообще исчезли с лица земли.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что на Американском континенте не было своих очагов формирования древнейшего человека. Заселение этого континента людьми началось в эпоху позднего палеолита -примерно 30-20 тысяч лет назад — и шло из Северно-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Дальнейшая эволюция возникавших сообществ прошла все известные этапы и имела как сходства, так и отличия от других континентов.

Примером высокоразвитой первобытной культуры Нового Света может служить так называемая ольмекская культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива в 1 тыс. до н. э. В отношении данной культуры многое остается неясным и загадочным. В частности, не известен конкретный этнос — носитель (название «ольмекская» является условным) данной культуры, не определена общая территория ее распространения, а также особенности общественного уклада и т. д.

Тем не менее имеющиеся археологические сведения позволяют говорить о том, что в первой половине I тыс. до н. э. населявшие Вераскус и Табаско племена достигли высокого уровня развития. У них появляются первые «ритуальные центры», они строят пирамиды из самана и глины, сооружают памятники монументальной скульптуры. Примером таких памятников выступали огромные антропоморфные головы весом до 20 т. Широкое распространение получают рельефная резьба по базальту и нефриту, изготовление топоров-кельтов, масок и статуэток. В 1 веке до н. э. появляются первые образцы письменности и календаря. Сходные культуры существовали в других районах .континента.

Древние культуры и цивилизации сложились к концу I тыс. до н. э. и существовали до XVI века н. э. — до прихода европейцев. В их эволюции обычно выделяют два периода: ранний, или классический (I тыс. н. э.), и поздний, или постклассический (X — XVI века н. э.).

К числу наиболее значительных культур Мезоамерики классического периода относится теотихуаканская, возникшая е Центральной Мексике. Сохранившиеся руины Теотихуакана — столицы одноименной цивилизации — свидетельствуют о том, что это был политический, экономический и культурный центр всей Мезоамерики с населением 60 — 120 тысяч человек. Наиболее успешно развивались в нем ремесла и торговля. Археологи обнаружили в городе около 500 ремесленных мастерских, целые кварталы иноземных коммерсантов и «дипломатов». Изделия мастеров встречаются почти по всей Центральной Америке.

Примечательно, что практически весь город был своеобразным архитектурным памятником. Его центр был тщательно спланирован вокруг двух пересекающихся под прямым углом широких улиц: с севера на юг- проспект Дорога Мертвых длиной свыше 5 км, а с запада на восток — безымянный проспект длиной до 4 км.

На северном конце Дороги Мертвых возвышается огромных силуэт Пирамиды Луны (высота 42 м), сложенной из кирпича-сырца и облицованной вулканическим камнем. На другой стороне проспекта располагается еще более грандиозное сооружение — Пирамида Солнца (высота 64, 5 м), на вершине которой когда-то стоял храм. Место пересечения проспектов занимает дворец правителя Теотихуакана — «Цитадель», представляющий собой комплекс построек, куда входил храм бога Кецалькоатля — Пернатого Змея, одного из главных божеств, покровителя культуры и знаний, бога воздуха и ветра. От храма сохранилось лишь его пирамидальное основание, состоящее из шести уменьшающихся каменных платформ, как бы поставленных друг на друга. Фасад пирамиды и балюстрада парадной лестницы украшены скульптурными головами самого Кецалькоатля и бога воды и дождя Тлалока в образе бабочки.

Вдоль Дороги Мертвых находятся остатки еще десятков храмов и дворцов. Среди них — реконструированный сегодня прекрасный Дворец Кецальпапалотля, или Дворец Пернатой Улитки, стены которого украшены фресковой живописью. Прекрасные образцы такой живописи имеются также в Храме Земледелия, который изображает богов, людей и животных. Оригинальными памятниками рассматриваемой культуры являются антропоморфные маски из камня и глины. В III -V1I веках широкое распространение получают изделия из керамики — цилиндрические сосуды с живописной росписью или резным орнаментом — и терракотовые статуэтки.

Наивысшего расцвета культура Теотихуакана достигла к началу VII века н. э. Однако уже в конце того же века пре­красный город внезапно гибнет, уничтоженный гигантским пожаром. Причины этой катастрофы до сих лор остаются невыясненными — скорее всего в результате нашествия воинствующих варварских племен Северной Мексики. Культура ацтеков

После гибели Теотихуакана Центральная Мексика надолго погрузилась в смутные времена межэтнических войн и междоусобиц. В результате многократных смешений местных племен с пришлыми — сначала с чичемеками, а затем теночки-аитеками — в 1325 г. на пустынных островах озера Тескоко была основана столица ацтеков Тепочтитлан. Возникший город-государство быстро разрастался и к началу XVI века превратился в одну из самых мощных держав Америки — знаменитую империю ацтеков с огромной территорией и населением 5-6 млн. человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива.

Сама столица — Теночтитлан — стала большим городом с населением 120 — 300, тысяч жителей. С материком этот островной город связывали три широкие каменные дороги-дамбы. По свидетельству очевидцев, столица ацтеков была прекрасным, хорошо спланированным городом. Его ритуально-административный центр представлял собой великолепный архитектурный ансамбль, куда входил обнесенный стенами «священный участок», внутри которого располагались главные городские храмы, жилища жрецов, школы, площадка для ритуальной игры в мяч. Рядом находились не менее великолепные дворцы правителей ацтеков.

Основой экономики ацтеков было земледелие, а главной возделываемой культурой — кукуруза. Следует подчеркнуть, что именно ацтеки стали первыми выращивать какао-бобы и помидоры; они являются авторами слова «томаты». На высоком уровне находились многие ремесла, особенно чеканка по золоту. Когда великий Альбрехт Дюрер в 1520 г. увидел ацтекские изделия из золота, он заявил: «Никогда в жизни я не видел ничего, что взволновало бы меня так глубоко, как эти предметы».

Самого высокого уровня достигла духовная культура ацтеков. Этому во многом способствовала эффективная система образования, включавшая два типа школ, в которых обучалось мужское население. В школах первого типа воспитывались мальчики из высшего слоя, кому предстояло стать жрецом, сановником или военачальником. В школах второго типа учились мальчики из простых семей, где их готовили к сельскохозяйственным работам, ремеслам и военному делу. Учеба в школе была обязательной.

Система религиозно-мифологических представлении и культов ацтеков была довольно сложной. У истоков пантеона находились прародители — бог-творец Ометекутли и его божественная супруга. Среди действующих главным божеством выступал бог Солнца и войны Уицилопочтли. Война являлась формой поклонения данному богу и была возведена в культ. Особое место занимал бог Синтеобль — покровитель плодородия кукурузы. Защитником жрецов был владыка Кеиалькоатль. Богом торговли и покровителем торговцев выступал Йакатекухали. Вообще же богов было множество. Достаточно сказать, что каждый месяц и каждый день в году имели своего бога.

Весьма успешно развивалась наука. В ее основе лежала философия, которой занимались мудрецы, пользовавшиеся большим уважением. Ведущей наукой была астрономия. Ацтекские звездочеты свободно ориентировались в звездной картине неба. Удовлетворяя потребности сельского хозяйства, они разработали довольно точный календарь, учитывающий положение и движение звезд на небе.

Ацтеки создали высокоразвитую художественную культуру. Среди искусств значительных успехов достигла литература. Ацтекские писатели создавали дидактические трактаты, драматические и прозаические произведения. Ведущее положение занимала поэзия, включавшая в себя несколько жанров: воинские поэмы, стихи о цветах, весенние песни. Наибольшим успехом пользовались религиозные стихи и гимны, которые пелись в честь главных богов ацтеков.

Не менее успешно развивалась архитектура. Помимо уже названных выше прекрасных ансамблей и дворцов столицы, великолепные архитектурные памятники были созданы и в других городах. Однако практически все они были разрушены испанскими конкистадорами. К числу удивительных творений относится недавно обнаруженный храм в Малиналько. Этот храм, имевший форму традиционной ацтекской пирамиды, примечателен тем, что весь он был высечен прямо в скале. Если учесть, что ацтеки пользовались одними только каменными орудиями, то можно представить себе, каких гигантских усилий потребовало сооружение данного храма.

В 80-е годы нашего века, в результате землетрясений, земляных работ и раскопок в самом центре Мехико был открыт Главный храм ацтеков — «Темпло Майор». Вскрыты также святилища главного бога Уицилопочтли и бога воды и дождя, покровителя земледелия Тлалока. Обнаружены остатки настенной живописи, образцы каменной скульптуры. Среди найденного особо выделяется круглый камень диаметром более 3 м с барельефным изображением богини Койолыыаухки — сестры Уицилопочтли. В глубоких ямах-тайниках сохранились каменные фигурки богов, кораллы, раковины, керамические изделия, ожерелья и т. д. Наивысшего расцвета культура и цивилизация ацтеков достигли в начале XVI века. Однако вскоре этому цветению был положен коней. Испанцы захватили Теночтитлан в 1521 г. Город был разрушен, и на его руинах вырос новый город — Мехико, ставший центром колониальных владений европейских завоевателей.

Лекция. Цивилизация майя

Культура и цивилизация майя стали еще одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I — XV веках н. э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Современный исследователь этого региона Г. Леман назвал майя «самой завораживающей из всех цивилизаций древней Америки».

Действительно, все связанное с майя окутано тайной и загадкой. Тайной остается их происхождение. Загадкой является их выбор места поселения — труднопроходимые джунгли Мексики. Одновременно загадкой и чудом представляются взлеты и падения в их последующем развитии.

В классический период (I — IX века н. э.) развитие цивилизации и культуры майя идет по крутой восходящей. Уже в первые века нашей эры они достигают высочайшего уровня и удивительного совершенства в архитектуре, скульптуре и живописи. Возникающие крупные и многолюдные города становятся центрами ремесленного производства, отмеченного настоящим расцветом расписной керамики. В это время майя создают единственную в Америке развитую иероглифическую письменность, о чем свидетельствуют надписи на стелах, рельефах, предметах мелкой пластики. Майя составили точный солнечный календарь, успешно предсказывали солнечные и лунные затмения.

Основным видом монументальной архитектуры был пирамидальный храм, устанавливаемый на высокой пирамиде — до 70 м. Если учесть, что вся постройка воздвигалась на высоких пирамидальных холмах, то можно представить, каким величественным и грандиозным выглядит все сооружение. Именно таким предстает Храм Надписей в Паленке, служивший гробницей правителя, подобно пирамидам Древнего Египта. Все сооружение покрыто иероглифическими рельефными надписями, которые украшают стены, склеп, крышку саркофага и другие объекты. К храму ведет крутая лестница с несколькими платформами. В городе имеются еще три пирамиды с храмами Солнца, Креста и Лиственного Креста, а также дворец с пятиэтажной квадратной башней, служившей, видимо, обсерваторией; на верхнем этаже сохранилась каменная скамья, на которой сиживал звездочет, вглядываясь в далекое небо. Стены дворца также украшены рельефами, изображающими военнопленных.

В VI —I веках наивысших успехов достигают монументальная скульптура и живопись майя. Скульптурные школы Паленке, Копана и других городов добиваются редкого мастерства и тонкости при передаче естественности поз и движений изображаемых персонажей, каковыми обычно выступают правители, сановники и воины. Удивительным мастерством отличается также мелкая пластика — особенно небольшие статуэтки.

Сохранившиеся образцы живописи майя поражают изяществом рисунка и богатством цвета. Знаменитые фрески Бонампака являются признанными шедеврами живописного искусства. Они рассказывают о военных сражениях, изображают торжественные церемонии, сложные ритуалы жертвоприношения, грациозные танцы и т. д.

В IX — X веках большинство городов майя было разрушено вторгшимися племенами тольтеков, однако в XI веке культура майя вновь возродилась на полуострове Юкатан и в горах Гватемалы. Основными ее центрами становятся города Чичен-Ица, Ушмаль и Маялан.

Наиболее успешно по-прежнему развивается архитектура. Одним из замечательных архитектурных памятников постклассического периода является пирамида Кукулькана — «Пернатого змея» в Чичен-Ице. На вершину девятиступенчатой пирамиды, где расположен храм, ведут четыре лестницы, окаймленные балюстрадой, которая внизу начинается прекрасно выполненной змеиной головой и в виде змеиного тела продолжается до верхнего этажа. Пирамида символизирует календарь, ибо 365 ступеней ее лестниц соответствуют числу дней в году. Она примечательна, кроме того, и тем, что внутри нее находится еше одна девятиступенчатая пирамида, в которой имеется святилище, а в нем — изумительный каменный трон, изображающий ягуара.

Весьма оригинальной является также пирамида «Храм волшебника» в Ушмале. Она отличается от всех других тем. что в горизонтальной проекции имеет овальную форму.

К середине XV; в’ека культура майя вступает в тяжелый кризис и приходит в упадок. Когда испанские завоеватели вступили в начале XVI века в майяские города, многие из них оказались покинутыми своими обитателями. Причины такого неожиданного и грустного финала процветавшей культуры и Цивилизации остаются загадкой.

studfiles.net

Индейские народы доколумбовой Америки | История Латинской Америки с древнейших времен до начала XX века | Марчук Н.Н.

ЧАСТЬ I. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Тема 1. Индейские народы доколумбовой Америки.

Актуальные проблемы древнейшей истории Латинской Америки в зарубежной и отечественной историографии. Цивилизационный и формационный подходы.

Кочевые племена охотников, рыболовов и собирателей.

Оседлые племена примитивных земледельцев.

Древнейшие и древние цивилизации индейских народов: общее и особенное.

Как говорилось выше, принципиальную несхожесть англо-пуританской (буржуазной) и иберо-католической (феодальной) колонизаций Нового Света многие историки объясняли исконно либеральным тезисом о различиях между колонизаторами, в том числе между суровостью протестантов и любовью католиков к туземным народам. Такой подход для непосвященного взгляда кажется вполне рациональным. Но если вдуматься, он может внушать лишь один вывод что все зависит от того, кем колонизуется страна, и что народам Ибероамерики, в отличие от Америки Северной, просто не повезло с колонизаторами.

Чтобы удостовериться в убогости такого умозаключения, достаточно соприкоснуть его с реальной, а не виртуальной исторической действительностью. Но прежде, чем проделать это, давайте решим один из важнейших вопросов методологии познания каким образом надо подходить к этой исторической действительности?

Когда задаешь студентам вопрос Кому из историков лучше удается познать действительность тем, кто копает ее глубоко, но узко, или же тем, кто изучает ее широко, но поверхностно?, то, как правило, слышишь в ответ: Глубоко, хотя и узко. А между тем еще 5 тыс. лет до н.э. древние индийцы поведали всем последующим поколениям людей великую мудрость в форме философской басни, которая повествует о том, как к группе слепых мудрецов подвели слона и попросили на ощупь определить, что это такое. Далее один мудрец потрогал ногу слона и заявил: Это дерево. Другой ощупал хвост слона и сказал: Это змея Басня учит, что нельзя познать целое по отдельной его части. Даже если ощупать каждый квадратный миллиметр, рассмотреть в микроскоп каждую клетку, невозможно определить предмет исследования, не зная, что перед нами хвост слона.

А теперь вспомните, много ли тем при изучении истории в школе Вы прошли по Латинской Америке?

Я подскажу Вам, что в идеальном случае (т.е. если учитель укладывался в программу) с Латинской Америкой Вы должны были встретиться дважды: в теме Великие географические открытия — с культурами майя, ацтеков и инков, а с Симоном Боливаром в теме Война за независимость Испанской Америки.

А много ли Вы узнали в школе об истории Азии и Африки? Но ведь в Азии, Африке и Латинской Америке проживает 80% всего человечества. Зато Вы не хуже французов знаете, что такое жакерия и кто такие Жанна Д’Арк, Робеспьер или Наполеон. Думаю, что не хуже англичан, американцев или немцев Вы также знаете многие сюжеты их истории. Вот и получается, что вместо всемирной истории мы на самом деле познаём в лучшем случае историю золотого миллиарда, 20% человечества, т.е. именно как в древнеиндийской басне вместо слона трогаем его ногу, получаем дерево и остаемся очень довольными добытыми знаниями.

И только специфика Российского университета дружбы народов наличие большого числа студентов из Азии, Африки и Латинской Америки привела в начале 70-х годов к тому, что здесь историкам примерно в равном количестве часов стали преподать историю как ведущих держав мира, так и мировой периферии. В итоге, даже если я специализировался, скажем, на Латинской Америке, у меня вольно или невольно возникали сопоставления с Азией или Африкой, и это часто уберегало от скоропалительных выводов.

Возвращаясь к убогости умозаключения, в соответствии с которым результаты колонизации зависят от колонизаторов, поведаю Вам, что многолетний опыт работы с латиноамериканскими студентами в РУДН позволил мне провести весьма любопытное наблюдение: попадая к нам после своей средней школы, где именно так учат истории Ибероамерики, эти студенты убеждены, что, будь их страны колонизованы не «отсталыми» испанцами или португальцами, а «передовыми» англичанами, голландцами или французами, то сегодня они находились бы на уровне развития никак не ниже США или Канады. И это несмотря на то, что по соседству с их странами находятся более отсталые, но именно бывшие колонии Англии Гайана, Ямайка и др., Франции Гаити, Голландии Суринам. Впрочем, еще одно достоинство РУДН всегда состояло в том, что, дабы рассеять иллюзии, мне даже не приходилось вступать с латиноамериканцами в прямую полемику. Мне просто было достаточно дать высказаться индийским, африканским и другим студентам, которые знакомы с благами англо-пуританской или иной передовой колонизации не понаслышке.

А теперь соприкоснём указанное умозаключение с реальной исторической действительностью. В самом деле, если кат

www.indiansworld.org

Доколумбовая Америка | Древние цивилизации: голоса из глубины веков

Древние развитые цивилизации Доколумбовой Америки

Когда на телевидении или в прессе создают сюжеты или статьи на тему: древние цивилизации, фото в качестве наглядных визуальных материалов чаще всего берут либо из Египта, либо из Америки. Это не случайно – цивилизации Доколумбовой Америки представляют собой уникальный, оригинальный и необычный для европейского восприятия пример культурного развития. Причём высокого уровня цивилизационного развития достигали не только хорошо известные государственно-этнические образования (маяй, инки, ацтеки), но и множество других государств, названия которых не на слуху.

Например, сразу несколько подобных цивилизаций существовало на территории современного Перу. Сразу две из них, Мочика и Виска, создавали монументальные ступенчатые пирамиды – на руинах первой из них найдено сразу две пирамиды, высота которых составляла около 140 метров. Причём, что характерно, американские цивилизации довольно быстро сменяли одна другую, существуя в среднем по несколько столетий, а затем либо полностью исчезая, либо вливаясь в следующее общество. Наиболее известны, конечно, канонические цивилизации Доколумбовой Америки, самой могущественной из которых на момент открытия континента европейцами были ацтеки. Они за двести лет создали в Центральной Америке настоящую империю, символом которой до сих пор остаются монументальные постройки Теночтитлана на месте современного Мехико и кровавые человеческие жертвоприношения.

 

Ритуальные убийства вообще были особенностью религиозной и культурной жизни почти всех американских цивилизаций.

 

Эти убийства означали приношения божествам, от которых зависело не только благополучие людей, но и сохранность всего мироздания. Масштабы человеческих жертвоприношений в настоящее время бурно обсуждаются учёными, идут споры вокруг числа жертв. Например, считалось, что без священной человеческой крови не будет восходить солнце и на мир опустится вечная ночь. Максимальная оценка, гласящая, что жертв каждый год насчитывались тысячи и десятки тысяч, скорее всего, является преувеличением, однако одна только ацтекская цивилизация приносила как минимум несколько десятков человеческих жертв ежегодно.

Майя – это не только календарь

Не обходилась без человеческих жертв и другая знаменитая американская цивилизация, майя, находившаяся на мексиканском полуострове Юкатан и достигшая расцвета в III-IX веках нашей эры. Хотя истоки данной цивилизации историки находят ещё в городских поселениях, сформировавшихся на рубеже III-II тысячелетий до нашей эры. Да и окончательная утрата майя государственности произошла лишь в XVI веке – сохранившиеся древние цивилизации, осколки великой империи майя, дожили до прихода испанских конкистадоров. Так что в плане долгожительства майя являются самой продолжительной из классических цивилизаций Доколумбовой Америки – ацтеки просуществовали только 200 лет, инки примерно 500 лет.

Майя создали в тропических джунглях Юкатана удивительную цивилизацию густонаселённых каменных городов, соединённых вымощенными дорогами. Для традиционного евразийского варианта возникновения цивилизаций майя и прочие «американцы» являются чем-то непостижимым – эти цивилизации рождались не по берегам или долинам крупных рек. В джунглях не было недостатка в воде, так что реки им были не так жизненно необходимы. Напротив, самая большая река в мире, Амазонка, не имела прямого отношения ни к одной из доколумбовых цивилизаций.

Характерной чертой майанской цивилизации для современного человека являются пирамиды в целом и знаменитая пирамида Кукулькана в частности. Этот храмовый комплекс был посвящён местному божеству Кукулькану и располагался в столице майа, городе Чичен-Ица. Ступенчатая пирамида с храмом-жертвенником на вершине, высота которой составляет 30 метров, а длина каждой стороны 55 метров, это не просто храм, это настоящая модель мироздания в понимании майя. Так как она разделена на 18 пролётов, по числу месяцев священного календаря и построена с учётом положения солнца в дни зимнего и солнечного солнцестояния. Суммарное число ступеней всех четырёх лестниц пирамиды составляет 364, а дополнительной ступенью является храм-жертвенник.

К тому же пирамиды майя служили гробницами для местных правителей. Долгое время учёные не могли доказать подобное использование пирамид, пока в пирамиде города Паленка не была обнаружена погребальная камера одного из правителей майя VII века. Так что представление о том, что пирамиды в Доколумбовой Америке использовали лишь для того, чтобы приносить на них человеческие жертвы, является довольно примитивным.

До сих пор не известно, что явилось причиной заката цивилизации майя – хотя мелкие майанские государства сохранились до начала колонизации Америки европейцами, но сама империя перестала существовать в начале X столетия. Археологи рисуют картину довольно быстрого оставления городов населением и их быстрого запустения. Возможно, причиной тому стали битвы древнего мира, тем более, что в Америке древняя история была особенно кровавой, войны между отдельными государствами и народами шли постоянно.

Однако более вероятным представляется экологический фактор, вызвавший кризис цивилизации. Видимо, в определённый момент растущее население просто перестало получать достаточно продовольствия. Это могло быть вызвано чередой засух, приведших к нарушению баланса в тропической экосистеме. Катастрофа могла быть спровоцирована и непродуманной хозяйственной деятельностью самих майя – постоянным вырубанием лесов и истощением почвы в ходе земледельческого цикла.

Александр Бабицкий


Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru