Основы валеологии и санологии что это – Валеология и санология, определение, сущность и предмет их изучения. — КиберПедия

Санология и валеология

В конце ХХ в. валеологии как научному направлению, поставившему в центр своих научных интересов индивидуальное здоровье, исполнилось 20 лет. В 1980 г. И.И. Брехман впервые высказал идею о необходимости выделения здоровья индивида в качестве предмета исследования, в 1982 г. Пережив период непризнания, сегодня валеология стала популярной. Ей посвящены тысячи публикаций и несколько десятков монографий, термин «валеология» известен врачам, педагогам, психологам и психиатрам, специалистам по физическому воспитанию и др. Появившись в медицине, валеология быстро перешагнула рамки медицинской науки и стала метанаукой, сформировав несколько научных направлений со своими собственными предметами исследования. В медицине – это механизмы индивидуального здоровья, возможности управления этими механизмами, в педагогике – закономерности вовлечения личности в процесс собственного здравостроительства. Именно это обстоятельство – наличие своего предмета исследования – явилось основанием для выделения медицинской и педагогической валеологии в самостоятельные научные дисциплины. На стадии оформления находится и психовалеология.

Основные задачи данной работы заключаются в общем рассмотрении таких явлений отечественной науки, как санология и валеология, а также основных подходов к рассмотрению категории здоровья.

В конце ХХ века Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предложила некую интегральную концепцию развития медицины, основная идея которой заключается в том, что в XXI веке медицина должна перейти от «защитно-оборонительных» позиций к «социально-констуктивным», связанным с созиданием самого здоровья и активного долголетия людей.

При этом принципиально должна измениться и роль врача. Из «лечащего болезни» он должен стать «конструктором здоровья», а «медицина болезней» должна превратиться в «медицину здоровья». [7]

Реализуя поставленные задачи отечественная медицина уже с 70-х годов ведет разработки в подобном направлении. В эти же годы академик Ю.П. Лисицин, возглавляющий исследования этого направления, предлагает определить его понятием «санология» («санус» – лат. здоровый).

Он пишет: «Санология – наука об общественном здоровье, которое мы рассматриваем с двух позиций: 1) здоровья населения или санитарного состояния, измеряемого медико-статистическими общепринятыми показателями; 2) общеисторической (социологической), отражающей одно из состояний, качество общества, его функцию по охране и улучшению здоровья людей.» [3]

Вряд ли целесообразно оспаривать значение санологии для любого государства, особенно государства демократической ориентации, которое связывает свое существование с решением одной из основных задач – обеспечение здоровья населения с помощью создания государственной общественной системы здравоохранения, призванной проводить санитарно-гигиеническую, профилактическую и лечебную работу. Именно показатели состояния здоровья населения – статистика детской и взрослой смертности, параметры заболеваний, продолжительность жизни, – являются показателями благополучия страны или государства.

Одним из принципиальных достижений санологии является выявление того, что из всего многообразия факторов, определяющих здоровье человека (наследственность, экология, медицинское обслуживание и т.д.) самым значимым, определяющим фактором оказался фактор «образа жизни» человека. Правда само понятие «образ жизни» затем в санологии сводили как правило к показателям экономико-материального уровня (объем жилплощади, характер труда, размер доходов на члена семьи и т.п.).

В.П. Петленко в 1987 году первым дал определение валеологии как науки об индивидуальном здоровье человека. В последующие годы, и особенно в 1990‑е годы, состоялось бурное развитие этого научно-практического направления, обращенного к изучению индивидуального здоровья человека.

Здоровье – это системное образование, что проявляется в зависимостях и связях здоровья общественного и индивидуального. Классическая медицина никогда не выходила на уровень создания теории индивидуального здоровья. И это не случайно. Современные специалисты признают, что «в медицинской науке нет общепринятого определения «здоровья» и его детерминирующих факторов». [5] Имеется ввиду здоровье индивидуальное.

Исключение составляет точка зрения специалистов ВОЗ, которая была принята в 1946 г. в проекте Устава международной организации, который вступил в силу в 1948 году. Здоровье определялось как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или физических дефектов» (Устав ВОЗ). Сам характер этого определения говорит о том, что такое определение здоровья выходит за пределы компетенции медицины, хотя бы по основанию наличия немедицинского фактора составляющего здоровье – «социального благополучия».

Авторы и новаторы от валеологии предпринимают попытку создать теорию индивидуального здоровья.

Валеология – это наука, которая изучает сущность, механизмы и проявления индивидуального здоровья, методы его диагностики и прогнозирования, а также коррекции путем оптимизации механизмов здоровья с целью повышения его уровня, улучшения качества жизни и социальной адаптации индивида.

Предмет исследования валеологии: индивидуальное здоровье, его механизмы, возможности управления ими.

Объект валеологии: индивиды, находящиеся во всем диапазоне здоровья.

Теоретические основы: 1. Валеология рассматривает индивидуальное здоровье как самостоятельную социально-медицинскую категорию, сущность которой может быть количественно и качественно охарактеризована прямыми показателями. 2. Между состоянием здоровья и состоянием болезни выделяются переходные состояния, характеристика которых определяется соотношением механизмов здоровья и болезни. 3. Здоровье рассматривается как более широкая категория по сравнению с болезнью. Предболезнь и болезнь – частный случай здоровья, когда уровень его снижен или имеются его дефекты. 4. Уровень структурной организации, исследуемый в валеологии – преимущественно организменный, подход – холистический (целостный).

Основные задачи валеологии: 1. Разработка и реализация представлений о сущности индивидуального здоровья, поиск моделей его изучения, методов оценки и прогнозирования. 2. На основе количественной оценки здоровья индивида разработка систем скрининга и мониторинга за состоянием здоровья населения. 3. Формирование «психологии здоровья». 4. Разработка методологии и методов формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья. 5. Обеспечение первичной и вторичной профилактики заболеваний путем повышения уровня здоровья. 6. Разработка программ повышения уровня здоровья популяций через индивидуальное здоровье. [1]

Авторы различных дефиниций здоровья (а их более 100) используют множество критериев, характеризующих, с их точки зрения, сущность здоровья. Это свидетельствует об отсутствии единой точки зрения на эту проблему. В результате, как писал Р. Долл., «несмотря на многие попытки измерить здоровье, не было предложено ни одной шкалы, которая имела бы в этом плане практическую ценность, и критерии положительного здоровья остаются такой же иллюзией, как измерение счастья, красоты и любви». [1]

Таким образом, конкретизация сущности индивидуального здоровья – основная методологическая проблема валеологии.

В основе валеологии – феномен жизни, обеспечиваемый типовыми специализированными структурами. Деятельность этих структур реализуется постоянной циркуляцией потоков пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. Именно эти потоки и определяют наличие феномена жизни, являясь основой самообновления, саморегуляции и самовоспроизведения живых систем. Эти потоки, а также особенности возмущающих воздействий на биосистему поддаются научному анализу, что дает возможность характеризовать биосистему, степень ее устойчивости (совершенства) в целом. Данная характеристика и является предпосылкой для оценки количества уровня здоровья.

Говоря о человеке как о высшей форме реализации феномена жизни, следует помнить о его способности познавать и преломлять через себя картину окружающего его мира, ощущать свое место среди себе подобных и самовыражаться через социальную активность. Эти способности характеризуют психические (эмоционально-интеллектуальные) и духовные аспекты здоровья человека как высшие проявления его целостности. Высшие уровни организации личности – психика и духовность – могут выступать в качестве либо стимулятора, либо тормоза биологического субстрата (в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности).

Таким образом, основное отличие живых систем от неживых заключается в способности первых к самоорганизации – саморегулированию, самовосстановлению, самообновлению. Это и есть биологическая сущность здоровья. Она описывается различными сторонами процесса самоорганизации биосистемы – реакциями гомеостаза, адаптации, реактивности, резистентности, репарации, регенерации и т.д., а также процессом онтогенеза. [4]

Но здоровье – категория не только медико-биологическая, но и социальная. Это справедливо, как справедливо и то, что биологическое начало – реализатор всего социального в человеке. Ничто социальное не реализуется без участия биологического субстрата. Таким образом, выполнение индивидом своих биологических и социальных функций можно трактовать как проявления здоровья. Чем выше способность индивида реализовать свои биологические и социальные функции, тем выше уровень его здоровья. На способность проявить свое здоровье, иными словами реализовать свои биологические и социальные функции, оказывают мощное влияние психические (душевные) и духовные качества личности. Соответствие жизненных установок и притязаний индивида, с одной стороны, и проявлений здоровья – с другой, формирует ту или иную степень «благополучия» – физического, душевного и социального.

mirznanii.com

Санология.Здоровье. Факторы риска. Диспансеризация

   Здоровье — наибольший дар природы. Человек подучил от природы чрезвычайно совершенный организм прекрасной формы, с универсальной стойкостью к трудностям жизни — холода и жры, ран и ядов, страхов и нервных потрясений, голода и заболеваний. К сожалению, не все одинаково наделены даром здоровья. С годами здоровье ослабевает, а болезней становится все больше. Каждый человек являет собой единство двух противоположностей — здоровья и болезни. Абсолютно здоровых людей очень мало, большинство находятся в так называемом третьем состоянии — промежуточном между здоровьем и заболеванием. Организм борется с заболеваниями, следствие этой борьбы зависит от величины резервов здоровья.

   С давних времен люди не могли оставаться безразличными к заболеваниям и пытались как-то от них спасаться. Так возникла практическая, а позже и научная медицина. Все медицинские доктрины состояли из двух частей — учение о здоровье и учение о заболевании. Даже свыше 2 тыс. дет назад Гален выделял три состояния организма: здоровье, болезнь и промежуточное состояние. Однако чем больше медицина познавала природу заболеваний, чем более совершенными становились средства лечения, тем более надежными казались пути достижения здоровья с помощью лечения

   Однако практика показала что, несмотря на достижения лечебной медицины, уровень заболеваемости и связанные с ним экономические расходы, остаются высокими. Таким образом, чисто медицинские мероприятия не дают эффекта в достижении общего здоровья, поскольку медицина, имея целью сохранить здоровье, фактически решает другой вопрос — лечение уже больных.

   Научная основа взглядов на сохранение здоровья стала закладываться лишь в последнее десятилетие. Сформировались два термина, которые соответствуют по содержанию двум наукам — санология и валеология. Различие этих наук — принципиальное.

   Наука о здоровье определяется термином санология (из лат. «sano» — лечить, оздоравливать). Санология — это наука о здоровье практически здоровых людей, теория и практика охраны, улучшения и восстановления здоровья населения. Санология изучает механизмы процессов восстановления нарушенных функций — выздоровление от болезни, травм и других возникающих патологических состояний.

   Валеология — наука о здоровье (термин предложен И.Л. Брехманом в 1990 г.), призвана изучать механизмы поддержания и состояния здоровья, способы увеличения продолжительности жизни, сохранения трудоспособности.

   Здоровье нельзя рассматривать лишь как нормальную структуру и функцию организма при отсутствии проявлений заболевания. Это категория не только биологическая, но и социальная. Важным показателем здоровья является способность человека наиболее эффективно использовать свои биологические возможности для реализации социальных функций. Это означает, что при повышенных требованиях к человеку в условиях его профессиональной деятельности (пилоты, космонавты, моряки, металлурги и др.) организм должен быстро и адекватно перестроиться, а также быстро возобновить обычный, нормальный уровень функционирования. Например, хирург и операционная сестра должны быть готовы к многочасовой напряженной работе в условиях статической позы, вдыхая воздух, насыщенный парами лекарственных веществ, и при этом сохранять способность к тонким координированным сложным манипуляциям, а также возобновлять свою работоспособность к следующему рабочему циклу. Таким образом, здоровье определяется запасом жизненных сил и резервами функций организма, способными компенсировать влияние вредных факторов и даже противодействовать этим факторам.

   По определению ВООЗ, под здоровьем понимают состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов. Однако это определение является общим и основывается на относительном понятии «благополучия».

   Но при этом медицинские работники должны понимать, что у каждого человека своя степень такого благополучия и, самое главное, своя мера для его оценки и измерения.

Факторы, определяющие состояние здоровья.

  • Экономические факторы.

   Финансовое состояние какого-либо человека может повлиять на его доступ к услугам, которые предлагает система охраны здоровья, а также и к тем видам деятельности, которые имеют отношение к здоровью и влияют на него. Потеря источника прибыли тоже может иметь различное значение для разных людей. Ф Политические факторы. Деятельность политиков в вопросах, связанных с охраной здоровья, заключается в определении права людей на медицинскую помощь, на качественную, доступную, материально оправданную систему охраны здоровья. Взаимоотношения между культурой, экономикой и политикой часто определяют не только то, какие виды или какие уровни услуг охраны здоровья доступны, но я то, какие из них люди могут себе позволить.

  • Социальные факторы.

   Отношения между людьми и их действия к другим значительно влияют на здоровье всех общественных групп, общества в целом. Другими социальными факторами, влияющими на здоровье, являются сотрудничество и общественная ценность здоровья по сравнению с другими общественными ценностями и человеческая природа.

  • Факторы личности.

   Свобода личного выбора, решение о выработке здоровых привычек и здорового поведения, решение об использовании доступных человеку ресурсов являются основными для достижения личностью здоровья.

   Культура в широком значении является средой, которую человек создает для себя. То, как человек живет, непосредственно влияет на его здоровье, влияет на осознание им самим таких понятий как здоровье и болезнь.

   Все это касается индивидуального здоровья. В пропаганде здорового образа жизни медицинская сестра должна использовать понятие общественное здоровье как характеристику здоровья членов общества, но в целом не являющуюся только медицинской проблемой и понятием. Общественное здоровье представляет собой общественную, социально-политическую и экономическую категорию, а также объект социальной политики.

  При изучении оценки общественного здоровья медицинские работники должны учитывать социальные, природные и биологические факторы, его обуславливающие, выражая результат их воздействия через систему медико-статистических и демографических показателей. Медицинская сестра при проведении профилактической работы для характеристики здоровья населения может использовать три группы показателей:

  • демографические показатели;
  • показатели физического развития населения;
  • показателя заболеваемости, травматизма, инвалидности.

  Для   характеристики   общественного   здоровья   могут   быть   использованы такие демографические показатели как рождаемость, смертность, детская смертность, средняя продолжительность жизни и др.

   Коэффициент рождаемости характеризирует частоту родов за год на одну тысячу населения, которое проживает на определенной территории.

   Годовой показатель рождаемости равен количеству рожденных за год умноженное на 1000 и деленное на среднегодовую численность населения.

Годовой показатель рождаемости

Показатель, %

Низкий

< 15

Средний

15-25

Высокий

> 25

   Коэффициент смертности характеризует частоту смертельных случаев за год на тысячу населения, проживающего на данной территории.

   Годовой показатель смертности равен количеству умерших за год умноженное на 1000 и деленное на численность населения.

Годовой  показатель смертности

Показатель, %

Низкий

< 9

Средний

9-15

Высокий

> 15

   Показатель природного прироста населения это разница между показателями рождаемости и смертности, который в Украине в последние десятилетия очень снизился. Низкий прирост населения при высокой его смертности характеризует тревожную тенденцию с воспроизведением населения.

   Средняя продолжительность жизни — это количество лет, которое в среднем проживает данное поколение, рожденное в этом году. В Украине для женщин этот показатель составляет 73 года, у мужчин — 62. Для сравнения: в Японии средняя продолжительность жизни больше на 10 лет для обоих полов, во Франции на 7 лет.

   Детская смертность — показатель частоты смерти детей на первом году жизни.

   Коэффициент детской смертности равен количеству детей, умерших на 1 году жизни за данный период умноженное на 1000 и деленное на 2/3 детей, которые родились живыми в данном годе + 1/3 детей, рожденных живыми в предыдущем году.

Годовой  показатель детской смертности

Показатель, %

Низкий

< 30

Средний

30-50

Высокий

< 50

   К показателям общественного здоровья относятся также показатели заболеваемости, распространенности заболеваний, неработоспособности из-за болезни и несчастные случай.

   Заболеваемость — это совокупность новых, нигде ранее не зарегистрированных и впервые в этом году выявленных среди населения заболеваний. Заболеваемость по смертности и инвалидности в мире распределяется таким образом: на первом месте среди причин заболеваемости — сердечно-сосудистые заболевания, на втором злокачественные новообразования, на третьем — несчастные случаи, отравления и суициды.

   Болезненность (распространенность заболеваний) — совокупность всех явных среди населения болезней, впервые выявленных в данном году зарегистрированных в предыдущие годы, по поводу которых больные повторно обратились в данном году. Оба показателя рассчитывают на 1000 населения.

   При изучении заболеваемости в течение нескольких лет можно создать наиболее правильное представление о частоте возникновения заболеваний и динамике заболеваемости, эффективности комплекса социально-гигиенических и лечебных мероприятий, направленных на ее снижение.

   Показатель болезненности более стойкий к различным воздействиям среды, и его рост не означает негативных сдвигов в состоянии здоровья населения. Рост этого показателя может происходить за счет увеличения продолжительности жизни в связи с достижением медицины и накопление в результате этого контингентов, стоящих на диспансерном учете.

   Общественное здоровье обусловлено социальными факторами, которые зависят от социальных условий, социально-экономического и политического развития, а также от природных условий — внешнего окружения. На показатели общественного здоровья влияют также состояние охраны здоровья и охрана окружающей среды. К биологическим факторам, которые оказывают влияние на общественное здоровье, относятся: генетические, характеристика популяции, возрастная и половая структура населения.

   К факторам, которые определяют здоровье населения, относят такие: воссоздание здоровья, его формирование, расход и возобновление. Воссоздание здоровья, или охрана и реализация генофонда, рождение здорового потомства, определяется многими биологическими, социально-экономическими и санитарно-гигиеническими условиями. Это здоровье родителей, уровень их общей и санитарной культуры, условия протекания беременности и родов, сохранение резерва физиологичных функций организма будущей матери, состояние родовспомогательной службы и сети медико-генетических консультаций и тому подобное. Много врожденных заболевания и отклонений в развитии предопределены не генетическими аномалиями, а токсичными, инфекционными и другими вредными действиями на плод во время беременности. В этом аспекте огромная роль принадлежит состоянию окружающей среды и морально-этическим характеристикам будущих родителей. Доброжелательный совет медработников может изменить решение молодой семьи о рождении ребенка у психически неполноценных родителей, хронических алкоголиков, наркоманов,  тяжелобольных и тому подобное.

   Формирование здоровья определяется образом жизни человека и состоянием окружающей среды. В генотипе индивида закодированы все его наследственные признаки. Однако для того, чтобы они выявлялись в виде определенных качеств организма и личности, пригодных для биологических и социальных функций, необходимы определенные условия, которые определяются собственно образом жизни и внешней средой. Медработник может существенно повлиять на образ жизни индивида.

   Расход резервов здоровья происходит в производственной сфере. Потому особенное течение имеет характер, организация и условия труда. В производственной деятельности большое внимание должно уделяться оптимизации условий труда на основе санитарно-гигиенических норм с учетом допустимых уровней и концентраций разных физических и химических факторов (температура, шум, вибрация, освещение, примеси газа и др.).

   Процесс восстановления здоровья включает рекреацию (отдых), лечение и медико-социальную реабилитацию (восстановительное лечение), то есть возобновление социального статуса больных и инвалидов.

   Болезнь — это нарушение нормальной жизнедеятельности организма вследствие влияния на него вредных агентов, вызывающих снижение его приспособительных возможностей, работоспособности и увеличивает возможность смерти.

   В формировании здоровья и возникновении болезней оказывают заметное влияние многочисленные внешние и внутренние факторы, воздействие которых на организм неоднозначное и разнообразное. Одни из них тренируют и одновременно усиливают сопротивляемость организма против заболеваний, другие могут оставаться индифферентными (безучастными) или вызывать болезненное состояние человека. Вредные факторы внешней и внутренней среды способны вызывать болезни, называются факторами риска. То есть, это потенциально патогенные агенты, при контакте с которыми у человека могут возникнуть определенные заболевания. Например, повышенное артериальное давление, высокое содержание холестерина в крови, курение, малоподвижный способ жизни, чрезмерная масса тела, систематические психоэмоциональные перенапряжения являются факторами риска ишемической болезни сердца. Такие факторы риска как нарушение режима и ритма питания, режима труда и отдыха, злоупотребление острыми, стимулирующими  секрецию пищеварительных соков, блюдами, крепкими алкогольными напитками могут вызвать язвенную болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки. Наличие высокого артериального давления у отца или матери, склонность  к  злоупотреблению   воды   и  поваренной  соли  являются  факторами риска гипертонической болезни.

   Условно различают две группы факторов риска:

а) внешние — загрязнения вредными для организма химическими веществами окружающей среды (экологические факторы), неблагоприятные погодные условия, солнечная радиация, нерациональное и несбалансированное питание, загрязнение пищевых продуктов и воды вредными химическими примесями и радиоактивными нуклидами, метеорологические факторы;

б) внутренние — генетическая предрасположенность, малоподвижный способ жизни, вредные привычки (курение, алкоголь, наркомания), перенесенные травмы, операции.

   Загрязнение окружающей среды. Окружающая среда являет собой целостную систему взаимосвязанных компонентов — оздуха и климатических явлений, воды, флоры и фауны, рельефа, техногенной и социальной среды. Бурное развитие промышленности нарушает неприкосновенность природы, ломает экологическое равновесие, постепенно заменяя естественные условия жизни искусственными, к которым человек не успевает приспособиться. Наиболее неблагоприятно отражается на здоровье людей загрязнение воздушного бассейна химическими и радиоактивными веществами, которые, попадая в органы и ткани организма и накапливаясь в них, порождают патологические процессы. Проблемы охраны внешней среды освещаются в литературе, средствах массовой информации, однако необходимо решать вопрос глобальной экологии, призванной спасти человечество. Появились   новые понятия: «экологическое мышление», «экологическое поведение», «экологическая политика» и др.

   К факторам риска относят также психоэмоциональные переживания. В этом плане значительны работы выдающегося канадского физиолога и эндокринолога Г. Селье, который на протяжении многих лет изучал функциональные изменения в организме под воздействием различных внешних раздражителей. Он показал, что любой раздражнтель-стрессор — влечет напряжение — стресс. Реакция организма может быть местной или обшей. Она тем более выражена, чем больше жизненное значение имеет раздражитель, который действует на организм. При действии стрессового (чрезвычайного) раздражителя активизируется железа внутренней секреции — гипофиз, который при этом увеличивает секрецию адренокортикотропного гормона, стимулирующего деятельность коры надпочечников. Надпочечники начинают продуцировать в кровь в большом количестве разные гормоны, благодаря которым организм адаптируется (приспосабливается) к новым условиям. При некоторых условиях (например, повторное или очень интенсивное действие раздражителя) общий адаптационный синдром может стать причиной возникновения заболеваний, поскольку выбросы гормонов иногда превышают необходимый уровень, что наносит вред организму.

   Особенное место занимают эмоциональные стрессовые ситуации (остроконфликтные ситуации), что их не без основания считают патогенным фактором разных заболеваний. Частые эмоциональные стрессорные влияния могут привести к истощению функциональных возможностей надпочечников, что резко ослабит адаптационную способность организма.

   В возникновении проявлений адаптационного синдрома кроме гормонов гипофиза и надпочечников определенную роль играют другие органы эндокринной системы, а также нервная система.

   Психоэмоциональные переживания являются наиболее значимыми в возникновении гипертонической болезни, сахарного диабета, бронхиальной астмы, ряда заболеваний кожи, обмена веществ и др., не говоря уже о неврозах, неврозоподобных состояниях, психических расстройствах.

   Гиподинамия. Механизация и автоматизация на производстве и в быту, а также широкое использование транспорта привели к тому, что современный человек тратит лишь 5-10 % тех физических усилий, которые он расходовал в начале века. Результатом этого стала гиподинамия 1 недостаточная мышечная деятельность, пагубное влияние которой настолько велико, что многие специалисты рассматривают ее как болезнь.

   И. М. Сеченов говорил о «мышечной радости» — состоянии, которое возникает, когда хорошо работают мышцы, — как об одном из условий здоровой жизнедеятельности организма. Если мышцы работают неполноценно, возникают болезненные процессы.

   При снижении физической активности сначала уменьшается затрата энергии, дальше снижается кровоснабжение тканей, возникает кислородное голодание головного мозга, сердца и многих других органов, страдает их питание. Нарушается состояние регуляторных систем организма, в частности гормональной и нервной. При гиподинамии снижается тонизирующая сигнализация, что идет от мышц в центральную нервную систему. Это неблагоприятно отражается на состоянии головного мозга, появляется быстрая утомляемость, эмоциональная неустойчивость, склонность к конфликтам. Развивается также атрофия мышц (уменьшается их объем и сила сокращения)» изменяется структура костей. Существенно нарушаются обменные процессы, состояние сердечно-сосудистой системы, венозное кровообращение. Клинические наблюдения свидетельствуют, что атеросклероз, поражение сосудов сердца и гипертоническая болезнь значительно чаще и в более раннем возрасте возникают у людей, профессиональная деятельность которых связана с малой физической активностью.

наверх

medsestra.okis.ru

Валеология и санология, определение, сущность и предмет их изучения. — КиберПедия

В конце ХХ века был поставлен вопрос об образовании новой науки о здоровье – валеологии. С самого начала врачебное искусство, а затем и наука в качестве главной цели видели здоровье, его сохранение, а лечение болезней составляло вторую (вторичную) часть медицинской доктрины. По преданию, владыки Древнего Востока платили своим врачам только по тем дням, когда были здоровыми. Корифеи мировой и отечественной медицины предавали особое значение здоровью, как большому дару природы. Однако понятие “здоровье” с древних времен не имело конкретного научного определения. Еще И.П. Павлов говорил на Международном медицинском конгрессе в Мадриде в апреле 1903 г., что “…мы еще не имеем чисто научного термина для определения этого основного принципа организма – внутренней и внешней его уравновешенности”. С тех времен поло-жение не изменилось. В силу ряда причин медицина становится все более лечебной, узкоспе-циализированной, госпитальной и фактически является наукой о болезнях и менее всего – о здоровье.

Об одностороннем развитии медицины много писали И.В. Давидовский и другие отечественные и зарубежные ученые, но известна лишь одна современная попытка разработать систему средств влияния на защитные силы организма. Это направление, которое получило название “санологии”, наиболее активно развивали в нашей стране в 60-х гг. С.М. Павленко и С.Т. Олейник. Санология определялась как “общее учение о противодействии организма болезни”, в основе которого лежит саногенез – динамический комплекс приспособительных механизмов, возникающих под воздействием чрезвычайного раздражителя. Основатели этого направления утверждали, что многие механизмы саногенеза при тренировке могут быть значительно усовершенствованы с целью повышения стойкости организма и поддержки здоровья вообще.

Но санология– учение о выздоровлении, а не о здоровье, как таковом. Только в начале 80-х гг. была осознана необходимость систематизации знаний медицины, гигиены, физиологии, анатомии и других научных дисциплин с целью создания нового научного направления – валеологии – науки о сохранении здоровья.

Термин “валеология” происходит от латинского “вале”, что значит “быть здоровым” и греческого слова “логос” – “наука, учение”. Следовательно, валеология – это наука о здоровье.

Отцом современной валеологии называют российского ученого И.И. Брехмана, который в 1980 г. впервые предложил этот термин, а в 1982 г. научно обосновал необходимость охраны здоровья практически здоровых людей. Но, к сожалению, наше общество и медицина тогда не поняли этого, не придали надлежащего значения этому событию, в то время как за рубежом труды профессора И.И. Брехмана вызывали повышенный интерес. Редактор английского издания одной из монографий Брехмана в предисловии писал: “Валеология – наука о здоровье. Почему этого слова нет в нашем словаре? Почему у нас нет отражения понятия патология (болезнь)”?



О том, что эта наука древняя, свидетельствуют труды Гиппократа и Авиценны. Именно они ука-зывали на важность образа жизни, естественной среды и заботливого отношения к себе для сохране-ния и укрепления здоровья. На принципах валеологии основаны многие методы народной медицины. Интересно, что древние римляне часто приветствовали друг друга словом: “Вале!”–“Будь здоровым!”

Таким образом, можно дать следующее определение валеологии:

Валеология – наука о закономерностях и механизмах формирования, сохранения, укрепления, восстановления здоровья людей и передачи его потомкам.

Большой вклад в развитие валеологии сделали украинские ученые.

В начале 60-х годов нашего века львовские медики, профессора С.М. Павленко и С.Т. Олейник сформулировали теорию саногенеза и санологии (от лат. сано – оздоравливать, исцелять и греч. генезис – происхождение, развитие и логос – наука, учение).

В 80-х годах ХХ века киевский ученый, доктор медицинских наук, профессор Г.Л. Апанасенко выдвинул теорию энергетического обеспечения здоровья, которая положена в основу валеологического определения здоровья и многих методов валеологического мониторинга. Его метод определения уровня физического здоровья позволяет каждому узнать о своем “количестве здоровья” на данный момент и спрогнозировать динамику здоровья на будущее.

Воспитание общей культуры здоровья – цель глобальная и отдаленная, решить которую призвано валеологическое образование.

cyberpedia.su

Санология и валеология — Контрольная работа

Введение

 

В конце ХХ в. валеологии как научному направлению, поставившему в центр своих научных интересов индивидуальное здоровье, исполнилось 20 лет. В 1980г. И.И.Брехман впервые высказал идею о необходимости выделения здоровья индивида в качестве предмета исследования, в 1982г. Пережив период непризнания, сегодня валеология стала популярной. Ей посвящены тысячи публикаций и несколько десятков монографий, термин валеология известен врачам, педагогам, психологам и психиатрам, специалистам по физическому воспитанию и др. Появившись в медицине, валеология быстро перешагнула рамки медицинской науки и стала метанаукой, сформировав несколько научных направлений со своими собственными предметами исследования. В медицине это механизмы индивидуального здоровья, возможности управления этими механизмами, в педагогике закономерности вовлечения личности в процесс собственного здравостроительства. Именно это обстоятельство наличие своего предмета исследования явилось основанием для выделения медицинской и педагогической валеологии в самостоятельные научные дисциплины. На стадии оформления находится и психовалеология.

Основные задачи данной работы заключаются в общем рассмотрении таких явлений отечественной науки, как санология и валеология, а также основных подходов к рассмотрению категории здоровья.

 

 

1. Санология и валеология

 

В конце ХХ века Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предложила некую интегральную концепцию развития медицины, основная идея которой заключается в том, что в XXI веке медицина должна перейти от защитно-оборонительных позиций к социально-констуктивным, связанным с созиданием самого здоровья и активного долголетия людей.

При этом принципиально должна измениться и роль врача. Из лечащего болезни он должен стать конструктором здоровья, а медицина болезней должна превратиться в медицину здоровья. [7]

Реализуя поставленные задачи отечественная медицина уже с 70-х годов ведет разработки в подобном направлении. В эти же годы академик Ю.П.Лисицин, возглавляющий исследования этого направления, предлагает определить его понятием санология (санус лат. здоровый).

Он пишет: Санология наука об общественном здоровье, которое мы рассматриваем с двух позиций: 1) здоровья населения или санитарного состояния, измеряемого медико-статистическими общепринятыми показателями; 2) общеисторической (социологической), отражающей одно из состояний, качество общества, его функцию по охране и улучшению здоровья людей. [3]

Вряд ли целесообразно оспаривать значение санологии для любого государства, особенно государства демократической ориентации, которое связывает свое существование с решением одной из основных задач обеспечение здоровья населения с помощью создания государственной общественной системы здравоохранения, призванной проводить санитарно-гигиеническую, профилактическую и лечебную работу. Именно показатели состояния здоровья населения статистика детской и взрослой смертности, параметры заболеваний, продолжительность жизни, являются показателями благополучия страны или государства.

Одним из принципиальных достижений санологии является выявление того, что из всего многообразия факторов, определяющих здоровье человека (наследственность, экология, медицинское обслуживание и т.д.) самым значимым, определяющим фактором оказался фактор образа жизни человека. Правда само понятие образ жизни затем в санологии сводили как правило к показателям экономико-материального уровня (объем жилплощади, характер труда, размер доходов на члена семьи и т.п.).

В.П.Петленко в 1987 году первым дал определение валеологии как науки об индивидуальном здоровье человека. В последующие годы, и особенно в 1990е годы, состоялось бурное развитие этого научно-практического направления, обращенного к изучению индивидуального здоровья человека.

Здоровье это системное образование, что проявляется в зависимостях и связях здоровья общественного и индивидуального. Классическая медицина никогда не выходила на уровень создания теории индивидуального здоровья. И это не случайно. Современные специалисты признают, что в медицинской науке нет общепринятого определения здоровья и его детерминирующих факторов. [5] Имеется ввиду здоровье индивидуальное.

Исключение составляет точка зрения специалистов ВОЗ, которая была принята в 1946г. в проекте Устава международной организации, который вступил в силу в 1948 году. Здоровье определялось как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ). Сам характер этого определения говорит о том, что такое определение здоровья выходит за пределы компетенции медицины, хотя бы по основанию наличия немедицинского фактора составляющего здоровье социального благополучия.

Авторы и новаторы от валеологии предпринимают попытку создать теорию индивидуального здоровья.

2. Валеология как наука

 

Валеология это наука, которая изучает сущность, механизмы и проявления индивидуального здоровья, методы его диагностики и прогнозирования, а также коррекции путем оптимизации механизмов здоровья с целью повышения его уровня, улучшения качества жизни и социальной адаптации индивида.

Предмет исследования валеологии: индивидуальное здоровье, е

www.studsell.com

Санология и валеология — Контрольная работа

Контрольная работа — Медицина, физкультура, здравоохранение

Другие контрольные работы по предмету Медицина, физкультура, здравоохранение

Введение

 

В конце ХХ в. валеологии как научному направлению, поставившему в центр своих научных интересов индивидуальное здоровье, исполнилось 20 лет. В 1980г. И.И.Брехман впервые высказал идею о необходимости выделения здоровья индивида в качестве предмета исследования, в 1982г. Пережив период непризнания, сегодня валеология стала популярной. Ей посвящены тысячи публикаций и несколько десятков монографий, термин валеология известен врачам, педагогам, психологам и психиатрам, специалистам по физическому воспитанию и др. Появившись в медицине, валеология быстро перешагнула рамки медицинской науки и стала метанаукой, сформировав несколько научных направлений со своими собственными предметами исследования. В медицине это механизмы индивидуального здоровья, возможности управления этими механизмами, в педагогике закономерности вовлечения личности в процесс собственного здравостроительства. Именно это обстоятельство наличие своего предмета исследования явилось основанием для выделения медицинской и педагогической валеологии в самостоятельные научные дисциплины. На стадии оформления находится и психовалеология.

Основные задачи данной работы заключаются в общем рассмотрении таких явлений отечественной науки, как санология и валеология, а также основных подходов к рассмотрению категории здоровья.

 

 

1. Санология и валеология

 

В конце ХХ века Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предложила некую интегральную концепцию развития медицины, основная идея которой заключается в том, что в XXI веке медицина должна перейти от защитно-оборонительных позиций к социально-констуктивным, связанным с созиданием самого здоровья и активного долголетия людей.

При этом принципиально должна измениться и роль врача. Из лечащего болезни он должен стать конструктором здоровья, а медицина болезней должна превратиться в медицину здоровья. [7]

Реализуя поставленные задачи отечественная медицина уже с 70-х годов ведет разработки в подобном направлении. В эти же годы академик Ю.П.Лисицин, возглавляющий исследования этого направления, предлагает определить его понятием санология (санус лат. здоровый).

Он пишет: Санология наука об общественном здоровье, которое мы рассматриваем с двух позиций: 1) здоровья населения или санитарного состояния, измеряемого медико-статистическими общепринятыми показателями; 2) общеисторической (социологической), отражающей одно из состояний, качество общества, его функцию по охране и улучшению здоровья людей. [3]

Вряд ли целесообразно оспаривать значение санологии для любого государства, особенно государства демократической ориентации, которое связывает свое существование с решением одной из основных задач обеспечение здоровья населения с помощью создания государственной общественной системы здравоохранения, призванной проводить санитарно-гигиеническую, профилактическую и лечебную работу. Именно показатели состояния здоровья населения статистика детской и взрослой смертности, параметры заболеваний, продолжительность жизни, являются показателями благополучия страны или государства.

Одним из принципиальных достижений санологии является выявление того, что из всего многообразия факторов, определяющих здоровье человека (наследственность, экология, медицинское обслуживание и т.д.) самым значимым, определяющим фактором оказался фактор образа жизни человека. Правда само понятие образ жизни затем в санологии сводили как правило к показателям экономико-материального уровня (объем жилплощади, характер труда, размер доходов на члена семьи и т.п.).

В.П.Петленко в 1987 году первым дал определение валеологии как науки об индивидуальном здоровье человека. В последующие годы, и особенно в 1990е годы, состоялось бурное развитие этого научно-практического направления, обращенного к изучению индивидуального здоровья человека.

Здоровье это системное образование, что проявляется в зависимостях и связях здоровья общественного и индивидуального. Классическая медицина никогда не выходила на уровень создания теории индивидуального здоровья. И это не случайно. Современные специалисты признают, что в медицинской науке нет общепринятого определения здоровья и его детерминирующих факторов. [5] Имеется ввиду здоровье индивидуальное.

Исключение составляет точка зрения специалистов ВОЗ, которая была принята в 1946г. в проекте Устава международной организации, который вступил в силу в 1948 году. Здоровье определялось как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ). Сам характер этого определения говорит о том, что такое определение здоровья выходит за пределы компетенции медицины, хотя бы по основанию наличия немедицинского фактора составляющего здоровье социального благополучия.

Авторы и новаторы от валеологии предпринимают попытку создать теорию индивидуального здоровья.

2. Валеология как наука

 

Валеология это наука, которая изучает сущность, механизмы и проявления индивидуального здоровья, методы его диагностики и прогнозирования, а также коррекции путем оптимизации механизмов здоровья с целью повышения его уровня, улучшения качества жизни и социальной адаптации индивида.

Предмет исследования валеологии: индивидуальное здоровье, е

geum.ru

Санология и валеология — часть 2

Исходя из ее сущности, дефиницию индивидуального здоровья можно представить следующим образом: здоровье – динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации его системы (устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс), характеризуется энергетическим, пластическим и информационным (регуляторным) обеспечением процессов самоорганизации, а также служит основой проявления биологических (выживаемость – сохранение особи, репродукция – продолжение рода) и социальных функций.

Существуют представления о том, что здоровье – это не только состояние функций, но и окружающая человека среда, факторы, которые на нее воздействуют. Необходимо очень четко различать причину и следствие, факторы «конструирующие» здоровье и «характеризующие» его критерии.

В основе здоровья лежат духовные, психические и соматические характеристики индивида, которые формируются в результате взаимодействия очень сложного комплекса факторов окружающей и внутренней среды. Именно эти закономерности здоровья являются предметом исследования комплекса гигиенических наук. Предмет исследования валеологии – собственно здоровье, т.е. результирующая всех этих сложных взаимодействий. И эту результирующую можно характеризовать степенью оптимальности выполнения индивидом своих биологических и социальных функций. [1]

Основные биологические функции человеческой особи – ее выживание (жизнеспособность) и продолжение рода, социальные – степень социализации личности, трудоспособность, удовлетворенность своей социальной ролью в быту и обществе и пр. Именно в этих рамках и следует искать модели для характеристики здоровья индивида по прямым показателям, а не в соотношении физиологической нормы и патологии.

В качестве критериев, количественно определяющих уровень индивидуального здоровья, могут использоваться только те, которые связаны с его сущностными характеристиками. К ним относятся показатели, в той или иной степени отражающие деятельность механизмов самоорганизации живой системы – адаптации, гомеостаза, реактивности и т.д. В качестве показателей уровня здоровья можно также использовать характеристики проявлений здоровья – жизнеспособности, социализации личности [3].

4. Споры о сущности понятия «здоровье»

Существует множество определений здоровья. Следует подразделить и охарактеризовать основные сферы бытия человека, обоснование которых необходимо для понимания сущностных типовых свойств существующих дефиниций здоровья.

В XX веке отечественный ученый, нейрофизиолог П.В. Симонов, создает триадную структуру основных потребностей (мега-потребностей) человека, полагающих весь порядок его актуального бытия: 1) Витальные (биологические) потребности; 2) Социальные потребности в узком и собственном смысле слова (поскольку социально опосредованы все побуждения человека) включают стремление принадлежать к социальной группе (общности) и занимать в этой группе определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви; 3) Идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и путем открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. [2]

Таким образом, речь идет о 3‑х-частности психофизиологической организации бытия человека в окружающем его мире; т.е. о существовании 1) биологического (физиологического, вегетативного, физического, телесного) уровня-слоя организации человека; 2) душевного (чувственного, анималистского, социального в узком смысле) уровня; и 3) – духовного (идеального, гуманистического) уровня. Именно ценностные установки позволяет человеку эмерджентным эволюционным образом подниматься из физического уровня своего существования в социальный (душевного типа организации) уровень, а из душевного – в высший духовный уровень целостной организации бытия человека.

Таким образом ценности выполняют функцию посредников, абсолютно необходимых для совершения человеком своего восхождения к полной необходимой целостности своего бытия. При этом ценности, двигающие процессом восходящей эволюции человека, как общественно детерминированы, так и являются продуктом личного спонтанного продуктивного творчества самого человека. Иначе говоря, нормальный благополучный здоровый человек всегда предстает перед нами в гармоничной целостности всех трех порядков своего бытия: физического (биологической жизни), душевного (социальной адаптированности) и духовного (личностной удовлетворенности). Принципиально, что человек не может удовлетвориться только состоянием своего благополучия на уровнях физиологического (биологического) и душевного (социального) существования. [2]

Начиная с уровня сознания, человек существует в двух качественно различных сферах (мирах) своего бытия: адаптационном и креативном. [7]

Адаптационный мир – это мир естественного существования человека в его актуальном физическом, социальном и экологическом окружении. Адаптационный уровень бытия человека – это по сути уровень душевного (социального и экологического) бытия человека; он имеет характер чувственно-моторного реагирования, ощущения и движения. Первичное значение для адаптационного бытия человека приобретают факторы внешнесредового воздействия: физические, социальные, экологические.

Человек воспринимает эти воздействия извне, ощущает их, трансформирует в понятные его организму сигналы, которые отсылаются в центральную нервную систему, где полученная информация (внешнесредового воздействия) перерабатывается и формируется ответная реакция организма на полученный им сигнал извне.

Таким образом, адаптационное бытие человека осуществляет приспособление организма к реальностям окружающей действительности. Адаптационное бытие – естественный континуальный процесс в существовании любого живого организма, включая и человека. Но в отличие от всех других живых существ, человек обладает активным деятельностным приспособлением к воздействиям среды. Главное, он обладает способностями рационального наблюдения и изучения каузальных (причинно-следственных) взаимодействий внешнесредовых объектов, редукции обнаруженных связей до исходно-определяющих и устойчивых (закономерных) отношений, – для последующего конструктивного переподчинения (потенциала внешнесредовых взаимоотношений) в своих интересах, главным образом, энерго-материального потребления и биологического самоутверждения: максимизации репродуктивных целей, индивидуального потребления и индивидуальной защищенности.

Адаптация – это изменение живого существа под воздействием внешней среды и результат этого изменения: уничтожение путем отбора неприспособленных; и сохранения наиболее приспособленных. Так и для человека – адаптация приводит к сохранению и благополучию наиболее подготовленных и приспособленных. Но для человека разумного в целом, процесс адаптации – это главным образом либо рациональная нейтрализация вредоносных внешних сил и факторов (например, факторов риска развития современных хронических неинфекционных заболеваний), либо подчинение полезных внешнесредовых сил на службу интересам человека и, в конечном итоге, – высвобождение человека из-под диктата природной необходимости и социальной несправедливости.

Креативное бытие человека, в отличие от адаптационного порядка существования, направлено на осмысление высших, отсутствующих в текущей реальности, ценностей и практическое достижение целей их реализации. [7]

Согласно Фрейду, важнейшей тенденцией организма является стремление овободиться от напряжения и перегрузок и прийти к состоянию равновесия, управляемому принципом стабильности. Берталанфи отмечает, что главная психоаналитическая модель подчеркивает лишь одну основную тенденцию, а именно тенденцию удовлетворения потребностей или ослабления напряжений. В свою очередь, Берталанфи утверждает, что: биологические теории наших дней делают акцент на спонтанной деятельности организма, обусловленной вложенной в него энергией; а потому – требуют полного пересмотра первоначального гомеостатического принципа, который исключительное внимание уделяет тенденции к равновесию. Если принцип гомеостатического сохранения берется в качестве золотого правила поведения, то так называемый хорошо приспособленный индивид, поддерживающий себя в оптимальном биологическим, психологическом и социальном гомеостазисе, окажется конечной целью развития. Берталанфи категорически протестует против научного объяснения поведения человека как простого удовлетворения биологических потребностей и поддержания организма в психологическом и социальном равновесии; и противопоставляет (результатами своего научного творчества) концепцию, которую можно назвать концепцией спонтанной активности психофизиологического организма.

Берталанфи приходит к выводу, что подавляющая часть биологического и человеческого поведения не подчиняется действию утилитарности и гомеостазиса а также действию по схеме стимул-реакция; и что принцип рациональности соответствует, скорее, не большинству человеческих действий, а нерассуждающему поведению животных; и что иррациональный характер осуществляемых людьми выборов достигается главным образом путем соединения биологических факторов – условных рефлексов, неосознанных побуждений и т.д. – с символическими ценностями.

mirznanii.com

Санология и валеология

Введение

В конце ХХ в. валеологии как научному направлению, поставившему в центр своих научных интересов индивидуальное здоровье, исполнилось 20 лет. В 1980 г. И.И. Брехман впервые высказал идею о необходимости выделения здоровья индивида в качестве предмета исследования, в 1982 г. Пережив период непризнания, сегодня валеология стала популярной. Ей посвящены тысячи публикаций и несколько десятков монографий, термин «валеология» известен врачам, педагогам, психологам и психиатрам, специалистам по физическому воспитанию и др. Появившись в медицине, валеология быстро перешагнула рамки медицинской науки и стала метанаукой, сформировав несколько научных направлений со своими собственными предметами исследования. В медицине – это механизмы индивидуального здоровья, возможности управления этими механизмами, в педагогике – закономерности вовлечения личности в процесс собственного здравостроительства. Именно это обстоятельство – наличие своего предмета исследования – явилось основанием для выделения медицинской и педагогической валеологии в самостоятельные научные дисциплины. На стадии оформления находится и психовалеология.

Основные задачи данной работы заключаются в общем рассмотрении таких явлений отечественной науки, как санология и валеология, а также основных подходов к рассмотрению категории здоровья.

1. Санология и валеология

В конце ХХ века Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предложила некую интегральную концепцию развития медицины, основная идея которой заключается в том, что в XXI веке медицина должна перейти от «защитно-оборонительных» позиций к «социально-констуктивным», связанным с созиданием самого здоровья и активного долголетия людей.

При этом принципиально должна измениться и роль врача. Из «лечащего болезни» он должен стать «конструктором здоровья», а «медицина болезней» должна превратиться в «медицину здоровья». [7]

Реализуя поставленные задачи отечественная медицина уже с 70-х годов ведет разработки в подобном направлении. В эти же годы академик Ю.П. Лисицин, возглавляющий исследования этого направления, предлагает определить его понятием «санология» («санус» – лат. здоровый).

Он пишет: «Санология – наука об общественном здоровье, которое мы рассматриваем с двух позиций: 1) здоровья населения или санитарного состояния, измеряемого медико-статистическими общепринятыми показателями; 2) общеисторической (социологической), отражающей одно из состояний, качество общества, его функцию по охране и улучшению здоровья людей.» [3]

Вряд ли целесообразно оспаривать значение санологии для любого государства, особенно государства демократической ориентации, которое связывает свое существование с решением одной из основных задач – обеспечение здоровья населения с помощью создания государственной общественной системы здравоохранения, призванной проводить санитарно-гигиеническую, профилактическую и лечебную работу. Именно показатели состояния здоровья населения – статистика детской и взрослой смертности, параметры заболеваний, продолжительность жизни, – являются показателями благополучия страны или государства.

Одним из принципиальных достижений санологии является выявление того, что из всего многообразия факторов, определяющих здоровье человека (наследственность, экология, медицинское обслуживание и т.д.) самым значимым, определяющим фактором оказался фактор «образа жизни» человека. Правда само понятие «образ жизни» затем в санологии сводили как правило к показателям экономико-материального уровня (объем жилплощади, характер труда, размер доходов на члена семьи и т.п.).

В.П. Петленко в 1987 году первым дал определение валеологии как науки об индивидуальном здоровье человека. В последующие годы, и особенно в 1990‑е годы, состоялось бурное развитие этого научно-практического направления, обращенного к изучению индивидуального здоровья человека.

Здоровье – это системное образование, что проявляется в зависимостях и связях здоровья общественного и индивидуального. Классическая медицина никогда не выходила на уровень создания теории индивидуального здоровья. И это не случайно. Современные специалисты признают, что «в медицинской науке нет общепринятого определения «здоровья» и его детерминирующих факторов». [5] Имеется ввиду здоровье индивидуальное.

Исключение составляет точка зрения специалистов ВОЗ, которая была принята в 1946 г. в проекте Устава международной организации, который вступил в силу в 1948 году. Здоровье определялось как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или физических дефектов» (Устав ВОЗ). Сам характер этого определения говорит о том, что такое определение здоровья выходит за пределы компетенции медицины, хотя бы по основанию наличия немедицинского фактора составляющего здоровье – «социального благополучия».

Авторы и новаторы от валеологии предпринимают попытку создать теорию индивидуального здоровья.

2. Валеология как наука

Валеология – это наука, которая изучает сущность, механизмы и проявления индивидуального здоровья, методы его диагностики и прогнозирования, а также коррекции путем оптимизации механизмов здоровья с целью повышения его уровня, улучшения качества жизни и социальной адаптации индивида.

Предмет исследования валеологии: индивидуальное здоровье, его механизмы, возможности управления ими.

Объект валеологии: индивиды, находящиеся во всем диапазоне здоровья.

Теоретические основы: 1. Валеология рассматривает индивидуальное здоровье как самостоятельную социально-медицинскую категорию, сущность которой может быть количественно и качественно охарактеризована прямыми показателями. 2. Между состоянием здоровья и состоянием болезни выделяются переходные состояния, характеристика которых определяется соотношением механизмов здоровья и болезни. 3. Здоровье рассматривается как более широкая категория по сравнению с болезнью. Предболезнь и болезнь – частный случай здоровья, когда уровень его снижен или имеются его дефекты. 4. Уровень структурной организации, исследуемый в валеологии – преимущественно организменный, подход – холистический (целостный).

Основные задачи валеологии: 1. Разработка и реализация представлений о сущности индивидуального здоровья, поиск моделей его изучения, методов оценки и прогнозирования. 2. На основе количественной оценки здоровья индивида разработка систем скрининга и мониторинга за состоянием здоровья населения. 3. Формирование «психологии здоровья». 4. Разработка методологии и методов формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья. 5. Обеспечение первичной и вторичной профилактики заболеваний путем повышения уровня здоровья. 6. Разработка программ повышения уровня здоровья популяций через индивидуальное здоровье. [1]

coolreferat.com