Основы общерусской правовой системы были закреплены в – 1.1 Судебники 1497 и 1550 гг. в формировании системы общерусского права. Уголовное право Российского государства XV-XVI столетий
Лекция — Норма права, именовавшаяся Законом Русским
1 судебный прецедент
2 церковное законодательство
3 межгосударственные договоры
4 договоры Руси с Византией
28. «Русская Правда» — основной законодательный документ Древнерусского государства, регулирующий:
1 Гражданско-правовые отношения
2 Деяния уголовно-правового характера
3 Гражданско-правовые отношения, деяния уголовно-правового характера, процессуальные отношения
4 Публично-правовые отношения
29. «Русской Правдой» регулировались типы договоров…
1купля-продажа, мена, займ
2 личный найм, хранение, поручение
3 купля-продажа, мена, займ, личный найм, хранение, поручение
4 купля-продажа, мена, займ с процентами и без процентов, личный найм, хранение, поручение
30. Основной принцип реализации наследственного права по «Русской Правде»:
1 социальная принадлежность субъектов
2 этническая принадлежность субъектов
3 сословная принадлежность субъектов
4 хозяйственная принадлежность субъектов
31. Высшая мера наказания по «Русской Правде» именовалась…
1 «поток и разграбление»
2 «дикая вира»
3 «полувира»
4 «вира»
32. Система управления, господствующая в Древнерусском государстве, стала одной из причин феодальной раздробленности…
1 потому, что в центре господствовала численная система управления, а на местах – дворцово-вотчинная
2 потому, что в центре господствовала дворцово-вотчинная система управления, а на местах — система кормления
3 потому, что в центре господствовала дворцово-вотчинная система управления, а на местах – численная
4 потому, что и в центре и на местах господствовала численная система управления
33. Политическая раздробленность Руси в ХII – ХIII веках привела к:
1. Экономическому упадку
2. Усилению власти киевского князя
3. Ослаблению обороноспособности
4. Укреплению торговых связей между княжествами
34. В период феодальной раздробленности форма государственного устройства в Русских землях была:
1 Идентична. Всюду оформилась раннефеодальная монархия с сильной, неограниченной властью князя.
2 Идентична. Древнерусское (киевское) государство распалось на самостоятельные феодальные республики.
3 Различна. В ряде земель утвердился феодально-республиканский строй (Псковской, Новгородской, в большинстве — монархический (но власть князя не всегда была неограниченной)
4 Идентична – различна. В ряде земель утвердился феодально-республиканский строй (Псковской, Новгородской, в большинстве – монархический, неограниченный.
35. Главная особенность государственно-правовых отношений периода феодальной раздробленности…
1дворцово-вотчинная система управления
2 отношения сюзеренитета-вассалитета
3 иммунитетные отношения
4 крепостная зависимость смердов от феодалов
36. Законодательная власть в Новгородской земле принадлежала:
2 Совету господ
3 Вече
4 Посаднику
37. Основные социальные группы и классы Новгородской земли по мере убывания их социально-административного статуса:
[ ]: феодалы, духовенство
[ ]: земцами
[ ]: закладчики,
[ ]: городская «верхушка»,
[ ]:«старейшины»,
[ ]: смерды-общинники
[ ]: житьи люди
[ ]: половники
[ ]:«молодшие»
38. Представители социальных групп, не входившие в состав боярского совета Великого Новгорода:
1посадники
2 тысяцкие «старые» посадники и тысяцкие
3 сотские старосты
4 именитые бояре
5 «молодшие»
39. В Псковской судной грамоте…
1 120 статей
2 100 статей
3 110 статей
4 130 статей
40. Псковская Судная грамота — памятник русского законодательства периода феодальной раздробленности, который:
1Копировал основные нормы Русской Правды и адаптировал их к социально-политическим и экономическим особенностям Псковской земли
2 Являлся самостоятельным и оригинальным правовым документом, отражающим специфику Псковского государства
3 Внес значительные нововведения в русское законодательство, важнейшее из них -установление норм о государственном преступлении
4 Копировал основные нормы Русской Правды и являлся самостоятельным и оригинальным правовым документом
41. Правовой акт древнерусского законодательства, учредивший апелляционную судебную инстанцию под именем суда докладчиков:
1 «Русская Правда»
2 «Псковская Судная грамота»
3 «Новгородская судная грамота»
4 «Правда Ярославичей»
42. Из перечисленных особенностей формирования Русского централизованного государства не была характерна:
1 опора на дворянство
2 многонациональный состав государства
3 наличие капиталистического уклада в экономике страны
4 международное положение России и борьба с монголо-татарами за независимость страны
43. Процесс формирования Русского централизованного государства завершился при…
1в конце ХV в. при Иване III
2 в первой половине ХIV в. при Иване Калите
3во второй половине XVI в. при великом князе Василии III.
4 в последней трети ХV в. при Василии II
44. Верховная судебная власть в период образования русского централизованного государства принадлежала:
1 великому князю, ограниченному боярской думой
2 государю, не ограниченному боярской думой
3 феодальному съезду, возглавляемому великим князем
4 боярской думе, ограниченной феодальным съездом
45. Наиболее крупными территориальными единицами русского централизованного государства были:
1 волости
2 уезды
3 станы
4 губернии
46. Органы местного самоуправления в конце ХV – первой половине ХVI в.в. в России возглавляли:
1. Наместники
2. Волостели
3. Воеводы
4. Приказчики
5. Старосты
47. Свод законов, установивший Юрьев день, вошел в историю под названием:
1. «Судебник»
2. «Русская Правда»
3. «Соборное уложение»
4. «Указ об урочных летах».
48. Автором судебника 1497 г. был:
1 Иван III,
2 Василий III,
3 Владимир Гусев,
4 Николай Костомаров
49. Главное содержание судебника 1497 г.:
1 адаптация основных норм Русской Правды к социально-политическим и экономическим особенностям русского централизованного государства
2 самостоятельный и оригинальный правовой документ русского централизованного государства
3 процессуальные постановления, перенятые из уставных грамот и объединенные в один акт.
4 творческое развитие основных норм Русской Правды и Правды Ярославичей в условиях русского централизированного государства
50. Основы общерусской правовой системы были закреплены в:
1 Соборном уложении 1649 года
2 Судебнике 1550г.
3 Судебнике 1497г.
4 Уложении 1556 г.
51. Высшая законодательная и судебная власть в Русском централизованном государстве принадлежала:
1Боярской Думе
2Феодальным съездам
3 Государю
4 Великому князю и Боярской Думе
52 Органы государственного управления в Русском централизованном государстве строились на основе:
1 дворцово-вотчинной системы
2 приказной системы
3 системы кормления
4 численной системы
53 Главенствующее положение в общественной системе Русского централизованного государства занимали:
1 Бояре
2 «Княжата»
3 Дворянство
4 Казаки
54 В русском централизованном государстве феодалы строили отношения с государем на основе:
1 Иммунитетных грамот и договоров
2 Безусловного подчинения власти государя
3 Ограниченного подчинения власти государя
4 Вассалитета — сюзеренитета
55 Сословно-представительная монархия — это форма правления, при которой власть монарха ограничена органами сословного представительства:
1 Боярской Думой
2 Коллегиями
3 Земским Собором
4 Приказами
56 Боярская Дума всегда действует вместе с царем, составляя совместно с государем единую верховную власть. По всем делам выносилось решение в следующей форме ……………………….
57 Боярская дума просуществовала до …. исторического периода и была преобразована форму государственной власти:
1) до конца 17 века и была преобразована в Сенат
2) до середины 17 века и была преобразована в Земский Собор
3) до середины 17 века и была преобразована в княжескую думу
4) до первой половины 18 века и была преобразована в Государственный Совет
58 Высшая законодательная власть в период сословно-представительной монархии принадлежала:
1 Государю
2 Боярской Думе
3 Судебной Коллегии
4 Земскому Собору
59 Наименование государственных органов, составивших в середине ХVI века новую систему центрального правления………………….
60 В российском законодательстве периода сословно-представительной монархии правовой статус основных классов и социальных категорий :
1 Четко разграничивался
2 Не был четко регламентирован. Детализировались лишь права и обязанности привилегированных сословий и свободных посадских людей
3 Не регламентировался. Основное внимание уделялось регулированию системы поместного и вотчинного землевладения.
4 Разграничивался, но главное внимание уделялось регулированию системы налогообложения
61Владение служилого дворянина (помещика)…
62 Представители низшего военно-служилого сословия на Руси ХVI – ХVII вв., получавшие жалованье:
1. Бояре
2. Дворяне
3. Стрельцы
4. Казаки
63 Органы центрального управления, созданные в России в ХVI веке, назывались ….
www.ronl.ru
35. Развитие русского права во второй половине XVII в.
К источникам, содержавшим главным образом нормы церковного права, а также некоторые нормы гражданского, семейного, уголовного права, относился так называемый Стоглав 1551 г. — собрание постановлений собора. Значительный интерес представляет и такой источник права, как уставные книги приказов.
Крупнейшим законодательным памятником этого периода явилось Соборное Уложение 1649 г.
Об изменении характера вотчинного и поместного землевладения ярко свидетельствует Указная книга Поместного приказа, отражают развитие законодательства с 1626 по 1648 г. Кроме отдельных указе она содержит специальное Уложение о вотчинах и поместьях 1636 г.
Интересна также Указная книга Земского приказа (1622-1648 гг.) судебно-полицейского учреждения Москвы, ведавшего также сборе податей с посадского населения столицы. В конце XVI в. — начале XVII были сделаны попытки осуществить общую систематизацию законодательства путем составления так называемых сводных судебников. Но последние не получали официального утверждения.
Соборное уложение 1649 г. — кодекс, в немалой степени определивший правовую систему Российского государства на многие последующие десятилетия. Соборное уложение было первым печатным кодексом России, разосланным во все приказы и на месте.
1. Изменения, произошедшие в общественно-политических отношениях, должны были получить отражение в праве. В 1648 г. был созван Земский собор, который продолжал свои заседания до 1649 г. Для составления проекта кодекса была учреждена специальная комиссия, обсуждение проекта представителями Земского собора проходило посословно. Одной из причин, ускорившей кодификационные работы, явилось обострение классовой борьбы — в 1648 г. вспыхнуло массовое восстание в Москве.
Соборное уложение было принято в 1649 г. в Москве Земским собором и царем Алексеем Михайловичем. Уложение было первым печатным кодексом России, его текст был разослан в приказы и на места.
2. Источниками Соборного уложения являлись Судебники 1497 и 1550 гг., Стоглав 1551 г., указные книги приказов (Разбойного, Земского и др.), царские указы, приговоры Боярской думы, решения земских соборов, литовское и византийское законодательство. Позднее Уложение было дополнено Новоуказными статьями.
3. Соборное уложение состоит из 25 глав и 967 статей. В нем систематизировано и обновлено все российское законодательство, наметилось разделение правовых норм по отраслям и институтам. В изложении норм права сохранилась казуальность. Уложение открыто закрепляло привилегии господствовавшего сословия и устанавливало неравное положение зависимых сословий.
В Соборном уложении закреплялся статус главы государства — царя как самодержавного и наследного монарха.
С принятием Уложения завершился процесс закрепощения крестьян, устанавливалось право их бессрочного сыска и возвращения прежнему владельцу.
Главное внимание уделялось судопроизводству и уголовному праву. Более детальной регламентации были подвергнуты формы судебного процесса: обвинительно-состязательная и розыскная. Выделялись новые виды преступлений. Целями наказания .стали устрашение, возмездие и изоляция преступника от общества.
Соборное уложение 1649 г. было основным источником российского права до принятия Свода законов Российской Империи в 1832 г.
studfiles.net
Формирование общерусской системы права (XIV–XVI вв.)
Система права единого государства в основных чертах сложилась к концу XV в. Основными источниками права в Московском княжестве, а затем в Русском государстве были: Русская Правда (сокращенная редакция), великокняжеское законодательство, нормативные акты Боярской думы, постановления земских соборов, распоряжения приказов.
Хотя Русская Правда и регулировала некоторые общественные отношения, в целом она уже не отражала нового уровня социального, экономического и политического развития. Поэтому ключевыми документами в XIII—XV вв. были великокняжеские нормативные акты — жалованные, указные, духовные грамоты и указы. В них определялись полномочия местного управления, регламентировалась деятельность наместников, кормленщиков и т. д. Среди них можно отметить Двинскую (1397–1398 гг.) и Белозерскую (1488 г.) уставные грамоты, «Запись о душегубстве» (1456–1462 гг.), Белозерскую таможенную грамоту (1497 г.). В качестве самостоятельной системы права сохранялось церковное право.
Судебник 1497 г. — первый общерусский свод законов — был утвержден великим князем Иваном III и Боярской думой в сентябре 1497 г. Судебник основывался на нормах Русской Правды, Псковской судной грамоте, нормах обычного права, уставных грамотах и судебной практике. Судебник 1497 г. преследовал две главные цели:
– распространить юрисдикцию великого князя на всютерриторию централизованного государства;
– ликвидировать правовые суверенитеты отдельных земель, уделов и областей. Для содержания Судебника характерны следующие особенности:
– нормы права излагались без четкой системы;
– открыто закреплялись привилегии господствовавшего сословия;
– устанавливалось неравное положение зависимых сословий.
Судебник 1550 г. (царский судебник) был принят Земским собором. Он состоял из 100 глав-статей. Более подробную регламентацию получили судебный процесс, уголовно-правовые и имущественные отношения. Усиливались черты розыскного процесса, был расширен круг субъектов преступления, а тяжесть наказания была поставлена в зависимость от социальной принадлежности. Законодатель разработал формы вины, было введено положение о том, что закон не имеет обратной силы.
В XV–XVI вв. нормы гражданского права отражали и регламентировали процесс дальнейшего развития и усложнения социально-экономических отношений. Субъектами этих отношений являлись как частные лица, так и целые коллективы. К основным способам приобретения вещных прав относились договор, давность, находка, захват и пожалование. Право собственности характеризовалось изменениями отношений землевладения. Вотчины делились на несколько видов в соответствии со статусом владельцев: дворцовые, церковные (монастырские), частновладельческие. Дворцовые земли принадлежали монарху. Черные земли – это собственность государства. Поместье выступало в качестве вознаграждения за службу. Впервые термин «поместье» был использован в Судебнике 1497 г. В XV–XVI вв. самым распространенным способом приобретения прав на имущество становится договор. До середины XVI в. доминирующей формой заключения договоров было устное соглашение. К концу века его сменила письменная форма сделок — кабала, которая подписывалась собственноручно обязующимися сторонами, а в случае их неграмотности их духовными отцами или родственниками. Постепенно возникала и крепостная (нотариальная) форма сделок. Договоры по отчуждению недвижимости приобретали законную силу только после их регистрации.
Обязательственное право ХIV–XVI вв. развивалось в направлении постепенной замены личностной ответственности имущественной. Однако неопределенность положения физических лиц в законодательстве привела к перенесению ответственности по обязательствам с лиц, их принимавших, на третьих лиц. Так, супруг отвечал по обязательствам другого супруга, родители –по обязательствам детей, слуги и крестьяне – по обязательствам господина и т.д. В законодательстве были определены и случаи добровольной замены в обязательствах одного лица другим. В Судебнике указывались договоры купли-продажи, зайа, личного найма.
Основным направлением развития наследственного права в ХIV–XVI вв. было расширение круга наследников и прав наследователя. Завещание мог сделать любой член семьи. Оно составлялось в письменной форме, утверждалось «рукоположительством» послухов и дьяка. В XV–XVI вв. в круг наследников по закону входили дети, переживший супруг, в некоторых случаях и другие родственники (например, при наследовании родовых вотчин). К наследованию призывались только те сыновья, которые оставались на момент смерти отца в его хозяйстве и доме. Братья наследовали в равных долях. При наличии сыновей дочери устранялись от наследования недвижимости.
В уголовном праве в рассматриваемый период произошли значительные изменения. Если раньше Русская Правда определяла преступление как обиду, т.е. причинение материального или морального ущерба отдельному лицу или группе лиц, то Судебники 1497 и 1550 гг. стали относить к преступлениям деяния, причинявшие ущерб, как частным лицам, так и государству. Появляется новый термин для обозначения преступления – «лихое дело». Преступление – это нарушение установленных норм, предписаний и воли государя.
Система преступлений выглядела следующим образом:
– государственные преступления: «крамола» — измена князю, государству;
заговор; мятеж и призыв к восстанию;
– должностные преступления и преступления против порядка управления и
суда: взятка, казнокрадство, фальшивомонетничество, вынесение заведомо несправедливого решения, нарушение установленного порядка судопроизводства, дача ложных показаний;
– преступление против личности: убийство, оскорбление действием и словом;
– имущественные преступления: грабеж, разбой, кража, похищение людей.
Судебники 1497 и 1550 гг. усложнили систему наказаний и выработали новые цели наказания – устрашение и изоляция преступника.
Высшей мерой наказания являлась смертная казнь, но она могла быть отменена помилованием государя. Другим тяжким наказанием была торговая казнь — битье кнутом на торгу. Широко применялись членовредительные и телесные наказания. В качестве дополнительных наказаний применялись штрафы и денежные взыскания. Размер штрафа зависел от тяжести поступка и социального статуса потерпевшего.
Судебник 1497 г. вводил две формы судебного процесса. Обвинительно-состязательная форма применялась по делам о мелких преступлениях и гражданским делам. Для этой формы судебного процесса характерны следующие положения: в суде велся протокол заседания, вызовы в суд осуществлялись специальными грамотами, существовало понятие исковой давности, судебные решения оформлялись «правой» грамотой. В качестве доказательств выступали: собственное признание, присяга, свидетельские показания, письменные документы (грамоты, договоры и т. п.). Развивается система обжалования судебных решений. Решения местных судов можно было обжаловать в приказах, Боярскую думу или великому князю. За подачу иска в суд, получение судебного решения, розыск ответчика и т. д. Судебником устанавливались высокие судебные пошлины, вследствие этого для низших слоев населения обращение в суд было малодоступным делом.
Вторая форма судебного процесса — розыскная. Розыск применялся по государственным и другим тяжким преступлениям, по делам «лихих людей». Дело начиналось по инициативе государственного органа или должностного лица. Главными доказательствами были поимка с поличным, обыск и собственное признание, для получения которого могла применяться пытка. Судоговорение не велось, основными формами розыскного процесса были допросы, очные ставки и пытки. Появление розыскной формы процесса свидетельствовало о стремлении государства играть более активную роль в обеспечении правопорядка.
infopedia.su
ИОГиП
Тесты для внутрисеместровых аттестаций студентов:
Объект ИОГП:
1 становление политико-правовой системы России в определенных пределах – временном и пространственном
2 становление государственной и правовой систем в России в определенных пределах – временном и пространственном
3 становление государства, политики и права России в определенных пределах – временном и пространственном
4 становление власти, права, политики России в определенных пределах – временном и пространственном
Предмет ИОГП:
1 изучение возникновения и развития политико-правовой и государственной систем в России в разные периоды ее истории
2 изучение возникновения и развития властно-государственных полномочий руководителей Российского государства в разные периоды его истории
3 изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права в России.
4 изучение возникновения, развития и особенностей государства России и соответствующих ему правовых систем в хронологической последовательности
ИОГП — это наука, изучающая
1 часть истории человечества, тесно связанная с историей экономического развития, культуры и других отраслей человеческой деятельности
2 развитие всех аспектов эволюции государства: его государственный механизм, форму государственного единства
3 экономическую, социальную и политическую сферы деятельности государства в хронологической последовательности его развития
4 всю историю человечества в тесной взаимосвязи с историей России в целях реализации цивилизационного подхода
Основное отличие ИОГП от ТГиП:
1 ИОГП использует обобщения, делаемые ТГиП, но не конретизирует их
2 ТГиП изучает преимущественно общие закономерности развития государства и права, а
ИОГП занимается конкретными государственными и правовыми системами в России
3 ТГиОП использует общефилософские и конкретные сравнительные методы исследования, а ИОГП — только хронологические
4 ИОГП использует обобщения, делаемые ТГиП и конретизирует их
Основные периоды ИОГП в порядке очередности:
[ ]: Древняя Русь
[ ]: Русское (Московское) государство
[ ]: Период самостоятельных феодальных государств
[ ]: Российская империя периода перехода к буржуазной монархии Россия в период буржуазно-демократической республики
[ ]: Российская империя периода абсолютизма
[ ]: Переходный период, или период НЭПа
[ ]: Период социалистической революции и создания Советского государства
[ ]: Период кризиса социализма
[ ]: Период государственно-партийного социализма
[ ]: Период перестройки
Причины образования Древнерусского государства в порядке очередности:
[ ]: Социальное расслоение,
[ ]: Появление территориальной (соседской) общины, которая называлась «мир» или «вервь»
[ ]: Общественное разделение труда.
[ ]: Рост частной собственности
[ ]: Разложение первобытного строя
[ ]: Образование верхушки общества
К предпосылкам образования Древнерусского государства относится
Необходимость отпора внешним врагам
Интенсивное развитие земледелия
Принятие христианства
Создание «Русской правды»
Великое переселение народов
Возникновение Древнерусского государства следует относить:
1 к IX в.
2 к Х в.
3 к ХI в
4 к второй половине IХ в.
Древнерусское государство в своем развитии прошло этапы…
1 два этапа
2 три этапа
3 четыре этапа
4 один этап
Период расцвета Киевской Руси характерен для этапа развития Древней Руси
1. вторая половина XI в. — первая половина XII в.
2 конец X — первая половина XI вв.
3 конец 1Х-Х вв.
4 середина Х в.
Авторами так называемой норманнской теории происхождения Древнерусского государства были …
1 Г.З. Байер, Л. И Петражицкий, Ц.Ф. Миллер
2 Ц.Ф. Миллер, де Роберти, Г. З. Байер
3 Г.З. Байер, Ц.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер
4 А.Л. Шлецер, Ц.Ф. Миллер, Н. Г. Остерман
Социальная структура древнерусского общества состояла из:
1 феодалов (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри), свободных общинников
2 князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри; смерды (крестьяне-общинники)
3 феодалов, смердов, городского населения, церкви и монастырей, закупов
4 феодалов, духовенства, свободных общинников, смердов, закупов, изгоев, челяди и холопов, городского населения
Традиционное объединение крестьян на основе коллективной собственности на землю называлось:
Артель.
Кооператив.
Община.
Приход.
Разорившийся общинник, попавший в долговую кабалу к князю или его дружиннику это:
Закуп
Смерд
Холоп
Тиун
Огнищанин
Высшая власть в Древнерусском государстве принадлежала:
1 Совету бояр
2 Вече
3 Великому князю
4 Княжескому Совету
Дружина в Древней Руси – это:
Сбор князем дани с подвластных земель
Собрание всех взрослых мужчин-общинников
Военное формирование, состоявшее из всех мужчин племени
Военное формирование, находившееся на службе у князя
По форме государственного устройства Киевская Русь представляла :
1 феодальную конфедерацию
2 раннефеодальную федерацию
3 раннефеодальную федерацию с элементами унитаризма
4 относительно единое унитарное государство
Привилегированные сословия Древнерусского государства – бояре и князья пользовались следующими льготами:
1 Освобождались от налогов и податей; обладали правом собственности на землю
2 Обладали правом собственности на землю, но не освобождались от налогов и податей
3 Освобождались от налогов и податей; но не обладали правом собственности на землю
4 Не освобождались от налогов и податей; частично обладали правом собственности на землю
Владение, дававшиеся детям великого князя …
Сбор дани древнерусскими князьями в форме обхода подвластных им земель назывался …..
Смерды — категория населения Древнерусского государства:
1 Лично зависимая от феодалов, не владеющая участками земли, не имеющая необходимых орудий труда
2 Экономически зависимая от феодалов, не владеющая участками земли, не имеющая необходимых орудий труда
3 Свободная, владеющая участками земли, имеющая необходимые орудия труда
4 Экономически независимая от феодалов, но владеющая участками земли и имеющая необходимые орудий труда
Объединение нескольких самостоятельных образований в единое государство при сохранении определенной части своих прав как субъектов этого государства называют:
1. Коалицией
2. Унией
3. Империей
4. Федерацией
Форма правления Древнерусского государства:
1 сословно-представительная монархия, основанная на сюзеренитете-вассалитете
2 раннефеодальная монархия, основанная на сюзеренитете-вассалитете
3 абсолютная монархия, основанная на классовой системе управления
4 раннефеодальная республика, основанная на классовой системе управления
Система управления в Древнерусском государстве была…
1 численная система управления
2 дворцово-вотчинная система управления
3 смешанная система управления
4 численная и дворцово-вотчинная системы управления
Система кормления сложилась в период….
1 в период Московского царства
2 в период феодальной раздробленности
3 период зарождения Древнерусского государства
4 в период ослабления Древнерусского государства
5 в период Древнерусского государства
Порядок источников древнерусского права мере убывания их юридической силы:
[ ]: Обычаи
[ ]: Договоры: межгосударственные, между князьями, договоры частных лиц.
[ ]: Церковное законодательство, заимствованное из Византии.
[ ]: Судебный прецедент.
Норма права, именовавшаяся Законом Русским
1 судебный прецедент
2 церковное законодательство
3 межгосударственные договоры
4 договоры Руси с Византией
«Русская Правда» — основной законодательный документ Древнерусского государства, регулирующий:
1 Гражданско-правовые отношения
2 Деяния уголовно-правового характера
3 Гражданско-правовые отношения, деяния уголовно-правового характера, процессуальные отношения
4 Публично-правовые отношения
«Русской Правдой» регулировались типы договоров…
1 купля-продажа, мена, займ
2 личный найм, хранение, поручение
3 купля-продажа, мена, займ, личный найм, хранение, поручение
4 купля-продажа, мена, займ с процентами и без процентов, личный найм, хранение, поручение
Основной принцип реализации наследственного права по «Русской Правде»:
1 социальная принадлежность субъектов
2 этническая принадлежность субъектов
3 сословная принадлежность субъектов
4 хозяйственная принадлежность субъектов
Высшая мера наказания по «Русской Правде» именовалась…
1 «поток и разграбление»
2 «дикая вира»
3 «полувира»
4 «вира»
Система управления, господствующая в Древнерусском государстве, стала одной из причин феодальной раздробленности…
1 потому, что в центре господствовала численная система управления, а на местах – дворцово-вотчинная
2 потому, что в центре господствовала дворцово-вотчинная система управления, а на местах — система кормления
3 потому, что в центре господствовала дворцово-вотчинная система управления, а на местах – численная
4 потому, что и в центре и на местах господствовала численная система управления
Политическая раздробленность Руси в ХII – ХIII веках привела к:
1. Экономическому упадку
2. Усилению власти киевского князя
3. Ослаблению обороноспособности
4. Укреплению торговых связей между княжествами
В период феодальной раздробленности форма государственного устройства в Русских землях была:
1 Идентична. Всюду оформилась раннефеодальная монархия с сильной, неограниченной властью князя.
2 Идентична. Древнерусское (киевское) государство распалось на самостоятельные феодальные республики.
3 Различна. В ряде земель утвердился феодально-республиканский строй (Псковской, Новгородской, в большинстве — монархический (но власть князя не всегда была неограниченной)
4 Идентична – различна. В ряде земель утвердился феодально-республиканский строй (Псковской, Новгородской, в большинстве – монархический, неограниченный.
Главная особенность государственно-правовых отношений периода феодальной раздробленности…
1 дворцово-вотчинная система управления
2 отношения сюзеренитета-вассалитета
3 иммунитетные отношения
4 крепостная зависимость смердов от феодалов
Законодательная власть в Новгородской земле принадлежала:
1 Князю
2 Совету господ
3 Вече
4 Посаднику
Основные социальные группы и классы Новгородской земли по мере убывания их социально-административного статуса:
[ ]: феодалы, духовенство
[ ]: земцами
[ ]: закладчики,
[ ]: городская «верхушка»,
[ ]: «старейшины»,
[ ]: смерды-общинники
[ ]: житьи люди
[ ]: половники
[ ]: «молодшие»
Представители социальных групп, не входившие в состав боярского совета Великого Новгорода:
1 посадники
2 тысяцкие «старые» посадники и тысяцкие
3 сотские старосты
4 именитые бояре
5 «молодшие»
В Псковской судной грамоте…
1 120 статей
2 100 статей
3 110 статей
4 130 статей
Псковская Судная грамота — памятник русского законодательства периода феодальной раздробленности, который:
1 Копировал основные нормы Русской Правды и адаптировал их к социально-политическим и экономическим особенностям Псковской земли
2 Являлся самостоятельным и оригинальным правовым документом, отражающим специфику Псковского государства
3 Внес значительные нововведения в русское законодательство, важнейшее из них -установление норм о государственном преступлении
4 Копировал основные нормы Русской Правды и являлся самостоятельным и оригинальным правовым документом
Правовой акт древнерусского законодательства, учредивший апелляционную судебную инстанцию под именем суда докладчиков:
1 «Русская Правда»
2 «Псковская Судная грамота»
3 «Новгородская судная грамота»
4 «Правда Ярославичей»
Из перечисленных особенностей формирования Русского централизованного государства не была характерна:
1 опора на дворянство
2 многонациональный состав государства
3 наличие капиталистического уклада в экономике страны
4 международное положение России и борьба с монголо-татарами за независимость страны
Процесс формирования Русского централизованного государства завершился при…
1 в конце ХV в. при Иване III
2 в первой половине ХIV в. при Иване Калите
3 во второй половине XVI в. при великом князе Василии III.
4 в последней трети ХV в. при Василии II
Верховная судебная власть в период образования русского централизованного государства принадлежала:
1 великому князю, ограниченному боярской думой
2 государю, не ограниченному боярской думой
3 феодальному съезду, возглавляемому великим князем
4 боярской думе,ограниченной феодальным съездом
Наиболее крупными территориальными единицами русского централизованного государства были:
1 волости
2 уезды
3 станы
4 губернии
Органы местного самоуправления в конце ХV – первой половине ХVI в.в. в России возглавляли:
1. Наместники
2. Волостели
3. Воеводы
4. Приказчики
5. Старосты
Свод законов, установивший Юрьев день, вошел в историю под названием:
1. «Судебник»
2. «Русская Правда»
3. «Соборное уложение»
4. «Указ об урочных летах».
Автором судебника 1497 г. был:
1 Иван III,
2 Василий III,
3 Владимир Гусев,
4 Николай Костомаров
Главное содержание судебника 1497 г.:
1 адаптация основных норм Русской Правды к социально-политическим и экономическим особенностям русского централизованного государства
2 самостоятельный и оригинальный правовой документ русского централизованного государства
3 процессуальные постановления, перенятые из уставных грамот и объединенные в один акт.
4 творческое развитие основных норм Русской Правды и Правды Ярославичей в условиях русского централизированного государства
Основы общерусской правовой системы были закреплены в:
1 Соборном уложении 1649 года
2 Судебнике 1550г.
3 Судебнике 1497г.
4 Уложении 1556 г.
Высшая законодательная и судебная власть в Русском централизованном государстве принадлежала:
1Боярской Думе
2Феодальным съездам
Государю
Великому князю и Боярской Думе
Органы государственного управления в Русском централизованном государстве строились на основе:
1 дворцово-вотчинной системы
2 приказной системы
3 системы кормления
4 численной системы
Главенствующее положение в общественной системе Русского централизованного государства занимали:
1 Бояре
2 «Княжата»
3 Дворянство
4 Казаки
В русском централизованном государстве феодалы строили отношения с государем на основе:
1 Иммунитетных грамот и договоров
2 Безусловного подчинения власти государя
3 Ограниченного подчинения власти государя
4 Вассалитета — сюзеренитета
Сословно-представительная монархия — это форма правления, при которой власть монарха ограничена органами сословного представительства:
1 Боярской Думой
2 Коллегиями
3 Земским Собором
4 Приказами
Боярская Дума всегда действует вместе с царем, составляя совместно с государем единую верховную власть. По всем делам выносилось решение в следующей форме ……………………….
Боярская дума просуществовала до …. исторического периода и была преобразована форму государственной власти:
1) до конца 17 века и была преобразована в Сенат
2) до середины 17 века и была преобразована в Земский Собор
3) до середины 17 века и была преобразована в княжескую думу
4) до первой половины 18 века и была преобразована в Государственный Совет
Высшая законодательная власть в период сословно-представительной монархии принадлежала:
Государю
Боярской Думе
3 Судебной Коллегии
4 Земскому Собору
Наименование государственных органов, составивших в середине ХVI века новую систему центрального правления………………….
В российском законодательстве периода сословно-представительной монархии правовой статус основных классов и социальных категорий :
Четко разграничивался
Не был четко регламентирован. Детализировались лишь права и обязанности привилегированных сословий и свободных посадских людей
Не регламентировался. Основное внимание уделялось регулированию системы поместного и вотчинного землевладения.
Разграничивался, но главное внимание уделялось регулированию системы налогообложения
Владение служилого дворянина (помещика)…
Представители низшего военно-служилого сословия на Руси ХVI – ХVII вв., получавшие жалованье:
1. Бояре
2. Дворяне
3. Стрельцы
4. Казаки
Органы центрального управления, созданные в России в ХVI веке, назывались ….
Сословно представительная монархия в России существовала
1 середина ХV – середина ХVII вв.
2 середина ХVI – ХVII вв
3 середина ХVI – середина ХVIII вв.
4 конец ХV – конец ХVIII вв.
Земский Собор состоял из..
1 из трех частей
2 из двух частей
3 из четырех частей
4 не делился по частям
За период 1613 – 1619 г.г. Земский собор собирался:
1. 7 раз
2. 8 раз
3. 5 раз
4. 4 раза
Последний Земский собор полного состава состоялся в:
1. 1653 году
2. 1648 году
3. 1650 году
4. 1613 году
5. 1649 году
Великокняжеским называется Судебник…
1 1497 г
2 1550 г.
3 1649 г.
4 1556 г.
Название правового документа, который был принят в Российском государстве после московского бунта 1648 г………..
Впервые разработано понятие о государственном преступлении в законодательном акте русского централизованного государства …
1 Судебники 1497 г
2 Судебники 1550 г.
3 Стоглав 1551 г.
4 Соборном Уложении 1649 г.
Свод законов, который юридически установил крепостное право….
Определите соответствие операций с землевладениями нормам Соборного уложения 1649 г.
1. Выделение поместий неслужилым людям
2. Выкуп поместий в вотчины
3. Обмен поместий на вотчины
4. Передача вотчин в монастыри
А. Запрещено
Б. Запрещено
В. Запрещено
Г. Разрешено
Д. Разрешено
«Комиссии экспертов» стали привлекаться к законотворческой деятельности
после отмены:
1 Боярской Думы
2 Княжеской Думы
3 Земского Собора
4 Феодальных съездов
Для периода становления абсолютной монархии в России не было характерно установление отношений между :
1 монархом и аристократией по типу: государь – холоп
2 монархом и аристократией по типу: сюзеренитет- вассалитет
3 монархом и аристократией по типу: иммунитетных отношений
4 монархом и аристократией по типу: юридического равенства статусов
В период становления абсолютной монархии происходило упразднение юридической разницы между…
1 вотчинным и поместным землевладением
2 общинным и частным землевладением
3 между помещичьим и крестьянским землевладением
4 между казацким и крестьянским землевладением
Наиболее крупными территориальными единицами периода становления абсолютной монархии в России были:
1 провинции
2 волости
3 уезды
4 губернии
В период абсолютной монархии происходило юридическое оформление сословного деления населения. Из прежних служилых и тягловых разрядов были образованы сословия:
1. Шляхетство (дворянство) и крестьянство
2. Шляхетство (дворянство), крестьянство, мещане, духовенство
3. Шляхетство (дворянство), крестьянство, мещане, духовенство, купцы, цеховые ремесленники, посадские люди
4. Шляхетство (дворянство), крестьянство, мещане, духовенство, купцы, цеховые ремесленники, посадские люди, государственные крестьяне, посессионные крестьяне
В Европе опорой монарха был союз дворянства и городов, в России _________________________________________________________________
Законодательными полномочиями в период абсолютизма наделялись:
1 Боярская Дума
2 Сенат
3 Преображенский приказ
4 Верховный тайный Совет
Деятельность Боярской думы прекращается в ….. в связи с учреждением …, который по своей компетенции — …………………………………………………………………………………….
При Петре I Сенат состоял из:
1 Разрядного стола,
2 Фельдъегерской службы
3 Присутствия
4 Канцелярии
5 Фискальной службы
6 Расправной палаты
7 Верховного Тайного Совета
Судебная реформа Петра 1 заключалась в :
1 Отделении суда от администрации
2 Введении сословных судов
3 Государственно-административной организации суда
4 Создании равноправно и состязательного судебного процесса
Основной налог с податных сословий, введенный Петром I в начале ХVIII в.
1. Выкупные платежи.
2. Оброк
3. Вира
4. Подушная память
Табель о рангах был принят в …..
1 в 1715 г.
2 в 1722 г.
3 в 1709 г.
4 в 1710 г.
5 в 1711 г.
Табелем о рангах в ХVIII – ХХ вв. регламентировалось:
1. Система чинов и порядок продвижения по службе
2. Действия капитанов судов на море
3. Правила придворного и светского этикета
4. Формы поощрения низших чинов
После принятия Табеля о рангах система подбора руководящих кадров стала основываться на принципах:
1 На принципах личной выгоды, преданности системе и государю
2 На принципах профессионализма, личной преданности государю и системе, выслуги
3 На принципах сословности, представительности, иммунитетных отношений
4 На принципах сюзеренитета — василитета
Нормативно-правовой акт, узаконивший крепостничество и приравнявший положение крестьянина к положению раба:
1 в 1763 г. в Грамоте «Вольности Дворянской» периода просвещенного абсолютизма
2 в 1649 г. в Соборном Уложении периода сословно-представительной монархии
3 в 1711 г. в Указе Петра I «О крепости крестьянской» периода абсолютной монархии
4 в в 1709 в Табеле о рангах периода абсолютной монархии
Официально все население Российской империи ХVIII в. делилось на:
1. Классы.
2. Разряды.
3. Курии.
4. Сословия
В результате государственных и административных реформ Петра I в России
1. Утвердилась абсолютная власть монарха
2. Усилилась роль Земских Соборов
3. Увеличилась роль сословного представительства
4. Усилилась роль Боярской думы
5. Утвердилась роль Верховного Тайного Совета
Просвещенный абсолютизм в России — это……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Период истории государства и права России, определившим основным источником в гражданском праве — закон, а не обычай:
1 в период раннефеодальной монархии
2 в период сословно-представительной монархии
3 в период абсолютной монархии
4 в период просвещенного абсолютизма
5 в период перехода в буржуазной монархии
Комитет министров с законодательными полномочиями и правом подписи указов был учрежден…
studfiles.net
26. Развитие общерусского права хvi- хvii вв., его источники.
Основными источниками общерусского права в XV—XVII вв. были: великое княжеское (царское) законодательство (жалованные, указные, духовные грамоты и указы), «приговоры» Боярской думы, постановления Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов. Создаются новые сложные формы законодательства — общерусские кодексы (Судебники, Соборное Уложение), указные (уставные), в которых систематизировались нормы, не вошедшие в основной текст книги Судебников. Были сформированы Уставная книга Разбойного приказа, указные книги Поместного и Земского приказов. «Новоуказные статьи» стали промежуточным этапом кодификации русского права в период между Судебниками и Соборным Уложением (первая половина XVII в.).Все большее место в системе источников права начинают занимать разного рода частные акты — духовные грамоты, договоры («ряды»), акты, закрепляющие собственность на землю и др.В XV—XVI вв. гражданско-правовые отношения постепенно выделяются в особую сферу и их регулирование осуществляется специальными нормами, включенными в различного рода, сборники (грамоты, судебники и пр.). Нормы гражданского права одновременно отражали и регламентировали процесс развития товарно-денежных и обменных отношений, а также отношений феодальной эксплуатации, основывающейся на различных формах земельной собственности (вотчинной и поместной)
Источники права:
-Царское законодательство –жалованные –указные , духовные грамоты и указы. -«приговоры Боярской Думы -постановления Земских соборов -отраслевые распоряжения приказов
-Соборное Уложение
-судебник 1550 года
— Стоглав 1551 года
Грамоты:
1.Жалованная грамота — верховная власть предоставляла льготы и привилегии физическим и юридическим лицам. Каждая жалованная грамота содержала исключительные права и была частичным законом. Закон действовал, пока царствовал его издатель.
По предмету пожалования:
-Вотчинные
-Льготные
а)обельные(освобождающиеся от податей и повинностей)
б)несудимые(освобождающиеся от суда местных властей)
-Тарханые (грамоты, предоставлявшие полное освобождение от общих тягостей и повинностей.
-Охранительные
2. Уставные грамоты-определяли порядок местного управления
-порядок местного правительственного управления
-порядок местного земского самоуправления
а)уставные земские-правовая база для деятельности земских и губнях изб
-уставные губные- правовая база для деятельности земских и губнях изб.
Земскими грамотами устанавливались порядок и расклада оброка(платы за ведения самоупраления) сроки и места его сбора, порядок доставки собранных денег в Москву.
В уставных губных грамотах вопросы полицейского и уголовно-правового характера.
3.Судные грамоты.
Содержали постановления о судоустройстве и судопроизводстве, нормы гражданского и уголовного права.
4. Таможенные грамоты
определяли порядок таможенно-финансового управления и регламентировали деятельность внешних и внутренних таможень.
Грамоты:
-устанавливающие порядок таможенного казенного управления
-грамоты, определявшие порядок откупного таможенного управления.(таможенный сбор возлагался на известных авторитетных и самостоятельных лиц, вносивших в казну определенные суммы и за это получившие право самим собирать пошлины с населения.
studfiles.net
40. Российская правовая система, ее особенности и периодизация.
Российская правовая система имеет много корней из немецкого, германского права. Но обладает и своим своеобразием (советское, постсоветское и российское право).
Периодизация РПС:
1). Древнерусское право (9-12 в.) – создается право, в основе которого лежат обычаи – «Русская правда» Ярослава Мудрого (начало 11 в.). Татаро-монгольское иго завершило этот период. 1197 г. – Любичский съезд, князья Древней Руси постановили о вотчинах. Киевская Русь разделилась на княжества.
2). Право Московского государства ( 13-17 в.) – собирание русских земель под Московским княжеством. Образование Московского царства. Соборное уложение 1648 г. (уложение Алексея Михайловича), в результате кодификации русского феодального права.
3). Право Российской империи (18-20 в.) – с Петра 1, правовые реформы: Петр реципировал (перевел) европейское право, Екатерина 1 продолжила. 19 в. – Свод законов Российской империи (1835).
4). Период советского права (1917-1990 г.) – до 1990 г. происходило огосударствление права, государство было на первом месте. Не право, а политические решения. 1990 – Горбачев на 19 партконференции провозгласил идею создания правового государства. Нормотворчество: конституция, кодексы. Законодательная система строится на основе континентального права.
5). Постсоветское право (12 июня 1990 г.) – день независимости, Декларация о государственном суверенитете РСФСР. С августа 1991 г. начались перемены. Основные документы – Декларация о государственной суверенитете, Декларация основных прав и свобод человека, Федеративный договор, Конституция РФ.
41. Конституционные основы правовой системы рф.
Конституция РФ (12.12.1993г.):
Статья 15:
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Эта статья особенно важна потому, что в ней определяется место Конституции в системе нормативных правовых актов страны. Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.
Известно, что под юридической силой акта понимают как его обязательность вообще, так и его место в иерархии правовых актов. В настоящее время федеральная нормативно — правовая система включает в себя следующие составные части: Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты палат Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства, акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти.
Иерархический порядок расположения актов указывает на особую юридическую силу Конституции. Это означает, что она обладает верховенством над законами и иными правовыми актами; последние должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя свое действие на всю территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти.
Конституция имеет прямое действие. В то же время сам текст Конституции содержит указания на необходимость принятия ряда федеральных конституционных законов и федеральных законов, чье действие будет способствовать развитию положений, закрепленных Конституцией в общей форме.
Конституция и законы Российской Федерации регулируют важнейшие общественные отношения. С их помощью закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, формы и виды собственности, основы уголовного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательства, а также другие принципиальные направления жизнедеятельности общества и государства. Таким образом, их действие носит универсальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и пространстве. Соответственно и обязанность соблюдать федеральные законодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в том числе органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции, а должностные лица независимо от их ранга и положения должны нести ответственность в случае нарушения норм Конституции и законов. Столь же обязательны законодательные акты Российской Федерации для граждан и их объединений. Всеобщая обязательность таких актов вытекает из их потенциального восприятия как меры справедливости, применяемой ко всем гражданам в равной мере.
Следует отметить, что действие Конституции и законов Российской Федерации распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на ее территории (за исключениями, установленными действующим законодательством).
В демократическом государстве крайне необходимо, чтобы закон был доведен до всеобщего сведения, поскольку гласность в сфере законодательства непосредственно затрагивает права и законные интересы граждан и других субъектов права. Знание законов не может быть привилегией избранных.
Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской Федерации. Более того, любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан (а это и постановления Правительства, и огромный массив ведомственных актов), не могут применяться, если официально они не опубликованы для всеобщего сведения. Данное конституционное положение, по сути дела, означает, что законы и другие акты, указанные в ч. 3 статьи (а вернее, их полные и точные тексты), должны публиковаться в газетах или специальных изданиях правотворческих органов или по их поручению другими органами. Эти издания распространяются по подписке. Нормативные акты вступают в силу, т.е. могут применяться, действовать, только при условии их опубликования.
Международные договоры Российской Федерации регулируют отношения России с зарубежными государствами и международными организациями. Они заключаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами от имени Российской Федерации уполномоченными федеральными органами. После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу на территории России.
В 1992 г. в действовавшую в то время Конституцию РСФСР 1978 г. была внесена новелла, содержавшая принцип приоритета общепризнанных норм международного права, однако его действие ограничивалось сферой прав человека. Часть 4 настоящей статьи придала данному принципу более широкий, чем ранее, характер и изложила его в достаточно категорической форме.
Прежде всего, международные договоры России наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с российской Конституцией составной частью правовой системы Российской Федерации.
В случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этими нормами или договором.
Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров принимаются соответствующие правовые акты.
studfiles.net
4) «Русская правда» – первый свод русских законов и правовая основа великокняжеской власти.
«Русская правда» — это первый свод законов Древнерусского государства. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд. Русская Правда содержит в себе, прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства, является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.
В «Русской правде» новгородцы были уравнены в правах с членами княжеской дружины: формировалось представление о равенстве всех свободных людей перед законом. «Русская правда» регулировала также отношения внутри дружины, отношения с варягами, имущественные отношения.
Русская Правда стала основным источником социальных, правовых и экономических отношений в славянских княжествах. Ее влияние присутствует в последующих исторических правовых документах.
5) Возникновение удельной системы на Руси. Ее характеристика и роль в распаде Древнерусского государства.
В середине ХI-начале ХII вв. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории – эпоху политической раздробленности. Начальную фазу этого процесса относят к моменту смерти Ярослава Мудрого, когда Русь практически была поделена между его тремя сыновьями – Изяславом (он получил Киев и Новгород), Святославом (Чернигов) и Всеволодом (Переяславль и Ростовская земля). Вначале князья, помня завет отца о дружбе, старались жить в мире и чтить старшего брата Изяслава. Но вскоре между ними, а затем и их потомками, возникли конфликты и усобицы, длившиеся почти сто лет.
Политическая раздробленность – закономерный этап развития Древней Руси. Децентрализация дала простор новым тенденциям: экономической самостоятельности областей, их подъему, развитию самосознания, культуры. Удельные княжества с быстро растущими городами в условиях натурального хозяйства были экономически самодостаточными и мало связанными друг с другом. Политическая система Руси приобретает полицентричный характер при сохранении символического значения Киева, обладание которым было формальным признаком «старейшинства» среди русских князей.
Таким образом, разрушение единого государства сделало Русь беззащитной перед грозным монгольским нашествием, что привело к тяжелым последствиям.
6) Государственные образования на Руси в начальный период политической раздробленности (XII–XIII вв.).
Удельные князья, став хозяевами земель, выступали в качестве организаторов строительства новых городов, укрепления их крепостями. В одних землях великокняжеская власть установилась в монархической форме (Владимиро-Суздальское, Галицко — Волынское княжества), другие стали боярскими феодальными республиками (Новгород, Псков), в которых княжеская власть утратила роль главы государства и стала играть военно-служебную роль.
Общерусское значение власти киевских великих князей постепенно свелось до «старейшинства» среди других князей. Удельные князья были вынуждены признавать старейшинство великого князя.
Со второй половины XII в. роль киевских великих князей перешла к местным великим князьям, которые были ответственны за исторические судьбы Руси.
В конце XII — начале XIII вв. на Руси триосновных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах:
для Северо-Восточной и Западной Руси — Владимиро-Суздальское княжество;
для Южной и Юго-Западной Руси — Галицко-Волынское княжество;
для Северо-Западной Руси — Новгородская феодальная республика.
Возросла роль общерусских и земельных съездов князей и их вассалов, на которых рассматривались вопросы междукняжеских отношений и заключались соответствующие договоры, обсуждались вопросы организации борьбы с половцами и другие совместные действия. Но попытки князей созывом таких съездов связать свои местные интересы и встававшие перед ними проблемы общерусского значения, в конечном счете, терпели неудачу из-за непрекращавшихся между ними усобиц.
studfiles.net