Основы экономической теории – Основы экономической теории — Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций)

Содержание

Основы экономической теории

Авторы:

доктор экономических наук Аубакирова Ж.Я.

доктор экономических наук, профессор Кулубеков Т.К.

кандидат экономических наук, доцент Тулегенова М.С.

кандидат экономических наук, доцент Шевченко В.В.

доцент Жазылбек Л.И.

Предисловие

Особое место в повышении уровня образования и в формировании мировоззрения нового поколения независимого Казахстана занимает экономическая теория. Изучение экономической теории позволяет объективно и грамотно определять место и роль человека в природе, обществе, экономике, понимать диалектическую связь между экономическими процессами. Создание социально-ориентированной модели рыночной экономики и глобальные процессы, происходящие в мировой системе экономических отношений, вносят коррективы в принципы экономического поведения человека и общества. В этих условиях растет значение экономической теории как науки, изучающей диалектику экономических процессов во взаимосвязи с научно-техническим прогрессом, с государственной политикой, национальной и мировой культурой.

В типовой программе курса «Основы экономической теории» для обязательного изучения определены экономические категории и требования экономических законов, инструменты саморегулирования рыночной экономики, роль и место государственного регулирования экономики, а также особенности и приоритеты социально-ориентированной модели рыночной экономики, динамично развивающейся в Республике Казахстан.

Цель и задачи курса «Основы экономической теории» заключаются в том, чтобы преподать студентам теоретические знания об эволюции и закономерностях социально-экономического развития общества в различных экономических системах, а также о принципах и мотивах экономического поведения человека в условиях ограниченных ресурсов, формировать экономическое мировоззрение и активную гражданскую позицию в реализации государственной экономической и социальной политики.

Минимум знаний, умений и навыков студентов, изучающих основы экономической теории, охватывает следующее:

  • знание основных теоретических воззрений, накопленных в научном наследии по экономическим проблемам;

  • системные знания сущности экономических явлений, закономерностей социально-экономического развития общества в различных экономических системах;

  • знание механизмов саморегулирования рынка в условиях ограниченны ресурсов;

— знание принципов государственного регулирования экономики;

— знание национальных интересов и стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Казахстан в условиях глобализации;

— умение наблюдать и систематизировать информацию, применять логику и диалектику в качестве сознательного метода познания экономических явлений в их взаимосвязи;

— овладение навыками аналитического мышления, компетентного поиска путей решения социально-экономических проблем с учетом институциональных особенностей казахстанской модели социально-ориентированной рыночной экономики.

Изучению «Основ экономической теории» предшествуют дисциплины, формирующие основы абстрактного мышления и гражданской позиции студентов, такие, как «Философия», «История Казахстана».

К смежным дисциплинам, позволяющим закрепить и сконцентрировать знания, полученные при изучении экономической теории, относятся основы права, экология, институциональная экономика, экономика предприятия.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Объектом изучения дисциплины «Основы экономической теории» являются закономерности развития социально-экономических отношений, возникающих между субъектами рынка на микро-, макро- и мегауровнях, между государством и субъектами рынка, государством и обществом, особенности и приоритеты социально-ориентированной модели рыночной экономики в Казахстане.

Методами изучения основ экономической теории является единство исторического и логического, анализа и синтеза, индукции и дедукции, научной абстракции, математического моделирования, экономического эксперимента и прогнозирования.

Экономическая теория является методологической основой для отраслевых, функциональных и межотраслевых экономических наук.

Данная типовая программа является общетеоретической и методологической основой для разработки силлабусов курса основ экономической теории, а также для разработки спецкурсов (спец. семинаров) по экономическим проблемам.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Предмет и метод экономической теории

Определение предмета экономической теории представителями разных школ. Логика и структура курса экономической теории. Основные экономические понятия: потребности, экономические блага, ограниченность (редкость) ресурсов; три основные задачи экономики: что, как, для кого?

Система экономических отношений: социально-экономические, технико-экономические, организационно-экономические, эколого-экономические.

Взаимосвязь экономической теории с другими науками. Экономическая теория — методологический фундамент системы экономических наук, функции экономической теории.

Методология экономической науки. Методы познания экономических процессов. Экономические законы и категории.

Экономическая теория и экономическая политика. Роль экономической теории в формировании современного экономического мышления.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Общественное производство и его структура

Значение производства в жизни общества. Естественные и социальные условия жизни. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Благо, продукт, услуга. Классификация потребностей. Виды ресурсов. Кривая производственных возможностей.

Простые моменты процесса труда. Производительные силы и производственные отношения. Кооперация, специализация, разделение труда.

Основные факторы производства: труд, капитал, земля, предпринимательская способность (деятельность). Взаимозаменяемость факторов производства. Производительность и интенсивность труда.

Зависимость роста производства от использования факторов производства. Производственная функция.

Цели и результаты производства. Эффективность производства.

Общественное производство. Воспроизводство. Стадии движения общественного продукта.

Процесс кругооборота ресурсов, продуктов и дохода.

Экономические институты: собственность и предпринимательство.

Экономические институты, их сущность, роль и специфика. Концепция трансакционных издержек. Институты и организации. Институциональные преобразования в процессе реформирования казахстанской экономики.

Собственность как экономическая, юридическая и историческая категория. Содержание собственности. Экономическая теория «прав собственности».

Виды собственности. Объективная необходимость многообразия форм собственности. Преобразование отношений собственности в Республике Казахстан.

Предпринимательство как способ экономической реализации собственности в условиях рыночной экономики. Виды и формы предпринимательства (бизнеса).

Предприятие как основная производственная единица. Организационно-правовые формы предприятий (фирм). Роль малых, средних и крупных фирм в современной рыночной экономике, формы их взаимодействия. Приоритетные направления развития предпринимательства в Казахстане.

Типы экономических систем и закономерности их развития.

Системный подход к экономике. Экономическая система общества и основные направления периодизации ее социально-экономического развития. Критерии развития экономических систем.

Формационный подход. Пять способов производства.

Цивилизационный подход: типы цивилизаций, их сходство и различия. Теории смены цивилизаций. Аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество.

Традиционная, командная, рыночная, смешанная экономики. Информационная экономика.

Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.

Основные формы общественного хозяйства и модели. Натуральное хозяйство, его черты и особенности.

Товарное хозяйство: причины и условия возникновения, основные черты.

Товар. Свойства товара: стоимость и потребительная стоимость. Трудовая теория стоимости. Теория предельной полезности. Развитие формы стоимости и появление денег.

Сущность денег. Функции денег. Эволюция форм денег: товаро-деньги, металлические, бумажные, кредитные, «электронные» деньги. Закон денежного обращения. Денежные реформы.

Становление и укрепление национальной валюты в Республике Казахстан.

РЫНОК И МЕХАНИЗМЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Рынок: виды, структура, модели

Сущность и функции рынка. Виды рынков и их классификация. Структура рынка. Инфраструктура рынка.

Рынок как система отношений. Субъекты рыночных отношений. Преимущества и недостатки рынка.

Модели рыночной экономики. Рыночные преобразования в странах постсоветского пространства. Казахстанская модель рыночных преобразований.

Республика Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации.

Спрос и предложение.

Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Спрос и предложение как инструменты рыночной экономики.

Понятие эластичности. Практическое применение теории эластичности.

Теория потребительского поведения.

Конкуренция и монополия.

Сущность конкуренции, ее экономическая роль. Теория совершенной и несовершенной конкуренции.

Теория монополий. Монополистическая конкуренция.

Акционерные общества (корпорации). Финансово-промышленные группы.

Роль международных монополий и монополистических объединений в современных условиях.

Немонополизированный сектор рыночной экономики. Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика.

Капитал (фонды). Кругооборот и оборот.

Предпринимательский капитал. Кругооборот и оборот предпринимательского капитала. Основной и оборотный капитал.

Структура фондов предприятия. Кругооборот и оборот фондов. Стадии кругооборота. Физический и моральный износ. Амортизация и амортизационный фонд. Инвестиции как источник финансирования производственных фондов. Структура инвестиций.

Время производства и время обращения. Оборотные средства предприятия.

Система показателей эффективности использования предприни­мательского капитала.

Издержки производства.

Виды издержек и их классификация. Постоянные и переменные издержки, особенность их динамики при росте объема производства. Общие, средние и предельные издержки, взаимосвязь между ними. Эффект масштаба.

Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах, взаимосвязь между ними. Трансакционные издержки производства. Минимизация издержек производства и максимизация прибыли.

Доходы от факторов производства

Экономическая природа прибыли. Прибыль как доход предпринимателя и главный результат функционирования фирмы. Факторы, определяющие величину прибыли.

Заработная плата. Эволюция взглядов экономистов на понимание сущности заработной платы. Формы и системы оплаты труда. Номинальная и реальная заработная плата. Уровень и динамика заработной платы.

Процент как доход на капитал. Процентная ставка. Факторы, определяющие процентную ставку.

Экономическая рента как форма дохода на землю и ее недра. Виды ренты. Особенности аграрных отношений, условия и причины возникновения земельной ренты. Дифференциальная рента I и II, абсолютная рента. Арендная плата. Цена земли.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Национальная экономика как система

Структура национальной экономики. Содержание и виды общественного воспроизводства. Модели воспроизводства на макроуровне. Экстенсивные и интенсивные типы воспроизводства.

Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов. Валовый национальный продукт, валовый внутренний продукт: методы расчета. Национальный доход: производство, распределение, перераспределение.

Национальное богатство: содержание и структура. Национальное богатство Республики Казахстан. Факторы повышения конкурентоспособности национальной экономики. Создание системы казахстанских кластеров как ключевое направление национальной экономики.

Экономическое равновесие и экономический рост

Совокупный спрос и совокупное предложение. Понятие макроэкономического равновесия. Частичное, общее и реальное равновесие. Модели общего экономического равновесия.

Экономический рост: сущность, показатели и факторы экономического роста. Глобальные тенденции экономического роста, переход к ресурсосберегающему росту экономики. Человеческий капитал как важнейший фактор современного экономического роста.

Приоритетные направления развития казахстанской экономики в Послании Президента страны народу Казахстана Н. Назарбаева «Казахстан -2030».

Экономические циклы. Инфляция и безработица

Цикличность развития экономики как всеобщая форма экономической динамики. Причины циклических колебаний: внешние и внутренние. Экономический цикл и его разновидности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные циклы). Фазы цикла. Кризис: сущность, причины, социально-экономические последствия.

Инфляция и безработица. Причины, показатели и виды инфляции. Безработица: сущность, причины и формы. Закон Оукена.

Особенности экономических кризисов в постсоветской экономике. Антикризисная политика и программы устойчивого экономического роста в Республике Казахстан.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Государственное регулирование: сущность, цели, инструменты

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Государственное регулирование экономики: цели, функции, инструменты. Основные модели государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование в условиях переходной экономики. Особенности государственного регулирования в Республике Казахстан.

Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика Республики Казахстан.

Финансовая система. Государственный бюджет. Государственные расходы и совокупный спрос. Налоговая и фискальная политика Республики Казахстан.

Социальная и региональная политика государства

Социальная политика государства: необходимость, сущность и цели. Структура доходов. Распределение доходов в обществе, проблема неравенства. Основные направления социальной защиты населения в РК. Ускоренная социальная модернизация Казахстана.

Региональная политика. Методы и средства реализации региональной политики. Состояние и перспективы регионального развития Республики Казахстан.

Международные экономические отношения. Регулирование внешнеэкономической деятельности.

Международное разделение труда и конкурентоспособность страны. Теория сравнительных преимуществ. Место Казахстана в международном разделении труда.

Современные тенденции глобализации. Влияние глобализации на социально-экономические процессы страны. Международное сотрудничество в решении глобальных проблем. Цели и инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности.

Участие Казахстана в мировых интеграционных процессах и международных экономических организациях. Приоритеты экономической интеграции.

studfiles.net

Основы экономической теории

Термины для словаря

Общие экономические законы – это такие экономические законы которые проявляют себя на протяжении всего развития человечества.

Особенные экономические законы – это такие экономические законы которые присущи только некоторым способам производства.

Специфические экономические законы – это такие экономические законы которые действуют в пределах одного способа производства.

Микроэкономика — раздел экономической теории, изучающий отдельные экономические единицы, какой-либо экономический объект или явление, протекающее в рамках этого объекта.

Макроэкономика — раздел экономической теории, изучающий экономику в целом или ее крупнейшие составляющие.

Экономические категории – важнейшие понятия экономической науки, отражающие существенные стороны экономических процессов и явлений. Например, труд, стоимость, цена, процент и др.

Экономические категорий, законы, функции, значение экономической теории и ее место в системе социально-гуманитарных знаний

Нет ни одной науки — будь то общественная или естественная, техническая или общенаучная, которая бы развивалась иначе, чем через открытие, познание и использование своего специфического круга законов. Следовательно, если нет определенного круга специфических законов — предмета данной науки, нет и самой науки. Скажем три закона Ньютона лежат, в основе предмета элементарной физики.

В обществе, как и в природе, происходит множество разнообразных явлений и процессов. Одни из них носят случайный характер, другие же — устойчиво и постоянно повторяются. Устойчивые, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи экономических явлений и процессов называются экономическими законами. Выбор людей в экономике осуществляется в рамках определённых объективных ограничений. Роль таких ограничений и выполняет закон. Существуют законы юридические, экономические (общества) и законы природы. Законы природы неотвратимы, имеют характер фатальной неизбежности. Юридические законы субъективны, устанавливаются людьми. Экономические законы объективны, так как действуют вне зависимости от воли и сознания людей. В отличие от естественных законов природы они действуют только в сфере хозяйственной деятельности человека. Кроме того, если законы природы вечны, то из экономических законов только часть действует на всём протяжении развития человеческого общества. Остальные же носят переходный характер. Различают экономические законы: общие, (они проявляют себя на протяжении всего развития человечества), особенные, (они присущи нескольким способам производства), специфические, (которые действуют в пределах одного способа производства).

Экономические законы не должны носить характер фатальной неизбежности и в то же время должны быть лишены волюнтаризма и фетишизма.

Экономические категории— это выражение в обобщенной абстракции общественно-производственных отношений и производительных сил и их взаимосвязей. Это наиболее существенные, причинно-следственные, качественные признаки и черты явлений, отличающие их друг от друга. Основные категории рыночной экономики — товар, деньги, экономические блага, полезность, спрос, предложение, цена, финансы, кредит и др. Высшая ступень познания экономики — выражение ее развития в экономических законах.

Вопрос о функциях экономической теории — это вопрос о ее непосредственной применимости. Понимание последней не сводится только к прикладному аспекту, оно включает еще познавательную и методологическую функции.

Как и любая другая отрасль научного знания, экономическая теория направлена прежде всего на познание реальных экономических процессов, т. е. раскрытие законов развития экономики. Важно иметь в виду, что экономическая теория изучает экономику в целом, а не отдельные ее секторы, сферы, отрасли и пр. Поэтому она не раскрывает «секретов» о способах получения крупных доходов, достижении делового успеха, приемах домашнего счетоводства. Тем не менее знание экономических основ общества является важным элементом его высокого образовательного и культурного уровня, непременным условием проведения эффективной экономической политики.

Экономическая теория не есть набор готовых правил, рекомендаций, которые люди применяют во всех случаях жизни, сталкиваясь с экономическими проблемами. Скорее всего, она является методом, ориентирующим знанием о соответствующем предмете.

Экономическая теория — это интеллектуальный инструмент, овладение которым позволяет приходить к правильным решениям в конкретных ситуациях.

Экономическая теория всегда используется для выработки практической экономической политики. Не случайно многие видные экономисты-теоретики привлекаются в правительственные учреждения для работы в качестве консультантов и экспертов. Экономические исследования необходимы для создания различных программ, которые направлены на осуществление проводимой экономической политики, выявление основных тенденций в развитии экономики страны, разработку стратегических экономических прогнозов.

Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами.

Практическая (прагматическая) функция — позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач стоящих перед обществом (разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической политики государства и т. д.).

Методологическая функция — выступает в качестве теоретической основы конкретных отраслей наук.

Критическая функция — рассматривает все явления критически, выявляя их преимущества, достоинства, недостатки и целесообразность использования.

Познавательная функция является общей для всех наук, но она применительно к экономической теории имеет лишь одну особенность: проведение эксперимента здесь ограничено и слишком дорогостояще. Что касается использования методов математического моделирования, то оно пока далеко от совершенствования.

Прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, выявление перспектив общественного развития.

Экономическая теория имеет огромное практическое значение, т.е. выполняет практическую функцию. Во-первых, она приводит в систему, в определенный порядок всю массу явлений и процессов экономической жизни, во-вторых, создает заинтересованность и целенаправленность в действиях индивидов и, в-третьих, вырабатывает принципы, правила, формы хозяйствования субъектов рыночной экономики. Экономическая теория обосновывает ориентиры хозяйственной деятельности, эффективные направления использования ресурсов, пути и способы объективного воздействия через экономические формы (категории) на удовлетворение потребностей. Кроме того, она вырабатывает механизм хозяйствования, его структуру и элементы, активно воздействующие на субъекты рыночной экономики, определяющие их целесообразное поведение. При этом выделяются положительные стороны и недостатки отдельных процессов, форм.

Экономическая теория, обобщая факты развития экономики, дает возможность не только определить целесообразность и приоритетность удовлетворения потребностей сегодня, но и выработать рациональные перспективные задачи и пути их достижения, обосновать экономическую стратегию и экономическую политику.

Экономическая теория способствует формированию системного, научного мировоззрения, дает представление не только об экономической, но и о социальной направленности развития общества, в котором мы живем. Соотношение социального и экономического в развитии общества, форма управления и регулирования определяют характер той или иной системы. Различают свободно развивающуюся, социально ориентированную и регулируемую рыночную системы. В нашем обществе осуществляется переход от централизованно управляемой плановой экономики к социально ориентированной регулируемой рыночной экономике. Это своего рода смешанный тип экономической системы, в центре которой — человек с его потребностями, рыночная система хозяйствования и развитая форма государственного регулирования.

Основными экономическими и социальными целями социально ориентированной регулируемой рыночной экономики являются удовлетворение материальных и духовных потребностей людей на основе экономического роста, экономическая эффективность; стабильный уровень цен и экономическая обеспеченность; экономическая свобода и справедливое распределение доходов; эффективная занятость; разумный торговый баланс. Экономическая теория обосновывает приоритетность и взаимосвязь основных целей, механизм, направления и рациональные пути достижения целей с учетом конкретных особенностей каждого периода развития той или иной страны, реальных возможностей и условий.

Познание экономических процессов и явлений развития экономики с определенными целевыми установками (более полное удовлетворение потребностей, эффективное использование ограниченных ресурсов, рациональный выбор) формирует экономическое мышление и экономическое сознание, порождает потребность в специальном экономическом образовании. Осознанный экономический мотив в поведении субъектов общественно-производственных отношений превращается в целенаправленную деятельность, обеспечивающую ее высокую эффективность.

Экономическая теория имеет определённую структуру, она состоит из общих основ экономической теории, микроэкономики, мезоэкономики макроэкономики, интерэкономики или мегоэкономики и метоэкономики.

В общих основах экономической теории даётся понятие общества и экономики, материального производства, как основы жизни человеческого общества, обосновывается необходимость изучения законов и закономерностей развития общественного производства, раскрывается предмет и объект экономической теории, показывается исторический процесс развития данной науки.

mirznanii.com

Основы экономической теории

Содержание

Введение

История происхождения и развития экономической теории, ее основные этапы

Предмет и метод экономической теории

Метод экономической теории

Функции экономической теории

Проблема экономической преступности

Заключение

Ответы на тест

Экономическая теория — дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической ретроспективе занимается история экономических учений .

Основная задача экономической теории — дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику .

Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики , макроэкономики , международной экономики , эконометрики , теории игр .

В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: неокейнсианство , монетаризм , новую институциональную экономическую теорию , нейроэкономику , австрийскую школу , новую политическую экономию , экономику и право .

Экономическая наука имеет длинную и богатую историю. Ее истоки лежат, с одной стороны, в философии, а с другой — в спорах о насущных проблемах жизнедеятельности людей. Первое направление экономической теории возникло в Древней Греции в IV в. до н.э. Даже сам термин “экономика” произошел от древнегреческого слова “экономия», состоящего из двух слов: “ойкос” — дом, хозяйство и “номос” — закон, так что в буквальном смысле экономику следует трактовать как “искусство ведения домашнего хозяйства» или “домоводство”. Такое понимание данного термина не случайно, поскольку хозяйство того времени оставалось в основном натуральным, обособленным и нуждалось в определенном своде норм и правил.

Взгляды древнегреческих мыслителей Ксенофонта (430? 354 гг. до н. э), Платона (427? 347 гг. до н. э), Аристотеля (384? 322 гг. до н. э) можно охарактеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Аристотель разделил науку о богатстве на две части: экономию (совокупность потребительных стоимостей) и хрематистику (искусство делать деньги).

За более чем два тысячелетия смысл самого понятия “экономика” значительно обогатился и изменился. Развитие общественного разделения труда и товарно-денежных отношений привело к преодолению замкнутости натурального хозяйства и формированию экономики как единого целого в масштабе того или иного государства. Многие мыслители прошлого пытались понять взаимосвязи в экономике, описать их и главное — предсказать последствия тех или иных экономических процессов. Каждому историческому этапу соответствует определенная концепция взглядов на экономику.

Принято считать, что экономика как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения. На эти явления экономическая наука откликается появлением меркантилизма (от итал. mercante — торговец, купец). Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты все внимание уделяли сфере товарно-денежного обращения, а не сфере производства. Именно в сфере обращения, по их мнению, создается богатство нации, а само богатство они отождествляли с деньгами, отсюда и название “меркантильный” — денежный. Экономическая теория рассматривалась меркантилистами как наука о торговом балансе. Ее основная идея — много продавать и мало покупать. Основа национального благополучия состоит в накоплении благородных металлов (золота, серебра), поэтому государство должно поощрять вывоз товаров за границу, способствовать захвату внешних рынков и ограничивать ввоз товаров в страну путем установления высоких пошлин.

Идейно близкой к меркантилизму является политика протекционизма (от лат. protecto — прикрытие), направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров.

В итоге все эти установки, проводившиеся в жизнь в Испании, Португалии, Франции и Великобритании, потерпели крах, поскольку накопление денежного металла без достаточного развития национального производства быстро привело к инфляции. У меркантилистов не было обобщающего взгляда на экономику и ее функционирование, поэтому многие авторы считают их концепцию донаучной фазой в развитии политической экономии.1

Одним из известнейших представителей меркантилизма был французский экономист Антуан де Монкретьен, опубликовавший в 1615 г. “Трактат политической экономии», в котором королю Франции давались рецепты проведения экономической политики, направленной на всемерное поощрение торговли, ибо недостаточно произвести товар, его необходимо продать. Работа Монкретьена ввела в научный оборот термин “политическая экономия” и дала название нарождавшейся тогда науке, которое сохранилось и по сей день.

У истоков классической экономической теории стоял современник физиократов — шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), открытия которого в экономике, пожалуй, сравнимы с изобретением колеса. Он жил в стране более развитого капитализма и смог правильно указать, что источником богатства является труд не только земледельцев, но и всех других классов, всей нации в целом. Предметом экономического анализа стали отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Смит и его последователи заложили основы трудовой теории стоимости, возвысили роль производительного труда как создателя стоимости, показали значение разделения труда как условия повышения его производительности.

Основная идея учения Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл “невидимой рукой», т.е. стихийно действующими объективными экономическими законами, которые реализуются помимо, а порой и против воли человека. Основой учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Исследование А. Смита стало как бы библией для ученых-экономистов Запада.

Продолжателем учения Смита был другой выдающийся представитель английской буржуазной классической политэкономии — Давид Рикардо (1772-1823). Он жил в эпоху промышленного переворота, и его взгляды отражали новые экономические реалии. В разработке теории трудовой стоимости он пошел дальше Смита и показал, что стоимость товара определяется необходимым трудом, затраченным на его производство. Единственным источником стоимости является труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента и ренты), а прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Указав на противоположность заработной платы и прибыли, Рикардо обнаружил противоречия классов буржуазного общества.

Научные взгляды Д. Рикардо легли в основу утопического социализма — учения, выдвинувшего идею общества будущего. Французские социалисты-утописты Анри Клод Сен-Симон (1760? 1825), Шарль Фурье (1772? 1837) и англичанин Роберт Оуэн (1771? 1858) критиковали капитализм и обосновывали требования отмены частной собственности, снятия противоположности между умственным и физическим трудом, реорганизации производства, установления справедливой социальной системы, обосновывали социалистическое учение. Но они были против революции и политической борьбы и рассматривали эволюционный путь к обществу гармонии (коммунизму).

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, немецкий мыслитель-экономист Карл Маркс (1818-1883) создал теоретическую концепцию, получившую название марксизм или теория научного социализма (коммунизма). Эта теория явилась важным этапом в развитии политической экономии. Главный труд К. Маркса, “Капитал” (1867) сделал его одним из величайших экономистов мира. Фридрих Энгельс (1820? 1895), друг и соратник Маркса, назвал “Капитал” “библией рабочего класса».

Главные открытия Маркса заключаются в том, что он раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения — противоречия; создал учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре и прибавочной стоимости; показал исторически преходящий характер капитализма как формации; разработал теорию воспроизводства и экономических кризисов; исследовал цены производства; дал оригинальный анализ эволюции форм стоимости; раскрыл сущность наемного труда; дал общую характеристику капиталистической эксплуатации.

Таким образом, классическая школа теоретической экономики, зародившаяся на рубеже XVII и XVIII вв., просуществовала с различными модификациями до конца XIX в., а затем постепенно произошел отход от теории аналитического типа, изучавшей сущность экономических явлений и их внешние формы, к теории систематического типа, выявляющей взаимодействие экономических явлений.

Главным предметом анализа в трудах А. Маршалла является не теория стоимости, как у классиков, а теория цены. Механизм ценообразования рассматривается как соотношение спроса и предложения. В основу теории спроса Маршалл положил учение о предельной полезности — маржинализм, а в основу теории предложения — теорию предельной производительности Джона Мориса Кларка (1884? 1963).

Маржинализм (от фр. marginal — предельный) — теория, представляющая экономику как систему взаимозависимых хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления, исходя из новой идеи использования предельных (max или min) крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений.

mirznanii.com

Основы экономической теории — Клюня В.Л.

Автор: В.Л. Клюня, Н.В. Черченко

Описание: В условиях трансформации национальной экономической системы, глобализации мировой экономики важное значение имеет формирование у учащейся молодежи рыночного экономического мышления, получение глубоких знаний об экономической жизни общества, о методах и инструментарии ее изучения, подготовка квалифицированных кадров, представляющих себе реальные процессы, происходящие в национальном хозяйстве и за рубежом. Без экономических знаний в современных условиях нельзя сознательно, компетентно и творчески воспринимать действительность, уметь решать сложные задачи хозяйственной практики, знать объективные экономические зависимости, принципы управления производством, методы и рычаги хозяйствования. Требуется неразрывная связь между переходом к рыночной экономике и подготовкой новых поколений белорусских специалистов. Только эти поколения образуют прочную и эффективную кадровую базу прогрессивной рыночной экономики.
В учебнике «Основы экономической теории» в краткой и доступной форме рассматриваются основные понятия экономики и экономических учений, показывается их роль в развитии общественно-экономических отношений. Раскрываются положения экономической теории, характеризуются предмет и метод экономики как науки, место и роль человека в системе экономики, отношений собственности, производства и воспроизводства, описываются формы общественного хозяйства, рыночная система, микро-, макроэкономика.
Показываются особенности применения капитала в различных сферах экономики. Анализируется структура капитала, в том числе издержки производства и прибыль, их экономическая природа и взаимосвязи. Выделяются критерии эффективного применения капитала.
При анализе макроэкономики рассматриваются основные показатели и методы измерения, проблемы совокупного спроса и совокупного предложения, макроэкономического равновесия и стабильности.
В учебнике «Основы экономической теории» использованы математические формы и схемы, которые раскрывают содержание законов рыночной экономики.
С целью лучшего усвоения экономических понятий и явлений, существующих между ними взаимосвязей изложение материала иллюстрируется графиками, диаграммами, таблицами.
Каждая глава завершается перечнем основных понятий, контрольными вопросами и заданиями и списком литературы. Ответы находятся в конце книги «Основы экономической теории».
Содержание учебника
«Основы экономической теории»

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Экономическая теория как наука

  1. Место человека в экономике
  2. Эволюция экономической мысли
  3. Метод экономической теории
  4. Предмет и функции экономической теории
  5. Взаимосвязь экономической теории с другими науками и экономической политикой
Экономическая система общества: содержание, структура, основные типы
  1. Сущность и структура экономической системы общества
  2. Субъекты экономической системы
  3. Основные типы экономических систем
Рынок: сущность и функции. Структура рынка
  1. Понятие рынка. Рыночная конкуренция
  2. Функции рынка. Позитивные и негативные стороны функционирования рынка
  3. Структура и виды рынка
  4. Рыночная инфраструктура
  5. Деньги и товар как инструменты рынка
  6. Товар, его свойства и жизненный цикл
ЭКОНОМИКА РЫНКА (МИКРОЭКОНОМИКА)
Спрос, предложение и рыночное равновесие
  1. Спрос и его изменения
  2. Предложение и его изменения
  3. Рыночное равновесие
  4. Эластичность спроса и предложения
Теория потребления
  1. Потребность и экономические блага
  2. Равновесие потребителя
Предприятие в рыночной экономике
  1. Организационные формы бизнеса. Сущность и виды предприятий
  2. Предпринимательство. Производство как процесс использования факторов производства. Факторы производства
  3. Издержки производства фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах
  4. Экономическая и бухгалтерская прибыль фирмы
  5. Равновесное положение фирмы (предприятия)
Рынки факторов производства
  1. Особенности функционирования рынков факторов производства
  2. Рынок труда и заработная плата
  3. Рынок капитала и ссудный процент
  4. Рынок природных ресурсов. Земельная рента
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА (МАКРОЭКОНОМИКА)
Национальная экономика и ее важнейшие показатели
  1. Национальная экономика
  2. Номинальный и реальный ВНП. Индекс потребительских цен, дефлятор ВНП
Потребление, сбережения и инвестиции
  1. Совокупное потребление и сбережения, их функции
  2. Мультипликатор и акселератор инвестиций
Фискальная политика. Государственный бюджет
  1. Экономические функции государства
  2. Функции и виды налогов
  3. Принципы построения налоговой системы
  4. Основные понятия и элементы налогообложения
  5. Кривая Лаффера
  6. Государственный бюджет. Государственные доходы и расходы
  7. Бюджетный дефицит и государственный долг
  8. Фискальная политика
Монетарная политика. Банки
  1. История возникновения и эволюция денег. Виды денег
  2. Функции денег. Закон денежного обращения
  3. Денежные системы
  4. Функции, формы и роль кредита в рыночной экономике
  5. Банки и их функции. Центральный банк. Коммерческие банки
  6. Денежно-кредитная (монетарная) политика центрального банка
Инфляция и безработица
  1. Инфляция, ее определение и измерение
  2. Виды инфляции и ее особенности
  3. Антиинфляционная политика
  4. Безработица и ее типы
  5. Экономические издержки безработицы
Государство в открытой экономике
  1. Международная торговля. Ее роль в развитии экономических отношений
  2. Платежный баланс страны
  3. Валютные системы. Валютный курс
Литература
скачать учебник: Основы экономической теории — Клюня В.Л. (9.33 Мбайт)

institutiones.com

Основы экономической теории

Основные понятия экономической теории

Определение 1

Экономическая теория – это наука, которая изучает способы и методы удовлетворения безграничных потребностей и нужд общества.

Предметом экономической теории служат ресурсы и экономические отношения, которые способны удовлетворить запросы потребителей.

Запросы общества в экономической теории, удовлетворяются по средствам определенных ресурсов, которые носят ограниченный характер.

Блага – это средства, при помощи которых можно удовлетворить запросы потребителей.

Замечание 1

Есть блага ограниченные и неограниченные. Те блага, которые имеют предел, называют еще экономическими благами.

Для производства экономических благ необходимы ресурсы. Ресурсы бывают разного рода и характера происхождения.

Так, экономическими ресурсами называют весь комплекс природных, материальных, трудовых ресурсов, которые необходимы для производственного процесса, то есть создания экономических благ.

Виды ресурсов

В экономической теории выделяют всего два вида экономических ресурсов:

  • Все материальные ресурсы: капитал, земля, природные ресурсы;
  • Трудовые или их еще называют человеческими: трудовая деятельность и способности к предпринимательской деятельности.

Итак, что за ресурс «земля»…Под ресурсом «земля» понимаются все возможные природные ресурсы: леса, поля, месторождения полезных ископаемых, а также водные источники (реки, океаны, моря, озера и т.д.).

Ресурс «капитал». Под «капиталом» понимают все оборудование, производственные мощности, транспорт, то есть, все, что необходимо в производственном процессе для создания и донесения товара до потребителя.

Человеческие ресурсы в экономической теории подразумевают все навыки и способности, врожденные или приобретенные, которые человек использует для производства товара, способного удовлетворять потребности общества и индивидов. Способности в предпринимательской деятельности говорят о том, что у человека есть уникальные способности достигать определенных результатов в бизнесе, и делать деятельность наиболее эффективной.

Функции экономической теории

Экономическая теория, как наука, преследует целый ряд функций:

  • Функция рациональности. Данная функция подразумевает рациональный подход к использованию и потреблению ресурсов производства. Она необходима, так как ресурсы носят ограниченный характер и для того, чтобы максимально удовлетворить потребности потребителей необходимо экономить ресурсы.
  • Функция практическая. Данная функция еще называется рекомендательной. Аккумулируя все знания в области экономики, экономическая теория дает определенные рекомендации о том, как действовать в определенный момент или сложившейся ситуации, а также согласно политики государства.

Основные проблемы экономической теории

Главной проблемой экономической теории по праву считается проблема эффективности использования ресурсов производства. Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что ресурсы ограничены, а потребности общества необходимо удовлетворить в максимальной степени, поэтому и возникает проблема эффективного использования ресурсов.

Эффективное использование экономических благ достаточно сложная задача для производителей, но совершенно необходимая, перед производителями всегда стоит выбор, что и как производить, чтобы получить самый высокий результат совей деятельности. Эффективности положительной можно добиться только путем определенных знаний и опыта.

Таким образом, экономическая теория, как наука, имеет определенные функции, а также предмет исследования. В рамках этой науки есть и проблемы, которые требуют постоянного решения.

spravochnick.ru

Основы экономической теории

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

Для начала рассмотрим, что означает термин «экономика».

Экономика изучает материальную сферу. Автором термина является некий мудрый грек по имени Ксенофонт, который жил в 4 веке до нашей эры. В научный оборот термин введен Аристотелем. А означает этот термин «искусство ведения хозяйства». И это определение актуально по сей день.

Пример: пусть двум хозяйкам на ведение домашнего хозяйства выдано по 50 тысяч тенге. Первая истратит их в течение нескольких дней, а второй хозяйке этих денег хватит на месяц и еще останется «заначка» на косметику. Какую из вышеуказанных двух хозяек можно назвать более экономной? Конечно, вторую.

Раймон Барр, автор учебника «Политэкономия» и бывший министр Франции, сказал примерно так: «Экономическая деятельность бывает тогда, когда имеют место следующие моменты:

1) Редкость чего-либо.

2) Выбор использования редкого.

3) Цена выбора (упущенные возможности)».

Отсюда главная проблема в экономике — проблема эффективности, т.е. получение максимальной отдачи от вложенных ресурсов. Поэтому «homo ekonomikus» — человек рациональный, он рассуждает с точки зрения «издержки — выгоды». Эта та сфера его жизни, где он думает, образно говоря, не сердцем, а головой.

И если для фирмы главной проблемой является максимизация прибыли, то для общества в целом – максимальное удовлетворение безграничных потребностей людей при наличии ограниченных ресурсов.

А российский экономист А.М.Никитин предложил понятие «гиперэкономика». Он считает, что рациональные действия человека в настоящее время соизмеряемы с условиями природной среды для обеспечения максимального времени его пребывания на земле.

Если рассмотреть исторический аспект, надо учесть, что когда-то, в средние века, предметом изучения теоретической экономики являлось домашнее хозяйство и наука называлась «экономия».

По мере развития капиталистических отношений появилась наука «политическая экономия». Автором этого термина является Антуан де Монкретьен. Политическая экономия изучала производственные отношения, возникающие между людьми в процессе общественного воспроизводства. В то время сфера производства являлась главным источником богатства, поэтому понятия «производственные отношения» и «экономические отношения» являлись тождественными понятиями. Эти отношения имели троякий характер:

1) Социально-экономические отношения (отношения собственности, распределения дохода). Социально-экономические отношения считались определяющими, т.к. политэкономия, что видно даже по названию, рассматривала отношения социальных классов.

2) Организационно-экономические отношения (отношения в сфере менеджмента, маркетинга).

3) Технико-экономические отношения (отношения, связанные с технологией производства).

На рубеже 19-20 веков появилась наука «экономикс». Автором этого термина является профессор Кембриджского Университета Альфред Маршалл. Предметом изучения «экономикс» является проблема максимального удовлетворения безграничных потребностей людей с помощью товаров, произведенных из ограниченных ресурсов.

Безграничность потребностей характерна для всех людей, за исключением аскетов или бомжей (человек потому, наверное, ходит вертикально, что стремится к лучшему, в т.ч. в материальной сфере).

Формула потребности «хочу». А Раймон Барр дал такое определение: «Это желание продлить приятное и прекратить неприятное». Тоже верно. Потребности бывают физиологические, эстетические, в безопасности, социальные (например, желание иметь определенный социальный статус), психологические и т.д.

Ресурсы — это то, с помощью чего могут производиться материальные блага. Это:

— Труд

— Предпринимательский талант

— Природные ресурсы

— Капитал

— Деньги

— Время

— Информация

В отличие от ресурсов, факторы производства – это то, с помощью чего производятся товары. Например, лес – это ресурс. Но если лесные угодья используются в производственных целях, для получения дохода, они станут еще и факторами производства. Экономическая теория, которую будете изучать вы, составлена на основе типовой программы и условно включает 3 раздела:

· Основы экономики, где вы рассмотрите такие понятия, как собственность, экономические системы, элементы рыночной системы и т. д.

· Основы микроэкономики. Микроэкономика изучает поведение отдельных индивидов, таких как фирмы и потребитель, а также рынки отдельных товаров и ресурсов.

· Основы макроэкономики. Макроэкономика изучает проблемы экономической системы в целом, такие как инфляция, безработица, экономический рост.

Ее предметом является изучение экономических отношений, возникающих между людьми в процессе удовлетворения максимальных потребностей при использовании ограниченных ресурсов.

При изучении курса выполняются следующие функции:

1. Практическая функция. Экономика — материальная сфера и этим реализуется эта функция.

2. Познавательная функция. При изучении любого курса Вы расширяете кругозор и при этом выполняете данную функцию.

3. Идеологическая функция. Как в свое время политическая экономия являлась идеологией плановой экономической системы, так и сейчас экономическая теория является идеологией рыночной системы, где живет рациональный человек.

4. Методологическая функция. Наряду с микроэкономикой и макроэкономикой экономическая теория является базовой теоретической дисциплиной. Главная задача всех базовых дисциплин – формирование определенного образа мыслей. Изучаемые на этих предметах теории, законы, принципы используются в дальнейшем при изучении всех прикладных дисциплин.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь познания».

В экономической теории используются общепринятые методы познания, которые изучаются в курсе философии. Это, прежде всего:

1. Метод научной абстракции. Абстракция – это обобщение, когда из ряда похожих явлений выделяют главное. Абстракцией являются понятия, формулы, теоретические законы. Например, закон перехода количества в качество или закон спроса, понятия «человек» или «стол», формула, по которой определяется окружность и т.д. Что дает человеку умение абстрактно мыслить. С моей точки зрения, это:

— умение задавать и находить ответ на вопрос «почему», так как любые законы выявляют причинно – следственные связи, а зубрежка теоретических законов приучает человека задавать этот вопрос.

— развивает логику, так как, зная причину, можно спрогнозировать следствие.

— учит быстро принимать решения, благодаря умению выявлять главное.

2. Метод индукции или эмпирический (слово «эмпирио» означает опыт) – это метод от частного к общему. Например, от фактов — к теории.

3. Метод дедукции или гипотетический – метод познания от общего к частному, например, от гипотезы — к фактам.

4. Метод сравнения — выявление различий и схожести нескольких явлений.

5. Аналогия — перенос свойств с известного явления на неизвестное явление.

6. Анализ — разделение целого на части.

7. Синтез-соединение частей в целое.

Также в экономике широко используется моделирование. Экономическая модель – это формализованное описание какого-либо явления. Используются и другие методы.

В экономической теории используются два способа анализа экономических явлений: позитивный и нормативный.

Позитивный анализ – «как есть». Например: «Дефицит бюджета составил 5 % к ВВП».

Нормативный анализ – «как следует, должно быть». Например: «Дефицит бюджета должен составлять не более 2-3 % к ВВП».

При изучении экономической теории реализуются следующие принципы:

· Связь с практикой. Любая теория ничто без практики, просто грезы.

· Единство микро- и макроанализа. На этот счет один экономист сказал так: «Если на некий пейзаж смотреть глазами червяка – это микроэкономика, если на тот же пейзаж смотреть с высоты птичьего полета – это макроэкономика»

· Реальный историзм. Означает, что необходимо учитывать реальные исторические условия. Пример тому разные пути развития стран СНГ, которые в начале перестройки находились примерно в одинаковых условиях.

Рассмотрим модель эффективности на примере графика кривой производственных возможностей. Модель кривой производственных возможностей построена с использованием следующих допущений:

1) Модель статична, т.е. количество и качество всех ресурсов, а также технологии неизменны в данный момент времени.

2) Все ресурсы расходуются на производство двух групп товаров: потребительских (товары для настоящего) и инвестиционных (товары для будущего).

Кривая производственных возможностей показывает альтернативные варианты при полном, а, значит, эффективном использовании всех ресурсов.

На графике это точки A — Е, точка K означает неполное, то есть неэффективное использование всех ресурсов, точка L – жизнь в долг или невозможность. Рассмотрим, к примеру, точку A – она означает, что все ресурсы используются на производство инвестиционных товаров, в точке Е все ресурсы расходуются на производство потребительских товаров, точки B – D означают производство разных комбинаций двух товаров. Точка K имеет место, например, когда в данной стране есть безработица. В этом случае ресурс труд не используется эффективно.

Вогнутость кривой означает, что по мере увеличения производства одного товара, сокращение производства другого товара происходит в возрастающем количестве.

Хотя все точки на кривой производственных возможностей означают эффективность, выбор положения на кривой сегодня влияет на темпы экономического роста завтра. Это видно на графике ниже. Из точки B экономический рост будет выше, чем из точки D, так как в точке B сегодня больше производится инвестиционных товаров или товаров для будущего.

mirznanii.com

Основы экономической теории

Морской государственный университет
им. адм. Г.И. Невельского

Кафедра экономической теории
Основы экономической теории

Учебно-методический комплекс
для студентов экономических специальностей
Составила: к.э.н., профессор Л.А. Исаева

Владивосток

2013 г.

Введение

Реформаторская деятельность по преобразованию неэффективной российской экономики в саморегулируемую рыночную систему наталкивается зачастую на трудности, связанные, в числе прочих, с крайне слабой подготовленностью большинства членов нашего общества к работе в новых рыночных условиях.

Настоящий учебно-методический комплекс по основам экономической теории отвечает современным требованиям, предъявляемым к подготовке студентов экономических специальностей, и включает в себя программу дисциплины, краткие конспекты лекций, контрольные вопросы для промежуточного и итогового контроля, методические рекомендации для подготовки контрольной работы.

Тщательная проработка материала, представленного в учебно-методическом комплексе, позволит студентам самостоятельно освоить дисциплину «Основы экономической теории» и подготовиться к сдаче экзамена.

Учебный курс «Основы экономической теории» предполагает организацию учебного процесса, состоящую из нескольких частей:

А) изучение теории;

Б) самоконтроль;

В) тестирование;

Г) выполнение и сдача контрольной работы;

Д) сдача экзамена.

Для успешного освоения дисциплины «Основы экономической теории» студенту необходимо ознакомиться с первой частью учебно-методического комплекса, включающего в себя программу дисциплины, краткий курс лекций. Для успешного освоения дисциплины студенту необходимо изучение основных положений теории с активным использованием не только краткого курса лекций, предложенного в данном учебно-методическом комплексе, но и основной; вспомогательной учебной литературы, указанной в учебно-методическом комплексе.

Самоподготовка по программе курса не ограничивается изучением основного текста учебника и краткого курса лекций, но включает в себя и самоконтроль. Для этого необходимо, используя вторую часть данного учебно-методического комплекса, проверить приобретенные знания с помощью предложенных контрольных вопросов, заданий, тестов. Как по структуре, так и по форме подачи материала вторая часть учебно-методического пособия полностью соответствует первой части, поэтому промежуточный контроль может осуществляться после каждой изученной темы курса.

Все контрольные задания составлены так, чтобы научить студента применять теорию для решения практических задач и проблем.

Вопросы для итогового контроля представлены в третьей части учебно-методического комплекса в тестовой форме.

После успешного изучения теоретического материала курса «Основы экономической теории», проведения самоконтроля студент должен приступить к выполнению контрольной работы. В четвертой части данного учебно-методического комплекса даются методические рекомендации по подготовке контрольной работы.

Часть 1
Программа дисциплины
Раздел I Введение в Экономическую теорию

ТЕМА 1. Предмет и методы экономической теории

ТЕМА 2. Общие закономерности экономической организации производства
Раздел II Микроэкономика

ТЕМА 3. Проблемы собственности в экономической теории
ТЕМА 4. Рыночная система. Взаимодействие спроса и предложения
ТЕМА 5. Конкуренция и монополия. Типы конкурентных рынков
ТЕМА 6. Основы предпринимательства
ТЕМА 7. Процесс и результаты деятельности предприятия

Раздел 111 Макроэкономика

ТЕМА 8. Система национальных счетов
ТЕМА 9 Деньги и денежный рынок Банковская система и ее структура. Кредитно-денежная политика
ТЕМА 10. Экономический рост и циклические колебания экономики
ТЕМА 11. Макроэкономическая нестабильность: безработица, инфляция
ТЕМА 12. Финансовая система
ТЕМА 13. Распределение доходов

Краткий курс лекций
Раздел I Введение в Экономическую теорию
Тема 1. Экономическая теория: предмет, метод, функции
Программная аннотация
Экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, общественное производство, экономические законы, методология экономической науки, функции экономической теории.
Опорный конспект лекции
Экономическая теория – одна из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Это объясняется тем, что изучение этой науки – реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от Аристотеля до сегодняшних дней.

Для того чтобы ответить на вопрос, что изучает экономическая теория, нужно ответить на целый ряд вопросов, первый из них – вопрос о месте общественного производства и его значение в развитии человеческого общества.

Общественное производство – это необходимое условие, без которого общество не может существовать. В результате общественного производства создается общественный продукт, который проходит ряд взаимосвязанных стадий: производство, распределение, обмен и потребление. Произведенные материальные блага должны быть потреблены. Любое производство есть производство ради потребления.

Если процесс производства рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, включающий в себя четыре последовательных фазы: производство, распределение, обмен и потребление, то это воспроизводство. Различают простое и расширенное воспроизводство. Простое – это процесс, при котором воспроизводство возобновляется в неизменных размерах. Расширенное воспроизводство – это возобновление производства во все увеличивающихся размерах. В каждой из фаз общественного производства возникают определенные экономические отношения. Эти отношения взаимосвязаны и взаимозависимы и образуют совокупное единство всех сторон производственных отношений.

Предмет экономической теории до сих пор находится в стадии научной разработки и эмпирической адаптации.

В постиндустриальном обществе экономическая теория выступает в качестве общеметодологической экономической науки, имеющей свой предмет и объект анализа. Ряд экономистов считают, что экономическая теория – это наука, изучающая экономические отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Большинство экономистов считают, что экономическая теория – это универсальная наука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека. Напрашивается необходимость обоснования собирательного понятия экономической теории как общественной науки, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.

Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений.

Методология экономической теории – это совокупность способов и приемов познания экономических явлений и процессов.

Основные методологические подходы


  1. Субъективистский подход — исходный пункт экономического анализа, делающий акцент на хозяйствующем субъекте и его поведение на основе потребности и полезности.

  2. Позитивистский подход, признающий в качестве главного источника знания конкретные эмпирические науки.

  3. Рационалистический подход, основанный на выделении рациональных законов цивилизации и исследования экономической системы в целом.

  4. Структуралистический подход, делающий акцент на выявлении структуры системы, ее внутреннего строения и отношений между элементами.

  5. Диалектический подход, направлен на решение научных проблем на основе объективного анализа глубинных причинно-следственных связей в их развитии.

  6. Синтетические подходы, направленные на преодоление односторонности того или иного подхода.

Методология основывается на методах. От правильно принятого метода зависит реальность результатов. В экономической теории применяются различные методы познания: позитивный, нормативный, метод научной абстракции, индукция и дедукция, анализ и синтез и др.

Три основные вопроса экономики


Что производить?

Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве?

Как производить?

При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?

Для кого производить?

Кто будет покупать выбранные товары и оплачивать, извлекая из них пользу

Анализируя хозяйственную жизнь, экономисты выявляют ее закономерности и обобщают их. Многие явления в экономике носят устойчивый характер и непрерывно повторяются. Экономические законы выражают существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся необходимые связи и взаимозависимости экономических явлений.

Условия возникновения товарного производства


Общественное разделение труда, при котором каждый производитель специализируется на производстве одного какого-либо продукта и для удовлетворения своих многообразных потребностей ему необходимо менять продукты своего труда на продукты других производителей.

Хозяйственное обособление товаропроизводителей, т. е. наличие собственности на средства производства и результаты труда.

Экономическая система – это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

Признаки классификации экономических систем


  1. по форме собственности на средства производства;

  2. по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

Типы экономических систем

Традиционная экономическая система характеризуется крайне примитивной технологией, организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин, предписаний вождей и т. п.

Административно-командная экономическая система характеризуется преобладанием государственной собственности на все ресурсы, сильной монополизацией и бюрократизацией экономики, централизованным, директивным планированием

Рыночная экономика, или капитализм эпохи свободной конкуренции, характеризуется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею, невмешательством государства в экономическую жизнь общества.

Смешанная экономика характеризуется многообразием форм собственности, активным государственным регулированием экономики.

Переходная экономика – экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства.

Важнейшей категорией экономической науки является эффективность. В самом общем виде эффективность можно определить как отношение между результатом и затратами на этот результат. В данном случае речь идет о производственной эффективности. Экономическая эффективность хозяйственной системы – это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. Такое состояние называется паретоэффективностью.

Важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах является категория экономического роста. Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный промежуток времени.

Основные понятия

Экономика, экономическая теория, обмен, распределение, потребление, производство, предметы труда, средства труда, средства производства, рабочая сила, производительные силы, производственные отношения, труд, эффективность, экономический рост (экстенсивный, интенсивный), Парето-эффективность, воспроизводство (простое и расширенное), общественное производство, экономическая система, рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, переходная экономика, натуральное хозяйство, товарное производство, товар, потребительная стоимость, стоимость, закон стоимости.
Тема 2. Общие закономерности экономической
организации производства

Программная аннотация
Экономические потребности: сущность, виды. Производство экономических благ: ресурсы, факторы, тенденции. Производственные возможности. Проблема экономического выбора. Альтернативная стоимость производства. Кривая производственных возможностей.
Опорный конспект лекции
Функционирование любой экономической системы возможно только при условии удовлетворения потребностей общества и индивидов. На это направлен процесс производства, неразрывно связанный с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их производства. С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития.

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Закон возвышения потребностей. В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности, их структура изменяется, приоритеты смещаются, развивается взаимозаменяемость.

Блага это средства, с помощью которых удовлетворяются потребности.

Товар – экономическое благо, созданное для купли-продажи на рынке.

Услуга – экономическое благо, полезный результат которого проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности.

Экономические ресурсы – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе производства товаров и услуг, т. е. экономических благ. Ресурсы можно классифицировать по следующим группам:

Природные ресурсы – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества

Материальные ресурсы – средства производства, которые сами являются результатом производства

Финансовые ресурсы – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства

Трудовые ресурсы – труд и предпринимательская способность населения в трудоспособном возрасте

Факторы производства – это экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства экономические ресурсы.

Факторы производства



Земля

это все природные ресурсы, которые используются в процессе производства; объект хозяйствования, который одновременно является предметом труда и средством труда; объект собственности.


Капитал –

это все материальные и финансовые ресурсы, вовлеченные в процесс производства. Понимаемый таким образом капитал состоит из зданий, сооружений, оборудования, инструментов и транспортных средств, средств сбыта и полуфабрикатов.


Труд –

это все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Собственники данного фактора продают не труд, а свою рабочую силу.



Предпринимательская способность –

это особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.

Тенденции развития производства


Концентрация – это процесс сосредоточения средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях. Удешевляет производство и придает выпуску продукции массовый масштаб.

Деконцентрация это процесс рассредоточения средств производства и рабочей силы по мелким предприятиям. Мелкие предприятия более оперативно реагируют на изменения в технологии производства, на изменения рыночного спроса. Дает возможность экономить на управленческих расходах.

Вертикальная интеграция – это процесс самообеспечения предприятия за счет сосредоточения всего цикла операций по изготовлению товара.

Вертикальная дезинтеграция –

это процесс, при котором подразделения крупного предприятия становятся самостоятельными и внутри-фирменные поставки заменяются рыночными сделками.


Диверсификация –это процесс расширения номенклатуры производимой предприятиями продукции. В условиях насыщения рынка предложением и обострения конкуренции придает предприятию дополнительную коммерческую устойчивость.
Производственные возможности – наибольший объем производства, который каждое общество способно достичь при наилучшем использовании всех факторов производства.

Первой задачей экономической организации производства является определение и обеспечение максимальной экономической эффективности производства. При этом под экономической эффективностью (Э) понимают отношение результатов хозяйствования, объема изготовленных экономических благ (О), к затратам ресурсов производства (Рп) : Э= О/Рп.

Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц ограниченных ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо блага, т. е. охватывает проблему «затраты–выпуск». Большее количество экономических благ, получаемых от данного объема затрат, означает повышение эффективности, а меньший объем указывает на снижение эффективности.

Второй задачей экономической организации производства является выбор оптимального варианта развития производства.

В условиях ограниченности ресурсов обществу приходится выбирать. Покупатель выбирает то, что в состоянии оплатить и что наиболее полно удовлетворяет его потребности. Производитель выбирает поставщика производственных ресурсов таким образом, чтобы затраты на производство необходимого количества товаров нужного качества были минимальны. Инвестор выбирает проект, который принесет наибольшую прибыль при минимальном риске. В каждом из случаев имеет место проблема экономического (оптимального) выбора.

Ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которых пришлось отказаться при экономическом (оптимальном) выборе, называется альтернативной стоимостью (блага, ресурса и т. п.). Альтернативная стоимость часто характеризуется как ценность упущенных возможностей – стоимость одного блага, выраженная в некотором количестве другого блага, от которого пришлось отказаться для получения первого блага.

Графически эффект необходимости экономического (оптимального выбора) и альтернативной стоимости можно представить с помощью КПВ (кривой производственных возможностей).

КПВ (кривая производственных возможностей) линия, которая проводится в двухмерном пространстве – на плоскости, в осях координат, по которым откладываются количество производимых хозяйством благ. Каждая точка этой кривой соответствует комбинации двух благ, которые могут быть произведены хозяйством при условии полного использования имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Производственные возможности экономической системы лимитированы ограниченностью применяемых ресурсов, поэтому любое общество каждый раз вынуждено решать, как экономически эффективно организовать производство экономических благ и какие из этих благ производить при наличии фиксированных ресурсов.
Основные понятия
Потребность; экономические блага; товар; услуга; производство; экономические ресурсы; факторы производства; производственные возможности; экономическая эффективность производства; альтернативная стоимость; кривая производственных возможностей; производительность труда; концентрация производства; деконцентрация производства; вертикальная интеграция производства; вертикальная дезинтеграция производства; диверсификация.

Раздел II Микроэкономика

e.120-bal.ru