Основой стратификационного строения является социальное неравенство – Вопрос: Какая проблема поднимается автором в высказывании и какие примеры можно привести для эссе? «Основой стратификационного строения общества является социальное неравенство» (Г.В.Пушкарева)
Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность
Социальное неравенство – форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Любое общество структурировано по национальным, социально-классовым, демографическим, географическим и иным признакам. Подобное структурирование неизбежно порождает социальное неравенство.
Социальную структуру определяют социальные различия между людьми, т. е. различия, порожденные социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы.
Источником социального неравенства является само развитие цивилизации. Каждая отдельная личность не может овладеть всеми достижениями материальной и духовной культуры. Возникает специализация людей и вместе с ней – более и менее ценные или актуальнее, востребованные виды деятельности.
Социальная стратификация (от лат. stratum – слой и facio – делаю) – систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Понятие социальной стратификации применяется для обозначения условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т. п.
Западная социология традиционно рассматривает социальную структуру общества с точки зрения теории стратификации.
Стратификация – такая организация общества, при которой одни индивиды, социальные группы имеют больше, вторые – меньше, а третьи могут не иметь совсем ничего. Разрешить этот конфликт практически невозможно. Он основывается на двух несовместимых абсолютных истинах.
С одной стороны, стратификация общества чревата социальными конфликтами вплоть до революций. Люди, которые находятся на дне стратификационной системы, ущемлены и физически и морально. С другой стороны, стратификация заставляет людей, социальные группы проявлять инициативу, предприимчивость, обеспечивать прогресс общества.
Карл Маркс считал конфликт классов главным источником социальных изменений. По Марксу, антагонистические классы выделяются по двум объективным критериям: общности экономического положения, обусловленной отношением к средствам производства, и общности властных полномочий по сравнению с государственной властью.
Основоположник теории стратификации Макс Вебер, в отличие от Маркса, считал, что общественное положение определяется не только правами собственности, но также престижем и властью. По этим трем критериям можно выделить три уровня социальной стратификации: низший, средний и высший. Различия в собственности создают классы, различия в престиже – статусные группы (социальные страты), различия во власти – политические партии.
Основополагающим для современных стратификационных концепций является принцип функционализма, предполагающий необходимость социального неравенства, в силу того что каждый социальный страт является функционально необходимым элементом общества.
Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например при переезде индивида из одного места в другое, переходе из одной религии в другую, изменении семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в конечном итоге сказываются на поведении человека, его потребностях, установках, интересах и ориентациях.
Все социальные перемещения личности или социальной группы обозначаются таким понятием, как социальная мобильность. Согласно определению Питирима Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».
П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход на более высокий социальный уровень.
Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящая мобильность (профессиональная, экономическая или политическая) существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем (инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший) и как создание новых групп индивидов с включением их в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы.
Стремление достичь более высокого статуса обусловлено имеющейся у каждого индивида потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этой потребности порождает силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид должен преодолеть барьеры между группами или слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу, имеет определенную энергию, направленную на преодоление этих барьеров. Вероятностный характер инфильтрации в вертикальной мобильности обусловлен тем, что при оценке процесса следует учитывать постоянно меняющуюся ситуацию, которая складывается из многих факторов, в том числе личностных отношений индивидов.
Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности. Под скоростью социальной мобильности понимается вертикальная социальная дистанция или число страт – экономических, профессиональных или политических, – которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Под интенсивностью социальной мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.
Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком из них или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой индекс может быть рассчитан отдельно для экономической, профессиональной или политической области деятельности.
psyera.ru
Социальное неравенство как основа стратификационного строения общества
Основой стратификационного строения общества является социальное неравенство
Стратификация — это слово пришло к нам из Английского языка и означает «расслоение». Здесь в свою очередь выражается неравенство между слоями общества. Современное общество озабоченно проблемой социального неравенства и всячески стремиться его искоренить, жить в обществе, где все социально равны. Однако, любое общество подвержено стратификации, что помогает ему функционировать и развиваться. В любом обществе существуют различные социальные группы. Они занимают разное положение в обществе. Это положение определяется, прежде всего, неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и доходами, отношением к власти и влиянием в обществе. Одни группы находятся выше, другие — ниже. Такое разделение общества на социальные группы, которые занимают разное положение в обществе, называют социальной дифференциацией. Социальная дифференциация, существует в любом обществе, так как в каждом обществе имеют место различные по своему положению социальные группы, то есть неравенство. Понятие неравенство означает, неравный доступ представителей различных социальных групп к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Современное общество уже давно стремиться к социальному равенству, но нужно ли оно ему? Если — да, то, как его достичь? Существует множество мнений на этот счет и все они по-своему верны. Я бы хотела выделить два основных. Первое и оно же самое часто встречающееся мнение, что обществу необходимо социальное равенство, к которому оно и стремиться уже давно. Безусловно, это хорошо, ведь все хотят жить, ни в чем себе не отказывая, в обществе, где все равны. Но, мнение такого рода, похоже больше на фантастику или даже утопию. Потому, что обществу, где существует социальная дифференциация (то есть между людьми много различий в процессе их жизнедеятельности), не избежать неравенства. О проблеме социального неравенства спорили и рассуждали с самых древних времен такие великие философы, как Платон и Аристотель, много говорил о социальном неравенстве и К.Маркс. Второе мнение как Маркс, считал, что «борьба между общественными классами выступает источником социального развития».
Я отчасти согласна с обоими взглядами, описанными выше. Неравенство способствует желанию получать знания, формированию сильного характера человека и саморазвитию индивидуума и общества в целом. Но, это возможно лишь, если в обществе преобладает средний класс. Это зажиточные люди, обеспеченные денежными средствами. Они поддерживают достойный уровень жизни, позволяющий удовлетворять все разумные потребности (приобретать качественные продукты питания, дорогую одежду, жильё). Ведь именно средний класс с преобладающим большинством присутствует в сфере надзора и управления, являясь, тем самым, ключевым элементом в государственном управлении. При развитом среднем классе (около 60% населения), низший слой имеет возможность работать и повышая квалификацию осуществлять переход в средний класс. А средний класс имеет возможность перехода в высший. При такой развитой стратификации общества, социальное неравенство играет роль стимулятора человека к саморазвитию и достижению своих целей. Если в обществе нет среднего класса или оно не доминирующее — то такое общество едва ли может называться демократичным, а социальное неравенство уже не будет стимулировать к саморазвитию, но будет побуждать население к конфликтам с властью с требованием улучшение социальных и иных институтов власти, для воплощения истинной демократии. При меньшем количестве среднего класса, как следствие, возрастает вероятность недовольства населения правительством. Поэтому я считаю, что неравенство должно существовать как неотъемлемая часть общества, но с определенными условиями.
В доказательство своего мнения я приведу ряд аргументов. И первый аргумент, из литературы. В одноименном рассказе А.П.Чехова «Ионыч»-олицетворение страсти к деньгам. Мы видим физическое и духовное «отрешение». Писатель поведал нам о потере личности, ничем невозместимой растрате времени — самого ценного в человеческой жизни, о личности о личной ответственности перед самим собой и обществом. Воспоминания о кредитных бумажках, которые он с таким удовольствием вынимает по вечерам из карманов, гасят в нем чувства любви и добра. Этот аргумент ясно показывает нам, как, абсолютное социальное неравенство убивает в нас человека, делая из нас одержимых идеей о богатстве. Второй аргумент, показывает обратную сторону и описывается в первом мнении о социальном равенстве и неравенстве. В современном мире таким государством можно назвать Дубай. Это государство анклав, находящееся на территории ОАЭ, в котором по сравнению даже с общемировым уровнем среднего класса, чуть ли не половина жителей относятся к высшему классу, а вторая половина к среднему, и то, средний класс в государстве значительно богаче среднего класса в мире. Это государство анклав достигло таких результатов лишь благодаря высокоразвитому нефтяному бизнесу и шейхам, у которых хватило семейных, денежных запасов для достижения той самой «утопии» к которому стремиться весь остальной мир. Но нефть когда-нибудь закончится, шейхи постареют, и их наследием будут руководить дети. Я это к тому, что общество при таком раскладе вымрет. Оно не сможет приспособиться к худшей жизни, ведь людям придется работать на двух работах, платить за проезд и образование, медицину. Такое общество слабое.
Таким образом, в заключение, хочется сказать, что обществу необходимо социальное неравенство, но только с преобладающим процентом среднего класса. Ибо без этого, правительством будут недовольны все, кроме высшего класса, и как следствие — митинги, протесты, восстания, вооруженные перевороты и свержение власти. В современном мире достаточно примеров, когда в страны разваливались в следствии- преобладания низшего или высшего классов (Украина, Ливия, Сирия). Общество нуждается в среднем классе, при его доминировании, а иначе социальное неравенство уже не будет стимулом к саморазвитию, но будет побуждать население к конфликтам с властью с требованием улучшение социальных и иных институтов власти, для воплощения истинного равенства.
общество социальный дифференциация неравенство
yamiki.ru
Тема 5. Неравенство и социальная стратификация
Тема 5. Неравенство и социальная стратификацияТема 5. Неравенство и социальная стратификация
Различные социальные группы занимают разное положение в обществе. Это положение определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества.
Социальная дифференциация (от лат. differentia — различие) — это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.
Неравенство — неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа — между различными стратами и слоями населения.
Социальное неравенство является внутренней характеристикой любой социальной группы, и общества в целом, иначе их существование как системы было бы невозможно. Фактор неравенства обусловливает развитие и динамику социальной группы.
На ранних этапах общественного развития социально значимыми являются такие индивидуальные характеристики, как пол, возраст, родство. Реально существующее здесь объективное неравенство интерпретируется как естественный порядок вещей, т. е. как отсутствие социального неравенства.
В традиционном обществе, основанном на разделении труда, зарождается сословная структура: крестьяне, ремесленники, знать. Однако в этом обществе объективное неравенство осознается как проявление Божественного порядка, а не как социальное неравенство.
В современном обществе объективное неравенство уже осознается в качестве проявления социального неравенства, т. е. интерпретируется с точки зрения равенства.
Различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт.
Под стратой (от лат. stratum — слой, настил) в социологии понимается реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.). Цричиной неравенства является неоднородность труда, в результате которого происходит присвоение одними людьми власти и собственности, неравномерного распределения наград и поощрений. Концентрация власти, собственности и других ресурсов у элиты способствует возникновению социальных конфликтов.
Неравенство можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом — наименьшим (бедные) количеством благ. Универсальным измерителем неравенства в современном обществе выступают деньги. Для описания неравенства различных социальных групп существует понятие «социальная стратификация»
Социальная стратификация (от лат. stratum — слой, настил и f асеге — делать) — это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Термин «стратификация» пришел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали.
Согласно теории стратификации современное общество является слоистым, многоуровневым, внешне напоминающим геологические наслоения. Выделяются следующие критерии стратификации: доход; власть; образование; престиж.
Стратификация имеет две существенные характеристики, отличающие ее от простого расслоения:
1. Верхние слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям.
2. Верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества.
Социальная стратификация в различных теоретических системах понимается по-разному. Существуют три классических направления стратификационных теорий:
1. Марксизм — главный тип стратификации — классовая (от лат. classis — группа, разряд) стратификация, в основе которой лежат экономические факторы, прежде всего отношения собственности. От отношения человека к собственности зависит его положение в обществе и место на стратификационной шкале.
2. Функционализм — социальная стратификация, связанная с профессиональным разделением труда. Неравное вознаграждение — необходимый механизм, с помощью которого общество гарантирует, что наиболее важные для общества места займут наиболее квалифицированные люди.
1 Данное понятие ввел в научный оборот российско-американский социолог и культуролог П. А. Сорокин (1889—1968).
292
3. Теория, основанная на взглядах М. Вебера, — в основе любой стратификации лежит распределение власти и авторитета , которые прямо не определяются отношениями собственности. Важнейшие относительно самостоятельные иерархические структуры — экономическая, социо-культурная, политическая. Соответственно социальные группы, выделяющиеся в этих структурах, — класс, статус, партия.
На протяжении всей истории человечества определяются четыре типа стратификации.
Исторические типы стратификационных систем
Наименование системы
Ее сущность
Характер общества
Рабство
Форма максимально жесткого закрепления людей в низших стратах. Это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишенный всяких прав и свобод
Кастовая (от лат. castus — чистый) система
Система, предполагающая пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этническо-религиозному или экономическому признаку. Каста — социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Место в общественной иерархии детерминировалось особой функцией каждой касты в системе разделения труда.
В Индии, где кастовая система получила наибольшее распространение, существовала детальная регламентация в деятельности для каждой касты. Поскольку принадлежность к кастовой системе передавалась по наследству, возможности социальной мобильности здесь были ограничены
«Закрытое общество»: социальные перемещения из низших страт в высшие полностью запрещены, либо существенно ограничены
Окончание табл.
Наименование системы |
Ее сущность |
Характер общества |
Сословная система |
Система, предполагающая юридическое закрепление человека за той или иной стратой. Сословие — социальная группа, обладающая закрепленным обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Принадлежность к сословию в основном передавалась по наследству, но в виде исключения могла быть приобретена за деньги или дарована властью. В целом для сословной системы была характерна разветвленная иерархия, которая выражалась в неравенстве социального положения и наличии многочисленных привилегий |
|
Классовая система |
Система открытого типа, не предполагающая юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определенной стратой. Класс — большая социальная группа, различающаяся по ее роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов. Принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству |
«Открытое общество»: социальные перемещения из одной страты в другую не ограничены |
Выделение рабовладельческой, кастовой, сословной и классовой стратификационных систем является общепризнанной, но не единственной классификацией. Она дополняется описанием таких типов стратификационных систем, комбинация из которых встречается в любом обществе. Среди них можно отметить следующие.
Типы стратификационных систем
Наименование системы |
Ее сущность |
Физико-генетическая |
В основе лежит ранжирование людей по естественным признакам: полу, возрасту, наличию определенных физических качеств — силы, ловкости, красоты и др. |
Этатокра-тическая (от фр. etat — государство) |
Дифференциация между группами проводится по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, административно-хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы имеют в зависимости от своего ранга в структурах власти |
Социально-профессиональная |
Группы делятся по содержанию и условиям труда; ранжирование здесь осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т. д.), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды — деятельности (разрядная сетка в государственном секторе промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система присвоения научных степеней и званий и т. д.) |
Культурно-символическая |
Возникает из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей отбирать, сохранять и интерпретировать ее [для доиндустриальных обществ характерно теократическое (от гр. theos — бог и kratos — власть) манипулирование информацией, для индустриальных — партократическое (от лат. pars (partis) — часть, группа и гр. kratos — власть), для постиндустриальных — технократическое (от гр. techno — мастерство, ремесло и kratos — власть)] |
295
Окончание табл.
Наименование системы |
Ее сущность |
Культурно-нормативная |
Дифференциация построена на различиях в уважении и престиже, возникающих в результате сравнения существующих норм и стилей жизни, присущих тем или иным социальным группам (отношение к физическому и умственному труду, потребительские стандарты, вкусы, способы общения, профессиональная терминология, местный диалект и т. д.) |
Социально-территориальная |
Формируется вследствие неравного распределения ресурсов между регионами, различий в доступе к рабочим местам, жилью, качественным товарам и услугам, образовательным и культурным учреждениям и т. д. |
В реальности данные стратификационные системы тесно переплетаются, дополняют друг друга. Например, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда не только выполняет важные самостоятельные функции для поддержания жизнедеятельности общества, но и оказывает значительное влияние на структуру любой стратификационной системы.
В современной социологии наиболее распространенными являются два основных подхода к анализу социальной структуры общества: стратификационный и классовый, в основе которых лежат понятия «страта» и «класс».
Страта |
Класс |
Различается по: |
|
• уровню доходов |
• месту в системе общественного |
• основным чертам образа |
производства |
жизни |
• отношению к средствам произ- |
• включенности во властные |
водства |
структуры |
• роли в общественной организа- |
• отношениям собственности |
ции труда |
• социальному престижу |
• способам и размерам получае- |
• самооценке своей позиции |
мого богатства |
в обществе |
|
Основное различие стратификационного и классового подходов состоит в том, что в рамках последнего главенствующее
296
значение имеют экономические факторы, все остальные критерии являются их производными. Стратификационный подход исходит из учета не только экономических, но и политических, собственно социальных, а также социально-психологических факторов. При этом подразумевается, что между ними не всегда возникает жесткая связь: высокое положение по одной позиции может сочетаться с низкой по другой.
Стратификационный и классовый подходы к анализу социальной структуры общества
Стратификационный подход |
Классовый подход в марксистском понимании |
Учет в первую очередь величины того или иного признака (дохода, образования, доступа к власти) |
Выстраивание групп по шкале неравенства в зависимости от наличия или отсутствия ведущего признака |
Основа выделения страт — совокупность признаков, среди которых доступ к богатству играет важную роль |
Основа выделения классов — обладание частной собственностью, дающей возможность присваивать прибыль |
Учет не только фактора конфликтности, но и солидарности, взаимодополняемости различных социальных слоев |
Деление общества на конфликтные группы |
Социальная стратификация выполняет две функции — является методом выявления социальных слоев данного общества и дает представление социального портрета данного общества.
Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.
Образец задания
1 В4. | Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) уровень доходов
2) место в системе общественного производства
3) отношение к средствам производства
4) основные черты образа жизни
5) роль в общественной организации труда
6) социальный престиж
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: 146
Сайт создан в системе uCoz
togan1.narod.ru
напишите пожалуйста эссе на тему:» Основой стратификационного строения является соц. неравенство (Г.В Пушкарева) (Социология-соц. психология)
Solominka1914 янв. 2016 г., 2:26:25 (2 года назад)
Стратификация
– слово перешло в русский язык из английского и означает «расслоение», выражая
неравенство между слоями общества. Однако, любое общество подвержено
стратификации, что помогает ему функционировать и развиваться.
Говоря о неравенстве мы говорим о неравных
возможностях, для каждого из слоя общества, в удовлетворении своих
потребностей. Однако именно неравенство, как правило, подталкивает людей к
саморазвитию, осуществлению инвестиций в своё будущее и в образование своих
детей. Но благополучие каждого из слоев вертикальной стратификации общества –
первостепенная задача государства. Ведь при развитых социальных, экономических
и политических институтах – образование среднего класса неизбежно.
А средний класс, в отличии от бедных слоев населения,
имеет большую возможность требовать от правительства лучшего исполнения законов
и их качества, — тем самым быть ключевым элементом в государственном управлении.
Данный эффект объясняется высоким сосредоточением среднего класса в сфере
надзора и управления государства. Играя ключевую роль в политической жизни,
средний класс поддерживает законотворческий процесс ориентированный на
увеличение экономического роста, обеспечивая таким образом большую успешность
своих инвестиций в экономику. А ввиду того, что средний класс стал «средним»
при текущем строе – то можно утверждать, что оно будет его поддерживать – как следствие,
падает вероятность недовольства населения правительством.
При развитом среднем классе (около 60% населения),
низший слой имеет возможность работать и повышая квалификацию (или инвестируя в
собственное развитие) осуществлять переход в средний класс. А средний класс
имеет возможность перехода в высший. При такой развитой стратификации общества,
социальное неравенство играет роль стимулятора человека к саморазвитию и
достижению своих целей.
В заключение можно
отметить, что если в обществе нет среднего класса или оно не доминирующее – то такое
общество едва ли может называться демократичным, а социальное неравенство уже
не будет стимулятором к саморазвитию, но будет побуждать население к конфликтам
с властью с требованием улучшение социальных и иных институтов власти, для
воплощения истинной демократии.
obsestvoznanie.neznaka.ru