Основные характеристики общения – Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения. Понятие «общение» в современной психологии

14 Основные характеристики процесса общения

Основные характеристики процесса общения. Мотивационно-потребностная основа общения. Аффилиация как потребность в социальных контактах.

План ответа

  1. Основные характеристики процесса общения.

    1. Общение в системе межличностных и общественных отношений

    2. Общение и деятельность

    3. Структура общения

    4. Типология и динамика общения

    5. Цели и функции общения

  2. Мотивационно-потребностная основа общения.

    1. Общая характеристика

    2. Классификации потребностей и мотивов в общении

  3. Аффилиация как потребность в социальных контактах.

    1. Мотивы

    2. Причины

    3. Следствия

  1. Основные характеристики процесса общения.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являються живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным  вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являються люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».  Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью огранов чувтв, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

    1. Общение в системе межличностных и общественных отношений

Общение включено в общую систему отношений личности. В таких отношениях можно выделить макроуровень (общественные) и микроуровень (межличностные). Согласно взглядам некоторых исследователей общение на макроуровне представляет собой своего рода реализацию социальной роли и фактически не имеет личностной «окраски» (безличностно и формально), но это не совсем так. Поскольку сама роль предполагает творческое участие личности в формировании стиля проигрывания роли. В системе общественных отношений межличностное общение предстает как пронизывающее все слои этих общественных отношений, оно имеет свою специфику и не может быть сведено или отделено от макроуровня, и в то же время оно его пронизывает. Таким образом, можно сказать, что общение является неотъемлемой частью жизни человека и общества в целом.

    1. Общение и деятельность

В отечественной психологии постулируется принцип единства общения и деятельности. Понимание общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфи­ческие формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда обща­ются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Об­щается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пере­секается с деятельностью других людей.

Однако характер этой связи понимается по-разному:

— дея­тельность и общение рассматриваются не как параллельно существу­ющие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни (Ломов).

— общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (Леонтьев)

— общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее раз­новидности: в одной из них общение понимается как коммуникатив­ная деятельность, или деятельность общения, выступающая самосто­ятельно на определенном этапе онтогенеза, например у дошкольни­ков и в подростковом возрасте (Лисина-Эльконин) В другой — общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего

речевая деятельность) и относительно нее отыскиваются все элементы, свойствен­ные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. Деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней воз­никают новые связи и отношения между людьми.

    1. Структура общения

  • перцептивная сторона – процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа для взаимопонимания.

  • коммуникативная сторона – использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные.

  • интерактивная сторона – взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт).

В. Сатир – общение: самооценка, способы коммуникации, совокупность правил (семейная система), социальные связи.

    1. Типология и динамика общения

      1. Типы общения

Существуют различные классификации типов общения. Вот некоторые из них:

  1. Модальное и Диктальное общение (цели внутри и вне общения).

  2. Ритуальное (социально-ролевое) – показ знания норм социальной среды, деловое (манипулятивное) — эффективность сотрудничества, интимно-личностное – понимание, сочуствие.

  3. Интимно-личностное, личностно-ориентированное, предметно-ориентированное (решается задача), социально-ориентированное (например, задачи кандидата в депутата), функционально-ролевое

    .

  4. Классификация по Берну:

    1. отсутствие/присутствие

    2. ритуалы (привычные действия)

    3. развлечения (полуритуальные обсуждения)

    4. совместная активность

      1. оба участника направляют усилия на решение задачи

      2. манипулятивное общение (один стремится к тому, чтобы задание выполнял другой)

    5. игры (стремление одного управлять другим)

    6. интимность (заинтересованное, эмоциональное, теплое)

      1. Динамика общения

Фазы беседы (Аверченко; Куницины, Казаринова, Погольша)

  1. фаза знакомства (установление первого контакта)

Цель: установление первого контакта с собеседником. Игнорирование этой стадии беседы или ее свертывание может привести к нарушению взаимоотношений. Успешный контакт подтверждает, что внимание партнеров по общению направлено друг на друга, что они видят и слышат друг друга и проявляют друг к другу взаимный интерес.

Средства: приветствие собеседника, обращение к нему, представление коммуникатором себя и обещание помощи, демонстрация интереса к собеседнику.

  1. фаза сбора информации (вопросы, слушание, установление отношения собеседника к обсуждаемой проблеме, определение правдивости собеседника)

Цель: сбор информации о проблемах, запросах, взглядах собеседника, выявление его мотивов и целей.

Средства:

(а) Постановка вопросов с целью:

— активизации собеседника, предоставления ему возможности высказать свою точку зрения;

— изменения направления беседы, перехвата инициативы в ней.

(б) Слушание собеседника

(в) Определение отношения собеседника к проблеме (вербальной открытости)

Речевая открытость – степень интенсивности и непосредственности взаимодействия между говорящим и объектом, о котором он говорит.

(г) Определение правдивости собеседника

  1. фаза передачи информации

Цель: создание достаточной информационной базы для аргументирования и убеждение собеседника в правильности своей позиции.

Фаза передачи информации включает в себя следующие этапы:

(а) Информирование собеседника (общее и целенаправленное):

— формирование основ для аргументации;

— предварительная проверка правильности отдельных узловых пунктов аргументации;

— актуализация в сознании собеседника новых проблем.

(б) Анализ и проверка позиции собеседника, осуществляется благодаря анализу его замечаний.

  1. фаза принятия решения

Цели:

— составление резюме беседы, понятного для всех присутствующих с четко выделенным основным выводом;

— достижение основной или, в самом неблагоприятном случае, запасной (альтернативной) цели;

— стимулирование собеседника к последующему выполнению намеченных действий;

— обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы;

— поддержание в дальнейшем контактов с собеседниками и их коллегами.

Техники ускорения принятия решений:

(а) Вопросы типа «или». В конце беседы не имеет смысла задавать вопросы, на которые можно получить отрицательный ответ. Чтобы избежать этого, используют опросы с союзом «или»: «Как вы предпочитаете заплатить — наличными, кредитной карточкой или чеком?», «На чье имя выписать чек на этот товар — на имя компании или лично на ваше?», «Вы хотите, чтобы товар доставили срочно или вас больше устраивают наши обычные сроки доставки — две недели?», «Вы заказываете серый цвет; или коричневый?» и т.д. вместо «Как насчет покупки».

(б) «Прямое ускорение»: «Мы будем сразу принимать решение о переводе краткосрочных кредитов в долгосрочные? На какой день следует назначить заседание исполнительного комитета?»

(в) «Косвенное ускорение». Собеседника постепенно приводят к желаемой цели, задавая ему ряд коротких вопросов, связанных с разными аспектами и этапами решения проблемы, или предлагая альтернативные варианты решения.

По другой классификации, общение включает следующие фазы:

  1. подготовительная фаза общения

  • моделирование личности общаемого

  • создание у себя установки на общение

  • продумывание тактики поведения (приемы самопрезентации)

  • непосредственно фаза общения (набор перцептивных и коммуникативных действий)

      1. Цели и функции общения

        1. Цели

    1. Передача или получение информации

    2. Изменение аттитюдов реципиента

    3. Побуждение партнера по общению к какому-либо действию, организация деятельности

    4. «Общение ради общения», когда люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений».

    5. Выражение отношения к партнеру, в т.ч. стремление оказать эмоциональную поддержку, продемонстрировать внимание.

    6. Самораскрытие, выражение своих переживаний

    7. Поддержание своего статуса и самооценки

        1. Функции общения

      • коммуникативная

      • когнитивная (представление о чем-либо, картина мира)

      • эмотивная (создание фона, от нее зависит желание общаться)

      • мотивационная

      • креативная

      • воспитательная

      Другой вариант. По критерию цели

      • контактная функция

      • информационная

      • побудительная

      • координационная

      • функция понимания

      • эмотивная функция

      • функция установления отношений

      • функция оказания влияний

      Каган, 4 ситуации общения:

      Цель общения

      Функция общения

      1

      Находится вне взаимодействия людей

      Обслуживание предметной деятельности

      2

      В самом общении

      Общение ради общения

      3

      В приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения

      Приобщение другого к своим ценностям, воспитание

      4

      Приобщение инициатора к ценностям партнера

      Приобщение к ценностям другого, самовоспитание

      1. Мотивационно-потребностная основа общения.

        1. Общая характеристика

      Поскольку общение может быть рассмотрено как часть или отдельный вид деятельности, оно также основывается на определенных потребностях мотивах. Традиционно рассмотрение потребности как одной из видов побуждающих сил активности, биологического и социального характера. Однако потребности человека имеют особый характер, они становятся опредмеченными, что носит название мотива. Общение также основано на различных потребностях человека и движимо различными мотивами. Так, например, могут быть выделены потребность в принятии, позитивном контакте с другими людьми и т.д. Ученые следующим образом классифицируют потребности.

        1. Классификации потребностей и мотивов в общении

      1. Маслоу, потребность в принадлежности и любви (3), потребность в признании (4), познавательная потребность (5)

      2. Мюррей: вторичные, психогенные потребности. Среди них выделяется класс потребностей – в существовании привязанности между людьми – куда входят следующие потребности:

        • в присоединении (аффилиации)

        • в отвержении (презирать кого-либо)

        • покровительства (помогать)

        • в поддержке (искать помощи)

        • игры* (опционально)

        1. Хекхаузен выделяет определенный класс социальных взаимодействий, в основе которых лежит стремление к установлению и поддержанию межличностных связей. Их наличие приносит удовлетворение членам взаимодействия.

        1. Аффилиация как потребность в социальных контактах.

          1. Мотивы

        Аффилиация – совокупность мотивов общения:

        • Стремление быть с другими, стремление быть в группе.

        • Потребность в единении с другими побуждает к установлению устойчивых и продолжительных контактов.

        • МакКлеланд и Аткинсон – аффилиация – потребность, выражающаяся в создании, сохранении и восстановления эмоциональных отношений с другими людьми.

        • Шехтер – аффилиация – потребность членства, быть принятым в группу, быть с другими людьми.

        Мотив аффилиации побуждает заводить дружбу и испытывать привязанность, радоваться другим людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с ними, любить, присоединяться к группе.

        Мотив аффилиации включает в себя две разных тенденции – стремление к сближению и страх, боязнь отвержения.

          1. Причины

        Поведение типа сближения имеет место тогда, когда существует склонность к сотрудничеству, согласию и в конечном счете к любви. Поведение типа отвержения наблюдается в случае наличия разногласия, недоверия, отстраненности и враждебности.

          1. Следствия

        Если потребность в единении с другими не удовлетворена, наблюдается рост тревоги, чувство одиночества, боязнь установления межличностных контактов. Выраженность потребности в аффилиации может быть разной. Неудовлетворенность этой потребности приводит к одиночеству (совокупность эмоций, возникающих в ответ на ощутимый дефицит в количестве и качестве соц связей). Одиночество включает 4 комплекса чувств:

          1. отчаяние, чувство панического ужаса, беспомощности и брошенности

          2. депрессию, чувство горя, подавленности, опустошенности, жалости к себе, отчужденности

          3. невыносимая скука – чувство неловкости, нетерпения, невозможность сосредоточиться

          4. нелюбовь к себе – ощущение собственной непривлекательности, глупости и постоянное ощущение опасности.

        Люди с ярко выраженной потребностью аффилиации чаще говорят по телефону и пишут письма, реализуя потребность в доверительных контактах. Воспринимают других людей более позитивно и более похожими на себя. Страх отвержения не приводит к снижению аффилиации, а усиливает поиск путей сближения.

      1. studfiles.net

        Основные характеристики общения

        Количество просмотров публикации Основные характеристики общения — 630

        Общение характеризуется, прежде всœего, содержанием, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должна быть различным:

        — передача информации или обмен ею;

        — восприятие друг друга;

        — взаимооценка партнеров.

        Общение—процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделœению его функций. Представляется, что интегриро­вать их оказывается возможным, в случае если исходить из критерия целœеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения.

        Контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности.

        Информационная функция — обмен сообщениями, прием и передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.

        Побудительная функция — стимуляция активности партнера для выполнения определœенных действий.

        Координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

        Функция понимания — адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений, установок, переживаний, психических состояний и пр.

        Эмотивная функция — возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

        Функция установления отношений— осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей социума, в котором действует индивид.

        Функция управления — изменение состояния, моделœей поведения партнера, в т.ч. его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий и пр.

        Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции.

        Инструментальная функция — общение как социальный механизм передачи информации и управления определœенными действиями в связи с информацией.

        Синдикативная функция— средство объединœения людей.

        Функция самовыражения — средство раскрытия своей психологи­ческой сущности.

        Трансляционная функция — передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.

        Экспрессивная функция — взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

        Функция социального контроля — регламентация поведения и деятельности.

        Функция социализации — формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

        Общение характеризуется также своими внешней и внутренней сторонами, стилем и средствами взаимодействия. Внешняя сторона общения выражается:

        — коммуникативной активностью;

        — интенсивностью действий;

        — инициативностью;

        — мастерством и др.

        Внутренняя сторона общения отражает:

        — субъективное восприятие взаимодействия;

        — реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми субъект вступает в общение, и т.п.

        Стиль и манеры общения отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей. Стили можно охарактеризовать как:

        — творчески-продуктивный;

        — дружеский;

        — подавляющий;

        — дистанционный: интимный, личный, социальный, публичный;

        — популистский;

        — заигрывающий;

        — требовательный;

        — деловой;

        — позиционный;

        — спокойный;

        — властный;

        — вкрадчивый;

        — взволнованный;

        — сдержанный;

        — беспокойный;

        — неуверенный;

        — скованный и др.

        Стиль и манеры общения непосредственно влияют на эмоциональ­ную атмосферу взаимодействия и выбор его средств. Средства общения делятся на пять базовых групп:

        —лингвистические: речевые;

        — визуально-кинœестетические: взгляд, жесты, мимика, пантомимика;

        — паралингвистические: качественные характеристики голоса, интонации и т.п.;

        — экспресс-лингвистические: паузы, смех, плач, темп речи;

        — пространственно-временные: дистанция, время, место, ситуация и т.п.

        referatwork.ru

        1. Понятие и общие характеристики общения

        1.1 Понятие и виды общения

        Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

        Общение — реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.

        В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

        Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения — об общей культуре и грамотности.

        В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении.

        У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

        Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

        Не менее существенны отличия средств общения. Их можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

        Кодирование информации — это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

        В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

        При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

        При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете — оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

        Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность.

        Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

        Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

        Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

        Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.

        Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.).

        Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

        Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

        Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.

        Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека.

        Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

        Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

        Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

        studfiles.net

        Характеристика основных видов общения

        Основание

        разделения

        Вид общения

        Краткая характеристика

        1.Используемые знаковые системы

        Вербальное

        Устная или письменная речь, т.е. общение с использованием словесных знаков

        Невербальное

        Визуальные (воспринимаемые зрительным анализатором), аудиальные (воспринимаемые слуховым анализатором — пара- и экстралингвистические), тактильные (связаны с прикосновением, осязательные) и ольфакторные (воспринимаемые обонятельным анализатором) бессловесные способы общения

        2.Характер связи общающихся

        Непосредственное

        Контакт «с глазу на глаз», «лицом к лицу»

        Опосредованное

        Контакт при помощи письменных или технических (телефон, телеграф, телевидение и др.) средств, отдаляющих во времени или в пространстве получение обратной связи между участниками

        3.Кол-во участвующих в общении

        Межперсональное

        Непосредственные контакты людей в постоянных группах или парах

        Массовое

        Множество контактов незнакомых людей, опосредованных различными средствами массовой информации

        4.Значимость социальных ролей

        Межличностное

        Стиль общения определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а соц. роли второстепенны

        Ролевое

        Стиль общения диктуется исполняемой социальной ролью, а личностные качества вторичны

        5.Отношение к другому человеку

        Монологическое

        Субъект-объектное, при котором субъект общения (лицо, обладающее активностью, осознанными целями и правом их реализации) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматриваемым им как объект общения (лицом пассивным, имеющим цели менее важные, чем цели субъекта). Две разновидности монологического общения — императив и манипуляцию

        Диалогическое

        Субъект-субъектное, при котором субъект общения связывает реализацию своих целей с равноправным участником взаимодействия (субъектом) и заключающееся во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров. В диалогическом общении необходимо не просто слушать, а слышать, не просто смотреть, а видеть, не просто размышлять, а понимать

        6.Направленность на задачу

        Деловое

        Общение направлено на дело, на результат

        Личностное

        Общение направлено на удовлетворение личностных потребностей

        Конечно, на такое общение влияют ожидания, имеющиеся в отношении другого у каждого партнера, но их достаточно легко изменить, пристроить к реальному поведению. Общение будет стремиться к продолжению, если формирует у партнеров взаимную симпатию. И достаточно мало причин продолжать его будет у тех партнеров, которые начали испытывать эмоциональную неприязнь друг к другу. Таким образом, межличностное общение предоставляет своим участникам значительную свободу в выборе «режима» общения, в принятии решения о его продолжении или прекращении.

        Эмоциональные отношения пронизывают всю систему человеческих взаимодействий и часто накладывают отпечаток на ролевые отношения. Ролевое общение помогает людям создавать и поддерживать отношения, построенные на деловых, формально-социальных контактах. Оно обеспечивает коммуникацию в таких социальных тандемах, как «руководитель -подчиненный», «покупатель -продавец», «милиционер -нарушитель порядка» и др. В таких отношениях именно роль, ролевые ожидания участников общения определяют, как будет воспринят партнер (какие качества и характеристики в нем будут замечены и приняты), как будет читаться его поведение и строиться собственное. Роль определяет также оценку человеком самого себя в данной ситуации. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, восприятии партнера и самовосприятии. Он лишается определенной спонтанности своих реакций, а в ряде случаев — даже свободы внутреннего реагирования (веками воспитываемая социальная послушность может приводить к тому, что даже в своем духовном мире человек продолжает исполнять ту или иную социальную роль). Образы, действия, представления и даже чувства задаются ему его социальной позицией. В ролевом общении человек реализует себя как член общества, определенной группы, участник различных систем социального контроля, выразитель интересов определенных социальных слоев. В ролевом общении человек лишается спонтанности, естественности, непосредственности, однако приобретает чувство принадлежности, социальной защищенности, включенности в группу и отношения.

        Монологическое общениевид общения, предполагающий позиционное неравноправие партнеров. Один — автор воздействия, лицо, обладающее активностью, осознанными целями и правом их реализовать. Реализация его целей связана с другим человеком, партнером по общению, который автором рассматривается как лицо пассивное, если и имеющее цели, то менее важные, чем его собственные. Этот партнер воспринимается как объект целенаправленного воздействия, и мы в данном случае имеем дело с «субъект-объектным» общением. Можно выделить две разновидности монологического общения: императив и манипуляцию.

        Императивное общение — авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению в целях достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Чаще всего императивные формы общения используются для установления контроля над внешним поведением человека. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнера — не завуалирована: «Будешь делать как я скажу». В качестве способов оказания влияния используются приказы, указания, предписания и требования, наказания, поощрения.

        Манипуляция — наиболее распространенный вид человеческого общения. Такое общение предполагает воздействие на партнера в целях достижения своих скрытых намерений. При этом адресат манипуляции воспринимается (часто неосознанно) ее инициатором как объект, средство достижения своих целей. Так же как при императивном, при манипулятивном общении ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сила манипуляции — в ее скрытом характере: скрыт как сам факт воздействия, так и его цель. Манипулятор использует психологически уязвимые места человека — черты характера, привычки, желания, а также его достоинства, т. е. все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа.

        Отношению к другому человеку как к средству может быть противопоставлено отношение к нему как к ценности. Изменение отношения позволяет выйти на совершенно новый, невозможный для манипулятора уровень общения, который в отечественной психологии получил название диалога (М.М.Бахтин), а в западной традиции — гуманистического типа общения (К.Роджерс). В диалогическом общении происходит открытие человеком реальности другого человека, его мыслей, чувств, представлений о мире. Социальное существование вполне возможно (и в ряде случаев с меркантильных позиций даже выгоднее) поддерживать с помощью монологического общения — императива, манипуляции. Диалог — это естественное бытие человека как индивидуальности, творца своей жизни и отношений. Диалог — равноправное субъект-субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению. Диалог строится на принципиально иных, чем монологическое общение, началах. Целью диалога является не только удовлетворение собственных потребностей (самопознание, саморазвитие, самопонимание), но и познание другого человека.

        В качестве основополагающих принципов диалогического (гуманистического) общения К.Роджерс выделяет следующие:

        • Конгруэнтность партнеров по общению, т.е. соответствие опыта, мыслей и чувств и средств общения одного партнера мыслям, чувствам и средствам общения другого.

        • Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям.

        • Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение. На первый взгляд это положение делает невозможным применение диалогического метода в воспитании: ведь учитель и ученик, воспитатель и воспитанник не равны, они занимают различные социальные позиции, облечены разной ответственностью. Но не стоит понимать равенство партнеров примитивно, как их фактическое равенство.

        • Проблемный, дискуссионный характер общения, разговор на уровне точек зрения и позиций, а не на уровне аксиом и вечных истин. Диалог разрушается там, где партнер переходит на язык догм, где нет места спору, уточнению точки зрения, возможности не согласиться.

        • Персонифицированный характер общения, разговор от имени собственного «я»: «Я считаю», «Я думаю» и т. д. Сравните: «Всем известно», «Давно установлено», «Не вызывает сомнений». Появление в речи подобных безличных, обобщенных оборотов понятно. Они выполняют все ту же защитную функцию. Когда говоришь от имени «прогрессивного человечества», кажешься весомее и в собственных глазах, и в восприятии партнера, но диалог это разрушает.

        Гуманистическое общение, как понимал его К.Роджерс, позволяет достичь большой глубины взаимопонимания, самораскрытия партнеров. Несомненно, реализация такого типа общения требует и соответствующей жизненной ситуации, и внутренней готовности партнеров.

        Деловое общение имеет цель вне себя и служит способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т. д. Производственное взаимодействие может и не быть по своей сути общением в том случае, если другой субъект выступает в качестве объекта. Например, при жестко авторитарном стиле руководства отношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъекта к объекту. В этом случае формой отношений является дисциплина — принцип строгого регулирования иерархического сопоставления управляющего и управляемого. Понятно, что управляемый лишен свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляющему субъекту и потому связь между ними асимметрична, монологична, а не диалогична.

        Особенности делового общения заключаются в том, что:

        • партнер всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

        • общающихся отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

        • основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.

        Профессиональное взаимодействие специалистов возможно лишь в ситуациях, которые предполагают прагматические цели и конструктивность решений, а также психологическую готовность каждого из партнеров к адекватному поведению и деловому сотрудничеству.

        Различают пять основных видов делового общения: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы, средства и способы.

        Выделяют такие виды общения, как межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредованное, терапевтическое и ненасильственное.

        Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.

        Межличностная сторона отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и иные о личности партнера. Коммуникативно-информационная сторона представляет собой обмен между людьми информацией, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.

        studfiles.net

        Понятие и основные характеристики общения

        1. Понятие общения

        Общение (А.В.Батаршев) — это сложный многоплановый процесс , установление и развитие контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включают в себя обмен информации, выработку единой стратегии взаимодействия ,восприятия и понимания другого человека.

        Структура общения включает три его стороны:

        1. коммуникация — состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

        2. интеракция — заключается в организации взаимодействия между общающимися, то есть обмене действиями;

        3. перцепция — означает процесс восприятия и понимания другого человека.

        2. Аспекты общения. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью. В общении выделяют следующие аспекты:

        1. Содержание общения;

        2. Цель общения;

        3. Средство общения;

        Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Один человек может передавать другому информацию о наличии потребностей, рассчитывая на участие в их удовлетворении. Через общение передаются данные об эмоциональных состояниях: радость, гнев, печаль ит.п. Содержание общения животных не выходит за рамки, событий «здесь, сейчас» т.е они не могут сообщать друг другу о прошлом и будущем.

        Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных цели общения не выходят за рамки, удовлетворения биологического потребления.

        Средства общения- у человека кроме данных от природы (мимика и жесты), есть и другие средства общения, главным из которых является речь. Средство общения — это способы кодирования передачи, переработки и расшифровки информации передаваемой в процессе общения от одного существа к другому (радио, письменность, электронные носители, интернет и т.п.).

        3. Виды общения:

        1. По средствам общения выделяют: прямое или непосредственное и косвенное или опосредованное.

        2. По участию речи в общении- вербальное и невербальное.

        3. По количеству участников общения: Межперсональное -деловое и личностное общение. Массовое- прямое массовое и опосредованное, массовое.

        Прямое общение — осуществляется «лицом к лицу», и является наиболее полноценным, т.к индивиды получают мах информацию, и могут правильно оценить, не только содержание сказанного, но и отношение к нему говорящего.

        Косвенное общение — связано с использованием специальных средств, для организации общения, для обмена информации. Этот вид общения происходит тогда, когда люди отдалены друг от друга временем или расстоянием.

        Вербальное общение — присуще только человеку и в качестве обязательного условия, предполагает усвоение языка.

        Невербальное общение — не предполагает использование звуковой речи, естественного языка, в качестве средства общения (при помощи мимики, жестов).

        Межперсональное общение:

        Личностное — сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко интимно затрагивают личность человека.

        Деловое общение — обычно включено, в какую либо совместную продуктивную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности.

        Массовое общение — представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникации через СМИ.

        Прямое массовое — происходит на различных митингах, демонстрациях, т.е во всех больших социальных группах.

        Опосредованное массовое — связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации: пресса, радио, TV, Интернет.

        4. Типы общения. Бахтин разрабатывал идею диалогичности как принципа взаимодействия, означающего равноправие. Если такое равноправие существует при взаимодействии людей, то их общение может определяться как диалогическое. Общение субъектов друг с другом может быть диалогическим или монологическим. Диалогическое и монологическое общение рассматривается социальной психологией как типы общения. Деление общения на диалогическое и монологическое определяется, соответственно, по критерию равноправия партнеров. Взаимодействие может осуществляться на субъект-субъектном уровне (диалогическое общение) и на субъект-объектном уровне (монологическое общение).

        Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Монологическое общение может быть императивным и манипулятивным.

        Императивное общение проявляется в стремлении одного из общающихся доминировать над другим, принуждать его к определенным действиям, контролировать его поступки. При императивном общении один из субъектов считает, что он имеет право или даже обязан управлять поведением другого. Такие отношения можно встретить в семье, если преобладают авторитарные модели воспитания. Диктат родителей проявляется в их стремлении принимать решения за своего ребенка и навязывать их ему в категоричной форме. Иногда императивное общение проявляется при формальных отношениях на уровне «начальник — подчиненный». Нормативным императивным общением следует считать общение в армии, где жесткая субординация определяет качество военной дисциплины. В то же время следует иметь в виду, что императивное общение на уровне нефор-мальных отношений является неблагоприятным показателем. При императивном общении человек не скрывает, что принуждение и подчинение партнера — его основная задача. В качестве средств выступают: указы, требования, предписания.

        Манипулятивное общение также характеризуется субъект-объектным отношением, однако манипулятор стремится использовать партнера в качестве объекта таким образом, чтобы тот этого не заметил, прибегая к игре, притворству, лицемерию и т.д. Самому манипулятору весьма важно, чтобы ему доверяли, ведь только в этих условиях он способен достичь своей цели.

        Е.Л.Доценко, исследуя психологию манипуляции, выделил ее основные признаки:

        — стремление и умение психологически воздействовать на других людей;

        — отношение манипулятора к другому человека как к средству достижения собственных целей;

        — стремление получить односторонний выигрыш;

        — скрытый характер воздействия;

        — использование психологической силы, игра на слабостях;

        Приемы манипуляции:

        1. Подразнивающее высказывание.

        2. Преувеличение своей слабости, неосведомленности, неопытности, для того, чтобы пробудить у адресата стремление помочь, сделать за манипулятора его работу.(девушки).

        3. «Невинный шантаж» — дружеские намеки на промахи, ошибки допущенные адресатом в прошлом, шутливое напоминание старых грехов.

        Диалогическое общение осуществляется тогда, когда собеседники позитивно настроены по отношению друг к другу и воспринимают себя в качестве равноправных партнеров. При диалогическом общении каждый собеседник воспринимает другого как человека, имеющего право на собственное мнение, хотя не означает полного согласия общающихся.

        Диалогическое общение всегда личностно ориентировано на собеседника и персонифицировано, т.е. оно ведется индивидами от своего собственного имени. При этом истинные чувства и желания субъектов являются открытыми. Общающиеся настроены на актуальное состояние друг друга в актуальный момент времени. Вполне понятно, что такое общение позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия и самоактуализации. Поэтому оно может быть еще определено (и часто определяется) как гуманистическое. Диалогическое общение исключает игры, позы, неестественное поведение и способствует развитию доверия людей друг к другу и к самим себе.

        Общение с самим собой является S-S, так как «Я идеальное» и «Я реальное» общаются на равных.

        

        biofile.ru

        Понятие общения. Общие характеристики общения

        Сегодня общение стало едва ли не самым важным понятием психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место буквально во всех разделах психологии: в общей психологии, психологии личности, дифференциальной психологии. Что же касается прикладных областей, то педагогическая психология, например, может вообще рассматриваться сквозь призму общения. Понятие общения является, на наш взгляд, ядром социальной психологии и конфликтологии, где ни одна тема не может рассматриваться без данной категории. Более того, успешность любой профессии, связанной с работой с «живыми людьми», зависит в первую очередь от умения установить контакт, наладить взаимоотношения, грамотно выслушать, точнее «услышать», человека. Именно эти вопросы являются предметом исследования психологии общения. Создается впечатление, что данный вопрос существовал вечно, а потому ответ на него, несомненно, уже дан: и да и нет. С одной стороны, знаний накоплено действительно достаточно, чтобы делать важные выводы, но попыток их обобщения сравнительно немного. С другой стороны, психология общения как наука сложилась совсем недавно. Знания по данной проблеме удивительно логично укладывались и в курс риторики, и в курс филологии, лингвистики, литературы и т. д. Вероятно, существуют неоднозначные и многогранные вопросы.

        Попробуем проследить развитие понятия общения в рамках наших отечественных традиций. Известный современный специалист в данной области Е. И. Рогов выделяет три основных этапа в становлении психологии общения.

        1. Конец XIX — начало XX в. Исследования В. М. Бехтерева впервые заставляют задуматься о роли общения как фактора психического развития человека и о влиянии группы на включенного в нее индивида. Но сам процесс общения — еще не предмет психологического исследования. Анализировалась лишь результативная сторона влияния общения на психические процессы и функции.

        2. Начало — 70-е гг. XXв. — этап теоретико-философского подхода. Понятие общения использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека. Общение считается основой такого процесса, как социализация личности. В этот период общение занимает одно из ведущих мест в концепциях Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. Но несмотря на то, что продолжался теоретический анализ роли и функций общения в психическом развитии человека, оставались неразработанными проблемы, касающиеся психологической сущности и структуры общения, специфики ее процессуальных характеристик. Очевидно, общение еще не было включено в психологический эксперимент, который был на тот момент основным методом психологического исследования. Именно на основании экспериментов делались важнейшие выводы относительно различных явлений и процессов, происходящих в психике человека.

        3. 1970-е гг. — до нынешнего времени. Общение рассматривается как самостоятельная область. До сих пор понятие общения использовалось как объяснительный принцип при анализе других проблем. Это период зарождения проблемы общения в психологической науке. Разработка ее связана с переходом от исследования «в условиях общения» к изучению самого процесса, его характеристик; проблема общения становится объектом психологического теоретического, эмпирического и прикладного исследования. Именно в 1970-х гг. начинается общепсихологический анализ проблемы общения. Предметом исследования общения в психологии становится изучение его функций, механизмов, сторон. По мнению Б. Ф. Ломова, по своему значению для теоретических, экспериментальных и прикладных аспектов проблема общения не уступает проблемам деятельности, личности, сознания. Более того, он полагал, что психология XXI в. станет психологией общения в самом широком смысле этого понимания.

        Таким образом, мы видим, что одним из первых проблемных вопросов был вопрос о статусе категории общения, о включенности данного понятия в предметную область психологической науки.

        Другая проблема, на наш взгляд, отражает устойчивую традицию, существующую в нашей отечественной науке, связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». В ряде зарубежных психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Э. Дюркгейм полагал, что процесс общения — это процесс духовного речевого общения. Роль преобразовательной деятельности фактически сведена к нулю, а потому формы общения в обществе статичны.

        В рамках отечественных традиций существует принцип единства общения и деятельности. Однако связь между этими категориями понимается по-разному.

        Общение можно рассматривать как один из видов деятельности. В частности, Б. Г. Ананьев писал, что «человек является субъектом труда, общения, познания (курсив наш)» (Б. Г. Ананьев, 2001. С. 269). Таким образом, общение — один из видов деятельности наравне с трудом и познанием.

        А. Н. Леонтьев считал, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности. В этом случае оно становится подчиненной структурой, процессом, который порожден потребностями в совместной деятельности. Стоит отметить, что тенденция выводить общение из деятельности появилась еще в советской психологии. Причем интересно, что здесь общение в любом случае рассматривается как «подчиненная» область или производная от деятельности.

        Б. Ф. Ломов критиковал подобную точку зрения и полагал, что отношения между общением и деятельностью существенно сложнее. По его мнению, нельзя рассматривать человеческую жизнь как «поток сменяющих друг друга деятельностей» (Ломов Б. Ф., 1984. С. 245). Общение — самоценная категория, оно не всегда совершается ради потребности в совместной деятельности. Процесс общения может отражать специфическую активность человека, связанную с потребностью в контакте с другими людьми (аффилиативная потребность). Общение может быть не только средством, но и целью. Этой точки зрения придерживается и А. А. Реан, который отмечает: «Общение может выступать и в качестве самомотивированного процесса» (Реан А. А., 2004. С. 254).

        Представлениям о самомотивированности процесса общения адекватно понятие фатического общения, под которым понимается бессодержательное в деятельностном плане общение, исключительная цель которого — поддержание самого процесса общения. Такое общение инициировано не совместной деятельностью, оно осуществляется «ради себя самого».

        Кроме того, важным теоретическим основанием к различению категорий «общение» и «деятельность» является их отнесенность к различным методологическим парадигмам. Деятельность традиционно связана с формулой «субъект—объект», в то время как общение есть взаимодействие, осуществляемое по формуле «субъект—субъект». Дело в том, что в общении никто из партнеров не может рассматриваться как объект, каждый из них — активный субъект этого процесса (Реан А. А., 2004).

        Таким образом, общение является самостоятельной категорией психологического исследования. Однако есть области, где общение и деятельность пересекаются, и области, где они далеки друг от друга.

        Принцип единства общения и деятельности связан с третьим проблематичным аспектом психологии общения — разноплановостью и многозначностью определений общения.

        С точки зрения деятельностного подхода верно следующее определение. Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

        Большой психологический словарь (составители — Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко) дает определение, из которого следует, что общение нельзя сводить к деятельности. Общение — это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера.

        Идея о самостоятельности категории «общение» ярко представлена в концепции В. В. Знакова. Под общением понимается «такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или, наоборот, неприязни)».

        Представляется, что в русле концепции отношений объективным будет следующее определение: общение — это процесс взаимодействия партнеров, в ходе которого развиваются, проявляются и формируются определенные отношения между ними, каждого партнера к самому себе и к совместной деятельности.

        С точки зрения личностного подхода убедительным выглядит следующая дефиниция: общение — это процесс межличностного, межсубъектного взаимодействия, порождаемый потребностями личности (субъектами общения), в том числе и потребностями в совместной деятельности.

        Чаще всего в психологической литературе встречается следующее определение: общение — это процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В Психологическом словаре под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского общение рассматривается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

        В результате можно констатировать, что адекватное определение общения — проблемная область в психологии общения. Более того, именно в дефиниции отражается понимание сущности сложного, многогранного процесса общения.

        psyera.ru

        Основные характеристики общения

        1. Определение и функции общения.

        2. Социальные функции общения.

        3. Виды общения.

        4. Стили, уровни, стратегии и средства общения.

        Модуль 2.

        Анализ структуры делового общения.

        1. Общение как коммуникация.

        2. Общение как восприятие: идентификация, эмпатия, рефлексия.

        3. Факторы, затрудняющие адекватное восприятие в общении.

        4. Стереотипы и установки при восприятии партнера по общению.

        5. Формы межличностного взаимодействия в общении.

        Модуль 3.

        Личность в общении

        1. Основные концепции личности.

        2. Защитные механизмы личности.

        3. Барьеры общения.

        4. Учет гендерных и национальных особенностей личности.

        Модуль 4.

        Типологические характеристики личности

        в деловом общении.

        1. Психологические типы акцентуации личности.

        2. Учет типа темперамента в деловом общении.

        3. Психогеометрическая типология личности.

        4. Типы сотрудников в служебном общении.

        Модуль 5.

        Изучение личности по невербальным признакам

        1. Имя человека и его характер.

        2. Основы графологии.

        3. Основы физиогномики

        4. Основы кинесики в деловом общении.

        5. Основные закономерности проксемики и такесики.

        Модуль 6.

        Основные формы делового общения.

        1. Деловая беседа.

        2. Деловые переговоры.

        3. Деловая дискуссия.

        4. Деловые совещания и собрания.

        Модуль 6.

        Психологические принципы делового общения.

        1. Принципы делового общения.

        2. Психологические приемы влияния на партнера.

        3. Психологическое воздействие: механизмы, средства и методы.

        4. Умение слушать.

        5. Восприятие и понимание в процессе общения.

        Модуль 7.

        Споры и конфликты в деловом общении.

        1. Техника убеждения партнера.

        2. Особенности критики в споре.

        3. Понятие конфликта, его структура и типология.

        4. Типы конфликтных личностей.

        5. Методы и стратегия управления конфликтной ситуацией.

        Модуль 8.

        Этикет в деловом общении.

        1. Основные понятия об этикете.

        2. Внешний вид и правила приветствия.

        3. Методы и навыки ведения телефонных переговоров.

        4. Организация делового завтрака, обеда и ужина.

        5. Психологические детерминанты имиджа делового человека.

        Модуль 9.

        Документационное обеспечение делового общения.

        1. Особенности деловой переписки.

        2. Документирование управленческой деятельности.

        3. Характеристика современного делового письма.

        4. Общие правила оформления документов.

        Модуль 10.

        Деловое общение и карьерный успех

        1. Типология «карьеристов» и « карьеристок».

        2. Виды карьерных стратегий.

        3. Выбор карьеры и устройство на работу.

        4. Три правила карьерного успеха.

        5. Рекомендации по оптимизации общения в коллективе.

        6. Деловое общение с начальником.

        Темы рефератов

        по дисциплине «Основы социально-психологического общения»

        1. Деловое общение и управление им.

        2. Общение как социально-психологическая категория.

        3. Коммуникативная культура в деловом общении.

        4. Духовное отчуждение и обеспечение безопасности духовной сферы современного российского общества.

        5. Жизненные ориентиры современной молодежи в сфере общения.

        6. Новый тип личности посткризисного периода и проблемы общения.

        7. Виды делового общения.

        8. Управление деловым общением.

        9. Отношения сотрудничества и конфликта в представлениях российских работников.

        10. Как наладить общение с людьми, которые умнее тебя.

        11. Имя человека и его характер.

        12. Особенности русского национального характера.

        13. Реформы в России и проблемы общения молодого поколения и работодателей.

        14. Культура речи в деловом общении.

        15. Содержание закона конгруэнтности и его роль в деловом общении.

        16. Этика использования средств выразительности деловой речи.

        17. Культура дискуссии.

        18. Особенности речевого поведения.

        19. Культура устной и письменной речи делового человека в современной России.

        20. О культуре нашей речи.

        21. Вербальные конфликтогены в практике современного российского общества.

        22. Основы невербального общения.

        23. Кинесические особенности невербального общения.

        24. Проксемические особенности невербального общения.

        25. Интерпретация невербальной информации в деловом общении.

        26. Этические нормы телефонного разговора.

        27. Культура делового письма.

        28. Основные тенденции развития Российской деловой культуры.

        29. Манипуляции в общении.

        30. Характеристика манипуляций в общении.

        31. Молодежь как объект манипуляций. Возможности самоорганизации молодежи.

        32. Правила нейтрализации манипуляций.

        33. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.

        34. Правила подготовки публичного выступления.

        35. Правила подготовки и проведения деловой беседы.

        36. Правила проведения собеседования.

        37. Правила подготовки и проведения служебных совещаний.

        38. Правила проведения переговоров с деловыми партнерами.

        39. Правила конструктивной критики.

        40. Типология конфликтных личностей и способы общения с ними.

        41. Этикет и имидж делового человека.

        42. Психологические аспекты формирования имиджа в современной России.

        43. Деловая репутация работника и её формирование в условиях современного российского общества.

        44. Этикет приветствий и представлений.

        45. Внешний облик делового человека.

        46. Особенности внешнего облика деловой женщины.

        47. Женщина и карьера. Цена успеха.

        48. Бизнес-леди России или как преуспеть среди мужчин.

        49. Поведение в общественных местах.

        50. Современные взгляды на место этикета в деловом общении.

        51. Этикет деловых приемов.

        52. Особенности делового общения с иностранными партнерами.

        53. Технология и этика ведения переговоров.

        54. Характерные ошибки российских предпринимателей во взаимоотношениях с зарубежными партнерами.

        55. Искусство комплимента.

        56. Правила вручения подарков.

        studfiles.net