Основные виды налогов – Виды налогов, налоги предпринимательской деятельности и физических лиц, отдельные налоговые классификации

Налоги, их виды и функции

Налоги,
их виды и функции

Налоги
играют решающую роль в доходах
государственного бюджета. Налоги
представляют собой инструмент
перераспределения национального дохода.

Налог
(сбор, пошлина)

– обязательный денежный взнос, взимаемый
государством с физических и юридических
лиц, и перечисляемый в государственный
бюджет или во внебюджетные фонды.

Объект
налога

– то, с чего взимается налог (прибыль,
доход, транспортное средство, фонд
оплаты труда и т.д.).

Субъект
налога (налогоплательщик)

– физическое или юридическое лицо,
которое уплачивает налог.

Налоговая
база

– объект налога, измеренный в денежных,
либо в физических единицах.

Налоговая
ставка

величина налога, которая устанавливается
в процентах от налоговой базы либо в
абсолютной денежной форме с единицы
налоговой базы.

Предельная
ставка

– ставка налога, взимаемая в определенном
диапазоне налоговой шкалы.

Средняя
(эффективная) ставка

ставка налога, представляющая собой
отношение суммы налога к размеру
налоговой базы (долю налоговых отчислений
в налоговой базе).

Сумма
налога –
сумма
денежных средств, уплачиваемая по
данному налогу с определенной налоговой
базы.

Существуют
три основных формы налогообложения:

Прогрессивный
налог

– налог, средняя ставка которого
увеличивается при увеличении налоговой
базы.

Налогоплательщики
с более высокими доходами платят не
только большую абсолютную сумму, но и
большую долю дохода.

В
подавляющем большинстве стран подоходный
налог, взимаемый с доходов граждан
страны, является прогрессивным. Только
РФ, Казахстане, Беларуси (с 2009 г.), Словакии
и может быть некоторых других странах
подоходный налог является пропорциональным.

Регрессивный
налог

– налог, средняя ставка которого
уменьшается при увеличении налоговой
базы (например, ЕСН в РФ с 2001 по 2009).

Пропорциональный
налог

– налог, средняя ставка которого не
изменяется при изменении налоговой
базы.

Твердый
(аккордный) налог фиксируется в абсолютной
сумме или в сумме, кратной, например,
размеру минимальной оплаты труда.

Некоторые
виды налогов с установленной единой
ставкой, например, 5-процеитный налог с
продаж, являются фактически регрессивными,
посколь­ку затрагивают значительно
большую часть доходов бедняков, чем
богачей.

В
со­временных условиях налоги выполняют
три важнейшие функции:

  1. Фискальная
    функция налогообложения.

Сбор
денежных средств в казну государства
или во внебюджетные фонды. С
помощью фискальной функции формируются
финансовые ресурсы и создаются
материальные условия для функционирования
государства, ее задача – обеспечение
устойчивой доходной базы для бюджетов
всех уровней.

  1. Стимулирующая
    функция налогообложения.

С
помощью налогов, льгот и санкций
государство стимулирует технический
прогресс, увеличение числа рабочих
мест, инвестиции в расширение производства.
Стимулирование технического прогресса
с помощью налогов проявляется, прежде
всего, в том, что прибыль, направленная
на техническое перевооружение,
реконструкцию, расширение производства
товаров народного потребления,
оборудование для производства продуктов
питания и ряда других товаров, освобождается
от налогообложения.

  1. Перераспределительная
    функция налогообложения.

Смысл
данной функции в том, что государство
использует систему прогрессивного
подоходного налогообложения в качестве
одного
из инструментов перераспределения
доходов граждан. Как известно, целью
перераспределения является уменьшение
дифференциации уровней благосостояния
индивидуумов для достижения большей
социальной справедливости.

Существуют
различные классификации налогов.
Основными кри­териями таких классификаций
являются объект обложения налогом,
динамика налоговой ставки, органы,
взимающие налог и распоряжа­ющиеся
им, методы взимания налога. Так, по
объекту обложения выделяют подоходные,
поимуществен­ные и потоварные налоги.
При этом нужно особо подчерк­нуть
различие между прямыми и косвенными
налогами. Критерием такого деления
служит возможность переложить фактическую
уплату налога на потребителя.

Прямые
налоги

являются прямыми вычетами из доходов
домашних хозяйств и фирм.

Прямые
налоги взимаются непосредственно с
платель­щика налога; объектом обложения
являются доходы или имущество
налого­плательщика — дома, земли,
транспортные средства и т. п.

Косвенные
налоги

включаются в цену товаров и услуг;
объектом налогообложе­ния признаются
операции по реализации (продаже) товаров
и услуг. Налогоплательщиками выступают
продавцы, при этом бремя налогов несут,
как правило, покупатели продукции. К
косвенным налогам относятся налог на
добавленную стоимость, акцизы, налог с
продаж, таможенные пошлины.

В
зависимости от органа, который взимает
и распоряжается налогом, вы­деляют
федеральные, региональные (республиканские),
местные и межгосу­дарственные налоги.

Налоги
различаются также по методам исчисления
и взимания. Выделя­ют три
основных метода исчисления налогов:

  • исчисление
    налога как разницы в оптовой и розничной
    ценах на товары. Классическим примером
    является налог с оборота;

  • исчисление
    налога в твердых абсолютных суммах с
    единицы объекта — 1 га земли, 1 т нефти
    и т. п.;

  • исчисление
    налога путем умножения ставки на
    стоимость объекта.
    Выделяют
    шесть основных методов взимания налогов:

  • у
    источника — при получении дохода,
    например при выплате заработ­ной
    платы, при получении процентов по
    вкладам;

  • в
    момент расходования дохода — при
    покупке товаров и услуг;

  • в
    процессе потребления — налогоплательщик
    самостоятельно определя­ет время
    уплаты налога в течение налогового
    периода, например транспорт­ного
    налога;

— кадастровый
— при начислении налога используется
кадастр, т. е. ре­естр, который содержит
классификацию объектов налогообложения,
напри­мер земельный кадастр;

  • административный
    — налоговые власти определяют примерный
    размер ожидаемого дохода и начисляют
    на него налог, например налог на вмененный
    доход;

  • декларационный
    — предусматривает уплату налога при
    налоговой де­кларации дохода
    налогоплательщика.

Появление
налогов связано с возникновением
государства и необходимо­стью
финансировать его расходы. С помощью
налогов пополнялась государ­ственная
казна. Назначение налогов как важнейшего
источника финансиро­вания государства
принято называть фискальной
функцией
налогов.
Фис­кальная функция объясняет, почему
налогами можно обложить все, что име­ет
стоимостную, количественную или
физическую характеристики — сделку,
прибыль, доход, имущество, любой объект,
входящий в состав имущества. Выражение
«деньги не пахнут» возникло из слов
римского императора Веспасиана (69-79 гг.
н.э.), когда сын упрекнул его в том, что
он ввел налог на общественные уборные.

Рассмотрим,
как налоги воздействуют на экономику
в целом. Предполо­жим, что правительство
вводит единовременно выплачиваемый
аккордный, паушальный (взятый в целом,
без дифференцирования общей суммы на
со­ставляющие ее части) налог. Введение
налога сократит располагаемый доход
домашних хозяйств, что в свою очередь
вызовет снижение объемов потребле­ния
и сбережений. Насколько уменьшится
потребление и сбережение, будет зависеть
от того, в какой пропорции каждый
дополнительный рубль дохода распадается
на потребление и сбережения. Потребление
домашних хозяйств является составной
частью совокупных расходов в экономике.
Изменение ис­ходной величины совокупных
расходов порождает цепную реакцию,
которая приводит к многократному
изменению национального дохода в том
же на­правлении. Таким образом, рост
налогов приведет к сокращению совокуп­ного
спроса и национального дохода, причем
на величину, превышающую сокращение
потребления. И наоборот, результатом
снижения налогов будет расширение
совокупного спроса и кратное увеличение
национального дохо­да. Однако
последствия снижения налогов не столь
очевидны, как может показаться на первый
взгляд. Если налоги оказывают гораздо
большее воз­действие на спрос, чем на
предложение, то расширение совокупного
спроса превзойдет прирост совокупного
предложения, что вызовет бюджетный
де­фицит и ускорение инфляции. Если
же налоги создают стимулы к труду,
сти­мулируют сбережения и инвестиции,
то снижение налогов приведет к росту
производства, расширению предложения,
сокращению дефицита бюджета и замедлению
инфляции.

Стимулирующая
и антиинфляционная функция
налогов
рассматривает­ся в рамках так называемой
«теории экономики предложения». С точки
зре­ния кейнсианский теории, налоги
наряду со сбережениями и импортом
пред­ставляют собой утечку покупательной
способности из экономики и, следова­тельно,
оказывают сдерживающий или антиинфляционный
эффект. Теория экономики предложения
доказывает прямо противоположное:
налоги увеличивают издержки предпринимателей
и перекладываются на потребителей в
виде более высоких цен. Налоги вызывают
ускорение инфляции издержек, сдвигая
влево/вверх кривую совокупного
предложения. Доказательство стро­ится
на основе предельных ставок налога.
Предельная ставка налога — это на­лог
с каждой дополнительной единицы дохода.
Предельные ставки налогов имеют значение
для принятия решений о дополнительных
затратах труда, дополнительном сбережении
и дополнительном инвестировании. Чтобы
сти­мулировать труд, необходимо
снизить предельные ставки налогов на
заработ­ную плату. Иначе говоря, более
низкие предельные ставки увеличивают
при­влекательность труда и одновременно
повышают альтернативную стоимость
свободного времени. Следовательно,
работники будут предпочитать труд
от­дыху и развлечениям. Более низкие
предельные ставки налогов на доходы от
сбережений и инвестиций стимулируют
вложение капитала, увеличение выпуска
продукции. Рост производительности
труда в результате оснащения работников
большим количеством техники и оборудования
будет сдерживать повышение цен.

Американский
экономист Артур Лаффер — сторонник
теории предложе­ния, обратил внимание
политиков на то, что снижение налогов
не долж­но вызывать дефицит
государственного бюджета и оказывать
инфляцион­ное давление. Он заявил,
что более низкие ставки налогов вполне
совме­стимы с прежними и даже возросшими
налоговыми поступлениями. Зави­симость
между налоговыми ставками и налоговыми
поступлениями в бюд­жет известна
теперь как «кривая Лаффера». По мере
роста став­ки налога от 0 до 100% налоговые
поступления будут расти до некото­рого
уровня (М), а затем снижаться до 0 в
результате спада экономи­ческой
активности и сокращения налоговой базы.
Если экономика нахо­дится на направленном
вниз отрезке, кривой, то снижение ставок
может привести к увеличению доходов
бюджета. Сокращение бюджетного дефи­цита
будет обеспечиваться еще двумя
обстоятельствами. Во-первых, со­кратятся
масштабы уклонения от налогов. Во-вторых,
рост производства и сокращение безработицы
обеспечат сокращение социальных
трансфертов. Предположение Лаффера
было критически встречено экономистами.
То, что уменьшение ставок налогов может
увеличить налоговые поступления, не
вызывает сомнений с точки зрения логики
и экономической теории, но его фактический
эффект труднопредсказуем. Прежде всего,
потому, что неизвестно, в каком диапазоне
налоговых ставок кривая изменяет наклон.
Но самое главное — влияние снижения
налогов на стимулы оказывается
незна­чительным, неясным по своей
направленности или очень замедленным.
Одни работают больше, если давление
налогов ослабляется, другие — меньше,
так как располагаемый доход увеличивается.
Поэтому во взглядах экономистов
преобладает кейнсианский подход —
налоги оказывают большее воздействие
на совокупный спрос, чем на совокупное
предложение.

Теперь
посмотрим, как налоги влияют на
экономическое благополучие участников
рынка. На первый взгляд, негативное
влияние налогов на бла­госостояние
очевидно. Все налоги, независимо от
того, взимаются ли они с дохода, с
продукции или с участка земли, в конечном
счете выплачивают­ся из чьего-либо
дохода. Бремя налогов измеряется
процентным отношением общей суммы
налогов к ВВП. Налоговая нагрузка
значительно варьируется по странам.
Для слаборазвитых стран, в которых нет
мощной системы социального обеспечения,
характерна низкая налоговая нагрузка,
для развитых — относительно высокая.
В РФ налоговая нагрузка составляет
около 42%, что немного ниже среднего
уровня развитых стран (выше, чем в США,
но ниже, чем в Германии).

Однако
не менее важен вопрос о распределении
налогового бремени — как распределяется
налоговая нагрузка на различные группы
населения. Нало­ги не всегда исходят
из тех источников, которые подлежат
налогообложе­нию согласно государственному
законодательству. Например, врачи,
юристы, консультанты могут поднять цены
на свои услуги, чтобы переложить часть
своих подоходных налогов на клиентов.
Профсоюзы могут рассматривать по­доходный
налог как составную часть стоимости
жизни и вести переговоры о повышении
заработной платы. В случае успеха
появляется возможность переложить
часть налога на работодателей, которые
путем последующего повышения цен
перекладывают повышение заработной
платы на покупате­лей. Налоги на
имущество могут быть переложены частично
или полностью с собственника на арендатора
путем повышения арендной платы.
Законода­тели могут предписать, кому,
продавцу или покупателю, следует
уплачивать налог, однако они ограничены
в своих возможностях распределять
налоговое бремя фундаментальными,
экономическими силами — силами спроса
и пред­ложения.

Примером
товаров, спрос, на которые неэластичен,
являются алкогольные напитки и сигареты,
поэтому бремя акцизного налога несут
главным образом потребители. Примером
товара, предложение которого неэластично,
служит золото и другие предметы роскоши,
поэтому бремя акцизного налога скорее
всего ляжет на производителей, а не на
потребителей.

Введение
налогов негативно сказывается на уровне
жизни покупателей и продавцов, при этом
доходы правительства повышаются.
Разумеется, прави­тельство использует
эти налоговые поступления на производство
обществен­ных благ, социальную
поддержку той части населения, которая
не обладает платежеспособностью и не
участвует в рынке. Однако все налоговое
бремя, которое несет общество, превышает
полученные государством доходы в виде
налогов. Величина этого превышения
(площадь треугольника abe
на рис.) составляет избыточное
налоговое бремя,
или
безвозвратную
потерю эффек­тивности
для
общества, которая является результатом
введения налога. Эта потеря возникает
вследствие сужения рынка, падения
производства и по­требления облагаемого
налогом товара ниже их оптимальных
уровней. При повышении налога величина
избыточного налогового бремени увеличится
в большей степени. Если налог повысить
в два раза, то безвозвратная потеря
вырастет в четыре, если налог увеличить
в три раза, то безвозвратная поте­ря
возрастет в девять раз и т. д. При очень
большом налоге рынок покидают последние
задержавшиеся на нем участники.

Большинство
налогов создает избыточное налоговое
бремя. Его размер определяется
эластичностью спроса и предложения.
Чем выше эластичность спроса и предложения,
тем больше безвозвратная потеря,
связанная с нало­гообложением.

Таким
образом, «налоги — это цена, которую мы
платим за возможность жить в цивилизованном
обществе». Налоги дорого обходятся
участникам рыночной экономики не только
потому, что перемещают ресурсы, доходы
к правительству, но и потому, что изменяют
мотивы людей и искажают резуль­таты
функционирования рынка.

Налоговая
система РФ

Налоговая
система —

это
совокупность действующих на территории
страны налогов и принципов их взимания.

Правовую
базу налоговой системы РФ составляет
Налоговый кодекс РФ.

Фундаментальные
принципы налогообложения, действующие
до сих пор, сформулировал Адам Смит в
1776 году в работе «Исследование о приро­де
и причинах богатства народов». Основным
положением налоговой теории А. Смита
было рассмотрение налогов как признака
свободы, а не рабства. Ис­ходя из этого
положения, он сформулировал четыре
принципа, известные как «максимы
А.Смита»: равенство, определенность,
удобство и экономичность.

Современная
теория налогов построена на развитии
принципов А. Смита, их адаптации к
изменившимся экономическим реалиям. К
принципам постро­ения налоговой
системы относятся:

— принцип
способности заплатить налог — налоги
должны взиматься в со­ответствии со
способностью индивида нести налоговое
бремя. Этот принцип предполагает
горизонтальную и вертикальную
справедливость. Горизонталь­ная
справедливость означает, что
налогоплательщики с равной способностью
платить налоги должны вносить одинаковые
суммы. Вертикальная справедливость
означает, что богатые должны платить
пропорционально больше на­логов, чем
бедные;

  • определенность
    — плательщикам необходимо четко знать,
    когда, сколь­ко и как они должны
    платить. При установлении налогов
    должны быть опре­делены все элементы
    налогообложения: объект налога, налоговая
    база, нало­говый период, налоговая
    ставка, порядок исчисления налога,
    порядок и сроки уплаты налога. Все
    неустранимые сомнения, противоречия
    и неясности зако­нов о налогах
    толкуются в пользу налогоплательщика;

  • правовой
    характер налогообложения, стабильность
    действующей нало­говой системы —
    налоги устанавливаются, изменяются
    или отменяются зако­нами. Недопустимы
    налоги и сборы, препятствующие реализации
    граждана­ми своих конституционных
    прав;

  • пропорциональность
    — установление лимита налогов по
    отношению к ВВП. Налоги и сборы должны
    иметь экономическое основание и не
    могут быть произвольными;

  • экономичность
    и эффективность системы налогообложения
    — издерж­ки, связанные с взиманием
    и уплатой налогов, должны быть
    минимальными. Эффективная налоговая
    система обеспечивает небольшие
    безвозвратные по­тери и незначительное
    административное бремя налогов.
    Административное бремя налоговой
    системы можно облегчить, упростив
    налоговое законода­тельство. Однако
    сложность налогового законодательства
    есть результат по­литического
    процесса, согласования интересов
    различных групп налогопла­тельщиков;

  • неотвратимость
    — трудности уклонения от уплаты налога;

  • удобство
    — налогоплательщикам должно быть
    максимально удобно платить налоги;

  • единство
    — действие налоговой системы на всей
    территории страны и для всех лиц. Налоги
    не могут иметь дискриминационный
    характер и различ­но применяться
    исходя из социальных, расовых,
    национальных, религиозных и иных
    подобных критериев.

Сформулированные
выше принципы характеризуют «идеальную»
нало­говую систему, некий эталон, к
которому необходимо стремиться. Принципов
недостаточно, чтобы определить лучший
способ уравновешивания эффектив­ности
и справедливости налоговой системы.
Реальная действительность вно­сит
определенные коррективы в эту модель
и представляет собой компромисс принципов
и интересов конкретных политических
сил, находящихся у власти.

Действующая
в РФ налоговая система является
трехуровневой. Пер­вый уровень —
федеральные налоги, второй — налоги
субъектов РФ, третий — местные налоги.
Трехуровневая система налогообложения
дает возможность формирования доходной
части бюджета органов управления в
центре, в ре­гионах, на местах.

К
федеральным налогам относятся: налог
на добавленную стоимость (НДС), акцизы,
налог на прибыль организаций, подоходный
налог с физических лиц, единый социальный
налог, налог па добычу полезных ископаемых,
водный налог, сборы за пользование
объектами животного мира и объектами
водных биологических ресурсов,
государственная пошлина. К региональным
налогам относятся налог на имущество
организаций, транспортный налог, на­лог
на игорный бизнес. Местные налоги
включают земельный налог и налог на
имущество физических лиц.

Действующая
в РФ налоговая система обладает рядом
особенностей. Наи­более существенное
отличие отечественной системы от
зарубежных состо­ит в преобладании
косвенных налогов над прямыми. Вторая
особенность — ориентация в налоговых
изъятиях на обложение хозяйствующих
субъектов, организаций, а не физических
лиц. Основные виды налогов, уплачиваемых
гражданами РФ, представлены подоходным
налогом, налогом на имущество, транспортным
налогом. Доля личного подоходного налога
составляет при­мерно десятую часть
налоговых поступлений. Для сравнения,
в США на до­лю личного подоходного
налога приходится более 40% доходов
федерального бюджета.

Третьей
особенностью налоговой системы РФ
является слабое развитие имущественного
обложения. Доля поимущественных налогов
в общих нало­говых поступлениях в
местные бюджеты невелика, тогда как в
США она со­ставляет почти три четверти
налоговых поступлений в местные бюджеты.
В отличие от других видов налогов,
имущественный налог менее всего
воздей­ствует на стимулы, не несет
безвозвратных потерь и может быть
использован как относительно стабильный
источник бюджетных доходов.

7

studfiles.net

Виды налогов

Налоги бывают прямыми и косвенными.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т. п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины). Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги.

Византийская империя была весьма изобретательной по части прямых налогов. Их было около двадцати: поземельный налог, совмещенный с подушной податью, налог на рекрутов, на оружие для солдат и даже на взвешивание продуктов и контрольное измерение тканей. Во Флоренции XIV столетия, помимо таких прямых налогов, как дорожные, береговые сборы, складские и рыночные пошлины, существовал, например, такой экзотический налог, как «витринный», который уплачивали владельцы магазинов, мастерских. Поскольку летом было очень жарко, витрину затеняли занавеской. За это тоже надо было платить налог. Стремление уклониться от уплаты «витринного» налога привело к поискам выразительных архитектурных деталей, способных сообщить, какие товары и услуги можно получить в этом доме (ножницы и игла показывали, что здесь можно купить или заказать одежду, чаша со змеей — лекарства, башмак — обувь и т. п.). Россия была не менее изобретательной по части налогов. Введение налога на дым из трубы заставило топить избы «по-черному». Налог на бороду — тем больший, чем она длиннее, — введенный Петром I, призван был заставить бояр выглядеть по-европейски.

Способ взимания налога, срок и сумма платежа должны определяться государством таким образом, чтобы его удобно было платить, чтобы он был легок, а способ его начисления позволял каждому произвести расчеты самостоятельно, не прибегая к помощи тех, кто имеет специальное образование. Во всяком случае эти требования относятся к прямым налогам, связанным с размерами доходов плательщика.

В отличие от прямых , косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги выступают в трех видах: «акцизы», «фискальные (монопольные) налоги», «таможенные пошлины».

Акцизами облагаются, как правило, товары массового производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар, спички и др.), а также различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение (телефон, транспортные перевозки, авиа- и железнодорожные билеты, демонстрация кинофильмов). В большинстве развитых стран косвенные налоги на товары и услуги внутреннего рынка обеспечивают около четверти всех налоговых поступлений в бюджет. Индивидуальные или выборочные акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Их плательщиками являются потребители данных подакцизных товаров и услуг.

В большинстве стран после второй мировой войны в дополнение к индивидуальным были введены «универсальные акцизы». Такие акцизные налоги взимаются в процентах от валовой выручки предприятий. В нашей стране долгое время был распространен такой универсальный налог, как «налог с оборота». Он взимался со стоимости товаров отечественного производства и денежного оборота за оказываемые услуги. Реже им облагались импортные товары потребительского назначения. Главный недостаток, который был присущ этому налогу, — повторный счет. Например, налог с оборота взимался со стоимости железной руды многократно: когда ее добыли и продали металлургическому комбинату, когда из металла изготовили прокат, а из проката на машиностроительном заводе сделали трактор для крестьянского хозяйства. Другой пример: стоимость хлопка войдет в стоимость изготовленного из него ситца и в стоимость сшитого из ситца платья. Всякий раз при переходе из рук одного производителя в руки другого стоимость хлопка будет облагаться налогом с оборота. Чем глубже общественное разделение труда, т. е. чем чаще переходит сырье или полуфабрикат по технологической цепочке из рук в руки, тем больше растет цена на него не только за счет дополнительно добавленной стоимости, но и за счет повторного взимания налога с оборота, что вздувает цену на готовый продукт, увеличивает в ней долю налога с оборота. Вот почему налог с оборота в большинстве стран был заменен налогом с продаж, а позже — налогом на добавленную стоимость. Последний взимается с части стоимости, добавленной на каждой стадии производства или обращения, т. е. налог на приобретенные полуфабрикаты вычитается из налога на изготовленную продукцию, разница уплачивается в бюджет. И все же налог на добавленную стоимость с его высокими, особенно в нашей стране, ставками ведет ко всеобщему росту цен и усиливает тяжесть косвенного налогообложения, особенно для малообеспеченных групп населения. Ведь в структуре их потребления доля товаров широкого повседневного спроса выше, чем в бюджете людей с высокими доходами, а акцизными налогами облагаются, как правило, именно товары массового спроса. Ставка налога па добавленную стоимость может быть единой для всех видов товаров и услуг или дифференцированной по социальным или иным признакам (например, более низкой на товары детского ассортимента и более высокой на остромодные молодежные товары).

Фискальные (монопольные) налоги пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством. Возник этот налог из «регалии», т. е. присвоения государством исключительного права на какой-либо вид деятельности. Например, еще с петровских времен существует в России монополия государства на производство спиртных напитков. Накануне антиалкогольной кампании этот вид монопольной государственной деятельности обеспечивал поступление в бюджет более трети его суммы. Практически всегда объектом государственной монополии в России было также производство и продажа изделий из меха и золота, пользовавшихся спросом и на внешнем, и на внутреннем рынке.

Таможенные пошлины — это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, т.е. пересекающие границы страны. Они уплачиваются всеми, кто осуществляет внешнеторговые операции. В зависимости от тех целей, которые преследует государство, таможенные пошлины подразделяются на «фискальные», «протекционистские», «антидемпинговые» и «преференциальные».

Фискальные таможенные пошлины преследуют очевидную цель — рост бюджетных доходов, о чем говорит само их название.

Политика государства в тех случаях, когда оно хочет защитить своих предпринимателей от иностранной конкуренции, поддержать высокий уровень цен на их продукцию в своей стране, называется протекционизмом. Осуществляется она с помощью протекционных, таможенных пошлин, защищающих внутренний рынок от проникновения импортных товаров. Правда, такая политика может оказать «медвежью услугу» оберегаемой от конкуренции экономике. Так, ограничение ввоза японских автомобилей на американский рынок в ходе так называемой «автомобильной войны» привело к тому, что автомобильная промышленность США оказалась отброшенной примерно на десятилетие от уровня современных технологий, что привело к утрате прежних позиций в конкуренции не только на мировом, но и на внутреннем рынке.

Демпинг — это «бросовый» экспорт, т. е. продажа товаров на иностранном рынке по искусственно пониженным, бросовым ценам. Такие действия преследуют цель вытеснить конкурентов из других стран или разорить национальную экономику той страны, в которую товары по этим ценам вывозятся. Чтобы защитить национальную экономику, государство вводит антидемпинговые пошлины, с одной стороны, с другой — старается создать условия для развития собственной экономики.

Преференциальные (льготные) пошлины устанавливаются на какой-то определенный вид товара, во ввозе которого страна заинтересована (например, новые технологии), или на весь импорт из той или иной страны по договору (в этом случае, как правило, преследуются какие-то политические цели).

Мировая практика налогообложения выработала и использует множество форм прямых и косвенных налогов. Они различаются по объектам, источникам, формам взимания. Это позволяет учесть все многообразие возможных доходов — платежеспособность, т. е. материальное положение разных групп населения, смягчить психологически общее бремя налогов, более гибко воздействовать на общественное производство, его структуру, темпы роста.

Какой с точки зрения общества и отдельного индивида должна быть структура налогов, их шкала, кто должен их платить? На первый взгляд, кажется, что платить в бюджет (а именно туда идут налоги) должны те, кто имеет выгоды от правительственных программ и их осуществления. Этот принцип получил название «принципа полученных благ». Действительно, некоторые налоги так и построены. Например, налоги на благоустройство территорий, содержание автодорог: те, кто их уплачивает, получают от этих программ разную отдачу. Хорошие дороги, полагают некоторые, выгодны прежде всего владельцам автомобилей. В действительности же они выгодны всем хотя бы потому, что позволяют доставлять в регион много хороших и разных, а главное, нужных товаров. Но если применять принцип полученных благ как основополагающий в налогообложении, то получается, что бедные семьи должны выплачивать налоги, чтобы обеспечить благотворительные программы для малоимущих, а безработные — для выплаты им пособий. А как оценить размер выгоды, получаемой каждым гражданином от существования армии, службы национальной безопасности, развития фундаментальной науки, культуры, образования? А ведь они существуют в основном за счет средств из бюджета, т. е. за счет налогов. Каким же должен быть принцип их взимания на эти нужды? Может быть, «принцип платежеспособности», согласно которому больше должны платить те, чьи доходы выше, причем как в абсолютном, так и в относительном выражении? Но и здесь не все так просто. Согласно закону Энгеля, с ростом доходов возрастает их доля, направляемая на приобретение предметов роскоши, в то время как доля расходов на приобретение предметов первой необходимости падает. Преимущественное налогообложение той части населения, которая имеет высокие доходы, сократит их возможности в приобретении предметов роскоши, а налоги на беднейшую часть населения (особенно косвенные) лишат ее возможности купить самые необходимые продукты и вещи. Это значит, что средства, изъятые в виде налогов у бедных, у которых доходы и так невелики, будут большей жертвой, чем те, что изъяты у богатых. Но это вовсе не означает, что богатые с удовольствием, без ропота будут платить в бюджет больше. Вот почему правительствам приходится применять различные по воздействию налоги. Их можно разделить натри группы: «прогрессивные», «пропорциональные» и «регрессивные».

Прогрессивный — это такой налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Такая ситуация складывается, как правило, в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для разных по величине доходов. Тогда речь идет о «предельной» налоговой ставке. Она равна приросту выплачиваемых налогов, поделенному на прирост дохода (выражается в процентах). Предельная налоговая ставка увеличивает размер подоходного налога только в пределах каждой последующей налоговой шкалы. Рассмотрим это на условном примере. Пусть с дохода до 1000 денежных единиц (д. ед.) взимается налог 10 %, с дохода от 1000 до 1500 д. ед. — 15 %, свыше 1500 д. ед. — 20 %. Тогда прирост выплачиваемых налогов до суммы в 1000 д. ед. составит 100 д. ед. (10 % от 1000 д. ед.). Если доход возрастет на 500 д. ед. (с 1000 до 1500), то к нему будет применена более высокая предельная налоговая ставка (15 %), т. е. дополнительный налог составит 75 д. ед. (15 % от 500 д. ед.). Дальнейший прирост налогооблагаемого дохода, предположим, еще на 700 д. ед. увеличит сумму налога до 140 д. ед. (20 % от 700 д. ед.). Итак, предельная ставка налога в последней шкале равна 20 %. Однако это вовсе не означает, что лицо, получившее больший доход, действительно уплатит в бюджет его пятую часть. Посчитаем среднюю налоговую ставку. Опа определяется делением суммы уплаченного налога на величину налогооблагаемого дохода (в %). В нашем примере сумма уплаченного налога 315 д. ед. (100+75 + 140), сумма налогооблагаемого дохода 2200 д. ед., т. е. средняя налоговая ставка равна 14,32 % (315 д.ед.: : 2200 д.ед. X 100 %), что, естественно, ниже 20 %. Таким образом, реальное налоговое бремя для лиц, получающих высокие доходы, меньше величины предельной налоговой ставки в последней шкале. Это объясняется тем, что с сумм, находящихся в предшествующих шкалах, налог взимается по более низкой ставке. Следовательно, растущие предельные налоговые ставки сдерживают рост средних. Такова особенность прогрессивного налога.

Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Его действие можно проследить на том же условном примере, если изменить налоговые ставки для второй и третьей шкалы, сделав их соответственно 8 вместо 15 и 6 вместо 20%. Оплаченный налог составит 182 д. ед. (0,10 X 1000 + + 0,08 X 500 + 0,06 х 700), т. е. средняя налоговая ставка, равная 8,27 % (182 : 220 х 100), окажется ниже, чем в самой первой шкале.

Пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

Чтобы спрогнозировать воздействие налога на доходы людей, необходимо вычислить так называемый «дискреционный доход» — ту часть чистого дохода потребителей, которая предназначена для расходов по их усмотрению и которая остается после оплаты всех обязательных расходов на удовлетворение жизненных потребностей. Это значит, что для расчета из реально получаемых семьей доходов нужно вычесть обязательные затраты на питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание, транспорт и т. д. То, что останется после вычетов (если останется), и составит дискреционный доход. Он может вырасти или уменьшиться после введения новых (или изменения ставок уже имевшихся) налогов. Это и будет показателем реального воздействия новшеств в налогообложении на население. При таком анализе пропорциональный налог может оказаться регрессивным. Чаще всего регрессивное налогообложение связано с косвенными налогами.

Какой бы совершенной ни казалась введенная система налогообложения ее авторам, налогоплательщики всегда стремятся переложить их на плечи других сограждан, т. е. если удается, заставить платить налоги других. В тех случаях, когда удается переложить уплату налогов на потребителей, говорят о «сдвиге вперед», если на производителей — о «смещении назад». Куда именно произойдет сдвиг налогов — «вперед» или «назад», — зависит от эластичности спроса и предложения на товар или услугу. Продавцам легче переложить уплату налогов на покупателей, когда спрос относительно неэластичен. Если же относительно неэластично предложение, налоги легче переложить на продавцов. Однако когда размеры налогов разумны, известно их назначение, от их уплаты, как правило, не уклоняются. Но государство, к сожалению, далеко не всегда заботится о популярности своих действий, особенно, если экономика неэффективна или преобладает захватническая политика. Тогда налоги могут стать непомерными, даже разрушительными, привести к социальному взрыву. Так, тяжесть налогового пресса стала одной из причин Французской революции в XVIII в., попытка ввести подушный налог ускорила падение правительства Маргарет Тэтчер в XX столетии.

Известны три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:
а) расширение круга налогоплательщиков;
б) увеличение числа тех объектов, с которых взимаются косвенные налоги;
в) повышение налоговых ставок и при прямом, и при косвенном налогообложении.

Стремление государства увеличить поступления в бюджет понять можно, однако уровень налоговых ставок не должен превышать размера, при превышении которого их дальнейший рост не просто теряет смысл, но отрицательно сказывается на состоянии экономики.

В зарубежных странах используется такой показатель уровня налогообложения, как «эластичность налоговой системы». Согласно ему ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать развитие производства. Математически точно определить величину такой ставки сложно, но есть три признака, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:
а) если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или, хуже того, сокращаются;
б) если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения;
в) если растет «теневая» экономика — скрытое и явное уклонение от уплаты налогов.

Все это свидетельствует об отрицательном воздействии роста налогов на экономику: ослабляются финансовые и экономические стимулы производственной деятельности, тормозится и деформируется производство в целом. Если ставки налогов снижаются, действие экономических стимулов усиливается, растут подлежащие налогообложению доходы, поступающие в государственный бюджет.

Таким образом, существуют объективные границы отчислений налогов, которые позволяют, с одной стороны, увеличить доходы государства, с другой — заинтересовать предпринимателей в развитии производства, оживлении экономики.

Вопрос о размерах критического налогообложения давно волнует политиков, ученых, практиков. Как заметил французский философ Монтескье, «ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которая у них остается». Известный английский писатель-сатирик Дж. Свифт предупреждал политиков всех времен о том, что при повышении налогов «дважды два вовсе не означает, что окажется обязательно четыре, вполне возможно при этом получить единицу». Свифт предостерегал правительство от повышения таможенных тарифов на шелк и вино и оказался прав: рост налогов подорвал базу налогообложения, поступления в казну уменьшились. Адам Смит, анализируя принципы налогообложения, отмечал важность его равномерности, точности, удобства по форме, экономичности сбора, предостерегал от чрезмерной тяжести налогов.

Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках.

Дело в том, что более низкая налоговая ставка увеличивает число объектов налогообложения, привлекает к предпринимательской деятельности большее число людей, чем при высоких налоговых ставках. И наоборот, с ростом налогов доходы в казну, как это ни парадоксально, уменьшатся, так как часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.

Исследования А. Лаффера теоретически доказали: чем богаче граждане, тем богаче государство.

Следуя этому, многие государства стараются сделать предпринимательскую деятельность привлекательной, а налоги — унифицированными, стабильными, легкими и гибкими. Налоговая политика в современных условиях должна обеспечивать равновыгодность производства продуктов на предприятиях, независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности, стимулировать производство конкурентных видов товаров, ресурсосбережение, технический прогресс.

psyera.ru

Налоги и их виды: полная информация

Каждый человек, который хочет вести свой бизнес, должен знать, что такое налоги и их виды. О том, что такое налог в Российской Федерации, можно узнать из восьмой статьи первой части Налогового кодекса. Здесь это понятие раскрывается как безвозмездный платеж обязательного характера, который берут с организаций и физических лиц в денежной форме для того, чтобы обеспечить деятельность государственных и муниципальных образований. Он носит принудительный характер.

Знать, что такое налоги и их виды, не помешает и рядовому гражданину, т.к. большинство из нас платит подоходный налог, транспортный налог и другие. Классификация этого вида государственных поборов достаточно обширна. В частности, по способу налогового изъятия существуют прямые и косвенные налоги, по тому, кого облагают – налоги с физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Налоги и их виды также различны для разных объектов налогообложения. Здесь можно говорить об облагаемой прибыли, доходах, различных имущественных объектах и т.д. В связи с целевым же назначением выделяют специальные и общие сборы, а по уровням обложения – местные, муниципальные, региональные и федеральные налоги.

Основные виды налогов также разделяются по способу их использования. Например, общие налоги идут на пополнение бюджетов различных уровней, без конкретного указания того, как они будут расходоваться. А вот целевые (специальные) сборы могут быть потрачены только строго определенным образом. Так, в частности, используются уплаченные отчисления в дорожные фонды и на нужды социальной сферы.

Специалисты также определяют следующие налоги и их виды с последующей детализацией:

— Прямые и косвенные. Прямыми облагается доход или имущество, и их сложно перенести на потребителя (налог на имущество, подоходный налог и др.). А косвенные представляют собой добавку к цене (экологические платежи, таможенные пошлины, НДС и т.д.).

— Подоходные и аккордные налоги. Аккордные налоги платятся без привязки к уровню заработков того или иного лица, в отличие от подоходных, которые, как следует из названия, зависят от доходов.

В свою очередь, подоходные платежи делятся на прогрессивные, когда шкала зависит от величины дохода, и пропорциональные, когда такой зависимости нет. При простой прогрессивной ставке налог взимается в больших количествах при повышении уровня, например, зарплаты. При сложной – доходы делятся на части, каждая из которых облагается по своей ставке. Если же применяется регрессивная система, то чем больше лицо получает доходов, тем меньше платит налогов. И наоборот, если получаемый доход уменьшается, то ставка увеличивается. Это хороший повод много зарабатывать.

Для всех лиц, которые профессионально заняты такой тематикой как налогообложение, виды налогов должны быть известны досконально. Так как Налоговый кодекс предусматривает достаточно жесткие меры и штрафы в том случае, если будут выявлены какие-то погрешности при начислении или уплате сборов и налогов.

fb.ru

функции, состав. Основные виды налогов

Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.
Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:
Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Виды налогов
Федеральные налоги(называются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории России.)
НДС- косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.



налог на доходы физических лиц— прямой федеральный налог. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

водный налог— налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Налог на прибыль организаций- Прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.)

Единый социальный налог- был предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь

Таможенная пошлина- взимается при совершении экспортно-импортных операций.

Государственная пошлина— это сбор, взимаемый с плательщиков при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Налог на добычу полезных ископаемых — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с пользователей недр при добыче (извлечении) полезных ископаемых из недр

Акциз- косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др) внутри страны, в отличие от таможенных платежей,несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, т. е. из других стран.

Региональные налоги(налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации)

налог на имущество организаций— это налог на движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность)

транспортный налог- налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.

Местные налоги —налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате натерритории соответствующих муниципальных образований.

земельный налог уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

налог на имущество физических лиц— прямой налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц

 

Налоги: сущность, функции, виды

Налог— это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

 

Функции налогов

Фискальная — изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.

Стимулирующая — при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

Регулирующая — регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.

Распределительная и пере распределительная — При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

Социальная функция — за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.

— Контрольная — при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб. затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.

Классификация налогов

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Виды налогов
Федеральные налоги(называются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории России.)
НДС- косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

налог на доходы физических лиц— прямой федеральный налог. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

водный налог— налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

Налог на прибыль организаций- Прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.)

Единый социальный налог- был предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь

Таможенная пошлина- взимается при совершении экспортно-импортных операций.

Государственная пошлина— это сбор, взимаемый с плательщиков при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Налог на добычу полезных ископаемых — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с пользователей недр при добыче (извлечении) полезных ископаемых из недр

Акциз- косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др) внутри страны, в отличие от таможенных платежей,несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, т. е. из других стран.

Региональные налоги(налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации)

налог на имущество организаций— это налог на движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность)

транспортный налог- налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.

Местные налоги —налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате натерритории соответствующих муниципальных образований.

земельный налог уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

налог на имущество физических лиц— прямой налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц

 


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

25. Основные виды налогов. Финансы и кредит

25. Основные виды налогов

Входящие в систему налогов платежи можно условно разделить на группы по субъектам платежа. К ним относятся налоги с физических лиц, налоги с предприятий, смежные и социальные налоги.

Налоги с физических лиц

Подоходный налог с физических лиц взимается по всей территории страны и построен на резидентском принципе. Налогообложению подлежит доход, полученный в денежной и натуральной формах. Совокупный доход облагается налогом по единым ставкам, использующим метод сложной прогрессии. Учет налогооблагаемой базы производится по кассовому методу. Источники уплаты — начисленная оплата труда по всем основаниям, при этом предусматриваются разнообразные и многочисленные льготы. Расчет и взимание налога производятся по кумулятивной системе. Плательщик предоставляет декларацию о совокупном доходе за отчетный год.

Налог на наследование или дарение — местный налог. Его уплачивает новый собственник. Оценка имущества осуществляется на момент открытия наследства или заключения сделки дарения. Льготы по налогу есть в формах изъятий и налоговых кредитов. Не облагаются налогом: стоимость имущества, переходящего от одного супруга к другому, стоимость домов и паев ЖСК, передаваемых между совместно проживающими липами, наследство лиц, погибших при защите Родины: жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам и др. Ставки налога зависят от степени родства наследников и дарополучателей. В России доля этого налога в доходах бюджета не достигает даже 1 %.

Налог на имущество физических лиц основывается на территориальном принципе. Налогообложению подлежит недвижимое имущество (дома, квартиры, дачи). Обязанность исчислить налог возлагается на налоговые органы. Уплата налога производится два раза в год. От налога полностью освобождаются: инвалиды, ветераны войны, лица, подвергшиеся радиации, военнослужащие и военные пенсионеры, пенсионеры, воины-интернационалисты и др.

Налоги с организаций

Основными налогами с организаций являются: налог на прибыль (доход) организаций, НДС, акцизы, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, налог на имущество организаций.

Налог на прибыль (доход) организаций — прямой, пропорциональный и регулирующий налог. Основное назначение — служить показателем эффективности инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов. Фискальная функция данного налога вторична. Налог на прибыль занимает ведущее место среди доходных источников бюджетов после косвенных налогов.

Система льгот по налогу на прибыль включает: инвестиционные (инновационные), социальные, благотворительные и другие виды льгот. Однако полный перечень льгот никакая организация использовать не может, ибо утвержден предельный размер налогооблагаемой прибыли при применении льгот. Так, льготы не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без их учета более чем на 50 %. Общепринятая форма оплаты налога на прибыль предусматривает авансовые платежи. Однако организации могут перейти на ежемесячную уплату налога исходя из суммы фактической прибыли, полученной за предшествующий месяц.

Налог на прибыль исчисляется на основании годового бухгалтерского отчета не позднее 15 марта следующего за отчетным года. Уплата налоговых платежей производится в десятидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчета.

Существуют особенности налогообложения совместной деятельности (простое товарищество), некоммерческих организаций и фондов, субъектов малого бизнеса, крестьянских и фермерских хозяйств, банков и страховых фирм, а также иностранных юридических лиц.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный многоступенчатый налог, обложение которым охватывает товарооборот внутреннего рынка и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций. Данный налог играет наиболее важную роль в составе и косвенных налогов и доходных источников бюджета. Плательщиками НДС являются субъекты хозяйствования, производящие товары (работы, услуги), и сфера розничной торговли, общественного питания, аукционная торговля.

Объект налогообложения при уплате НДС — выручка от реализации. Существуют две ставки налога: стандартная (18 %) и пониженная (10 %). Имеется ряд особенностей формирования облагаемого НДС товарооборота с учетом применяемых цен, когда они больше или меньше фактической себестоимости, а также содержания финансово-хозяйственных операций (например, товарообменные операции, безвозмездная передача на сторону).

Освобождаются от обложения НДС продажа некоторых товаров, реализация работ и услуг и денежные взносы. В частности: а) товары на экспорт, для пользования иностранными представительствами, продукция школьных столовых и детских учреждений, бюджетные научные исследования, конфискованное имущество, товары народных промыслов и др.; б) банковские, страховые и патентно-лицензионные операции, услуги пассажирского транспорта, ритуальные услуги, услуги вневедомственной охраны и др.; в) квартирная плата, пошлинные и лицензионные сборы, платные медицинские услуги, плата за содержание и обучение детей в кружках и секциях и др.

Для расчета НДС с 1 января 1997 г. в налоговое производство было введено применение счетов-фактур. Это приблизило отечественную практику налогообложения к инвойсному методу (зачет по счетам). При этом установлены достаточно жесткие требования, предъявляемые к оформлению счетов-фактур, для контроля за правильностью исчисления НДС (обязательные реквизиты, количество экземпляров, сроки оформления и доставки).

Методика формирования сумм налога такова: НДС для уплаты в бюджет равен НДС от покупателей минус НДС, уплаченный поставщикам. Условиями возмещения из бюджета уплаченных поставщикам сумм НДС являются: 1) документальное оформление операций (наличие счетов-фактур по установленной форме, выделение в них сумм НДС, регистрация счетов-фактур книгах покупок-продаж), 2) учет полученных от поставщиков ценностей (оприходование ценностей и отнесение их стоимости на издержки производства и обращения).

Существуют отраслевые особенности применения порядка ведения счетов фактур, а также особенности определения НДС в сфере внешнеэкономической деятельности.

Земельный налог установлен законом РФ «О плате за землю» (от 11 октября 1991 года N 1738-1). Он является не только источником бюджетных доходов, но представляет собой одну из форм платы за землю в связи с установлением платности землепользования. Плательщики — пользователи земли, землевладельцы и землепользователи. Арендаторы не уплачивают земельный налог, с них взимается арендная плата.

Объект обложения — земля, которая подразделяется на два вида: сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. При взимании налога за земли сельскохозяйственного назначения различаются две группы налогоплательщиков:

— колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. С них взимается только земельный налог. Если предприятие имеет доходы от несельскохозяйственной деятельности, то они уплачивают соответствующие налоги;

— сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы и др.) по перечню, утвержденному органами государственной власти субъектов Федерации. Эти предприятия уплачивают кроме налога на землю и другие налоги.

Налогом облагаются земли несельскохозяйственного назначения (земли городов, рабочих поселков, земли, расположенные вне населенных пунктов, специального назначения. Ставки налога на землю несельскохозяйственного назначения обычно выше ставок на земли сельскохозяйственного назначения). Если земельный участок превышает установленные нормы отвода, то за часть площади, превышающую норму, налог взимается в двукратном размере.

Законом установлены льготы по налогу. От налога освобождаются заповедники, национальные парки, учреждения культуры, здравоохранения, образования и т. д. Понижать ставки и устанавливать льготы вправе представительные органы субъектов Федерации а также органы местного самоуправления. Земельный налог уплачивается ежегодно.

Прочие налоги

Предусмотрены также целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели. Ставки сборов для конкретных территорий устанавливаются местными органами представительной власти. Льготы предоставляются местными органами власти, например, предприятиям, занимающимся производством товаров для детей.

1. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов уплачивают объединения, предприятия, организации, реализующие данные материалы. Объект обложения — сумма реализации (в денежном исчислении) без налога на добавленную стоимость.

2. Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения. Объект обложения — сумма реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг.

3. Налог с владельцев транспортных средств уплачивают предприятия, объединения, учреждения, организации (в том числе иностранные юридические лица), а также граждане (в том числе иностранные граждане и лица без гражданства). Объект обложения — автомобили, мотоциклы, механизмы на пневмоходу. Предприятия автотранспорта общего пользования не являются плательщиками в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси).

Ставки налога установлены в твердых денежных суммах с каждой лошадиной силы. Они зависят от вида транспортных средств и мощности двигателя. Органы государственной власти субъектов РФ вправе увеличивать ставки в связи с изменением уровня цен и минимальной заработной платой.

Уплата налога производится ежегодно до регистрации, перерегистрации или технического осмотра транспортных средств в сроки, установленные органами государственной власти субъектов Федерации. Законом предусмотрены льготы: освобождаются, например, от его уплаты инвалиды, имеющие мотоколяски и автомобили, общественные организации инвалидов и предприятия, осуществляющие содержание дорог общего пользования, и т. д. Органы государственной власти субъектов Федерации вправе полностью освобождать от уплаты налога отдельные категории граждан, предприятий и учреждений.

4. Плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств выступают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга или взносов в уставный фонд. Объект обложения — продажная цена автотранспортных средств (без НДС и акцизов). Льготы по налогу сходны с льготами по налогу с владельцев транспортных средств. Освобождаются от налога граждане, приобретающие легковые автомобили в личное пользование. Органы государственной власти субъектов Федерации вправе полностью освободить от уплаты налога отдельные категории граждан, предприятий, организаций и учреждений или понизить его ставки.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

2. Основные виды налогов

В настоящее время
в Китае насчитывается 25 видов налогов,
которые объединены в 8 групп:

  • Налоги
    с оборота: НДС, налог на хозяйственную
    деятельность, потребительский налог;

  • Налоги
    на прибыль и доходы: подоходный налог
    с предприятий, подоходный налог с
    физических лиц;

  • Ресурсные
    платежи: ресурсный налог и налоги
    использование земли;

  • Поимущественные
    налоги: налог на недвижимость;

  • Сельскохозяйственные
    налоги: сельскохозяйственный налог и
    налог на специфическую продукцию;

  • Налоги
    с операций: налог на покупку автомобилей,
    налог на пользование автотранспортными
    средствами и судами, гербовый сбор;

  • Целевые
    налоги и сборы: налог на содержание и
    строительство городов, налог на
    инвестиции в основной капитал, платежи
    на передачу земли под строительство;

  • Таможенные
    пошлины.

В
соответствии с принятыми Госсоветом
правилами разграничения налоговых
поступлений между различными уровнями
власти, налоги разделяются на центральные
налоги, местные налоги и регулирующие
налоги, поступающие, как в центральный,
так и местные бюджеты.

Центральные
налоги включают НДС и потребительский
налог на экспортно/импортные операции,
внутренний потребительский налог,
таможенные пошлины.

Местные
налоги включают подоходный налог, налог
на инвестиции в основной капитал, налог
на реализацию земли, налог на имущество,
налог на недвижимость, сельскохозяйственный
налог, налог на пользование автотранспортными
средствами и судами.

Регулирующие
налоги: внутренний НДС, налог на
предпринимательскую деятельность,
подоходный налог, ресурсные налоги,
гербовый сбор, налог на содержание и
строительство городов.

Налог
на добавленную стоимость
.
Объектом налогообложения является
добавленная стоимость на каждой стадии
производства и реализации товаров и
услуг, в том числе импорт. Для обычных
налогоплательщиков основная ставка
составляет 17% и льготная — 13% (для
поставщиков зерна, природного газа,
угля для потребителей, коммунальных
услуг). Мелкие налогоплательщики,
ежегодный объем продаж которых составляет
менее 1 млн. юаней, платят налог по
упрощенной форме, налоговая ставка
составляет 4-6%. НДС является внутренним
налогом, и при вывозе товара за границу
он возвращается экспортеру. Ставки
возврата НДС неоднократно менялись и
составляют 3-9%. Основным получателем
является центральный бюджет, куда
поступает 75% общей суммы НДС.

Потребительский
налог
.
Относится к акцизным налогам, так как
включается непосредственно в цену
продаваемой продукции. Налогообложению
подлежат следующие группы товаров,
производимых или импортируемых на
территорию Китая: алкогольные напитки,
табачные изделия, косметика, ювелирные
изделия, бензин, мотоциклы, автомобили,
моторные лодки и др. Налоговые ставки
на различные виды товаров составляют:
табачные изделия – 25-50%, алкогольные
напитки – 5-25%, косметика – 30%, ювелирные
изделия – 5-10%, автотранспортные средства
– 3-10%. Потребительский налог, как и НДС,
относится категории налогов, которые
возвращаются при экспорте.

Налог
на предпринимательскую деятельность
.
Налог является аналогом НДС и уплачивается
юридическими и физическими лицами,
занимающимися предоставлением услуг
в отраслях третичного сектора: транспорт
и связь, строительство, финансовый и
страховой бизнес, недвижимость, почта
и телевидение, культура и спорт,
развлечения и др. Ставки налога
составляют от 3% (транспорт, связь,
строительство, культура и спорт) до 8%
(финансовый и страховой бизнес). В сфере
досуга ставки установлены на уровне
от 5% до 20%.

Подоходный
н
алог с
предприятий
.
Налог взимается с прибыли предприятий.
Объектом налогообложения являются
предприятия всех форм собственности.
В 1994 г. была установлена единая ставка
подоходного налога, которая составила
33%. Помимо основной ставки применялись
две пониженные ставки (27% и 20%) для
предприятий с низким уровнем рентабельности.
В 2008 г. ставка подоходного налога была
снижена до 25%. Предприятия с иностранным
капиталом, головной офис которых
расположен в Китае, уплачивают налог
со всех полученных ими доходов, в том
числе за рубежом. Иностранные предприятия
уплачивают налог на прибыль только от
источников на территории Китая. Подоходный
налог с предприятий поступает в основном
в бюджет центрального правительства
(60%).

Личный
подоходный налог
.
Налогоплательщиками являются физические
лица, имеющие постоянное местожительство
в Китае, или не имеющие такового, но
проживающие на территории Китая в
течение года и более. Налог взимается
на месячной и годовой основе, а также
при разовом получении дохода. Объектом
налогообложения являются заработная
плата, доходы от индивидуальной
предпринимательской деятельности и
подсобного хозяйства, доходы по договорам
подряда и аренды, доходы от оказанных
услуг, авторские гонорары, доходы от
сдачи в аренду или продажи имущества,
проценты, дивиденды и пр. От обложения
личным подоходным налогом освобождены
доходы от премий в области образования,
науки, культуры, здравоохранения, спорта,
а также проценты, полученные от
государственных ценных бумаг, дотации,
социальные пособия, пенсии, выходные
пособия военнослужащим, доходы работников
дипломатических представительств.

При налогообложении
заработной платы применяется 9-ступенчатая
ставка. Подоходный налог взимается по
прогрессивной шкале, повышающейся по
мере роста дохода налогоплательщика
от 5 до 45%. Так как подоходный налог
является важнейшим инструментом, с
помощью которого государство должно
обеспечивать справедливое распределение
доходов в обществе, в Китае в 2006 и 2008 гг.
дважды повышалась сумма налогового
вычета. В настоящее время она составляет
2000 юаней. Для налогоплательщиков, не
имеющих постоянного местожительства
в КНР, но получающих на ее территории
заработную плату, или лиц, имеющих
постоянное местожительство в Китае и
получающих заработную плату за его
пределами, предоставляется налоговый
вычет, который составляет 4800 юаней.
Лица, занимающиеся индивидуальной
предпринимательской деятельностью или
подсобным хозяйством, платят подоходный
налог по пятиступенчатой прогрессивной
ставке от 5% до 35%. Все остальные виды
доходов подлежат обложению подоходным
налогом по ставке 20%.

Ресурсный
налог
.
Плательщиками налога выступают
юридические и физические лица, занимающиеся
добычей природных ресурсов на территории
КНР. Ставки налога дифференцируются по
видам ресурсов.

Сельскохозяйственные
налоги
.
Помимо собственно сельскохозяйственного
налога к ним относится налог на
специфическую продукцию, налог на
использование пахотных земель. Объектом
налогообложения являются лица,
занимающиеся сельским хозяйством.
Ставки сельскохозяйственных налогов
были установлены еще в конце 50-х гг. Хотя
с тех пор объемы сельскохозяйственного
производства значительно возросли, тем
не менее, ставки, исчисляемые в средних
объемах продукта, получаемого с единицы
земли, не менялись. Например, ставка
налогообложения в растениеводстве
составляла 15,5% среднегодового урожая
в данной местности. В настоящее время
сельскохозяйственный налог, как и налог
на специфическую продукцию сельского
хозяйства отменен на всей территории
страны. Исключение составляют некоторые
виды сельскохозяйственных культур,
например, табак.

Гербовый
сбор
.
Налогоплательщиками являются предприятия,
организации и граждане, которым оформляют,
выдают или заверяют экономические
документы на территории КНР. Ставки
налога различаются в зависимости от
вида выдаваемого документа или совершаемой
операции и колеблются от 0,03 до 0,4%.

Таможенные
пошлины.

Налогообложению подлежат импортируемые
или экспортируемые товары. Ставки
импортных пошлин подразделяются на
общие и преференциальные. К общим
относятся ставки импортных пошлин,
устанавливаемых на товары из стран, с
которыми Китай не имеет соглашений о
льготном налогообложении. Они варьируются
в пределах от 0 до 270%. В отношении стран,
с которыми Китай заключил соглашения
о льготном налогообложении, применяются
преференциальные ставки от 0 до 121%. С
2004 г. в соответствии с соглашением о
торговом сотрудничестве Китай отменил
импортные пошлины на ввоз товаров из
Аомыня и Гонконга.

В связи с подготовкой
Китая к вступлению в ВТО, проводилась
политика снижения импортных пошлин. В
результате средние ставки импортных
пошлин снизились с 55% в начале 80-х гг.
до 9,8% в 2008 г. При этом средние ставки на
сельскохозяйственную продукцию
составляют 15,2%, на промышленную продукцию
– 8,9%. Так как Китай проводит политику
стимулирования экспорта, то экспортные
пошлины как инструмент регулирования
не применялись. Однако из-за растущего
дефицита природных ресурсов, начиная
с 2005 г. правительство ввело пошлины на
экспорт дефицитных сырьевых ресурсов:
уголь, нефть, некоторые виды цветных
металлов, золотоносную руду, сталь,
прокат. В целях обеспечения продовольственной
безопасности в начале 2008 г. были введены
временные экспортные пошлины на рис,
пшеницу, кукурузу, соевые бобы, муку и
пр. Ставки на экспорт сырьевых ресурсов
составляют от 20 до 50%.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о