Основные социальные феномены жизни человека – характеристика основных социальных феноменов жизни человека??

характеристика основных социальных феноменов жизни человека??

Основные социальные феномены в жизни человека.

Феномен – особенное, исключительное явление.
Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы и общества для удовлетворения своих потребностей и достижения практически полезного результата.
Трудовая деятельность осуществляется под влиянием необходимости и имеет целью удовлетворение многочисленных и разнообразных человеческих потребностей. Вместе с тем труд преобразует самого человека, совершенствует его как субъекта деятельности и личность. Для успеха необходимы:
-мастерство
-умение
-знание
-инициатива
-творчество
Игра – этим словом объединяют широкий спектр действий:
-спорт
-детская игра
-игра на бирже
-магия; религиозный культ
-военные упражнения
-актерская игра и т. д.
Это деятельность, ориентированная на процесс, а не на результат. Биологическая теория игры: игра свойственна животным, в ее основе лежат инстинкты борьбы
-власти
-попечения/заботы
-сексуального влечения
-стремления к повтору и т. д.
В настоящее время понятие игры широко используется в науке: математика, экономика, кибернетика. Применяются игровые модели и сценарии, проигрываются различные варианты течения различных процессов (деловые игры) .

Игру считают: бесцельной и бесполезной деятельностью, простительной лишь в детстве игровым познанием, всеобщим принципом становления культуры, основой человеческих отношений в любую эпоху, способом бытия произведений искусства.
Общеизвестно огромное значение игры для удовлетворения любознательности и формирования духовного мира детей. Особенность игры – двуплановость. Играющий выполняет реальное действие, но оно же – действие условное, воображаемое. Играющий одновременно и верит, и не верит в реальность ситуации, это роднит игру с искусством: они моделируют ситуации, предлагают условные знаковые решения.
Деятельность и общение – две стороны соц. бытия человека, его способа жизни. Реальность и необходимость общения определены совместной жизнедеятельностью людей. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека; социализация ребенка начинается с общения, через общение реализуются воспитание и обучение. В то же время общение – особый вид деятельности (коммуникативная деятельность) . Деятельность обогащается процессом общения, в ней возникают новые связи и отношения между людьми, это сложный и многогранный процесс.
Общение – особый феномен, специфический для субъектов способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми. Общение включает всю сознаваемую глубину взаимной сопричастности людей.
Общение и коммуникация
Коммуникация это обмен информацией без обратной связи, общение значительно шире:
-меняется механизм передачи и восприятия
-субъекты активны, осознанно вступают в контакт
-информация видоизменяется, дополняется, уточняется (ею активно оперируют)
-информация становится достоянием всех участников общения. Общение обогащается, усиливается общность (отправление телеграфного сообщения, выступление политика по радио) .
Функции общения:
-информационный процесс (выравнивание уровней информированности, стремление понять взгляды и установки, придти к определенным результатам)
-эмоционально-коммуникативная (взаимопонимание, сближение состояний, взаимное усиление или ослабление, поляризация)
-регулятивно-управляющая (взаимодействие, взаимовлияние, взаимная подстройка действий) .
Многообразие видов общения:
Общение – целый мир, богатый и разнообразный, его возможности неисчерпаемы.
I. по типу аудитории:
· диалог
· общение в большой группе
· с массой
· анонимное общение
· межгрупповое
II. по типу партнера:
·между реальными субъектами
·представительное (дипломатия)
·реальные субъекты и иллюзорные партнеры (игрушки, животные)
·реальный субъект с воображаемым партнером
·общение воображаемых партнеров

otvet.mail.ru

39. Основные феномены человеческого бытия

Основные феномены человеческого бытия: игра, свобода, общение.

Особое внимание к феномену игры было проявлено в XX веке. Наиболее знаменитое исследование провел нидерландский историк культуры Иоганн Хёйзинга (Huizinga, 1872-1945). По мнению Хёйзинга, игра древнее культуры. Он ссылается на то, что играть способны и животные. Все основные черты игры уже есть в играх животных, и человеческая цивилизация не прибавила тут никаких существенных признаков.

Немецкий философ Ойген Финк представлял игру как один из феноменов человеческого бытия наряду с такими феноменами, как труд, любовь, господство, смерть. Согласно Финку, играть может только человек.

Для каждого игра – это совершенно знакомое явление. Каждый знает игру по своей собственной жизни, знает игровое поведение ближних, бесчисленные формы игры, знает общественные, развлекательные игры, каждый знает об игровых элементах в сферах труда и политики, в общении полов друг с другом, игровые элементы почти во всех областях культуры. Всякий человек играл и может высказаться об игре, опираясь на собственный опыт. Мы все вовлечены в игру; каждому известны игровые ситуации в частной, семейной и общественной сферах. Игровое начало человека определяет и оформляет его понимание бытия в целом. Игра и другие экзистенциальные феномены – это не просто бытийные способы человеческого существования: они также и способы понимания, с помощью которых человек понимает себя как смертного, как трудящегося, как борца, любящего и игрока.

Считается, что только ребёнку пристало жить игрой, проводить часы в радостной беззаботности, попусту расточать время. Но на самом деле игра имеет своё место в жизни любого взрослого человека, пронизывая и другие феномены его бытия. Это не просто калейдоскоп игровых актов, это прежде всего основной способ общения человека с возможным и недействительным.

У игры нет никакой цели, её цель и смысл – в ней самой. Итак, игра не соотнесена с какой-то конечной целью человеческой жизни, и подлинный игрок играет ради того, чтобы играть. Человек – это игрок, который во время игры испытывает удовольствие.

Все возрасты жизни причастны к игре, все люди осчастливлены в ней: и ребёнок в песочнице, и взрослые в «общественной игре». Игра имеет важное значение и для реальности: иной раз сделанные в игре изобретения внезапно получают реальное значение.

Игра является феноменом человеческого бытия, это неотъемлемая часть нашей жизни. Вряд ли найдётся человек, который скажет, что никогда не играл. И действительно, игра пронизывает остальные феномены нашей жизни, всё наше бытие.

Свобода

Человек, в отличие от вещи, пока жив, никогда не завершен, он все время «делает» и переделывает сам себя, т.е. определяет свои поступки. Никто не является раз и навсегда трусом или храбрецом: в каждый данный момент – «здесь и теперь» – человек заново решает, поступить ему храбро или трусливо. В этом и состоит смысл знаменитого сартровского тезиса: «Человек обречен быть свободным».

«Свобода» в этом смысле оказывается не тем благом, за которое нужно с кем-то бороться, а роковой неизбежностью. Всегда решать самому за себя – значит быть абсолютно одиноким в выборе. Мы не можем оправдываться за свой выбор, ссылаясь на совет друга пли священника – мы сами просим совета и сами следуем ему. Не можем оправдываться Моралью – мы сами выбираем, придерживаться ее или нет. Не можем оправдываться «знамением» – мы сами придаем ему тот или иной смысл. Не можем оправдываться Богом, и вовсе не потому, что Он, может быть, есть, а может, и нет, а потому, что даже Он не мог бы принимать решений за

меня. «…Даже если бы Бог существовал, это ничего бы не изменило»28, – замечает Сартр, и в его словах нет «атеистического ехидства», а есть драматическое осознание абсолютной ответственности человека за свои поступки.

Свобода есть специфически человеческий способ бытия: «Мера свободы

входит в понятие человека». Мера свободы как творческого самовоплощения

человека определяется уровнем развития производительных сил, зависит от состояния науки и техники, от социальных отношений и политического строя данного

общества. И если объем человеческой свободы является мерой общественного

прогресса, то сам прогресс зависит от степени свободы, которой люди

располагают в своей деятельности. Личность, как таковая, обладает

реальностью своей свободы, выражающейся в свободе выбора из совокупности

возможностей, предоставляемых ей обществом.

Итак, свобода личности заключается «не в воображаемой независимости» от объективных законов природы и общества, а в способности разумно выбирать свою линию поведения среди реальных возможностей, что возлагает на нее моральную и социальную ответственность, которая возрастает пропорцинально ее свободе.

Общение (коммуникация)

Термин «коммуникация» (от лат. communicare – делать общим, сообщать) в широком смысле обозначает пути сообщения и средства связи, а также процесс общения, передачи информации.

В XX веке в числе первых к этой проблеме обратился К.Ясперс. В коммуникации он видел путь к подлинно человеческому существованию и придавал ей настолько важное значение, что свод его трудов уместно назвать «философией коммуникации».

Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969), один из основателей экзистенциализма, начинал свою деятельность как врач-психиатр. Работая в психиатрической клинике, он пришел к пониманию того, что общепринятые методы лечения душевнобольных недостаточно затрагивают саму душу больного.

Нередко врач обращается с больным как с предметом, который нужно «подремонтировать». Более адекватно, по мнению Ясперса, действует врач, который делится с больным своими мыслями, учитывает воздействие своих слов, обращается к нему как к мыслящему существу. Но и такой подход все же недостаточен: он затрагивает только «верхний слой» души – рассудок, а подлинные глубины личности пациента все еще остаются скрытыми от врача.

Необходим иной способ общения – экзистенциальная коммуникация, при которой врач по отношению к больному выступает не как «техник» или аналитик, а как экзистенция по отношению к другой экзистенции. Эти идеи Ясперс высказал в своей диссертации «Общая психопатология» (1913), они определили и дальнейшее его творчество.

Ясперс различает в человеческом «я» несколько уровней, и каждому из этих уровней соответствует свой способ общения:

1. эмпирическое «я». Это – «я», отождествляющее себя (и «я» других людей) с природным телом. Эмпирическое «я» подчинено инстинкту самосохранения, стремится к удовольствиям и избегает страданий. Общение индивидов на этом уровне является не целью, а только средством для самосохранения, безопасности, наслаждения;

2. сознание вообще. На этом уровне «я» осознает себя носителем знаний. Рассудочное «я» мыслит категориями, научными понятиями, стремится к правильности мышления и поведения, подчиняется общезначимым нормам. Общение между индивидами на этом уровне основано на формально-правовом принципе «равенства всех перед законом» и представляет собой «обмен мыслями»»

3. «я» на уровне духа. Это – «я», осознающее себя частью целого (народа, нации, государства), чем-то особенным.

Указанные три уровня сознания и три типа коммуникации необходимы человеку как существу биологическому, мыслящему и социальному.

Наиболее глубокий уровень «я», четвертый, это – экзистенция. Этому уровню соответствует экзистенциальная коммуникация.

Экзистенция – такой уровень человеческого бытия, который не может быть предметом научного исследования.

Экзистенция не то, что есть, но то, что свершается. Она тождественна свободе, которая тоже не может быть представлена как объект, не может быть определена и познана. Свобода неотделима от самости.

Свободу Ясперс истолковывает как глубоко личную (не природную, не рассудочно-всеобщую) необходимость, сопряженную с разумом. Разум выступает противоядием по отношению к крайностям рационализма и иррационализма.

Свобода (экзистенция) неразрывно связана с ней, ведь вне коммуникации невозможно человеческое бытие и, значит, не может быть самой свободы. Коммуникация – изначальный феномен человеческого бытия. Человеческое бытие – всегда «бытие с другими».

Коммуникация – это взаимопонимание двух существ, а понимание и есть функция разума. Он способен освещать, просветлять непостижимую для рассудка экзистенцию.

Экзистенциальная коммуникация – высший тип общения. Она не отвергает трех низших ступеней, а опирается на них как на свои предпосылки. Три низшие типа общения наиболее часто встречаются в нашей жизни. Бывает, мы удивляемся и завидуем «коммуникабельности» некоторых людей, которые непрестанно и легко заводят с кем-нибудь разговоры, однако обильная общительность еще не означает подлинной глубины коммуникации.

Коммуникация культур и национальностей является, по мнению Ясперса, важнейшим в современной ситуации средством предотвращения столкновений.

studfiles.net

Основные феномены человеческого бытия: любовь, смерть, игра, власть

Основные феномены человеческого бытия: любовь, смерть, игра, власть

Введение

Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Проявления человеческой сущности крайне многообразны — это и воля, и разум, и труд, и общение. Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, ставит перед собой новые цели. В работе представлены наиболее универсальные феномены человеческого бытия, такие как любовь, смерть, игра и власть.

Игра — это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Человек, сам не замечая того, проживает жизнь играючи, т.к. феномен игры охватывает все наиболее важные сферы жизни человека. О том, что без власти нет государства знают все. Однако власть может быть не только формой государственного контроля за страной. Власть может принимать самые различные формы, более того власть обнаруживается даже там, где на первый взгляд ее быть не может. А такие слова, как любовь и смерть всегда пробуждали в людях сильные эмоции, но до сих пор не сформировалось единого представления об этих двух совершенно разных феноменах. С чем это связанно? Как философия решает эти проблемы? Рассмотренные феномены включены в контекст человеческих отношений, поэтому их изучение поможет лучше познать себя, а так же найти ответы на вечные вопросы бытия.

В условиях современного мира человеческое общество подвергается различным изменениям. Процессы, происходящие в нем, постоянно усложняются. В настоящее время возникает необходимость более глубокого изучения социальных изменений и поиске ответа на вопрос о том, что лежит в их основе. Раскрытие таких феноменов бытия человека, как любовь, смерть, игра и власть могут помочь в разрешении данного вопроса, т.к они пронизывают наиболее важные сферы нашей жизни.

Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть основные феномены человеческого бытия через описание их типологий, значений и функций. Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:

Изучить и обобщить материал по выбранной теме;

Сформулировать понятие и выявить особенности каждого из феноменов;

Описать значение и функции выбранных феноменов в жизни человека. Работа включает в себя две главы. В первой главе дается определение самого понятия бытия, а так же описаны основные его формы. Во второй главе приведены характеристики каждого из феноменов, включающие основные их особенности и функции.

В написании реферата использовались: учебное пособие Демидова Д.Б. «Основные феномены человеческого бытия», учебник по философии члена-корреспондента РАН Спиркина А.Г., а так же работы и публикации следующих авторов: Кудрявцева В.В., Ф. Арьеса, Сигова Б.К., Соловьевой С.В., Балашова Л.Е. и других.

Глава 1. Бытие и основные его формы

Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе выделяются следующие основные специфические формы бытия:

Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать: а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа; б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.

Бытие человека, в котором выделяются: а) бытие человека в мире вещей; б) специфически — человеческое бытие;

Бытие духовного (идеального), в котором выделяются: а) индивидуализированное духовное; б) объективированное духовное;

Бытие социального: а) бытие индивида; б) бытие общества.

Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует, как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.

«Вторая природа» — бытие вещей и процессов, произведенных человеком, — зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов.

Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов.

Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа».

Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь».

Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия.

Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что: без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен; здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности; человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации.

Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом — реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений.

Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно.

Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.

Глава 2. Основные феномены человеческого бытия

.1 Любовь

Тема любви является одной из ведущих тем философии. Еще в Древней Греции феномен любви привлекал внимание множества современников среди которых были поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.), философ Парменид (V в. до н.э.), Эмпедокл (ок. 490 — ок.430 гг. до н.э.) и многие другие. Многие древнегреческие философы опирались на понятие любви для объяснения порядка и строения космоса, а также его возникновения. Это человеческое чувство и влечение переносилось греками на весь мир, принимало вид безличной силы, существующей самостоятельно.

И. Кант — основоположник немецкой классической философии — считал, что любовь и уважение являются главными обязанностями людей по отношению друг к другу. Так же он считал, что человек «по природе зол». Он принадлежит двум мирам: миру природы и миру разума. Природные влечения человека побуждают его к чувственным удовольствиям, но поскольку человек существо разумное собственный разум говорит ему о необходимости следовать сверхприродным, требованиям долга, в том числе обязанностям любви и уважения. Таким образом, И. Кант определяет любовь как чувство долга. Он отрицает чувственное начало в любви.

Любовь, как стремление индивида к физическому обладанию другим индивидом ради продолжения рода, объясняет немецкий философ Артур Шопенгауэр. Однако любовь это не просто половое влечение. Любовь направлена на определенную особу, а не на весь противоположный пол. «Индивидуум действует здесь бессознательно для самого себя, по поручению некоторого высшего начала — рода…» «Это изучение и испытание — не что иное, как размышление гения рода о том индивидууме, который может родиться от данной четы, и о комбинации его свойств».

Владимир Сергеевич Соловьев в работе «Смысл любви» оспаривает мнение А. Шопенгауэра, будто любовь — это лишь средство для продолжения рода. Смысл ее не в том. Наоборот, чем сильнее любовь, тем менее она способствует размножению. Настоящий смысл любви, по мнению В. Соловьева, заключается в стремлении человека к единству с другими, причем к такому единству, в котором не теряется его индивидуальность. В любви человек отрицает свой эгоизм и вместе с тем не утрачивает, а, наоборот, обретает свое настоящее «Я»

Дать универсальное определение любви, которое бы соответствовало взглядам каждого человека невозможно. Это подтверждают многочисленные работы философов на эту тему. Каждый из них видит в феномене любви разное. Понятие любви не так просто, каким оно кажется на первый взгляд. Даже современному человеку нужно некоторое время, чтобы дать собственное определение этому феномену. Но остается неизменным тот факт, что любовь есть в жизни каждого человека. Любовь наполняет человеческое бытие определенным смыслом, вдохновляет художников и поэтов.

2.2 Смерть

Тема смерти, как известно, является классической для философии. Ее обсуждал еще Сократ, принимая в конце своей жизни судьбоносное для себя и отчасти всей будущей европейской философии решение. Раскрыть феномен смерти с точки зрения феноменологии не так просто. Феноменология определяет феномен, как бытие сущего и проводит строгое разграничение между бытием и сущим. Если феномен это бытие сущего, то можно ли вообще раскрыть феномен смерти с точки зрения феноменологии?

Среди множества различных толкований феномена смерти, выделяются два наиболее распространенных — это научное и религиозное толкование. В науке смерть — мгновение между жизнью и нежизнью сущего, или просто конец жизни. Родившись, сущее какое-то время живет, пребывает то в одном, то в другом способе бытия, но вот наступает момент, и оно больше не живет, не пребывает ни в одном из прежних способов бытия. Однако это определение смерти не удовлетворяет феноменологической установке, т.к. конец жизни есть одновременно конец любого из прижизненных способов бытия, а конец бытия не есть бытие. В религии смерть — жизнь-после-жизни. Например в христианстве смерть — это жизнь души без тела. Почти все религии едины в том, что у человека есть не только эта жизнь, но и та, не только посюсторонняя, но и потусторонняя. С религиозной точки зрения смерть это лишь переходный этап в другую новую жизнь.

Смерть — это нежизнь-после-жизни. Внешне это определение выглядит почти банальным, однако понятое феноменологически оно выглядит достаточно интересно. Быть в смерти вовсе не значит не существовать. Существование совместимо со смертью, поскольку сама смерть есть способ существования — нежизнь.

После смерти умерший вовсе не перестает быть в мире (или в этом мире). Умерший по-прежнему страдает от других сущих (например от Земли, которая его притягивает), да и сам действует на другие сущие (например на постель, которая под ним). Здесь правда нужно сказать, что в мире продолжает быть не сам человек, а его тело, и именно оно действует-на и страдает-от других сущих. И это верно, если понимать под человеком сущее, обладающее определенной способностью, например способностью говорить. Умерший больше не обладает такой способностью, и поэтому называть его человеком строго говоря нельзя. Похожим образом младенца, пока он еще не умеет говорить, тоже нельзя называть человеком. Младенец — не человек, а лишь «кандидат в человека».

Христианство учит, что смерть есть жизнь души без тела. С точки зрения феноменологии душа — это переживание, т.е. радость и печаль, наслаждение и страдание, гнев, страх, ярость и прочее. Слово «душа» именует все эти переживания, подобно тому, как слово «человек» именует людей. Таково феноменологическое понимание души, раз оно истолковывает ее как бытие сущего. Можно сказать, что душа в некотором смысле смертна, но лишь в том смысле, что умирая человек, безвозвратно покидает душу. Подобно тому, как он безвозвратно покидает жизнь («ушел из жизни»), а заодно и опосредованный жизнью мир («покинул мир»). Следовательно, если в христианстве душа покидает тело после жизни, то в феноменологии — скорее тело покидает душу.

Безвозвратный уход из какого-либо способа бытия часто тоже называют смертью — политической, профессиональной, творческой. За этими выражениями скрывается то, что человек больше не может быть в политике, профессии или творчестве — подобно тому как в смерти он больше не может быть в душе, жизни и жизненном мире. Ясно, что подобного рода смерть есть смерть в переносном смысле слова, или по научному — псевдосмерть, лжесмерть.

Интерес к феномену смерти наблюдается очень давно. В античной философии отношение к смерти определялось несколькими факторами, в том числе природой, характером смерти. Например, Платон в диалоге «Тимей» говорит: «Естественная смерть безболезненна и сопровождается скорее удовольствием, чем страданием».

Филипп Арьес, специалист в области танатологии, разработал пять главных этапов в эволюции установок по отношению к смерти. Он писал, что в XX веке развивается страх перед смертью и самим ее упоминанием. «Смерть перевернутая» (la mort inversee) — пятая и последняя стадия развития восприятия и переживания смерти. Нынешнее общество ведет себя так, как будто вообще никто не умирает и смерть индивида не пробивает никакой бреши в структуре общества. Складывается впечатление, что кончина человека становится делом одних только врачей и предпринимателей, занятых похоронным бизнесом. Похороны проходят проще и короче, кремация сделалась нормой, а траур и оплакивание покойника воспринимаются как душевное заболевание. Смерть становится несчастьем и препятствием, ее стараются не только удалить от взоров общества, но и от самого умирающего, дабы не делать его несчастным.

2.3 Игра

Игра — знакомое явление для каждого человека. Игра находит свое отражение почти во всех областях культуры. Игровые элементы так же присутствуют в сферах труда и политики. Не смотря на то, что понятие игры давно находится в поле зрения философии, серьезные исследования этого феномена начались значительно позже. Первыми, кто заметили сходство между игрой и художественной деятельностью, были Иммануил Кант (1724-1804) и Фридрих Шиллер (1759 — 1805). В XX веке особое внимание феномену игры уделяли такие исследователи, как Йоганн Хёйзинга (1872 -1945), Ханс-Георг Гадамер (1900-2002), Ойген Финк (1905-1975) и другие.

Существуют разные определения понятия «игра». Одни исследователи определяют игру через противопоставление ее серьезному, другие считают противоположностью игры принуждение, насилие. Й. Хёйзинга писал: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь». Схожее, но с иными акцентами, определение дает К.Б Сигов. Он считает: «Игра — форма свободного самовыявления человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов, состояний». Феномен игры обладает рядом особенностей. Во-первых, игра — это свободная деятельность. Свобода понимается, как независимость от диктата других людей, а так же независимость от утилитарных целей. Во- вторых, во время игры человек находится за границами обыденности, он какбы переносится в параллельный мир, но при этом игрок различает мир воображаемый и мир реальный. В-третьих, феномен игры характеризуется пространственно-временной замкнутостью. Игра происходит в определенных границах пространства и времени. Это пространство предопределено и имеет начало и конец. В-четвертых, в игре имеется структурная упорядоченность. Эта структурная упорядоченность выражается в виде установленных ограничений — в виде правил. Те, кто нарушают эти правила называются «бунтарями» и «шулерами». Главное их различие в том, что «шулеры» не ломают мир игры и создают видимость, что играют, а «бунтари» открыто отвергают правила и саму игру. В-пятых, игровые предметы «одушевляются во время игры». О. Финк говорил, что реальность игровых предметов двойственная. Во время игры они становятся не тем, что они есть сами по себе. Эту особенность игры греческая мифология воплотила в мифе о Пигмалионе и созданной им Галатее: человеческое пристрастие к какому-нибудь предмету одушевляет его. В-шестых, игра содержит в себе возможности и риск. Игра возможна только при наличии риска. Например в написании картины или стиха всегда есть риск, что задуманное может не дать желаемого результата — отсюда и возникает азарт и риск в игре.

Уже в древности некоторые сферы жизни человека принимали форму игры, например, охота, обработка полей, сбор урожая, собирательство. Посредством игры люди общались с духами и богами. Хёйзинга отмечал, что в современном обществе происходит снижение влияния игры на развитие человеческой культуры из-за активного развития науки. Однако элементы игры не теряют свою значимость совсем. Наблюдается даже возникновение нового игрового пространства, в котором происходит игра над игрой, т.е где само игровое пространство является предметом определённых действий. Примерами такого пространства могут быть многочисленные олимпиады, чемпионаты мира по шахматам, проводимые по различным версиям, политические выборы.

Таким образом, можно сказать, что вся жизнь это игра. Игра пронизывает все сферы нашей жизни, она имеет место в жизни каждого человека независимо от его возраста. Игровые навыки, отработанные с опытом, часто помогают нам в жизни. Но воспринимая жизнь через призму игры, нельзя окончательно утратить связь с действительностью. Хотя жизнь и наполнена игровыми моментами, в ней, как в игре, нельзя, ошибившись, начать сначала.

бытие любовь смерть власть

2.4 Власть

Государство — это политически-правовой институт, устанавливающий и поддерживающий общий порядок жизни в стране. Оно отвечает за управление обществом в целом на определенной территории. Государство — это власть + граждане. Государство не может существовать без власти и законопослушных граждан. Власть так или иначе должна кем то управлять.

Политические деятели утверждают, что государство должно быть сильным и мощным. Но на самом деле государство и власть в нем должны быть соразмерны обществу, стране, т.е. быть в меру сильным и в меру слабым.

Согласно теории разделения властей Локка и Монтескье, каждый человек, имеющий власть, склонен к тому, чтобы ею злоупотреблять, и для того чтобы властью нельзя было злоупотреблять, нужно, чтобы власть ограничивала власть. Однако принцип разделения властей нигде в мире не был осуществлен неукоснительно, но имел большое позитивное влияние формирование нового политического мышления. Ситуация разделения власти уменьшает возможность произвола в деятельности власти имущих. Не случайно возникла поговорка: «Всякая власть развращает, но абсолютная власть развращает абсолютно». Сама по себе власть не хороша и не плоха. Б. Шоу говорил: «Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть».

Однако власть институтов не определяет порядок всех связей, есть такие отношения, которые не управляются политическими институтами, но власть себя в них все-таки обнаруживает, т.е. рассмотрение власти так же возможно через осмысление того, как власть вплетена в культурный опыт человека, как она проявляется в поступках, выборе и решениях человека. Здесь проблема связи власти и человека получает новый ракурс. Доктор философских наук Соловьева С.В. в своей работе «Феномены власти в бытии человека» говорит о соотношении власти и силы. Власть реализует себя через что-то или кого-то, имеет определенное количество, существует в ситуации столкновения, реализуется через превышение и захват, власть держит мир в напряжении. Понимание власти в значении силы и управления получает новый импульс в идее власти как характеристики человеческого бытия. Власть и сила связаны, т.к власть предполагает силу. Сила есть возможность власти, а ее действительность — направленная и организованная сила. Значит, не «власть обладает силой», а «власть силой», например, власть силой страсти, власть силой совести, власть силой веры и др.

Власть может быть рассмотрена в перспективе владения. Власть как владение и распоряжение вещами выходит за рамки экономического значения. С этой точки зрения богатство и собственность могут быть рассмотрены как опыт власти над вещами. На основании философской рефлексии богатства у Аристотеля и Фридриха Юнгера делается вывод о том, что экзистенциальный смысл богатства открывается в опыте обладания, полноты власти над вещью и своими страстями в их отношении. Богатство — опыт хозяйского и хозяйственного существования, исток которого располагается в возможности попадания человека в топосы избыточности экзистирования (щедрость, дар) и нехватки (нищета, пустота, потеря). Так понимаемое богатство выступает типом экзистирования человека, способом «плетения» самой ткани жизни.

Власть может так же осуществляться в любви. С одной стороны, для любви необходим свободный выбор (иначе она невозможна), а с другой — любовь требует безусловного подчинения другому. Власть объявляет себя как категорическое требование, которое должно быть исполнено, а если оно не реализуется, то субъект лишается любви как высочайшей ценности жизни и культуры. Любовь событийна в своей онтологической основе, в ней осуществляется власть, понимаемая как основа события (его сила, энергия). Сила вызывает к жизни любовь как фундаментальную ценность и основание человеческой жизни. Власть предопределяет логику и драматургию разворачивания любовного переживания и отношения. Место, время и объект любви (возлюбленный) случайны, но не случайна сама любовь, т.к. власть любви действует не только как сила, но и как свершение.

Власть техники, как разновидность власти, связана с ситуаций господства, которое вытекает не только из социальных условий функционирования техники, но также имеет экзистенциальные основания. Техника превращается в эффективный инструмент утверждения контроля, приобретает черты тотально распространенной «мыслительной привычки», захватывает повседневность и социальные отношения во всем их многообразии. Власть техники в обществе и жизни человека выстраивается по модели власти произведения. В основе власти техники лежит ее силовой и производительный характер, с одной стороны, и событийный, сбывающийся характер власти — с другой.

С развитием философии феномен власти получает все более широкое распространение. Это связано с усложнение процессов, происходящих в обществе. В настоящие дни появляются альтернативные формы власти, которые ярко заявляют о себе, но до сих пор не попали в фокус научного и философского анализа.

Заключение

Сознание человека всегда имеет дело именно с феноменами. Феномены выступают по отношению к сознанию как непосредственно данная реальность — независимо от того, стоят ли за нею самосущие объекты или нет. Феномен — одно из центральных понятий феноменологии, философского направления, основанного немецким философом Эдмундом Гуссерлем. «Себя-в-себе-самом-показывающее» — такое лаконичное определение понятия феномена сформулировал Мартин Хайдеггер (1889-1976), последователь Э. Гуссерля. Феномены выступают по отношению к сознанию как непосредственно данная реальность — независимо от того, стоят ли за нею самосущие объекты или нет, следовательно феноменов может быть бесконечно много. Однако строгой классификации, располагающей все феномены человеческого бытия по степени важности, не существует, т.к. каждый феномен сам по себе важен в определенной сфере жизни человека. Можно лишь выделить наиболее универсальные, т.е. которые относятся к каждому человеку.

Истинный смысл любви разные философы определяют по разному. Для И. Канта любовь — это лишь моральный долг. Для А. Шопенгауэра — это физическое обладание другим индивидом для продолжения рода. Однако некоторые мыслители видели в любви стремление к единству с другим человеком без утери собственной индивидуальности, как об этом писал русский философ В. С. Соловьев.

Относительно феномена игры у философов существует так же множество определений, но все исследователи этого вопроса придают большое значение игре. К.Б. Сигов говорил, что игра это свободное самовыражение человека через различные состязания и ситуации. Более сложным феноменом человеческого бытия является власть, так как она может принимать различные формы и действовать разными методами.

Вечная проблема смерти давно волнует исследователей. Отношение общества менялось к этому феномену на протяжении тысячелетий. Филипп Арьес, выделивший пять главных этапов в эволюции установок по отношению к смерти, писал, что в XX веке развивается страх перед смертью и самим ее упоминанием. В современном обществе смертью означает не только прекращение жизнедеятельности, но и уход человека из творчества, профессиональной деятельности, спорта.

В работе были достигнуты все поставленные задачи. Изученный материал по данной теме помог выявить особенности каждого из феноменов, привести примеры работ философов. Все это обеспечило выполнение поставленной задачи, которая состояла в раскрытии основных феноменов человеческого бытия через описание их типологий, значений и функций.

Данная работа может быть полезна для студентов гуманитарных специальностей и всех, кто интересуется философией, как наукой, которая помогает найти ответы на вечные вопросы человеческого бытия.

Список использованных источников и литературы

1.Алексеев П.В. История философии: учеб. пособие. М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 240 с.

2.Балашов Л.Е. Философия: учебник / Балашов — 4-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дамиков и К», 2010. — 612 с.

.Демидов Д.Б. Феномены человеческого бытия. Минск: ЗАО Издательский центр «Экономпресс», 1999. — 180 с.

.Основные формы бытия [Электронный ресурс] // // Учебные материалы по философии: [#»justify»>.Сигов Б.К. Игра // Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991. С. 110.

.Соловьева С.В. Феномены власти в бытии человека // Автореферат докторской диссертации по философии. Самара. 2010.

.Спиркин А. Г. Философия: учебник / Спиркин А. Г. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2007. — 736 с.

.Финк О. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М.: Полиздат, 1991. С. 110-112.

.Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Издательская группа «Прогрес», 1992. — 464 с.

.Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992. С. 392.


diplomba.ru

Феномены бытия человека

Деятельность, игра, поведение и общение, труд и любовь как социоисторические и культурные формы бытия и условия становления и развития человека, смысловые горизонты объяснения бытия вещей.

Жизненный мир личности и его основные типы. Мир непосредственной жизненности (мир желания), мир цели (целеполагания и целевыполнения), мир ценности (мир «жертвы»).

Деятельность и поведение

как формы субъективной активности человека

Деятельность — система сознательных действий, направленных на достижение поставленных целей, приспосабливание человека к окружающему миру, на изменение, перестройку и преобразование природных и социальных условий бытия.

Деятельность людей выступает предметным и духовным аспектом самореализации человека, выражает его сущностные силы (которые концентрируются в физических способностях и духовном мире), является способом удовлетворения его субъективных потребностей и интересов. Особенностью предметного аспекта человеческой деятельности является несовпадение предметного бытия человека с его телесным бытием: бытие человеческих предметов (форм человеческого общения) не тождественно их вещественности (физическим измерениям).

Деятельность людей выступает жизненной основой существования и развития общества. Философски она обозначает то пространства, в котором проявляется человеческая социальность. Деятельность как событие людей, как их связь, как коммуникация. Человек только в деятельности может увидеть Другого. Другой деятельностная характеристика человека. Вся человеческая деятельность кристаллизирует социальное пространство. Социальная реальность создается и исчезает, не предшествуя человеческому; человек не предшествует социальному миру. Они появляются и исчезают одновременно. Жизненное пространство человека состоит не из некоторых схем или идеологизированных конструкций, а из жизненных человеческих опытов, из конструкций свершившихся человеческих действий.

Целенаправленность — характеристика деятельности. Деятельность определяется не столько ситуацией, внутренними мотивами личности, сколько поставленными целями и проявляется в стремлении к удовлетворению социокультурно заданных потребностей. Деятельность выводит человека за пределы наличной ситуации, расширяет его отношение к миру, выступает формой самоутверждения личности. Целенаправленность присуща и животным, но у них она проявляется в стремлении к удовлетворению природно заданных потребностей (потреблению пищи, продолжению рода).

Типологический анализ человеческой деятельности с позиций принципа поляризации позволяет выделить восемь типов деятельности.

Прежде всего вся общественная жизнь исторически поляризуется на два крупных типа производства: производство вещей и производство людей. Производство вещей в свою очередь осуществляется в натуральном или знаковом виде, в натуральной (вещественной) или знаковой (информационной) форме.

Натуральное производство поляризуется на экономическую и экологическую деятельности: экономическая деятельность добывает вещество природы и преобразует его в материальные блага, а экологическая деятельность оставляет свои результаты в природной среде в виде антропогенных преобразований.

Знаковое производство поляризуется в соответствии с двумя типами мышления человека на научную и художественную деятельности: левополушарное, абстрактное мышление создает абстрактные знаки, науку; правополушарное, образное мышление создает образные знаки, искусство.

Производство людей как род деятельности поляризуется на биологическое и социальное. Производство людей как биологического существа (биопсихического субстрата) осуществляется медицинской и физкультурной видами деятельности: первый сохраняет и восстанавливает биопсихический субстрат человека; второй — развивает и совершенствует его.

Производство человека как социального существа происходит целенаправленно в ходе педагогической и управленческой деятельностей. Педагогическая деятельность передает индивиду социальный опыт человечества, формирует готовность человека к деятельности. Управленческая деятельность мобилизует человека на социальную деятельность, превращает потенциальное действие в актуальное.

Таким образом, мы получаем восемь типов деятельности, которые формируют соответствующие сферы социума.

Поведение представляет собой непосредственную реакцию личности на определенную жизненную ситуацию, посредством которой она приспосабливается к наличным условиям бытия. Единицей поведения является поступок, который всегда имеет ценностную окраску. В поведении значимы не столько цель, сколько внутренние мотивы, которыми вызывается реакция личности на ту или иную ситуацию.

Труд

В XIX в., прежде всего в связи с промышленной революцией, философы И. Фихте и Г. Гегель, экономисты Давид Рикардо, Жан Батист Сей и другие в диалоге с Адамом Смитом, основателем экономической науки, анализировали сущность и значение труда в общественной жизни.

Но именно Карл Маркс вознес на невиданную высоту ценность труда как первой жизненной необходимости. По его мысли, в капиталистическом обществе труд превращается в товар; человек, проводящий свою жизнь в труде, тоже становится товаром, редуцируется до анонимной вещи — важна его рабочая сила, а не его личность. Личность представляет интерес только в качестве орудия производства и стоит столько, во сколько оценивается ее эффективность в производственной цепи. Такое отчуждение личности есть ее отрицание. Оно должно быть упразднено в отрицании отрицания, в революционной экспроприации экспроприаторов. В эпоху торжествующего коммунизма с уничтожением частной собственности труд станет первой жизненной потребностью, условием полного и счастливого развития человеческой сущности. Со своей стороны, Ф. Энгельс придает труду настолько мощную гуманизирующую силу, что полагает его определяющим фактором превращения обезьяны в человека, а следовательно, и последующего очеловечивания, включая возникновение языка.

Вне социологических и экономических аспектов, труд может быть определен как осуществление человеческих способностей, в труде участвует весь человек, его тело и дух. В трудовой деятельности человек должен использовать и развивать не только свою физическую силу, но также инициативу, интуицию, творческую способность, предвижение, организованность, дисциплину, способность повышать свой профессиональный уровень, исправлять ошибки, продвигаться вперед. Все эти потенции личности вне труда остались бы бесплодными или невостребованными. Отсюда понятна важная роль труда в развитии личности. И отсюда право каждой личности на рабочее место и средства труда. Ценность человеческого труда выводится в первую очередь не из типа труда, а из того факта, что труд осуществляется личностью. Источники высокого достоинства, которое труд сообщает личности, следует искать не в объектном, а в субъектном измерении труда. Труд есть функция человека, а не человек — функция труда. Труд есть долг каждого человека, обязанность его по отношению к самому себе и к обществу.

Посредством труда человек обретает господство над природой и ставит ее на службу человечеству. Он вырывает у природы ее секреты, преобразует ее, приспосабливает к своим потребностям, облагораживает природу, гуманизируя ее, вписывая в нее человеческие качества.

Труд есть особая форма диалога: посредством труда люди обмениваются продуктами, служащими общему благу. Продукты труда принимают знаковую ценность: человек работает для других людей. Труд является достойным средством укрепления солидарности. Солидарность заключается не в том, чтобы жить с другими, но в том, чтобы жить для других. Солидарность через труд означает традицию: предыдущие поколения трудились и передавали свои достижения, открытия, мудрость последующим поколениям. Благодаря этому накапливались знания и умения, которыми мы пользуемся сегодня. Нашими достижениями будут пользоваться себе на благо грядущие поколения.

Коммуникативная природа человеческого бытия

Как уже отмечалось, в тезисе Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую», мыслящее «Я» абсолютно превалирует над бытием и утверждается в качестве абсолютной исходной точки. Субъективное мышление конституирует личность. Линию Декарта продолжает И. Кант. В этом же направлении работает И. Фихте. Но только Людвиг Фейербах открыл важность «Ты» и другого в осознании собственного «Я» и психологических нравственных требований по отношению к другим людям. Сущность человека заключается в сообществе, в единении человека с человеком. Фейербах рассматривает человека только в его связи с другими и тем самым раскрывает значение взаимного общения для реализации личности.

Общение есть метафизический и социально-антропологический феномен. Оно выступает условием порождения и развития духовности, как со-бытие и со-знание людей, как «обмен деятельностью» и способностями, как взаимодействие, взаимовлияние и взаимопонимание, как способ растождествления человека со своим телом.

«Мы» выступает в общении первичной категорией личного человеческого социального бытия, единством множественности и отдельности. Бытие человека как индивида возможно как человеческое бытие только как со-бытие. Человека в единственном числе нет. Важно различать, что во мне дано мне непосредственно, а что — через другого.

Общение, раскрывая самость личности и свободный выбор связи людей, раскрывает подлинность человеческого существования. Полнота и богатство человеческой сущности раскрывается и осуществляется в действительной совокупности всех связей и отношений индивида с другими, как непосредственно, так и опосредственно, в том числе, исторически. Нет высшей роскоши для человека, кроме роскоши человеческого общения. Общение требует уважения к свободному самопроявлению другого. Только при наличии уважения к другому и к его слову этот другой ощущает себя собеседником, личностным «Ты», бытие для себя и для других становится социально-нравственным принципом.

Коммуникация как диалог

Диалог есть взаимодействие познавательных горизонтов моего и Другого. Мартин Бубер (1878 — 1965) отмечает диалогическую природу человеческого бытия. Человек, согласно Буберу, соотнесен с другим человеком и только в другом находит самого себя. Только превосходя себя в поисках «Ты», он реализует собственное бытие. Человеческое бытие происходит в соотнесении «Я» и «Ты». Первичным в этом соотношении являются ни «Я», ни «Ты», а межличностное пространство. «Я» и «Ты» абсолютно равнозначны. Только в живом соотношении человека с человеком можно познать истинную сущность человека. «Мы» — не арифметическая сумма, но общение личностей, в основании которого лежит взаимная ответственность. При этом особость каждого не теряется, напротив, усиливается.

В диалогизме находит ключ к раскрытию сущности и индивидуальности человека и Михаил Бахтин. Человек реально существует, по Бахтину, в виде «я» и «другого». «Я» вообще не может существовать без «другого». Изначальный опыт личности — это опыт второй личности. Я существую в той мере, в какой я существую для другого.

Человек никогда не совпадает с самим собой, всегда находится в «точке выхода», нетождественности с самим собой; к нему неприложимы никакие конечные атрибуты и навязанные закономерности. В нем есть то, что раскрывается только в акте свободного самосознания. Индивидуализация личности совершается не в сфере социального, а в сфере сознания. Быть означает быть для другого и через него для себя. «Я» не может обойтись без другого, без другого не сумею стать самим собой; «я» должен найти себя в другом, находя другое в самом себе. Не существует единичного сознания — по своей природе оно множественно. Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее. «Мой опыт глазами другого и опыт Другого в моей познавательной перспективе». Отношение к другому как к себе и к себе как к другому. Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, как вещи, — с ними можно только диалогически общаться. Думать о них — значит говорить с ними.

Если же речь идет о «другом», то это не может быть просто другой человек: им должен быть другой субъект в смысле ценностной категории — иной окрашенности жизни, иного переживания. Приютившись в другом, «я» не растворяется в нем, не становится нумерическим повторением его жизни. Напротив, оно возвышается до постижения своей привилегии на единственность. Диалог для Бахтина, одновременно и концепция мира, и путь познания личности и выражения ее внутреннего мира, и условие самого существования идей у личностей. Идея живет не в изолированном индивидуальном сознании человека. Идея — это живое событие в точке встречи двух или нескольких сознаний.

filosofedu.ru

Основные социальные феномены жизни человека

Социальные феномены – события или явления, происходящие в обществе. В жизни каждого человека тоже происходят события, оказывающие влияние на всю его последующую жизнь – это рождение, социализация (становление личности), работа (создание материальной базы для семьи), брак, рождение и воспитание детей, смерть.

Трудовая деятельность человека

Труд – целесообразная социальная деятельность человека, направленная на преобразование окружающей среды и достижение общественно-полезного результата.

Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Наличие орудий труда является специфической особенностью трудовой деятельности человека. Только люди способны воздействовать на окружающую среду с помощью специальных созданных средств труда, отличных от органов тела.

Средства труда – различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления своих физических и умственных возможностей.

В процессе совместной работы люди общаются друг с другом, обмениваются практическим опытом и способами деятельности. Совместная деятельность невозможна без общения. Именно в общении через человека происходит передача накопленного опыта.

Современное производство предъявляет высокие требования не только к профессиональной подготовке работников, но к их морально-личностным качествам (ответственность, дисциплинированность, добросовестность). Организовать трудовой процесс невозможно без соблюдения каждым работником правил и норм поведения в коллективе. Трудовая дисциплина заключается в выполнении этих требований и является залогом хорошего социально-психологического климата трудового коллектива.

Игра в жизни человека

Игра – первичный вид активности человека, воображаемое представление реальности в искуственно смоделированных ситуациях.

В широком смысле игра – это не только отдельные ее виды (детские, спортивные, азартные, компьютерные, психологические тренинги), но и вся человеческая жизнь (“Вся жизнь – это театр, а мы все актеры” — В. Шекспир).

Если в любой деятельности человека целью становится результат, то в игре интересен сам процесс – переживая игровые ситуации, человек осознает, как надо действовать в реальной жизни. В игре утверждаются человеческие способности и умения, приобретаются знания и формируется духовный мир. Через игру человек гораздо эффективнее познает самого себя и окружающее.

Общение и коммуникации. Многообразие видов общения. Функции общения

Общение – вид активности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто в общение входит и обмен материальными предметами. Это более широкий обмен представляет собой коммуникацию.

Таким образом, коммуникации бывают следующих видов:

ü Материальная – обмен материальными ресурсами;

ü Духовная – обмен культурными ценностями;

ü Информационная – обмен деловой информацией.

В структуре общения и коммуникации выделяют:

ü субъект – тот, кто является инициатором общения;

ü предмет передачи (материальные и информационные ресурсы)

ü средства общения – голосовой аппарат, органы слуха, зрения, осязания и обоняния, части тела человека, дополнительные механизмы (микрофон, наушники, радио, телефон и т.д.).

Функции общения:

ü обмен информацией и материальными ресурсами;

ü передача опыта;

ü координация усилий разных групп людей и достижение общих целей, взаимопонимание;

ü удовлетворение потребности людей во взаимных контактах;

ü социализация – становление человека как личности.

Таким образом, общение с другими людьми представляет собой необходимое условие становления полноценной личности человека.

student2.ru

1.1. Феномен человека |  Глава 1. Человек и его познание  | Часть I Предмет и методы психологии  |  Читать онлайн, без регистрации

1.1. Феномен человека

Человек как природное явление. Общественная форма жизни человека. Человек как душевная и духовная реальность

Поставленные вопросы можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Без образа человека, без понимания его сущности невозможна осмысленная гуманитарная практика, и в первую очередь педагогическая. Попробуем суммировать представления о сущности человека, как они сложились в разных системах гуманитарного знания.

Человек как природное явление

Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, – это многообразие его свойств. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Ряд свойств человека доступен непосредственному восприятию. Это прежде всего внешние особенности человека. Есть попытки описать человека только на основе его чувственно воспринимаемых телесных особенностей. Известно идущее из античности ироничное определение человека как птицы без перьев, подчеркивающее неправомерность сведения человека только к одному свойству – прямохождению. Художественной иллюстрацией бесплодности определения человека по его внешним признакам служит роман Веркора «Люди или животные?».

Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек – это часть природы. Человек – живое существо и, как всякое животное, имеет организм, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. В том, что человек – органическое существо, каждый из нас убеждается ежедневно, переживая так называемые органические потребности: в пище, в тепле, в отдыхе и т. д. Наше психическое самочувствие находится в зависимости от природных явлений: оно одного качества в теплый солнечный день, другого – в день пасмурный и холодный. Атмосферные явления влияют на наше состояние, настроение, работоспособность, продуктивность деятельности. Публикуемые регулярно в печати сведения о неблагополучных для людей днях основаны на явлениях метеозависимости человека.

Внешне человеческое тело – его форма, строение, функционирование – есть продолжение эволюционного процесса и во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Человек есть принципиальная новизна в природе. Тело человека – культурное тело; оно одухотворено и подчинено высшим целям человека. Форма человеческого тела, лицо человека – духовно.

Человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных. Они удовлетворяются иными предметами, иными способами, а главное – культурно обусловлены. Но принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей.

Общественная форма жизни человека

Человек – общественное существо, живет в сообществе себе подобных. Он включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в ней собственную позицию, имеет определенный статус, исполняет различные социальные роли. Именно совместная жизнь с другими людьми выявляет личностный способ бытия конкретного человека. Личность – это принцип и общий способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в свободном и творческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных поступках, в принятии ответственности за последствия своих социальных деяний. Личность – это всегда конкретная позиция в системе отношений с другими людьми.

Сугубо человеческой формой жизни является такая общность, как семья. Животные также образуют устойчивые пары, заботятся о потомстве, но они создаются исключительно с целью продолжения рода. Детеныши животных достаточно рано расстаются со своими родителями и забывают их. У животных отсутствуют межпоколенные связи. Иначе у людей. У человека самое длительное детство. Дети для родителей всегда остаются детьми. По меткому и емкому определению психолога К.К. Платонова, человек – это существо, имеющее бабушек и дедушек.

Еще одной, специфически человеческой формой общности являются различные клубные объединения. Клуб – это добровольное и желанное объединение людей по интересам. В клубе люди предстают друг перед другом как равноправные личности. Здесь человек удовлетворяет специфически человеческие духовные потребности: в общении и самовыражении. На определенном этапе жизни – в период взросления – человек остро ощущает потребность в совместной общественной деятельности, во вхождении в сообщества, организованные на общих ценностях.

Способом жизни человеческого сообщества является общение. «Человеческая сущность, – писал Л. Фейербах, – налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты»[3]. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания людей друг с другом и вместе с тем как способ развития каждого из них. По-видимому, это и дало основание французскому писателю и мыслителю А. де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

Человек живет в мире культуры, которая, по образному выражению философов, составляет его вторую природу. Поведение человека с самого раннего возраста регулируется принятыми в данной культуре ценностями, нормами, традициями, правилами. Особо подчеркнем, что слова «культура» и «образование» тесно связаны друг с другом. Культурный человек – это образованный человек, воспитанный на основе образа Человека, идеала данной культуры. До революции в России издавалась художественная серия «Образы человеческие», которая была посвящена жизнеописанию лучших сынов и дочерей Отечества. Она была ориентирована в первую очередь на подрастающее поколение. Образование как обучение, воспитание, формирование является основной культурной формой становления человеческого в человеке. Без передачи культурных образцов и способов взаимодействия человека с миром, осуществляемых в образовательном пространстве, невозможна содержательная и осмысленная человеческая жизнь.

Наряду с образованием культура включает в себя такие формы человеческой деятельности, как наука, философия, искусство, религия, этика, политика, экономика и др. Любая из форм культуры в той или иной мере составляет содержание «собственно человеческого в человеке» в горизонте его индивидуальной жизни. Занятия философией и наукой отчетливо проявляют разумность человека, его способность в принципе постигать сущность предметов мира и самого себя.

Искусство строится на способности человека к эстетическому наслаждению прекрасным, на неутилитарном восприятии окружающего мира. Этика раскрывает неоформляемые в специальном кодексе отношения человека к человеку. Высшим принципом нравственного отношения человека к человеку считается сформулированный И. Кантом категорический императив: поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку как к цели и никогда – как только к средству. Великий писатель-гуманист Ф.М. Достоевский предельно остро выразил эту мысль в «Братьях Карамазовых», отвергнув саму возможность достижения всеобщего счастья, если ради этого будет пролита хоть одна слеза ребенка.

Безусловный приоритет ценности конкретного человека перед любыми абстрактными идеями присущ религиозному, прежде всего христианскому мировоззрению. Человек в отношениях с Богом – еще одна антропологическая тема. Человек – единственное существо на земле, у которого есть идея Бога, который верит в высшее, нежели он сам, начало, в божественное происхождение мира. Еще Цицерон писал, что нет ни одного народа, до такой степени грубого и дикого, чтобы не было в нем веры в Бога, хотя бы он и не знал его существа. Сущность человека особым образом высвечивается в его отношении к божественной реальности.

Во всех указанных формах культуры мы находим стержневую характеристику человека – его деятельную, творчески-преобразовательную сущность.

Человек как душевная и духовная реальность

Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, планирует, ведет внутренний диалог с самим собой. Внутренняя жизнь человека – это особый мир: мир мыслей, переживаний, отношений, желаний, стремлений и пр. Субъективный мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже вечное. Только человек может заглядывать в завтрашний день, мечтать, жить будущим, выстраивать перспективу своей жизни, сохранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью.

Человеческий субъективный мир – это мир сознания и самосознания. В сознании человек способен познавать сущность предметного мира, понимать его и одновременно знать о том, что он знает или не знает. Предметом сознания может стать сам человек, его собственное поведение и внутренние переживания. Сознание здесь принимает форму самосознания. Но предметом сознания может стать и само сознание – его схемы, механизмы, понятия и т. п. На этом уровне сознание принимает форму рефлексивного сознания. Во всех таких случаях есть общая принципиальная черта – в сознании человек выходит за пределы самого себя, занимает позицию над ситуацией. Очень точно об этом сказал М. Шелер: «Только человек – поскольку он личность – может возвыситься над собой как живым существом и, исходя из одного центра как бы по ту сторону пространственно-временного мира, сделать предметом своего познания все, в том числе и себя самого»[4].

В своем сознании человек открывает смысл своих действий, поступков, поведения, своей жизни. Человеческая жизнь по определению осмысленна. Человек не может жить вне смысла. Без субъективного смысла жизнь человека теряет свою ценность. Известный австрийский врач и психолог В. Франка в книге «Человек в поисках смысла» убедительно показал, какое важное место в жизни человека занимает проблема смысла жизни и его поиска. Он обосновал особое направление в психокоррекции – логотерапию, т. е. помощь человеку в обретении смысла жизни.

Со смысловой сферой личности связана совесть человека. Совесть – это внутренний судья человека, указывающий на подлинный мотив того или иного поступка человека, его смысл. И если поступок, совершенный человеком, расходится с его нравственными принципами, с его представлением о должном и ценном, человек испытывает муки совести. Смысл жизни, высшие ценности, нравственные чувства и переживания, совесть есть проявления духовности человека. Духовность есть самая глубинная суть человека как родового существа, как «человека вообще»[5].

Представленный нами образ человека далеко не полон. Но и в своем неполном образе он предстает перед нами разноликим: как существо природное, телесное, как социальный индивид, как участник культурной жизни общества, как субъект творческой и сознательной деятельности.

Реально же мы всегда имеем дело с конкретным живым человеком и на житейском уровне соединяем его различные проявления в целостное представление о нем.

Истоки проблемы целостного и частичного описания психологии человека лежат в практике работы с человеком. В реальности межличностных отношений человек предстает как целое, как уникальный живой субъект, во всем многообразии своих индивидуально-неповторимых проявлений и свойств. Целостность человеческой практики предполагает целостность познания человека.

Для психологического понимания человека указанное обстоятельство имеет особый смысл. Субъективную реальность человека совсем не случайно обозначают как его внутренний мир. Это действительно сложно организованный, в норме – согласованный внутри себя, развивающийся цельный мир. И если, к примеру, педагог строит свои действия и отношения с конкретным учеником на основе выделения лишь отдельных сторон его субъективности, то тем самым он вступает с ним в обезличенно-формальные, утилитарно-прагматические отношения. Продуктивная деятельность педагога нуждается в опоре на целостное представление о психологии человека.

velib.com

ТЕМА 9. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 60Следующая ⇒

1. Труд и трудовая деятельность.

2. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.

 

Труд и трудовая деятельность

 

На первый взгляд между игрой и трудом нет ничего общего. Труд – за этим словом так и слышится: «трудно», «трудности», которые необходимо преодолевать. А слово «игра» вызывает ассоциации с чем-то приятным, легким, увлекательным. Однако противопоставление отнюдь не очевидно. Можно вспомнить, что о труде высокого профессионала говорят: работает играючи.

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения. Сторонники одной из них понимают труд предельно широко: по их мнению, любая сознательная деятельность человека равнозначна труду. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, прежде всего с многообразием предметов, можно говорить о труде.

Сторонники другой точки зрения рассматривают труд как один из видов деятельности, но далеко не единственный. В самом деле, труду присуща такая черта деятельности, как проявление активности в действиях, причем активности целесообразной. Об ином бессмысленном подобии труда приходится слышать обидное «мартышкин труд». У труда обязательно есть и такие отличительные черты, как практическая полезность, наличие результата. Если не нужно никому, то и усилия прилагать незачем. Будут ли результатами труда материальные ценности или духовные богатства, их созданию подчинена трудовая деятельность.

Труд всегда нацелен на достижение заранее ожидаемых результатов. Правда, полученный эффект может быть лучше или хуже, ближе к замыслу или дальше от него, но не может быть абсурдного труда. Затрачивать усилия, понимая, что получается не то, к чему стремишься, – такое трудно себе представить. Для успеха трудовой деятельности абсолютно необходимы мастерство, умение, знания. Здесь уместно вспомнить неродную мудрость «дело мастера боится». Таких слагаемых требует любой труд – физический, интеллектуальный, труд ремесленника, земледельца, художника, творца.

В любой трудовой деятельности ее участники решают какую-то определенную задачу, планируют свои действия, предвосхищают результат. В лучших своих образцах труд не может обойтись без инициативы и творчества.

Труд – это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и в конечном счете имеет целью преобразование предметов окружающего мира, превращение их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей. Вместе с тем труд преобразует самого человека, совершенствует его как субъекта трудовой деятельности и как личность.

 



stydopedya.ru