Основные школы экономики и направления – 1.5. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории
Основные экономические школы
Интерес к экономическим проблемам возник ещё в древних обществах Месопотамии, Индии, Китая, Египта, Греции, Рима. Представления древних обществ об экономическом устройстве были составной частью различных религиозных или философских систем. Уже в Библии можно найти правила хозяйственной жизни древнего общества, понятия справедливости, собственности, принципы распределения произведённого продукта. О том, что такое стоимость и от чего она зависит, мы можем прочитать в произведениях древнегреческого философа Аристотеля. Вместе с тем, экономика как наука оформилась сравнительно поздно, на рубеже 17-18 веков. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм.
Первоначально экономическая наука развивалась под названием политическая экономия (Political Economy). Этот термин впервые ввёл в 1615 году француз Антуан де Монкретьен. Название «политическая экономия» произошло от греческих слов: «политикос» — государственный, общественный; «ойкос» — домашнее хозяйство, дом; «номос» — правило, закон. В конце 19 — начале 20 в. это название всё больше заменяется термином «экономическая теория» (Economics). Впервые это название ввёл в 1890 году известный английский учёный-экономист Альфред Маршалл. В течение четырёх столетий своего существования экономическая наука стремительно развивалась. За это время появилось множество школ и направлений экономической теории (табл.1).
Таблица 1
Основные экономические школы
Важнейшие школы | Период развития | Крупнейшие представители | Основные труды |
Меркантилизм | 16 — 18 вв. | Томас Ман (1571-1641) | «Богатство Англии во внешней торговле» (1664) |
Физиократы | 18 в. | Франсуа Кенэ (1694-1774) | «Экологическая таблица» (1758) |
Классическая политическая экономика | к. 18 — нач. 19вв. | Адам Смит (1723-1790) | «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776) |
Марксизм | 2-я пол. 19 — 20вв. | Карл Маркс (1818-1883) | Капитал (1867) |
Неоклассическая экономическая теория | Кон. 19 — 20вв. | Альфред Маршалл (1842-1924) | «Принципы экономической теории» (1890) |
Кейнсианство | 20 – нач. 21вв. | Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) | «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) |
Институционализм | 20 – нач. 21вв. | Джон Кеннет Гелбрейт (р. 1908) | «Новое индустриальное общество» (1961) |
Монетаризм | 20 – нач. 21вв. | Милтон Фридмен (р. 1912) | «Капитализм и свобода» (1962) |
Первой школой экономической теории (политической экономии) был меркантилизм. Слово «меркантилизм» произошло от итальянского «мерканте» — торговец, купец. Это направление экономической мысли было распространено в странах Западной и Восточной Европы в 16-18 веках. Идеи меркантилизма были известны и в России, активную меркантилистскую экономическую политику проводил Пётр I.
Формирование экономических взглядов меркантилистов происходило в эпоху создания мирового рынка, возникновения и развития капитализма в Европе. Уже завершились великие географические открытия, шли колониальные войны, расцветали колониальные империи. Развитие мировой торговли привело к усилению роли купечества. И выразителем интересов этого слоя общества стал меркантилизм.
Одним из известнейших представителей меркантилизма был английский экономист Томас Ман (1571-1641). Как и все меркантилисты, он был практиком, человеком дела, был членом правления Ост-Индской компании, членом правительственного торгового комитета. Основные идеи Томас Ман изложил в своей главной работе «Богатство Англии во внешней торговле, или баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства» (издана в 1664 г.).
Главным объектом наблюдений меркантилистов была внешняя торговля, движение товаров и денег между странами. По их мнению, важнейшим источником богатства страны была внешняя торговля. Само же богатство они отождествляли с золотом и сокровищами. Для того чтобы богатство притекало в страну, необходимо постоянное превышение экспорта над импортом, другими словами, необходим активный торговый баланс. Государство должно регулировать внешнюю торговлю, чтобы обеспечить приток золота и серебра в страну, проводить политику защиты своих внешнеторговых интересов, то есть политику протекционизма. В частности, устанавливать высокие таможенные пошлины на импортируемые товары, стимулировать экспорт местной продукции.
В середине 18 века во Франции сложилась ещё одна известная экономическая школа — школа физиократов. «Физиократия» буквально означает «природовластие» (от греческого «физис» — природа и «кратос» — сила, власть). Это была группа учёных, наиболее известным из которых был Франсуа Кенэ (1694-1774). Врач по образованию и профессии, он служил придворным врачом при Людовике XV. Лишь в возрасте 60 лет он стал заниматься проблемами экономики. Мировую известность Ф. Кенэ принесла его важнейшая работа «Экономическая таблица» (1758).
Учение физиократов возникло как реакция на меркантилизм. Критикуя меркантилистов, они считали, что правительство должно обращать внимание не на торговлю и накопление денег, а прежде всего — на развитие земледелия. Источник богатства они видели в земледелии. Только труд в сельском хозяйстве является производительным трудом. «Чистый доход», возникающий в земледелии, рассматривался ими как дар природы. В то время во Франции сельское хозяйство было главной сферой национального хозяйства. Вместе с тем физиократы считали промышленность непроизводительной отраслью.
В своей работе «Экономичекая таблица» Франсуа Кенэ заложил основы теории общественного воспроизводства. Он попытался установить пропорции между различными частями общественного продукта, рассмотрел обмен между общественными классами. По существу, это была первая макроэкономическая модель.
Промышленный переворот в конце 18 — начале 19 столетия привёл к созданию материально-технической базы капитализма, развитию машинного производства. Господствующей сферой экономики стала промышленность. Экономическая мысль этого периода главный источник богатства видит в производстве вообще, а не только в сельском хозяйстве, как это представляли физиократы. Новое направление в экономической мысли впоследствии было названо классической политической экономией. Классическая политическая экономия, сформировавшись в конце 18 века, была господствующей школой в экономической науке на протяжении большей части 19 столетия.
Самыми известными и яркими представителями этого направления были шотландский учёный Адам Смит (1723-1790) и англичанин Давид Рикардо (1772-1823). А. Смит возглавлял кафедру нравственной философии в университете Глазго, затем работал главным таможенным комиссаром Шотландии. Он был автором многих трудов по экономике и философии. Но его главным всемирно известным трудом было «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). В этой работе А.Смит даёт всестороннюю характеристику экономической системы общества, рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы, даёт развёрнутую критику меркантилизма. Ему удалось в своей книге соединить большинство существующих направлений экономических исследований. В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара. А. Смит дал развёрнутый анализ основных доходов общества, — прибыли, заработной платы и земельной ренты, — и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь, производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации.
Это направление экономической теории было названо по имени его основателя, Карла Маркса (1818-1883). Он родился в Германии, в семье адвоката, учился в Боннском и Берлинском университетах, имел степень доктора философии. Большую часть своей жизни К.Маркс прожил в эмиграции, в Париже и в Лондоне. Главным его трудом был «Капитал», I том которого был издан в 1867 году. II и III тома «Капитала» были подготовлены к публикации Ф.Энгельсом (1885, 1894), который был другом К.Маркса и известным теоретиком марксизма.
В своём экономическом учении К.Маркс опирался на труды классиков политической экономии. Вместе с тем он подверг критике классическую экономическую теорию, во многом дополнил и развил теоретические положения А.Смита и Д.Рикардо. К. Маркс создал всеохватывающую систему категорий и законов капиталистической экономической системы. В отличие от классиков он показал преходящий характер этой системы, выявил внутренние противоречия капитализма, доказывал неизбежность смены капитализма социализмом и коммунизмом. Многие положения марксизма подвергались и подвергаются критике, но мало кто отрицает историческую роль марксизма в развитии экономической теории. В марксистской экономической теории подчёркивается определяющая роль социально-экономических отношений в экономической системе. Непосредственным предметом исследования поэтому выступают производственные отношения — отношения, складывающиеся между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ. Основой производственных отношений являются отношения собственности на средства производства. От отношений собственности зависит и организация производства, и распределение, и богатство разных общественных классов.
К.Маркс развил трудовую теорию стоимости. Новым в теории стоимости было открытие двойственного характера труда, воплощённого в товаре. По Марксу конкретным трудом создаётся потребительная стоимость товара, а абстрактным трудом — стоимость, а последняя лежит в основе цены товара. Абстрактный труд — это труд в физиологическом смысле, труд как затраты физической и умственной энергии вообще.
На базе трудовой теории стоимости Марксом была создана теория прибавочной стоимости, объясняющая главный источник прибыли и показывающая механизм эксплуатации наёмных работников собственниками капитала. Источник прибыли — это прибавочная стоимость, то есть стоимость, созданная неоплаченным трудом рабочих. Им были рассмотрены также законы капиталистического общественного воспроизводства, в частности, объяснено происхождение циклических экономических кризисов. Конечной причиной этих кризисов является стихийный характер развития, обусловленный господством частной собственности на средства производства. Но подлинный переворот им был совершён в методе исследования. К.Маркс применил диалектический метод в анализе экономических процессов, тем самым был создан метод материалистической диалектики.
Во второй половине 19 века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842-1924). Он был профессором, заведующим кафедрой политической экономии Кембриджского университета. А.Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде «Принципы экономической теории» (1890).
В своих работах А.Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. Маржинализм (от английского marginal — предельный, крайний) — это течение в экономической теории, возникшее во второй половине 19 века. Экономисты — маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последней, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведённая последним нанятым работником). Данные понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы и при объяснении многих других экономических процессов и явлений.
В своей теории цены А.Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение). Неоклассическая экономическая теория также, как и классики, исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.
Современная экономическая теория — это совокупность разных экономических школ и направлений, распространённых в мире на рубеже 20 — 21 столетий. Условно можно выделить три ведущих направления в современной экономической теории: кейнсианство, институционализм, монетаризм. Кейнсианство как направление экономической теории возникло в 30-е годы 20 столетия, в период Великой депрессии, — мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и последовавшей за ним длительной депрессии. Название этого направления связано с именем Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), знаменитого английского экономиста, государственного деятеля и публициста. Он был выпускником Кембриджского университета, учеником А.Маршалла и А. Пигу. Главное произведение Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» впервые было издано в 1936 г.
Кейнс и его последователи основное внимание уделяли анализу макроэкономических проблем. Ими исследуются важнейшие макроэкономические показатели и взаимосвязи между ними, в частности, зависимость между инвестициями и национальным доходом, между государственными расходами и объёмом национального производства, между инфляцией и безработицей.
По существу, Дж.М.Кейнс был основателем современной макроэкономики. Новая макроэкономическая школа критикует классическую и неоклассическую экономическую теорию за её игнорирование проблем кризисов, безработицы и инфляции. Больше того, кейнсианцы отказываются от таких предпосылок прежней теории как отдельное существование рынков товаров, труда и денег, обязательное равенство сбережений и инвестиций, гибкость цен, от принципа laissez faire, то есть от принципа невмешательства государства в экономику.
Рыночная экономика, доказывает Кейнс, не может быть саморегулируемой, она не может обеспечить «эффективный спрос», достаточный для того, чтобы полностью использовать имеющиеся в обществе ресурсы. Чтобы стимулировать совокупный спрос, а значит и производство, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Например, в период экономического спада правительство должно увеличивать государственные расходы и снижать налоги. В течение нескольких десятилетий 20 века, начиная с конца 30-х годов и до середины 70-х, кейнсианство было господствующим направлением, как в теории, так и в экономической политике развитых стран Запада.
Наряду с кейнсианством, одним из наиболее распространённых школ современной экономической мысли является институционализм. Как направление, институционализм возник на рубеже 19-20 вв. в США, с тех пор он распространился по всему миру. Более точное название институционализма — институционально-социологическая школа.
Особенностью институционализма как течения экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий «институция» (обычай, заведённый порядок) и «институт» (порядок, закреплённый в форме закона, учреждения). Институты, являющиеся частью экономики и влияющие на экономическое поведение, — это и семья, и государство, и нравственные нормы, и право, и профсоюзы, и корпорации, и другие социальные явления. Институционализм рассматривает в теории не «экономического человека», а разностороннюю личность. Точно так же как и кейнсианство, институционалисты отвергают предпосылку о способности рыночной экономики к саморегулированию. В рамках этого направления разрабатываются концепции современной экономической системы как «постиндустриального», «информационного» общества.
Одним из наиболее известных современных институционалистов является американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (р. 1909). Профессор Гарварда, государственный деятель, посол в Индии, Гэлбрэйт известен также и своими экономическими работами, каждая из которых была бестселлером не только в академических кругах, но и среди образованной части публики вообще. Одна из важнейших его работ — это «Новое индустриальное общество» (1961). В современной рыночной экономике, «новом индустриальном обществе», по терминологии Гэлбрейта, господствуют крупные корпорации, выпускающие сложную технику. А в корпорациях реальной властью обладают не собственники, а «техноструктура». Техноструктура — этот слой специалистов по технологии, управлению, финансам, учёные, конструкторы. Техноструктура планирует работу корпорации на годы вперёд. А планирование в свою очередь требует стабильности. При планировании производство и сбыт осуществляется по плану, а роль предпринимательства, конкуренции, рыночной стихии сводится к минимуму, если не исчезает совсем. Цели бизнеса при этом изменяются. Техноструктура мало заинтересована в максимизации прибыли, она заинтересована в том, чтобы компания стабильно развивалась, имела прочное положение на рынке. Институционализм во многом близок кейнсианству.
Монетаризм, как одно из важнейших направлений современной экономической мысли, является противником и главным оппонентом и кейнсианства, и институционализма. Название направления происходит от латинского «монета» — денежная единица, деньги. Монетаризм возник в США и стал распространяться в 50-60-е годы 20 века. Его главным идеологом является Милтон Фридман (р. 1912), профессор Чикагского университета, бывший советник американского президента по экономическим вопросам. Свои экономические взгляды он изложил в нескольких работах, наиболее известной из которых является «Капитализм и свобода» (1962).
Важнейшей особенностью монетаризма как экономической школы является то, что его сторонники главное внимание уделяют денежному фактору, количеству денег в обращении. Лозунг монетаристов: «Деньги имеют значение» («Money matters»). По их мнению, денежная масса оказывает решающее влияние на экономическое развитие, от темпов роста денежной массы зависит рост национального дохода. Монетаризм продолжает традиции классической и неоклассической школ экономики. В своей теории они опираются на такие положения классиков как экономический либерализм, минимальное вмешательство государства в экономику, необходимость свободной конкуренции, гибкость цен при изменении спроса и предложения. Влияние монетаризма в мире усилилось в 70-е — 80-е годы, когда главными проблемами экономики стали инфляция и дефицит бюджета. Возникновение этих проблем монетаристы связывают с теорией и практикой кейнсианства, с государственным регулированием экономики.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему экономическая теория – развивающаяся наука?
2. Каковы исторические предпосылки возникновения экономической теории?
3. Кто такие меркантилисты и физиократы? В чём виделся им источник материального богатства?
5. Назовите представителей классической школы. Каков их вклад в развитие экономической науки?
6. Назовите наиболее выдающихся представителей маржинализма и сформулируйте суть их теории.
7. Сформулируйте основной смысл современной неоклассической, и кейнсианской теории. В чём состоят их главные различия?
Похожие статьи:
poznayka.org
2. Основные школы и направления экономической теории
Хотя экономическая наука возникла в глубокой древности, длительное время она не выделялась в самостоятельную дисциплину. Лишь где-то с XV столетия с началом формирования в Европе капиталистического хозяйства она стала обособляться как отдельная наука. Дело в том, что в основе капиталистического хозяйства лежат рыночные отношения, которые в то время начали интенсивно развиваться, разрушая феодальную обособленность, усложняя хозяйственные связи.
Сложность экономических явлений потребовала развития экономической науки до уровня, на котором она могла бы понимать и объяснять эти явления, давать ответы на поставленные самой жизнью вопросы.
Первой научной школой экономической теории стал меркантилизм (от итальянского слова «мерканте» . торговец, купец). Зародившись в конце XV века, эта школа достигла расцвета в XVII столетии.
Главная ее особенность заключается в ограничении объекта исследования сферой обмена.
По существу, экономическая деятельность сводилась к торговле, к торговой деятельности.
Подобная ограниченность меркантилизма не случайна, поскольку эта школа развивалась в период интенсивной торговли, особенно международной. В это время шло формирование капитализма, и доминирующей общественной идеей была идея обогащениия, так что экономическая теория должна была дать ответы на вопросы: что такое богатство? откуда оно берется? каковы его источники?
Меркантилисты дали на эти вопросы относительно простые ответы: богатство воплощено в деньгах, роль которых в то время выполняло золото, его источником является торговля. Конечно, такой подход к богатству и его источникам был весьма поверхностным. Современная экономическая теория гласит, что богатство воплощается в различных благах и через их куплю-продажу богатство не создается, а распределяется. В этом заключается особая роль торговли . она доставляет богатство людям в той форме, в какой они хотят: покупателю . в форме необходимого для удовлетворения потребностей блага, а продавцу . в форме денег (золота). Источником же богатства является производство.
Именно на это обратила внимание следующая школа экономической теории — школа физиократов (от греческих слов «физио» . природа и «кратос» . сила, власть), существовавшая в XVIII столетии и положившая начало классической политэкономии.
Совершенно справедливо указав на производство как на источник богатства, физиократы вместе с тем ограничили производство сферой сельского хозяйства, отнеся все остальные сферы экономики к не производительным, то есть не создающим богатство. Ограниченность физиократов была обусловлена тем, что богатство они отождествляли с веществом природы: если оно увеличивается, значит, по их мнению, растет и богатство.
Появление и развитие следующей школы — школы классической политической экономии, связанное с именами английских экономистов
А.Смитом (1723.1790 гг.) и Д.Рикардо (1772.1823), позволило вывести
производство как источник богатства за рамки сельского хозяйства.
В этом им помогла трудовая теория стоимости. Согласно этой теории, богатство имеет вещественное воплощение и измеряется величиной стоимости, создаваемой трудом. Богатство создается там, где труд преобразует вещество природы в необходимые людям блага. При этом они не умоляли роль природы, вполне обоснованно утверждая, что «природа мать, а труд — отец богатства».
С середины XIX века развитие политической экономии пошло по двум направлениям:
— первое направление получило название политэкономии капитала (или буржуазной политэкономии), а второе . политэкономии труда (или пролетарской политэкономии).
Первое направление политэкономии отошло от представления о труде как единственном источнике стоимости и богатства.
Буржуазным это направление было названо потому, что оно отражало интересы буржуазии как собственника капитала и земли. В конце XIX века развитие данного направления привело к возникновению новой экономической дисциплины, получившей название «экономикс».
Важной особенностью экономикс является то, что она сконцентрировалась на изучении явлений и процессов, происходящих в рыночной экономике, которая рассматривается как «естественная», отвечающая законам природы форма хозяйства. Все остальные формы предстают как отклонение от «естественного» состояния вещей.
— Второе направление политэкономии осталось на позициях трудовой теории стоимости.
Она отражала интересы рабочего класса, единственным источником су- ществования которого является труд. Политэкономию отличает от экономикс и то, что рыночная экономика рассматривается как одна из форм хозяйства, носящая преходящий характер и на определенном этапе своего развития уступающая место плановой экономике.
studfiles.net
Экономические школы
Как наука Экономическая теориявозникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.
Экономические школы | Период развития | Представители |
Меркантилизм | 16-17 вв. | Томас Мани Антуан де Монкретьен |
Физиократы | 18 век. | Франсуа Кенэ и Анн Робер Тюрго |
Классическая политическая экономика | конец 18 — 1-я пол.19 вв. | Адам Смит (1723-1790) |
Марксизм | 2-я пол. 19 — 20 вв. | Карл Маркс (1818-1883) |
Неоклассическая экономическая теория | конец 19 — начало 21 вв. | Альфред Маршал (1842-1924) |
Кейнсианство | 20 — начало 21 вв. | Джон Кейнс (1883-1946) |
Институционализм | 20 — начало 21 вв. | Джон Гелбрейт (1908-2006) |
Монетаризм | 20 — начало 21 вв. | Милтон Фридмен (1912-2006) |
Меркантелизм
Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.
Различают ранний и поздний меркантилизм.
В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.
Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.
Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждениенациональной экономикиотконкуренциисо стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.
Наиболее известные представители меркантилизма:
Томас Мен (1571-1641)
Антуа де Монкретьен (1575-1621)
Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.
С выходом в свет его книги «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.
Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капиталаи внешней торговле.
Физиократы
Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.
Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали, чтоисточником богатства является труд только в земледелии (производство в с/х, а не обращение). Промышленность они считали бесплодной сферой перерабатывающей продукты земледелия и природы. Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства (с/х).
Физиократы называли себя экономистами, а свое учение политической экономией. Физиократы были предшественниками классической политэкономии.
Основными представителями школы являлись:
Франсуа Кенэ (1694-1774)
Анн Робер Тюрго (1727-1781)
Классическая школа полит. Экономики
Дальнейшее развитие эк. наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).
Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.
Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.
Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.
Давид Рикардо продолжил теорию А. Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление. Прибыльесть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.
studfiles.net
Экономические школы и их учения :: SYL.ru
Греческое слово «экономика» в буквальном переводе означает «искусство ведения хозяйства». Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя «новой» науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и в пределах крупного региона, страны, всего мира. Сегодня существуют самые разные экономические школы, которые представляют собой системы теоретических изысканий и взглядов, обосновывающих концепцию и законы данной науки. О самых интересных из них стоит рассказать.
Меркантилизм
Первые экономические школы представляю особый интерес. Меркантилизм как раз таковым и является. Он формировался в период XV-XII вв., а сам термин был введён в научным оборот французским экономистом Антуаном Монкретьеном, который также известен как драматург.
Меркантилизм отображал политику государства, поскольку сторонники данного учения представляли интерес торгового капитала. Главной их целью было удержание в стране драгоценных металлов. Что достигалось различными методами. На импортируемые товары устанавливались высокие цены, экспорт серебра и золота из страны сурово карался. А удержания в государстве денег удавалось добиться запретами на их вывод за границу. Даже если импортёрам удалось выручить прибыль с продажи их продукта, они были обязаны потратить средства на приобретение местных товаров.
Исходя из этого, можно заявить, что во главе меркантилизма стояла теория денежного баланса. Однако это был ранний этап данной школы экономического развития, длившийся до начала XVI вв. Затем наступил поздний меркантилизм. И основные положения изменились. Жесткие ограничения, касающиеся вывоза денег и импорта товаров, перестали существовать, появилась идея торгового баланса, начались активные закупки дешёвого товара в одних странах и его последующая реализация в других за бóльшие деньги.
Сейчас считается, что меркантилизм в плане школы экономической мысли является очень примитивным. Потому что он соответствовал лишь одной эпохе – той, когда основной идеей было накопление капитала. Но всё же именно это направление дало толчок к развитию учения, касающегося финансов. Так что к нему относятся с уважением – как к предыстории экономической науки.
Физиократия
Нельзя не отметить вниманием и это французское учение XVIII века, рассказывая про экономические школы. Его основателем является Франсуа Кенэ.
Физиократы испытывали враждебное отношение к сословному строю общества, а также к сеньориальным правам и дворянским привилегиям. Народолюбие было одной из главных их идей. Также физиократы считали, что богатство создаётся в сельском хозяйстве, а не в торговле. Потому что ремесленники и работники других сфер промышленности не создают ничего нового, приносящего прибыль. Они лишь перерабатывают всё произведённое в сельском хозяйстве. Торговля занимается перераспределением богатства, в то время как сельское хозяйство является его стабильным источником. Поэтому одним из важнейших вопросов физиократии была проблема сбалансированности рынка.
Интересно, что физиократия имеет место быть и в наше время. На сегодняшний день её развитием занимается американский экономист и политический активист Линдон Ларуш. Вообще, учение физиократов сложно переоценить. Ведь это была первая социально-экономическая школа, которая открыла научный этап развития данной науки. Именно она затронула ряд принципиально новых вопросов и частично решила некоторые проблемы. Появились идеи о разделении труда, происхождении и использовании денег, о заработной плате и факторах, которые на неё влияют. Они до сих пор представляют собой интерес и не теряют актуальности.
Классическая политическая экономия
Это направление, возникшее в период XVIII-XIX вв., заслуживает особого внимания. Ведь оно является первым из всех современных экономических учений. Которое, кстати, берёт начало из физиократии.
Первой возникла идея либерализма. Основным принципом её было соблюдение невмешательства государственной власти в экономические процессы, что давало предпринимателям неограниченную свободу в плане конкуренции. Меркантилизм и физиократия утратили свою актуальность. Перестал осуществляться и прямой государственный контроль экономической деятельности. Это привело к возникновению свободного частного предпринимательства. И воцарилась так называемая laissez faire — политика невмешательства.
Кстати, именно в рамках данного направления возник термин «невидимой руки», известный каждому образованному человеку. Впервые о системе саморегулирования заговорил шотландский экономист и философ-этик Адам Смит. И сегодня действие рыночного механизма, координирующего решения продавцов и покупателей, можно наблюдать на практике. Принцип прост: производителю важно извлечь выгоду, однако его путь к ней прокладывается через удовлетворение потребностей покупателя. Поэтому он, преследуя собственную цель, реализует интересы общества.
Почему же классическая экономическая школа считается таковой? Потому что большинство её методологический положений и теорий, которые лежат в основе данного направления, имеют подлинно научный характер. И это очень важно. Ведь именно благодаря людям, представлявшим данное течение, экономическая теория получила статус научной дисциплины.
Неоклассицизм
О нём также необходимо рассказать, перечисляя школы экономической мысли. Неоклассицизм – это особенное учение. Поскольку оно включает в себя целый ряд направлений и школ, объединённых общим принципом, который подразумевает признание влияния издержек производства и полезности благ на формирование цены. Неоклассицизм – это однозначно высшая экономическая школа. Поскольку его направление до сих пор является лидирующим в современной науке.
А основоположником идеи является Альфред Маршалл. Именно он во второй половине XIX века разработал теорию цены, заработной платы и несколько других интересных идей.
Маршалл, как и последователи неоклассицизма, опирался на концепцию спроса и предложения, исходя из которой и вытекает идея цены. Стоимость блага определяется соотношением спроса и предложения, а также окупаемости. Производитель никогда не будет реализовывать свой товар по той цене, которая не даст ему прибыли, способной покрыть затраты. Идея Альфреда Маршалла представляет решение вопроса ценообразования не только с позиции производителя (как классическая экономическая теория). Она затрагивает и потребительскую сторону.
Кстати, именно в период формирования неоклассицизма появилось понятие эластичности спроса. Сегодня, ориентируясь на него, удается измерить степень реакции потребителя на изменение цен, что влияет на прибыль и доход производителя.
Социализм
Все основные экономические школы, известные науке, имеют в основе определённую мысль, принцип. И в случае с социализмом главной идеей является утопия. Поскольку в роли центральной мысли данного направления выступает справедливость, равенство, свобода и свержение капитализма.
Социализм в экономике подразумевает сохранение товарного производства, обращения товаров и денег. Идея этого течения направлена на максимальное удовлетворение культурных и материальных потребностей общества, а ещё на всестороннее обеспечение развития его членов, которое достигается вследствие непрерывного совершенствования производства. Эта высшая экономическая школа отводит в своём учении важнейшую роль заработной плате. Поскольку именно она влияет на подъём благосостояния народа и формирование социалистического образа жизни.
Сегодня социализм проявляется повсеместно. Ярким примером можно считать процесс оказания мировой экономической системой поддержки народам слаборазвитых стран.
Кейнсианство
Основная идея данного направления экономических школ выражается в теории об оказании влияния агрегированного показателя спроса на производство в краткосрочных перспективах. Её основателем является Джон Мейнард Кейнс. Он считал, что наука о финансах должна быть интуитивной, и выступал против излишней математизации.
Также Кейнса всегда волновали конечные цели экономической деятельности. У него было своё видение тяги к богатству. Он считал любовь к деньгам оправданной, ведь она даёт возможность жить хорошо. Кейнс также верил, что главной целью экономической активности людей является их стремление к нравственному совершенствованию нашего мира. У Джона Мейнарда были довольно интересные мысли касательно данной темы, ведь он был не только экономистом, а ещё и философом.
Рассказывая о специфике кейнсианской школы экономической науки, нельзя не отметить, что представители данного направления выступают за активное участие государства в данной сфере. Последователи этого течения называют решения частного сектора причиной неэффективности в народном, национальном хозяйстве. И решением является лишь фискальная и монетарная политика со стороны правительства и Центрального Банка.
Долгое время кейнсианство было стандартной экономической моделью большинства развитых стран. Ей следовали во времена Великой депрессии, Второй мировой войны, и даже в течение 30 лет после неё. Однако в середине 70-х кейнсианств перестало занимать доминирующее положение по причине стагфляции и энергетических кризисов. Сейчас же интерес к этому направлению снова растёт. Всё потому, что современные экономические школы и рыночные модели не могут справиться с последствиями финансового кризиса, случившегося в 2007-2008 гг.
Институционализм
Данное течение тоже нельзя обойти вниманием, перечисляя основные экономические школы. Ведь оно представляет собой очень интересную современную теорию, которая рассматривает влияние социальных институтов (традиций, морали, права, государства) на принятие экономических решений. Её основателем является Торстейн Бунде Веблен – американский публицист, социолог и футуролог.
Современный институционализм не игнорирует категории, считающиеся привычными для неоклассицизма. Цена, спрос и прибыль просто рассматриваются с учётом актуального спектра интересов и рыночных отношений.
Ещё приверженцы идей институционализма рассматривают экономику как часть социальной системы, а не в чистом её виде. Также данное течение считает общественные интересы главными. В этом прослеживается сходство с социализмом. Ещё умеренное государственное вмешательство в экономику приветствуется, так как считается целесообразным и полезным. И кстати, приверженцы институционализма считают, что не только цены влияют на экономическую ситуацию в стране. Они принимают во внимание также безработицу, кризисы, политическую нестабильность и инфляцию.
И если говорить о том, какая экономическая школа является наиболее простой для понимания, то это явно будет институционализм. Никаких сложных формул и графиков – только статистика и опыт. В центре внимания находится не анализ предложения, спроса и цен, а экономические проблемы, связанные с социальными, правовыми, этическими и политическими аспектами.
Монетаризм
Все экономические школы имеют свою центральную идею. Монетаризм рассматривает изменение цен, зависящее от объёма денежной массы. И эта мысль, кстати, пришла в экономическую теорию ещё во времена античности. Однако становление монетаризма пришлось на середину ХХ века.
Данная теория утверждает, что деньги – это финансовая основа и важнейший стимулятор экономического развития. Средства определяют движение и последующее развитие производства. Сторонники монетаризма считают, что испытываемую людьми потребность в деньгах определяет их высокая ликвидность. Спрос на средства постоянно растёт, и это обусловлено склонностью к сбережению и накопительству.
Кстати, рыночная экономика, по мнению монетаристов, отличается устойчивостью и стремлением к стабильности. Цены, в свою очередь, играют роль основного регулятора. Государственное вмешательство категорически не приветствуется.
Ещё отмечается приоритетность денежных факторов. Приверженцы монетаризма считают, что регулирование должно опираться на долговременные задачи, а не на текущие.
Также Милтон Фридман, являющийся основателем данной теории, уверял: инфляцию необходимо подавлять любыми способами. Даже если придётся сокращать социальные программы. Из-за этого, собственно говоря, к монетаризму сложилось противоречивое отношение.
Марксизм
Выше были перечислены все известные экономические школы. Однако о марксизме необходимо рассказать отдельно, несмотря на то, что данная теория имеет отношение к классическому течению.
Её основателем был экономист-социолог Карл Маркс и его близкий друг – философ Фридрих Энгельс. Специалисты придали идее классиков политической экономии научный характер, а также доказали необходимость использовать классовый подход по отношению к исследованию закономерностей общественного развития.
Именно Маркс доказал, что обмен – это обязательное условие для превращения какого-либо продукта труда в полноценный товар. К тому же он определил понятие средней рыночной стоимости. И доказал важность изучения не только закона распределения изготовленного продукта, но и самого производственного процесса, а также последующего обмена и потребления.
О марксистской теории обычно отзываются в положительном ключе, однако она не была лишена недостатков. Один из них проявлялся в неоцененности роли частной трудовой собственности в процессе реализации человеческих ресурсов. А вот влияние крупного производства, напротив, переоценили. Впрочем, как бы то ни было, это и наблюдается сейчас в современном обществе. Мелкое производство вытесняется крупным или же поглощается им. Также сторонники марксизма игнорировали деятельность предпринимателей, поскольку они считали источником дохода только труд наёмных работников. Но главным недостатком была необоснованная абсолютизация роли государственной собственности в создании нового строя.
Консерватизм
Это течение тоже стоит затронуть, рассказывая про экономические школы. Экономика является «взрослой» наукой. А консерватизм является движением, поддерживающим идею о сохранении ранее устоявшихся традиций. Он отрицает революции, большие реформы, нововведения. И выступает за идеализацию прошлого и возрождение старых порядков.
В экономике консерватизм защищает понятия частной собственности, рыночного механизма и личностной свободы. Это направление получило «второе дыхание» примерно 30-40 лет тому назад. Тогда даже появился термин «консервативный сдвиг». Им обозначали возрождение либеральной философии, появление теории рациональных ожиданий и идеи общественного выбора.
Сегодня идеология консерватизма активно развивается, воздействуя на социализм и либерализм. Вообще, в XXI веке все ранее сформированные экономические школы переосмысливаются и получают новые проявления, выражаются в других идеях. Иначе говоря, их «примеряют» на современные ситуации. Особое значение приобрела идея права собственности, трансакционная теория организаций. Ещё активно продвигается мысль о том, что человек является основным экономическим ресурсом постиндустриального общества. И проблемы, являющиеся актуальными, решаются как традиционными методами, так и экспериментальными.
Можно ещё долго рассказывать о концепциях современных и ранее существовавших теорий. Экономика – это наука и система производства, которая на сегодняшний день стремительно развивается. Она тесно связана с социологией, психологией, политикой. Мировая экономика строится по определённым законам и стремится к глобализации. В этом процессе не обойтись без применения некогда разработанных теорий и положений, без обращения к опыту наших предшественников. Экономика динамична. Но принципы её во многом неизменны, что доказывает сохранившаяся актуальность учений вышеперечисленных экономических школ.
www.syl.ru
Этапы развития экономической теории. Экономические школы
Экономическая теория является одной из древнейших наук, привлекавшей внимание ученых и всех образованных людей. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами.
Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.
Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями.
Как наука экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения.
В XIX веке экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов.
В XX веке появляются особые экономические факультеты, специализированные экономические высшие и средние специальные учебные заведения, экономику начинают изучать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, формируется круг профессиональных экономистов.
В прошлом веке А.С. Пушкин, которому царь Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего, высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию.
И сегодня интерес образованных людей к экономической теории не иссякает. Видный американский ученый П. Самуэльсон назвал ее «королевой наук», а создатели пролетарской политэкономии считали ее «анатомией человеческого общества». И действительно, как нет хорошего врача без знания анатомии, так нет хорошего экономиста, коммерсанта, предпринимателя без знания основ экономической теории.
П. Самуэльсон в известной всему миру книге «Экономикс» писал, что человек, который систематически не изучал экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению.
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего, стран Древнего Востока. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.
Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.
Экономика — это такая наука, которая изучает использование различных ограниченных ресурсов с целью обеспечения удовлетворения потребностей человека и людей в целом, а так же взаимоотношения между сторонами хозяйственной деятельности; а так же само хозяйство, как совокупность средств производства, которые используют люди с целью удовлетворения потребностей.
Экономика разделяется на две части научную и прикладную. Научная экономика еще называется экономической теорией — наукой о том, как отдельные люди так и общество в целом избирают способ использования дефицитных ресурсов, которые имеют многоцелевое значение. Прикладная экономика изучает возможности использования экономических законов, теорий и т.д., которые были разработаны экономической теорией, для работы разных элементов экономических систем.
Экономические школы
Первые экономические школы начинают зарождаться в XVI-XVII вв.
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.
Экономические школы |
Период развития |
Представители |
Меркантилизм |
16-17 вв. |
Томас Ман (1571-1641) |
Физиократы |
18 век. |
Франсуа Кенэ (1694-1774) |
Классическая политическая экономика |
конец 18 — 1-я пол.19 вв. |
Адам Смит (1723-1790) |
Марксизм |
2-я пол. 19 — 20 вв. |
Карл Маркс (1818-1883) |
Неоклассическая экономическая теория |
конец 19 — начало 21 вв. |
Альфред Маршал (1842-1924) |
Кейнсианство |
20 — начало 21 вв. |
Джон Кейнс (1883-1946) |
Институционализм |
20 — начало 21 вв. |
Джон Гелбрейт (1908-2006) |
Неоконсерватизм (монетаризм) |
20 — начало 21 вв. |
Милтон Фридмен (1912-2006) |
В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XVI в. – середина XVII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.
Меркантилисты (Т. Ман, А. Монкретьен) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.
Меркантилизм возник во время великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний.
Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, направленная на увеличение золота и серебра в стране законодательным путем. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров.
Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.
Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.
С выходом в свет книги Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория более 350 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.
Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.
Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.
Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что, источником богатства является только труд в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как «бесплодная» сфера, не создающая «чистого продукта».
Представители школы: Франсуа Кенэ, Робер Тюрго.
Школа классической политэкономии
Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).
Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.
Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.
Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.
Давид Рикардо утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда, затраченного на его изготовление. Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.
Экономическая школа утопического и научного коммунизма (марксизм)
Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.
Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость. С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, в которой все хозяйственные решения принимаются центральным аппаратом.
Маржинализм
Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно маржинализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.
Представителями маржинализма (школы предельного анализа) являются: Менгер, Визер, Вальрас.
Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют стоимость любого блага или товара в зависимости от его предельной полезности для потребителя.
Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.
Неоклассическая школа
Возникает на основе синтеза идей Давида Рикардо и представителей школы Маржинализма.
Представители неоклассической школы: Альфред Маршал, Артур Пигун.
Основная идея — экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.
Кейнсианство
Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы.
С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.
Дж.Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.
Экономическая школа Институционализма
Институционализм (от лат. institutum — установление, учреждение) — экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще.
Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов управления и права, общества.
Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.
Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.
Представители школы институционализма: Веблен, Митчелл, Гэлбрейт.
Школа Неоконсерватизма
Неоконсерватизм – (монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий) – защита идей свободного предпринимательства и принципа саморегулирования рыночной системы. Рынок признается наиболее эффективным способом организации хозяйства, роль государства сводится к обеспечению условий для свободной конкуренции.
Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридмен.
newinspire.ru
Экономические школы и их развитие
Становление общества сопряжено с реализацией материальных и духовных человеческих потребностей. Удовлетворение нужд выступает главным мотивом участия людей в производственных отношениях и фундаментом экономического развития.
Значение потребностей
Человеческие нужды побуждают людей к действию. Потребности существуют совместно со средствами, с помощью которых осуществляется их удовлетворение. Эти «инструменты» формируются непосредственно в рабочем процессе. Труд – целесообразная деятельность. Он проявляется прежде всего в умении человека создавать предметы и средства для материального производства. В формировании собственности центральным звеном выступает присвоение трудовых средств.
Хозяйственный интерес
Он возникает на основе системы разнообразных потребностей. Экономические интересы – важнейший мотив трудовой деятельности. При совершенствовании производства увеличивается количество нужд. Они, в свою очередь, способствуют дальнейшему развитию экономики. Формирование потребностей, кроме прочего, зависит и от субъективных факторов. К ним прежде всего относят вкусы и склонности человека, духовные нужды личности, физиологические и психологические особенности, а также народные обычаи и привычки. В связи с этим формируются условия, при которых человек вынужден устанавливать ценность услуг либо товаров.
Производственная деятельность
Она осуществляется с помощью экономической системы. Последняя представляет собой специфический общественно-организационный механизм. В связи с ограниченностью имеющихся ресурсов, удовлетворение нужд всех членов общества достигнуть невозможно. Тем не менее, цивилизация стремится к этой цели как к идеалу. Это заставляет человечество вырабатывать разнообразные средства, которые позволили бы реализовать данную задачу. В качестве одного из таких средств выступает экономическая теория.
Исходные элементы
Первые признаки экономического мышления обнаруживаются в трудах мыслителей Древнего Египта и в древнеиндийских трактатах. Ценные заповеди, касающиеся хозяйствования, присутствуют и в Библии. Как научное направление экономическая теория начала формироваться более отчетливо в работах древнегреческих философов. Первые идеи сформулированы Ксенофонтом, Аристотелем, Платоном. Именно они ввели термин «экономия», обозначая им учение о создании и ведении домашнего хозяйства в рабовладельческих условиях. Это направление базировалось на элементах натуральной трудовой деятельности и рынка.
Развитие экономических школ
Труды древнегреческих мыслителей стали фундаментом для дальнейшего формирования учения. Оно разделилось впоследствии на несколько направлений. В итоге сформировались следующие основные экономические школы:
- Меркантилизм.
- Марксизм.
- Физиократы.
- Классическая экономическая школа.
- Кейнсианство.
- Неоклассическая школа.
- Монетаризм.
- Маржинализм и историческая школа.
- Институционализм.
- Неоклассический синтез.
- Леворадикальная школа.
- Неолиберализм.
- Школа теории экономики предложения.
Общая характеристика традиционного направления
Основные экономические школы формировались под влиянием различных взглядов разных ученых. Выдающуюся роль в становлении традиционного учения сыграли такие деятели, как Ф. Кенэ, У. Пети, А. Смит, Д. Рикардо, Д. С. Миль, Жан-Батист Сэй. При различии взглядов их объединяло несколько общих идей, на базе которых формировалась классическая экономическая школа. В первую очередь, все названные авторы выступали сторонниками хозяйственного либерализма. Его суть зачастую выражена словосочетанием laissez faire, что буквально значит «оставьте делать». Принцип этого политического требования был сформулирован еще физиократами. Идея заключалась в предоставлении полной экономической свободы личности и конкуренции, неограниченной государственным вмешательством. Обе эти экономические школы рассматривали человека как «хозяйствующего субъекта». Стремление личности к преумножению своего богатства способствует увеличению такового у всего общества. Автоматическим механизмом самонастройки («невидимой рукой», как назвал его Смит) направляются разрозненные действия потребителей и производителей так, что во всей системе устанавливается долгосрочное равновесие. При этом продолжительное существование в ней недовыработки, перевыработки продукции и безработицы становится невозможным. Авторы этих идей внесли значительный вклад в формирование школы экономической науки. Впоследствии они использовались и совершенствовались. Многие экономические школы вносили свои дополнения в эти идеи. В результате формировались системы, которые соответствовали тому или иному этапу становления общества. Так возникла, например, социально-экономическая школа.
Идея Смита
На базе школы экономической теории, сторонником которой являлся этот деятель, была разработана концепция рабочей стоимости. Смит и его последователи считали, что формирование капитала осуществляется не только посредством земледелия. В этом процессе особое значение имеет труд и прочих слоев населения, всей нации в целом. Сторонники этой школы экономической теории утверждали, что, участвуя в производственном процессе, трудящиеся всех уровней вступают в кооперацию, сотрудничают, что, в свою очередь, исключает любое различие между производительными и «бесплодными» видами деятельности. Такое взаимодействие наиболее эффективно тогда, когда осуществляется в виде рыночного товарообмена.
Экономические школы: меркантилизм и физиократы
Эти учения, как и описанное выше, существовали в 18-19 веках. Эти экономические школы имели различные взгляды на производство общественного богатства. Так, меркантилизм придерживался идеи о том, что базой выступает торговля. Для увеличения объема общественного богатства правительство должно всеми способами поддерживать внутренних продавцов и изготовителей, препятствуя деятельности зарубежных. Физиократы считали, что экономическую основу составляет сельское хозяйство. Общество они делили на три класса: собственников, производителей и бесплодных. В рамках этого учения были сформулированы таблицы, которые, в свою очередь, стали фундаментом для образования модели межотраслевого равновесия.
Прочие направления 18-19 веков
Маржинализм – это австрийская школа, придерживающаяся идеи о предельной полезности. Ведущим деятелем этого направления являлся Карл Менгер. Представители этой школы объяснили понятие «стоимость» с позиции психологии потребителя. Они пытались базировать обмен не на производственных издержках, а на субъективной оценке полезности продаваемых и приобретаемых благ. Неоклассическая школа, представителем которой был Альфред Маршал, разработала концепцию функциональных взаимоотношений. Сторонником математического направления был Леон Вальрас. Он характеризовал рыночную экономику как структуру, которая способна достичь равновесия путем взаимодействия предложения и спроса. Им была разработана концепция общего рыночного баланса.
Кейнсианство и институционалисты
Кейнс базировал свои идеи на оценке деятельности всей экономической системы в целом. По его мнению, структура рынка изначально не равновесна. В связи с этим, он выступал за жесткое государственное регулирование товарооборота. Сторонники институционализма, Эрхарт и Гелбрейт, считали, что анализ хозяйствующего субъекта невозможен без учета формирования окружающей среды. Ими было предложено комплексное изучение экономической системы в динамике эволюции.
Марксизм
Это направление базировалось на теории прибавочной стоимости и принципе планомерного формирования народного хозяйства. Ведущим деятелем учения выступал Карл Маркс. Его работы впоследствии получили развитие в трудах Плеханова, Энгельса, Ленина и прочих последователей. Некоторые положения, выдвинутые Марксом, подверглись пересмотру «ревизионистами». К ним, в частности, относились такие деятели, как Бернштейн, Зомбарт, Туган-Барановский и другие. В советские годы марксизм выступал в качестве основы экономического образования и единственного легального научного направления.
Современная Россия: ВШЭ
Высшая экономическая школа представляет собой исследовательский институт, который осуществляет проектную, образовательную, общественно-культурную и экспертно-аналитическую деятельность. Она базируется на международных стандартах. ВШЭ, выступая как часть академического сообщества, ключевым элементом своей практики считает вовлеченность в университетское глобальное взаимодействие, партнерство с зарубежными институтами. Являясь российским университетом, учреждение работает на благо страны и ее населения. Основные направления ВШЭ – эмпирические и теоретические исследования, а также распространение знаний. Преподавание в университете не ограничивается фундаментальными дисциплинами.
fb.ru
Ответы на вопрос «3.Возникновение экономики, основные направления и школы.»
Возраст экономики равен возрасту человечества. Древнейшие дошедшие до нас письменные источники – «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», (Египет, XXIвек до н.э.) и кодекс законов Хаммурапи (Вавилония, XXVIIIв. До н.э.). Вопросов хозяйства касался в своем учении Конфуций (5-4 в. До н.э.). Ксенофонт (444-355 до н.э.) в своем труде «Экономикос» дал название будущей науке. Аристотель (4 в.) разграничил экономику как естественную основу хозяйства и хрематистику – искусство наживать богатство торговлей и ростовщичеством.
Средневековые схоласты пытались привести хозяйственную деятельность общества в соответствие с церковным учением.
Как наука экономика сформировалась в 17-18 вв. Ее возникновение было обусловлено вытеснением натурального хозяйства торговлей. Первой научной экономической школой была школа меркантилистов. Монкретьен, Кольбер, Джон Локк, Мен исследовали сферу обращения богатств и находили источник обогащения в торговле. Они положили начало анализу объективного движения денег, определили форму капитала: деньги -> товар -> деньги. Поняли значение прибыли – это был определяющий момент в развитии экономики.
С 17 века в центре внимания оказывается производство.
Школа физиократов представлена Буагильбером, Кене, Тюрго. Они полагали источником богатства землю и изучали экономические отношения в сельском хозяйстве. Школа физиократов возникла под влиянием необходимости стимулировать сельское хозяйство.
Представители английской классической политэкономии – Адам Смит, Витти, Риккардо – развили идеи физиократов и присовокупили к ним материальное производство. Смит полагал, что свободная рыночная конкуренция – идеальная форма ведения хозяйства («невидимая рука рынка»). Главное условие обогащения в соответствии с классической политэкономией – расширение объема производства.
В итоге, историческое движение экономической мысли выглядит так: меркантилисты -> физиократы -> классическая политэкономия. Дальше – интереснее, но это следующий вопрос.
www.konspektov.net