Основные сферы личности – Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера личности, ее формирование. — Шпаргалка
Сферы личности | Блог 4brain
Как человек, занимающийся саморазвитием, вы наверняка задумывались о совершенствовании каких-либо навыков. Но их так много, что порой не знаешь, за что взяться. Что важнее: сила воли или целеустремленность? Этот и подобные вопросы могут поставить в тупик. Однако если вы знаете о концепции сферы личности, разобраться становится намного проще. Например, зная, что сила воли и целеустремленность относятся к одной группе способностей, вы можете сделать определенные выводы.
Сферы личности – это совокупность особенностей человека, которые характеризуют его поступки, мотивации, пути достижения целей, восприятие информации, потребности и т.д. Подобная категоризация нужна не только тем, кто занимается саморазвитием, но и, к примеру, компаниям, которые ищут работников.
Выделяют следующие сферы личности человека:
- мотивационная;
- волевая;
- органическая и социальная;
- познавательная.
В этой статье мы рассмотрим эти сферы личности человека и попытаемся понять, как они формируются и от чего зависят.
Мотивационная сфера личности
Каждый человек имеет свои определенные потребности, которые побуждают его на то или иное поведение, направленное на удовлетворение этих потребностей.
Уровень и количество потребностей отличаются от человека к человеку: это обусловлено условиями существования, разным образом жизни, уровнем организации и места в обществе.
Если основные потребности (еда, питье, тепло) не особенно меняются в процессе жизни, разве что их количество, то иные (самореализация, поиск смысла существования) эволюционируют вместе с человеком. Многое зависит от моральных ценностей.
Если говорить о структуре мотивационной сферы личности, то, несмотря на некоторые различия, все же можно выделить определенные тенденции. Вот приблизительная схема:
- Органические (потребность в еде и питье).
- Материальные (потребность в имуществе и деньгах).
- Социальные (потребность в авторитете, уважении, чувстве справедливости, чувстве собственного достоинства).
- Духовные (вера, повышение духовного уровня).
Психологи уделяют мотивационной сфере личности основное внимание, потому что от мотивации зависит поведение человека, направленное на достижение целей. Множество поступков в своей жизни мы совершили исключительно потому, что хотели этого.
Основные характеристики мотивационной сферы личности:
- Мотивационная сила: если человек достаточно мотивирован, он способен на многое.
- Динамичность мотивов: изменение силы и приоритетности мотивов.
- Устойчивый характер мотивов: они не исчезают после удовлетворения определенных потребностей.
- Наличие структуры: несколько потребностей можно объединить в одну мотивацию.
- Существование определенной иерархии: есть второстепенные и доминирующие мотивы.
- Гибкий характер: каждый человек может удовлетворять свои потребности при помощи разных способов.
- Множественный характер: увеличение самих потребностей, средств и способов для удовлетворения таких нужд.
- Разнообразие мотивов: большое количество побуждений к действиям.
Следует помнить, что мотивационная сфера личности – лишь одна из нескольких. По ней одной нельзя судить о человеке. Рассмотрим другие.
Волевая сфера личности
Волевая сфера личности – это совокупность волевых качеств, которая характеризует человека в его способности достигать целей в трудных условиях.
Три самых главных качества этой сферы: целеустремленность, сила воли, стойкость воли.
Целеустремленность – это способность в любых ситуациях помнить о намеченных планах, быть сфокусированным на ней до победного конца.
Изучая основы тайм-менеджмента, мы понимаем важность постановки целей. Но из-за раздражителей теряем фокус и начинаем заниматься совершенно другими делами, при этом испытывая стыд и пытаясь избавиться от когнитивного диссонанса при помощи отговорок и поиска оправданий.
Чтобы воспитать целеустремленность, нужно в первую очередь использовать хитрости, не имеющие к ней прямого отношения: даже простые стикеры, расклеенные по всей квартире, окажут существенный эффект. Но при этом вам нужно развивать силу воли.
Сила воли – это способность человека принимать сложные решения, а также направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.
Она является невероятно важным компонентом в достижении успеха. Даже если у человека сильно развита мотивационная сфера, пробелы в волевой будут тянуть его вниз при каждой неудаче.
Сила воли необходима как для совершения действия, так и для отказа от него (что не менее важно). Например, отказаться от торта ради будущего в спорте или от вечеринки с друзьями ради изучения английского языка. Сейчас существует наибольшее количество соблазнов за всю историю человечества, поэтому наличие силы воли является одним из самых серьезных преимуществ.
Сейчас модно считать, что сила воли переоценена, но она, скорее, недооценена (все выдающиеся личности ею обладали). А если вы сумеете объединить ее с мотивацией, то достигнете самых амбициозных целей.
Стойкость воли – это уровень постоянства и повторения усилий, которые человек прилагает при достижении сложной цели на протяжении длительного периода времени. Проще говоря, это шкала измерения силы воли.
Да, сила воли является исчерпаемым ресурсом, но при этом можно повышать ее количество. Это и есть стойкость воли: сколько минут или часов вы сможете работать над задачей, не получая никаких результатов?
Волевая сфера личности проявляется и в других аспектах жизни человека. Например, в склонности к риску и локусе контроля.
Склонность к риску – это характеристика поведения человека в неопределенных ситуациях. Считается, что развитая сила воли делает индивида более рискованным.
Локус контроля
Такой человек знает, что лишь он ответственен за свою жизнь и даже реакции других людей на него. В то время как личность с внешним локусом контроля (винящая обстоятельства) развивает в себе синдром жертвы.
Органическая и социальная сфера личности
Человека нельзя рассматривать вне контекста общества. Помимо волевой и мотивационной сферы личности, одновременно развивается органическая и социальная (ее изучал русский психиатр и невропатолог Владимир Бехтерев).
Органическая сфера проявляется в реакциях на раздражители окружающего мира, в то время как социальная имеет связь с установлением взаимопонимания с членами общества, в котором находится человек.
Как подчеркивает Бехтерев, «сложный процесс развития социальной сферы личности нисколько не устраняет органическую сферу личности, он ее только дополняет, хотя и частично подавляет, так сказать, наслаивает на нее новые сочетания, вытекающие из деяний, относящихся условиям социальной жизни».
На самую вершину социальной сферы личности Бехтерев ставил характер. И уже потом идут сосредоточенность, умственная работоспособность. При этом он подчеркивал, что очень сильно на эти параметры влияет темперамент.
Он также утверждал, что для личности присущи волевые проявления, внутренние мотивы действий и поступков, то есть те психические явления, которые в психологии и философии связаны с волей.
Познавательная сфера личности
Познавательная сфера личности – это набор способностей, при помощи которых человек познает явления окружающего его мира. Существует мнение, что совокупность всех этих элементов и называется интеллектом.
Эта сфера состоит из следующих компонентов: восприятие, ощущения, внимание, воображение, память, мышление.
Ощущения – это то, что воспринимают наши рецепторы из внешней или внутренней среды.
Восприятие – это то, как мы интерпретируем сигналы, полученные при помощи ощущений. То есть это явление можно назвать психологическим, потому что он может менять свое восприятие при помощи волевого усилия и изменения мышления.
Внимание нам помогает сосредотачиваться на одном раздражителе, выбирая его из всего, что есть вокруг.
Память очень сильно зависит от внимания, потому что запоминается лучше всего то, на чем человек был сфокусирован. При этом память тесно связана со всеми остальными элементами познавательной сферы человека.
Воображение – это способность человека вызывать в уме образы. Считается, что данное умение присуще исключительно человеку, оно помогает планировать достижение сложнейших целей.
Мышление – это умение человека анализировать полученную информацию. Ощущения, восприятие, внимание, память и воображение являются пищей для ума, которая затем перерабатывается мышлением.
Все познавательные сферы личности человека и их элементы поддаются тренировке. На нашем сайте вы найдете курсы и статьи, которые помогут их развивать, становясь более разносторонней личностью. Советуем вам начать со следующих курсов:
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
4brain.ru
§ 1. Основные психологические сферы личности. Структура личности
Похожие главы из других работ:
Ведущая деятельность и новообразования в младшем школьном возрасте
2.Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению…
Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста
1.1 Основные подходы к изучению нравственной сферы в зарубежной и отечественной психологии
Нравственность — совокупность норм, определяющих поведение человека. Нравственность — это ценностная структура сознания…
Возрастная и гендерная специфика социализации в подростковом возрасте
Психологические особенности мотивационно-потребностной сферы подростков
Много исследований было посвящено изучению проблем подростков, возникающих с наступлением переходного возраста. Но и сегодня педагогам и родителям приходится сталкиваться с различными формами непослушания (упрямство, грубость, агрессивность…
Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников
1.1 Понятие эмоциональной сферы личности
Эмоция — особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций…
Исследование мотивационно-потребностной сферы лиц юношеского возраста с ДЦП
1.2 Основные закономерности развития мотивационной сферы
Если проанализировать мотивацию как процесс, то можно выделить в нем несколько последовательных этапов: Первый этап — возникновение потребностей. Человек ощущает нехватку чего-либо и понимает необходимость предприятия каких-либо действий…
Особенности мотивации и локуса контроля женщин, регулярно занимающихся спортом, на примере аквааэробики
1.2 Основные категории мотивационной сферы и виды мотивации
Несмотря на разногласия в трактовках базовых категорий мотивационной сферы, ее основными составляющими можно назвать диспозиции (мотивы), потребности и цели. Любая деятельность осуществляется субъектом, обладающим потребностями…
Особенности мотивационно-смысловой интенции юношества
Глава 1. Основные психологические подходы к исследованию мотивационно-смысловой сферы человека
…
Особенности ценностной ориентации сотрудников, мотивированных на успех
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
…
Особенности ценностной ориентации сотрудников, мотивированных на успех
2. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
…
Психологическая помощь военным — участникам боевых действий
2.1 Посттравматическое стрессовое расстройство личности, как трансформация смысловой сферы личности
По мнению М. Ш. Магомед-Эминова, травматическая ситуация способна изменить смысловую сферу личности в направлении формирования биполярной смысловой структуры, элементами которой будут являться смыслы, организованные вокруг идеи «жизни»…
Психология взаимоотношений матери и ребенка
1.2 Психологические аспекты формирования материнской сферы
Психологические исследования доказывают, что готовность к материнству развивается поэтапно. В психологии выделяют 6 этапов становления материнской сферы…
Психология взаимоотношений матери и ребенка
1.2 Психологические аспекты формирования материнской сферы
Психологические исследования доказывают, что готовность к материнству развивается поэтапно. В психологии выделяют 6 этапов становления материнской сферы…
Психология спорта
5. Основные сферы деятельности практических психологов
В настоящее время сложилось несколько основных сфер применения практических психологов в нашей стране: — система морально-психологического обеспечения деятельности силовых структур; — система образования и дошкольного воспитания…
Развитие художественно-творческих способностей у глухих дошкольников средствами тестопластики
1.2 Психологические особенности глухих детей и роль творчества в развитии познавательной сферы
Глухие дети, как правило, реагируют преимущественно на громкие звуки (гул самолета, гудок поезда, звучание некоторых музыкальных инструментов, голос повышенной громкости на разном расстоянии)…
Способности человека в понимании Абая
Основные психологические проблемы в творчестве Абая: взаимосвязь души и тела, роль воспитания и образования в психологическом становлении личности особенности психологического развития ребенка: Проблемы нравственного воспитания и становление личности
Из богатого наследия Абая, поэта и просветителя, для нас самыми ценными являются его прогрессивные идеи, устремленные в будущее и исполненные решимости неустанно призывать народ к свету, знаниям…
psy.bobrodobro.ru
Психологические сферы личности, помощь на пути к успеху
01.03.2012 Ярослав БорщовПсихологические сферы личности — помощь на пути к успеху
Что такое психологические сферы личности? Как они могут помочь понять, что мы хотим, что мы можем, и в каком направлении нам двигаться? Разберем сперва, что это вообще такое.
Психологические сферы личности – это совокупность особенностей человека, которые характеризуют его мотивации, его поступки, пути достижения целей, потребности, восприятие информации и т.д.
Существуют основные три психологические сферы личности человека. Они взаимодействуют между собой, и находятся в определённом подчинении друг у друга.
Сфера направленности наиболее полно характеризует человека. Именно она отвечает за наши потребности, интересы, убеждения. Эта сфера объединяет наши желания, наше мышление, характер использования возможностей, и отвечает за то, что нас влечет, и чего мы добиваемся. Данная сфера является основополагающей в особенностях того или иного человека.
Операциональная сфера направлена на определение способов и средств, которыми личность удовлетворяет свои потребности, и достигает намеченных целей. То есть, важно не только то, какая цель перед нами, но и то, какой способ мы выберем для её достижения.
Модуляционная сфера влияет на появление способов, мотивов, целей путём возникновения разной степени силы, скорости, подвижности, эмоциональности всех психических состояний и процессов.
Ещё эту сферу называют психофизиологической, то есть отвечающей за психические и физиологические процессы личности. Эта сфера обслуживающая, низшая.
Но, безусловно, все они одинаково важны для человека! Ведь только благодаря своим целям, потребностям, интересам, навыкам, скорости ориентации мы можем достичь определённых успехов в жизни.
Развивая свои сферы личности, мы тем самым расширяем своё поле возможностей, и эту важность нельзя переоценить. Ведь без развития всех сфер личности не может быть никакой речи о прогрессе.
Крайне важно, чтобы все три психологические составляющие сферы развивались и дополняли друг друга одновременно. От своевременности правильного выбора направления, и способа решения практически всегда зависит вероятность благоприятного результата!
Есть народная мудрость – «Под лежачий камень вода не течёт.» Поэтому не нужно превращать свои психологические сферы личности в этот лежачий камень. Без неустанного развития личности не представляется возможным достижение успеха в любом деле.
Эти статьи блога Вам должны быть интересны:
berichnow.ru
Сферы личности. Характер, воля, способности и эмоции личности.
Поиск ЛекцийПсихологические сферы личности – это совокупность особенностей человека, которые характеризуют его мотивации, его поступки, пути достижения целей, потребности, восприятие информации и т.д.
Существуют основные три психологические сферы личности человека. Они взаимодействуют между собой, и находятся в определённом подчинении друг у друга.
Сфера направленности наиболее полно характеризуетчеловека. Именно она отвечает за наши потребности, интересы, убеждения. Эта сфера объединяет наши желания, наше мышление, характер использования возможностей, и отвечает за то, что нас влечет, и чего мы добиваемся. Данная сфера является основополагающей в особенностях того или иного человека.
Операциональная сфера направлена на определение способов и средств, которыми личность удовлетворяет свои потребности, и достигает намеченных целей. То есть, важно не только то, какая цель перед нами, но и то, какой способ мы выберем для её достижения.
Модуляционная сфера влияет на появление способов, мотивов, целей путём возникновения разной степени силы, скорости, подвижности, эмоциональности всех психических состояний и процессов.
Ещё эту сферу называют психофизиологической, то есть отвечающей за психические и физиологические процессы личности. Эта сфера обслуживающая, низшая.
Но, безусловно, все они одинаково важны для человека! Ведь только благодаря своим целям, потребностям, интересам, навыкам, скорости ориентации мы можем достичь определённых успехов в жизни.
Развивая свои сферы личности, мы тем самым расширяем своё поле возможностей, и эту важность нельзя переоценить. Ведь без развития всех сфер личности не может быть никакой речи о прогрессе.
Крайне важно, чтобы все три психологические составляющие сферы развивались и дополняли друг друга одновременно. От своевременности правильного выбора направления, и способа решения практически всегда зависит вероятность благоприятного результата!
Есть народная мудрость – «Под лежачий камень вода не течёт.» Поэтому не нужно превращать свои психологические сферы личности в этот лежачий камень. Без неустанного развития личности не представляется возможным достижение успеха в любом деле.
Хара́ктер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.
Во́ля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в достижении сознательно поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание и другие. Понятие во́ля очень тесно связано с понятием свобода.
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В российской психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования специальных (музыкальных) способностей внёс Б. М. Теплов. Художественные (изобразительные) способности в той или иной степени отражены в работах А.А. Мелик-Пашаева и Ю.А. Полуянова, литературные — в работах Е.М. Торшиловой, З.Н. Новлянской, А.А. Адаскиной и др. Спортивные способности изучены А.В. Родионовым, В.М. Волковым, О.А. Сиротиным и др. Информация по общим способностям наиболее полно изложена в трудах В.Н. Дружинина, М.А. Холодной, Е.А. Сергиенко.
Эмо́ция — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений.[1] Эмоции, как и многие другие психические явления, пока слабо изучены и понимаются разными авторами по-разному, по этому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.
poisk-ru.ru
Структура личности
РЕФЕРАТ
по предмету
Общая психология
по теме: СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Содержание
Введение
§ 1. Основные психологические сферы личности
§ 2. Основные свойства и качества личности
§ 3. Индивидуальное, общее и особенное в личности
§ 4. Врожденное и приобретенное в личности
§ 5. Основные закономерности психологического развития личности
Заключение
Использованная литература
Введение.
Понятие личность используется во многих науках, но их понятия схожи. Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Маска была характерной — «герой», «злодей», «несчастный», «любовник» и др. и указывала на ту роль, которую актер играл в представлении. Сейчас, говоря о человеке как о личности, так же имеют ввиду его роль, но в более широком значении — роль в «театре жизни», в обществе, среди людей.
Что определяет такую роль? Ответы разные, но преобладает следующий: личные достоинства человека, определяющие его место, роль в обществе, общественную зрелость. Важно подчеркнуть и другое: личность- социальная характеристика. Личность в психологии — это порождение достижений общественного развития в конкретном живом человеке, у которого есть сознание и самосознание. В широком смысле слова это субъект социальных отношений и сознательной деятельности в целом. А в узком смысле- это такое качество индивида, которое формируется в деятельности человека и его совместном общении.
Существует и более развернутое пояснение термина «личность » -это системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мира его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей.
С.Л. Рубинштейн определяет личность как «как общественное существо, включенное в систему общественных связей, выполняющее определенную роль» и «как субъект своего развития».
Исходя из вышеизложенных определений, можно сделать вывод о том, что личность — такое сложное образование, что по числу различных сфер, их характеристик, отношений, а также функциональных связей вполне сопоставима с ультрасложными системами.
§ 1. Основные психологические сферы личности
Что бы понять, какие же психологические особенности человека характеризуют его как личность, надо вспомнить, что психика системна и целостна. Попытка описать личность длинным перечнем качеств («коллекционерский подход») не позволяет правильно понять суть психологии личности.
Во внутреннем мире личности существуют и во взаимодействии функционируют три основные психологические сферы , связанные между собой в определенном соподчинении.
Задающий уровень Сфера направленности
Сфера операциональная
Обслуживающий уровень
Модуляционная сфера
Сфера направленности (ееназывают еще мотивационной или ценностно-целевой) включает в себя все внутренние побудительные силы личности- ее взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы и т.д.Сфера направленности ответственна за то, «куда живет человек», что его влечет, к чему стремится и прикладывает силы, чего он добивается. Этой сфере принадлежит задающая, приоритетная роль в психической деятельности и она в наибольшей степени характеризует личность.
Сфера операциональная включает элементы психики, представляющие собой способы и средства, которыми обладает личность и которые она использует для достижения целей, определяемых сферой направленности. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она делает, какими способами достигает поставленных целей и удовлетворяет свои потребности.
Модуляционная (психофизиологическая) сфера не определяет ни цели, ни мотивы, ни способы действий, но оказывает динамическое влияние на их проявления. Это обнаруживается в разной степени силы, подвижности, уравновешенности, эмоциональной окрашенности всех психических процессов и состояний. В иерархии сфер эта сфера самая низшая, обслуживающая.
§ 2. Основные свойства и качества личности
Психологические сферы определяют основные (базовые) свойства личности. К числу их чаще всего относят: направленность, способности, подготовленность (опыт) и темперамент личности. Разберем эти свойства подробнее.
1) Направленность личности — ее ведущее психическое свойство, в котором представлена система ее побуждений к жизни и деятельности. Ее микроструктура включает ряд качеств.
Мировоззрение- совокупность идей, мнений, убеждений, взглядов личности на мир, жизнь, общество.
Потребность — испытываемая человеком устойчивая и сильная нужда в чем-либо. Потребности побуждают человека к постоянному поиску того, что их удовлетворяет. Они направляют его интерес, мысли, движения. Стремление к удовлетворению потребностей- основа целенаправленной деятельности, а успешные результаты удовлетворения той или иной потребности усиливает ее роль в направленности личности. Потребности делятся на 2 группы: материальные и духовные.
Материальные (социализированные) — это потребности в пище, тепле, отдыхе, продолжении рода, сохранении жизни, одежде, жилище, предметах быта и т.д. они развиваются на основе биологических, наследственных признаках, но социализируются в онтогенезе, приобретая новые признаки и содержание.
Духовные- это потребности в самореализации, самоутверждении, знании, информации, общении, труде, защите Родины, творчестве, красоте, чтении, музыке и т.д. Духовные потребности взрослого человека социальны, сформировались при жизни под влиянием ее условий.
Идеалы- образы желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности.
Жизненные цели- долгосрочные и среднесрочные результаты, намеченные личностью для реализации в планах жизни и деятельности.
Интересы- избирательное, эмоционально окрашенное внимание к определенным предметам, деятельности, результатам, условиям, связанным с возможностями удовлетворения потребностей и достижения жизненных целей.
Социальные установки- сложившиеся на основе опыта устоявшееся предрасположение, готовность человека к определенной форме реагирования (восприятию, оценке, действии, поведению) при контакте с определенными социальными объектами, факторами, условиями, событиями, информацией.
Склонности- положительное отношение, влечение, тяга к какому-либо занятию.
Мотивы- осознаваемые личностью побудительные силы конкретных выборов, решений и действий.
2) характер личности (свойство, относящееся к операциональной сфере)- это сложившееся у личности система устойчивых отношений к труду, к другим людям, к самому себе. Эти отношения во многом зависят от направленности, но связаны и со специальными знаниями, регулирующими отношения, ценностными ориентациями и навыками в реализации отношений, а также с соответствующими привычками и качествами.
Отношение к труду выражены в знаниях личности, соответствующих ценностных ориентациях, навыках, умениях, привычках и качествах целеустремленности, деловитости, предприимчивости, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, инициативности, организованности и т.д.
Отношение к людям выражены в уважительности личности, гуманности, доброжелательности, справедливости, доброте, альтруизме, коммуникабельности, сотрудничестве, конфликтности и др.
Отношение к себе характеризуется самовоспитанием и самооценкой личностью себя и своих особенностей , отношением к необходимости стать культурным, образованным и цивилизованным человеком, требовательностью к себе, самокритичностью, владением собой, отношением к самосовершенствованию, личному росту, самореализации и др.
Большинство отношений личности, закрепленных в характере, — моральные. Мораль- это система ценностей и норма поведения, воплощающая сложившиеся в обществе представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, честности и порядочности. Характер и воплощает в себе моральные особенности личности. Это не абстрактная мораль, а живущий в личности и действующий арсенал моральных отношений, порождающих е поступки с выбором и реализацией свойственным им способов поведения и решения задач.
3) Особенности личности (также относится к операциональной сфере)- свойство, связанное с особыми качествами личности, которые благоприятствуют быстрому и относительно легкому овладению каким-то делом, эффективному его осуществлению.
Различают способности частные и способности к определенной профессии, специальности.
К частным способностям относят: интеллектуальные, творческие, деловые, организаторские, к наблюдению, к запоминанию, музыкальному слуху и т.д. они обусловлены, как правило, особым развитием отдельных качеств.
Способности к определенной профессии, специальности, виду деятельности. Работа не по способностям малопродуктивна, неудачлива, трудна. Человек без способностей к делу, которым он занимается, принимает, как правило, не лучшие решения, не очень успешно реализует имеющиеся средства и условия труда, часто совершает ошибки и промахи. Оценка способностей- дело нужное, тонкое и должно осуществляться при участии специалиста-психолога.
4) Опыт (подготовленность) личности — еще одно свойство, относящееся к операциональной сфере, — это совокупность знаний, приемов, деловых качеств, которые личность приобрела в процессе прижизненного развития и использует на пути к достижению жизненных и профессиональных целей. Без этого свойства личность не может обладать социальной значимостью, достигнуть желаемого в жизни.
5) Темперамент личности — свойство, характеризующее модуляционную сферу, — это совокупность динамических особенностей психической деятельности, зависящих от особенностей высшей нервной деятельности данного человека.
mirznanii.com
Основные сферы жизнедеятельности личности — КиберПедия
1. Сущность игры заключается в том, что…______________________
2. Среди основных функций игры можно назвать следующие…______
3. Основными требованиями к педагогическим играм являются …____
4. Под общением принято понимать …___________________________
5. Установите соответствие между типами общения и их содержанием:
1) материально-практический | а) следование определенным нормам и правилам поведения, взаимовосприятие реакций на происходящее; |
2) духовно-практический | б) удовлетворяет потребность личности в духовной общности, результатом которой является возрастание информации о другом; |
3) духовно-информационный | в) готовность каждого участника к сотрудничеству, согласованным действиям. |
Акмеолого-педагогические основы
Личностного и профессионального развития
Самосовершенствование личности
1. Акмеология – это наука о …__________________________________
2. Основными направлениями акмеологии являются:
а) профессиональная акмеология и акмеология личности;
б) социальная акмеология и профессиональная акмеология.
3. Среди основных источников самообразования личности можно назвать…_______________________________________________________
4. Механизмами личностного роста являются (выберите правильные ответы):
а
) самореализация;
б) самооценка;
в) самопознание;
г) самопобужение;
д) самообразование;
е) программирование профессионального и личностного роста.
5. Среди условий полноценной жизненной самореализации личности в профессиональной сфере можно назвать:…________________________
6. Дайте краткую характеристику различных типов карьеры:
а) линейная карьера –
б) стабильная карьера –
в) спиральная конфигурация карьеры –
г) кратковременная карьера –
д) платообразная карьера –
е) снижающаяся карьера –
7. Под самоактуализацией понимают…___________________________
Личность и творчество
1. Продолжите высказывание: Творчество – это процесс …__________
2. Вставьте пропущенные слова: Творчество обусловлено свойственной … человеку… .
Слова для справок: деятельность, разумному, активность, зрелому, лишь.
3. Содержательная сторона активности представлена:
а) действиями, поступками, чувствами, верой;
б) идеалами, ценностями, мотивами, интересами.
4. Энергетическая сторона активности проявляется в:
а) общении, чувствах, воле, поступках;
б) ценностях, интересах, идеалах, целях.
5. Творческий потенциал личности – это…_____________________
6. Творческий потенциал личности проявляется в таких новообразованиях (перечислить):…________________________________________
7. Вставьте пропущенные слова в высказывание: Объективное творчество представлено……., а субъективное – … .
Слова для справок: новые теории, новые для личности способы познавательной деятельности, научные открытия, произведения искусства, открытие новых смыслов в прежней деятельности.
8. Продолжите высказывание: Обучение является развивающим, если …___________________________________________________________
9. Перечислите функции творчества в жизнедеятельности___________
10. Основными характеристика творческой личности являются:______
11. Установите соответствие между принципами адаптивной школы и их содержанием:
1) принцип адаптивности | а) создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы; |
2) принцип развития | б) развитие потребности и способности самостоятельно находить решения не встречающихся ранее учебных и внеучебных задач; |
3) принцип психологической комфортности | в) создание максимально адаптированной к индивидуальным особенностям учащихся школы, гибко реагирующей на социально-культурные изменения; |
4) принцип смыслового отношения к миру | г) создание каждому учащемуся условий для полной реализации его способностей; |
5) принцип ориентировочной функции знаний | д)умение ставить цели деятельности, определять задачи решение которых ведет к достижению намеченных результатов; |
6) принцип обучения деятельности | е) личность формируется не только как знающая, но и как сизидающая; |
7) креативный принцип | ж) требует собственных осознанных знаний об окружающем мире. |
Упражнения
1. Известно, что темперамент как свойство личности проявляется в общении. Сопоставьте модели общения, свойственные холерику и флегматику, сангвинику и меланхолику. Обоснуйте свой ответ.
2. Проведите коррекцию текстов. Обоснуйте свой ответ:
а) Свойства характера биологически обусловлены и являются врожденными.
б) Традиционно различают типы характера: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.
в) На развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения, с такими существенными характеристиками как темп, быстрота реакции, выносливость, сопротивляемость, в некоторой степени влияет характер.
г) Под характером в психологии понимают динамические характеристики психической деятельности человека и его поведения, выделяя три сферы их проявления: общую активность, особенности моторной сферы и свойств эмоциональной сферы.
3. Определите методы разрешения конфликтов по описанию:
а) Характеризуется тем, что руководитель пытается провести свою позицию по спорному вопросу, несмотря на возражения партнеров и проявляет при этом максимум активности, напористости, игнорирую интересы других.
б) Характеризуется тем, что руководитель, нацелен на достижение успеха в деятельности, проявляет значительную активность. Он ориентируется не только на свои собственные интересы, но и на интересы делового партнера, пытаясь избежать конфликтных мнений.
в) Характеризуется тем, что руководитель стремится достигнуть нормализации отношений, пытается считаться с интересами своих партнеров, готов пойти на обоюдные уступки, чтобы привлечь их на свою сторону.
г) Сводится к стремлению уйти от ответственности за реализацию поставленной цели, боится как ответственности, так и наказания, не хочет принимать самостоятельные решения, не нацелен на мотивацию достижения успеха в деятельности.
4. Докажите ошибочность следующих умозаключений (Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. М.: Медицина, 1986.)
а) «Симптомы стресса не могут причинить мне вреда».
б) «Только слабые люди страдают от стресса».
в) «Я не несу ответственности за стресс в моей жизни – стресс в нашей жизни неизбежен – мы все его жертвы».
г) «Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс».
д) «Все люди реагируют на стресс одинаково».
е) «Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен сделать – это сесть и расслабиться».
5. Определите, для каких психических процессов характерны эти особенности:
а) Отражение отдельных свойств предметов.
б) Создание новых, ранее не воспринимавшихся предметов путем приведения старых знаний в новые сочетания.
в) Помогает накапливать, хранить информацию в сознании.
г) Отражение действительности опосредствованным путем при обязательном использовании речи.
д) Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений и явлений.
е) Познавательный процесс, позволяющий перерабатывать имеющуюся информацию, видоизменять ее.
ж) Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.
з) Преобразование того, что раньше воспринималось.
6. Определите тип темперамента:
а) Характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонностью к мнительности и подозрительности.
б) Подвижен, но без резких движений, склонен к частой смене настроения, сензитивен, экстраверт.
в) Мнителен, устойчив, эмоциональные состояния выражены внешне слабо.
г) Характеризуется неуравновешенностью, общей подвижностью, резкой смене настроения, активной моторикой.
д) Эмоционален, деловит, желчен, склонен порой переоценивать себя, экстравертирован.
е) Застенчив, стеснителен, не уверен в себе, довольно легко переносит одиночество.
ж) Неусидчив, активен в общении, легко и быстро сходится с людьми, часто является душой компании, может быть поверхностным в делах.
з) Имеет незамедлительный темп реакции, ригиден, мало подвижен, интроверт.
7. Разведите черты характера и свойства темперамента.
Неуравновешенность
Трудолюбие
Чувство долга
Ответственность
Хорошая координация
Аккуратность
Впечатлительность
Вежливость
Низкая работоспособность
Быстрое включение в работу
Низкая адаптируемость
Склонность к оперативной работе
Высокая контактность
Цикличность в настроении и деятельности
Замкнутость
Предпочтение одиночества большой шумной компании
Ранимость
Малоподвижность.
8. С учетом различий между людьми по темпераменту вставьте вместо пропусков названия типов темперамента.
а) Человека с … темпераментом приходится чаще, чем других, приучать быть более сосредоточенным, не разбрасываться, бороться с неустойчивостью увлечений.
б) Человеку с … темпераментом труднее, чем другим, выработать у себя быстроту и энергичность действий.
в) У людей с … темпераментом приходится поддерживать веру в свои силы, поощрять их активность.
9. Вставьте пропущенные слова или закончите предложения.
а) Способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям называется …
б) … – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.
в) … – это эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд.
г) … – относительно слабо выраженное и устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности и поведении.
д) Действия, совершающиеся непроизвольно, под влиянием сильных эмоций, называются …
е) Состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности, называется …
ж) … – это состояние возникает в экстремальной ситуации, требует от человека мобилизации сил и энергии.
з) … – это психическая способность человека, проявляющаяся в преодолении препятствий на пути к поставленной цели.
и) Эмоциональная сфера человека характеризуется следующими индивидуальными особенностями: интенсивностью, осознанностью, …, ……,……
к) Мобилизационная функция эмоций заключается в следующем: …
10. В чем состоит ограниченность каждого из определений?
а) Личность – это индивид, отличающийся оригинальностью восприятия мира, самобытностью суждений, высокими нравственными качествами.
б) Личность – это совокупность ролей, которые индивид выполняет в обществе.
в) Личность – это система определенных потребностей и стремлений, обусловливающих поведение индивида, система, которая изменяется под влиянием как внешних, так и внутренних воздействий.
г) личность – это динамическая организация психофизиологических систем, которая возникает из борьбы между биологическими импульсами и их социальными ограничениями.
11. Исследованиями было установлено: одни люди считают, что их судьба определяется случаем или внешними силами, что их успех зависит от удачи, другие – что многое в жизни зависит от них самих и их успех определяется старательным трудом.
Какими терминами обозначают в психологии тех и других людей? Как называется такое отношение личности к среде? Как вы считаете, у кого больше шансов иметь более высокие успехи в жизни?
12. Определите варианты механизмов психологической защиты в ситуации: человек взял в библиотеке редкую книгу, которую ему дали на строго определенный срок. Но к сроку он не успел ее прочесть и решил пока не сдавать.
а) Перестает думать о происшедших событиях, они выталкиваются из его сознания, и, таким образом, неприятные переживания перестают его тревожить.
б) Придумывает дополнительные оправдания для своего поступка, считает, что «другим надо было самим своевременно позаботиться о книге».
13. Определите варианты механизмов психологической защиты в ситуации: человек взял в библиотеке редкую книгу, которую ему дали на строго определенный срок. Но к сроку он не успел ее прочесть и решил пока не сдавать.
а) Мысленно искажает ситуацию и представляет себе поступок так, что у него не было выбора – ему помешали обстоятельства, что он «ничего плохого не сделал».
б) Искажает ситуацию, представляет ее несущественной, либо думает о других, что они не заслуживают его жертвы.
14. Определите, какие из способностей являются общими, а какие – специальными:
а) творческое отношение к делу;
б) высокий умственный уровень;
в) способность понимать внутреннее состояние другого человека;
г) организаторские способности;
д) способность хорошо владеть собой, управлять своими чувствами;
е) способность предвидеть изменения в поведении и развитии личности ученика;
ж) способность заражать других своим отношением к делу.
15. В психологии принято считать, что из задатков хорошего слуха в процессе развития личности могут сформироваться и музыкальные способности, и способности радиоакустика. Задатки хорошего зрения могут превратиться и в художественные способности, и в способности часовщика. Какой вывод можно сделать вывод о соотношении задатков и способностей? От чего зависит, какие именно способности разовьются на основе тех или иных задатков?
16. Определите, какие из перечисленных чувств относятся к нравственным, какие к эстетическим и какие к интеллектуальным.
Удивление
Чувство прекрасного
Восхищение
Чувство долга
Ирония
Злорадство
Чувство комического
Юмор
Уверенность
Чувство справедливости
Чувство трагического
Сомнение
Стыд
Зависть
Недоумение
17. Определите, к какому виду эмоциональных состояний (настроение, аффект, страсть, депрессия) относятся названные переживания
Устойчивая любовь к искусству
Грусть
Гнев
Горе
Ужас
Раздражение
Печаль
Страх
Увлечение наукой
Злость
Подавленность
18. Укажите, к каким волевым качествам относятся определения
а) Умение планировать свои действия и руководствоваться планом при исполнении.
б) Умение по собственной инициативе предпринимать необходимые действия и поступки
в) Умение следовать своим убеждениям, полагаться на собственные силы, не прибегая без нужды к помощи других
г) Умение тормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.
д) Умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями.
19. На воспитание каких волевых качеств направлены в основном следующие правила (К.Д.Ушинский):
а) Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее…
б) Прямота в словах и поступках…
в) не говорить о себе без нужды ни одного слова…
г) не проводить время бессознательно; делать то, что хочется, а не то, что случиться…
д) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет…
20. Определите, о каких внутригрупповых явлениях идет речь:
а) Осознанное или неосознанное следование поступкам других людей.
б) Положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее его авторитет в глазах остальных членов группы.
в) Нормативно заданное и коллективно одобряемое поведение, ожидаемое от человека, занимающего в группе определенную позицию.
г) Стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, совершаемую в их присутствии или при непосредственном участии.
д) Тенденция человека изменить свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнению окружающих, стремление приспособить его к их требованиям.
е) Постоянная забота членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что их разобщает.
21. Приведены примеры речевых оборотов, выражающих одобрение. Равноценные обороты объединены в блоки. Расположите блоки по нарастанию эмоционального одобрения.
Сказочно, чудесно, ужасно сильно, неописуемо.
Точно, правильно, согласен, ясно.
Торжественно, как замечательно, безумно великолепно, с ума можно сойти.
Очень хорошо, замечательно, отлично, исключительно.
22. Приведены примеры речевых оборотов, выражающих несогласие партнеров по общению (М.Люшер). Расположите блоки по нарастанию несогласия.
Очень неприятно, ужасно неприятно, страшно, жуть какая-то.
Ни в коем случае не пойдет, неправильно, невозможно, исключено.
Чепуха, ерунда, отвратительно, просто рвать тянет.
Плохо, скверно, неразумно, глупо.
23. Психологический климат в коллективе во многом зависит от стиля руководства. Как называется каждый из приведенных ниже стилей? В каких случаях каждый из них будет оправдан и целесообразен?
а) Все могут высказываться, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь, контроля за реализацией решений нет, все пущено на «самотек».
б) Жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, постоянный контроль за их выполнением с угрозой наказания.
в) Решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников; выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками.
24. Приведите примеры того, каким образом особенности того или иного типа темперамента могут быть барьерами в общении. Как эти барьеры преодолевать?
25. Дайте полную характеристику влияния эмоций и чувств на познавательную и практическую деятельность человека. Приведите примеры.
26. Психологическая совместимость личности определяет комфортность условия взаимодействия с ней. Какие вопросы вы бы предложили задать человеку, чтобы определить уровень его психологической совместимости?
27. «Реки и ручьи отдают свою воду морям потому, что те ниже их. Так и человек, желая возвыситься, должен держать себя ниже других», – Лао Цзы.
Объясните верность данного высказывания с точки зрения психологии конфликтов.
28. Проявление агрессивности является тем конфликтогеном, который может привести к конфликту. Однако «не выпускать пар» агрессивности небезвредно для здоровья. Какими способами можно снять агрессивность? Обоснуйте свой ответ.
29. В коллективе лидер, явно отрицательно влияющий на всех. Как вести себя руководителю?
а) нейтрализовать отрицательное влияние такого лидера можно, лишь опираясь на лидеров противоположного толка, ненавязчиво акцентируя их преимущества;
б) лучше всего нейтрализовать такого «лидера» искрометным юмором, иронией, а иногда – и насмешкой;
в) борьба с таким лидером будет эффективной, если в нее вовлечена вся администрация;
г) самое верное – избавиться от такого лидера, найдя повод для увольнения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Г а м е з о М. В., Д о м а ш е н к о И. А. Атлас по психологии: Информ. – метод. пособие к курсу «Психология человека». – М, 1999
2. А в е р и н В.А. Психология личности: Учеб. пособие. Спб., 2001.
3. Б о р д о в с к а я Н. В., Р е а н А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001
4. В ы г о т с к и й Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб, 1997
5. Г и п п е н р е й т е р Ю.Б.Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1998.
6. Д у б р о в и н а И.В. и др. Психология: Учебник. – М.: Академия, 1999.
7. Ж у к А. И. Теоретико-методологические и организационно-управленческие проблемы инновационных процессов в современной школе // Кіраванне ў адукацыі. – 2000. №1. С. 14-34
8. Ж у к А.И., К а з и м и р с к а я И.И. и др. Основы педагогики: Учеб. Пособие. – Мн.: Аверсэв, 2003.
9. И в а щ е н к о Ф.И. Задания по общей, возрастной и педагогической психологии: Учебное пособие. – Мн.: Университетское, 1999.
10. К о з у б о в с к и й В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: Учеб. пособие. – Мн.: Амалфея, 2003.
11. К о л о м и н с к и й Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие. – Мн.: Тетра Системс, 2001.
12. Контрольные задания по психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А.Першиной. – М., 2000.
13. К р ы с ь к о В.Г. Психология и педагогика в таблицах. – М., 1999.
14. К у х а р о н а к В. Г. Основы психологии и педагогики. Педагогика. Учеб.-метод. пособие для педагогических вузов. – Мн., 2003.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
16. М а к с и м е н к о С.Д. Общая психология. – М., 1999.
17. Н е м о в Р.С. Психология. В 3 кн. – М., 1999.
18. Об образовании в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь в редакции от 19 марта 2002г. № 95-3 // Настаўніцкая газета, 4 красавіка 2002
19. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2002.
20. П е т р о в с к и й А.В., Я р о ш е в с к и й М.Г. Психология: Учебник. – М.: Академия, 2000.
21. П у й м а н С.А. Педагогика. Основные положения курса. – Мн.: ТетраСистемс, 2002.
22. Практическая психология: Учебник / Под ред. М.К.Тутушкиной. – Спб.: Дидактика Плюс, 1998.
23. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. К.А. Альбухановой, Н.В. Лаптева и др. – М.: Совершенство, 1998.
24. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002.
25. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н и к о л а е н к о В. М., З а л е с о в Г. М., А н д р ю ш и н а Т. В. – М.: ИНФРА –М, 1999
26. Психология управления: курс лекций / Под ред. Л.К. Аверченко. – М.: ИНФРА-М, 1997.
27. Р е а н А.А., Б о р д о в с к а я Н.В, Р о з у м С.И. Психология и педагогика. – Спб.: Питер, 2002.
28. Р о б е р М.-А., П и л ь м а н Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988.
29. Р у б и н ш т е й н С.А. Основы общей психологии. – М., 1999.
30. С а м ы г и н С.И., С т о л я р е н к о Л.Д. Психология управления: Учеб. пособие. – Ростов н /Д.: Феникс, 1997.
31. С к р и н н и к А.И. Основы психологии и педагогики: Краткий курс лекций. – Мн., 2003.
32. С т о л я р е н к о Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
33. С т о л я р е н к о Л.Д., С а м ы г и н С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
34. С т о л я р е н к о Л.Д., С т о л я р е н к о В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
35. С т р а ж е в В. И. Перспектива развития высшей школы Республики Беларусь // Вестник международной академии высшей школы. – № 1 (7). –1999. – С. 3-12.
36. Т а р а т у н с к и й Ф.С., Т а р а т у н с к а я Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии: Учебное пособие. – Мн.: Университетское, 1988.
37. У т к и н Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М.: ТАНДЕМ, 1998.
38. Ф о м и н Ю.А. Психология делового общения. – Мн.: Амалфея, 2000.
39. Х а р л а м о в И.Ф. Педагогика: Компакт. учеб. курс. – Мн.: Университетское, 2001.
40. Ч е х о в с к и х М.И. Основы психологии: Учеб. пособие. – Мн.: Новое знание, 2002.
cyberpedia.su
Основные сферы жизнедеятельности личности
1.Жизнедеятельность – все многообразие занятий человека. Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое вещество выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности. У современного человека множество различных видов деятельности. Их число примерно соответствует количеству потребностей.
Существует 3 параметра, в соответствии с которыми можно описать систему человеческих потребностей, и пользуясь ими давать характеристики видов деятельности, присущих конкретному человеку:
1) сила
2) количество
3) своеобразие (качество)
Под силой потребности имеется ввиду значение соответствующих потребностей для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал.
Количество – это число разнообразных потребностей (съезжу на курорт, куплю машину и т.д.), имеющихся у человека, и время от времени становящиеся для него актуальными.
Под своеобразием имеются в виду предмету и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой или другой потребности.
В соответствии с описываемыми параметрами характеристики системы человеческих потребностей, можно индивидуально предоставить и описать совокупность деятельностей, характерных для отдельно взятого человека. В этом случае по каждому из названий параметра и по разнообразию их сочетаний можно составить и предложить классификацию видов человеческой деятельности. Но есть и другой путь.
Потребности можно обнаружить практически у всех без исключения и они соответствуют общим потребностям, а точнее видам социальной человеческой активности, в которую неизбежно включен каждый человек в процессе своего индивидуального развития – общение, игра, учение и труд. Их и рассматривают в качестве основных видов деятельности людей.
Общение – возникает в процессе индивидуального развития человека, за ним следует игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие. Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых, личностных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательное влияние людей друг на друга.
Игра – такой вид деятельности, результаты которого не становятся произведением какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуя цель получение отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки.
Учение выступает как вид деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть и неорганизованное и происходить попутно в других видах деятельности, как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Учебная деятельность прямо служит средством психического развития индивида.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни, таким образом человек открыл для себя перспективы дальнейшего практические неограниченного развития. С трудом связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки и т.п.
2.Игра – это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра является выражением определенных отношений личности к окружающей действительности. Сущность игры заключается в том, что она не обычная реальная жизнь, а условность, специфический вывод входящая в реальную жизнь. Специфика ее в том, что игра — это свободное проявление человеческой деятельности. Игра не может быть навязана физически и морально. Цели, которые преследует игра, лежат вне непосредственных материальных интересов.
Сущность игры определяют несколько положений:
1) мотивы игры заключаются в многообразии переживаемых сторон действительности, которые являются значимыми для играющего
2) в игре разрешаются противоречия между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка и ограничение его оперативной возможности.
Теории игры:
1) К. Гросс – сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности. В игре ребенок упражняется, совершенствует свои способности
2) Спенсер – усмотрел источники игры в избытке сил
3) Бюллер – сформулировал теорию функционального удовлетворения
4) Фрейдистские теории: игра – это реализация вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни
Виды игры:
1) игра-развлечение
2) упражнение
3) сюжетная
4) процессуально-подражающая
5) традиционная
6) По месту проведения: игры в зале, игры на открытом воздухе и др.
7) По характеру активности: спортивные, подвижные и др.
8) По влиянию на участников: позитивные, негативные.
Компоненты игры:
• Исполнение роли взрослого
• Проигрывается мнимая ситуация
• Происходит замещение предмета
• Совершаются игровые действия
Функции игры:
1) игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности
2) создание условий для взаимодействия и взаимопонимания
3) сплачивание ее участников, создается общность, которая тяготеет к сохранению даже после окончания игры
4) выявляются личностные качества играющего человека
5) игра создает простор для фантазии, импровизации
6) удовлетворение потребностей человека в наслаждении, удовольствии, приносимыми самостоятельной игрой
7) в игре лицо может проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения
Требования к игре:
1) должна охватывать всех
2) должна быть интересной для всех
3) доступное требование для всех
4) должна закончиться, не успев надоесть
Значение игры:
1) развивает символическое мышление
2) значение состоит в том, что в подчинении правилам лежит суть к произведенному поведению
3) способствует становлению логического мышления
4) развивается воображение, дает толчок к творчеству
5) выявляются личностные свойства участников
3. 3 основные типа общения:
1) материально- практическое – субъекты общения наделены общей целью совместной деятельности. Смыслообразующим компонентом данного вида общения является готовность каждого из участников к согласованным действиям
2) духовно-информационное – удовлетворение потребности личности в такой духовной общности, осязание результата является возрастание информации и других процессах взаимодействия. Духовно-информационный уровень может пронизывать содержание материально-практического общения
3) духовно-практическое – удовлетворение потребности человека в поведении, выводящим его из состояния обыденности
Виды общения:
1) опосредованное (чрез посредника)
2) непосредственное (контактное)
Общение:
1) деловое – связанное с трудовой деятельностью
2) информационное (неофициальное)
Культура делового общения предполагает:
1) высокий уровень коммуникативности
2) умение слушать и говорить
3) умение объективно воспринимать и проверять понимание партнера
4) способность аргументировать свои высказывания, предложения
5) умение строить взаимоприемлемые, комфортные отношения
Приемы повышения культуры общения:
1) прием «имя собеседника» — произнести вслух имя собеседника
2) зеркало отношений
studopedya.ru