Основные признаки права функции права – №5. Понятие, признаки и функции права.

Признаки функций права

  1. Вытекают из сущности права и определяются его назначением в обществе.

  2. Это такие направления его воздействия на общественные отношения, потреб­ность в осуществлении которых порождает необходимость права как социального явления.

  3. Выражают наиболее существенные, главные черты права.

  4. Нацелены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития.

  5. Представляют направления активного действия права, упорядочивающего оп­ределенный вид общественных отношений.

  6. Постоянны, непрерывны, обладают длительным действием

Статическая

Воздействие права на обществен­ные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах

Отметим, что разграничение регулятивной и охранительной функций как самостоятельных направлений правового воздействия имеет определенную теоретическую условность, ибо так же, как и регулятивная функция, охрани­тельная реализует основное социальное назначение права — упорядочивать общественные отношения и обеспечивать их стабильность, устойчивость, независимость от внешних негативных влияний. В этом смысле через охра­нительную функциюправо определенным образомрегулируетповедение субъектов, а черезрегулятивную — охраняет и защищаетсоциальные ценно­сти, указывая, в частности, гражданам и организациям на законные и целесо­образные пути реализации их интересов. Кроме того, следует учитывать и то обстоятельство, что изменение экономического и общественно-политическо­го строя, статуса государства, его органов, уточнение социальной роли права обусловливает й перемены в содержании регулятивной и охранительной функ­циях права.

Помимо регулятивной и охранительной функций права, выделяют иоце­ночнуюфункцию, которая позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков.

Учитывая, что общесоциальное назначение права заключается в придании качественной стабильности, системности, устойчивости, организованности об­щественным отношениям, среди общесоциальных функцийправа вычленяют:

  • культурно-историческую;

  • воспитательную;

  • социального контроля;

  • информационно ориентирующую.

Культурно-историческая функция.Право как явление национальной и мировой культуры в присущей ему нормативной форме аккумулирует духов­ные ценности и достижения отдельного народа и человечества в целом: права человека, демократию (народовластие), моральные (нравственные) устои общества, социальную справедливость.

Воспитательная функция. В качестве социального регулятора право оказывает воспитующее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения; осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в качестве цельного самостоятельного фактора духовной жизни страны.

Функция социального контроля. Право в этом направлении выступа­ет, с одной стороны, средством стимулирования, поощрения должного по­ведения, с другой — ограничения, удержания от совершения неправомерных действий. В данном случае речь идет о праве как регуляторе, когда еще не используются специальные юридические инструменты и другие методы контроля.

Информационно-ориентирующая функция. Право выступает мощным источником моральной ориентации субъектов в данном конкретном обществе. В этом смысле функция права — социально полезная, положительная направ­ленность субъективной стороны правомерного поведения. Через свои источ­ники — законы, постановления, указы — люди получают информацию о соци­альных возможностях того или иного поведения, что помогает им достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка.

Руководствуясь значением направления воздействия права на обществен­ную жизнь, сущностными качествами правового воздействия, объемом пра­вового регулирования, постоянством его осуществления, можно различать

ос­новныеинеосновныефункции права.

К основнымсобственно-юридическим функция права относится регуля­тивная и охранительная; к числу социальных -экономическая, политическая, воспитательная.

Наиболее часто называют следующие неосновныесобственно юридичес­кие функции: ограничительную, компенсационную, восстанови тельную. К ка­тегории неосновных социальных функций относят экологическую, социальную (в узком смысле этого слова), информационную.

Экономическая функция.На основе правовых норм в экономике склады­ваются урегулированные правом отношения. Важнейшей правовой формой таких отношений был и остается договор, в котором стороны имеют права и обязанности и в котором они определяют условия наступления тех или иных последствий.

Политическая функцияправа заключается в поддержании должного равновесия отношений власти, связей между социальными группами и особенно в сфере национальных отношений. Права и свободы человека-также важный объект политической функции права.

Воспитательная функцияпредставляет собой результат способности права выражать идеологию определенных классов и социальных слоев и его влияния на мысли и чувства людей. Поэтому одной из важнейших задач вос­питательной функции права является воспитание высокого правосознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан.

Компенсационная функция.Это очень важное направление действия права. Здесь оно выступает в качестве инструмента восстановления социальной спра­ведливости.

Ограничительная функция.Чтобы действия одних субъектов права не нарушали прав и интересов других, чтобы отношения в обществе складыва­лись более разумно и не вызывали противодействий, право устанавливает определенные ограничения для субъектов общественных связей, пресекая тем самым вседозволенность, анархию и произвол.

Восстановительная функция.С помощью правовых средств очень часто восстанавливается прежнее положение субъектов права, лицо вновь становит­ся обладателем того, чего лишилось. Ему возвращается имущество, сотрудника восстанавливают на работе, реабилитируется доброе имя человека и т. д. Реализация восстановительной функции нередко осуществляется в форме от­мены принятого правового акта или совершенного юридически значимого дей­ствия (например, отмена приказа об увольнении, вселение в незаконно заня­тую квартиру).

Информационная функция.Право аккумулирует, а затем выдает инфор­мацию о самых разнообразных явлениях общественной жизни, поскольку оно содержит большое количество научных дефиниций, юридических фор­мул, исторических и жизненных сведений, политических и правовых оце­нок, рекомендаций, запретов, дозволений и др. Благодаря знакомству с пра­вовыми актами, граждане узнают о структуре органов власти и управления; о том, что правомерно и что запрещено; как можно поступать и как нельзя действовать; какие последствия наступают вследствие совершения того или иного поступка.

Право — это одно из важнейших средств социальной информации, кото­рое использует государство для того, чтобы довести определенные сведения до всех субъектов права. По своей сути правовая информация обладает власт­ностью, с ее помощью выражается и, соответственно, формируется опреде­ленное мировоззрение. В известной мере это часть, элемент идеологической (воспитательной) функции.

Основными объектами экологической функцииявляются земля, ее недра, почва, вода, атмосфера, воздух, леса, растительный и животный мир. В целях ее реализации принимаются нормативные правовые акты, направленные на защиту окружающей среды, обеспечение прав граждан на здоровую эколо­гию, а также устанавливающие ответственность за нарушение экологическо­го законодательства.

studfiles.net

Признаки и функции права.

Количество просмотров публикации Признаки и функции права. — 140

 

Право – это система общеобязательных, формально определённых норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природы и характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений.

Из указанного определения вытекают следующие признаки права

˸ нормативность, общеобязательность, системность, принудительность, формальная определённость, волевой характер права.

Регулирующее свойство права выражается в ᴇᴦο функциях. Функции права вытекают из ᴇᴦο юридической природы и социальной сущности. Это основные направления регулирующего воздействия права.

С точки зрения социальной направленности, социального содержания функции права совпадают с функциями государства, коль скоро право выступает основным средством осуществления функций государства (экономическая, социальная, экологическая, охранительная).

С точки зрения чисто юридической характеристики, способов воздействия на общественные отношения выделяются регулятивная (статическая и динамическая) и охранительная функции права.

Регулятивная статическая функция права сводится к закреплению, фиксации существующих общественных отношений в их статике˸ закрепляются формы собственности, круг субъектов права, их правоспособность, структура государственных органов, круг прав и обязанностей граждан и т.д.

Регулятивная динамическая функция направлена на оформление движения общественных отношений в форме правоотношений. Эта функция проявляется в системе норм обязательственного права (отношения купли-продажи, перевозки и т.д.).

Охранительная функция права направлена на охрану регулируемых правом отношений, на охрану основополагающих ценностей, признанных в обществе (жизнь, честь, свобода личности, собственность, общественный порядок, общественная безопасность и т.д.). В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридической ответственности за действия, посягающие на указанные ценности, и предупредительно-охранительные меры иного характера.

Читайте также


  • — Понятие, признаки и функции права.

    На определенном этапе развития общества в человеческом коллективе возникает необходимость урегулирования общественных отношений. Данная функция отведена праву. Понятие права многозначно. Необходимо выделить следующие значения, в которых возможно толкование термина… [читать подробнее].


  • — Понятие, признаки и функции права

    Право как нормативно-регулятивная система есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения. Праву присущи следующие признаки: всеобщность, нормативность,… [читать подробнее].


  • — Понятие, признаки и функции права

    Право — система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Право характеризуется следующими… [читать подробнее].


  • — Место и роль права в системе социальных норм. Понятие, признаки и функции права.

    Право– это система общеобязательных, формально-определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных гос-ом и охраняемых им от нарушения. Социальная норма –это связанные с волей и сознанием людей правила взаимопонимания в обществе,… [читать подробнее].


  • referatwork.ru

    Функции права: понятие, признаки, виды


    Категория функций права имеет научное и практическое значение. Ценность данной категории заключается как в описании реальных действий субъектов по осуществлению целей правового регулирования, так и в выявлении зависимостей между нормами права, правоотношениями, юридическими актами и другим социальным контекстом. В итоге складывается представление о функционировании права, то есть о том, как оно взаимодействует, влияет, воздействует (в том числе – в каких пределах, формах, какими методами) на различные социальные институты. Функции права – это обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия на общественные отношения. В них проявляется его сущность и социальное назначение. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм. Признаки функций права: 1) они вытекают из сущности и определяются назначением права в обществе 2) это такие направления его воздействия на общественные отношения, необходимость существования которых порождает и необходимость существования права как социального явления 3) выражают основные черты права и направлены на решение коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе 4) характеризуются постоянством своего существования, но это не исключает разумный динамизм. Статус права в обществе характеризуется в двух тесно связанных измерениях:1) общесоциальном (право рассматривается как явление культуры, оказывающее широкое неформальное влияние на весь комплекс общественных отношений)2) юридическом (в рамках которого право реализуется через специальную, присущую только ему систему средств).И соответственно выделяют две группы функций права: общесоциальные и юридические.1. группа: Общесоциальные функции:1) культурно-историческая (право как явление национальной и мировой культуры в присущей ему нормативной форме аккумулирует духовные ценности и достижения народа, человечества)2) воспитательная (в качестве социального регулятора, тесно связанного с иными нормативными системами общества – традиционной (обычной) нравственной, религиозной – право оказывает воспитательное воздействие на поведение субъектов через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, наказание, …), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны)3) функция социального контроля (право в этом направлении оказывает воздействие на поведение субъектов, с одной стороны, в качестве средства стимулирования, поощрения, с другой – ограничения того или иного поведения. В данном случае речь идёт именно об общесоиальном механизме действия (функционирования) права, когда ещё не используются специальные юридические институты и рычаги социального контроля за поведением членов общества)4) информационно-ориентирующая (право формирует социально полезную, положительную направленность субъективной стороны правомерного поведения. Люди получают информацию о социальных возможностях того или иного поведения) 5) коммуникативная (право выступает как средство общения людей, нахождения взаимопонимания между ними)2. группа: Принято также выделять собственно юридические функции (это направления правового воздействия на общественные отношения, где право реализуется через специальные, присущие только ему юридические средства). Выделяют: 1) регулятивная(заключается в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения: фиксировать субъектный состав правоотношений; определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают возникновение или изменение тех или иных юридических последствий; формировать права и обязанности участников правоотношений. В основе регулятивной функции лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы. Эта функция имеет две разновидности: 1.1.) регулятивная статическая или функция закрепления, стабилизации общественных отношений (реализует ту часть права, которая заключается в закреплении общественного статуса различных субъектов (закрепление основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц). Она реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа. В подобных ситуациях субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.)1.2) регулятивная динамическая (с её помощью право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Она осуществляется с помощью обязывающих норм. Она находит своё выражение в правоотношениях активного типа.)2) охранительная (заключается в правовом воздействии, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений, опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия. В её основе находятся главным образом запрещающие нормы права. Её содержание включает установление санкций и составов деяний, образующих основания для юридической ответственности.)Такое разделение функций на регулятивные и охранительные имеет определённую теоретическую условность, так как также, как и регулятивная функция, охранительная реализует основное социальное назначение права – упорядочивать общественные отношения и обеспечивать их стабильность, устойчивость, независимость от внешних негативных влияний. 3) выделяют также оценочную функцию (позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Право здесь выполняет некую превентивную роль. Реализуется через охранительные и поощрительные нормы.).



    41. Ценность права.- это специфи соц опред О окруж мира, выявляющие их + и – знач для чел и общ. Соц цен права- значение данного явления в жизни личности и общ. Выраж в следующ: 1 обеспеч всеобщ устойч порядок в общ отнош, 2 достич опред-ть, точность в самом содерж общ отнош. Отделение правомерного поведения от неправомерного. 3 обеспеч возмож нормальных активных действ чел, препятств незак вмешат в сферу его деят с помощью мех юр отв. 4. Обеспеч оптим сочетание свободы и справе. 5. На правов основе формир инстит гражд обще:рын экон, многопарт полит система, свобод СМИ и прав гос. Соц цен гос проявл в том что1 представ собой регулятивно-управляющий мех общ. 2 привано обеспечить порядок в общ 3. Интегрирует общ 4.созд условия для развития общ 5. В направлен политики гос. а именно(дост жизни.соц поддержка. Удовлетв общ потребн, основа для формир гр общ). Иначе говоря Г и П ценно если они прямо или косвенно способ свобод развит и самосоверш ел в историю.

    42. Соотношение государства и права.

    Традиционно в науке различались два подхода к вопросу о соотношении государства и права.1. Этатистский подход: приоритет государства над правом; право рас­сматривалось как продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, что право находится в подчиненном к государству отношении. Фактическим ус­ловием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое от­ношение к понятию права как к совокупности норм, издаваемых государством.2. Естественно-правовой подход: Сторонники так называемой школы естественного права, выво­дившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государ­ством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуж­даемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода, праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право воз­никает до образования государства. Оно «старше государства», «никакое государство» и ни­какая власть не есть первоначальный источник права». Такой подход имеет несомненные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической прак­тике идеи господства права.3. Существует итретий (дуалистический) подход к рассматриваемой проблеме, позволяющий в определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право или из права рождается государство). Связь видится более сложной и носит характер двусторонней функциональной зависимости: право и государство друг без друга не могут существо­вать, а значит, между ними имеется функциональная связь. Рассматриваемый подход позволя­ет выявить глубинные связи между правом и государством, избежать односторонности, по­нять, что дает право государству, и выяснить истинную роль государства в обеспечении пра­ва. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей обще­ственной практики. Связь государства и права представляется иной:государство не порож­дает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой — мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе.В действительности взаимосвязь государства и права достаточно сложна. Государство и право нерасторжимы. Как надстроеч­ные явления они имеют единую социально-экономичес­кую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вмес­те с тем, государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования и. т. п. Напри­мер, если рабочая, механизменная часть государства состоит из органов и учреждений, в которых работают люди, то центральная часть, «ядро» права – нормы, которые объединяются в правовые институты, отрасли. Государство входит в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право – в нормативную систему. Пожалуй, самый важный аспект рассматриваемого соотношения, нуждающийся в обстоятельной научной проработке – воздействие государства на право и влия­ние права на государство. Подчеркнем, что только при активном взаимодействии государство и право могут полноценно и эффективно функционировать, приобрес­ти социальную ценность. Единство состоит в том, что государство и право:1) возникают и развиваются совместно;2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;3) выступают средствами управления, инструментами власти;4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и обще­ственные интересы;5) основаны на едином базисе, определяются социально-эконо­мическими и духовными факторами и т.п.Современная юридическая наука считает, что основ­ными сферами воздействия государства на право явля­ются 1. правотворчество – Исторический опыт показывает, что государство актив­но участвует в правотворчестве, однако абсолютизиро­вать его роль в этом процессе нельзя. Государство в буквальном смысле не творит, не создает право, оно юридически оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей, притязаний – общественных право­вых и нравственных идеалов и других общезначимых факторов. Но так или иначе, государство придает праву важные свойства – формальную определенность, общеобязательность. 2. (особенно) правореализация – Еще более значительна роль государства в реализации права, в претворении его в жизнь. Ведь неработающее, нереализующееся право мертво. Какое значение имели бы нормы, скажем, административного или уголовного права без правоохранительных органов? За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского общества. Итак, право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и само государство объективно нуждается в Праве. Иными словами, между ними складывается устойчивое функциональное взаимовлияние. основ­ными сферами воздействия государства на право явля­ются 1. право юридически оформляет государство, 2. регулиру­ет все основные стороны его функционирования и тем самым придает государству и его деятельности легитимный характер. 3. регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет деятельность государства определенному правовому режиму, 4. устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов гражданского общества, частную жизнь граждан и т. д. 5. с помощью права определя­ются вид и мера государственного принуждения, вслед­ствие чего оно становится правовым и контролируемым. 6. право –важнейшее и необходимое средство юридичес­кого общения со всеми субъектами права как внутри страны, так и за ее пределами, с мировым сообществом в целом.

    stydopedia.ru

    7. Понятие права, его значение, признаки, функции. Правоведение. Шпаргалка

    7. Понятие права, его значение, признаки, функции

    На определенном этапе развития общества в человеческом коллективе возникает необходимость урегулирования общественных отношений. Данная функция отведена праву.

    Понятие права многозначно.

    Необходимо выделить следующие значения, в которых возможно толкование термина право:

    1) право – это совокупность общеобязательных для всех членов общества правил поведения, оформленная в виде юридических норм;

    2) право как неотъемлемая принадлежность индивида, субъективное право (например, конституционные права – право на труд, право на жилище и т. д.).

    Таким образом, в науке правоведение право рассматривается как совокупность установленных государством общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, выраженных в официальной форме и обеспеченных государственным принуждением.

    Значение права очень велико: оно регулирует отношения в обществе в сферах экономики, политике и иных отношений; защищает законные права и интересы граждан. Именно право выступает в качестве нормативной основы законности и правопорядка, всей правовой системы общества.

    Признаки:

    а) нормативность, общий характер, общеобязательность, так как посредством применения права в обществе устанавливаются единые и постоянные правила поведения всех членов общества;

    б) формальная определенность, так как право находит свое выражение в законах и иных предусмотренных законом источниках. Право на их издание и контроль за их исполнением принадлежит государству.

    Функции права соответствуют функциям государства. Исходя из этой аналогии, согласно первой классификации можно выделить экономическую, социальную, экологическую и другие функции.

    Если же исходить из специфических признаков права и способов воздействия на общественные отношения, то выделяют следующие функции:

    1. Регулятивную – реализуется через закрепление общественных отношений в нормативно-правовых актах. Но при этом обеспечивается свобода и организованность общественных отношений;

    Регулятивная функция права реализуется следующими путями:

    1) путём закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах. Правовые нормы придают общеобязательную форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества;

    2) путём обеспечения высокой степени свободы и организованности общественных отношений, способствования их непрерывному совершенствованию и развитию.

    2. Охранительную – она ориентирована на охрану положительных правоотношений и пресечение противоправного поведения.

    Охранительная функция реализуется через установление запретов на совершение противоправных деяний.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    law.wikireading.ru

    Понятие, признаки и функции права

    Существенные признаки права.

    Одним из определяющих признаков, свойств права является нормативность. Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила обращены к населению всей страны, всему обществу, ставшие типичными. Нормативность права носит общеобязательный характер, что выделяет право из других норм социального поведения. Право обязательно санкционируется (или устанавливается) государством. Также можно выделить следующие признаки права: гарантированную возможность государственного принуждения, формальную определённость, системность, публичность (соответствие в целом моральным взглядам общества).

    Функции права.

    Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей.

    Право прежде всего выполняет регулятивную и охранительную функции. Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор 1. Регулятивная функция права воплощена в Конституции РФ. Охранительная функция заключается в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей. Охранительная функция воплощена в УК РФ.

    Политическая функция — право является регулятором, организующим политическую систему общества, устанавливает правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.

    Воспитательная функция – формирует политико-правовую культуру и политико-правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.

    Теоретическая функция – выражается в её способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.

    Методологическая функция – оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета права.

    Идеологическая функция – воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось как общественное отношение или как правовое отношение.

    Есть еще одна точка зрения на функции права. По мнению американского юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция права состоит в социальном контроле поведения людей в обществе. Правовая система рассматривается как часть системы социального контроля.

    Другая функция – урегулирование спорных вопросов, конфликтов. Следующая – перераспределение между людьми товаров и услуг 2. Функция социального охранения состоит в том, что право можно рассматривать как мускулы и скелет общества. Закон защищает право каждого человека 1.

    Таким образом, право- это совокупность общеобязательных норм, санкционированных государством, и опирающихся в своей реализации на принуждение со стороны государства.

    2. Источники права.

    Источники права — внешние формы выражения правотворческой деятельности государства. Следует отметить, что указы президента о присвоении различных почетных званий деятелям науки, искусства не являются источниками права.

    Источники права:

    Источник права — совокупность (система) правовых актов, содержащих соответствующие нормы.

    Одним из древнейших источников права является обычай – многократно повторяющееся поведение в обществе, он складывается исторически. Но сам обычай становится правовым обычаем в случае санкционирования и использования судом.

    Другой источник права судебный или административный прецедент. Судебный прецедент – решение, вынесенное судом по конкретному делу, обоснование которого считается правилом, обязательным для других судов при решении аналогичных дел. Он может базироваться на обычае или деловом обыкновении или целесообразности.

    Следующим источником права можно назвать нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется государством. У нас наибольшей юридической силой обладает международный договор, а также нормативно-правовой акт (самый распространенный) – юридические нормы установленные государством и зафиксированные в письменной форме, например- закон, нередко термин «закон» истолковывается широко: под ним подразумевают совокупность всех правовых актов, в уголовно- процессуальном праве закон- это принимаемый высшим представительным ( законодательным) органом акт, содержащий правовые нормы, предназначенные для регламентации деятельности, осуществляемой в связи с производством по уголовным делам.1

    Источники права классифицируются:

    • по юридической важности (законы, подзаконные акты)

    • по органам, принимающим нормативный акт (подзаконные, исполнительные)

    • по форме акта (закон, указ, постановление, рекомендация)

    • по схеме действия (общефедеральные, республиканские, отраслевые, ведомственные)

    Все эти источники различаются по юридической силе, которая определяется, каким органом издана. В соответствии с ч.1 ст. 15 Конституции РФ: Конституция имеет высшую юридическую силу, на территории России нормы конституции являются нормами прямого действия, применяются на всей территории РФ. Все законы и иные правовые акты не должны противоречить конституции. На втором месте по юридической силе стоит конституционный закон. На третьем – текущее законодательство.

    Таким образом, источники права – это факторы, на основе которых формируется право, и осуществляется правовое регулирование отношений.

    3. Принципы и отрасли права.

    Опыт развития права в России и зарубежных странах показывает, что организация и деятельность права определяются различными принципами. Дадим определение принципа права.

    Принципы права — это основания, на которых базируется право.

    Рассмотрим основные принципы права.

    В теории права существуют три вида принципов права: общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

    Общеправовые — это принципы, действующие в рамках всей системы права, они записаны в конституции.

    Межотраслевые — действуют в нескольких отраслях права, как правило, в смежных.

    Отраслевые — принципы, действующие в одной отрасли права, например, принцип презумпции невиновности в конституционном праве, в соответствии с которым каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

    Общеправовые принципы:

    1. Законность – конституционный принцип точного и неуклонного соблюдения закона всеми гражданами, должностными лицами, госслужащими и государством. Она имеет несколько уровней:

    • граждане и их объединения

    • законность в деятельности государства (нужно отличать законность от директивности, которая может противоречить закону)

    Принцип законности (законы должны быть правомерны):

    • Одинаковое понимание законов

    • Необходимость наличия и соблюдения процессуальных норм обеспечивающих защиту законных прав субъекта

    • Обеспечение правосудия

    Правопорядок – часть общественного порядка, сформировавшегося на основе соблюдения принципов законности. Оно зависит от государства, деятельности органов и должностных лиц

    1. Равенство граждан перед законом – граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений равны перед законом. Все граждане, занимающие одинаковое процессуальное положение, пользуются одной и той же совокупностью прав и обязанностей. Для того, чтобы возможность использования прав была реальной, закон устанавливает дополнительные гарантии лицам, которые по разным причинам не могут защищать свои права и интересы, таким образом закон устанавливает обязательное участие защитника по делам несовершеннолетних, немых. глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту.

    2. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — закреплен в Конституции РФ, имеет два аспекта: во-первых, честь, достоинство, права и свободы человека провозглашаются высшими ценностями, во- вторых, все государственные органы, общественные организации и должностные лица обязаны проявлять уважение к человеку, защищать его права и свободы.

    3. Справедливость ( максимальная индивидуализация ответственности и наказания) .Например, ст. 50 Конституции РФ: « Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление».

    4. Гуманизм (человечность наказания преступника). Например, ст. 21 Конституции РФ: « Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию ». Принцип гуманизма предполагает установление в праве и применения принудительных мер, необходимых для защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.

    5. Социальная направленность права (защитная). Например, ст. 37 Конституции РФ: право на безопасные условия труда, достойную оплату труда в случае нетрудоспособности, инвалидности.

        продолжение

    coolreferat.com