Основные признаки информационного общества – Информационное общество — основные признаки. Особенности информационного общества. — КиберПедия

Признаки информационного общества

Стр 1 из 3Следующая ⇒

Понятие и особенности современного информационного общества. Информация и ее виды. Информационный ресурс. Основные задачи информатизации.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществеизменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Признаки информационного общества

1. Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

2. Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

3. Информация же является продуктом деятельности современного человека.

4. Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

5. Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

6. Безопасность информационного общества, информации.

7. Защита интеллектуальной собственности.

8. Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

9. Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

· все большее влияние на общество средств массовой информации;

· информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

· существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

· многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

· существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

 

Термин «информация» происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомление, изложение. С рационалистической позиции информация есть отражение реального мира с помощью сообщений. Сообщение – это форма представления каких-либо сведений в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.

Информация (лат. Informatio — разъяснение, осведомление, изложение) – это сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека.

 

Если рассматривать информацию как ресурс (материальный, трудовой, денежный), то это новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием информации.

Для потребителя информация – это новые сведения, принятые, понятые и оцененные как полезные.

Выделяют три фазы существования информации:

I. Ассимилированная информация – представление информации в сознании человека, наложенная на систему его понятий и оценок.

II. Документированная информация – сведения, зафиксированные в знаковой форме на каком-либо носителе.

Знаковая система – это набор знаков, для которых существует указанное согласование.

Знак – это сигналы, которые могут передавать информацию при наличии соглашения об их смысловом содержании между источниками и приемниками информации.

III. Передаваемая информация – сведения, рассматриваемые в момент передачи информации от источника к приемнику.

В настоящее время наибольшим спросом пользуется экономическая информация. Она дает знания обо всех сферах деятельности человека в различных видах (текстовая, табличная, цифровая и т.д.)

В ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» дается следующее определение информации и информационных ресурсов:

Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления

Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации.

Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

1. создавать информационные услуги;

2. оказывать информационные услуги;

3. образовать всевозможные базы данных ресурсов, регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

4.повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

Информатизация – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Цели информатизации:

1. обеспече­ние устойчивого экономического роста

2. повышение общественного благосос­тояния

3. укрепление социального согласия

4. реализация потенциала большинства стран мира в области развития демократии

5. обеспечение международной стабильности и ответственного управления в мировом сообще­стве.

Информатизация общества обеспечивает:

· активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонд, и научной, производственной и других видах деятельности его членов;

· интеграцию информационных технологий в научные и производственные виды деятельности, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

· высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

 

mykonspekts.ru

Основные признаки информационного общества.

Количество просмотров публикации Основные признаки информационного общества. — 1201

Понятие » информационного общества » – правопреемник понятия «постиндустриального общества», его детализация. Синонимы: «интеллектуальное общество», «общество знания «, «образованное общество». Информационное общество как информационная (знаниевая) ступень развития материальной и духовной культуры постиндустриальной цивилизации — ϶ᴛᴏ цивилизационная формация.

Первые упоминания понятия информационного общества относятся к 60 гᴦ. 20 в. (США, Япония). В ту пору полагалось, что главным отличительным признаком нового общества будет информационная экономика, основным продуктом и ресурсом которой станет информация и ее высшая форма – знание, а основной функцией – экономия времени с помощью информационных технологий. В то же время высказывались опасения, что информация может стать мощным властным ресурсом, концентрация которого потенциально может привести к возникновению информационного варианта тоталитарного государства.

Со временем стало ясно, что одной информационной экономикой информационное общество не обойдется. Чтобы не возникло в нем упомянутой опасности для демократии, чтобы общество развивалось гармонично и в интересах всœех граждан, оно должно быть многогранным, учитывающим всœе стороны жизни. Иными словами, необходимые признаки информационного общества не должны ограничиваться материально-экономическими интересами граждан, но учитывать и их духовные потребности. Сегодня сложилось следующая совокупность таких признаков:

  • культ знаний;
  • информационная экономика;
  • информационная культура;
  • информационный рынок труда;
  • информационная инфраструктура;
  • информатизация социальных технологий;
  • информационное законодательство.

Возможно, перечисленные необходимые признаки, строго говоря, недостаточны. Как бы то ни было, материальная и духовная жизнь общества в целом должна от прежних потребительских ценностей индустриального общества перейти к новым «информационным ценностям», безусловное следование которым и делает общество информационным в полном смысле данного понятия.

Культ знаний – не то же самое, что экономическая категория производства знаний. Культ знаний означает, что в общественной морали устойчиво преобладает тяга к духовному самосовершенствованию над стимулом материального благополучия. Культ знаний — ϶ᴛᴏ социально-психологическая установка, влияющая на всœе остальные подобные установки граждан информационного общества.

Информационная экономика должна быть нацелена на высокие технологии (Hi-Tech) – микро-, наноэлектронику, глобальные коммуникации, накопление и распространение данных и знаний, экономию времени, энергии и других общественных ресурсов, разработку и внедрение интеллектуальных продуктов. Информационная экономика страны должна вписываться в глобальный информационно-экономический процесс.

Информационная культура – часть общей культуры социума, организующая социальную жизнь через информационную сферу. Внешняя информационная культура есть культура коммуникации и управления (данных и команд). Внешняя информационная культура общества и личности безотрывно связана с их внутренней информационной культурой, под которой принято понимать культура познания ( знания ).

Информационный рынок труда должен охватывать более половины трудоспособного населœения. Это значит, что более 50% трудовых ресурсов общества должно работать в информационной сфере (компьютерные технологии; телœекоммуникации; информационные услуги, включая библиотеки и сферу искусства; СМИ и рекламное дело; безлюдные производства под управлением АСУ и роботов; микропроцессорные и нанотехнические системы и устройства; наука и образование и т.п.).

Информационная инфраструктура включает аппаратно-программные средства поддержки информационной сферы деятельности общества.

Информационное законодательство есть совокупность законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения информационных технологий.

Все признаки информационного общества должны быть не провозглашаемыми, а действующими, должны «работать» всœе вместе. Вычленение хотя бы одного признака как неработающего приводит к ликвидации (самоликвидации) информационного общества. Так, к примеру, известны многие государства с развитой информационной инфраструктурой, но отсутствием информационной культуры, культа знаний, действующего информационного законодательства и др.
Размещено на реф.рф
В таких государствах нет информационного общества, как нет его и в тех странах, которые не вписались в глобализационные процессы планетарного масштаба, исповедуют изоляционизм, закрытость, попрание демократических норм и прав человека. Локальные информационные общества нежизнеспособны. Приоритетным для человечества является глобальное (планетарное) информационное общество, но достижимо ли оно в современном разнополярном мозаичном мире, полном противоречий и взаимного непонимания?! Без компромиссов не обойтись!

referatwork.ru

Особенности информационного общества

Понятие информационного общества

Определение 1

Информационное общество — это общество, источником развития которого является не материальное производство, а производство знаний и информации на основе передовых информационных технологий. Существование информационного общества опирается на идею о том, что все сферы деятельности человека так или иначе опираются на информационные технологии.

Процесс информатизации экономики, различных сфер общественной жизни человека — это процесс насыщения различных видов человеческой деятельности информационными технологиями. Именно степень информатизации различных сторон общественной жизни в настоящее время становится основным критерием уровня развития данного общества. Без специально подготовленных специалистов, без анализа огромных ресурсов информации в настоящее время невозможно принять правильное решение в какой – бы то ни было области общественной жизни.

Основные признаки информационного общества

  • основной задачей является информатизация различных сторон жизнедеятельности человека: производство, образование, инфраструктура;
  • данное общество открыто для глобальных изменений и процессов;
  • для данного общества характерны высокие показатели уровня образования и здравоохранения;
  • динамичная экономическая система, которая обладает конкурентоспособностью, высокопроизводительным бизнесом, инновационным потенциалом.

Информационное общество включает в себя различные виды и формы информационной деятельности, распространение которых способствует созданию и развитию особых информационных общностей людей и на основе их развитию особой информационной цивилизации.

Позитивные и негативные аспекты перехода к информационному обществу

Основными позитивными моментами при переходе к информационному обществу являются:

  • в данном обществе легко решаема проблема информационного кризиса, противоречие между обилием и недостатком информации разрешено путем упорядочивания предоставления информации;
  • информация имеет больший приоритет по отношению к другим ресурсам;
  • основной формой развития социальной и экономической сфер жизни общества становится информационная экономика;
  • в основе функционирования информационного общества лежат автоматизированные процессы генерации, хранения, обра¬ботки и использования информации, которые осуществляются с помощью новейших информационных техник и тех¬нологий;
  • информационные технологии имеют глобальный характер, охватывают все сферы социальной жизнедеятельности человека;
  • во всей человеческой цивилизации формируется единое информационное пространство;
  • человеку обеспечивается абсолютно свободный доступ к информационным ресурсам всей цивилизационной системы с помощью средств информатики;
  • управление обществом и воздействие на окружающую среду реализуется при неукоснительном соблюдении гуманистических принципов управления.

Помимо положительных, существуют также и отрицательные последствия перехода к информационному обществу:

  • самой острой проблемой является все возрастающее влияние средств массовой информации на сознание человека;
  • происходит нарушение прав человека на частную жизнь и ее неприкосновенность;
  • возникают проблемы отбора достоверной и качественной информации, которая поступает к человеку;
  • существует опасность возникновения разрыва между разработчиками информационных технологий и их потребителями.

Замечание 1

Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационное общество это термин, обозначающий наивысшую ступень развития общества, ключевое значение в котором имеет нематериальное благо – информация.

spravochnick.ru

Основные признаки информационного общества.

Поиск Лекций

Понятие » информационного общества » – правопреемник понятия «постиндустриального общества», его детализация. Синонимы: «интеллектуальное общество», «общество знания «, «образованное общество». Информационное общество как информационная (знаниевая) ступень развития материальной и духовной культуры постиндустриальной цивилизации – это цивилизационная формация.

Первые упоминания понятия информационного общества относятся к 60 гг. 20 в. (США, Япония). В ту пору полагалось, что главным отличительным признаком нового общества будет информационная экономика, основным продуктом и ресурсом которой станетинформация и ее высшая форма – знание, а основной функцией – экономия времени с помощью информационных технологий. В то же время высказывались опасения, что информация может стать мощным властным ресурсом, концентрация которого потенциально может привести к возникновению информационного варианта тоталитарного государства.

Со временем стало ясно, что одной информационной экономикой информационное общество не обойдется. Чтобы не возникло в нем упомянутой опасности для демократии, чтобы общество развивалось гармонично и в интересах всех граждан, оно должно быть многогранным, учитывающим все стороны жизни. Иными словами, необходимые признаки информационного общества не должны ограничиваться материально-экономическими интересами граждан, но учитывать и их духовные потребности. В настоящее время сложилось следующая совокупность таких признаков:

·культ знаний;

·информационная экономика;

·информационная культура;

·информационный рынок труда;

·информационная инфраструктура;

·информатизация социальных технологий;

·информационное законодательство.

Возможно, перечисленные необходимые признаки, строго говоря, недостаточны. Как бы то ни было, материальная и духовная жизнь общества в целом должна от прежних потребительских ценностей индустриального общества перейти к новым «информационным ценностям», безусловное следование которым и делает общество информационным в полном смысле данного понятия.

Культ знаний – не то же самое, что экономическая категория производства знаний. Культ знаний означает, что в общественной морали устойчиво преобладает тяга к духовному самосовершенствованию над стимулом материального благополучия. Культ знаний – это социально-психологическая установка, влияющая на все остальные подобные установки граждан информационного общества.

Информационная экономика должна быть ориентирована на высокие технологии (Hi-Tech) – микро-, наноэлектронику, глобальные коммуникации, накопление и распространение данных и знаний, экономию времени, энергии и других общественных ресурсов, разработку и внедрение интеллектуальных продуктов. Информационная экономика страны должна вписываться в глобальный информационно-экономический процесс.

Информационная культура – часть общей культуры социума, организующая социальную жизнь через информационную сферу. Внешняя информационная культура есть культура коммуникации и управления (данных и команд). Внешняя информационная культура общества и личности безотрывно связана с их внутренней информационной культурой, под которой понимается культура познания ( знания ).

Информационный рынок труда должен охватывать более половины трудоспособного населения. Это значит, что более 50% трудовых ресурсов общества должно работать в информационной сфере (компьютерные технологии; телекоммуникации; информационные услуги, включая библиотеки и сферу искусства; СМИ и рекламное дело; безлюдные производства под управлениемАСУ и роботов; микропроцессорные и нанотехнические системы и устройства; наука и образование и т.п.).

Информационная инфраструктура включает аппаратно-программные средства поддержки информационной сферы деятельности общества.

Информационное законодательство есть совокупность законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения информационных технологий.

Все признаки информационного общества должны быть не провозглашаемыми, а действующими, должны «работать» все вместе. Вычленение хотя бы одного признака как неработающего приводит к ликвидации (самоликвидации) информационного общества. Так, например, известны многие государства с развитой информационной инфраструктурой, но отсутствием информационной культуры, культа знаний, действующего информационного законодательства и др. В таких государствах нет информационного общества, как нет его и в тех странах, которые не вписались в глобализационные процессы планетарного масштаба, исповедуют изоляционизм, закрытость, попрание демократических норм и прав человека. Локальные информационные обществанежизнеспособны. Приоритетным для человечества является глобальное (планетарное) информационное общество, но достижимо ли оно в современном разнополярном мозаичном мире, полном противоречий и взаимного непонимания?! Без компромиссов не обойтись!

Проблема слабо изученной опасности

Информатизация общества вносит фундаментальные изменения в профессиональную деятельность, преобладающей формой которой становится умственная деятельность. При этом мозг подвергается неведомым прежде нервно-психологическим нагрузкам, пропорциональным все возрастающему потоку информации (знаний). Человек добровольно переходит из родного ему естественного мира в искусственный мир информационной техники, что таит угрозу самой человеческой природе. В процессы информатизации молодежь вовлекается чаще и интенсивнее, чем старшие поколения. В этих условиях дети, юноши и девушки, у которых завершается анатомо-физиологическое формирование организма и становление личности, подвергаются скрытой опасности, исходящей от неблагоприятных факторов с их кумулятивным (накопительным) механизмом воздействия. Ежедневное нерегламентированное во времени общение с виртуальным миром синтезированных текстов, изображений и звуков, с органами управления информационной техники, с виртуальной жизнью, виртуальными играми и персоналиями создает серьезные проблемы для воспитания личности, работы чувства. Конечно, человек живуч и гибко адаптируется к любой среде. Но эту способность нельзя беспредельно эксплуатировать.

Данная проблема не интересна для ИТ-бизнеса по понятным причинам, но для информационного общества она не безразлична. Решать ее придется в рамках междисциплинарных исследований, находящихся на стыке естественных, гуманитарных и технических научных дисциплин.

Не следует пренебрегать и проблемой подконтрольности, которую человек взвалил на себя вместе с переходом от информационной и коммуникативной техники коллективного пользования к персональным компьютерам и персональным (мобильным) телефонам. Теперь каждый «юзер», каждый телефонный абонент не может чувствовать себя в безопасности, находясь в сетевом информационно-коммуникационном пространстве, ибо каждый шаг в нем кем-то и где-то может фиксироваться в рамках и вне рамок закона.Это создает дополнительную психологическую нагрузку «несвободы» для людей в информационном обществе, которое по замыслу его устроителей должно было бы освободить человека.

 

poisk-ru.ru

Вопрос 23 понятие и признаки информационного общества

Информационное общество – это состояние развития общества, которое характеризуется высокоразвитой информационной инфраструктурой, информационной культурой и массовой информатизацией, широким доступом населения к информационным ресурсам, рынком информационных продуктов и приоритетным развитием информационного сектора экономики.

Признаки информационного общества:

  • Состояние развития общества (новое состояние). Это не просто этап развития общества. Состояние – это совокупность параметров, которые характеризуют данное общество.

Параметры: новая высокоразвитая инфраструктура (высокопроизводительные компьютеры, высокие информационные технологии)

  • Высокоразвитая информационная структура.

  • Высокоразвитая информационная культура. Знания используются во благо всеми пользователями информационной среды:

  • возможность овладения знанием

  • обязанность каждого пользователя информационной среды не злоупотреблять своими знаниями и правами, т.е. запрет на злоупотребление.

  • Массовая информатизация — информатизация во всех сферах человеческой деятельности.

  • Широкий доступ населения к информации

  • Информационный рынок, т.е. рынок информационных продуктов – свободный оборот информационных товаров и услуг, производство и реализация которых зависит от общественных потребностей.

Вопрос 24 проблемы развития информационного общества

  • Цифровое неравенство – это экономическое и технологическое неравенство стран в собственном развитии и в уровне информатизации как внутри государства, так и во вне. Неспособность включиться отдельных государств в процесс глобальной информатизации, неравенство между государствами, неравенство внутри государства

  • Углубление информационного противоборства (конфликтности)

  • Проблема защиты частной жизни в информационной сфере – особенности частной жизни человека. Интернет – способ проникновения в частную жизнь. По Конституции РФ ст. 23 – частная жизнь неприкосновенна.

  • Защита авторского права в информационной среде – с возможностями техническими и технологическими доступ становится более реальным, более открытым. Без согласия автора – копировать и использовать. 2 Конвенции по авторскому праву, принятые в 19 веке, были актуальны в индустриальном обществе.

Вопрос 25 Цели, задачи и принципы Стратегии развития информационного общества в России

Главной целью Стратегии является повышение качества жизни граждан. Впервые в практике государствоведения в официальном документе, в котором определяются базовые параметры государственной политики, заявлена именно такая, самая важная для общества и человека цель.

Другими целями Стратегии являются: обеспечение конкурентоспособности России, развитие всех основных сфер жизни общества (экономической, социально-политической, культурной и духовной), совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленных целей, относятся:

• формирование современной информационной и теле-коммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

• совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

• развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

• повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

• повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

• развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

• сохранение культуры, укрепление нравственных принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

• противодействие угрозам национальным интересам России, использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий.

Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих основных началах (принципах):

• партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

• свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

• поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

• содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

• обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

studfiles.net

Назовите основные признаки информационного общества? — Мегаобучалка

Этапы становления информационного общества

На заре цивилизации (десятки тысяч лет назад до н.э.) люди научились изготавливать простые орудия труда и охоты. В первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществах деятельность была направлена на овладении веществом. Хватало элементарных знаний и первобытных навыков, но постепенно объем информации увеличивался и люди почувствовали недостаток индивидуальных знаний. Потребовалось научиться обобщать знания и опыт, которые способствовали правильной обработке информации и принятию необходимых решений.

Начиная примерно с XVII века, развивается машинное производство и на первый план выходит проблема овладения энергией (ветряные мельницы и водяные колеса, паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, электрическая энергия, атомная энергия). В этот период происходили также существенные изменения в способах хранения и передачи информации.
В развитии человеческого общества существуют четыре этапа, названные информационными революциями, которые внесли изменения в его развитие.

 

Что вы можете сказать о информационной революции?

 

Информационные революции.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.



Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

ü •переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

ü •миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

ü •создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль— информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшая составляющая информационной индустрии — информационная технология.
Задание

· Запишите в заготовке для конспекта основные изобретения, с которыми связаны четыре информационные революции

История развития ЭВМ.

Первой попыткой автоматизированной обработки информации стало создание Чарльзом Бэббиджем в середине 19 века механической цифровой Аналитической машины. Однако лишь с середины 20 века, с момента появления электронных устройств обработки и хранения информации, начался переход от индустриального общества к информационному.

Сообщение по истории развития ЭВМ

Характеристика Поколения
Первое Второе Третье Четвертое
Годы применения 1946-1960 1950-1964 1964-1970 1970-1990-e
Основной элемент Электронная лампа Транзистор Интегральная схема Большая интегральная схема
Количество ЭВМ в мире, шт Сотни Тысячи Сотни тысяч Десятки миллионов
Размеры Очень большие (ENIAC, UNIVAC, EDSAC) Значительно меньшие Миникомпьютеры Микрокомпьютеры
Быстродействие 1 (условно) 1 000 100 000
Носитель информации Перфорированная лента Магнитный диск, м. лента Диск Гибкий диск

 

Как можно охарактеризовать современное общество?


Понятие «информационное общество» появилось в середине 60-х годов XX века в Японии и США. Смысл его заключался в том, что большая часть населения развитых стран будет заниматься информационной деятельностью, а главным продуктом производства и основным товаром станет информация.

 

Назовите основные признаки информационного общества?

· Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

· Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

· Информация же является продуктом деятельности современного человека.

· Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

· Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

· Безопасность информационного общества, информации.

· Защита интеллектуальной собственности.

· Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

· Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

 

 

· По каким основным параметрам будем судить о степени развитости информационного общества и почему?

 

В информационном обществе каждый человек, в какой бы точке земного шара он не находился, будет иметь реальную возможность легко связаться с другим человеком или организацией, передать и получить любую необходимую информацию — деловую и бытовую.

· Можно ли назвать российское общество информационным?

megaobuchalka.ru

Основные признаки информационного общества, Экологические проблемы современной цивилизации

В современном обществоведении распространено мнение, что общество в своем развитии проходит три ступени, или три волны: первая — аграрное общество, вторая — индустриальное, третья волна — постиндустриального ьне. Третья ступень общество переживает в настоящее время. Другое его название -«информационное общество»Это название появилось в начале 60-х pp XX в, когда в развитых странах наблюдался переход экономики д в производства информации и послермації і послуг.

Благодаря возникновению новых технических средств и новых технологий информационное общество характеризуется рядом признаков: 1) повсеместное внедрение научно-и информацийномистких технологий, 2) бурное понятен последняя индустрии знаний, в которую перемещается все больше и больше людей и ресурсов, 3) в сфере образования, науки, компьютерной деятельности,. СМИ и т.д. производится более половины национального продукта; 4) р адикальни изменения в соотношении рабочего и свободного времени и личных установках человека; 5) изменение мотиваций человека от чисто материальных ценностей и собственности к возможностям самовыражения и саморозв итку, удовлетворение работой и жизнью; 6) использование информации не только для создания материальных и культурных благ, но и во многом для того, чтобы формировать у граждан определенные экономические, социальные и политическую позицию; 7) формируется новый тип потребителя информации. Изменяются приоритеты потребностей личности. Личность строит характер своего поведения на почве широкой информации, умении выбрать необходимости на информацию. Характерной чертой современного человека е действия, основанные не на традиции в мышлении и практике, а на информации, 8) переосмысливается отношение к природе и всей окружающей среды, я к к»языку развития производства. Все более важное значение приобретают экологические проблемлеми.

В современном информационном обществе возникают серьезные проблемы, которые следует учитывать и решать частности, утверждается, что техника вторгается во все сферы жизни человека появляется иллюзия, что л человек вскоре лишится многих видов традиционной деятельности, их как бы заменит машина, даже моральные, политические и социальные проблемы могут быть решены на основе машинных технологииій.

Ошибочность такого подхода очевидна. Ведь нужно определить, что у человека всегда есть и будет способность личной оценки, интерпретации информации. Личностный компонент является составной именно человеческого»Я»Человек кроме м знаний, которые может хранить машина, обладает интуицией, верой, чувствами и другими свойствами, присущими только человеку. В перспективе рациональным, приемлемой должно быть достижение гармоничного еднос те между развитием знания и технологий, с одной стороны, и способностью к адекватного развития темпов приспособления человека к собственным результатов деятельности — с другойсті – з іншого.

73 Экологические проблемы современной цивилизации

Переход человечества от использования примитивных орудий труда к техногенной цивилизации наряду с положительными привел к значительным негативным последствиям частности, он оказался деструктивным относительно природы. Экосистема (от гр oinos — дом, среда) планеты — атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера — потерпела разрушительного воздействия человекини.

всего страдает атмосфера. Земли. Разрушение атмосферы под влиянием различных технологических процессов катастрофически отражается на организме человека. Сегодня наука фиксирует более 3000 видов химических вещественные вин, которые негативно влияют на развитие человека и приводят к значительным изменениям в организммі.

Так, если в середине 40-х годов XX века было зафиксировано 0,7% неполноценных детей среди новорожденных, как следствие влияния различного рода мутагенных процессов, то на рубеже тысячелетий эта цифра превышает 10%%, что заставляет говорить об опасности для полноценного развития генофонда человечестваа.

По информации. ООН, в атмосферу ежегодно выбрасывается 110 млн т оксида серы, 70 млн т оксида азота, 180 млн т оксида углерода, 90 млн т неочищенных ядовитых газов, 700 тыс т фреонов (соединений тяжелых металле ов), 500 тыс. т свинца тощщо.

Значительный вред организму человека наносит ядовитый табачный дым, который в 4 раза вреднее, чем выхлопные газы автомобиля. Подсчитано, что табачный дым загрязняет воздух в сотни тысяч раз больше, чем любой металлургический или химический комбинат. Курильщик вдыхает воздух, загрязнение которого в сотни раз превышает предельно допустимые границы. Ведь этот дым содержит около 200 особо ядовитых вевин.

По данным. Всемирной организации охраны здоровья, от болезней, вызванных курением, ежегодно умирает 1,5 млн человек, а расходы на лечение болезней, связанных с курением, составляют 100 млрд. ежегодно

В жизни человека важную роль играет гидросфера. Вода является главной составляющей строения любого биологического организма, источником кислорода. Но отношение к ней не лучше, чем к другим элементам окружающей п среды. Мировому океану отводится роль гигантского свалки большей части промышленных и радиационных отходов. Особенно ужасные показатели загрязнения его нефтью. По данным ученых нефтяной пленкой покрыто почти 1/4 поверхности. Мирового океанкеану.

Острой является проблема обеспечения человечества пресной водой. Часть запасов пресной воды в. Мировом океане очень незначительна — всего около 4%. Но 70% пресной воды находится во льдах. Антарктиды,. Гренландии й и на горных вершинах. Около 30% запасов составляют подземные воды. На реки и озера приходится лишь 0,02% всей пресной воды резко возрастает потребление воды. Подсчитано, что в древние времена расходы в оды на душу населения составляли 12-18 литров в сутки, а сегодня — 200-400 литров. Значительно возрастает использование воды в промышленностиловості.

Опасность для здоровья представляет чрезвычайное загрязнение воды. Миллионы людей планеты употребляют воду, насыщенную вредными для организма веществами, что приводит к разного рода тяжелых заболеваний

Все отчетливее проявляется негативное влияние научно-технического прогресса на грунт. Он пополняется нехарактерными для него физическими, химическими и биологическими составляющими. Загрязнители через растительные или животные продукты питания попадают в организм человекни.

опасной по своим последствиям является эрозия почв, т.е. разрушение верхних, наиболее плодородных слоев почвы. Нерациональная хозяйственная деятельность привела к тому, что ежегодно из сельскохозяйственного об бороться выбывает 3% обрабатываемой земли, т.е. 50-70 тыс. км2 пашнилі.

Техногенная цивилизация привела к пренебрежительного, даже преступного отношения общества к биосфере, то к миру активной жизни, которое составляет нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть в литосферы течение активного материально-экономического развития общество уничтожило 70% лесув.

течение года с планеты исчезает около 11 млн га лесов. Роль лесов в природе чрезвычайно важна. Ведь, несмотря, что леса занимают всего 7% земной поверхности, в них сосредоточено 60% имеющихся видов раст линь. Биомасса лесов составляет 90% всей биомассы суши. В связи с массовой вырубкой лесов резко возросли темпы вымирания целых видов животных. Под угрозой уничтожения находится 1200 видов. За год вымирает на п. Ланет в среднем 25-ЗО видов, в том числе и один вид или подвид позвоночных животтварин.

Из приведенных примеров ясно, что общество деструктивно влияет на природу, несмотря на ее важную роль как необходимой и постоянной условия развития человеческого сообщества. Но следует осознавать, что в траждае не только природа. Любые изменения во внешнем мире немедленно отражаются на самом человекеі:

здоровье, психическом состоянии, полноценности образа жизни. Итак, в эпоху техногенной цивилизации отчетливо проявляется экологический кризис, который негативно влияет на судьбу человека, общества в целом

Ученые предлагают некоторые пути предотвращения экологической катастрофы их можно свести к следующим основным направлениям деятельности:

1. Неотложная разработка и воплощение в жизнь мер по перевоспитанию современных и будущих поколений с целью переориентации относительно общечеловеческих ценностей, в частности, роли природы в жизни человека

Имеет формироваться отношение к природе не как к сырьевой базе, энергетических источников, не как к объекту материального использования вообще. Следует упомянуть трепетное отношение предыдущих поколений (примерно д до XIX в) к природе как к колыбели человечества, как к источнику духовного воодушевления. Необходимо, чтобы каждый человек осознал духовное, а не материальное значение природы. Поднять природу в ранг общечеловеческих ценностей — первоочередная задача воспитания человека. Каждый должен чувствовать свою личную ответственность за состояние окружающей среды и делать все возможное для его сохраненияження.

2. Научный поиск принципиально новых форм материально-технической деятельности общества. Это должны быть такие формы, которые бы максимально способствовали нормализации отношений между человеком и природой. Речь идет прежде вс это о разработке и внедрении»чистых»и безопасных источников энергии (гелиоэнергетики, биоэнергетики, ветровой, вторичной энергетики и т.д.), компьютерно-информационной техники, цифровой связи, робототе хникы, дальнейшую разработку и переработку безопасных искусственных материалеих матеріалів.

3. Дальнейшая разработка и внедрение в жизнь законодательной, правовой базы в отношении сохранения природной среды. Особенно важно, чтобы законы и»действовали»В Украине принят закон об охране окружающей ого среды. Но, к сожалению, соблюдение его основном носит формальный характер, что нередко приводит к экологическим катастрофам. Необходим усиленный законодательный и общественный контроль, чтобы любой я ке нарушение экологической системы имело своим следствием привлечения виновных к уголовно-правовой ответственностиідповідальності.

uchebnikirus.com