Основные подходы к – Формирование и развитие личности – основные подходы к исследованию

3. Основные подходы к классификации научных исследований:

1)
целостный подход; 2) личностный подход;
3) деятельностный подход;

4)
полисубъектный подход; 5) культурологический
подход; 6) этнопедагогический подход;
7) антропологический подход.

Системный
подход

отражает всеобщую связь и взаимообусловленность
явлений и процессов окружающей
действительности. Он ориентирует
исследователя и практика на необходимость
подходить к явлениям жизни как к
системам, имеющим определенное строение
и свои законы функционирования.

Сущность
системного подхода заключается в том,
что относительно самостоятельные
компоненты рассматриваются, не
изолировано, а в их взаимосвязи, в
развитии и движении. Системный подход
позволяет выявить интегративные
системные свойства и качественные
характеристики, которые отсутствуют у
составляющих систему элементов.

Предметный,
функциональный и исторический аспекты
системного подхода требуют реализации
в единстве таких принципов исследования,
как историзм, конкретность, учет
всесторонних связей и развития.

Системный
подход предполагает построение
структурных и функциональных моделей,
имитирующих исследуемые процессы как
системы, позволяет получить знание о
закономерностях их функционирования
и принципах эффективной организации.

Системный
подход требует реализации и принципа
единства педагогической теории,
эксперимента и практики, которая иногда
неправомерно понимается как некоторая
линейная цепочка, отражающая естественное
движение знания от теории через
эксперимент к практической деятельности.

Научно-педагогическое
исследование основывается на точно
установленных фактах, которые допускают
их эмпирическую проверку. Оно опирается
на уже известные теории, отличается
целенаправленностью, систематичностью,
взаимосвязью всех элементов, процедур
и методов. В нем дифференцированно
решаются эмпирические, логические и
познавательные теоретические задачи,
проводится четкое разграничение между
твердо установленными и гипотетическими
знаниями.

В
наиболее кратком виде научно-педагогическое
исследование можно определить как
применение общего научного метода к
решению проблемы в области воспитания
и обучения, теории и истории педагогики.

Научное
исследование представляет собой единство
содержания (социальной информации),
знаковой (литературной) и
материально-конструктивной (технологической)
формы. Оно выполняет социальную и
коммуникативную функции, служит средством
общения и передачи знаний между учеными
и практиками. Форма исследования (вид
публикации), содержание, язык должны
отвечать своему социальному назначению,
потребностям той группы лиц, для которой
она предназначена.

Исследования
в педагогике проводятся в самых различных
областях: дидактике, теории воспитания,
школоведении, методологии, истории
народного образования и педагогики,
специальной педагогике и др.

Анализ
классификаций педагогических исследований
показывает, что принципы деления работ
основаны на учете различных целей науки
и практики, требований и запросов
потребителей к характеру получаемой
информации

Можно
выделить два основных подхода к
классификации педагогических исследований:
библиографический и науковедческий.

Библиографический
подход

основан на необходимости получать

информацию
об имеющихся публикациях, отбирать
работы по определенным направлениям.
темам, проблемам, выявлять круг вопросов,
которые изучались или обсуждались
авторами. Разработка различных
библиографических классификаций
потребовала определения предмета
педагогики, ее места и связей с другими
науками.

Науковедческий
подход

дает возможность учитывать взаимоотношения
между наукой, техникой, производственной
деятельностью, цели, задачи и результаты
исследования.

Все
подходы правомерны. Они отражают
объективные потребности различных лиц
в той или иной информации. В зависимости
от подхода строится соответствующая
классификация.

Конкретно-научная
методология каждой науки раскрывается
через специфические относительно
самостоятельные подходы, или принципы.
В педагогике — это целостный, личностный,
деятельностный, полисубьектный,
культурологический, этнопедагогический,
антропологический подходы, которые и
представляют ее методологические
принципы.

Целостный
подход

в педагогике появился в противовес
функциональному, при котором изучается
какая-либо сторона педагогического
процесса безотносительно к тем изменениям,
которые происходят в это же время в нем
в целом и в личности. Суть функционального
подхода заключается в том, что изучение
педагогического процесса осуществляется
без учета его как целостности, как
системы с определенной структурой, в
которой каждый элемент выполняет свою
функцию в решении поставленных задач,
а движение каждого элемента подчинено
закономерностям движения целого. Главная
идея целостного подхода выражается в
том, что свойства целого не являются
суммативным порождением свойств его
элементов.

Целостный
подход как развитие системного требует
при организации педагогического процесса
ориентации на интегративные характеристики
личности. В этой связи сама личность
должна пониматься как целостность, как
сложная психическая система, имеющая
свою структуру, функции и внутреннее
строение.

Личностный
подход

в педагогике вытекает из целостного.
Он утверждает представления о социальной,
деятельной и творческой сущности
личности. Личностный подход не
исчерпывается ориентацией на формирование
личностных смыслов. Личностный подход
вне зависимости от дискуссии относительно
структуры личности означает ориентацию
при конструировании и осуществлении
педагогического процесса на личность
как цель, субъект, результат и главный
критерий его эффективности.

Деятельностный
подход

тесно связан с личностным. Деятельность-это
преобразование людьми окружающей
действительности. Исходной формой
такого преобразования является труд.
Все виды материальной и духовной
деятельности человека являются
производными от труда и несут в себе
его главную черту — творческое
преобразование окружающего мира.
Преобразуя природу, человек преобразует
и самого себя, проявляясь как субъект
своего развития.

Любая
деятельность имеет свою психологическую
структуру: мотив, цель, действия
(операции), условия и средства, результат.
Если стремясь к реализации деятельностного
подхода, педагог упускает какие – то
структурные моменты, организуя
деятельность школьника, то он (школьник)
либо вообще не является в этом случае
субъектом деятельности, либо выполняет
её как иллюзорную, как отдельные действия.
Ученик освоит содержание образования
только тогда, когда у него есть внутренняя
потребность и активно – положительная
мотивация для такого освоения. Признание
факта, что в деятельности личность
формируется и проявляется, ещё не есть
деятельностный подход. Он требует
специальной работы по формированию
деятельности ребёнка, по переводу его
в позицию субъекта познания, труда и
общения. Это, в свою очередь, требует
обучения его целеполаганию и планированию
деятельности, её организации и
регулированию, контролю, самоанализу
и оценке результатов деятельности.

Полисубъектный
(диалогический) подход
вытекает
из того, что сущность человека значительно
богаче, разностороннее и сложнее, чем
его деятельность. В этой связи необходимо
акцентировать внимание на микросоциуме
и отношениях между субъектами
образовательного процесса как на
важнейших источниках духовного развития.
Именно в актах взаимодействия личность
обретает своё человеческое, гуманистическое
содержание. В этой связи личность в
известном смысле есть продукт и результат
её общения с окружающими людьми, т.е.
интерсубъектное образование.

Диалогический
подход в единстве с личностным и
деятельностным составляют сущность
методологии гуманистической педагогики.

Культурологический
подход
как
конкретно – научная методология познания
и преобразования педагогической
реальности имеет три взаимосвязанных
аспекта действия: аксиологический
(ценностный), технологический и личностно
– творческий.

Аксиологический
аспект
обусловлен
тем, что каждому виду человеческой
деятельности как целенаправленной,
мотивированной, культурно организованной
присущи свои основания, оценки, критерии
(цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы
оценивания. Этот аспект предполагает
такую организацию педагогического
процесса, которая обеспечивала бы
изучение и формирование ценностных
ориентаций личности. Технологический
аспект

связан
с пониманием культуры как специфического
способа человеческой деятельности.
Именно деятельность является тем, что
имеет всеобщую форму в культуре. Она –
её первая всеобщая определённость.
Личностно
– творческий аспект
обусловлен
объективной связью индивида и культуры.
Индивид – носитель культуры. Он не
только развивается на основе
объективированной сущности человека
(культуры), но и вносит в неё нечто
принципиально новое, т.е. становится
субъектом исторического творчества. В
связи с этим в русле личностно –
творческого аспекта культурологического
подхода освоение культуры следует
понимать как проблему изменения самого
человека, его становления как творческой
личности.

studfiles.net

Основные подходы к определению PR — Мегаобучалка

Выделяют три подхода в определение ПР:
Альтруистический:ПР – некая деятельность по организации всеобщего сотрудничества во имя «служения интересам общественности
Компромиссный:ПР – это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот.
Прагматический:ПР- это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта.
Вывод:ПР – это сознательная организация коммуникации.ПР – одна из функций менеджмента. Цель ПР – достичь взаимопонимания и установить плодотворные отношения между организацией и ее аудиториями путем двусторонней коммуникации.

Понятие “Связи с общественностью” (английский аналог — public relations (паблик рилейшнз) — имеет большое число дефиниций (определений). Еще в 1975 г. американский фонд Foundation for Public Relations Research and Education выявил около 500 определений PR. Участники исследования не ограничились простыми подсчетами, а тщательно проанализировали собранные материалы и вывели свое, синтезированное определение, согласно которому:”Паблик рилейшнз” — это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него; определяет и делает особый упор на главной задаче руководства — служить интересам общественности; помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно; выполняет роль “системы раннего оповещения” об опасности и помогает справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности».
Этот подход можно назвать альтруистическим, он присутствует и в других определений PR, как более ранних, так и появившихся позднее. В этом русле существуют так же определения, данные общественным связям другими авторитетными организациями и исследователями. Так, британский Институт общественных отношений (IPR), созданный в 1948г., принял следующую трактовку:
“Паблик рилейшнз” — это планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью.
Альтруистическое определение, направленное на достижение абстрактной общественной гармонии, предлагает известный английский PR-специалист Сэм Блэк:
“Паблик рилейшнз” — это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности.
Существует и другой подход в определении PR-деятельности — компромиссный, делающий упор не на абстрактной общественной гармонии, а на удовлетворении конкретных интересов. Суть подхода в том, что организация учитывает интересы общественности для того, чтобы и ее интересы были восприняты с пониманием. Такой подход к PR еще в первые десятилетия XX в. предлагал один из основателей связей с общественностью — Эдвард Бернейз. Вот его определение:
“Паблик рилейшнз” — это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот. Этот подход разделяет достаточно большое число PR-профессионалов. Так, на первой Всемирной ассамблеи ассоциаций PR, собравшей в 1978 году в Мехико представителей более чем 30 национальных и региональных ассоциаций PR было принято определение общественных связей именно с этой позиции:
Практика “паблик рилейшнз” — это искусство и социальная наука, позволяющие анализировать тенденции, предсказывать их последствия, консультировать руководство организаций и претворять в жизнь планируемые заранее программы действий, которые служат интересам как организаций, так и общественности.
Существует так же прагматический подход, лишенный всякого идеалистического содержания. Его суть — умение общаться с людьми — это товар, который можно свободно купить, как сахар или кофе. Прагматический подход был широко распространен в период становления деятельности по связям с общественностью — в начале XX века, а в настоящее время он очень распространен в России и бывших советских республиках, где PR только начинает развиваться как новый вид деятельности. Так, в Словаре новых иностранных слов изданном в 1995 г. в МГУ PR понимается как “организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприятия (учреждения, фирмы) и повышения его репутации. Осуществляется разными путями, но прежде всего через СМИ.

 

megaobuchalka.ru

Основные подходы к определению понятия

Основные подходы к определению понятия
“информация”

ЗНАТЬ

Информация— от латинского
informatio — сведения, разъяснения, изложение.

Под информацией в философии понимают
отраженное разнообразие, возникающее
в результате взаимодействия объектов.

Под информацией в быту(житейский
аспект) понимают сведения об окружающем
мире и протекающих в нем процессах,
воспринимаемые человеком или специальными
устройствами (С.И.Ожегов. Толковый
словарь русского языка).

Под информацией в техникепонимают сообщения в форме знаков или
сигналов, хранимые, передаваемые и
обрабатываемые с помощью технических
устройств.

Под информацией в теории информациипонимают не любые сведения, а лишь те,
которые снимают  полностью  или
уменьшают существующую до их получениянеопределенность. Информация — это
снятая неопределенность (Клод Шеннон).

Под информацией в кибернетике(теории управления) понимают ту часть
знаний, которая используется для
ориентирования, активного действия,
управления, то есть в целях сохранения,
совершенствования, развития системы
(Н. Виннер).

Под информацией в семантической
теории
(смысл сообщения) понимают
сведения, обладающие новизной.

Под информацией в документалистикепонимают все то, что так или иначе
зафиксировано в знаковой форме в виде
документов.

В информатике информацию можно
рассматривать как продукт взаимодействия
зарегистрированных сигналов (ланных)
и адекватных методов их обработки.

Информация нужна человеку не вообще, а
конкретно в нужное время для ориентирования
в окружающем мире и принятия решений о
своих дальнейших действиях.

 

 

 

 

 

 

 

Как вы уже поняли из предыдущих параграфов:

  • понятие информации — одно из самых
    фундаментальных в современной науке.
    Наряду с такими понятиями, как вещество,
    энергия, пространство и время, оно
    составляет основу современной научной
    картины мира;

  • в науке существует три подхода к феномену
    информации

  1. Атрибутистыполагают, что информация
    каксемантическое свойствоматерииявляется неотъемлемыматрибутомвсех элементов и систем объективной
    реальности, она существовала и существует
    вечно.

  2. Функционалистыотрицают существование
    информации в неживой природе. По их
    мнению информация через информационные
    процессы реализуетфункцию управления
    (самоуправления
    ) в биологических,
    социальных и социотехнических системах.
    То есть информация — это одна из функций
    жизни, основное отличие живого от
    неживого.

  3. Антропоцентристыограничивают
    сферу информации главным образомсоциальными системамии определяют
    ее как содержание (смысл) сигнала,
    полученного системой из внешнего мира.

Все точки зрения имеют право на
существование и исследуются в
соответствующих областях науки:
информация как семанитческое свойство
материи изучается в философии,
информациологии, физике; информация
как функция управления изучается в
кибернетике, физиологии, биологии;
информация как содержание воспринятого
сигнала изучается в лингвистике,
социологии, психологии.

Информатика изучает прежде всего
информационные процессы в социотехнических
(человеко-машинных) системах. Эти системы
относятся к типу управляемых и
самоуправляемых систем и обязательно
включают в себя субъекта-человека.
Поэтому информатике как науке “ближе”
второй и третий подходы, то общее, что
в них есть. Это не означает, что информатика
отрицает наличие информации в неживой
природе — просто эти проблемы сейчас ее
интересуют в меньшей степени.

Цель этого параграфа — познакомить вас
с основными подходами к определению
понятия “информация”, которые чаще
всего используются в информатике. А
поскольку информатика — это совокупность
многих областей научного знания (теория
информации, кибернетика, робототехника,
computer  science, программирование и пр.),
то в каждой из них есть свои особенности
в трактовке феномена информации и
определения этого понятия.

Сравните следующие определения понятия
“информация” и определите, какое общее
свойство информации в них отмечается
и в чем состоят различия.

Наиболее общим философскимопределением будет следующее определение:
информация — это отраженное
многообразие
.

ПРИМЕРЧтобы лучше понять, о чем
идет речь, представьте себе, что Вас
поместили в темную комнату, стены, пол
и потолок которой сделаны из одинакового
материала, в которой не слышно ни одного
звука, температура постоянна. Вокруг
Вас все неизменно… Человек не может
долго выдержать такое состояние
однообразия, неизменности. Установлено,
что если кого-либо полностью лишить
информации об окружающем мире, лишить
всякого восприятия, то он очень скоро
почувствует себя крайне неуютно. После
нескольких дней лишения всех ощущений
он не сможет выполнять самые простые
движения, например, такие, как взять
стакан.

Мы привыкли к тому, что мир вокруг нас
изменчив, мы и замечаем его именно в
процессе изменения, то есть информация
возникает, когда,  нарушается
однообразие и это нарушение  каким-то
образом отражается, проявляет себя в
сигналах.

В бытупод информацией понимают
сведения, которые нас интересуют. Но
заинтересовать нас могут только те
сведения, которые мывосприняли и
осознали
. Поэтому восприятие
поступающих извне сигналов и их
интерпретация — основа превращения этих
сигналов в информацию для нас.

ПРИМЕРВсе ли сигналы внешнего
мира несут информацию для вас? Конечно
же, нет. Два человека вместе идут по
улице, но “видят” они ее по-разному.
Один замечает (воспринимает и осознает)
все проезжающие мимо автомобили, а
второй обращает внимнание на собак и
котов. Попросите рассказать их, что они
видели,  и вы услышите описание
совершенно различных “улиц”.

В журналистикепод информацией
понимают не любые сообщения, а только
те из них, которые обладаютновизной.

В теории связипод информацией
принято понимать любуюпоследовательность
сигналов
, котораяхранится, передается
или обрабатывается с помощью технических
средств
, не учитывая их смысл.

В кибернетикепод информацией
понимается только та часть сообщения,
которая участвует вуправлении.

Человечество тысячи лет обрабатывало
информацию, прежде чем изобрело машину
для ее обработки, которая Вам известна
как  электронно — вычислительная
машина (ЭВМ) или компьютер. Параллельно
с этим возникли чисто практические
задачи хранения, поиска и передача уже
имеющихся знаний (информации). С появлением
технических средств хранения и обработки
информации появилось новое толкование
самого понятия “информация”, при
котором вводится различие таких понятий,
как информация и данные.

Вы знаете, что все физические объекты
находятся в состоянии непрерывного
движения и изменения, которые сопровождаются
обменом энергии и переходом ее из одной
формы в другую. Все виды энергообмена
сопровождаются появлением сигналов.
При взаимодействии сигналов с физическими
объектами в последних возникают
определенные изменения свойств. Это
явление называетсярегистрацией
сигналов
. Такие изменения можно
наблюдать, измерять или фиксировать
иными способами, при этом образуются
новые сигналы — данные. Но мало
зарегистировать сигналы и получить
данные — надо знать, что и как с этими
данными можно делать. То есть необходимо
владетьметодами обработки данных.

ПРИМЕРВы хотите узнать, который
час. Вы смотрите на часы и видите лишь
положение стрелок относительно делений
на циферблате — это зарегистрированный
сигнал — данные, которые при наличии
соответствующего метода обработкимогут стать информацией для вас. В
данном случае методы обработки данных
включают в себя знание цены деления
шкалы (5 минут или 1 час) , арифметические
правила умножения и сложения и пр.
Применение этих методов к данным о
положении стрелки позволит вам получить
информацию о текущем времени.

ПРИМЕРВсе файлы, хранящиеся в
памяти компьютера записаны в двоичном
коде. Но если вы в текстовом редакторе
откроете файл, созданный в графическом
редакторе, то в лучшем случае увидите
на экране рабор малопонятных символов.
Методы обработки двоичных кодов в этих
программных средствах различны. Только
применение соответствующих методов
обработки (в нашем случае — выбор нужного
редактора) позволит вам увидеть, какой
рисунок содержится в файле.

Итак, в информатикеинформацию
можно рассматривать как продуктвзаимодействия данных и адекватных
им методов обработки
.

Поскольку взглядов на феномен информации,
видимо, столько же, сколько людей,
существуют и другие ее определения.

Основные подходы к определению понятия
“информация”

УМЕТЬ

ЗАДАНИЕ 1Сформулируйте, какое
общее свойство информации и какая
отличительная ее особенность для каждой
отрасли науки отмечается во всех
приведенных определениях этого понятия.

Какое определение понятия “информация”
дали бы Вы?

ЗАДАНИЕ 2Проанализируйте следующие
объекты и ситуации с точки зрения
различных подходов к определению понятия
информация. Что можно считать информацией
в этих ситуациях?

 

Основные
подходы к определению

Объект
анализа

Воспринятые
сведения

Сведения,
хранящиеся в форме сигналов

Снятая
неопределенность

Новизна

Данные +
методы обработки

Фотография
наскальных рисунков

Телефонный
разговор

Телеграмма

Просмотр
телепередачи

Пограмма,
хранящаяся в памяти компьютера

Письмо,
отправленное по электронной почте

Основные подходы к определению понятия
“информация”

ВОПРОСЫ-ПРОБЛЕМЫ

1.  Является ли информацией для Вас
сведения, содержащиеся в библиотеке
затонувшей Атлантиды или, хотя бы, в
библиотеке конгресса США.

2.  Получаете ли Вы информацию при
повторном прочтении книги, учебника.

 

studfiles.net

Основные подходы к пониманию культуры

Выделяется немалое количество самых разных определений такого сложного понятия, как культура. Некоторые ученые даже придумывали свои собственные определения культуры. Культура сама по себе нелегка в изучении и понимании, поэтому были выделены основные подходы к пониманию культуры.
Всего существует четыре центральных подхода: философский подход, антропологический, социологический и интегралистский подход к пониманию культуры. Следует рассмотреть отдельно каждый из них.
Философский подход рассматривает культуру в самом обширном плане. Суть данного подхода заключается в том, чтобы достигнуть самой сути явлений культуры, которую обычно видят в осмысленной деятельности человека. Одними из существенных признаков философского подхода являются масштабность и универсальность. Философский подход выделяет тот факт, что культура – это искусственно созданное явление. Культура истолковывается как способ всевозможного формирования человеческих возможностей. Типичным структурным элементом данного подхода считаются идеи и их реализация. Основная функция философского подхода – создание всего живого самими людьми или же для них. Для каждого подхода определяется приоритетный способ его исследования, для данного подхода это диалектический метод.
Следующий подход – антропологический. Сущность его состоит в принятии ценности культур всех народов, это значит, что по данному подходу культура является способом существования людей через все остальные имеющиеся культуры. Существует сокращенное определение антропологического подхода: система познаний и верований. Приоритетный способ исследования данного подхода– эволюционный. В антропологическом подходе предлагается самое большое число различных определений слова «культура». Антропологический подход преимущественно занимается исследованием незначительных ступеней культуры. С помощью именно этого подхода выделилось представление о культурных чертах (культурные черты – это нераздельные элементы. Из всех остальных подходов антропологический выделяется определенностью и четкостью. Подход носит символический характер, его главной функцией считается воспроизводство жизненного уклада людей. Антропологический подход к пониманию культуры максимально обширен, и он уравнивает между собой культуру и происхождение всего мира. Необычность этого подхода заключается в том, что проведение исследования познания человека производится в пределах какой-то определенной культуры.
Социологический подход подразумевает под культурой создание жизни всего общества в целом. Именно социологический подход занимается изучением самых важных составляющих культуры – строения культуры, ее функций и различных наружных факторов. Согласно социологическому подходу, ценности (в том числе и культурные) создаются социумом, а затем устанавливают его дальнейшее формирование. Иными словами, людьми начинает управлять то, что ими же самими сотворено. Из социологического подхода выделяют еще три конкурирующих, но связанных между собой подхода: предметный, функциональный и институциональный. Предметный занимается изучением культуры как определенной системы ценностей; функциональный выделяет возможности удовлетворения надобностей человека; институциональный исследует типы организации коллективных занятий людей.
Считается, что социологический и антропологический подход являются дополнением друг к другу.
Интегралистский подход в основном получается из слияния социологического и антропологического подхода, зависит от них.
В каждом из рассмотренных выше подходов существует доля достоверности, указывающая на установленные черты культуры. Благодаря существованию сразу нескольких подходов к пониманию и исследованию культуры, ее можно изучить более углубленно и всесторонне; или же выбрать какой-либо определенный подход и следовать его принципам, но не стоит забывать о том, что культура очень многогранна, и для ее изучения нужно обладать элементарными знаниями о ней. Однако, стоит помнить о том, что любой системе присущи свои недостатки.

www.istmira.com

Основные подходы к управлению | Всё по специальности Менеджмент

Основные подходы к управлению

Содержание управленческого труда раскрывается в процессе управления, состоящем из цикличного повторения функций или определенных видов управленческих работ, выполняемых в таких видах производственной деятельности как научно-технической, технологической, учетной, финансовой.
В настоящее время известно четыре важнейших подхода, внесших существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
В системном подходе подчеркивается то, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, нет единого, «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в определенной ситуации является тот, который наиболее соответствует данной ситуации.
В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи предпринял попытку создания единого подхода к управлению. Он пришел к выводу, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. Исходным пунктом его концепции является положение о том, что человек является основой любой организации, и от него в первую очередь зависит успех ее функционирования. Им были сформированы основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые, можно добиться эффективного управления.
Так, например, идеи теории «Z» сводятся к следующему: долгосрочный наем кадров; групповое принятие решений; индивидуальная ответственность; медленная оценка кадров и их умеренное продвижение; всесторонняя забота о работниках. Анализ теории и практики управления различными объектами позволяет установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся 😉

Спасибо!

managment-study.ru

Основные подходы к изучению общества

Основные подходы к изучению общества

Основные подходы к изучению общества

Основные подходы к изучению общества

В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества. Первый подход — натуралистический. Он связан с развитием естествознания в XVII-XVIII вв. Опираясь на естественнонаучные взгляды, многие мыслители прошлого утверждали, что общество есть своеобразное продолжение природы. Тип общественного устройства считался результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов. В XVIII в. эту точку зрения отстаивал французский мыслитель Ш. Монтескье (1689-1755).

В Новейшее время таких взглядов придерживался русский историк Л.Н. Гумилёв (1912-1992). Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма. Культурно-исторический подход к изучению общества характерен для конца XIX — начала XX в. Его становление связано с развитием таких наук, как история, культурология, антропология. В рамках данного подхода выявляются различия природных и общественных процессов. Жизнь общества здесь рассматривается как область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры. Создателем теории культурно-исторических типов общественной жизни был русский учёный Н.Я. Данилевский (1822-1885). Особое значение имеет вопрос о целостности общества. Некоторые мыслители полагали, что общество представляет собой простую сумму живущих в нём людей и образуется в результате сложения способностей, поведения, действий множества индивидов-атомов. Данный подход возник в философии Нового времени. Так считали, например, английские философы XVII в. Т. Гоббс и Дж. Локк. Другие же учёные рассматривали общество как единое целое и утверждали, что его нельзя свести просто к сумме индивидов. Эта точка зрения более плодотворна, потому что люди на самом деле никогда не бывают обособленными «атомами». Но такой подход породил ещё один сложный вопрос: в чём состоит это единство людей, на чём базируется целостность общества?

Многие мыслители (немецкий философ XIX в. Г. Гегель и др.), отвечая на данный вопрос, искали основание целостности и единства общества в его духовной жизни. Подобный подход к пониманию общества можно назвать идеалистическим. История здесь часто рассматривается как процесс движения к достижению некоторого идеала, высшей духовной цели.

Существует и материалистический подход в понимании общественной жизни. Например, немецкие мыслители XIX в. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) полагали, что её основой выступает деятельность людей по удовлетворению своих материальных потребностей. Такой деятельностью является материальное производство. Не отрицая существования в общественной жизни идейных или духовных побудительных мотивов, материалистический подход основывается на том, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание. Материалистический и идеалистический подходы к пониманию основы общественной жизни во многом дополняют друг друга, поскольку в нашей жизни действительно есть как материальные, так и духовные стороны, побудительные причины деятельности, и они тесно связаны между собой.

общество натуралистический материалистический синергетический

Источник движущей силы личности

Фрейд считал, что поведением человека управляют инстинкты и желания — то есть отражение физических потребностей в психике. У каждой силы должен быть источник энергии, таким источником для этих факторов стало состояние возбуждения. Фрейд говорил, что человеческая энергия не бесконечна, любое проявление эмоций, любое действие, направленно на то, чтобы освободить накопившуюся энергию. Все мотивы человека сходятся к энергии возбуждения, к ее высвобождению. Зигмунд Фрейд выделял два вида инстинктов: инстинкты Жизни и Смерти. Инстинкты жизни или Эрос — все инстинкты самосохранения, поддержания жизни организма, продления жизни вида. Сексуальный инстинкт, по мнению Фрейда, являлся основной движущей силой поведения человека, этот инстинкт был назван либидо. Энергия либидо может высвобождаться только в сексуальном поведении и несет в себе энергию всех жизненных инстинктов. Все многочисленные сексуальные инстинкты Фрейд разделил на три, связав каждую из них с определенной эрогенной зоной: рот, анус, половые органы. Инстинкты смерти или Тонатос — отвечают за агрессивное поведение: жестокость, убийство, самоубийство. Инстинктом смерти Фрейд объяснял войны, революции. Именно из-за существования этих движущих сил, он считал невозможным полного отсутствия войн и насилия.

Движущие силы личности, основанные на стремлении к смерти рассматриваются в современной науке мало, так как существует мнение, что эта теория родилась у Фрейда под впечатлением от смерти дочери, и, следовательно, не может рассматриваться как обоснованная теория. Фрейд характеризировал инстинкт с четырех сторон:

Источник движущей силы — потребность или состояние личности

Цель инстинкта — высвобождение либо восстановление энергии

Объект — движущая сила всегда направлена на какой либо предмет: это может быть другой человек, или тело самой личности. Выбор объекта достаточно разнообразен, более того, человек может откладывать высвобождение энергии на этот объект на вполне длительное время. Любой поведенческий акт поведения может либо направлять энергию на определнный объект (катексис), либо наоборот, препятствовать достижению цели (антикатексис).

Стимул — необходимое количество энергии для удовлетворения потребностей. Фрейд также разработал концепцию смещения активности, в которой говорилось о том, что в случае невозможности достигнуть поставленной цели, энергия высвобождается благодаря смене деятельности. Именно смещенной активностью Фрейд объяснял творчество, утверждая, что в нем заложены подавленные потребности личности. Многие поведенческие феномены Фрейд объяснял смещением сексуальных или агрессивных движущих сил. Энергия смещается в другую деятельность, когда не может найти выхода через необходимую ей.

Применение синергетической методологии в различных науках дисциплинирует научную мысль, поскольку при моделировании динамики системы, проходящей точку бифуркации, важно так определить рациональную программу управляющих воздействий, чтобы повернуть вектор эволюции системы в желательном для исследователя направлении, ибо ошибившись, невозможно будет вернуться в исходную фазу, или перейти к другому, более благоприятному аттрактору. И здесь ответственность за выбор сценария развития системы, целиком ложится на инициатора выбора.

Несомненно, что наши концептуальные представления коррелируют с социальными и культурными условиями, в которых они создаются. Матрица социального бытия неявно препостулирует матрицу познания мира. Хотя эта согласованность не является жесткой и однозначной на индивидуальном уровне, на социальном уровне она очевидна. Поэтому и идея истории, какие бы формы она не приняла (от монизма, до плюрализма), является идеологией-методологией изменяющегося бытия людей (от авторитаризма, до демократии).

С декартовского — «cogito ergo sum» (мыслю, значит, существую), через фихтевское — «Я есмь», к гегелевской «философии тождества», — таков путь обоснования классической философией, принципиальной возможности познания мира. Развитие понятий (рост знания) обосновывалось тождеством гносеологии и онтологии, тождеством логического и реального «внутри» cogito. Гегелевская диалектика претендовала на двоякую роль: а) универсальной логической (рациональной, дискурсивной) теории исторического развития понятия, мышления (роста знания как прогресса), дающей возможность предсказания дальнейшей динамики мышления; б) универсальной онтологической доктрины — общей теории мира.

Действительно, формальная классическая (аристотелевская) логика, как общая теория вывода, гарантирующая при истинности посылок истинность заключений, применимая лишь к непрерывному (хронологическому) изменению, не справлялась с логическим обоснованием роста знания, состоящего из формально-логических разрывов (новое знание не выводимо из старого, прежнего). Этот факт отмечал, в частности, Ф. Шеллинг, который рост знания обосновывал нерациональной мыслительной деятельностью — интеллектуальной интуицией.

Гегелевская концепция, в рамках спекулятивного концептуального каркаса, представляется целостной, завершенной и аргументированно обосновывающей (посредством диалектического снятия) рост знания, имея своим препостулированием линейную, непрерывную, всевозрастающую хронологию разума, что в результате и привело к образу мира-как-единой, непрерывной, целенаправленной истории.

Гегелевский пандиалектизм, панлогизм пронизывает и марксизм, в котором он выступает экономическим детерминизмом. Однако возврат собственной родовой сущности человека (производство человеческой жизни посредством труда) через преодоление отчужденного труда, расценивается сегодня всего лишь как тенденция, обусловленная метанарративами Нового времени. Под сомнение ставится само определение «стоимости» как объективной категории, являющейся центральной в экономической теории Маркса.

Речь идет о концепции «пострыночного (постэкономического) социального устройства», обосновывающей утрату «исчисления стоимости» — основную категорию экономики — тенденцией современного человека получать удовлетворение своих потребностей вне сферы роста материального потребления. В экономически развитых странах рост занятости в сфере услуг повышается, а в сфере производства падает — «пролетариат» заменяется на «когнитариат».

Не уровень доходов или общественное положение, а способности к обобщениям, память — все то, что обычно называют интеллектом реально позволяющим пользоваться доступной всем информацией лишь ограниченному числу людей, становящимися ее подлинными владельцами. Впервые в истории условием собственности оказывается не право распоряжаться благом, а способность им воспользоваться. Рост знания (экспансия информации) расценивается экономистами основным фактором преодоления стоимостных отношений в современном обществе, а капитал — отчужденный труд — как эпифактор. Однако и это всего лишь тенденция.

Одна тенденция сменяется другой, подвергая сомнению прежние представления об основах обмена, о сущности человека как «homo economicus». Не обладая статусом всеобщности, тенденции (временные регулярности) не могут претендовать на статус универсальных законов социальной жизни, которые могли бы характеризовать любые синхронные и диахронные социумы. Социальная философия в этом смысле — не вполне наука, а свод слабоверифицируемых «исторических интерпретаций».

Полагая, что рост (эволюция) знания «отслеживает» эволюцию общества, легко впасть в заблуждение, анализируя рост знания (его тенденции) как логику развивающегося понятия, когда будущее (новое) понятие присутствует в прошлом (прежнем), свернуто в нем — строгий детерминизм; что возможно достоверное предсказание дальнейшей эволюции знания, следовательно, эволюции общества. Такой ход мысли и приводит к выводу, будто исторические прогнозы — это и есть решение проблемы метода социальной науки. Однако можно ли доверять такому методу?

Объективное свойство роста любого знания таково, что исторические предсказания на его основе влияют на предсказанные события, искажая их действительный ход, а порой и полностью их элиминируя. Карл Поппер полагал, что мысль о движении общества как такового, — представление, будто общество, подобно физическому телу, может двигаться как целое, по определенному пути и в определенном направлении, — является холистским недоразумением.

Неспособность телеологических социальных концепций реализовать свою квинтэссенцию (крупномасштабные исторические пророчества), делает справедливой критику в их адрес, подрывая гносеологическую и логическую истинность таковых. Согласно Попперу, если существует рост человеческого знания, то мы не можем сегодня предвосхитить то, что будем знать только завтра. Называя марксизм «моральной теорией историцизма», Поппер подчеркивает, что никакого предопределения нет: история открыта в будущее, а не совершается по законам «железной необходимости», существующим помимо воли человека. Разъясняя разницу между законом и тенденцией, философ утверждал, что историцист твердо верит в свою излюбленную тенденцию, и условия, при которых она могла бы исчезнуть, для него немыслимы. Можно сказать, что нищета историцизма есть нищета воображения.

Поппер считал Гегеля одним из изобретателей исторического метода, суть которого в том, что описание истории объекта исследования является его причинным объяснением, и что можно объяснить определенные социальные институты, если показать, каким образом они медленно вырабатывались человечеством. Марксова социология заимствовала у Гегеля не только ту мысль, что метод социологии должен быть историческим и что социология, так же как история, должна стать теорией социального развития, но и тезис о необходимости объяснять это развитие в диалектических терминах.

Критикуя диалектическую «триаду» и расценивая ее, при обосновании роста знания, как бессодержательный формализм, Поппер считает, что история, а следовательно, и рост знания осуществляются методом «проб и ошибок», являющимся более широким, чем диалектический метод. Поппер прав, когда полагает, что «синтез» всегда воплощает новую идею, которую нельзя редуцировать к более ранней стадии развития. И в этом смысле проблема получения нового знания (не формы, а содержания) остается за «кадром» диалектического метода. А все от того, что гегелевская диалектика препостулирована идеей линейной, непрерывной, всевозрастающей хронологии разума.

Абстрактно-философское истолкование социальной действительности лишь с помощью диалектических категорий не дает решения практических проблем реальной жизни. Восхождение от абстрактного к конкретному в процессе познания сущности социальных явлений предполагает единство исторического и логического, воспроизведения в логике движения понятий необходимой исторической связи между сторонами социального феномена (феномена концептуальных изменений в том числе). В этом смысле синергетическая методология с ее системой общенаучных категорий (индетерминизм, порядок, динамический хаос, аттрактор, бифуркация и др.) позволяет наиболее адекватно реализовать принцип единства исторического и логического в предмете нашего исследования.

О перемещении интереса исследователей в сторону анализа феноменов «беспорядочного» ненаправленного повторения, «слепых» колебаний, флуктуаций и циклов социальной жизни — феноменов, к которым было приковано внимание мыслителей прошлого (Экклезиаста, Конфуция, Платона, Сенеки, Макиавелли, Вико и др.) — писал известный социальный философ и социолог П. Сорокин. По мнению Сорокина, теории приверженцев ненаправленного хода истории были более научными и схватывали действительность гораздо лучше, чем многие спекулятивные теории современных «тенденциозных законодателей».

На основании исследования социокультурной статики и динамики ученый утверждал, что вопреки его желанию увидеть в истории этапы поступательного, прогрессивного развития, он неизбежно терпит неудачу, пытаясь как-то подкрепить такую теорию фактами. В силу этих обстоятельств он вынужден удовлетвориться менее чарующей, хотя, возможно, более корректной концепцией бесцельных исторических флуктуаций. Вероятно, в истории и есть некая трансцендентальная цель и невидимые пути продвижения к ней, но они еще никем не установлены.

Известно, что подбор фактов и их оценка будут таковы, какую философию истории выбрал для себя исследователь. Сегодня наиболее адекватно описывающей развитие сложных социальных систем признается идея волнообразного характера их эволюции. Волновой и циклический подходы (см. выше) к исследованию поведения социальных систем не противостоят друг другу, а имеют немало общих черт, и в этом смысле можно говорить о циклически-волновом подходе.

Циклически-волновой подход к исследованию движения общественных систем исходит из того, что конец предшествующего витка, предшествующей волны исторического развития — это начало нового витка, новой волны, причем прошлая эпоха не исчезает бесследно, не уходит «в никуда», она продолжает жить в новой эпохе в виде техники и технологии, культуры, мировоззрения людей, в виде сделанного в прошлом выбора, который определил дальнейшее движение общества. Важно подчеркнуть, что волновой подход к анализу развития человека и общества допускает существенно больше возможностей, альтернатив и вариантов развития, чем линейно-поступательный и чисто циклический подходы. Более того, волновой подход исходит из существования целого ряда критических, поворотных точек, «точек бифуркации», в которых ход и траектория развития человека и общества в принципе не предопределены.

Выступая с позиций социологии знания (эвристика — социологический реализм), как наиболее адекватной, на наш взгляд, при экспликации процесса смены фундаментальных понятий, мы необходимым образом вступили в пределы проблематики центрального вопроса философии истории — возможным становлением всемирной истории человечества.

Сравнительный анализ возможности разнообразного решения центрального вопроса философии истории ключевыми социально-философскими направлениями показывает перемещение интереса социальных философов от концепций всемирно-прогрессивно-поступательного, целенаправленного типа движения социума к теориям ненаправленного, плюралистического социокультурного развития.

Это стало возможным в силу доминирования прикладных исследований при анализе исторической практики позитивными социальными науками, что явилось реализацией принципа единства исторического и логического, при методологическом примате исторического. Главное требование позитивизма — основывать достоверность своих выводов на наблюдениях, фактах; изучать действительные законы, а не искать трансцендентальных причин и смысл истории — в этих исследованиях реализовалось вполне.

Более предпочтительной сегодня признается парадигма циклически-волнового характера общественной эволюции, предполагающая определенную временную направленность (тенденцию) к усложнению социальных связей и отношений в результате смены разномасштабных волн (фаз) исторического развития. Переход от одной фазы развития социума к другой актуализируется «точками бифуркации» в которых нарушается социальная предопределенность.

diplomba.ru

Формирование и развитие личности – основные подходы к исследованию

За время существования цивилизации, как на обыденном уровне, так и в науке, сложилось множество представлений о том, как происходит формирование и развитие личности. Это многообразие обусловлено совершенно разными подходами к осмыслению и толкованию, как объективных движущих сил этого развития, так и к обоснованию психических импульсов, которые руководят поведением каждого отдельного индивида, и которые имеют сугубо субъективный характер. В исследовании природы личностного развития важно понимание и этапов, и закономерностей, и многих других обстоятельств, которые, так или иначе, детерминируют формирование и развитие личности.

Таких, сформировавшихся точек зрения, настолько много, что современная наука для лучшего их различения, использует метод классификации теорий развития человека и личности по ряду общих для них признаков.

Рассмотрим некоторые из них с точки зрения фиксации наиболее существенных различий и научных приоритетов.

Психоаналитическая теория рассматривает формирование личности как закономерный процесс, в ходе которого происходит естественное приспособление человека к жизни в рамках той среды, которая присуща ему как биологическому виду. Как утверждает один из основоположников данной концепции З. Фрейд, в рамках этого процесса происходит генезис определенных защитных функций и согласования с ними, заключенных в человеке потенций по удовлетворению потребностей.

В соответствии с концепцией черт, самопознание и развитие личности связано с процессом прижизненного формирования личностных характеристик, который никоим образом не коррелируется ни с одним из известных биологических процессов. Приоритет факторов в рамках данного учения смещен в сторону социального окружения, социума.

Концепция социального научения во многом напоминает то, что современная психология и социология называют процессом социализации. Согласно такого взгляда, личностное развитие — это, прежде всего, непрерываемый процесс освоения человеком определенных методов и способов взаимодействий и стереотипов социального поведения. При этом на первый план выдвигаются формы межличностного взаимодействия людей.

Рассматривая формирование и развитие личности, психология феноменологического толка и ее гуманистическое направление интерпретируют это как движения человека к собственному «Я-образцу», причем, содержание этого образца остается крайне размытым и предопределяется не только социально-культурными факторами, но и психофизическими.

Во второй половине прошлого столетия стали распространяться и приобретать все большую популярность интегративные концепции развития личности. Они еще не имеют устоявшихся названий, поэтому их можно встретить под видом экуменистического взгляда на природу человека и процессы его развития, многие ее аспекты присутствуют в космологических построениях, интегративный подход применяется и в рамках некоторых теологических учений.

Интегративная концепция стремится к объединению различных, уже сформулированных точек зрения на то, как осуществляется формирование и развитие личности. В ее рамках предпринимается попытка рассмотреть этот процесс с точки зрения системного понимания. Одной из наиболее известных теорий интегративного развития является учение известного американского психолога и социолога Э. Эриксона. Этот ученый обосновал так называемый эпигенетический принцип, в основе которого лежит гипотетическое представление о том, что личность в процессе развития проходит последовательность определенных фаз, которые по своему содержанию характерны всему человечеству. Очередная фаза, как правило, завершается кризисом, который фиксирует достижение человеком всех требований, которые могут быть к нему предъявлены на данном этапе развития в рамках данной социокультурной среды.

Такое формирование и развитие личности Эриксон трактовал как существенное преобразование внутреннего мира, системы отношений с окружающим социумом и природой, которые становятся легко наблюдаемыми чертами человеческого характера, его поведения и мышления. Всего таких переходных точек–кризисов Эриксон выделил восемь, на основе анализа важнейших возрастных изменений, которые свойственны подавляющему количеству людей. Оценивая концепцию Эриксона в целом, следует признать, что, претендуя на роль интегративного взгляда на процесс формирования личности, она не избавлена от влияния психоаналитической теории.

fb.ru