Основные натурфилософские концепции ранних античных мыслителей – 17) Античная философия натурфилософского (досократического) периода. Основные школы и имена.

Содержание

28. Античная натурфилософия

28. Античная натурфилософия.

Это направление античного человековедения сложилось в период возникновения древнегреческой философии – науки. Перенос на человека принципов и положений, применявшихся при объяснении природы, и дал ту своеобразную концепцию человека, которую называют натурфилософией (от лат. natura — природа). В наиболее чистом виде натурфилософия выражена у ранних греков от Фалеса до Диогена. Идеи Гераклита, Алкмеона, Эмпедокла, Диогена. На вопрос «Как впервые возник человек» натурфилософы давали несколько вариантов ответа. Но общим для них является положение о естественном (природном) происхождении человека, минуя какие-либо божественные силы. Теперь уже не боги, а природа в виде тех или иных её преобразований становится родоначальником (предком) человека. Анаксимандр считал, что человек родился от животных, от рыбы. Наиболее распространенным было представление о рождении людей от земли. Земля – это мать и кормилица всего сущего, так и следствие наблюдений связи живых организмов с почвой. Такой точки зрения придерживались Ксенофал, Эпихарм, Парминид, Эмпидокл, Анаксагор, Архелай. Античные натурфилософы склонялись к мысли, что «человек всецело есть воздух, или огонь, или вода, или земля». Они считали, что субстанции плоти и крови человека являются все четыре мировые стихии, корни мироздания: «Мясо рождается из четырех элементов, смешанных в равных пропорциях». Все эти данные есть не что иное, как идеи о человеке, как малом подобии вселенной Вопрос о строении человека включает в себя рассмотрение души, которую древни считали: 1. Особой частью человека наряду с телом 2. Источником жизни и движения тела 3. Органом познания

Душу представляли то в виде воздухообразной сущности, то земле и водопадной, составленной из огня и воды (нечто вроде пара).

Круг идей натурфилософии охватывал физическое бытие человека от его «первого появления, то есть возникновения человеческого рода, до смерти индивида». Общий смысл натурфилософии о человеке это почти полное растворение его в природе. Человек является вещью среди вещей, отличается от них количественно, степенью своих признаков, но не качественно.

В натурфилософии человек теряет свою специфику не только в качестве живого, но и разумного существа. Видя в человеке (индивиде) неразумное существо, находящееся во власти страстей, которые мешают нормальному течению жизни, натурфилософия подчиняет его природе в качестве разумного начала, вследствие чего человек оказывается в полной зависимости от неё. Его лишают возможности самому организовывать и устраивать свою жизнь.

не обращали должного внимания на социальную сторону его существа и его жизни и тем самым оставляли в тени деятельную природу человека.

Милетская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом. Философы. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой. Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

Фалес. Анаксимандр. Признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду», и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещество. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределённое), не имеет границ и потому есть «беспредельное». Анаксимен. Приняв в качестве первовещества «воздух», Анаксимен ввёл новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни, огонь. «Воздух» для Анаксимена — дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас. По своей природе пневма — род пара или тёмного облака и сродни пустоте. Земля — плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в нём плоские, состоящие из огня, диски светил. Анаксимен исправил учение Фалеса и Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звезд.

Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов.

Школа атомистов. Атомизм был создан представителями досократическогопериода развития древнегреческой философииЛевкиппоми его ученикомДемокритом Абдерским. Согласно их учению, существуют только атомы ипустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов.Демокритпредложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положениеэлеатово неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения,Демокрит«раздробляет» единое бытиеПарменидана множество отдельных «бытий»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.

studfiles.net

Философские идеи раннего периода античности. Натурфилософия. — КиберПедия

Натурфилосо́фия — философия природы, понимаемая как целостная система самых общих законов естествознания. Натурфилософия возникла в античную эпоху как

попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений.

1ый период античной философии VI – VII в.до.н.э. В этот период мыслители обратились к изучению природы и стали искать ее первоначало возникновения мира.

Первой философской школой является милетская (основатель Фалес). Эта школа относится к натурфилософскому направлению. Фалес считал что праматери, из которых все произошло, была вода, а все предметы произошли из-за ее сгущения или разжижения.

Анаксимандр – ученик Фалеса, считал что первоосновой мира является нечто беспредельное

(Апейрон — это абстрактная, неопределенная материя, вместо “предельной” воды сущностью всего существующего объявляется “беспредельное”).

Основатель другого философского учения в Древней Греции был Пифагор. Он разработал учение о числе, числовой гармонии. Согласно учению первоосновой мира являются числа. В основании всего лежит Единица( некий центр), но для того, что –бы что-то возникло – необходима Двойка. Но Двойка это противоположность Единице, поэтому должно быть что-то, что приведет их в гармонию (1+2=3) Гармония есть единство многообразного и согласие разногласного. А самая сильная гармония – единство противоположности ( тьма- свет, жизнь – смерть).

Пифагор верил в переселение душ и считал, что когда душа переходит в другое тело, оно забывает все что знала раньше.

Гераклит (плачущий) считал что основой мира является огонь.

Парменид – бытие вечно, неделимо, неизменимо.

Гераклит – бытие вечно, изменяемо, движимое.

Демокрит – в основе мира лежит нечто неделимое (атом), т.е. он принимал сторону и Гераклита и Парменида.

 

6.Атомистическое учение Демокрита.

Демокрит первый ввёл в науку понятие атомов, неделимых частиц материи. Атомы беспрерывно движутся в пустоте. Они неизменны, неделимы, но отличаются по форме, размерам и положению относительно друг друга. Однородные атомы притягиваются друг к другу, образуя различные предметы окружающего нас мира, в том числе и людей.

По мысли Демокрита, атомы движутся в пространстве беспорядочно (хаотично). Он считал, что весь мир состоит из мельчайших неделимых частиц (атомов), которые разделены небытием. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота — это небытие и, как таковое, непознаваема. Демокрит говорит что только бытие познаваемо.



Демокрит различает мир атомов — как истинный и потому познаваемый только разумом — и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно лишь мыслить.

Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытии»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.

 

 

Поворот греческой философии к антропоцентризму. Софистика. Жизнь и учение Сократа.

В 6-5 веке появились странствующие мудрецы или софисты. Так же они являются первыми преподавателями искусства убеждения — обладали в древ. Греции властью. Софисты считали человека мерой всех вещей. Сократ – один из самых известных философов. Он считал

божественную истину мерой всех вещей. Сократ говорил, что выразить мысль невозможно так точно как в разговоре, поэтому он никогда не записывал свои мысли.

Сократ разработал метод ведения договора- диалектика, помогающий достичь истину. Сократический метод достижения истины делится: на иронию(учёного незнания) и майевтику (повивальное искусство) способствует рождению истины; на индукцию – этап проверки общего утверждения путём поиска контрпримеров.

Одним из главных противоречий между Сократом и софистами было существование истины. Последние утверждали, что объективной истины не может быть, и что правда у каждого своя. Сократ же придавал истине большое значение, считал ее основой, на которой строится развитие личности и разумная деятельность человека. Софистов с Сократом объединяло то, что они также придавали значение попыткам человека познать себя, стремиться к раскрытию собственной природы

 

Учение Платона об «идеях».

Учение Платона – это, прежде всего, учение об идеях («эйдосах»), которым он положил начало классическому объективному идеализму.



Согласно Платону, в основе чувственно воспринимаемого мира, т. е. мира вещей, который текучий и изменчивый, нахо­дятся бестелесные идеи.

Идеи это вечные, неизменные, умопостигаемые прообразы вещей, которые и являются единственной подлинной реальностью (бытием).

Только мир идей обладает действительным существованием. А чувственный мир оказывается при этом производным, вторичным.

Весь мир состоит из двух начал: мир идей и мир вещей.

Иерархия идей:

1)идеи высших ценностей(благо, истина, прекрасно)

2)идеи физических явлений(цвет,звук)

3)идеи различных разрядов существ(человек,рыба и т. д.)

4)идеи предметов, созданных человеком (стол,стул и т. д.)

5)идеи отношений(равенство).

 

cyberpedia.su

7. Античная натурфилософия : специфика, представители, учения.

В качестве основных черт натурфилософии можно отметить следующее:

1. Умозрительность. Всякая античная натурфилософская концепция представляет собой абстракцию (порой гениальную), лишённую каких-либо эмпирических основ. Чувственные данные всегда используются лишь как иллюстрация для умозаключений.

2. Дедукция (рассуждение от общего к частному). Всякая античная натурфилософская концепция претендует на всеобщее объяснение устройства Вселенной; свойства вещества логически вытекают из свойств Вселенной.

3. Выбор первоматерии (субстанции) в качестве объекта изучения.

———————————————————————————————

Первые философские представления о природе вещества и происхождении его свойств зародились практически одновременно в разных цивилизациях около VII века до н.э. В Китае это были Конфуций и Лао Цзы, в Индии – Будда, в Персии – Зороастр (Заратустра), в Греции – философы т.н. Милетской школы.

Все эти натурфилософские учения имеют общие черты:

1. Космологический подход. Учение о природе вещества и его свойств является частью учения о мироздании в целом, причем свойства вещества с необходимостью следуют из свойств Вселенной.

2. Дуализм. Важнейшим элементом любого натурфилософского учения является существование пар противоположных мировых начал (Ян – Инь, светлое – тёмное, активное – пассивное, любовь – ненависть и т.п.).

Отличительная особенность греческой натурфилософии – её в значительной степени светский (нерелигиозный) характер. В греческой натурфилософии можно выделить два течения, выделившиеся по способу ответа на вопрос о делимости материи: континуализм и атомизм.

Континуализм исходит из предположения, что материя непрерывна и делима до бесконечности; любая сколь угодно малая часть материи тождественна тому телу, делением которого она получена.

Атомизм утверждает, что материя дискретна и состоит из множества неделимых частичек – атомов, – движущихся в пустоте.

Милетская школа натурфилософии и её последователи

  • Фалес Милетский (около 625-547 до н. э.) явился основателем греческой натурфилософии. По мнению Фалеса, поскольку все вещества способны к взаимопревращениям, все они являются проявлениями одного основного вещества – архесомы (элемента). У Фалеса основным веществом является вода. Причина выбора воды – в её всеобщести, поскольку Земля представлялась Фалесу в виде диска, плывущего по бесконечному Океану и накрытого полусферой Неба. При этом сама Земля образована «сгущением» воды.

Учение Фалеса о существовании некоего первоначала всех веществ было воспринято большинством более поздних философов; различие взглядов выражалось лишь в вопросе о том, что является первоначалом.

  • Анаксимен из Милета (около 585-525 до н. э.), опираясь на новые представления о том, что Земля представляет собой шар, окружённый воздухом, утверждал, что первоосновой Вселенной и всех тел (веществ) является именно воздух. Сгущаясь к центру Вселенной, воздух образует воду и землю.

  • Ксенофан (около 565-473 до н. э.) считал, что первоначалом всех вещей является, напротив, именно земля, находящаяся в центре Вселенной. Из земли и воды произошли все остальные вещи.

  • Гераклит Эфесский (около 540-480 до н. э.) выделял первоначало всех вещей по иному принципу. Поскольку основным свойством Вселенной является постоянное изменение, первосубстанцией должно быть нечто, наделённое способностью к изменению в максимальной степени. Таковой субстанцией, по мнению Гераклита, является огонь – изменчивый и всё изменяющий.

Некоторые философы выражали сомнение в том, что все вещества могут иметь одно-единственное первоначало; появились учения, в которых предполагалось существование нескольких начал (элементов).

  • Анаксимандр (около 610-546 до н. э.) высказал предположение о том, что некая первосубстанция – бесконечная, вечная, объемлющая все миры – предстаёт нам в виде трёх известных основных субстанций – воды, земли и огня. Эти субстанции (стихии) находятся в вечной борьбе, однако некий естественный закон (необходимость) не позволяет одной стихии возобладать над другими. Все вещества (тела) окружающего мира образуются в результате сочетания воды, земли и огня.

  • Эмпедокл из Агригента (около 490-430 до н.э.) довёл число элементов-стихий до четырёх. По Эмпедоклу, вещество образовано смешением земли, воды, воздуха и огня. Элементы Эмпедокла материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды). Эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение.

  • Идею существования четырёх начал всех вещей (элементов) – земли, воды, огня и воздуха – поддерживали и такие великие философы античности, как Пифагор (около 570-500 до н. э.) и Платон (428-348 до н. э.).

studfiles.net

Натурфилософия античности

Федеральное агентство по образованию

Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра философии

Реферат на тему:

«Натурфилософия античности. Проблема первоначала у досократиков»

Выполнила : ст.гр. ЗОС-1-07

Иванова И.

Проверил преподаватель :

Барковская А. Ю.

Волгоград 2009

Содержание

1. Философия античности……………..…………………………………………3

2. Проблема первоначала у досократиков………………………………………5

3. Глоссарий………………………………………………………………………13

4. Список литературы…………………………..……………………………..…14

Натурфилософия античности

Античность – это эпоха существования двух европейских об­ществ древнегреческого и древнеримского – в период с конца VII в. до н.э. до VI в. н.э. По мнению некоторых исследователей, именно в античности зарождается философия как система знаний. Предтечей философии были мысли и высказывания семи мудре­цов – Фалеса, Солона, Хилона, Клеобула, Периандра, Питтака и Бианта. Например, известно утверждение Солона «Ничего сверх мepы!», а Бианта – «Говори к месту», Питтака – «Знай свое время» и другие высказывания житейской мудрости.

Существует несколько периодизаций развития античной философии. Общепринятым является разделение ее на древнегреческую (7 – 4 вв. до н.э.), древнеримскую и эллинистическую (4 в. до н.э. – ­529 г. н.э.). В свою очередь, в древнегреческой философии выделя­ют «досократическую философию» (625 – 322 гг. до н.э.) и «сокра­тическую философию» (460 – 322 гг. до н.э.).

Античная философия имеет существенные отличия от других

философских систем. Первые греческие философы стремились по­нять сущность природы, космоса, поэтому первоначально их звали «физиками». В отличие от древневосточной философии, для кото­рой центральной проблемой был поиск путей освобождения чело­века от страданий, для древнеевропейской философии главной про­блемой был поиск первоначала. А в отличие от мифологии, в кото­рой проблема первоначала также существует, она рассматривается не в генетическом аспекте (кто кого породил?), а в субстанциональном (из чего все произошло?).

В развитии античной философии можно с некоторой долей условности выделить четыре основных этапа.

Первый – охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, – досократиками. К этому этапу относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит).

Второй этап охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицызм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секс).

Третий этап в развитии античной философии (конец 4 в. — 2 в. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст, Карнеад и Эпикур. Однако для всех этих школ был характерен переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к проблемам этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинской культуры.

Четвертый этап античной философии (1 в. до н. э. — 5-6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция.Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм ( Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).

Проблема первоначала у досократиков

Учения досократиков о первоначале обычно рассматривают как «наивный материализм»: подразумевается, что под водой, огнем и воздухом понимаются вещества, из которых происходит все существующее. Но, в то же время, досократики говорят о всеохватывающей душе, о том, что весь мир полон богов, что не согласуется с их «материалистическими» взглядами. Эту двойственность взглядов объясняют наивностью, тем, что досократики не смогли полностью отказаться от идеалистических взглядов на мир.

Еще один подход связан с тем, что учения досократиков рассматриваются как «следы мысли», т.е. для того чтобы понять, что имеется в виду, нам нужно восстановить сам процесс мышления, продумать все заново, чтобы эти мысли стали частью нас самих. Иначе все, что было написано, является просто историческими фактами. Точно такой же подход использовал Гераклит, который специально облачал свои высказывания в форму афоризмов, чтобы изучающий их невольно восстанавливал ход мысли Гераклита.

Что же является первоначалом всего?

Фалес говорит о том, что все есть вода. Анаксимандр называет первоначалом Апейрон, Анаксимен избирает первоначалом воздух, Гераклит – огонь, Ксенофан – землю. Насколько противоречат друг другу эти учения? Конечно, в качестве первоначала каждый раз выступают разные элементы, однако, если отвлечься от их «вещественности», окажется, что они не слишком спорят между собой. Последовательно изучив эти учения, мы получим цельную картину того, чем же является бытие, какими характеристиками оно обладает.

Под водой, огнем, воздухом и землей здесь понимаются не вещества, а стихии, первоэлементы. Этот взгляд вполне обоснован, так как досократики появляются в конце периода, когда преобладающим видом мышления было мифологическое мышление, более того, они открывают период, когда появляется рациональное мышление. Для людей этого времени вполне естественным был язык символов.

В мифологии вода тесно связана с моментом сотворения мира. Это и первоначальный хаос, и «влажное небо» Уран, который, вступая в брак с землей, Герой, порождает все сущее. Кроме того, вода передает идею «разлитости» первоначала во всем, что существует.

Воздух в греческой традиции связан с душой, так как именно присутствие воздуха в живых существах делает их живыми. В момент смерти воздух, как и душа, покидает тела животных и людей. Воздух безграничен, он заполняет все пространство. Все сущее находится в воздухе.

Огонь передает идею постоянного движения, постоянных количественных и качественных изменений.

Единственным первоначалом, которое выходит из ряда элементов, является Апейрон как исключительно умопостигаемое; как нечто, лишенное качеств вещества (такая связь, тем не менее, присутствует в остальных первоэлементах). Интересно то, что исторически Апейрон появляется не как финал развития представлений о первоначале, а сразу после того как Фалес рассматривал в качестве первоначала воду, т.е. Апейрон как бы подчеркивает невещественность воды Фалеса.

Таким образом, последовательно изучая учения досократиков о первоначале, мы встречаемся со всеми стихиями, которые существовали у древних греков, и, кроме того, с неким умопостигаемым Апейроном.

ГЕРАКЛИТ

Гераклит происходил из старинного аристократического рода, но от своих царских привилегий отказался в пользу брата. Был крайне критично настроен по отношению к общепризнанной философско-интеллектуальной элите Греции и к согражданам родного города. Первыми, в частности Гесиодом и Пифагором, он был недоволен из-за того, что те цельность фило­софского взгляда на мир разменивали на поверхностное многознание, вторыми – из-за их примитивного, распущенного образа жиз­ни. Гераклит писал сложно и афористично, за что был прозван темным. Считается, что он это делал нарочито, адресуясь только к тем, кто способен его понять, и ограждая себя от поверхностных суждений толпы. Он имел последователей, получил большую попу­лярность в последующей истории философии, его имя и жизнь об­росли различного рода легендами. Вполне вероятны восточные (древнеиранские и индийские) влияния на его творчество.

У Гераклита философские интересы довлели над естественно-научными. Философия Гераклита также ещё не способна развести физическое и нравственное.

Гераклит говорит, что «огонь все обоймет и всех рассудит», его огонь — не только как стихия, но и живая и разумная сила. Тот огонь, который для чувств выступает именно как огонь для ума есть логос – принцип порядка и меры и в Космосе, и в Микрокосме (будучи огненной, человеческая душа обладает самовозрастающим логосом), то есть это объективный закон мироздания. Но в то же время – «логос» означает «слово», причем, слово разумное. То, есть это, во-первых, объективно данное содержание, в котором ум должен «давать отчет»; во-вторых, это сама «отчитывающаяся» деятельность ума; в-третьих, для Гераклита это сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчетному и бессовестному ,безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в Мире и в человеке. Наделенный логосом огонь, по Гераклиту, разумен и божественен. Философия Гераклита, безусловно, диалектична: мир, «управляемый» логосом, един и изменчив, ничто в мире не повторяется, все преходяще и одноразово, а главный закон мирозданья – борьба – «отец всего и царь над всем», «борьба всеобща и все рождается благодаря борьбе и по необходимости», говорит Гераклит.

mirznanii.com

4.Древнегреческая натурфилософия

Философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, – о происхождении мира. Философия сформулировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале. Идея первоначала (архэ) была выдвинута первыми греческими философами, представителями Милетской школы: Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром и Гераклитом Эфесским. Первоначалом они считали те или иные явления природы, саму природу. Таким образом, был осуществлен переход от олимпийских богов (мифологии) к философии (всеобщему), к естественному объяснению всего.

Фалес считал первоначалом мира воду («все из воды»), Анаксимен – воздух, Анаксимандр – первовещество апейрон, Гераклит – огонь. Затем стихии Эмпедокла стали символами всеобщего (земля, вода, огонь, воздух). Это были не просто вещества, а разумные, божественные, вечные вещества. Греческие натурфилософы заменили миф логосом (понятием).

Натурфилософское представление о первоначале было внутренне противоречивым и в дальнейшем тупиковым. Было непонятно, почему предпочтение отдается определенному природному началу. Разрешая эти противоречия, милетский философ Анаксимандр исходил из того, что начало – это не что-то вещественное; а апейрон – безграничное.

Более абстрактно объясняли начало мира пифагорейцы – с помощью числа (суть природы – отношения между числами).

Великим античным диалектиком был Гераклит. Ритмичной пульсацией вечно живого огня, его размеренным возгоранием и угасанием он объяснял мировые процессы: возникновение и исчезновение вещей – это противоречивое единство. Он учил, что все течет и изменяется; нельзя войти в одну реку дважды. Бытие и небытие связаны между собой, они обуславливают и переходят друг в друга. Эту идею довел до абсолюта Кратил. От протофилософского знания был осуществлен переход к философскому (понятийному) знанию.

Представители Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон), наоборот, сосредоточили внимание на устойчивости, покое. Признавая неустойчивость и изменчивость чувственного мира, они выделяли мир единого и неподвижного бытия, открытого чистому мышлению (это истинное бытие).

Атомисты (прежде всего – Демокрит) рассматривали мир как единое целое, состоящее из огромного множества мельчайших невидимых и неделимых частиц – атомов. Атомы материальны и неделимы вследствие абсолютной плотности, малости, отсутствия пустот. Атомы разнообразны по форме и весу. Душа тоже состоит из атомов, но более подвижных и круглых. Атомы и пустота – единственная реальность.

5.Философское осмысление человека в античност: софисты, Сократ.

Появление в Древней Греции в середине V века до н. э. софистов — явление закономерное.

Софисты обучали (за плату) красноречию (риторике) и умению вести спор (эристике). Искусство слова и искусство мысли высоко ценилось в городах Афинского союза, образовавшегося после победы афинян в греко-персидских войнах: в судах и народных собраниях умение говорить, убеждать и переубеждать было жизненно важным. Софисты как раз и обучали искусству защищать любую точку зрения, не интересуясь, какова же истина. Поэтому слово «софист» с самого начала приобрело осуждающий оттенок, ведь софисты умели доказать тезис, а затем не менее успешно антитезис. Но именно это и сыграло главную роль в окончательном разрушении догматизма традиций в мировоззрении древних греков. Догматизм держался на авторитете, софисты же требовали доказательства, что пробуждало от догматической дремоты. Положительная роль софистов в духовном развитии Эллады состоит также в том, что они создали науку о слове и заложили основы логики: нарушая еще не сформулированные, не открытые законы логического мышления, они способствовали тем самым их открытию. Главное отличие мировидения софистов от взглядов предшествующих в четком разделении того, что существует по природе, и того, что существует по человеческому установлению, по закону, то есть разделение законов Макрокосма; внимание софистов перенесено с проблем Космоса, природы на проблемы человека, общества, знания. Софистика — это мнимая мудрость, а не действительная, и софист тот, кто ищет корысти от мнимой, а не от действительной мудрости. Но, пожалуй, самым страстным критиком софистов и софистики стал Сократ — первый философ-афинянин.

Сократ

Сократ (469-399 гг. до н. э.) оказал огромное влияние на античную и мировую философию. Он интересен не только учением, но и образом жизни: не стремился к активной общественной деятельности, вел жизнь философа: проводил время в философских беседах и спорах, обучал философии (но, в отличие от софистов, деньги за обучение не брал), не заботясь о материальном благополучии своем и своей семьи (имя его жены Ксантиппы стало нарицательным для вечно недовольных мужем сварливых жен). Сократ никогда не записывал ни своих мыслей, ни своих диалогов, считая, что письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению, в письменах мысль умирает. Поэтому все, что знаем о Сократе, знаем понаслышке, от его учеников — историка Ксенофонта и философа Платона. Сократ, как и некоторые софисты, исследовал проблему человека, рассматривая его как существо нравственное. Поэтому-то философия Сократа называется этическим антропологизмом.

Суть философских забот однажды Сократ выразил сам: «Я никак еще не могу, согласно дельфийской надписи, познать самого себя» (над храмом Аполлона в Дельфах начертано: познай самого себя!), к ним присоединялась уверенность в том, что он мудрее других только потому, что он ничего не знает. Его мудрость — ничто по сравнению с мудростью Бога — это девиз философских поисков Сократа. Есть все основания согласиться с Аристотелем в том, что «Сократ занимался вопросами нравственности, природу же не исследовал». В философии Сократа уже не найдем натурфилософии, не найдем рассуждений космоцентрического характера, не найдем и концепции онтологизма в чистом виде, потому что Сократ следует схеме, предложенной софистами: мера бытия и мера небытия сокрыта в самом человеке. Будучи критиком (и даже врагом) софистов, Сократ считал, что каждый человек может иметь свое мнение, но это не тождественно «истинам, которые у каждого — свои; истина для всех должна быть одна. На достижение такой истины направлен метод Сократа, названный им «майевтикой» (буквально: повивальное искусство) и представляющий субъективную диалектику — умение вести диалог так, что в результате движения мысли через противоречивые высказывания позиции спорящих сглаживаются, односторонность точек зрения каждого преодолевается, получается истинное знание. Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ в процессе беседы, диалога помогал истине «родиться в душе собеседника». Красноречиво говорить о добродетели и не мочь дать ей определения — не знать, что такое добродетель; поэтому-то цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого-либо предмета заключается в определении, выраженном в понятии. Сократ первый вывел знание на уровень понятия. До него мыслители делали это стихийно, то есть метод Сократа преследовал цель — достижение понятийного знания.

Сократ утверждал, что природа — внешний по отношению к человеку мир — непознаваем, а познать можно только душу человека и его дела, в чем и заключается, по Сократу, задача философии. Познать самого себя — это значит найти понятия нравственных качеств, общие для всех людей; убеждение в существовании объективной истины означает у Сократа, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно, Сократ отождествлял счастье не с выгодой (как это делали софисты), а с добродетелью. Но делать добро можно, лишьзная, в чем оно: только тот человек храбр (честен, справедлив и т. д.), кто знает, что такое храбрость (честность, справедливость, и т. д.). Именно знание того, что такое добро и что такое зло, делает людей добродетельными. Ведь зная, что хорошо и что плохо, человек не сможет поступать дурно. Нравственность — следствие знания. Безнравственность — следствие незнания доброго. (Аристотель потом возражал Сократу: знать, что такое добро и зло, и уметь пользоваться знанием — не одно и тоже, нравственные добродетели — результат не знания, но воспитания и привычки. Сократ совершил радикальную переориентацию философии с изучения природы на изучение человека, его души и нравственности.

6 Платонизм – философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души. Некоторые истолковывают платонизм, как утверждение, что универсальные понятия существуют независимо от их конкретных воплощений.

Платонизм обычно подразделяют на три основных периода: ранний, промежуточный и неоплатонизм. Объединительными чертами, характеризующими догматику школы на всём протяжении её существования, являются учение о бессмертии бестелесной души, а также противопоставления чувственного и умопостигаемого, становления и бытия, знания и мнения, идей и вещей.

— Ранний (или «древний») (4 в. до н. э.), связанный с именами Платона и его ближайшего окружения. Среди различных обсуждаемых тем особенную важность имел вопрос об онтологическом статусе идей. Начиная с I века до н. э., платоники, используя Аристотеля и пифагореизм, стали решительно бороться со всеми элементами натурализма, сохранившимися ещё у самого Платона.

— Промежуточный (или «средний»)(1 в. до н. э. — 2 в. н. э.). После периода скептицизма, начинается формирование догматического платонизма. В I веке до н. э. на путь строгой систематизации платонизма встал Посидоний, Основными моментами этого периода принято считать систематизацию платоновского наследия в учебниках, комментирование диалогов Платона и установление различия между учениями Платона и Аристотеля.

— Неоплатонизм – направление античной философии 3—4 вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений.

Основные черты в философии Платона. Учение Платона об идеях, материи и познании. Платон о сущности идеального государства.

Платон и является родоначальником философии объективного идеализма. Суть этого принципа в том, что первоосновой мира являются идеи, сверхматериальные и сверхчувственные. «Идеи» обладают особыми признаками: 1) объективностью; 2) безоотноситьность к чему либо; 3) независимостью от нашего мнения; 4) они вечны и неизменны. Платон не отрицает материальный мир. Материальный мир, по его мнению, это прообраз, копия мира идей. При этом материальный мир не повторяет полностью идеальный и это одна из причин его несовершенства.

Материальный мир проявляет свою причастность к миру идей через материю, которая находится между миром идеальным и миром материальным.

Идеальный мир порождает материальный посредством творящей силы – мировой Души, целенаправленность действий которой определяется Умом. Ум – это неотъемлемое свойство творящей Души, также носящий сверхчувственный, идеальный характер. Человеческая душа является частью мировой Души, поэтому она также обладает умом. Правда, этот ум направлен не на создание материального мира , а на познание сущности мира идей. Отсюда Платон определяет и познавательную задачу философии – поиск универсальных законов бытия мира идей и истинного знания о них.

Поскольку душа человека является частью мировой души, то Платон представляет процесс познания как «припоминание» душой уже известных ей понятий, которые она воспринимает посредством ума. Чувственное познание открывает лишь фрагментарные понятия, обобщаемые разумом.

Творческая сторона познания определяется одержимостью, а рациональная – переходом от менее общего знания к более общему. Когда ум сталкивается с противоречивостью чувственного познания, он начинает поиск истинного знания.

Анализируя структуру идеального мира, Платон выделяет в нем иерархию и высшую идею всеобщего блага. На этом он строит свою теорию «идеального государства». Главный принцип такого государства – справедливость. Справедливость, по мнению Платона, наступает тогда, когда каждый гражданин выполняет те функции к которым он имеет способности. Так возникает классовая иерархическая система. Платон выделяет три класса (слоя) идеального государства: правители, войны и наемные работники.

Правители – люди, способные управлять. Правителем должен быть философ, т.е. человек, по характеру мышления стремящийся к абсолютной истине. Он должен обладать:

Мудростью 2. Мужеством 3. Благоразумием 4. Чувством справедливости.

Войны – нужны, чтобы поддерживать порядок.

Наемные работники — нижний слой, занимающийся ведением хозяйства.

Конечно, Платоново государство утопично, но Платон первым указал на необходимость построения государства на основе морали, нравственности и политики.

studfiles.net

Философский блог: Натурфилософские концепции античности

Один из основных вопросов античной философии был вопрос истинного бытия. Что является первоначалом бытия? Что существует в абсолютном смысле, то есть несмотря и вопреки повсеместному разрушению и изменению окружающих нас вещей материального мира? На вопрос о том, что же остается существовать, когда вещь распадается на части, и тем самым существует истинно, в отличие от самой вещи, разные философы давали разные ответы. Рассмотрим концепцию, выдвинутую Анаксагором.

В основу своей физики Анаксагор положил «элементы», которые он назвал «семенами». Это такие чистые, максимально однородные проявление материи, как например, чистое золото, чистое дерево, чистая краснота, чистая квадратность или даже чистое мясо, как единый вид материи. Чистота и однородность приводит к тому, что любая их часть суть тоже, что и они сами. Выделяя это их свойство как основополагающее, Аристотель позже назвал их «подобочастными» или гомеомериями. Однако Анаксагор говорит, что сами эти гомеомерии не встречаются в природе отдельно. Они всегда являтся в сочетании, причём в любом сочетании есть сразу все они. Анаксагор постулирует, что «Все содержится во всем» — имея в виду, что любая реальная вещь состоит из всех возможных гомеомерий одновременно. То же, как мы в действительности воспринимаем вещь — мясом, стулом, чем-то деревянным или золотым, красным или белым — это зависит от пропорций содержания гомеомерий, от того, какие гомеомерии преобладают в данной вещи.

Однако введя одни лишь гомеомерии, Анаксагору не удается описать все свойства всех наблюдаемых вещей. Он вводит ещё «противоположности» — пары противоположенных качеств, которые одновременно в разной степени присущи каждой вещи. Это пары типа «холодный — теплый», «плотный — редкий». У каждой вещи по Анаксагору есть свойства, обусловленные её пропорциями её гомеомерического состава, а есть свойства, обусловленные соотношением противоположность в нем. Так в деревянном стуле преобладают гомеомерии дерева и стульности, а то, какой он температуры определяется соотношением присущих ему теплоты и холода. Принимая за первоначала существование таких двух родов вещей, Анаксагор строит физику всего чувственно-постигаемого мира.

Другие философы иначе решали вопрос истинного существования, «первосуществования». Так Демокрит предлагал концепцию, согласно которой, истинным существованием обладают атомы. По Демокриту любая вещь состоит из атомов, между которыми пустота. Демокритовские атомы — это минимальные единицы материи, они неделимы. Число атомов бесконечно, они ни откуда не появляются, и никуда не исчезают, существует бесконечное число различных типов атомов. Хотя как и Анаксагор, Демокрит постулирует закон «сохранения материи», его концепция содержит ряд существенных отличий от анаксагоровской. В отличие от гомеомерий атомы Демокрита не несут собственных свойств, сообщаемых вещи. Свойство вещи появляется от определенного сочетания разных типов «строительного материала», как следствие не самого материала, а «сборки». К тому же в физике Анаксагора возможно бесконечное деление вещи. По Демокриту же деление имеет предел.

В свою очередь Платон в диалоге «Федон» предлагает в качестве основы существования, основы устройства мира, взять взаимный переход противоположностей. Все качества делятся на пары противоположенных и непрерывно происходит переход одного качества в противоположенный. Такого рода процессы, говорит Платон, и составляют устройство мира. Платоновские противоположности суть те же противоположности, что у Анаксагора, однако, в отличие от последнего, Платон выделяет их как основную первопричину, не упоминая никаких материальных первоначал и добавляет в картину мира динамику.

zvonkin.blogspot.com

2. Античная натурфилософия.. Античная философия

Похожие главы из других работ:

Античная философия

2. Античная натурфилософия: Фалес, Гераклит, Демокрит

Милетская школа — первая научная и философская школа в европейской цивилизации. Зародилась она в VI веке до н.э. в г. Милете, в Ионии. Милетцы стали родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии…

Античная философия

2. Античная натурфилософия: Фалес, Гераклит, Демокрит

Милетская школа — первая научная и философская школа в европейской цивилизации. Зародилась она в VI веке до н.э. в г. Милете, в Ионии. Милетцы стали родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии…

Античная философия

1. Античная философия

Античная философия (сначала греческая, а затем и римская) охватывает период непосредственного существования с VII—V вв. до н. э. по V—VI в. н. э…

Возрождение риторики и теории словесности на современном этапе филологии

2. Античная риторика

Древнегреческая философия

2. Натурфилософия: основные направления.

Натурфилософия-философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между натурфилософией и естествознанием…

Исторические типы философии

1.1.2 Античная философия

Античная философия складывалась в условиях утверждения зрелых рабовладельческих отношений и установления демократического строя, что обусловило высокий теоретический уровень поисков. Греческая философия, особенно ранняя…

Основы философии

2. Натурфилософия эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере…

Расцвет нравственной философии Древнего Китая

2.1 Натурфилософия и школа закона

Древнекитайскую натурфилософию представляли Ян Чжу (440- 360 гг. до н.э.) и Ван Чуй (I в. н.э.). В Китае почти полностью утрачены подлинные свидетельства об этом учении. В нем элементы гедонизма…

Философия

4.2 Натурфилософия эпохи Возрождения

Развитие производства требовало широкого использования научных знаний. Средневековая схоластика не могла обеспечить их рост, требовались принципиально новые подходы к проблеме познания мира…

Философия эпохи Возрождения

2. Натурфилософия эпохи Возрождения

Именно неоплатонизм явился в эпоху Возрождения теоретическим источником натурфилософии, крупные представители которой были также неоплатониками. Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е….

Философия эпохи Возрождения

Натурфилософия

Высшим результатом философской эволюции эпохи Возрождения явилась натурфилософия, под которой мыслители понимали не только предмет своего исследования, философию природы, но и естественный подход к познанию законов мироустройства…

Философия эпохи Возрождения

2. Натурфилософия эпохи Возрождения

Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов…

Философское учение Аристотеля

2. Философия природы (натурфилософия)

В натурфилософских воззрениях Аристотеля ярче всего выступает и его диалектика. Обобщая натурфилософские учения своих предшественников, в частности и в особенности учения о первоначалах и качествах, стихиях и элементах…

Этапы развития натурфилософского учения

1. Натурфилософия

Натурфилософия (от лат. natura — природа) — область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие…

Этические учения в истории философской мысли

2.1 Античная этика

Развитие этики в Древней Греции значительно отличалось от этого процесса на Древнем Востоке. Причины этого носят социально-экономический и политический характер…

fil.bobrodobro.ru