Основные направления в социологии – Глава 2 Основные направления современной социологии. Социология [Краткий курс]
Основные направления развития социологии
Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества.
В современной социологической науке, которая, в основном, сложилась в ХХ в., можно выделить главные направления:
Философия истории
Философия истории, или социальная философия, ориентирована на поиск общих, универсальных, законов общественного развития.
В этом направлении социологической мысли работали видные ученые:
Освальд Шпенглер,
Арнольд Тойнби,
Питирим Сорокин.
В основной своей работе «Закат Европы» немецкий социальный философ О. Шпенглер предрекал гибель европейской цивилизации. В известной мере он подготовил почву для национал-социалистического мировоззрения. Его философия истории строится, во-первых, на том, что нет единой общечеловеческой культуры. Она поделена на 8 основных типов:
1. египетская,
2. индийская,
3. вавилонская,
4. китайская,
5. греко-римская,
6. византийско-арабская,
7. культура майя,
Во-вторых, развитие культуры подчинено жесткому ритму: рождение, детство, молодость, зрелость, старость и закат. В пределах общего цикла выделяются два главных этапа: восхождение — собственно культура и этапы ее нисхождения — цивилизация. По мере развития любой культуры происходит ее окостенение, омертвление творческих начал, что проявляется в процессах омассовления, символы которого — скопление людей в мегаполисах вместо деревень и небольших городов, глобализация всех форм жизни — хозяйства, политики, техники, науки. Свое концентрированное выражение эти процессы находят в мировых войнах, цель которых — господство государств, народов — победителей над миром, кроме того, в появлении фигуры фюрера, вождя, цезаря, что имело место во всех культурах на стадии цивилизации. Хотя бесконечная череда войн ведет к закату, гибели культур, О. Шпенглер относится к такой перспективе с мрачным воодушевлением. Нет более высокого смысла для человека, чем участие в таких войнах. Этот, по выражению Т. Манна, свинцовый фатализм и был в известной мере идеологическим обоснованием фашизма. Есть достаточно исторических фактов (культ личности и др.), позволяющих утверждать, что некоторые шпенглеровские идеи отразились и на нашей истории.
Близки к идеям О. Шпенглера взгляды русского социолога Н. Данилевского, который предложил теорию культурно-исторических типов. В ней упор делается на многолинейность развития цивилизации в отличие от европоцентристских представлений.
Н. Данилевский, а затем А. Тойнби выделили 13 типов. Добавились греческий, римский, еврейский, аравийский, славянский. Кроме того, русский философ, подчеркивая многолинейность развития культуры, цивилизации, отстаивал идею их обособленности, замкнутости. Культурно-исторические типы он различал по своеобразию четырех основополагающих видов деятельности: религиозной — еврейский тип, культурной — греческий, политической — римский, экономической — романо-германский. Славянскому типу, по мнению Н.Я. Данилевского, с его православием, крестьянской общиной, самобытной культурой, предначертано стать ведущим культурно-историческим типом.
Н. Данилевский выступал как идеолог самодержавия, защитник национальной вражды. Основная его работа — «Россия и Европа. Взгляд на культурное и политическое отношение Славянского мира к Германо-Романскому». Вот мнение об этой книге П. Сорокина: «Начатая как памфлет высочайшего уровня, она демонстрирует политическую дискуссию такой пробы, что превращается в выдающийся трактат по философии истории и социологии культуры и оканчивается как образец необычайно проницательного и верного по существу политического прогнозирования и проповеди».П. Сорокин считал, что Н. Данилевский на 50-70 лет раньше, чем западные ученые, пришел к положениям и выводам современной науки.
Но есть и другая сторона медали. В Н. Данилевском видели теоретика воинствующего и враждебного народам Европы панславизма, идеолога русского империализма и экспансии. Победа СССР над Германией, создание социалистического содружества подавались как реализация панславистских идей Данилевского, только вместо Константинополя и Босфора у России оказался Кенигсберг с Восточной Пруссией.
Н. Данилевский реализовал идею А.С. Пушкина, сформулированную в 1830-1831 гг.: «Россия никогда не имела ничего общего с остальной Европой… история ее требует другой мысли, другой формулы, чем мысли и формулы, выведенные Гизотом из истории Христианского Запада».
Следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию, необходимо и возможно осуществить в РФ последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-ресурсного сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.
Глобализация современной социологии
К середине ХХ в. вполне определенно обнаружились две тенденции в развитии мировой социологии: европейская и американская. Европейская социология развивалась в тесной связи с социальной философией, а американская изначально формировалась как наука преимущественно о человеческом поведении. Социология в США ведет начало с Чикагской школы 20-х гг. Именно Чикагская школа, утвердившая метод наблюдения и другие формы полевых исследований, создала особый облик американской социологии. К настоящему времени это, по преимуществу, проблемно-ориентированная поведенческая наука.
В послевоенные годы «чистые» линии в развитии мировой социологии стираются. В 20-40-х гг. в США наряду с собственно американским направлением влиятельным было европейское, представленное прежде всего такими крупными теоретиками, как Т. Парсонс и П. Сорокин. Главные достижения американской социологии лежат в развитии теорий среднего уровня, особенно в таких областях, как теория организации, социальная структура, малые группы, коллективное поведение, массовые коммуникации, социология труда и профессий, семьи. Ориентированная на решение конкретных социальных проблем, что вполне соответствует отечественному прагматизму, американская социология открыла новые области, ранее либо вовсе не изучавшиеся, либо оставшиеся на периферии более крупных предметных областей социологического исследования.
В наши дни наблюдается своего рода «американизация» западноевропейской социологии, все еще сохраняющей классическую социально-философскую ориентацию. С одной стороны, сказываются воздействия социальной практики и необходимость обращаться за субсидиями на социологические исследования к частным организациям. С другой стороны, на европейскую социологию оказывают влияние далеко продвинутые проблемно-ориентированные исследования, проведенные в США, на основе которых развиваются традиционные и возникают новые частносоциологические концепции. Западноевропейская социология также движется в сторону проблемно-ориентированного и преимущественно прикладного развития.
Вместе с тем глобализация как современный этап развития мировой социологии есть ответ на объективные процессы. В нашем мире уже трудно говорить о доминирующей «самодостаточности» отдельных обществ и государств. Цивилизация на пороге XXI в. все больше представляет собой взаимосвязанную систему и в области экономики, и в политической организации (ООН, ЕЭС и другие региональные политические и экономические сообщества, включая СНГ), и в сфере культуры, и глобальных коммуникаций. Наконец, человечество оказывается лицом к лицу с общими для всех стран и народов опасностями: ядерной войной, уничтожением природной среды, эпидемиологическими заболеваниями, источник которых в непредвиденных последствиях развития самой цивилизации (например, аллергические заболевания и СПИД). Социологическая теория не может не реагировать на этот вызов, а точнее — на изменение объекта исследования, новое понимание социальной реальности.
Вообще, ни одно направление современной социологии само по себе не может дать полной картины современного общества. Невозможно представить современное общество без борьбы, без конфликтов. В то же время общество немыслимо без определенной стабильности, эволюционного развития, гармоничного сочетания интересов различных социальных групп. Поэтому нужна интеграция разных социологических традиций, что и происходит в современной отечественной социологии. При этом стоит иметь в виду, что социология находится ближе всех общественных наук к реальной политике со всеми вытекающими из этого последствиями.
Социологии, в том числе и марксистской, приходилось отстаивать свое право на существование. В СССР в середине 30-х гг. ее называли буржуазной наукой, а в Германии — социалистическими идеями. Поэтому в России социология прикрывалась историческим материализмом, в Германии — национальной экономикой. Почему так произошло? На идейно-теоретическом уровне никто против социологии не выступает, статус не подвергается сомнению, но ее научные выводы, прогнозы часто не устраивают власть предержащих. И социология оказывается своего рода маргинальной наукой, вынужденной подстраиваться под настроение тех, кто стоит у руля. Дело еще и в том, что социология достаточно дорогая наука и не может обойтись без финансовой поддержки власти. А власть пытается эту науку превратить в средство политической борьбы, своего политического господства. Та же самая ситуация, что характерна и для средств массовой информации.
Можно назвать и некоторые другие теоретические подходы к исследованию общества, например:
биосоциология;
этнометодология;
символический интеракционизм;
теория обмена и другие.
Для них характерны достаточно оригинальные подходы к объяснению смысла взаимодействия личностей, социальных групп в обществе.
studfiles.net
Основные направления современной социологической науки
В XX в. во многом благодаря наработанному в предшествовавшие периоды «социологическому материалу» в социологии возникают многочисленные школы и направления (парадигмы). Парадигма — это определенное представление о характере социальной реальности или научно обоснованная модель, образец постановки проблем и их решений; определенное научное направление в социологической науке.
Ни одна из парадигм в социологии не является универсальной. Каждая раскрывает ту или иную перспективу в исследовании общества. Поэтому любая парадигма требует к себе серьезного отношения.
Рассмотрим некоторые из основных парадигм современной социологии.
Структурный функционализм — один из основных методов в современной социологии. В основе его лежит представление об обществе как о целостной системе, состоящей из взаимосвязанных подсистем. Каждая подсистема, в зависимости от занимаемого ею положения в системе, выполняет определенную, свойственную только ей функцию. Взаимодополняемость и взаимодействие подсистем обеспечивают социальной системе структурно-функциональное единство.
Основы структурно-функциональной парадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американские ученые-социологи Р. Мертон и Т. Парсонс.
Конфликтологическая парадигма является как бы противоположностью функционалистическим теориям, которые предполагают консенсусное взаимодействие различных подсистем (социальных слоев, классов) общества. Конфликтологический подход исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп.
Конфликтологическая парадигма немарксистской ориентации начинала формироваться в 50—60-е гг. XX в. благодаря работам Р. Дарендорфа, Р. Миллса, Л. Козера, Р. Мура, К. Боулдинга и др. Так, по мнению немецкого социолога Рольфа Дарендорфа (род. в 1929 г.), конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции и потому он неизбежен.
В соответствии с теорией классовой борьбы К. Маркса любое классовое общество делится на два антагонистических (непримиримых) класса, борьба между которыми завершается социальной революцией. В отличие от марксистской теории конфликтологическая парадигма исходит из того, что в современном демократическом обществе возникает великое множество локальных социальных конфликтов между различными группами. Разнонаправленность этих конфликтов позволяет сохранять относительную стабильность в обществе, т. е. не ведет к социальным взрывам. Кроме того, в открытом обществе существуют легальные способы (механизмы) для сравнительно «бескровного» урегулирования конфликтов. Успешное разрешение возникающих социальных конфликтов (по Р. Дарендор-фу) свидетельствует о жизнеспособности общества.
Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — одно из ведущих направлений в американской социологии — наука о поведении. В основе бихевиоризма лежит проблема исследования видимых форм поведения человека как реакции на воздействие внешней среды, по принципу «стимул-реакция». Методологическими предпосылками бихевиоризма являются принципы философии позитивизма и структурно-функциональный анализ Г. Спенсера. Современные понятия в теории бихевиоризма были разработаны Э. Торндайком, Дж. Уотсо-ном и др.
Пик влияния идей и методов бихевиоризма в социологии приходится на 20-е гг. XX в. Впоследствии он неоднократно подвергался обоснованной критике за упрощенный подход к исследованию человека и его поведения. Суть проблемы заключается в том, что классический бихевиоризм не учитывал психических и социокультурных составляющих в исследовании мотивов поведения людей. В настоящее время предпринимаются попытки обновления бихевиоризма. Его приверженцы стремятся в своих исследованиях учитывать самые различные аспекты поведения. Таким образом, возникло новое (обновленное) направление в социологии — необихевиоризм.
Символический интеракционализм (от англ. interaction — взаимодействие) — одно из направлений (парадигм) в современной социологии. Суть этого направления заключается в том, что в своих методах исследования социального поведения символический интеракционализм (в отличие от бихевиоризма) учитывает как внешние проявления, так и внутренний мир человека. Большое значение сторонники этого направления придают языковой символике.
Символический интеракционализм исходит из того, что в ходе осознанного взаимодействия люди интерпретируют (истолковывают) действия друг друга, придавая последним те или иные значения (символы). Тем самым они конструируют собственное поведение и способствуют изменению социальной реальности. Отсюда следует, что символ в процессе социального взаимодействия играет определяющую роль.
Теоретико-методологические основы символического интеракционализма были заложены такими учеными, как Ч. Кули, Г. Зим-мель, К. Боулдинг и др. Наиболее весомый вклад в его развитие внесли Дж. Мид, Г. Кун/ И. Гофман, Г. Блумер, А. Стросс, Т. Ши-бутани и др.
Сторонники теории социального обмена рассматривают обмен в качестве фундаментальной основы общественных отношений. Согласно этой теории обмену подлежит все, что имеет социальную значимость. Например, труд обменивается на материальное вознаграждение, физическая привлекательность — на благосостояние и т. д. Люди, имеющие более высокий социальный статус, могут навязывать «нижестоящим» свои условия обмена. Таким образом, возникает проблема неравноценного обмена.
Теоретико-методологические основы концепции социального обмена были заложены родоначальниками буржуазной политэкономии И. Бентамом, А. Смитом и др. Другим ее источником стали работы известных социальных антропологов Б. Малиновского, Дж. Фрейзера, М. Мосса. Значительный вклад в развитие социологического направления в теории социального обмена внесли Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон.
psyera.ru
Раздел 5. Основные методологические направления в социологии
Подходы к определению понятия «социальное взаимодействие». Основные аспекты изучения социального взаимодействия. Действие, социальное действие и социальные отношения в социологи М. Вебера.
Бихевиоризм как методологический подход к изучению социального взаимодействия. Основные категории бихевиористского анализа социального взаимодействия. Классический бихевиоризм Э. Торндайка и Дж.Б. Уотсона. Необихевиоризм Э. Толмена и К. Халла. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера. Респондентное и операндное поведение. Скиннеровские идеи модификации поведения.
Теория обмена. Интеллектуальные истоки теории обмена. Основные теоретические допущения в анализе социального взаимодействия. «Аксиоматические положения» Дж. Хоманса. Теория обмена П.Блау: комбинация социального бихевиоризма и социологизма. От межличностного обмена к социальной структуре. Дифференциация статуса и власти. Теория обмена как рационалистическая модель поведения. Возможности теории обмена в анализе социального взаимодействия.
Символический интеракционизм. Основные категории анализа социального взаимодействия в символическом интаракционизме. Истоки теории. Ч.Х. Кули: теория зеркального Я, первичные группы. У.А. Томас: определение ситуации, установка. Дж. Г. Мид: социальное взаимодействие как коммуникация, принятие роли Другого, обобщенный Другой, жест, символ. Вклад Г. Блумера в развитие символического интеракционизма. Символический интеракционизам как методологическое направление.
Драматургические аналоги в анализе социального взаимодействия. Проект социологии Дж. Морено. Социодинамика и «социометрические законы». Понимание социального взаимодействия в социатрии. Социометрия как эмпирическая наука о межличностных отношениях. Вклад Морено в изучение социального взаимодействия. Драматургический подход И. Гоффмана. Идея управления впечатлениями. Роль среды в социальном взаимодействии («декорации», «реквизит»). Различение «авансцены» и «кулис». Рамочный анализ как инструмент повседневной интерпретации поведения и социологического анализа социального взаимодействия. Социальные нормы и поведение. Стратегическое и нестратегическое взаимодействие. Понятие «социальная роль» в социологии И. Гоффмана.
Функционалистский подход к анализу социального взаимодействия. Понятие функции. Происхождение функционалистских идей. Методологические особенности функционализма. Функционалим Т. Парсонса. Логические характеристики «единичного акта». «Единица действия» как динамический комплекс действователь — ситуация. Характеристики ориентации, ситуации, объектов мотивации. Типовые переменные действия. Четырехфункциональная парадигма (схема AGIL) основные характеристики теории Т.Парсонса: логический функционализм, нормативный рационализм. Структурный функционализм Р.Мертона. Функциональные и каузальные (структурные) объяснения. Анализ классического функционализма и предложения по его модернизации. Явные и латентые функции. Баланс функций и дисфункций. Социальная структура и поведение.
Понятие и свойства системы. Основные положения системного подхода. Общая теория систем Л. фон Берталанфи. Эквифинальность системы. «Живые» и «костные» системы. Понятие «внутренней семантики» системы, системный контекст, поликонтекстность. Развитие системных идей Н. Лумана: от «открытой системы» к «закрытой».
Феноменология. Истоки понимающей социологии. Проблема смысла действия. Объяснение и понимание. Специфика познания социальных объектов. Феноменология А. Щюца. Индивид как основа социологического анализа взаимодействия. Обоюдность и смысловая конгруэнтность перспективы как основа адекватного социального взаимодействия (типизации, интерсубъективность, перспектива). Типизации как правила взаимодействия. Анализ социального взаимодействия П. Бергера и Т. Лукмана. «Лицом к лицу взаимодействие» – особенности, соотношение с другими типами взаимодействия. Рассмотрение взаимодействия в пространстве и времени. Этнометодология как теория и метод изучения взаимодействия. Повседневное взаимодействие. Роль фоновых ожиданий во взаимодействии.
Теории социального взаимодействия как исследовательские стратегии. Методологические особенности теорий социального взаимодействия. Возможности теорий на микро- и макроуровне. Методы социологических исследований и теории социального взаимодействия.
studfiles.net
17. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
Главная » Шпаргалка по социологии » 17. 17. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
17. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
В настоящее время социология характеризуется множеством направлений, школ, течений. Некоторые из них развиваются в русле «классических теорий», а другие ищут свои новые пути социологического познания.
1. Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но становится самостоятельной в начале XX в. Л. Кетле и Ф. Ле Пле считали, что социология должна быть точной наукой – собирать и изучать факты. Ландберг (радикальный эмпиризм) считал, что показателем социальных явлений является эмпирическое исследование. Это течение внесло большой вклад в разработку технологий опроса и анкетирования, но на смену радикальному пришел умеренный эмпиризм – Лазарсфельд, Стауффер. Они разрабатывали логические приемы обобщения эмпирических данных, интересуясь в основном формально-логическими аспектами, а не процедурно-техническими.
В России проблемами эмпирических исследований занимались Г. В. Осипов, В. А. Ядов, А. Г. Здраво-мыслов.
2. Структурный функционализм. Его разработки связаны с именами Т. Парсона и Р. Мертона. Они
понимали жизнь общества как пересечение большого числа социальных взаимодействий и структур, разработали «теорию социального действия» (анализ факторов человеческого поведения, взаимосвязь социальных структур и личности). Социология Парсонса-Мертона распадается на ряд течений. Неоэволюционисты и приверженцы социобиологи-ческих теорий (Э. Уилсон) рассматривали связь данных социологии, биологии, экологии и др. наук, называли социальную революцию продолжением биологической. Психоаналитическое направление объясняет общественную жизнь методами З. Фрейда и его учеников Юнга, Адлера, Фромма.
3. Социология, продолжающая идеи Зиммеля, М. Вебера. Феноменологическое направление основывалось на идеях Гуссерля и Шеллера. А. Щюц первый перенес в социологию идеи феноменологии, разработал концепцию интерсубъективного мира. Это направление изучает цели и мотивы индивидов общества. Их взаимодействие и есть социальная реальность («интерсубъективный мир»). Сюда же относят этнометодологию Гарфинкеля, экзистенциалистскую социологию Тирианьяна и символический интеракционизм (Д. Г. Мид).
4. Неомарксистская и радикально-критическая тенденции. Представители – М. Хорнхаймер, Т. Адор-но, Хабермас Ю. – работы по критическому анализу проблем социального отчуждения и авторитарной личности. К этому течению относят и конфликтологию (Р. Дарендорф, Л. Козер и т. д.). Дарендорф анализировал причины формирования и развития социальных конфликтов, выявляя их позитивные функции в жизни общества. Л. Козер критиковал Т. Парсон-са, доказывая, что в любой социальной системе существуют дисбаланс и конфликты – процессы, которые считаются обычно разрушающими (в этом он противостоит функционалистам), при определенных условиях рассматриваются как средства приспособления к окружающей среде. Козер говорил, что конфликты внутри группы часто способствуют формированию новых социальных норм или обновлению старых.
Лекция, реферат. 17. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.
referatwork.ru
Основные направления современной социологии — Социология
В 1960-е гг. начинается современный этап развития социологии. Ее состояние характеризуют следующие особенности: сложная структура социологии как науки, включающей в себя множество направлений и теорий; в 1980-е гг. в социологии возобладало стремление найти некую синтетическую картину социальной реальности, которая стала бы общим теоретическим основанием.
Потребность таких общетеоретических изысканий была обусловлена тем, что период 1970—1980-х гг. стал эпохой телекоммуникативной революции, охватившей все сферы жизни общества и заставившей исследователей по-новому взглянуть на целый ряд, казалось бы, традиционных проблем. Меняются сами принципы социальной организации: происходит переход от жестко централизованных структур власти к горизонтальному принципу ее организации.
На современном этапе трансформации российского общества можно говорить о следующих особенностях развития отечественной социологии: оценке современной эпохи как переломного момента человеческой истории; неспособности описать происходящие социальные трансформации средствами классических социологических теорий и методов.
В связи с этим встала проблема формирования новой парадигмы социологии, которая не замыкалась бы на исключительно социологическом инструментарии, а попыталась создать новую картину социальной реальности. Данное стремление нашло свое выражение в концепциях постиндустриального, информационного, постэкономического, посткапиталистического, постмодернистского общества.
Все эти концепции рассматривают современное общество как качественно новое образование, определяющими постулатами которого являются: трудовое индустриальное общество в ходе социально-экономического развития преодолено постиндустриальным обществом, последнее отрицает первое; главной ценностью и фактором развития современного общества является информация; система материального производства утрачивает первостепенную роль в системе общественного производства; деятельность человека на современном этапе определяется не только выгодой, пользой или интересом: появляется новый тип рациональности, мотивационных механизмов, ценностей.
Современная социологическая наука все больше обращается к истории, психологии и философии. Этот процесс характеризует общее состояние науки: в настоящее время наблюдается интеграция научного знания, которая привела к появлению междисциплинарных исследований и новых научных дисциплин, таких, как экономическая и политическая социология, политическая география и др.
Несмотря на разнообразие школ и направлений современной социологии, отчетливо проявляются две основные тенденции: позитивистская и понимающая социология. В числе основных направлений и школ современной социологии можно выделить следующие: теоретическую социологию; историческую социологию; феноменологическую социологию и структурный функционализм; теорию модернизации; критическую теорию, символический интеракционизм и этнометодологию; социографию и социобиологию; французскую социологическую школу; дюркгеймовскую социологическую школу и др.
socialworkstud.ru
Глава 2 Основные направления современной социологии. Социология [Краткий курс]
Глава 2
Основные направления современной социологии
Современная социология преодолела споры приверженцев позитивизма и антипозитивизма. Различия социологических направлений в наши дни носят не фундаментально-философский, а практическо-методологический характер. Дело скорее не во взглядах на мир, а в подходе к пониманию природы общества и подходе к социологическим исследованиям.
В первой главе мы говорили о различии в определении предмета социологии у Э. Дюркгейма и М. Вебера. Дюркгейм считал предметом науки об обществе «социальные факты», под которыми он понимал духовное и материальное окружение, определяющие поведение людей, т. е. объективную внешнюю среду. По мнению Вебера, предмет социологии — «социальное действие», которое исходит от индивида, носит субъективный характер, хотя и ориентировано на других людей.
Исходя из этих противоположных подходов можно подразделить все направления современной социологии на объективные и субъективные. Объективный подход в социологии подразумевает решение основной дилеммы социологии «личность-общество» с позиции общества, «сверху», рассматривая его как социокультурную систему; субъективный — с позиции личности, «снизу». Для объективного подхода характерны такие индуктивные методы, как системный, структурный и функциональный анализ, для субъективного — дедуктивные методы. Для объективного подхода априорно существующим является общество как система, а человек — частичка, элемент этой системы. Для субъективного подхода характерно начинать исследования от человека, индивидуальных связей и отношений, переходя затем к групповым, социентальным и т. д. Здесь общество рассматривается как сумма связей между личностями, составляющими его.
Исходя из вышесказанного все направления современной социологии можно подразделить на две группы: направления объективного подхода (объективные направления) и направления субъективного подхода (субъективные направления).
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
fil.wikireading.ru
Основные направления современной российской социологии — Студопедия.Нет
Введение
Развитие социологии является сложным и многоаспектным процессом. Социологическая наука в России прошла более чем вековой путь. Долгое время социология находилась под запретом. Потребовалось немало усилий, чтобы социология начала свое возрождение и заняла достойное место в системе наук об обществе.
Социология в XXI веке переживает трудные времена, которые препятствуют ее дальнейшему развитию. Состояние глубокого кризиса, в котором находится наука, ставит ее перед выбором, который и будет определять дальнейшую судьбу социологии. Выбором пути развития отечественной науки об обществе, пути переосмысления накопленного и взращивание нового.
На сегодняшний день намечается преодоление теоретико-методологического кризиса, в котором пребывает отечественная социологическая наука в последнее десятилетие. Во всех крупных вузах России открылись кафедры и факультеты социологии, которые занимаются не только подготовкой высококвалифицированных кадров и исследованиями, которые достаточно традиционны по своим подходам и проблематике, но также представлены попытки развития новых неклассических концепций и направлений. Произошедшее в 20 веке расширение социологии происходит и по сей день. Сегодня существует достаточно много специализированных направлений: социология повседневности, социология личности, социология семьи, молодежи, культуры и другие.
Объект курсовой работы – научные достижения российской социологии в 2000 – х гг.
Предметом исследования являются научные достижения российской социологии в контексте научно-исследовательских проблем и институционального развития.
Целью является изучение научных достижений российской социологии в 2000 – х гг. научно-исследовательского и институциального характера.
Задачи работы:
1. Выявить проблемы и тенденции развития российской социологии на пороге XXI в.
2. Рассмотреть основные направления современной социологии.
3. Изучить развитие социологии в России на примере Москвы и Санкт-Петербурга и региональных социологических школ.
Глава 1 Российская социология на пороге XXI века
Проблемы и тенденции развития социологии
За последние двадцать лет развитие отечественной социологии во многом синхронизировалось с европейской и мировой социологиями и приобрело при этом не только плюсы, но и минусы. К последним добавились и свои собственные.
Журнал «Социологические исследования» выделил парадоксальный факт способности России раз за разом «наступать на одни и те же грабли» и при этом проявлять слабую заинтересованность относительно причин происходивших катаклизмов[1].
Среди социологов возникает вопрос: действительно ли социология развивается, то есть идет вперед, прогрессирует? Всемирный профессиональный форум говорит о социологии в движении и социологии на перекрестье дорог в глобальную эру: старые проблемы, новые перспективы[2]. В социологическом сообществе утвердилось мнение, что современная социология находится в длительном кризисе, о чем свидетельствуют аргументы многих известных социологов.
Как говорил Андрей Александрович Давыдов: «Современная социология выродилась в специфический интеллектуальный дискурс, далекий от познавательных задач научной дисциплины и эффективных практических приложений, основанный, в значительной мере, на социальной философии и гуманитарной парадигме, догматическом преклонении перед работами классиков социологии, схоластических умозрительных спекуляциях вокруг содержания фундаментальных социологических терминов, социологического метода и теоретической деятельности, произвольном «авторском» объяснении социальных явлений и процессов, «отрыве» разрозненных эмпирических исследований от теории, «разбавленный» методами математической статистики и слабо восприимчивого к полезным для социологии достижениям других научных дисциплин»[3].
Рассмотрим и другие признаки, свидетельствующие о том, что социология находится в глубоком кризисе. Во-первых, социологическая теория всё более замыкается на самой себе. Между тем наука становится наукой лишь тогда, когда может объяснять и прогнозировать происходящие в обществе процессы, проанализировать различные социологические категории и определения. В сущности, обращение к проблемам общества и есть смысл существования социологии. Она возникла из общественных потребностей, завоевала признание своим вкладом в решение конкретных проблем индивида, групп, обществ. Нынешние призывы к повышению общественной роли социологии связаны с конкретной ситуацией на пересечении общественных запросов и работы социологов[4].
Во-вторых, современная социологическая теория не всегда в состоянии объяснить и проанализировать причины происходящих в стране процессов. Всё более популярными в среде учёных становятся качественные методы исследования (например, «фокус-группы»). Однако и они не всегда оправдывают возлагаемые на них надежды.
В-третьих, произошло разделение социологии. С одной стороны, на академическую науку, представители которой читают свои курсы в университетах, публикуют монографии. С другой – на «коммерсантов от социологии», использующих социологические методы (прежде всего – массовые опросы населения) в качестве средства заработка[5].
Трудно не согласиться с мнением Ж. Т. Тощенко, который полагает, что олицетворением кризиса и дезинтеграции социологии является кризис понятийного аппарата[6].
В последнее время теоретическая социология в нашей стране развивается во многом за счет восприятия западных социологических теорий как самых современных, так и уже давно ставших классическими.
Настает время выбрать путь и идти вперед. Копирование западных образцов – путь ошибочный, ведущий к утрате самобытной русской науки и ее отставанию от Запада. Понимание теорий западных ученых может быть достигнуто только при наличии собственной теоретической базы[7].
Для реализации накопленного потенциала необходима консолидация социологического сообщества, создание условий для дальнейшего динамичного развития социологической науки, усиление ее влияния на социальный прогресс и становление гражданского общества[8].
В XXI веке должно быть устранено «двойное» отставание социологии. Во-первых, от технических и естественных наук, которые в минувшем столетии развивались быстрее наук социальных. Во-вторых, от стремительно формирующихся социальных реалий[9]. Эти реалии порождают потребность в новых социальных понятиях, новых социальных теориях. Дальнейшее запаздывание социологии с ответами на эти вызовы может иметь самые тяжелые социальные последствия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социология как наука является своеобразным аутсайдером среди «сообщества» мировых наук по ряду признаков. Но и этот кризис, в котором находится российская социология, не говорит о том, что это состояние тупика, наоборот, это состояние переосмысления. Переосмысление идей прошлого и через это – взращивание нового.
Основные направления современной российской социологии
В XX веке произошло расширение социологии. Из нее выделились несколько специализированных направлений. Сегодня таких направлений существует достаточно много: социология права, социология семьи, социология молодежи, личности, культуры и др. Мы рассмотрим некоторые из них.
Политическая социология – один из способов изучения человека в политическом пространстве, в политической среде, которая включает взаимодействие социального и политического, изучает явления политической жизни не только как постоянные институциональные величины, а как процесс и результат их превращения из социальной субстанции в политическую. Среди социологов можно назвать имена известных ученых, которые активно проповедуют данную науку и используют ее основные подходы в своих исследованиях. В Москве – это: М. К. Горшков, А. А. Дегтярев, В. О. Рукавишников, Ж. Т. Тощенко и др. В Петербурге – Б. А. Исаев, А. В. Клюев, В. Е. Семенов и др. Предметное поле политической социологии довольно интенсивно разрабатывается в Алтайском, Волгоградском, Воронежском, Ростовском, Уральском и других университетах. В ведущих высших учебных заведениях готовятся специалисты по этому направлению с присвоением ученой степени кандидата и доктора социологических наук.
Рядоположение проблем, составляющих «скелет» политической социологии, обеспечивает ее целостность и устойчивость. Во-первых, это классические источники данной отрасли знания как за рубежом, так и в России; во-вторых, — социологическая интерпретация участия человека в осуществлении властных функций; в-третьих, — динамика взаимодействия партий и властных структур; в-четвертых, — равновесие как динамичная величина, обозначающая, что всякое новое состояние равновесия есть результат успешного выполнения властными структурами своих полномочий[10].
Социология образования. В период становления социологии образования в первые десятилетия XX века было не вполне ясно: относится ли новая отрасль к социологии, или все же – к педагогике, психологии? В основе кризиса отрасли было недостаточное внимание к собственному предмету и категориальному аппарату, центральным проблемам, интеграции и развитию отрасли. То же самое отмечается и теперь в российской социологии образования.
Развитие российской социологии образования происходит в сложных условиях. Осознание этих сложностей и является предпосылкой того, что она, наконец-то, обретет свою почву, осознает себя и свое предназначение в системе социального знания и обществе, а, значит, и сможет ответить на вызовы нынешнего этапа развития России и глобального развития[11].
Социология молодежи. В социологии молодежи уделено особое внимание социальному развитию молодежи в обществе риска (Ю. Г. Волков, Т. Э. Петрова, В. И. Чупров и др.). Эти особенности определяются состоянием социальной неопределенности, которая проявляется в неадекватной рефлексии молодых людей на социальные перемены. От того, какие структуры и отношения воспроизводятся и обновляются молодым поколением, зависит его собственное развитие и развитие общества. Однако в обществе риска процессы развития носят спонтанный характер и зачастую происходят в условиях дисфункций социальных институтов. Очевидно, что основным направлением молодежной политики должно стать ее духовное развитие. В материалах эмпирических исследований показана социальная политика «латания дыр» и отсутствие концепции формирования личности в масштабе государства, которые ведут к росту криминала и возникновению групп риска в среде молодежи, девальвации трудовых и профессиональных ценностей в пользу ценностей карьеры как способа достижения жизненных целей[12].
В социологии и демографии семьи обращено внимание на теоретические концепции и парадигмы отечественной демографии[13] (В. М. Медков), становление демографической теории и развитие социологических исследований демографического поведения[14] (Н. В. Зверева). Семья рассматривается как развивающийся объект социальной защиты и как фактор воспроизводства социальной идентичности; анализируется адаптивный потенциал семьи и проблемы дезадаптации в условиях переходного периода, влияние СМИ на формирование образа семьи в общественном мнении.
В соответствии с социальными вызовами, значительно усилились позиции социологии регионального развития (В. В. Зырянов, И. П. Рязанцев и др.), гендерной и социогендерных отношений (Т. А. Гурко, Е. Л. Омельченко и др.), девиантного поведения (А. И. Долгова, Н. Ф. Кузнецова и др.), здравоохранения, аграрной, социальной сферы, включающей в себя социологию социальной работы, конфликтологии[15].
Обозначилось возросшее внимание к динамике социальной дифференциации – социальной стратификации современного российского общества[16] (З. Т. Голенкова) и разработке подходов к изучению социальной структуры российского общества[17] (Т. И. Заславская, Н. Е. Тихонова). Возникли новые отрасли социологического знания, такие как социология глобальных процессов, толерантность и нетерпимость и др. Новый стимул развития получила наука социальная антропология – антропологическая проблематика признана как органическая часть российского социологического знания. Анализ названной проблематики ведущими учеными показал, что необходимо произвести коррекцию парадигмы познания социальной антропологии, изучавшей до сих пор «процесс социальной жизни», по вектору «от общества к культуре, от нее – к человеку» (Ф. И. Минюшев). Антропологический анализ позволяет раскрыть сущность современных социальных процессов в российском социуме, активно развивающихся под влиянием глобальных изменений[18].
Исходя из выше сказанного, можно сделать совершенно обоснованный вывод: российской социологии известны все ее проблемы, мешающие качественному развитию, а если социологам известны их проблемы, то они определенно знают пути их решения.
studopedia.net